Укрепление самодержавия. Становление сословно-представитель­ной монархии

Вопрос №19. Усиление самодержавной власти и социальные конфликты середины XVII в.

Серегино. Добавлено, чтобы было хоть что-то. Доработать!

XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию. При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. После 1613 ᴦ. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. При этом существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы.В 1649 ᴦ. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя. С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает. После 1649 ᴦ. состоялись всœего четыре Земских собора. Οʜᴎ решали важнейшие государственные вопросы: утверждали основные законодательные акты, давали согласие на ведение или прекращение военных действий, обсуждали международные соглашения и т.д. До 1682 ᴦ. в их компетенцию входило утверждение русских государей на царство. В 1653 ᴦ. потребовалось согласие Земского собора на просьбу гетмана Б. Хмельницкого о присоединœение Левобережной Украины к России, ибо это означало неизбежную войну с Польшей.Уменьшилось и значение Боярской думы в политической жизни: она полностью переходит под власть царя во второй половинœе XVII века. Зато возрастает влияние ʼʼближней государевой думыʼʼ, куда входили доверенные лица самодержца. В серединœе 50-х гᴦ. XVII в. возник Приказ тайных дел – личная канцелярия царя, поставленная над всœеми официальными учреждениями и лицами. Число приказов увеличилось до 80. Все большую роль в них играют не бояре, а служащие-дьяки, происходившие из мелкого дворянства. Так рождалась бюрократия – необходимый элемент системы абсолютизма. Попытки ограничить своеволие бюрократии предпринимались неоднократно, но без особого успеха. В 1682 ᴦ. было отменено местничество – система получения государственных постов по степени знатности и родовитости. Управление страной становилось всœе более централизованным, хотя и мало упорядоченным.На местах централизация выражалась в создании на базе нескольких уездов особых округов – разрядов. Реальным путем усиления власти государства было развитие местной администрации. В 1646 году правительство Алексея Михайловича увеличивает косвенные налоги, подняв цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения казны вновь происходит сокращение доходов, ибо народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недоимки за три года любыми способами.Это решение вылилось в июне 1648 года в открытое восстание в Москве, получившее название ʼʼСоляного бунтаʼʼ. Несколько дней Москва была в мятеже: жгли, убивали, грабили всœех, кого считали виновником народных бед. К горожанам присоединились стрельцы и пушкари, часть дворян. Восстание удалось подавить лишь с помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование.Восстание, испугавшее власти, во многом способствовало созыву в 1649 году Земского собора и принятию Соборного уложения - нового кодекса законов.ʼʼСоляной бунтʼʼ в Москве не был единственным. В 1630 - 1650-х годах восстания произошли более чем в 30 русских городах.Эти восстания не облегчили положение народа. В серединœе XVII века налоговый гнет возрос еще более. Денег требовали войны, которые вела Россия со Швецией и Польшей, нужны были средства и на содержание государственного аппарата.В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Доведенные до отчаяния посадские московские люди летом 1662 года подняли восстание. (Медный бунт.) Оно было жестоко подавлено, но правительство для успокоения народа вынуждено было прекратить чеканку медных денег, которые вновь заменялись серебряными.

Конспектино

Вопрос №19. Усиление самодержавной власти и социальные конфликты середины XVII в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Вопрос №19. Усиление самодержавной власти и социальные конфликты середины XVII в." 2017, 2018.

  • - Портрет XVII века

    Портрет маньеризма В искусстве маньеризма (XVI век) портрет утрачивает ясность ренессансных образов. В нём проявляются черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи. Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая... .


  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Градостроительство Рима в XVI–XVII веках.

    периоды развития Барокко: · Раннее 1580-1620е · Высокое=Зрелое 1620е-1700 · Позднее ½ 18 века Новые общественные задачи, возникшие перед мастерами римского зодчества позднего Возрождения, предопределили характер трактовки различных типов светских и культовых сооружений.... .


  • - Язык архитектуры барокко XVII в.

