Устная научная речь. Значение «научная речь

УЧЕБНО-НАУЧНАЯ РЕЧЬ

Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные ситуации, в которые попадает человек в разные периоды жизни в связи с тем или иным этапом своего воспитания и обучения. За каждой коммуникативной ситуацией закреплены наиболее типичные, распространенные, частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможно обучение.

Например, при определении предмета используются такие языковые формулы, как: что есть что; что - это что; что называется чем.

Введение термина осуществляется с помощью следующих клише: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего.

Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается и чем.

Возникновение предмета или явления описывается такие формы речи: что образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.

Приведем пример учебно-научного текста.

Гроза - атмосферное явление, вызываемое бурным скоплением водяного пара и сопровождаемое электрическими разрядами.

Образование грозы связано с развитием сильных токов воздуха и мощных кучевых облаков и сопровождается внезапными и обильными осадками.

В речевой учебной практике учащиеся чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи, как сообщение и ответ. Сообщение и ответ - выступление учащихся, тематически связанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задача которой - продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степень усвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматривать как рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета. В таком рассуждении выделяются тезис (то, что доказывается) и аргументы. В доказательной части ответа выделяются пример и его объяснение. Таким образом, структура отличного ответа такова:

теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.);

доказательная часть - пример;

объяснение примера.

Языковой пример - это начало доказательной части ответа, на основании которой можно судить об истинных знаниях учащегося.

Объяснение примера - это его анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Объяснение примера показывает, насколько сознательно усвоен материал, как учащийся соотносит общее и частное и умеет доказывать выдвинутое положение, что характеризует степень овладения учебно-научным стилем изложения. Существует два типа объяснений примеров:

объяснение-пояснение, комментирующее выдвигаемое положение;

объяснение-толкование, раскрывающее существо рассматриваемого положения.

Часто в одном ответе используются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом не нарушались требования к качеству объяснения примера:

соответствие теоретическому положению и приведенному примеру;

подведение данного частного случая под общее положение.

Существуют различные виды ответов.

Ответ-анализ формирует умение строить рассуждение от общего к частному. В основе такого ответа лежит описательная характеристика, в нем указываются признаки, свойства, части описываемого предмета, раскрывается содержание понятия. В таком ответе обязательно используются определения понятия, которые комментируются, поясняются примерами, дополняются какими-либо сведениями. Отбор материала к ответу подчинен задаче - назвать предмет, описать его признаки. Последовательность работы над составлением устного ответа-анализа следующая:

сформулировать правило;

подобрать примеры;

прокомментировать (объяснить) примеры.

Приведем пример ответа-анализа.

Проверка вычитания.

Вычитание можно проверить сложением.

Найдем разность: 96-75=21

Выполним проверку: 21+75=96. К разности прибавили вычитаемое, получили уменьшаемое. Следовательно, вычитание выполнено верно.

Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач. Подобные ответы используются тогда, когда требуется создание обобщающих формулировок, например, при ответах на такие вопросы: "Каковы правила постановки знаков препинания в конце предложения?", "На основании каких признаков слова распределяются по частям речи?". Ответы на подобные вопросы строятся на выделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковых категорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение.

Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции. Приведем пример ответа-группировки.

Перестановка множителей.

От перестановки множителей произведение не изменяется.

Известно, что умножение - это сумма одинаковых слагаемых. Первое предложение можно записать так: 2+2+2+2=8, а второе предложение - 4+4=8. Сумма не изменилась. Воспользовавшись определением умножения, мы увидели, что от перестановки множителей произведение не изменилось.

Овладение нормами учебно-научной речи приводит и к овладению существенными для научного общения смысло-речевыми категориями, такими, например, как согласие, несогласие, сомнение, уверенность, неуверенность, комментирование, аргументирование, оценка выдвинутых аргументов, разъяснение или защита точки зрения, дополнение мысли отвечающего (говорящего), утверждение, отрицание и пр.

Список литературы

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1978.

Блюменау Д.И. Проблемы свертывания научной информации. - М., 1982.

Васильева А.Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. - М., 1976.

Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990.

Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М., 1991.

