Творческие способности одаренность талант гениальность. Влияние социальной среды на одаренность

admin

Интеллектуальные навыки, творческие задачи человека, потенциал объясняется разными понятиями, использующимися в научных трудах. Термины вызывают интерес у ученых, психологов и педагогов. Мнения исследователей – это основа для создания педагогических и психологических методик, разрешающих людям находить направления развития.

Одаренность

Ученые не установили общепризнанный термин, который бы использовался во всех классических учебных книгах. В научных книгах используется вариант, предложенный психологом В. Штерном.

Одаренность представляет собой способность человека подстраиваться под появляющиеся потребности, действовать для достижения поставленных задач, воспринимая внешние факторы, причем это выполняется осознанно с помощью развитого мышления.

Несмотря на критику понятия некоторыми учеными, термин по-прежнему используют для трактовки. Принято считать, что – это природный дар, не способный обуславливаться наследственностью. Одаренность – это функция условий жизнедеятельности человека, функцией развитой личности, поэтому она проявляется на каждом этапе развития, напрямую связана с жизнью индивидуума.

Природный потенциал нельзя детерминировать одаренности человека. Задатки составляют спектр условий, который требуется для развития личности. Одаренность используется не для выражения внутренних задатков для самосовершенствования, а для характеристики личности, внутренних способностей, причем внутренние способности и внешние проявления тесно связаны.

Проявление заложенного потенциала возможно при благоприятных условиях для развития, достижения поставленных задач. Оно используется для выражения потенциала, которым обладает человек, психологическими составляющими, позволяющими создавать действительность, соответствующую пожеланиям, предпринимать нужные действия. В обязательном порядке требуются подходящие внешние условия для динамического изменения. Например, ученику требуется учебная программа. Для стимулирования развития требуются серьезные требования, которые достигаются с усилием.

Одаренность бывает специальной. В этом случае рассматривается взаимосвязь внутреннего потенциала, особенностей психики и требований определенной сферы, которую выбирает индивидуум. Соотношение проявляется не только на абстрактном уровне, но и в происходящих событиях, в результате которого формируются способности человека. Индивидуум может быть способным к выполнению поставленных задач. В то же время предполагается проявление общей одаренности, которую нужно оценивать с учетом внешних факторов, влияющих на жизнь человека.

В научной литературе термин вызывает активные споры. Многие ученые убеждены в отсутствии общей одаренности, под которой необходимо понимать интеллектуальный потенциал, память, возможность решать поставленные задачи. Для соотношения умственного и реального возраста используется интеллектуальный коэффициент, который обозначается IQ и позволяет определить возможности индивидуума. IQ определяет заложенный потенциал от природы и скорость, с которой развивается человек, в результате чего устанавливается уровень развития на определенном этапе жизни.

В психологической сфере одаренность – это часть структуры человека, поэтому она обладает тесной связью с характером. Предполагается, что особенности проявляются под влиянием воспитания и внешних условий, благоприятность которых различается. Психологи рассматривают тип мышления, темперамент, стараясь определить возможности индивидуумов.

Специальные способности напрямую зависят от сферы деятельности, в которую включен человек. Деятельность должна быть активной и эффективной для проявления свойств, являющихся характерными для личности.

В результате между одаренностью и специальными способностями стоит возможность соотносить уровень развития человека, темпы совершенствования. Данные аспекты рассматриваются педагогами, являющимися ответственными за будущее детей.

В генетическом плане соотношения между общим – специальным развитием являются стабильными. По данной причине генетики и ученые считают, что будущее человека определяется не только внешними условиями, но и природным потенциалом, который обусловлен генетикой. Понимание одаренности зависит от значимости выбранного направления деятельности, успехов других людей, которые проявляют свои задатки.

Ученые считают, что одаренность – это количественное понятие. Качественный подход невозможно использовать полноценно. Вопрос относительно определения заложенных способностей остается открытым.

В то же время Ч. Спирмен отмечает, что умственная одаренность должна определяться умственной энергией, которая характерна для человека. Такой количественный подход к трактовке является правильным, ведь он позволяет оценить перспективы развития индивидуума.

Способности отличаются на качественном уровне: один человек обладает возможностями и потенциалом для одной сферы, а другой человек – для иной сферы. Внешние условия влияют на степень проявления внутреннего потенциала, поэтому они заслуживают внимания.

Психологи оценивают качественные отличия для открытия перспектив людей, . Исследователи изучают информации, материалы опытов для создания оценки способностей индивидуумов. Целью является определение способностей человека, которые позволят достигнуть успеха.

Талант

Талант – это способность человека к сферам, в которых реализуется начальный потенциал, успеху и признанию.

Степень заложенного потенциала определяет способность действовать оригинально и самостоятельно, решать поставленные задачи, вне зависимости от их специфики и сложности. Талант предполагает потенциал, позволяющий проявлять задатки в сфере, предлагая новые идеи, реализуя оригинальные и совершенные действия, достигать уважения на общественном уровне.

У ребенка проявляются первые признаки заложенного таланта, который реализуется в определенном направлении. В некоторых случаях проявление происходит позже, например, во взрослом возрасте под значимые события. и реализуется, если складываются благоприятные условия в культуре, истории, общественном порядке, если человек получает полноценное воспитание.

Талант проявляется в любых сферах, а не только в искусстве. Реализация происходит в организаторской работе, педагогике, технике и науке. Сфера определяется заложенными задатками.

Для развития таланта требуется настойчивость в поиске направлений самосовершенствования, проявления первых трудов. По данной причине талантливых людей должно тянуть к делу, без которого невозможно представить жизнь.

Способности, потенциал – это основа таланта. Спектр задатков, возможности реализации оригинальных и перспективных идей свойственны индивидууму, поэтому они считаются уникальным даром.

Результаты действий, высоты, которых достигает человек, прилагая усилия, позволяют понять наличие таланта или опровергнуть предположение. Результаты, отличающиеся новизной и оригинальностью, — это основа составления утвердительного мнения.

Гениальность

Гениальность – это одаренность человека, которая проявляется в творческих трудах.

Результаты работы обладают большим значением для народа, историков и последующих поколений. Гении создают новые эпохи, толкают мир к продвижению. Среди отличий значатся продуктивность в творчестве, понимание культурного наследия, возможность преодоления прежних стандартов и создание новых традиций.

Чем отличаются талантливые люди?