    В этой части лекции подводится итог обзору архитектуры Италии и определяется художественный язык стиля «барокко». Многое из сказанного ниже относится не только к архитектуре, но и к другим видам искусства этого стиля. С точки зрения стилевой определенности архитектуру... [читать подробнее] .


  • - Исторические предпосылки XVII век.

    Эпоха, направление, стиль... Введение Культура барокко Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией,... .

  • 9) Усиление самодержавной власти при Алексее Михайловиче (1645 – 1676)

    Усиление самовластья.

    При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине 17 века земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 году Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы "служилого города". Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков "иноземного строя".

    Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче 1645-1653 годы. В наследство от отца Алексей Михайлович получил немало неразрешённых проблем (земельный вопрос, налоги, торговля, последствия поражения в Смоленской войне 1632-1634 годов.). 10 июня 1648 года дворяне с купечеством потребовали собрать Земский собор. Он был созван 16 июня 1648 года и на нём было принято решение о подготовке нового собора, на котором рассмотреть свод законов (Уложение).

    Земский собор открылся в начале сентября 1648 года и продолжал работу до конца января 1649 года. Работа протекала в двух палатах. Боярская дума, Освящённый собор, патриарх и царь заседали в одной, верхней. В нижней заседали «земские люди» - депутаты от гордов и рядовые дворяне. Дворяне добились включения в Уложение долгожданных законодательных норм об отмене сроков сыска беглых крестьян, что обозначало установление крепостной зависимости. Посады получили удовлетворение своих требований об изъятии беломестных слобод и дворов в городах и передаче их в тягло. Детально было разработано законодательство о поместном и вотчинном землевладении, а также о судопроизводстве. Особое место отводилось охране жизни и достоинства царствующих лиц. Уложение в первый раз узаконило права государевой власти, обратив в постановление то, что прежде существовало только по обычаю и по произволу. Таким образом, во второй и третьей главе "О государской чести и о государевом дворе" указаны разные случаи измены, заговоров против государя, а также и бесчинств, которые могли быть совершены на государевом дворе. Суд в это время перешел почти исключительно в руки приказов.

    Реформы Алексея Михайловича.

    Во второй половине 17 века начинается трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, в т. ч. поэзия, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые "комедийные действа". Кризис традиционализма охватывает и сферу идеологии. Алексей Михайлович - один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 года патриархом Никоном. В 1666-1667 годах церковный собор проклял "староверие" и обязал "градские власти" сжигать всякого, кто "возложит хулу на Господа Бога". Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662 года и казачье восстание под предводительством С. Т. Разина, с трудом подавленное правительством. Алексей Михайлович сам участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах (1654-1656). В 1654 году произошло объединение Украины с Россией, а начавшаяся после этого война с Речью Посполитой (1654-1667) завершилась подписанием Андрусовского перемирия и закреплением России на Левобережной Украине. Но попытки выйти к берегам Балтийского моря (русско-шведская война 1656-1658 годов) не привели к успеху.

    Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче 1654-1676 годы. После Земского собора в октябре 1653 г. этот общегосу­дарственный орган фактически прекратил свое существование. Царь управ­лялся с делами без него. Даже Боярская дума уже не имела прежнего значе­ния. В 1654 г. по указу Алексея Михайловича создается "Приказ его великого государя тайных дел". Это необычное учреждение должно было служить це­ликом и полностью исполнению царской воли, но, в отличие от других орга­нов центрального аппарата, новый приказ, действительно, был тайным: даже бояре и другие приближенные к царю люди не должны были знать о намере­ниях и действиях государя. Приказ Тайных дел осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами в стране и доставлял монарху необ­ходимые сведения.

