Тургеневские традиции поэме анна снегина. Чувства Анны и Сергея

Тема: Урок изучения поэмы С.Есенина «Анна Снегина».

Цели:

Дидактическая:

    обучать выразительному чтению и комментированию поэтического текста;

    формировать у студентов практические знания о поэме «Анна Снегина»;

    формировать монологическую и диалогическую речь;

    формировать критическое мышление;

    прививать интерес к русской поэзии (в частности к поэме «Анна Снегина»);

    повышать мотивацию учащихся к самостоятельному добыванию знаний из разных источников;

Развивающая:

    развивать самостоятельность при выполнении заданий по группам ;

    развивать умение обобщать факты и делать выводы;

    развивать критическое мышление;

    развивать умение работать в группах.

Воспитательная :

    воспитывать стремление к творчеству;

    воспитывать стремление добиваться высоких результатов в работе;

    воспитывать внимательного, творческого читателя;

    воспитывать любовь к родине, к литературе, бережное отношение к слову.

Оборудование.

    Компьютер, экран, проектор.

    Портрет Есенина.

    У учащихся: тексты поэмы.

    Готовые презентации.

    Ребята садятся группами.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Вид урока: нетрадиционный урок (смотр знаний).

Межпредметная связь: история, русский язык и культура речи.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка выполненных заданий фактического материала.

3. Закрепление нового материала (стратегия «Синквейн» ).

4. Рефлексия (6 шляп).

5. Домашнее задание.

План урока:

1. О поэме «Анна Снегина.

2. Краткое содержание поэмы.

3. Система образов

Ход урока

1.Организационный этап.

Слово преподавателя. Что такое поэма?

Поэма - литературный жанр. Эпическая П. - центральная разновидность жанра - крупная повествовательная форма. Эпическая и лирическая П. стремится к созданию объективной и многогранной картины мира.

В центре сюжета этого большого лиро-эпического произведения - революционные события 1917 года. Они показаны через восприятие героя, воплотившего множество автобиографических черт. С ним связано развитие эпической и лирической линий, переплетение которых создает возможность для проблемного расширения сюжета.

Что такое сюжет?

Сюжет (от франц. sujet - предмет), в литературе - развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических.

По-моему, лучше всего, что я написал.
С. Есенин о поэме

1группа

Задание 1

О поэме «Анна Снегина» Есенин сказал: «Это лучшее, что я написал». Это произведение, созданное в 1924-1925 гг., стало во многом итоговым для поэта. В этот период Есенин мучительно искал своё место в новом мире. Заканчивая работу над поэмой «Анна Снегина», он писал: «В смысле формального развития теперь меня тянет всё больше к Пушкину».

2 группа

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моем творчестве»

(С. А. Есенин).

Задание 1 . Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. О чем эта поэма?

В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности.

3группа

Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!

С. Есенин.

Задание 1 . Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. О чем эта поэма?

Поэма «Анна Снегина» справедливо считается одним из наиболее крупных по значению и масштабу творений Есенина, произведением итоговым, в котором личная поэта осмыслена в связи с народной судьбой.

Поэма писалась в Батуми осенью и зимой 1924-1925 г.г., и Есенин в письмах к Г.Бениславской и П.Чагину отзывался о ней как о самой лучшей из всего, что он написал, и жанр ее определял как лироэпическую поэму.

4 группа

Я понял, что такое поэзия. Не говорите,..
что я перестал отделывать стихи.
Вовсе нет. Наоборот, я сейчас к форме
стал еще более требователен. Только я пришел к простоте...
Из письма к Бениславской
(в период работы над поэмой)

Задание 1 . Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. О чем эта поэма?

Поэма "Анна Снегина" лироэпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу поэта и главной героини раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом белой, как снег, черемухи, это имя – символ утраченной юности. Немало встречается и знакомых по есенинской поэзии образов: "девушка в белом", "тонкая березка", "снежная" черемуха...

5группа

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

С. А. Есенин, « Несказанное, синее, нежное... »

Задание 1 . Вы самостоятельно прочитали поэму. Поделитесь своими впечатлениями. О чем эта поэма?

