Управленческое консультирование как метод оптимизации управления. Правила применения техники

Е.Томас Даут. Использование метафор и аллюзий при психологическом консультировании.
Если клиент проявляет большое сопротивление при психологическом консультировании, то консультант может применять непрямые методы коррекции применительно к его ситуации.
В книге "Психоанализ" под редакцией В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов дается определение Сопротивлению.
"Сопротивление - в психоанализе З.Фрейда,феномен силы, механизм. процесс и результат, препятствующие осознанию информации посредством противодействия переходу воспоминаний, представлений, желаний, симптомов и т.д. из бессознательного в сознание. Проявляется преимущественно в формах неосознаваемого противодействия людей обыденному осознанию вытесненного и неосознаваемого противоборства клиента психологу и выздоровлению. Наличие сопротивления считается признаком психического конфликта.
Не прямые методы коррекции не так легки и просты в применении, какими часто кажутся. Через метафоры и аллюзии. которые встраиваются в естественный поток разговорной коммуникации. Кроме того,в них может быть использовано разделенное сознание, когда внимание клиента отвлекается от важных аспектов коммуникации посредством способа постепенного воспоминания (Fleming et al.,1992) Иногда создается впечатление, что психологи здесь даже не касаются проблемного поведения или ситуации.
В большом толковом словаре -
АЛЛЮЗИЯ, -и; ж. [от франц. allusion - намёк].
Стилистический приём, заключающийся в использовании намёка на реальные общеизвестные факты, события.
В большом толковом словаре
МЕТАФОРА, -ы; ж. [греч. metaphora - перенесение] Лит.
Употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении, аналогии; слово или выражение таким образом употреблённое.
В большом толковом словаре терминов психиатрии -
Метафора (греч.metaphora - перенос) - иносказание, выражение абстрактного представления посредством аналогии. В силу нарушения буквального смысла порождают дополнительные эмотивные (возбуждающие)и когнитивные (родственные, подобные) эффекты[В.А.Жмуров.с.306].
[Эмотивность (лат emoveo - возбуждать, волновать) - повышение эмоциональной реактивности, когда эмоции возникают быстро, достигают большой силы и могут быть чрезмерно продолжительными. В.А.Жмуров. с.761].

Метафора
Метафора - образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы. Метафора помогает эмоциональноокрасить речь или текст.
Примеры простых метафор:
Надежный, как швейцарский банк (О надежности функционирования чего-либо).
Легкий, как перышко. (О миниатюрном ноутбуке)
Скорострельный, как пулемет. (О быстропечатающем принтере)
Метафора нужна не только для того, чтобы, благодаря полученному наименованию, сделать нашу мысль доступной для других людей; она необходима нам самим для того, чтобы объект стал доступен нашей мысли. Не все объекты легко доступны для нашего мышления, не обо всем мы можем составить отдельное, четкое представление. А метафора служит орудием мысли, с помощью которого нам удается достигнуть и понять смысл того или иного явления. Однако она НЕ раздвигает границы мыслимого, она лишь обеспечивает доступ к тому, что смутно виднеется на его дальних рубежах.
Метафоры применяют в педагогике,психологии, психотерапии, public relations. Будучи грамотно составленными, они мягко (не "в лоб"), пробуждают заданные автором мысли, чувства и настроения. Использование метафор помогает, например, оратору лучше взаимодействовать с аудиторией; продавцу результативно проводить презентацию продукта; психотерапевту эффективнее работать с клиентом.
Метафоры можно использовать, в том числе, и для работы над собой. Например, придумать метафору желаемого образа жизни. Полезно осмыслять свою жизнь, находя метафору дня, метафору неделю, метафору месяца или года. К метафоре хорошо добавлять лозунг, тезис, формулировку, которая речевым образом суммирует то, что образно выражено в метафоре.
Тренируемся:
Например, 3 раз в день ищу метафору к известному человеку по ТВ по следующим пунктам:
1. Природное явление
2. Музыкальный стиль и инструмент
3. Картина или скульптура
4. Какой век, эпоха, культура
5. Вид транспорта
6. Дерево или цветок
7. Животное или птица...
Метафора
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Мета́фора (от др.-греч. - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи, от простого сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует перенесение смысла с одного слова на другое.
1. Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
2. Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
В метафоре можно выделить 4 «элемента»:
1. Категория или контекст,
2. Объект внутри конкретной категории,
3. Процесс, каким этот объект осуществляет функцию,
4. Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.
В лексикологии - смысловая связь между значениями одного полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного, внешнего, функционального).
Метафора часто становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение - новый смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на принципах аристотелевского реализма. Проще говоря, метафора не только отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в генеральском мундире у Гоголя - это не только олицетворение, гипербола или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от изначального смысла. Например, «облако в штанах». В годы господства соцреализма метафора фактически была изгнана из литературы, как приём, уводящий от действительности. В 1970-е годы появилась группа поэтов, начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «метаметафора» (термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является её постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это связано с формированием метафоры под воздействием современных источников знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов технических достижений человечества.
Метафоры объясняют одно понятие в терминах другого, но "метафорическое упорядочивание реальности" носит в этих случаях не всеобъемлющий, а лишь частичный характер". Метафора, помогая осмыслить понятие, затемняет некоторые его аспекты: воспринимая оппонента как противника, можно забыть о сотрудничестве в споре. В ориентационной метафоре происходит организация целой системы понятий в терминах другой системы, напр. « обладание властью или силой ориентирует вверх; подчинение силы - вниз».

