Упражнения по скорочтению. Скорочтение для детей: методики обучения, упражнения в домашних условиях

Техника быстрого чтения – это легкое понимания прочитанного, больше свободного времени, расширение кругозора, развитие интеллекта, улучшение памяти и много других приятных эффектов. Даже если вы не любите читать, то освоив методику, вряд ли отнесетесь равнодушны к вечному источнику знаний, ведь вы сможете за день прочитывать одну и даже несколько книг.

Зачем повышать скорость чтения

В век интернет технологий сливается огромный поток информации, нужный и неинтересный, приятный и отравляющий умы. Чтобы максимально быстро уметь находить важную информацию в огромном потоке, отфильтровывать ложные сведения и не быть уязвимыми перед умными и хитрыми людьми, нужно читать. Ведь чтение, как и , улучшает умственную деятельность, повышает интеллект, расширяет кругозор, тренирует память и развивает фантазию.

А теперь представьте, что во время быстрого чтения, все это происходит в три, а то и в пять раз быстрее . Какими знаниями вы будете обладать спустя полгода? И какие знания вы сможете передать своим детям?

В физическом плане, увеличив скорость чтения, человек меньше напрягает мышцы глаз, забывает о головных болях и не устает от работы, так как высокая концентрация позволяет быстро решать рабочие вопросы.

Знаменитые люди и их рекорды

Техника быстро чтения появилась давно, многие известные люди владели и активно пользовались ею:

  • Владимир Ильич Ленин читал 2500 слов в минуту . Многих людей поражала такая скорость, кто-то не верил, что это возможно. Но несмотря на быстроту, он всегда понимал и запоминал прочитанное.
  • Иосиф Виссарионович Сталин имел свою огромную библиотеку. Его дневная норма была минимум 500 страниц.
  • У Максима Горького была своя техника быстрого чтения. Он читал тексты в журналах «рисуя» глазами зигзаг: 1 текст-1 зигзаг. Его скорость достигала 4000 слов в минуту.
  • Александр Сергеевич Пушкин обладал исключительной памятью. И пользовался техникой скорочтения, которую изучил по записям монаха Раймона Луллия.
  • Наполеон Бонапарт читал со скоростью 2000 слов в минуту.
  • Писатель Оноре де Бальзак читал с огромной скоростью. И написал произведение о своих способностях, но с вымышленным героем: «Впитывание мысли в процессе чтения достигало у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал 7-8 строчек сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости его глаза. Часто всего одно слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы».
  • Евгения Алексеенко, она читала 416250 слов в минуту , в это даже трудно поверить, но это факт.

Методики быстрого чтения

Существует огромное количество методов обучению технике быстрого чтения, но стоит выделить самые эффективные и часто используемые среди любителей этого способа восприятия информации.

Регрессия – главный враг скорости

В первую очередь следует избавиться от привычки возвращаться глазами назад к уже прочитанному тексту – регрессии. При медленном чтении возвратов становится больше. С чем это связанно? Привычка, сложный текст, отсутствие внимания.

Нам всегда говорили родители и учителя, если не понял, прочти еще раз. Но оказывается, что это первая и самая назойливая причина медленного чтения, при регрессии скорость уменьшается в два раза, а понимание смысла в три раза. Надо избавляться от такой привычки. В этом поможет интегральный алгоритм чтения .

Многие люди читают книги вразброс, почитал в конце, открыл середину, у них нет никакого алгоритма, поэтому теряется смысл. Так полученная информация долго в голове не задерживается, на следующий день человек и названия книги не вспомнит.

Для лучшего усвоения необходимо образное его представление. Можно придумать свою схему или взять уже существующую. Схема состоит из блоков и выглядит так:

  1. Название (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема, фактографические данные.
  5. Особенности излагаемого материала, кажущиеся спорными, критика.
  6. Новизна излагаемого материала.

Необходимо запомнить эту схему. И мысленно из той информации, которую вы читаете, выделить главное и разбить по соответствующим блокам. Интегральный алгоритм способствует подавлению вредной привычкирегрессии .

При использовании этой схемы динамика мысленных процессов не оставит времени для возвратных движений глаз. Помните, текст важно прочитать до конца без возвратных движений. Только после прочтения полностью при необходимости можно прочитать еще раз, что вряд ли понадобится, используя эту схему.

Как добиться понимания прочитанного

Еще один важный фактор – понимание сути. Существует три приема:

  • выделение смысловых опорных пунктов;
  • антиципация;
  • реципация.

Выделение смысловых опорных пунктов подразумевает под собой деление текста на части и выделение главной мысли, что способствует лучшему усвоению информации. Опорой может быть любая возникшая ассоциация. Необходимо сократить содержание до коротких, сжатых предложений, освещавших основную идею произведения.

Антиципация – смысловая догадка. То есть, читатель по нескольким словам угадывает фразу, а по нескольким фразам понимает смысл целых абзацев. При такой технике быстрого чтения читатель опирается на смысл всего текста, а не отдельных слов. Этот способ понимания вырабатывается при накоплении словаря текстовых штампов и смысловых стереотипов. Тогда и доходит обработка прочитанного до автоматизма.

Реципацией является мысленный возврат к прочитанному. Именно мысленное обдумывание прочитанного, не путайте с регрессией. Такой способ помогает понять глубокий смысл материала или произведения.

Методы борьбы с артикуляцией

Артикуляция во время чтения очень замедляет скорость, поэтому ее нужно подавлять. Скорость чтения зависит от того, как устроены речевые процессы, то есть, как быстро вы можете обработать и усвоить текст.

Есть три вида чтения:

  • с проговариванием вслух или шепотом (замедленное);
  • с проговариванием про себя (более быстро, но все равно не эффективно);
  • молча, но основной внутренний диалог подавляется и всплывают в голове только ключевые и смысловые фразы.

Так, например, психолог Э. Мейман подавлял артикуляцию с помощью счета. Он во время чтения считал «Один, два, три» и это очень помогло ему в увеличении скорости.

