Уральский легион. Искандер Гилязов - Легион «Идель-Урал

П ровал операции «Шаровая молния» — так называется книга, выпущенная Таткнигоиздатом и рассказывающая о подвиге военнослужащих 825-го батальона легиона «Идель-Урал», которые 23 февраля 1943 года, прибыв в Витебскую область в составе фашистских карательных отрядов, подняли вооруженное восстание и перешли на сторону партизан. Среди легионеров был и челнинец Мухамед Галеев.

Одним из авторов книги, которая рассказывает о малоизвестной истории времен Великой Отечественной войны, стал бывший челнинец, ныне начальник отдела по связям с общественными организациями татар ближнего и дальнего зарубежья Исполкома Всемирного конгресса татар Рустем Гайнетдинов.

В беседе с нами он рассказал, что заинтересовался этой темой еще в 1989 году, когда работал в Набережных Челнах:

— В авторский коллектив книги входят известный писатель Рафаэль Мустафин, профессор МГИМО Абдулхак Ахтамзян, генерал-полковник Мансур Хакимов, журналист Рафис Измайлов и я. В 1989 году в челнинский отдел КГБ обратился известный в городе человек — Самуил Лурье. Он работал в Камгэсэнергострое, а, уйдя на пенсию, стал активным краеведом. В ту пору я занимался вопросами реабилитации репрессированных, а у него отец работал главным инженером киевской электростанции, был репрессирован и расстрелян в 1941 году. Лурье приходил к нам, изучал дело отца.

А еще в 70-х и 80-х годах он возил группы поисковиков из челнинской школы № 28 по местам боевой славы. И вот во время одной из поездок в Белоруссию он увидел в витебском музее донесение партизанского командира о переходе татарских легионеров на нашу сторону. Он его от руки переписал и в 1989 году, когда был уже в почтенном возрасте, принес мне этот документ. Сказал: «Это очень ценная вещь для истории вашего народа, которая показывает татар с самой достойной стороны».

В 1990 году я, используя этот документ, напечатал статью в газете «Советская Татария». Но тогда отношение к легионерам было как к изменникам родины, на меня пошла волна критики, мол, ты почему занимаешься реабилитацией предателей. В то время некоторые легионеры были еще живы, они обращались в КГБ с просьбой о реабилитации, но тогда время было такое, что этот вопрос даже не поднимался...

— Вы продолжили поиски?

— Да, я специально ездил в Казань, встречался с ветеранами-чекистами, занимавшимися этими вопросами, поднял несколько дел из архива, ездил на конференцию в Белоруссию. И в 2005 году опубликовал свою статью о переходе легионеров к партизанам в журнале «Гасырлар авазы». Затем я еще четыре раза ездил в Белоруссию, искал в архивах списки тех, кто перешел. Эту работу мы вели вместе с группой московских ученых, в которую входили Абдулхак Ахматзян и Мансур Хакимов.

К слову, впервые факты о легионерах начали собирать в 60-х годах, когда к нам в республику приехал первый секретарь ЦК компартии Белоруссии Пантелеймон Понамаренко, который в годы войны был начальником штаба партизанского движения. Это он впервые сообщил, что есть такой интересный факт перехода целого батальона и удивился, что мы этим вопросом не интересуемся. В 1967 году судьбу Мусы Джалиля начал изучать Рафаэль Мустафин. Он поехал в Витебск, встречался с партизанами, участниками перехода, и написал первый материал — в его книге, вышедшей в 1974 году, впервые было сказано об этом переходе.

— Есть версии, что и сам Джалиль был причастен к этому восстанию.

— Да, долгие годы этот переход связывали с личностью и деятельностью поэта, но сейчас уже доподлинно известно, что в это время он находился под Берлином и не имел прямого отношения к этому восстанию. Наоборот, этот переход очень сильно повлиял на Мусу Джалиля. Он понял, что таким путем, готовя изнутри в легионе восстание, можно принести своей родине максимальную пользу.

— Какова история появления легиона «Идель-Урал»?

— В августе 1942 года Гитлер подписал приказ о создании Волго-татарского, или, как сами легионеры называли, легиона «Идель-Урал». Всего было сформировано семь боевых батальонов с нумерацией с 825-го по 831-й. В них служили от восьми до десяти тысяч легионеров. Это сравнительно немного. По данным доктора исторических наук Искандера Гилязова, за время войны в германской армии служили от 700 тысяч до одного миллиона советских граждан, в основном, военнопленных. Историкам наиболее известна судьба 825-го батальона в связи с переходом его на сторону партизан.