Виды
В современной теории метафоры принято различать диафору (резкую, контрастную метафору) и эпифору (привычную, стертую метафору).
Развёрнутая метафора - это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом. Модель: «Книжный голод не проходит: продукты с книжного рынка всё чаще оказываются несвежими - их приходится выбрасывать,
Теории
Среди других тропов метафора занимает центральное место, так как позволяет создать ёмкие образы, основанные на ярких, неожиданных ассоциациях. В основу метафор может быть положено сходство самых различных признаков предметов: цвета, формы, объёма, назначения, положения и т. д.
Согласно классификации, предложенной Н. Д. Арутюновой, метафоры разделяются на
1. номинативные, состоящие в замене одного дескриптивного значения другим и служащие источником омонимии;
2. образные метафоры, служащие развитию фигуральных значений и синонимических средств языка;
3. когнитивные метафоры, возникающие в результате сдвига в сочетаемости предикатных слов (переноса значения) и создающие полисемию;
4. генерализирующие метафоры (как конечный результат когнитивной метафоры), стирающие в лексическом значении слова границы между логическими порядками и стимулирующие возникновение логической полисемии.
Подробнее рассмотрим метафоры, способствующие созданию образов, или образные.
В широком смысле термин «образ» означает отражение в сознании внешнего мира. В художественном произведении образы - это воплощение мышления автора, его уникальное видение и яркое изображение картины мира. Создание яркого образа основано на использовании сходства между двумя далекими друг от друга предметами, практически на своеобразном контрасте. Чтобы сопоставление предметов или явлений было неожиданным, они должны быть достаточно непохожими друг на друга, и иногда сходство может быть совсем незначительным, незаметным, давая пищу для размышлений, а может отсутствовать вовсе.
Границы и структура образа могут быть практически любыми: образ может передаваться словом, словосочетанием, предложением, сверхфразовым единством, может занимать целую главу или охватывать композицию целого романа.
Однако существуют и другие взгляды на классификацию метафор. К примеру, Дж. Лакофф и М. Джонсон выделяют два типа метафор, рассматриваемых относительно времени и пространства: онтологические, то есть метафоры, позволяющие видеть события, действия, эмоции, идеи и т. д. как некую субстанцию (the mind is an entity, the mind is a fragile thing), и ориентированные, или ориентационные, то есть метафоры, не определяющие один концепт в терминах другого, но организующие всю систему концептов в отношении друг к другу (happy is up, sad is down; conscious is up, unconscious is down).
Джордж Лакофф в своей работе «The Contemporary Theory of Metaphor» говорит о способах создания метафоры и о составе данного средства художественной выразительности. Метафора, по теории Лакоффа, является прозаическим или поэтическим выражением, где слово (или несколько слов), являющееся концептом, используется в непрямом значении, чтобы выразить концепт, подобный данному. Лакофф пишет, что в прозаической или поэтической речи метафора лежит вне языка, в мысли, в воображении, ссылаясь на Майкла Редди, его работу «The Conduit Metaphor», в которой Редди подмечает, что метафора лежит в самом языке, в повседневной речи, а не только в поэзии или прозе.
Также Редди утверждает, что «говорящий помещает идеи (объекты) в слова и отправляет их слушающему, который извлекает идеи/объекты из слов». Эта идея находит отражение и в исследовании Дж. Лакоффа и М. Джонсона «Метафоры, которыми мы живём». Метафорические понятия системны, «метафора не ограничивается одной лишь сферой языка, то есть сферой слов: сами процессы мышления человека в значительной степени метафоричны. Метафоры как языковые выражения становятся возможны именно потому, что существуют метафоры в понятийной системе человека».
Метафора часто рассматривается как один из способов точного отражения действительности в художественном плане. Однако И. Р. Гальперин говорит, что «это понятие точности весьма относительно. Именно метафора, создающая конкретный образ абстрактного понятия, даёт возможность разного толкования реальных сообщений».
Как только метафора была осознана, вычленена из ряда других языковых явлений и описана, сразу возник вопрос о её двоякой сущности: быть средством языка и поэтической фигурой. Первым, кто противопоставил поэтической метафоре языковую, былШ. Балли, который показал всеобщую метафоричность языка.
Примечания
1. ДВА ВИДА МЕТАФОРЫ
2. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М.: 1958
Литература
Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлёт и падение метафоры. / пер. с англ. М. Кукарцева, Е. Коломоец, В. Кашаев - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 496 с.
Блэк М. Метафора.
Гусев C. C. Наука и метафора. - Л.: ЛГУ, 1984.
Клюев Е. В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция) : Учебное пособие для вузов. - М.: ПРИОР, 2001.
Кедров К. А. Метаметафора. - М., 1999.
Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живём. - М.: Едиториал УРСС, 2004.
Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. - 3-е изд. - М., 2007.
Тихомирова Е.А. Метафора в политическом дискурсе: Методология исследований политического дискурса. Вып.1. - Минск, 1998.
Haverkamp A. Metapher. Die Ästhetik in der Rhetorik. - München: Wilhelm Fink Verlag, 2007.

СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Курсовая работа
на тему: «Анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования»

выполнила: студентка V курса
факультета психологии
*********

научный консультант:
Корнеев А.С.