«Анна Снегина» - автобиографическая поэма , написанная в январе . В основу легли воспоминания поэта о посещении родного села, о революции, о безответной любви в юные годы. Имеет посвящение . Впервые отрывки из поэмы были опубликованы весной в журнале «Город и деревня», полностью же впервые была напечатана в газете « » в двух номерах (№ 95 и № 96) 1 и 3 мая.

Группа 1.

Задание 2. Рассказать краткое содержание первой главы поэмы.

Слово преподавателя. Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним лирического героя .

Время действия в 1 главе: рассказ возницы о событиях лета1914 года, основное действие – весна 1917 года.

В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан - зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды».

Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне - выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад - и в памяти возникают «далёкие милые были» - девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!

2 группа.

Задание 2. Рассказать краткое содержание 2 главы.

Время действия во второй главе : весна 1917 года.

Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, - мысли о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых - убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной - старой знакомой героя, - докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу - повидать знакомых мужиков.

У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы - о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он - вы».

3 группа.

Задание 2 .Рассказать краткое содержание 3 главы.

Время действия в третьей главе: лето 1917 года.

В третьей главе - события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом - они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз...»

Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным - требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания - это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы - жалкий и низкий трусишка, он умер... А вы вот здесь...» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.

4 группа.

Задание 2. Рассказать краткое содержание 4 главы поэмы.

Время действия в 4 главе : осень (ноябрь) 1917 года.

Основное событие четвёртой главы - известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз - и квас! <…> в России теперь Советы и Ленин - старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом - «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».

5 группа.

Задание 2. Расскажите краткое содержание 5 главы поэмы.

Время действия в 5 главе : 1917 год + 6 лет = 1923 год,

в 1920 году убит деникинцами Прон,

в апреле 1923 г. – письмо Анны,

в мае – приехал Сергей.

В пятой главе - эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон - но «гаснет удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» даёт себя выдрать кнутом".

Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден.

Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью - весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.

Слово преподавателя.

Центральными образами поэмы являются герой-рассказчик, Анна Снегина и Прон Оглоблин. Их окружают персонажи, играющие в сюжете вспомогательную роль (мельник, Лабутя), косвенно участвующие в событиях («старуха» -мельничиха, мать Анны, возница), а также внесюжетные (муж Анны, «старшина», «исправник» и исторические лица - Керенский и Ленин).

Особую роль в поэме играют образы русской природы и родной земли: в них раскрывается лирическое содержание, и в то же время реалистически отображается действительность. Действие разворачивается на фоне среднерусского пейзажа. Впервые он обрисован в рассказе возницы:

Богаты мы лесом и водью,

Есть пастбища, есть поля.

И по всему угодью

Рассажены тополя.

1 группа.

Задание 3. Система образов.

Образ Анны Снегиной.

Значение имени Анна – «благодать или милостивая».

Анна Снегина - помещица, от которой зависит «крестьянская жисть» в Криуше. Победа советской власти заставляет ее навсегда расстаться с Родиной. Но эти события для нее «печальны и странны», а «красный советский флаг» вызывает в ней разноречивые чувства:

Я часто хожу на пристань.

И, то ли на радость, то ль в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг...

Война отняла у нее мужа, которого она «безумно любила», но, на ее взгляд, это не давало права «оскорбить» героя, избравшего другой путь, - она признается, что «была не права», «жестока», поддавшись своему горю («Жестокость была мой суд...»). Социально-исторические события воспринимаются как внешние обстоятельства, в стороне от которых проходит ее «дорога». В монологах и письме героини возникает пленительный образ женщины, живущей чувствами, в душе которой есть «загадка», «тайна».

Через всю жизнь Анны проходит чувство к тому, кто «был забавно // когда-то... влюблен» в нее. Любовь, оказывающаяся сильнее времени, войны, революции, пронизывает ее образ светом («Тот образ во мне не угас...», «белая накидка», «белое платье», «вспыхнувшие взгляды», «Луна хохотала...», «Заря как пожар на снегу...»), связывает его с мотивами жизни и вечной весны:

«Вы живы?.. Я очень рада...