Исследователи взаимодействуют с талантливыми личностями, понимая, чем они отличаются от обычных граждан. Талантливые личности испытывают неудовлетворенность к результатам работы, вследствие чего стремятся к самосовершенствованию, самообразованию и изменению мышления для достижения поставленных задач. Гении отказываются от многих предложений, концентрируясь на желаемых результатах.

Пианист Г. Нейгауз отмечал, что гении и таланты рождаются. Несмотря на это, люди создают культуру, которая различается по ширине, демократичности и лояльности проявлений. Благоприятные условия позволяют людям с заложенным потенциалом становиться гениями, талантами, достигать успеха. По данной причине социальное общество, специфика воспитания определяют возможности проявления заложенного потенциала, таланта.

Существует мнение, что природа отдыхает на детях талантливых родителей. Данное мнение подтверждается опытом. Талант наследуется в незначительной степени. Исследования привели к следующим выводам: умственные навыки приближены к биологическим родителям, что обусловлено наследственной картиной, а не к приемным родителям. Сходство в потенциале, заложенных задатках проявляется не в каждой ситуации, причем схожесть уменьшается по мере взросления человека, который сталкивается с иной схемой воспитания, переживает личные события, претерпевает изменения на основе внешних факторов.

Результаты достигаются не только на основе природных способностей, но и под влиянием мотивации, условий для проявления существующего потенциала. Пенсионеры получают шанс для проявления таланта, хотя в течение жизни отсутствовали благоприятные факторы для открытия задатков. Со временем пенсионеры достигают успеха, о котором прежде не мечтали.

Вывод

Ученые спорят о природе человеческого потенциала. Споры развиваются активно. Потенциал – это врожденный дар? Происходит ли развитие потенциала прижизненно? Заслуживает ли внимания высказывание: проявление таланта – это один процент природных способностей и 99% пота? У каждой точки есть приверженцы и противники.

Биологическое влияние на способности и их проявление зависит от генетической наследственности. Воспитание, благоприятные факторы проявляют задатки, ускоряют развитие. Потенциал проявится без педагогов и психологов, но позднее.

Другие ученые убеждены: психика, характер развиваются в процессе воспитания. По данной причине задатки формируются у людей. Дети примитивных народов получали обучение, после чего соответствовали образованным принципам. Дети-маугли под влиянием неблагоприятных условий теряют контакт с социумом.

Способности формируются и развиваются на основе задатков, наследственных и врожденных. Потенциал, знания и навыки характеризуют человека как индивидуума, субъекта деятельности.

Психологи и ученые не пришли к единой концепции в рамках теории личности, но в каждую эпоху рождаются гении и таланты, завоевывающие популярность, достигающие успеха.

19 января 2014

Введение

Тема одаренности и гениальности в психологии рассматривается достаточно широко. «…чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность» (Ю.Б. Гиппенрейтер).

Талант является способностью, присущей от рождения. Но раскрывается он постепенно, с приобретением определенных навыков или опыта. Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил восемь типов таланта, интеллекта:

    вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам);

    цифровой (характерен для математиков, программистов);

    слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды);

    пространственный (присущ дизайнерам и художникам);

    физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике);

    личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе);

    межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами);

    талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы). 2

О наличии таланта следует судить по высокому развитию способностей, прежде всего специальных, а также по результатам деятельности человека, которые должны отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно направляется ярко выраженной потребностью в творчестве и отражает общественные запросы.

Гениальность – практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Психологи сходятся во мнении, что способности, подобно мышцам, необходимо развивать путем упражнений. Это следует из самого определения способностей, ведь они не могут родиться сами по себе, вне определенной деятельности. Правдивость этого тезиса легко проследить на примере музыкальных способностей. Те, кто занимался музыкой, знает: путь к исполнительскому мастерству лежит через ежедневные многочасовые занятия, значительную часть которых составляют утомительные гаммы. А ведь эти гаммы ежедневно играют и начинающие музыканты, и великие пианисты. Впрочем, дело не столько в количестве упражнений, сколько в силе напряжения, в системности умственной работы, ее методике.

Наивысшую ступень развития способностей, проявляющихся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называют гениальностью. Гениальность отличается от талантливости общественной значимости тех задач, которые человек решает. Гений выражает передовые тенденции своего времени.

Индивидуальные особенности способностей оказываются в разносторонности или односторонности их развития. Разносторонние способности имели М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и др. Например, М. В. Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике и в то же время был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Однако это «…не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче» .

Индивидуальные особенности способностей каждого человека является результатом ее развития. Поэтому для развития способностей нужны соответствующие социальные условия, активность личности в деятельности.

«В жизни гениальных людей бывают моменты, когда эти люди представляют большое сходство с помешанными, например усиленная чувствительность, экзальтация, сменяющаяся апатией, оригинальность эстетических произведений и способность к открытиям, бессознательность творчества и употребление особых выражений, сильная рассеянность и наклонность к самоубийству, а также нередко злоупотребление спиртными напитками и, наконец, громадное тщеславие».

О гениальных людях, точно так же как и о сумасшедших, можно сказать, что они всю жизнь остаются одинокими, холодными, равнодушными к обязанностям семьянина и члена общества. Микеланджело постоянно твердил, что “его искусство заменяет ему жену”.

Нередки случаи, когда вследствие тех же причин, которые так часто вызывают сумасшествие, то есть вследствие болезней и повреждения головы, самые обыкновенные люди превращаются в гениальных. Вико в детстве упал с высочайшей лестницы и раздробил себе правую теменную кость. Гратри, вначале плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, смолоду совершенно слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нём вследствие полученной им раны в голову.

Этой зависимостью гения от патологических изменений отчасти можно объяснить любопытную особенность гениальности по сравнению с талантом: она является чем-то бессознательным и проявляется совершенно неожиданно.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго обдуманно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность бессознательна.

Те из гениальных людей, которые наблюдали за собою, говорят, что под влиянием вдохновения они испытывают какое-то невыразимо приятное лихорадочное состояние, во время которого мысли невольно родятся в их уме и брызжут сами собою, точно искры.

Если мы обратимся теперь к решению вопроса - в чём именно состоит физиологическое отличие гениального человека от обыкновенного, то, на основании автобиографий и наблюдений, найдем, что по большей части вся разница между ними заключается в утонченной и почти болезненной впечатлительности гения.