Москва, 2007

Введение 3
1. Понятие «метафора» в современной практической психологии 5
2. Виды и общая структура работы с метафорой в психологическом
консультировании 13
3. Психотерапевтические направления использования метафоры в
консультировании 18
Заключение 41
Литература 42

Введение

История развития представлений о метафорическом познании действительности насчитывает тысячелетия. Еще жрецы древних цивилизаций использовали различные метафоры, как элемент своих языческих культов. В настоящее время метафора широко применяется во многих научных направлениях. Однако наиболее значимое влияние это применение ощущается в процессе работы с клиентом в психологической практике. Метафора позволяет гораздо шире рассматривать психологический, социальный, духовный контекст, в котором возникают проблемы и трудности у человека, которые и заставляют его обращаться за профессиональной помощью психолога. Данная особенность предопределяет социальную значимость нашего исследования.
В психологии и психотерапии метафора – это неотделимый элемент консультативного, терапевтического процессе работы терапевта с клиентом. Начиная от З. Фрейда, М. Эриксона, Ф. Перлза, К.Г. Юнга и заканчивая современными исследователями данной проблемы в различных направлениях практической психологии, применение метафоры, как техники работы с человеком, являлась постоянным атрибутом индивидуальной и групповой работы с людьми. Однако, несмотря на то, что техника использования терапевтических историй далеко не нова, какого-либо научного изучения данной проблемы, до сих пор, проведено не было. Кроме того, взглядов на использование метафоры в консультировании так много, что анализ и изучение их оказывается просто необходимым в контексте научного обоснования применения этой техники на практике. Эти аспекты и составляет научную значимость нашей работы.
Исследование различных форм и моделей применения метафоры в консультативном и терапевтическом процессе может помочь практикующим психологам, психотерапевтам более эффективно применять данную технологию работы с клиентом. Это и объясняет практическую направленность данной работы.
В связи с этим, целью нашего исследования является изучение и анализ различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования.
Объект исследования – метафора как элемент работы с клиентом в процессе консультационной работы.
Предмет исследования – различные направления использования метафоры в практике психологического консультирования.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Рассмотреть и проанализировать различные направления применения метафоры в процессе работы психотерапевта с клиентом.

1. Понятие «метафора» в современной практической психологии

Терапия с использованием метафор не представляет в настоящее время научно обоснованной концепции, а развивается как система эмпирических техник, применяемых при разных психотерапевтических подходах. Психотерапевты, обосновывающие необходимость имплицитного использования метафор в психотерапии, в частности Гордон , автор книги «Терапевтические метафоры: оказание помощи другим с использованием зеркала», отмечает, что в истории развития культуры метафоры использовались как приемы, при помощи которых развивались и передавались идеи. Шаманы, древние философы, проповедники - все они в сходной манере интуитивно сознавали и применяли силу метафоры..............

Заключение

Проведенная нами теоретическая работа по исследованию различных направлений использования метафоры в практике психологического консультирования позволила нам выделить ряд существенных выводов:
Метафора - это способ сообщения, в котором одни вещи выражаются через термины, принадлежащие к другой области вещей, что вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее. Эффективное применение метафоры в психологическом консультировании должно строиться на целенаправленном и осознанном воздействии на определенные личностные паттерны клиента.
Анализ различных направлений в использовании метафоры в психологическом консультировании может быть рассмотрен в качестве эволюции взглядов на процесс работы терапевта с клиентом. Если в начале метафора рассматривалась, прежде всего, как контекст определенной теоретической концепции (в классическом психоанализе З. Фрейда или аналитической психологии К.Г. Юнга), то в последующем, метафора становится одной из техник, применяемых при работе с клиентом в процессе консультирования. Особенно ярко это можно увидеть при рассмотрении теории эриксоновского гипноза, гештальт-терапии, а также НЛП и арт-терапии. Сам смысл использования метафоры в консультировании расширяется, возникают новые формы (визуальная, телесная метафора). Наконец, в последнее время появился еще один вид работы с клиентом – сказкотерапия. Данное направление в своей основе полностью содержит и основано на использовании сказки как метафорического образа, с которым идет работа консультанта и клиента.
Многогранность применения метафоры в практике психологического консультирования расширяет границы методов и техник, используемых в работе со взрослыми и детьми.

Литература

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993. – 175с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 1993.
3. Барт Р. Мифологии. - М., 1996.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб: Лениздат. - 1992. - С. 24 - 31, 97 - 107.
5. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – К., 1997.
6. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. -М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. -376 с.
7. Бурлачук Л.Ф. и др. Основы психотерапии. – М.: Алетейа, 1999. – 320 с.
8. Гриндер Дж., Бенглер Р. Формирование транса. - М., 1994.
9. Гриндер Дж., Бэндлер Р. Наведение транса. – М., 1995.
10. Гордон Д. Терапевтические метафоры. Оказание помощи другим при помощи зеркала. - М., 1995.
11. Джонсон Р. Сновидения и фантазии. – К., 1996.
12. Дрейкус-Фергюссон Е. Введение в теорию Альфреда Адлера. – Мн., 1995. – 52с.
13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказкотерапия. – М., 2001.
14. Зайг Д. Семинар с доктором медицины Милтоном. Г. Эриксоном. - М.: Класс, 1994.
15. Калина Н. Основы психотерапии. – М., 1997.
16. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. – СПб., 2002.
17. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. – Мн.: Высш.шк., 1997. – 464 с.
18. Кондрашов В. Всё о гипнозе. - Ростов-на-Дону, 1998.
19. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
20. Кроль Л., Пуртова Е.. Использование метафор в организационном консалтинге и тренинге. – М., 2002.
21. Кутергина И.Г. Использование метафор в семейной терапии. – М., 2005.
22. Куттер П. Современный психоанализ. – СПб.: «Б.С.К.», 1997. – 351 с.
23. Ласая Е.В. Гештальт-подход в преобразовании биологической картины невроза в психологическую. - в сб.: Гештальт-98. М., Московский Гештальт Институт,1999. с.46-50
24. Ласая Е. Телесные метафоры в гештальттерапии. – СПб., 2002.
25. Мягкова И. Визуальная метафора в психотерапевтической работе. – М., 2006.
26. Немиринский О.В. Гештальт-терапия психосоматических расстройств.- Московский психотерапевтический журнал, 1997а, №1. с.84-91.
27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 512 с.
28. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. - М., 1994
29. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии: Пер. с англ. - М., 1996.
30. Психотерапевтическая энциклопедия/Под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 1998.
31. Райх В. Анализ характера. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 528 с.
32. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с англ. - М., 1993.
33. Свирепо О.А., Туманова О.С. Образ, символ, метафора в современной психотерапии. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
34. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном (Уроки гипноза): Пер. с англ. - М., 1994.
35. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия. - М, 1997.
36. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с.
37. Теория метафоры. - М., 1990.
38. Фрейд З. Методика и техника психоанализа. – М., 2003.
39. Эриксон М. Мой голос будет с вами. Обучающие истории Милтона Эриксона. - СПб.: XXI век, 1995.
40. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 2004.

