Упражнение на развитие дыхания для дошкольников. Лучшие игры на развитие речевого дыхания

К АРТОТЕКА ИГР

ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Составила учитель-логопед

Копыркина Марина Павловна

Предисловие.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перечисленные ниже игры и упражнения объединены в соответствии с лексическими темами и помогут научить ребенка младшего и среднего возраста плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Картотека представлена в виде таблицы, в которой указаны название игры, ее цели и описание хода игры.

Материал предназначен для учителей-логопедов, учителей-дефектологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

Тема: « Игрушки».

Игра: «Определи место игрушки»
Цель: Развитие речевого дыхания. Закрепление умения строить развернутую фразу.
Оборудование: машина, пирамида, мяч, мишка, кукла и др.
Описание игры. Педагог раскладывает на столе в один ряд различные детские игрушки. Вызывая ребенка, он спрашивает у него: "Между какими игрушками стоит пирамида?" Ребенок должен дать полный ответ: "Пирамида стоит между машиной и мячом". После двух-трех ответов воспитатель меняет игрушки местами. Постепенно при повторении игры игрушки по одной можно заменять другими.
Методические указания. Перед проведением игры педагог напоминает детям, что нужно говорить неторопливо, выразительно, не отделяя паузами одно слово от другого, а всю фразу говорить как одно длинное слово. Отвечать на вопрос надо полным ответом, например:
"Мяч лежит между куклой и мишкой". Правильно ответивший получает фант. Затем определяется победитель.

Тема: «Осень»

Игра «Осенний лес»

Описание игры: Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза под счет «раз», «два», «три», выдох ртом.

Дует осенний легкий ветерок: «У-у-у». (Тихо). Листочки едва шевелятся.

Подул сильный ветер: «У-у-у» (Громко).

Заблудились мы в лесу,

Закричали мы: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо)

Осенние листочки на веточках висят.

Осенние листочки с нами говорят: «А-о-у-и»

Игра: «Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать, как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Тема «Ягоды, грибы»

Игра «В лес по ягоды»:

Описание игры: Маша вместе с родителями и подругой Олей пошла в лес за ягодами и грибами. Идут они по лесу, перекликаются:

(сложить руки в виде рупора, сделать незаметный вдох, на выдохе громко, протяжно, с четкой интонацией произносить фразы)

Маша зашла далеко в лес и громко закричала:

Ау – у – у, мама!

А в ответ раздается тихо:

Ау – у – у, Маша!

Тема: «Овощи»

Игра «На грядке»

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как большая тыква (под счет до «трех») Выдох - живот втянуть (похож на ямочку).

Игра «Разговоры овощей» Цель: развитие речевого дыхания и голоса.

Описание игры: Произносить слоговые сочетания от имени помидора (хвастливо) и огурца (обиженно). Помидор хвастается перед огурцом тем, что он красный, красивый: «ПА-ПУ, ПЫ-ПА!» Огурец: «ПЫ-БЫ, ПО-БО» Кабачок говорит баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «ТО-ТЫ-ТУ»

Произносить «Ох! Ах! Ух!» Шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

Игра «Узнай овощ».

Положить на тарелку кусочки знакомых детям овощей. Каждому ребенку предлагается завязать глаза платком и узнать овощи по запаху. Сделать медленный плавный вдох носом, выдох – ртом. Далее можно усложнить задание, попросив ребенка произнести название овоща на выдохе.

Сделать вдох, на выдохе громко, четко, не торопясь называть овощи: «Картошка, капуста, свекла – это овощи».

Тема: «Дом»

Игра « Строим дом»

Описание игры: Приколачиваем оконные рамы. Сверлим дырки дрелью. Произносить на одном выдохе звуки: «Т-т-т, д-д-д», а затем слоги: та - да-та-да, ты-ды-ты-ды, ук-тук-тук-тук»

Тема: «Фрукты»

Игра « Сбор урожая»

Описание игры: Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция - стоять прямо. Поднять руки - вдох. Кладем яблоко в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз - выдох. Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: « ФА-ФО, ФЫ-ФУ.»

Маша и Даша в саду. Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились: «О-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: Ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)

Игра: «Приятный запах»

Описание игры: У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко).

Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Упражнение «Подуй на листок».

Педагог раздает детям изображения листочков с фруктовых деревьев, сделанных из папирусной бумаги, и предлагает сделать плавный бесшумный вдох и подуть на фруктовые листочки.

Тема: «Одежда»

Игра « Шитьё одежды»

Описание игры: Шьём одежду и напеваем песенки: «Ля-ли-ле, ли-ля-лю.»

Укололи пальчик. Подуть на больное место (продолжительный выдох через рот), Произнести на одном выдохе слоги: « Ой-ой-ой-ой-!», а затем предложения: «Ой-ой-ой-ой-ой, болит пальчик мой! Уй-уй-уй-уй, ты на пальчик свой подуй!

Тема: «Бытовая техника»

Игра « Шум на кухне»

Описание игры: Звуки работающих электромашин: пылесоса, холодильника, стиральной машины « Дж-дж-дж-дж-дж. Дз-дз-дз-дз-дз.» Разговор холодильника с миксером: « Хла-хло-хлу. Вжи-вжа-вже»

Тема: «Человек»

Игра « Моя семья»

Описание игры: Братик плачет. Произносить звук (а) (громко,тихо.шепотом)

Мама качает малыша. Произносить: «А-а-а-а-а»

Малыш учится говорить. Произносить слоги: « Мна-мно, мны-мну, пи-пяпе, би-бя-бю»

Заблудились мы в лесу, закричали все: «Ау-у-у-у!» (Громко!)