По мере развития умственных способностей впечатлительность растет и достигает наибольшей силы в гениальных личностях, являясь источником их страданий и славы. Эти избранные натуры более чувствительны в количественном и качественном отношении, чем простые смертные, а воспринимаемые ими впечатления отличаются глубиною, долго остаются в памяти и комбинируются различным образом. Это является одной из важнейших предпосылок создания гениями чего-либо принципиально нового, именно поэтому они способны в мелочах увидеть то, что другим не заметно и сделать из этих мелочей величайшее открытие . Многие гениальные ученые падали в обморок от восторга при чтении сочинений Гомера. Живописец Франчиа умер от восхищения, после того как увидел картину Рафаэля. одаренность способности гениальность маттоид

Но именно эта слишком сильная впечатлительность гениальных или только даровитых людей является в громадном большинстве случаев причиною их несчастий, как действительных, так и воображаемых. Гений раздражается всем, и что для обыкновенных людей кажется просто булавочными уколами, то при его чувствительности уже представляется ему ударом кинжала. Болезненная впечатлительность порождает также и непомерное тщеславие, которым отличаются не только люди гениальные, но и вообще ученые, начиная с древнейших времен.

Поэт Люций не вставал с места при появлении Юлия Цезаря в собрании поэтов, потому что считал себя выше его в искусстве стихосложения. Шопенгауэр приходил в ярость и отказывался платить по счетам, если его фамилия была написана через два “n”.

Все, кому выпало на долю редкое счастье жить в обществе гениальных людей, поражались их способностью перетолковывать в дурную сторону каждый поступок окружающих, видеть всюду преследования и во всём находить повод к глубокой, бесконечной меланхолии. Эта способность обусловливается именно более сильным развитием умственных сил, благодаря которым даровитый человек более способен находить истину и в то же время легче придумывает ложные доводы в подтверждение основательности своего мучительного заблуждения. Отчасти мрачный взгляд гениев на окружающее зависит, впрочем, и от того, что, являясь новаторами в умственной сфере, они с непоколебимой твердостью отталкивают от себя большинство людей.

Гений обладает способностью угадывать то, что ему не вполне известно: например Гёте подробно описал Италию, не видев ее. Именно вследствие такой прозорливости, возвышающейся над общим уровнем, и благодаря тому, что гений, поглощенный высшими соображениями, отличается от толпы в сверхпоступках или даже, подобно сумасшедшим (но в противоположность талантливым людям), обнаруживает склонность к беспорядочности, - гениальные натуры встречают презрение со стороны большинства, которое, не замечая промежуточных пунктов в их творчестве, видит только расхождение сделанных ими выводов с общепризнанными и странности в их поведении .

Если некоторые из этих последних и обнаруживают недюжинные умственные способности, то это лишь в сравнительно редких случаях, и притом ум их всегда односторонен: гораздо чаще мы замечаем у них недостаток усидчивости, прилежания, твердости характера, внимания, аккуратности, памяти - главных качеств гения. И остаются они по большей части всю жизнь одинокими, необщительными, равнодушными или нечувствительными к тому, что волнует род людской, точно их окружает какая-то особенная, им одним принадлежащая атмосфера.

Резюмируя эти положения, можно прийти к следующим выводам: в физиологическом отношении между нормальным состоянием гениального человека и патологическим - помешанного существует немало точек соприкосновения. Среди гениальных людей встречаются помешанные и среди сумасшедших - гении. Но было и есть множество гениальных людей, у которых нельзя отыскать ни малейших признаков умопомешательства, за исключением некоторых ненормальностей в сфере чувствительности .

Установив такое близкое соответствие между гениальными людьми и помешанными, природа как бы хотела указать нам на нашу обязанность снисходительно относиться к величайшему из человеческих бедствий - сумасшествию и в то же время предостеречь нас, чтобы мы не слишком увлекались блестящими призраками гениев, многие из которых не только не поднимаются в заоблачные сферы, но, подобно сверкающим метеорам, вспыхнув однажды, падают очень низко и тонут в массе заблуждений.

Талант и гений различаются , прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути, а не только достигать высоких точек на уже проторенных дорогах. Высокий уровень одаренности, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в разных или даже во всех областях. В качестве примера универсализма, часто свойственного гениям, достаточно назвать Аристотеля, Леонардо да Винчи, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, М. В. Ломоносова, К. Маркса. Но и одаренность гения имеет определенный профиль, и в нем какая-то сторона доминирует, какие-то способности особенно выявлены и оформлены в ведущем направлении его творчества.

Заключение

Природа человеческих способностей вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Являются ли наши способности врожденными или они формируются прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом, или талант, как следует из известного высказывания, - это 1% способностей и 99% пота? Среди ученых имеются активные приверженцы как одной, так и другой точки зрения.

Сторонники идеи способностей утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного генетического фонда. Обучение и воспитание, считают ученые, стоящие на этой позиции, может лишь ускорить процесс проявления способностей, но и без педагогического воздействия они обязательно проявятся.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики определяются качеством воспитания и обучения и что у каждого человека можно сформировать любые способности. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых примитивных племен, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев. Здесь же говорят о так называемых "детях-маугли", которые убедительно свидетельствуют о непоправимом уроне, даже невозможности человеческого развития вне социума.

Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.

Проблема таланта и гениальности стоит перед психологами в течение долгого времени и на сегодняшний день не существует единой концепции в рамках какой-либо теории личности, которая бы объясняла её в полном объёме. Большинство теорий личности рассматривают лишь некоторые аспекты данной проблемы. Тем не менее, изучение вопросов структуры таланта имеет очень большое значение, как для теории психологии, так и для решения конкретных психолого-педагогических задач современного образования.

При рассмотрении психологической литературы встаёт вопрос о соотношениях понятий одарённость, талант и гениальность. Во многих источниках понятия одарённость и талант трактуются как синонимичные и не разделяются. Гениальность рассматривается как высшая степень проявления таланта или одарённости. Отсюда следует необходимость в приведении точных понятий для дальнейшего раскрытия проблемы.

В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, а порой и чаще. Нынешним школьникам приходится вмещать столько в свою память, что порой их молодая неустойчивая психика не выдерживает таких нагрузок. Отсюда эмоциональные срывы, подавленность. Тут уже не приходится говорить о развитии творческого потенциала, требующего бережного, вдумчивого отношения, происходит непрерывная гонка за количеством и качеством знаний.

Многие деятели современной науки выделяют личностный фактор как единственный, благодаря которому человечество может двигаться вперёд. Поэтому как за рубежом, так и у нас в стране разрабатываются новые программы развития талантливых детей и подростков, дающие им возможности как можно раньше начать реализовывать свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему хорошие методики могут быть разработаны только на основе твёрдой теоретической базы, после того как проблема будет всесторонне изучена и будут сформированы теоретические положения в рамках единой психолого-педагогической концепции.