Я тоже, как вы, жива.

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова.

Теперь я от вас далеко...

В России теперь апрель.

Дорога моя ясна...

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна»...

Глубокое лирическое наполнение образа обусловило его центральное место в поэме, названием которой стало имя героини.

2группа

Задание 3. Система образов.

Главный персонаж носит имя автора , но здесь Сергей Есенин не автор, а герой, в прошлом крестьянин, а ныне знаменитый поэт, приехавший в «радовские поместья» отдохнуть и поохотиться. С ними связан лирический сюжет поэмы. Лирический герой – Есенин, поэт, гуманный, независимый человек, выступает и как рассказчик, и как герой произведения, и как участник событий предреволюционного и революционного времени. Поэма начинается и заканчивается лирическим аккордом - воспоминания автора о ранней юности, о «девушке в белой накидке». Он способен видеть красоту мира, верит в добро, любит людей. Он приехал к мельнику, а поэт приезжал к родным.

Герой поэмы был на фронте, а Есенин не успел. Имена одинаковые, одна профессия, но есть несоответствие – стихи про «кабацкую Русь» будут написаны Есениным значительно позже, чем о них упоминает Анна. Многое сближает его с самим автором: он назван по имени («Голубчик! Да ты ли? // Сергуха!..»), обрисована его внешность («блондин», «с кудрявыми волосыурачлдждьбыфкуцфами»), род занятий («поэт», «писатель»), происхождение («Ты - свойский, мужицкий, наш...»), упомянуто о его участии в войне и о жизни «в Питере». Герой оказывается старше автора, и, поскольку действия в поэме доводятся до 1923 года, в конце он кажется мельнику «стариком по годам». Внимание к возрасту героя - значимый акцент в любовной линии поэмы. Воспоминание о «девушке в белой накидке» проходит через всю его молодость, высвечивая в истории отношений героев вневременной, идеальный смысл любви.

Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов:

Ничто не пробилось мне в душу,

Ничто не смутило меня.

Струилися запахи сладко,

И в мыслях был пьяный туман...

Теперь бы с красивой солдаткой

Завесть хорошо роман.

И даже в конце поэмы после чтения письма от этой навсегда утраченной для него женщины он как будто бы остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо. Беспричинно. Я в жисть бы таких не писал». И лишь в финале звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – и это главное в поэме – все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!»

Далекие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Группа 3.

Задание 3. Система образов.

Прон Оглоблин появляется только в конце второй главы, но этому предшествуют рассказы и слухи о его злодеяниях. Сначала возница рассказывает о «ком-то», кто во время драки криушан с радовцами топором «убил старшину», за что вместе с другими был сослан в Сибирь. Потом «старуха» - мельничиха, возмущаясь, что криушане пробыли там всего три года, называет среди «воровских душ» как наиболее ей ненавистного Прона Оглоблина:

У них там есть Прон Оглоблин,

Булдыжник, драчун, грубиян,

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Прону противостоит в поэме Есенина иной тип народного вожака, о котором народу можно сказать: «Он – вы» (о Ленине). Есенин утверждает, что народ и Ленин едины по духу, они близнецы-братья. Крестьяне спрашивают Поэта:

«Скажи, Кто такое Ленин?»

Я тихо ответил: «Он – вы».

Группа 4.

Задание 3. Система образов.

Лабутя Оглоблин – не нуждается в особых комментариях. По словарю Даля, Лабутя – неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. Оглобля – длинная деревянная жердь, подобие дубины. Рядом с Проном Лабутя «..с важной осанкой, как некий седой ветеран, оказался «в Совете» и живет «не мозоля рук». Он необходимый спутник Прона Оглоблина. Но если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в финале трагическое звучание, то жизнь Лабути – жалкий, отвратительный фарс.

Показательно, что именно Лабутя «поехал первым описывать снегинский дом» и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником. Принцип Лабути – жить «не мозоля рук», он «хвальбишка и дьявольский трус». Не случайно Прон и Лабутя – братья.

