Ударение в русском языке то есть. Русский язык в школе

Болычева Е. М.

Слово может состоять из одного, двух или более слогов. Если слогов несколько, то один из них обязательно произносится иначе, чем остальные. Подобное выделение одного из слогов служит условием фонетической оформленности слова и называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога. Ударение в русском языке является силовым и количественным одновременно. Ударный слог отличается от безударных и своей длительностью, и своей силой (громкостью).

Словесное ударение наделено организующей функцией. Группа слогов, связанная общим ударением, образует особую фонетическую единицу. Она называется фонетическим словом, например: [гълавá] голова, [нá(гълъву] на голову. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения остальных слогов.

Лишенные ударения слова могут вести себя по-разному. Одни из них подчиняются обычным правилам произношения звуков: [да_сáдъ] до сада (ср.: [дасáдъ] досада); [л’ э´j_къ] лей-ка (ср.: [л’ э´jкъ] лейка). Другие, несмотря на безударность, сохраняют некоторые фонетические приметы самостоятельного слова. В них, например, могут звучать гласные, нехарактерные для безударных слогов: [што(нáм] что нам (ср.: [штанáм] штанам); [т’э(л’исá] - те леса (ср.: [т’ьл’исá] телеса).

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение. Оно является более слабым, падает чаще всего на начальные слоги и фиксируется в словах со сложной словообразовательной структурой: стро`йматериáлы, во`донепроницáемый, а`эрофо`тосъёмка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным. Так, в чешском языке ударение может приходиться только на первый слог, в польском - на предпоследний, во французском - на последний. Русский язык не знает подобной закономерности. Являясь разноместным (или нефиксированным), русское ударение может падать на любой слог и на любую морфему в слове: зóлото, водá, молокó, позолотúть, необыкновéнный. Это делает возможным существование слов, а также отдельных форм слов, различение которых связано с местом ударения: зáмок - замóк, нóшу - ношý, нóги - ногú и т. д.

Русское ударение имеет и другую особенность - подвижность. Подвижность ударения при образовании грамматических форм слова определяется возможностью перехода ударения:

1) с основы на окончание и наоборот: стран-á - стрáн-ы, голов-á - гóлов-у;

2) с одного слога на другой в пределах той же морфемы: дéрев-о - дерéвь-я, óзер-о - озёр-а.

Примеры второго типа встречаются крайне редко.

Подвижность ударения при словообразовании определяется возможностью перемещения ударения на другую морфему в производном слове по сравнению с производящим: крáсн-ый / красн-от-á. Неподвижное словообразовательное ударение приходится на ту же самую морфему: берёз-а / берёз-ов-ый.

Итак, русское ударение описывается сразу несколькими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по характеру расположения в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме (при образовании грамматических форм и при словообразовании).

VI.2. НОРМЫ РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Словесное ударение является обязательным признаком слова. Слово опознаётся лишь при определенной постановке ударения.

Ударение в русском языке свободное. Оно может быть на любом слоге слова. В пределах одного и того же слова ударение может передвигаться с одного слога на другой, например: поня"ть, по"нял, поняла".

Во многих случаях словесное ударение служит признаком, по которому различаются значения слов, например: а"тлас и атла"с, за"мок и замо"к, му"ка и мука".

Разноместность ударения в русском языке даёт возможность разграничивать грамматические формы как одного и того же слова, так и двух разных слов, например: сте"ны и стены; ру"ки и руки; насы"патъ (соверш. вид) и насыпа"тъ (несоверш. вид), по"лка и полка; сто"ит и стои"т.

В некоторых словах русского языка ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта являются правильными, например: творо"г и тво"рог, ина"че и и"наче, мышле"ние и мы"шление, ке"та и кета; одновременно и одновре-ме"нно.

