Туристы свернули в лес который тянулся. Поход по реке лучка, ночевка в лесу - дикий турист

(А. И. Куприн. «Памяти Чехова».) 6 84. НЕКОТОРЫЕ НЕДОЧЁТЫ И ОШИБКИ В ПОСТРОЕНИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. При построении сложноподчинённых предложений учащиеся иногда допускают недочёты и ошибки. Укажем некоторые из них. Придаточное определительное со словом который стоит не на месте: оно слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись. Это предложение можно исправить следующим образом: Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты. Неправильно совмещается иногда придаточное предложение и причастный оборот: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Это предложение можно исправить так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка; или: Вечером мы были на ту — риспикой базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почта полпарка.

Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными излишне загромождается одинаковыми союзными словами, например: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. Это предложение можно исправить разными способами: 1) Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. 2) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы. В сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Эю арвя — ложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Прочитайте. Укажите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Перепишите, исправляя данные примеры. 1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни лю дей, которую подарил мне товарищ.

2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать, лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение па Эльбрус. 7) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, но которой ходили теплоходы. 8) Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом. 1) Главное, на что обращает внимание автор,-это на тщательный отбор языковых средств.

2) Мы видим в романе, как растёт число сознательных борцов, которые идут в гущу народных масс, которые ведут революционную пропаганду. 3) Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой. 4) Авторские ремарки указывают иа разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис. 5) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки. 6) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером. Бессоюзное сложное предложение. § 85. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ. В бессоюзных сложных предложениях ставятся следующие знаки препинания: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. 1. Запятая ставится в том случае, когда предложения обозначают одновременно или последовательно происходящие события, тесно связаны между собой и кратки (между ними можно вставить союз и), например: Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, наискось резали небо молнии, чуть слышно погромыхивал гром. (Шол.) Точка с запятой ставится тогда, когда предложения менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри них есть запятые), например: Время стоит ещё раннее, шестой час в начале; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская только что показавшееся солнце; трави блестит. (С.-Щ.) Двоеточие ставится в следующих трёх случаях: А) когда второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом, например: Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека.

(М. Г.) (Сравните: Любите книгу, потому что она поможет…); Б) когда второе предложение раскрывает содержание первого, поясняет первое или како й-н и будь член его, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (Купр.) (Сравните: Степь весело пестреет цветами, а именно: ярко желтеет дрок…); В) когда второе предложение дополняет первое, например: Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (Т.) (Сравните: Вдруг я почувствовал, что кто-то берёт меня за плечо.. .) Иногда в первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал и т. д., например: Я поднял голову: перед огнём на опрокинутой лодке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником. (Т.) (Сравните: Я поднял голову И увидел: перед огнём сидела мельничиха…) Тире ставится в следующих случаях: А) если предложения рисуют быструю смену событий или неожиданный р е з у л ь т а т действия, например: I) Проснулся- пять станций убежало назад. (Г.) 2) Сыр выпал-с ним была плутовка такова. (Кр.); Б) если в предложении содержится противопоставление, например: Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (М. Г.) (Сравните: Ввысь взлетает Сокол, а жмётся Уж к земле)-, В) если первое предложение обозначает время или условие совершения действия, о котором говорится во втором предложении, например: 1) Лес рубят-щепки летят. (Поел.) 2) Назвался груздём -полезай в кузов. (Поел.) (Сравните: 1) Когда лес рубят, щепки летят. 2) Если назвался груздём, полезай в кузов)-, Г) если то, о чём говорится в одном предложении, сравнивается с тем, что сказано в другом, например: Молвит слово- соловей поёт. (Сравните: Молвит слово, как соловей поёт): Д) если второе предложение заключает в себе результат или вывод того, что говорится в первом, например: Солнце дымное встаёт-будто день горячий.

(Твард.) (Сравните: Солнце дымное встаёт, так что (поэтому) день будет горячий.) Прочитайте. Укажите смысловые связи между частями сложных предложений и объясните пунктуацию. 1) Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала равнина. (П.) 2) На дворе декабрь в половине; окрестность, охваченная неоглядным снежным саваном, тихо цепенеет. (С.-Щ.) 3) Не спится Иудушке: целые массы пустяков обступили изголовье постели и давят его. (С.-1Ц.) 4) Сорока поднял голову: сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица. (Сераф.) 5) Скажешь слово - добавят десять.

