Тюркская группа языков: народы. Культура и мировоззрение тюркского народа

Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монголоиды. Они в большинстве своем мусульмане, однако встречаются народы, исповедующие христианство, традиционные верования, шаманизм. Единственное, что связывает почти 170 млн людей, - это общее происхождение группы языков, на которых сейчас разговаривают тюрки. Якут и турок - все они говорят на родственных диалектах.

Сильная ветвь алтайского дерева

Среди некоторых ученых до сих пор не утихают споры по поводу того, к какой языковой семье относится тюркская языковая группа. Некоторые лингвисты выделяли ее в отдельную большую группу. Однако наиболее общепринятой гипотезой сегодня принята версия о вхождении этих родственных между собой языков в большую алтайскую семью.

Большую лепту в эти исследования внесло развитие генетики, благодаря которому стало возможно отследить историю целых народов по следам отдельных фрагментов генома человека.

Когда-то группа племен в Центральной Азии говорила на одном языке - предке современных тюркских наречий, однако в 3 в. до н. э. от большого ствола отделилась отдельная булгарская ветвь. Единственный народ, который говорит сегодня на языках булгарской группы, - это чуваши. Их наречие заметно отличается от других родственных и выделяется в особую подгруппу.

Отдельные исследователи даже предлагают вынести язык чувашей в отдельный род большой алтайской макросемьи.

Классификация юго-восточного направления

Прочие представители тюркской группы языков обычно делят на 4 большие подгруппы. Есть разногласия в деталях, однако для простоты можно взять самый распространенный способ.

Огузские, или юго-западные, языки, к которым относят азербайджанский, турецкий, туркменский, крымско-татарский, гагаузский. Представители этих народов говорят очень похоже и без труда поймут друг друга без переводчика. Отсюда и огромное влияние сильной Турции в Туркмении и Азербайджане, жители которых воспринимают турецкий язык как родной.

К тюркской группе алтайской семьи языков относят также кыпчакские, или северо-западные, языки, на которых говорят в основном на территории РФ, а также представители народов Средней Азии, имеющие предков-кочевников. Татары, башкиры, карачаевцы, балкарцы, такие народы Дагестана, как ногайцы и кумыки, а также казахи и киргизы - все они разговаривают на родственных наречиях кыпчакской подгруппы.

Юго-восточные, или карлукские, языки солидно представлены языками двух больших народов - узбеков и уйгуров. Однако почти тысячу лет они развивались отдельно друг от друга. Если узбекский язык испытал колоссальное влияние фарси, арабского языка, то уйгуры, жители Восточного Туркестана, привнесли за много лет огромное количество китайских заимствований в свое наречие.

Северные тюркские языки

География тюркской группы языков широка и разнообразна. Якуты, алтайцы, в общем, некоторые коренные народы северо-восточной Евразии, также объединяются в отдельную ветвь большого тюркского дерева. Северо-восточные языки довольно разнородны и подразделяются на несколько отдельных родов.

Якутский и долганские языки отделились еще от единого тюркского наречия, и произошло это в 3 в. н. э.

К саянской группе языков тюркской семьи относят тувинский и тофаларские языки. Хакасы и жители Горной Шории разговаривают на языках хакасской группы.

Алтай - колыбель тюркской цивилизации, до сих пор коренные жители этих мест разговаривают на ойротском, телеутском, лебединском, кумандинском языках алтайской подгруппы.

Казусы в стройной классификации

Однако не все так просто в этом условном делении. Процесс национально-территориального размежевания, проходивший на территории среднеазиатских республик СССР в двадцатые годы прошлого столетия, затронул и такую тонкую материю, как язык.

Все жители Узбекской ССР были названы узбеками, была принята единая версия литературного узбекского языка, основанная на наречиях Кокандского ханства. Однако и сегодня узбекскому языку свойственен ярко выраженный диалектизм. Некоторые диалекты Хорезма, самой западной части Узбекистана, более близки языкам огузской группы и ближе к туркменскому, чем к литературному узбекскому языку.

Некоторые районы разговаривают на диалектах, которые относятся к ногайской подгруппе кыпчакских языков, отсюда нередки ситуации, когда ферганец с трудом понимает уроженца Кашкадарьи, который, по его мнению, безбожно коверкает родной язык.

Примерно так же обстоят дела у других представителей народов тюркской группы языков - крымских татар. Язык жителей прибрежной полосы практически идентичен турецкому, однако природные степняки говорят на наречии, более близком к кыпчакским.

Древняя история

Впервые тюрки вышли на мировую историческую арену в эпоху Великого переселения народов. В генетической памяти европейцев до сих пор остается содрогание перед нашествием гуннов Аттилы в 4 в. н. э. Степная империя была разношерстным образованием многочисленных племен и народов, однако преобладающим был все-таки тюркский элемент.

Существует много версий происхождения этих народов, однако большинство исследователей помещают прародину сегодняшних узбека и турка в северо-западную часть Центрально-Азиатского плато, в район между Алтаем и Хингарским хребтом. Этой версии придерживаются и киргизы, которые считают себя прямыми наследниками великой империи и до сих пор ностальгируют по этому поводу.

Соседями тюрок были монголы, предки сегодняшних индоевропейских народов, уральские и енисейские племена, маньчжуры. Тюркская группа алтайской семьи языков стала оформляться в тесном взаимодействии с близкими народами.

Путаница с татарами и болгарами

В первом веке н. э. отдельные племена начинают мигрировать в сторону Южного Казахстана. В 4-м веке произошло знаменитое вторжение гуннов в Европу. Именно тогда от тюркского древа отделилась булгарская ветвь и образовалась обширная конфедерация, которая разделилась на дунайскую и волжскую. Сегодняшние болгары Балкан разговаривают теперь на славянском языке и утратили свои тюркские корни.

Обратная ситуация произошла с булгарами Поволжья. Они до сих пор говорят на тюркских языках, однако после нашествия монголов называют себя татарами. Покоренные тюркские племена, жившие в степях Волги, приняли имя татар - давно исчезнувшего в войнах легендарного племени, с которым Чингисхан начинал свои походы. Татарским они назвали и свой язык, который прежде называли булгарским.

Единственным живым наречием булгарской ветви тюркской группы языков считается чувашский. Татары, еще одни потомки булгар, на самом деле говорят на одном из вариантов более поздних кыпчакских диалектов.

От Колымы до Средиземноморья

К народам тюркской языковой группы относятся жители суровых районов бассейна знаменитой Колымы, курортных пляжей Средиземноморья, гор Алтая и ровных, как стол степей Казахстана. Предками сегодняшних тюрок были кочевники, вдоль и поперек исходившие Евразийский континент. Две тысячи лет они взаимодействовали со своими соседями, которыми были иранцы, арабы, русские, китайцы. За это время произошло невообразимое смешение культур и кровей.

Сегодня даже невозможно определить расу, к которой относятся тюрки. Жители Турции, азербайджанцы, гагаузы относятся к средиземноморской группе европеоидной расы, здесь практически отсутствуют ребята с раскосыми глазами и желтоватой кожей. Однако якуты, алтайцы, казахи, киргизы - все они несут в своем облике ярко выраженный монголоидный элемент.

Расовое разнообразие наблюдается даже среди народов, говорящих на одном языке. Среди татар Казани можно встретить голубоглазых блондинов и черноволосых людей с раскосыми глазами. То же самое наблюдается в Узбекистане, где невозможно вывести облик типичного узбека.

Вера

Большинство тюрок - мусульмане, исповедующие суннитскую ветвь этой религии. Лишь в Азербайджане придерживаются шиизма. Однако отдельные народы либо сохранили древние верования либо стали адептами других больших религий. Большинство чувашей, гагаузов исповедуют христианство в его православной форме.

На северо-востоке Евразии отдельные народы продолжают придерживаться веры предков, среди якутов, алтайцев, тувинцев продолжают пользоваться популярностью традиционные верования и шаманизм.

Во времена Хазарского каганата жители этой империи исповедовали иудаизм, который продолжают воспринимать в качестве единственно верной религии сегодняшние караимы, осколки той могучей тюркской державы.

Лексика

Вместе с мировой цивилизацией развивались и тюркские языки, вбирая в себя лексику соседних народов и щедро одаривая своими словами. Трудно сосчитать количество заимствованных тюркских слов в восточнославянских языках. Все началось с булгар, у которых было позаимствованы слова «капь», от которого возникло «капище», «суварт», преобразованное в «сыворотку». Позже вместо «сыворотки» стали использовать общетюркский «йогурт».

Особенно оживленным обмен лексикой стал во времена Золотой Орды и позднего Средневековья, во время активной торговли с тюркскими странами. В обиход вошло огромное количество новых слов: ишак, колпак, кушак, изюм, башмак, сундук и прочие. Позже стали заимствоваться лишь названия специфических терминов, например ирбис, карагач, кизяк, кишлак.

Работа Нурера Угурлу «Тюркские народы» посвящена тюркской этноязыковой общности, проживающей на сегодняшний день в различных регионах мира, миграционные потоки которой в прошлом были устремлены в Центральную Европу, на Дальний Восток, в Индию. Влияние тюркских народов было распространено от Дуная до Ганга, от Адриатического до Восточно-Китайского моря, и достигло Пекина, Дели, Кабула, Исфахана, Багдада, Каира, Дамаска, Марокко, Туниса, Алжира, Балканского полуострова. Наиболее интересные фрагменты книги мы обсуждали с ее автором Нурером Угурлу.

Халиль Бингель: Как можно оценить историческое прошлое тюркских народов?

