В каких поступках выявляются лучшие качества левши. Характеристика левши из рассказа лескова

Человек левша

Есть люди, не похожие на других. Они резко отличаются от большинства особенностями поведения, мировоззрения, отношения к происходящему вокруг – соответственно и чувствуют себя иначе, зачастую, будто пришельцы с чужой планеты. Белые вороны, готы, «ботаники» – вот лишь малая крупица представителей homo sapiens, не признающих общепринятые рамки социума. Но мой рассказ будет о категории людей, на первый взгляд ничем не выделяющихся из толпы. Единственное их отличие от окружающих – использование в ряде манипуляций непривычного для подавляющего числа населения средства. Предмет нашей сегодняшней дискуссии – левши.

  • Человек левша: путешествие в прошлое

Субъекты, с легкостью держащие ложку и карандаш в левой руке, как эксперимент матери-природы существовали еще до нашей эры. Причем, отношение к левшам у разных народов было неоднозначным. К примеру, древние греки считали этих неординарных людей сверхъестественными созданиями, общение с которыми дарует удачу. В похожем ключе мыслили индийцы того времени. Древними римлянами левши ценились также очень высоко, но несколько в ином качестве: из них получались отличные наемные убийцы. Соответственно, большая часть населения относилась к необычной категории граждан с опаской.
Средневековье стало достаточно тяжелым периодом для левшей. Если помните, вездесущая инквизиция уличала в чернокнижии любого, кто хоть немного выделялся из «серой массы». В случае с левшами, зачастую в самом деле обладавшими эзотерическими способностями, приговоры, не имевшие под собой практической основы доказательств, регулярно приводились в исполнение. Немалую роль в этом сыграл тот факт, что, согласно учению церкви, левой рукой вместо правой пользовался Князь Тьмы – Сатана.
Но минула страшная эпоха, и для людей от природы леворуких наступило относительно спокойное время. По крайней мере, их больше никто не преследовал с целью уничтожить. Сейчас же левша воспринимается как человек-загадка, а вовсе не в качестве врага или урода, несмотря на нелицеприятное значение обозначающего его термина (например, английское «sinister» переводится как «мрачный», вторая суть итальянского «sinistra» - зловещий).

  • Почему человек стал левшой

Разница между обычными правшами и нестандартными, с точки зрения общества, левшами предельно проста. Все дело в распределении функций между полушариями мозга. Сферу управления левого составляют логическое мышление, склонность к анализу, способность к точным наукам, грамотность. Во власти правого находятся инстинкты, тактильные ощущения, чувство прекрасного, ориентировка на гуманитарные науки, абстрактное, ассоциативное мышление. Наивысшая степень развития того или иного полушария и определяет принадлежность человека к многочисленной группе правшей либо малогабаритной категории левшей. Вывод напрашивается сам собой: субъект, чья правая рука участвует в осуществлении различных операций в качестве помощницы, но не ведущей, более эмоционален и гораздо острее чувствует окружающий мир по сравнению со своим левополушарным собратом. Такой человек выберет скорее профессию художника или актера, нежели бухгалтера либо физика.
Следом возникает вопрос: а как, собственно говоря, субъект становится левшой?
Существует несколько факторов, под воздействием которых у человека формируется леворукость. Первым является наследственность, и таких граждан на планете Земля около 10% от общего количества левшей. Второй фактор более прозаичен и носит случайный характер – это травма правой руки. Таким образом, у человека просто не остается другого выхода, как пустить ход здоровую верхнюю конечность. Еще один фактор – подражание. Может, из чистого любопытства опробовать возможность переучиться, либо по иной причине, но это вполне реально - стать левшой, задавшись такой целью. Наконец, влияние последнего фактора происходит в момент поздней беременности, когда возраст женщины приближается к 40-летнему рубежу или миновал его. В результате процесс вынашивания плода сопровождается необратимыми изменениями, отражающимися на функциях головного мозга. Таким образом, малыш вынужден перестраиваться на приоритетную работу правого полушария, и рождается левшой.
Копнув чуть глубже, можно обнаружить и генетическую причину возникновения леворукости. Оказывается, учеными выделен ген, отвечающий за специфику назначения полушарий головного мозга. Из этого следует, что в приоритетном значении левой руки у некоторой части населения с научной точки зрения нет ничего паранормального.

