Упражнения для самопознания. Программа тренинга практического самопознания

Интерактивное занятие «Познай себя»

Цель: помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, формирование позитивного самоотношения.

1. Расширение знаний, представлений подростков о себе.

2. Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.

3. Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.

4. Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Оптимальное число участников занятия - 10-15 подростков. Продолжительность занятия - от 60 до 90 минут. Занятие рассчитано на работу с подростками 13-15 лет.

Вводная часть.

Цель: знакомство, создание положительного эмоционального фона. Здравствуйте, меня зовут Ирина Валерьевна, я педагог-психолог. Я проведу с вами интерактивное занятие, направленное на самопознание, совершенствование ваших представлений о себе. Занятие проходит в группе, поэтому для начала я предлагаю определить правила, которыми мы будем руководствоваться в совместной работе. Я предлагаю следующие правила (они отражены на плакате):

1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.

2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

3. Правило равноценности. В группе все равны.

4. Правило «здесь и теперь». Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.

6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее

7. Правило «поднятой руки».

У кого-нибудь есть дополнения? Все согласны с предложенными правилами? А теперь давайте познакомимся.

Упражнение 1. «Круги».

Цель: знакомство с участниками занятия.

Участникам предлагается на листах формата А5 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.

Упражнение 2. «Пересядьте те, кто…..»

Цель – пробуждение, активизация к работе, поднятие настроения.

В кругу ведущий, количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий называет определенный признак, те, кто имеют этот признак, пересаживаются, ведущему в это время необходимо занять стул. Кто остается без стула, тот будет ведущим.

Упражнение 3. «Я и мой внутренний мир».

Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.

Как я уже сказала, наши занятия будут посвящены самопознанию. Давайте попробуем определить, что такое самопознание? Как вы себе представляете? Зачем человеку познавать себя? Ответы учащихся записываются на доске.

В психологии самопознание определяется как сложный продолжительный процесс получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности. Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их самоотношение искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.

Упражнение 4. «Интересные вопросы».

Цель: актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.

1. С каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом мебели вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем вы можете себя представить?

4. Каким животным вы ассоциируетесь?

5. С каким временем года вы можете себя сравнить?

6. Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?

7. Какой игрушкой вы могли бы быть?

8. С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?

9. Если бы были киногероем, то, каким?

10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

11. Если бы были напитком, то каким?

12. Если бы были транспортом, то каким?

13. Если бы были цветом, то каким?

14. С какой одеждой вы себя ассоциируете?

15. Если бы вы были едой, то какой?

Обсуждение. Легко или сложно было выполнить задание? Какие сложности возникли? Данное упражнение помогло посмотреть на себя с другой стороны, посмотреть какой я без оценки, не просто плохой или хороший, красивый или не красивый, посмотреть на ваше внутреннее Я.

Основная часть.

Упражнение 5. Психогеометрический тест.

Инструкция. Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Сила их влияния убывает с увеличением порядкового номера. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм. Важно также значение последней фигуры - она указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.

Квадрат

Квадрат – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата.

Квадраты скорее "вычисляют" результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата – распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но,… увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами.

Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

Жизненные ценности : традиции, стабильность, безопасность, надежность, прошлое.

Роли : Консерватор. Надёжа и опора. Педант. Хранитель традиций. Исполнитель.

«Сильные» качества : организованность, дисциплинированность, исполнительность, пунктуальность, аккуратность, чистоплотность, законопослушность, трудолюбие, терпеливость, упорство, настойчивость, верность слову, честность, осторожность, благоразумие, рациональность, бережливость, практичность.

«Слабые» качества : косность, негибкость, инерционность, педантизм, сухость, односторонность, нерешительность, упрямство, консерватизм, сопротивление новому, боязнь риска, бедная фантазия, замкнутость, скупость, мелочность, склонность к бюрократизму.

Подходящие профессии : Бухгалтер, аналитик, заместитель директора по общим или хозяйственным вопросам, участковый инспектор милиции, руководитель в бюрократической организации, «жесткий» секретарь.

Как общаться с квадратом . Выслушивать квадрата до конца, ни в коем случае не перебивать, если вы не его начальник. Быть в глазах квадрата более компетентным, более статусным, чем он. Знать все инструкции, законы, прецеденты. Аргументировать свою позицию, лучше всего фактами и цифрами; очень хорошо использовать таблицы. Делать комплименты – достаточно откровенные, чтобы квадрат их понял (он немного тугодум), но аккуратные, без панибратства и рискованных пассажей. Нововведения предлагать маленькими порциями. Воздерживаться от эмоциональных проявлений.

Треугольник

Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Они, как родственники – Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффектного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле – это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки, можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают, категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступят по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники – честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполн6яемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря – сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, Треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: "А что я буду с этого иметь?". Из Треугольников получаются великолепные менеджеры на самом "высоком" уровне управления. Они прекрасно умеют представить высшему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут "столкнуть лбами" своих противников.

Главное отрицательное качество "треугольной" формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "завравшихся" Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы остроту.

Жизненные ценности : власть, лидерство, карьера, статус, победа, будущее.