Список использованных источников

    Аверин В. А. Психология личности: Учебное пособие. - СПб.: ИстНоваПресс, 2007. – 398 с.

    Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Лениздат, 1999. – 215 с.

    Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: «Академия», 1996. – 496с.

    Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности// Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 98- 107.

    Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 320 с.

    Маклаков А.Г. Общая психология: Учеб. Пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 592с.

    Матюшкин А.М. Концепция творческой одарённости // Вопросы психологии. – 1989 - №6. – С. 29-33.

    Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. – М.: «Академия», 2006. – 608с.

    Немов Р.С. Психология: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с.

    Общая психология: Учебник/ Под ред. Тугушева Р. X., Гарбера Е.И. – М.: Эксмо, 2006. – 592с.

    Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: «плюс – минус». - 2000. - № 3. – С. 58-65.

    Психология: Учебник/ Под ред. проф. К.Н. Корнилова, проф. А.А. Смирнова, проф. Б.М. Теплова. – М.: Учпедгиз, 1988. – 614с.

    Щебланова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одарённости // Вопросы психологии. – 1994. - №6. – С. 134-139.

    Щебланова Е.И. Неуспешные одарённые школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. -1999. №3. – С. 41-55.

    Слуцкий В.М. Одаренные дети: www.friendship.com.ru

    http://psylist.net/difpsi/genials.htm

1 Теплов Б.М Способности и одаренность: Психология индивидуальных различий. - М.: изд-во Московского Университета, 1982. – 404 с.

2 Гарднер Г. Рамки ума. – М.: Наука, 1980. – 250 с.

3 Psylist . net [Электронный ресурс] – режим доступа к ст.: http://psylist.net/difpsi/genials.htm

Талантами могут обладать многие люди. Под гениальностью понимается развитый талант, который человек применяет в своей жизни. Однако есть люди, которые не знают или не имеют талантов. Здесь начинается пародирование, направленное на достижение славы и .

Люди разными путями достигают своей славы. И если у человека не получается достичь успеха путем поощрения своего таланта, то он начинает его высмеивать, получая возможность хотя бы обратить на себя внимание общества. Так, например, девушка, которая не умеет петь, может создать образ известной личности и начать ее пародировать. Другими словами, если талант человека не соответствует стандартным требованиям, то он продолжает свое развитие в комичной форме – высмеивание того, что не было оценено.

Насколько долго можно прославиться путем высмеивания искусства в той области, в которой талант человека не был оценен? Все зависит от правильной подачи насмешки. Есть мужчины, которые одеваются по-женски, называя себя дизайнерами, и лишь единицы из них действительно становятся известными. Есть женщины, которые увеличивают свою грудь до чрезвычайно огромных размеров, и из них тоже единицы становятся известными.

Пожалуй, можно понять, что антикультурная подача своего таланта немногим приносит славу. И главное, что может позволить такому человеку все-таки заинтересовать общество, — это какое-то соответствие той культуре, которую он высмеивает. То есть мужчина, который одевается, как женщина, должен делать это красиво, стильно, чтобы на него было приятно смотреть. В таком случае его неестественный образ будет принят обществом. А женщине с большими грудями необходимо ими пользоваться по делу, например, рекламировать бюстгальтеры, платья с декольте и т. д.

Почему антикультурное движение имеет место быть? Потому что реакция людей, которая видит этих людей, не агрессивная. Люди смеются, улыбаются, некоторые даже воспринимают это спокойно, если вдруг увидят мимо проходящего голого мужчину. А раз отсутствует безнаказанность и достигается цель – слава, поскольку внимание незнакомых людей – это и есть слава, — то все больше можно увидеть, как не талантливые люди высмеивают ту красоту природы, культуры, искусства, стиля, морали, в которой они не смогли прославиться общепринятыми путями.

Если у человека нет таланта, тогда он начинает его высмеивать. Что это такое?

Что такое гениальность?

Трудно дать четкое определение, что такое гениальность. Это способность человека реализовывать свои умственные, двигательные или творческие способности на более высшем уровне, нежели обычные люди. Нередко гениальность связывают с новаторством, вдохновением, незаурядностью. Это выход за пределы обычного в науке, искусстве, творчестве, что позволяет делать новые открытия и создавать новые технологии.

В психологии под гениальностью понимается отклонение, которое сопровождается одаренностью. Гениальных людей очень мало в большей степени из-за того, что никто не помогает людям развивать свои таланты. С самого детства каждый проходит среднестатистическое воспитание, которое не предусматривает развитие гениальности. Лишь в редких случаях ребенок может проявлять наклонности, развитие которых приводит к гениальности.

4 теории возникновения гениальности:

  1. Развивается на фоне психических отклонений и безумия. Часто люди наблюдали безумные состояния у тех, кто творил некоторые новшества. Нервные расстройства, неврозы, трансовые состояния и прочие проявления наблюдались у гениев. Однако отмечается, что ничего полезного для общества человек с психическими отклонениями сделать не может.
  2. Развивается в результате правильной направленности, использования и совершенствования своих навыков под действием мотивации. Здесь рассматривается механизм направленности половой энергии в другое русло или компенсация недостающих качеств развитием других.
  3. Развивается в благоприятном стечении социальных и экономических обстоятельств, где определенные качества и навыки имеют возможность совершенствоваться.
  4. Рассматривается как более высокоразвитый тип личностей, обладающих особыми способностями.

Признаки гениальности

Гениальность определяется высокой активностью интеллекта, психики и креативности. Также в ней выделяют определенные признаки:

  • Нестандартное мышление, выделяющееся на общем фоне.
  • Целеустремленность – желание человека проявлять свои таланты.
  • Перфекционизм – совершенство.
  • Внимание к деталям и воображение, которое помогает выдавать новые идеи, мысли, думать гибко и т. д.
  • Мультипотенциальность – развитие навыков сразу в нескольких направлениях.
  • Высокая самооценка и много энергии, что идет неразрывно.
  • Оригинальное и спонтанное поведение.
  • Ранний возраст проявления (в редких случаях одаренность проявляется во взрослом возрасте).
  • Любознательность – склонность к постоянному получению новой информации, связанной с даром.
  • Чрезмерная чувствительность, восприятие деталей.

Гениальный человек не стоит на месте. Он жаждет открытий, новизны, опережения своего времени. Это происходит за счет умения человека взглянуть на ситуацию или вещь под новым углом. Если большинство думает стереотипно, шаблонно, так, как их приучили, то гениальный человек мыслит масштабно, смотрит с разных сторон, отмечает детали, которые могут привести его к новым открытиям.

