Тверской бульвар д. Дом К.М

Дом 9 по Тверскому бульвару выделяется из общего ряда домов нечетной стороны. Высокий доходный дом, возвышаясь над деревьями, в то же время не смотрится как громоздкая, массивная постройка. Декоративная простота балконов и эркеров делает дом объемным, но одновременно легким.

Дом возведен по проекту архитектора Ивана Гавриловича Кондратенко. В 1906 году он получил заказ от известного московского домовладельца, купца Ивана Михайловича Коровина. Это был не первый заказ, полученный архитектором от богатого домовладельца, ранее Кондратенко уже строил несколько доходных домов в стиле эклектики, и личный особняк Коровина во Власьевском переулке. К 1906 году Кондратенко имел звание классного художника архитектуры 1-й степени. Был удостоен двух золотых и одной серебряной медалей и являлся сверхштатным сотрудником Строительного отделения Московского Губернского правления. Его заказчиками были уважаемые представители купеческих фамилий.

Доходный дом Коровина на Тверском бульваре выглядит не совсем «кондратенковским», легкие балконы, изящные линии окон, эркеры напоминают о сотрудничестве Кондратенко и Вильяма Валькота. В 1903 году архитектор строил по проекту Валькота дом Московского Торгово-Строительного Акционерного общества. Позднее, после 1910 года Кондратенко уйдет от стилистики модерна, его дома приобретут форму неорусского и неоклассического стилей. Но дом на Тверском бульваре совсем другой.

Пятиэтажное здание располагается на полуподвале. Старожилы вспоминают, как в конце 1970-х - начале 1980-х в полуподвале располагалась мастерская «никому тогда неведомого скульптора Церетели».

Внутрь дома ведут два высоких подъезда, расположенных в боковых крыльях здания, средний фасад прерывается высокой аркой, ведущей во внутренний двор и закрытой ажурными воротами. Подняться наверх можно по широкой лестнице, подъезды украшены лепниной, квартиры здесь имеют высокие потолки.

По всей длине фасада идут изящные балконы с кованными легкими решетками. Позднее длинные общие балконы станут «визитной карточкой» конструктивизма.

Зимой 1914-1915 года в сравнительно дешевой квартире верхнего этажа (№9) у певицы Зинаиды Михайловны Синяковой (Мамоновой) поселились ее младшие сестры, приехавшие в Москву из Харькова - Мария, Надежда, Вера и Ксения. Они стали собирать в своей квартире московскую художественную молодежь. В своей автобиографической повести «Охранная грамота» Б. Пастернак пишет: «Зимой на Тверском бульваре поселилась одна из сестер С-х - З.М.М-ва. Ее посещали. К ней заходил замечательный музыкант (я дружил с ним) И.Добровейн. У ней бывал Маяковский. <…> Маяковский редко являлся один. Обыкновенно его свиту составляли футуристы, люди движенья. В хозяйстве М-вой я увидал тогда первый в моей жизни примус. Изобретенье не издавало еще вони, и кому думалось, что оно так изгадит жизнь и найдет себе в ней такое широкое распространенье ».

О Синяковых выразительно вспоминала Л.Ю.Брик: «Синяковых пять сестер. Каждая из них по-своему красива. Жили они раньше в Харькове, отец у них был черносотенец, а мать человек передовой и безбожница. Дочери бродили по лесу в хитонах, с распущенными волосами и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу. В их доме родился футуризм. Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю - Пастернак, в Марию - Бурлюк, на Оксане женился Асеев».

Артистическая богема Синяковых не нравилась родителям Пастернака. Они были против участия сына в этих сборищах. «Леонид Осипович, - писала Е.Б. Пастернак, - открыто протестовал, когда Борис уходил в эту, как он отечески выражался, “клоаку”». Роман между Н.М. Синяковой и Борисом тоже не вызывал у родителей никакого энтузиазма. Весной 1915 г. Надежда Михайловна заболела и уехала в Харьков, в начале лета Пастернак отправился к ней и провел три недели в селе Красная поляна под Харьковым. Роман с Н.М. Синяковой длился затем еще почти год, преимущественно в письмах.

