Удивительные оптические миражи.

Невероятные факты

В природе существуют явления, глядя на которые, вы можете не поверить своим глазам. Миражи и оптические иллюзии, встречающиеся в природе, поражают наше воображение.

Люди с давних времен сталкивались с видениями кораблей, зданий, гор и не могли найти этому объяснения. В отличие от галлюцинации, миражи являются реальным оптическим феноменом, который можно сфотографировать. Другое дело, что эти явления не возникают по заказу. Однако есть места на нашей планете, где шансы увидеть уникальную оптическую иллюзию гораздо больше.


1. Фата-моргана, Антарктида


В Антарктиде, ясный и чистый воздух четко фокусирует удаленные объекты. Восприятие глубины становится невозможным и мир приобретает удивительный двухмерный вид. Ранние исследователи Антарктиды скрупулезно наносили на карты и схемы острова, мысы и горные хребты, которые больше никто никогда не видел.

Забавным примером этого явления стал случай, произошедший с шведским исследователем, который в своей записной книжке описал скалистый мыс с двумя необычными симметричными долинными ледниками. Как оказалось, он на самом деле смотрел на моржа.

Фата-моргана вызвана отражением от воды, льда и снега, а в сочетании с температурной инверсией это создает иллюзию четкого, определенного вида, которого на самом деле не существует.

2. Огни святого Эльма, Эдинбург, Шотландия


Физически, огни святого Эльма – это яркое голубое или фиолетовое свечение, похожее на огонь, от высоких заостренных структур, таких как громоотводы, мачты, шпили и трубы. Они представляют собой смесь газа, плазмы, также как огонь и звезды. Электрическое поле вокруг объекта вызывает ионизацию молекул воздуха, что приводит к возникновению слабого свечения, которое хорошо видно в малоосвещенных условиях.

Американский писатель Герман Мелвилл назвал это явление "пылающий палец Бога". Цезарь увидел его на копьях своих войск в ночь перед битвой. Этот впечатляющий эффект, который вызван электрическим разрядом из грозовых облаков на землю, всегда внушал мысль о божественном вмешательстве. Огни святого Эльма можно увидеть на мачтах кораблей во время шторма, а моряки с благоговением относятся к этому явлению, которое часто происходит в момент, когда шторм начинает стихать. Это природное явление часто наблюдают на высотах Эдинбургского замка на Замковой скале.

3. Полярное сияние, Альта, Норвегия


Полярное сияние – это невероятно эффектное зрелище в Арктике и Антарктиде. Красочные пласты света превращают бесконечные зимние ночи в настоящие лавовые лампы. Полярное сияние, а точнее северное и южное полярное сияние, происходит, когда солнечные частицы, выброшенные солнечными вспышками, притягиваются магнитным полем Земли к северному или южному полюсу, сталкиваясь с атмосферными газами и излучая фотоны или частицы света. В результате появляются светящиеся пласты зеленого, красного, белого, пурпурного и синего света.

Норвежский город Альта, который находится на 69 параллели северной широты, известен как прекрасное место, откуда можно любоваться полярным сиянием.

4. Брокенский призрак, Гослар, Германия


Тысячи лет, любой, кому посчастливилось наблюдать этот сверхъестественный оптический феномен, считал, что он находится в присутствии Бога или проходит собственное духовное перерождение. Все потому, что перед наблюдателем предстает изображение тени, окруженной ореолом света, как правило, вокруг головы. Это явление чаще всего происходит вблизи горных вершин, где воздух влажный, а солнце находится низко. Название явления обязано своим происхождением пику Брокен, который при высоте 1141 м является самой высокой точкой гор Гарц, расположенных в федеральной земле Саксония-Анхальт в Германии. Отправиться на вершину гор Гарц можно из города Гослар в Германии.

