У нас и у них, жизнь простых людей сто лет назад. Сравнительный пост

10 июля 2013, 10:11

Русское крестьянство, русская деревня - это самая большая потеря России за двадцатый век. Как класс, как слой населения страны, носитель уникальной культуры, русский крестьянин исчез, исчезла и русская деревня.
На этой теме возникло много разнообразных спекуляции и мифов.
Вот один из них. Крестьяне до революции были поголовно нищими, босыми и голыми. Их нещадно обирали помещики, которые ради французской вазы вывозили хлеб пароходами на Запад, а народ голодал. Но если присмотреться по внимательней, то выясниться, что помещики, в России к семнадцатому году были не основными землевладельцами. Дворяне, с их любовью к прожиганию жизни, поместья свои теряли, продавали. Вспомнить хотя бы пьесу "Вишневый сад" Чехова. Там как раз наглядно всё это показано. Землю чаще всего скупали те, кого принято было называть кулаками, новая сельская буржуазия из разбогатевших крестьян. Вот эта прослойка и становилась основным землевладельцем в Российской Империи. Так же земля находилась в собственности крестьянской общины. Так что как-то сложно представить, что крестьян обирали помещики.

Миф второй. Если сейчас спросить любого - где же в то время крестьяне жили лучше чем в России? То все дружно укажут на Запад. Там и только там крестьяне, точнее фермеры, жили и живут очень зажиточно. А так ли это было?
Вообще, труд крестьянина в любой стране тяжелый, и не так что-бы высокооплачиваемый. Поэтому любопытно сравнить, с помощью фото, жизнь русских крестьян и их иностранных коллег.

Вот немецкие крестьяне конца девятнадцатого века:

А вот русские начала 20 века.

А вот американские фермеры убирают урожай, тоже начало 20 века.

Г-жа Бизи и ее семья (польские эммигранты). Все они работают в полях вблизи Балтимора. Балтимор, штат Мэриленд. Июль 1909:

А вот польские крестьянки убирают урожай, 1925 г.

Ирландские крестьяне у своего дома:

Ирландские селянки, 1913 год:

Польские крестьянки на рынке в Кракове:

Дом немецких крестьян. Покрытая соломой крыша говорит по всей видимости о богатстве владельца:

Дом по-богаче. Тоже Германия:

Типичный вид испанской провинции в начале 20 века:

А вот так жили фермеры в Ирландии в начале двадцатого века:

Жители польского местечка Lowicz нарядились на воскресную службу в церковь, но всё внимание на дом:

Австрийское местечко Wagrain, 1929

Литовское село, конец 19 в.(Литва тогда входила в состав Российской империи)

А вот это уже Россия. Конец девятнадцатого века.
Фото современное, но дом как раз начала двадцатого века в России.

А вот то, что нельзя увидеть заграницей. Такое делают только русские:

Типичная крестьянская изба в новгородском музее деревянного зодчества под открытым небе в селе Витославицы:

Предметы крестьянского быта:

Интерьер крестьянской избы начала 20 века:

А это уже Норвегия. Типичное жильё норвежского фермера из этнографического музея под открытым небом. Такие вот простые милые избушки без излишеств:

и внутреннее убранство:

Фотография норвежской деревни, датированная 1910 годом:

А это крайний Запад Украины, хотя, быть может, и нынешняя юго-восточная окраина Польши, 1920 г.

Ну а американские "богатые" фермеры жили приблизительно так:

Вся семья за работой:

Часто признаком бедности русской деревни считают отсутствие обуви в летний период у крестьян. Что не совсем правда.

А если присмотреться к обуви фермеров?
Фермерские дети. Англия двадцатые годы:

Русские босоногие дети. Фото Прокудина-Горского, 1909 год:

Девочки в повседневной одежде. Ярославская губ. д. Овинчищи 1915 г:

Объяснение этому простое. Конечно были и бедные, которые себе обуви позволить не могли, но кроссовок и кед тогда не было. Обувь была кожаная, дубовая. Для эксперимента, оденьте такие туфли, и походите по пересеченной местности летом недельку. Посмотрите, что будет с ногами и обувью. Для полноты эксперимента перейдите пашню поперёк борозды пару раз. Сразу поймете - почему в те дремучие времена летом ходили босиком.