Никто не отзывается, лишь эхо откликается: «Ау-у-у-у» (Тихо)
Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов (ЛЯ-ЛЯ.)
Оборудование: кукла или матрешка.
Описание игры: игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку.
- Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку: "ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!" Давайте споем вместе с Катей!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.
Игра: «Кто кого»
Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ и нижней челюсти.
Описание игры. Педагог вызывает двух детей и ставит их лицом друг к другу. По сигналу педагога дети одновременно начинают протяжно произносить сначала тихо, затем громко гласные звуки: а, о, у, и, э.

Тема «Части тела».

Цель: Вырабатываем координацию и дифференциацию ротового и носового дыхания, воспитываем навык фиксированного выдоха со звуком.

Игровая ситуация: Дети, вы так громко хлопали в ладошки, что разбудили Великана и Гномика. Великан шумно вдохнул воздух (вдох носом) и громко выдохнул: «Ф-ф-ф» (выдох ртом). А Гномик бесшумно втянул воздух (вдох носом) и тихо выдохнул: «х-х-х» (выдох ртом).

Тема: «Птицы»

Игра « Птицы поют»

Описание игры: Удод: « Уп-уп-уп-уп». Щегол: «Пить-пиль-пить». Снегирь: « Фью-фью-фью» Осоед: « Кине-е-кине-е». Перепелятник: «Кик-кик-кик». Коростель: « Крек-крек-крек» Чайка: « Га-ак-аг-аг», гре, гри». Произнести названия четырёх-пяти птиц на одном выдохе. Например: сова,снегирь, синица, чиж.

Игра: «Ворона»

Описание игры: Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

Игра «Птицы улетают»

Описание игры: подуть на изображения птиц, сделанных из бумаги прикрепленных ниткой к полоске картона.

Детям предлагается сделать вдох, произнести фразу на одном выдохе с постепенным увеличением количества слов:

Птицы. Птицы летят. Птицы летят на юг.

Тема: «Посуда»

Игра « Чаепитие»

Описание игры: Дуем на горячий чай. Вытянуть губы «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Вытянуть губы узкой «воронкой» (выдох). Пыхтящий чайник: произносить: « Пых-пах-пох! Пых-пих-пых-пих!»

Игра «Блюдца»

Описание игры: сделать полный вдох, затем на одном выдохе произнести «Динь-динь» далее наращивать количество слов на выдохе «Динь – динь – динь …»

Тема: «Домашние животные»

Игра « Отгадай, кто кричит?»

Описание игры: Звукоподражание животным. Изменять голос по силе и высоте. Корова: « Му, молока кому?» (Громко, низким голосом) Телёнок: « Му» (Тихо, высоким голосом) Кошка: « Мяу-мяу-мяу» (Громко, низким голосом) Котенок: «Мяу-мяу-мяу» (тихо высоким голосом) Разговор теленка и Котенка: «Мле-мли-мля. Мяу-мяу-мяу. Пли-пля-пле»

Тема: «Домашние птицы»

Описание игры: произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко». Цыплята: « Пи-пи». Курица: «Куд - кудах, снеслась в кустах». Утка: « Кря-кря-кря, где здесь вода?»

Игра « Птицы»

Описание игры:

Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

Тема: «Зима»

Игра «Зимняя вьюга»

Описание игры: Старая, седая, с ледяной клюкой, Вьюга ковыляет Бабой-ягой. Воет вьюга: «З-з-з» (С усилением звука) Застонал лес от вьюги: «М-м-м» (Тихо высоким голосом) Тяжело стонут дубы « М-м» (Громко низким голосом) Стонут березы: «М-м» (Тихо высоким голосом) Шумят ели: «Ш-ш». Стихает вьюга: «С-с-с».

Игра: «Соревнование лыжников».

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (скользит по столу)

Тема «Новый год».

Игра: «Надуй шарик».

Цель: развитие физиологического дыхания.

Описание игры: Детям предлагается надуть маленькие воздушные шарики для новогоднего праздника. Сделать полный вдох носом, затем выполнить длинный выдох ртом, имитируя надувание воздушного шара. Выполнять упражнение не более трех раз.

Выполнить полный вдох и на выдохе произнести музыкальную фразу: «В лесу родилась елочка».

Тема: «Дикие животные»

Игра « На лесной полянке»

Описание игры: Ёжики принюхиваются. Волк воет: «У-у»(Произносить тихо и громко) Кто как голос подает. Ёжик пыхтит: « Пых-пых-пых».

Разговор Лисы и зайца

Су-зу-су-зу, су-зу-су-зу.

Зайка, где ты был?

В лесу.

За-са-за-са

Ты не съешь меня, лиса?

Игра: «Сердитый еж»

Описание игры:

Вот идет сердитый еж:
Пф-ф, пф-ф, пф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь –
свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

Игра «Лиса».

