Учения и школы. Конструктивное мышление

Инструкция

Замедлить шаг. В прямом смысле этого слова. Начать идти медленно, куда бы вы не шли. Даже если вы опаздываете. Даже если есть ощущение, что чем быстрее вы что-то сделаете, тем станете свободнее / сильнее / умнее и т.д. Помните выражение "бегать от проблемы"?.. С замедлением темпа мышечная структура нашего тела расслабляется, что позволяет посылать меньшее количество сокращений в мозг. Иными словами, если плохо слышишь себя - остановись.

Отделить белки от углеводов. Раздельное питание - это просто: картошку - отдельно от мяса, сыр - от спагетти, помидоры - от всех остальных продуктов. Для усвоения белка нужна кислая среда, для переваривания углеводов - щелочная. Это значит, что, когда мы едим продукты отдельно друг от друга, мы не перегружаем организм, а, напротив, насыщаем его энергией и витаминами. Мозг начинает работать как часы. Помните выражение "разложить всё по полочкам"? Можно начинать.

Замолчать. На час. Или на пару. Или на день. Через речь мы получаем новую информацию, даже когда говорим только мы. Оставив мозг без "пищи" на какое-то время, мы вынуждаем его переваривать старое. И постепенно он просто изживает то, что является причиной нашего беспокойства.

Прокричать суету. Выехать в поле или лес, на реку. Стать, широко расставив ноги и раскинув руки и закричать, что есть силы. А потом прокрикивать гласные звуки по очереди. "Ааааа - оооо - ууууу - ээээ--ыыыы" и в обратном порядке. Когда мы часто недоговариваем что-то собеседнику (из страха или сострадания), все эти слова и тексты застревают в нашем сознании, и то и дело вмешиваются в процесс мышления. Кроме того, горловая мышечная структура принимает удар на себя и потихоньку атрофируется. Все непроговоренное и непроплаканное лучше оставлять природе.

Поголодать. Суточное лечебное голодание - верный помощник разобраться с накопившейся усталостью и посмотреть на ситуацию с иной стороны. Ведь в состоянии стресса мы частенько обращаемся к продуктам с "ярким" вкусом (сильно приправленным, посоленным или переслащенным). Именно они в дальнейшем способствуют нервному возбуждению, которое отвлекает нас от конструктивного мышления. Как грамотно войти и выйти из голодания лучше почитать в книге Поля Брэгга "Лечебное голодание".

Видео по теме

Слишком мягкий характер, безынициативность могут привести к печальным последствиям – всем уступая и не ставя перед собой целей, вы не добьетесь прогресса ни в одной из областей вашей жизни. Чтобы этого не случилось, иногда полезно ощутить конструктивную злость, подталкивающую вас к решительным действиям.

Вам понадобится

  • - личный дневник;
  • - ручка;
  • - журналы с фотографиями;
  • - ножницы;
  • - лист бумаги;
  • - клей;
  • - канцелярские кнопки.

Инструкция

Что такое конструктивная злость? Прежде всего, это злость на себя – на свою никчемность, неспособность чего-то добиться, сделать в нужный момент решительный шаг. Такая злость подталкивает к действиям, заставляет сказать себе – «Я смогу! У меня все получится!» Именно в этом и состоит ее польза.

Проанализируйте, почему вы хотите воспитать в себе конструктивную злость? Чего вам не хватает в вашей жизни? Вы считаете, что вы – аутсайдер, что вы ничего не добились ни в профессиональной, ни в личной сферах? Честно ответьте себе на вопрос: каковы причины ваших неудач? Возможно, у вас занижена самооценка или вы боитесь принимать решения и отвечать за их последствия?

Ставьте перед собой определенные цели. Они не должны быть размывчатыми и абстрактными, как, например: «Хочу быть богатым человеком», а носить более конкретный характер, к примеру: «Занять пост директора компании» или «Получить более высокооплачиваемое место работы» и т.п. Вкладывайте в достижение цели всю вашу волю – это позволит вам развить здоровый азарт, здоровую злость.

Выполняйте конкретные шаги, ведущие к достижению поставленной цели. Грамотно мотивируйте свои действия. Чаще сравнивайте достижения ваших коллег и друзей с собственными. Активно развивайте в себе дух соперничества с окружающими, не позволяйте пассивности и лени одержать над вами верх. Учтите, что соперничество должно быть именно конструктивным – не стоит рыть яму другим людям, лучше от души пожелайте им успеха, но сами пытайтесь быть если не впереди, то хотя бы рядом с лидерами.

