В. Изменения в дворянском быту

Правообладатель иллюстрации Public domain Image caption

320 лет назад, 19-го (по старому стилю 9-го) марта 1697 года, Петр I выехал в Европу с "Великим посольством". То был первый в истории зарубежный визит главы российского государства.

Александр I находился за границей месяцами, но Петр установил рекорд: отсутствовал в Москве 1 год 5 месяцев и 16 дней. Загостился бы и подольше, да возникли особые обстоятельства.

Восемь лет на раскачку

Во время противостояния между Петром и Софьей в 1689-м году партия Нарышкиных считалась консервативной.

Петр, человек импульсивный и своевольный, не хотел жить, как его предки, "по старине", он жаждал перемен. Не зная, с чего начать, царь отправился в составе Великого посольства в Западную Европу, которую полюбил заочно по рассказам приятелей - моряков и кораблестроителей Евгений Анисимов, историк

Никому в голову не приходило, что этот пребывавший дотоле в тени молодой царь станет чего-то реформировать.

Придя к власти, 17-летний Петр, по словам Алексея Толстого, "жадно кинулся к удовольствиям" и лишь через восемь лет, похоронив властную родительницу, всерьез задумался, что делать со страной.

Общее направление было ясно: европеизация. Но хотелось своими глазами поглядеть, насколько реальная Европа совпадает с представлениями о ней, навеянными поездками на Кукуй и в Архангельск, и что конкретно можно было бы перенять.

Из путешествия он вернулся, с точки зрения подданных, другим человеком: с первых же дней принялся насильно брить боярские бороды, вводить новую одежду, обычаи и летосчисление, расхаживать по улицам с дымящейся трубкой в зубах. Не случайно возникла легенда, что "царя в Неметчине подменили".

Двусмысленная ситуация

Официально великими послами были назначены фаворит Петра Франц Лефорт, боярин Федор Головин и опытный дипломат Прокофий Возницын.

Их сопровождала свита из 20 дворян и 35 так называемых волонтеров, одним из которых был царь, путешествовавший с паспортом на имя бомбардира (младшего артиллерийского офицера) Петра Михайлова.

Он молвил: "Мне вас жалко, вы сгинете вконец; но у меня есть палка, и я вам всем отец! Не далее как к святкам я вам порядок дам!" И тотчас за порядком уехал в Амстердам Алексей Константинович Толстой, "История государства Российского"

Во время аудиенции у австрийского императора Леопольда тот, как положено, спросил послов о здравии их государя. Государь в это время стоял навытяжку за спиной Лефорта в преображенском мундире.

При этом об инкогнито не было и речи: хозяева повсюду прекрасно знали, с кем имеют дело.

Для подробного ознакомления с разными сторонами европейской жизни Петру требовались свобода рук и независимость от протокола.

Современный исследователь Андрей Буровский выдвигает лишь на первый взгляд парадоксальное предположение: Петру по его душевному складу вообще не нравилось быть монаршей особой. Власть-то он любил, а этикетом и церемониями тяготился, лучше всего чувствовал себя в роли ротного командира или лоцмана, и в Европе заимствовал культуру не дворцов, а таверн.

Многие очевидцы утверждают, что Петр, выпив, не раз говаривал: "Сбегу я от вас! Лучше в Голландии часовым мастером быть, чем у вас царем!"

14 ремесел

Систематического образования Петр не получил, читать и подолгу с кем-то беседовать не любил. Зато был ненасытен до зрительных впечатлений и с удовольствием работал руками.

Всюду он изучал технику, обычаи и нравы других народов, посещал музеи, театры, проявлял себя как человек любопытный, необычайный. Порой он казался европейцам весьма странным человеком и даже гениальным варваром Евгений Анисимов

Слова "знаю 14 ремесел" и "сам буду плотничать, бояр моих заставлю гвозди вбивать" он произнес в беседе с двумя высокообразованными и высокопоставленными дамами как раз во время Великого посольства.

По-настоящему никто не считал, но похоже на правду. Занимался он этим не только затем, чтобы подать пример боярам, хотя, вероятно, и такое соображение приходило ему в голову, а потому что самому нравилось.

В Пиллау (ныне город Балтийск Калининградской области) Петр практиковался в пушечной стрельбе под руководством подполковника фон Штернфельда, который выдал ему аттестат: "Господин Петр Михайлов везде за исправного, осторожного, благоискусного, мужественного и бесстрашного огнестрельного мастера и художника признаваем и почитаем быть может".

Добравшись 18 августа 1697 года до Голландии, сразу отправился в Заандам, где под именем Петра Михайлова поступил плотником на судоверфь Линста Рогге.