Талант и гениальность

Лишь в последнее время идет четкое разделение таланта, гениальности и одаренности. Однако эти понятия имеют схожие черты, перетекающие один в один. Под талантом понимается некое качество, способность, навык, который позволяет человеку показывать его на высшем уровне. Обычно речь идет об определенной сфере деятельности, где человек использует свой навык, что проявляется в оригинальности, новизне, высоких достижениях.

Под гениальностью понимается развитие талантов, то есть наивысшее достижение уровня, когда человек проявляет его во многих, нередко противоположных, сферах. Гениальность часто связана с поиском нового, устранением привычного устоя, изменением мировоззрения. Вот почему гениальные люди часто не принимаются современниками, которые не желают меняться и познавать нового.

Талант и гениальность являются не генетическими, а врожденными особенностями. У обычных родителей может родиться одаренный ребенок, как и у талантливых мамы и папы может появиться обычный малыш.

Талант и гениальность имеют различные природы своего происхождения. Талант можно понять и развить, довести до совершенства. Гениальность обычно либо есть, либо отсутствует в человеке. Она является врожденным качеством, которое проявляется в человеке.

  • Гениальность иррациональна, талант рационален.
  • Гениальность проявляется сама по себе, талант развивается путем усилия воли.
  • Гениальность позволяет быстро достигать чего-то нового, делать открытия. Талант обычно является результатом упорства и правильного выполнения действий, благоприятными обстоятельствами, которые способствовали его проявлению.
  • Гениальность невозможно объяснить, особенно в ее проявлениях. Талант же можно распознать и направить в нужном направлении.

Талантом называют способность человека видеть социальные и экономические условия, в которые он погружен, и выбирать именно те поступки, которые помогут ему в достижении цели. Если гениальность идет по совершенно новым путям, то талант идет по привычным тропинкам, но тогда, когда это нужно.

Школа уничтожает гения в человеке. И это не пропаганда, а факт реальной жизни. Что делает современная школа? Она направляет все свои силы на то, чтобы загрузить детей знаниями, большая часть из которых каждому ребенку абсолютно не нужна. Вспомните, родители, сколько знаний вы имеете до сих пор со школьной скамьи. Лишь первые 3 класса являются основополагающими, когда человека обучают читать, писать, считать и т. д. А все остальные школьные годы – пустая трата времени и сил.

Гений – это не убитый внутри ребенок. А ребенка ломает воспитание родителей, которое принято в обществе, и курс обучения в школах. В учебных заведениях делают рабов, ломая личностей. Из 90% талантливых первоклашек из школы выходят 10% личностей, а все остальные являются сломанными людьми. На выходе получаются рабы государства, которые уже свыклись с мыслью о том, что они будут работать на кого-то и копить денюжку на пенсию.

Почему обучение ломает людей, делая из них рабов? Это полезно государству, которое должно контролировать большое количество людей. Из талантливого человека с бесконечными возможностями школа делает послушного раба, готового трудиться на благо государства. Потенциал огромный, но система ценностей и парадигм школьного образования делает так, чтобы человек стал рабом. Вот почему школа уничтожает гения в человеке: она готовит «полноценных членов общества», а не взращивает личностей, индивидуальностей и уникальных людей.

Где вы видели, чтобы к каждому ученику в школе был применен индивидуальный подход? Нигде такого нет, потому что школа «штампует полезных членов общества», которые будут трудиться на благо государства и надеяться на минимальную пенсию.

Почему школа уничтожает гения в человеке? Потому что это не выгодно государству. Умными и свободными людьми управлять очень сложно. С ними нужно договариваться. А рабу сказал, дал жвачку или телевидение, футбол, пиво – и получил от него все, что захотел. Другими словами, с гениями, потенциально успешными, свободными и думающими людьми нужно договариваться. А зачем это делать, если можно людей сломать в тот период, когда они только развиваются и обретают навыки, чтобы сделать из них «послушных рабов», которым ничего не нужно, кроме еды, дома, пива и сериалов по телевизору?

Итог

Каждый родитель хотел бы, чтобы у него родился гений. Каждый человек хотел бы взрастить в себе имеющиеся таланты. Однако окружающий мир, который создан людьми, государством, обществом, не заинтересован в создании таких . Итогом становится единичные проявления талантов и гениальности, когда человеку удается проявить себя.

Чтобы развить в своем ребенке хотя бы таланты, необходимо его воспитывать не так, как это принято в обществе. Государственную систему не изменить. Но можно изменить климат внутри своей семьи, где каждый сможет проявить свои способности.

Одарённость или общая одарённость - уровень развития каких-либо способностей человека. Понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Фрэнсисом Гальтоном.

При анализе разделяются «художественная » и «практическая » одарённости . Раннее проявление способностей говорит об одарённости. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой . Кроме того, необходимо отметить, что одарённость может быть специальной - то есть одарённостью к одному виду деятельности, и общей - то есть одарённостью к разным видам деятельности. Часто общая одарённость сочетается со специальной. Многие композиторы, например, обладали и другими способностями: рисовали, писали стихи и т. д.

Сегодня исследователи указывают на необходимость разграничения интеллектуальных и креативных способностей и делают вывод, согласно которому на 60-80% интеллект зависит от наследственности, а 20-40% определяются средой, креативность же, наоборот, на 60-80% определяется обучением и воспитанием, а наследственностью - на 20-40%. Принимая в учет тот факт, что по преимуществу креативен, а талант интеллектуален, можно говорить о наследовании именно таланта, на почве которого может вырасти гений.

Талант

Талант - выдающиеся природные к деятельности в какой-либо области, умения, которые развиваются с приобретением навыков и опыта. Талант обусловливает высокий уровень развития специальных способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную деятельность. Такая совокупность способностей позволяет получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимостью.

Первые признаки таланта могут сказаться уже в детском возрасте, вместе с тем талант может проявиться и позже. Талант может проявиться в различных сферах человеческой деятельности - в музыке, литературе, естественных науках, технике, спорте, в организаторской и педагогической деятельности, в различных видах производства. Рассуждение о том, что талант не может сформироваться в одиночестве, без общения, без духовной среды, построено исключительно на многовековом опыте человечества, и примеров обратного мы не знаем.

