Усадьба Екатеринодар в Ляличах – самое «несчастливое» творение Джакомо Кваренги? История усадьбы…важно ли это? История «графских развалин».

Усадьба Завадовского в Ляличах (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Недалеко от Новозыбкова, в деревне Ляличи Суражского района находятся величественные руины усадьбы Екатеринодар, построенной в 18 столетии графом Петром Васильевичем Завадовским. Этот памятник архитектуры, увы, разделил судьбу многих подобных сооружений - имение любимца Екатерины II постоянно переходило из рук в руки, медленно разрушаясь, и представляло собой жалкое зрелище еще в начале 20 века. Но радует, что усадьба постепенно восстанавливается, а расположенный тут же храм Св. Екатерины уже и вовсе почти отреставрирован.

Что посмотреть

Усадебный комплекс, расположенный на северной окраине Лялич вдоль долины ручья Излучье, включает в себя окруженные заброшенным парком дворец, ворота, конюшню и храм. Величественное, трехэтажное здание особняка, возведенное в 1780-95 гг., дополняется галереями, соединяющими его с флигелями. План был традиционным для усадеб подобного типа: с гардеробом, вестибюлем, рабочим кабинетом и хозяйственными помещениями - на первом этаже. На втором размещались столовая, гостиные и бальные залы.

Третий этаж - жилые комнаты. По одной из легенд, их во дворце Петра Завадовского было аж 365, по одной на каждый день года. Ежедневно одну из них тщательно убирали - хозяин постоянно ждал, что его повелительница Екатерина II заедет в гости.

Построенная в 1790-х гг. кирпичная конюшня изначально использовалась в качестве оранжереи. Здание более-менее сохранилось, утратив только портики на дворовом фасаде. Центральные ворота представляют собой мощные каменные пилоны. Сегодня от аутентичного декора остались только арочные ниши и впадины над ними.

Среди всех строений усадебного комплекса Завадовского лучше всего сохранилась церковь Св. Екатерины. Кирпичный храм возведен в конце 18 века в стиле классицизма. Необычный внешний вид зданию придают колокольни, находящиеся на одной линии с главным фасадом и связанные с храмом колоннадой - церковь чем-то напоминает Казанский собор в Петербурге . В настоящее время храм реставрируется, внутри него - голые стены. Но службы уже проводятся, правда, только по большим праздникам.

Дворцово-парковый комплекс находится в сильно разрушенном состоянии, так что во время его посещения необходимо соблюдать меры предосторожности. Также из-за обилия подземных ходов иногда происходят обвалы.

Практическая информация

Адрес: Брянская обл., Суражский р-н, с. Ляличи. Координаты GPS: 53.009450, 32.541575.

Из Брянска в Ляличи нет прямых автобусов - только с пересадкой в Сураже.

Добавить отзыв

Следить

  • Где остановиться: для радиальных экскурсий по области удобнее всего остановиться непосредственно в Брянске . В поисках природы и уединения - в одном из санаториев, пансионатов или гостиниц Брянской области .
  • Что посмотреть: отправляясь в путешествуя по Брянской земле, стоит уделить внимание радушной столице этого края - городу


Церковь Екатерины возведена в усадьбе графа П.В. Завадовского в 1793-97 гг. Великолепный храм в стиле зрелого классицизма, построен по проекту Дж. Кваренги. Разрушение ансамбля началось вскоре после революции, к 1980-м гг. церковь оказалась на грани гибели. В 1990-х гг. проведена частичная реставрация. В 2007 г. открыта отдельная областная программа по реставрации церкви.

УСАДЬБА ЗАВАДОВСКОГО. Церковь Екатерины.
Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. В общем построении выделен большой основной квадратный в плане объем, с прямоугольным выступом алтаря, имеющим в центре полукруглую апсиду; его мощный цилиндрический барабан увенчан полусферой купола с миниатюрной главкой. Композицию обогащали сильно пониженные дьяконник и жертвенник по сторонам алтарного выступа и малые декоративные купола над углами храма (не сохр.), также завершенные главками. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами. Этот фасад подчеркнут также большим портиком тосканского ордера с восемью колоннами и пологим фронтоном. От церковной ограды сохранились только кирпичное основание со столбами с восточной и южной стороны здания и нижние части двух колонных ротонд ворот прямо против главного фасада. В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Крупный нерасчлененный аттик (повторен и над нижним четвериком колокольни в качестве основания звона) усиливает монументальность всего здания. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами. Мощные пилоны с приставленными к их граням трехчетвертными колоннами ионического ордера несут при помощи под-пружных арок и парусов барабан с деревянным оштукатуренным куполом необычной конструкции, начинающимся прямо от основания арочных окон барабана. Угловые квадратные в плане ячейки имели крестовые своды, за исключением юго-западной, круглой, в которой находилась лестница на хоры. Последние занимали весь поперечный западный неф, опираясь на две колонны в соответствующем рукаве креста. Алтарную часть также перекрывал коро-бовый свод с конхой над апсидой, небольшие проемы в полуциркульных арочных нишах по сторонам вели в низкие жертвенник и дьяконник с плоскими балочными перекрытиями; аналогичные перекрытия у галерей с колоннами, в которых устроены входы в нижние ярусы колоколен, где размещались лестницы наверх, к звону. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов. Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов. Все стены над нижними проемами обходил промежуточный карниз; в завершении их, над капителями колонн великолепного рисунка, располагался антаблемент с широким гладким фризом и нарядным карнизом, украшенным акантом, сухариками и овами. Арки проемов и ниш обрамляли архивольты с поясами изящного декора; подпружные арки и основание барабана выделялись более мощными карнизами с валиком из листьев. В окнах кое-где остались прежние решетки из вертикальных пик.