Согласно донесению комиссара 1-го партизанского отряда Исака Григорьева комиссару 1-й Витебской партизанской бригады Владимиру Хабарову, датированному 5 марта 1943 года, «прибыло людского состава 506 человек с вооружением; пушки 45 мм — 3 штуки, станковых пулеметов — 20, батальонных минометов — 4, ротных минометов — 5, ручных пулеметов — 22, винтовок — 340, пистолетов — 150, ракетниц — 12, биноклей — 30, лошадей с полной амуницией, боеприпасами и продовольствием — 26». Позже легионеры еще прибывали отдельными малыми группами. Всего перешли 557 человек.

— Переход татарского батальона имел стратегическое значение в ходе войны?

— Огромное! Если брать локально, то он нарушил общий ход наступления немцев против партизан в районе Витебска и осложнил их положение, поскольку партизаны получили неожиданное подкрепление в живой силе и вооружении. Но самое главное: он подорвал доверие германских властей к коллаборационистам — немцы стали опасаться направления легионеров в восточные оккупированные области. Сразу же после восстания готовый к направлению на Восточный фронт 826-й батальон был отправлен от греха подальше в Голландию, в район города Бреда. Весть об успехе восстания широко распространилась среди легионеров не только татарского, но и других легионов и, несомненно, активизировала борьбу антифашистского подполья.

Необходимо подчеркнуть, что для увековечения подвига наших земляков, по поручению первого Президента РТ М. Ш. Шаймиева, 10 ноября 2009 года в Витебской области, в районе перехода легионеров 825-го батальона к партизанам и боевых действий 334-й дивизии, от имени Республики Татарстан был открыт Мемориальный памятник татарам, воевавшим в Белоруссии.

— Да, в ней приводится 156 фамилий с уточненными годами и местами рождения этих легионеров. Данные еще на 50 человек предстоит уточнять. Есть в списке и бывшие ваши земляки: Зеядинов Садры(и) Зеядинович, 1914 года рождения, из деревни Старые Гардали Набережночелнинского (ныне Тукаевского) района, Галеев Ме(у)хамед Садыкович, 1910 года рождения, проживавший до войны в Набережных Челнах по адресу: ул. Центральная, дом 37. Оказалось, что о судьбах большинства приведенных в списках лицах ничего не было известно как их родным, так и общественности. Естественно, эта работа будет продолжена. Белорусские архивисты прислали документы еще на 300 листах, буквально на днях я вернулся из Белоруссии, где нашел еще 15 фамилий легионеров, которые погибли, воюя на стороне партизан, уже в 1944 году.

Пользуясь случаем, хотел бы обратиться к челнинцам с просьбой. Дело в том, что Самуил Лурье написал две книги воспоминаний. Их на машинке отпечатала одна из девушек, входивших в поисковый отряд. Я читал эти рукописи, они очень ценные как для истории Челнов, так и для познания жизни страны. Лурье не успел их опубликовать при жизни, но рукописи, может быть, сохранились. Если кто-то знает что-то про них, я бы попросил позвонить в редакцию «Челнинских известий».

Подчинение {{{подчинение}}} В составе {{{в составе}}} Тип добровольческий легион Роль Размер Часть Pазмещение {{{размещение}}} Прозвище {{{прозвище}}} Покровитель {{{покровитель}}} Девиз Цвета Марш Талисман Снаряжение Войны {{{войны}}} Участие в Знаки отличия Нынешний командир Известные командиры

Волжско-татарский легион (легион «Идель-Урал») - подразделение вермахта , состоявшее из представителей поволжских народов CCCР (татары , башкиры , марийцы , мордва , чуваши , удмурты). Волжско-татарские легионеры входили в состав 7 усиленных полевых батальонов (12,5 тыс.чел) . Организационно подчинялся Штабу командования восточными легионами (нем. Kommando der Ostlegionen )

Описание

Идеологическая основа

Формальной идеологической основой легиона была борьба с большевизмом и евреями, при этом немецкой стороной сознательно распространялись слухи о возможном создании Идель-Уральской Республики . Ведущую роль в идеологической подготовке легионеров играли эмигранты - члены национальных комитетов, образованных под эгидой министерства оккупированных восточных территорий. Особом популярностью среди них пользовались видные деятели национальных движений периода -1920 годов (Шафи Алмас). Лагеря легионеров-мусульман неоднократно посещал Иерусалимский муфтий Хадж Амин эль-Хуссейни, выступавший с призывами к священной войне против «неверных» в союзе с Германией. В мусульманских легионах были введены должности мулл, которые иногда совмещали религиозные функции с командирскими, являясь одновременно командирами взводов. Военная и политическая подготовка солдат завершалась коллективной присягой Гитлеру и вручением флага.

