Творческий проект "инновации в образовании". Инновационный проект: пример, разработка, риски и оценка эффективности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 64»

630066, город Новосибирск-66,

улица Чемская, 38,

тел: 317-17-47,

E-mail -

На конкурс инновационных проектов

«Инновации в образовании»

Номинация «Обеспечение процесса реализации ФГОС»

Проект

« Духовно-нравственное развитие учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ООО»

Миронова Марина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

педагог-психолог, первая квалификационная категория

г. Новосибирск 2017

    Аннотация стр.3

    Актуальность исследования, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи стр.4

    Гипотеза исследования, методы исследования стр. 6

    Характеристика образовательного учреждения стр.7

    Педагогические условия реализации проекта стр.8

    Методологические основы реализации проекта стр.9

    Нормативно-правовая база проекта стр.10

    Этапы реализации проекта стр.10

    Предполагаемые результаты стр.11

    Способы оценивания результатов стр.12

    Методы реализации проекта стр.14

    Рабочий план реализации проекта стр.20

    Социальное партнёрство стр.24

    Ресурсы проекта стр.25

    Результаты исследования стр.26

    Заключение стр.29

    Источники информации стр.30

Аннотация

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника.

Проект «Духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности» представляет технологию интеграции урочных и внеурочных занятий школьников.

Проект рассчитан на 4 года (учащиеся 5-9 классов). Создан на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

В центре внимания психологические особенности школьников, использование базовых потребностей подростка с целью переакцентуации на позитивные духовно-нравственные ценности. В «Концепции» говорится: «Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью»

В проекте представлены творческие задания с учётом возрастных особенностей ребёнка, в соответствии с требованиями программы по русскому язык. Предложены варианты подбора текстов для изложений, диктантов, словарной работы, работы с текстом. Варианты работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся на уроках литературы, подобраны видеоматериалы для обсуждения на классных часах, на дополнительных уроках.

Актуальность исследования

Сегодня востребована личность, не только способная к самоорганизации, самоопределению, личностному творчеству, диалогическому общению, владеющая культурой взаимопонимания и взаимодействия, но и наделенная высшими нравственными смыслами, а значит – духовностью.

В нормативно-правовых актах ребенок определен главной ценностью образования, но только духовно развитая личность способна решать сложнейшие задачи созидательного развития общества. В связи с этим в современной личностно ориентированной педагогике особую значимость приобретает поиск оптимальных путей духовно-нравственного развития учащихся.

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Объект исследования: взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся-подростков по их духовно-нравственному развитию на уроках русского языка и литературы, на уроках развития речи в курсе русского языка, а также на классных часах и дополнительных уроках.

Предмет исследования: содержание и виды педагогической деятельности, обеспечивающие процесс духовного развития и становления учащихся в процессе изучения русского языка, литературы и внеурочной деятельности.

Цель исследования: Обоснование педагогических условий целостного духовно-нравственного развития подростков.

Задачи:

    дать теоретическое обоснование закономерностей и возрастных особенностей духовно-нравственного развития личности с учетом психологии и педагогики;

    выявить совокупность педагогических условий, интенсифицирующих процессы духовно-нравственного развития подростков;

    разработать систему творческих заданий на уроках развития речи в курсе русского языка, способствующих развитию духовности и субъектности подростков в учебном процессе;

    для уроков литературы и внеурочной деятельности подобрать материалы (тексты, творческие задания, видеоматериалы), способствующие осмыслению нравственных понятий, формированию системы ценностей и личностных установок подростка.

Гипотеза исследования

Данный метод деятельности подростков на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности будет действенным средством духовно-нравственного развития личности.

Методы исследования

    Экспериментальные

    Диагностические

    Беседы с учащимися

    Наблюдение

    Сопоставительный анализ творческих работ и реального поведения на разных этапах личностного и возрастного развития

    Фиксирование результатов

Характеристика образовательного учреждения

Школа №64 располагается в спальном районе на Северо-Чемском жилом массиве города Новосибирска. Это одна из старейших школ города. Дата основания -1908 г.

В нашем учебном заведении обучается 957 учащихся: 17 классов начальной школы, 16 классов основной школы, 3 класса средней школы. Число преподавателей составляет 54 человека. Это квалифицированные, хорошо владеющие методикой преподавания специалисты. Под руководством педагогов учащиеся добиваются успехов на предметных олимпиадах, в творческих и спортивных соревнованиях разных уровней.

Школа принимает участие в различных конкурсах и проектах:

    районном и городском конкурсах профессионального мастерства «Педагог года», «Классный руководитель», «Молодые надежды» (дипломы лауреатов и победителей);

    пилотном проекте «Внедрение ФГОС ООО», пилотной площадки инновационного образовательного проекта «Консалтинговый центр по внедрению ФГОС» (с 2012 года).

На сегодняшний день в пилотный проект «Внедрение ФГОС ООО» вовлечены 287 обучающихся 5-8 классов, что составляет 70% основной школы, 40 педагогов, что составляет 82 % педагогического состава и более 500 родителей.

Школа работает в инновационном режиме: в 2012 – призер районного конкурса «Лучшее общеобразовательное учреждение Кировского района», 2013- лауреат районного конкурса инновационных проектов в номинации «Одаренные дети»; городская пилотная площадка «Внедрение ФГОС ООО», 2014 - победитель и лауреат районного конкурса «Инновационные методики и технологии в обучении».

Педагогические условия реализации проекта

Педагогические условия подразумевают систему определенных приемов организации педагогической среды, активизирующих процессы творческого личностного развития:

предложение тем сочинений и этюдов, побуждающих к выражению в слове внутреннего мира;

обучение посредством образов и историй, активным участником которых является сам ребенок;

выполнение ряда гештальт-правил: «здесь и сейчас» «как будто» и др.;

использование психологических механизмов внешнего и внутреннего проецирования «фигура-фон», а также новых, оригинальных жанров творческих работ.

В ходе изучения литературных произведений школьники обогащают свой внутренний мир путём осмысления духовно-нравственного богатства отечественной и мировой культуры, что является важным компонентом общего духовного развития. Но, осмысление «чужого» духовного опыта недостаточно для становления индивидуальных свойств и развития каждого ребенка. Необходим еще и свой собственный духовно-личностный опыт. Приобретению его в условиях школьного обучения, способствуют творческие задания, обращенные непосредственно к началу - Я ребенка и активизирующие его личностное развитие.

Просмотр видеоматериалов способствует осмыслению подростками явлений окружающей действительности и собственного внутреннего мира, «переживанию» и «проживанию» собственного опыта.

Важное методологическое значение для определения педагогических условий духовно-нравственного развития подростков имеет педагогическое взаимодействие, основанное на принципах доверия и творчества. Творчество дает возможность самовыражения и самореализации, доверие - важное условие реализации личностных потенциалов подростков.

Методологические основы реализации проекта

Их отражают принципы личностно ориентированного образования:

    принцип природосообразности,

    культуросообразности,

    индивидуально-личностного подхода,

    ценностно-смысловой направленности образования.

Свойства личности не «задаются», а «востребуются»- педагогическая поддержка опирается на внутренние источники развития ученика. Ученик самоценен, значим таким, каков он есть.