Роли : Лидер. Пробивной. Воин. Пророк. Герой.

«Сильные» качества : рациональность, эффективность, лидерские качества, энергичность, харизматичность, высокая работоспособность, инициативность, смелость, решительность, независимость суждений.

«Слабые» качества : властность, самоуверенность, эгоизм, категоричность, резкость, язвительность, нетерпимость к инакомыслию, безаппеляционность («или по моему, или никак»), бесчеловечность («пройдет по трупам»).

Подходящие профессии . Руководители в иерархических организациях, в том числе, и высшие, лидеры проектов, врачи-хирурги, психотерапевты «звездного» типа, в особенности гипнотизеры.

Как общаться с треугольником . Говорить только по делу, четко, уверенно, но без «наездов». Договариваться, при этом договора записывать, помнить о том, что все спорные моменты треугольник трактует в свою пользу. Мотивировать выгодой. Можно показать свою власть, но при этом следует быть готовым к «проверке на прочность». Быть готовым со стороны треугольника к шантажу, к обману «ради интересов дела», к присваиванию общих результатов.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он применяет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т. д.

Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и … смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей. Ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!

Жизненные ценности : в зависимости от внешних обстоятельств.

Роли : Размазня. Нерешительный. Козел отпущения. Неудачник. Растяпа.

«Сильные» качества : доверчивость, открытость, чувствительность, любознательность, готовность к изменениям, высокая обучаемость, «детскость», неамбициозность.

«Слабые» качества : наивность, бесхребетность, неуверенность, нерешительность, ненадежность, психическая неустойчивость, «проблемность».

Подходящие профессии . Поскольку прямоугольник – переходная, зачастую «кризисная» фигура, то лучше всего отправить его на какое-то время в отпуск или на учебу. Идеальное занятие для прямоугольника – это учиться или отдыхать. Прямоугольник может быть хорошим экспертом или консультантом, но только в тех вопросах, где он признанный авторитет.

Как общаться с прямоугольником . Понять, в каком амплуа он сейчас выступает. Переключить его в удобное для вас состояние. Постоянно поддерживать и направлять своим вниманием и влиянием.

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решимостью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг – это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. Правополушарное мышление – более образное, интуитивное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения.Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает "левополушарных" организационных навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата.

Жизненные ценности : общение, комфорт, общее благополучие, помощь людям.

Роли : Миротворец. Душка. Хранитель уюта. Домосед.

«Сильные» качества : доброжелательность, мягкость, деликатность, бесконфликтность, терпимость, коммуникабельность, доброта.

«Слабые» качества : пассивность, конформизм, подверженность влияниям, склонность к компромиссам, неаккуратность, неорганизованность, непунктуальность, нерешительность, зависимость от мнения окружающих.

Подходящие профессии . «Мягкий» секретарь, HR-менеджер, педагог, врач-терапевт, семейный психолог, священник.

Как общаться с кругом . Мягко, но настойчиво возвращать к сути дела, при этом ни в коем случае не кричать, не ругаться. Быть готовым к тому, что круг пообещает, но не сделает (ему легче согласиться с вами, а потом «как-нибудь все обойдется»).

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция – это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я! Поэтому многим линейным, "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту.

Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построения новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения.

Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются. Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте.

Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение – генерировать новые идеи и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так реален, как мир вещей для основных.

Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность. Зигзаг – самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень эспрессивны ("режут правду в глаза"), что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Жизненные ценности : творчество, новизна, риск, скорость, самовыражение.

Роли : Любитель эпатажа. Артист. Экстремал. Экстремист. Ветреный тип. Сердцеед.

«Сильные» качества : спонтанность, креативность, напор, остроумие, легкость на подъем.

«Слабые» качества : неуправляемость, непостоянство, непредсказуемость, несдержанность, эксцентричность, возбудимость, индивидуализм, ненадежность, бесшабашность и безбашенность.

Подходящие профессии . Креативщик, артист, свободный художник, страховой агент или продавец «на проценте».

Как общаться с зигзагом . Девиз: «Твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». Повлиять на зигзаг практически невозможно. Иногда срабатывает прием «от противного» - предложить что-нибудь зигзагу, чтобы он захотел сделать наоборот. Главное в этом случае быстро с ним согласиться. Можно привлечь зигзага на свою сторону, восхищаясь его идеями, но это все равно ненадолго. Всегда следует быть готовым к резким сменам решений и тем разговора.

Упражнение 6.«Ладошка»

Цель: повышение самооценки, обучение учащихся умению находить в других людях положительные качества.

На листе бумаги каждый участник обводит ладошку и внутри контура пишет качество, которое нравиться в себе самом. Листики передаются по кругу, а остальные участники дописывают те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Листочки необходимо подписать. Когда ладошки вернуться к своему хозяину, все ребята благодарят друг друга. По окончанию можно обсудить полученные результаты, впечатления от проведения упражнения.

Заключительная часть.