Ударение в именах существительных

Особенно разнообразно, а поэтому очень трудно для изучения словесное ударение имён существительных. Немало споров вызывают слова догово"р и пригово"р, которые многими произносятся как до"говор и при"говор. Правильно произносить следует догово"р и пригово"р, как разгово"р и угово"р. Иногда ударение меняет значение слова: призывно"и (призывно"и возраст) и призы"вный (призы"вный клич), мелочно"и (товар), ме"лочный (человек).

Бывают случаи, когда ударение меняется с течением времени: так, при Пушкине говорили музы"ка, а не му"зыка. Вспомним: Гремит музы"ка боевая.

Это объясняется происхождением слова музыка от франц. music с ударением на последнем слоге. Как только это слово "обрусело", оно потеряло французское ударение.

Многие иноязычные слова и в настоящее время в разговорной речи произносятся с неверным ударением. Например, ква"ртал, а"тлет, про"цент, па"ртер, а"мпер, жа"люзи, меди-ка"менты, ко"клюш можно услышать в речи вместо правильных кварта"л, атле"т, проще"нт, парте"р, ампе"р, жалюзи; медикаменты, коклю"ш.

Можно предположить, что все приведённые слова - иностранного происхождения, и поэтому их правильное произношение объясняется незнанием иностранного языка. Но почему же так часто встречается ошибочное ударение в исконно русских словах? Нередко говорят: средства" (вместо ере"детва), свекла" (вместо свёкла), сто"ляр (вместо столя"р), танцовщи"ца (вместо танцо"вщица), на"чатъ (вместо нача"ть), тесно" (вместо те"сно) и т.п.

Часто неверно говорят кило′метр, но при этом никто не говорит килограмм, хотя в речевой практике встречается сокращение кило′. Здесь "французская" манера произношения (ударение на последнем слоге) вполне уместна, так как метрическая система была впервые введена во Франции,

По месту ударения существительные можно распределить по трём группам:

1. Слова, в которых ударение ставится на определённом гласном основы и ни в какой падежной форме не меняет своего места.

Например, если в им. п. ед. ч. звучит ле"ктор, -а, -ом, -е; мн. ч.: л"екторы, -ов, -ами, ах, не рекомендуется произносить лектора; лектора"в.

Такое же постоянное ударение на корне во всех косвенных падежах будет и в словах догово′р, кварта"л, созы"в, сре"дство.

Неправильные формы договора; до"говоры, со"зыв, средства" неумолимо кочуют из одного выступления в другое, соответствующим образом характеризуя культуру речи говорящего.

2. Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончании. Если в им. и вин. падежах окончание нулевое (стол, рубеж, рубль, язык), то ударное окончание имеют формы косвенных падежей стола′ столо′в, рубля′ рубле′й, языка′ языко′в.

3. Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение перемещается с основы в ед. ч. на окончание во мн. ч.:

о′круг - о′круга, мн. ч. округа′ - округа′в;

но′востъ - но′вости, мн. ч. но′вости - повоете′и; и наоборот, ударение перемещается с окончания в ед. ч. на основу во мн.ч.: среда′ - среды′, мн. ч. сре′ды - сред, о сре′дах.

Приведём список слов, в которых часто допускаются ошибки в ударении.