Предлагается многообразие вариантов знаний и образцов поведения, обращаясь к природной потребности человека выбирать - это способствует выражению внутреннего мира личности. Мир открывается ученикам благодаря работе их сознания, учитель не преподносит его в готовом для понимания виде, а работает с мирами сознания ученика.

Нормативно-правовая база проекта

Этапы реализации проекта

1 этап Поисково-подготовительный (2012-2013 г.)

Процесс сбора и систематизации теоретического материала по проблеме исследования, разрабатывались программа и методы диагностики духовно-нравственного развития школьников.

2 этап Опытно-экспериментальный (2013-2016)

Проводилась опытно-экспериментальная работа, направленная на духовное развитие и становление подростков в единой образовательно-воспитательной системе.

3 этап Теоретико-обобщающий (2016-2017)

Осуществлялся анализ полученных данных, обобщались результаты исследования.

Предполагаемые результаты

Уровень духовного развития можно представить как последовательное движение по ступеням усложняющейся деятельности самосознания подростка:

Самовыражение .

Самопознание.

6 класс (11-12 лет) младшие подростки; подростки, входящие в предкризисный период развития. Осознание жизни своей души, умение определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения.

Самопонимание и самооценка .

7 класс (12-13 лет) - интенсивное нарастание кризисных моментов развития. Понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, ориентация подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта, осознание себя как члена общества, отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии, познание других людей и себя.

8 класс (13-14 лет)- переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом. Самоутверждение, умение высказывать свою точку зрения, умение управлять собственным мышлением, осознание самого себя. Формирование ценностного отношения к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе. Постижение духовных законов, становление личностной позиции, духовному отношению ко всему многообразию бытия.

Самоактуализация и саморазвитие.

9 класс Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу".

Способы оценивания результатов

    Самопознание (низкой, средней и высокой степени) - «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой

    Самопонимание и самооценка (адекватная, заниженная или завышенная) – тест « Определение уровня самооценки»

    Саморегуляция и самокоррекция (внутренняя и внешняя, проявляющаяся в реальном поведении) - Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36

    Самоактуализация и саморазвитие (деструктивное, статичное, слабодинамичное, среднединамичное, высокодинамичное)- «Оценка способностей к саморазвитию»

    Результаты оцениваются также методом оценивания творческих работ, наблюдения и личного собеседования с ребёнком.

Методы реализации проекта

Под духовно-нравственным развитием подразумевается содержательное становление личности ребёнка, формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

На каждом уровне духовного развития можно представить как последовательное движение по ступеням усложняющейся деятельности самосознания подростка.

Особую актуальность вопросы духовного развития и становления личности приобретают в подростковый период, который сопровождается активным развитием личностных свойств, становлением образа собственного Я, стремлением к самовыражению и самопознанию.

Главное содержание подросткового возраста составляет переход от детства к взрослости. Основная деятельность подростков - это деятельность интенсивного самопознания, которое неразрывно связано с деятельностью самовыражения и самооценки.

В школьном образовательном процессе преподавание такого предмета, как развитие речи в курсе русского языка, наиболее близкого к словесному творчеству и внутреннему миру человека, сориентировано в основном на формальную сторону развития письменной речи.

Считаю, что основным условием духовно-нравственного развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, осознание себя как человека, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутренних состояний, формирование системы ценностей, поэтому я особое внимание уделяю урокам развития речи в курсе русского языка, а также тематике классных часов.

Наиболее остро вопросы духовно-нравственного развития встают в подростковый период, когда идут процессы активного самопознания. Младший подростковый период характеризуется сензитивностью к словесному творчеству как средству самовыражения и саморазвития.

В 5-ом классе предлагаю детям выполнение творческих заданий, направленных на осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности. Написание сочинений-миниатюр на темы: «Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)?» и т.д.

Выполнение творческих заданий «Рассказ от лица другого» - «Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?» и т.д., - способствует развитию душевной чуткости, эмпатии. У ребёнка происходит преодоление «отчуждения» знания, часто происходит переоценка собственного поведения и отношения к окружающим, что отслеживается по детским сочинениям. Хорошим средством психодиагностики эмоционального состояния ребёнка является рассказ от имени любого предмета, находящегося в классе, например: «Я мел», «Я цветок», «Я школьная доска» и др.

В период (10 - 13 лет) у подростков появляется неосознанная потребность в духовно-личностном развитии. Идет интенсивный поиск собственного Я и выстраиваются взаимоотношения с другими Я.Подростку необходимо научиться осознавать жизнь своей души, уметь определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения, так как душевные способности выступают органами становления и способами реализации духовности человека.

В 6-ом классе предлагаю детям написать рассказ о самом себе с элементами самоанализа: «Когда я был маленьким», «Случай, ставший уроком», «Моё открытие» и др. Выполнение данных этюдных работ способствует самопознанию подростков. А также написание сочинений-перевоплощений «Я - последний осенний листок», «Я - летний дождь» . Написание этих работ даёт возможность ребёнку поразмышлять о своём месте в мироздании, развивать общее духовное мироощущение.

В 7-ом классе предлагаю выполнение творческих заданий, помогающих ребёнку понять разные стороны своей личности. Первостепенное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других. «Моё Я такое разное», «Я - умный», «Я как друг». Сочинения-рассуждения на темы: «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?» и др.

Выполнение данных творческих работ учит детей понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, помогает сориентировать подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, способствует формированию системы ценностей и приобретению собственного духовного опыта.

Главной особенностью подросткового возраста является выход ребёнка на новую социальную роль, осознание себя как члена общества, постепенный отход их от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Самосознание не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом.

В 8-ом классе активно использую медиа- уроки . Просмотр социальных роликов: «Ценности современной молодёжи» «Доброта спасёт мир», «Современные герои России» и др.; социальных экспериментов проекта «Ракамакофо»: « Инвалидный приговор», «Деньги решают всё ?», «Ребёнок на холоде», «Безразличие к слепым» и др.); документальных фильмов: «Великая тайна воды», «Как слово наше отзовётся» и др.; художественных фильмов: «Класс коррекции», «Розыгрыш», «Класс» и др. вызывают неподдельный интерес у учащихся, дети с удовольствием включаются в дискуссию, впоследствии выполняют творческие работы, где высказывают своё мнение по заявленным проблемам, используя различные виды и жанры сочинений.

Удовлетворяется основная потребность подростка этой возрастной категории - потребность в самоутверждении, возможности высказывать свою точку зрения

Приобретенное с педагогической помощью умение управлять собственным мышлением может превратить рассудок из «врага» в «друга», обеспечивая тем самым доступ к осознанию самого себя. Нередко, подростки обращаются к вопросам поиска смысла своей жизни, то есть к ценностному отношению к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе.

Постижение духовных законов открывает подростку путь к становлению личностной позиции и его личному Я, духовному отношению ко всему многообразию бытия. Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.

В 9-ом классе предлагаю детям самостоятельно подобрать интересующие их видеоматериалы, художественные произведения, темы для обсуждения, творческие проекты. Реализуется базовая потребность подростков этого возраста «Что Я значу?»

Слово является самым тонким, универсальным и действенным инструментом духовного развития . Обращаю внимание учащихся на богатство и высокую духовность русского языка, акцентирую, что некоторые слова русского языка не переводятся ни на один язык мира и являются исконно-русскими, например: добродетель, доблесть, благодарность.

На уроках русского языка я использую ряд текстов (диктанты, изложения, языковой, орфографический, пунктуационный анализ и др.), несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей жизни.