  • Аспекты личности человека левши

По статистике количество левшей на земном шаре сейчас приблизительно 0,5 миллиарда. Это не так уж мало, если учесть, что с каждым годом в роддомах появляется все больше «нестандартных» малышей. Но как их можно заметить в повседневной суете, и легко ли самим левшам жить в нашем мире?
По утверждению педагогов, леворуких детей вычислить из массы школьников реально. Умственные способности таких учеников вызывают зависть сверстников, но это не часто определяет их как отличников или даже хорошистов. Многие дети-левши рассеяны и ленивы. Обязательность, усидчивость – не их кредо. Предпочитая математике увлекательный иностранный язык, нередко общий уровень успеваемости талантливых левшей оставляет желать лучшего. Зато в области знаний, к которой необычный ребенок испытывает непреодолимую тягу, он может добиться больших успехов.
Не зря ведь множество знаменитых людей были леворукими: великие императоры Наполеон и Юлий Цезарь, незабвенный Чарли Чаплин, гениальный Исаак Ньютон, неподражаемый Моцарт... Язык не повернется назвать личностей, внесших неоценимый вклад в развитие искусства, науки, политики «ненормальными».
Так почему же к левшам из обычных слоев населения должно возникать какое-то предубеждение? Тем более что среди них нет ни одного заурядного. Уровень IQ у взрослых личностей превосходит таковой у правшей. Кроме того, леворукие более чувствительны, обладают мощной интуицией, граничащей с ясновидением; им дано мыслить образами, дольше хранить яркие воспоминания, несколько иначе ощущать музыкальную и цветовую гамму. Но самая главная их особенность – богатство души и способность замыкаться в своем собственном мире, куда вход открыт лишь избранным.
Впрочем, у этих незаурядных личностей есть и минусы, затрудняющие контакты левшей с окружающими, делающие их неприспособленными к праворукому земному миру: это излишняя эмоциональность, психическая неуравновешенность, как следствие – вспыльчивость, непостоянство, проявляющееся в поступках и суждениях, нестандартность мышления, одних повергающая в шок, других – в дикий восторг. Но несмотря ни на что левшу нельзя переучивать, как это делали раньше. Ведь природа не совершает ошибок: то, что мы считаем грубым нарушением, изъяном – на самом деле свойство, назначение и механизм которого нам не дано до конца понять.
Левша – необыкновенный индивидуум. Возможно, человек будущего: далекого и прекрасного, когда для земного населения культом будет не материальное, а тонкая связь с космосом, из которого можно без устали черпать вдохновение для истинных шедевров, заставляющих сердце замирать от восхищения…

Выполнил Трубников Евгений,

ученик 9 “А” класса

лицея №369

Научный руководитель

Епишова Светлана Фёдоровна,

учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург 2011


Введение

1. Русский национальный характер

2. Описание Левши

3. Русский национальный характер Левши, героя сказа Н.С.Лескова

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Загадочная русская душа... Она, предмет восторгов и проклятий, Бывает кулака мужского сжатей, Бетонные препятствия круша. А то вдруг станет тоньше лепестка, Прозрачнее осенней паутины. А то летит, как в первый день путины Отчаянная горная река. (Е. Долматовский)

Существует такое понятие, как русский национальный характер. Времена меняются, меняются цари, вожди, президенты, меняется сама наша страна, а черты русского национального характера остаются неизменными. И зарубежные, и русские мыслители постоянно обращались к тайне “загадочной русской души”, потому что эта тема всегда оставалась и будет оставаться актуальной и интересной.

Для раскрытия этой темы в своей работе я выбрал произведение Н.С.Лескова “Левша”, потому что он, используя форму сказа, рассказывает нам историю человека, который олицетворяет собой всех русских людей. "Там, где стоит "левша", надо читать "русский народ" – говорил сам Лесков.