У Прона был брат Лабутя,

Мужик – что твой пятый туз:

При всякой опасной минуте

Хвальбишка и дьявольский трус.

Таких вы, конечно, видали.

Их рок болтовней наградил...

Такие всегда на примете,

Живут, не мозоля рук...

Группа 5.

Задание 3. Система образов.

Мельник – это воплощенная доброта, близость к природе, человечность. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы. Его образ лиричен и дорог автору как одно из самых светлых и народных начал. Не случайно в поэме мельник постоянно соединяет людей. Знаменательно и его присловье: «За милую душу!» Он-то, пожалуй, более всего воплощает эту цельную, добросердечную русскую душу, олицетворяет русский национальный характер в его идеальном варианте.

4. Закрепление темы (стратегия «Синквей») для всех групп.

    5 существительных

    4 прилагательных

    3 глагола

    Фраза - 5-6 слов

    Эмоциональное отношение.

5.Итог урока (белая шляпа) 1группа. Белый цвет беспристрастен и объективен. В белой шляпе «варятся» мысли, «замешанные» на цифрах и фактах. Именно мышление в белой шляпе побуждает человека к установлению четкого разграничения того, что является фактом, а что объяснением или интерпретацией факта. Если утверждение выстроено на основе убеждения, его следует подкреплять цифрами и фактами. В изложении фактов от надевшего белую шляпу ожидается полная беспристрастность и объективность.

5.Итог (зеленая шляпа) 2группа. Зеленая шляпа – символ свежей листвы, изобилия и плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей. Что примечательного в идее деятельностных технологий? Что в них особенного? Что лежит в их основе? Куда нас приведет их использование в школьной практике? Главное, что необходимо понять: мышление в зеленой шляпе направлено на активизацию движения нашей мысли вперед.

5.Итог (красная шляпа) 3 группа. Красная шляпа – символ внутреннего напряжения, раздражения, гнева. В красной шляпе отдадим себя во власть эмоций. Эмоции – это субъективное отношение к факту. Когда человек надевает красную шляпу, это дает ему возможность сказать: «Вот что я чувствую по поводу того, что мешает мне воплотить идею в жизнь». В красной шляпе выскажем свои эмоции относительно того, как протекал процесс обучения, по поводу чего испытывали напряжение во время презентации результатов работы, какие недочеты выявили в процессе реализации деятельностных технологий на практике.

5.Итог (черная шляпа) 4 группа. Черная шляпа – это критика, доходящая до въедливости. Черная шляпа покрывает негативное отношение ко всему, что мешает воплотить идею в жизнь. Это негативизм и искренняя убежденность в том, что никогда в жизни ничто не может складываться так, как надо. Образ мыслей в черной шляпе отличается строгой логикой и четкостью обоснования своей позиции. Мышление в черной шляпе не имеет отношения к разрешению проблем, оно лишь указывает на их наличие. Надевающий черную шляпу занят поисками того, что препятствует внедрению деятельностных технологий в образовательный процесс общеобразовательной школы, какие трудности подстерегают преподавателей на этом нелегком пути.

5.Итог (синяя шляпа) 5 группа. Синий цвет холодный, это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением мыслительным процессом, а также с анализом применения шляп других расцветок. На чем сосредоточить свое внимание? Этот вопрос является главным для мышления в синей шляпе. Задача синей «мыслеварительной» шляпы заключается в обобщении всего достигнутого к настоящему времени, в представлении возможности надевшему ее человеку проанализировать плоды деятельности каждой из шляп, подвести итог результатов внедрения деятельностных технологий, отметить основные достижения и обозначить перспективы дальнейшей работы.

Действие происходит на рязанской земле в период с весны 1917 по 1923 г. Повествование ведётся от имени автора-поэта Сергея Есенина; изображение «эпических» событий передаётся через отношение к ним лирического героя.

В первой главе речь идёт о поездке поэта в родные места после тягот мировой войны, участником которой он был. Возница рассказывает о житье своих односельчан - зажиточных радовских мужиков. У радовцев идёт постоянная война с бедняцкой деревней Криуши. Соседи воруют лес, устраивают опасные скандалы, в одном из которых дело доходит до убийства старшины. После суда и у радовцев «начались неуряды, скатилась со счастья вожжа».