Гринев С.В. Введение в терминоведение. - М., 1993.

Кожин А.А., Крылова О.А., Одинцов В.В. Функциональные типы русской речи. - М., 1982.

Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966.

Кузнецова Л.М. Пособие по обучению конспектированию: На материале общественно-политической литературы. - М., 1980.

Метс Н.А., Митрофанова О.Д., Одинцова Т.Б. Структура научного текста и обучение монологической речи. - М., 1981.

Митрофанова О.Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. - М., 1976.

Митрофанова О.Д. Язык научно-технической литературы. - М., 1973.

Разинкина Н.М. О понятии стереотипа в языке научной литературы (К постановке вопроса) // Научная литература: Язык, стиль, жанры. - М., 1985.

Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. Под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1990.

Сенкевич М.П. Научные стили. - М., 1967.

Сенкевич М.П. Стилистика научной речи и редактирование научных произведений. - М., 1984.

Славгородская Л.В. Научный диалог. - Л., 1986.

Соловьев В.И. Составление и редактирование рефератов. - М., 1975.

Терминология и культура речи. - М., 1981.

Шмелев Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Сфера общественной деятельности, в которой функционирует научный стиль, - это наука. Ведущее положение в научном стиле занимает монологическая речь. Этот функциональный стиль обладает большим разнообразием речевых жанров; среди них основными являются: научная монография и научная статья, диссертационные работы, научно-учебная проза (учебники, учебные и методические пособия и т. п.), научно-технические произведения (разного рода инструкции, правила техники безопасности и проч.), аннотации, рефераты, научные доклады, лекции, научные дискуссии, а также жанры научно-популярной литературы.

Научный стиль реализуется преимущественно в письменной форме речи. Однако с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением числа различного рода научных контактов, таких, как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Основными чертами научного стиля и в письменной, и в устной форме являются точность, абстрактность, логичность и объективность изложения. Именно они организуют в систему все языковые средства, формирующие этот функциональный стиль, и определяют выбор лексики в произведениях научного стиля. Для этого функционального стиля характерно использование специальной научной и терминологической лексики, причем в последнее время здесь все больше места занимает международная терминология (сегодня это особенно заметно в экономической речи, например менеджер, менеджмент, квотирование, риэлтер и проч.). Особенностью использования лексики в научном стиле является то, что многозначные лексически нейтральные слова употребляются не во всех своих значениях, а только, как правило, в одном. Например, глагол «считать», имеющий четыре значения, в научном стиле реализует преимущественно значение: «делать какое-нибудь заключение о ком-нибудь или чем-нибудь, признавать, полагать».

Употребление в одном, становящемся терминологическим значении характерно и для существительных, и для прилагательных, например, тело, сила, движение, кислый, тяжелый и т. п.

В научной речи по сравнению с другими стилями наблюдается более широкое использование абстрактной лексики по сравнению с конкретной. Лексический состав научного стиля характеризуется относительной однородностью, замкнутостью, что выражается, в частности, в меньшем использовании синонимов. Объем текста в научном стиле увеличивается не столько за счет употребления различных слов, сколько за счет многократного повторения одних и тех же.

В научном функциональном стиле отсутствует лексика с разговорной и разговорно-просторечной окраской. Этому стилю в меньшей степени, чем публицистическому или художественному, свойственна оценочность. Оценки используются, чтобы выразить точку зрения автора, сделать ее более понятной и доступной, пояснить мысль, привлечь внимание и в основном имеют рациональный, а не эмоционально-экспрессивный характер.

Научная речь отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и объективностью изложения. В текстах научного стиля приводятся строгие определения рассматриваемых понятий и явлений, каждое предложение или высказывание логически соединено с предшествующей и последующей информацией.

В синтаксических структурах в научном стиле речи максимально демонстрируется отстраненность автора, объективность излагаемой информации. Это выражается в использовании вместо 1-го лица обобщенно-личных и безличных конструкций: есть основания полагать, считается, известно, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть, надо обратить внимание и т. п. Этим же объясняется и применение в научной речи большого количества пассивных конструкций, в которых реальный производитель действия обозначается не грамматической формой подлежащего в именительном падеже, а формой второстепенного члена в творительном падеже или вообще опускается. Поэтому на первый план выдвигается само действие, а зависимость от производителя уходит на второй план или вообще не выражается языковыми средствами.