Заведите личный дневник, записывайте в нем то, что вы сделали для достижения поставленной цели, а также указывайте, что отбросило вас назад, поспособствовало вашему регрессу. Не лукавьте, ссылаясь на обстоятельства и других людей, виновных в ваших проблемах, ищите причины ваших неудач только в себе. Каждую запись заканчивайте определенным выводом, который поможет вам приблизиться к решению поставленной задачи.

«Заставить вещи работать как надо».

Предложения и предположения.

Представьте себе компанию из восьмерых критически настроенных мужей, восседающих за круглым столом и обсуждающих возможность усовершенствования городского водоснабжения. Ни один из этих блестящих умов, как бы он ни «блистал» в иной ситуации, не может вступить в дискуссию до тех пор, пока кто-нибудь из присутствующих не выдвинет позитивной идеи. Как только это произойдет, критика получит возможность вступить в свои права. Но кто же из критиков решится внести позитивное предложение? Кто из них позволит себе выступить с предложением, которое обречено немедленно стать мишенью критических замечаний его коллег?

Критический настрой в рассмотрении каждой проблемы необходим, но довольствоваться только им одним невозможно. Я категорически не согласен с утверждением, будто критического склада ума достаточно для верной ориентации в жизни. Иногда приходится слышать замечания, будто критический настрой составляет отличительную особенность западного образца . Особенность – вполне возможно; здесь важно – с чем сравнивать. Но в любом случае это вовсе не означает, будто критицизм – единственная присущая западному мышлению черта. Любая однобокость в развитии человеческого мышления непременно вела бы к его деградации.

Критический настрой характерен для мышления в черной шляпе. В главе, посвященной этому головному убору, я говорил, что человек, его надевающий, должен сыграть свою роль до конца: он обязан подвергать критике всех и вся с максимально доступным его характеру пылом. Это важный момент в подходе к рассмотрению любого вопроса, и его следует отработать со всей тщательностью.

Напротив того, мышление в шляпе, символизирующей радужные настроения, призвано в каждом деле искать соответствующие ее расцветке радужные перспективы и подводить под них логическое обоснование. Под астральным знаком шляпы солнечного цвета рождаются идеи, предложения и предположения. Позже мы увидим, что зеленая шляпа, символизирующая , также играет существенную роль в разработке новых идей.

Под сенью желтой шляпы формируется конструктивное мышление, поскольку всякое созидание связано с позитивным отношением к делу. Нечто новое для того и предлагается, чтобы внести какие-либо улучшения независимо от того, будет ли это решение конкретной проблемы, усовершенствование чего-то уже существующего или использование благоприятной возможности. В каждом случае предложение несет в своей основе какое-либо конкретное изменение к лучшему.

Желтошляпный тип мышления в определенной степени представляет собой мышление реактивное, знакомое нам по предыдущим главам, в которых мы с вами рассуждали о типах мышления в общем и целом. Говоря о реактивности мышления, я имею в виду тот факт, что оно – мышление – призвано включаться в работу и непосредственным образом на возникновение той или иной ситуации; в данном случае – отвечать на предложенное стечение обстоятельств целенаправленным поиском позитивных моментов и тем самым уравновешивать критический взгляд на вещи, присущий мышлению в черной шляпе.

Человек, надевающий желтую шляпу, выискивает в каждой конкретной идее исключительно положительные моменты и делает это с такой же настойчивостью, с какой человек в черной шляпе обращает только на моменты негативного порядка. Человек в желтой шляпе стремится провести выдвинутый план в жизнь, и потому я рассматриваю желтошляпный тип мышления как конструктивный, созидательный, в противовес черношляпному образу мыслей, направленному на то, чтобы не дать идее дальнейшего развития, оставить все как есть, и потому – деструктивному.

– Чтобы улучшить обеспечение населения водой, мы можем соорудить на протекающей вблизи города реке дамбу, создав водохранилище, способное удовлетворить населения в запасах питьевой воды.

– В пятидесяти милях отсюда, в горах, находится высокогорное озеро. Вода в нем отличается природной чистотой. Мы могли бы проложить водопровод, и вода из озера будет поступать сюда, в долину, под собственным давлением.

– При пользовании туалетом на ополаскивание лица или мытье рук каждый житель за один раз расходует в среднем около восьми галлонов воды. Существуют проекты, предполагающие уменьшить расходование воды до одного галлона за один раз, в результате чего удалось бы сэкономить до тридцати галлонов в день в среднем на одного человека, или девять миллионов галлонов в день в расчете на город с трехсоттысячным населением.

– А если задействовать метод повторного использования воды? Я слышал, что существуют технические процессы очистки воды, позволяющие окончательно решить проблему водоснабжения. Если хотите, я могу собрать по этому вопросу все необходимые сведения.

Каждый из приведенных примеров представляет собой конструктивное предложение. Когда такое предложение внесено, его следует рассмотреть с позиции мышления в желтой шляпе, чтобы подготовить зародившуюся идею к испытанию на прочность под огнем критических замечаний человека в черной шляпе.

Наденьте свою желтую шляпу и внесите конкретное предложение. Чем больше вариантов у нас наберется – тем лучше.

Джон, что вы можете нам предложить? Каким образом мы можем справиться с этой проблемой? Надевайте-ка вашу желтую шляпу.

Здесь кто-нибудь из присутствующих – в соответствии с общим сценарием – может заметить, что предложения по решению проблем с водоснабжением должны исходить от специалистов, а не от дилетантов. Если участники круглого стола все как один – специалисты своего дела, тоже не беда: один из них может сознательно взять на себя роль сомневающегося во всем неспециалиста, подвергающего критическому осмыслению каждую высказанную его коллегами мысль. Такая политика очень распространена в большой политике: специалисты выдвигают предложения, а политический деятель подвергает их всестороннему критическому рассмотрению. Он играет роль любителя, случайно затесавшегося в ряды сильных мира сего и потому склонного во всем сомневаться и чего-то недопонимать.

Вот и людям, далеким от политики, весьма полезно применить ту же стратегию – поиграть в обмен мнениями между экспертами, выплескивающими фонтаны идей, и во всем сомневающимися недоумками-любителями, засыпающими их глупейшими – но весьма полезными по своей сути – вопросами. Это тем более полезно, что решение любого вопроса даже в политике все равно остается за профессионалами.

Как же появляются на свет предложения и предположения? Откуда они берутся? Каким образом человек, надевающий желтую шляпу, приобщается к миру идей и творческих планов?

Это сложный вопрос, и на страницах предлагаемой книги нет места для подробного рассмотрения различных методик творческого проектирования и глобального разрешения проблем. Этому посвящены другие мои работы.

Нам важно понять другое: предложения, выдвинутые человеком в желтой мыслеварительнои шляпе, вовсе не обязательно должны соответствовать уровню специалиста. Они могут представлять собой как верный способ разрешения возникшей проблемы, так и всего лишь намек на такую возможность – что угодно, способное привести к конкретному результату.

Когда желтая шляпа направила процесс варения мыслей в русло созидания конструктивных идей и пробудила в человеке потребность к рассмотрению их достоинств, дальнейшее развитие идеи уже не представляет большой сложности.

Снимите вашу черную шляпу. До сих пор вы брали на себя роль оценщика предлагаемых идей. Попробуйте теперь предложить что-нибудь сами.

Надев желтую шляпу, я отчетливо вижу, что одним из способов разрешить возникшую проблему является принятие нами решения о продаже технической воды частным предпринимателям по рыночным ценам.

Нет, нам еще рано надевать черные шляпы. Я вовсе не считаю, что мы рассмотрели все перспективы, которые перед нами открывает принятие этого предложения. Да, нам придется потратить известную сумму денег на консультации специалистов, но, если мы все хорошенько обдумаем, дальнейшая разработка проекта должна себя оправдать. Главное – ясно себе представить все возможные области его применения. И здесь речь идет об использовании конструктивного мышления в желтой шляпе.

Итак, мышление в желтой шляпе отвечает за «порождение» конструктивных идей и очерчивание открываемых ими радужных перспектив. Двум этим аспектам сопутствует чрезвычайно важный – третий: он заключается в дальнейшем развитии выдвинутой идеи. Для этого требуется нечто большее, нежели умение вынести привычную нашему разуму оценку ситуации, при формировании которой задействуется реактивный тип мышления. Здесь необходим конструктивный образ мыслей. Речь идет о дальнейшей работе над предложением – его доработке, усовершенствовании и доведении до «степени внедрения в жизнь».

Под «совершенствующим аспектом» мышления в желтой шляпе понимается направленный поиск и исправление присутствующих в идее недостатков, обнаруженных с помощью мышления в черной шляпе. Как мы уже отмечали, черношляпный тип мышления как раз и предназначен для поиска недостатков, но в его обязанности не входит их исправление.

Если мы передадим функцию городского водоснабжения в руки частного предпринимательства, это может привести к тому, что новые владельцы постепенно сумеют добиться монопольного права на установление отпускных цен на воду для предприятий-потребителей.

Мы могли бы оградить себя от подобных перспектив проведением жесткой ценовой политики путем создания определенного «коридора» цен для потребителей. Таким «коридором» могли бы служить верхняя и нижняя границы цен на воду из расчета ее нынешней отпускной цены с поправкой на инфляцию.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что для конструктивного аспекта мышления в желтой шляпе вовсе не требуется исключительной одаренности. Здесь важно только желание изложить приходящие в голову мысли и идеи, даже если на первый взгляд они кажутся ничем не примечательными.

В современном мире существуют понятия "позитивное" и "негативное мышление".

Позитивное приносит пользу, негативное - вред.

Но на самом деле это не всегда так. И позитивное, и негативное мышление могут одинаково приносить как пользу, так и вред человеку. Работая с людьми над их проблемами я это поняла уже давно.

Поэтому вынуждена ввести новые понятия - "конструктивное" и "деструктивное мышление".

Представьте: человек попадает в плен. Его заставляют очень много работать с вредом для здоровья, при этом мало кормят, а его средства к существованию оставляют желать лучшего.

Если он начнет мыслить деструктивно, слишком сильно впадать в отчаяние и постоянно плакать - то довольно быстро истратит свою жизненную энергию, заболеет и умрет.

Плюс, постоянно гоняя в голове деструктивные мысли, человек лишает себя возможности подумать о том, как можно решить эту проблему и вырваться из плена.

Это понятно.

Если человек начнет мыслить позитивно, смиряясь с тяжелой ситуацией и стремясь найти даже в ней хорошие стороны (или просто представлять как загорает на пляже) - он вгоняет себя в иллюзии.

Да, безусловно, позитивное мышление лучше негативного.

Так как позитивист не станет растрачивать свою энергию бесконечными страданиями. Он даже сохранит хорошее здоровье и бодрость духа, находясь в плену, и сможет гораздо дольше прожить.

Но в любом случае, то, что он делает - для него вредно. Почему?

Потому что, вгоняя себя в иллюзии, человек собственноручно лишает себя возможности решить проблему и вырваться из плена.

В данном случае и позитивное, и негативное мышление - ВРЕДНО! Почему?

Потому что это мышление деструктивного канала.

Как мы знаем, деструктивные каналы обожают вгонять человека в иллюзии,

А деструктивный канал получит много, много негативных мыслей и энергии от своего "позитивного сотрудника".

Но не имеет значения, как ты мыслишь, - негативно или позитивно, - ты все равно можешь быть подключен к деструктивному каналу, а значит останешься в огромной куче.....

Конструктивное мышление предполагает и позитивные, и негативные мысли, чувства и эмоции. И все эти мысли и чувства принесут человеку огромную пользу. Почему? Потому что только в таком случае человек, взвешивая все "за" и "против", постоянно отслеживая неприятные стороны, и выискивая хорошие пути решения проблемы - сможет выбраться из плена!

И он из него действительно выберется! Почему? Потому что только сотрудничество с конструктивным каналом дает человеку удачу.

Если же человек сидит на деструктивном канале, при этом усиленно стремясь позитивно мыслить - он все равно получит только большие проблемы в жизни.

Деструктивный и конструктивный каналы можно сравнить с видеоархивами. Представьте, на рабочем столе вашего компьютера лежат две папки: одна подписана "куча....", а вторая "удачи в делах". Вы открываете первую папку, и видите в ней огромный архив видеороликов вашей жизни.

Открываете один ролик за другим и просматриваете все возможные неприятности, что уже были или скоро возможно возникнут в вашей жизни.

Потом вы открываете вторую папку, и видите в ней такой же большой архив видеороликов. Открывая один за другим, вы наслаждаетесь созерцанием ваших прошлых и будущих удач, кои возможно реализуются в вашей жизни. Но из какой папки начнут реализовываться видеоролики в действительности - зависит только от вас самих, и от того,

как вы предпочтете мыслить - деструктивно или конструктивно.

Давайте опять вернемся к нашему пленнику, назовем его, например, Васей. Итак, однажды утром Василий просыпается со страшной головной болью.

Оказывается, вчера вечером его кто-то ударил по голове, посадил в мешок, закинул в кузов грузовика и увез в ужасное далеко. В плен.

Внимание: в какое мышление обратиться Васе - конструктивное или деструктивное? Варианты деструктивного (и негативного, и позитивного) мы уже рассмотрели.