Упражнение 7. «Вылепи себя»

Звучит спокойная музыка. Дается задание – взять кусочек пластилина, наиболее понравившегося цвета, сесть поудобнее, расслабиться, закрыть глаза. Вы сегодня многое узнали о себе, открыли что-то новое, прикоснулись к своему Я. Почувствуйте сейчас себя, почувствуйте свое тело, что оно ощущает, прислушайтесь к своим эмоциям и чувствам, дайте свободу своим рукам, попытайтесь слепить образ своего Я. Пусть ваши руки сами начнут лепить, пусть это займет столько времени, сколько Вам необходимо. Вы сами почувствуете, когда получите, то что нужно.

После того как слепите, рассмотрите свое творение. Что вы чувствуете? Как эта фигурка связана с вами? О чем это в вашей жизни?

Теперь переходим к следующему этапу, если фигурка вызывает отрицательные чувства или эмоции. Необходимо преобразовать негатив в позитивные ощущения. Начинаем преобразовывать свое творение, чтобы оно вызывало положительные эмоции. Дайте волю свое фантазии, если хотите добавьте другой цвет, прилепите что-нибудь к ней, главное, чтобы фигурка дарила радость и чувство удовлетворения, чтобы она вам нравилась.

Запомните, главное в вашей фигурке не ее эстетическая и художественная значимость, а ее ценность в том, что она должна вам нравиться и вызывать положительные эмоции, будет просто отлично если вы рассмеялись! Так что не оценивайте ее с позиции художественного критика, и не в коем случае не сравнивайте с другими - это фигурка Ваша, она уникальна, и в этом ее истинная красота!

Эти подержите эти фигурки, это вы, это ваше внутреннее я, почувствуйте его, помечтайте, подумайте о хорошем, вложите в нее ваши положительные эмоции. Поставьте свое произведение на видное место и в минуты грусти, просто подойдите и полюбуйтесь им, зарядитесь его позитивной энергией.

Рефлексия.

Что узнал? Что понравилось? Что хотелось бы изменить, поменять в занятии?

С каким цветком вы можете себя сравнить?

Каким предметом мебели вы можете себя представить?

Каким сказочным героем вы можете себя представить?

Каким животным вы ассоциируетесь?

С каким временем года вы можете себя сравнить?

Каким музыкальным инструментом вы можете себя представить?

Какой игрушкой вы могли бы быть?

С каким природным явлением вы могли бы себя сравнить?

Если бы были киногероем, то каким?

Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

Если бы были напитком, то каким?

Если бы были транспортом, то каким?

Если бы были цветом, то каким?

С какой одеждой вы себя ассоциируете?

Если бы вы были едой, то какой?

50 упражнений, чтобы научиться отказывать Брекар Франс

Упражнение 46 Познай себя

Упражнение 46

Познай себя

Благодаря упражнениям, представленным в этой книге, вы разобрались в том, как взаимодействуете с другими людьми. Но очень важно ясно понять, кем же являемся мы сами, что мы любим, а что не любим. Тогда мы будем правдивы в своих ответах.

Заполните приведенную ниже таблицу.

Комментарий

Эта таблица показывает, разумеется, далеко не полно, одну из сторон вашей личности. С ее помощью вы можете узнать, на что вы не готовы, если это касается досуга или дружбы. Зная, кто вы есть на самом деле, вы, отвечая отказом, будете чувствовать себя увереннее.

Другая сторона вашей личности касается принципов и моральных ценностей; выполнив следующее упражнение, вы сможете прояснить их.

Из книги Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин] автора Болен Джин Шинода

"Познай себя" Мужчине-Гефесту нужно всем сердцем принять наставление Аполлона "Познай себя". Начать можно с того, чтобы осознать, насколько много в нем черт Гефеста, и понять, что это для него означает. Ему следует разобраться, насколько он соответствует или не

Из книги Эмоциональный интеллект автора Гоулман Дэниел

Глава 4 ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ Один воинственный самурай, говорится в старинной японской сказке, как-то раз потребовал от учителя дзэн, чтобы тот объяснил ему, что такое рай и ад. Но монах презрительно ответил: «Ты всего лишь неотесанный мужлан, я не могу попусту тратить время

Из книги Я привлекаю деньги - 2 автора Правдина Наталия Борисовна

Закон 3 Познай себя! Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цель разумной жизни. А. Платен Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за

Из книги Застенчивость и как с ней бороться автора Вемъ Александр

Закон 3. Познай себя! Лучший способ достичь благосостояния – это поверить в свою Божественную природу и жить по духовным законам. Чем ближе ваше сознание к Божественному, тем меньше возможность возникновения любых проблем, в том числе и финансовых. Поверьте в свою силу, и

Из книги Секс [Учебник для школьников. Начальный уровень] автора Смилянская Александра

Глава 2 Познай себя Завтра будет тоже, что вчера «Ну вот еще! – фыркнут некоторые читатели. – Мне ли не знать самого себя!» И будут не правы. Чаще всего мы, подобно планете, вращаемся по орбите, повторяя день за днем одни и те же действия. Этот процесс не способствует

Из книги Основы самопознания автора Бенджамин Гарри

Глава восьмая, которая рассказывает о том, что на самом деле означает античная мудрость «Познай себя» У тебя бывает так, что ты откладываешь на завтра то, что тебе ужасно не хочется делать сегодня? А завтра ты откладываешь это на послезавтра и так далее? У меня тоже так