Никаких обещаний касательно создания национальной республики под немецким протекторатом по примеру усташей в Югославии или словаков ни одной из народностей СССР дано не было.

Более того, опубликованные материалы, освещающие категорически негативную точку зрения Гитлера, касающуюся необходимости или возможности разрешения создания национальных государственных образований под немецким протекторатом на территории, окупированной Германией, не позволяют говорить об иных целях Германии в отношении легионеров, кроме как их помощь Германии в борьбе с большевизмом и контроле над территориями, поставляющими ресурсы Германии.

Символика

Один из вариантов нашивки легиона «Идель-Урал»

Волжско-татарский легион использовал вариант нашивки, которая выглядела как сине-серый овал с жёлтой каймой. В центре эмблемы находился свод с вертикальной стрелой. Сверху желтыми буквами было написано Idel-Ural , а внизу - Tatar Legion . Круглые кокарды на головных уборах имели такую же комбинацию цветов, что и нашивки.

История

Боец легиона в германской форме

Логика создания

Прибывавшие из лагерей военнопленных будущие легионеры уже в подготовительных лагерях разбивались по ротам, взводам и отделениям и приступали к обучению, включавшему на первом этапе общефизическую и строевую подготовку, а также усвоение немецких команд и уставов. Строевые занятия проводились немецкими командирами рот с помощью переводчиков, а также командирами отделений и взводов из числа легионеров, прошедших двухнедельную подготовку на унтер-офицерских курсах. По завершении начального курса обучения новобранцы переводились в батальоны, где получали стандартное обмундирование, снаряжение и вооружение и переходили к тактической подготовке и изучению материальной части оружия.

Кроме 7 полевых батальонов, из военнопленных - уроженцев Поволжья и Урала за время войны формировались строительные, железнодорожные, транспортные и прочие вспомогательные подразделения, обслуживавшие германскую армию, но не принимавших непосредственного участия в боевых действиях. В их числе были 15 волжско-татарских отдельных рот.

Организационная структура полевых батальонов, участие в боевых действиях

В начале 1943 года во «второй волне» полевых батальонов восточных легионов были отправлены в войска 3 волжско-татарских (825, 826 и 827-й), а во второй половине 1943-го - «третья волна» - 4 волжско-татарских (с 828-го по 831-й).

Каждый полевой батальон имел в своем составе 3 стрелковые, пулеметную и штабную роты по 130-200 человек в каждой; в стрелковой роте - 3 стрелковых и пулеметный взводы, в штабной - взводы противотанковый, минометный, саперный и связи. Общая численность батальона составляла 800-1000 солдат и офицеров, в том числе до 60 человек германского кадрового персонала (Rahmenpersonal): 4 офицера, 1 чиновник, 32 унтер-офицера и 23 рядовых. У немецких командиров батальонов и рот были заместители из числа представителей национальности легионеров. Командный состав ниже ротного звена был исключительно национальным. На вооружении батальона имелись 3 противотанковые пушки (45-мм), 15 легких и тяжелых минометов, 52 ручных и станковых пулемета, винтовки и автоматы (в основном, трофейные советские).

В конце 1943 года батальоны были переведены в Южную Францию и размещены в г. Манд (армянский, азербайджанский и 829-й волжско-татарский батальоны). 826-й и 827-й волжско-татарские были разоружены немцами из-за нежелания солдат идти в бой и многочисленных случаев дезертирства. 831-й волжско-татарский батальон был в числе выделенных из состава вермахта в конце 1943 года для формирования полка в составе войск СС под командованием кадрового разведчика майора Майера-Мадера.