Нурер Угурлу: В книге описывается история многочисленных тюркских народов, проживавших в Азии, Европе, Африке, которые сегодня представлены в различных регионах мира. Понятие «народ» можно определить как человеческую общность, племенной союз («budun»), или улус («ulus»), члены которого связаны друг с другом с точки зрения племени и рода едиными обычаями, языком и культурой. Племенной союз - тесное сотрудничество и объединение древних тюрок, образованный из различных племен, для которых была характерна политическая зависимость. В различных источниках данный термин употребляется в разных значениях. Возникшая впервые в Орхонских письменах (VIII век) категория «bodun» применялась для обозначения всех общностей: местных и чужеземных, кочевых и оседлых. В этой связи, если говорить о понятии «народ», то оно использовалось для наименования тюркских общностей, образованных из племен различной величины - как в отношении гектюрков и тобгачей (они вторглись в Китай), так и для огузов, карлуков, уйгуров, киргизов, татар. Первоначально для определения народной общности в Орхонских письменах упоминались и такие термины, как «чернокостный народ» («kara kamag» или «kara bodun») или просто «bodun». Мухаммед ал-Кашгари (XI век) в «Собрании тюркских наречий» отмечал, что термин «budun» произошел от чикильского диалекта, и интерпретировал его как «народ» и «народность». Западные ученые заменяли термин «bodun» понятиями «people» и «volk». В XIV веке в некоторых произведениях, написанных в период Золотой орды и Хорезма, данный термин встречается достаточно редко, и, упоминаемый как «buzun», он используется для обозначения понятия «народ». В более поздней литературе этот термин не встречается вовсе. Племенные союзы были отделенными друг от друга общностями, у каждого из которых были отдельные земли и вожди. Во главе объединений находились каганы, носившие в зависимости от размера территорий и численности населения такие титулы, как «йабгу» («yabgu»), «шад» («şad»), «ильтебер» («ilteber»). Племенные союзы, большинство из которых находились в составе Тюркского каганата и упоминались в Письменах Гектюрок, один раз в год отправляли кагану различные дары и подтверждали свою зависимость от него, в период ведения войны, например, снабжая сражающееся войско подкреплением. Благодаря направляемым из центра наместникам каганы во многом тщательно контролировали подчиненные им племенные союзы.

- Где находились первые поселения тюрок?

Тюрки - один из самых древних и постоянных народов в мировой истории. Это крупная народная общность, история которой насчитывает свыше четырех тысяч лет. Ее территории расселения охватывают Азию, Европу, Африку. Первые поселения тюркских народов - прежде всего плоскогорья Средней Азии. Это обширные территории, протянувшиеся от Хинганских гор на востоке до Каспийского моря и реки Волга на западе, от Арало-Иртышского водораздела на севере до горной системы Гиндукуш на юге. Плоскогорья Средней Азии представляли собой преимущественно просторные степи. От северных участков Каспийского и Аральского моря и озера Балхаш до Хинганских гор были расположены плодородные территории. Песчаные степи на юге данных территорий местами оканчивались пустынями. Район песчаных степей соединял плодородные земли, протянувшиеся от Алтайских гор с востока на запад. Историки, рассматривая территории Средней Азии в качестве древнейшего региона поселения тюрок, исследуют их, выделяя две области - к северу и югу от Тянь-Шаня. Регион к югу от Тянь-Шаня - Восточный Туркестан. Север данной территории охватывает Алтайские горы, Джунгарскую равнину и реку Иртыш. На этих территориях проживали динамичные, кочевые тюркские общности. Первоначально в зависимости от территории тюрки занимались земледелием, а при значительных климатических изменениях переходили к скотоводству. Чтобы найти пастбища для животных, они были вынуждены кочевать. Это обстоятельство предопределило полукочевую жизнь тюркских народов.

- Какие представления о «родине тюркских народов» существуют в исторической науке?

Ученые, занимавшиеся изучением и исследованием тюркской истории Клэпрот и Вамбери, опираясь на китайские источники, относили к «родине тюркских народов» подножия Алтайских гор. По мнению известного тюрколога Радлова, эта территория охватывала регион современной Монголии к востоку от Алтая. Опираясь на сходство тюркских и монгольских языков, Рамстедт предполагал, что тюрки произошли из Монголии. Известный эксперт по тюркской истории в Средней Азии Бартольд к родине тюркских народов также относил регион на территории Монголии. На сегодняшний день эти взгляды устарели, и территорию, о которой идет речь, необходимо расширить. Лингвистические и археологические исследования показывают, что родина тюркских народов протянулась к западу от Алтайских гор. По мнению известного тюрколога Немета, родину тюркских народов следует искать на территории современного Казахстана, а именно между Алтайскими и Уральскими горами. В ходе археологических и этнографических исследований, проведенных в южных районах Сибири и районе Алтайских гор, были получены некоторые результаты, связанные с древними территориями поселения тюркских народов. Как отмечается в работе Киселева «Древнейшая история Сибири» (1951), «пещерная живопись» и археологические находки, обнаруженные к северу от озера Байкал, у истока реки Лена и региона Семиречья, отражают этнические особенности данных мест, сохранившихся с древних времен. Согласно историческим источникам, первые поселения тюркских общностей - регион Алтайских гор. Тюрки, проживающие между Тянь-Шанем и Алтайскими горами, были причислены к алтайским народам.

- Почему тюрки, проживавшие на территории Средней Азии, были вынуждены мигрировать?

Тюркские народы, населявшие территории Средней Азии, были вынуждены покинуть эти земли в силу изменения географических и социальных условий жизни. На новых территориях тюрки основали множество независимых государств. Доподлинно неизвестно, каким периодом датируются первые миграционные потоки тюрок, однако считается, что он охватывает начало первого тысячелетия до н.э. В результате крупного переселения тюрки, пройдя через юг Каспийского моря и Иранское нагорье (некоторые из них остались в Иране), спустились в Месопотамию, а отсюда вторглись в Сирию, Египет, Анатолию и на острова Эгейского моря. Здесь в различные периоды истории были основаны независимые тюркские государства: Государство Сельджуков, Сельджукский султанат, Османская империя и Турецкая Республика. К концу IV века тюрки, пройдя через север Каспийского моря, из Северо-Восточной Азии мигрировали в Восточную Европу. Со временем они поселились в Центральной Европе, на Балканском полуострове и долине реки Дунай. На этих территориях также впоследствии были созданы тюркские государства. Движение тюркских народов на восток, которое началось с 2500-х годов до н.э., продолжалось длительное время с определенными перерывами. Тюрки, поселившиеся в современных регионах Китая - Шэньси и Ганьсу, - принесли на эти земли свою культуру и цивилизацию и длительное время удерживали власть в Китае в своих руках. Династия Шан, основавшая Государство Шан, была разрушена династией Чжоу (Chow), происходившей из тюркского рода (1050-247 годы до н.э.). Со временем набрав силу, династия Чжоу основала политический союз, который считается началом китайской истории. Тюрки, мигрировавшие на север, поселились на плодородных пастбищах Сибири. Однако точных сведений о том, когда якутские и чувашские тюрки пришли на эти территории, нет. Движение тюркских племен из Средней Азии началось в первые века истории и продолжалось до конца Средневековья. Некоторые тюрки вовсе не покидали свою родину и проживали в долинах рек Сырдарья, Амударья, Или, Иртыш, Тарим и Шу. На этих землях со временем были образованы крупные государства, которые продемонстрировали значительное развитие в культурном и цивилизационном смысле.

На какие племена можно поделить тюркские общности с точки зрения географии, исторического развития, особенностей диалектов и наречий?

В этом отношении можно выделить несколько тюркских племен. Мухаммед ал-Кашгари в «Собрании тюркских наречий», в XI веке говоря о тюркских народах, приводит сведения о таких племенах, как огузы, кипчаки, уйгуры, карлуки, киргизы, ягма, булгары, башкиры и др. Наиболее многочисленными из них были племена огузов и кипчаков. После второй половины XI века огузы из племен, населявших долины Сырдарьи, мигрировали в Переднюю Азию и Анатолию, а кипчаки - из бассейна реки Иртыш массово мигрировали в низменности на севере Каспийского и Черного моря. Часть булгар в VI веке спустилась на территории современной Болгарии. Несмотря на разнонаправленные миграционные потоки, значительная часть тюркских племенных союзов осталась в Средней Азии. Этот исторический факт важен с точки зрения формирования и сегодняшней структуры тюркских общностей. Племя огузов стало основой для многочисленной группы, известной под названием «западные тюрки». Кипчаки также образовали многочисленную общность, присоединив другие тюркские народы, которые населяли территории, протянувшиеся от севера Черного моря до места впадения Дуная. Следовательно, кипчаки стали основой для группы, известной сегодня как «восточно-европейские тюрки». Третью группу образуют «восточные тюрки» или «тюрки Туркестана», сформировавшиеся в результате слияния Чагатайского и Узбекского улусов. Эту общность образовали другие тюркские племена, оставшиеся в Средней Азии. В нее также вошли группы кипчаков, которые впоследствии вернулись в Туркестан. В четвертую группу входят тюрки Сибири, Алтая. Различные племена Западной Сибири и Алтая - преимущественно тюрки кипчакского или киргизского происхождения.

- Какова социальная организация тюркских народов?