5. Зеленый луч, Сен-Жан-де-Люз, Франция


Зеленый луч - излюбленное явление среди тех, кому не чужды романтические фантазии, кажется, запечатлевает саму бренность существования. Этот эффект, который можно увидеть в конце заката, появляется как зеленая точка или зеленый луч, который как будто вспыхивает из солнца. Причины появления этой иллюзии довольно сложны и связаны с преломлением света, толщиной атмосферы и кривизной Земли. У вас есть небольшие шансы увидеть зеленый луч, например, отправившись в город Сен-Жан-де-Люз, который запечатлен во французском фильме "Зеленый луч".

6. Молодые хвойные деревья, вулкан Сент-Хеленс, США


По мере того, как вы приближаетесь к вулкану Сент-Хеленс в штате Вашингтон, вы можете заметить новый рост бледно-зеленых всходов на темно-зеленых хвойных деревьях. Это создает форму изгиба глаза, похожую на произведение оптического искусства. В мае 1980 года произошло масштабное извержение вулкана Сент-Хеленс, что вызвало обвал его северной стороны и большое облако пепла. Множество людей погибло, а местность приобрела вид безликого лунного ландшафта. С тех пор эта территория охраняется и восстанавливается.

7. Магнитный холм, Ладакх, Индия


Ладакх – это земля высоких снежных перевалов и древних сооружений - гопм. Здесь вы можете столкнуться с явлением, называемым магнитный холм или гравитационный холм, когда кажется, что транспорт с выключенной коробкой передач поднимается наверх. Этот поразительный эффект стал предметом домыслов о том, что магнитная сила сбивает самолеты с курса. На самом деле все это лишь одна большая иллюзия: спуск направлен слегка вниз, но форма окружающего ландшафта и горный горизонт приводят к тому, что наши обычные ориентиры становятся неясными. Этот магнитный холм можно обнаружить в 30 км от исторической столицы Лех, а само место отмечено большим знаком.

8. Нижний мираж, равнина Нулларбор, Австралия


Это довольно часто наблюдаемое явление - марево, которое делает воздух мерцающим и кажется, будто дороги выглядят влажными. На самом деле это обычная иллюзия. Воображаемое озеро вдали, которое видят усталые путешественники в пустыне, дает им мнимую надежду. В действительности, иллюзия воды является изображением неба вдали, которое появляется от преломления лучей света через воздух. С другой стороны, если запасетесь бутылкой воды и отправитесь в австралийскую равнину Нулларбор, где нет деревьев, то сможете своими глазами увидеть мираж в спокойной атмосфере.

9. Дьяволы Паасселка, озеро Паасселка, Финляндия


Дьяволы Пааселка – это явление, называемое "блуждающие огни", при котором свет появляется ночью, в основном на болотистой почве. Если вы за ними следите, они отступают. Также часто кажется, что они следуют за вами. Во многих культурах, такие огоньки считались злыми духами, которые заманивают путешественников и приводят к их гибели, или предвестниками стихийного бедствия. Озеро Паасселка известно своими таинственными шарами света, а в финском фольклоре эти огни указывали на места, где находятся сокровища.

10. Паргелий, Тимбукту, Мали


Паргелий – это эффект, который можно наблюдать вокруг солнца. Он выглядит как яркие пятна или "ложные солнца", расположенные по обе стороны самого солнца. Это явление может длиться часами. Раньше в этом усматривали пугающее предзнаменование плохих времен. Однако, все это лишь кристаллы льда, создающие в воздухе призму. У вас есть большие шансы увидеть паргелий на плоском горизонте Тимбукту в Мали.

Лексика и фразеология «Подготовка к ЕГЭ»

1. (1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3) путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений

1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

3) Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

5) Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Начало формы

Наоборот,

Например,

Несмотря на это,

Конец формы

Начало формы

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено

НИЖНИЙ , -яя, -ее.

1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька .

2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

4) Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

Конец формы

2.(1)Специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», при построении гидродинамических моделей Мирового океана зачастую испытывают большие трудности, потому что океан заполнен жидкостью отнюдь не идеальной. (2)Океан – это не только вода, это растворённые в ней соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества, все компоненты находятся в сложнейшем взаимодействии. (3)Изучать эту многокомпонентную систему в целом трудно даже океанологам: она слишком сложна.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

1) Трудно поверить в то, что нет вещества более необыкновенного, более удивительного и загадочного, чем обычная вода, однако достаточно начать изучать её, чтобы убедиться в том, что это целая многокомпонентная система.

2) Океан – это не только вода, но и различные компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии, и изучение этой многокомпонентной системы представляет собой трудность не только для специалистов по гидродинамике, привыкших иметь дело с «идеальной жидкостью», но и для океанологов.

3) Изучением вод Мирового океана занимаются преимущественно не специалисты по гидродинамике, привыкшие иметь дело с «идеальной жидкостью», а океанологи, для которых сложная структура океанической воды не представляет трудности.

4) Тем, кто считает, что нет ничего проще воды, специалисты по гидродинамике советуют подробно изучить многокомпонентную систему этой отнюдь не идеальной жидкости, включающей в себя растворённые соли, взвешенные минеральные частицы, газы, органические вещества и другие компоненты, находящиеся в сложнейшем взаимодействии.

5) Специалистам по гидродинамике, привыкшим иметь дело с «идеальной жидкостью», как и самим океанологам, исследовать океан трудно, ведь он состоит не только из воды, но и из различных компонентов, которые находятся в сложнейшем взаимодействии.

Начало формы

например,

напротив,

во-первых,

Конец формы

Начало формы

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МОДЕЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено
в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МОДЕЛЬ [дэ], -и, ж .

1) Образец какого-н. изделия или образец для изготовления чего-н., а также предмет, с которого воспроизводится изображение. Новая м. платья.
М. для литья. Модели для скульптур
.

2) Тип, марка конструкции. Новая м. автомобиля .

3) Схема, описание какого-н. физического объекта, процесса или явления (спец.). М. атома. М. искусственного языка .

4) Манекенщик или манекенщица, а также (устар.) натурщик или натурщица. Живая м.

3. Начало формы

1)Без атмосферы воздушной оболочки Земли наша планета была бы такой же безжизненной, как и Луна. (2)Солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на неосвещённой стороне царил бы ледяной холод. (3)Атмосфера окутывает Землю, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает растительный и животный мир от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных и космических лучей.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Атмосфера защищает растительный мир Земли от вредного воздействия ультрафиолетовых солнечных лучей.

2) Атмосфера – воздушная оболочка Земли – обеспечивает жизнь на планете, сохраняя солнечное тепло и защищая всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.

3) Атмосфера окутывает Землю, как и Луну, словно одеяло, сохраняет солнечное тепло и защищает животный мир от вредного воздействия космических лучей.

4) Без атмосферы солнечные лучи раскаляли бы освещённую сторону Земли, а на противоположной стороне царил бы мрак.

5) Существование жизни на Земле обеспечивает атмосфера –воздушная оболочка, которая защищает всё живое от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей и сохраняет солнечное тепло.

Конец формы

Начало формы

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

с этой целью

потому что

Конец формы

Начало формы

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова МИР. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

МИР , -а, м .

1) Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. В семье м. Сохранить м. на Земле .

2) Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить м .

3) ед . Земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Объехать весь м. Первые в мире. Чемпион мира. М. тесен (о неожиданно обнаружившихся общих знакомых, связях; книжн.).

4) Объединённое по каким-н. признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный м. Научный м .

5) Отдельная область жизни, явлений, предметов. М. растений. М. звуков. Внутренний м. человека. М. увлечений .

6) ед . Светская жизнь, в противоп. монастырской жизни, церкви. Жить
в миру. Уйти из мира в монастырь.

7) Сельская община с её членами (устар.). С миру по нитке голому рубашка (посл.). Решить на миру (на сельской сходке).