Царь-плотник

Деревянный домик на улице Кримп, где квартировал Петр, превращен в музей. Царь попросил постелить ему в стенном шкафу. По необъяснимой прихоти, ему нравилось спать в маленьких помещениях с низкими потолками.

Родовитые считали себя тоже людьми преобразовательного направления, но не такого, какое избрал Петр. Они желали бы, чтобы реформа шла так, как повели было ее цари Алексей, Федор и царевна Софья, когда, по выражению князя Бориса Куракина, "политес восстановлена была с манеру польского, и в экипажах, и в домовом строении, и в уборах, и в столах". Вместо того они видели политес с манеру голландского, матросского, с неблагородными науками, с иноземными инженерами, басами-мастерами, шкиперами да всякими приемышами вроде Данилыча Александр Соколов, историк, писатель

В Заандаме Петр провел всего неделю. Городок был небольшой, некоторые мастера трудились раньше на воронежской верфи, и русского царя сразу узнали. Взрослые и дети принялись бегать за ним по улицам, тыкая пальцами.

Самому назойливому голландцу Петр отвесил затрещину. Толпа расхохоталась: "Браво, ты пожалован в рыцари!"

На купленной парусной лодке Петр дошел до Амстердама, и при помощи бургомистра Николааса Витсена, бывавшего в России и имевшего с ней деловые связи, поступил рабочим на верфь голландской Ост-Индской компании.

Администрация верфи специально заложила новый фрегат "Петр и Павел", чтобы высокий гость и его волонтеры могли под руководством местных мастеров построить его от киля до клотика. Через три месяца корабль был спущен на воду.

Но на этом любезность голландцев закончилась. Они охотно учили русских плотницкому делу, а, по выражению Петра, "корабельную пропорцию" раскрывать не хотели.

6 января 1698 года Петр отправился в Англию, где на королевской верфи в Дептфорде знаменитый кораблестроитель Энтони Дин поделился с ним желанными ноу-хау.

Британия и Нидерланды имели в то время общего правителя - Вильгельма Оранского.

В туманном Альбионе Петр провел три месяца. Именно эта часть поездки оставила больше всего воспоминаний и подробностей.

Прикладные интересы

У Петра не было ни охоты, ни досуга всматриваться в политический и общественный порядок Западной Европы, в отношения и понятия людей западного мира. Попав в Западную Европу, он прежде всего забежал в мастерскую ее цивилизации и не хотел идти никуда дальше, по крайней мере, оставался рассеянным, безучастным зрителем, когда ему показывали другие стороны западноевропейской жизни. Когда он возвращался в отечество с собранными за полтора года впечатлениями, Западная Европа должна была представляться ему в виде шумной и дымной мастерской с машинами, молотками, фабриками, пушками, кораблями Василий Ключевский, историк

Петр тяготел, прежде всего, к протестантской северной Европе. Во Франции, Испании и Италии не было таких технических специалистов, а искусство и гуманитарные знания его не занимали.

Он изумил Вильгельма Оранского, оставив совершенно без внимания прекрасную картинную галерею Кенсингтонского дворца, зато сугубо заинтересовавшись барометром в кабинете короля.

В Лондоне, Портсмуте и Вуличе Петр осматривал арсеналы, доки, мастерские, кабинеты редкостей. Несколько раз ездил на военные корабли и детально вникал в их устройство. Дважды, к ужасу спутников, заходил в англиканские церкви, и даже причастился.

Епископ Солсберийский Джилберт Бернет пожелал встретиться с "царем варваров", чтобы попытаться убедить его в преимуществах англиканского вероучения. "Он или погибнет, или станет великим человеком", - написал епископ знакомому.

С пребыванием Петра в Англии связано начало массового курения в России. Лорд Кармартен пригласил его на обед и получил разрешение ввезти три тысячи бочек трубочного табака, авансом перечислив в царскую казну 20 тысяч фунтов.

Петр часто катался по Темзе на подаренной королем яхте. Посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор, Лондонское королевское общество по распространению знаний о природе, Оксфордский университет.

Побывал также на заседании парламента. И не одобрил: "Зело парламентом король их стеснен".

Подобно многим правителям России до и после него, он всю жизнь пытался решить задачу о квадратуре круга: как взять у Запада материальные достижения, не беря права человека и верховенство закона. В результате, по мнению многих историков, приблизил Россию к Европе по форме и отдалил по содержанию. Свободы при нем стало меньше, чем при первых Романовых.

Высокая политика

Помимо удовлетворения любознательности молодого царя, Великое посольство имело конкретную дипломатическую задачу: привлечь Англию, Голландию и Венецианскую республику в союз против Турции и убедить императора Леопольда не заключать с турками сепаратного мира без России.