Сочетание способностей, которые являются основой таланта, в каждом случае бывает особенным, свойственным только определенной личности. О наличии таланта следует делать вывод по результатам деятельности человека, которая должна отличаться принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени. В начале 1980-х годов Говард Гарднер написал книгу «Рамки ума». В этой книге он определил девять типов таланта, интеллекта:

  1. вербально-лингвистический (отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
  2. цифровой (характерен для математиков, программистов)
  3. слуховой (музыканты, лингвисты, языковеды)
  4. пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  5. физический (им наделены спортсмены и танцоры, эти люди легче обучаются на практике)
  6. личностный (его также называют эмоциональным; отвечает за то, что человек говорит сам себе)
  7. межличностный (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актёрами)
  8. талант окружающей среды (этим талантом бывают наделены дрессировщики, земледельцы).
  9. предпринимательский - талант (мышление нового поколения, навязанного временем и деньгами).

Альтернативное определение: Талант - результат опыта работы в той или иной сфере деятельности. Необязательно появляется от рождения. Может проявиться в любое время. Так многие математики работают на гуманитарных специальностях. Среди них есть удачливые писатели. Великий Джон Нэш в детстве не любил математику, но все-таки потом его назвали гением за достижения в теории игр.

Художественный талант и художественный гений

Существует иерархия ценностных рангов, характеризующая степень предрасположенности человека к художественному творчеству: способность - одаренность - талантливость - гениальность. Художник, находящийся на более высокой ступеньке этой творческой лестницы, сохраняет те качества, которые присущи тем, кто расположен на низших ее ступенях, но должен обладать рядом дополнительных достоинств.

Художественный талант - творческая одаренность в искусстве. Она предполагает наличие определенных физических данных: восприимчивого музыкального слуха для пианиста, особой пластичности тела для балерины, острого чувства цвета для живописца и т. д. Художественный талант - это продуктивная эстетическая интуиция, сила художественного мышления, активность воображения, наблюдательность, емкость и мобильность памяти, богатство эмоций. Формы и характер сцепления такого рода качеств зависят от личности художника, жанра и вида искусства, в котором он работает. Высшая степень художественного таланта - художественный гений. Будучи врожденной способностью, творческая одаренность не может быть приобретена одной лишь профессиональной выучкой и образованием, но без них невозможно полноценное функционирование художественного таланта. Художественный талант художника немыслим без индивидуального метода и стиля как устойчивых принципов художественного воплощения идеи и замысла. Индивидуальность художника проявляется не только в самом произведении, но и существует как предпосылка создания этого произведения. Являясь необходимым условием художественного творчества, художественный талант, однако, нуждается в постоянном совершенствовании, в тесной связи с жизнью, иначе он может быть утрачен, обескровлен. Талант неотрывен от мировоззрения художника и его мастерства. Актуализация и развитие таланта в решающей мере зависят от социальной среды. Обновление социальной и духовной жизни общества создает благоприятные условия для подлинного расцвета художественного таланта, для действительно свободного творчества, повышения мастерства.

Отдельные эпохи в истории человеческого общества создают наиболее благоприятные условия для развертывания и реализации художественного таланта (классическая античность, Возрождение, мусульманский Ренессанс на Востоке). Признание определяющего значения социально-экономических и политических условий, а также духовной атмосферы в реализации художественного таланта отнюдь не означает их абсолютизации. Художник не только продукт эпохи, но и её творец. Существенным свойством сознания является не только отражение, но и преображение действительности. Для реализации художественного таланта огромное значение имеют субъективные моменты - трудоспособность, способность к мобилизации художником всех своих эмоциональных, интеллектуальных и волевых сил.

Художественный гений - высшая степень творческой одаренности в искусстве; человек, обладающий этой одаренностью. Его новаторство носит универсально-целостный характер и отличается глубокой самобытностью и непреходящей эстетической ценностью. В идеалистической эстетике художественног гения часто рассматривают как сверхчеловека, природа которого не может быть постигнута ни им самим, ни наукой. Творчество великого художника возникает не спонтанно-случайно, а подготавливается всем предшествующим культурным опытом и общественной практикой. Обгоняя свою эпоху, художественный гений вместе с тем является рупором, выразителем идейно-эстетических потребностей, взглядов и вкусов народа. Его творения актуально или потенциально близки миллионам людей, они переживают свое время - в этом высшая коммуникабельность гениального художника, хотя сам он порою и не получает признания при жизни. Как явление художественный гений обусловлен не только исключительными природными способностями индивида к художественному творчеству, необычайно развитой продуктивной интуицией и фантазией. Это и огромный, всепоглощающий труд, полная самоотдача, что поэтически точно выражено Маяковским применительно к словесному творчеству: «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Творчество художественного гения, как и таланта, неотделимо от мастерства и мировоззрения художника.

Этимология слова талант

Слово происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант». Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал, разменял и умножил (развил) свой талант. Из Библии слово «талант» распространилось в переносном смысле: как дар Божий, возможность творить, и творить нечто новое, не пренебрегая им. Это врожденное в человеке и проявляется, при его наличии, в течение жизни.

Одаренные дети

Одаренные дети встречаются во всех странах, хотя далеко не всегда их вовремя распознают и развивают. Редкие люди достигают уровня, называемого . Умственная одаренность - биологически прирожденное качество. Оно может развиться, а может и угаснуть. Необходимы сила воли, трудолюбие и мотивация к достижению, чтобы талант стал гением. А эти качества развиты у людей не в одинаковой мере. Большую роль играют семейное воспитание и влияние общества.

А бывает и так, что ребенок, в котором с детства не распознали одаренность, вопреки этому позднее становится гением и дарит человечеству великие открытия. Так, Эйнштейна и Менделеева школьные учителя считали бездарными. Художественный талант П. Гогена проявился только в 38 лет, а писательский С.Т. Аксакова - в 50. Благодаря неимоверному трудолюбию они достигли творческих вершин. И на этом пути они сформировались как личности.

Талант и гениальность

Творческая личность , талант , гений восходящие ступени интеллектуального и творческого развития человека, мера оценки его достижений. Гений - это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но в тоже время не всякий талант - гений.

В настоящее время вопрос о границе между гением и талантом остается открытым.

Сложность определения той грани, где кончается талант и начинается гений, в свое время была отмечена в «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза. В статье «гений» об этих попытках сказано так: «Гениальность как высшая степень одаренности, сравнительно с талантом, как низшей, не подлежит точному определению; само различие условно, попытки строгого разграничения произвольны и применение их спорно».