Переход на сторону Красной армии

Батальоны не проявили высокой боеспособности в связи с тем, что часть завербованных против своей воли легионеров дезертировала или переходила на сторону Красной Армии . Первая успешная попытка была предпринята в феврале 1943 года в 825-м волжско-татарском батальоне, который в это время нес охранную службу в Витебской области . В этом батальоне ещё с конца 1942 года действовала подпольная организация. Подпольщики Витебска установили с ней связь, сообщили местным партизанам подробные данные о батальоне и приняли деятельное участие в организации перехода его личного состава на сторону партизан. В результате 23 февраля 1943 года близ Витебска 825-й батальон (свыше 800 человек с 6-ю противотанковыми орудиями, 100 пулеметами и автоматами и другим вооружением) почти в полном составе перешёл на сторону Первой Витебской партизанской бригады. Большинство из них впоследствии были репрессированы сталинским режимом.

За участие в подпольной организации 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине были гильотинированы 11 легионеров-татар: Муса Джалиль , Абдулла Алиш , Гайнан Курмашев, Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев, Ахмет Симаев, Абдулла Батталов, Зиннат Хасанов, Ахат Атнашев и Салим Бухаров.

Примечания

Ссылки

  • Гилязов И. А. Легион «Идель-Урал». - Казань: Таткнигоиздат, 2005. - 383 с. - ISBN 5-298-04052-7
  • Каращук А., Дробязко С. Восточные легионы и казачьи части в вермахте . - АСТ , 2000. - 48 с. - (Военно-историческая серия «Солдатъ»: Униформа. Вооружение. Организация). - 7000 экз. - ISBN 5-237-03026-2
  • Романько О. В. Мусульманские легионы во Второй мировой войне. . - М.: АСТ; Транзиткнига, 2004. - 320 с. - 7000 экз. - ISBN 5-17-019816-7, 5-9578-0500-9
  • Юрадо К. К.
Legion Idel-Ural ,тат. Идел-Урал Легионы, İdel-Ural Legionı ) — подразделениевермахта , состоявшее из представителей поволжских народов (татары ,башкиры ,марийцы ,мордва ,чуваши ,удмурты ) . Организационно подчинялся Штабу командованиявосточными легионами (нем. Kommando der Ostlegionen ).

Волжско-татарские легионеры входили в состав 7 усиленных полевых батальонов (около 12,5 тыс.чел) .

Идеологическая основа

Формальной идеологической основой легиона была борьба с большевизмом и евреями, при этом немецкой стороной сознательно распространялись слухи о возможном создании Идель-Уральской Республики . Ведущую роль в идеологической подготовке легионеров играли эмигранты — члены национальных комитетов, образованных под эгидой министерства оккупированных восточных территорий. Особой популярностью среди них пользовались видные деятели национальных движений периода 1918 —1920 годов (Шафи Алмас). Лагеря легионеров-мусульман неоднократно посещал Иерусалимскиймуфтий Хадж Амин эль-Хуссейни , выступавший с призывами к священной войне против «неверных» в союзе с Германией. В мусульманских легионах были введены должности мулл, которые иногда совмещали религиозные функции с командирскими, являясь одновременно командирами взводов. Военная и политическая подготовка солдат завершалась коллективной присягой Гитлеру и вручением флага. Газета «Утро Кавказа» в 1942 г. напечатала заявление легионеров-татар о том, что «пока не будет уничтожен враг Новой России – большевизм», они не сложат оружия .

Никаких обещаний касательно создания национальной республики под немецким протекторатом, по примеру усташей в Югославии или словаков, ни одной из народностей СССР дано не было. Более того, опубликованные материалы, освещающие категорически негативную точку зрения Гитлера, касающуюся необходимости или возможности разрешения создания национальных государственных образований под немецким протекторатом на территории, оккупированной Германией, не позволяют говорить об иных целях Германии в отношении легионеров, кроме как их помощь Германии в борьбе с большевизмом и контроле над территориями, поставляющими ресурсы Германии.

Символика

Волжско-татарский легион использовал вариант нашивки, которая выглядела как сине-серый овал с жёлтой каймой. В центре эмблемы находился свод с вертикальной стрелой. Сверху желтыми буквами было написано Idel-Ural , а внизу — Tatar Legion . Круглые кокарды на головных уборах имели такую же комбинацию цветов, что и нашивки.

История

Логика создания

Приказ ОКХ о создании легиона был подписан 15 августа 1942 года . Практические работы по его формированию начались в Едлино (Польша ) 21 августа 1942 года.