Теперь давайте рассмотрим возможность конструктивного мышления. Итак, нашему герою нужно скинуть важность. То есть нужно смиренно принять ситуацию, для того чтобы не загрузиться страданиями по поводу собственной персоны и не подключиться к деструктивному каналу.

То есть, попав в плен, наш герой думает так: "С кем не случается? Всякое бывает" - он не винит себя за то, что случайно оказался в неудачном месте в неудачное время. Такое ведь может случиться со всяким - я не глупее и не умнее других, просто так произошло.

Если б наш герой считал себя умнее других людей, он бы неизбежно начал страдать от того, что попал в плен: "Ведь я такой умный! Как я мог так попасть!?.." Но наш герой знает, чем чреваты эти мысли,

и не занимается самобичеванием. Кроме этого Вася знает: если решить, что этот плохой человек, заставляющий его много работать, слишком нехорошо к нему такому умному, интеллигентному и образованному относится - подключение к деструктивному каналу будет неизбежным.

Поэтому Вася на время забывает о том, что дома он был важной шишкой, с кем все считались, и не грузится по поводу того, что "плохой человек" заставляет его.....: Ну с кем какая бяка может случиться? Правильно? Так чего же грузиться, подключаясь при этом к деструктивному каналу?

Далее Вася начинает искать варианты выхода из сложившейся ситуации. Он тщательно продумывает, чего нехорошего может произойти, если сделать подкоп, и чего можно избежать, если решиться бежать. Также Вася учитывает свои силы - сможет ли он вырубить охранников, или лучше подождать, пока те сами уснут. Заметьте, Васе совсем не надо ежедневно представлять, как он уже вырвался из плена и кушает дома любимые блинчики.

В его ситуации данная практика вредна, так как у него слишком мало времени на праздные мысли. Конечно, в некоторых случаях предвосхищать будущее совсем не вредно - но в данном случае этим нашему герою заниматься не стоит. Вася и так получит возможность выбраться из плена,

ему и без этого повезет, главное - мыслить конструктивно. Когда человек может, а когда не может решить свои проблемы?

Может только тогда, когда подключен к конструктивному каналу. Не может - когда подключен к деструктивному. Нужно не сколько мыслить позитивно, сколько конструктивно,

т.е. так, чтобы разобраться, как выйти из той или иной ситуации, а не просто стонать, или наоборот иллюзионировать.

Когда речь заходит о таком понятии, как «конструктивное мышление», большинство людей хором ответят, что с этим вопросом у них все в порядке. Однако тут стоит разобраться поподробнее. Для чего предназначается это знаменитое «конструктивное мышление»? В первую очередь для решения обычных жизненных проблем и задач. Основной инструмент - логика, а оценивается конструктивное мышление эффективностью работы. Существует данный тип мозговой деятельности для решения любых жизненных задач или проблем максимально удобным и грамотным способом. Самый популярный способ развития рационального мышления - логические загадки.

Где взять конструктивные мысли?

Данная способность есть у каждого человека от природы. Но это еще вовсе не значит, что можно ставить точку. Как и любые человеческие способности и ресурсы, данный навык нужно развивать и изучать. Как любой навык, способность конструктивно мыслить со временем входит в привычку. Но только при регулярных занятиях. Логично предположить, что если мы мыслим не конструктивно, то мышление, основанное на эмоциях, может по любому возможному и невозможному поводу взять иной курс. Такой способ мыслить становится привычным настолько, что кажется максимально естественным. Навыки конструктивного мышления легко развиваются при помощи тренировок.

Зачем нам нужно такое мышление?

Как бы странно ни казалось на первый взгляд, конструктивное мышление не всегда является уместным. Нужно трезво оценивать свои способности и понимать, когда лучше «подумать» сердцем, а когда - включить голову. Конструктивное мышление основывается на логике и поддается самому обычному логическому анализу. В то время как решения, которые нам диктует интуиция и сердце, тоже имеют место в жизни каждого человека. Конструктивное мышление включает в себя:

  1. Формулировку конкретных задач. Такой тип мысли не приемлет таких вариаций: «а что, если…», «в общем», «как обычно» и так далее. Чем конкретнее поставлена задача, тем эффективнее будет процесс решения этой задачи. Формы математического мышления тесно связаны с конструктивными. Рационализм превыше всего.
  2. Взаимосвязь пространственного и конструктивного мышления предполагает целенаправленность. Определение тематики, задачи и цели позволит не распыляться на мелочи и не отклоняться от решения основной задачи, поставленной перед нами. Такой принцип стоит применять даже на этапе формулирования задачи. Как только вы чувствуете, что отвлекаетесь от основного дела, одерните себя и вернитесь к решению действительно важной проблемы. Ваша задача определена и ваша единственная цель - выполнить все максимально эффективно. Только когда проблема будет решена и принесет положительный результат, можно вернуться к тому, что отвлекало в процессе работы. Но самое главное - после завершения работы над одной задачей нужно сразу же ставить новую.
  3. Эмоции оставьте в стороне. Конечно, избавиться от них невозможно и все мы имеем право чувствовать и переживать. Но теперь наша задача - абстрагироваться от ненужных мыслей всего на время. А лучше вовремя проанализировать все чувства и эмоции, разобраться в них. Иногда мы принимаем не лучшие решения в нашей жизни как раз-таки из-за влияния эмоций, которые даже не имеют никакого отношения к поставленной цели и решению задач. Эмоции, влияющие деструктивно на наши решения, - страх, гнев, злость. «Затуманить» мозг могут и самые приятные чувства, например, любовь, радость и удовольствие. И ни в коем случае нельзя пытаться избавиться от этих чувств, но и дать им возможность все испортить из-за неуместности никак нельзя. Главное - мыслить целенаправленно.
  4. Позитивность мышления - важный элемент конструктивности. Если перед вами стоит цель, ни в коем случае нельзя искать причины и отговорки для того, чтобы не следовать ей. Иначе какой во всем этом был первоначальный смысл? Примите тот факт, что трудностей не избежать, а к препятствиям на пути относитесь со спокойствием и думайте не о проблеме, а о ее решении.
  5. Пошаговость действий. Не задавайтесь лишними вопросами и не забывайте о конечной цели. Цель должна быть путеводной звездой, ориентиром, на который нацелен весь процесс размышления. Но любая цель достигается без труда, если процесс ее достижения разбит на этапы. Большинство великих целей не решаются одним махом, а требуют именно пошагового выполнения мелких задач. Но не увлекайтесь процессом, важен результат и только он.

Перечисленные характеристики - только основа конструктивного мышления, второстепенных признаков еще больше. Попробуйте включить пять пунктов в свою жизнь и достигать поставленных целей станет гораздо проще.

Как мыслить конструктивно?

Для начала следует определить, что же такое конструктивное мышление - это процесс, который осуществляется в ходе практической деятельности и направлен на решение конкретных задач, создание реальных предметов при помощи навыка рационального мышления.

Работает такой тип мышления со следующими факторами:

  • постановка правильной цели;
  • создание и разработка плана и проекта решения цели;
  • является более сложным, чем теоретическое мышление.

Неотъемлемая часть конструктивного мышления - стратегическое мышление. Данный вид имеет две составляющие: конструктивное и креативное мышление. Никакая стратегия не будет эффективной, если при ее создании не использовались процессы конструктивного мышления.

Мышление стратега

Любой стратег в ходе своей мыслительной деятельности проходит следующие этапы:

  • креативное мышление;
  • в самом конце - стратегическое.

Еще Бернард Шоу говорил о том, что думают только 2% людей, остальные либо думают, что они думают, а большинство не думает вовсе. Мышление таких людей можно назвать хаотичным. Оно характеризуется бесконтрольным влиянием окружающей среды на мозговую деятельность человека. Можно также отметить связь между конструктивным мышлением и инженерными профессиями. Одно без другого невозможно.

Как понять, что у вас хаотичный тип мышления?

Самый банальный пример крайне прост. Утром вы просыпаетесь без единой мысли о том, чему бы сегодня посвятить свой день, и начинаете судорожно думать о том, чем бы заняться? В этом и суть конструктивного мышления. Оно дает возможность человеку ставить долгосрочные цели, предопределяющие события, которые будут происходить с ним ежедневно. К примеру, вы поставили цель открыть свой бизнес и каждый день вам придется выполнять задачи, которые приведут к реализации данной затеи. Чтобы начать менять хаос в голове на рациональное мышление, прямо сейчас начните планировать свой график и ставить долгосрочный цели. Например, на день, на неделю, месяц, полгода, год, десять лет и всю жизнь. Это позволит стать более дисциплинированным и заставить работать конструктивное мышление.

Развитие мышления

Психологи отмечают, что те люди, которые не привыкли планировать свой график и не владеют основами самодисциплины, не могут мыслить конструктивно. Свой график следует составлять заранее, в первое время на это может уходить до часа времени ежедневно, однако в будущем такой метод приведет к развитию конструктивного мышления. Вы научитесь не отвлекаться на внешние факторы и будете следовать четкой инструкции достижения поставленной цели. После того, как такие правила войдут в привычку, можно смело заявить, что вы руководите своей жизнью. Психологи отмечают, что развить конструктивизм в мыслях можно посредством решения логических загадок. Они очень полезны.