    Приказ принял на себя дела по управлению обширным хозяйством царя Алексея Михайловича. Приказ довольно аккуратно вел приходно-расходные книги денежной, казны, из которых можно почерпнуть весьма интересные данные о жизни не только царского двора, но также по более широкому кругу вопросов. Наконец, новое административное детище царя Алексея занималось обеспечением охотничьих пристрастий государя, прежде всего потехи с лов­чими птицами (соколами, ястребами). Серьезным шагом по пути усиления царской власти стало и создание так называемого Счетного приказа. Тем самым была предпринята попытка со­гласовать финансовую деятельность сложной системы приказов - централь­ных ведомств. Предполагалось контролирование денежных поступлений в казну и расходования средств. Серьезных последствий создание такого орга­на, однако, не имело. Еще одним новым государственным учреждением, появившимся также по инициативе Алексея Михайловича, стал Записной приказ. Ему вменялось в обязанность составить историко-родословный труд о династии Романовых и ее деятельности. Все это служило идее возвеличения царской власти. Начало 60-х годов XVII века – время экономического и финансового кризиса в России, роста в военных условиях налогов, застоя торговли, дороговизны и голода. В то же время усиливалась мощь высших слоёв посадского населения – предпосылки к буржуазии. 17.10.1660 царь указал боярам «говорить» с торговыми людьми разных слоёв для выяснения причин подорожания и принятия советов. Среди причин были указаны торговцами: спекуляция закупщиков, неурожаи, потребность в хлебе на винокурнях и пивоварнях, уменьшение численности пашенных людей (моровое поветрие, государева служба, которую реформировал царь), увеличение спроса на хлеб среди переведённых на денежное жалование стрельцов и прочее. 25.07.1662 года в Москве произошло восстание. Почти накануне его правительство созвало несколько совещаний торговых людей. Хотя до этого в «сказках» торговцы просили собрать земский собор. На совещании люди «третьего сословия» предложили не только модель земского собора, но и модель общества в целом, упоминая чины и сословные группы, но опустив крестьян. Почему не был созван земский собор? Первое – это позволило феодальному государству проявить тенденцию к абсолютизму. Второе – возможность проявления оппозиционных настроений среди дворян и посадских людей.

    10) Реформы Петра I и становление абсолютизма.

    Предпосылки реформ Петра I

    Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII век. Во второй половине этого столетия изменяется, становится более централизованной, система государственного управления. Предпринимаются также попытки более четко разграничить сферы деятельности различных приказов (центральных органов управления). Тогда появляются первые зачатки армии - так называемые полки иноземного строя.

    Происходят важные изменения в культуре: появляется театр, первое высшее учебное заведение. Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения в середине XVII в. к России Украинцы - временно - Белоруссии, находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения. Именно в XVII в. расцветает в Москве знаменитая Немецкая слобода (место поселения европейцев), впоследствии оказавшая столь сильное воздействие на юного Петра.

    Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси.

    Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека - от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность.

    Реформа государственного управления

    Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

    Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

    Областная (губернская) реформа

    1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

    На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

    Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

    Судебная реформа

    1697 г., 1719 г., 1722 г.

    Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

    Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

    Военные реформы

    Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

    Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

    Церковная реформа

    1700-1701г.; 1721 г.

    После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

    Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

    Финансовые реформы

    Почти все царствование Петра 1

    Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

    Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

    Установление абсолютизма в России

    Перемены в государственном строе в первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п.

    Тем не менее, в силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоянная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым морям) в XVII в. стала особенно сказываться отсталость Русского государства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Англия, Голландия, частично Франция).

    Монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального, местного аппарата и армии, превращения главы государства - самодержавного царя - в носителя абсолютной (неограниченной) власти.

    Расширение и бюрократизация государственного аппарата требовали новых кадров командного состава регулярной армии и чиновничества гражданского аппарата. Законодательство Петра I ввело обязательную военную или гражданскую службу для дворян. На службу государства были привлечены церковь и многочисленное духовенство.

    Для российского абсолютизма были характерны следующие особенности:

    Абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

    Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

    Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из «охочих людей» - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.

    Несмотря на то, что сельское хозяйство с трехпольной системой земледелия и относительно отсталыми орудиями производства (соха, бороны, серп, коса) оставалась основной отраслью экономики России, начинается достаточно интенсивное освоение новых посевных территорий на юге страны.