В старейшей универсальной энциклопедии «The new Encyclopaedia Britannica» отмечается: «Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант означает врожденную склонность к некоторым специальным видам деятельности и предполагает относительно . Гений же включает в себя оригинальность, а также способность мыслить и работать в областях предварительно не исследованных и таким образом давать миру что-либо значимое, то, что не могло бы иначе быть освоено».

Оригинальность гения

Самое существенное, что их отличает, - это оригинальность гения, его неоспоримо новаторский характер. И. Кант в свое время отметил: «... оригинальность должна быть первым свойством гения. Так как оригинальной может быть и бессмыслица, то его произведения должны в то же время быть образцами, т. е. показательными». Хотя немало талантливых людей вносят много нового в те области, в которых трудились, но по значимости и объему нового вклада это не сравнимо с гением, чьи мысли и дела являются исходными моментами деятельности целых поколений творцов.

Тем не менее, сама по себе оригинальность изначально мало что значила. Этот факт отмечен немецким философом и социологом прошлого столетия Т. Адорно. В работе «Эстетическая теория» он писал, что вопрос об оригинальности произведений в далеком прошлом являлся бессмысленным, так как «власть коллективного сознания была настолько велика, что оригинальность, предпосылкой которой является нечто вроде эмансипированного субъекта, выглядела бы анахронизмом»4. По мнению Т. Адорно, оригинальное является объективным определением, которое можно дать любому произведению. Однако, по мере роста автономности искусства, оригинальность «выступила с протестом против рынка, на котором она не получала права переступить определенный ценностный порог». Постепенно она качественно меняется: от оригинальности отдельного произведения акцент перемещается на создание новых типов произведений, к их изобретению.

Оригинальность гения не заключается лишь в оригинальности формы творчества, хотя это довольно часто встречается, особенно у художников, не в своеобразии компоновки или изложения материала, не в своеобразии методики и необычности подбора фактов, а, прежде всего, в новом истолковании существеннейших сторон бытия, его свойств, его многообразия. Оригинальность, в первую очередь, состоит в передаче собственного видения, не зависящего от духа времени и авторитетов.

Универсализм гения

Мысль о многогранности личности и творчества гения принадлежит представителям Возрождения, ее же можем обнаружить и у Г. Гегеля: «Талант является специфической, а гений всеобщей способностью». Талант представляет собой способность достигать в определенной области высшего мастерства, виртуозности. Гений редко бывает односторонним, так как он обладает способностью видеть явления в их тесной взаимосвязи. «Гений, вкотором “я” есть все, пронимает своим взором природу и жизнь всех существ, как нечто целое, замечает все соединения и связи и создает знание, которое составлено не из отдельных частей», - отмечает О. Вейнингер.

Универсализм гения, имеет два основных измерения, теснейшим образом связанных между собой. Первое измерение - это глубина проникновения в различные сферы деятельности, и гении такого типа - явление крайне редкое. Зачастую их список ограничивается именами: Леонардо да Винчи, Р. Декарт, Г. Лейбниц. Б. Паскаль, И. Гете, М.В. Ломоносов. Гораздо чаще встречается сочетание гениальных способностей в смежных областях. Примером из области науки может быть И. Ньютон, известный как выдающийся математик, механик, астроном. Из области искусства - скульптор, живописец, поэт Микеланджело, а также И. Бах, который, по мнению исследователя его творчества С. А. Морозова, «был исполнителем и композитором, изобретателем и мастером, сведущим в законах акустики».

Выдающиеся личности

Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом.

Существует несколько теорий, объясняющих существование способностей. Так, теория врожденных способностей исходит из того, что способности - это биологически детерминированные свойства личности. Их проявление, функционирование и развитие зависит от унаследованного фонда.

Отличительной чертой гения от таланта, которую не обошли вниманием мыслители прошлого и настоящего, является наследственность таланта, в то время как гений представляет собой единичный феномен. Так, Э. Кречмер подчеркивает: «Талант передается по наследству в родах и кастах,... гениальность передать по наследству трудно».

Талантливый род может являться одной из наиболее частых предпосылок возникновения гения. Изучая аристократические роды Англии, историю выдающихся семейств других стран на протяжении десятилетий и даже столетий Ф. Гальтон пришел к выводу, что способности высокого уровня передаются из поколения в поколение, что уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поколениях, ослабевает и даже угасает.

Великий американский изобретатель Томас Эдисон говорил, что - это 99% потения и 1% вдохновения. Но правильнее его слова отнести к великому, а не к гениальному человеку.

Талант и гениальность - биологически врожденные умственные способности. Но великая личность - нечто иное. Выдающаяся личность - результат воспитания и работы над собой, преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Многие из тех, кого в детстве считали вундеркиндами, став взрослыми, так и не оправдали надежд. Они остались творчески одаренными личностями, но не стали выдающимися людьми.

Для того чтобы стать выдающейся личностью , необходимо, чтобы был талант, сила воли, трудолюбие и желание ей стать. Большую роль в воспитании выдающейся личности играет семья, образование и влияние общества.

Что такое талант, люди гадают издавна. Некоторые рассматривают его как дар божий, а кто-то видит в одаренности результат упорного труда и работы над собой. Можно ли развить определенные способности и от чего зависит наличие дара у человека?

Талант - что это такое?

Талантом называют определенные присущие индивиду с рождения . Они развиваются с приобретением опыта и, направленные в нужное русло, формируют навык. Данный термин происходит из Нового Завета и означает дар Божий, возможность творить нечто новое и уникальное. Проще говоря - это способность человека делать что-то лучше других. Когда и как проявляется талант?

  1. Человек может быть одарен с рождения и проявлять свою уникальность с детства (яркий пример – Моцарт).
  2. Индивид может выразить себя в зрелом возрасте, как Ван Гог или Гоген.

Талант в психологии

Таланты человека рассматриваются в психологии как совокупность способностей. Что такое талант, очень емко описал еще в XIX веке политический деятель Карло Досси, это в равных частях:

  • инстинкт;
  • память;
  • воля.

Однако ученые уверяют, что такая изолированная способность не является талантом, даже если она ярко выражена. Это доказывают обследования людей с феноменальной памятью, проведенные в первой половине ХХ века московской группой психологов. Выдающиеся мнемические способности испытуемых не нашли применения в каких-либо областях деятельности. Память является лишь одним из факторов успешности, но не в меньшей мере развитие дарования зависит от фантазии, воли, интересов и .

Все ли люди талантливы?