С объединением семей и родов были образованы племена тюркских народов. Для обозначения объединения племен употреблялось понятие «племенной союз» («bodun»). Государство, созданное на основе объединения племенных союзов, называлось «иль» («il»). Во главе илей находился «хан». С их объединением создавались «ханства», «каганаты». Эквивалентом термину «народ» на древнетюркском языке служила категория «кюн» («kün»). Во главе государства находился каган, который повелевал войсками и возглавлял «курултай», собиравшийся для обсуждения государственных дел. Исторические документы свидетельствуют о том, что право управления и властные полномочия были дарованы тюркскому кагану богом Тенгри. На памятнике, возведенном в честь Бильге-хана Богю, сохранилась надпись: «Я стал каганом, так велел Тенгри». Права и полномочия кагана у тюркских народов не были безграничны. Каган считался главой государства. При этом правители племен и ханы действовали по своему усмотрению на собственных территориях. Существовали своего рода свободы. В заседания «курултая» при обсуждении государственных дел участвовали наиболее влиятельные представители знати. Курултай собирался два раза в год. На заседаниях данного органа обсуждались такие важные вопросы, как война, мир и торговля, а также принимались законы для упорядоченного и справедливого управления государством. Процесс управления государством у тюркских народов осуществлялся в соответствии с принятыми таким образом законами, а также обычаями и традициями. Жена кагана, которой присваивался титул «хатун», оказывала содействие кагану при обсуждении государственных дел. Кроме того, для помощи кагану создавался совет великих служащих. Обычно они носили титул «бей». Существовали и другие должности и служащие, которым присваивался титул «ябгу», «шад», «тархан», «тудун» и «тамгаджи». Когда каган умирал, собирался курултай, на котором избирался новый правитель - один из сыновей кагана. Как правило, властные полномочия по управлению каганатом передавались старшему сыну.

- О каких тюркских народах повествуется в вашей работе?

В книге речь идет о тюркских народах, которые населяют различные регионы мира. Они вносили постоянный и долговременный вклад в историю человечества, поэтому при описании человеческой истории значительное внимание уделяется тюркским народам. Ведь их миграционные потоки наводнили территории Центральной Европы, Дальнего Востока, Индии. Нельзя не согласиться с утверждением: «Единственно верное определение тюркских народов может дать только лингвистика. Тюрк - это тот, кто говорит на тюркском языке. Другие определения оказываются недостаточно всеобъемлющими».

- Как вы определяете современные тюркские общности?

Их можно классифицировать следующим образом. Волго-Уральский регион: татары, крымские татары, башкиры, чуваши, крымчаки. Регион Средней Азии: каракалпаки, уйгуры. Регион Сибири: якуты, долганы, тувинцы, хакасы, алтайцы, шорцы, тофалары. Регион Кавказа: балкарцы, кумыки, карачаевцы, ногайцы, авары, лезгины, даргинцы, лакцы, табасаранцы, рутулы, агулы, отдельные тейпы чеченцев, ингушей, адыги, абхазы, черкесы, абазины, осетинцы, турки-месхетинцы, кабардинцы. Западный регион: гагаузы, караимы.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

7 сентября состоялся прямой эфир проекта «Клубный день Альпари». На вопросы Александра Разуваев отвечал Директор Центра Гумилёва Павел Зарифуллин.
На Клубном дне мы рассмотрели текущую геополитическую ситуацию на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Особое внимание было уделено урегулированию российско-турецкого кризиса, посреднической роли в этом Баку и Астаны. А также этнотренингам Центра Льва Гумилёва по преодолению российско-турецкого кризиса. Также Павел Зарифуллин подробно ответил на вопрос: кто такие тюрки? Об их роли в мировой истории и становлении России.


Тюркские народы - это кто? Что их объединяет? Где они живут?

Тюркские народы – это группа народов, говорящих на сходных тюркских языках. Расселены очень широко. От Балканского полуострова, где живут турки и гагаузы до нашей суровой тайги, до Якутии, потому что якуты тоже тюрки. Ну, а слово «тайга» - тюркского происхождения.
Т.е. это огромное количество людей, миллионы, сотни миллионов, разбросанных по всему Евразийскому континенту от Северного ледовитого океана до Средиземного моря. И, конечно же, все эти народы имеют общий корень – одно из самых больших государств древности или средних веков или эпохи, которая как раз была между эпохой древности и средними веками - это Тюркский каганат. Гигантское государство размером с Советский Союз, которое было уже в 6 веке, о нём мы очень мало знаем.
Но есть идея евразийская, идея Льва Николаевича Гумилёва, что наш отец Чингиз – хан, наша мама Золотая Орда, что современная Великороссия или Московское царство, зародилась внутри Золотой Орды, переняв основные успехи и навыки этой страны.
Но вот если копать дальше – кто же дедушка в таком случае нашей страны, Российской Федерации? А дедушка нашей страны это Великий Тюркский каганат, из которого выросли не только тюркские народы, но и многие другие. И иранские, и финские, и славянские.

Тюркский каганат это эпоха завоеваний и походов, эпоха появления Великого Шёлкового пути, как явления уже экономического, явления экономической интеграции. Тюркский Эль в 6 веке одновременно граничил с Византией, с Ираном, с Китаем, контролировал Великий Шёлковый. И, благодаря Тюркскому каганату, византийцы, европейцы могли встречаться с китайцами уже тогда. Т.е. у тюрок огромное, славное прошлое.

Было множество и других тюркских государств, например Сельджукские султанаты, Османская империя, Дешт-и-кипчак. Тюрки дали России аристократию. Лев Николаевич Гумилёв прекрасно описал, что от половины до трёх четвертей русских дворянских родов имели тюркское или монгольское происхождение. Собственно это видно по фамилиям великих славных родов: Суворов, Кутузов, Апраксин, Алябьев, Давыдов, Чаадаев, Тургенев – это фамилии тюркские. Т.е. пословица Тургенева, самого потомка тюркского аристократа: «поскреби русского - найдёшь татарина», т.е. тюрка- она имеет самое прямое отношение к нашей стране. Так вот, наш дедушка Тюркский каганат и, если нас долго скрести, то, конечно, у русского найдётся очень много тюркского.

А каков процент изначально персидских и тюркских слов в русском языке?

Теодор Шумовский, подельник Льва Николаевича Гумилёва (они сидели по одному делу в «Крестах»), выдающийся русский лингвист, филолог, переводчик Корана, говорил, что от трети до половины русских слов имеют тюркское и персидское происхождение. Почему тюркское и персидское, потому что тюркские и персидские народы тысячелетия жили рядом, как собственно и русские когда-то жили вместе. И очень много слов имеет смешанное происхождение, например русское слово «очаг», оно имеет происхождение тюркско – персидское. Первая часть слова тюркская, а вторая персидская. «Отджах» или «отгях». Само изначально слово «Атешгях» означает «храм огнепоклонников». Так называются святилища в Иране в Азербайджане, храмы зороастрийцев. Русское слово «очаг» от него как бы отпочковалось, образовалось. По одной из версий само слово «книга» имеет происхождение тюркско – персидское. От слова «кан» - знание, «гях» - место, т.е. «место знаний». Потом и у тюрок и у персов это слово вытеснило арабское слово «китаб». А вот мы до сих пор пользуемся тюркско – персидским своим прошлым.
Ну и, конечно, герои наших сказок, такие как Кащей Бессмертный или Баба-яга имеют тюркское происхождение. Потому, что слово «кащей» от старотюркского «кус» - птица. Кащей - «шаман - птицепоклонник», гадатель по полётам птиц. Тюрки поклонялись птицам, как люди, пришедшие из Сибири, из Алтая. Алтайцы до сих пор, поклоняются птицам, вестникам. И множество тюркских родов имели птичьих покровителей. Собственно, русские очень много от них переняли и названия наших городов Курск, Галич, Воронеж, Углич, Орёл они имеют сходную функцию в названии, этимологии. Они фиксируют птичьих покровителей регионов и городов. Итак, «кащей» от тюркского слова «кус» - «птица». Да и слово «искусство» из того же корня. Как бы - воспарить. Или слово «куст» - место, где живёт птица. «Кащей Бессмертный» это шаман - птицепоклонник, он так и выглядит в костюме скелета, замечательный наш персонаж. Добавим ещё, что Кащей царь. В том же Риме цари-августы произошли от гадателей на птицах - от авгуров. В фигуре Кащея в русской сказке запечатлены очень древние предания и архетипы. И, как мы видим, они тюркского происхождения.
Или Баба-яга, переводится с тюркского просто как «белый старец», белый волхв. В русских условиях, где силён был в древности матриархат, старец «поменял» пол. Но хотя белый старец, я думаю, существо уже бесполое, т.к. это священное существо, осуществляющее магические и знахарские функции.

Получается, что тюркское глубоко засело внутри нас. Например, мы смотрим «Первый канал», мы же не задумываемся, почему он «первый»? Ведь есть русское слово «один», «един». А почему он не «единый» канал? Слово «первый» от тюркского «бер», «бир»- один. Т.е. «первый» от «бервый». Счёт прививался из Орды, а может и ещё раньше - во времена Тюркского каганата. Слово «алтын» так к нам попало, т.е. «золотой». Собственно и «первый» оттуда же пришёл. Русское слово «отечество», естественно, от «ати» - «отец». Потому что славяне когда-то входили в самые различные государственные образования, которые создавали тюрки, в Золотую Орду, в Тюркский каганат.
Ну, а ещё если раньше вспомнить, предки тюрков это гунны. Их язык называют прототюркским. Это империя Аттилы. «Аттила» это же тоже не имя. Это инициатическое звание, как «отец народов» - от «ати». Всем нам знакомые слова «отечество», отец, но отец-то у нас тюркский получается, по этой логике. Что отражено в русском языке.

Не все помнят наши предыдущие клубные дни. В одном из них ты говорил, что на самом деле великороссы, как этнос, они как раз проявились где-то во времена Ивана Грозного, т.е. этнос зародился в Орде. И мы сохранили связь с более древним, древнерусским этносом, который на самом деле уже в период Киевской Руси был в стадии заката. Вот этот вопрос, насколько русские, как этнос – молодой этнос, насколько в нём сильна была тюркская составляющая, и одновременно связь с тем, что историки называют Киевской Русью?