Стремление к логичности изложения материала в научной речи приводит к активному использованию сложных союзных предложений, а также конструкций, которые осложняют простое предложение: вводных слов и словосочетаний, причастных и деепричастных оборотов, распространенных определений и проч. Наиболее типичными сложноподчиненными предложениями являются предложения с придаточными причины и условия, например: «Если плохо работает предприятие или какое-то его структурное подразделение, то это значит, что здесь не все в порядке с менеджментом».

Проанализируем отрывок из статьи А. Попова «Генезис менеджмента и управления»:

«Российская Федерация находится на пороге XXI в, который будет характеризоваться высоким уровнем информатизации и компьютеризации, инновационным предпринимательством, широким применением информационных технологий менеджмента. В экономике России будет происходить глубокий сдвиг от «управленческой» экономики к экономике «предпринимательской». Есть основания полагать, что предпринимательская экономика из чисто американского явления распространится на другие индустриально развитые страны, а менеджмент пойдет по пути развития новых информационно-управленческих технологий, являющихся основой преобразования предпринимательской экономики в предпринимательское общество».

Этот отрывок содержит множество терминов и абстрактных существительных (информатизация, компьютеризация, менеджмент, технологии, применение, сдвиг, развитие и проч.), пассивные глаголы (характеризоваться, распространится), причастный оборот, однородные члены, сложноподчиненные предложения с определительным и изъяснительным значением (который, что), союз а, выражающий сопоставительные отношения. Каждое предложение максимально насыщено информацией; чтобы понять этот текст, надо обратиться к нему не один раз. Информационная насыщенность предложения - характерная черта научного стиля речи.

Тексты научного стиля речи могут содержать не только языковую информацию, но и различные формулы, символы, таблицы, графики и т. п. В большей степени это распространяется на тексты естественных и прикладных наук: математики, химии, физики и др. В качестве примера приведем отрывок из научной статьи А. Олейника на экономическую тему «Издержки и перспективы реформ в России: институциональный подход»:

Введем дополнительную переменную Р, используемую для обозначения вероятности выполнения контракта Продавцом, оцениваемой Покупателем. Соответственно (1 - р) - то, как оценивает Покупатель вероятность обмана. Ожидаемая полезкость совершения предоплаты составит тогда EU = 10р+ (-5) (1 - р) = 15р - 5, а ожидаемая полезность воздержания от предоплаты: EU = Ор+ 0 (1 - р) = 0 Покупатель сделает предоплату, только если 15р - 5 больше О, Иными словами, р должна быть больше 1/3, чем и определяется минимально допустимый уровень доверия Покупателя к Продавцу.

Практически любой научный текст может содержать графическую информацию; это одна из черт научного стиля речи.

Инструкция

Независимо от научного направления, в рамках которого создается текстовый документ в научном стиле, письменная научная речь имеет такие общие особенности, как строгий отбор средств языка, доказательность и аргументированность изложения, монологический характер и тяготение к нейтральной речи с использованием специальных терминов.

С точки зрения употребляемой лексики для научного стиля характерно использование абстрактных существительных. В научной речи широко используются заимствованные и интернациональные слова. В тексте активно применяются различного рода термины, т.е. слова или словосочетания, обозначающие понятия, специфические для какой-либо сферы человеческой деятельности. В письменной научной речи используются как понятия, одинаково актуальные для всех сфер науки («элемент», «функция», «качество», «свойство» и др.), так и термины, общие для ряда смежных наук (естественных, гуманитарных, точных), а также специфические термины, используемые в рамках одной научной дисциплины (например, «флексия», «аффикс», «коннотация» и др. термины языкознания).

