Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765 )
Открытый урок по русской литературе в 8 «Б» классе
Михаил Васильевич Ломоносов. Особенности композиции «Оды на день восшествия на Всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г ». Образы Елизаветы и Петра I в произведении.
Краткий план урока I. Мотивационное начало урока. Дерево знаний II.Историческая разминка. III.Литературный парад IV. «Понятийная разминка» V. Сообщения. VI. «Литературное лото». VII. Объяснение нового материала VIII. Работа с текстом. Анализ «Оды …» IX. «Тонкие и толстые вопросы и ответы» . XII .Итог урока. «Плюс-минус-интересно». XIII. Домашнее задание. XIV.Самооценка активности на уроке. Приём «Зигзаг »: 1-2 ; 1-6 ; 4- 6 -12 ; 4-1-12. Индивидуальная, парная, групповая, коллективная
II . Историческая разминка . XVIII век
II . Историческая разминка . XVIII век
Пётр I 1682-1725гг.- время правления Петра I , 1700-1721 - Северная война , 1703г .- основание Петербурга, 1707-1708гг .- крестьянская война под предводительством К.Булавина , 1725г - смерть Петра I, основание Академии наук в России.
Елизавета Петровна 1741-1761гг. - время правления Елизаветы, 1755г. - основание Московского университета, 1756-1763гг - Семилетняя война, 1756-1761гг .- основание публичного театра в России, 1757г .-основание Академии художеств в России
Екатерина II
- 1762-1796гг .-
правление Екатерины II,
- 1768-1774гг .-
Русско- турецкая война
- 1773-1775гг. -
крестьянская война
под предводительством
Е.Пугачёва
- 1787-1791гг. –
война Турции с Россией.
Павел I 1796-1801гг.- время правления Павла I , 1799-1815гг- Наполеоновские войны
III. Литературный парад
Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.
А.Н.Толстой
Прокопович Кантемир (1681-1736) (1709-1744)
Тредиаковский Ломоносов (1703-1769) (1711-1765 )
Сумароков Херасков (1717-1777) (1733-1807 )
Майков Фонвизин (1728-1778) (1744-1792)
Державин Радищев (1743-1816) (1749-1802)
Крылов Карамзин (1768-1844) (1766-1826)
Как эти понятия связаны
с литературой XVIII века?
- Обличение пороков
- Древнерусская литература
- Русский фольклор
- Античная литература
Повторение теории литературы. «Понятийная разминка»
Традиции
классицизма
Новаторство
классицизма
- Обличение пороков
- Герой – русский, православный человек
- Новая русская сатира, драма, проза.
- Идеи государственности и просвещения
- Древнерусская литература
- Западноевропейская литература
- Русский фольклор
- Античная литература
Назовите это литературное направление. Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. » В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV(XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).
Художественное направление, зародившееся во второй четверти XVIII века в творчестве зачинателей новой литературы. ».В центре внимания- абсолютная монархия (во Франции- Людовик XIV(XVII век), в России- Пётр I (XVIII век).
Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. В переводе от латинского- «образцовый». В основе этого направления- признание античного искусства высшим образцом, культ разума, рационализм, подражание природе, строгая сюжетно- композиционная организация.
Расшифруйте эти ключевые слова. Каким понятием можно их объединить?
- 1.Природа.
- 2.Античное искусство.
- 3. Простота композиции.
- 4. Общественная проблематика. 5. Цари, полководцы, государственные деятели.
- 6.Подчинение жанрам.
- 7. «Три штиля».
- 8. Положительные и отрицательные герои.
- 9, 10.Обладатель добродетели или порока. 11. «Триединство».
Эстетические принципы классицизма
1.Принцип «подражания природе». 2.Ориентация на античное искусство. 3.Простота, стройность, логичность композиции произведения. 4.Патриотическая тематика и общественная, гражданская проблематика. 5.Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели. Интерес к русской истории. 6. Строгая иерархия жанров. 7.Теория «трёх штилей». 8.Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. 9.Выделение одной ведущей черты в характере героя. 10.«Система амплуа». 11.Правило «трёх единств».
- Высокие :
- Средние :
- Низкие :
Высокие - Средние – Низкие.
Основные жанры классицизма
- Высокие : трагедия, ода, эпопея.
- Средние : научная поэзия, элегия, послание.
- Низкие : комедия, басня, сатира.
«Система амплуа». Герои классицизма .
Герои классицизма
«Система амплуа». Герои классицизма.