Ну, этногенез великороссов, современных русских он очень сложен. Ведь был приход славян на в Залесье, но территории эти были финские изначально. Мы поговорили о месте тюрок в нашем языке и этносе. Но все старые названия городов, рек, озёр они финские до сих пор. «Ока» переводится с тюркского «белая» и «Волга» - «белая», но только с финских наречий. Судогда, Вологда, Муром – это финские названия. И этногенез великороссов проходил своеобразно. Это и выходцы из Орды, тюркская и монгольская аристократия, и финские племена. Известно, что среди северных русских до сих пор значительное количество даже генетически финской крови. А когда нам говорят, что где же вот этот след монголов, как таковых в русском этносе, в современных исследованиях, генетики постоянно их проводят, где у нас монгольское? Спорят, не было монгольской Руси, потому что не отложилось особенно это в генетике. Это говорит о том, что не было разбойничьих, захватнических походов монголов, как таковых. И ига никакого не было.
Но у нас огромное количество тюркского составляющего по одной простой причине. Основная гаплогруппа русских R1а, но, такая же гаплогруппа и у татар. И разобраться кто русский, а кто, условно говоря, не русский очень сложно, потому что гаплогруппа примерно одинаковая у восточных славян и у тюрок в нашей стране (татар, казахов, алтайцев, балкарцев, ногайцев).
И аристократия действительно у нас была, скорее всего, меньше монгольская, но больше тюркская, потому что тюрки пошли служить Монгольской империи, и они в ней составляли большинство.
Великорусский этногенез шёл по линии формирования Московского государства, которое в значительной степени копировало свою «альма-матер», Золотую Орду. Копировали армию московские князья (тюркские слова: «есаул», «мишень», «барабан», «караул», «хорунжий», «ура», «кинжал», «атаман», «сабля», «кошевой», «казак», «кочевать», «кобура», «колчан», «лошадь», «булат», «богатырь»). Копировали финансы. Отсюда у нас слова «деньги», «барыш», «таможня», «казна», «ярлык», «тавро» (и «товарищ»), «артель». Копировали транспортную систему. Так возник «ямщик»- это монгольское слово в нашем языке. От монгольского «ямчжи» - система транспортных коридоров. И оделись «по-татарски»: «башмак», «кафтан», «шаровары», «тулуп», «башлык», «сарафан», «колпак», «фата», «чулок», «папаха».
Вот такая новая орда, можно её и так назвать, не надо стесняться этого слова, «орда» прекрасное слово, оно во многом совпадает со словом «орден» по смысловому значению. Возникла «Новая орда», но со славянским языком, с христианской верой. Именно поэтому русские и смогли потом присоединить земли, которые когда-то Орде принадлежали. Потому, что местное население воспринимало их, как своих. Был и другой виток этногенеза. Нас постоянно тыкают в Украину, но там ситуация была несколько другая. На территории Украины, как правило, спасались люди, которым эта ордынская система, «Яса» Чингисхана, не нравились.
Об этом Олесь Бузина покойный писал, что в Запорожскую Сечь бежало очень много людей, которым вот эта дисциплина, империя, организация были отвратительны. Такого анархического, вольного типа люди, но их там восхваляли, фактически отребье туда бежало, которые «Ясу» Чингисхана отказывались признавать. «Отребье» в хорошем смысле, конечно. Они «отрубились» ото всех.
И там они как-то группировались, гнездились, так возникло постепенно украинское наречие, украинский этнос со своими законами, со своими представлениями, совершенно во многом противоположными Московскому царству. Такая анти-орда, если можно её так назвать. Тоже очень интересное, оригинальное образование, оригинальный этногенез получился. Мы до сих пор результат этого этногенеза расхлёбываем.

Следующий вопрос. Тут на финансовом рынке обсуждали, что «Газпром» может купить «Башнефть», официальная новость. Я даже пошутил, что новая компания будет называться, если это случится, «Тенгриойл». Тэнгри, тенгрианство, которое, кстати, сейчас набирает силу в той же Белой орде, в Казахстане, вот что это такое? Единобожие? Более подробно, потому что опять - таки много вопросов на данную тему.

Но в случае Газпрома в Тэнгри я, конечно, не верю в их такую религиозность особую. Тэнгри, в их случае - это деньги. Потому, что слово русское «деньги» происходит от тюркского «тэнгри» естественно. «Тенге» - валюта Золотой Орды. Сейчас это валюта Казахстана. Русские стали так называть любые финансовые средства.
Но единобожие тюрок, оно известно. Т.е. до прихода в Великую степь, которая является их колыбелью, до прихода иудаистов, мусульман, христиан, тюрки поклонялись единому богу ещё тысячи лет назад, ещё до рождества Христова, если говорить о предках тюрок, о гуннах. И Тэнгри - бог – единое небо. И великий правитель, условно говоря, Чингисхан - это воля великого неба. Религия тюрок имеет богатую историю, богатое культурное наследие. И, стоит отметить, что очень мало народов имели свою письменность на протяжении тысячелетий. В основном письменность этносы Евразии экспортировали от финикийцев или греков, или от арамейцев. И большинство видов письма, они имеют очень конкретную коннотацию к этим народам, народам Ближне - Восточным и Средиземноморским.
Кроме двух групп народов - германцев и тюрков, которые имели руническую письменность самостоятельную на протяжении нескольких тысяч лет. Эти руны схожи, но имеют разное звуковое и смысловое значение. У тюрок был свой рунический алфавит, который, естественно, восходил к воле неба, к воле Тэнгри, происходил из священного рунического календаря, из наблюдений за солнцем, луной, звёздами, за космосом, явлением Тэнгри. По преданию, как раз небеса эту руническую письменность когда-то первым каганам тюркским вручили. Поэтому утверждать, что тюрки какие-то дикие народы (постоянная идея западных учёных и русских националистов) очень даже глупо. Покультурнее они будут многих этносов, которые и ныне существуют на планете Земля.

Выражаясь с точки зрения богословия, Тенгри это Бог – отец? С точки зрения христианского восприятия?

Да. Бог - Отец. Господь Саваоф. С точки зрения православия «Господь Саваоф» переводится, как «Господин звёзд», «Господин неба». «Господин семи небес» будет правильнее, потому что числительное «семь» наше происходит от арабского «себу» - семь. Вот Тэнгри - Господин всех небес. Верховный главнокомандующий космоса.

У меня есть друзья из Казахстана, и смысл тенгрианства, как они говорят, что Бог один, просто у каждого этноса есть традиционный путь общения с ним. Такой вопрос - турки, как этнос, современная Турция, последний конфликт. В истории Российская Империя воевала с Турцией очень много раз. Кто они нам? Враги, партнёры или может быть союзники против Запада? Эта история.

Но генетически турецкие турки они конечно очень далеки от тюрок, которых мы знаем, от татар, от алтайцев, от казахов. Вообще они гораздо ближе к персам, к арабам, к грекам. Данные генетики это подтверждают. Просто тюрок, которые шли когда-то к «последнему морю», на запад, к Белому морю, как они называли Средиземное, их было не очень много. Приходили небольшие племена кочевников, наиболее активная часть, потому что основная часть оставалась дома, в Степи.
Но те, «кто дошли», пассионарии становились аристократией местных народов. Они находили там потомков персов, потомков греков. Из этого что-то лепили, какие-то государства. Так они слепили Турцию. Но вот дух, такой спирит, тюркских кочевников, воинов, солдат он, конечно же, в Турции расцвёл. И даже славные войны, известные как янычары, это же славяне, которые принимали ислам. Славянские мальчики, которых брали в хорошие тюркские семьи, воспитывали в исламском и тюркском духе, они потом шли и резали за ислам, за великую Османскую Империю, за своего тюркского падишаха, т. к. мы видим в суперпопулярном сериале «Великолепный век» (его все наши домохозяйки с удовольствием смотрят).
Вот он - тюркский дух, спирит, конечно же, в Османской Империи он процветал. Но нельзя сказать, что это было однозначно тюркское государство. Тюркское государство они стали строить, когда эта Османская Империя рухнула. Потому что они говорили на османском языке, это какая-то смесь персидских, арабских, славянских слов с небольшим количеством тюркских слов.
Османский язык Кемаль Ататюрк чуть ли не запрещал. Османская Империя это был такой имперский проект, глобалистский проект. Много почерпнувший от Византии, не с точки зрения религии, а с точки зрения географии, стратегии, кадровой политики. Лучшие моряки у них были потомки греков, «пираты» - потомки французов, итальянцев, принимавших ислам. Т.е. они брали всех ото всех. Конницу брали тюркскую, потому что всегда тюркская конница самая лучшая, это известно всем.
Т.е. османский проект не могу сказать, что он был однозначно каким – то тюркским, как в Российской Империи нельзя сказать, что российский проект был славянским. Ну, как он славянский, когда династия немецкая, население смешанное, дворянство полутюркское, половина казаков говорила на тюркских диалектах до 20 века. Получается, что воевали, возможно, тюрки со стороны Российской Империи со славянами со стороны Османской Империи. Такая была чехарда.
Появление собственно тюркского национализма связано с фигурой Кемаля Ататюрка, с 20 веком. Когда Османская Империя рухнула, они стали думать, как им жить, во что бы им вцепиться, чтобы просто сохраниться во враждебном мире. И начали тюркофикацию своей страны экстренную. Фактически заново стали создавать язык, и чтобы как-то его восстановить (потому что он был насквозь персидским или славянским - османский язык), они отправили этнографические экспедиции, Кемаль Ататюрк отправлял, к тюркам – огузам, которые жили, как раз на территории Советского Союза. Это азербайджанцы, туркмены и гагаузы. И начали брать у них слова, вместо арабских, вместо персидских. Т.е. тюркское государство Турция это во многом такой искусственный конструкт, когда население, которое в значительной степени, это потомки греков и других племён Малой Азии, оно было искусственно загнано в тюркский национализм и ново-тюркский язык.
Вот если Казахстан, понятно, тюркская страна, или Россия даже более тюркская страна, я считаю, чем Турция. Но турки сделали пан-тюркизм своей вывеской. Это очень активно использовали США в «Большой игре» против Советского Союза. Комплекс этих идей был направлен на то, чтобы развалить нашу большую страну.
Чтобы все тюркские народы: узбеки, казахи, алтайцы, якуты, башкиры, татары, они, так или иначе, воспринимали бы турок, как своего старшего брата. Хотя ещё раз скажу, с точки зрения генетики это немножко смешно, потому что генетически турки ни чем не отличаются от южных итальянцев, например, от жителей Неаполя или Сицилии. Просто близнецы-братья. Ну, поскольку у них была мощная история, у них была Империя, то они претендовали на то, чтобы возглавить тюркский мир. Конечно же, это никогда не нравилось ни Российской Империи, ни Советскому Союзу. Не нравилось это и не нравится Российской Федерации такого рода идеи. Примирить вот этот комплекс противоречий, очень сложных и разборок между нашими странами могла бы Евразийская идеология.
Евразийство возникло, как идея объединения славянских и тюркских векторов. Славяне и тюрки, когда они раздельно, пытаются сказать, что Российская Империя это славянское царство, а Османская Империя это турецкое царство и они должны воевать между собой. Потом начнёшь разбирать, оказывается, что Российская Империя это наполовину тюркское царство. А Османская Империя это наполовину славянское царство. Т.е. всё дробилось.
Мы, евразийцы, утверждаем, что когда тюрки и славяне встречаются, получается хорошо, получается симфония. Как говорил Лев Николаевич Гумилёв – комплементарность. Есть народы, которые дополняют друг друга. И вот такой тюркско -славянский симбиоз наоборот всегда рождал живучие и творческие народы и личности.
С этой точки зрения, мы можем, не просто примирить свою страну, Россию, которая, конечно же, плод славяно - тюркского симбиоза. А шире - не просто восстановить Советский Союз, но сделать его более мощным, как Евразийский союз, в основе которого тоже лежит славяно - тюркское братство.