Конец формы

4. Начало формы

(1)Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2) объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.

2) Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.

3) Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.

4) Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

5) По мнению Л.С. Выготского, задача психологии – научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.

Конец формы

Начало формы

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот,

Даже если

Затем чтобы

Конец формы

Начало формы

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

1) Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

2) То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

3) Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4) Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники .

Конец формы

5. Начало формы

(1)Генная инженерия это направление современной науки, которое основано на переносе нужных генов от живых организмов одного вида
в организмы другого вида, часто очень далёкого по своему происхождению. (2)Так, удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие такой важный белок, как интерферон. (3)Интерферон образуется в лейкоцитах крови человека в ответ на вирусную инфекцию и обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) С помощью генной инженерии, основанной на переносе нужных генов от одного вида живых организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, который обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

2) Учёным-генетикам удалось исключить из генотипа клетки интерферон, тем самым обеспечив защиту человека от простудных заболеваний.

3) Гены, которые кодируют интерферон – важный белок, защищающий человеческий организм от вирусов, учёным-генетикам удалось встроить в генотип бактериальной клетки, что стало возможным благодаря современным достижениям в области генной инженерии.

4) С помощью генной инженерии, в основе которой лежит клеточная селекция, учёным удалось получить такой важный белок, как интерферон, который снижает количество лейкоцитов в крови.

5) Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на искусственном выведении генов.

Конец формы

Начало формы

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

несмотря на это,

например,

во-вторых,

Конец формы

Начало формы

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИТЬ , -чу, -чишь; -ченный; сов .

1) кого-что чем . Снабдить чем-н. в нужном количестве. О. сырьём.
О. фермы техникой.

2) кого-что . Предоставить достаточные материальные средства к жизни.
О. свою семью. Обеспеченная старость.

3) что . Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех .

4) кого-что от кого-чего . Оградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты .

Конец формы

Конец формы

Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 11 класс

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3)<…> путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман. 2) Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха. 3) Миражи оптические обманы, возникающие в пустыне, являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом. 4) В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами. 5) Оптические обманы миражи возникают в результате преломления перегретого воздуха.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Наоборот, Однако Так как Например, Несмотря на это,

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ . Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. НИЖНИЙ , -яя, -ее. 1) Расположенный внизу. Нижняя ступенька. 2) Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки. 3) Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё. 4) Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

запЁртый понЯв добелА корЫсть оптОвый

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ОТКЛИКИ критиков, оценивших этот роман, были крайне негативны. Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ. Ильёй Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы». По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

этот вариант БОЛЕЕ УДАЧНЫЙ ПОЕЗЖАЙ быстрее молодые ОФИЦЕРЫ в ДВЕ тысячи пятом году мало ВРЕМЯ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б)

нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В)

ошибка в построении предложения с однородными членами

Г)

неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д)

нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.

2)

Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.

3)

Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.

4)

В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н.Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.

5)

Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.

6)

Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.

7)

В.Г.Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В.Гоголя.

8)

Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.

9)

Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

г..мназист к..сательная д..ликатес усм..рённый приг..реть

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..тратил, ра..будил пр..странно, пр..вык раз..грал, сверх..дея н..грузить, раз..брал под..езд, раз..яснил

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

подпрыг..вать крестонос..ц обид..ться локт..вой зате..ть

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е .

подстра..вающийся неуживч..вость забывч..вый попутч..ца увид..ться

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц. Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа. Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд. Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)УТРО дождь стих, но под густыми деревьями (ПО)ПРЕЖНЕМУ сильно капало. Один из них, (ПО)ВИДИМОМУ главный, объявил нам, ЧТО(БЫ) мы приготовились к встрече с государем. МЕЖДУ(ТЕМ) он ВСЁ(ТАКИ) спешил к Свидригайлову. В поезде Маша (В)ПЕРВЫЕ поняла прелесть мимолётных, (ЗА)ТО глубоко задевающих душу пейзажей привольной России. Я смотрел на воду и видел, как в ней отражались два солнца: одно (С)ВЕРХУ, а другое ОТКУДА(ТО) снизу.