Для того чтобы помочь ребёнку осознать и осмыслить сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему. При прохождении темы «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий понять сущность нравственного понятия через сопоставление, сравнение с другими, близкими и противоположными ему. Например: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, честь, достоинство, милосердие .

На уроках литературы особое внимание уделяю рассмотрению национального воспитательного идеала в разные исторические эпохи.

Так, при изучении Древнерусской литературы акцентирую внимание учащихся на такой компонент самосознания русского человека, как Образ Святой Православной Руси . Самые высокие ценности в христианской традиции - взаимная любовь Бога и человека и человеколюбие . Эти высшие ценности определяют содержательную значимость остальных нравственных категорий: милосердия; доброжелательного, ответственного отношения к другим; доброты, щедрости, отзывчивости, умения прощать, принимать окружающих такими, какие они есть, без осуждения и злословия и т.д..

При изучении литературы 18-19 века обращаю внимание на нравственные правовые нормы того времени, главной из которых была забота об Отечестве . Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность рассмотреть основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность , обсудить «вечность» многих нравственных тем.

Особое внимание уделяю рассмотрению личностных качеств героя художественного произведения, сравнительному анализу позитивных и негативных свойств личности. Например, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - хороший пример для таких нравственных понятий, как честь, достоинство, гордость, самоуважение . При прочтении повести «Станционный смотритель» обращаю внимание на духовно-нравственную проблематику: гуманность, человечность, человеколюбие. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина позволяет поразмышлять над такими нравственными понятиями как любовь, верность, нравственный идеал.

Предлагаю детям самостоятельно дать определения понятиям, это даёт возможность более глубокого осмысления и понимания его сущности. Например, самостоятельно дать определение понятиям любовь, счастье, благодарность и др. подобрать к ним глаголы, прилагательные, причастия. В 7-9 классах написать сочинения- рассуждения, раскрывая смысл этих понятий.

Организация целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника предполагает интеграцию урочной и внеурочной деятельности. На классных часах предполагается просмотр и обсуждение видеоматериалов, работа над которыми будет продолжена на уроках развития речи в курсе русского языка, а также на уроках «Искусство общения», «Элективный курс русского языка». Проведение классных часов о ВОВ, о России, о Святой Руси предполагает последующие творческие задания на уроках русского языка и литературы, на уроках «Искусство общения», «Элективный курс русского языка». Экскурсии в «Приют бездомных животных», на Монумент Славы, в музеи г. Новосибирска и т.д. с последующим обсуждением и оформлением собственного мнения, используя полученные знания на уроках. Написание творческих проектов и выступления на НПК школьного и районного уровня.

Рабочий план для реализации проекта

Самовыражение

5 класс (10 - 11 лет) - переход от детства к младшей подростковости.

Творческие работы: «Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)? «Рассказ от лица другого» - «Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?», «Я брошенная собака», «Я бездомный котёнок». Психодиагностика - рассказ от имени любого предмета, находящегося в классе, например: «Я мел», «Я цветок», «Я школьная доска» и др.

Видеоматериалы: Художественные фильмы: «Щенок», «Белое безмолвие». Клипы: «Чудесные спасения животных», «Бумеранг добра»

Классные часы : « Доброта как категория вечности » , «Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках» «Верные друзья человека», «Мы в ответе за тех, кого приручили», классные часы о ВОВ .

Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам учащихся

Предполагаемые результаты

Развитие душевной чуткости, эмпатии. Преодоление «отчуждения» знания, переоценка собственного поведения и отношения к окружающим, поиск собственного Я и выстраиваются взаимоотношения с другими Я.

Самопознание

6 класс (11-12 лет)- младшие подростки; подростки, входящие в предкризисный период развития.

Творческие работы: Рассказ о самом себе с элементами самоанализа: «Когда я был маленьким», «Случай, ставший уроком», «Моё открытие»

Написание сочинений-перевоплощений «Я - последний осенний листок», «Я - летний дождь».

Видеоматериалы: Док. фильмы «Как слово наше отзовётся», «Великая тайна воды».

Классные часы : «Без друзей меня чуть-чуть», «Человек и природа», «Мусор на улице - грязь в душе», «Нарисуй свою мечту», классные часы о ВОВ.

Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам учащихся. «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой

Предполагаемые результаты

Осознание жизни своей души, умение определять ее соответствие/несоответствие нравственным законам, овладеть способностью регулировать свои душевные движения.

Самопонимание и самооценка

7 класс (12-13 лет) - интенсивное нарастание кризисных моментов развития.

Творческие работы: «Моё Я такое разное», «Я - умный», «Я как друг», «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?», «Счастливый человек»

Видеоматериалы : Социальные эксперименты «Доброта спасёт мир»

«Честь», «Лицом к лицу»Клипы:«Герой России Солнечников»Худож. фильмы: «Деточки», «Бен Икс»Док. фильмы «Дикие дети», «Один день Санька»

Классные часы : «Человек - существо социальное», «Умение владеть собой»,

«О мужественности и женственности», «Как стать счастливым?», «Происхождение нравственности», классные часы о ВОВ, «Наши истоки»

Диагностика - Самовыражения (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам учащихся. «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой. « Определение уровня самооценки». Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36

Предполагаемые результаты

Понимать смысл нравственных категорий, их значение для человека, ориентация подростка на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу, формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта, осознание себя как члена общества, отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, опора на внутренние критерии, познание других людей и себя.

Саморегуляция и самокоррекция

8 класс (13-14 лет)- переосмысление своего места в обществе, своего значения, своей позиции, своих возможностей, идентификация себя с социумом.

Творческие задания: Сочинения-размышления «Честь и достоинство», «Что побуждает людей жертвовать собой ради спасения других?», «Отношение к бездомным», «Подлый поступок», «Равнодушие».

Видеоматериалы : Клипы: «Современные герои России» и др.

Социальные эксперименты проекта «Ракамакофо»:«Инвалидный приговор», «Деньги решают всё?», «Ребёнок на холоде», «Безразличие к слепым».

Классные часы: «Мужественность и женственность», «Если друг оказался вдруг…», «Умение прощать – слабость характера или сила?», «Духовные подвижники России», «Герои России»,классные часы о ВОВ.

Диагностика - Самовыражения (оценивается по творческим работам учащихся). «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой.«Определение уровня самооценки».Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36. «Оценка способностей к саморазвитию»

Предполагаемые результаты

Самоутверждение, умение высказывать свою точку зрения, умение управлять собственным мышлением, осознание самого себя. Формирование ценностного отношения к миру, истории, обществу, другим людям, самому себе. Постижение духовных законов, становление личностной позиции, духовному отношению ко всему многообразию бытия.

Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.

Самоактуализация и саморазвитие

9 класс (14-15 лет) Позиция "Я - главный" меняется на позицию "Что Я значу".

Творческие задания : Сочинения публицистического стиля: статья, очерк, заметка в газету; сочинение-рассуждение, сочинение-размышление. Темы: «Любовь», «Счастье»,«Великодушие», «Доброта», «Смысл жизни»

и др.

Творческие проекты : «Социальные сети. Польза или вред?», «Школьный буллинг» , «Молодёжные субкультуры», «Подростки и родители. Возможно ли взаимопонимание?», а также проекты на интересующие подростков темы.