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

1 глава. Человек, познай себя В течение всей мировой истории религия всегда имела экзотерическую (внешнюю) и эзотерическую (тайную, скрытую) стороны. Религии древнего Египта, Индии, Китая, Иудеи, Персии, Аравии и т. п., - все они подтверждают эту двойную традицию, ибо так

Из книги Разум и природа автора Бейтсон Грегори

Познай себя Познай себя - этот великий принцип Сократа, столь же важный сегодня, как и в древней Греции, еще один показа­тель зрелости. Ребенок не знает себя, не знает своих способ­ностей и ограничений. Первые годы жизни он постоянно получает синяки, кровоподтеки и иногда

Из книги Счастье без границ. Поиски настоящего смысла жизни. Беседы с теми, кто его нашел автора Блект Рами

Из книги Как добиваться своего с помощью НЛП. 49 простых правил автора Бергер Ева

Познай себя, и ты познаешь мир В данном контексте подразумевается свое Высшее трансцендентное Я. На этом уровне человек понимает, что знания открываются изнутри и спускаются через Учителей.Для того чтобы это произошло, нужно смирение, уважение своих Учителей, служение

Из книги Все виды манипуляций и методы их обезвреживания автора Большакова Лариса

Познай себя! Начнем с небольшого забавного мини-теста. Ответь на один вопрос очень быстро и не задумываясь: кто ты? Охарактеризуй себя десятью словами, которые первыми придут тебе в голову. Когда в вашем списке наберется десять определений, обратите особое внимание на

Из книги Как лучше узнать себя [сборник] автора Гусман Делия Стейнберг

«Познай себя» Как утверждали древнегреческие философы: «Познай себя – и ты познаешь космос и богов».Мы часто действуем по шаблону просто потому, что много раз проходили по этому пути. Для того чтобы разорвать порочный круг, могут понадобиться тренировки. Представьте

Из книги Книга о вкусных и здоровых отношениях [Как приготовить дружбу, любовь и взаимопонимание] автора Маттео Майкл

Из книги Тренинги. Психокоррекционные программы. Деловые игры автора Коллектив авторов

Познай себя «Познай себя» – так часто формулируется способ обретения смысла жизни. Эта фраза уходит корнями в Древнюю Грецию. Нет лучше способа познать себя, чем самоанализ.Жизнь – это бесконечная череда вопросов и ответов. Каждому из нас крайне важно отыскать верные

Из книги Первичная консультация. Установление контакта и завоевание доверия автора Глассер Пол Г.

Тренинг «Познай себя. Приобрети уверенность во взаимоотношениях с другими» (для подростков) Пояснительная запискаДля большинства подростков, испытывающих трудности во взаимодействии со сверстниками, характерно отсутствие знаний о себе, о том, как он общается с другими,

Из книги автора

Познай себя Чтобы помочь человеку, который значительно отличается от нас, мы должны прежде всего осознать собственные установки, ценности и поведение. Понимание и приятие своих культурных и социальных истоков – первый важный шаг на пути к пониманию тех, кто живет и

Каждому участнику группы предлагается назвать свое имя, придумать себе еще одно (ласковое) и на невербальном уровне выразить чувство любви к себе (жестами, интонацией, тембром голоса).

„Самокритика". У каждого человека есть свое собственное представление о том, что делает его уникальным, неповторимым, отличает от других. При этом невольно возникает вопрос, разделяют ли окружающие его мнение о самом себе, видят ли его другие таким, каким он сам видит себя. В упражнении выясняется этот вопрос. Участники берут листы бумаги, подписывают их, разделяют на три полосы по вертикали.

1-я графа. „Кто я?". 10 слов-эпитетов. Ответы записываются быстро, точно в той формулировке, в какой они приходят в голову.

2-я графа. „Как на этот вопрос ответили бы ваши родители, знакомые?" (можно выбрать одного из них).

3-я графа. На этот же вопрос отвечает кто-то из группы. Кто именно, участник определяет сам.

Затем каждый забирает свой листок, сравнивает ответы. Выделяет, в чем сходство характеристик. Можно выделить доминирующую линию поведения - она повторяется во всех трех характеристиках. Подсчитывается количество совпадений. По количеству совпадений можно предполагать степень открытости человека.

При обсуждении следует обратить внимание на то, что не всегда открытость человека в общении говорит о его личностной открытости. Обсудить, когда легче общаться с человеком: когда он „открыт" или „закрыт"?

3. Выписать по порядку 10 слов, фраз, которые характеризуют участника. Проранжировать эти характеристики от наиважнейшей (1 балл) до наименее важной (10 баллов). Проанализировать, что относится к положительным качествам, что к отрицательным, сколько нейтральных (ролевых).

Выделить 2 качества, которые ваш друг счел бы наиболее присущими вам, и 2, которые он считает наименее характерными. Совпадает ли его мнение с вашим? Можно предложить знакомому заполнить 10 пунктов по тому же образцу. Сопоставить результаты.