Дети тогда работали везде и начиная с трёхлетнего возраста уже пытались прокормить самих себя и помочь семье.

Роза Байодо, 10 лет. Батрачит здесь уже 3-е лето. Белые Болота, Браунс Милл, Нью-Джерси. 28 сентября 1910:

Семья Арнао. Вся семья работает. Джо 3 года. Мальчику 6 лет, девочке 9 лет. Кэннон, штат Делавэр, США, 28 мая 1910 года:

Ещё одна семья собирает ягоды, США

Мальчик собирает хлопок, Оклахома, США, 1916 год

Июль 1915 года. На сборе урожая сахарной свеклы в возде Шугар-Сити, Колорадо: 6-летняя Мэри, 8-летняя Люси и 10-летняя Итан.

Сбор сахарной свеклы в Висконсине, июль 1915 года:

А это уже русские дети. Рязанская губ., 1913 год

Девочки кружевницы за плетением узоров. Московская губ. село Куликово 1913 г.

И в заключении поста представители разных народов Европы, а также русские крестьяне в национальных костюмах и в праздничной одежде. Фотографии также хорошо отражают быт того времени:

Россия, конец 19 века.

Земля Баден, Германия, начало 20 века

Там же

Молодая ирландка в старинном костюме, деревня (Кладда) в графстве Голуэй (Galway), 26 мая 1913 г

Ещё одна ирландка, 20-е годы 20 века

Венгры

Валлийки, Уэльс, начало 20 века.

Норвежка, 1913 год

Испанка в национальном костюме

Голландцы, 1910 год

Вендская женщина (т.е. лужицкая сербка) в традиционном наряде, Германия

Группа польских крестьян на повозке.

Молодая польская селянка нарядилась на воскресную службы в церковь

Украинская селянка, 1909 год

Бретонская пара в традиционной одежде, Франция, 1920 г.

Сёстры из Эльзаса, Франция, 1918 г.

Русские женщины в традиционной одежде, между 1908 и 1917 г.

И еще немного фотографий русской деревни и быта конца девятнадцатого, начала двадцатого века:

Масленица в Енисейской губернии

Крестьяне Костромской губернии, 1907 год

Молодая крестьянка в будничной одежде. Вологодская губ. д. Усть Топса 1911 г.

Зажиточный крестьянин в повседневной одежде. Московская губ. с. Куликово 1913 г.

Старик и старуха. Рязанская губ., Касимовский у. 1910

Сестры в праздничной одежде. Ярославская губ. д. Овинчищи 1915 г.

Молодая крестьянка в праздничном костюме. Костромская губ. г. Галич 1907 г.

Отец с сыном перед охотой. Вятская губ. 1907 г.

Украинская переселенка, Енисейская губерния, 1910 г.


Перевоз приданого невесты в дом жениха. Владимирская губ. 1914

Бабушка с колыбелью внука, 1914

Крестьянка мнёт лён, Пермская губ., 1910 год

Девушка с земляникой, 1909 год.