Метафоры (в форме волшебных сказок, стихов, анекдотов) сознательно и подсознательно используются психологами для помощи клиентам в осуществлении желаемых изменений. Такие истории, анекдоты и идиомы обладают одним фундаментальным качеством: в них содержатся важные советы или поучительные сообщения относительно какой-либо специфической проблемы. Некто сталкивается с какой-то проблемой и каким-то образом либо преодолевает ее, либо терпит поражение. Способ, при помощи которого герой решает свою проблему, может в аналогичной ситуации оказаться пригодным и для других людей. Когда какая-либо из этих историй предъявляется слушателю с намерением дать совет или проинструктировать его (или если слушатель подразумевает такое намерение), то она становится для этого человека метафорой. В общем смысле метафору можно определить как сообщение, в котором одна область вещей выражается через термины, принадлежащие к другой области вещей, и все вместе проливает новый свет на характер того, что описывалось ранее.

Явно или скрыто метафоры используются во всех психологических подходах и системах. Примером может служить использование Фрейдом сексуальной символики в качестве инструмента для понимания сновидений, фантазий и «бессознательных» ассоциаций. Юнг изобрел метафоры «анимуса» и «анимы». Райх изобрел «оргон». Гуманистическая психология говорит о «пик-переживаниях», в то время как механисты рассуждают о «маленьком черном ящике». У Берна были «игры», у Перлза – «верхняя» и «нижняя» собаки, а Янов говорил о «первичном» опыте. Далее, каждая терапия или система психологии имеет в качестве своих основ некоторый набор метафор (в виде словаря), который представляет какой-то части людей возможность выражать некоторую часть своего опыта о мире. Однако важным уточнением, которое мы должны здесь сделать, является тот факт, что такие метафоры не являются самим этим опытом. Люди не носят в своих головах ни маленьких «верхних» собак, ни «первичных сущностей», рыщущих по окрестностям в поисках «Оно», чтобы сразиться с ним в поединке. Метафоры представляют собой лишь способ сообщения об опыте.

Вышеприведенные и другие метафоры позволяют понимать, что рассказ вашего клиента о его ситуации также есть набор метафор, в которые вы можете «вчувствоваться» по мере ваших возможностей. Однако «чувства» и «ощущения», которые вы вынесете из этих метафор, никогда не будут идентичны подлинному опыту вашего клиента, так же, как и ваши ответы клиенту в определенной степени будут неправильно поняты им. Часто бывает, что подобная система коммуникации посредством метафор ведет ко все большим ошибкам во взаимопонимании и восприятии.


Каждый человек разрабатывает собственную уникальную модель мира, исходящую из комбинации генетически обусловленных факторов и его личного опыта. «Модель» включает в себя все переживания и все обобщения, относящиеся к этим переживаниям, а также все правила, по которым применяются эти обобщения. Некоторые части этой модели претерпевают определенные изменения по мере физиологического развития и в соответствии с новым опытом, в то время как другие части этой модели представляются ригидными и неизменными. Не существует двух одинаковых моделей мира. Все мы разрабатываем свои собственные и уникальные модели мира. Это уточнение очень важно иметь в виду, поскольку сбор точной информации является фундаментальным аспектом для любой эффективной психологической ситуации. Отдавая себе отчет в том, что все коммуникации являются метафорическими и основываются на уникальном опыте, мы можем помнить о том, что по этой причине они не полны и что именно слушатель является тем, кто составляет представление об услышанном и вообще обо всей предъявленной ему информации.

Консультанту никогда не следует предполагать, что клиент в полной мере его понимает. Он должен убедиться в том, что до клиента дошло то, что ему сказал консультант. Одни и те же слова и выражения разные люди могут понимать совершенно по-разному. Смысл таких понятий, как «враждебность», «зависимость», «самоуничижение» и др., должен быть раскрыт путем их отнесения к конкретным случаям в жизни клиента, и это очень важно в процессе психотерапии. Общим принципом подхода к ведению консультативного диалога является создание таких условий, в которых клиент мог бы самостоятельно определить смысл, который имеют для него те или иные события, и это гораздо более продуктивно, чем когда психолог пытается его объяснить или внушить клиенту, используя утверждения или вопросы, предполагающие вполне определенный тип ответа. Одним из наиболее полезных в репертуаре консультанта является вопрос: «Что вы сейчас имеете в виду?» Его следует задавать тоном, позволяющим передать, что консультант лишь желает понять клиента и не сомневается в его способности самостоятельно найти ответ.