    Наблюдается развитие промыслового хозяйства и ремесленного производства. Углубляется разделение труда. Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовил почву для возникновения мануфактур.

    Начинает интенсивно развиваться торговля, несмотря на наличие существенных препятствий: у России на западе и юге отсутствовал выход к морям.

    Развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка, большие потребности государственной казны в денежных средствах, необходимых для ведения войн, привели к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе.

    В общем, абсолютная монархия в России представляла собой в социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана феодально-крепостнического строя и обеспечение его функционирования. Не случайно становление абсолютизма совпадает с окончательным юридическим закреплением крепостного права.

    Во-первых, ему приходилось учитывать и интересы купечества, заводчиков, фабрикантов.

    Во-вторых, по-прежнему остра была проблема защиты крайне протяженных границ страны, не защищенных никакими естественными препятствиями (морями, горами и т.д.).

    В третьих, по-прежнему стояла задача воссоединения родственных, вышедших из одного корня славянских народов великороссов, украинцев и белорусов. Перечисленные выше задачи имели безусловно общенациональный характер, и абсолютизм в России на определенном этапе его развития (в XVII - XVIII вв.) отражал общенациональные интересы и даже пользовался определенной поддержкой всего населения, в том числе и основной массы крестьянства, которое объединяла общая православная религия и общая вера в доброго царя, окруженного «злыми боярами».

    11) Дворцовые перевороты и борьба за наследие Петра I.

    Предпосылки дворцовых переворотов

    Основная причина, легшая в основу дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. Было бы упрощением считать, что раскол произошел по линии принятия и непринятия реформ. И так называемое “новое дворянство”, выдвинувшееся в годы Петра благодаря своему служебному рвению, и аристократическая партия пытались смягчить курс реформ, надеялись в той или иной форме дать передышку обществу, а в первую очередь, - себе. Но каждая из этих групп отстаивала свои узкосословные интересы и привилегии, что и создавало питательную почву для внутриполитической борьбы.

    Дворцовые перевороты были порождены острой борьбой различных группировок за власть. Как правило, она сводилась чаще всего к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол.

    Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную “опору” самодержавия.

    Со дня смерти Петра I и до воцарения Екатерины II на троне сменилось 6 государей и государынь. Никто из них не отличался высоким интеллектом, большинство оказалось на троне по воле случая.

    Петр I скончался 28 января 1725 г., не назначив преемника. Выдвинувшаяся при Петре I знать возвела на престол Екатерину. Эта женщина была недалекая, неграмотная, но пользовавшаяся популярностью. Практически власть оказалась в руках умного князя Меншикова. При императрице был создан Верховный тайный совет. Ему были подчинены три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а также Сенат.

    После смерти Екатерины I в 1727 г. императором стал внук Петра I – Петр II. В этом году Меншиков был арестован и умер в ссылке. Изменился состав Верховного тайного совета, и его положение. При дворе большое влияние приобрел Алексей Долгорукий. Вскоре император умер.

    Выбор пал на Анну Иоанновну, дочь брата Петра I. Существовали кондиции, т.е. условия вступления на престол: императрица должна управлять гос-м вместе с Верховным тайным советом. Позже Анна надорвала лист бумаги с подписанными ею кондициями, это означало, что она провозгласила себя самодержавной императрицей. Ленивая Анна Иоанновна не проявляла интереса к гос.делам. Вместе Верховного тайного совета при ней было организован Кабинет министров. В царствование Анны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Своей преемницей Анна назначила Анну Леопольдовну, которую вместе с семьей арестовали в пользу дочери Петра I – Елизаветы. Вступление Елизаветы Петровны сопровождалось двумя особенностями:претендентка на трон сама отправилась добывать корону, сама провозгласила отряд гвардейцев. Швеция объявила России войну. Подлинная цель – пересмотр условий Ништадского мира. Новая императрица упразднила Кабинет министров. Сенату возвратилась былая власть.Была создана Конференция при высочайшем дворе.Умерла Елизавета в 1761 г. Ее сменил Петр III, внук Петра Великого. Петр 3-й вызвал неуверенность у придворных и вельмож, которые вскоре в 1762 г. лишили его власти. Началось 34-летнее царствование Екатерины Великой.