Из морфологических особенностей письменной научной речи следует отметить специфичное употребление глаголов. Зачастую в научных работах используются глаголы несовершенного вида («обозначает», «следует»), возвратные глаголы («используется», «применяется»). Распространены в письменной научной речи и страдательные причастия («составлены», «выведены»), а также краткие прилагательные («специфичны», «однозначны»). Применение местоимений первого лица в научной речи также своеобразно. Принято вместо местоимения «я» употреблять форму «мы». Считается, что это создает атмосферу объективности, а также свидетельствует о скромности автора.

С точки зрения синтаксиса для научного стиля изложения характерно употребление безличных предложений, использование именного сказуемого, а не глагольного. В письменной научной речи, как правило, используются сложные предложения с различными видами союзов («вследствие этого», «в то время как»). Для этого стиля изложения характерно большое количество вводных слов и словосочетаний.

Письменная научная речь порой считается излишне «сухой» и «неэмоциональной», однако и в ней используются средства языковой выразительности, в частности, такие экспрессивно-эмоциональные средства, как формы превосходной степени имен прилагательных («ярчайшие представители», «наиболее интересные явления»), вводные слова и наречия, ограничительные и усилительные частицы. Особым средством эмоциональной выразительности, а также способом привлечения внимания читателя служат в письменной научной речи риторические и проблемные вопросы.

Используемый в сфере науки и обучения. Главными его чертами являются следующие: обобщенность и отвлеченность, терминологичность, подчеркнутая логичность. Второстепенные черты: однозначность, смысловая точность, стандартность, объективность, краткость, строгость, ясность, некатегоричность, безличность, образность, оценочность и др.

Выделяют три подстиля: собственно-научный стиль текста (статьи, монографии, диссертации, научные доклады, выступления в научных конференциях, диспутах), научно-учебный (лекции, учебники), сообщения, очерки).

Научный стиль: его основные характеристики

Академик Лихачев Д. С. в своих работах указывал:

1. Требования к научному стилю значительно отличаются от требований, предъявляемых к языку художественной литературы.

2. Использование метафор и разных образов в языке научной работы допустимо, только если необходимо поставить логический акцент на определенной мысли. В научном стиле образность — это лишь педагогический прием, необходимый для привлечения внимания к основной мысли работы.

3. Действительно хороший язык научного стиля не должен замечаться читателем. Он должен замечать лишь мысль, а не язык, которым мысль выражена.

4. Главным достоинством научного языка является ясность.

5. Другие достоинства научного стиля — это краткость, легкость, простота.

6. Научный стиль предполагает минимальное использование придаточных предложений в научных работах. Фразы должны быть короткими, переход от одного предложения к другому — естественным и логическим, «незамеченным».

7. Следует избегать частого употребления местоимений, которые заставляют думать, что ими заменено, к чему они относятся.

8. Не нужно бояться повторений, стараться избавляться от них механически. Одно и то же понятие должно обозначаться одним и тем же термином, нельзя заменять его синонимом. Следует избегать только таких повторений, которые пришли от бедности языка писателя.

10. Научный стиль призывает обращать особое внимание на качество слов. Лучше использовать слово «напротив» вместо «наоборот», «различие» вместо «разница».

Тексты научного стиля: характеристика языковых средств

— высокая частотность (примерно 13 %), предлогов, союзов, предложных сочетаний (по причине, при помощи, на основе, сравнительно с..., в отношении, в связи с... и др.);

— сложные предложения (особенно сложноподчиненные);

— предложения с вводными словами, деепричастными и причастными оборотами.

Научный стиль должен быть знаком всем и каждому.

Учебно-научная речь - разновидность научной речи, имеющая особую сферу применения: она используется в процессе передачи и усвоения знаний, то есть в процессе обучения. Имея общие с научной речью основные признаки, учебно-научная речь обладает и рядом особенностей, главная из которых - обучающая направленность высказывания. Чтобы овладеть законами выражения мысли в учебно-научной речи, необходимо хорошо знать коммуникативные ситуации, в которые попадает человек в разные периоды жизни в связи с тем или иным этапом своего воспитания и обучения. За каждой коммуникативной ситуацией закреплены наиболее типичные, распространенные, частотные языковые средства. Для успешного общения в учебной сфере необходимо знание минимума элементарных моделей предложений, без которых невозможно обучение.