(Поел.) 6) Кончил дело - гуляй смело. (Поел.) 7) Слой облаков был очень тонок - сквозь него просвечивало солнце. (Пауст.) 8) Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (Гонч.) Опустив выделенные союзы, превратите данные предложения в сложные бессоюзные. Перепишите и расставьте знаки препинания. 1) Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе неслись над станицей птицы. 2) Староста спросил у него документ, но документа не оказалось. 3) Мороз не страшен, потому что воздух сухой, ветра нет. 4) Снег долго не выпадал, поэтому на санях начали ездить лишь в декабре. 5) Солнце сильно палит, так что к вечеру, по-видимому, соберётся гроза. Перепишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните их расстановку. 1) Уже вечерело солнце скрылось за небольшую осиновую рощу лежавшую в полуверсте от сада тень от неё без конца тянулась через неподвижные поля. (Т.) 2) Картина переменилась уже на чёрной скатерти полей кое-где виднеются белые пятна и полосы снежных сугробов.

(Акс.) 3) Я стал звать хозяина молчат стучу молчат. (Л.) 4) Несчастья бояться счастья не видать. (Поел.) На мостике трудно было стоять обливали волны а ветер хлестал по лицу солёными брызгами как плетью. (Нов.-Пр.) 6) Мне страшно нравилось слушать девочку она рассказывала о море незнакомом мне. (М. Г.) 1) Счастливы сосны и ели вечно они зеленеют гибели им не приносят метели смертью морозы не веют. (Н.) 2) Мне стало совестно и я не мог докончить начатой речи. (Т.) 3) Это была песня. Прислушиваюсь напев стройный то протяжный и печальный то быстрый и живой. Оглядываюсь никого нет кругом прислушиваюсь снова звуки как будто падают с неба. (Л.) 4) Взойдёт красно солнце прощай светел месяц! 5) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь. 6) Успокойтесь рана не опасная. (Т.) 7) Шестнадцать лет служу такого со мной не было. (Л. Т.) 8) Кузьма Кузьмич уселся в кресло вынул из стола папку с бумагами и собрался было писать но не смог чернила замёрзли и выперли из чернильницы фиолетовым куском льда. (В. Аж.) 1) И дни бегут желтеют нивы с дерёв спадает дряхлый лист. (П.) 2) Поздней осенью перед самой зимой степь опять зеленеет. Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг. Внизу блеют козлы и бараны кочевники едут на зимнее стойбище. (Прншв.) Глубже пахать больше хлеба видать.

(Поел.) 4) Я люблю лес как бродяга для меня он родной он дороже мне всего дороже моря и неба. (Пришв.) 5) По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха. (Пришв.) 6) Будешь книги читать будешь всё знать. (Поел.) 7) Уля попыталась поймать вожжи но не смогла дотянуться кони едва не налетев грудью на бричку впереди взмыли на дыбы и рванули в сторону чуть не оборвав постромки. (Ф.) 1) За мной гнались я духом не смутился. (П.) 2) Равнина была пустынна и печальна сжималось сердце. (А. Н. Т.) 3) Везде тишь ни собака не тявкнет ни голос человеческий не откликнется. (Леек.) 4) По сторонам дороги и вдали на горизонте змееобразные огни это горит прошлогодняя трава. (Ч.) 5) Пишу жизнь выходит роман пишу роман выходит жизнь. (Гонч.) 6) Снег падал медленно тяжёлыми пушистыми хлопьями превращая дорогу в сугробы он наклонял своею тяжестью деревья. (Т.) 7) Было так из тьмы глубокой огненный взметнув клинок луч прожектора протоку пересёк наискосок. (Твард.) 8) Есть закон служить до срока службы труд солдат не гость. Есть отбой уснул глубоко есть подъём вскочил как гвоздь.

