Упражнение определение границы контакта. Полезный тренинг для укрепления личных границ

Навыки поведения в ответ на нарушение вашего психологического пространства

Технологии защиты от тех, кто «наезжает» на Ваши границы.

Техники защиты своих интересов-границ – агрессивные (чтобы отстали навсегда) и мягкие (чтобы отстали и при этом не обиделись).

Отработка каждым участником навыка применения защитных техник.

Стратегии выстраивания отношений с людьми. Каждому партнеру свою стратегию - коллегам, друзьям, супругу, ребенку, родителям.

Индивидуальный подход и внимание тренера к каждому участнику группы.

Отзывы с последних тренингов

Ирина: Я давно хотела пойти на тренинг, но несколько месяцев не могла себя заставить – то добираться долго, то страх накрывает, что мне не понравятся другие участники, а раз так, то зачем это вообще нужно... Но все-таки выбралась. И надо же, ну ни капли критики не могу выдавить!))) Участники – просто чудо! Думаю, я сама каким-то позитивным настроем к тренингу притянула таких интересных людей.)) От тренинга получила очень много полезных рецептов общения с неприятными людьми.
С чем бы сравнить... Вот представьте, что вы трете морковку в борщ, потом кидаете туда соленый огурец, и делаете это только потому, что так когда-то готовила мама или подруга, и казалось, что так и надо! А на тренинге мне разъяснили и показали на других примерах, что нужно быть внимательным и смотреть, ЧТО ГОТОВИШЬ…
Другими словами, у каждого общения есть свой рецепт. Очень многие реальные ситуации прояснились, теперь проще строить хорошие отношения с мужем и договариваться с родными.

Елена: Невероятно полезные занятия! Не просто собрались и поболтали, а действительно стало ясно, как в жизни эти знания использовать. Да и то, что рассказывали о чувствах, тоже помогло. Едва ли не впервые я серьезно задумалась, что же происходит в моей душе, и сказала себе, что имею право испытывать любые эмоции, со знаком + или -. Они просто есть.
А сейчас я очень рада, что повезло попасть на такой прекрасный тренинг))) Игорь: Я участвовал в тренинге в конце 2011 го. В принципе, вопросы общения в близком круге разобрали. Спасибо, что на примере реальных ситуаций, огромный респект участникам! Лично я, пока не умею образцово защищать свои границы и не трогать чужие, ведь одно дело – послушать о чем-то, а другое – начать менять себя и свое поведение. Иногда я полностью пускаю на свою территорию, иногда даю слишком жесткий отпор, иногда нарушаю границы близких людей. Это все – дело практики)) В любом случае, я благодарен организаторам тренинга, такие темы нужно поднимать, всесторонне обсуждать, более того, они важны едва ли не для каждого человека. Спасибо тренеру!

РЕГИСТРИРУЙСЯ СЕГОДНЯ - ВЫИГРЫВАЙ В СТОИМОСТИ!

Сегодня можно зарезервировать место на тренинге по льготной стоимости 3800 р. - за два занятия. Обычная стоимость 4200 р.

Внесите только регистрационный сбор в размере 500 р.! Остальное в день тренинга.
Тренинг пройдет по четвергам с 19.30 до 22.00
Место проведения: Метро Арбатская...

Подробнее о защите психологических границ, отношениях с людьми, эмоциях и уверенности:

В любом месте, где оказалось больше одного человека: подчиненный и начальник, мужчина и женщина, соседи в очереди, родитель и ребенок, компания друзей или коллег: начинаются отношения...

А когда начинаются отношения, то волей-неволей приходится выстраивать правила общения и искать ответы на вопросы:

1) Кто должен прервать затянувшуюся молчаливую паузу первым?

2) Можно ли открыто говорить то, что ты думаешь, или лучше изъясняться метафорически, намекать, шутить?

3) А можно ли вообще шутить с этим человеком или он обидится? А вдруг, вообще, разозлится и примет шутку на свой счет?

4) Могу ли я этому человеку сказать о том, что мне не нравится в наших с ним отношениях или лучше молча перетерпеть? Если я скажу о недовольстве, как это будет воспринято?...