Исследователи разработали три метода подавления артикуляции :

  1. Механическая задержка информации (или принудительная) – зажимание языка между зубами во время чтения. Но есть у этого метода минус, он затормаживает только периферическую речедвигательную систему, оставляя работать центральную (мозговую) систему. Поэтому этот способ не очень эффективный.
  2. Произношение постороннего текста вслух при чтении про себя. Этот метод лучше предыдущего, но все-таки неидеален. Так как тратится много внимания и энергии на произношение других слов, а могли бы улучшить качество восприятия информации.
  3. Метод центральных речевых помех , или метод аритмического постукивания разработан Н. И. Жинкиным. Читая про себя, вы должны задействовать кисть руки выбивая пальцами специальный ритм. Один из них – двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя – во втором, с усилением удара на первом этапе каждого такта.

Особенность этой техники в том, что на речевые органы воздействия нет, но при этом от постукиваний рукой в мозге возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов.

Тренировка памяти и внимания

Внимание – это концентрация человека на деле, которым он занимается в данную минуту. Без внимания понимание работы снижается на 90%. Только при условии, что концентрация на определенном занятии будет максимальной, тогда работа, изучение материала, любое занятие не пройдет впустую. И поэтому интересуясь техникой быстрого чтения, очень важно развить навыки концентрации.

Ученые дают хороший совет: для развития концентрации читайте слова и предложения задом наперед. Можно алфавит проговаривать наоборот.

Память . Как часто прочитав произведение, через неделю невозможно вспомнить ни автора, ни названия, не говоря уже про содержание. Для лучшего запоминания необходимо после полного прочтения пересказать содержание своими словами, а для лучшего усвоения перевести материал на язык собственных мыслей. Задача – найти содержательную и смысловую часть текста.

С чего начать самообучение

Техника быстрого чтения не требует никаких материальных затрат. Не придется ходить по магазинам, выбирать неизвестные материалы, удивляться ценам и тратить свое ценное время. Нужно всего лишь ваше желание и упорство, это залог удачного достижения цели.

Еще понадобятся книги, много книг. Не нужно бежать и скупать книжные магазины, у каждого человека есть в доме хоть несколько хороших книг, начните с них, а дальше обратитесь к друзьям, они обязательно найдут что-нибудь интересное для вас. В конце концов на дворе XXI век, интерактивные технологии и электронные книги достойно заменят бумажные издания.

  1. Одна из популярных и очень эффективных книг О. А. Кузнецов и Л. Н. Хромов «Техника быстрого чтения». Очень доступно и интересно описаны техники. В конце книги есть уроки, где доступным языком раскрыты все этапы.
  2. С. Н. Устинова «Развитие навыков устной и письменной речи». Хорошая книга, много интересных приемов и советов.
  3. Мортиер Адлер «Как читать книги». Он пишет не только про техники быстрого чтения, но и о чтении в целом. Дает интересные рекомендации, стоит прочитать эту книгу.
  4. Еще новые программы, позволяющие увеличить скорость чтения, например, Spritz.
  5. Онлайн тренажеры по быстрому чтению от Сергея Михайлова: Flasch – тренинги по скорочтению.

Если не хотите учиться самостоятельно, запишетесь на онлайн-курсы. Прямо сейчас пройдите бесплатный пробный урок в школе Ешко.

Не стесняйтесь быть умными. Это повысит вашу самооценку и качество жизни. Любите читать, это даст вам большие преимущества и сделает счастливее. Чтение можно отнести к лучшим , помогающим сохранить здравый ум и интерес к жизни.

Современные дети плохо читают. Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на уроках, скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.

Это уникальная методика. Ее используют в школах дополнительного образования, для занятий дома с родителями. В чем ее особенность и как научить ребенка читать быстро, узнаете из нашей статьи.

Из этой статьи вы узнаете

В каком возрасте начинать

Есть несколько мнений о том, в каком возрасте нужно начинать обучать ребенка читать бегло и осмысленно.

В начале специалисты советуют .

По методике Зайцева, Домана, Монтессори

Оптимальным считается период с 3 до 7 лет. Мозг дошкольника — первоклассника запоминает информацию быстро, прочно.

По Вальдорфской школе

Для прочного усвоения навыка дети должны дорасти до 10–12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы хорошо воспринимают информацию, которая произносится в обычном темпе речи. К среднему звену возможность понимать быстрые потоки фонем усовершенствуется. Технику чтения ускоряют.

Объединив и проанализировав оба мнения, точно можно сказать, что заниматься скорочтением с первоклашками и дошкольниками упорно, из-под палки не стоит. Лучше отложить это на более поздний период, когда ребенок дозреет. В начальной школе используйте подготовительные упражнения для развития памяти, внимания, артикуляции. Эти занятия полезны увеличением темпа усвоения текста в будущем.

Важно! Для раннего обучения азбуке и слогам воспользуйтесь кубиками Зайцева. Их можно использовать с 6-месячного возраста для знакомства с буквами в игровой форме.

Не совершайте эти ошибки

Зачастую даже способные дети обнаруживают слабую подготовленность к чтению из-за методических ошибок на начальном этапе обучения слогосложению. Сказываются самостоятельные занятия в домашних условиях. Родители совершают следующие типичные нарушения:

Называют малышу букву, а не звук

Заучивание букв с призвуком приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «пэа-пэа» вместо «па-па». Короткое и четкое звукопроизношение — главное условие быстрого темпа чтения.

Складывают слоги из отдельных букв

Задание: смотри, «б» и «о», получается «бо» — методически неверно. Учите детей сразу протягивать гласную, без паузы между звуками: «бо-о-о-о». Не допускайте прочтения слов по буквам. Детям так легче, но на анализ слов по составным частям уходит время, теряется смысл фраз.

Долго читают тексты

Проводите занятия часто, тратьте на одно 5–7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать школьника за столом полчаса и заставлять учиться. Короткие уроки эффективнее. Не забывайте делать между упражнениями перерывы, около 2–3 часов.

Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, срок максимальной концентрации внимания. Если подросток может сосредотачиваться и заниматься 15–20 минут, это не утомительно, увеличивайте продолжительность урока, но сокращайте их количество в день до одного-двух.

От простого к сложному

Тренировка скорочтения базируется на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. На начальном этапе используйте короткие слова, состоящие из двух-трех звуков. Например, «дом», «кот». В будущем малыш не будет их читать, распознавать по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет. В этом заключается смысл техники быстрочтения.