Герой размышляет о бедственной судьбе, вспоминая, как «за чей-то чужой интерес» стрелял и «грудью на брата лез». Поэт отказался участвовать в кровавой бойне - выправил себе «липу» и «стал первый в стране дезертир». Гостя радушно встречают в доме мельника, где он не был четыре года. После самовара герой отправляется на сеновал через заросший сиренью сад - и в памяти возникают «далёкие милые были» - девушка в белой накидке, сказавшая ласково: «Нет!»

Вторая глава повествует о событиях следующего дня. Разбуженный мельником герой радуется красоте утра, белой дымке яблоневого сада. И снова, как бы в противовес этому, - мысли о безвинно изуродованных войной калеках. От старухи мельничихи он вновь слышит о стычках радовцев с криушанами, о том, что теперь, когда прогнали царя, везде творится «свободы гнусь»: зачем-то открыли остроги и в деревню вернулись многие «воровские души», среди которых - убийца старосты Прон Оглоблин. Мельник, вернувшийся от помещицы Снегиной - старой знакомой героя, - докладывает, какой интерес вызвало его сообщение о приехавшем к нему госте. Но лукавые намёки мельника не смущают пока души героя. Он отправляется в Криушу - повидать знакомых мужиков.

У хаты Прона Оглоблина собрался мужицкий сход. Крестьяне рады столичному гостю и требуют разъяснить им все животрепещущие вопросы - о земле, о войне, о том, «кто такое Ленин?». Поэт отвечает: «Он - вы».

В третьей главе - события, последовавшие через несколько дней. К простудившемуся на охоте герою мельник привозит Анну Снегину. Полушутливый разговор о юных встречах у калитки, о её замужестве раздражает героя, ему хочется найти другой, искренний тон, однако приходится послушно разыгрывать роль модного поэта. Анна укоряет его за беспутную жизнь, пьяные дебоши. Но сердца собеседников говорят о другом - они полны наплывом «шестнадцати лет»: «Расстались мы с ней на рассвете / С загадкой движений и глаз...»

Лето продолжается. По просьбе Прона Оглоблина герой отправляется с крестьянами к Снегиным - требовать землю. Из помещичьей горницы слышны рыдания - это пришла весть о гибели на фронте мужа Анны, боевого офицера. Анна не хочет видеть поэта: «Вы - жалкий и низкий трусишка, он умер... А вы вот здесь...» Уязвлённый, герой отправляется с Проном в кабак.

Основное событие четвёртой главы - известие, которое приносит в избушку мельника Прон. Теперь, по его словам, «мы всех р-раз - и квас! в России теперь Советы и Ленин - старшой комиссар». Рядом с Проном в Совете оказывается его брат Лабутя, пьяница и болтун, живущий «не мозоля рук». Именно он едет первым описывать снегинский дом - «в захвате всегда есть скорость». Мельник привозит хозяек усадьбы к себе. Происходит последнее объяснение героя с Анной. Боль утрат, невозвратность прошлых отношений по-прежнему разъединяют их. И опять остаётся только поэзия воспоминаний о юности. Под вечер Снегины уезжают, а поэт мчится в Питер «развеять тоску и сон».

В пятой главе - эскизный набросок событий, происшедших в стране за шесть послереволюционных лет. «Чумазый сброд», дорвавшись до господского добра, бренчит на роялях да слушает патефон - но «гаснет удел хлебороба», «фефёла! Кормилец! Касатик!» за пару измызганных «катек» даёт себя выдрать кнутом".

Из письма мельника герой поэмы узнает, что Прон Оглоблин расстрелян казаками Деникина; Лабутя, пересидев налёт в соломе, требует себе за храбрость красный орден.

Герой опять навещает родные места. С прежней радостью встречают его старики. Для него приготовлен подарок-письмо с лондонской печатью - весточка от Анны. И хотя внешне адресат остаётся холодным, даже чуть циничным, все же след в его душе остаётся. Финальные строки снова возвращают к светлому образу юношеской любви.