Тогда назревала схватка за вакантный испанский престол между наследниками из династий французских Бурбонов и австрийских Габсбургов. Главные морские и колониальные конкуренты Людовика XIV - Британия и Нидерланды - готовились поддержать Австрию и посредничали в мирных переговорах между Стамбулом и Веной, чтобы последняя освободила руки для другой войны.

[Голландские] Штаты вместе с английским королём хлопотали о заключении мира между Австриею и Турциею. Этот мир был необходим для Голландии и Англии, чтоб дать австрийскому императору возможность свободно действовать против Франции: предстояла страшная война за наследство испанского престола, то есть для сокрушения опасного для всей Европы могущества Франции. Но во сколько для Англии и Голландии было выгодно заключение мира между Австрией и Турциею, во столько же им было выгодно продолжение войны между Россией и Турцией, чтоб последняя была занята и не могла снова отвлечь силы Австрии от войны за общеевропейские интересы Сергей Соловьев, историк

Разговоры о всеевропейском альянсе против "врагов Креста Господня" не заинтересовали ни Вильгельма Оранского, ни Леопольда.

В результате вскоре после завершения Великого посольства с турками пришлось мириться, не добившись того, чего хотели, а именно Керчи. Но внимание Петра уже переключилось на северное направление.

Не сформировав антитурецкого альянса, Великое посольство заложило основу альянса антишведского.

По пути домой Петр провел три дня в обществе саксонского курфюрста Августа Сильного, недавно избранного при поддержке Москвы на польский престол (свое прозвище этот мот и бонвиван получил за то, что, лишь по достоверным данным, являлся отцом семидесяти детей).

Между двумя примерными ровесниками возникла, как говорят в наши дни, "личная химия". Тайный договор о совместной войне со Швецией был подписан 1 ноября 1699 года.

В этой же поездке у Петра впервые "вырос зуб" на шведов.

Принадлежавшая им Рига стала первым после пересечения границы и единственным в Европе городом, где губернатор предпочел сделать вид, будто не знает, кто такой Петр Михайлов, не оказал гостю никакого почета и не разрешил осмотреть укрепления.

Через 12 лет, осадив Ригу и лично произведя три первых пушечных выстрела, Петр написал Меншикову: "Тако Господь Бог сподобил нам видеть начало отмщения сему проклятому месту".

Зародился и еще один будущий союз. В мае 1697 года Петра со всем радушием принял в Кенигсберге бранденбургский курфюрст Фридрих, готовившийся, вопреки Австрии и Ватикану, провозгласить себя королем Прусским и перенести столицу в Берлин.

Петр, не желавший ссориться с австрийцами, военной помощи не обещал, но заключил с курфюрстом торговое соглашение. После этого российско-прусские отношения более полутораста лет носили самый сердечный характер, не считая Семилетней войны 1756-1763 годов.

В разных странах посольство завербовало для работы в России около 700 специалистов.

Чудно время провели

Путешествие Петра сопровождалось выходками, с которыми берлинская "Калинка" Бориса Ельцина, как говорится, рядом не стояла.

В восточно-прусском Коппенбурге "Петра Михайлова" пригласили на неформальный ужин курфюрстина бранденбургская Софья-Шарлотта и гостившая у нее мать, курфюрстина ганноверская София.

Недостаток суждений и нравственная неустойчивость при обширных технических познаниях резко бросались в глаза заграничным наблюдателям 25-летнего Петра, и им казалось, что природа готовила в нем скорее хорошего плотника, чем великого государя Василий Ключевский

Поговорив про 14 ремесел, Петр в подпитии принялся рассказывать утонченным дамам, как пытал людей: "У вас королями быть разлюбезное дело, а наш народ до того упрям - у иного мясо до костей под кнутом слезет, а он все кряхтит, да запирается".

В Голландии при посещении знаменитого анатомического кабинета профессора Рюйша, заметив на лицах спутников брезгливые гримасы, гневно закричал на них и велел грызть зубами препарируемый труп.

Позднее осерчал на двух дворян из свиты (за что, история умалчивает) и потребовал у голландцев палача и плаху. Хозяева с трудом его отговорили, пообещав взамен отправить опальных в вечную ссылку на Яву. Несчастных действительно посадили на корабль, их дальнейшая судьба неизвестна.

В Дептфорде Петр с приближенными привели предоставленный им частный дом в такое состояние, что хозяин позднее получил с правительства в виде компенсации 350 фунтов - по тем временам, большие деньги.

Особенно впечатлила соседей "русская забава": кто-нибудь забирался в тачку, а остальные, гикая и гогоча, разгоняли ее по газону, чтобы импровизированный снаряд с треском врезался в живую изгородь.

Английских питейных заведений, одно из которых по сей день зовется "Таверной русского царя", Петру показалось мало, и он смастерил самогонный аппарат.