Ляличи известны с 1654 г., когда принадлежали одному из польских магнатов, а затем перешли к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому. Граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) служил в Малороссийской коллегии, затем в канцелярии генерал-губернатора Малороссии П.А. Румянцева. Участник русско-турецкой войны (1768-74). Отличился в битвах при Ларге и Кагуле, участвовал в подготовке Кючук-Кайнарджийского мирного договора. В 1775 г. стал кабинет-секретарем Екатерины II, позднее флигель-адъютантом. С 1781 г. управляющий Дворянским заемным банком в Петербурге, с 1786 г. директор Государственного заемного банка. В царствование Александра I назначен сенатором, членом Непременного совета, затем председателем Комиссии для составления законов. Первый министр народного просвещения (1802-10).

В 1780-90-х гг. Завадовский осуществил в Ляличах по проекту крупнейшего столичного зодчего Дж. Кваренги строительство огромного усадебного комплекса, названного в честь благодетельницы Екатеринодаром. Комплекс состоял из большого дома дворцового типа с галереями и флигелями, различных хозяйственных и служебных построек, церкви Екатерины и обширнейшего пейзажного парка с летним дворцом, храмом-ротондой, всевозможными "затеями" и статуями.

Позднее усадьба неоднократно переходила от одних владельцев к другим, утрачивая первоначальный вид. Сын графа П.В. Завадовского в 1812 г. продал ее семейству Энгельгардт, от которого она попала в 1847 г. в руки барона Черкасова, потом к некоему Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову, а в нач. 20 в. к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно запустела, утратив многие садово-парковые постройки и убранство интерьеров дворца. После Октябрьской революции, когда здесь разместилась еврейская коммуна, позже преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла, процесс разрушения интенсивно продолжался; его довершила Великая Отечественная война. К настоящему времени из многочисленных усадебных строений сохранились в руинированном состоянии с галереями и флигелями (стены нижнего этажа здания с колоннами дворового портика дома), небольшая часть ограды и пилоны въездных ворот, один из корпусов оранжерей, (переделанный в конюшню) и без перекрытий и внутреннего убранства. Огромный во многих местах вырублен и сильно запущен. В 1980-х гг. Институтом "Спецпроектреставрация" разработан проект восстановления усадьбы, предусматривающий восстановление дома-дворца, церкви и некоторых построек (архитектор Л.С. Семенова).

Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок (1349 х 1180 м), обнесенный высокой кирпичной оградой. В основе его планировочной структуры лежала характерная для крупных русских усадеб 2-й пол. 18 в. система. Главным ядром композиции был трехэтажный дом-дворец с пониженными закругленными галереями, заканчивающимися одноэтажными флигелями. Галереи-крылья замыкали большой парадный двор перед домом, боковые протяженные стороны которого ограничивали корпуса оранжерей (позднее южный превращен в конюшню), а лицевой фасад составляла каменная ограда с монументальными въездными воротами в центре. К этому парадному въезду в усадьбу с запада подводила дорога, далее идущая через ворота и двор прямо ко дворцу; она была центральной композиционной осью всего комплекса.

В качестве второй оси, перпендикулярной первой, выступала широкая липовая аллея, которая проходила вдоль каменной ограды с воротами. Она отделяла от дома-дворца большую группу хозяйственных и служебных построек.

У южного конца аллеи, вне основной территории усадьбы, на небольшой площади села поставлена церковь Екатерины, к которой с востока подходит пересекающая земляную плотину подъездная дорога.