Ребенок, изображая лису, надевает маску (шапочку). «Лиса» должна определить, чей след изображен на картинке. Для этого ребенок, изображающий лису, должен сделать глубокий вдох (принюхаться) и на одном выдохе произнести: «Это мышь (заяц, белка)».

Игра «Кто как кричит в лесу» : взрослый предлагает послушать ребенку, кто как кричит в лесу и повторить речевой материал в том же темпе и ритме на одном выдохе. Например:

Лиса кричит так: тяв – тяв, тяв – тяв – тяв.

Кукушка кричит так (произносить с понижением голоса на втором слоге):

ку – ку, ку –ку, ку – ку!

Волк воет так (произносить слитно с постепенным усилением голоса):

У –у –у –у –у –у –у!

Тема: «Транспорт»

Игра « В мастерской»

Описание игры: Прокололась шина у машины. Произнесение звука ш-ш-ш-ш.

Насос. Произнесение звука с-с-с-с. Машины едут по мокрой мостовой. Произнесение слогов: « Ша-шу-ши-шо.» Гудит автобус. Произнесение слога ту на одном выдохе: « Ту-ту-ту-ту». Сигналит машина. Произнесение слога на одном выдохе: « Би-би-би-би.»

Игра: « Чей пароход лучше гудит?»

Описание игры: каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

Игра: «Весёлое путешествие»

Цель: развитие речевого дыхания.

Описание игры:

Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе,
одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

Тема «Транспорт».

Упражнение «Автобус»: на картинке нарисован автобус с открытыми дверями. Когда у автобуса открываются двери, то мы слышим такой звук «ф-ф-ф-ф-ф». Вдох через нос, на выдохе произнести: ф-ф-ф-ф-ф-ф.

Тема: «Дикие животные жарких стран»

Игра « В зоопарке»

Описание игры: Слон пьёт воду. Вытянуть губы широкой «трубочкой» и сделать вдох (под счет « раз», «два», «три»). Затем выдох (под счет от « одного» до «пяти») Рычание тигра и тигрёнка. Раскатисто произносить звук р-р-р-р-р: тигр- громко, низким голосом, тигрёнок- тихо, высоким голосом. Произносить фразу:

« Я видел крокодила!» с разной интонацией и чувством (испуг, радость, удивление.

Игра: «Бегемотик».


Описание игры: Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох), То животик опускается (выдох).

Игра: «Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох) ,
Качели вниз (выдох) ,
Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

Тема: «Весна»

Игра: «Качели» .

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Описание игры: ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох) ,
Качели вниз (выдох) ,

Крепче ты, дружок, держись .

Методические указания. В игре «Качели" вдох и выдох производится через нос.

Игра «В саду»

Описание игры: встаньте в круг. Мы гуляем по саду. Цветут вишни, груши, яблони. Как приятно дышать ароматным воздухом! Встаньте на носочки, разведите руки в стороны. Вдохните воздух. Выполните плавный бесшумный вдох носом, медленно выдохните через рот.

Игра «Сосчитай цветочки»

Описание игры: на картинке изображены 4 цветочка (размер их последовательно увеличивается). Выполните полный вдох, а на выдохе сосчитайте цветы (прямой счет до четырех), с увеличением силы голоса (соответственно возрастающему размеру цветков на картинке). Затем сосчитать цветы с уменьшением силы голоса.

Тема «Мамин день»

Игра: «Выбираем цветок для мамы»

Оборудование: несколько цветков.

Описание игры: Мы выбираем цветок, чтобы подарить его маме. Как приятно пахнут цветы! Понюхаем цветок. Выполняем плавный вдох носом, на выдохе произносим «Ах!»

Тема «Моя семья»

Игра «Зарядка»

Описание игры: в каждой семье утром делают зарядку. А мы выполним дыхательную гимнастику.

Упражнение «Шар»: сделать медленный, плавный вдох, добиваясь ощущения раздувшегося шара в животе. Затем выполнить медленный, плавный выдох – втянуть живот. Выполнить 3 раза.

Упражнение «Ежик»: выполнить плавный бесшумный вдох через нос, выдох – через рот, выдыхать воздух небольшими порциями, произносить: «Фу-фу-фу». Длину выдоха в процессе тренировки постепенно увеличивать. Повторить упражнение 3 раза.

Тема «Насекомые».

Упражнение «Бабочка»

Описание игры: сделать плавный бесшумный вдох и сдуть с ладони бабочку.

Сделать плавный вдох, произнести на выдохе:

И-и-и – с последовательным повышением и понижением голоса («комар пищит»);

Ж-ж-ж – «муха жужжит».

Для красивой дикции ребенка необходимо правильное речевое дыхание. Игры на развитие быстрого вдоха и медленного выдоха станут и одним из способов общения с ребенком, и хорошей тренировкой. Не привлекайте слишком сильного внимания малыша к тому, с какой силой и ритмом он дышит, вы просто играете или организуете соревнование между несколькими соперниками. На все ошибки указывайте деликатно, как тренер, советующий лучшую методику. Родителям желательно вести дневник занятий, чтобы учесть свои находки и ошибки при воспитании следующих детей или внуков.

Какую роль играет воздух в речи?