Конечно, между моделями мира существуют не одни только различия. Существует и множество сходств, частично обусловленных условиями воспитания в специфической социальной среде. При разработке и использовании психологических метафор должны в максимальной степени использоваться те сходства, которые описывают паттерны, которыми люди выражают свой жизненный опыт.

Волшебные сказки потому и являются психологическими, что клиент находит свое собственное решение, ассоциируя то, что в них кажется относящимся к нему, с конфликтами своей внутренней жизни, с переживаемым им в настоящее время. Содержание сказки обычно не имеет отношения к нынешней жизни клиента, но оно вполне может отражать то, что составляет его внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными, а потому неразрешимыми.

Таким образом, целью психологических метафор является инициация сознательного либо подсознательного поиска, который может помочь человеку использовать личные ресурсы для такого обогащения модели мира, в котором он нуждается, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой.

Главнейшим требованием, предъявляемым к метафоре в отношении ее эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира. Это не означает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с содержанием ситуации клиента. «Встретить клиента в его собственной модели мира» означает лишь то, что метафора должна сохранять структуру данной проблемной ситуации. Другими словами, значимыми факторами метафоры являются межличностные взаимоотношения и паттерны, при помощи которых клиент оперирует внутри контекста проблемы. Сам по себе контекст значения не имеет.

Психологические метафоры, как и вообще терапия, начинаются с проблемы. Первой и главной задачей того, кто помогает людям, является достижение определенного уровня понимания природы и характеристик проблемы клиента, а также осознание того, в каком направлении он хочет изменить свою ситуацию. Важной предпосылкой для эффективной терапии и для работы психологических метафор является необходимость точной формулировки целей клиента. Это означает, что клиент будет контролировать изменения, которые нужно произвести.

Фундаментальной характеристикой психологической метафоры является то, что участники истории и события, происходящие в ней, эквивалентны – изоморфны – тем лицам и событиям, которые характеризуют ситуацию или проблему клиента. Это репрезентируется и в метафорическом списке действующих лиц, и в процессах и параметрах ситуаций, относящихся к проблеме. Такие репрезентации не равнозначны параметрам самой проблемы, но являются эквивалентными ей в смысле установления тех же отношений, которые идентифицируются между параметрами метафоры и действительной ситуации. В этом смысле «изоморфизм» здесь понимается как метафорическое сохранение взаимоотношений, которые имеют место в актуальной проблемной ситуации.

В ходе конструирования эффективных метафор недостаточно простого включения в историю по одному участнику соответственно участникам действительной проблемы и по одной линии событий для каждого действительного события, касающегося проблемы. Отношения и течение актуальной ситуации должны быть учтены в истории так, чтобы клиент принял это как значимую для него репрезентацию его проблемы. Подобное требование означает: что является значимым для метафоры, то и является изоморфной репрезентацией отношений и процессов, обнаруженных в проблеме. Если условие изоморфизма удовлетворяется, то для составления метафоры пригоден любой контекст. При выборе персонажей для метафоры не имеет значения, кто они. Главное в этом то, как они взаимодействуют.

До сих пор единственным для завершения основной метафоры был вопрос о разрешении проблемы. Наблюдая вашего клиента, вы интуитивно знаете, какие изменения были бы для него полезны, и можете определить, какой исход должен быть выбран. Однако во многих случаях клиент сам определяет разрешение. Обычно клиенты знают, какие изменения они хотели бы осуществить. Где они чаще всего оказываются в замешательстве, так это при построении моста между их настоящей, неудовлетворительной и повторяющейся ситуацией, с одной стороны, и желательной ситуацией – с другой стороны. Поэтому метафора в качестве двух главных своих компонентов имеет желательный исход и стратегию, которая позволяла бы перекинуть мостик между проблемой и желательным исходом.

Для того чтобы провести клиента от его постоянно повторяющейся проблемной ситуации к желаемому исходу, между тем и другим должен быть построен своего рода экспериментальный поведенческий мост. Обычно недостаточно просто перескочить из «проблемы» в «новое поведение», поскольку это клиент как раз безуспешно пытался проделать. Такой мост между проблемой и исходом называется связующей стратегией.

Для понимания того, что такое «связующая стратегия», можно воспользоваться понятием рекалибровки. Обычно все проблемы имеют рекурсивный характер, то есть вновь и вновь повторяются одни и те же либо сходные конфигурации событий, продуцируя, в конце концов, один и тот же набор неприятных или нежелательных опытов. Следовательно, для облегчения решения проблемы она должна быть подвергнута рекалибровке, которая является функцией связующей стратегии и в конечном счете позволяет человеку выбираться из повторяющихся ситуаций, имея свободу выбора.

Рекалибровка повторяющейся ситуации включает:

1. Обеспечение клиента способностью осознавать, в каких случаях события составляют такую пропорцию, что они становятся проблемными.

2. Обеспечение клиента средствами, при помощи которых он сможет перепропорционировать эти события.

Тогда, возвращаясь к вопросам формулировки метафор, первый шаг по осуществлению рекалибровки будет заключаться во введении такого персонажа (эквивалентного клиенту), который каким-либо образом нарушает старый паттерн поведения, в результате чего он, в конце концов, оказывается способным к эффективному изменению ситуации. Это «каким-либо образом» является способом, который вы примените в метафоре и который будет зависеть от вашего опыта и интуиции в качестве помощника людям и обычного человеческого существа.