За дворцом, перед его парковым фасадом, находился цветочный партер, а с южной стороны от него - фруктовый сад. Напротив дворца на другой стороне пруда раскинулся огромный пейзажный парк с храмом Благодарности в виде колонной ротонды, в которой стояла статуя П.А. Румянцева-Задунайского, и двухэтажным каменным летним дворцом на поляне в глубине парка.

Дом-дворец. Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.

Фасады всех частей дома отличались строгостью пропорций и сдержанностью декора, образуя в целом фронтальную, подчеркнуто симметричную композицию с четко выраженной горизонтальной направленностью. Первый этаж дома и галереи с флигелями имели тождественное решение: стены с общей лентой цоколя и дощатым рустом, одинаковый ритм арочных проемов и окон с филенчатыми нишками внизу, полочками на уровне пят и замкбвыми камнями, украшенными масками, и общий завершающий карниз. Прямоугольные окна второго, парадного этажа были заключены в тонкие изящные рамки с сандриками; окна третьего над узкой карнизной тягой также прямоугольные, но меньшего размера и лежачие. Строгий антаблемент с модульонами в карнизе завершал фасады, а также пологие фронтоны портиков, которые вместе с лоджиями были главным их украшением. Рустованное основание купола прорезали большие полукруглые проемы, фланкированные маленькими ложными окнами.

Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов "зеркальный" зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада.

Планировка дома анфиладная. Все помещения различного назначения группировались во втором и третьем этаже вокруг центрального двусветного купольного зала. Основные парадные залы, как обычно в усадьбах того времени, располагались на парковой стороне. Парадная лестница справа от вестибюля в первом этаже, сразу за портиком, вела двумя маршами на второй. Несколько лестниц служебного назначения соединяли все этажи между собой, включая подвал и третий этаж. Подвал и центральные помещения первого этажа были перекрыты коробовыми сводами, покоящимися на массивных стенах; основной круглый в плане зал перекрыт куполом, а "зеркальный" - перекрытием, имитирующим коробовый свод; все помещения остальных этажей имели плоские деревянные перекрытия.

Для внутренней отделки дворца применялись скульптура, лепнина, монументально-декоративная роспись, ценные породы камня и дерева, различные дорогие отделочные материалы, зеркала и гобелены.

Церковь Екатерины. Построена вместо прежней, деревянной в 1793-97 гг. из кирпича и оштукатурена. Великолепный усадебный храм в стиле зрелого классицизма, отличающийся монументальностью архитектурных форм и уникальной объемно-пространственной композицией. По типу относится к четырехстолпным крестово-купольным храмам с пятью главами, трехчастным одноапсидным алтарем и двумя ярусными колокольнями. Необычность зданию придают двухъярусные четырехгранные колокольни, поставленные в одну линию с главным, западным фасадом храма и соединенные с ним сквозными колоннадами.

В парадном и строгом убранстве фасадов главную роль играют колоннады, особенно эффектно развернутые с западной стороны. Нижний ярус храма и четвериков колоколен объединен высоким двухступенчатым цоколем, горизонтальной рустовкой стен и одинаковыми прямоугольными крупными проемами или нишами с замковыми камнями. Лишь арочные ниши акцентируют низкие части алтаря и стенки по краям колоннад. Верхний ярус храма и четвериков колоколен гладкий, прорезан большими полукруглыми окнами и филенчатыми нишами над нижними проемами. Его антаблемент охватывает также портик и боковые колоннады. Барабан храма украшен арочными (внизу) и прямоугольными (вверху) нишками в простенках между арочными окнами. Над широкими проемами звона колоколен - маленькие фронтончики.

Интерьер храма, несмотря на значительные искажения и утраты, производит впечатление строгой торжественности. В нем доминирует хорошо освещенное подкупольное пространство, широкими боковыми арками объединенное с рукавами креста, которые перекрыты коробовыми сводами.. Главный вход в храм был устроен через портик; дополнительные входные проемы находились в центре боковых фасадов.

Строгость и изящество отличали внутреннюю отделку храма (сохр. частично). Главную роль играла лепнина, которая подчеркивала основные архитектурные членения стен и сводов.

За дворцом и по обеим сторонам его, по склонам, спускающимся с западной и восточной сторон к ручью Излучье, располагается громадный парк. Первоначально его территория достигала 150 гектаров.

Планировочное представляет собой сочетание регулярной части с ландшафтной, при территориальном господстве последней. Регулярную зону составлял и парадный двор, цветочный партер, простиравшийся от паркового фасада дворца почти до озера и, частично, фруктовый сад, несколько входящий с юга на территорию парка.

Вся остальная территория своим устройством уподоблялась живой природе. Территория парка была заключена в каменные стены многоверстной ограды. Вход и въезд в парк были через парадный двор дворца.