В советское время дом был отдан под коммунальные квартиры, комнат в каждой квартире было не меньше десяти, две из них выходили на бульвар и имели балкон, остальные шли перпендикулярно ему, и окнами смотрели во двор.

Сейчас это элитный дом в центре города, он по-прежнему является украшением бульвара и привлекает к себе любопытные взгляды прохожих.

Здесь по-прежнему обитает скульптор Церетели, об этом сообщает вывеска на доме о Московском музее современного искусства. Также в доме расположен магазин «Ноты», существовавший еще в советское время.

В Москве очень любят красивые легенды об особняках. И даже если его правдивая история известна многим, все равно ее искажают ради красивой лжи.
Тверской бульвар не может похвастаться большим количеством зданий в стиле модерна. И этот особняк, который стоит почти на его середине, привлекает к себе особое внимание гуляющих.


Взгляд прохожих всегда останавливается на балконе с причудливым кованым орнаментом, напоминающем плывущий по волнам корабль. Правда, теперь решетку этого балкона закрывают уродливые буквы ресторана «Империя». Уже много лет краеведы любят рассказывать, что этот особняк подарил своей любовнице водочник Петр Петрович Смирнов. И никто из них не любит говорить правду. А ведь история его не имеет ничего общего с этим вымыслом, напраслиной, возведенной ради красного словца, на хорошего человека, заботливого семьянина, на женщину, с нелегкой как у всех в то время, судьбой.

У особняка интересная история. Еще в 1760-х годах он упоминается как принадлежащий конной гвардии ротмистру Василию Васильевичу Истлентьеву. В 1763 году дом перешел к камергеру генерал-поручику Александру Григорьевичу Петрово-Солово.
После пожара он принадлежал графу Владимиру Григорьевичу Орлову.
В 19 веке у него было много владельцев и много перестроек.
В результате получился добротный «ампирный особнячок», который во внутреннем своем строении сохранил следы разных эпох с разным уровнем пола, лабиринтом комнат и служб.

И вот 28 ноября 1900 года у потомственного почетного гражданина Николая Петровича Малютина этот особняк за 299 тыс. рублей покупает для своей семьи купец Петр Петрович Смирнов. Он уже семь лет к тому времени был счастливо женат на Евгении Ильиничне Морозовой. Они растили трех детей: Татьяну, Арсения и Алексея. В 1900 году появилась на свет еще одна дочь Ольга.

Петр Петрович был сыном Петра Арсеньевича Смирнова, создателя знаменитого московского водочного завода в Садовниках и его второй жены Натальи Александровны Таракановой.
Сам Петр Петрович в молодости занимался торговлей чаем в Петербурге и переехал в Москву только в 1893 году по настоянию отца, стремившегося привлечь сына в семейное дело.
На следующий год (1894) было учреждено «Товарищество водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных вин П.А. Смирнова» в Москве с основным капиталом в 3 млн. рублей, где Петр Петрович стал одним из директоров. Семья его росла, в родительском доме на Пятницкой им всем места не хватало, и Петр решил купить для них новый дом.



Архитектором он пригласил знаменитого тогда Федора Шехтеля. С ним Смирновы уже были знакомы. Он строил для их семьи. Петр Петрович поставил перед ним задачу создать достойное и красивое жилище для семьи с сохранением многоуровневого причудливого внутреннего устройства особняка. Но Смирнову хотелось, чтобы его дом стал украшением бульвара и выделялся на фоне остальной застройки. Поэтому Шехтель много внимания уделил именно уличному фасаду, при этом его дворовый фасад был предельно прост.


Доминантой бульварного фасада был, безусловно, большой кованый балкон-корабль, как бы плывущий над прохожими. В него выходила парадная зала.


Второй доминантой был высокий аттик с вытянутыми витражными окнами и картушем с монограммой владельца. Первый этаж был хозяйственным, а во втором Шехтель сделал великолепную анфиладу парадных залов и жилых комнат Евгении Ильиничны и Петра Петровича. Детская половина располагалась в мансарде. В дворовых постройках жила прислуга, была конюшня, которая выходила на Малый Гнездниковский переулок.