Среди ученых и критиков не утихают споры о том, что такое талант и всем ли личностям он присущ. Здесь мнения разделяются на диаметрально противоположные:

  1. Талант есть у каждого, ведь любой индивид хорош в определенной области. Можно с использованием конкретных методов свои неординарные способности и развивать их при помощи упражнений.
  2. Гениальность – это удел избранных, божья искра, возникающая редко и абсолютно непредсказуемо.
  3. Любой талант – это нелегкий труд и ежедневные упражнения. Способности человека раскрываются со временем, приходят с опытом.

Признаки талантливого человека

Существует несколько признаков человека, обладающего каким-либо даром:

  1. Творческие люди обладают большим количеством энергии в интересующей их области и бывают охвачены идеей днями напролет.
  2. Одаренные личности – одновременно интроверты и экстраверты.
  3. Уникальность талантливых людей проявляется и в том, что они скромны и одновременно.
  4. Ради любимого дела такие индивиды готовы пожертвовать карьерой.
  5. Неординарные личности не всегда одарены во всех областях, а часто в какой-либо одной. Талант и гениальность не стоит путать, ведь во втором случае личность считается одаренной во всех сферах. Другими словами, гениальность представляет собой высшую ступень творческих проявлений личности.

Какие бывают таланты?

Учеными выделяются определенные виды талантов в зависимости от типов интеллекта:

  • лингвистический (им обладают языковеды, журналисты, писатели и юристы);
  • логико-математический (математики, ученые);
  • музыкальный (музыканты, композиторы, лингвисты);
  • пространственный (архитекторы, дизайнеры, художники);
  • телесно-кинестетический (танцоры, спортсмены);
  • межличностный (политики, актеры, режиссеры, торговцы);
  • эмоциональный, или внутриличностный (присущ всем профессиям, это то, что человек говорит сам о себе);
  • существует также скрытый талант, который индивид подсознательно или сознательно не развивает, иногда из-за отсутствия уверенности в себе, порой – из-за боязни выйти из зоны комфорта.

Как стать талантливым?

Миллионы умов бьются над тем, чтобы выяснить, как узнать свой талант. Раскрытие выдающихся способностей предполагает их выявление способностей, накопление опыта и полноценное использование. Этапы раскрытия уникальных дарований следующие:

  1. До того, как найти свой талант, человек чувствует определенные наклонности к какой-то сфере: интересуется связанными с этой областью новостями, накапливает знания, собирает материал.
  2. Стадия более глубокого погружения в тему, попытки копировать чужие работы.
  3. Попытки создать нечто уникальное, неповторимое. Если на данном этапе рождаются авторские вещи или невысказанные ранее идеи, значит, талант появился на свет.
  4. Полноценная эксплуатация выявленных способностей.

Как воспитать талантливого ребенка?

Потенциальный врожденный талант ребенка зависит от его родителей. Когда взрослые пытаются рассматривать своих отпрысков в качестве продолжения самих себя, то они требуют слишком много и дают чересчур интенсивные установки. Тогда ребенок не развивает и не формирует свои потребности, а только удовлетворяет несбывшиеся мечты и нереализованные желания своих мамы и папы. Поэтому чтобы воспитать одаренного ребенка, нужно прислушиваться к тому, что интересует его. Выявленную личную предрасположенность малыша и следует развивать.

Самая талантливая нация в мире

В попытках определить, представитель какой страны самый талантливый, люди вели немало споров, прежде всего потому, что сложно определить, какой критерий уникальности может быть взят за основу. Если высокий интеллект брать главный критерий одаренности, то судя по лауреатам Нобелевской премии самые неординарные люди мира проживают в следующих странах:

  1. США – в этом государстве проживают более трети лауреатов.
  2. Великобритания – каждый год британские ученые завоевывают первенство в какой-либо области.
  3. Германия – немецкая машина пытается быть первой во всем, в том числе в области открытий.
  4. Франция – в области искусства, литературы, живописи данному государству нет равных.
  5. Швеция – замыкает пятерку родина Альфреда Нобеля.

Топ талантливых людей мира

Сложно сказать, каковы самые талантливые люди мира, поскольку видов одаренности очень много. Однако можно составить список выдающихся харизматичных личностей, внесших огромный вклад в развитие человечества:

Фильмы про талантливых людей

Одаренные личности всегда интересовали общество, поэтому существует множество фильмов про гениев, великих ученых, врачей, композиторов, писателей, чья уникальность не могла остаться незамеченной. Фильмы про таланты и неординарных личностей вдохновляют, навевают жажду деятельности. Эти фильмы можно разделить на две подгруппы.

Киноленты, где описываются реально существующие или существовавшие талантливые люди мира:

  • «Пианист» Романа Полански (2002), описывающий жизнь Владислава Шпильмана;
  • «Пираты Силиконовой долины» Мартина Берка (2009) про покорение мира Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом;
  • «Джобс: империя соблазна» Джошуа Майкла Штерн (2013);
  • «Вселенная Стивена Хокинга» Джейма Марша (2015).

Выдуманные художественные фильмы, где в той или иной степени рассматривается, что такое талант:

  • «Игры разума» Рона Ховарда (2001);
  • «Умница Уилл Хантинг» Гаса Ван Сента (1997);
  • «Парфюмер» Тома Тыквера (2006);
  • «Афера Томаса Крауна» Джона Мактирнана (1999).

Книги о талантливых людях

Существует обширный пласт литературы, как художественной, так и биографической, о вундеркиндах и выдающихся личностях, которые упорным трудом добились признания и славы:

  1. Иван Медведев. «Петр I: добрый или злой гений России» : увлекательно и беспристрастно о том, кем же на самом деле был талантливый человек.
  2. Георг Брандес. «Гений Шекспира. Король трагедии» : посвященное 450-летию писателя подробное описание его жизненного пути и творчества.
  3. Ирвинг Стоун. «Жажда жизни» : самая известная летопись жизни Винсента Ван Гога, его тернистый нелегкий путь к признанию.
  4. Чезаре Ламброзо. «Гениальность и помешательство» : оригинальный взгляд итальянского ученого-психиатра на природу гениальности.
  5. Кир Булычев. «Гений и злодейство» : фантастическая история про попытку захвата мира с помощью телепортации души.
  6. Дина Рубина. «Почерк Леонардо» : рассказ про невероятно одаренную женщину, которая отвергает подарок небес и просто хочет быть обычной.

Произведения, в которых упоминаются неординарные личности, помогают людям, кто еще не развил свои способности, обрести себя, поднять самооценку, выйти из зоны комфорта, найти идею, которая бы захватила ум и действия и лучше узнать мировую историю. Полезно познакомиться с некоторыми из представленных произведений. Даже в целях общего развития.