Прибывавшие из лагерей военнопленных будущие легионеры уже в подготовительных лагерях разбивались по ротам, взводам и отделениям и приступали к обучению, включавшему на первом этапе общефизическую и строевую подготовку, а также усвоение немецких команд и уставов. Строевые занятия проводились немецкими командирами рот с помощью переводчиков, а также командирами отделений и взводов из числа легионеров, прошедших двухнедельную подготовку на унтер-офицерских курсах. По завершении начального курса обучения новобранцы переводились в батальоны, где получали стандартное обмундирование, снаряжение и вооружение и переходили к тактической подготовке и изучению материальной части оружия.

Кроме 7 полевых батальонов, из военнопленных — уроженцев Поволжья и Урала за время войны формировались строительные, железнодорожные, транспортные и прочие вспомогательные подразделения, обслуживавшие германскую армию, но не принимавших непосредственного участия в боевых действиях. В их числе были 15 волжско-татарских отдельных рот.

Организационная структура полевых батальонов, участие в боевых действиях

Прохождение торжественным маршем

В начале 1943 года во «второй волне» полевых батальонов восточных легионов были отправлены в войска 3 волжско-татарских (825, 826 и 827-й), а во второй половине 1943-го — «третья волна» — 4 волжско-татарских (с 828-го по 831-й).

Каждый полевой батальон имел в своем составе 3 стрелковые, пулеметную и штабную роты по 130—200 человек в каждой; в стрелковой роте — 3 стрелковых и пулеметный взводы, в штабной — взводы противотанковый, минометный, саперный и связи. Общая численность батальона составляла 800—1000 солдат и офицеров, в том числе до 60 человек германского кадрового персонала (Rahmenpersonal): 4 офицера, 1 чиновник, 32 унтер-офицера и 23 рядовых. У немецких командиров батальонов и рот были заместители из числа представителей национальности легионеров. Командный состав ниже ротного звена был исключительно национальным. На вооружении батальона имелись 3 противотанковые пушки (45-мм), 15 легких и тяжелых минометов, 52 ручных и станковых пулемета, винтовки и автоматы (в основном, трофейные советские).

В конце 1943 года батальоны были переведены в Южную Францию и размещены в г. Манд (армянский, азербайджанский и 829-й волжско-татарский батальоны). 826-й и 827-й волжско-татарские были разоружены немцами из-за нежелания солдат идти в бой и многочисленных случаев дезертирства и преобразованы в дорожно-строительные части . 831-й волжско-татарский батальон был в числе выделенных из состава вермахта в конце 1943 года для формирования полка в составе войск СС под командованием кадрового разведчика майора Майера-Мадера.

Курултай народов Идель-Урала в марте 1944 года

4-5 марта 1944 г. в Грайфсвальде состоялся «Курултай народов Идель-Урала» .

Подпольная антифашистская организация в легионе

Основная статья:Курмашев и десять других

Ещё с конца 1942 года в легионе действовала подпольная организация, ставившая своей целью внутреннее идейное разложение легиона. Подпольщики печатали антифашистские листовки, распространявшиеся среди легионеров.

За участие в подпольной организации 25 августа 1944 года в военной тюрьме Плётцензее в Берлине были гильотинированы 11 легионеров-татар: Гайнан Курмашев , Муса Джалиль , Абдулла Алиш , Фуат Сайфульмулюков, Фуат Булатов, Гариф Шабаев ,Ахмет Симаев , Абдулла Батталов , Зиннат Хасанов , Ахат Атнашев и Салим Бухаров .

Действия татарских подпольщиков привели к тому, что из всех национальных батальонов (14 туркестанских, 8 азербайджанских, 7 северокавказских, 8 грузинских, 8 армянских, 7 волжско-татарских батальонов) именно татарские были для немцев самыми ненадёжными, и именно они меньше всех воевали против советских войск.

Судьба батальонов легиона

825-й батальон

Начал создаваться в октябре-ноябре 1942 в Едлино и насчитывал до 900 человек. Командиром назначен майор Цек. 14 февраля 1943 батальон торжественно был отправлен на фронт и 18 февраля прибыл в Витебск . Основная часть батальона была дислоцирована в деревне Гралево на левом берегу Западной Двины .