“Сказ - вид литературно-художественного повествования, построенного как рассказ лица, позиция и речевая манера которого отличны от точки зрения и стиля самого автора. Столкновение и взаимодействие этих смысловых и речевых позиций лежит в основе художественного эффекта сказа”*. Сказ подразумевает повествование от первого лица, причем речь сказителя должна быть мерной, напевной, выдержанной в характерной для данного человека манере. Рассказчика как такового “Левше” нет, но по остальным пунктам произведение вполне может быть названо сказом. “Выговор” автора создает впечатление, что рассказ ведет какой-то деревенский житель, простой, но в то же время (судя по рассуждениям) образованный и мудрый. Со сказками “Левшу” роднит подтекст, ведь часто в них присутствует ненавязчивая, часто добродушно-снисходительная насмешка над “власть имущими”.


1. Русский национальный характер

Среди всех черт, присущих русскому национальному характеру, можно выделить некоторые, которые, на мой взгляд, являются основными: трудолюбие и одарённость, сила воли и доброта, терпение и стойкость, мужество и смелость, свободолюбие и патриотизм, религиозность. Я посчитал нужным процитировать высказывания некоторых иностранцев, затрагивавших темы русского национального характера, ведь они видят нас со стороны и оценивают непредвзято.

· Трудолюбие, одаренность.

“Русский человек обладает множеством талантов и способностей практически во всех областях общественной жизни. Ему свойственна наблюдательность, теоретический и практический ум, природная смекалка, изобретательность, творчество. Русский народ – большой труженик, созидатель и творец”. Сметливый практический ум русского человека является источником разнообразного опыта и различных способностей. Отсюда – богатое развитие духа и обилие дарований. Одаренность русского человека проявилась в весьма успешном развитии науки и технических изобретениях, а любовь к красоте и дар творческого воображения содействуют высокому развитию русского искусства.

· Свободолюбие

“Для русского народа свобода превыше всего.
Русскому сердцу ближе слово “воля”, понимаемое как независимость,

свобода в проявлении чувств и в совершении поступков, а не свобода как осознанная необходимость, то есть как возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона”*.

По мнению философа Н.О. Лосского к числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли относят и любовь к свободе и высшее выражение ее – свободу духа. Тот, кто обладает свободой духа, склонен подвергать испытанию всякую ценность, не только мыслью, но даже и на опыте. Это свойство связано с исканием абсолютного добра. В реальном мире его нет, следовательно, каждый человек делает для себя самостоятельный выбор наилучшего способа действия, собственного пути.

Свобода духа, широта натуры, искание совершенного добра и связанное с этим испытание ценностей мыслью и опытом привело к тому, что у русского народа выработались самые разнообразные, а иногда и противоположные, формы и способы. Искание абсолютного добра выработало у русского народа признание высокой ценности каждой личности.

· Сила воли, мужество и смелость

Русскому народу пришлось перенести немало испытаний за свою нелегкую историю, и в каждом из них он проявлял отвагу и мужество. К числу первичных основных свойств русского народа принадлежит могучая сила воли. Чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей. Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и еще большая страстность в жизни религиозной. Сила воли русского народа, как пишет Н.О. Лосский, обнаруживается еще и в том, что русский человек, заметив какой-либо свой недостаток и нравственно осудив его, повинуясь чувству долга, преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное ему качество.

· Доброта

Часто русские люди помогают тем, кого должны были ненавидеть всей душой, с кем у них, по идее, не могут складываться добропорядочные отношения. Вот, например, австрийский немец Отто Бергер, бывший в России в плену в 1944 – 1949 гг., в своей книге писал, что живя в России, пленные поняли “какой особый народ русский. Все рабочие, а особенно женщины, относились к нам как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше белье и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительное было в том, что сами русские жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убивать в них желание помогать нам, их вчерашним врагам” . С мнением иностранца соглашается наш русский писатель Фёдор Достоевский: “Русские люди долго и серьезно ненавидеть не умеют” - писал он про русскую доброту.