Основные двигатели Евразийского союза – славяне и тюрки, белорусы, русские, казахи, татары, киргизы.
Но мы можем и договориться с турками. Потому что, ещё раз повторю, этногенез тюрок он значительно связан с этногенезом и с соединением славянского и тюркского элементов. Я про янычар уже говорил. Большинство визирей времён расцвета Османской Империи, они традиционно тоже были славяне-сербы, Соколовичи. Ну и собственно говоря, про рыжую жену Сулеймана Великолепного мы прекрасно знаем. Про Александру Русскую, которая стала великой царицей Османской Империи, всем известно. Поэтому, вот когда мы говорим – Евразийство, евразийская интеграция - то здесь мы можем с турками найти общий язык, наладить совместные дела, экономические и геополитические. Потому, что здесь никто уже не говорит - кто там выше? Тюрки первый народ, а остальные под ними – это основная идея пантюркизма.
Если мы говорим – Евразийство, то все равны, с этой точки зрения. Вместе создаём как бы большое древо народов, большой мир народов, в центре которого как раз стоит ось славян и тюрок. Благодаря этой оси, комплементарности и все остальные дружеские народы и финские, и угорские, и кавказские, мы все вместе формируем масштабную общность на нашем пространстве. Вот с точки зрения евразийской идеологии, убирая пантюркизм или панславизм или национализмы любого рода, русский национализм или турецкий национализм, мы можем (и сейчас это будет происходить), наладить отношения с братской Турецкой республикой. Тогда она становится братской, в пространстве евразийского братства, товарищества, дружбы народов и мы с Турцией, я думаю, очень много можем сделать совместно для мира и сотрудничества в Евразии.

Роль Баку и Астаны в недавнем примирении и во всём этом проекте?

Ну, я думаю, все старались, потому что всем было не выгодно противостояние Турции и России. Это не новое противостояние. Ведь в своё время войны между Российской Империей и Турцией активно поддерживали с двух сторон наши противники поляки, шведы, англичане, французы, немцы. Они стравливали буквально, например, папа Римский, Турцию и Россию с тем, чтобы оттянуть силы, чтобы Россия не лезла в Европу и Турция не лезла в Европу. Чтобы мы мутозили друг друга, били друг друга, уставали и тогда приходили бы европейцы и нас мирили.
Так происходили все русско-турецкие войны. В этом смысле, конфликт последний между Россией и Турцией он был на руку только нашим западным конкурентам. И старалась, конечно же, Астана, очень велика роль Нурсултана Абишевича Назарбаева в этом примирении. И Азербайджанская сторона, спасибо ей.
Но, я думаю, этот конфликт не был выгоден никому. И народ его не понял. Потому что, мы-то постоянно проводим социологические исследования, этнические исследования. Конфликт с Америкой понятен, и русский народ как бы в этом конфликте принимает участие и поддерживает своего президента. Конфликт с радикальным исламизмом понятен. Никто не приветствует радикальный исламизм. В России никто даже из нормальных мусульман их не поддержит.
Но вот конфликт с Турцией народу был не понятен. И не смотря на то, что тысячи пропагандистов наших проплаченных государством выли, как волки в турецкую сторону, но народ всё равно воспринимал турок, как братский народ. И понимали, что царь с султаном поругались, а завтра помирятся. В свою очередь, мы в «Центре Льва Гумилёва» проводили специальный этнотренинг, на котором организовали энергетический мир между нашими странами, где один представитель Турции попросил торжественно прощения у России, вот на этом тренинге.

Объясню, в чём смысл этнотренингов. Лев Николаевич Гумилёва говорил о том, что этнос, народ, формирует энергетическое поле. Такие энергетические поля создают любые естественно общности людей, и семьи, и организации. А вот этнос это, совокупность энергетических полей. Мы обращаемся к этому полю напрямую, у нас есть технологии, и мы формируем некое событие. И потом так оно и происходит. Сначала у нас в «Центре Льва Гумилёва» попросил прощения человек, представляющий Турцию, его играл гагауз, у России, её играла осетинка (почему-то так сложилось). Попросил прощения. И через некоторое время, через месяц турецкий президент попросил у России прощения, просил принять его извинения. Я думаю, старались все, и на энергетическом уровне, и на технологическом уровне, и на дипломатическом. И этот конфликт, я надеюсь, не повторится, раз. А во – вторых, нам ещё очень долго придётся восстанавливать итоги этого конфликта потому, что экономические отношения были разорваны между нашими странами, а это не выгодно никому.

Сейчас у всех на слуху Узбекистан. Роль Тамерлана во всей этой истории?
Ну, в том же Узбекистане Тамерлан был назначен таким священным первопредком всего местного населения, хотя это немного странно.
Во – первых, он не был чигизидом. Некоторые считают, что был. Но это ведь неправда.

Тоже множество споров. Факт остаётся фактом, что это очень серьёзная фигура на шахматной доске человечества. Человек, которому удалось создать Империю, если не размеров Чингисхана, но сопоставимую с ним, не размером Тюркского каганата, но фактически сопоставимую. Он объединил всю Центральную Азию, Иран, часть Индии, Малую Азию.

Я пишу колумнистику, и несколько раз писал, что если бы Тамерлан взял Москву, то, наверное, столицей будущей Империи был бы другой город. И государственной религией стал бы ислам, а не православие. Насколько это справедливо?

Дело в том, что, Москву, сколько не бери, ей только лучше от этого. Москве всё, как с гуся вода. Её сколько не сжигай, она всегда встанет и опять ей хорошо.
С точки зрения столкновения с нашей цивилизацией, русско - евразийской или Союза леса и степи, как мы её называем, конечно же, Тамерлан был врагом, потому что он представлял несколько иную культуру. Обновлённый халифат, фактически. Он его и пестовал, и создавал только с центром не в Багдаде, не в Дамаске, а с центром в Самарканде. Жёстко ислам насаждал. При нём были уничтожено христианство в Центральной Азии несторианское, окончательно и бесповоротно. Он просто взял и всех вырезал.
А там до этого жили миллионы христиан, в Центральной Азии, тех же тюрок. И я в различных экспедициях в Киргизии встречаю наскальные изображения крестов. Кресты, несторианские символы веры. Это последние христиане прятались от Тамерлана в каньонах киргизских. И то, он там их находил и резал, и сжигал. Т.е. человек был невероятной агрессии, невероятной силы.
И нёс он в степь, на нашу территорию, на территорию Евразийского союза современного разорение, смерть. Степи он сжигал, всех брал в полон. И если бы он тогда захватил бы Русь, то не пощадил бы никого. Потому что, монголы приходили, условно говоря, они договаривались с местным населением, князьями, проходили страну насквозь, брали ресурсы и шли дальше. А вот Тамерлан угонял население целыми областями, целыми районами к себе на территорию. И этим он напоминал скорее фашистскую Германию, когда брали население нескольких областей и отправляли на работы.
Т.е. пришла такая рабовладельческая Азия к нам. Такая из романов Азия, про деспотов азиатских, про каких - то фараонов страшных, которые целые племена гоняют туда – сюда. Вот он был классический азиатский деспот, не совместимый с кодом поведения на нашей территории, среди условно говоря, царей или ханов. У нас в России и Великой Степи никогда не уничтожали людей за вероисповедание.
Цари или ханы так не поступали и не превращали всё в бесконечную работорговлю. Тамерлан нёс работорговлю и нес свой культурный код нам, но не дотянулся. Бог или Тэнгри, они спасли эту территорию от уничтожения.