Среднюю часть парка занимали искусственные пруды, образованные в долине Излучья. Они разделяли территорию парка на две части - восточную и западную. Вокруг прудов строилась вся композиция паркового пространства.

Уместно отметить и такую черту, свидетельствующую о стремлении устроителей усадьбы как можно ближе соединить природу и жилище: это живописные изображения видов парка и большой аллеи внутри здания, на стенах главной лестницы. Изображенные в летнее время, они помогали зимним гостям дворца представить и оценить красоту парка в иные времена года. Таким образом, парк "присутствовал" в доме. Так достигалось единство природы и сооружений, парка и архитектуры.

С двух сторон открытая середина западной части парка обрамлялась дубравами и купами иных деревьев. С юга к ней примыкал большой фруктовый сад, а ниже его гляделась в воды березовая роща. Восточная часть парка, находящаяся за прудами на противоположном дворцу склоне, утопала в сохранившихся вековых рощах. В изумруде рощ красовались два каменных цветка - "Летний дворец" и "Храм Благодарности" - они одухотворяли искусством архитектуры эту природную часть парка.

Кроме дворца и этих двух построек на территории парка, оживляя и украшая его на видовых местах, размещалось около полусотни скульптур. Мостики, беседки, пристани и прочие столь любимые в то время "затеи" наполняли парк. Здесь было все, что почитала необходимым иметь в парке эпоха крепостников. Даже зверинец, обитатели которого населяли парк.

В пойме Излучья, в пределах парка, были два больших и один малый пруды. К территории парка непосредственно примыкал четвертый пруд и - несколько выше по течению - пятый. Все водоемы имели свободные "натуральные" очертания

Озеленение парка основывалось на искусном использовании деревьев и кустарников местных пород: березы, дуба, клена, сосны, липы, ольхи черной. Встречаются ясень, ильм, белая акация, черемуха, тополь, сосна кедровая сибирская, луносемянник даурский, виноград амурский и дикий американский и другие виды. Довольно разнообразен ассортимент кустарников: бересклет, калина, терновник, шиповник (выродившиеся культурные розы), свидина, сирень. Иногда удивляют встречи с растениями, не свойственными местной флоре, сохранившимися от былых времен: барбарис, рябинник, жимолость, спирея дубровколистная и спирея прекрасная. В юго-восточной части парка раньше существовала целая аллея из туи. На парадном дворе дворца и в других местах росли отдельные экземпляры тополя пирамидального. По краям главной аллеи сохранились несколько почти трехсотлетних лип.

Фото усадьбы

Фото церкви

  • Архив кн. Воронцова/Под. Ред. П.И. Бартенева. - М., 1877. - Кн. 12. - С. 21, 37, 59, 84, 95, 97, 154, 236, 238, 244, 250, 253, 301.
  • Брянская область: путеводитель по достопримечательным местам / ред-сост. И.В. Полякова; конс. Е.М. Зубова, В.П. Алексеев, С.А. Никулина, К.В. Сычев. - Брянск, 2006. - С. 23.
  • Всеобщая история архитектуры. - М., 1968. - Т. 6. - С. 441-442.
  • Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга/Т-во "Образование". - М., 1914. - C. 59-80. - (Культур. сокровища России, Вып. 8).
  • Городков, В.Н. Очерки архитектуры Брянского края / В.Н. Городков. - Брянск: Читай-город, 2006. - С. 83-107.
  • Городков В . По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. - С. 46-59.
  • Городков, В.Н. Следы былого. Ляличи: ист.-архитект. очерк / В. Городков. - Брянск: Читай-город, 2012. - 28, с. : ил., карта, портр.
  • Грабарь И.Э. История русского искусства. - М.: [Б.г.и.]. - Т. 3. - С. 410-414.
  • Де-ля-Фриз. Поход великой армии в Россию в 1812 г.: Записки доктора фр. Императ. Гвардии//Русская старина. - 1892. - Февр. - С. 354-355.
  • История русской архитектуры. - М., 1954. - С. 413-414.
  • Коршунова М.Ф. Джакомо Кваренги. - Л., 1977. - С. 80.
  • Курбатов В.Я. Сады и парки. - Пг., 1916. - С. 629-638.
  • Листовский И.С. Биография П.В. Завадовского//Русский архив. - 1873. - Т. 3. - С. 81-174.
  • Макаренко Н. Ляличи//Старые годы. - 1910. - Июль-сент. - С. 131-151.
  • Пикина, Г.А . Ляличи. Усадьба Завадовского / Галина Пикина. - Брянск, 2014. - 158, с.
  • Пикина, Г. Ляличи: Заводовские / Г. Пикина // Новый литератор.- 2015. - №2(6). - С.291
  • Пикина, Г.А. Усадьба Завадовского / Г.А. Пикина.- Брянск, ООО "Буквица", 2014. - 169 с.
  • Пикина, Г.А. Усадьба П.В. Завадовского в Ляличах / Г.А. Пикина // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I.- 2017. - Т. 1. - С. 209-231
  • Пилявский В.И. Джакомо Кваренги: Архитектор. Художник - Л., 1981. - С. 153-154.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 529-537.
  • Телепоровский В.Н. Кваренги. - Л.- М., 1954. - С. 25-27.
  • Шаликов М.П. Путешествие в Малороссию. - М., 1803. - С. 201-204, 207-210.
  • Зодчий храма - Кваренги//Брян. газ. - 1997. - Март (№13). - С. 13.
  • Мамичева В. На графских развалинах тренируем интеллект//БК Факт (Брян.). - 2001. - 5-11 сент. (№36). - С. 8.
  • Помаривнев Г. За графа-земляка замолвим слово//Брян. неделя. - 2002. - 14 февр. (№7). - С. 4.
  • Сорокина Л. Ляличи в руинах - как раны души…//Брян. известия. - 1993. - 24 сент.
  • Теребунов, А. Миллион на реставрацию // Брянский рабочий. - 2007. - 17 апр. - С. 5.
  • Федоров В. Купол на горизонте//Восход (Сураж,). - 1993. - 30 июня.