Доброта русского народа во всех слоях его выражается в отсутствии злопамятности. “Нередко русский человек, будучи страстным и склонным к максимализму, испытывает сильное чувство отталкивания от другого человека, однако при встрече с ним, в случае необходимости конкретного общения, сердце у него смягчается и он как-то невольно начинает проявлять к нему свою душевную мягкость, даже иногда осуждая себя за это, если считает, что данное лицо не заслуживает доброго отношения к нему.”*

· Патриотизм

Русский народ всегда отличался своим патриотизмом. Русские люди могли между собой оставаться недовольными Россией, но как только нужно было отстоять её, защитить честь Родины, они объединялись и вместе давали отпор врагу или просто не допускали насмешек над ней.

· Терпение и стойкость

“Русские обладают безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности, лишения и страдания. В русской культуре терпение и умение переносить страдания – это способность к существованию, способность ответить на внешние обстоятельства, это основа личности”*

· Религиозность

Религиозность – та черта русского национального характера, которая практически определила весь русский менталитет. По моему мнению, если бы русский народ не был столь религиозен, то, скорее всего, его история сложилась бы иначе. Ведь очень многие определяющие черты русского национального характера сложились именно благодаря ей. В своей книге «Характер русского народа» русский философ Н.О. Лосский основной и наиболее глубокой чертой русского народа считает его религиозность и связанное с ней искание абсолютной правды. “Русские могут беседовать о религии шесть часов подряд. Русская идея – христианская идея; на первом плане в ней – любовь к страдающим, жалость, внимание к индивидуальной личности…”- пишет Н.О. Лосский в своей книге.

2. Описание Левши

Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере проявились в одном из самых известных произведений писателя “Левше”.

Знакомя нас с главным героем, автор не демонстрирует его привлекательность, всего несколько деталей: “косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”. Однако Левша – искусный тульский мастеровой, один из тех тульских оружейников, которым удалось подковать английскую “нимфозорию” и, тем самым, превзойти английских мастеров.

При встрече с самим царём Левша не пугается, а “идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится ”. Левша, неказистый мужичок, не боится идти к государю, так как уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера по причине бедности делали всю деликатную работу без «мелкоскопа», потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени Левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить.

Действие рассказа «Левша» происходит в Российской Империи в эпоху правления царей Александра Первого и Николая Павловича. В произведении противопоставляется отношение императоров к Родине и достижениям русского народа. В рассказе автор заметно симпатизирует царю Николаю Павловичу, а также главному герою – тульскому мастеру Левше, взгляды которого сродни императорским. Их объединяет вера в то, что для русского нет ничего невозможного. Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – это возможность понять суть настоящего простого русского человека.

Близость к народу

С главным героем произведения Н.С. Лесков знакомит нас не сразу. В течение нескольких глав создается впечатление, что основным персонажем рассказа является казак Платов. Истинный главный герой появляется как бы невзначай. Пожалуй, автор поступил так намеренно, чтобы подчеркнуть суть характера Левши из рассказа «Левша» – он выходец из народа и сам является его олицетворением, со всей его простотой, наивностью, равнодушием к богатству, великой верой в православие и преданностью Отчизне. С этой же целью автор не дает герою имени. Левша – один из трех тульских мастеров, которым была оказана честь смастерить нечто эдакое, чтобы доказать императору Николаю Павловичу и самоуверенным англичанам, на что способен русский народ.

Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем. Читая, мы не знаем ничего о его возрасте или семье. Перед нами лишь его немногословный портрет: «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Великий талант простого мастера

Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев. Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.

Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера. Народный умелец не хвалился своим достижением и не считал себя героем, а просто добросовестно выполнял поручения государя, а также от всей души старался показать, на что способен русский человек. Когда император Николай понял, в чем заключалась работа мастеров, которую сначала не мог разглядеть даже через свой мелкоскоп, он был удивлен, как они могли ее выполнить без оборудования. На что Левша скромно ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Равнодушие к богатству и комфорту

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы. Одного просил Левша – скорее уехать домой. Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.

Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.

Черты характера Левши

Любовь к Родине и чувство ответственности перед своим государством – основные черты характера Левши. Последней мыслью мастера Левши было желание во что бы то ни стало передать царю, что не нужно чистить ружья кирпичом. Если бы он смог это передать, русское военное дело было бы еще успешнее, но просьба его так и не дошла до государя. Даже умирая, этот простой тульский мастер остался верным своему характеру, главной чертой которого было в первую очередь думать об Отчизне, а не о себе.

В образе Левши Н.С. Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны. Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».

Тест по произведению


В «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н.С. Лесков повествует о талантливом мастере-оружейнике, совершившем техническое чудо, сделав подковы и подковав стальную блоху, созданную англичанами, и настолько маленькую, что ее невозможно увидеть без "мелкоскопа".

Левша – человек из народа, темный, маленький и невзрачный. Внешняя характеристика Левши тоже непритязательна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". На первый взгляд, этот герой совершенно неинтересен. Однако мнение о нем меняется, когда он, получив задание создать более удивительное изделие, чем английская блоха, умеющая танцевать, надевает этой блохе подковы.

Он одновременно очень искусный мастер, редкий умелец и при этом это забитый мужик, считающий себя незначительным существом. Когда англичане делают Левше предложение остаться у них, он решительно отказывается. Герой даже не может представить себе жизнь вдали от своей Родины, где он абсолютно бесправен, но чувствует себя в своей среде. Левша не готов бороться с обстоятельствами. Умирая, он не жалуется на свою судьбу, не испытывает горечи, а чувствует лишь потребность открыть секрет оружейного мастерства англичан: ружье нельзя чистить кирпичом.

В образе Левши раскрывается характер русского народа. Талантливый и безымянный, искренний патриот, довольствующийся своей долей, трудолюбивый и нетребовательный – таков Левша, таков и весь русский народ.

Лесков видит нравственную ценность человека в его тесной связи с русской национальной стихией - природой, родной землей, людьми и традициями. Однако при этом автор не склонен идеализировать своего героя. Лесков не возвышает, но и не принижает народ, а изображает соответственно конкретным историческим условиям, проникая при этом в глубины народной души, где таятся богатейшие творческие способности, стремление к изобретательности, мастерству и служению родине. Автор реалистично изображает рядового представителя русского народа: он обладает смекалкой, талантом, но при этом необразован. Левше не хватает знаний, чтобы довести дело до конца: подкованная стальная блоха утратила способность танцевать. Это и понятно, ведь герой “вместо четырех правил сложения из арифметики все берет по Псалтырю да по Полусоннику”.

И при всем при этом, конкретный представитель русского народа со всеми своими талантами оказывается никому не нужным. Выполнив свою функцию, доказав англичанам, что русские мастера обладают не меньшими способностями, чем английские, он умирает, всеми забытый.

Это невнимание властей к судьбе простых людей, дремучесть и необразованность народа является, по мнению Лескова, причиной отсталости России. Это легко проследить, сравнив беседу Николая и Левши, когда император снисходит до мастерового, и встречу героя с англичанами, разговаривающими с Левшой на равных, уважающими в нем мастера. Образ Левши – образ праведника, готового пожертвовать собой во имя Отечества и всеобщего Дела. Герой отправляется в Англию, не имея документов, голодный, “на каждой станции пояса на один значок еще перетягивали, чтобы кишки с легкими не перепутались”. Он стремится показать иностранцам умение и смекалку русского народа. Он заслуживает уважение англичан своим талантом и отказом остаться в их стране.

Но в своей стране Левша остается непризнанным, он погибает, как погибали тысячи таких же непризнанных умельцев из народа. Лишь англичанин смог увидеть истинную суть талантливого мастера: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».

Обновлено: 2012-03-11

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Левша - тульский мастер-оружейник, герой одноименной повести знаменитого российского писателя Николая Лескова.