    12) Внутренняя и внешняя политика Екатерины II

    Денежная реформа – появились государственные банки, вошли в обиход бумажные деньги.

    Реформа образования 1782 г. – стали появляться образовательные учреждения, в которых могли теперь учиться все желающие.

    Полицейская реформа 1782 г. – был введен устав благочестия. Туда входили приставы, городничий, полицмейстер. Проводились суды за моральные и общественные нарушения.

    Городская реформа 1785 г. – были созданы новые выборные участки, количество избирателей многократно увеличилось. Жители городов были поделены на 6 разряд по различным признакам. Каждый при этом имел свои права и обязанности.

    Реформа сената 1763 г. – Учреждён сенат, который стал высшей судебной инстанций.

    Секуляризационная реформа 1764 г. – все земли при монастырях и крестьяни живущие на этих землях были переданы коллегии экономии. С этого времени государство регулировало число монахов и монастырей.

    Судебная реформа – для каждого сословия был учрежден свой суд.

    Реформы Екатерины 2 вызывали как одобрение, так и не довольные мнения. Кто - то был против нововведений, но во многом это был сильный шаг вперед.

    Внутренняя политика.

    Екатерина готовилась к вступлению на престол и заранее подготовила политическую программу. Эта программа была основана на истории развитии России и идеях Просвещения. Внутренняя политика Екатерины 2 заключала в себя главным образом реформы. После того как закончилась Русско – Турецкая война, настал новый этап Екатерининских реформ. Императрица самостоятельно разрабатывала законодательные акты. В 1775 году был выпущен манифест, разрешающий свободное заведение разных промышленных предприятий. В это же время была введена Губернская реформа. В 1785 году Екатерина издает законодательные акты – грамоты дворянству и городам. Готовилась грамота и крестьянам, но по некоторым обстоятельствам в действие не вступила. Грамоты имели юридическое закрепление прав и привилегий. Внутренняя политика Екатерины 2, включая реформы, была продолжением преобразования Петра 1 . Екатерина была тонкой натурой, умела разбираться в людях, легко подбирала нужных ей помощников. Приветствовала ярких и талантливых личностей. Именно поэтому при её правлении появились выдающиеся государственные деятели, писатели, музыканты. С подданными Екатерина вела себя грамотно, тактична, она была тонким психологом, великолепным собеседником, умела слушать людей. При её правлении не было шумных гонений, арестов, и поэтому то время называли «золотым веком».

    Внешняя политика.

    Как и Петр 1, Екатерина считала, что Россия любым путем должна завоевать лидирующую позицию в мировой политике. После вступления на престол Екатерина прекратила союзный договор с Пруссией. Русско – Турецкая война была успешна для России. В дальнейшем Россия укрепила свои позиции в Крыму и на Кавказе. В начале 1782 года Крым включен в состав Российской империи. Внешняя политика Екатерины 2, была продумана и складывалась на благо России, и её процветания. В 1779 году Россия укрепила международный авторитет, являясь посредником между Австрией и Пруссии. В 1787 году Екатерина посетила Крым, после чего началась война с Турцией. В это же время начинается война со Швецией. Но Россия успешна, справилась с противниками. Внешняя политика Екатерины 2 очень хорошо отразилась для страны. Екатерина очень любила власть и ради неё была готова на многое. Многие смогли оценить, на что готова умная эрудированная императрица ради своей страны. Екатерина 2 смогла показать свой талант в правлении таким могущественным государством как Россия.

    13) Внутренняя и внешняя политика Павла I

    После смерти Екатерины II Великой, российский престол возглавил ее сын Павел I. Личность Императора Павла I была двойственной и непонятной: то ли гений Просвещения, то ли сумасшедший.