Второй шаг будет заключаться в том, чтобы в описательной форме представить персонажа, у которого есть понимание калибровки, превращающейся в проблему, и способа, посредством которого эта проблема могла бы быть рекалибрована.

Как уже говорилось, желаемый исход часто подразумевает связующую стратегию. Но наиболее подходящей стратегией, которая могла бы привести к этому исходу, является стратегия, которую клиент прямо или косвенно индуцирует сам. Прекрасным способом получить такую информацию является просьба описать, как клиент пытался решить эту проблему до прихода к психологу. Описывая в деталях свои ошибки при решении проблемы, клиент будет косвенно описывать, что следует сделать для того, чтобы цель была достигнута, то есть описывать, в какие моменты он оказывается в замешательстве и, таким образом, в каких направлениях ограничена его модель.

Другим отличным способом получить эту информацию является вопрос: «Что удерживает вас от..?» Следовательно, связующая стратегия, которую клиент индуцирует для себя, заключается в том, что он слишком долго преодолевает или обходит свой страх перед тем, чтобы делать то, что он хочет делать, и в том, чтобы понять, что нет нужды ставить страх на первое место.

Еще одним жизненным компонентом в разрешении проблемы является переформирование. «Переформировать» – означает взять прежний болезненный или нежелательный опыт или поведение и перекомбинировать его так, чтобы он оказался ценным и потенциально полезным.

Итак, весь процесс формулировки основной метафоры выглядит следующим образом:

Сбор информации

1. Идентификация значимых лиц, вовлеченных в проблему:

а) идентификация их межличностных отношений.

2. Идентификация событий, характерных для проблемной ситуации:

а) определение того, как развивается проблема (калибровка).

3. Определение изменений, которые хотел бы сделать клиент (исхода):

а) проверка того, что они точно сформулированы.

4. Идентификация того, что клиент предпринимал раньше для решения проблемы, или того, что удерживает его от совершения желаемых изменений (что может инициировать связующую стратегию).

Создание метафоры

1. Выбор контекста.

2. Выбор персонажей и плана метафоры с тем, чтобы она была изоморфна идентификации значимых лиц и событий и желаемому исходу.

3. Определение разрешения, включая:

а) стратегию рекалибровки;

б) желаемый исход;

в) переформирование непосредственной проблемной ситуации.

4. Сообщение метафоры.

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Электронный журнал

Консультирование

Использование метафор в консультировании родителей

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений.

Метафора (греч. metaphora - перенесение) - перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. В психологии это сознательный терапевтический прием, образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

В своей книге «История и метафоры в помощь ведущему тренинга» В.Н. Богданович рассматривает метафору как способ метафорического выражения проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки.

Метафора является прекрасным средством установления контакта с родителем и позволяет, по мнению И.Г. Кутергиной , точнее проводить первый этап диагностики, далее производить коррекцию, легко отслеживать динамику и движение психологических процессов и качеств, а также осуществлять заключительный этап наблюдения с последующими рекомендациями. Кроме того, она может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений. Поведение родителя во время рассказа метафорической истории, дальнейший анализ характера рисунка и его сюжета (если проводится рисование), специфика обсуждения метафоры - все это может дать информацию об особенностях взаимоотношений в системе «родитель - ребенок».

К метафорам можно прибегать в ходе индивидуальных или групповых консультаций, используя следующие варианты:

  • прочтение и обсуждение метафор (выраженных в притчах, поучительных историях) совместно с родителями;
  • обсуждение рисунков-метафор и составление рассказов по ним;
  • работа с метафорическими картами.

Все варианты метафор используются с целью ознакомления и помощи в практическом освоении родителями психологически грамотных форм эффективного взаимодействия с детьми, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений. Они помогают научиться безоценочно принимать своего ребенка, понимать и проговаривать его чувства, разрешать конфликты.

Метафоры-притчи

Прочтение метафор поможет установлению доверительной атмосферы между педагогом-психологом и родителями, а также может стать отправной точкой для обсуждения конкретной проблемы детско-родительских отношений (как в ходе индивидуального консультирования, так и в ходе группового сеанса). Данный подход можно дополнить изобразительными приемами коррекции (драматизация в песочнице, рисование на листе бумаги или поверхности песка, лепка и т. д.).

Приведем примеры метафор.

Метафора-притча о яблоне

Цель: помощь в осознании родителем последствий своих действий (или бездействий), принятии ответственности за воспитание ребенка.

Однако шли дни, недели, месяцы, годы. И постепенно у фермера поубавилось охоты ухаживать за яблоней. „Ведь есть дела и поважней, а яблоня и так хорошо растет“, - подумал он.

Однажды, придя в свой сад, фермер вдруг обнаружил в том месте, где росла его любимая яблоня, увядшее, кривое, больное дерево. Он так сильно разозлился, что схватил лопату, выкорчевал яблоню из земли и бросил через забор.

Проходящей мимо женщине стало жалко замученное одинокое дерево. Она посадила его у себя в саду и стала ухаживать за ним. И о чудо! Яблоня ожила и зацвела еще пуще прежнего. Да, это была та же самая яблоня, которая некогда радовала фермера, только теперь она цвела в соседнем саду. А сад фермера был пуст».

Вопросы для обсуждения:

  • Каков, по-вашему, смысл данного рассказа?
  • Кем бы вам больше хотелось быть: фермером или той женщиной, что забрала к себе яблоню? Почему?
  • Какие чувства вы сейчас испытываете?
  • Что хочется сделать?

Метафора-притча «Хрупкие вещи»

Цель: помощь в осознании необходимости воспитания у детей отзывчивости, чуткости, доброжелательности.