Подготовка к уроку: напишите простейшие слова на листе бумаги, по одному. Показывайте их друг за другом. Постепенно увеличивайте темп смены слов. Трехбуквенные лексемы заменяйте на слова из четырех–пяти–семи букв после прочного усвоения пройденного материала.

Слова («дом», «лес») заменяются на сложные («дерево», «машина»), затем словосочетания и фразы. Предложения составляйте из знакомой ученикам лексики. Например, он умеет отдельно читать «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», потом прибавьте к этому «живет». Получится предложение.

Приступать к прочтению небольших текстов можно тогда, когда школьник усвоил быстрое чтение фраз и словосочетаний. Темп закрепления навыка у всех детей разный. Не торопите, если школьник замешкался. Иногда нужно возвращаться к простому, уже пройденному материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение, настроит на успех.

Важно! В качестве первых книг используйте яркую литературу, с картинками, интересным сюжетом. Скучная учебная программа не подойдет.

Упражнения для первоклашек

Первый класс – самый сложный психологически, но очень интересный период жизни. За первые месяцы в школе малыш адаптируется к новому коллективу, учителю, учится дисциплине и узнает много нового. Начинать занятия по беглому чтению в первом полугодии не рекомендуется. У первоклассника просто не хватит сил и эмоций для дополнительной нагрузки дома.

Если вы чувствуете, что ребенок может и хочет стать первым по технике чтения среди одноклассников, то проводите уроки в форме игры, не заставляя подолгу сидеть за книгой.

По мнению профессора И.Т. Федоренко – автора собственного метода обучения чтению, эффективность занятий зависит не от количества потраченного времени на урок, а от его качества. Организуйте четкую схему: два-три раза в день делайте простые упражнения по 5-6 минут. Если школьник не в духе, устал, отложите урок на пару часов, пусть отдохнет и настроится на работу.

Важно! Под отдыхом подразумевается прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не разрешайте сидеть около телевизора, компьютера. Просмотр мультиков или онлайн-игры в Сети не разгружают школьника психологически.

Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов, используйте следующие упражнения:

Автоматизированное чтение слогов

Скачайте в Сети бесплатно или составьте сами слоговую таблицу. Например, такую:

С ней первоклассник может знакомиться в процессе изучения алфавита.

Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник прочитывает одну–три строки за одно занятие, постепенно ускоряя темп. Если обучение идет в коллективе, сначала строчки произносят хором, потом индивидуально.

Благодаря слоговой таблице школьник легко понимает строение слов, учится читать слова быстрее — на автомате. Буквосочетания произносят по вертикали и горизонтали. На ознакомительном занятии лучше тщательно отработать одну строчку с одинаковой гласной: ГА, ДА и т.д. Слоги читайте протяжно, не разделяя на звуки.

Польза слоговой таблицы неоценима на логопедических занятиях: тренируется артикуляционный аппарат, происходит постановка проблемных звуков. Одновременно с улучшением речи ребенок приобретает орфографические навыки, нейтрализует склонность к дизорфографии.

Хоровое чтение

Используется как разминка в начале урока. Малыши получают листки бумаги с текстом, лучше стихотворным, или поговорками. Материал прочитывается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик проговаривает выбранную скороговорку шепотом или громко. Это тренирует артикуляцию.

Комплекс заданий

Включает в себя следующие упражнения:

  1. многократное чтение на скорость и время;

Детям предлагается текст. Они читают его самостоятельно, тихо. Педагог засекает 1 минуту. После остановки дети отмечают карандашом место, на котором остановились. Отдыхают 3–5 минут. В это время можно проговаривать скороговорки. Делать артикуляционную гимнастику.

  1. чтение в хорошем темпе;

Берем знакомый текст в руки, опять читаем в течение минуты. Сравниваем первый и второй результат. Чаще дети читают знакомый отрывок быстрее, совершая меньше ошибок. Успех создает положительный настрой. Переходим к новому материалу.

  1. знакомство с новым текстом и чтение его с выражением;

Для уроков лучше брать такие тексты, которые невозможно бегло прочитать за минуту. У детей должен оставаться кусочек нового материала для тренировки быстрочтения. Незнакомую часть текста читайте хором, быстро, но с выражением.

Комплекс упражнений используйте на каждом уроке в течение 1-2 недель.

Задание «Буксир»

Лексический материал прочитывается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой темп, чтобы ребенку не было тяжело или слишком легко. Хором читают два-три предложения, родитель замолкает, продолжая читать молча.

Малыш тоже не останавливается, читает про себя, стараясь сохранить заданную скорость. Через одно-два предложения взрослый начинает произносить текст вслух. Если школьник не замедлился, то будет читать с родителем одно и то же.

Это упражнение можно делать в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль буксира, а слабый подтягивается за ним. Для первых занятий по такой схеме используйте подсказку: водите пальцем по тексту в момент молчаливого чтения. Ученик, который следует за сильным, будет продолжать чтение вслух, ориентируясь на подсказку партнера и его скорость.

Прыжок-остановка

Упражнение напоминает игру. Развивает внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.

Задание выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начинает чтение в скоростном ритме. Когда звучит приказ остановиться, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10–15 секунд. Затем преподаватель дает команду читать. Первокласснику нужно быстро найти в тексте место остановки и продолжить чтение. Это легкий способ улучшить внимание и зрительную память.

Важно! Не нужно помогать искать место остановки в книге. Прием основан на принципе полной самостоятельности.

Половинка

Подготовьте дидактический материал. Напишите слова из двух-трех слогов на листе формата А4, крупно. Например, «кошка», «ложка», «девочка». Потом разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить из двух половинок. Перемешайте карточки.

Предложите в игровой форме найти и сложить слитно части слов на скорость. Но быстрота здесь не самое главное.

Правильно проведенный урок развивает фантазию, память.

Для справки! Интересным методом обучения детей чтению с пеленок являются карточки Домана – Маниченко. Это картинки со словами. Их показывают ребенку быстро, 2-3 секунды. По четыре–десять в день. Через 5 дней малыш будет называть слова, которые написаны на карточке. Метод основан на фотопамяти.

А вот еще один интересный способ, который очень прост и в тоже время эффективен.