Человек не сможет произнести ни одного слова, если воздух не пройдет через голосовые связки. Поток должен выходить медленно и равномерно. Говорить можно только во время выдоха, когда грудная клетка с определенным усилием выдавливает воздух из легких. Струя должна проходить не только с нужным усилием, но и в правильном направлении. Взрослый человек не замечает этих тонкостей, у него разговор происходит автоматически, без участия сознания.

Чтобы понять, как трудно малышу научиться говорить, попробуйте сами произнести самую короткую фразу, беспорядочно вдыхая и выдыхая. Ребенку нужно помочь, этим должны заняться мама с папой. Бесполезно объяснять ему устройство речевого аппарата, работу голосовых связок. С двухлеткой нужно не проводить уроки, а играть, при помощи интересных упражнений он сам начнет говорить правильно.

В вашем окружении может оказаться человек, который не умеет правильно дышать при разговоре. Если ребенок любит этого гостя, он может перенять его манеру. Не смейтесь над своим другом, объясните ребенку, что дядю Петю никто не научил правильно дышать, если малыш хочет помочь ему, пусть сначала сам начнет правильно говорить, а потом научит своего знакомого. Такой стимул усилит желание малыша правильно выполнять упражнения.

Как проводить дыхательную гимнастику?

Гимнастика по постановке правильного дыхания не займет много времени. Устройте между занятиями или чтением сказок перерыв минут на 10 и предложите ребенку новую игру. Комната, где вы будете выполнять упражнения, должна быть чистой и хорошо проветренной: нежелательно, чтобы малыш полной грудью вдыхал пыльный застоявшийся воздух. Прекрасно, если вы проведете занятие во время прогулки в парке, но только не в зимние морозы.

Основной принцип формирования правильного дыхания: быстрый глубокий вдох через нос, чтобы легкие заполнились воздухом до упора. Затем следует медленный плавный выдох через рот. Поток должен быть не слишком сильным, чтобы воздух расходовался равномерно и экономно.

При занятиях нужно следить, не делает ли ребенок ошибок. Выдох должен проходить по следующим правилам:

  • сложенные трубочкой губы расслаблены, щеки не надуваются;
  • весь поток идет через рот, через нос воздух выходить не должен;
  • выдох полный, пока не закончится воздух;
  • если малыш напевает или проговаривает звуки, нельзя делать паузы для короткого добора воздуха.

При выполнении любого упражнения следите, чтобы весь поток воздуха шел через рот. Если у малыша не получается, осторожно зажмите его ноздри пальцами или используйте специальное приспособление для ныряния.

Детям могут так понравится игры, что они не захотят прекращать их. Не давайте ребенку переутомиться: задания только кажутся простыми, а на самом деле могут вызвать усталость и головокружение. Начинать занятия можно с детьми 2 лет, продолжительность первых тренировок не должна превышать 3 минут. После каждого подхода сделайте паузу, дайте малышу отдышаться. Чередуйте дыхательные упражнения для детей с другими занятиями. Не делайте дыхательную гимнастику сразу после обеда на полный желудок, подождите2-3 часа.

Первые упражнения для правильного выдоха

В первую очередь нужно добиться, чтобы ребенок научился делать плавный длительный выдох через рот. Не забывайте, что после каждого глубокого выдоха малыш должен сделать паузу для отдыха. Вы можете проводить занятие с одним учеником, но намного интереснее, если у него будет хотя бы один партнер, с которым можно соревноваться.

Для первых занятий подойдут следующие игры.

  1. «Порхающие бабочки». Повесьте на тонких нитках на уровне лица малыша несколько ярких бумажных бабочек. Покажите ребенку, как они порхают, если подуть в правильном направлении. Время упражнения не больше 10 секунд.
  2. «Дерево на ветру». Прикрепите к деревянному стержню несколько раскрашенных полосок папиросной бумаги или елочную мишуру, чтобы она свисала вниз во все стороны. Скажите, что это дерево, если на него подует ветер, листочки будут качаться и шелестеть.
  3. «Осенний листопад». Наберите осенью или вырежьте из цветной бумаги разноцветные листочки. Положите их горкой на столе, и предложите подуть, чтобы листья полетели. Потом их нужно собрать в коробку или корзинку, и игру можно повторить.
  4. «Метель» выполняется как предыдущее упражнение, только на стол кладутся бумажные снежинки или комочки ваты.
  5. «Петушок или курочка». Летом сорвите одуванчик и предложите подуть на него один раз. Если останутся пушинки, получился петушок с гребешком, если улетят все, значит, курочка. Объясните, что в птичнике петушков бывает очень мало, пусть малыш стремится сделать как можно больше курочек.

Постарайтесь, чтобы ребенку не надоело. Придумывайте новые сюжеты, соревнования. Если нет возможности пригласить других детей, пусть в состязания вступают предметы. Загадайте, какой листик первый упадет, какая бабочка отлетит дальше остальных.

Когда ребенок научится выдыхать правильно и станет без труда сдувать легкие бумажные фигурки, упражнения можно усложнить.

  1. «Ленточка-лидер». Повесьте близко друг к другу несколько бумажных ленточек и предложите подуть, чтобы выбранная полоска взлетела выше других.
  2. «Гонки карандашей». Положите на стол два карандаша. Малыш должен одним выдохом переместить каждый из них на максимальное расстояние.
  3. «Не урони шарик». Подбросьте в воздух надутый шарик и попросите ребенка дуть на него снизу, не давая опуститься на пол.