Выбрать отрицательные самохарактеристики и переформулировать их так, чтобы сделать позитивными (у меня мало друзей - я дружу с немногими, но верными и надежными людьми).

4. „Проективный рисунок". Всем предлагается выполнить 2 рисунка: „я такой, какой есть" и „я такой, каким хочу быть". На выполнение дается 5 минут. Рисунки не подписываются. Техническая сторона рисунка не важна.

Все рисунки раскладываются вместе в центре комнаты. Произвольно выбрать один. Поставить его, чтобы всем было видно. Теперь каждый по очереди рассказывает, что он видит на рисунке - не формальное описание, а свои ощущения от рисунка: каким, по его мнению, человек, нарисовавший себя, видит себя, что хотел бы изменить в себе. Все высказываются по очереди. При этом автор рисунка не объявляет себя. После того как все желающие выскажутся, можно попытаться определить, кто автор рисунка. Затем автор объявляет себя, рассказывает, что он хотел выразить своим рисунком, отмечает наиболее понравившиеся ему реплики. Таким образом обсуждаются все рисунки.


При обсуждении отметить тех, чьи интерпретации понравились авторам рисунков.

5. „Инвентаризация". Мы привыкли считать, что работа над собой или самосовершенствование предполагает анализ ошибок и борьбу со своими слабыми сторонами. Однако есть одна не менее (если не более) важная сторона работы над собой. Она заключается в обнаружении в себе друга и помощника. У каждого из нас есть сильные стороны, но обнаружить их в себе оказывается порой довольно нелегко. Некоторые люди даже полагают, что не обладают никакими качествами, которые могли бы послужить для них внутренней опорой. Как ни странно, большинство людей не умеют думать о себе в позитивном ключе. Давайте попробуем. Каждый член группы расскажет о себе очень коротко - о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему уверенности в себе, доверия к себе в разных ситуациях.

Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может явиться точкой опоры в различные моменты жизни. Не умаляйте своих достоинств, говорите прямо, без обиняков, без всяких „но", „если" и т. д.

Упражнение выполняется всеми по очереди.

6. „Самое хорошее и самое плохое". На листе бумаги в столбик выпишите 5 самых приятных событий в вашей жизни; после каждого пункта отметьте, благодаря кому произошло это событие. Выпишите 5 неприятных событий из вашей жизни; после каждого пункта отметьте, из-за кого или из-за чего произошло это событие.

При обсуждении полученных результатов, обратить внимание на следующее:

Какие события вспомнились легче;

Из-за кого произошло большее количество событий (приятных, неприятных) от общего числа.

Произвести подсчет. Общее число событий - А. События, которые произошли „благодаря мне" - X. Найти отношение: (Х:А) х 100%.

Полученное число - это степень зависимости вашей жизни от ваших желаний, от вас самих. В процессе обсуждения можно обговорить такие словосочетания, как „не могу" и „не хочу". „Не могу" - „что же мешает?" Лучше это разбирать на каком-либо конкретном примере, предложенном участниками. Обсуждается проблема: мера ответственности человека за свою жизнь, эффективность общения с другими людьми.

7. „Конфликт в транспорте". В классе устанавливаются два стула рядом, имитируя парные сиденья в автобусе, один стул устанавливается впереди. Два участника уходят за дверь и там получают инструкцию ведущего: «Сейчас вы войдете в автобус, вам нужно поговорить. Постарайтесь сесть вместе». Третий участник упражнения занимает одно из двух спаренных мест, получив от ведущего инструкцию: «Ты освободишь это место, когда почувствуешь, что хочется это сделать. Ориентируйся на собственное внутреннее состояние». Перед остальными участниками ставится задача - быть наблюдателями того, что произойдет в „автобусе", и сделать анализ происходящего.

Произошедшее анализируют участники „дорожно-транспортного" конфликта, затем - зрители. Примерные вопросы для анализа.

Почему он (она) все-таки уступил (а) свое место?

Были ли моменты, когда тебе хотелось освободить это место?

Опиши чувства, которые ты испытывал.

Чей способ решения задачи был наиболее успешен?

Что именно было причиной успеха?

Работа в группах. Учащиеся делятся на группы по 3-5 человек по случайному принципу. Для этого можно использовать разноцветные квадратики, различные символы.

Каждая из групп получает задание: в течение 3-4 минут показать сценку „Конфликт в транспорте". Время на подготовку 3-5 минут.

Примерные вопросы для анализа.

Что было общего во всех сценах (чем они были похожи)? Какие слова (интонации) наиболее часто встречаются в подобных ситуациях? Что, на ваш взгляд, стало причиной данного конфликта?

Программные задачи.

  • Дать знания учащимся о составляющих внутреннего мира человека; о понятии “Самовоспитание” и способах формирования положительных личностных качеств. Закрепление знаний о понятиях: трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность.
  • Формирование памяти, внимания, мышления через разные виды деятельности. Развитие речи учащихся посредством включения в учебный диалог.
  • Воспитание стремления к самовоспитанию, формирование в себе лучших человеческих качеств.

1. Оргмомент.