А как отреагировать на критику в свой адрес – дать жесткий отпор, чтобы неповадно было? Или, улыбаясь, сказать «Спасибо, друхъ!», создавая имидж рубахи-парня? А, может быть, лучше всего молча «проглотить» наезд и никого не травмировать?

Можно ли уйти тогда, когда мне необходимо, ответить на неожиданный звонок по мобильному, заглянуть в почту, зевнуть во время монолога? Не обижу ли, не отвергну ли я этим своего друга/подругу/коллегу/свекровь/ребенка?

Психологические границы – это и про уважение к желаниям друг друга, к потребностям, планам, личному времени.

Психологические границы – это и про договоренности: кто выносит мусор, а кто гуляет с ребенком? Стоит ли задерживаться вечером на то время, на которое я опоздал на работу? Это и про ответственность, и про роли, и про чувство вины - в семье, на работе, в отношениях.

Границы - это также и про дилеммы:

Для мамы : выйти работать или посидеть еще годик с ребенком? Пойти с подружкой, с которой уже сто лет не виделись, в кафе, и вернуться за полночь? Или отменить все и порисовать с ребенком и приготовить на ужин мужу пирог, как хорошая мама и жена?

Для хорошего работника : пойти выпить кофе с приятным коллегой и разузнать, как он съездил в отпуск или доделать обещанный отчет/программу/служебную записку/и т.д.?

Для верного супруга : сказать комплимент приятной молодой коллеге, которая так хорошо выглядит сегодня, непринужденно поболтать о модных выставках или промолчать? И любоваться фотографией своей жены и прекрасных деток в бумажнике?

Для хорошего начальника : уволить работника, который не соответствует занимаемой должности или проявить человеческое милосердие, вспомнив о его большой семье со множеством детей?

Все эти вопросы - об установлении, нарушении, сохранении, выстраивании психологических границ.

На тренинге мы будем искать золотую середину, баланс в отношениях . В процессе тренинга мы ищем ответ на самый сложный вопрос: как сохранить, защитить себя и в то же время не обидеть другого?

Мы будем вести речь о разных видах психологических границ, о разных способах защит себя и близких, приемах выстраивания отношений.

В тренинге будут достигнуты две важные цели:

1) Технологии защиты от тех, кто «наезжает» на Ваши границы – подробно разобраны, отработаны и введены в Ваш личный инструментарий 11 техник, разного типа – агрессивные (чтобы отстали навсегда) и мягкие (чтобы отстали и при этом не обиделись).

2) Глобальный пересмотр Вашей стратегии выстраивания отношений с людьми - коллегами, друзьями, супругом, ребенком, родителем. Вы сможете посмотреть на себя со стороны и увидеть, что некоторые способы поведения безнадежно устарели, как неконструктивные. Вы обнаружите новые альтернативные варианты. У Вас появится выбор.

Стоимость: льготная до 16 июня - 3800 руб. Обычная стоимость 4200 р.

Внося аванс-рег. взнос в размере 500 р . на счет Яндекс деньги 41001707195034 (в салонах связи Связной или Евросеть) или Qiwi кошелек 9265281328 Вы, тем самым, фиксируете место на тренинге. Оставшуюся часть можно внести на самом мероприятии.

КАК НЕ ДАВАТЬ СЕБЯ В ОБИДУ? ТРЕНИНГ ЗАЩИТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ

Часто ли вы сталкиваетесь в своей жизни с тем, что много отдаете людям, а взамен ничего не получаете, бывало ли у вас так, что вы послушали кого-то, сделали не так, как хотели на самом деле сами, а потом злитесь на себя? Бывает ли так, что ради какой-нибудь знакомой, у которой случилась небольшая трагедия, вы бросаете все и мчитесь ее успокаивать, хотя на самом деле у вас нет времени? Если такое случается с вами часто, это говорит о том, что у вас нет личных границ.

Что такое граница ? Это линия, черта, которая показывает предел, грань. В психологии под границами понимают границы собственного "я". Психологические границы определяют нас, показывают границы нашей личности. Если у человека нет четких личностных границ, то мы даем возможность людям делать нас ответственными на их чувства, даем возможность нам почувствовать вину за чужие проявления негативных эмоций.
Есть физические границы , это границы нашего тела, точно также психологические границы - это границы нашей личности, границы нашего собственного "я".