Для детей старше 8 лет

Улучшать темп чтения продолжайте во втором классе. Дети в восемь лет самостоятельные и быстрые. Они переросли задания для первоклассников, поэтому предложите им другие интересные упражнения и игры:

Ищем слово, строчку

Смысл игры: школьник находит все слова в тексте, начинающиеся на одну букву. Поиск целой фразы — усложненный вариант задания.

Упражнение приучает к внимательности, развивает левое полушарие мозга — языковое.

Вставляем буквы

Второкласснику предлагается текст с пропущенными буквами. Чтобы прочитать его и понять, нужно домыслить окончания, приставки. Это ускоряет темп восприятия текста в будущем, помогает объединить буквы в целые слова.

Исправляем ошибку

Педагог читает текст, дети следят. Учитель намеренно делает ошибку в окончании слова, корне и т.д. Задача воспитанника — исправить неточность.

Читаем на скорость

Второклассник самостоятельно проводит замеры по технике чтения, засекая минуту, ведет дневник успехов. В норме ко второму классу дети читают не менее 70 слов, в третьем – 100 слов, в четвертом – 120.

Играем в «Спрятанные слова»

Игра похожа на чтение анаграмм. Дети находят слова в поле с буквами. Выглядит это так:

Слова можно подбирать на одну тему или произвольно. Ученикам начальных классов лучше предоставлять список слов, которые нужно найти, оставляя задачу – вычленить их на поле.

И еще один вариант, который вы можете распечатать и использовать со своим ребенком.

Читаем и считаем

Второклассник читает текст и считает заданные звуки. Например, в следующем стихотворении выяснить количество звуков «о».

Мячик по дорожке скачет,

Не догнать нам быстрый мячик.

Развивается навык многозадачности, концентрация внимания.

Особенные упражнения

Расширение поля зрения

  1. Таблица Шульге.

Необходима для увеличения угла зрительного обзора. Для второклассников используйте такой вариант таблицы:

Ребенок глазами ищет цифры по порядку: от 1 до 25, например только черного или только красного цвета. Засекайте время, ограничивайте его постепенно. Поиск цифр в таблице увеличит темп речи, поскольку школьник будет видеть боковым зрением больше слов, то есть подсознательно прочитывать их заранее.

  1. Клиновидные таблицы.

Школьнику нужно концентрировать взгляд на верхних цифрах, постепенно спускаясь вниз. Числа проговариваются вслух. После нескольких упражнений школьник будет видеть одновременно все знаки слева и справа. Методический материал из букв и цифр скачайте в Сети.

Подавление регрессии

Возврат взгляда на уже прочитанную строчку – регрессия – сильно замедляет темп чтения. Для избавления от нежелательного эффекта используйте следующие тренировочные упражнения:

  1. Указывайте направление чтения.

Возьмите указку или карандаш, ведите ей по строчкам только вперед. Ребенок интуитивно следует за указателем, не возвращая взгляд назад.

  1. Закрывайте прочитанный текст.

Подготовьте для ученика специальную закладку. Пусть второклассник положит ее наверх текста, постепенно двигая вниз по мере чтения. Так прочитанный отрывок будет скрыт от глаз. Вернуться к нему невозможно.

  1. Проверяйте скорость постоянно.

Замеряйте технику чтения каждый день. Для улучшения результата придется всегда двигаться вперед, не оглядываясь.

Подавление артикуляции

  1. музыкальное сопровождение;

Читаем под музыку без слов, потом с включенной песней. Обращайте внимание на понимание смысла текста.

  1. «Шмель»;

Попросите учеников жужжать во время чтения. Это сложный, но эффективный метод.

  1. ритм;

Читайте и барабаньте пальцами, карандашом по столу. Темп постепенно увеличивайте.

  1. замок;

Зажимаем плотно губы, прикрываем рот ладошкой. Читаем про себя с максимально высокой скоростью.

Важно! После прочтения задайте ученику вопросы по тексту для проверки понимания прочитанного.

Упражнения на корректировку внимания и концентрации

  1. Составляем слова.

Возьмите длинное слово. Например, «представительство». Из него составляются короткие слова: «лес», «вал», «тост», «вред» и другие.

  1. Находим отличия.

В парах: «конь – лень», «сон – тон», «киса – лиса» ищутся отличия. Необходимо объяснить подробно, чем они похожи и отличаются.

  1. Меняем шрифты.

Наберите на ПК тексты разными шрифтами. Предложите ребенку почитать. Нужно постепенно повышать скорость прочтения таких текстов, чтобы внимание на размере и виде шрифта не заострялось.

  1. Путаем слова.

Напишите на листе предложения с переставленным в неправильном порядке словами: «бычок на ходу идет вздыхает качается». Задача состоит в том, чтобы найти каждому слову место.

  1. Отмечаем главное.

После прочтения текста нужно карандашом подчеркнуть спорные моменты, выделить основные мысли.

  1. Включаем в работу оба полушария.

Читаем левым и правым глазом попеременно. Этот прием используйте как домашнее задание и разминку в классе.

  1. Загадываем загадки.

Вопросы с подвохом, хитрые загадки хорошо развивают внимание.

  1. Называем цвета.

Используйте такое поле:

Задача: не читая слова, назвать цвет, которым окрашены буквы.

Развитие анципации

Этот навык хорошо развит у взрослых. Отгадывание слова по смыслу текста, не видя окончания предложения, развивается при выполнении следующих заданий:

  1. текст вверх тормашками;

Сначала текст читается в обычном виде, затем разворачивается на 90° или вверх тормашками. Прорабатывается.

  1. линейка;

Кладите широкую линейку по бокам текста. Начало и конец предложения будут не видны. Ребенку придется догадываться, какие слова там написаны по смыслу.

  1. половинки;

Теперь линейкой закрываем верхние половинки букв на одной строчке. Ребенок читает.

Тренировка памяти

  1. визуальный диктант;

Ребенку дают текст для прочтения. Затем закрывают от глаз все фразы, кроме первого предложения. На запоминание отводят 7–8 секунд, ребенок записывает по памяти. Таким образом поэтапно текст перерабатывается полностью.