Видеоматериалы : Ролики: «Ценности современной молодёжи»

Худ. Фильмы: «Класс коррекции», «Класс», «Розыгрыш» и др.

Классные часы: «Россия-Духовная страна», «Русские Святые», «Кем быть? Каким быть», классные часы о ВОВ.

Диагностика - Самовыражения (оценивается по творческим работам учащихся). «Диагностика потребности в самореализации» Модификация И.А. Акиндиновой). «Определение уровня самооценки». Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36). «Оценка способностей к саморазвитию»

Предполагаемые результаты

Постижение духовных законов открывает подростку путь к становлению личностной позиции и его личному Я, духовному отношению ко всему многообразию бытия. Это позволяет ему осознанно формировать свой характер, становиться собой, решать за себя.

Социальное партнёрство

Педагогический проект осуществляется в тесном сотрудничестве с МО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №64, с социально-психологической службой МБОУ СОШ № 64, а также в партнёрском взаимодействии со следующими учреждениями:

    Муниципальный психолого-педагогический центр «Пеликан»,

    Новосибирский институт клинической психологии,

    Психологическое консультирование «Доктор для души».

Ресурсы проекта

Методические, программные ресурсы:

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку и литературе;

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития.

Материально-технический ресурс

Информационно-библиотечный центр

Читальный зал, компьютеры с выходом в Интернет, современное книгохранилище

Компьютер, подключенный к Интернету

100%

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Документ-камера

Ноутбук

Офисная техника

Телевизор

Результаты исследования

Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 64.

В исследовании приняли участие учащиеся 5-9В (28 уч.) класса.

Работа в данном классе как учителя русского языка и литературы, классного руководителя и педагога-психолога позволила частично апробировать данный проект и представить некоторые результаты. Необходимо отметить, что данный класс был самым слабым на параллели, социальный состав неоднородный, преобладали дети из неполных семей, были «опекаемые», многодетные, дети из неблагополучных семей. На момент начала исследования в классе были «изгои», «отверженные». Уже к окончанию 5 класса проблема «изгоев» была решена. Более того, в классе успешно адаптировались дети из других школ, перешедших в ОУ из-за травли одноклассников.

В настоящее время, по мнению пед. коллектива «дети 9В самые доброжелательные, открытые», «с ними приятно общаться», «спокойные», «никогда не позволяют себе пренебрежительных высказываний в адрес друг друга».

По мнению родителей, учащихся данного класса «…подростковый период протекал легче, чем у старшего сына…», «…я так боялась подросткового кризиса у своего ребёнка, но пока ничего страшного не вижу…», « … с дочерью могу поговорить по-взрослому, мне очень интересно с ней общаться…»

Как учитель русского языка и литературы могу отметить, что мотивация к изучению предмета является стойко «высокой», особый интерес, конечно, взывает написание творческих работ, возможность «выразить себя», высказать свою точку зрения, а также написание творческих и исследовательских проектов социально-психологической, духовно-нравственной тематики.

Как классный руководитель с уверенностью могу заявить, что дети сориентированы на духовно-нравственные ценности (милосердие, доброта, толерантность, великодушие, умение прощать, уважение и др.), все учащиеся 9В класса умеют высказывать свою точку зрения, управлять собственным мышлением, осознавать самого себя, давать оценку и корректировать своё поведение и поведение своих одноклассников. Находятся в процессе постижения духовных законов, духовного отношению ко всему многообразию бытия, к чему, в принципе, и стремится человек всю свою сознательную жизнь.

Самовыражение (нулевая, низкая, средняя, высокая степень)- оценивается по творческим работам учащихся

Каждая творческая работа учащихся, начиная с 5 класса, оценивалась на предмет способности ребёнка сформулировать собственное мнение, собственное видение того или иного вопроса, данные заносились в таблицу, в конце года результаты суммировались.

Самоактуализация и саморазвитие (деструктивное, статичное, слабодинамичное, среднединамичное, высокодинамичное)

Оценка способностей к саморазвитию оценивалась по творческим работам учащихся, методом наблюдения и собеседования с ребёнком и при помощи методики: «Оценка способностей к саморазвитию»

Заключение

В данном проекте обозначена необходимость учета возрастных этапов духовно-нравственного развития ребёнка. Необходимо создание пространства для выбора нравственных поступков, организации эмоционально-когнитивного процесса овладения духовно-нравственными ценностями. Важно помочь ребенку раскрыть мир человека с позиции высших общечеловеческих нравственных законов и через этот духовно-нравственный мир подвести его к самопознанию, разбудить совесть, ответственность, организуя учебный процесс так, чтобы каждый ребенок «прожил» свое образование в поиске ценностей, созидании, творческом труде, добрых делах.

Подтверждена гипотеза проекта, что данный метод деятельности подростков на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности будет действенным средством духовно-нравственного развития личности.

По результатам исследования видно, что цель и задачи данного проекта были достигнуты.

Проект был апробирован на учащихся 5-9В класса, диагностические исследования показали результаты, по которым можно судить о дальнейшем использовании данного метода на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности.

Источники информации

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по русскому языку и литературе;

Концепция духовно-нравственного воспитания и развития

Рудая.Т.И. «Педагогические условия духовно-субъектного развития подростков в процессе словеснотворческой деятельности»

portal-slovo.ru/pedagogy/43990.php

«Оценка способностей к саморазвитию»

Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (сспм)36

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования. Увеличение академической мобильности, интеграции в мировое научно-образовательное пространство, создание оптимальных в экономическом плане образовательных систем, повышение уровня университетской корпоративности и усиление связей между разными уровнями образования.

Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.

Задачей технологии как науки является выявление совокупности закономерностей с целью определения и использования на практике наиболее эффективных, последовательных образовательных действий, требующих меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения какого-либо результата.

Инновации (англ. Innovation - нововведение) - внедрение новых форм, способов и умений в сфере обучения, образования и науки. В принципе, любое социально-экономическое нововведение, пока оно еще не получило массового, т.е. серийного распространения, можно считать инновациями.

Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, - основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе.

Учитывая переход к глобальному информативному обществу и становлению знаний, об адекватности образования социально-экономическим потребностям настоящего и будущего можно говорить лишь в том случае, если его модернизация будет основываться не только и не столько на организационных нововведениях, сколько на изменениях по существу - в содержании и технологиях подготовки кадров и подготовке научных исследований. Как социальный институт, воспроизводящий интеллектуальный потенциал страны, образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд. Доказано, что уровень развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий в производственную деятельность определяет успех любой фирмы. Основой информационно-коммуникационных технологий являются информационно-телекоммуникационные системы, построенные на компьютерных средствах и представляющие собой информационные ресурсы и аппаратно-программные средства, обеспечивающие хранение, обработку и передачу информации на расстояние.

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация - это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой - это деятельность по вращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе - не предмет.

Образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое. Создавать новое - это и есть инновация.

Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.

В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других -- реализация ведущих педагогических функций остается за учителем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций,.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики -- проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т.е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств.

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.

Во-вторых, усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде.

В-третьих, изменение характера отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. В условиях жесткой регламентации содержания учебно-воспитательного процесса учитель был ограничен не только в самостоятельном выборе новых программ, учебников, но и в использовании новых приемов и способов педагогической деятельности. Если раньше инновационная деятельность сводилась в основном к использованию рекомендованных сверху новшеств, то сейчас она приобретает все более избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в работе руководителей школ, органов управления образованием становится анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения.