Есть также духовные границы , они ограничивают наши убеждения, ценности, жизненные принципы, взгляды. Если у человека не установлены духовные границы, то другие люди могут навязать ему свои убеждения, взгляды, заставить делать его то, что не согласуется с его взглядами на жизнь. Если у человека установлены свои духовные границы, то он имеет четкое представление, что для него хорошо, а что для него плохо, такой человек никогда не поддаться чужому влиянию, никогда не будет совершать неприемлемые для него поступки.

Если у человека отсутствуют границы , это может привести к разрушительным результатам, физическому и эмоциональному насилию. Такие люди словно марионетки, они могут позволять другим людям манипулировать собой, причинять боль. В таких случаях "человек без границ" зачастую берет вину на себя за те события, которые ему не подвластны. В таких случаях границы человека еще более размываются, и жизнь кажется невыносимой.

Очень часто, люди , у которых нет четких внутренних и внешних личностных границ, испытывают множество негативных эмоций. Можно привести такой пример. Очень часто девочкам с малых лет внушают, что они должны заботиться о других, порой забывая о своих интересах. Иногда они даже отдают то, что по праву должно причитаться им самим, чтобы не причинить страдания другим людям, они забывают о собственных потребностях и желаниях.

Именно отсюда возникают обида, раздражения, ярость, отсюда потом вытекают различные женские заболевания. Все это происходит потому, что женщинам не принято выражать свое недовольство, выражать свой гнев. Поэтому женщины в семье часто молчать, чтобы сохранить мир в семье, доставить удовольствие окружающим, а получается, что они жертвуют своим здоровьем и счастьем. Очень часто бывает так, что женщина думает, что она много требует, что она не достойна получать большего, что если она попросит чего-то большего, то она будет отвергнута, брошена, не услышана. В таких случаях отсутствие личных границ только ухудшается.
Как же определить, показать свои границы. Что необходимо для этого сделать?

В первую очередь должно придти осознание себя. Здесь речь идет о понимании, осознании всего того, что принадлежит только тебе, то есть самой себя. Это свое тело, эмоции, взгляды, внутренние принципы, мысли, свои желания и ограничения, все то, на что ты способна. Осознай себя такой, какой ты была в прошлом, какая ты сейчас и какой ты хочешь видеть себя в будущем.

Это будто упражнение . Его можно делать самой или с человеком, которому ты доверяешь, например, с близкой подругой. Если рядом будет близкий человек, то ты сможешь получить от упражнения обратную связь, и будешь говорить не в пустоту, а в лицо собеседнику.

Упражнение заключается в следующем. Нужно говорить кто ты, что ты чувствуешь, что тебе нравится, говорить о том, что ты хочешь, что ты собираешься делать, о чем ты думаешь. Об этом можно говорит в настоящем или будущем времени. Нужно как будто взять себя в руки, свою личность и сказать себе: "Вот это я!".

Также необходимо определить свои физические границы, например, какие прикосновения тебе нравятся, психологические границы, какие чувства ты испытываешь в данный момент, что для тебя важно, а также духовные границы - определи свои взгляды, критерии, убеждения, что тебе близко душе.


Вторая часть упражнения заключается в определении того, кем ты не являешься. То, что также надо рассказывать о своем "не я", как в первой половине упражнения, ты рассказывала о себе. Ты должна проговорит вслух о том, что тебе не нравится, о том, что ты никогда не будешь делать.

Твой собеседник (близкая подруга) в таком случае должна оценить, как ты рассказывала о себе и не о себе, о ком было легче рассказывать, о чем сложнее. Те границы, рассказ о которых давался сложнее, скорее всего, надо будет четче установить.

Во вторую очередь, после того, как ты определила сама себя, необходимо определить свои права. Это означает, что необходимо научиться отказывать всем тем, кто хоть как-либо посягает на твои личные границы.