В застойное засилье боярского застолья ворвался стук топора, которым Петр рубил окно в Европу. - А дверь прорубил? - Нет. - Значит, они так в окно и лазали? Льюис Кэрролл, "Алиса в стране чудес", перевод Владимира Набокова

Реакция европейцев была разной. Некоторым импонировали первобытная энергия, непосредственность и любознательность, а жестокость и невоспитанность они списывали на "русское варварство".

"Мне понравилась его естественность. Это человек очень хороший и одновременно очень дурной. В нравственном отношении он полный представитель своей страны", - записала в дневнике Софья-Шарлотта.

"Жаждущие экзотики курфюрстины сочли Петра "очаровательно диким". К сожалению, они стали судить по Петру обо всей России, заложив тем самым отвратительную традицию видеть в нас своего рода "белых папуасов", - комментирует профессор Буровский.

Домой!

Последним пунктом программы значилась Венецианская республика.

Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при стуке топора и громе пушек А.С.Пушкин

После дипломатических неудач в Утрехте и Вене Петр собирался туда без энтузиазма. А тут пришли вести о стрелецком бунте.

Хотя князь-кесарь Федор Ромодановский доложил, что волнения уже подавлены, Петр, оставив для продолжения вялотекущих переговоров Возницына и сделав лишь одну короткую остановку для встречи с Августом Сильным, в сопровождении Лефорта, Головина и Меншикова поскакал в Москву - вершить розыск и расправу.

Время Петра I - это время активного проникновения в русскую жизнь элементов светской европеизированной культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царем плану. Им создавалась новая городская среда с незнакомыми прежде формами быта, времяпрепровождения. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений. В 1724 была основана Академия наук (открылась в 1725).

Наука и просвещение

1. В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государства-ми. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственно-му устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, ар-хитекторы, картографы, просто грамотные люди.

2. Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие препода-вали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.

3. Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.

4. При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, поло-жившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические кол-лекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 ты-сяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения. Огромное зна-чение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с са-мого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро россий-ской истории» Манкиева.

5. Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты за-падного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чер-тежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.

Архитектура. Искусство. Литература

1. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства, Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разрабо-танному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стоя-ли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.

2. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавлов-ский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.

3. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется рус-ским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных тради-ций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.

4. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художни-ки-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художни-ком, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя. Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».

5. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Мо-скве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.

6. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый ге-рой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

7. Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прослав-лял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким за-конам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федо-ра Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.

Изменения в дворянском быту

1. После возвращения «великого посольства» из Европы Петр I начал вводить одежду европейского образца. Царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. Продавцам длиннополого платья и сапог и лицам, носившим бороды, угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. Царь собственноручно стриг бороды и обрезал длинные кафтаны. Длинные бороды он оставил лишь священникам и крестьянам, ос-тальные за ношение бороды платили огромные пошлины. Подданные обязаны были также пить чай и кофе, курить табак.

2. В 1718 г. Петр ввел в Петербурге ассамблеи - торжественные приемы гостей в знатных домах. Он сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи приглашалось избранное общество: высшие вельможи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые. На них полагалось являться с женами и дочерьми. Ассамблеи были школами светского воспитания, где молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, общению. Главное значение ассамблей заключалось в том, что их введение положило конец затворнической жизни столичных женщин. Кодексом поведения молодого поколения стало «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», составленное неизвестным автором, которое излагало правила поведения молодых людей в семье, в гостях, в общественных местах, на службе.

3. Дворянский быт основательно изменился. Но жизнь крестьян и простых горожан оставалась прежней. Возник глубочайший разрыв между образом жизни народа и дворянства. Со временем это породит глубокое недоверие крестьянина к любому образованному человеку.

Значение европейской модернизации

Очевидным итогом преобразований явилась европеизация (модернизация) важнейших политических институтов страны, системы управления и жизни общества в целом. Для пояснения необходимо уточнить, в чем конкретно проявилась европеизация. Начать легче всего со сферы культуры и быта, где они были наиболее заметны. Дело не столько в том, что значительная и наиболее социально активная часть русского общества (дворянство, горожане, армия) переоделась в европейское платье, стала жить в домах, построенных в соответствии с европейской архитектурной традицией, а отчасти и в европеизированной городской среде, познакомилась с блюдами европейской кухни, обрела новые, приближенные к европейским, виды общественной и частной деятельности, в том числе информации и досуга. Дело в том, что все это в совокупности меняло сам уклад жизни, а следовательно, и мышление людей, их менталитет, систему ценностей. Русское общество стало более динамичным, более восприимчивым ко всему новому. Не менее заметными были процессы европеизации и в системе власти и управления. Модернизация проявилась и в названиях новых государственных учреждений и должностей в них, в рационализации делопроизводства, в системе иерархии учреждений, организации контроля за их деятельностью, выдвижении на первый план личной выслуги, признании постоянного и определенного денежного жалованья основным видом награды за службу, создании правовой основы государственной службы и т.д. Модернизация коснулась и хозяйственной сферы. В ходе реформы была осуществлена по существу индустриализация страны, которая, собственно, и обеспечила ликвидацию технической отсталости. Однако правовая и социальная основы индустриализации (использование труда крепостных и отсутствие условий для возникновения рынка свободной рабочей силы) были таковы, что, выведя страну из кризиса, реформа не создала базу для благоприятного и конкурентоспособного по сравнению с Европой развития экономики в дальнейшем. Напротив, в ходе податной, городской и областной реформ фактически были ликвидированы предпосылки развития экономики по капиталистическому пути, что обрекло ее на сугубо крепостнические формы и крайне низкие темпы развития.