2. Дидактическая игра “Запомни”. 5секунд посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить.

Из какого материала построен дом?

Сколько в доме окон?

Какое время года изображено на картине?

Справа или слева вход в дом?

Укажите названия деревьев, которые изображены на картине.

Как расположена мебель в доме?

А дружно ли живут люди в доме?

Так и у человека. Возьмите аккуратно зеркало и посмотрите в него.

Почему аккуратно?

Что вы можете увидеть?

То есть своё отражение, или другими словами свою внешнюю сторону, свой внешний облик.

Внешнее Я

(цвет глаз, волос, внешний облик)

Вы видите своё внешнее Я.

А может зеркало отобразить ваш внутренний мир? (нет). Так мы не можем сказать: дружно ли живут люди в доме.

Что такое внутренний мир, внутреннее состояние человека? Под внутренним миром мы понимаем чувства, настроение, мысли, человеческие качества.

Внешнее – Я – внутреннее

Этот внутренний мир невидим для окружающих, поэтому очень сложно понять себя, свои мысли, осознать чувства, оценить своё поведение. И чтобы лучше знать и понимать себя, мы должны изучать себя, свои чувства, поведение, качества.

Попробуйте назвать тему нашего занятия. Поместить на доску табличку “Познайсебясам”. Итак, тема нашего занятия “Познай себя сам ”.

Сегодня мы заглянем в свой внутренний мир и будем изучать своё внутреннее Я.

А для чего это нужно? (чтобы стать лучше)

А для чего необходимо становиться лучше? Чтобы быть успешным, то есть человек, обладающий лучшими качествами, может многого добиться в жизни. Чтобы стать лучшими, вы должны постоянно работать над собой, другими словами – заниматься самовоспитанием.

СамОвоспитание.

Воспитывать себя самому непросто, но возможно.

3. Изучение своего внутреннее Я мы начнём с посещения магазина. В обычных магазинах мы покупаем что?

Технику, продукты, вещи. А наш магазин необычный. В нём продаются человеческие качества. Ассортимент в магазине невелик. Запас товара ограничен. Итак, в продаже:

1. Уверенность в себе . Что это за качество, как вы его понимаете?

2. Трудолюбие . Подберите, пожалуйста, слово, противоположное по смыслу.

3. Дисциплинированность . Подберите близкие по значению слова или словосочетания (воспитанность, послушание).

Подумайте, чего вам больше всего не хватает, но помните, что запас товара ограничен и мы продаём только по одному качеству.

Подходите, покупайте!

Качества мы купили, а теперь поднимите полоски оранжевого цвета те, кто купил уверенность в себе . Полоски синего цвета те, кто купил трудолюбие . Зелёного цвета те, кто купил дисциплинированность .

Больше всего ребята в классе нуждаются в таком качестве как…

У каждого из вас, как и у меня, есть те качества, от которых вы хотели бы избавиться, которые мешают вам стать лучше. На партах есть листочки с названиями качеств. По цепочке прочтите их.

Значение какого качества вам непонятно? Выпишите их на отдельный листок, а теперь сомните его, ещё сильнее, и выбросьте его в корзину. С этой минуты, поверьте, вы навсегда избавились от этих недостатков.

Вывод: Изучение своего Я мы начали 1) с посещения магазина и покупки недостающего качества. 2) вы избавились от плохих качеств.

А сейчас продолжим работу по изменению своего внутреннего Я в лучшую сторону.

Как мы должны относиться к новой купленной вещи? (беречь, ухаживать за ней). Так и с внутренними качествами, необходимо работать над ними, тренировать их, поддерживать, чтобы они стали вашими спутниками на всю жизнь, ведь их так легко растерять.

Чтобы уверенность в своих силах и умениях сопровождала вас на жизненном пути и приносила вам удачу, нужно делать упражнение “Верить в себя”. Возьмите зеркало, смотрите на себя и повторяйте за мной: “Я хочу стать другим. Я буду таким/такой. Я уже меняюсь, я уже такой, каким хочу быть!”

Для чего мы делаем это упражнение?

Огромное значение для каждого из вас имеет поддержка коллектива, друзей, одноклассников. Поиграем в игру “Ручеёк”. Встаньте лицом друг к другу, образуя ручеёк. Каждый из вас по очереди будет проходить по ручейку, вы должны поддержать проходящего по ручейку, подбодрить добрым словом, комплиментом, пожатием руки, похлопыванием по плечу.

Какую помощь оказывает игра?

Поднимите цветную полоску те, кто купил Трудолюбие. Как же это качество развить и сохранить? Предлагаю тест “Лесенка трудолюбия”. Будет 3 варианта ответа: а) всегда;

б) иногда;

в) никогда.

Приготовили листы и ручки.

1. Дома после еды убираете ли за собой посуду?

2. Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду?

3. Убираете ли одежду на место?

4. Следите ли за чистотой одежды?

5. Всегда ли охотно выполняете трудовые поручения?

6. Вы сами стираете себе мелкие вещи?

7. Вы сами гладите себе школьную форму?

8. Помогаете ли вы родителям?

  • Всегда – 5 баллов;
  • Иногда – 3 балла;
  • Никогда - 0 баллов.