Ведь часто бывали случаи, что вы говорите да, когда на самом деле хотите сказать нет. Вы соглашаетесь на то, на что изначально не хотели, а потом ругаете и пилите самого себя. Если такое происходит часто, то вы не получаете удовлетворение от жизни, опять попадаете в ситуации, обижаетесь на окружающих. Наверное, получается так, что вы нагружаете себя обязанностями, а потом вам не хватает времени.

Обычно не могут сказать слово "нет" очень ответственные люди, которые бояться показаться непрофессиональными или бессердечными. Такое приводит к тому, что личностное развитие человека может остановиться. Те, кто не может отказать, может просто впасть в психологическую и эмоциональную зависимость от других, жертвую своими интересами и временем ради них, а в результате вновь теряя свои границы и самого себя.

Конечно, любому человеку приятно, когда другой человек тратит на него свои чувства, время, а порой и целую жизнь. Но это же не означает, что вы должны удовлетворять абсолютно все желания таких людей. Если ты сама себя не ценишь, то вряд ли за тебя это будет делать кто-то другой. И если ты не умеешь говорить "нет", то возможно, в важной для тебя ситуации ты не осмелишься сказать "да".

Как же можно отказать , если ты чувствуешь, что окружающие тебя просто используют. Для начала необходимо выразить понимание, сочувствие, а потом адекватно постараться объяснить, почему ты не можешь выполнить их просьбу. Например: "Спасибо, я очень ценю вашу заботу, но я сделаю так, как это нравится мне", или "Я понимаю, что очень тебе сегодня нужна, но на сегодня у меня планы, давай перенесем на другой день".

В итоге, окружающие поймут , что любой человек имеет право распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а ты поймешь, каково это быть хозяином своих мыслей, поступков, своей жизни.

Есть также психологическое упражнение , которое учит самостоятельно принимать решения. Для этого необходимо взять пять листков бумаги и написать на каждом из них. На первом листе: "что я люблю и желаю делать", на втором: "что я ненавижу и не желаю делать", на третьем листке отмечай, сколько времени было потрачено на то, чтобы сделать пункты с первого и со второго листа, на четвертом листе - "чтобы я хотела сделать".

Пусть потом пройдет пара дней, возьми эти листы, прочти их, будто ты чужой себе человек, а затем возьми последний пятый лист и напиши ответ на вопрос: "Есть ли противоречия между тем что я люблю и не люблю делать, что я хочу делать и тем, что я действительно делаю?".

Также хорошее упражнение, чтобы понять, на что уходит твое личное время. Необходимо составить таблицу, расписать в ней виды деятельности, чем ты занимаешься (работа, учеба, отдых, хобби и так далее), и напротив каждого вида занятия расписать, сколько времени на это уходит. Затем необходимо внимательно проанализировать полученную информацию, отбросить ненужные дела, переключить свое внимание на более полезные и ценные для тебя дела.

Хорошую службу для определения полезных или бесполезных мероприятий и дел в течение твоего дня сослужит также ежедневник, куда необходимо вносит планы, во главу угла ставя свои собственные желания и цели. Очень важно перед анализировать то, как прошел день, добилась ли ты поставленной цели, смогла ли ты отказать, делали ли ты то, что не хотела.

Действительно, границы установить непросто, это большая работа над самим собой, над своими мыслями, поступками. Не бойтесь того, что люди будут думать о вас как об эгоистке. Только по-настоящему полюбив и начав уважать себя, можно почувствовать жизнь во всех ее красках. И ваше окружение начнет уважать вас гораздо больше, ведь теперь сред них будет человек, который действительно знает себе цену.

Вариант 1

Чтобы сохранить свою целостность, мы проводим вокруг себя невидимые границы. Мы позволяем другим приближаться к нам физически и психологически лишь до определенного расстояния, защищая себя от вредного воздействия или от чрезмерного влияния. Тот, кто не может отстаивать свои границы, создает трудности для себя самого и для окружающих. С другой стороны, когда мы устанавливаем границы на большом расстоянии от себя или делаем их непроницаемыми, мы становимся одинокими. Общаясь с другими, мы часто не замечаем этих психологических границ. Неосторожно преступив их, мы оказываемся бестактными по отношению к человеку, а тот, кто нарушает наши границы, кажется, нам бесцеремонным или тяготит нас.