В-четвертых, вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, учитель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемые в школы интерактивные электронные доски, проекты модернизации.

Инновации в сфере образования - все, что связано с внедрением в практику передового педагогического опыта. Учебно-воспитательный процесс, занимающий в современной науке ведущее место, направлен на передачу учащимся знаний, умений, навыков, на формирование личности, гражданственности. Изменения продиктованы временем, изменением отношения к обучению, воспитанию, развитию.

Важность инноваций в образовании

Инновационные технологии в образовании позволяют регулировать обучение, направлять его в нужное русло. Людей всегда пугало все неизведанное и новое, они негативно относились к любым изменениям. Стереотипы, существующие в массовом сознании, затрагивающие привычный образ жизни, приводят к болезненным явлениям, мешают обновлению всех видов обучения. Причина нежелания людей принимать инновации в современном образовании кроется в блокировке жизненных потребностей в комфорте, безопасности, самоутверждении. Не все готовы к тому, что придется заново изучать теорию, сдавать экзамены, менять свое сознание, тратить на это личное время и средства. После того как запускается процесс обновлений, остановить его можно только с помощью специальных методик.

Методы внедрения инноваций

Самыми распространенными способами проверки эффективности запущенных в образовании преобразований считают:

  • Метод конкретизирующих документов. Чтобы оценить инновации в системе образования, пресекается возможность объемного внедрения новшеств в образовательный процесс. Выбирается отдельная школа, вуз, ДУ, на их базе проводится эксперимент.
  • Метод кусочного внедрения. Он подразумевает ввод отдельного нового инновационного элемента.
  • «Вечный эксперимент» подразумевает оценку получаемых результатов на протяжении длительного временного промежутка.

Параллельное внедрение предполагает сосуществование старого и нового образовательного процесса, анализ эффективности подобного синтеза.


Проблемы внедрения инноваций

Инновационные технологии в образовании «тормозятся» по различным причинам.

  1. Барьер творчества. Учителя, привыкшие работать по старым программам, не хотят что-либо менять, учиться, развиваться. Они принимают в штыки все нововведения в образовательной системе.
  2. Конформизм. Из-за приспособленчества, нежелания развиваться, боязни выглядеть в глазах других белой вороной, показаться смешными педагоги отказываются принимать необычные педагогические решения.
  3. Личностная тревожность. Из-за неуверенности в себе, способностях, силах, заниженной самооценки, боязни высказывать свои суждения открыто многие учителя до последней возможности сопротивляются любым изменениям в ОУ.
  4. Ригидность мышления. Педагоги старой закалки считают свое мнение единственным, окончательным, не подлежащим пересмотру. Они не стремятся к приобретению новых знаний, навыков, негативно относятся к новым веяниям в современных ОУ.


Как принять инновации

Инновационное поведение не предполагает приспособления, оно подразумевает формирование собственной индивидуальности, саморазвитие. Педагог должен понять, что инновационное образование – способ воспитания гармоничной личности. Для него не подходят «готовые шаблоны», важно постоянно повышать свой собственный интеллектуальный уровень. Учитель, избавившийся от «комплексов», психологических барьеров, готов стать полноценным участником инновационных преобразований.

Технология обучения

Она является руководством для реализации целей, поставленных образовательным учреждением. Это системная категория, которая ориентирована на дидактическое использование научных знаний, организацию учебного процесса с применением эмпирических инноваций педагогов, повышение мотивации школьников и студентов. В зависимости от типа образовательного учреждения, используют различные подходы в образовании.

Инновации в вузах

Инновации в высшем образовании подразумевают систему, состоящую из нескольких компонентов:

  • целей обучения;
  • содержания образования;
  • мотивации и средств преподавания;
  • участников процесса (студентов, преподавателей);
  • результатов деятельности.

В технологии подразумеваются два компонента, связанные друг с другом:

  1. Организация деятельности обучаемого (студента).
  2. Контроль образовательного процесса.

При анализе технологий обучения важно выделить применение современных электронных средств (ИКТ). Традиционное образование предполагает перегрузку учебных дисциплин избыточной информацией. При инновационном образовании так организовано управление учебно-воспитательным процессом, что преподаватель выполняет роль тьютора (наставника). Помимо классического варианта, студент может выбирать дистанционное обучение, экономя время, средства. Позиция студентов относительно варианта обучения меняется, они все чаще выбирают нетрадиционные виды получения знаний. Приоритетной задачей инновационного образования становится освоение аналитического мышления, саморазвитие, самосовершенствование. Для оценки результативности инновации в высшем звене учитывают следующие блоки: учебно-методический, организационно-технический. Привлекаются к работе эксперты – специалисты, которые могут оценить инновационные программы.

Среди факторов, тормозящих внедрение в образовательный процесс инноваций, лидирующие позиции занимают:

  • недостаточное оснащение компьютерной техникой и электронными средствами учебных заведений (в некоторых вузах нет стабильного интернета, не хватает электронных пособий, методических рекомендаций для выполнения практических и лабораторных работ);
  • недостаточная квалификация в области ИКТ преподавательского состава;
  • невнимание руководства учебного заведения к применению в образовательном процессе инновационных технологий.

Для решения подобных проблем должна проводиться переподготовка преподавателей, семинары, видеоконференции, вебинары, создание мультимедийных кабинетов, просветительская работа среди студентов по применению современных компьютерных технологий. Оптимальным вариантом внедрения инноваций в систему высшего образования является дистанционное обучение путем использования глобальных и локальных мировых сетей. В Российской Федерации подобный способ обучения находится в «зародышевом» состоянии, в европейских странах он давно применяется повсеместно. У многих жителей сел и деревень, удаленных от крупных городов, это единственный способ получить диплом о специальном среднем либо высшем образовании. Помимо дистанционной сдачи вступительных экзаменов, через "Скайп" можно общаться с преподавателями, слушать лекции, участвовать в семинарах.

Инновации в образовании, примеры которых мы привели, не просто «доносят науку в массы», но и снижают материальные расходы на получение образования, что достаточно актуально с учетом мирового экономического кризиса.

Инновации в дошкольном образовании

Инновации в дошкольном образовании основаны на модернизации старых образовательных стандартов, внедрении ФГОС второго поколения. Современный педагог старается постоянно самообразовываться, развиваться, искать варианты образования и развития детей. Учитель должен иметь активную гражданскую позицию, воспитывать любовь к отчизне у своих подопечных. Есть несколько причин, по которым инновации стали необходимыми для дошкольного образования. В первую очередь они помогают в полной мере удовлетворять запросы родителей. Без новшеств дошкольным учреждениям сложно конкурировать с другими аналогичными заведениями.

Для определения среди детских садов лидера разработан специальный конкурс инноваций в образовании. Обладатель высокого звания «Лучший детский сад» получает заслуженную награду – огромный конкурс в дошкольное учреждение, уважение и любовь родителей и малышей. Помимо внедрения новых воспитательных программ, инновации могут быть и в иных сферах: работе с родителями, с кадрами, в управленческой деятельности. При их правильном применении дошкольное учреждение функционирует без сбоев, обеспечивает развитие гармоничной личности малышей. Среди технологий, представляющих инновации в образовании, примеры можно привести следующие:

  • проектная деятельность;
  • личностно-ориентированное обучение;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникативное обучение;
  • игровая методика.