Еще одно важнейшее проявление модернизации – в созданной в ходе преобразований социальной структуре русского общества. Она была значительно упрощена за счет ликвидации ряда маргинальных социальных категорий, что создавало возможность возникновения полноценных сословий европейского образца. В то же время сословия стали еще более зависимы от государства, еще менее свободны, чем прежде. Более всего противоречивость петровской реформы сказалась на положении дворянства. С Петра процесс складывания дворянства как единого сословия начинается как процесс консолидации русского дворянства. Суть его была в постепенном обретении сословных прав и привилегий и одновременном освобождении от государственного рабства, что означало начало борьбы дворянства с государством за свою свободу, которая превратило его в самостоятельную политическую силу. И тут не было бы ничего катастрофического, если бы сословные права русского дворянства не были жестко связаны с правами крестьянства.

Значительное усиление в результате петровской реформы крепостного права – одно из противоречий модернизационной по сути реформы. С обретением дворянством сословных прав государство теряло контроль над значительной частью своих подданных, так как освобождение дворянства означало, что помещичий крестьянин перестает быть подданным государства и становится собственностью помещика. Крепостничество способствовало закреплению в менталитете значительной массы крестьянства черт социального иждивенчества, социальной и хозяйственной пассивности, отсутствия представлений о личной свободе, достоинстве и пр.

Крайне противоречивы были итоги петровских реформ и в сфере экономики. С одной стороны, индустриализация, преодоление технической отсталости, создание десятков новых заводов. С другой – основанная на крепостническом труде промышленность, обреченная в силу этого на низкие темпы развития, на отсутствие стимулов повышения производительности труда, постоянную нехватку кадров рабочих и специалистов. В богатейшей природными, сырьевыми и трудовыми ресурсами стране не было средств для расширения производства, а иностранные капиталовложения были невозможны, поскольку владение промышленными предприятиями было опять же сопряжено с владением крепостными душами. В условиях жесткой зависимости производителей от государства формировалась структура промышленности, соответствующая удовлетворению нужд прежде всего государства, а не населения, что также не способствовало ее эффективному развитию.

Еще хуже обстояли дела в сельском хозяйстве. Единственные стимулы его развития были связаны с ростом потребностей помещиков. На протяжении более полутора столетий, до отмены крепостного права агрикультура не претерпевала никаких изменений, а производство новых видов продукции приходилось внедрять при помощи царских указов.

Многообразны и тоже противоречивы были последствия петровских реформ в духовной сфере. Именно нововведениям Петра мы обязаны появлением светской культуры, без чего Россия не стала бы членом мирового культурного сообщества. Однако европеизация была осуществлена таким образом, что новая культура стала достоянием лишь малой части народа, в результате разделившегося на две неравные части, произошел культурный раскол русского народа, и пропасть между носителями новой культуры со временем все более расширялась.

Предотвратив дезинтеграцию страны, петровские реформы создали принципиально новое Российское государство – самодержавную империю с сильным центром, разветвленным бюрократическим аппаратом и фискальной системой, опирающейся на мощь армии и полиции. Губернская реформа закрепила и прежде существовавшее положение, при котором все важные политические решения принимались в центре. Все это создало необыкновенно прочную, устойчивую систему власти и определило характер государства как унитарного.

Петровскими преобразованиями был надолго определен курс, стиль внешнеполитического поведения страны. Статус ведущей мировой державы способствовал формированию российского патриотизма, чувства гордости за свою страну. Но для его поддержания требовались многочисленные и боеспособные армия и флот, что в условиях крепостнической экономики, огромных неосвоенных пространств, территорий с неблагоприятными климатическими условиями и низкой плотностью населения означало напряжение всех ресурсов, всех сил общества и могло быть достигнуто лишь за счет жизненного уровня народа.