Правильное ударение Неправильное ударение
аге′нт а′гент
агроно′мия агрономи′я
алкого′ль а′лкоголь
алфави′т алфа′вит
аргуме′нт аргу′мент
аристокра′тия аристократий
бла′говест благове′ст
вероиспове′дание вероисповеда′ние
ветерина′рия ветеринари′я
ве′черя (тайная ве′черя) вече′ря
газопрово′д газопро′вод
гастроно′мия гастрономи′я
ге′незис гене′зис
диало′г диа′лог
диоптри′я дио′птрия
диспансе′р диспа′нсер
догово′р до′говор
докуме′нт доку′мент
досу′г до′суг
дремо′та дремота′
Ева′нгелие Еванге′лие
жалюзи′ жа′люзи
заголо′вок за′головок
за′суха зас′ха
зна′мение знаме′ние
изобрете′ние изобре′тение
и′конопись ико′нопись
и′скра искра′
инструме′нт инстру′мент
инсу′льт и′нсульт
испоко′н и′спокон
катало′г ката′лог
каучу′к ка′учук
кварта′л ква′ртал
киломе′тр кило′метр
коклю′ш ко′клюш
креме′нь кре′мень
коры′сть ко′рысть
кредито′р креди′тор
ломо′та ломота′
медикаме′нты медика′менты
немота′ немо′та
неду′г не′дуг
некроло′г некро′лог
нефтепрово′д нефтепро′вод
обеспе′чение обеспече′ние
опошле′ние опо′шление
патриа′рхия патриархи′я
па′сквиль паскви′ль
парали′ч пара′лич
пригово′р при′говор
прида ное′ при′даное
приобрете′ние приобре′тение
проце′нт про′цент
рефле′ксия рефлекси′я
сантиме′тр санти′метр
свёкла свекла′
ста′туя стату′я
созы′в со′зыв
сосредото′чение сосредоточе′ние
сре′дства средства′
столя′р сто′ляр
танцо′вщик танцовщи′к
тоте′м то′тем
толи′кА то′лика
тошнота′ тошно′та
узаконе′ние узако′нение
фети′ш фе′тиш
цеме′нт це′мент
шофёр шо′фер
щаве′ль ща′вель
экспе′рт э′ксперт
эпиле′псия эпилепси′я

Ударение в именах прилагательных

В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах. Если никому не приходит в голову сказать правы′и вместо пра′вый, то Вы не правы′вместо Вы не пра′вы слышится сплошь и рядом.

Следует запомнить несколько закономерностей постановки ударения в кратких формах прилагательных.

Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегру′женный - перегружен, перегру′жена, перегружено, и поэтому когда говорят "повестка дня перегружена′", - это звучит неграмотно.

Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма (на основе), а в женском роде ударение перемещается на окончание: бли′зкий - бли′зок - близка′ - бли′зко - бли′зки; ва′жный - ва′жен - важна′ - ва′жно - ва′жны.

Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же ударение будет иметь и множественное число: бога′тый - бога′т - бога′та - бога′то - бога′ты; поле′зный - поле′зен - поле′зна - поле′зно - поле′зны.

Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода: гне′вный - гне′вен - гневна′ - гне′вно - гне′вны; во′лъный - во лен - вольна′ - вольно - во′льны и доп. вольны′.

Приведём список прилагательных, в произношении форм именительного падежа которых наиболее часто делают ошибки.

Правильное ударение Неправильное ударение
валово′й, -ая, -ое ва′ловый
кедро′вый, -ая, -ое ке′дровый
лубо′чный, -ая, -ое лу′бочный
меново′й, -а′я, -о′е ме′новый
митинго′вый, -ая, -ое ми′тинговый
ку′хонный, -ая, -ое кухо′нный
наведённый, -ая, -ое наве′денный
незаконнорождённый, -ая, -ое незаконноро′жденный
не′нецкий, -ая, -ое нене′цкий
озло′бленный, -ая, -ое озлоблённый
опто′вый, -ая -ое о′птовый
оценённый, -ая, -ое оце′ненный
очередно′й, -ая, -ое очерёдный
подро′стковый, -ая, -ое подростко′вый
порто′вый, -ая, -ое портово′й
проторённый, -ая, -ое прото′ренный
развито′й, -ая, -ое ра′звитый
со′гнутый, -ая, -ое согну′тый
тигро′вый, -ая, -ое ти′гровый

УДАРЕНИЕ В ГЛАГОЛАХ

Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего времени, а также с причастиями. В формах настоящего времени и простого будущего один из самых популярных - глагол звонить. Несмотря на относительно широкую употребительность в речи форм

зво′нит, позво′нит, все орфоэпические словари в качестве литературной нормы указывают ударение звони′т, позвони′т.

Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем, что в них ударение падает на окончание, в то время как в мужском и среднем роде, а также во множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (всего их около 280), а также производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям: брать - брал, брала; бра"по, бра1 ли; быть - был, была; бы"ло, бы"ли; взять - взял, взяла; взя"ло, взя"ли; гнать -гнал, гнала; гна"ло, гна"ли и т.д.