О поэме Сергея Есенина "Анна Снегина"

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина - источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта - в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы - личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре - судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина - символ чистоты белого снега - перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы - в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.

И в нашу и в их вину

Вдруг кто-то из них как ахнет! -

И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер - "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

Оглоблин стоит у ворот

И спьяну в печенки и в душу

Костит обнищалый народ:

"Эй вы! Тараканье отродье!

Все к Снегиной! Р-раз и квас

Даешь, мол, твои угодья

Без всякого выкупа с нас!"

"Тараканье отродье!" - вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути - жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме - это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого - "счастливой были" - и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?

Но как-то печально и странно

Она опускала свой взор...

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны - империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

Война мне всю душу изъела.

За чей-то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

Я думаю,

Как прекрасна

Поэма, написанная Есениным, играет важную роль в жизни самого Сергея Александровича. В «Анне Снегиной» переданы максимально теплые чувства, наполненные тоской по родине. Все эмоции, которые отразил поэт в своем творении, поразительно отражают его состояние.

Переживания, встречающиеся на страницах поэмы, действительно личные. Есенин остро предчувствовал дальнейшее развитие России после революционных событий. Поэт глубоко тревожился о судьбе родины. Поэтому это никак не могло ни выявиться в произведении. Так что поэму считают автобиографичной, ибо даже главного героя зовут Сергей.

Рассказчик навещает село Радово после первой революции, но накануне следующей. 1917 год всерьез задел жителей деревни, места перестали быть такими яркими и манящими, как раньше. Люди тоже изменились по своей натуре. Из-за близости к народному быту, каждым жителям деревни, Сергей не может ни чувствовать перемены в жизни любого из них.

Тем самым, главный герой решает посетить давнюю знакомую, свою первую любовь, Анну Снегину. Вместе с Проном (простым человеком, защищающий крестьян) Сергей встречает помещицу, чтобы взять землю помещиков для бедных крестьян. Однако гости навещают не вовремя героиню: у той погибает муж.

Удивительный человек Прон – по своей натуре он тот, кто знает, чего хочет. Персонаж рьяно отстаивает интересы крестьян. Однако гражданская война, проклятая война, забирает его с собой. Истинного заступника своего народа. Поразительно!

Его место занимает брат по имени Лабутя, который и спокойно допускает смерть близкого. Когда расстреливали Прона, Лабутя, как истинный трус, прятался, сидел в засаде, дабы его не постигла бы та же участь. Автора тревожит то, что во время революции сумели уцелеть такие люди, как Лабутя. Они скорее пожертвуют родными людьми, но спасутся и смогут избежать смерти. От этого и бросает в дрожь, так как на свете есть подобные жители!

Анна Снегина является олицетворением красоты в поэме. В конце она покидает Россию. И писатель говорит, что в новой России, в той, где революция навела свои порядки, в ней больше делать нечего, в ней не место красоте.

Таким образом, в итоге рассказчика ужасает сложившееся положение в стране. Ужасает то бедствие, которое произошло благодаря революции, да войне. Потрясает нищета, царящая на родине. Однако, в отличие от первой своей любви, он не может спокойно покинуть пределы России. Слишком она ему дорога! Здесь его настоящий дом, его сердце!

Сочинение Анализ поэмы Есенина Анна Снегина

Поэма не просто показывает события, но и, в первую очередь, передаёт чувства героев. Речь идёт не столько о революции, но о встрече Есенина с его первой любовью.

Начинается всё с рассуждений поэта о Первой мировой, на которую его отправили, вот почему он и стал первым, как он себя называет, дезертиром. И вот, сбежав от ужасов войны за ненужные ему идеи и материальные ценности, Сергей возвращается в родные места. Тут же он удивляется поведению мужика, который подвозит его до мельницы, и с жадностью требует за доброе дело побольше денег. Жизнь в этих местах стала очень тяжелой.

Мельник со старухой очень рады Сергею. Старик становится причиной того, что Анна узнаёт о визите поэта, зовёт его в гости. Несколько раз в поэме приводится воспоминание о разговоре с Анной, точней, о признании ей в любви. Но она отказала ему. Окажется, что она вышла по любви за военного, но какая-то нежность и, может быть, чувство вины остались у неё перед Есениным. Они оба думают, как жизнь могла бы сложиться, будь они вместе… Но получилось, что он стал известным поэтом, она – важной дамой. В принципе, оба довольны. Он не влюблен ни в кого, а она счастлива в браке.

Когда они видятся, то оба испытывают смущение, оба восхищаются друг другом. Особенно легко Анне хвалить Сергея. Герой признаётся, что образ той любви в нём до сих пор не угас. В то же время он понимает, что отношения невозможны, в том числе по политическим причинам. Он за Ленина, за революцию, а Снегина, оказывается теперь врагом народа.

Скоро Есенин становится свидетелем революционных событий. Видит, как простой народ, обиженный судьбой, хочет просто отобрать имение Снегиной. А у той горе – муж погиб, она даже упрекает Есенина, что поэт «трусливо» жив.

Есенин уезжает, а когда вновь возвращается в эти края, то мельник передаёт ему письмо от Анны. Она за границей, даже восхищается новой страной, скучает по родной земле, всегда помнит Есенина как первую любовь.

Анализ стихотворения Анна Снегина по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ

    Написанное в начале девятнадцатого века стихотворение «Кавказ» до сих пор наполняет читателя свежим ветром гор, яркими впечатлениями. Здесь словами нарисована прекрасная картина

  • Анализ стихотворения Волшебная скрипка Гумилева

    К 1910 году, когда была написана Волшебная скрипка, Брюсов был состоявшимся поэтом, наряду с Гумилевым он трудился на поприще символизма. Поэтому данное стихотворное посвящение следует в большей степени считать подарком

  • Анализ стихотворения Безнадежность Бунина

    На самом деле русская природа по большей части – природа севера. Конечно, в России есть и юные регионы, но если смотреть по основным параметрам, то Россия все-таки именно северная страна. Суровая и стойкая как сосна.

  • Анализ стихотворения Есенина Письмо матери

    Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся.

  • Анализ стихотворения Пушкина Я помню чудное мгновенье

    «Я помню чудное мгновенье» – известное стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил своей Музе – красавице Анне Керн. В стихотворении описаны реальные эпизоды из жизни писателя.

Крупная поэма Сергея Есенина, последнее из больших его произведений. В ней отразились и воспоминания поэта о его любви, и критическое осмысление революционных событий. Написана поэма в 1925 году, незадолго до смерти Есенина.

Сюжет . Молодой поэт по имени Сергуша (в котором нетрудно узнать образ самого Есенина) возвращается в родное село из Петербурга, устав от бурных событий революции. Село заметно изменилось после упразднения царского режима. Герой встречается с местными жителями, а также с крестьянами из соседней деревни Криуши. Среди них и Прон Оглоблин - революционер, народный агитатор и пропагандист; прообразом его послужил Пётр Мочалин - уроженец того же села, что и Есенин, крестьянин, работавший на коломенском заводе.

Крестьяне расспрашивают героя о последних событиях в стране и столице, а также о том, кто такой Ленин. Приезжает и Анна Снегина - молодая помещица, в которую герой был влюблён в юности. Они общаются, вспоминают прошлое. Через некоторое время Сергуша приезжает в Криушу и становится участником бунта: местные крестьяне заставляют Анну Снегину отдать им землю. Кроме того, приходит информация о том, что на войне убили мужа Снегиной. Девушка обижается на поэта, но ничего не может поделать. Землю забирают крестьяне, а Анна навсегда уезжает из деревни, при этом попросив у поэта прощения. Сергуша возвращается в Петербург и впоследствии узнаёт, что Оглоблина расстреляли белые. Приходит также письмо от Анны Снегиной из Лондона.