Уже 21 февраля представители легионеров, действуя по поручению подпольной организации в легионе, связались с партизанами и договорились об общем восстании батальона в 23:00 22 февраля . Несмотря на то, что немцам стало известно о планах легионеров, и они за час до восстания провели аресты, схватив руководителей восстания, всё же под руководством Хусаина Мухамедова около 500-600 легионеров с оружием в руках и с большим количеством снаряжения перешли на сторону партизан. Бежать не удалось только 2 взводам батальона (их не успели известить) и арестованным легионерам. Оставшихся легионеров срочно отвели в тыл и приписали к другим подразделениям.

] 828-й батальон

828-й батальон создавался в период с

И. А. Гилязов

ЛЕГИОН «ИДЕЛЬ-УРАЛ»

Введение

Великая Отечественная война постепенно уходит от нас в далекое прошлое. Эта война, одна из самых кровавых в истории человечества, во многом определила ход последующих исторических событий. Она стала грандиозной трагедией для миллионов людей. Ее следы, пожалуй, сохранились и сегодня в душах не только ветеранов войны и тех, кто пережил ужасы войны, работая в тылу, но их, вероятно, можно ощутить в чувствах послевоенных поколений, каждое из которых по-своему пытается понять величие и трагизм этой масштабной катастрофы. Поэтому очевиден неугасающий интерес к военной проблематике современной исторической науки. Казалось бы, тема Великой Отечественной войны изучена исследователями вдоль и поперек. По истории войны опубликованы тысячи монографий и статей, есть и капитальные многотомные исследования.

И все-таки война - это такое многоплановое и многомерное явление, что даже за 60 с лишним лет вряд ли возможно со всей скрупулезностью и объективностью изучить каждый ее нюанс. Есть еще наверняка сюжеты, изученные исследователями мало или недостаточно, так называемые «белые пятна». И действительно, до какого-то времени оставались в истории войны темы, закрытые для изучения. На них в силу политических причин было наложено табу. Историки могли про себя над ними задумываться, но изучать их они не имели ни возможности, ни позволения.

Одной из таких проблем является весьма щекотливая и неоднозначно воспринимаемая тема советского коллаборационизма в годы войны или тема военного и политического сотрудничества определенной части советских граждан с Германией - оккупационными властями, вермахтом и СС, политическими учреждениями Третьего рейха. Очевидно, многие слышали о генерале Андрее Власове и Русской Освободительной армии, о Восточных легионах, созданных гитлеровцами из военнопленных представителей тюрко-мусульманских народов СССР, в том числе и о легионе «Идель-Урал». В советское время эти темы упоминались в исторической литературе и публицистике, но информация та была, во-первых, очень дозированной, во-вторых, очень недостоверной. У нас должно было сложиться мнение, что такие военные формирования, как РОА или Восточные легионы, являлись жалкими, абсолютно беспомощными придатками вермахта, состоящими сплошь из изменников и отщепенцев. Если уж шли в них честные люди, то только с ясным намерением обратить против врага полученное оружие. Получалось так, что восточные легионеры затем почти все перебежали к партизанам - в Белоруссии, на Украине, во Франции или Голландии, что Восточные легионы изначально противостояли немцам и сопротивлялись всем попыткам использовать их в борьбе против Красной армии или партизан. Но все, оказывается, далеко не так просто и гладко. Даже если обратить внимание только на количественные показатели и вспомнить, что в германских вооруженных силах в годы войны находилось не менее 700 000 советских граждан, в основном из числа военнопленных, то закономерно возникает вопрос: как же так получилось? Неужели могло быть столько «предателей» и «отщепенцев»? Объяснять все это элементарным предательством было бы в значительной степени упрощением и примитивизацией проблемы. На нее, при всей ее болезненности и неоднозначности, следует взглянуть более широко и непредвзято.

В постсоветское время, когда историки получили возможность более свободного изучения прошлого, когда открылись ранее закрытые архивы, темы, на которые ранее было наложено вето, привлекали и привлекают особый и пристальный интерес. Они вызывают и заинтересованную реакцию у читателей. И проблема советского коллаборационизма в годы Второй мировой войны действительно начала изучаться довольно интенсивно. Особенно много исторической литературы посвящено личности генерала Власова и Русской Освободительной армии - опубликованы уже десятки книг, исследований и собраний документальных материалов. Не обойдена вниманием и история Восточных легионов.