Так же ведут себя и приставочные глаголы: добы"ть - добы"л, добыла; добы"ло, добы"ли; забра"ться - забра"лся, забрала"сь, забра"лось, забра"лись и др.

Ударение в формах "любимых" парламентских глаголов нача"ть и приня"ть ставятся следующим образом: нача"ть - на"чал, начала; на"чало, на"чали; приня"ть - при"нял, приняла; при"няло, при"няли.

У остальных глаголов ударение в различных формах прошедшего времени унифицировано: знать - знал, зна"ла, зна"ло, зна"ли.

В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызывать ударение в кратких формах. Здесь нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс (-онн-/-енн-), то таким же оказывается ударение в краткой.форме мужского рода. В женском и среднем роде и во множественном числе ударение перемещается на окончание: введённый - введён, введена; введено; введены"; заграждённый - заграждён, заграждена; заграждено; заграждены1.

В других кратких причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание: на"чатый - на"чат, начата; на"чато, на"чаты; при"пятый - при"нят, принята; при"нято, при"няты.

1. Поставьте ударение. Проверьте по орфоэпическому словарю правильность выполнения задания.

Арахис, анапест, апостроф, бюрократия, дефис, документ, догмат, фортель, кетчуп, колледж, коклюш, щавель, туфля, доцент, маркетинг, эксперт, бармен, мышление, менеджмент, оптовый, жалюзи, огниво, корысть, приговор.

2. Определите с помощью словаря значения слов, поставьте в них ударение:

благовест, сегмент, мизантроп, еретик, знамение, молох, постфикс, полисемия, пасквиль, генезис, менеджер, торос, фетиш, факсимиле, феномен, филантропия.

3. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения:

атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки.

4. Поставьте ударение в существительных мужского рода:

алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер.

5. Поставьте ударение в существительных женского рода:

бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, злоба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, статуя, хвоя, щеколда, флюорография.

6. Поставьте ударение в существительных среднего рода:

изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упрочение.

7. Определите место ударения (на основе или на окончании):

аэропорт, средства, шарады, мозги, блюда, должностей, областей, простыней, прибылей, шарфов, яслей, госпиталей.

8. Поставьте ударение в прилагательных:

августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, суповой, ходовой,украинский.

9. Поставьте ударение в кратких формах имён прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы:

Бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки; быстра, быстро, быстры; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы.

10. Поставьте ударение в причастиях:

Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный.

11. Поставьте ударение в глагольных формах:

Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.

12. В примерах из произведений М.Ю. Лермонтова поставьте ударение в глаголах прошедшего времени:

1. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала. 2. Скакун лихой, ты господина из боя вынес как стрела, но злая пуля осетина его во мраке догнала. 3. В груди проснулися желания, во взоре слёзы родились. 4. И стали три пальмы на Бога роптать; на то ль мы родились, чтоб здесь увядать... 5. Не будь на то Господня воля, не отдали б Москвы. 6. Поверь, когда б меня не создал Бог, он ниспослать бы в мир тебя не мог. 7. Он поднял взор: ее окно озарено лампадой, блещет; кого-то ждёт она давно. 8. И создал я тогда в моём воображении по лёгким признакам красавицу мою. 9. И свет дрожащего огня, упав на смуглые ланиты, черкесу придал вид сердитый. 10. Улана проклял милый пол.