История создания . Поэму писал на Кавказе, куда он отправился «в поисках творческого вдохновения». Вдохновение, надо сказать, пришло, у поэта появились идеи и силы работать; до этого он в течение двух лет почти ничего не писал, хотя объездил Европу и Америку. В последние годы жизни Есенин испытывал некий творческий порыв. Ряд произведений, написанных в это время, касается «восточных» мотивов, а также революции и новой советской действительности. Одним из таких произведений и стала поэма «Анна Снегина», в которой, однако, оценка революции и её последствий не столь однозначная.

Прообразом Анны Снегиной стала Лидия Кашина (Кулакова) - подруга и одна из первых слушательниц Есенина. Она являлась дочерью богатого купца, который купил имение в есенинском селе Константиново; имение по наследству перешло ей. После революции усадьба перешла государству, а Кашина устроилась на работу сначала письмоводителем в Красную Армию, а потом в газету «Труд»; поэт продолжал с ней общаться.

Герои . Рассказчик, Анна Снегина, Прон Оглоблин, Лабутя, мать Снегиной, мельник.

Тема. В произведении затронута тема Родины, любви, войны (революция, войны).

Проблематика . В своей поэме Есенин показал, как революционные события отразились на судьбах отдельных людей и как повлияли новые порядки на такие реалии, как любовь, дружба между мужчиной и женщиной, на все «высокие» человеческие установки. Революция разделила Сергушу, стоящего на стороне народа, и Снегину - его подругу и возлюбленную, но принадлежащую к высшему сословию. Анна была в гневе и в обиде на поэта; затем они помирились, однако девушка всё равно не могла остаться с ним в России.

Советские критики благосклонно отзывались о поэме, не заметив в ней тонкой критики революции и нового режима. «Советский народ» показан в ней грубым, тёмным и жестоким сборищем, в то время как дворянка Снегина - персонаж, как кажется, весьма положительный. Главное же в том, что взбунтовавшиеся крестьяне - и революция в целом - разрушили любовь, а вместе с ней мечты и все светлые устремления людей. Сергуша (а вместе с ним и сам Есенин) не понимает и не принимает войны.

Революция, начинавшаяся как борьба за более светлый и справедливый мир, обернулась непонятной и кровопролитной гражданской войной, в которой все были против всех. Поэт не принимает насилия и жестокости, даже если они осуществляются «во имя справедливости». Поэтому и криушские крестьяне изображены отнюдь не в позитивных тонах. Сам Прон Оглоблин - грубиян, драчун и пьяница, вечно злой на всех; его брат - последний трус и приспособленец: сначала был верен царскому режиму, а потом записался в революционеры, но когда деревню захватывают белые, он прячется, не желая отстаивать свою родину.

Так или иначе, с установлением новой действительности меняются все. Даже Анна Снегина. Когда она узнаёт о гибели на войне Бори, её мужа, она начинает упрекать Сергушу, с которым перед этим мирно и задушевно общалась; теперь он для неё «жалкий и низкий трусишка», потому что он тихо-мирно живёт, в то время как Борис «героически» умер на войне. Выясняется, что ей дорого милое дворянское благополучие и счастье в семейном гнёздышке, но при этом она не замечает творящейся вокруг, в том числе её руками, несправедливости: бедные крестьяне вынуждены обрабатывать её угодья. От того и печален Сергуша, и в печальных тонах выдержана вся поэма. Герой как бы стоит на перепутье. Он категорически не признаёт разделения людей на «господ» и «рабов», но и совсем не в восторге от поведения восставшего народа.

Композиция . В поэме пять глав. В первой части рассказывается о событиях Первой Мировой войне. Во второй части комментарии к происходящим событиям. В третьей главе происходят события во время революции (отношения главных героев). В четвертой кульминация событий. В пятой - конец Гражданской войны и итог всего случившегося.

Жанр произведения . Сам Есенин называл «Анну Снегину» лиро-эпической поэмой. Однако исследователи дают другие определения; правильнее всего, по-видимому, назвать её повестью в стихах. Неоднократно отмечалось сходство поэмы с «Евгением Онегиным», выраженное даже в зарифмованности её названия с заглавием пушкинского романа в стихах.