Подсчитайте сумму баллов. Лена помогает Максиму. Вывешивается лесенка трудолюбия. Возьмите фломастер и подпишите своё имя на той ступеньке, на которой по сумме баллов вы находитесь.

Вывод. Находящимся на верхней ступени трудолюбия нужно поддерживать это качество. Тому, кто на средней – продолжать работать над собой. Для тех, кто на нижней ступени – необходимо начать работу по самовоспитанию трудолюбия.

А теперь проверим на практике ваше трудолюбие. Игра – соревнование “Это мы можем” - кто быстрее зашнурует кроссовки. Участвуют 4 человека. Приз – грамота “Мастер – золотые руки”.

А сейчас поднимите цветную полоску те, кто приобрёл Дисциплинированность.

Что-то я забыла, что это за качество (ваше поведение в определённых условиях).

Вот сейчас я и проверю, как вы знаете правила поведения. Вы, каждый в своей группе, должны составить правила поведения в школе, дома, в общественных местах.

Что мы понимаем под общественным местом? Работа в группах. Озвучивание правил каждой группой.

Молодцы! Эти правила будут помещены в классный уголок. Вы их сами составляли, надеюсь, будете их соблюдать.

Итог. Чем мы занимались на занятии?

1. Узнали о составляющих внутреннего мира.

2. Приобрели положительные качества.

3. Избавились от отрицательных качеств.

4. Искали способы формирования таких качеств, как трудолюбие, уверенность в себе, дисциплинированность.

Но самое главное, чтобы становиться лучше – надо очень сильно хотеть и верить в это. Ведь только человек, обладающий такими качествами, может достичь успехов в жизни, осуществляя самые заветные мечты.

Прослушивание песни Ю.Антонова “Поверь в мечту”.

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Школа №3»

СП д/с «Берёзка»

Тренинг общения:

«Познай себя»

Подготовила

воспитатель

Зайнутдинова Л.Р.

Тольятти 2017

Актуальность тренинга:

Общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии. Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных социальных психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить.

В структуре межличностного общения выделяют основное содержание общения, а именно: передачу информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Передача информации рассматривается как коммуникативный аспект общения; взаимодействие как интерактивный аспект общения; понимание и познание людьми друг друга. Поэтому важно уметь общаться, грамотно доносить свои мысли, что бы тебя могли понять.

Цель тренинга: развитие компетентности в общении и повышение психологической культуры педагогов, рефлексивной культуры.

Задачи:

Развитие профессионального самосознания;

Способствовать приобретению знаний, умений, опыта в области межличностного общения: относительно себя и другого;

Способствовать изменению социальных установок;

Развитие умения невербального средства общения;

Развитие умения работать в команде;

Улучшение субъективного самочувствия и укрепление психологического здоровья участников группы.

1. Упражнение « Цветопись»

(Развитие компетентности саморазвития, самосовершенствования, личностной рефлексии)

Инструкция: Уважаемые коллеги мы начнем с упражнения «Цветопись». Вам нужно при помощи цвета определить ваше эмоциональное состояние в данный момент

При помощи этой цветовой матрицы вы заполняете таблицу. Напротив своего имени поставьте соответствующий цветной кружок.

Стимульный материал: Цвет Символ настроения

  • Красный(к)- Восторженное, активное
  • Оранжевый(о)- Радостное, теплое
  • Желтый (ж)- Светлое. приятное.
  • Зеленый (з)- Спокойное, уравновешенное
  • Синий(с)- Грустное, печальное
  • Фиолетовый(ф)- Тревожное, неудовлетворенное
  • Черный (ч)- Унылое, упадочническое
  • Белый (б)- Трудно сказать.

Обработка результатов. Каждый цветовой показатель имеет свое цифровое обозначение:

  • красный – +3;
  • оранжевый-+2;
  • желтый-+1;
  • зеленый-0;
  • синий -минус 1;
  • фиолетовый -минус2;
  • черный – минус 3,

белый не принимается в вычислениях. Строится график эмоционального состояния. На начало занятия и конец занятия.

2. Упражнение «Шлю приветики»

Цель: Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в группе.

Инструкция: Предлагаю Вам со всеми поздороваться, но не просто, а предложенным способом. Вам нужно из предложенного материала вытащить 1 листик, на котором будет предложен способ приветствия.

Ваша задача: подойти к каждому и поприветствовать выбранным способом.

Например:

  • «Привет, приглашаю к себе в гости помыть посуду»
  • «Привет! Ты такая посвежевшая и похорошевшая!»
  • «Привет! Взаймы не одолжишь?!»
  • «Привет! Какими судьбами?! (при этом ущипнуть легонько)»
  • «А вот и я! (при этом повернувшись вокруг себя на 360 градусов)»
  • «Привет! (говорить и прыгнуть одновременно)
  • «Привет! Я так рада тебя увидеть (говорить и приседать одновременно)
  • «Привет! (сказать эхом)

Сейчас, когда каждый поделился порцией позитивного настроения и получил от другого мощный энергетический заряд, предлагаю Вам перейти к теме уникальности и индивидуальности каждого из нас. Как известно лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать. Поэтому мы сейчас экспериментальным путём определим, насколько каждый человек неповторим.