ЛИТЕРА ТУРА ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ В А УДИТОРИИ

  • Агеенко Ф.Л. По страницам Словаря ударений // Русская речь. 1990. № 1.
  • Агеенко Ф.Л. Русская речь у микрофона // Русская речь. 1996 № 1.
  • Борунова С.Н. Где ставить ударение? // Русская речь. 1994. № 2.
  • Борунова С.Н. Пока′яние или покая′ние? // Русская речь. 1994. №5.
  • Быкова Г.В. К орфограмме - через произносительные нормы // Русская словесность. 1996. № 6.
  • Дерябина А.С. Лавровый, лавровый // Русская речь. 1992. № 6.
  • Дерябина А.С. Сливовый или сливовый //Русская речь. 1990. № 6.
  • Кривенко Б.В. Так говорят на телевидении // Русская речь. 1995. №1.
  • Крысин Л.П. Йо′гурт или йогу′рт? // Русская речь. 1998. № 1.
  • Лаптева О.А. Говорят твердо или мягко? (Цикл: Говорят по радио и с телеэкрана) // Русская речь. 1998. № 4 -5.
  • Лаптева О.А. Говорят с телеэкрана // Русская речь. 1993. № 5.
  • Лаптева О.А. Слушаем радио и телевизор // Русская речь. 1996. №4.
  • Резниченко И.Л. О типологии орфоэпических ошибок // Русский язык в школе. 1996. № 3.
  • Тимофеева Г.Г. Отражение развития произносительной нормы в орфоэпических словарях русского языка // Русский язык в школе. 1991. №1,3,4.

Русский язык недаром отнесен лингвистами к группе наиболее сложных для изучения. Огромное количество правил плюс примерно столько же исключений из них поддадутся далеко не каждому студенту. Одной из важнейших составляющих языка является фонетика, изучающая звуковое строение речи, а также орфоэпия, предмет изучения которой - правильное произношение слов. А значит, здесь не обойтись без такого понятия, как ударение. Ведь зачастую от правильности употребления слова зависит не только мнение слушающего о грамотности говорящего, но и в целом понимание оппонента. В подтверждение сказанному рассмотрим особенности русского ударения, его основные черты, правила расстановки.

Определение

Ударение - это выделение одного из элементов в речевой цепочке при помощи использования средств фонетики. Таким образом, ударение бывает словесное (выделение слога в слове), синтагменное (выделение слова в синтагме) и фразовое (выделение синтагмы в фразе). Статья наша коснется словесного ударения.

Особенности ударения в русском языке

1. Разноместность. Ударение в русском языке может быть направлено на любой слог в слове: собАка - пОлночь - расскАз - дОлжность. Более того, даже в однокоренных и родственных словах ударение не стоит на месте: рЕзать - вырезАть - вырезнОй - вЫрезать. Благодаря этой особенности русского ударения, в речи легко можно различить омографы, то есть слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению и значению: мукА - мУка, оргАн - Орган, проклЯтый - прОклятый, дорогА - дорОга, замОк - зАмок.

2. Подвижность. Еще одна характерная черта русского языка - это подвижность ударения, то есть при изменении формы слова (по роду, числу, времени и т.д.) меняется и фонетически выделяемый слог: окнО - Окна, водА - водЫ - вОды, травА - трАвы.

3. Вариативность. Такие особенности русского ударения, как подвижность и разноместность, дают возможность существования понятия акцентологических вариантов, то есть слов с двойным ударением. Причем оба варианта употребления будут грамматически верными: одновремЕнно - одноврЕменно, бодрЫ - бОдры, петлЯ - пЕтля, творОг - твОрог.

4. Стилистическая значимость. Говоря о существовании акцентных вариантов, нельзя забывать и о тех словах, ударение в которых напрямую зависит от ситуации, в которой оно употребляется, в разговорной речи или в ее литературном варианте. Немаловажным является и профессиональный статус говорящего, и употребление им так называемых профессионализмов: прИкус (медицинское) - прикУс (общее), феномЕн (разговорное) - фенОмен (литературное), шЁлковый (общее) - шелкОвый (народно-поэтическое).

Стоит запомнить!

Несмотря на перечисленные особенности русского ударения, необходимо запомнить следующие слова: тОрт, облегчИть, шАрф, бАнт, красИвый, квартАл, звонИть, повторИть. Фонетически выделенный слог остается в них неподвижным, каким бы изменениям не подвергалось само слово.