Немало конфликтов возникает из-за того, что в повседневной жизни мы недостаточно четко обозначаем границы вокруг своей личной территории и сами оказываемся невосприимчивыми к знакам, указывающим на приближение к чужим границам.

Данное упражнение помогает участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.

«Это упражнение поможет вам стать более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает свою индивидуальность.

Посмотрите на всех членов группы и выберите кого-нибудь, с кем вам по какой-то причине трудно общаться. Сядьте друг напротив друга и задумайтесь на минуту о том, как вы в это мгновение можете представить себе ту невидимую психологическую границу, которую проводит вокруг себя ваш партнер. Как вам, кажется, насколько близко он позволит вам подойти к себе? Каким образом? При каких условиях? Как он скажет вам «стоп!» или «подойди поближе»?

Попробуйте молча поэкспериментировать друг с другом. Встаньте лицом друг к другу и вытяните руки перед собой. Коснитесь своими ладонями ладоней партнера, так чтобы ваши руки были мягко прижаты друг к другу. Смотрите, друг другу в глаза и делайте соприкасающимися ладонями и пальцами различные движения. Экспериментируя с движениями, постарайтесь узнать что-либо новое о своем партнере.

Что выражают движения партнера? Кто из вас чаще оказывается инициатором движений, а кто чаще проводит разведку? Кто чаще говорит «стоп!»?

Теперь найдите ту индивидуальную границу, которую партнер очерчивает вокруг своего тела и которую он готов защищать. Приближая руки к партнеру с разных сторон, на разной высоте от ступней до макушки, выясните, в какой мере он позволяет вам приблизиться к нему в разных местах. Как вы сами себя чувствуете, приближаясь к его границам? Насколько вы уверены в себе и в какой мере позволяете партнеру подойти к вашим границам? Будьте чувствительны к сопротивлению с обеих сторон, а также к отступлениям назад. Где проходит ваша собственная граница и как вы ее защищаете?

Теперь остановитесь и сядьте вместе со своим партнером. Поговорите о том, что вы заметили, о том, какую «политику границ» использует каждый из вас и как вы можете использовать понятое для того, чтобы в будущем легче ладить друг с другом».

Вариант 2

Это упражнение предназначено для того, чтобы помочь двум конфликтующим между собой участникам проанализировать важные аспекты возникших между ними трудностей. (В продвинутых группах можно видоизменить упражнение, разделив группу на четверки, чтобы в каждой подгруппе было два конфликтующих участника, один посредник и один носитель адекватного поведения.)

Цель упражнения состоит в том, чтобы выявить те правила, по которым каждый из нас определяет, как именно должны с ним обращаться другие люди, а также в том, чтобы выработать индивидуальный стиль защиты своих границ. Эффективный контроль над границами является предпосылкой нашего самоуважения.

Прежде всего убедитесь в готовности обеих конфликтующих сторон работать со своими трудностями.

В центре внимания находится один из участников конфликта (А), другой (Б) наблюдает. Попросите А выйти на середину и сосредоточиться на своем индивидуальном пространстве, которое его окружает и защищает. Пусть А опишет, насколько велико это пространство и какой оно формы; затем спросите его, может ли он выходить из своего личного пространства и насколько далеко.

Спросите А, кому и при каких условиях он позволяет заходить в свое личное пространство. Здесь могут помочь другие участники группы (но не Б!). Они могут, исполняя различные роли (мужчины, женщины, знакомого, чужого и т. д.), вступать в личное пространство А. При этом никто не должен произносить ни слова. Вы также можете попросить войти в личное пространство А нескольких человек одновременно, чтобы А мог выяснить, как он к этому относится. На каждом из этих этапов помогите А разобраться, как он открывает и закрывает свои границы, и подчеркните, что только он сам отвечает за определение своих границ и их защиту.

Теперь спросите А, каким образом он приглашает другого войти в свое личное пространство. Пусть он снова без слов пригласит к себе помощников, исполняющих различные роли, причем исполнители должны выражать различную степень заинтересованности. Здесь следует выяснить, насколько гибко этот человек может настраиваться на различные ситуации и устанавливать контакт.