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н .

Обращение А.Н. Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска. 2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья. 3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры. 4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу. 5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложениях должны стоять запятые.

Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Большинство этюдов (1) к сожалению (2) не вошло в картину, но впечатления от каждого майского рассвета (3) конечно (4) запали в душу.

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Семья Шишкиных жила на высоком берегу Тоймы в доме (1) из окна (2) которого (3) была видна петляющая по заливным лугам река.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна (-ы) стоять запятая(-ые).

На каменной террасе одного из самых красивых зданий города (1) находились двое (2) и (3) пока тени неуклонно удлинялись (4) они смотрели (5) как в окнах верхних этажей зажигалось ослепительное солнце.

Прочитайте текст и выполните задания 20-26

(1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: - В жизни много испытаний. (4)Их не перечислишь. (5)Но вот три, они встречаются часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе – благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни. (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет, не выдумка. (13)Страх многолик, иногда он поражает бесстрашных. (14)«Удивительное дело, – писал поэт-декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души. (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка молчит. (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил я». (31)Чего он боится? (32)Ведь летя с горы, он может свернуть себе шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался. (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. (43)Много пословиц есть на свете, которые оправдывают молчание, и, пожалуй, самая выразительная: «Моя хата с краю». (44)Но хат, которые были бы с краю, нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие-то особые, роковые минуты: на войне, во время какой-нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество. (49)Оно испытывается постоянно, в самых обычных житейских делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою, на улице, на собрании. (52)Ведь слово «мужество» не имеет множественного числа. (53)Оно в любых условиях одно. (По Ф.А. Вигдоровой*)

* Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. По мнению Рылеева, даже среди бесстрашных людей есть те, кто испугается сказать слово в пользу справедливости. 2. Мальчик, бесстрашно спускающийся с гор на лыжах и переплывающий незнакомые реки, не смог признаться в том, что он разбил стекло. 3. Человек, прошедший войну как герой, всегда заступится за своего друга, которого оклеветали, так как ничего не боится. 4. Несмотря на то, что страх многолик, настоящий страх бывает только на войне, в мирной жизни бояться нечего. 5. В жизни много испытаний, но сложнее всего преодолеть «в себе обезьяну» и проявить мужество в житейских делах.

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3 9 представлено повествование. 2. В предложениях 12 13 содержится ответ на вопросы, поставленные в предложениях 10 11. 3. В предложениях 31 35 содержится рассуждение. 4. В предложениях 40 42 представлено рассуждение. 5. В предложениях 50 53 представлено описание. Начало формы

22. Из предложений 44 47 выпишите антонимы (антонимическую пару).

23. Среди предложений 34 42 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

24. «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)__________ (предложения 24, 29 30). Акцентировать внимание читателей на важных мыслях автору помогает ещё один приём (Б)__________ (предложения 17 18, 28 29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое средство (В)__________ («как себя», «как в своей собственной» в предложении 22) и троп (Г)__________ (« головокружительной горы» в предложении 28, « коварных воронок» в предложении 29)».

1)

вводное слово

2)

книжная лексика

3)

анафора

4)

олицетворение

5)

противопоставление

6)

разговорная лексика

7)

синонимы

8)

эпитет

9)

сравнительный оборот

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ответы:

1. 34 2. например 3. 1 4. запертый 5. эффектные 6. времени 7. 32451 8. усмирённый 9. подъездразъяснил 10. подпрыгивать 11. увидеться 12. нетерпеливого 13. впервыезато 14. 12 15. 25 16. 13 17. 1234 18. 1 19. 2345 20. 12 21. 234 22. плохоехорошее 23. 37 24. 5398

Вариант 1
Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3

(1)Миражи – удивительные оптические обманы, возникающие в пустыне, – не игра воображения: их можно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой. (2)Эти оптические обманы возникают потому, что в пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом. (3) путешественники видят мерцающую впереди воду, а на самом деле эта вода – искажённое отражение неба в нижнем слое горячего воздуха.

Начало формы
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)
Миражи невозможно запечатлеть фотоаппаратом или видеокамерой, потому что это игра воображения, оптический обман.

2)
Чаще всего путешественники видят в пустыне мерцающую впереди воду, которая является искажённым отражением неба в нижнем слое горячего воздуха.

3)
Миражи – оптические обманы, возникающие в пустыне, – являются результатом особого преломления солнечных лучей перегретым воздухом.

4)
В пустыне перегретый воздух может преломлять солнечные лучи особым образом, в результате чего возникают оптические обманы, именуемые миражами.

5)
Оптические обманы – миражи – возникают в результате преломления перегретого воздуха.

Конец формы

Начало формы
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
Наоборот,
Однако
Так как
Например,
Несмотря на это,

Конец формы

Начало формы
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова НИЖНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
НИЖНИЙ, -яя, -ее.

1)
Расположенный внизу. Нижняя ступенька.

2)
Расположенный близко к устью, к низменным местам. Нижнее течение реки.

3)
Об одежде: носимый под платьем или непосредственно на теле. Нижнее бельё.

4)
Образующий низший предел диапазона голоса или инструмента (спец.). Н. регистр.

Конец формы

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
пОняла
бОроду
аэропОрты
красИвейший
докумЕнт
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.
Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.
Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.
ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.
Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
поднялся более ВЫШЕ
ПОЕЗЖАЙ вперёд
ЧЕТВЕРО саней
ПОПРОБУЕМ решить
нет ВРЕМЕНИ
7.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А)
Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.

Б)
Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

В)
По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.

Г)
У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

Д)
Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции.

1)
неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2)
нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3)
нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4)
ошибка в построении предложения с однородными членами

5)
неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6)
нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7)
неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А
Б
В
Г
Д

8. Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
г..мназист
к..сательная
д..ликатес
усм..рённый
эл..мент
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..связный, ра..жать
пр..брежный, пр..вык
по..шивка, о..дышался
от..звал, р..зослал
пр..город, пр..града
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.
эмал..вый
бессонн..ца
податл..вый
удоста..ваться
виновн..к

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я.
(они) закро..т
мысл..щий (человек)
заряжа..щий (пушку)
(флаги) ре..т
(хорошо) понима..щий
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Местами свет вовсе (НЕ)ПРОНИКАЛ под густой навес сосновых ветвей.
(НЕ)ХОЧЕТСЯ о людях думать плохо.
Впереди показались (НЕ)ЯСНЫЕ очертания огромных деревьев.
Далеко (НЕ)ГОСТЕПРИИМНЫЙ лес тянулся до самой Нерехты.
У каждого писателя есть единственная, главная, (НЕ)НАПИСАННАЯ ещё книга.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Призвание поэта – творить для вечности, (ПО)ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО)СКОЛЬКУ лишь немногим дано оценить его творения.
Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
(В)ВИДУ скорого окончания плавания настроение команды улучшилось, ТАК(ЧТО) последние дни путешествия пролетели незаметно.
Наполеон по своему долгому опыту войны хорошо знал, что значило сражение, не выигранное (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ восьми часов, (ПО)ЭТОМУ в исходе дела не сомневался.
Нелегко (ПОД)ЧАС объяснить, чем же ВСЁ(ТАКИ) настоящие стихи отличаются от рифмованных строк.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Светлые стены изыска(1)ых пропорций, отдела(2)ые керамической плиткой, увенча(3)ы декоративным майоликовым поясом с причудливым изображением орхидей

15.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУзапятую. Запишите номера этих предложений.

1)
Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта и запечатлевается в его лирических строках.