Старинное поместье Ляличи (ныне - в Суражском районе Брянской области), известное с 1654 года, пережило свой расцвет на рубеже XVIII-XIX веков, когда владельцем усадьбы был граф П.В. Завадовский. По его заказу здесь по проекту

Дж. Кваренги был создан выдающийся дворцово-парковый ансамбль.

Владелец Ляличей граф Петр Васильевич Завадовский (1739-1812) был сыном бунчукового товарища - невысокого казачьего чина на Украине. Получив образование в Киевской академии, Завадовский служил в Малороссйской коллегии, участвовал в Первой русско-турецкой войне (1768-1774), отличился в сражениях при Ларге и Кагуле. При покровительстве фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского Завадовский попал ко двору и неожиданно для самого себя стал фаворитом императрицы. В 1775 году он был назначен кабинет-секретарем Екатерины II, а позднее - флигель-адъютантом.

В 1775 году «за труды в делах мирной негоциации при заключении трактата» - то есть мирного Кучук-Кайнарджийского договора с Турцией - Екатерина пожаловала Завадовскому Ля-личи, которые новоиспеченный вельможа переименовал в Ека-терининдар. Позднее Павел I запретил это название, и усадьба вновь стала называться Ляличами.

Управляя с 1781 года Дворянским заемным, а затем Государственным заемным банком, Завадовский, по свидетельству современников, не видел разницы между государственными и собственными средствами: на то и власть, чтобы красть. Поэтому даже отставка при Павле I не помешала его планам по обустройству Ляличей, которые Завадовский принялся отстраивать поистине с царской роскошью.

В 1800 году Завадовский писал своему другу С. Воронцову: «По плану Гваренгия выстроил дом каменный в здешних краях на диво, каков и в провинциях Английских был бы замечателен не со стороны огромности, а по красоте чистых препорций своего фасада. Создал также и церковь каменную, больше чем деревянную, в ней уготовлено и место для моего гроба...»

Упоминаемый в письме «Гваренгий» - это Джакомо Кваренги, ведущий петербургский архитектор той поры, так что неудивительно, что архитектурный ансамбль, созданный столичным мастером, был «на диво» для брянской глухомани. Огромный усадебный комплекс включал в себя дворец с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные постройки, Екатерининскую церковь и большой пейзажный парк с летним дворцом, всевозможными «затеями» и колоннадой-храмом.

Своим великолепием Ляличи могли соперничать с дворцами Петербурга. Существует легенда, будто бы императору Павлу I доложили, что дворец Завадовского выше Михайловского замка, любимого детища Павла. Разгневанный император послал в Ляличи фельдъегеря, но Завадовский был вовремя предупрежден и успел насыпать перед домом террасу, закрывшую нижний этаж.

Ляличи считаются одним из лучших творений Кваренги. Построенный им дворец Завадовского состоял из главного трехэтажного корпуса строгой палладианской архитектуры и двух боковых флигелей, объединенных с главным домом полукруглыми галереями.

Во дворце было более ста роскошно убранных комнат (а по местным преданиям, комнат было 365 - по числу дней в году), отделанных натуральным и искусственным мрамором, ценными породами дерева. В центральном круглом зале стояла мраморная статуя Екатерины II. Залы и комнаты украшали живопись, барельефы, лепной орнамент, фресковая роспись потолков, фигурные кафельные печи, зеркала, гобелены и великолепная мебель. Сохранились фотографии предреволюционных лет, запечатлевшие еще не до конца погибшую красоту этих изысканных интерьеров.