Парадная лестница была сделана из белого мрамора, балюстрада ее напоминала набегающую волну – любимый прием мастера. На втором этаже лестницы было сделано огромное окно с фасетным стеклом, которое переливалось всем цветами радуги в солнечную погоду. В вестибюле гостей встречали большие парадные портреты хозяев особняка. Все залы парадной анфилады были сделаны в разных стилях. Сын Петра Петровича потом вспоминал, что изучал историю и историю искусств по этим залам.



Парадная столовая была в романском стиле с деревянным панелями на стенах, цилиндрическим сводом потолка, мощным камином с двумя приземистыми колоннами. Свет в столовую проникал через тройное стрельчатое окно с витражами.

Большая гостиная, где хозяева устраивали большие приемы, музыкальные и театральные вечера, была выполнена в классическом стиле, богато украшена лепниной, покрашенный в зеленоватый цвет. В роспись потолка Шехтель поместил монограмму-вензель СПР - Смирновы Петр и Евгения.


Особым парадным помещением был огромный Египетский зал, для которого со двора была даже сделана специальная пристройка. Зал был декорирован рисунками с папирусов в золотисто-бежевых тонах.



Две мощные египетские колонны отделяли зал от коридора. Этот зал построили специально для проведения художественных выставок.

Хозяева предпочитали реалистическую живопись, что не очень сочеталось с египетским декором зала, по мнению Ильи Репина. Для Петра Петровича Шехтель сделал кабинет в готическом стиле, а для Евгении Ильиничны изящный будуар.



Доминантой будуара был парусный потолок весь украшенный лепным орнаментом из роз.
В оформлении розовой гостиной Федор Шехтель применил новый тогда прием освещения – в лепнину потолка с растительными мотивами по периметру были вставлены лампочки в виде распускающихся бутонов.


В этой лепнине с двух углов были изображены изящные женские фигуры в туниках.

Во всех помещениях была красивая мебель, картины и другие милые сердцу вещички. Был сделан большой зимний сад с диковинными растениями и небольшой зверинец.


Татьяна Смирнова в Зимнем саду.
Детские комнаты были оформлены по мотивам русских сказок. В доме были английские батареи, водяное отопление с собственной котельной. Имелась приточная вентиляция.

В этом особняке у Петра Петровича и Евгении Ильиничны в 1902 году появился на свет последний ребенок – сын Анатолий. А в 1910 году после непродолжительной болезни совсем молодым скоропостижно ушел из жизни Петр Петрович Смирнов. У него была банальная фолликулярная ангина, осложненная отеком и удушьем. Антибиотиков тогда не было и сердце не выдержало этой болезни. Евгения Ильинична осталась одна с пятью детьми. Ей надо было продолжать торговое дело мужа и растить детей. Их финансовое положение сильно осложнилось с введением сухого закона и государственной монополии на водку. Но вопреки всяким слухам и позднейшим измышлениям семья Евгении Ильиничны до самой революции проживала в этом особняке.
Никакому клубу его не сдавали и никакого синематографа она тут открывать не хотела. Старшая дочь и сын к тому времени создали свои семьи и жили в доме на Пятницкой. Революцию в этом доме встретила Евгения Ильинична с тремя младшими детьми. Дом заняли юнкера, которые вели из дома обстрел красноармейцев штурмующих соседний особняк градоначальства.
Послереволюционная судьба семьи очень печальна. Евгения Ильинична стремясь спасти семью, вышла замуж за итальянского делового партнера Смирновых и уехала с ним в Японию. Но детей им взять не разрешили, и они остались в России. Алексей и Анатолий погибли в 1920-е годы. Татьяне с дочкой удалось в 1926 году уехать в Париж. Сын Арсений много скитался по Средней Азии, где умер в середине 20 века.
В советское время в особняке были народный суд и военная прокуратура, судебные заседания проходили в Романском зале. В 1990-е большую часть особняка отдали Пенсионному фонду РФ. В 1994 году его потеснили, поместив сюда фирму «Мелодия», которую срочно выселяли из англиканской церкви храм Св. Андрея в Вознесенском пер.д.8 (его занимала тогда «Мелодия»). Сейчас в правом крыле здания и в дворовых помещениях находится Московское отделение Пенсионного фонда РФ. А парадные залы, восстановленные в 2006 году одной строительной фирмой, заняты сменяющими друг друга каждый год ресторанами. В прошлом году это был «клуб Шехтель», теперь ресторан (дом приемов и торжеств) «Империя»...
Которая изуродовала балкон ОКН.