Игр можно придумать очень много. Следите за успехами малыша и постепенно усложняйте задачи. Первый раз ребенок будет дуть на бумажные фигурки с расстояния около 30 см, с каждым разом отодвигайте их немного дальше. Предупредите, что учитываются результаты только одного выдоха – если посередине был хотя бы небольшой вдох, ни одна снежинка не будет засчитана. Каждый раз хвалите ребенка за успехи, а неудачам найдите утешительное объяснение: слишком тяжелая бумага, фигурка прилипла к столу.

Игры и соревнования для развития речи

Когда ребенок научился правильно дышать, нужно связать медленный выдох с речью. На первых занятиях малыш может петь гласные звуки. Сначала он делает глубокий вдох, а на выдохе напевает: «А-а-а-а» или «У-у-у-у-у». Старайтесь, чтобы на всем протяжении пение шло в одном темпе и тональности. Если ребенок постоянно сбивается то громче, то тише; то выше, то ниже, запишите на диктофон и объясните его ошибки. Не превращайтесь в строгую учительницу, делайте замечания добродушно, с юмором: «Послушай, как ты начал весело и бодро, а закончил совсем тоскливо, похоже, в песенке что-то грустное произошло». Когда звук получится ровный, учите петь с повышением и понижением тона.

Детям постарше можно рассказать, что такое вокализ, и дать послушать записи. Предложите им тоже попробовать менять тональность, чтобы получился мелодичный напев.

Начните с небольших слов, повторяя их несколько раз. Показывайте ребенку картинки или игрушечных животных, а он должен на одном выдохе 2-3 раза изобразить, какие звуки они издают: «Гав-гав-гав», «Мяу-мяу-мяу», «Ко-ко-ко». Разыгрывайте сценки, которые малыш будет озвучивать. Идет медведь по лесу «Топ-топ-топ», увидел теремок, постучал «Тук-тук-тук». Напоминайте, что перед тем, как что-то сказать, малыш должен набрать полные легкие воздуха.

Хорошей тренировкой правильного речевого дыхания при разговоре станут короткие детские стишки, например «Игрушки» А. Барто. На каждый выдох нужно сказать одну строчку, потом вдох – и следующая строка. Игры для развития у ребенка правильного дыхания можно включить в утреннюю гимнастику. Добавьте в комплекс несколько упражнений, повторяя каждое 4-6 раз:

  1. «Часы с маятником». Исходное положение: ноги на ширине плеч, поднятые руки сцеплены пальцами над головой. Вдох, на выдохе наклон в сторону и протяжный звук «Бомм». Повторить в другую сторону.
  2. «Катаемся на машине». Исходное положение: стоим прямо, руки вытянуты вперед, кулаки сжаты. После вдоха на выдохе ребенок поворачивает воображаемый руль вправо и издает звук, имитирующий работу мотора. Повторите несколько раз в разные стороны.
  3. «Шарик лопнул». На вдохе ребенок раздвигает руки в стороны, на выдохе сводит их перед собой, будто бьет по воздушному шарику, и говорит «Хлоп».
  4. «Морской бой». Запустите в таз с водой бумажные кораблики. Поочередно дуя то на один, то на другой, малыш может играть и в пиратов, и в морское сражение.
  5. «Воздушный теннис». Для этой игры нужны 2 участника. Проведите посередине стола полоску и положите на нее шарик от настольного тенниса. По команде оба ребенка дуют на мячик, кто загонит его на сторону противника, тот и выиграл.
  6. «Мама-утка ищет утят». В тазик бросьте несколько плавающих уточек и скажите, что малыши заблудились, мама должна найти их. Потоком воздуха нужно направить самую большую игрушку на поиски и собрать все фигурки вместе.

Игры с различными предметами

Игр для тренировки правильного выдоха можно придумать множество. Занесите в дом вертушку, с которой малыш бегает по улице, и скажите, что он сам может стать повелителем ветра. Пусть дует на лопасти с разной силой и смотрит, как они крутятся то быстрее, то медленнее. Купите китайский сувенир «музыка ветра» повесьте его на уровне лица ребенка, чтобы он, проходя мимо, дул и слушал звон колокольчиков. Точно так же можно установить балансир, где на планочках в состоянии равновесия находятся фигурки птиц, приходящие в движение от малейшего дуновения.

Многие дети уже знают, что в день рождения нужно задувать свечи на торте. К сожалению, такое событие происходит один раз в год, зато для игрушек можно устраивать праздник хоть каждый день. Накройте кукольный столик, вокруг рассадите именинника и гостей, на печенье или пряник установите зажженные свечки и предложите малышу их задуть. Обязательно похвалите, если получится с первого раза. Иногда малыш не может направить струю в нужную сторону, поэт ому первые несколько раз можно дуть через трубочку.

Похоже, производители игрушек не заинтересованы в развитии правильного дыхания у детей. Для получения любимых всеми поколениями мыльных пузырей теперь не нужно дуть в соломинку. Малыш берет в руку рамку, размахивает, и целый рой радужных шариков взлетает в воздух. Научите малыша играть с мылом традиционным способом. Сначала возьмите трубочку диаметром около 5 мм и научите устраивать бурю в воде. В банку бросьте небольшой кораблик, когда малыш будет выпускать в воду воздух, пузыри устроят волны, игрушка начнет раскачиваться. Сразу предупредите, что жидкость втягивать в рот нельзя, можно только выпускать воздух наружу. Первое время используйте питьевую воду.