Особенности здоровьесберегающих технологий

Они направлены на формирование у дошкольников преставления о здоровом образе жизни, укрепление физического состояния малышей. Учитывая существенное ухудшение экологической ситуации, внедрение данной инновационной технологии в дошкольное воспитание является актуальным. Реализация методики зависит от тех целей, которые поставлены дошкольным учреждением.

  1. Основной задачей является сохранение физического здоровья детей. Это мониторинг здоровья, анализ питания, формирование здоровьесберегающей среды в ОУ.
  2. Улучшение состояния здоровья дошкольников путем внедрения дыхательных, ортопедических, пальчиковых гимнастик, стретчинга, закаливания, хатха-йоги.

Помимо работы с обычными детьми, развитие детей с ограничениями в развитии также обеспечивают современные инновации в образовании. Примеры проектов для особенных детей: «Доступная среда», «Инклюзивное образование». Все чаще на занятиях с малышами воспитатели используют цвето-, сказко-, арт-терапию, обеспечивая полноценное развитие детей.


Проектная деятельность

По новым образовательным стандартам, и воспитатели, и педагоги обязаны вместе с воспитанниками участвовать в проектной деятельности. Для дошкольных учреждений такая деятельность осуществляется вместе с педагогом. Целью ее становится решение определённой проблемы, поиск ответа на вопросы, поставленные на начальной стадии работы. Существует подразделение проектов на несколько видов:

  • индивидуальные, фронтальные, групповые, парные (в зависимости от числа участников);
  • игровые, творческие, информационные, исследовательские (по методу проведения);
  • долгосрочные, краткосрочные (по продолжительности);
  • с включением культурных ценностей, общества, семьи, природы (в зависимости от тематики).

В ходе проектной работы ребята самообразовываются, получают навыки работы в команде.

Исследовательская деятельность

Анализируя инновации в образовании, примеры можно найти в исследованиях. С их помощью ребенок учится выявлять актуальность проблемы, определять пути ее решения, выбирать методики для эксперимента, проводить опыты, делать логические выводы, определять перспективы дальнейшего исследования в данной области. Среди основных методов и приемов, необходимых для исследования: опыты, беседы, моделирование ситуаций, дидактически игры. В настоящее время для начинающих исследователей при поддержке ученых ведущие высшие учебные заведения РФ проводят конкурсы и конференции: «Первые шаги в науку», «Я - исследователь». Малыши получают свой первый опыт публичной защиты выполненных экспериментов, ведения научной дискуссии.

ИКТ

Подобные инновации в профессиональном образовании в век научного прогресса стали особенно актуальными и востребованными. Компьютер стал привычным явлением в дошкольных учреждениях, школах, колледжах. Разнообразные увлекательные программы помогают формировать у ребят интерес к математике и чтению, развивают логику и память, вводят в мир «волшебства и превращений». Те анимационные картинки, которые мелькают на мониторе, интригуют малыша, концентрируют его внимание. Современные компьютерные программы позволяют воспитателю вместе с ребятами моделировать разные жизненные ситуации, искать способы их решения. Учитывая индивидуальные способности ребенка, можно подстроить программу под конкретного малыша, следить за его личностным ростом. Среди проблем, связанных с применением ИКТ-технологий, лидирующие позиции занимает чрезмерное применение компьютера на учебных занятиях.

Методика личностно-ориентированного развития

Данная инновационная технология предполагает создание условий для формирования индивидуальности дошкольника. Для реализации данного подхода создают уголки для занятий и игр, сенсорные комнаты. Есть специальные программы, по которым работают дошкольные учреждения: «Радуга», «Детство», «Из детства в отрочество».

Игровые методики в ДУ

Они являются настоящим фундаментом современного дошкольного образования. С учетом ФГОС на первый план выходит личность малыша. В ходе игры происходит знакомство малышей с различными жизненными ситуациями. Существует множество функций, выполняемых играми: обучающая, познавательная, развивающая. Инновационными игровыми упражнениями считают:

  • игры, помогающие дошкольникам выделять определенные признаки предметов, сравнивать их между собой;
  • обобщение предметов по знакомым признакам;
  • упражнения, в ходе которых малыши учатся отличать реальность от вымысла

Инклюзивное образование

Благодаря инновациям, внедренным за последние годы в образовательный процесс, шанс на полноценное обучение получили ребята, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. В министерстве образования РФ был разработан, апробирован национальный проект, в котором указаны все нюансы инклюзивного образования. Государство позаботилось об оснащении современным компьютерным оборудованием не только ребят, но и их наставников. С помощью "Скайпа" учитель проводит дистанционные уроки, проверяет домашние задания. Подобный вариант обучения важен с психологической точки зрения. Малыш понимает, что он нужен не только родителям, но и педагогам. Дети, имеющие проблемы с опорно-двигательным, речевым аппаратом, которые не могут посещать обычные учебные заведения, обучаются с тьюторами по индивидуальным программам.

Заключение

Педагогические инновации, внедряемые в образовательных учреждениях современной России, помогают реализовывать социальный заказ: воспитывать в школьниках, студентах чувство патриотизма, гражданской ответственности, любви к родному краю, уважение к народным традициям. Информационно-коммуникативные технологии стали привычными в детских садах, школах, академиях, университетах. Среди последних новшеств, коснувшихся образовательных учреждений: проведение единого государственного экзамена в режиме онлайн, отправка экзаменационных работ путем предварительного сканирования. Безусловно, у российского образования еще много неразрешенных проблем, устранить которые помогут инновации.

Образовательные проекты являются теоретической и практической работой, которая связывает учеников и учителей. Они ориентируются на инновацию, новые пути решения рассматриваемой проблемы.

Инструкция

Как правильно составлять образовательные проекты? Для начала необходимо подобрать тему, которая будет в нем рассматриваться. Она должна быть не только интересной, но и иметь практическое значение. Тема согласовывается с учеником, который станет основным автором будущего проекта.

Разработка образовательного проекта предполагает составление плана действий. Также требует выделения вступительной части, основного содержания, заключения. В зависимости от того, какие выбираются темы образовательных проектов, они могут быть только теоретического характера либо содержать полноценную практическую часть.

Если работа подразумевает обобщение педагогом деятельности, в ней должны быть указаны примеры внедрения технологии, полученные результаты.

Помимо целей, задач, также в работе должны быть указаны методы, применяемые автором.

Пример работы учителя

Педагогический проект в образовательном учреждении может быть внеурочного характера, направленный на формирование у подрастающего поколения навыков проектной и исследовательской деятельности. Например, почетный работник общего образования Некрасова С. М. (Архангельская область) разработала проект, названный автором «Исследовательский клуб «Поиск». В чем заключается инновация автора?

Пояснительная записка

Рассматриваемый инновационный образовательный проект в полной мере отвечает требованиям федеральных стандартов второго поколения. Он направлен на воспитание гармонически развитой личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном социальном обществе.

Метод образовательных проектов, используемый автором, позволяет ему решать задачу, поставленную перед ним современным обществом - формировать творческую личность ребенка. Каждый школьник имеет определенные таланты и способности, которые он может проявлять в исследовательской деятельности. Основной задачей педагога является умелое руководство деятельностью школьников.