Вопрос такой. Азербайджан, они тоже тюрки, часть тюркского мира. Их перспективы. Но и нельзя обойти в рамках евразийской интеграции - есть ещё и Армения. Как вот это?

У нас, по - моему, был эфир, хороший, связанный с вопросами Карабаха, он достаточно посещаемый. Это видео, его можно посмотреть. И скоро мы вывесим текст этнотренинга, который мы по Карабаху выводили.
Я сейчас посмотрел, это достаточно безопасно, уже страсти улеглись. Проблему надо решать, решать необходимо, потому что земля лежит заброшенная. Карабах – земля, которая раньше процветала. Она была многонациональной, многонародной, многорелигиозной. Там жили армяне и азербайджанцы, курды и русские на этой территории. Сейчас она лежит в значительной степени заброшенной. Карабах надо развивать. То, что «Чёрные холмы» закрытая территория, превращена в тупик, транспортный тупик, это мешает развитию нашей торговли, развитию наших экономик. И карабахский вопрос должен быть решён.
Карабаху, наверное, должен быть предоставлен особый статус в Евразийском Союзе, может быть он мог бы охраняться войсками специальными Евразийского Союза, иметь статус достаточно сложный, можно разные варианты, кондоминиума обсуждать.

Но, тем не менее, проблема должна быть решена. Я считаю, что наше поколение обязано эту проблему решить.
Но самое главное, я считаю, с точки зрения экономического развития Евразийского Союза, самый большой прогресс был достигнут недавно, когда трасса «Север - Юг», о которой в течение десятилетий говорили, она была одобрена руководителями России, Азербайджана и Ирана. Сейчас транспортный коридор будет активно развиваться, дороги будут строиться, парк судов на Каспии будет увеличиваться. Вот это уже будет реальная евразийская интеграция, если это произойдёт. Тогда Азербайджан органично войдёт в состав Евразийского Союза, и не надо будет ничего придумывать.

Последний вопрос. Скоро 12 сентября. Православная церковь чтит Александра Невского. Не могу закончить, не упомянув эту фигуру, потому что с одной стороны широкий круг знает знаменитый советский фильм, то что он разбил немцев. С другой стороны «отмороженные» русские нацисты его очень не любят, потому что он давил антиордынские восстания. Более того он и с Бату и с его сыном, с их точки зрения, он кто - язычник. Вот, соответственно, данная фигура.

Ну, во-первых, Александр Невский – символ России. Это было единственное, на мой взгляд, честное голосование, которое вообще могло быть. Люди выбирали между Сталиным и Столыпиным, все переругались, а потом как - то успокоились и выбрали Александра Невского. Помню, на телевидении был такой конкурс – не конкурс, некое голосование. Действительно выбрали его символом России, потому что он Россию создал. Когда надо было выбирать между западом и востоком, Александр выбрал восток.

И как мы выясняем, с исторической точки зрения не проиграл, т.е. не просто не проиграл, а выиграл. Потому что весь восток постепенно достался России. Те, кто выбрали запад, как жители Галиции и князь их Галицкий, ну вот мы видим, в каком они идиотском состоянии сейчас находятся на задворках у Европы. Их даже не берут в эту Европу. Поляки то сидят в сенях Европы, а эти вот как собаки воют за околицей. Даже не собаки, которые огород охраняют, это вот прибалты, такие классические.
А собаки, которых выгнали. Классический пёс из мультфильма украинского, которого выгнали. И брошенный пёс ходит между волками, то к волкам тюркам уйдёт, то обратно пытается проникнуть, в то место, откуда его выгнали. Вот это, к сожалению, судьба Западной Украины. Потом они эту дьявольскую судьбу подсунули и всем остальным малороссам.
Александр Невский сделал другой выбор. Да, он пошёл к язычникам, но к каким язычникам? Сын Бату – хана, его побратим Хан Сартак был христианином несторианской веры.
Он просто направился на Восток. Поскакал «встреч» солнца и за ним двинулся его народ «встреч» солнца и дошёл до Аляски.
А первый шёл Александр Невский. Мы долго думаем, как вообще русские поехали Байкал осваивать. А первым то на Байкале был Александр Невский, по дороге в Каракорум. И сейчас прекрасный спектакль Андрей Борисов наш театральный мэтр поставил в Иркутском драмтеатре по Александру Невскому. И это очень символично. В Иркутске, как раз, приходит понимание, что первый прибыл Александр Невский на Байкал, а потом его народ пришёл вслед за ним спустя столетия. И первый отправился в Орду Александр Невский в Сарай - Бату, в современную Астрахань, в Сарай - Берке к хану Берке, в его ставку, которая находилась недалеко от Волгограда. А сегодня покровителем Волгограда небесным горожане признали Александра Невского. Он показал нам путь.

Вот он - наш отец. Если турки до сих пор выясняют кто их отец, то ли Сулейман Великолепный, то ли Кемаль Ататюрк, то мы знаем, кто наш отец, наш «ати». Это Александр Невский, показавший нам дорогу на Восток, «солнечный путь». В этом смысле, он человек, который нас ведёт. Первый был Андрей Боголюбский, который вывел столицу из Киева, от бесконечных «предмайданных настроений», на Владимирскую Русь. И его путь продолжил дальше Александр Невский, он вывел Россию на Восток. С тех пор Россия восточная страна и русские, конечно же, восточный народ, в авангарде всех остальных народов Востока.

http://www.gumilev-center.ru/rossiya-i-tyurkskijj-ehl-2/

Словник : Трумп - Углеродистый кальций . Источник: т. XXXIV (1901): Трумп - Углеродистый кальций, с. 344-347 ()


Тюрки (точное значение слова неизвестно) - группа народностей, говорящих на различных диалектах тюркского языка (см. Турецкие языки) и по физическим признакам своим в той или другой степени принадлежащих к тюркской расе (см. ниже). Географическое распределение , классификация , численность. Т. рассеяны на огромной территории, занимающей больше половины Азии, значительную часть Юго-Вост. Европы и сев.-вост. часть Африки, - начиная с Ледовитого ок. (якуты) до Куен-Луня (полу) и Испагани (туркмены Персии) и от берегов Колыми и Желтой реки (йегуры, салары) до Центральной России (татары касимовские) и Македонии (османы). Отдельные оазисы Т. племени встречаются и за этими пределами: колонии якутов на берегу Охотского моря, на Сахалине, татар в Литве и др., а племена, принявшие в себя значительную примесь Т. крови, встречаются не только среди населения Восточной Европы, но даже в Индии (джаты). Ввиду смешанного этнического состава Т. племени самой правильной классификацией его является лингвистическая (см. Турецкие языки); самой лучшей считается система академика В. Радлова, значительно совпадающая с этническими данными. Ни одна лингвистическая классификация не охватывает, однако, всех Т. народностей, так как не все диалекты еще изучены. В последнее время Н. Аристов сделал попытку классифицировать Т. на основании историко-этнических данных, по главнейшим племенам, из которых образовались все современные Т. народности, а именно: 1) племя канглов и родственное ему племя кипчаков, послужившие главным элементом для образования юго-западных Т. народностей (османов, адербейджанов, туркменов, ногайцев, волжских татар, башкиров и пр.), общая численность которых превышает 17 млн. душ, и в значительной мере участвовавшие в образовании узбеков, сартов и киргиз-казаков, так что 2 / 3 всех Т. происходит от этих двух главных племен; 2) племена: дулат (преобладающий элемент большой орды), алчин (главный элемент малой орды), аргын, найман, кирей (составляющие с кипчаками среднюю орду) - вместе с первыми двумя, участвовавшие в образовании киргиз-казаков; 3) племя кыргыз, отдавшее часть своих родов в среднюю орду, но продолжающее самостоятельное существование в горной части Западн. Тянь-Шаня, численностью около 225 тыс. душ; 4) племя якутов (230 тыс. душ), остаток древнего Т. племени, жившего некогда под именем саха в Зап. Тянь-Шане, закончившего свое существование в Индии и оставившего следы в Зап. Тянь-Шане в виде кара-киргизского поколения саяк и на Енисее в виде рода сагай; о) древние племена теле (оно же гаогюй) и турок-тукю, которые после падения их владычества в Монголии - сначала турков, а потом ветви теле, уйгуров, - вошли в состав племен кирейского, найманского и аргынского, а также лесных племен между Байкалом и Черным Иртышом; они же вошли в состав китайско-тюркской помеси дунганов, первоначально образованной гуннами. Остатками турков-тукю служат ныне телесы на Алтае, а остатками теле - телеуты; 6) племя карлык, слившееся с канглами и иранским населением Вост. и Зап. Туркестана; память о нем сохранилась только в наименованиях узбекских родов вместе с именами уйгуров и тюрков. Остальные тюркские племена или родовые союзы (онгуты, татары, меркиты), почти целиком омонголенные или истребленные во времена Чингисхана, а также ушедшие за Урал гунны, болгары, хазары, печенеги, гузы (они же команы, половцы) частью слились с другими нетюркскими народностями, частью вошли в состав Т. Восточной России. Мелкие племена Алтая и Саяна играли весьма незначительную роль в образовании главнейших Т. народов. В гео- и этнографическом отношении Т. делят на следующие 3 группы. I. Восточную , в которую входят якуты, сибирские татары и алтайцы (см. Т.-татары); сойоты или туба (самоназвание) в Сев.-Зап. Монголии; Т. Восточного Туркестана: чистые Т. - таранчи Кашгара, Гами и Кульджи, дунганы, кара-курчины; смешавшиеся с арийцами и монголами мачины и полу из Куен-Луна; Т. Китая - йегуры, салары, далды, обитающие в верховьях Желтой реки, между Куку-Нором и Лан-чеу, также и к С от Наншаня. Сюда же можно причислить дардов и джатов Индии, утративших родной язык, но по физическим признакам сохранивших связь с тюркским племенем. II. Центральную , в которую входят: татары Юго-Вост. России (см. Т.-татары); киргизы (чистые - кара-киргизы, или буруты, и смешанные - киргиз-казаки и кара-калпаки); узбеки (чистые - собственно узбеки, кипчаки, тюруки и др.; смешанные с иранскими элементами - сарты); башкиры (чистые - собственно башкиры, смешанные [финно-угорские] - мещеряки, чуваши; первые почти совершенно обрусели). III. Западную , в которую входят: туркоманы или туркмены (см.) ; кавказские татары (см. Т.-татары); Т. иранского типа - адербейджаны персидские и кавказские; Т. средиземного типа - османы (см. Турки) и крымские татары (см. Т.-татары). Численность Т. сведена у Аристова в следующих цифрах. Т. Сибири и Монголии - 391192 душ об. пола; киргиз-казаки (в рус. влад., Хиве и Бухаре и китайск. влад.) - 3236394; кара-киргизы - 318388; Т. востока Европ. России - 3550543; юго-зап. Т. (османлы Турции, Закавказья и Персии и адербайджаны) - 13238251; туркмены (в рус. влад., Хиве и Бухаре, Афганистане и Персии) - 545347; узбеки (в рус. влад., Хиве, Бухаре и афганские) - 2037240; сарты (в рус. влад., Бухар, афган. влад.) - 1428000; Т. Восточного Туркестана (таранчи рус. влад., Т. китайских Кульджи и Вост. Туркестана) - 1097911. Всего 25843266 душ об. пола - цифра ниже действительной вследствие устарелости одних данных и отсутствия других. Исходя из этих итогов, нужно принять, что Т. составляют 2% всего населения земного шара. В России они составляют свыше 9% всего населения, будучи сосредоточены главным образом в Туркестане, в степных и Закаспийской областях, в Закавказском крае и в вост. губерниях Европ. России; в степных областях, туркестанских, Амударьинском отделе и Закаспийской обл. они составляют сплошную массу населения - 4913030 из 5427098 (по переписи 1885 г.).