    Почему Павел I не продолжил политику Екатерины?

    В детстве он недополучил материнской любви, так как Императрица Елизавета строго ограничивала его общение с Екатериной. В старшем возрасте, теплые отношения с матерью так и не были достигнуты.

    Павел не мог простить Екатерине I заговор против своего отца, вследствие убийства которого она получила верховную власть. А ходившие в то время слухи о том, что Павел является на самом деле сыном Салтыкова и не принадлежит к династии Романовых, только добавляли масла в огонь ненависти к Императрице.

    Поэтому, сразу же после ее смерти и внутренняя и внешняя политика Павла I принципиально отличалась от политики его матери.

    Внутренняя политика Павла I

    Первым указом нового Императора был указ о престолонаследие, согласно которому, после смерти монарха, власть переходит к старшему представителю его мужского потомства, а при отсутствии таковых – к брату или его сыновьям.

    Этот указ остановил период дворцовых переворотов, вследствие которых престол занимали в большинстве случаев женщины.

    Император Павел I смог значительно улучшить состояние армии. Благодаря строгой армейской дисциплине, он контролировал не только рядовых солдат, но и генералов.

    В период правления Екатерины, довольно распространенным было то, что военные имеющие высокие чины и звания сидели дома и посещали светские рауты, и на полях сражения ни разу в жизни не были замечены. Таких офицеров Павел отсылал в Сибирь, лично срывая с них эполеты.

    Так как Императрица Екатерина была знатной ценительницей лоска, красоты и дорогих вещей, Император Павел I фактически полностью изъял это с жизни общества. Он ввел запрет на ввоз с Европы книг, нот. Молодым людям запрещено было уезжать учиться за границу.

    Император регулировал все сферы жизни общества, некоторые его указания доходили до абсурда: четко регламентировалось какие платья нужно носить женщинам, во сколько вся империя должна ложиться спать и какие книги читать.

    В XVII веке в России шел процесс централизации государственной власти и отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII веке носил черты сословно-представительной монархии, то со второй половины века политический строй страны эволюционировал. Это проявлялось в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительных учреждений, привлечении к государственному управлению "непородных" людей, повышении роли Приказов и в окончательной победе светской власти над властью церковной.

    Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение и в попытке изменить характер Боярской думы. Менялся ее состав и прерогативы. Состав Думы увеличился за счет приказных людей, государственной бюрократии. Она осталась высшей служебной инстанцией государства. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников приказов. Таким образом, появились элементы деятельности, характерные для правительства. Однако в конце XVII века значение Боярской думы сильно упало.

    Взаимоотношения власти и общества были определены в Соборном уложении 1649 года - основном кодексе законов самодержавной монархии. Соборное уложение законодательно закрепило самодержавный, деспотический характер государственной власти. Две главы этого документа были посвящены соблюдению престижа царской власти, где определялись меры наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как "государевой чести", так и царскому двору.

    Важным свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов как органов сословного представительства. Земские соборы в России были однотипны с возникшими в XIII-XVI веках сословно-представительными учреждениями в Западной Европе (английский парламент, французские генеральные штаты и т.д.), но из-за усиления самодержавия сыграли в целом менее значимую роль, чем на Западе.

    Земские соборы особенно активно действовали после Смуты, когда царская власть нуждалась в поддержке широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение Земских соборов выносились жизненно важные вопросы внешней и внутренней политики государства. Почти непрерывно действовали Земские соборы в 1613-1622 годах. Затем в созыве Земских соборов наступает десятилетний перерыв, после чего они созывались периодически. Земский собор 1653 г., созванный для обсуждения вопроса о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава.

    Таким образом, к концу XVII века политический строй страны эволюционизировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии, каковой являлась Россия с ее Боярской думой и боярской аристократией.

    Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны в следующих моментах:

    в изменении царского титула;

    в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земский собор;

    в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы;

    в повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате;

    в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.