(Твард.) Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы и сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Из уст в уста из поколения в поколение перед..валось (н..)пи- Е..пая мудрость народных примет. Идеальные барометры в воде рыбы. Заметьте вьюн донный обитатель всплыл на поверхность. Проверьте и убедитесь что на следующий день наступит дождливое ненастье. Слав..тся как ч..ткий синоптик и голец. Лежит на дне ясная погода без перемен. Стремительно мече(т, ть)ся (в)верх — (в)ннз ждите дождя. Усвойте полезные уроки живой природы!

Но помните наблюдение вовсе (нелёгкая наука. Что (бы) научи (т, ть)- с я наблюдать глубоко и всесторонне необходимо долго упраж — ня (т, ть)ся. (По Д. Зуеву.) Сложные предложения с разными видами связи. § 86. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИЛАМИ СВЯЗИ. В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, его части могут соединяться различными видами связи, например: 1) Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя. (П.) Это сложное предложение состоит из двух частей: первая часть его является предложением простым, вторая - сложносочинённым. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью. Схема этого предложения: I 1; It 1. и [ | По Каме около устья тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их конца: он терялся в тумане. (Па — уст.) Первая часть этого сложного предложения является сложноподчинённым предложением Оно соединено со второй частью (простым предложением) бессоюзной связью. Схема этого предложения: , (что. . .) : [ 1 . Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас. (Т.) Первая часть этого сложного предложения-предложение простое, вторая часть - предложение сложноподчинённое. Первая и вторая части соединены сочинительной связью (при помощи союза и). Г ], И [ 1, (как. . .) . Схема этого предложения: В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза {то, так) или союза но, например: С вёсел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Г.) Ср.: С вёсел капали голубые капли, а когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Схемы этих предложений: , и, (когда…), . . и (когда…), [то…] | j Объясните расстановку знаков препинания.

Составьте схемы предложений. 1) Павел Петрович старался не глядеть на Базарова; помириться с ним он всё-таки не хотел; он стыдился своей заносчивости, своей неудачи, стыдился всего затеянного нм дела, хотя и чувствовал, что более благоприятным образом оно кончиться не могло. (Т.) 2) Ещё была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда вышедший рано утром отряд прошёл уже вёрст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блёстки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца. (Л. Т.) 3) Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колёса брнчки, захватывая её, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глинистая и цепка необыкновенно. (Г.) 4) Нет сомнения, что с Петенькой случилось что-то недоброе, но, что бы ни случилось, он, Порфнрий Головлёв, должен быть выше этих случайностей. (С.-Щ.) 42в. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните пунктуацию при сочетании союзов.

Составьте схемы 1, 2, 3 и 4-го предложений. 1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпилина oi вспомнил что когда она ещё только строилась ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец. (К. С.) 2) Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. (Н. О.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы закурить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отгоняя больших лесных комаров меня совершенно незаметно охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.) 5) Солнце взошло и хотя на небе не было ни единого облачка но цвет его был странный белесоватый в зените и серый ближе к горизонту. (Арс.) 6) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что надеется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть. (Добр.) 7) Ей попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал.

(Л. Т.) 8) Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.) Перепишите, расставляя знаки препинания. Составьте схемы 2-4-го предложений. 1) Если (бы) Серпилин’прямо сказал ему что можно спать он (не) выдержал (бы) и лёг но Серпилин (н..) чего (н..) сказал и Синцов борясь со сном стал мерять шагами взад и вперёд маленькую поляну на которой под деревом лежали комбриг и комиссар. 2) Сквозь сон ему показалось что р..ссвело но когда он открыл глаза в избе было (по-прежнему темно. 3) Комбриг приказал принести себя прямо на командный пункт к Серпилину потому что рана показалась ему смертельной и он хотел успеть возложить командование на Серпилина.

4) Синцов помолчал прикинул в уме сколько отсюда до Вязьмы и подумал что если им (не) удас(т, ть)ся пробили, ть)ся надо поворачивать на Вязьму искать там знакомых людей и идти в партизаны. 5) Трагический смысл того о чём говорила Шмелёву эта сидевшая перед ним молодая женщина будил отзвук в его собственной душе потому что он успел повидать в тылу врага вещи и похуже тех что услышала эта женщина от своего мужа и помнил несколько своих собственных (не) стерпимо тяжёлых минут когда только выдержка и опыт помешали ему принять ошибочное решение. (К. Симонов. «Живые и мёртвые».) Перепишите, расставляя знаки препинания. За всю дорогу до самой ст..ницы Абинской Григорию запомнилось только одно беспросветной тёмной ночью очнулся он от ре..кого пронизывающего (на) сквозь холода. Григорий услышал издавн..

Одиночный поход по реке Лучка с ночевкой в палатке в лесу. Хотел пройти вдоль русла реки от устья и до истоков, но по ходу движения планы изменились...

Изначально планировал трехдневный поход, выход после обеда в пятницу. В первый день думал пройти километров десять и встать на ночь. В этом случае можно было бы дойти до устья реки Лучка и добраться до заброшенной ракетной части и взорванных пусковых шахт. Но по разным причинам выйти в пятницу не удалось. Поход начался рано утром в субботу из поселка Краснооктябрьский.

До поселка добрался на автобусе, перешел по мосту реку Курджипс и на окраинах поселка свернул в лес. Этого можно было не делать, тропа вела к участкам, а мне пришлось пробираться через посадки к дороге. Пройдя поселок Приречный, свернул в сторону балки Лучка. Думал прямо тут выйти к реке и двинуться по руслу. Дошел до озера (старое русло реки), посреди которого был остров, а на острове база отдыха Подкова. К Лучке вышел, но русло в этом районе мне не понравилось, посему вернулся на дорогу и пошел дальше по дороге.

Дорога проходила через поля, через ферму и привела в поселок Спокойный, в который заходить не стал, а сразу повернул в лес мимо озера.

В лесу наткнулся на тропу, проходящую вдоль русла ручья Дед. Немного прошел по тропе, однако она уходила в сторону, идти по этому ручью мне не требовалось. Потому двинулся прямиком через лес и вышел к Лучке.

Вода в реке грязная, кое-где река замерзшая. Однако изморозь быстро таяла, лес становился влажный, но благодаря слою прошлогодних листьев грязи было не много.

Идти прямо по руслу смысла не имело, да и не пройти там без сапог. Идти вдоль русла тоже не стал, река все время виляет. Решил двигаться параллельно руслу, где по лесу, где по лесным дорогам. Периодически встречаются притоки Лучки.

Иногда выходил к реке. Несмотря на отсутствие листьев на деревьях, грязную воду и в целом мрачную погоду, река смотрелась очень симпатично.

Но вода действительно очень грязная, местами покрыта пеной. Но я предполагал, что вода будет мало пригодной для питья и взял с собой запас чистой воды.

Пройдя километров десять, вышел к крупному притоку. Именно в этом месте я планировал делать первую ночевку, если бы поход начался в пятницу. Этот ручей на карте не имеет названия.

Перейти ручей оказалось не так-то просто. Берега крутые, воды много, почва грязная. И в грязи отпечатались следы.

Скорее всего это следы куницы. Вот более крупный план.

На той стороне ручья остановился на обед. Отдохнул и пошел дальше.

Стоит сказать, что местность достаточно ровная, практически нет перепадов высоты. Лес старый, много поваленных гнилых деревьев. Иду по заброшенной дороге, а она вся завалена.

Не смотря на декабрь месяц, много зелени. Сильных морозов еще не было, по ночам температура опускается где-то до -5 C.

Дальнейший путь можно описать достаточно просто: лес, завалы, балки, ручьи и грязь. Подробнее смотрите походное видео.

В конечном счете устал от подобного однообразия и решил перейти реку. Если левый берег реки (левый относительно человека, смотрящего вниз по течению) пологий, то противоположный представлял из себя хребет. Вот на этот хребет и решил подняться, предполагая, что чем выше от реки, тем суше лес.

Перехожу реку в самом узком месте, накидав в русло крупных камней. Планы меняются по ходу дела, даже не знаю, вернусь к реке или уже нет.