«Как-то в одно селение пришел и остался жить старый мудрый человек. Он любил детей и проводил с ними много времени. Еще он любил делать им подарки, но дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, их новые игрушки часто ломались. Дети расстраивались и горько плакали. Проходило какое-то время, мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие.

Однажды родители не выдержали и пришли к нему:

Ты мудр и желаешь нашим детям только добра. Но зачем ты делаешь им такие подарки? Они стараются как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

Пройдет совсем немного лет, - улыбнулся старец, - и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, это научит их обращаться с этим бесценным даром хоть немного аккуратней?»

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы почувствовали по прочтении этой притчи, о чем подумали?
  • Как, по-вашему, можно воспитать у ребенка чуткость, сердечность?
  • По-вашему, нужны ли в современном мире с его «потребительскими» отношениями такие качества, как отзывчивость и сердечность?

Притча о понимании (Н. Становкина)

Цель: осознание необходимости установления более тесных отношений с детьми (возможно, с помощью приемов активного слушания, Я-высказываний).

«Однажды к мудрецу из далекой деревни пришли молодые люди.

Мудрец, мы слышали, что ты даешь всем мудрые советы, указываешь правильный путь, открываешь истину. Помоги и нам! Старшее поколение в нашей деревне перестало нас понимать, а с этим нам очень трудно жить. Что нам делать?

Мудрец посмотрел на них и спросил:

А на каком языке вы говорите?

Все молодое поколение говорит на тарабарском.

А старшие жители?

Задумались молодые люди и признались:

Мы у них не спрашивали.

Именно поэтому у вас получается их только слушать, но не слышать!»

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы можете описать ваше общение с ребенком? Представьте какой-нибудь образ, характеризующий ваше общение. Вспомните и опишите ситуацию, характерную для вашего общения с ребенком.
  • Что вам помогает в общении? Что мешает?

Метафора «Два маленьких мальчика»

Цель: помощь в осознании необходимости безоценочного принятия родителем своего ребенка, а также важной роли родительских установок, ожиданий (выражающихся в словах, поступках) в формировании личности ребенка, его самооценки и убеждений.

«Учитель сидел на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Он любовался простором и наблюдал за тем, как два мальчика лет шести играли вместе. Они бегали, смеялись, а потом, устав, уселись рядышком неподалеку от него и начали разговаривать:

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный…

Ветер унес их разговор. А учитель задумался о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. От воспитателя? От родителей? Ему шесть лет, и, если он не изменит свое мнение или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив веру в собственные возможности, сковывая его потенциал…»

Вопросы для обсуждения:

  • Закройте глаза. Представьте своего ребенка и ваше общение с ним. Какие слова, фразы чаще всего вы употребляете, когда разговариваете с ребенком?
  • Как реагирует ваш ребенок на похвалу и замечания, исходящие от вас?

Работу с текстом можно дополнить нижеследующими заданиями.

«Каким я вижу своего ребенка»

Цель: осознание качеств ребенка.

Давайте разберемся, каким вы воспринимаете своего сына (дочь). Перед вами список качеств, которыми может быть описана личность любого ребенка. Отметьте наличие этих качеств у ребенка:

  • такого как все;
  • который отличается от других;
  • который вас раздражает;
  • в котором вы видите личность;
  • идеального;
  • вашего.

Список качеств

Ребенок

такой, как все

который отличается от других

который меня раздражает

в котором я вижу личность

идеальный

мой

Агрессивный

Болтливый

Веселый

Упрямый

Способный

Хитрый

Активный

Общительный

Честный

Послушный

Трудолюбивый

Аккуратный

Беззащитный

Ответственный

Замкнутый

Лидер

Ленивый

Скромный

Злой

Отзывчивый

Доверчивый

Глупый

Конфликтный

Инициативный

Несдержанный

Грубый

Наглый

Своевольный

Неряшливый

Равнодушный

Дерзкий

Внимательный

Независимый

Сопоставьте пять характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: «Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?» Расскажите, какой он, ваш ребенок: как все, идеал, личность, ребенок, отличающийся от всех, который раздражает? Или в нем присутствуют качества всех профилей?

«Какие мы в семье»

Инструкция педагога-психолога. Расскажите, какими бываете вы по отношению к своему ребенку. Например, мама - терпеливая, настойчивая, ласковая, отзывчивая, а папа - спокойный, серьезный, добрый, уверенный?.. Давайте посмотрим на себя как родителя со стороны. Разделите лист на два столбика… В первом напишите, что вас огорчает в ребенке, а во втором - что радует…

А теперь проанализируйте. Если в первом столбце оказалось больше качеств, значит, вы чересчур строгий, требовательный, иногда карающий родитель. Если больше во втором столбце - вы понимающий, поддерживающий и помогающий родитель.

Рисунки-метафоры

Один из вариантов использования метафоры в ходе индивидуальных или групповых консультаций - обсуждения рисунков-метафор и составление рассказов по ним (прием, разработанный С. Цветковой ). Задавая наводящие вопросы, вовлекая в активное обсуждение родителей, педагог-психолог подводит их к объективному пониманию существующей проблемы, а затем и к выработке возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений.

«Замóк и ключи»

Цель: помочь в осознании необходимости выстраивания индивидуального подхода к ребенку и методов воспитания.

Материал: изображение замка и связки ключей.