    Учебник для 7 класса

    История России

    § 13.1. Укрепление самодержавия

    Органы центрального управления. Во второй половине XVII в. при Алексее Михайловиче происходило дальнейшее усиление царской власти.

    Перестали созывать Земские соборы. Прошло то время, когда Боярская дума часами обсуждала какой-нибудь мелкий вопрос. Теперь требовались быстрые, но продуманные решения. На первый план все больше выдвигались образованные, способные люди, которые порой оттесняли знатных долгодумов.

    Алексей Михайлович создал так называемую «ближнюю», или «тайную», думу, где решались все наиболее важные вопросы.

    Органами центрального управления в стране оставались приказы. Количество их росло, иногда доходя до 80. Многие из них имели сходные полномочия. Четкого разделения управления между приказами не было. Это создавало путаницу в делах.

    Современный рисунок

    Поэтому Алексеем Михайловичем был создан своеобразный орган над приказами - Приказ тайных дел . Приказ осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами, мог вмешаться в действия любого другого приказа и принять в нем решение «волей великого государя». В этот приказ стекались разного рода доносы, сведения о настроениях людей. В Приказе тайных дел царь имел свое «рабочее место» - стол с письменными принадлежностями, где он проводил немало времени.

    Серегино.
    Добавлено, чтобы было хоть что-то. Доработать!

    XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию. При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. После 1613 г. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. Однако существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы.В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя. С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает. После 1649 г. состоялись всего четыре Земских собора. Они решали важнейшие государственные вопросы: утверждали основные законодательные акты, давали согласие на ведение или прекращение военных действий, обсуждали международные соглашения и т.д. До 1682 г. в их компетенцию входило утверждение русских государей на царство. В 1653 г. потребовалось согласие Земского собора на просьбу гетмана Б. Хмельницкого о присоединение Левобережной Украины к России, ибо это означало неизбежную войну с Польшей.Уменьшилось и значение Боярской думы в политической жизни: она полностью переходит под власть царя во второй половине XVII века. Зато возрастает влияние «ближней государевой думы», куда входили доверенные лица самодержца. В середине 50-х гг. XVII в. возник Приказ тайных дел – личная канцелярия царя, поставленная над всеми официальными учреждениями и лицами. Число приказов увеличилось до 80. Все большую роль в них играют не бояре, а служащие-дьяки, происходившие из мелкого дворянства. Так рождалась бюрократия – необходимый элемент системы абсолютизма. Попытки ограничить своеволие бюрократии предпринимались неоднократно, но без особого успеха. В 1682 г. было отменено местничество – система получения государственных постов по степени знатности и родовитости. Управление страной становилось все более централизованным, хотя и мало упорядоченным.На местах централизация выражалась в создании на базе нескольких уездов особых округов – разрядов. Реальным путем усиления власти государства было развитие местной администрации. В 1646 году правительство Алексея Михайловича увеличивает косвенные налоги, подняв цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения казны вновь происходит сокращение доходов, ибо народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недоимки за три года любыми способами.Это решение вылилось в июне 1648 года в открытое восстание в Москве, получившее название «Соляного бунта». Несколько дней Москва была в мятеже: жгли, убивали, грабили всех, кого считали виновником народных бед. К горожанам присоединились стрельцы и пушкари, часть дворян. Восстание удалось подавить лишь с помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование.Восстание, испугавшее власти, во многом способствовало созыву в 1649 году Земского собора и принятию Соборного уложения - нового кодекса законов.»Соляной бунт» в Москве не был единственным. В 1630 - 1650-х годах восстания произошли более чем в 30 русских городах.Эти восстания не облегчили положение народа. В середине XVII века налоговый гнет возрос еще более. Денег требовали войны, которые вела Россия со Швецией и Польшей, нужны были средства и на содержание государственного аппарата.В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Доведенные до отчаяния посадские московские люди летом 1662 года подняли восстание. (Медный бунт.) Оно было жестоко подавлено, но правительство для успокоения народа вынуждено было прекратить чеканку медных денег, которые вновь заменялись серебряными.