Когда вы убедитесь, что ребенок не заглатывает жидкость, можно использовать для игры мыльный раствор. Теперь можно взять соломинку для коктейля и создавать пузыри из мыла. Состав можете взять из игрушки или развести водой детский шампунь в пропорции 1:1. Сначала покажите ребенку, как дуть в трубочку, чтобы в стаканчике появилась густая пена. Потом научите выдувать пузыри. Чтобы малышу было интереснее, подскажите ему надеть шерстяные перчатки, тогда пойманный на руку шарик лопнет не сразу.

Упражнения для дошкольников

Если с ребенком хорошо занимались, в 5 лет он уже должен говорить правильно, но дополнительные занятия все равно не повредят. Хорошо развивают речевое дыхание музыкальные игрушки: свистки, дудочки, губные гармошки. С декоративными свистульками в виде птиц и животных можно разыграть сценку разговора: петушок что-то спрашивает, курочка отвечает. Если в 2 года малыш иногда мог извлечь из свирели отрывистый звук, то сейчас можно научить ребенка играть плавные приятные мелодии.

Когда ребенок хорошо освоит музыкальные инструменты, попробуйте научить его свистеть в стеклянный или пластиковый пузырек. Нижнюю губу нужно слегка прижать к боку сосуда рядом с отверстием, струя воздуха идет внутрь. Направление выдоха следует немного менять, пока не появится звук. Упражнение получается не у всех – не настаивайте, скажите, что вернетесь к этому заданию через месяц или два.

Для хорошо развитой дыхательной системы неплохой тренировкой станет надувание игрушек или воздушных шариков. Купите пластиковую уточку, возьмите ее на пруд и скажите, что если малыш хочет поплавать с игрушкой, он должен надуть ее сам. Можете предложить надуть и воздушные шарики, но сначала попробуйте это сделать сами: некоторые изготовители выпускают настолько тугие изделия, что надуть их можно только специальным насосом.

Зачем нужно правильное дыхание?

Артисту и оперному певцу необходимо рассчитывать объем воздуха в легких, чтобы в самый кульминационный момент напряженного монолога не потребовалась незапланированная пауза на вдох. Возможно, будущая профессия вашего малыша не потребует от него таких способностей, но умение правильно говорить необходимо любому человеку. Мало кто прислушается к мнению собеседника, если он говорит неразборчиво, проглатывает окончания слов, останавливается для вдоха в самой середине фразы.

При хорошо поставленной речи человек может говорить долго, и этот процесс его не утомит. Если вдохи и выдохи происходят беспорядочно, на произнесение слов и фраз затрачивается много энергии, мышцы, участвующие в речи, быстро устают. Не надейтесь, что со временем все наладится. Любому из нас приходилось беседовать с людьми, которые то быстро тараторят, то вдыхают посередине длинного слова. Вы хотите, чтобы ваш малыш говорил так всю жизнь? Если нет, начинайте тренировать правильное дыхание в 2-3 года.

Педагоги и медики заметили, что у подвижных детей, которые постоянно бегают, прыгают, танцуют, дыхательная система развита лучше, чем у любителей мультиков и рисования. Плохо влияют на дыхание и заболевания носоглотки, легких, бронхов. Подходите к развитию речевого дыхания комплексно: следите за здоровьем ребенка, не давайте ему долго сидеть неподвижно, выводите на спортивную площадку. Во время зарядки или подвижных игр наблюдайте, как дышит ребенок, объясните, что при правильном вдохе и выдохе он будет бегать быстрее, а прыгать выше.

Мало кого не раздражают неуместные паузы в речи собеседника. Это не только некрасиво, но и может привести к искажению смысла сказанного. Вспомните исторический пример с фразой: «Казнить нельзя помиловать». Представьте, что это было не написано на бумаге, а сказано вслух. После первого слова у говорящего закончился воздух, он вдохнул и быстро проговорил конец предложения. Чтобы подобные казусы никогда не произошли с вашим ребенком, учите его говорить красиво и правильно.

Дыхание - рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, мышцы диафрагмы. Цель дыхания - насыщение тканей и клеток организма кислородом.

Дыхание это главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным.
Дыхание, голосообразование и артикуляция – взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят одновременно.

Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной!
Для правильного речевого дыхания необходимо выполнять дыхательную гимнастику.

Задачи дыхательной гимнастики: регулировать правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений дыхательной гимнастики:
Вдыхать воздух необходимо через нос, выдыхать – через рот;
Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, плавным, длительным, экономным, без усилий, дыхание не форсировать.
«Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;
Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, и надувать щеки;
Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри)
Выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
С осторожностью проводите игры, направленные на развитие дыхания у ребенка т.к. дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и лёжа.
Через несколько занятий можно усложнить упражнения: во время выдоха широкий язык положить на нижнюю губу.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную воздушную струю.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Вырезанные из бумаги фигурки (бабочки, листочки и др.)
Перед началом игры необходимо подготовить фигурки (Прикрепить к деревянной палочке или к нитке вырезанные фигурки). Можно использовать флажок или листочки на веточке.
Ход игры: Взрослый предлагает поиграть. Показывает, как можно подуть на бумажные фигурки, потом предлагает подуть ребенку.
«Подуй на бумажки, так чтобы они двигались, шевелились; как ветерок
шелестит на дереве листочки! С начало медленно, тихо дует ветерок, затем сильно дует ветер».