Следующий способ развития конструктивного мышления - самые обычные списки. Каждый рационально мыслящий человек, просыпаясь утром, не думает о том, что будет делать, а уже знает. Именно поэтому не тратится время на пустые мысли и безделье.

Группировка тем

Один из самых важных способов тренировки конструктивной памяти - группировка тем для размышлений. Следует определить границы мыслительных процессов и не выходить за рамки. Например, разделить эти темы на 4-5 групп. Не думайте обо всем подряд, отвлекаясь на все, что происходит вокруг. Держите в голове только те мысли, которые приведут к достижению великой цели. Концентрация на важном - вот где залог успеха. Психологи любят говорить, что конструктивное мышление - возможность руководить своей жизнью, стать ее хозяином. А данный способ тренировки позволяет научиться проектировать, планировать, организовывать.

Как научиться конвертировать позитивное в конструктивное?

Позитивное мышление - это умение анализировать происходящие события и смотреть на вещи с надеждой на положительный исход. Например, вы идете сдавать экзамен, не выучив ни строчки, но надеетесь, что не пойдете на пересдачу. Или заключаете сделку, ставите подпись в договоре, а в этот момент уверены в том, что она принесет вам прибыль - это все примеры позитивного мышления. Такой тип мыслительного процесса в целом очень полезен для каждого человека, но он несет в себе и опасность. Если погрузиться в такие мысли, можно просто-напросто очутиться в мире несбыточных иллюзий, ничего не предпринимать и просто тихо-мирно всю жизнь надеяться на лучшее.

Где правда?

Позитивное мышление несет в себе сплошную пользу, если научиться переводить позитивные мысли в конструктивные. Рациональное мышление - это в первую очередь позитивное мышление, это его основа. Но при этом важно делать правильные выводы и трезво оценивать сложившуюся ситуацию. Задача рационального мышления - сделать все, чтобы ваши позитивные мысли превратились в жизнь и стали реальными. Развитие конструктивного мышления младших школьников - неотъемлемый этап процесса обучения и воспитания.

Методы

Чтобы мыслить рационально, нужно найти тот фундамент, тот якорь, который будет возвращать вас из мечтаний в реальность, направлять в верное русло. К таким фразам-якорям можно отнести, к примеру: «Не нервничай», «Не груби», «Держи себя в руках» и так далее.

При построении великих целей и задач снимите розовые очки и реально оценивайте свои способности. Но обязательно в рамках позитивного мышления. Грамотное и рациональное отношение к ситуации, к построению своего графика - залог успеха. К примеру, вы ставите себе задачи на день, но не думаете о том, что такое количество дел выполнить за день невозможно. В конце дня, заглянув в свой ежедневник, вы поймете, что не выполнили все задачи до конца, что вас только расстроит и повлияет на позитивное мышление.

Смысл конструктивного мышления - заставить вещи работать так, как надо именно вам.

Количество должно равняться качеству

Продуктивность зависит от прилагаемых усилий. Важно правильно ставить вопрос. К примеру, вам предложат за пять минут придумать как можно больше вариантов использования обычной кастрюли. Конечно же, кое-какие мысли придут в вашу голову за эти пять минут. Но если поставить вопрос по-другому и предложить за те же пять минут придумать конкретно 20 вариантов использования кастрюли? За то же время идей будет в несколько раз больше. Этот пример лишний раз доказывает, что правильная постановка цели - залог успеха.

Одним из главных направлений организации математического развития ребенка дошкольного возраста является целенаправленное развитие конструктивного мышления.

Понятие "конструктивное мышление" состоит из понятия мышления и его определения - конструктивное.

По мнению Р.С. Немова, мышление - это процесс обобщенного познания человеком действительности, т.е. получения общих знаний о ней на уровне понятий. Это высказывание надо понимать так: знания, которые человек приобретает в результате мышления, представляют собой не знания всевозможных частных свойств предметов и явлений, а обобщенные знания о самом главном и существенном, что характеризует эти предметы и явления .

Согласно точке зрения Н.В. Белкина, мышление представляет собой психический процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности, основанный на раскрытии связей и отношений между предметами и явлениями .

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения ребенком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. То есть, в процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности, творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов .

Математическое мышление - это прежде всего умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

Характеристику математического мышления Ю.М. Колягин рассматривает в следующих аспектах :

Качества мышления;

Формы математического мышления;

Личностные качества человека, занимающегося математикой.