«А оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...»

Город Тула, откуда левша родом, славится своими мастерами, да и просто хорошими гражданами. Левша тоже патриотичен и набожен, привержен старым добрым традициям:

«Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле, известны также как первые знатоки в религии. Их славою в этом отношении полна и родная земля, и даже святой Афон: они не только мастера петь с вавилонами, но они знают, как пишется картина "Вечерний звон", а если кто из них посвятит себя большему служению и пойдет в монашество, то таковые слывут лучшими монастырскими экономами...»

Тулякам удается подковать без микроскопа крохотную английскую блоху на все четыре ножки. Самая сложная работа досталась самому неказистому мастеру: левше.

«А потому, - говорит,- что я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты,-- там уже никакой мелкоскоп взять не может.

Государь спросил:

Где же ваш мелкоскоп, с которым вы могли произвести это удивление?

А левша ответил:

Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши....»

За свое непревзойденное оружейное мастерство левша вечно получает зуботычины от тех, кто не способен оценить уровень этого мастерства по достоинству:

«И с этим протянул руку, схватил своими куцапыми пальцами за шивороток босого левшу, так что у того все крючочки от казакина отлетели, и кинул его к себе в коляску в ноги.... Платов весь позеленел и закричал:

Ах они, шельмы собаческие! Теперь понимаю, зачем они ничего мне там сказать не хотели. Хорошо еще, что я одного ихнего дурака с собой захватил”

С этими словами выбежал на подъезд, словил левшу за волосы и начал туда-сюда трепать так, что клочья полетели...»

Пребывая в Англии в качестве почетного гостя, левша не ослеплен славой и почетом, что внезапно на него свалились. Он способен оценить культуру труда за рубежом и огорчен, что на Родине, увы, все не так:

Он смотрел все их производство: и металлические фабрики и мыльно-пильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способном тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия....»

Но левшу не прельщают заманчивые предложения англичан остаться у них, жить и работать в довольстве, оставить в Туле стареньких родителей и посылать им деньги. Он сильно скучает по Родине, испытывает ностальгию. Занят не праздными делами, а изучает изобрения англичан и пытается почерпнуть для отечества что-то важное, полезное.

Умирая, левша думает о благе соотечественников:

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся...» И с этою верностью левша перекрестился и помер».

Но и этот его подвиг пропадает впустую: надутые и напыщенные генералы пропускают важную весть мимо ушей. Их не волнуют ни жизни своих же солдат, ни интересы Родины. Только чины, власть, богатство. И - не дай бог кто-то посягнет на привычную им неограниченную власть, нарушит чинопочитание! Проблема глупости и безответственности властей просто кричит вопиющими примерами в «Левше» Лескова, взывает к читателям.

Правила ложного приличия, предрассудки и диктат власти в «Левше» оказываются важнее человеческой жизни, талант мастера гибнет ни за грош, гибнет именно на Родине, среди вроде как родных ему людей. Больного левшу везут в больницу так, что только «угробляют» человека еще больше: его швыряют на крыльцо, разбив ему голову. Хорош и извозчик, которому нет дела до больного «голодранца»:

«Повел городовой левшу на санки сажать, да долго ни одного встречника поймать не мог, потому извозчики от полицейских бегают. А левша все время на холодном парате лежал; потом поймал городовой извозчика, только без теплой лисы, потому что они лису в санях в таком разе под себя прячут, чтобы у полицейских скорей ноги стыли. Везли левшу так непокрытого, да как с одного извозчика на другого станут пересаживать, всє роняют, а поднимать станут - ухи рвут, чтобы в память пришел...»

А человек этот был великим мастером, гениальным изобретателем, патриотом своей Родины, и просто живой душой! Мы так и не узнаем его имени и фамилии, он остается образом и символом неизвестного гениального мастера-простака:

«Собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства; но как олицетворенный народною фантазиею миф он интересен, а его похождения могут служить воспоминанием эпохи, общий дух которой схвачен метко и верно...»