Пусть теперь Б войдет в личное пространство А, причем именно таким образом, как он обычно делал это раньше. В заключение пусть Б вступит в личное пространство А так, как он хотел бы сделать это, учитывая только что полученную информацию.

Повторите всю процедуру, поменяв роли участников А и Б.

Обсудите упражнение.

Просмотров: 23014
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные

Довольно распространенным проблемой многих людей является незнание собственных личных границ и как следствие – незнание личных границ другого человека. Что это за собой влечет? Прежде, чем ответить на этот вопрос, давайте разберемся, что вообще из себя представляют личные границы человека .

По сути, граница – это черта, которая отделяет человека от других окружающих его людей. Если совсем упростить, граница определяет, где Я, а где не-Я. можно разделить на две составляющие: физическая граница и психологическая.

И если с физическими личными границами все более-менее понятно, поскольку определяются они человеческим телом (благодаря осязательным рецепторам мы чувствуем прикосновения), то нащупать психологическую границу бывает довольно трудно, поскольку она невидима и определяется чувствами отдельного человека.

Человек, распознав свои агрессивные, например, чувства (раздражение, недовольство, злость, гнев), понимает, что другой вторгся на его территорию.

Если человек в плохом контакте с собственными чувствами, а проще говоря – не понимает своих чувств, не отслеживает их, то его психологические границы будут слабо очерчены и плохо распознаваемы как окружающими, так и самим человеком.

Человек, соответственно, не сможет ни осознать толком это «проникновение на территорию», ни выразить эти агрессивные чувства. Он, вроде бы, понимает, что действия, слова, просьбы другого человека вызывают у него как минимум дискомфорт, но сказать об этом не может.

В результате, другой человек и знать не будет, что переступил черту, а первый будет либо злиться на себя, либо втайне копить злость и обиду на другого и ожидать, что другой когда-нибудь догадается обо всем сам и перестанет причинять дискомфорт.

Последствия такого незнания самого себя и неумения выражать недовольство могут быть различны. От постоянного ощущения себя использованным наглым образом другими людьми до симбиотической привязанности к другому человеку и страдания от того, что «любимый не делает так, как я хочу».

Таким образом, отсутствие у человека личных границ выражается в двух формах: человек позволяет другим беспрепятственно проникать на его территорию, и человек, сам того не понимая, проникает на чужую территорию. Последнее, к слову, часто наказуемо.

Следует отметить и другую крайность – слишком жесткие личные границы. Вероятно, в этом случае человек не будет страдать от вышеперечисленного, но и выстроить близкие отношения, дружеские или любовные, для него будет проблематично

Важной составляющей здоровых психологических границ человека является их гибкость. Психологическая граница – это не бетонный забор вокруг дома. Психологические личные границы человека динамичны и определяются тем, кто Я есть в данный момент. Что Я чувствую, что Я думаю, что Я делаю, чего Я хочу?

К размытым границам, попыткам нарушить границы можно отнести следующие ситуации:

  • вы не можете отказать в просьбе, выполнение которой для вас затруднительно/неудобно/невыгодно (то есть, вы не умеете говорить «нет!»)
  • друзья, знакомые, родители указывают вам, как жить, как воспитывать детей, как выстраивать отношения с мужем/женой, что одевать, что делать, чего не делать и т.п.
  • вы используете свое личное время не так, как хотелось бы
  • другие люди позволяют себе вскрывать вашу личную почту, читать переписку
  • вы терпите регулярные унижения и оскорбления в свой адрес
  • вы терпите физическое насилие
  • вы чувствуете себя ответственным (-ой) за чувства других людей
  • вы испытываете сильное чувство вины , если вам не удается выполнить просьбу
  • вы боитесь высказать свое несогласие
  • вы пытаетесь быть «хорошим»

Некоторые их этих пунктов применимы и в обратную сторону. То есть, если вы ведете себя подобным образом по отношению к другим людям, вы нарушаете чужие границы. Точнее сказать, в отношениях с этими людьми или конкретным человеком границы размыты. Говорить о нарушении здесь сложно, поскольку нельзя переступить черту, которой нет.