Этой фотографии сегодня исполнилось ровно сто лет. Впервые после выстрелов Каплан выздоравливавший от ранения глава Советского правительства Владимир Ильич Ленин вышел на прогулку в кремлёвском дворе. Светило такое же неяркое октябрьское солнце, как сегодня. Они с Владимиром Бонч-Бруевичем стояли недалеко от Царь-пушки. Какие мысли приходят в голову при взгляде на этот снимок (есть и кинокадры, они приведены ниже)? Ведь это было время, когда Россию возглавляли самые передовые люди своего времени, и не только самой России, но и всей планеты.
А теперь? Чтобы осознать, в какой глубочайшей жопе чёрной дыре истории мы находимся, взглянем хотя бы на заголовки сегодняшних новостей.
"Митрополит УПЦ объявил себя клириком Константинополя"
"РПЦ разъяснила ситуацию с Благодатным огнём после церковного раскола"
И это - новости XXI века?!.. "Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?!" - как спросил поэт.
"Греф назвал физматшколы пережитком прошлого"
О да!! Всё верно, он стопудово прав. Когда "Благодатный огонь" и позорная грызня между церковными князьями ("пастырями", с позволения сказать:) становятся главными новостями дня, то физматшколы - это однозначный "пережиток прошлого"! Вернее, нестерпимый для власть имущих пережиток будущего, которое мы потеряли, провалившись в своё нынешнее мракобесное средневековье.


16 октября 1918 года. На заднем плане ещё доцветают поздние осенние цветы

"Командующий ВМС Украины пригрозил "применить силу" в Азовском море"
А это - уже раннее средневековье, эпоха феодальной раздробленности и междоусобных войн. Бодро катимся в прошлое дальше... Ведь история - такая штука, что в ней, как в Зазеркалье Алисы, чтобы хотя бы оставаться на месте, надо бежать со всех ног. А чтобы двигаться вперёд, надо бежать как минимум вдвое быстрее... Что мы - тогда красная Республика Советов - и делали 100 лет назад, 16 октября 1918 года. Поднимались вверх, в гору, а это всегда даётся нелегко. А теперь - катимся под горку Истории.


16 октября 1918 года. В. И. Ленин в своём кабинете в Кремле

Человеческая культура, как и сам человек, менялась на протяжении всего времени. Раньше сражения представляли собой столкновение тысяч вооруженных копьями и мечами разъяренных людей, пытающихся заколоть друг друга за кусок земли. Сейчас такой способ выяснения отношений сохранился разве что в отдельных районах Чертаново. В основном же современные войны ведутся на экранах компьютеров, а если и есть очные столкновения, то копья себя в них плохо зарекомендовали - с автоматом как-то понадежнее.

Индустриальная революция все изменила, в науке все меньше остается «белых пятен» неизведанности, а соответственно, изменилось и отношение людей ко многим вещам. И даже 100 лет назад (а по историческим масштабам это один миг) наши предки проявляли такую изобретательность, что сейчас нам это кажется как минимум странным, а иногда - и вовсе шокирует.

1. Уродство вне закона

Это звучит как ужасный постапокалиптический вымысел, но, к сожалению, это историческая реальность. 100 лет назад во многих крупных городах США считалось незаконным быть уродливым.

Все началось в Чикаго в 1881 году, когда не очень умный, но, видимо, считавший себя красавцем Олдерман Джеймс Пиеви решил, что в жизни и без того хватает ужасных вещей. В связи с чем объявил людей, у которых были внешние изъяны и признаки видимых болезней, вне закона. В том числе и калек. Запретив таким людям находиться на улицах города, Олдерман рассчитывал сделать Чикаго более комфортным для пребывания. Если человек считался уродливым (страшно представить, какая комиссия это решала), то он должен был заплатить штраф в размере до 50 долларов, что являлось приличной суммой для того времени. В противном же случае отказавшегося платить определяли в так называемые «бедные» дома, в которых зачастую держали сумасшедших.

Только после Первой мировой войны, когда на родину вернулись тысячи покалеченных людей, отношение к инвалидам стало меняться. Но в Конституциях некоторых штатов данный закон все равно продолжал существовать. В самом Чикаго это постановление было исключено из законодательства лишь в 1974 году. Общество к тому времени было достаточно развитым, чтобы создать ядерную бомбу, отправиться на Луну, снять «Крестного отца», а вот признать этот закон идиотским, к сожалению, ума не хватило. Сейчас это постановление не больше чем исторический факт, но один из тех, что рисует багровый румянец стыда на щеках.

3. Универсальная одежда

То, что сейчас называют стилем унисекс. Это, возможно, покажется тебе странным, но когда-то родители особо не заморачивались по поводу одежды для своих детей. В наши дни даже для младенцев используют одежду, идентифицирующую пол ребенка: розовые цвета для девочек, синие - для мальчиков. Сто лет назад, судя по всему, это не было так важно. Мальчики до восьмилетнего возраста носили платья. Обуславливался этот довольно странный модный тренд в основном соображениями практичности. В платье ребенку легче двигаться, играть, упражняться. К тому же для маленького ребенка справиться с премудростями надевания штанов и всяких застежек было проблематично.

4. Фотографии умерших

Сейчас, когда встроенных фотоаппаратов нет разве что в носовых платках, кажется забавным, что век назад сфотографироваться считалось роскошью, позволительной лишь привилегированным слоям общества. Если в семье умирал один из ее членов, то раздосадованные родственники иногда перед походом в похоронное бюро наведывались к фотографам. «Очевидно, чтобы сфотографировать умершего», - подумаешь ты. И будешь прав. Но при этом покойнику часто поднимали веки глаз, подрисовывали румянец, а иногда даже подпирали некоторые части тела, чтобы поза была более живой во всех смыслах этого слова. Делалось это, чтобы запечатлеть на память родственника, которого, к сожалению, члены его семьи не успели сфотографировать при жизни. Остается только гадать, до какой же степени безумия могли опуститься люди той эпохи, что добровольно готовы были смотреть на подобные снимки.

5. Бои животных

В некоторых странах бои с участием животных до сих пор разрешены. Точнее, они никак не ограничены законом. Тогда как в большинстве развитых стран данное развлечение считается противозаконным. Их популярность обусловлена природной тягой людей к кровопролитию, и 100 лет назад она вряд ли была меньше. Поэтому в то время гладиаторские бои между собаками или петухами были весьма популярны. Последним, кстати, для большей жестокости зрелища привязывали к лапам лезвия. В России сейчас подобные зоологические состязания скрыты от общественного внимания, зато имеют свой успех в мире подпольных развлечений.

6. Человек-будильник

Как ты просыпаешься по утрам? Наверное, ставишь будильник на своем смартфоне. Либо используешь классические тикающие часы с молоточным звонком, если являешься поклонником ретро-стиля. А как насчет совсем старого способа?

Раньше люди использовали гораздо более нетрадиционные, по сегодняшним меркам, методы пробуждения. Некоторые выпивали перед сном много жидкости и, благодаря хорошему обмену веществ, часто просыпались для справления нужды. Таким образом они и вставали пораньше. Но существовал метод гораздо менее стрессовый для организма. В Великобритании и Ирландии раньше была профессия под названием «knocker upper». Люди, относящиеся к ней, ходили по утрам мимо жилых домов с длинным шестом в руках и стучали им в окна. Как ты понял, это и создавало пробуждающий эффект для жильцов этих домов. Главное, чтобы в ответ на такой стук из окна не вылетел какой-нибудь тяжелый предмет в качестве напоминания «разбудить через 10 минут».

Академик РАЕН В. П. Полеванов, исследуя покупательную способность средних зарплат рабочих в царской России в 1913 году и при СССР, пришел к выводу, что она была наивысшей в 1913 г., но после её падения в Гражданскую войну повысилась в конце НЭПа, затем неуклонно снижалась. В 1940 году покупательная способность средней зарплаты в СССР была уже в 1.5 раза НИЖЕ, чем в 1913 году, достигнув в 1947 году абсолютного минимума (в 2,5 раза ниже, чем в 1913 г.). Уровень 1913 года был вновь достигнут только в 1980-е годы. Сравнивая калорийность питания рабочего до 1917 года и в СССР, американская исследовательница Элизабет Брейнер пришла к выводу, что уровень питания в калориях до смуты 1917 года был вновь достигнут в СССР только в начале 80-х годов. Уровень жизни после этого только понижался, но затем резко упал после расчленения России в 1991 году.

По воспоминаниям А. Н. Косыгина (он родился в 1904 г.), - его отец был квалифицированным петербургским рабочим, - семья из шести человек жила в трехкомнатной отдельной квартире. Работал только отец, однако семья не бедствовала.

До 1917 года в России не было социального расслоения, как сейчас. Жалованье, например, младших офицеров было невелико и соответствовало среднему заработку мастеровых на петербургских заводах (штабс-капитан получал в месяц 43,5 руб., поручик — 41,25, а мастеровые — от 21,7 до 60,9 руб.). В еще большей степени то же относится к гражданским чиновникам. Даже в середине XVIII в. 61,8% чиновников не имели крепостных крестьян. В дальнейшем доля беспоместных только увеличивалась. В середине XIX в. не имела собственности, например, половина чинов V класса. Даже среди верхушки бюрократии — чинов «генеральских» (первых 4-х) классов процент лиц, не имевших никакой недвижимости и живших только на жалованье, составлял 32,3% в 1853 г., 50% — в 1878 г. и 51,2% в 1902 г. (http://koparev.livejournal.com/79413.html).

Н. С. Хрущев на завтраке в его честь, устроенном 19.09.1959 г., вспоминал:

"Я женился в 1914-м, двадцати лет от роду. Поскольку у меня была хорошая профессия (слесарь), я смог сразу же снять квартиру. В ней были гостиная, кухня, спальня, столовая. Прошли годы после революции, и мне больно думать, что я, рабочий, жил при капитализме гораздо лучше, чем живут рабочие при Советской власти. Вот мы свергли монархию, буржуазию, мы завоевали нашу свободу, а люди живут хуже, чем прежде. Как слесарь в Донбассе до революции я зарабатывал 40-45 рублей в месяц. Черный хлеб стоил 2 копейки фунт (410 г), а белый - 5 копеек. Сало шло по 22 копейки за фунт, яйцо - копейка за штуку. Хорошие сапоги стоили 6, от силы 7 рублей. А после революции заработки понизились, и даже очень, цены же - сильно поднялись..."

В своей книге "Воспоминания. ч. II" (М., Вагриус, 1997) Н. С. Хрущёв писал: "...иной раз брали грех на душу и говорили, что в старое время, дескать, жилось хуже. Грех потому, что хотя и не все, но высококвалифицированные рабочие в том районе Донбасса, где я трудился, до революции жили лучше, даже значительно лучше. Например, в 1913 г. я лично был обеспечен материально лучше, чем в 1932 г., когда работал вторым секретарем Московского комитета партии. Могут сказать, что другие рабочие жили хуже. Наверное, хуже... Ведь не все же жили одинаково" (Ук. соч. - С. 191, 247. См. также Хрущев Н.С. Время. Люди. Власть. Кн. 4. - М. 1999. - С. 11). Затем Хрущев честно признается, что в 1930-е гг. «другие люди были обеспечены еще хуже, чем я». Понятно, что простые рабочие и служащие получали намного меньше секретаря Московского горкома партии. Но, может быть, Хрущев принадлежал к высококвалифицированной рабочей аристократии и его уровень жизни резко отличался от большинства рабочих? К 1917 г. Хрущеву было только 22 года и получить такую квалификацию он просто не успел. В 1909 г. современник, требуя прибавить зарплату молодым ученым, сообщает - «только плохой слесарь получает 50 руб. в месяц - жалованье кандидата в профессора, а хороший слесарь получает 80-90 руб. в месяц» (Розанов В. В. Старая и молодая Россия. Статьи и очерки 1909 г. - М., 2004. - С. 189). Следовательно, молодой Н.С. Хрущев получал не как представитель рабочей аристократии, а как «плохой слесарь». Его уровень жизни был типичным. Революционеры, приплавшие из-за океана, подняли рабочих на революцию, обещая им золотые горы. Но в действительности политика «военного коммунизма» большевиков привела Россию к экономическому краху. К 1921 г. русская промышленность сократила свою производительность в 7 раз, а уровень жизни рабочих по признанию экономиста-большевика Крицмана снизился до ⅓ от 1914 года. (Пайпс Ричард. Русская революция. - М., 1994. - Ч. 2. С. 399). В период НЭПа уровень жизни рабочих начал постепенно подниматься до уровня 1914 г., но политика индустриализации вновь отбросила его назад. Только в 1970-е годы уровень жизни людей постепенно приблизился к уровню жизни в царской России, однако в эпоху «перестройки» и «либеральных реформ» произошло его новое падение. Доктор исторических наук Б.Н. Миронов подсчитал, что даже в 1985 г. в Советском Союзе уровень жизни рабочих вырос незначительно по отношению к 1913 г., а по многим продуктам и к этому времени не был достигнут уровень царской России. Так в 1913 году плотник мог купить на месячную зарплату 135 кг говядины, а в 1985 г. - только 75 кг. Но добавим, в 1985 г. (в отличие от 1913-го), столько мяса рабочий мог купить только теоретически - почти на всей территории государства этот продукт продавался по талонам - 1 кг человеку на месяц. В результате, в наше время большинство граждан России (кроме нескольких регионов), живущих на зарплату, могут купить на нее продуктов меньше, чем квалифицированный рабочий в 1913-ом и даже в 1853 году - во времена крепостного права (Миронов Б. Н. Вперед, к крепостничеству. Цены и зарплата в Петербурге за три века // Родина. 2003. № 8. - С. 19).