Пленный врач наполеоновской армии де ла Флиз, побывавший в Ляличах в 1813 году, вспоминал: «Нас встретили дворецкий и множество слуг в ливреях с золотым галуном и повели в залу, украшенную мраморными статуями и историческими картинами... в так называемой Аполлоновой зале висит портрет императрицы Екатерины II во весь рост, в великолепной раме с императорской короной. Другая зала, Лукуллова, была обита гобеленовыми обоями, изображающими мифологические сцены - это был подарок императрицы. Кругом стояли дорогие мраморные статуи. Почти везде были развешаны картины первых мастеров, ценность им полагают в 100 тысяч рублей».

Пятикупольная церковь Св. Екатерины, построенная в 1793-1797 годах, вероятно, по проекту Кваренги, была огромной, как городской собор. Композиция ее не имела себе подобных в русской архитектуре.

Великолепные постройки Ляличей утопали в зелени великолепного пейзажного парка, в котором насчитывалось около ста пород деревьев. Это было одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Площадь парка составляла 150 гектаров. Его окружала каменная стена общей протяженностью около десяти километров. Цепочка каскадных прудов отделяла регулярную часть парка от пейзажной. Обе части парка соединяла система живописных аллей и затейливо проложенных дорожек в совокупности с земляными плотинами, мостиками и переходами. Аллеи украшали более пятидесяти мраморных статуй. Среди парковых «затей» выделялись небольшой летний дворец, известный под названием «Зала беспечности», и многоколонный «Храм благодарности», в котором была установлена бронзовая статуя фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского - покровителя Завадовского - работы скульптора Рашетта. Великий полководец был изображен в облике римского воина в доспехах. В 1860-х годах эта статуя была перенесена в город Глухов. До 1941 года скульптура хранилась в местном краеведческом музее, а во время Великой Отечественной войны была вывезена фашистами в Германию. Дальнейшая судьба ее неизвестна.

Ляличи, настоящая сокровищница памятников архитектуры, скульптуры, декоративного и садово-паркового искусства, разделили судьбу многих тысяч русских усадеб. Уже во второй половине XIX века начался упадок. Огромный комплекс нуждался в элементарном поддержании, а на это далеко не у всех последующих владельцев усадьбы находились необходимые средства. После смерти П.В. Завадовского его сын продал имение Энгельгардтам, которые владели Ляличами до 1847 года. Затем усадьба перешла к барону Черкасову, от него - к некоему Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову... Ляличи переходили из рук в руки, иногда усадьба пребывала в полной заброшенности и потихоньку растаскивалась.

Последними владельцами были гомельские купцы Голод-цы, которые явно не знали, что им делать со всем этим великолепием, по частям продавали усадебные постройки на слом и вырубали парк, который для них представлял собой лишь столько-то «саженей дровяного леса». Уже к началу XX века дворец являл собой дикое зрелище: выломаны оконные переплеты, содраны полы, и среди всего этого разрушения нелепо и обреченно выглядят роскошнейшие росписи стен и потолков, лепнина...

А в 1918 году Ляличи были сожжены. Погиб главный дворец, от него остались только руины подвальной части и одиноко стоящие колонны главного портика. Боковые флигели, также горевшие, впоследствии были восстановлены. В усадьбе разместилась еврейская коммуна, позднее преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла. Последний удар Ляличам нанесла Великая Отечественная война.

Сегодня в Ляличах сохраняются остатки главного дома, полуразрушенные флигели, небольшая часть ограды, корпус оранжереи (перестроенный из конюшни) и руины Екатерининской церкви. Одичавший парк в значительной степени был вырублен еще в начале XX века.

Последние публикации:

Почему мы продаем свой дом? Причины могут быть самые различные: переезд в другой город, страну, деревню либо смена работы и другие. Решение приняли окончательно и бесповоротно

История усадьбы…важно ли это?

Возможно, кому-то повезло жить в какой-то старинной усадьбе, хозяином которой прежде был какой-то аристократ. В таком доме можно почувствовать себя в его шкуре, попытаться понять, о чём он думал и как жил

Параметры высоток – важный аспект строительства

Характерными контурами городского современного ландшафта многих городов стали высотные здания. Строительство таких зданий не только делают город современным, но и на небольшом участке земли обеспечивают беззаботное проживание большому количеству людей.

Как накопить на квартиру?

Не однократно, и уверена в том, что каждый задавал вопрос, где взять деньги на покупку недвижимости? Каким образом накопить их как можно быстрее? Ведь покупка квартиру в крупных городах – это не дешевое удовольствие и даже доплату на обмен или первичный взнос по ипотеке, являет собой очень не маленькую сумму.