  1. цепочка;

Читаем слова на одну тему. Например, лес – дерево – шишка – медведь и т.д. Школьник слушает и воспроизводит цепочку устно, письменно. Начинать нужно с трех–пяти слов, постепенно увеличивая до десяти–двенадцати.

  1. ремонт слов;

Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Их нужно отгадывать при чтении. Плюс методики: ученик держит в голове смысл текста, расширяет словарный запас.

Чтение в паре со взрослым

Навязывание скорости чтения – эффективная методика обучения. Используйте следующие системы совместных заданий:

  1. чтение одновременно с родителем;

Взрослый читает вслух, малыш про себя. Скорость постоянно меняется. Задача школьника: не сбиться.

  1. эстафета;

Взрослый и ребенок постоянно меняются ролями. Сначала один читает, другой следит, потом наоборот.

  1. хвостик;

Учитель читает текст первым, ученик подхватывает чуть позже, отставая на три-четыре слова. У параллельного воспроизведения вслух есть минус: голоса мешают друг другу. Читать нужно шепотом или вполголоса.

Книги по скорочтению для детей

Если вы не знаете, как научить ребенка быстро читать, но хотите сделать это самостоятельно, обратите внимание на следующие авторские материалы:

Самоучитель представляет собой сборник увлекательных заданий для увеличения темпа чтения, развития памяти, внимания. Упражнения сопровождаются подробной инструкцией.

Последние страницы книги представляют собой дневник успехов. В него заносятся данные школьника, итоги проверок техники. Это мотивирует, делает образование эффективным.

Пособие представляет собой сборник упражнений для развития темпа чтения у детей от 6 до 17 лет. В книгу включен теоретический блок. Здесь можно найти ответы на вопросы: почему ребенок плохо читает, как привить любовь к художественным произведениям и так далее.

Это комплект пособий. В него входят рабочие тетради, дневники успехов, программы работы, карточки. Материал позволяет проводить занятия по скорочтению, развитию памяти и внимания. По отзывам родителей, за 10 дней работы по этой программе скорость чтения у детей увеличивается в полтора – два раза.

Благодаря небольшим усилиям со стороны родителей дети научатся читать быстро за пару месяцев. Помните, что занятия по скорочтению окажут положительное влияние на интеллект, успеваемость ребенка, успех в жизни.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Быстро читать и осмыслять прочитанное - это путь в блестящее будущее для ребенка. На чтении базируются все процессы познания в самой школе и, тем более, после нее. Уровень успеваемости напрямую связан со скоростью чтения у ребенка.

Техника быстрого чтения имеет свои методики, постичь которые можно через специальные упражнения. Чтение - это комплексный процесс работы психики, он включает в себя осмысление прочитанного и техническую правильность, выразительность и быстроту.

Когда можно обучать скорочтению детей

Не зря в начальных классах так много внимания педагоги уделяют проверкам скорости чтения и отсутствию искажений. Каждый год в младших классах проходят тесты по скорочтению. Вот примерные нормы, которых желательно придерживаться:

  1. За первый год в школе малыш должен научиться читать 30 слов в минуту
  2. К окончанию второго года норма увеличивается до 50 слов за минуту
  3. В третьем классе - 70 слов
  4. И к концу четвертого года 100 слов

Эти норма несколько варьируются в зависимости от стандартов самого учебного заведения. Но самое время учить ребенка осваивать скоростное чтение - именно младшая школа. Потому что навык воспринимать информацию, запоминать ее, когда мышление еще не зациклено какими-либо табу - лучшее время, чтобы научиться скоростному чтению. Малыша еще не удивляет, что сказочные животные говорят, а в лесу живут драконы. Для ребенка естественным процессом является придумывание нереальных персонажей, соединение их воедино логически, с точки зрения взрослых, невозможными способами.

Ошибки приводящие к снижению скорости чтения у детей

При попытках научать ребенка читать быстро, вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. Техника быстрого чтения предусматривает некоторые правила, нарушая их, теряется уровень скорости поглощения информации, который априори должен быть высоким.

  1. Скорочтение для детей имеет свои проблемы - одной из главных считается артикуляция или проговаривание слов, а также внутренняя речь . Когда ребенок пытается проговорить всё прочтенное им вслух, либо мысленно, это снижает быстроту поглощения им информации в разы. Поэтому, при желании научить малыша читать достаточно быстро и бегло, чтобы техника быстрого чтения была на высоте, постарайтесь устранить этот фактор. Но в данном случае, мы говорим о детях, уже умеющих довольно бегло читать, без ошибок, то есть 8-10 лет.
  2. Глаз должен видеть не только ту точку, куда направлен взгляд, но и в некотором радиусе вокруг нее. Как правило, дети имеют небольшое поле зрения. Но существует очень мало методик, как ребенку расширить поле зрения.
  3. Следующая ошибка, замедляющая скорость чтения - эффект регрессии. Это самый распространенный недостаток. Методика повышения скорости чтения не позволяет делать обратные движения глаз с целью прочтения уже пройденного повторно. Привычка регрессировать формируется весьма плотно и трудно искореняется, поэтому стоит научить ребенка не делать этой ошибки изначально. Обращайте внимания на возвраты по тексту: это отсутствие внимания или непонимание прочитанного?

Однако, есть исключение - если регрессия возникает в результате переосмысления или возникновения новых идей, то это называется - рецепция и является оправданным действием.

Но, поскольку, цель методики быстрого чтения - развитие скорочтения у детей, то осмысление ранее прочитанного текста лучше проводить после того, как прочтен был весь текст. Иначе, ненужные возвратные движения взгляда считаются недостатком, приводящим к медленному чтению. Освобождение от регрессии повышает скорость чтения в двое или трое.

Кроме перечисленного, восприятию информации при скоростном чтении мешает проблема непонимания смысла текста ребенком. Понимание психологи трактуют как связь между предметом и уже имеющимся багажом знаний. При запоминании текста нужно сначала его лучше понять.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения

Первое важное правило, как научиться скорочтению - ежедневное выполнение нормы. Норму установите своему ребенку сами, согласно его возрасту. В случае постоянства повторения действий, методы скоростного чтения начинают включаться как программа технического переоснащения мозга. То есть, это совсем не удел для избранных, что важно для родителей каждого малыша.