Служанка (помощница героини)
Идеальная героиня
Обманутый отец
Резонёр
Герои классицизма
Второй любовник
(неудачник)
Герой- любовник
- Действие развивается …
- Автор не должен переносить действие из…
- …… . линия, количество ……….. ограничено(5-10).
Правило трёх единств
- Действие развивается не более суток
- Автор не должен переносить действие из одного места в другое.
- Одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10).
Время 1 день
Место 1
Действие 1 конфликт
Первая половина XVIII века – это начало развития русской классической культуры, литературы, поэзии. Начало особое: мощное, энергичное,
давшее толчок стремительному движению научной и художественной мысли.
Теория и практика, наука и поэзия гармонично уживаются в одной творческой личности. В этом можно убедиться на примере жизненного и творческого пути
М.В.Ломоносова .
1.Сведения о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Реформаторская деятельность Ломоносова в области русского языка и литературы.
М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания.
Его труды: «Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства ».
Три группы слов
I (высокий) II (средний) III (низкий )
- Рука отверзаю(отворяю) пока, лишь
- Слава взываю (зову) говорю
- Ныне десница (рука) ручей
- I – о делах важных, событиях значительных
- II – научные сочинения, стихотворные послания к друзьям
- III – комедии, песни, дружеские послания.
Теория «трёх штилей»
Лексика
Жанры
Высокий: церковнославянизмы
Средний: общеупотребительные слова
Высокие
Средние
Низкий: разговорные, простонародные слова
Редко, не нарушая стиля
Низкие
2.Реформа стихосложения
Реформа стихосложения - важнейшее событие в истории литературы XVIII века.
В трудах Тредиаковского «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» и Ломоносова «Письмо о правилах российского стихотворства» более подробно описана возможность организации короткого стиха с упорядоченным ударением .
“ Ломоносов описал все
слогом чистым и внятным”
А. Н. Радищев.
Восторг внезапный ум пленил,
Ведёт на верх горы высокой,
Где ветр в лесах шуметь забыл,
В долине тишина глубокой.
Внимая нечто, ключ молчит,
Который завсегда журчит
И с шумом вниз стремится.
Лавровы вьются там венцы,
Там слух спешит во все концы;
Далече дым в полях курится
- . М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека»
Те-рек во-ет дик и зло-бен
(хорей)
М.В.Ломоносов Вос-торг вне-зап-ный ум пле-нил (ямб )
«Открой мне бывшие, о древность, времена »
3.Ода как жанр героической гражданской лирики .
Строгие нормы:
- “ высокий стиль речи”,
- много церковнославянизмов,
- строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм - абабввгддг
- Ода – торжественное лирическое стихотво-рение, воспевающее величественное в жизни и в природе, прославляющее героическое прошлое. Ода писалась на торжественные случаи придворной жизни. Ломоносов создавал жанр программной оды - оды-рекомендации.
- Каково творческое наследие Ломоносова?
- Считают, что поэтическое наследие Ломоносова разнообразно в жанровом отношении. Приведите конкретные примеры .
- Назовите основные темы од Ломоносова.
- Правда, что «Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747 г.» была написана по заказу двора?
- 1.Структура произведения полностью соответствует законам поэтики классицизма и имеет чёткое трёхчастное членение:
- вступление, главная часть и заключение. При этом вступление и заключение связаны как по содержанию, так и по форме и образуют единую «раму», в которую «вставлена » главная часть оды. 2.Во вступлении (1-2 строфы) обрывается слово- образ « тишина». Почему же тишина является «отрадой царей и царств», «блаженством сёл», «градов оградой». Слово- образ имеет «двойной характер», так как слово «Елизавета » в переводе на русский означает « тишина»
- 3.Главная часть разделяется на два самостоятельных отрезка: первый- 1-14 строфы, второй – 14 строфа – до заключения. Композиция первого раздела главной части составлена по линейно- ступенчатому принципу, в основе которого сравнение и логическая фигура Елизавета- Пётр I- Елизавета . Первые 14 строф имеют классическую трёхчастную форму: тезис- доказательство – вывод.
- Тези с:Елизавета- просвещённая монархиня.
- Д оказательство : сравнение её с идеалом в лице Пётр I.
- Вывод: «Сия тебе единой слава…».
- 4.Структура второго раздела главной части также имеет чёткую схему : проблема- тезис- развитие доказательства – вывод . Основная мысль – гимн науке- повторяется дважды: в начале и в конце раздела .
- 5. Заключение состоит из одной строфы: обратно хвала императрице.
- Композиция оды в целом
- очень цельная и продуманная.
План анализа текста
по предложенным фрагментам
- Выборочное чтение наизусть фрагмента из оды.