Антропологические признаки. Т. выступили на арену истории более чем за 2000 л. до Р. Хр. и претерпели за период своего исторического существования непрерывный ряд столкновений и слияний с главнейшими расами Азии и юго-востока Европы: тунгусской, монгольской, енисейской - на востоке, и иранской, семитской, средиземной - на западе. Это - сильно смешанная раса. Самые ранние помеси, судя по историческим данным, согласующимся и с антропологическими, были с сев.-азиатской длинноголовой расой (динлины), самоедскими и финно-угорскими племенами. Более поздние произошли с среднеазиатскими арийцами, потом иранцами и различными народами Западной Азии и Восточной Европы, коснувшись главным образом племен кангли и кипчаков, участвовавших в образовании 2 / 3 Т. народностей (Аристов). Более или менее чистый тюркский тип находят в центральной группе Т. народов, в особенности у киргизов, кара-киргизов, узбеков и некоторых татар Европ. России. Тип этот характеризуется следующими признаками: рост выше среднего (1,67-1,68), голова весьма круглая, гипербрахицефальная (голов. указ. на живых: 85-87), лицо удлиненное, овальное; глаза расположены горизонтально, без монгольской складки, но с характерным заворачиванием верхнего века по направлению к внутреннему углу глаза, почему щель кажется очень маленькой и напоминает глаз монгольский. Волосы без исключения черные, прямые. Волосяной покров более развит, чем у монголов, не достигая пышности иранского; на лице волосы особенно обильны на губах и подбородке (клиновидная бородка), почти отсутствуют на щеках; скулы широкие, но менее выступающие, чем у монголов; губы толстые, нос прямой, достаточно высокий. В отличие от монголов заметна наклонность к тучности. По степени уклонения от этого типа можно судить о степени и качестве смешанности той или другой Т. народности. В то время как, напр., кара-киргизы имеют в средн. рост в 1,67 м и голов. указатель 87, узбеки - в средн. рост 1,68 и указатель 85, киргиз-казаки уже имеют в средн. рост в 1,64 и, несмотря на высокий голов. указатель (87), обнаруживают монгольский глаз, выступающие скулы и другие признаки монгольской примеси. Русские татары имеют еще более низкий рост (1,63) и головной указатель 83 (влияние финнов, отличающихся низким ростом и мезоцефалией). Башкиры при достаточно высоком росте (1,66) субрахицефалы, как и татары. Мещеряки, более смешанные с финнами, еще более низкого роста (1,65) и еще менее брахицефальны (головной указатель 81,1); наконец, чуваши являются настоящими финнами по их малому росту (1,61) и головному указателю, почти мезоцефальному (80,5). Из восточной группы сибирские татары и сойоты обнаруживают смесь с енисейцами, якуты - с тунгусами. Таранчи хорошо сохранили свой первоначальный тип в Кульдже и северной части Туркестана (рост - 1,66, головной указатель - 85,6), на юге же смешались с иранцами. Китайские Т. - йегуры-кансу, - являющиеся вместе с северными таранчами прямыми потомками древних уйгуров (см.) , по отзывам Потанина и Пясецкого, очень напоминают волжских татар. Дунганы представляют черты смешения с китайцами, сарты - с иранцами. Западная группа - наиболее смешанная. Туркмены, напр., в особенности племя текке, имеют рост 1,70, голов. указатель 75,64 (субдолихоцефалы) и пышную растительность на лице (результат смешения с иранцами и индоиранцами); османы - городские жители Малой Азии - малы ростом и долихоцефалы (см. Турки); европейские турки совсем мало общего имеют с тюркским типом, в громадном большинстве случаев представляя по головному указателю то субрахицефалию, то долихоцефалию. Брахицефалия и рост выше среднего сохранились среди изолированных туркменов Анатолии, среди Т. ахалцихских и акалкалакских на Кавказе, имеющих рост в 1,66, голов. указатель 84,7, между тем как соседние с ними адербайджаны при таком же высоком росте мезоцефальны (гол. указ. 80,4) и по всем другим признакам, обильной растительности на лице, очень удлиненному лицу, изогнутому носу, сливающимся бровям и т. д., явно приближаются к иранцам. Приняв в себя много посторонних примесей, Т. в свою очередь дали свою кровь и свои типические черты многим народам и племенам в Азии (персам - некогда светловолосой и брахицефальной расе, некоторым монгольским и тунгусским народностям, тибетцам, а в Европе финно-уграм, значительной части населения Поволжья и Южной России, Балканского полуострова и т. д.).

Этнографические особенности и религия. Различные народности Т. племени живут при таких различных условиях и столь различны по степени культуры (оседлый, кочевой, полукочевой, охотничье-бродячий образ жизни), что можно только указать на некоторые черты, некогда общие всем Т., насколько они сохранились у более первобытных племен (киргизы, узбеки, туркмены) и рисуются в литературных памятниках, надписях Орхона и т. п. Исконная черта Т. - кочевничество, пастушеский образ жизни, с которым они расстаются крайне неохотно. Даже переходя к оседлому быту, еще долго сохраняют обычай номадов иметь два жилища: летнее (яйлак) и зимнее (кишлак). Вынужденные в некоторых местах перейти к земледлию, они все-таки при всяком удобном случае готовы променять его на кочевничество (туркмены) или заняться торговлей, ремеслами (татары, якуты). Настоящие земледельческие народности, как сарты, таранчи, дунганы, представляют население сильно смешанное. Типичным жилищем Т.-номадов считается кибитка, отличающаяся от кибитки монгольского типа тем, что жерди, составляющие крышу, изогнуты и потому верх куполообразный, а не конусообразный, как у монголов. По типу летних кибиток некоторые Т. народности строят себе и зимние жилища - круглые юрты из дерна, крытые жердями, тип надземных жилищ, приведший к искусству строить каменные здания. Известен еще тип пещерного жилища Т., в котором три стены образуются скалой, а четвертая - пристроенная, с окном для света и выхода дыма (у татар на Кавказе, у алтайских Т., у телеутов в XVIII в.). Особенностью зимнего жилища является чувал-камин (очаг с трубой из прутьев или досок, обмазанных глиной). Пищу варят над огнем, и потому котел вмазывается в очаг. Основа пищи Т.-номада - мясо, которое употребляется исключительно в вареном виде, но типичные продукты питания - молочные. Сыворотка - любимая пища даже и оседлых османлы. Национальный напиток - кумыс. Из культурных растений, известных Т. с древнейших времен, только просо носит чисто тюркское название, остальные - заимствованные. Хлебопашество было известно Т. еще в VIII в., как указывает на орхонских надписях чисто тюркское слово екинлиг - пашня, от екин - посев, поле. В национальном костюме Т. при всем его разнообразии есть некоторые общие черты, сохранившиеся со времен статуй тукю до настоящего времени у многих тюркских народностей: остроконечная шапка мужчин, цилиндрический убор женщин с вуалью, опускающейся на лицо, длинный халат с развевающимися полами и т. д. Искусство обрабатывать металлы Т. переняли от племен финно-самоедских и енисейских, но уже с древнейших времен славились в китайских летописях как кузнецы. Енисейские татары до сих пор называются «кузнецами»; многие тюркские племена отличаются искусным выделыванием оружия. В социальном отношении характерна типичная родовая организация, устои которой создали кочевое государство. Важнейшим элементом последнего после рода служил так назыв. эль - союз родов и племен, во главе которого впоследствии стали «каганы», или ханы, управлявшие элями на основании обычного права. Их власть развилась в ущерб народным правам вследствие войн, сначала за независимость (от китайцев и др. народов), а затем и завоевательных. Обычай набегов (аламанов) с целью грабежа, увода скота и женщин объясняется столкновениями из-за пастбищ и притеснениями со стороны соседних оседлых племен, а иногда случайной скудостью территорий, как у туркменов. Первобытная религия Т. была проникнута тотемизмом (см.) и шаманством. Каждый род имел своего тотема (онгона), обыкновенно животное, которому он воздавал поклонение и от употребления которого в пищу воздерживался. Орхонские надписи сохранили названия некоторых божеств: «тенгри» (небо и его хозяин), «йер-суб» (земля), женское божество «умай» (сохранившееся до сих пор у шорцев); там же встречаются родовые боги, названия идолов («бэль»), священные места (леса, горы), словом, типичный культ антропоморфированной природы. Душа, по этим надписям, представлялась в виде птицы или мухи, как у многих современных диких народов. Тело предавалось земле обыкновенно спустя несколько месяцев после смерти. Похороны сопровождались трехкратными торжествами, вырыванием волос, изрезанием лица и т. д. Гадание на лопатках - типичный шаманский прием Т., перешедший от них ко многим другим народам, даже народностям Южной Европы. - Буддизм был распространен в древности среди