Заключение

И, как видно из всего вышесказанного, основная особенность «великого и могучего» в том, что правила ударения в русском языке совершенно отсутствуют. Так что сложна и незавидна участь иностранца, ставшего на путь изучения языка, даже носители которого не всегда употребляют его слова правильно.

Ударение – это выделение слога в слове. В русском языке ударный гласный в слоге выделяется длительностью, интенсивностью и движением тона.

К особенностям (и трудностям) русского ударения относятся: 1) нефик­си­рованность и подвижность, 2) наличие профессиональных и стилистически окрашенных типов произнесения слов, 3) наличие акцентологических вариантов, 4) колебания в постановке ударений, 5) ударение в именах собственных и др. Рассмотрим это на конкретных примерах.

1. В некоторых языках ударение фиксированное (например, на последнем слоге – во французском языке). Русское ударение нефиксированное (разноместное) и подвижное (перемещается в разных грамматических формах одного и того же слова: доска – до ски ). Вследствие этого могут возникать пары слов, в которых одно несет нормативное ударение и используется в литературном языке, а другое – ударение, встречающееся в профессиональной речи, например:

алкого ль – а лкоголь, шпри цы – шприцы (у медиков);

ко мпас – компа с (у моряков);

ке та – кета (у рыбаков);

добы ча – до быча, рудни к – ру дник (у горняков);

шасси – ша сси (у летчиков);

и скра – искра (у шоферов).

2. Разное ударение имеют слова, принадлежащие разным стилям речи (просторечному, нейтральному, книжному):

кла дбище (нейтр.) – кладби ще (устар., поэтич.);

деви ца (нейтр.) – де вица (народно-поэтич.);

шё лковый (нейтр.) – шелко вый (народно-поэтич.);

свё кла (нейтр.) – свекла (прост.);

му зыка (нейтр.) – музы ка (устар.)

Запомните! Профессиональные, просторечные и устаревшие варианты не являются нормативными.

В русском языке существуют слова с так называемым двойным ударением, это акцентологические варианты . Иногда они равноправны , например: пицце рия и пиццери я. Но чаще один вариант становится предпочтительнее другого. Например:

творо г – основной (предпочтительный) вариант, тво рог – дополнительный;

нет творога – нет тво рога (доп.);

те фтели – тефте ли (доп.);

и скристый – искри стый (доп.);

ржа веть – ржаве ть (доп.);

ки рза – кирза (доп.);

ба ржа – баржа (доп.);

кулинария – кулинария (доп.)

4. Во многих словах сегодня наблюдаются колебания в постановке ударения: джи нсовый – джинсо вый, металлурги я – металлу ргия, по во лнам – волна м, пе тля – петля , са жень – саже нь.

Однако в подавляющем большинстве случаев в нарицательных существительных только один вариант произношения является нормативным: агроно мия, алфави т, балова ть, валово й, вероиспове дание, гражда нство, дефи с, диспансе р, жалюзи , зави дно, изы ск, исче рпать, катало г, ку хонный, мусоропрово д, наме рение, обеспече ние, облегчи ть, опто вый, па мятуя, предвосхи тить, прину дить, сосредото чение, сре дства, столя р, углуби ть, украи нский, упро чение, фено мен, хода тайство, ценова я, христиани н, щаве ль, экспе рт.

Запомните! Валово й (доход, продукт);

уста вный (фонд, капитал);

опт – оптом – опто вый – оптови к;

дебито р – должник, дебито рская задолженность (сумма долгов);

де бет – левая сторона бухгалтерских счетов.

5. Следует помнить о правильном произношении общеизвестных имен собственных, таких, например, как Се ргий Ра донежский, Сальвадо р Дали , Пикассо , Алекси й, Соколо в-Микито в, Балаши ха, Вели кий У стюг, Ки жи, Ставропо льский край, Никара гуа, Перу , Квебе к, Си дней, Шри-Ланка и т.д.