История «графских развалин»

В нашей области немало интересных исторических мест, памятников материальной и духовной культуры, архитектуры, природы, связанных с известными деятелями отечественной науки, литературы и искусства, политики, которые могли бы составить честь любому уголку России, а то и всего мира. Теперь, когда автомашины есть у многих, жители города и области охотно путешествуют по родному краю, бывают в исторических местах, связанных с именами А.К. Толстого, в с. Красный Рог, Ф.И. Тютчева, в Овстуге, посещают поселения, где прежде были знаменитые монастыри, храмы, как, например, ныне возрождаемый Свенский монастырь под Брянском, или Покровский монастырь в Климовском районе. Каждое такое путешествие добавляет к нашим представлениям о своей малой родине что-то новое, побуждает глубже осознавать своё личное место в цепочке поколений, чувствовать связь с предками, которые когда-то давно создали всё, чем мы теперь можем гордимся.

К сожалению, наша причудливая история не всегда даёт повод лишь только для гордости, в разные времена и по разным причинам мы утратили часть своего духовного и культурного наследия, обратив в руины то, чем жители иных зарубежных стран восхищаются и доныне, превратив места своих средневековых замков и дворцов, прекрасных старинных парков в доходное предприятие, привлекающее туристов со всего света. Отрадно, поэтому, узнавать, что в последние годы и в нашей области стремятся возродить некоторые разрушенные памятники истории и культуры, чтобы и мы, и будущие поколения, увидели то, чем славилась прежде наша древняя земля. Об одном таком месте и будет моя новая запись.

В Суражском районе нашей Брянской области сохранились величественные развалины бывшей богатой усадьбы, принадлежавшей когда-то одному из знаменитых екатерининских вельмож, графу Петру Васильевичу Завадовскому. Усадьба, построенная по проекту знаменитого Джакомо Кваренги в далёком от столицы имении Ляличи, тогдашней Малороссийской губернии, поражала современников и потомков своими размерами и красотой. Немного было подобных мест в Российской империи, где богатство владельцев являло себя с такой роскошью и размахом.

На территории 1343 на 1180 метров были возведены грандиозные постройки — большой дом дворцового типа с галереями и флигелями, различные хозяйственные и служебные строения, церковь святой Екатерины и был разбит обширнейший пейзажный парк с летним дворцом, храмом — ротондой, всевозможными «затеями» и статуями. «Затеями» именовались укромные уголки среди парка, гроты, летние беседки, необычные клумбы с невиданными прежде цветущими растениями, крошечные водопады, небольшие пруды и ручейки, которые создавали прохладу в летние дни и придавали рукотворному парку очарование «патриархальной природы».

Таким был этот дворец ещё многие годы спустя. Величественное, трёхэтажное в центре, здание, было украшено раскинувшимися закругленными галереями, по высоте равными первому этажу дома, которые соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями. Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов «зеркальный» зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада. Одна из легенд, связанных с этим дворцом, утверждает, что всего в нём было 365 комнат, по одной на каждый день года, и ежедневно одна из них убиралась по-царски, чтобы показать, что хозяин этого великолепия каждый день ждёт свою повелительницу, Екатерину II, в гости. Скорее всего, это просто более поздняя выдумка, но кто теперь может знать точно?!.. Во всяком случае, в старых описаниях дворца говорится, что в нём было 250 помещений.

А другая легенда рассказывает, что, когда Павел I, ставший императором после смерти Екатерины II, узнал о том, что дворец Завадовского выше, чем тогда предписывалось, он послал ревизоров проверить, так ли это, но граф за ночь успел засыпать первый этаж, превратив его в цокольный и, таким образом, избежал обвинения, что его дворец выше Гатчинского дворца самого Павла. Правда, есть сведения, что этот этаж и планировался Кваренги как цокольный, но кому это интересно?! История любит сохранять подобные легенды, где Закон отступает перед хитростью! Ещё рассказывают, что во время постройки дворца, кирпич для него передавался из г. Мглина по цепочке, выстроенной из крепостных графа, это около 25 км.

На старых фотографиях можно увидеть как усадьбу, так и внутренние помещения дворца.




Величие этих построек восхищало и поражало современников и изумляло, да и продолжает изумлять, потомков. Но усадьба разделила судьбу многих подобных грандиозных сооружений, она переходила из рук в руки, постепенно разрушалась и представляла собой печальное зрелище уже накануне революции.

После революции большой дворец был почти до основания разобран, из кирпичей построили фабрику в Сураже, отдельные постройки ансамбля использовались новой властью, там располагалась школа, вероятно ещё что-то, но былое величие утратилось. Лишь в последние годы стали выделяться средства на реставрацию, уже заметно, что частично восстановили храм Святой Екатерины, по планам — впереди восстановление многих объектов, в том числе и дворца.