Темы образовательных проектов, предлагаемые ребятам, должны быть им интересны. В противном случае педагогу сложно будет добиться максимального погружения ребенка в тематику исследования.

Цель и задачи педагогического проекта

Любой проект образовательных программ предполагает постановку определенной цели и задач. Например, при организации исследовательского клуба «Поиск» учитель пытается дать ребятам новые представления о единстве материального мира. Основными задачами, которые подразумевает данный проект, будет знакомство подрастающего поколения с основными этапами проведения исследования, а также самостоятельная практическая деятельность.

Все образовательные проекты, создаваемые школьниками, предполагают выявление определенной проблемы, выдвижение собственной гипотезы, которую необходимо проанализировать по мере работы над проектом.

Целостная программа по проектной и исследовательской деятельности, используемая в рамках внеурочной деятельности, позволяет выявлять и развивать талантливых и одаренных детей, стимулировать познавательный интерес у обучающихся к исследовательской сфере.

Значимость проекта

Актуальность проекта состоит в учете индивидуально-типологических особенностей каждого школьника, привлечении их к внеурочной деятельности. Создание образовательных проектов с педагогом, представителями высшей школы позволяет ребятам получать практические навыки, вести научную дискуссию. При этом наблюдается саморазвитие и самосовершенствование, личностный рост ребенка, формирование его мировоззрения.

Проект клуба «Поиск» рассчитан на старшеклассников, предполагает проведение двух занятий в неделю. В программе выделяется три компонента: подготовительный, основной, заключительный. Этот проект образовательной деятельности реализуется в течение учебного года. Наполняемость группы составляет от пяти до пятнадцати человек.

Среди отличительных особенностей отметим большой научный диапазон, формирование личностных качеств талантливых учащихся, самостоятельную исследовательскую деятельность, использование различных видов информации.

Теоретическая основа проекта

Любой проект образовательного процесса предполагает применение теоретических и методологических аспектов. Например, проектные и исследовательские технологии анализировались в трудах Толстого, Вахтерова, Ушинского. Важность и актуальность школьных исследований подчеркивал А. М. Матюшкин, Л. В. Занков, а также Д. Б. Эльконин. Образовательные проекты, касающиеся проектной и исследовательской деятельности школьников, предполагают учет психологических особенностей детей различного возраста. Основной идеей педагога, специализирующегося на внеурочной проектной и исследовательской деятельности школьников, могут стать слова О. Холмзы: «Мир всегда готов принять талант с распростертыми объятиями».

Образовательные технологии

Такой проект образовательной организации предполагает применение инновационных педагогических технологий. Так, в деятельности исследовательского клуба «Поиск» применяются информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии. Особое значение уделяется технологии диагностического развивающего прямого обучения А. А. Вострикова, развивающего обучения Л. Г. Петерсона.

Среди приоритетных направлений, применяемых в деятельности педагога-исследователя, отметим внедрение коммуникативных и информационных технологий.

Педагог создает оптимальные условия для формирования интеллектуальной, творческой личности, способной к социоориентации посредством проектной и исследовательской деятельности.

Благодаря интеллектуальному общению подрастающего поколения с представителями науки, власти, возникает взаимосвязь поколений.

Требования к участникам проекта

К учащимся, вовлекаемым в этот образовательный проект, предъявляются определенные требования:

  • школьники должны самостоятельно проектировать и проводить исследование;
  • осуществлять качественную обработку и анализ полученных результатов;
  • овладеть навыками практической деятельности;
  • формулировать выводы по проведенной работе.

Подготовительный этап предполагает знакомство с методиками и техникой проведения эмпирического исследования, сбора научных данных. Педагог поясняет воспитанникам важность правильного проведения школьных проектов и исследований.

Самым значимым этапом данного педагогического проекта является построение самостоятельной образовательной траектории для каждого ребенка. Выбрав гипотезу для исследования, подобрав методики, изучив теоретическую базу, под руководством педагога школьник переходит к непосредственной деятельности.

На заключительном этапе предполагается проведение самооценки, презентации полученных результатов перед другими школьниками.

Как составить самостоятельный школьный образовательный проект? Примеры работ ребят помогут найти ответ на этот вопрос.

Проект по сравнению характеристик электрического и бензинового автомобильного двигателя

В связи с серьезным ухудшением экологической ситуации на нашей планете нужно искать альтернативные источники энергии, чтобы при их сгорании не выделялось много углекислого газа в земную атмосферу.

Миллионы личных транспортных средств передвигаются по улицам городов, создают многокилометровые «пробки», сжигают впустую дорогой бензин. При этом в воздухе существенно повышается содержание выхлопных газообразных веществ.

В крупных отечественных центрах автомобильные выбросы СО/СН в атмосферу существенно превышают вещества, поступающие при работе промышленных предприятий. В составе выхлопных автомобильных газов содержится много веществ, негативно отражающихся на здоровье людей.

В те моменты, когда автомобиль совершает резкие маневры, выделяется в десять раз больше несгоревших веществ, чем при стандартном варианте работы. Выхлопные газы оказывают негативное воздействие на психику детей и подростков.

Актуальность проекта объясняется постоянным возрастанием количества машин на городских дорогах, увеличением содержания углекислого газа в земной атмосфере. От того, как мы, подрастающее поколение, будем относиться к этому вопросу, зависит будущее Земли.

Цель проекта: выявить зависимость между видом двигателя и экологичностью транспортного средства.

Задачи работы:

  • Анализ основных типов двигателей, установленных в современных транспортных средствах.
  • Проведение сравнительного анализа экологичности разных двигателей.
  • Оценка состава выхлопных газов, токсичности продуктов от функционирования транспорта, воздействия выхлопных газов на здоровье человека.
  • Формулировка предложений по модернизации выпускной системы автомобилей.

Объект исследования: виды автомобильных двигателей.

Предмет: экологические характеристики разных автомобильных двигателей.

Новизна проекта заключается в сравнении экологических характеристик электромобиля с бензиновым двигателем.

Гипотеза: в отличие от бензинового двигателя, электромобиль обладает высокими экологическими характеристиками. При его работе не наблюдается увеличения количества углекислого газа в земной атмосфере.

Бензиновый двигатель является особым видом поршневого двигателя внутреннего сгорания, где осуществляется процесс воспламенения смеси воздуха и топлива, причиной которого является электрическая искра.

При его работе в атмосферу движется существенное количество углекислого газа, попадают в нее и несгоревшие органические углеводороды.

Оксид углерода (2) при соединении с гемоглобином крови негативно действует на передвижение кислорода в разных тканях организма. В составе таких газов есть альдегиды, имеющие резкий запах, вызывающий раздражение.

В неисправном двигателе образуется огромное количество сажи и смолы, что разрушает атмосферу нашей планеты. Важно срочно принимать активные меры для того, чтобы избежать этой страшной беды.

Воздух, в котором находится существенное количество отработанных газов, негативно действует на здоровье подрастающего поколения, уничтожает зеленые кустарники.

В ходе экспериментов было доказано, что при действии на женщину на ранних сроках беременности таких выхлопных газов проявляются серьезные отклонения в развитии ребенка.

Американские учёные подтвердили связь между выхлопными газами и снижением памяти, внимания.