«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, зелёные, оранжевые листочки.
Ход игры: Взрослый напоминает ребёнку об осени (весне или лете – в зависимости от времени года). Выкладывает на столе листочки и предлагает подуть на листочки. Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Снегопад»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. И предлагает устроить снегопад.
Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть ребенок сдует ватку с ладони, не надувая щёки.
Ребёнок может подуть вместо ваты на лёгкий шарик или лежащий на столе карандаш.

«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование; игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно.

«Кораблик»

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает
Кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
В место кораблика можно взять резиновую уточку.

«Шторм в стакане»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой (лучше использовать очищенную питьевую воду), опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё, так, чтобы вода забурлила. Затем дайте новую, чистую трубочку ребенку и предложите ему подуть.
Лучше использовать очищенную питьевую воду. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны. Ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Задуй свечу»
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: маленькие свечки для торта;
Ход игры: Можно придумать сюжет игры, например «День рождения», либо просто предложить ребёнку задуть пламя. Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально, ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО! Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать!

«Пёрышко»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз.
Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

«Мыльные пузыри»

Оборудование:
Ход игры: Предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость! Не допускать попадание раствора в глаза.

«Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Свистульки должны быть не сломанные и чистые! Дайте детям свистульки и предложите подуть в них.
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись.
Можно подуть в обычный свисток или дудочку.

Игры и упражнение для воспитания фиксированного выдоха со звуком и слогом.

Цель: обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Игра: «Пой со мной»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».
1. Поём звук «А-А-А-А…»
2. Поём звук «И-И-И-И…»
3. Поём звук «о-о-о-о-о…» т.д.
Произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Игра: «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное пропевание на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: Предложите детям поиграть в такую игру: стоя на ковре,
расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся. Напомните детям, что следует вдохнуть больше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя!

Игра: « Шипение Змеи»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: Предложите детям поиграть в змей.
Игра проводится на ковре.
-Давайте поиграем в змей. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Игра: «Песок»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: Предложите детям поиграть в песок. Ребенок имитирует пальчиками ссыпание песка, произнося звук С-С-С-С-С на одном выдохе.

Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (МИ-МИ-МИ-МИ, ТУ-ТУ-ТУ-ТУ и др.)
Ход игры: Предложите детям спеть весёлую песенку.
«ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Выработка дифференцированного дыхания

Упражнение «Ныряльщики»

Цель. Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Дети, разводя руки в стороны, делают вдох ртом. Обхватывая себя руками и приседая («опускаясь под воду»), делают выдох носом.

Методические указания. Каждый ребенок повторяет упражнения не больше двух-трех раз.

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Цель. Учить детей делать вдох носом, а выдох ртом. Выработка дифференцированного дыхания.

Краткое описание

Логопед показывает детям, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки. Тот, кто правильно выполнит задание, может поиграть с надувной игрушкой.

Методические указания. Игру лучше проводить с подгруппами детей из пяти-шести человек.

Формирование длительного и плавного речевого выдоха

“Немое кино”.

Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

“Топор”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук “замком” и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести “ух!” на длительном выдохе.

“Зоопарк”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Логопед совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

“Ворона”.

Цель. Формирование длительного и плавного речевого выдоха

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания “кар”.

Формирование направленной воздушной струи.

“Толстяк”

(картинка-образ - мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

“Худенький”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ - худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

“Снежок”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ - падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

“Дудочка”

Цель: Формирование направленной воздушной струи.

(картинка-образ - дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

“Пропеллер”

(картинка-образ - самолет с пропеллером). Цель: Формирование направленной воздушной струи.

Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался “звук пропеллера” от рассекаемого пальцем воздуха.

Упражнения для развития физиологического дыхания

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Соревнование лыжников»

Цель: развитие физиологического дыхания

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)

«Чей пароход лучше гудит?»

Цель: развитие физиологического дыхания

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

«Кто дольше сможет подуть на листики?»

Цель: развитие физиологического дыхания

У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.

Упражнения для развития речевого дыхания

«Дровосек»

Цель: развитие речевого дыхания

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у... Свистит ветер: с-с-с-с... Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш... Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«На берегу моря»

Цель: развитее речевого дыхания

Представить себя на берегу моря... Закрыть глаза... Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с... Ветер песню напевает: с-с-с-с... И песочек рассыпает: с-с-с-с...

«Эхо»

Цель: развитее речевого дыхания

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а... А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а... Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».

«Пузырь»

Цель: развитее речевого дыхания

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с... или ш-ш-ш..., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.)

«Ворона»

Цель: развитее речевого дыхания

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

«Приятный запах»

У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.

Упражнения на развитие фонационного выдоха

«Жуки»

Оборудование: предметная картинка "жук".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

«Рычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "р").

Дети соревнуются, кто дольше прорычит на одном выдохе.

"Комар".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Оборудование: предметная картинка "комар".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з"). Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку: З-з-з - комар летит, З-з-з - комар звенит.