Развитие математического мышления дошкольников связано с овладением математическими понятиями и с развитием конструктивного мышления.

Конструктивное мышление представляет собой форму творческого отражения действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.

Под конструированием, вслед за А.В. Белошистой, будем понимать вещественное моделирование различных объектов, понятий и отношений. Под обучением конструированию А.В. Белошистая понимает формирование общих конструктивных умений и развитие на этой базе конструктивного стиля мышления. Цель обучения конструированию - научить первичным приемам моделирования на самом простом наглядно-действенном уровне, т.е. уровне, соответствующем наглядно-действенному мышлению детей 3-5 лет и образному мышлению детей 6-10 лет .

Конструктивное мышление - умение видеть объект в целом и при этом представлять себе соотношение его частей. Это умение видеть объект как бы прозрачным, видеть невидимые линии и части, а также мысленно поворачивать объект, "смотреть" на него с разных сторон, умение мысленно расчленять его, собирать и преобразовывать (трансформировать) .

Конструктивное мышление тесно связано с пространственным мышлением, под которым понимается умение строить модель в уме и мысленно выполнять ее преобразования по заданным параметрам (перемещения, сечения, трансформации). Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления .

При таком подходе к процессу формирования пространственного мышления дошкольника появляется возможность формировать базу первоначальных образов понятий (образов памяти) и образов способов действий (образов операций) через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности как в виде отдельных операций, так и общих способов действий будет способствовать накоплению запаса образов, стимулирующих развитие пространственного мышления ребенка.

Рассматривая конструирование как частный, специфический вид такого общего способа деятельности с математическими понятиями и отношениями, как моделирование, предполагается выстроить формирование конструктивных умений у ребенка в процессе моделирования изучаемых математических понятий и отношений. С другой стороны, возможность воплощения изучаемого понятия или отношения в вещественной модели (макете, конструкции) позволяет сформировать у ребенка адекватное представление об абстрактном объекте на наглядно-действенном уровне и наглядно-образном уровне, что является наиболее соответствующим его возможностям и потребностям.

При реализации конструктивного подхода к математическому развитию дошкольников необходимо привести конструктивную деятельность ребенка в соответствие с требованиями к построению учебных моделей понятий и этапами формирования умственных действий. Наиболее удобным математическим содержанием для реализации данной задачи является материал геометрического характера. Этот материал позволяет построение двухэтапного

Базой для развития пространственного мышления являются пространственные представления, которые отражают соотношения и свойства реальных предметов в трехмерном пространстве. Пространственные представления - это образы памяти или образы воображения, т.е. пространственные характеристики объектов: форма, величина, взаимоположение составных частей, расположение их на плоскости или в пространстве .

Пространственное мышление представлено двумя видами деятельности: создание пространственного образа и преобразование этого образа в соответствии с задачей .

При создании любого образа наглядной основой, на базе которой он возникает, может выступать и реальный предмет, и его графическая (рисунок, чертеж, график) или знаковая (математические символы) модель.

Уже созданный образ в процессе оперирования с ним мысленно видоизменяется.

Для создания запасов представлений (образов памяти) необходимо достаточно большое количество заданий на восприятие и оценку внешних характеристик объектов. При выполнении заданий на распознавание ребенок пользуется этим запасом, воспроизводя по памяти виденные им ранее образы. Данный запас является также основой для создания образов воображения. Они являются новыми образами, возникающими после мысленной переработки заданного материала.

Образ воображения - это новый образ, созданный на основе имеющихся представлений. Создание такого образа и является шагом (актом) процесса пространственного мышления. Поток таких образов есть процесс пространственного мышления.

Поскольку наличие пространственного мышления - это одна из характеристик математических способностей, его необходимо формировать и развивать, в частности, через формирование конструктивного мышления ребенка. Необходимо формировать базу первоначальных образов и способов действий с ними через доступную ребенку деятельность конструирования с вещественными моделями. Процесс интериоризации этой деятельности будет способствовать накоплению запаса образов, развитию пространственного мышления.

Таким образом, в дошкольном возрасте развитие конструктивного мышления есть способ и средство стимуляции и развития пространственного мышления, которое является частью математического стиля мышления.

Развивать конструктивное мышление можно в разных видах деятельности, но наибольшие возможности имеет математика, так как она развивает математическое мышление, т.е. умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения. В процессе обучения математике используется материал геометрического характера, который позволяет построение двухэтапного использования конструктивной деятельности ребенка с геометрическими образами (вещественного и графического).