Например, при определении предмета используются такие языковые формулы, как: что есть что; что - это что; что называется чем.

Введение термина осуществляется с помощью следующих клише: что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

Принадлежность предмета к классу определяется с помощью формул: что относится к чему; что принадлежит к чему; что входит в группу чего.

Классификация предметов может быть произведена с использованием таких выражений: что делится на что; что разделяют на что; что различается и чем.

Возникновение предмета или явления описывается такие формы речи: что образуется из чего; что развивается из чего; кто создает что; кто конструирует что; кто изготовляет что.

Приведем пример учебно-научного текста.

Гроза - атмосферное явление, вызываемое бурным скоплением водяного пара и сопровождаемое электрическими разрядами.

Образование грозы связано с развитием сильных токов воздуха и мощных кучевых облаков и сопровождается внезапными и обильными осадками.

В речевой учебной практике учащиеся чаще всего используют такие жанры устной монологической научной речи, как сообщение и ответ. Сообщение и ответ - выступление учащихся, тематически связанное с изучаемым материалом. Это монологическая форма устной речи, задача которой - продемонстрировать знание правил, терминов, законов и степень усвоения учебной информации. Устный воспроизводящий ответ следует рассматривать как рассуждение на темы, связанные с изучением соответствующего предмета. В таком рассуждении выделяются тезис (то, что доказывается) и аргументы. В доказательной части ответа выделяются пример и его объяснение. Таким образом, структура отличного ответа такова:

Теоретическое (научное) положение (правило, определение и т.п.).

Доказательная часть - пример.

Объяснение примера.

Языковой пример - это начало доказательной части ответа, на основании которой можно судить об истинных знаниях учащегося.

Объяснение примера - это его анализ, который производится для того, чтобы разъяснить, прокомментировать, доказать выдвинутое положение. Объяснение примера показывает, насколько сознательно усвоен материал, как учащийся соотносит общее и частное и умеет доказывать выдвинутое положение, что характеризует степень овладения учебно-научным стилем изложения. Существуют два типа объяснений примеров:

Объяснение-пояснение, комментирующее выдвигаемое положение.

Объяснение-толкование, раскрывающее существо рассматриваемого положения.

Часто в одном ответе используются различные типы и способы объяснений, но важно, чтобы при этом не нарушались требования к качеству объяснения примера:

соответствие теоретическому положению и приведенному примеру;

подведение данного частного случая под общее положение.

Существуют различные виды ответов.

Ответ-анализ формирует умение строить рассуждение от общего к частному. В основе такого ответа лежит описательная характеристика, в нем указываются признаки, свойства, части описываемого предмета, раскрывается содержание понятия. В таком ответе обязательно используются определения понятия, которые комментируются, поясняются примерами, дополняются какими-либо сведениями. Отбор материала к ответу подчинен задаче - назвать предмет, описать его признаки. Последовательность работы над составлением устного ответа-анализа следующая:

сформулировать правило;

подобрать примеры;

прокомментировать (объяснить) примеры.

Приведем пример ответа-анализа.

Проверка вычитания.

Вычитание можно проверить сложением.

Найдем разность: 96-75=21.

Выполним проверку: 21+75=96. К разности прибавили вычитаемое, получили уменьшаемое. Следовательно, вычитание выполнено верно.

Ответ-обобщение формирует умение назвать предмет, описать его признаки, подобрать соответствующие языковые средства для решения этих задач. Подобные ответы используются тогда, когда требуется создание обобщающих формулировок, например при ответах на такие вопросы: "Каковы правила постановки знаков препинания в конце предложения?", "На основании каких признаков слова распределяются по частям речи?". Ответы на подобные вопросы строятся на выделении каких-либо признаков, принадлежащих группе явлений, языковых категорий. В результате их рассмотрения формулируется вывод-обобщение.

Ответ-группировка требует систематизации и обобщения знаний. Такие ответы формируют умение выделить какие-либо признаки предмета и сделать вывод-обобщение, подобрав соответствующие языковые средства, умение систематизировать признаки, используя соответствующие языковые средства и речевые конструкции. Приведем пример ответа-группировки.

Перестановка множителей.