3. Упражнение «Снежинка»

Цель: работа со стереотипами, развитие умения принимать чужие точки зрения.

Инструкция: Предлагаю каждому взять по 1 листку, обратите внимание все листы одинаковы. Далее вам следует строго выполнять всё, что я вам скажу в полной тишине и не глядя как такую же операцию проделывают другие:

Сложите лист вдвое, оторвите правый верхний угол;

Сново сложите лист вдвое и оторвите правый верхний угол;

Разверните.

Теперь каждый из вас разверните листок и покажите то, что у вас получилось. Обратите внимание, есть ли в нашей группе одинаковые снежинки? А похожие?

Рефлексия:

Можно ли сказать, что у кого- то бумага оторвана неправильно?

Бывает ли так, что мы оцениваем человека в зависимости от того, делает он также как мы либо поступает не так?

Все снежинки разные! Так и люди. Все разные: по - разному проявляют свои эмоции, у каждого свои индивидуальные чёрточки, своя внутренняя красота. Нужно только её увидеть, почувствовать и понять.

4. Упражнение «Нарисуй свой характер»

Цель: осознание каждым участником своей роли, функции в жизни и в коллективе.

Инструкция: «Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению».

В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, фигурку, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Гротескная карикатура – признак неуживчивости, замкнутости. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.

Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.

Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.

Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, обладанию, диктату; вы очень ревнивы.

Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.

Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.

Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.

5. Упражнение «Счёт до десяти»

Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Инструкция: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Рефлексия:

Что с вами происходило?

Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

6. Упражнение Леопольд

Цель: отрабатывать навыки убеждения, умение найти подход к каждому, вопросы, связанные с доверием партнеру по переговорам и созданию образа человека, которому можно доверять.

Инструкция: Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами». Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных - прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе. Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости. В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты - опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота - убедить мышь, что именно он - безобидный Леопольд. Задача мыши - определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Рефлексия:

Что делает наши презентации заслуживающими доверия?

Почему мы доверяем одному партнеру, но не доверяем другому?

Что можно сделать для того, чтобы нам больше доверяли?

7. «Тарелка с конфетами»

Цель: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Инструкция: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с конфетами. В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

Что, по вашему мнению, не удалось?

Как это можно исправить, что необходимо сделать?

Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

8. Моя Галактика

Вы, наверное, подустали немного, пора и отдохнуть. Присаживайтесь на стул, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются (звучит музыка).

Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.

Выполнение практического задания тренинга.

А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.

В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика. (клеют)

Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочки для ваших коллег. Подпишите их тоже. Всем звездам дайте имена тех, кто вас окружает на вашем рабочем месте. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!

Пояснительная часть.

С точки зрения психологии, вы создали мир своего рабочего пространства и выразили эмоциональное отношение к своему окружению на рабочем месте. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с коллегами? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?

Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей.

Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным;

красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным;

зелёный – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться;

желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым;

фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте;

металлический – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.

А теперь выясните, где находится звездочки ваших коллег. Какого они размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие коллег: значимые ли они фигуры в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете их на эмоциональном уровне? Звездочки ваших коллег находится рядом с вами или где-то далеко? А может ваша, и чья-то звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочки ваших коллег находится далеко от вас, то подумайте, какое место вы занимаете в коллективе. Как вы чувствуете себя среди коллег?

9. «Подчинение инструкциям»

В этом упражнении важно, чтобы вся группа начала делать его одновременно, поэтому его следует использовать в том случае, когда вся группа уже в сборе. Упражнение, как правило, вызывает бурную эмоциональную реакцию и позволяет взбодрить приунывшую или подуставшую группу.

«Умеете ли вы четко следовать инструкции ? Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.

1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.

2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.

3. Обведите ваше имя.

4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.

5. В каждом квадрате поставьте крестик.

6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.

7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.

8. Шепотом назовите номер, который вы написали.

9. Обведите этот номер.

10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.

11. Обведите этот знак треугольником.

13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.

14.В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки трималенькие дырочки.

15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»

Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».

10. Я предлагаю вам посмотреть короткометражный мультфильм «Кролень» , в котором заложен глубокий философский смысл осознания себя как личности, находящейся в определенной жизненной ситуации, и сделать свои выводы.

Просмотр мультфильма «Кролень» 4 мин

Короткий мультфильм про Барашка и Кроленя, очень ярко показывающий негативное отношение к изменениям происходящим в жизни, на работе и т.д любые изменения можно воспринимать по разному и находить для себя место в этих изменениях.

Неправильно распределенная энергия и неумение вовремя выходить из сложившейся ситуации, сдерживание негативных эмоций приводит к психосоматическим проявлениям.

Безвыходных ситуаций не бывает – есть непредвиденные обстоятельства. Не теряйте надежду - ищите выход. Пока есть КРОЛЕНИ - надежда живет!

11. Релаксационное упражнение " Источник"

Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно.

Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства.

Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект.

Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли.

Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией.

Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.