Тверской является самым длинным бульваром в Москве, его протяженность составляет 872 метра. Тверской бульвар начинается у площади Никитских ворот, от которой ведется нумерация домов, и доходит до Пушкинской площади. Слева с бульвара можно выйти на Большую Бронную улицу, Богословский и Сытинский переулки. Структура Тверского бульвара следующая: он состоит из двух аллей - главной и боковой тенистой. Но начнем мы прогулку с конца бульвара, а точнее от Новопушкинского сквера, который появился тут не так давно. В 1976 году на Тверском бульваре на месте целого квартала домов, который был снесен, разбили сквер. Именно здесь у сквера на Тверском бульваре был открыт первый в Москве ресторан Макдональдс.
Маршрут подготовлен по материалам проекта "Урок в Москве"

    По Новопушкинскому скверу спускаемся к пересечению Сытинского переулка и Большой Бронной улицы

    По Сытинскому переулку выходим на нечетную сторону Тверского бульвара и направляемся к дому №25

    Проходим к соседнему дому №23

    Продолжаем двигаться по нечетной стороне бульвара, пересекаем Богословский переулок и останавливаемся у дома №19

    Возвращаемся на нечетную сторону, подходим к дому №17, входим во двор через ворота в арке

    Возвращаемся на улицу и переходим к дому №13

    Проходим несколько метров и смотрим на небольшой особнячок под номером 11

    Продолжаем движение по улице и подходим к дому №9

    Подходим к пересечению бульвара и Малой Бронной улицы, смотрим на дом №7

    По бульвару идем к площади Никитских ворот и останавливаемся у дома №1

    По переходу возвращаемся на сам бульвар, подходим к памятнику К.А. Тимирязеву

  • В октябре 1917 г. на Тверском прошли ожесточенные бои между вооруженными отрядами большевиков и юнкерами, из-за чего в начале бульвара сгорел дом. На его месте в 1923 г. поставили памятник К.А.Тимирязеву. Гранитная фигура в мантии почетного доктора Кембриджского университета вырублена из цельного куска шведского гранита. А во время войны 1941-1945 гг. на площадь упала крупная бомба, и ударной волной памятник снесло с постамента. Позже его вернули на место, но до сих по можно увидеть на постаменте выбоины от осколков.

    Смотрим напротив, на четную сторону бульвара

  • Проходим несколько метров к дому №6

    Переходим по бульвару к соседнему зданию

    Смотрим на соседнее здание №10

    Продолжаем двигаться по бульвару и рассматривать четную сторону. Подходим к дому №12

  • Здание Нижегородско-Самарского Земельного банка

    Дом №12 построен в 1891 г. для Нижегородско-Самарского Земельного банка известным архитектором К.М. Быковским. Сейчас сложно найти границу между 12 и 10 домом, а в начале XIX века это были два разных владения. Дом 12 занимал банк, дом 10 модное ателье Н. Ламановой. Два разных мира, два разных архитектора.

Сколько поколений назначали свидания «у Пампуша (памятника Пушкину) на Твербуле»! Он не просто любимое место встреч и прогулок, он часть истории - города и страны.

Официальный статус «гульбища» Тверской получил в 1796 году - чтобы, по указу Екатерины Второй, «по примеру чужест-ранных земель иметь место в средине города для общественного удовольствия, где бы жители оного могли, не отдаляясь от своих домов, употреб-лять прогуливание».

Тверской бульвар, начало XX века.

Верста свободы

872 м - почти верста - длина Тверского. «Моя первая пространственная мера, та самая вечная пушкинская верста», - называла бульвар своего дет-ства Марина Цветаева. Сюда её с сестрой водили гулять, как и многих российских будущих знаменитостей - Грибоедова, Батюшкова, Герцена да того же самого Пушкина! А уж когда в 1880-м открыли памятник, впервые в истории созданный на народные средства, ему, гению и москвичу по рождению, бульвар стал от поэта не-отделим. «На Тверском бульваре очень к вам привыкли», - писал в «Юбилейном» Владимир Маяковский, призывавший при этом снести Страстной монастырь. В 1930-е он и был снесён, а памятник перенесён через улицу (идеи о его возвращении «на место» и о воссоздании Страстного живы и по сей день).