Существует много методик, как охватить больший кусок текста, осмыслив его мгновенно и при этом запомнив. Но для достижения этого результата, необходимо делать некоторые простые упражнения.

Анаграммы

Отлично тренирует мозг расшифровка анаграмм. Ребенку необходимо прочесть название животного, несмотря на то, что состав слова перемешан. Начинать нужно с простых слов. Приведем пример:

ПДАНА ЛЦИИСА МВЕДДЕЬ КШОКА САКБОА СЛОЁННОК ДЛЕФЬИН ЛАШОДЬ

Каждый взрослый легко прочтет эти слова, не каждый даже заметит, что в них переставлены местами буквы. Анаграммой может быть целый текст. Вот - отрывок из рассказа Л. Толстого «Детство»:

«Волдоя заметно вжаничал: длонжо быть, он гродисля тем, что преихал на охтониьчей лшоади, и привотрялся, что очень услат. Может бьты, и то, что у него уже было сликшом много звдарого сымсла и сликшом млао силы воожабрения, чтобы вполне наслаждаться игюро в Розинбона. Иагр эта состяола в преватсдлении снце из Ронибзона, котроого мы читали незадолго преед эмит».

Кроме хорошего толчка для развития скорочтения, такой текст будет интересен ребенку, потому что он представляет собой загадку. Родители сами могут составлять подобные головоломки из любого текста. На примере такого текста ребенок может увидеть и сам, как неэффективно чтение по словам или по буквам. Следующим уровнем данной методы может служить переход на глиссированное (скользящее) чтение, когда взгляд уже не задерживается на каком-либо из слов или фраз, а скользит по тексту. Скольжение позволяет совсем не вчитываться в буквы, глаза выбирают смысл самостоятельно.

На буксире

Чтобы достичь уровня скользящего чтения, выполняйте с ребенком упражнение «На буксире». Ребенок читает вслух, а следите по тексту пальцем вы сами. Сначала ведите пальцем по строке, а затем постепенно начинайте ускорять скорость движения пальца. Тем самым, вы задаете скорость чтения ребенку, словно тяните его на буксире. При этом он будет стремиться успеть за вами, увеличивая скорость чтения.

Скороговорки

Еще одно полезное для малышей упражнение, повышающее скорость чтения - . Начните с простого «ш-ш-ш ползет змея», «ж-ж-ж едет паровозик», «с-с-с сыпется сахар» и так далее. Предлагайте ребенку произнести несколько согласных букв вместе БГД, ТРП, СПФ, МДТ, РПШ, СЗП, КРХ. Затем можно подставить в звукосочетания одну гласную и предложить прочесть как предложение: БГДА ТРПУ СПФЕ МДТО РПШИ СЗПЮ КРХЭ.

Расширяем поле зрения

Очень тормозит скорость чтения малый радиус бокового зрения. В этом случае, ребенок не в состоянии одновременно увидеть несколько слов сразу. Его взгляд устремлен на одно единственное слово. Для этого есть хорошие упражнения:

  • Рисуем солнышко в центре листа. По кругу вокруг солнышка нарисуйте . Попросите ребенка смотреть только на солнышко, но назвать остальные фигуры.
  • Нарисуйте таблицу из цифр. Пусть цифры располагаются в 4 столбика и 5 рядов. Напишите цифры не по порядку. Предложите ребенку, указывая пальчиком, назвать все цифры от 1 до максимального числа как можно быстрее.
  • Развиваем фотопамять. Печатаем слова МОРОЖЕНОЕ РУЧЕЙ КОТ ПЕРО РУКА ДИВАН. Предлагаем ребенку посмотреть на слова 20 секунд. Затем задаем вопрос, присутствует ли в числе этих слов слово "..." ?
  • Играем со словами в «находилки». Назовите ребенку номер страницы, начинайте читать. Его задача найти страницу, указанный текст и подстроиться под ваш темп чтения.

Устали глазки?

Ничего сложного нет в таких тренировках, главное - это ежедневная практика. В процессе занятий обязательно делайте простую гимнастику для глаз ребенка:

  1. Закройте глаза. Легко придавите глазные яблоки ладонями.
  2. Под закрытыми веками повращайте глазами по 4 раза в каждую сторону.
  3. Теперь медленно откройте глаза.
  4. Повторите вращения с открытыми глазами.
  5. Задержите взгляд на кончике носа, затем переведите его в небо. Повторите несколько раз.
  6. В конце снова легко надавите ладонями на веки.

Память: как она связана с быстрым чтением и как ее развивать для улучшения скорости чтения

Дети мыслят совсем иначе, нежели взрослые. Дети не столько думают, как воспринимают, впитывают. В их восприятии всё очень связано, все образы, действия, чувства - всё неразрывно связано. Дети могут восхищаться, увидев обыкновенный камень. Их восприятие гораздо ярче, чем у взрослого индивидуума.

Что есть память - это отложившиеся в глубинах сознания образы и связи, аналогии. Человек помнит то, что его особенно тронуло. Именно поэтому мы помним, как пахла папина борода в нашем детстве, но не вспомним формулу бензоата натрия из программы системы образования. Потому что это были неживые воспоминания. Как же развить память у малыша, чтобы его учеба была успешной?

У детей во время обучения скорочтению возникает такая проблема: ребенок читает предложение, прочитав слов 6-7, забывает, с чего начал читать. Для этого развивайте его образное мышление. Ребенок запомнит куда больше слов, если воспринимает их картинками, событиями. Прекрасный метод добиться этого - научиться представлять происходящее на экране внутреннего виденья, словно это мультфильм или кино. Такими «видео» нужно сопровождать в уме прочитываемый материал, тогда не составит труда «перемотать пленку» и вспомнить смысл того, что написано ранее.

Старайтесь задавать ребенку нестандартные вопросы:

  • Нарисуй животное, которое от вех прячется, поэтому его никто не видел.
  • Спой, какие песни поют облака.
  • Какого цвета запах маминых духов?
  • Что будет, если потрогать синий цвет на радуге?

Попросите ребенка описать, что за ассоциации возникают в его мыслях, когда он слышит слова (называйте сначала хорошо ему знакомые слова): груша, книжка, врач, рюкзак, собака, песок, улыбка, скорость и так далее. Когда ребенок хорошо поймет задание и начнет с ним легко справляться, то усложните его - пусть малыш слушает незнакомые слов и попытается провести аналогии с ними.