В некоторых именах собственных допустимо вариативное ударение: Нью тон – Ньюто н, Ре мбрант – Рембра нт, Ли нкольн – Линко льн и т.д. В именах собственных иноязычного происхождения ударение обычно неподвижно, например: Мориа к – у Мориа ка. У Бальза ка, в По знани .

В тех случаях, когда одно имя собственное относится к двум (или более) лицам, предметам, понятиям, нужно уточнить конкретное значение данного слова и, пользуясь словарями, выяснить правильное ударение. Например, Джордж Ва шингтон (первый президент США) – Вашингто н (столица США); Макбе т (персонаж одноименной трагедии Шекспира) – Ма кбет (название повести Н.С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда").

6. В существительных иноязычного происхождения правильно поставить ударение можно, зная происхождение слова. Например, пуло вер , потому что слово пришло из английского языка (pullover – "свитер, любая вязаная одежда, натягиваемая через голову"), нувори ш – из французского (nouveauriche – букв. "новый богач"). Сравни также: импи чмент, дефи с, са ммит, ма ркетинг, диспансе р, ха ос (беспорядок), некроло г, кварта л , ге незис, биогене з, фено мен, экспе рт, катало г.

7. В глаголах на -и ровать более продуктивным считается вариант с ударением на и (суффикс -ир- восходит к немецкому –ieren ). В словах же, вошедших в русский язык только в прошлом веке, ударение часто падает на последний слог. Сравни:

блоки ровать – маркирова ть;

национализи ровать – премирова ть;

приватизи ровать – нормирова ть;

экспорти ровать – бомбардирова ть.

8. В русском слове, как правило, одно ударение. Но в сложных словах, особенно в профессиональной речи, часто бывает два ударения: главное и второстепенное , т.е. побочное (на первой части длинного сложного слова): карто фелекопа лка , су перобло жка, эне ргосисте ма, те лепереда ча, не фтепрово д, маши нострое ние, сре днесу точный, кни го­изда­ тельский.

Запомните! Нефте- (трубо-, газо-) прово д (название действия), но: про вод (проволока).

Среди сложных слов есть и одноударные: самостоя тельный, межреспублика нский, ви це-премье р и др.

9. Ударение в русском языке может выполнять смысловые и грамматические функции. С его помощью различаются омонимы (разные по значению слова, совпавшие по написанию, но не по произношению): и рис – ири с, за мок – замо к, мука – му ка, у гольный – уго льный, а тлас – атла с, хло пок – хлопо к, о рган – орга н. Неправильная постановка ударения влечет за собой искажение смысла. Сравни: ледни к (в горах) – ле дник (погреб); па рить (репу) – пари ть (в облаках); рефле кторный (от рефлектор ) – рефлекто рный (от рефлекс ); наголо (держать шашки) – на голо (остричь); броня (защитная облицовка из стали) – бро ня (закрепление чего-либо, за кем-нибудь); виде ние (призрак) – ви дение (точка зрения); прокля тый (ненавистный) – про клятый (подвергшийся проклятью); хоры (балкон в верхней части зала) – хо ры (певческие коллективы); языкова я (подготовка) – языко вая (колбаса); занято й (человек) – за нятый (дом).

Гвоздинская Л.Г.
зав. центом гуманитарного образования СПб АППО

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность. Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм).

Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка —мукА, трУсит — трусИт, погруженный на платформу — погружЁнный в воду ) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лис т, но в ботанике: семейство лАвровых ). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ».

Как установлено учёными, бóльшая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка. Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй . Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода : прАвый — прав — прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА .

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма : если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее : сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе ; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАлъна — печАлънее, протИвна — протИвнее . То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаголах — это формы прошедшего времени. Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть — сидЕла, стонАть — стонАла, прЯтатъ — прЯтала, начинАть — начинАла . Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА; ждать — ждал — ждАло — ждАли — ждалА; лить — лил — лИло — лИли — лилА . Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы- , которая принимает ударение на себя: вЫжитъ — вЫжила, вЫлитъ —вЫлила, вЫзвать — вЫзвала .

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла .

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАтъся — началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться — принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь .

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме. Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт . Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.