Бульвар был обустроен на месте части крепостной стены и вала Белого города. Ново-введение очень быстро прижилось и полюбилось и жителям, и гостям. И совсем забылось, что вплоть до 1795 г. в тех местах «нехорошо было ни ходить, ни ездить, местами грязь до колена». Там привязывали пастись коров, коз и овец, и иные, из местных, возмущались: «Выдумали гулять по топям, округ Козьего болота!» О нём напоминают теперь лишь ближние Козихинские переулки...

Изначально Тверской был местом аристократическим - особенно ко времени своего расцвета, к 1820-м гг. Липы, куртины с цветами, два искусст-венных водоёма, фонтаны, беседка и мостки, статуи, уютная «арабская» кондитерская-кофейня посередине... Ежедневно к полудню на бульваре собиралась лучшая публика. Здесь в разные времена гуляли Гоголь, Островский, Тютчев, Чехов, Толстой, Бунин, Лермонтов, Есенин. Бывали и Александр I, и Николай I, прогуливался легендарный герой войны 1812 г. генерал Алексей Ермолов, опальный и независимый, которому все при встрече, вспоминал писатель Николай Лесков,«кланялись, иногда в пояс, с удовольствием».

Именно здесь по объявлении войны в мае - июле 1812 г. в патриотическом порыве собирались толпы, а в июле началась запись в народное ополчение. И демонстрации, и красные флаги, и алые банты на памятнике Пушкину 1905-го, и пулемёты у его пьедестала, и страшные бои февраля и октября 1917-го - это тоже история Тверского...

Тверской бульвар. Вид в сторону Страстной площади (сейчас - Пушкинской). Акварель О. Кадоля. 1827 г.

Всё смешалось…

Смешение эпох, архитектур - это тоже Тверской бульвар. Начало его - у Никитских ворот - долгое время было отмечено шумной славой студенческой пивной «Седан», в бывшем доме князя Гагарина (снесён), где собирались московские студенты, известные своим вольнодумием, нищетой, а порой и бездомностью. Гиляровский пишет, что раз такого «бомжа», ночевавшего прямо на Тверском, узрел сам обер-полицмейстер Москвы Козлов, живший в казённой квартире полицей-ского управления в д. 22 (бывшем «доме с гротом» Кологривовых. В нём Пушкин на балу впервые увидел Натали, в нём бывал Гоголь. В 1937-м на месте дома начали постройку здания Музыкального театра им. Немировича-Данченко, 30 лет стоял «недострой», пока в 1973-м не возвели здесь «новый» МХАТ, как инородное тело на пустыре) и ходивший ночами через бульвар к любовнице и обратно, и спросил: «Отчего это вы гуляете по ночам вдоль бульвара?» Студент не растерялся: «А оттого, что не всем такое счастье, чтобы гулять поперёк бульвара!»

Новый МХАТ, Тверской бульвар, д. 22

АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

В дни жестоких октябрьских боёв 1917 г. в доме Гагарина засели юнкера и эсеры - этот кровавый бой описан в повести «Октябрь» Яковлева. Теперь на месте руин гагаринского дома - памятник Тимирязеву.

Среди сохранившихся ампирных особнячков и многоэтажных доходных домов не затерялся на Тверском д. 11. При его реставрации были обнаружены кирпичи с клеймом «добульварного» 1773 г. Дом уцелел и в пожаре 1812 г. В 1889 г. его купил адвокат Николай Шубинский и стал жить в нём с супругой - великой актри-сой Малого театра, кумиром молодёжи, а затем и революции, народной артисткой Республики Советов Марией Ермоловой. Она прожила в нём 40 лет, здесь Валентин Серовнаписал её известный портрет в рост, в Белом зале на 2-м этаже. После революции дом актрисе передали в пожизненное владение. Около него собирались тысячи поклонников, шли шествия со знамёнами в её юбилей. В доме бывали Горький, Шаляпин, Нежданова, Немирович-Данченко, актёры Малого… После смерти актрисы в 1928 г. дом стал коммуналкой, а с 1986 г. здесь располагается Дом-музей Ермоловой.