Еще одно упражнение: наберите целый набор из пуговиц, мелких деталей конструктора, кусочки разных материалов, бумагу и так далее. Говорите ребенку слова, а он пусть из этой импровизированной мозаики попытается сложить то, что он представляет с этим словом.

Полезно играть в «оживление». Пусть ребенок возьмет любой предмет и оживит его, наделив разумом. Что он будет делать, став живым? Пусть малыш сочинит целый рассказ об этом предмете и кем он стал, когда ожил.

Очень важно чтобы процесс быстрого чтения не стал механическим повторением слов, смысл которых непонятен ребенку. Необходимо не только быстро прочесть произведение, но и понять и прочувствовать его. Это и есть полноценный процесс чтения.

Сегодняшний мир предлагает нам гигантское количество информации и знаний из разных областей, которое нужно уметь быстро и эффективно усваивать. Данный онлайн-курс предназначен для людей, желающих быстро и бесплатно научиться технике скорочтения в домашних условиях. Программа данного курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстрого чтения, которые вы сможете усвоить самостоятельно за несколько недель. Методика наших занятий подходит как для детей, так и для взрослых, и содержит многочисленные техники и упражнения для того, чтобы научиться читать быстрее.

А если вы хотите освоить технику быстрого чтения как можно быстрее и эффективнее, записывайтесь на нашу .

Сложно себе представить, что еще 20-30 лет назад, чтобы найти ответ на какой-нибудь вопрос, нужно было пойти в библиотеку, взять книги по интересующей вас теме и там искать желаемые материалы. В наши дни достаточно просто задать соответствующий запрос поисковой системе и получить огромное количество информации по интересующему вас вопросу.

Теперь нет проблемы нехватки информации, но есть проблема ее переизбытка, в котором человек теряется. В современном информационном пространстве нужно уметь ориентироваться, чтобы сделать это пространство полезным для себя. Одним из полезнейших навыков является способность быстро, и главное, с пользой воспринимать информацию, которую мы видим в своих ноутбуках, электронных книгах, iPhone, iPad и во всех прочих источниках информации, в том числе газетах и книгах.

Умение быстро прочитать статью, книгу, учебник, а также понять и усвоить материал позволит вам стать эффективнее, успешнее, чем вы были раньше. И главное, это сэкономит ваше время, которое становится одним из важнейших ресурсов. В данном разделе собраны полезные материалы о том, как овладеть техникой скорочтения с высоким уровнем эффективного восприятия информации.

Сегодня потратив время на освоения методов быстрого чтения, завтра вы сможете получать и обрабатывать больше информации, оставаясь хозяином своего сэкономленного времени.

Что такое скорочтение?

Скорочтение (или быстрое чтение ) это способность быстрого восприятия текстовой информации при использовании специальных методов чтения. Быстрое чтение превышает по скорости обычное чтение в 3-4 раза. (Википедия).

В одной из самых популярных школ «быстрочтения» в России, в школе Олега Андреева, говорится, что пройдя 2 ступени обучения, можно достичь скорости чтения 10 000 знаков в минуту, что составляет примерно 5-7 страниц средней книги.

Получается, что за получасовую поездку в метро с такой скоростью можно прочитать 150-200 страниц книги. Это гораздо больше, чем прочитает среднестатистический человек за такое время.

Кроме «Школы Олега Андреева», свои курсы предлагают такие знаменитые сегодня специалисты в скорочтении, как Наталия Грэйс, Андрей Сподин, Владимир и Екатерина Васильевы и многие другие. Однако некоторые люди научились быстро читать, не посещая курсы, школы, тренинги и специальные центры, а также не читая учебников по быстрому чтению - многих из них вы даже знаете, это Максим Горький, Владимир Ленин, Томас Эдисон и многие другие. Поэтому попробуйте сначала научиться сами, тем более для вас это ничего не будет стоить.

А как быстро читаете вы?

Предлагаем вам проверить, насколько вы быстро читаете. Для этого прочитайте текст в упражнении ниже и ответьте на несколько вопросов на его усвоение.

Описание курса

Данный курс предназначен для овладения навыком быстрого чтения. Наиболее полезен такой навык скорочтения для изучения интернет-ресурсов, информационных статей, для чтения газет, журналов, научно-популярной литературы, учебников. Быстрое чтение позволит вам не только читать тексты быстрее, но и лучше осваивать информацию - находить ее и запоминать в порядке приоритетности.

Данный тренинг предполагает ежедневные занятия дома или на работе по 20-40 минут (можно заниматься реже, но тогда эффект будет меньше). Курс состоит из 5 этапов, каждый из которых предполагает освоение определенных навыков, помогающих читать быстро. Для овладения навыком важно больше практиковаться - читать статьи на интересных вам ресурсах (например, понравившиеся разделы в Wikipedia), читать газеты, журналы, учебники - уделять этому не менее получаса в день дополнительно.

При таком режиме занятий вы получите результаты уже через пару недель, а если будете заниматься 2-3 месяца, то сможете существенно увеличить скорость и качество чтения.

Как учиться читать быстро?

Чтобы научиться читать быстро на этом сайте, просто выполняйте упражнения, описанные в 5 уроках. Если пытаться обобщить различные техники по обучению быстрому чтению, то процесс освоения этим навыком можно разделить на 5 частей (это и есть 5 уроков). Каждый урок позволяет овладеть определенным навыком, способствующим повышению скорости вашего чтения и эффективности освоения материала. Содержание уроков построено таким образом, чтобы можно было максимально интерактивно и удобно заниматься онлайн без преподавателей и репетиторов.

Для начала посмотрите все уроки, попробуйте выполнить упражнения, если какой-то навык вам дается быстро, то не останавливайтесь долго на данном уроке. Например, многие люди не испытывают проблемы с вниманием при чтении и способны сразу перейти к Уроку 2. Уделяйте больше внимания тем урокам и упражнениям, которые:

  1. кажутся вам полезными
  2. вызывают у вас затруднения.

Необязательно проходить упражнения в такой последовательности, которая указана в уроках, главное достичь поставленной цели для каждой части.