В Петербурге в 1910-х гг. средняя зарплата в промышленном производстве составляла около 450 рублей в год, ведь надо учитывать большое количество учеников и подмастерьев. Неплохой зарплатой для рабочего считалась сумма в 700 рублей в год. В Германии средняя зарплата в пересчете на рубли составляла 707 рублей. Слесари-сборщики на крупных заводах получали около 900 рублей в год или по 75 рублей в месяц. Сотни тысяч русских рабочих имели по 1200 рублей в год. Сейчас же более 80% россиян живёт за чертой бедности, если мерить по западноевропейским меркам.

В конце 1913 года редактор "Economist European" Эдмон Тэри по поручению двух французских министров исследовал состояние экономики РИ. По окончании исследования Тэри заключил: «Если дела европейских наций будут с 1912 по 1950 года идти так же, как они шли с 1900 по 1912, Россия к середине текущего века будет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».

Человеческая культура, как и сам человек, менялась на протяжении всего времени. Раньше сражения представляли собой столкновение тысяч вооруженных копьями и мечами разъяренных людей, пытающихся заколоть друг друга за кусок земли. Сейчас такой способ выяснения отношений сохранился разве что в отдельных районах Чертаново. В основном же современные войны ведутся на экранах компьютеров, а если и есть очные столкновения, то копья себя в них плохо зарекомендовали - с автоматом как-то понадежнее.

Индустриальная революция все изменила, в науке все меньше остается «белых пятен» неизведанности, а соответственно, изменилось и отношение людей ко многим вещам. И даже 100 лет назад (а по историческим масштабам это один миг) наши предки проявляли такую изобретательность, что сейчас нам это кажется как минимум странным, а иногда - и вовсе шокирует.