Поднялся на другой берег. Действительно, лес намного приятнее, не такой влажный. На верху вышел в заброшенный яблоневый сад, яблоки очень мелкие, обыкновенная дичка.

Так как к воде я не привязан, то встать на ночь можно в любом месте. Решил идти до упора, то есть пока светло. Однако солнце уже опустилось к горизонту.

Сложно ли в лесу увидеть сову? Да, практически невозможно. Но мне повезло. Сова сидела на земле и вылетела у меня из под ног. Собственно, я ее и не видел до самого последнего момента. Посмотрите насколько ее окрас сливается с деревьями.

Тем временем совсем стемнело. Нашел подходящее для палатки место, то есть ровное, не опасное с точки зрения падения сухих деревьев и веток, к тому же с неплохим бревном, которое можно использовать в качестве скамейки и стола. Занялся обустройством лагеря.

Заготовил дров, развел костер, приготовил ужин.

На этом первый день похода подошел к концу.

На следующий день нужно выйти в Курджипскую, причем успеть надо до двух часов, дабы не пропустить автобус. Позавтракал, собрал вещи и отправился в путь.

Из леса вышел на крупную заросшую поляну. Поляна затянулась небольшими кривыми деревцами и кустарником, а сухая трава была мне по пояс. Шел с трудом. В конечном итоге вышел на дорогу, пусть и грязная, но она все же лучше.

По пути вышел на пересохший пруд. Это именно пруд, а не естественное озеро, так как присутствует искусственная дамба.

Когда-то он был полноводным, следы ила наблюдались на значительной высоте.

В конечном итоге попал еще на одни старые яблоневые сады. И даже удалось попробовать яблоки. Хоть они и не крупные, но оказались очень вкусными и ароматными.

Через сады вышел на дорогу, спускающуюся в станицу Курджипскую. И на этом мой поход подошел к концу.

При построении сложноподчинённых предложений встречаются недочёты и ошибки. Укажем некоторые из них.

1. Придаточное определительное со словом который может быть слишком удалено от определяемого им слова, например: Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись . Это предложение можно исправить следующим образом: Игру, которой мы увлеклись , надо было закончить из-за темноты.

2. Неправильно совмещается иногда придаточное предложение и причастный оборот: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка. Это предложение можно исправить так: Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти половину парка ; или: Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка .

3. Сложноподчинённое предложение с двумя или несколькими придаточными излишне загромождается одинаковыми союзными словами, например: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. Это предложение можно исправить разными способами: 1) Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы. 2) Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.

4. В сложноподчинённых предложениях с однородными придаточными неудачно употребляются сочинительные или подчинительные союзы и союзные слова, например: Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика. Это предложение можно исправить следующим образом: Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в берёзовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.

476. Прочитайте. Найдите ошибки и недочёты в построении сложноподчинённых предложений. Спишите, исправляя данные предложения.

I. 1) Книга рассказывает нам интересную историю жизни людей, которую подарил мне товарищ. 2) С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами. 3) Туманные полосы начали понемногу алеть и расходиться, в которых тонули луга и пашни. 4) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась, что переправа ещё не налажена. 5) На другой день Петя пошёл к своему товарищу Оболенскому, которому было пятнадцать лет, который тоже поступил в полк. 6) Альпинисты подошли к лагерю, где был назначен сбор всех отрядов, откуда должно было начаться восхождение на Эльбрус. 7) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы. 8) Посёлок, возле которого отряд расположился на отдых, находился на опушке леса, который славился обилием грибов. 9) Разведчики тихо подползли к реке, спуск к которой был покрыт густой и высокой травой, и решили перебраться на другой берег, который зарос камышом.

II. 1) Главное, на что обращает внимание автор, - это на тщательный отбор языковых средств. 2) Зритель сочувствует жене Клеща Анне, всю жизнь видевшей лишь побои, обиды и которая в свои тридцать лет больна чахоткой. 3) Авторские ремарки указывают на разные детали, например на стук топора, который доносится из-за кулис. 4) Когда его спросили, почему он убил девушку, Ларра ответил, что зачем я буду объяснять вам свои поступки. 5) Тренер сказал нам, чтобы мы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.