Инструкция педагога-психолога. Посмотрите на картинки, которые я приготовила для вас. Что на них изображено?.. Правильно - замок и ключи. Как вы опишете замок? Какой он? (Возможные ответы: тяжелый, железный, закрытый и т. д. ) Да, замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?.. Да, нужны ключи. Вот и связка ключей. Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?.. Увы, нет. Может так быть, что и в этой связке не окажется нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок.

С чем можно сравнить замок и ключи?.. Да, замок - это ребенок, а ключи - методы воздействия на него, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним. Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия с ним. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?.. Да, можно. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Но их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

«Яйцо и цыпленок»

Цель: способствовать осознанию особенностей протекания возрастных кризисов (в частности, кризиса трех лет).

Материал: изображение яйца.

Инструкция педагога-психолога. Давайте поговорим о том, как протекает кризис трех лет. Для того чтобы лучше понять, представьте цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. По-вашему, как он чувствует себя в скорлупе?.. Безопасно ли ему?.. Хватает ли ему питательных веществ?.. Да, ему комфортно и спокойно, но… несмотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Почему, как вы думаете?.. (Возможные ответы: он может задохнуться, очень мало места, закончились питательные вещества, он растет и т. д. )

А теперь посмотрим на нашу ситуацию. Постоянная опека родителей для ребенка - это такая же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь внутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому он начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие, - что и проявляется во время кризиса трех лет.

Метафорические карты

Во время консультации с родителями в качестве одного из эффективных приемов можно использовать наборы метафорических карт с притчами, мудрыми мыслями, высказываниями: «Азбука родительской любви», «Время мудрее всего, ибо оно открывает все», «Все грани гармонии», «Шаги к мудрости», «Сокровищница жизненных сил».

Родителю предлагается прочитать надписи на предложенных открытках и выбрать ту (можно несколько), которая больше всего подходит для его ситуации. Ему необходимо дать время для того, чтобы прислушаться к себе, разобраться в своих чувствах и вспомнить момент возникновения затруднений во взаимоотношениях с ребенком. Важно, чтобы он подумал о том, что могло побудить ребенка вести себя именно так и никак по-другому, и проанализировал свое ответное поведение. Далее совместно с педагогом-психологом вырабатывается тактика поведения, которая должна исходить из нового понимания чувств и намерений ребенка и родителя.

Приведем пример.

На консультации мама Вани Н. (6 лет) с жалобой на неусидчивость, расторможенность сына. Поведенческие проблемы ребенка - результат неврологических нарушений, впоследствии они стали причиной ухудшения детско-родительских отношений. В ходе беседы с мамой выяснилось, что мальчик состоит на учете у невролога. Врач порекомендовал медикаментозное лечение дополнить психологической коррекцией.

Для беседы педагогом-психологом подготовлены метафорические картинки из комплекта «Азбука родительской любви». После просмотра мамой выбраны несколько открыток, которые определили дальнейшую коррекционно-консультативную работу с детско-родительской парой:
«Любовь к детям нужно выражать в ясной и понятной им форме. Дети ищут подтверждения того, что они любимы, в отношении к ним, в нашем голосе, глазах, жестах. Поэтому как можно чаще целуйте и обнимайте своих детей, разговаривайте с ними, слушайте их, смотрите на них с любовью и нежностью».
«Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажете ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше. Спокойное, сдержанное высказывание имеет больше шансов быть услышанными, ибо, как говорится, „мудрые слова, сказанные тихо, - слышны“…»
«Твердый запрет того, что вы считаете действительно вредным для ребенка, не является жестокостью. Конкретными и разумными ограничениями вы делаете мир малыша простым и ясным. Он начинает четко видеть его границы и чувствует себя в безопасности».
«Детям жизненно необходимо бегать, прыгать, кричать, шуметь. Для того чтобы спасти свой дом от возможных разрушений, обговорите заранее, где ребенок может дать волю своей энергии, а где этого делать не стоит».

Алгоритм дальнейших действий:

1. Уточнение с мамой действий, уже предпринятых ею для решения проблемы (составляется перечень на бумаге). Подобный прием становится важным в том случае, когда педагог-психолог хочет помочь родителю взять на себя обязательства отказаться от тех поступков, которые оказались бесполезными или, более того, разрушающими.

2. Обсуждение тех последствий, которые она испытала на себе, используя неэффективные или деструктивные способы воздействия на сына. Смысл данного этапа в том, что, когда все плюсы и минусы действий обозначены, стремление к изменениям усиливается. Родитель наглядно видит, какую цену он платит за свое деструктивное поведение, и его мотивация к поиску более продуктивных действий повышается.

3. Поиск новых путей решения проблемы методом мозгового штурма с анализом эффективности каждого. В результате совместной работы выработана следующая стратегия взаимодействия с ребенком:
уменьшить рабочую нагрузку Вани, причем сложные виды деятельности предлагать в первой половине дня, а не вечером. Договариваться с ним о тех или иных действиях заранее, давая при этом короткие, четкие и конкретные инструкции;
делить работу на короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки;
при общении с ребенком использовать зрительный и тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания);
использовать гибкую систему поощрений и наказаний, причем поощрять сразу же, не откладывая на будущее;
предоставлять ребенку возможность выбора;
ввести ритуалы взаимодействия, которые должны соблюдаться неукоснительно, вне зависимости от занятости родителей работой и домашними делами, а именно:
- совместные прогулки (обязательны);
- чтение сказки на ночь;
- совместные игры;
- регулярное посещение театра, выставок, кино;
- совместное выполнение домашних дел;
при соблюдении ритуалов взаимодействия с ребенком обращать внимание на его настроение и свои ощущения;
уменьшить время, проводимое ребенком перед телевизором и компьютером.