Подводя итоги, полагаю, что именно европеизация была единственно возможным для России того времени путем преодоления кризиса. Это определялось целым рядом обстоятельств. Во-первых, географическим положением страны, ее непосредственным соседством с европейскими державами, совпадением зон из политических и экономических интересов. Во-вторых, сам способ борьбы с технической отсталостью, как основной меры преодоления структурного кризиса, был связан с европеизацией, что неминуемо должно было затронуть социальную сферу, сферы управления и быта. В-третьих, путь европеизации был предопределен и основными тенденциями развития Российского государства в предпетровский период. Важен вопрос, какими темпами следовало ее осуществлять. На медленный эволюционный путь у России в условиях структурного кризиса и постоянно увеличивающегося разрыва с Западной Европой в уровне технического развития попросту не было времени.

В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.

Были открыты школы: навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, артиллерийская, инженерная, медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в. Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры. В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого. В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга. В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы. Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».

Россия в 30-е-50-е годы 18 века. «Дворцовые перевороты».

После смерти Петра I стал вопрос о престолонаследии. Из претендентов на трон по мужской линии был лишь один внук Петра I, сын царевича Алексея - Петр Алексеевич (будущий Петр II). По женской линии наибольшие шансы имела последняя супруга Петра - Екатерина. Екатерину поддерживали: Меньшиков, Ягужинский, Толстой, Макаров, Прокопович, Бутурлин. Внука Петра поддерживали: Голицины, Долгорукие, Шереметьев, Репнин. При поддержке гвардии на престол взошла Екатерина.

Неограниченное влияние на императрицу оказывал Меньшиков. Он стал фактическим правителем России. 1726 г. – создание Верховного тайного совета. Сенат и коллегии ставились под надзор этого органа.

В мае 1727 г. умерла Екатерина I. Ее приемником стал 12-летний царевич Петр. Но страной по прежнему фактически правил Меньшиков. Меньшиков рассчитывал выдать свою дочь Марию замуж за Петра II. Но во время болезни Меньшикова князья Долгоруковы восстановили Петра II против него. Он был сослан в сибирский город Березов, где и умер.

После смерти Петра II(1730)- было решено пригласить племянницу Петра I - Анну Ивановну(1730-1740). В сущности, императрица превращалась в марионетку верховников. Однако их затея провалилась. Анна восстановила самодержавие. Началась печально известная «бироновщина». Дворяне были недовольны этим режимом.

Г.-Анна умерла. Наследник-Иван IV Антонович, а регентом при нем стал Бирон. Бирон правил всего 22 дня. Он был свергнут Минихом. В ноябре 1741 г. гвардейцы-заговорщики возвели на престол дочь Петра I-Елизавету. Все дела она передоверила министрам и фаворитам - А.Г. Разумовскому и И.И. Шувалову. Наследником царицы стал ее племянник Петр III Федорович. В июне 1762 г. Петр III был свергнут, на престол возведена его жена - будущая Екатерина Великая(1762-1796).

Внутренняя политика Екатерины 2

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, "иметь фабрики и заводы по деревням". Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал-губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. Сама она получила прекрасное домашнее образование: обучение иностранным языкам, танцам, политической истории, философии, экономики, права и считалась умной и образованной женщиной. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи “просвещённого абсолютизма” имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств. Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Внешняя политика Екатерины 2

Вскоре после переворота государственный деятель Н. И. Панин предложил создать Императорский совет: 6 или 8 высших сановников правят совместно с монархом (наподобие кондиций 1730 г.). Екатерина отвергла проект создания Совета, увидев в нем попытку ограничить самодержавную власть, но при этом понимала, что реформа государственного управления необходима. Был ликвидирован кабинет министров, введенный Анной Ивановной. Сенат был разделен на 6 департаментов, каждый из которых имел Определенные полномочия. Тем самым Екатерина ослабила Сенат, превратив его из законодательного в простой административный орган. За департаментами наблюдал генерал-прокурор князь А. А. Вяземский, известный своей неподкупностью.

Было ликвидировано гетманство на Левобережной Украине, которой стал управлять генерал-губернатор Малороссии полководец П. А. Румянцев. Екатерина провела вторую секуляризацию монастырских земель, забрав их в казну. Духовенство теряло экономическое могущество, оно окончательно превращалось в особый разряд чиновничества.