- Тема в предложенном фрагменте
- Лирический сюжет
- Проблемы
- Композиция.
- Лирический герой. Основные образы.
VIII. Работа с текстом. Анализ оды
План работы групп:
1.Анализ с первой строфы по 13-ю строфу .
2.Анализ с 14-ой строфы по23-ю.
3. Анализ финальной строфы
IX. Блиц- опрос «Тонкие и толстые вопросы и ответы»
Тонкие вопросы- тонкие ответы
- 1. Как построена ода?
- 2.Какой предстала Россия?
- 3.Какие цели ставит автор перед правлением Елизаветы?
- 4.Что воспевает автор?
Тонкие и толстые вопросы- толстые ответы
- 5. Какими средствами достигается объединение двух «законченных» частей в единое целое?
7.Почему ода, посвящённая Елизавете, звучит торжественно, когда речь идёт о Петре I?
- 8.Как бы вы определили главную тему оды?
- усеченные формы слов (“лира восхищенна”, “главу венчанну”, «Россию попранну», «Нева укреплена и окруженна», «новы плоды», «полезны труды»);
- славянизмы (“хощет”, “тщание”, «зря меч в руках», «зиждет», «Зиждитель», «сия», «сие»);
- сравнения (“Лена, как Нил, народы напояет”) ;
- эпитеты ( в полях кровавых, пламенные звуки; божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство).
- 3. «Издание иллюстраций оды»(отгадывание строф). 4.Напишите мини-сочинение «Обращение к Ломоносову», в котором были бы ответы на следующие вопросы:
- Чем для тебя оказался интересен 18-й век?
- Что тебя удивило, заставило задуматься?
- Какой вопрос ты, человек 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?
- 5.Написание своей оды.
1.Заполнение ассоциативной таблицы- сравнения образов Елизаветы и Петра I.
Образы
Лексическая цепочка
Елизаветы
Ассоциации
Душа её зефира тише,
взвела с собою доброт своих прекрасный лик!
«Послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века.
Елизаветы
Он вознёс главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, с собой возвысил до небес»
твоей великодушной воле»,
Труженик
Спопокойствие
Великодушие
«милости источник», «О, ангел мирных наших лет»,
Реформатор
Полководец
«жизнь твою благославленну с числом щедрот твоих сравнит»
Щедрость
- 1-3. Возлюбленная тишина- тихая душа- тишина и монархиня . 4-6. Прекрасный лик монархини- её щедроты- Елисавет.
- 7-9. Человек, каков не слыхан был от века- меч в Петровых руках и российский флаг- Пётр I и божественны науки.
- 10-13 .глубокий плач- путь пресветлого духа- Пётра I- великая Петрова дщерь и дверь к счастью – плачевный протяжный стон народа, армии по императору.
- 14-21. Счастливое подданство- чудеса в северной стране – чудеса, совершаемые человеком -великодушная воля монархини- Колумб российский- Реке подобен Океан- сребро, злато и драгой металл из гор Рифейских верхов.
- 22-23. Платоны и Невтоны российской земли – науки.
- 24 .Щедроты ангела мирных лет.
- XII .Итог урока .
- «Плюс- минус- интересно
- Какие новые грани личности М.В. Ломоносова открыло для вас знакомство с его творчеством?
- XIII. Домашнее задание . Выучить наизусть понравившееся стихотворение М.В.Ломоносова.
XIV.Самооценка активности на уроке
- 1.На уроке я работал активно / пассивно 2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3.Урок для меня показался коротким / длинным 4.За урок я не устал / устал 5.Мое настроение стало лучше / стало хуже 6.Материал урока мне был
- понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным
7.Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно
Большая часть од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол монархов: Большая часть од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол монархов: Анне Иоанновне; Анне Иоанновне; Иоанну Антоновичу; Иоанну Антоновичу; Елизавете Петровне; Елизавете Петровне; Петру III; Петру III; Екатерине II. Екатерине II.
Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели. Наставниками и помощниками царей должны быть не льстивые царедворцы, а люди, бескорыстно служащие истине, - ученые и писатели.
Ода 1750 г. посвящена точным наукам. «Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…» «Пройдите землю и пучину, И степи, и глубокий лес, И нутр Рифейский, и вершину, И саму высоту небес. Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…»
Важное место отводит поэт так называемым украшениям: олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам: «Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Тогда божественны науки чрез горы, реки и моря в Россию простирали руки»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «Или я ныне позабылась и с одного пути склонилась, которым прежде я текла?»; «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг» «В полях кровавых Марс страшился, свой меч в Петровых зря руках, и с трепетом Нептун чудился, взирая на российский флаг»
В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта; В духовных одах Ломоносова отчетливо прослеживаются две темы: восхищение гармонией, красотой мироздания и гневное обличение гонителей, недоброжелателей поэта; Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений". Язык духовных од лаконичен и лишен всякого рода "украшений".
Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами: Некоторые из духовных од Ломоносова стали «кантами».Особенно был известен 145-й псалом, начинавшийся словами: "Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных". "Никто не уповай вовеки на тщетну власть князей земных".
«Роды художественной литературы» - Функция языка. Лирика. Объективное содержание реальной действительности. Роды художественной литературы. Назвать предмет. Литературное произведение. Структура художественной речи. Эпос. Субъективный внутренний мир. Драма.
«Жанр басни в литературе» - Двуплановость структуры басни. Голубушка. Знакомство с Эзопом в России. Персонажи. Ворона. Невкусный виноград. Иллюстрация к басне. Стихотворный размер. Жанр басни в русской литературе. Сатирические басни. Прозаические переводы. Фигура басенного рассказчика. Лисица и виноград. Лисица. Восточная басня. Цапля и журавль. Басенная мораль. Голодная кума. Время и пространство. Притча и басня. Современник Сумарокова.
«Анекдоты про эстонцев» - Вместо эпилога. Незвонкость. Русские анекдоты. Сидит эстонец в кафе. Латышские существительные. Этнические объекты в русских анекдотах. Выражение «горячие парни». Заходит русский покупатель в эстонский магазин. Эстонский сын. Грузинский акцент. Небольшая эстонская деревушка. Общие числовые параметры. Фольклорист. Отрывки речи эстонцев. Дюжина лучших позиций. Гипотетическое первое приближение. Три неоспоримых тенденции.
«Частушки» - Частушки. Звуковые особенности. Вариативная постановка ударения. Утрата конечных гласных в словах. Накопайте, девки, глины. Изобразительно-выразительные средства. Параллелизм. Художественное своеобразие частушек. Толенька, не стой на льду. Лексический состав частушек. Исполнение. Окказионализмы. Жизнь частушки на селе. Диалектизмы. Языковые особенности.
«Рождественский рассказ» - Люди, способные сочувствовать. Эпическое произведение. Время публикации рассказа. Рождество. Кто помогает детям. Главный герой рассказа. Рождество Христово. Что происходит с героями. Русский композитор. Действие в рассказе. Рождественский рассказ. Рассказ. История о тапере. Рождественский (святочный) рассказ. Критерии сравнения. Счастливый конец. Тапёр. Обездоленные, несчастные дети.
«Были и небылицы» - Определите ошибки. Максим Горький. Маршак. Большой театр в Москве. Тест по произведению К.Г.Паустовского. Краб. Букет из тонкого стекла - папин подарок. Сепия. Словарь. Катаев. Семейство беспозвоночных. Актинии. Морская черепаха. Осьминог. Какие «открытия» сделал для себя Евсейка. Морской еж. Были- небылицы. Творчество для детей. Креветка. «Случай с Евсейкой». «В людях». Лангуст.
Заслугу императрицы поэт видит в том, что она «войне поставила конец» и печётся о «россов счастье». Казалось бы, изображена вполне идиллическая картина благоденствия русской нации. Однако это лишь непременное условие, подступ к основной мысли. Россия процветает, но она могла бы быть ещё краше, ещё просвещённее, если бы государыня осуществила преобразования в духе КОГО? Петра Великого
Оду можно назвать «типичной» для Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, состоит из 3 частей: в первой поэт обращается к императрице и призывает на помощь муз; вторая часть - самая большая - посвящена собственно прославлению Елизаветы; а в третьей Ломоносов просит императрицу о помощи. Это традиционная одическая композиция, восходящая еще к античному гимну.
Заслуга Ломоносова Похвальная ода под пером Ломоносова перестала быть «должностным жанром», т.е. жанром только хвалебным, только славословным. Не заслуги Елизаветы волнуют Ломоносова, а настоящее и будущее России. Одический поэт выступает от лица всей нации и сознаёт себя выразителем общегосударственной точки зрения. Поэзия становится в его понимании великой национальной силой, равной по своему значению и могуществу верховной власти.
Ломоносов использует не только зрительные представления. Какое художественное средство, явно рассчитанное на эстетический эффект, используется в следующих строках: Плутон в расселинах мятётся, Что россам в руки предаётся Драгой его металл из гор… звукопись