2)
Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3)
Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4)
В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5)
Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которыхв предложении должны стоять запятые.
Роман М.Ю. Лермонтова (1) по мнению учёных (2) проникнут единством мысли, и потому его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные (3) на мой взгляд (4) повести и несколько не менее превосходных рассказов, но романа знать не будете.
18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых)в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Постепенно (1) вырос город (2) в названии (3) которого (4) сохранился (5) аромат окружавших его красных боров.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которыхв предложении должны стоять запятые.
Лето в самом разгаре (1) и (2) если вы побудете подольше в лесу (3) то увидите пеночку (4) которая мелькает среди ветвей.
Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25

(1)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. (2)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. (3)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. (4)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. (5)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». (6)Только она одна и не ищет. (7)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. (8)Наоборот. (9)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. (10)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.
(11)Нежность встречается редко и всё реже. (12)Современная жизнь трудна и сложна. (13)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. (14)Любовь – единоборство.
– (15)Ага! (16)Любить? (17)Ну ладно же. (18)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?
(19)До нежности ли тут? (20)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. (21)Кто познал нежность – тот отмечен.
(22)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. (23)Нет, не там нужно искать нежность. (24)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.
(25)Мы жили в санатории под Парижем. (26)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. (27)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.
(28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. (29)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. (30)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. (31)И никогда она не сидела спокойно. (32)Всё что-то поправляла около своего больного. (33)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. (34)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. (35)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
– Вот, может быть, вы мне поможете? (36)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». (37)Четыре буквы. (38)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. (39)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. (40)Ведь это единственное его развлечение. (41)Больные ведь как дети. (42)Я так рада, что хоть это его забавляет.
(43)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.
(44)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. (45)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. (46)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. (47)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
– (48)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
(49)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
– (50)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.
(51)Она побледнела и вся как-то опустилась.
– (52)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – (53)Ведь ты же всегда интересовался...
– (54)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – (55)Никогда! (56)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!
(57)Она ничего не ответила. (58)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. (59)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? (60)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.
(По Н.А. Тэффи*)
* Надежда Александровна Тэффи (1872–1952) – русская писательница, поэтесса, мемуарист и переводчик.

Начало формы
20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1)
Любовь-страсть облагораживает человека, заставляет его быть заботливым, нежным, внимательным.

2)
Нельзя сказать, что чувство нежности принижает человека.

4)
Нежность нередко встречается в нашей жизни, она помогает человеку утвердить свою личность.

5)
Грубость больного мужа обидела, расстроила его заботливую, нежную и внимательную жену.

Конец формы

Начало формы
21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)
В предложениях 7–10 содержится рассуждение.

2)
В предложениях 11–14 представлено повествование.

3)
В предложении 30 представлено описание.

4)
В предложениях 44–45 представлено повествование.

5)
Предложения 57–58 содержат рассуждение.

Конец формы

Начало формы
22. Из предложений 5–10 выпишите антонимы (антонимическую пару).

Конец формы

Начало формы
23. Среди предложений 28–34 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Конец формы

Начало формы
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который ВЫ анализировали, выполняя задания 20 – 23.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём – (А)__________ (предложения 2, 3 – 4, 5) и синтаксическое средство – (Б)__________ (в предложениях 1, 9). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп – (В)__________ («тревожно-счастливыми глазами» в предложении 30) и синтаксическое средство – (Г)__________ («как трепетная птица» в предложении 29)».

Список терминов:

1)
сравнительный оборот

2)
эпитет

3)
разговорные слова

4)
ряды однородных членов предложения

5)
противопоставление

6)
литота

7)
фразеологизмы

8)
парцелляция

9)
риторические вопросы

Конец формы

А
Б
В
Г

Начало формы
25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Конец формы

Ответы
Вариант 1:
3 4
например
1
поняла
костяной
высоко
2 1 3 6 7
касательная
прибрежный привык
эмалевый
мыслящий
неясные
поэтому поскольку
1 2
3 5
1 3
1 2 3 4
2
1 3 4
2 5
1 3 4
сильный слабый
31
5 4 2 1