Музей Ермоловой на Твер-ском, д. 11.

Sergey Rodovnichenko, flickr.com

А в соседнем доме № 13 жил Павел Иванович Голохвастов, дядя писателя-вольнодумца Александра Герцена (родившегося тоже на Тверском, но в доме 25). У дяди, вспоминает Герцен в «Былом и думах», хотело укрыться в 1812 г. его семей-ство вместе с ним, тогда 3 месяцев от роду. Перешли по бульвару - а дом уж горит и французские солдаты стоят биваком в саду! Даже Сашины пелёнки перерыли, изорвали - всё драгоценности искали. Тогда французы почти все здания на Тверском пожгли, деревья вырубили, а на фонарях вешали «диверсантов».

Далее слева - д. 17, яркий образец архитектуры эклектики постройки 1850-х гг. Его первая владелица, Варвара Крекшина-Пукалова, была любовницей зловещего графа Аракчеева. Дом приказала выстроить в точности как её особняк в Париже. Но в московском доме не жила, а сдавала под квартиры и различные «мероприятия» (выставки и пр.). На одной из них представлена была знаменитая картина «Княжна Тараканова» Флавицкого из Петербурга, приобрёл её сам Павел Третьяков. В -1867-1869 гг. в доме снимал помещение Артистический кружок, среди основателей его был драматург Островский. Он считал необходимым приучать актёров к нормальной жизни без излишеств, но с умеренностью в застольях, к хорошему обществу с умными беседами. Членский взнос - всего 12 рублей в год. Немудрено, что кружок стал очень популярен! На его вечерах охотно выступали многие знаменитости тех лет - от Чайковского до Фета - и, конечно, сам Островский.

Вид на дома №17 и 19 и памятник Сергею Есенину

ru.wikipedia.org

Герцен и Печерин

Чем ближе к памятнику Пушкина, тем интереснее история домов на Тверском. Дом 25, где родился Герцен, в 1933-м стал Литературным институтом с общежитиями. Знаменитый «Дом Герцена», высмеянный Маяковским («хрен цена дому Герцена») и описанный Булгаковым в «Мастере и Маргарите», в начале 1840-х приобрёл Дмитрий Николаевич С-вербеев. Комнаты он перестроил, «но подъезд, сени, лестница, перед-няя - всё осталось», по слову Герцена. Свербеев был из круга декабристов, удалён Николаем I из Москвы до 1826 г., по возвращении сюда женился на княжне Щербатовой и поселился на Тверском, где вскоре стал устраивать «литературные пятницы», приобретшие о-громную популярность. В этом салоне побывали сотни лучших умов России - от Чаадаева до Гоголя, Щепкина и Лермонтова.

«Дом Герцена», а ныне Литературный институт.

АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Ампирные дома 24 и 26, что напротив, были в XIX в. одним «прекрасным владением» с «великолепною фасадою на бульвар» и ансамблем строений внутри дворов. Сейчас остались от уникальных зданий лишь два фасада, остальные снесены уже в 2000-х (а ведь они пережили пожар 1812 г.). Принадлежали они Ивану Римскому-Корсакову, яркому «герою» грибоедовских времён, богачу, красавцу, дававшему умопомрачительные балы-праздники. А главное - кратковременному фавориту (всего на 16 месяцев, в 1778-1779 г.) самой императрицы Екатерины II. В свои блестящие 24 года пригожий гвардеец так полюбился императрице, что стремительно «дослужился» до генерал-адъютанта, имел богатейшие дары от неё с имениями и крепостными. «Все поэты должны воспевать его красоту», - требовала влюблённая царица. Но… застав юношу с другой, Екатерина выслала его из Петербурга в Москву, где он, официально так и не женившись никогда, жил в своё удовольствие с возлюбленной, графиней Строгановой, бросившей ради него семью.

В его владениях на Тверском в 1830-1831 гг. бывал Пушкин - интересовался Екатерининской эпохой. Любопытно, что дом 24 уже перед революцией 1917 г. принадлежал князю Феликсу Юсупову, одному из участников убийства Распутина, а дом 26 - приятелю Григория Ефимовича банкиру Рубинштейну.