Так что можно с удовлетворением констатировать, что за довольно короткое время в изучении советского коллаборационизма в годы Второй мировой войны сложилась даже определенная традиция. Наметились в исторической литературе и несколько разные подходы в оценках этого явления. Особенно представительна группа тех исследователей, которые в определенной степени продолжают линию советской историографии и без особого сомнения ставят знак равенства между коллаборационизмом и предательством. Но в то же время налицо в некоторых исследованиях попытка более разностороннего и, на наш взгляд, более объективного освещения этой проблемы.

Данная книга - попытка рассмотрения феномена советского коллаборационизма на примере представителей тюрко-мусульманских народов. Опираясь на имевшиеся в моем распоряжении источники, я постараюсь представить ход исторических событий, связанных с этим сюжетом, и познакомить читателя с разными его сторонами, высказать собственные суждения о феномене коллаборационизма. Задача историка в данном случае - это не выступление в роли обвинителя или защитника, а стремление представить происходившие в прошлом события как можно более беспристрастно и объективно, не впадая в крайности. Понятно, что с высоты сегодняшнего дня довольно легко навешать ярлыки и обрисовать все двумя цветами - черным и белым. А война, тем более такая, как Вторая мировая война, - явление настолько сложное, что двух красок для представления всех ее сторон явно недостаточно. Следует учитывать, что, изучая прошлое, мы должны иметь о нем максимально широкое представление, а не выбирать из него только «выигрышные», героические или удобные сюжеты, которые в данный момент кажутся «политически выдержанными» или «полезными».

Эта книга стала результатом работы в архивах и библиотеках Германии. Особый интерес для меня представляли документальные материалы различных учреждений национал-социалистической Германии, как военных, так и гражданских: материалы Министерства иностранных дел, Министерства по делам оккупированных восточных территорий (Восточного министерства), Главного управления СС, командования Восточных легионов и различных военных соединений вермахта. Идеологическая направленность этой документации при этом никогда не упускалась из вида. Эти документы являлись продуктом жестокого тоталитарного режима, поэтому необходимость строго критического подхода к ним являлась для меня очевидной. Увы, не все из источников времен Второй мировой войны сохранились, многие оказались безвозвратно утерянными. И все же имеющийся материал позволяет с достаточной точностью воспроизвести одну из масштабных военно-политических афер Третьего рейха - попытку организации военного и политического сотрудничества с представителями тюрко-мусульманских народов СССР и ее результаты.

Выражаю свою благодарность фонду имени Александра фон Гумбольдта (Alexander-von-Humboldt-Stiftung), сделавшему мне возможным целенаправленный и углубленный поиск в архивохранилищах Германии. Я очень благодарен всем коллегам, советы которых помогали мне при написании данной работы - сотрудникам Семинара по восточноевропейской истории Кельнского университета: его тогдашнему руководителю профессору Андреасу Каппелеру (в настоящее время Венский университет), доктору Кристиану Ноаку (в настоящее время - Дублинский университет), доктору Гидо Хаусманну (в настоящее время - Фрайбургский университет), а кроме того, профессору Ингеборг Бальдауф (Берлин), профессору Герхарду Зимону (Кельн), профессору Адольфу Хампелю (Хунген), доктору Патрику фон цур Мюлену (Бонн), доктору Себастиану Цвиклински (Берлин). С теплотой и грустью вспоминаю я своих покойных коллег профессора Герхарда Хеппа (Берлин) и доктора Иоахима Хоффманна (Фрайбург). Многие коллеги в России также не остались в стороне - я искренне благодарю писателя Рафаэля Мустафина (Казань), заместителя главного редактора «Книги Памяти» Михаила Черепанова (Казань) и бывшего руководителя Центра общественных связей КГБ Республики Татарстан Ровеля Кашапова. Варианты этого исследования обсуждались на заседаниях в Казанском государственном университете, и ценные замечания по тексту сделали многие коллеги по кафедрам истории татарского народа, истории Татарстана, современной отечественной истории и историографии и источниковедения КГУ - профессор Миркасым Усманов, профессор Индус Тагиров, профессор Алтер Литвин, профессор Рамзи Валеев, профессор Риф Хайрутдинов, профессор Александр Литвин, доцент Валерий Телишев, доцент Завдат Миннуллин, доцент Дина Мустафина. Кроме того, очень важны для меня были и наблюдения профессоров Николая Бугая (Москва) и Ксенофонта Санукова (Йошкар-Ола).