Способность ощущать свои границы, отстаивать их, чувствовать границы другого человека закладывается в детстве. По началу младенец не ощущает себя отдельным от матери. По мере развития ребенок начинает понимать, что мать – это другой человек.

Когда ребенок начинает ползать, а позже – ходить, он все чаще стремится отсоединиться от матери, чтобы исследовать окружающий его мир, возвращаясь к ней за поддержкой по мере необходимости. Если этот процесс проходит успешно, ребенок обретает чувство автономии.

К сожалению, так происходит далеко не всегда. Случается так, что мать препятствует стремлению к самостоятельности и сильно опекает свое чадо, либо же отвергает его, когда он обращается за поддержкой и утешением, либо и то и другое. Как правило, такое отношение к ребенку сохраняется на протяжении всего процесса взросления.

Как это может выглядеть:

  1. Родители не чувствительны к потребностям ребенка, не учитывают его мнение и желания относительно себя самого, не позволяют ему самостоятельно принимать решения

Как в старом анекдоте:

– Изя, иди домой!
– Мама, я замерз?
– Нет, ты хочешь кушать!

  1. Мать находится в симбиотическом слиянии со своим чадом, не воспринимает его как отдельного человека. Внешне это может проявляться в часто употребляемом неуместном «мы»: мы пошли в школу, мы поступили в университет, мы любим театр и т.п.

В результате такого отношения ребенок не научается понимать свои чувства, потребности, желания. Он привыкает к тому, что другой человек решает за него, что он чувствует, хочет или не хочет, что ему нужно. Вырастая, такой человек будет опираться на потребности других, удовлетворяя их в первую очередь.

  1. Родители стыдят ребенка за проявление агрессии, гнева, когда ребенок пытается отстоять что-то, принадлежащее ему. Например, не хочет делиться игрушкой.
  2. Родители перекладывают на ребенка ответственность за собственные чувства и действия, вынуждая его испытывать вину за несоответствие их ожиданиям. Типичные фразы: «Ты расстроил маму», «Ты меня позоришь» и т.п. Сюда же относится демонстративное выражение обиды со стороны родителей.
  3. Родители отвергают ребенка, если он совершает «дурные» поступки или если он пытается поступать по-своему: осуждают его как личность, упрекают, наказывают молчанием.

При таком отношении ребенок лишается права отстаивать свое, появляется страх перед выражением негативных эмоций, да и перед любым выражением себя настоящего, так как это автоматически делает его «плохим», ведет к потере родительской любви.

  1. Родители не выделяют ребенку место для личного пространства (отдельная комната, кровать, стол, шкаф и т.п.) либо постоянно вторгаются в него без разрешения.

Ребенок привыкает к тому, что все вокруг – «общественное», и не научается видеть и уважать свои и чужие границы.

  1. Родители применяют физическое или психологическое насилие по отношению к ребенку или друг другу.

Физическое насилие – очень грубое вторжение, перед которым ребенок совершенно беззащитен, это открытое явное продавливание границ. К психологическому насилию можно отнести постоянные ссоры, скандалы, необоснованные придирки, тотальный контроль.

Последствия такого обращения многогранны и являются темой отдельного разговора. Вкратце касаемо нашей темы результатом такого обращения могут быть:

  • неспособность отстоять себя, уступчивость, чрезмерная податливость
  • формирование привычки отыгрываться на более слабых, то есть применение насилия к другим

Следует отметить, что все вышеперечисленные процессы взаимодействия могут вызвать и обратную реакцию – реакцию протеста. И тогда, взрослый человек будет остро реагировать на любую попытку вторжения, иначе говоря, у него будут слишком жесткие личные границы.

В этой статье мы на примерах рассмотрели, что такое личные границы человека, какова их основная функция, причины, по которым у некоторых людей нет четкого понимания своих границ, нет умения их защищать, нет умения чувствовать и уважать чужие границы. В следующей части рассмотрим несколько упражнений на осознание, поговорим о том, как отстаивать свои границы и рассмотрим связь между личными границами и ответственностью.

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье: