Учебное и учебно-методическое обеспечение. Формы, способы и средства проверки и

Предварительная подготовка:

1) разучивание стихотворений по теме «Парад вежливых слов»

2) разучивание ролей из сценок Н. Юсупова «Простите», Кульская «Невежливая вежливость» и подбор реквизита;

3) подбор и запись ситуаций из жизни на аудионоситель;

4) подбор пословиц, поговорок, высказываний по теме.

5) деление класса на две группы;

6) подготовка слайдов.

Оформление класса:

Раздаточный материал для работы по группам (см. Приложение),

Жетончики,

Конвертики с тучкой и солнышком

Ход урока

I . Организационный этап.

(Слайд 1) Тема урока «Волшебница речь»

Сегодня у нас будет необычный урок. Урок - путешествие по «Азбуке вежливости».

На нашем уроке мы будем учиться дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться.

II . Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

А с чего же нам начать?

Кто поможет рассказать,

Что такое вежливость?

(Ответы учащихся)

Вывод: «Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой».

(Слайд 2) Историческая справка:

Слово «вежливость» произошло от древнерусского слова «вежа» - знаток, «ведать» - знать, т.е. знающий как себя вести.

Вежливый человек знает много вежливых слов, который приносят радость и добро.

1) «Вежливые слова».

(Слайд 3) «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Учитель:

1) Давайте, ребята, вспомним какие вежливые слова вы знаете. (учащиеся называют поочерёдно вежливые слова)

2) Игра «Распредели вежливых слов по группам»: слова-приветствия, слова-извинения, слова-прощания, слова-просьбы и благодарности.

(Учащиеся делятся на две группы при помощи цветных фишек и работают с карточками)

1. Здравствуйте! 7. Будьте добры.

2. Спасибо. 8. Будьте любезны.

3. Пожалуйста. 9. Доброе утро!

4. Извините. 10. Добрый день!

5. Благодарю. 11. Добрый вечер!

(Слайд 4)

3) Путешествие продолжается. Мы на «Параде вежливых слов».

(Дети выходят с названиями вежливых слов и по очереди читают стихи).

«Парад вежливых слов»

Добрый день

Добрый день! –тебе сказали

Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Здравствуйте .

Здравствуйте! – ты скажешь человеку

Здравствуй! – улыбнется он в ответ,

И здоровым будет много лет.

Спасибо

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас,

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Пожалуйста

Отменить что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно

Простите

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать,

И что обещал – забывать,-

А если я все же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Доброго пути!

Нам желают «Доброго пути!»-

Будет легче ехать и идти

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

4) Поэтическая игра « Словарь вежливых слов»

1. Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого (спасибо).

2.Зеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день).

3.Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

4.Мальчик, вежливый и развитый,

Говорит при встрече (здравствуйте).

5.Когда нас бранят за шалости,

Говорим (простите, пожалуйста).

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

III . Этап обобщения и систематизации изученного.

1) «Волшебные слова».

Продолжаем путешествовать по «Азбуке вежливости». Вежливые слова люди называют волшебными, потому что, употребляя их при общении, собеседник выполняет вашу просьбу с желанием, может простить вас, в доказательство этому посмотрите сценку из стихотворения Н. Юсупова «Простите».

(Учащиеся инсценируют сценку)

Папа разбил

Драгоценную вазу

Бабушка с мамой

Нахмурились сразу.

Но папа нашелся:

Взглянул им в глаза

И робко и тихо

Простите” сказал.

И мама молчит,

Улыбается даже.

Мы купим другую,

Есть лучше в продаже…

Простите!” -

Казалось бы,

Что в нем такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

Беседа.

Ребята, почему папу так легко простили?

Как вы попросите прощение?

А надо ли вообще просить прощение?

Вывод: вежливые слова приносят добро и радость.

Вот как сказано об этом в стихотворении «Я и солнышко»

Солнышко ясное встало.

Доброе утро! – сказало.

Доброе утро! – кричу я прохожим.

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но если проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, всё равно…

Придумано мудро!

Доброе утро!

Учитель. Да, произнося вежливые слова, добрые слова, на душе у нас становится легче, лучше, светлее.

Физкультминутка.

Игра «Вежливо – невежливо (хлопаем – топаем)»

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Вежливо - невежливо”. Правила такие: Если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами. Начнем.

Поздороваться при встрече

Толкнуть и не извиниться

Свистеть, кричать, шуметь в школе.

Уступить место старшим.

Не вставать на обращение учителя.

Помочь подняться по лестнице.

Попрощаться уходя.

2) Сила волшебных слов.

Показ ситуации: «Пробегая по коридору, мальчик нечаянно задел товарища. Книги друга упали на пол. Издалека обидчик прокричал: «Извини!».

Вежливо ли поступил этот мальчик? (Мнения детей разделились).

Учитель. Сила волшебных слов зависит от того как мы их произносим: спокойно или радостно, вежливо или грубо.

Почему волшебные слова потеряли свою силу, мы узнаем из сценки.

(Показ сценки Кульской «Невежливая вежливость»)

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит – утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дёрнет за косынку:

Ты куда, Яринка, стой,

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку,

Как невежлива девчонка.

Нёс вожатый стопку книг,

А Петрусь с ограды прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

Ты – вожатый закричал, -

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён.

Разве был невежлив он?!

Беседа.

Какие вежливые слова произносил Петрусь?

Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость» ?

Был ли вежлив Петрусь?

Вывод: все эти слова хороши тогда, когда человек человеку действительно от души желает добра, здоровья.

3) Пословицы и поговорки, высказывания.

Работа по группам: собрать пословицу из двух частей.

Хочешь иметь друзей – будь вежлив.

Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Доброе слово дороже богатства.

На добрый привет – добрый ответ.

(Слайд 5) Проверка выполнения задания.

Объяснение значений этих пословиц.

4) Задачи и ошибки в культуре поведения.

Детям предлагается прослушать ситуации в аудиозаписи, в которых они должны найти ошибки и постараться проанализировать их.

(Дети продолжают работать в группах)

(1) Петя и Андрей спешит в буфет, и бежали по лестнице вниз через две ступеньки. Навстречу поднималась Анна Ивановна. Мальчики пробежали мимо, и лишь через минуту где-то послышалось: «Здравствуйте, Анна Ивановна!» Что им ответила учительница, мальчики не слышали. Они ворвались в буфет.

Перечислите ошибки, которые допустили мальчики в своем поведении.

(2) Лена сидела в трамвае. Она все время вертелась, болтала ногами. Ее соседка – старушка – отодвинулась: она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя все-таки себя вести,- заметила старушка.

А что я сделала? – возразила Лена. – Подумаешь!

Как надо было поступить девочке Лене?

(3) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»

Как нужно было правильно обратиться?

(4) Девочка возмущенно пожаловалась маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, говорит: «Юлька, иди сюда!». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я ему просто кричу: «Эй, ты, подойди ко мне!».

Как надо правильно обращаться друг к другу?

IV . Подведение итогов.

1) Наше путешествие по «Азбуке вежливости» подошло к концу.

Если всё, что вы увидели и услышали научило вас быть вежливыми, чуткими и внимательными к другим людям, положите жетончики в конвертик с солнышком, а если нет - в конвертик с тучкой.

Теперь волшебные слова в вашей речи будут звучать чаще. И будете их вы произносить с улыбкой и искренне.

(Учитель читает стихотворение В.Солодухина «Слово о словах»)

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно радости прибавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Будь слову своему хозяин.

(Слайд 6) Напутственные слова:

Уважаешь других – уважаешь себя.

Относись к другим так, как хочешь, чтобы они к тебе

относились.

Доброе слово, что ясный день.

2) Разбор и запись домашнего задания.

Пользуясь домашней или школьной библиотекой, найти и записать в тетрадь по риторике пять пословиц, поговорок или высказываний про вежливость.

3) Оценка работы учащихся.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Подгоренская основная общеобразовательная школа

Валуйского района Белгородской области»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

Риторика

В 3 классе

Учитель: Дробина Зоя Алексеевна

2013 – 2014 учебный год

Рабочая программа по риторике для 3 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа, по направлению «Детская риторика в рассказах и рисунках» для 3 классов, составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа разработана на основе программы « Риторика» Т.А. Ладыженской для 1-4 классов, по учебнику Т. А. Ладыженской «Детская риторика в рассказах и рисунках» и составлена с учетом возможностей третьеклассников и включает в себя следующие разделы:

Пояснительная записка;

Основные цели уроков риторики;

Основные задачи уроков риторики;

Основные методические принципы уроков риторики;

Основные риторические умения;

Основное содержание с примерным распределением учебных часов;

Основные формы и методы работы;

Требования к уровню подготовки учеников.

Риторика помогает осознать общечеловеческие ценности, учит гуманитарному мышлению, помогает будущему члену общества искать и находить выходы из различных неоднозначных ситуаций, развивающего способности адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Риторика формирует позитивное отношение к миру, к личности, развивает аналитические навыки. С помощью этого предмета ребенок учится адекватному речевому поведению, становится личностью, меньше подверженной стрессам.

Риторика готовит детей к успешной работе в коллективе, тем самым, выполняя важный социальный заказ.

На основе этой программы будут формироваться коммуникативно-речевые умения, будет формироваться личность, которая могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д.

Основные понятийные компоненты делятся на 2 блока:

1 блок формирует умение анализировать и оценивать общение; речевой этикет; качества речи;

2 блок формирует умение говорить, слушать, писать, читать - умение общаться – речевой жанр. Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, так как называет тот вид высказывания, которому следует учить.

Весь материал программы сгруппирован по разделам указанных блоков.

Рабочая программа по риторике рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Основные цели уроков риторики

* формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

* формирование инструментальных знаний – о способах деятельности;

* формирование понятийного аппарата, его отбора и интерпретации;

* развитие познавательных интересов, мышления, пространственного воображения;

* интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.

Основные задачи уроков риторики

* обучение умелой, искусной и эффективной речи;

* развитие дара речи;

* научение свободному владению речью, свободой слова для самовыражения;

* воспитание творческой личности;

* воспитание внимания, уважения доброго отношения к людям;

* воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости и ответственности за результаты своей деятельности.

Основные методические принципы

Принцип практической направленности предполагает обучение риторической деятельности. История и теория риторики изучаются только в необходимой мере.

Принцип перспективных динамических связей предполагает строгий учет внутрипредметных связей.

Принцип учета сферы повышенной речевой деятельности учащихся . Реализуется отбор речевых жанров, иллюстрированных материалов, видов задач и т.д.

Принцип сквозных методических идей как объединяющих весь курс обучения. Идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям; идея овладения речью, свободой слова для самовыражения и т.д.

Основные риторические умения

Первый тип умений (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, а именно:

Корректность речевого поведения (речи) в ситуациях, обозначенных в разделах «Наука риторика», «Учимся говорить», «Вежливое общение», «Правила успешного пересказа», «Учись объяснять, доказывать»;

Уместность использования несловесных (невербальных) средств общения - жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях, предусмотренных учебником.

Второй тип умений (У-2). Умение общаться как минимум в пределах, обозначенных в программе (при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок, сказочных историй), в частности:

Ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его в разделах «Учимся читать и писать», «Текст», «Правильная речь», «Поздравления»;

Уместность использования словесных и несловесных средств общения, учитывая ситуацию общения, например, учитывать адресата, аудиторию; формировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Наука риторика – 5 часов

Повторение о науке риторика. Понятие о красноречии. Говорим «тихо», «громко», «не тем тоном». Повторение о речевой ситуации (кто – адресант? Кто -адресат?). Твои речевые роли (говоришь, читаешь, слушаешь, пишешь). Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем? (объяснения, сообщения и т.д.)

Учимся говорить – 6 часов

Неподготовленная речь (следить за своей речью, за тем, что и как ты говоришь, кому и в какой обстановке говоришь). Подготовленная речь (с какой целью, о чём, что ты будешь говорить? Что главное хочешь сказать? Ключевые слова, рисунок, схема, план, репетиция выступления). Говорим подробно, кратко (лаконичность, ёмкость, сжатость, обстоятельно, детально). Комплимент (похвала, добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). Слушаем. Вдумываемся (сосредоточься, постарайся, запиши, не перебивай, следи за…).

Читаем учебные тексты (учебные тексты, абзацы). Учимся писать, редактировать (правки письменных текстов, редактирование)

Вежливое общение - 4 часа

Что такое вежливость? (пожалуйста, извини, спасибо и др.) Вежливо, невежливо, грубо (грубые выражения, воспитанность). Добрые дела – добрые слова (посмотри на себя в зеркало, добрые дела) А ты вежлив? Игры и задачи.

Текст – 2 часа.

Тексты разные нужны (типы, разновидности текстов)

Диалог, монолог (разыгрывание сцен со сменой говорящих)

Правильная речь – 3 часа.

Пиши правильно (орфографический словарь, нормы правильного письма)

Произноси правильно (орфоэпический словарь, нормы правильного произношения) Употребляй слова правильно (толковый словарь, разъяснить, истолковать, растолковать)

Правила успешного пересказа – 3 часа.

Пересказ (краткий, подробный, близкий к тексту). Выбери нужное (выборочный пересказ, начальное предложение, цитата в пересказе). Кратко о книге (аннотация)

Поздравления – 3 часа.

Поздравляю кого? Как? и желаю кому? Как? (обращение, поздравление, пожелание). С днем рождения! (начать, сам текст, пожелание). С новым годом! (поздравления от души). С праздником 8 марта! (милым мамам, бабушкам, девочкам)

Учись объяснять, доказывать – 2 часа.

Рассуждение и вывод (рассуждать, объяснять, доказывать, вывод) Правило в доказательстве (точное правило, своя точка зрения, цитата в доказательстве)

Что общего – чем отличаются – 3 часа

Сравни и скажи (сравнить, различия, напоминание, сходство). Правила сравнения (сопоставимые признаки, форма, величина, окраска).

Как строятся сравнительные тексты (параллельные сравнения, одновременно, вначале, затем). Подведем итоги (риторический праздник).

Основные формы и методы работы

Для достижения поставленных целей и задач особое место в программе занимают следующие формы работы:

* риторический анализ устных и письменных текстов;

* риторические задачи;

* риторические игры.

Требования к уровню подготовки учеников

В результате обучения ученики должны уметь:

Быть хорошим слушателем, уместно использовать изученные средства словесного и несловесного общения;

Вступать в контакт и поддерживать грамотно разговор, уметь благодарить, вести этикетный диалог;

Анализировать и оценивать говоримую речь по темпу, громкости и т.д.; пользоваться наиболее подходящими приемами чтения текстов;

Определять основные компоненты коммуникативной ситуации, произносить скороговорки.

Реализация рабочей программы обеспечена рекомендованным МО РФ учебно-методическим комплектом, включающим:

М.Р. Львов, «Речь младших школьников и пути их развития»

М.И. Оморокова, «Совершенствование чтения младших школьников»

С.П. Ефимова, М.М. Безруких, «Ребенок идет в школу»

Программа общеобразовательных учреждений.

Закон РТ «О языках народов РТ»

Тематическое планирование уроков риторики в 3 классе

по учебнику Т. А. Ладыженской

«Детская риторика в рассказах и рисунках» (1 час в неделю )

урока

ТЕМА УРОКА

К-во часов

Сроки

По плану

фактич

Тип урока

Наука риторика

5 час.

Риторика – красноречие (повторение)

урок-диалог

Кто? Что? Кому? Речевая ситуация

урок-дискуссия

Почему? Зачем? Речевые роли

урок-диалог

4 - 5

Слушаем, смотрим. С какой целью? Зачем?

урок-дискуссия

урок-диалог

Учимся говорить

6 час.

Неподготовленная речь

урок - общение

7 - 8

Подготовленная речь

урок - общение

Говорим подробно, кратко

урок-дискуссия

Комплимент

урок - общение

Слушаем. Вдумываемся

урок-диалог

3 час.

Читаем учебные тексты

урок-литератур. кафе

13-14

Учимся писать, редактировать

урок-редакция

Вежливое общение

4 час.

Что такое вежливость?

урок-дискуссия

Вежливо, невежливо, грубо

урок-дискуссия

Добрые дела – добрые слова

урок-диалог

А ты вежлив? Игры и задачи.

урок-игра

Текст

2 час.

Тексты разные нужны

урок-доклад

Диалог, монолог

комбинированный урок

Правильная речь

3 час.

Пиши правильно

урок-редакция

Произноси правильно

урок-литератур. кафе

Употребляй слова правильно

урок-литератур. кафе

Правила успешного пересказа

3 часа

Пересказ

урок - общение

Выбери нужное.

урок - общение

Цитата в пересказе. Кратко о книге.

урок - общение

Поздравления

3 часа

Поздравляю и желаю

урок-диалог

С днем рождения! С новым годом!

урок-диалог

урок-диалог

Учись объяснять, доказывать

2 час.

Рассуждение и вывод

урок-диалог

Правило и цитата в доказательстве

комбинированный урок

Что общего – чем отличаются

3 часа

Сравни и скажи. Правила сравнения.

урок - общение

Как строятся сравнительные тексты

урок - общение

Подведем итоги

комбинированный урок

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

«Риторика»

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

количество примечание

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

количество

Учебник тетрадь «Детская риторика в рассказах и рисунках» для III класса под ред. Т. А. Ладыженской (М.: Баласс - Ювента, 2013 г);

Методические пособия

Учебно-наглядные пособия.

Справочные пособия, энциклопедии по

Этике и эстетике.

имеются в наличии

Печатные пособия

Эмоции

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронные справочники, электронные пособия

Программно-методический комплекс «Фантазёры»1-4 класс

имеются в наличии

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для

крепления таблиц.

Ноутбук НР 635

Доска магнитно-маркерная ДК -125

Принтер лазерный Camsunq ML 1860\XEL

Акустические колонки Genium SP –S110

Сетевой фильтр Ippon BK252

Коммутатор Dlink 7 gjhnjd

Модульная система экспериментов PROLoq

Микроскоп цифровой ЛОМО «Эксперт»

Проектор мультимедийный ВепQ MS 500