У самой Тверской улицы, на месте магазина «Армения», раньше стоял красивейший храм Димитрия Солунского, снесённый в 1933-м. В этом же доме с башенкой, на углу бульвара и Тверской, располагалась на 1-м этаже квартира-мастерская Сергея Конёнкова. Её Советское правительство подарило в 1946 г. мэтру-скульп-тору, вернувшемуся на родину после двадцати с лишним лет жизни в Америке, и в ней он прожил до самой смерти в 1971 г. Теперь здесь уникальный, з-амечательный музей.

Страстная площадь. В правом нижнем углу — церковь Дмитрия Солунского. Фото 1920-х гг. с крыши дома Нирензее в Гнездниковском переулке.

ru.wikipedia.org

А напротив, где разбит газон-скверик с гранитным памятным знаком в честь революционных событий 1905 и 1917 гг., располагались прежде номера с трактиром-пивной - «Город Берлин» (так уж сложилось, что с обоих концов Тверской окаймляли пивные) . В 1835-1836 гг. там жил колоритнейший персонаж эпохи с лермонтовской фамилией Печерин - дворянин, молодой профессор-филолог Московского университета, с богатой биографией и карьерой в свои 28 лет, отучившийся в Берлине. Владимир дожидался здесь, среди полупьяных швейцарцев-гувернёров, отъезда обратно в Германию: он яростно ненавидел Россию и всё русское. «Как сладостно Отчизну ненавидеть и жадно ждать её уничтоженья!» - это его стихи. Однако Европа разочаровала его, ненависть к Родине исчезла. Печерин стал католическим монахом, священником и умер спустя полвека капелланом больницы в Дублине.

Фото 1. Тверской бульвар в Москве на старинной фотографии

Тверской бульвар - происхождение названия

Первоначально он носил название Бульвар, в связи с тем, что был единственным в Москве. В 1796 году назван Тверским бульваром по , к которой он примыкал.

История Тверского бульвара

«Прожектированный план Москвы 1775 года» содержал первоначальный проект развития Тверского бульвара.

В 1782 году на этом месте была снесена стена , но сам бульвар проложили только спустя 14 лет, в 1796 году. Руководил работами архитектор С. Карин.

Аллею засадили сначала березами. Эти деревья не прижились и на их место были высажены липы. Уже со временем к ним добавились клены, дубы, вязы, ели и туя.

Постепенно улицу застроили классическими особняками той эпохи, а бульвар стал излюбленным местом прогулок москвичей.

В 1812 году Тверской бульвар сильно пострадал из-за сильнейшего пожара, случившегося в Москве при вступлении в город армии Наполеона.

В результате стихийного бедствия были сильно повреждены дворянские особняки.

Внесли свою лепту в разруху местности и французские солдаты, которые разбили лагерь на территории бульвара. Ими была вырублена и использована на дрова практически вся аллея деревьев.

После этих событий Тверской был восстановлен за довольно непродолжительное время. Помимо вновь посаженных деревьев, его облагородили зелеными беседками и фонтанами, различными мостиками.

В 80-х годах по улице была проложена конно-железная городская дорога, на смену которой в 1911 году пришли трамвайные рельсы.

В конце 19 века дворянские особняки классического стиля сменяются доходными домами, выполненными в стиле модерн и эклектики.

В октябре 1917 года на территории бульвара разыгрываются сражения между юнкерами и отрядами большевиков. В результате боя сгорел дом, расположенный в начале бульвара. На его месте в 1923 году установили памятник К. А. Тимирязеву.

В 20-е годы на бульваре организовывали книжные базары.

Перепланировка и благоустройство Тверского бульвара были выполнены в 1946 году по проектам В. И. Долганова.

Были высажены молодые деревья и цветники, установлена чугунная ограда и скамьи. Разработка чугунной ограды велась под руководством архитектора Г. И. Луцкого.

В 1949 году трамвайная линия была заменена на троллейбусную линию.

В 1950 году памятник А. С. Пушкину был перенесен на Пушкинскую площадь, свое нынешнее место.

Одно из последних значимых событий в истории Тверского бульвара - установка памятника С. А. Есенину в 1995 году.