Официальная история говорит о том, что тюркский язык возник в первом тысячелетии когда появились первые племена, относящиеся к этой группе. Но, как показывают современные исследования, сам язык возник намного раньше. Существует даже мнение, что тюркский язык пошел от некого праязыка, на котором говорили все жители Евразии, как в легенде о Вавилонской башне. Главный феномен тюркской лексики - она практически не изменилась за пять тысячелетий своего существования. Древние письмена шумеров будут до сих пор так же понятны казахам, как и современные книги.

Распространение

Тюркская языковая группа очень многочисленна. Если посмотреть территориально, то народы, общающиеся на схожих языках, проживают так: на западе граница начинается с Турции, на востоке - автономным округом Китая Синьцзян, на севере - Восточно-Сибирским морем и на юге - Хорасаном.

В настоящее время приблизительное число людей, владеющих тюркским, - 164 млн, это число практически равно всему населению России. На данный момент существуют различные мнения о том, как классифицируется группа тюркских языков. Какие именно языки выделяются в этой группе, рассмотрим далее. Основные: турецкий, азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский, каракалпакский, уйгурский, татарский, башкирский, чувашский, балкарский, карачаевский, кумыкский, ногайский, тувинский, хакасский, якутский и др.

Древние тюркоязычные народы

Мы знаем, что очень широко распространилась по Евразии тюркская группа языков. Народы, говорящие так, в древности назывались просто - тюрки. Их основной деятельностью было скотоводство и земледелие. Но не стоит воспринимать все современные народы тюркской языковой группы как потомков древнего этноса. По прошествии тысячелетий их кровь смешалась с кровью других этнических групп Евразии, и сейчас коренных тюрков просто нет.

К древним народам этой группы относят:

  • тюркютов - племена, поселившиеся в горном Алтае в 5 веке нашей эры;
  • печенегов - возникли в конце IX века и населяли область между Киевской Русью, Венгерией, Аланией и Мордовией;
  • половцев - своим появлением вытеснили печенегов, были очень свободолюбивыми и агрессивными;
  • гуннов - возникли во II-IV веках и сумели создать огромное государство от Волги до Рейна, от них пошли авары и венгры;
  • булгаров - от этих древних племен произошли такие народы, как чуваши, татары, болгары, карачаевцы, балкарцы.
  • хазаров - огромные племена, сумевшие создать собственное государство и вытеснить гуннов;
  • тюрков-огузов - предков туркмен, азербайджанцев, проживали в Сельджукии;
  • карлуков - проживали в в VIII-XV веках.

Классификация

Тюркская группа языков имеет очень сложную классификацию. Вернее, каждый историк предлагает свой вариант, который будет отличаться от другого незначительными изменениями. Предлагаем вам наиболее распространенный вариант:

  1. Булгарская группа. Единственный ныне существующий представитель - чувашский язык.
  2. Якутская группа - это самый восточный из народов тюркской языковой группы. Жители говорят на якутском и долганском диалектах.
  3. Южносибирская - в этой группе представлены языки народов, проживающих преимущественно в границах Российской Федерации на юге Сибири.
  4. Юго-восточная, или карлукская. Примеры - узбекский и уйгурский языки.
  5. Северо-западная, или кыпчакская группа - представлена большим количеством народностей, многие из которых проживают на собственной независимой территории, например татары, казахи, киргизы.
  6. Юго-западная, или огузская. Языки, входящие в группу - туркменский, саларский, турецкий.

Якуты

На своей территории местное население зовет себя просто - саха. Отсюда и название региона - Республика Саха. Некоторые представители также расселились в других соседних областях. Якуты - это самый восточный из народов тюркской языковой группы. Культура и традиции были в древности позаимствованы у племен, проживающих в центральной степной части Азии.

Хакасы

Для этого народа определена область - Республика Хакасия. Здесь находится самый большой контингент хакасов - около 52 тысяч человек. Еще несколько тысяч переехало жить в Тулу и в Красноярский край.

Шорцы

Наибольшей численности эта народность достигала в XVII-XVIII веках. Сейчас это небольшой этнос, который можно встретить лишь на юге Кемеровской области. На сегодняшний день численность очень мала, около 10 тысяч человек.

Тувинцы

Тувинцев принято разделять на три группы, отличающиеся между собой некоторыми особенностями диалекта. Населяют Республику Это немногочисленный восточный из народов тюркской языковой группы, живущий на границе с Китаем.

Тофалары

Эта народность уже практически исчезла. По данным переписи 2010 года, в нескольких селах Иркутской области удалось найти 762 человека.

Сибирские татары

Восточный диалект татарского, - это язык, который принято считать национальным для сибирских татар. Это тоже тюркская группа языков. Народы этой группы густо расселены по России. Их можно встретить в сельской местности областей Тюменской, Омской, Новосибирской и других.

Долганы

Малочисленная группа, проживающая в северных районах Ненецкого автономного округа. У них есть даже свой муниципальный район - Таймырский Долгано-Ненецкий. На сегодняшний день представителей долганов осталось лишь 7,5 тысяч человек.

Алтайцы

Тюркская группа языков включает в себя лексикон Алтай. Сейчас в этой местности можно свободно познакомиться с культурой и традициями древнего народа.

Независимые тюркоязычные государства

На сегодняшний день существует шесть отдельных самостоятельных государств, народность которых составляет коренное тюркское население. В первую очередь это Казахстан и Киргизия. Конечно же, Турция и Туркмения. И не стоит забывать об Узбекистане и Азербайджане, которые к тюркской языковой группе относятся точно так же.

Свой автономный округ имеют уйгуры. Он находится в Китае и именуется Синьцзян. На этой территории проживают также и другие национальности, относящиеся к тюркам.

Киргизы

Тюркская группа языков в первую очередь включает в себя киргизский. И действительно, киргизы или кыргызы - это наиболее древние представители тюрок, проживавших на территории Евразии. Первые упоминания о киргизах встречаются в 1 тыс. до н. э. Практически за всю свою историю нация не имела собственной суверенной территории, но вместе с тем сумела сохранить свою самобытность и культуру. У киргизов даже есть такое понятие «ашар», означающее совместную работу, тесное сотрудничество и сплочение.

Киргизы издавна проживали на степных малонаселенных территориях. Это не могло не сказаться на некоторых особенностях характера. Этот народ чрезвычайно гостеприимен. Когда раньше в поселение прибывал новый человек, он рассказывал новости, которые никто не мог услышать до того. За это гостя награждали лучшими угощениями. Свято почитать гостей принято и до сих пор.

Казахи

Тюркская языковая группа не могла бы существовать без самый многочисленный тюркский народ, проживающий не только в одноименном государстве, но и по всему миру.

Народные нравы казахов очень суровы. Детей с детства воспитывают в строгих правилах, учат быть ответственными и трудолюбивыми. Для этой нации понятие "джигит" - это гордость народа, человек, во чтобы то ни стало защищающий честь своего соплеменника или свою собственную.

В облике казахов до сих пор прослеживается четкое разделение на "белых" и "черных". В современном мире это давно утратило значение, но пережитки старых понятий все еще сохранены. Особенностью облика любого казаха является то, что он одновременно может быть похож и на европейца, и на китайца.

Турки

Тюркская группа языков включает в себя турецкий. Так исторически сложилось, что Турция всегда тесно сотрудничала с Россией. И не всегда эти отношения были мирными. Византия, а позже Османская империя, начала свое существование одновременно с Киевской Русью. Уже тогда были первые конфликты за право властвовать на Черном море. Со временем эта вражда усилилась, что во многом повлияло на взаимоотношения между русскими и турками.

Турки очень своеобразны. Прежде всего это видно по некоторым их чертам. Они выносливы, терпеливы и совершенно неприхотливы в быту. Поведение у представителей нации очень осторожное. Даже если рассержены, они никогда не выскажут своего недовольства. Но вот потом могут затаить злобу и отомстить. В серьезных делах турки очень коварны. Они могут в лицо улыбаться, а за спиной строить козни ради своей выгоды.

Турки очень серьезно относились к своей религии. Суровые мусульманские законы предписывали каждый шаг в жизни турка. К примеру, им можно было убить неверующего и за это не понести наказания. С этой особенностью связана еще одна черта - враждебное отношение к немусульманам.

Заключение

Тюркоязычные народы - это самый большой этнос на Земле. Потомки древних тюрок расселились по всем континентам, но больше всего их живет на коренной территории - в горном Алтае и на юге Сибири. Многим народам удалось сохранить свою самобытность в границах независимых государств.