1. Уродство вне закона

Это звучит как ужасный постапокалиптический вымысел, но, к сожалению, это историческая реальность. 100 лет назад во многих крупных городах США считалось незаконным быть уродливым. Все началось в Чикаго в 1881 году, когда не очень умный, но, видимо, считавший себя красавцем Олдерман Джеймс Пиеви решил, что в жизни и без того хватает ужасных вещей. В связи с чем объявил людей, у которых были внешние изъяны и признаки видимых болезней, вне закона. В том числе и калек. Запретив таким людям находиться на улицах города, Олдерман рассчитывал сделать Чикаго более комфортным для пребывания. Если человек считался уродливым (страшно представить, какая комиссия это решала), то он должен был заплатить штраф в размере до 50 долларов, что являлось приличной суммой для того времени. В противном же случае отказавшегося платить определяли в так называемые «бедные» дома, в которых зачастую держали сумасшедших. Только после Первой мировой войны, когда на родину вернулись тысячи покалеченных людей, отношение к инвалидам стало меняться. Но в Конституциях некоторых штатов данный закон все равно продолжал существовать. В самом Чикаго это постановление было исключено из законодательства лишь в 1974 году. Общество к тому времени было достаточно развитым, чтобы создать ядерную бомбу, отправиться на Луну, снять «Крестного отца», а вот признать этот закон идиотским, к сожалению, ума не хватило. Сейчас это постановление не больше чем исторический факт, но один из тех, что рисует багровый румянец стыда на щеках.

2. Сигаретами лечили астму

3. Универсальная одежда

То, что сейчас называют стилем унисекс. Это, возможно, покажется тебе странным, но когда-то родители особо не заморачивались по поводу одежды для своих детей. В наши дни даже для младенцев используют одежду, идентифицирующую пол ребенка: розовые цвета для девочек, синие - для мальчиков. Сто лет назад, судя по всему, это не было так важно. Мальчики до восьмилетнего возраста носили платья. Обуславливался этот довольно странный модный тренд в основном соображениями практичности. В платье ребенку легче двигаться, играть, упражняться. К тому же для маленького ребенка справиться с премудростями надевания штанов и всяких застежек было проблематично. Могут ли мужчины носить женскую одежду?

4. Фотографии умерших

Сейчас, когда встроенных фотоаппаратов нет разве что в носовых платках, кажется забавным, что век назад сфотографироваться считалось роскошью, позволительной лишь привилегированным слоям общества. Если в семье умирал один из ее членов, то раздосадованные родственники иногда перед походом в похоронное бюро наведывались к фотографам. «Очевидно, чтобы сфотографировать умершего», - подумаешь ты. И будешь прав. Но при этом покойнику часто поднимали веки глаз, подрисовывали румянец, а иногда даже подпирали некоторые части тела, чтобы поза была более живой во всех смыслах этого слова. Делалось это, чтобы запечатлеть на память родственника, которого, к сожалению, члены его семьи не успели сфотографировать при жизни. Остается только гадать, до какой же степени безумия могли опуститься люди той эпохи, что добровольно готовы были смотреть на подобные снимки.

5. Бои животных

В некоторых странах бои с участием животных до сих пор разрешены. Точнее, они никак не ограничены законом. Тогда как в большинстве развитых стран данное развлечение считается противозаконным. Их популярность обусловлена природной тягой людей к кровопролитию, и 100 лет назад она вряд ли была меньше. Поэтому в то время гладиаторские бои между собаками или петухами были весьма популярны. Последним, кстати, для большей жестокости зрелища привязывали к лапам лезвия. В России сейчас подобные зоологические состязания скрыты от общественного внимания, зато имеют свой успех в мире подпольных развлечений.

6. Человек-будильник

Как ты просыпаешься по утрам? Наверное, ставишь будильник на своем смартфоне. Либо используешь классические тикающие часы с молоточным звонком, если являешься поклонником ретро-стиля. А как насчет совсем старого способа? Раньше люди использовали гораздо более нетрадиционные, по сегодняшним меркам, методы пробуждения. Некоторые выпивали перед сном много жидкости и, благодаря хорошему обмену веществ, часто просыпались для справления нужды. Таким образом они и вставали пораньше. Но существовал метод гораздо менее стрессовый для организма. В Великобритании и Ирландии раньше была профессия под названием «knocker upper». Люди, относящиеся к ней, ходили по утрам мимо жилых домов с длинным шестом в руках и стучали им в окна. Как ты понял, это и создавало пробуждающий эффект для жильцов этих домов. Главное, чтобы в ответ на такой стук из окна не вылетел какой-нибудь тяжелый предмет в качестве напоминания «разбудить через 10 минут».