Электрический двигатель не предполагает применения бензина, поэтому не выделяет в атмосферу вредных газов. Многие инженеры считают их транспортом с максимальным коэффициентом полезного действия. Автомобиль не нуждается в коробке передач, в нем сразу развивается максимальный крутящий момент.

Среди основных преимуществ электромобиля нужно упомянуть незначительные расходы на его обслуживание, эксплуатацию машины. В аварийной ситуации электромобили взрываются очень редко, а для их периодической подзарядки можно использовать обычную электрическую сеть. Не нужны в электромобиле механические тормоза, при работе которых выделяется в атмосферу существенное количество выхлопных газов.

Для оценки технического состояния автомобильного транспорта была проведена оценка автомобилей с целью определения количества выбросов СО/СН в земную атмосферу. Эксперимент проводился в разное время года, при различных температурных показателях.

Провести сравнение электрических типов двигателей не удалось по причине их отсутствия. В ходе проведенного эксперимента установили зависимость между годом выпуска автомобиля, его техническим состоянием, а также количественным показателем выбросов СО/СН в атмосферу.

Гипотеза, поставленная в начале проекта, подтвердилась. Удалось подтвердить связь между типом двигателя и количеством вредных выбросов в атмосферу планеты.

Новые бензиновые автомобили полностью соответствуют ГОСТу (Р41.83-99), а транспортные средства с пробегом нуждаются в дополнительной регулировке уровня СО/СН. В ходе работы была подтверждена серьезная угроза атмосфере планеты от передвижения по городам подержанных машин. Электродвигатель можно считать экологически безопасным видом автомобильного двигателя.

Для снижения риска выбросов в атмосферу диоксида углерода необходимы специальные государственные программы, например развитие энергосберегающих технологий, в том числе уменьшение количества бензиновых двигателей, увеличение числа электрических агрегатов.

Пример приведенного школьного проекта содержит все основные элементы: введение, постановку целей и задач, основное содержание, подведение итогов, анализ полученных результатов.

Безусловно, тематика индивидуальных исследований, выбираемых школьниками для проведения самостоятельной работы, должна значительно отличаться. Тема выбираемой им работы должна соответствовать индивидуальным особенностям ребенка, сфере его научных интересов. Педагог старается учитывать также практические умения и навыки, которыми обладает школьник до начала работы над проектом.

Заключение

Образовательные проекты стали особенно актуальны в российских школах в условиях перехода на новые образовательные стандарты. Для того чтобы педагог мог в полном объеме справиться с теми задачами, которые поставлены перед ним современным обществом, ему важно не только самому разрабатывать и внедрять в деятельность разнообразные проекты, но и активно вовлекать в такую работу воспитанников.

Среди главных отличительных особенностей проекта выделим его актуальность, значимость для определенной целевой аудитории, а также возможность практического внедрения.

ПРОЕКТ " МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МБОУ СОШ 5 ИМ.К.П.ФЕОКТИСТОВА «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ УСПЕХА»




ОСНОВНАЯ ИДЕЯ КОНЦЕПЦИИ МОДЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УЧРЕЖДЕНИЯ Наша предназначение – дать каждому участнику образовательного процесса возможность определить область своей успешности и реализовать личностный потенциал, удовлетворить образовательные потребности, ожидания и запросы. Основным приоритетом модели инновационной образовательной модели общеобразовательного учреждения «Школа – территория успеха» является формирование личности, полноценно подготовленной к успешному функционированию в условиях современной социально-культурной ситуации, стремящейся и способной оказывать влияние на изменение этой ситуации в соответствии со своими социально значимыми жизненными принципами и ценностями. Успешная личность – это, прежде всего, личность активная, способная реализовать свой творческий и личностный потенциал в наиболее предпочтительной для нее сфере, свободно адаптирующаяся в социуме.


КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ, ПОЛОЖЕННАЯ В ОСНОВУ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА Неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает и при умелом воздействии можно развивать эти таланты и воспитывать одаренных детей. Одарённость проявляется в успешности, в какой - либо деятельности, а потому важно, чтобы ребенок развивался в среде, способствующей развитию его дарования. Необходимо дать ребенку веру в то, что он уникален и может многое - это важный шаг для того, чтобы одаренность, прежде всего, увидеть. А увидев, не потерять и пытаться развивать, направлять в нужное русло. Самое главное определиться в том, что это, прежде всего, необходимо самому ребенку, его родителям, наставникам и оказывать всяческую в этом помощь.


МОДЕЛЬ (ОБРАЗ) ШКОЛЫ Школа которая развивается вместе с городом, областью, государством Территория которая является социальным институтом и открыта для эффективного взаимодействия с социумом успеха где создаются условия для сохранения и укрепления здоровья которая формирует гражданское сознание личности где учатся активно и достойно в которой интересно учиться детям, работать творческим педагогам в сотрудничестве с родителями и социальными партнерами в которой успешным является каждый ученик, где помогают каждому реализовать свой потенциал





Вовлечение всех обучающихся в общественно- полезную деятельность с целью их успешной социализации Создание развивающего комплекса в виде исследовательских лабораторий, творческих мастерских, лидерских площадок, спортивных секций, предоставляющих возможность обучающимся выявить и развить заложенные в них способности Создание модели конкурентоспособной школы, предоставляющей качественные образовательные услуги в соответствии с требованиями государственных стандартов образования. Совершенствование структуры инновационной деятельности школы, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся. Модернизация государственно- общественного управления школой, обеспечивающее инвестиционную привлекательность школы. Задачи Проекта


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ - ПОДПРОГРАММЫ « Введение ФГОС II поколения» «Развитие системы внеурочной деятельности и дополнительного образования»» «Здоровая школа» « Индивидуальный учебный план как основа самоопределения старшего школьника» «Одаренные дети» «Гражданином быть обязан». « Система школьного детского самоуправления». «Обеспечение государственно-общественного управления школой». «Семья» « Предшкольная подготовка»


СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ У УЧАЩИХСЯ «ЗОНЫ УСПЕШНОСТИ» Индивидуализация учебного процесса Создание ситуации успешности Организация коллективной деятельности и работа в группах сотрудничества Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов Развитие проектной и исследовательской деятельности учащихся Развитие внеурочной деятельности и системы дополнительного образования Активные формы и методы образовательного процесса Организация профильного обучения старшеклассников на основе индивидуальных учебных планов Обеспечение психолого-педагогического сопровождения учебного процесса Социализация учащихся






РАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС НОО Проектные мастерские Творческие площадки: Театральные студии; «Музыкальная капель» Спортивные секции: «Волшебный мяч»; Спортивные игры Исследовательские лаборатории: «Умники и умницы»; «Я живу в России»; «Азбука здоровья»; «Занимательный английский»; «Мой друг компьютер»; Лего


Развивающий комплекс ООО Клубы: Краеведческий клуб «Истоки» Проектные площадки: «Имена героев на карте города»; «Химия вокруг нас»; «Азбука здоровья» «Зеленая тропа»; «Звездное небо» Трудовые мастерские: «Живи, мой друг книга» Исследовательские лаборатории: «В мире слов»; «Путешествие в мир английского языка»; «Занимательные опыты по химии»; «Лекарственные травы» Исследовательские лаборатории: «В мире слов»; «Путешествие в мир английского языка»; «Занимательные опыты по химии»; «Лекарственные травы» Спортивные секции Творческие объединения: Театральные студии; «Музыкальная капель»; Изостудия «Радуга»