Современники описываемых событий во многом помогли мне, беседы с ними дали возможность более выпукло и образно представить происходившее. С искренним уважением вспоминаю я ныне покойного адвоката Хайнца Унглаубе (Лауэнбург), бывшего руководителя Татарского посредничества. Я желаю крепкого здоровья Тарифу Султану (Мюнхен), бывшему члену «Союза борьбы тюрко-татар Идель-Урала», выдающемуся деятелю татарской послевоенной эмиграции.

Гитлеровцы изначально не собирались формировать войсковые соединения из граждан СССР – из-за недоверия к «расово неполноценным нациям». История интернационального легиона СС «Идель-Урал» впоследствии эти опасения подтвердила – сотни коллаборационистов за время существования данного подразделения сдались советским войсками или партизанам.

Почему нацисты доверились мусульманам

Главный идеолог НСДАП Альфред Розенберг считал, что тюркско-мусульманские народы ближе к арийцам, чем все остальные, проживающие на территории Советского Союза и должны ненавидеть русских, у которых эти этносы находились в колониальной зависимости. Фактор приверженности к исламу будущих легионеров СС также играл немаловажную роль – гитлеровцы с большим интересом относились к этой религии, стремясь использовать ее на пользу Рейху.

Почему легион назвали «Идель-Урал»?

Волжско-татарским созданный летом 1942 года легион СС «Идель-Урал» именовали немцы. Название происходило от несостоявшегося одноименного поволжского «мини-государства» (штата), которое намеревались создать в Гражданскую войну на территории России. В автономию Идель-Урал должна была входить Уфимская губерния и отдельные территории шести других областей.
В легион «Идель-Урал», состоявший из семи батальонов, входили татары, башкиры, поволжские и приуральские народы. Подразделение неоднократно пополнялось и по подсчетам историков, за всю историю его существования через татарский легион прошли порядка 25 тысяч человек.

Отчего он так плохо сражался

Первая же крупная боевая операция «Шаровая молния» с участием «Идель-Урала» показала, что нацисты жестоко ошиблись, приписывая мусульманам-коллаборационистам идейную стойкость в борьбе с советской властью – в 1943 году направленные для ликвидации белорусских партизан татары, башкиры и чуваши восстали, перестреляли служивших в легионе немцев и в подавляющем большинстве перешли к партизанам. В целом на Восточном фронте подобные переходы на сторону противника были весьма распространены и в других подразделениях, сформированных по национальному признаку.
Остатки «Идель-Урала» перебросили в Голландию. Но и там татары подняли восстание. Легион снова переформировали и направили во Францию, где также десятки легионеров перешли на сторону противника. В конце концов национальное соединение было признано небоеспособным и к концу войны «идель-уральцы» выполняли у немцев только вспомогательные охранно-строительные функции. С РОА генерала Власова «Идель-Урал» не взаимодействовал – мусульмане не хотели иметь дело с русским: «он сам по себе, а мы сами по себе».

Муса Джалиль: легионер «Идель-Урала», «враг народа», Герой Советского Союза

Знаменитый советский поэт татарин Муса Джалиль, чье имя открыл его не менее известный собрат по перу Константин Симонов, состоял в легионе «Идель-Урал». В одном из боев в июне 1942 года тяжелораненый в грудь старший политрук Джалиль оказался в плену. Там он записался в сформированный гитлеровцами интернациональный легион. Начал вести подпольную работу. В 1943 году Мусу Джалиля арестовали гестаповцы. Через год в берлинской тюрьме Плетцензее подпольщик был гильотинирован.
Поначалу на родине Джалиля записали в особо опасные преступники. Но когда были обнародованы стихи татарского поэта, которые он писал в заключении, узника тюрьмы Плетцензее реабилитировали. Джалилю впоследствии присвоили звание Героя Советского Союза, его именем названы улицы и проспекты в десятках городах бывшего СССР, стихотворения из цикла «Моабитская тетрадь» в советское время были включены в обязательную школьную программу. К слову, вместе с Джалилем в Плетцензее был казнен еще один татарский поэт и писатель, также легионер «Идель-Урала» и активный подпольщик Абдулла Алишев.

По этой же теме:


Волжско-татарский легион СС: как татары, башкиры, чуваши воевали на стороне Гитлера Волжско-татарский легион СС: какие представители советских народов воевали за Гитлера Кто воевал против СССР в волжско-татарском легионе СС во время войны Как башкиры против Наполеона воевали