"Мычалка".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе. Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

"Варим кашу".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, умение действовать в коллективе.

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").Каша варится.

(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два,три,

Горшочек, не вари!

"Лесная азбука".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

"Снегопад".

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

"Кораблик".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

1. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие"

2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников"

3. "Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет", 2003

4. Костыгина В. "Бу-Бу-Бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года)" 2007

5. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.

8.Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2".Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В."

В статье представлены упражнения для речевого дыхания, дикционные упражнения, упражнения на развитие голоса. Этот дидактический материал поможет сформировать правильное речевое дыхание и отличную дикцию у детей младшего школьного возраста, школьного возраста, подростков и взрослых.

Дикционные упражнения

1. Проговорите следующие сочетания звуков:

тадита – тадитя
тадито – тадитё
тадиту – тадитю
тадиты – тадити
тадитэ – тадите датида – датидя
датидо – датидё
датиду – датидю
датиды – датиди
датидэ – датиде

Рла – рля — рлё – рло — рлу — рлю — рлэ — рле — рлы – рли
Мфа – мфя – мфо — мфё – мфу – мфю – мфэ – мфе – мфы – мфи
Дрда – дрдя, дрдо – дрдё, дрду – дрдю, дрдэ – дрде, дрды – дрди
Взва – взра – фстра – встка – фкста

2. Произнесите скороговорки:

Рододендроны из дендрария.
У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась.
Тридцать три корабля лавировали – лавировали, да не вылавировали.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.
Осип охрип, Архип осип.
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Инцидент с интендантом.
Прецедент с претендентом.
Константин констатировал.
Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Талер тарелка стоит.
Хвалю халву.
Король – орел.
Либретто “риголетто”.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
А мне не до недомогания.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Бык тупокуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Яшма в замше замшела.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
Всех скороговорок неперескороговоришь, неперевыскоговоришь.

3. Данные ниже слова произнесите шепотом, но ясно и четко, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от Вас в той же комнате:

взяточничество,
неистовствовать,
обусловливаемый,
транспортируемая,
взгромоздившиеся,
преосвидетельствовать,
нуждающаяся,
катастрофический,
гельсингфорс,
артиллерия.

Эти же слова произнесите немного громче, но так ясно и четко, чтобы их слышал человек, сидящий в другой комнате.

Упражнения на дыхание

Я хочу сообщить Вам о самой удивительной, самой поразительной, самой чудесной, самой замечательной, самой прекрасной, самой потрясающей, самой редкой, самой необычной, самой невероятной, самой неожиданной, самой великой, самой ничтожной, самой обычной, самой блистательной, самой великолепной и наиболее достойной зависти вещи…

2. Попытайтесь прочесть на один выдох скороговорку:

Как на горке на пригорке жили двадцать два Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка… и т. д. до 22 Егорок.

Сколько “Егорок” поместятся на один выдох?

3. «Цветочный магазин».

Исходное положение – стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую на ребра. Выдохните (п-фф). При этом живот втянется. Исполнение: делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (кашель или позывы к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на п-ффф, при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. Упражнения повторить два – три раза.

4. «Свеча» (ровный интенсивный выдох).

Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2–3 см, длиной 7–10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на неё. Она отклоняется от Вас, – это отклонилось «пламя». Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный – бумажка находится в одном положении – отклонившись (положили «пламя» свечи и держите его в этом положении). Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Крепкий «дыхательный поясок» сохраняет ровность выдыхаемой струи воздуха.

5. Прочитайте текст, производя добор дыхания только в конце каждой стихотворной строчки:

В бесконечности стремленья бесконечность достиженья /вдох – добор/,
Тот, кто любит утро Мая, должен вечно ждать Весны /вдох – добор/.
В каждом миге быстролетном светоносность есть внушенье /вдох – добор/,
Из песчинок создаются золотые сны /выдох на паузе/.
Миг за мигом в Небе вьются звездовидные снежинки /вдох – добор/,
С ветром падают на Землю, и лежат, как белый слой /вдох – добор/,
Но снежинки сон лелеют, то – цветочные пушинки /вдох – добор/,
Нежный, свежий одуванчик с влажною Весной /выдох на паузе/.
К. Бальмонт

Упражнения на развитие голоса

1. “Маляр”.

Представьте, что красите раму окна, сопровождая движение руки (движения по вертикали) словами “и вверх, и вниз, и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…”

Кисть руки должна быть свободна, движения легкие, мягкие. Сначала маленькие мазки только кистью руки. За нею идут слова – такие же короткие.

Движения становятся увереннее, шире (от локтя) и слова крупнее, а голос поднимается все выше, вместе с движением руки. Следующий взмах – от плеча, голос поднимается еще выше и опускается еще ниже.

Представьте, что шагаете по лестнице. Считайте этажи, повышая голос (от 1 до 10):

и третий этаж и т. д.
и второй этаж
и первый этаж

Представьте себе, что идут уроки. Вы стоите в коридоре и, не желая мешать учителям, должны позвать ученика, стоящего у окна на другом конце помещения. Допустим, его зовут Сережа. А теперь начался перерыв, Вы не боитесь, что помешаете, и зовете громче.

Головина Анастасия Ивановна,
учитель-логопед,
МБОУ Тесинская СОШ № 10