5 уроков быстрого чтения

5 навыков, полезных для быстрого чтения, которым вы сможете научиться на нашем сайте:

1. Концентрация внимания (УРОК 1)
Вы, наверное, замечали, что интересная книга читается на одном дыхании и быстрее скучного учебника. Также, к примеру, при чтении интересной книги вы постепенно ускоряетесь, погружаясь в процесс чтения… Внимание для скорочтения очень важно, а главное, его можно тренировать.

2. Подавление артикуляции (проговаривания текста) (УРОК 2)
У большинства людей есть привычка читать текст, проговаривая его про себя. Если Вы хотите прочитать текст быстро, это нужно делать «молча», то есть, избавив себя от артикуляции.

3. Совершенствование зрительных навыков (УРОК 3)
Умение видеть весь текст сразу в абзаце или даже на странице, понимать его структуру, читать не слева направо, а сверху вниз (или, как говорят, « по диагонали») - это важный навык при быстром чтении. Поэтому зрительные навыки тоже нужно тренировать, а в жизни они могут пригодиться и при вождении автомобиля, в игровых видах спорта и т.д. В уроке представлены специальные таблицы и тренажер для тренировки скорочтения.

4. Быстрое чтение и управление информацией (УРОК 4)
Не секрет, что большинство текстов имеют лишь небольшую часть полезной информации, которую вы должны научиться быстро находить. Этот навык приходит чаще всего с опытом чтения, однако вы можете ускорить этот процесс с помощью специальных упражнений.

5. Скорочтение и развитие памяти (УРОК 5)
Когда вы научитесь читать быстро, вы сможете осваивать достаточно большой объем информации. Но навык быстрого чтения может оказаться бесполезным, если прочитанное будет забыто, что в принципе не странно, при таком объеме информации. Эту информацию нужно уметь запоминать.

Кроме того, на сайте представлены дополнительные материалы по быстрому чтению: книги и учебники , видео , тренажеры и программы, материалы для скачивания, а также статьи с комментариями и отзывами из социальных сетей.

Существует методика профессора И.П. Федоренко, которая гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени.Мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Педагогическая копилка приёмов достижения результативности в обучении чтению (Приложение 1).

Как помочь ребенку прийти к скорочтению?

Одной из самых трудных задач в методике обучения динамическому чтению является преодоление привычки сознательной или подсознательной артикуляции, стремление к озвучиванию читаемого текста.

Исследования показывают, что для понимания смысла при чтении и запоминании информации вполне достаточно только видеть слово и передать его в зрительный образ, в анализатор мозга для обработки информации.

При низкой скорости чтения все слова мысленно проговариваются. Чем выше скорость чтения, тем меньше слов проговаривается, тем больше слов воспринимается только глазами.

В целях четкого разграничения детьми чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении, Грекова Т.А. советует использовать упражнение

“Губы”

При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде - “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.

По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!

Для опытных читателей начальной школы

Эффективные резервы обучения чтению можно найти в следующих упражнениях:

Чтение перевернутого текста:

Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка, двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

Это упражнение способствует:

Формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв.

Развитию умения сочетать побуквенный анализ со смысловым прогнозированием окончания слов.

Если это упражнение изменять таким образом, что поворачивать текст на 90 или 270 градусов, то это упражнение окажется полезным для совершенствования координации движения глаз и точности переработки воспринимаемой информации в затылочном отделе коры мозга.

Корректировка деформированных предложений (Приложение 2).

Ребенок очень любит загадочные писания, заколдованные предложения. Пусть он освоит тайны магии и снимет чары.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 2


Набор деформированных предложений.

1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи

2. дали каши Маше манной нашей

3. летом одним и зимой цветом

4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке

5. ко мне друзья пришли мои на праздник

6. у деда, Мороза красивые легкие сани были

7. любимое дерево мое белая береза

8. в саду в нашем расцвела клубника

9. мы электричке на доехали до станции

10. ледяная, крутая и длинная горка была

Предварительный просмотр:

Приложение 1


Педагогическая копилка приёмов достижения результативности в обучении чтению.

Артикуляционная гимнастика.

а) разминка

вдох носом, выдох через рот;

вдох, задержка дыхания, выдох;

вдох, выдох по порциям.

б) упражнения для развития четкости произношения:

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з-з.

в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:

ра-ра-ра – начинается игра,

ры-ры-ры – у нас в руках шары,

ру-ру-ру – бью рукою по шару.

г) чтение тихо и умерено:

арка арца

арта арда

арла арча

арса аржа

д) чтение громко и быстро:

гарь – парь – жарь

дверь – зверь – червь

е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко

1. Водовоз вез воду из-под водопада.

2. Говори, говори, да не заговаривайся.

3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.

5. Наш дуда и туда и сюда.

6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.

8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. В один, Клим, клин колоти.

11. Каково волокно, таково и полотно

12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.

13. Либретто “Риголетто”.

14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?

15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.

16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

ж) чтение согласных

Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

КВМСПЛБШГРДБЛСТ

ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.

Например: 1 ряд читает с гласным [а], 2 ряд – с гласным [о], 3 ряд – с гласным [у].

После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.

Складывание слов из половинок.

Берется от 3 до 10 слов, каждое из них пишется на двух маленьких карточках. Ребенку предлагается быстро сложить карточки так, чтобы получились осмысленные слова. В более сложном варианте предлагаются слова, похожие по написанию.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать ее недостающим фрагментом. Кроме того, формируется установка на побуквенный анализ слова .

Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение

“Буксир”

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.

Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.

Многократное чтение

Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.

Чтение в темпе скороговорки

Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе . Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

“Бросок – засечка”

Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:

Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение

“Молния”

Его смысл - в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.

Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение

“Спринт”

Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.

При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.

Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Предложите его, когда у вашего ребенка одноклассники. Устройте «Радиоспектакль».

В современной педагогике разработан комплекс упражнений для формирования навыка чтения и понимания текстов. Авторами этих разработок стала группа педагогов и психологов: Заика Е.В., Нечаева Н.В., Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Ладыженская Т.А., Симановский А.Э.

Вот некоторые из них:

Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:

В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!

Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:

Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);

Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).

Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя).

Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.