Близкое знакомство Екатерины II с трудами знаменитых философов (Вольтера, Дидро) привели царицу к мысли о необходимости создания нового свода законов. Соборное уложение 1649 г. давно устарело, накопилось много царских указов, манифестов. Екатерина решила создать Комиссию для составления нового Уложения; возникли проекты Посошкова, Голицына, Татищева. В Уложенную комиссию избрали по всей России 564 делегата (дворяне, горожане, казаки, инородцы, государственные крестьяне и др.) для выработки общего, удовлетворяющего интересы всех подданных закона. В течение двух лет (1764-1765) Екатерина II работала над составлением «Наказа», своего рода руководства для депутатов, в основу которого были положены трактаты Монтескье и других западноевропейских философов-просветителей. «Наказ» провозглашал, что цель власти - содействовать добру, вводить наилучшие законы, а это мог сделать только просвещенный, самодержавный государь. В «Наказе» четко проводилась мысль о том, что власть и общество стоят выше человеческой личности, что права каждого человека вытекают из его сословной принадлежности и в соответствии с этим определяются законами монарха. В этом документе отвергались пытки, казни (лишь в особых случаях), говорилось о предупреждении преступлений. «Наказ» раздали депутатам Уложенной комиссии, которую созвали в 1767 г.

В составе Комиссии преобладали представители дворян, и неудивительно, что в начале своей работы Комиссия преподнесла Екатерине титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», титул стал законом. Члены Комиссии читали наказы с мест и обсуждали статьи будущего Уложения. Но в среде депутатов возникли серьезные разногласия, какие возникают между представителями разных сословий. Работа Комиссии ярко свидетельствовала о накале социальных противоречий в стране. Уложенная комиссия, не выполнив своей задачи, не создав нового общего закона, под предлогом войны с Турцией была распущена в 1769 г. (а упразднена в 1774 г.).

Понятно, почему Петр, самодержавный царь крепостнического государства, поначалу с таким жаром ухватился за традиции бюргерской Голландии: тут все было ему на руку - опыт в мастерствах, опыт в науках и, главное, опыт общения с морем и покорения моря. Из Голландии Петр выписывал мастеров и художников, там покупал картины, сам обучался там корабельному делу, а свое великое детище - Петербург - ему хотелось сделать похожим на Амстердам.

Большие возможности для дальнейшего развития русского зодчества раскрылись в строительстве нового города на берегах Неве, заложенного первоначально как порт и крепость, но вскоре превращенного в столицу. С самого начала Петербург строился как город, а не как собрание помещичьих усадеб: указом 1714 г. Петр категорически запретил строиться в глубине дворов, фасады должны были вытягиваться вдоль улиц, прямых и широких.

Строительство Петербурга сопровождалось большими работами по укреплению берегов Невы и малых рек, сооружению каналов. Для успешного решения новых задач были приглашены иностранные архитекторы, помогавшие быстрее освоить опыт западноевропейского строительства; одновременно русских мастеров посылали для обучения за границу. Из числа приглашенных иностранных зодчих значительное воздействие на развитие русской архитектуры оказали только те, которые в России прожили долго, познакомились с местными условиями, широко и серьезно подошли к решению поставленных задач. Наиболее крупным среди них был Д. Трезини, соорудивший Петропаловский собор и Петропаловские ворота в крепости, спроектировавший здание Двенадцати коллегий и Гостиный двор. Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.

Крупнейшими русскими зодчими, творчество которых сложилось в процессе строительства Петербурга, были М. Земцов, И. Коробов, П. Еропкин. Общая направленность их работ характеризует важнейшие основные области строительства второй четверти ХVIII века. М. Земцов был строителем различных по назначению сооружений - дворцовых и административных. Одним из известных произведением Земцова был Аничков дворец на Невском проспекте. С именем Коробова связаны большие работы в Адмиралтействе. Еропкин был выдающимся градостроителем. Стиль архитектуры этого времени может быть охарактеризован как раннее барокко в котором сплавлены воедино русские архитектурные традиции ХVII века и привнесенные формы западноевропейского строительства. Петру-победителю хотелось быть не хуже европейских монархов, не уступать им в блеске.

Он пригласил из Франции королевского архитектора Леблона и поручил ему главную роль в строительстве загородной резиденции Петергофа, который он задумал сделать подобием Версаля и даже превзойти французский оригинал. И в самом деле, Петергоф ослепителен, особенно его центральная панорама с каскадами фонтанов. Решающей для расцвета русского барокко была деятельность отца и сына Растрелли. Сын скульптора Растрелли, Бартоломео Растрелли-младший, был архитектором.

Его можно считать русским художником, т. к. он работал исключительно в России. Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцового ансамбля. Из города-порта и города-крепости Петербург был превращен им в город дворцов. Начинал он при Анне, а по-настоящему развернулся в царствование Елизаветы, то есть в 40-х и 50-х годах. Русская архитектура середины века частью создана, частью вдохновлена им. Большой Царскосельский дворец, Зимний дворец на берегу Невы, дом Строганова на Невском проспекте, собор Смольного монастыря - вот его лучшие образцы.