Максимы русского барина

Судьба самого Петра Васильевича Завадовского (1739 — 1812) очень интересна. Это тот случай, когда человек сделал карьеру из самых низов — благодаря тому, что сначала оказался в фаворитах у Императрицы, а потом сумел проявить себя как умный и деятельный чиновник, занимавший разные посты, он остался в нашей истории. Именно он был первым министром просвещения в России.
На эту должность граф Завадовский был назначен в 1802 году при учреждении Министерств. В ведение его министерства входили Академия наук, Российская академия, университеты и другие учебные заведения, типографии, цензура, народные библиотеки, музеи и различные общества по распространению знаний. При Завадовском были учреждены учебные округи, росло количество народных школ, уездных училищ, гимназий. В 1804 году были открыты университеты в Харькове и Казани, а так же педагогический университет на базе учительской семинарии в Петербурге. Жива память о Завадовском и в Прибалтике, где в 1802 году был открыт Дерпский университет, а 4.04.1803г. образован Виленский университет, при котором, по ходатайству П.В. Завадовского, была учреждена главная семинария для священников.

Граф был не чужд и творчества, — ему принадлежит немало метких и остроумных высказываний о разных вещах. Ведь это был великолепный XVIII век, когда вся просвещённая Европа внимала глубоким мыслям великих мудрецов — Руссо, Дидро, Вольтера… Наш русский барин тоже оказался небесталанным, и его мысли, возможно, наивные для его далёких потомков, думаю, ценились и повторялись современниками. Вот, например (спасибо estatez за помощь):

  • Кто две стороны судит, тот лучше видит истину.
  • У нас обычно не привыкли облегчать ношу, но чем кто ретивее, тем паче груз увеличивают.
  • Трудное не ставят невозможным, да и последнее не остановляет наших воображений.
  • К чему простирать рассуждения по делам вон из своего поста? Вёсла не указывают рулю в его деле.
  • Разность мнений бывает и от того, ежели не в один пульс щупаем тело.
  • Нельзя, да и трудно попадать на сущий быт вещей в заочности.
  • В незнании вещей и худшее принимается за лучшее.
  • Не бессознательным шагом, а ощупью надобно проходить своё поприще.
  • Злословие всегда устремляется и на самые полезные подвиги.
  • Обыкновенно всех вещей великих начатки скудны и малы.
  • Ничто не уходит от критики. Но сколько вещей знаменитых совершилось, не взирая на запинания от оной.
  • Кротость и умеренность не годятся при дворе: почитая всякого, сам от всех будешь презрен.
  • Иногда лекарства хуже болезни.
  • Долготою века и пресечением оного не прельщаюсь, ни мятусь, полагая, что для умерших то и другое совершенно ничто.
  • Кто жил довольно и нагляделся на волны житейского моря, тот не приобщится заблуждениям и отойдёт, чтобы издали смотреть, опираясь на свой посох.
  • Закон непреложный самой природы и на быт физический и на быт политический ровно действует, чтобы вещи пребывали в вечном движении. Ничто не рождается, ничто не погибает, а только сложное расходится, а разрушенное слагается; и в сём состоит течение мира и всех веков.
  • В войне то обычайно, что первым громом ушибленные, редко восстают, а по крайней мере оправляются нескоро.
  • Пользоваться победою не все победители умеют.

Не беда, что некоторые максимы графа напоминают высказывания его отдалённого потомка, директора Пробирной палатки, К.Пруткова, всё же к одному сословию принадлежали и даже в отдалённом родстве состояли. Понятно теперь, откуда Козьма Петрович черпал свою мудрость! (Графский род Толстых породнился с потомками графа Завадовского).

Сегодняшний день старой усадьбы

Как и многие, я знала об этой усадьбе давно, но побывать там довелось лишь 17 ноября, в пасмурный и неприветливый день поздней осени. Однако, величественные развалины не могли оставить меня равнодушной, я ходила среди них и пыталась представить себе вельможную фигуру хозяина, прекрасную хозяйку в старинном одеянии, вереницу нарядно одетых гостей, съезжающихся на очередной праздник в богатую и процветающую усадьбу. Высокие деревья в парке ещё сохраняют строгую направленность прежних парковых аллей, по каким-нибудь признакам я старалась угадать, что за «затеи» располагались в укромных уголках этого старинного парка, что за статуи укрывались за поворотами дорожек, где были любимые места для прогулок у хозяев и гостей этой усадьбы… На её территории можно увидеть не только руины и развалины былого великолепия, но и частично сохранившиеся постройки.