Они праздничны и строги, пластичны и ясны. В середине ХVIII века влияние Растрелли на современных ему архитекторов было огромно, в особенности на тех, кому приходилось строить по его чертежам. К школе Растрелли можно отнести русских архитекторов: Чевакинский - им был построен Никольский Военно-морской собор в Петербурге, Квасов строил дворец и церковь в Козельце, влияние Растрелли сказалось и на Кокоринове. Наиболее крупную фигуру в Москве представлял Ухтомский, имевший для Москвы почти такое же значение, как Растрелли для Петербурга. Из его построек наибольшее значение имеет высокая колокольня Троице-Сергиевой лавры, триумфальная арка - Красные ворота в Москве, к сожалению, снесенную.

В 60-х годах в русском искусстве наметился перелом к классицизму. Хотя полной зрелости классицизм достигает в начале ХIХ век, но уже во второй половине ХVIII русская архитектура поднимается на очень высокую высоту. Преодолев пышность барокко, его вычурность, его внешнюю парадность эти мастера достигают глубокой выразительности строгостью и простотой. Первым вестником новых идей в архитектуре был в России французский архитектор Валлен-Деламот.

Здания Деламота уже не являются дворцовыми усадьбами, но выходят прямо на улицы, всеми своими сторонами. Деламот почти не вводит скульптурных украшений в отделку основных стен. Излюбленной формой украшения в этот период становится провисающая гирлянда или легкие барельефы изображающие подвешенные на лентах различные предметы. Творчество Деламота имело большое значение для русской архитектуры: Деламот оказал большое влияние не только на своих учеников Баженова и Старова, но и на других архитекторов работающих в Петербурге. Если Петербург был центром всей культурной и политической жизни страны в первой половине ХVIII век, то во второй половине снова начинает оживать Москва. Немалую роль в этом сыграл указ о «вольности дворянской» 1761 г., освободившей помещиков от обязательной военной службы.

Со второй половине ХVIII века начинается расцвет московского строительства; на первых порах здесь строит свои дворцы-усадьбы крупнейшая знать: Разумовские, Шереметьевы, Куракины, Долгорукие и т. д. Их дворцы отличаются от петербургских больше широтой, большей «усадебностью»; недаром Москву называли «большой деревней». Труднее, чем в Петербурге, здесь изживаются наследия пышности барокко и рококо, туже идет усвоение классицизма.

Будущий русский архитектор Василий Иванович Баженов занимался в школе Ухтомского, затем учился в Московском Университете и наконец закончил Академию художеств. После заграничной командировке он поселился в Москве, с которой связаны его крупнейшие постройки и проекты. Особо видное место среди них принадлежит проекту Кремлевского дворца и строительству в Царицыне под Москвой. В отличии от характерных приемов дворцовых сооружений середины века Баженов выдвигает на первое место решение общих задач планировки. Он намечает создание на территории кремлевского холма целый системы площадей и объединяющих их проездов и задумывает весь дворец, учитывая общую планировку и конкретные особенности местности. В строительстве ансамбля в Царицыне Баженов также смело и по-новому подошел к поставленной перед ним задаче.

В отличие от дворцовых сооружений середины века он создал здесь живописный пейзажный парк с размещенными в нем небольшими павильонами, органически связанными с теми конкретными участками, на которых они возведены. В своеобразных архитектурных формах царицынских построек Баженов пытался развивать традиции древнего московского зодчества. Из построек Баженова в Москве особое значение имеет бывший дом Пашкова. Зодчий хорошо использовал рельеф участка и учел место нахождение здания в непосредственной близости от Кремля. Баженов был не только замечательным зодчим-практиком, он принадлежал и к крупнейшим представителям русской художественной культуры.

Наряду с Баженовым в Москве работал М. Казаков, своим образованием обязанный школе Ухтомского. Практическая деятельность Казакова началась в Твери, но важнейшие его постройки были выполнены в Москве. Казаковым было построено много различных зданий в Москве, среди которых особенно выделяются Университет и Голицынская больница, первая крупная городская больница Москвы. В конце ХVIII века большие строительные работы вел Джакомо Кваренги, уроженец Северной Италии , он только после своего приезда в Россию получил возможность создать крупные произведения. Среди выполненных по его проектам многочисленных зданий простых и лаконичных по формам, так же преобладают общественные сооружения - Академия наук, Государственный банк, торговые ряды, учебные заведения, больница. Одна из лучших построе Кваренги - здание учебного заведения - Смольного института.

Внутренние помещения находятся у Кваренги в глубоком соответствии с внешней архитектурой. Залы его величавы уже самыми своими размерами. К тому же они почти всегда прямоугольны; Кваренги особенно увлекается квадратными планами, дающими наибольшую уравновешенность. Та же пропорциональность широко применяется Кваренги в наружном оформлении, в соответствии всех элементов здания. Творчество Кваренги от начала до конца было целостно и едино.