В творчестве Н. А

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Великорослый, больной белорус;

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах.

Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную --

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все -- и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:

Жаль только -- жить в эту пору прекрасную

Уж не придется -- ни мне, ни тебе.

Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью.

Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей -- это психология холопов:

Выпряг народ лошадей -- и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах...

Крест -- это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал...

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи,

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи...

Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов.

С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий -- богатырь святорусский. Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:

В каком году -- рассчитывай,

В какой земле -- угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворениb «Поэт и гражданин» он говорит:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан!

Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт -- это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил -- и сердцем я спокоен...

Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Тема Родины и народа в творчестве Некрасова

«первые университеты» оказались Очень далеки оттого, что могла дать жизнь, молодому человеку из дворянской семьи. Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов на всегда остался певцом родной земли и родного народа. Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль. Общее страдание народа и родных, в первую очередь, его любимой матери, воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику - крепостному праву и его представителям - крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы. Да, творчество Некрасова было огромно и многообразно - I он писал о природе, о любви, о жизни, о горе и радости, о силе человеческого духа. Но главной темой его лирики всегда оставалась тема родины и родного народа. Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли. Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:

О родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать.

Но ты не погибнешь, я знаю.

народ, за его несчастную судьбу, полную лишений жизнь нашла отражение во всем творчестве поэта. Особенно ярко эти чувства выразились в стихотворениях «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэме «Кому на Руси жить хорошо» и многих других. Произведения великого поэта наполнены довольно противоречивыми чувствами, которые еще более ярко отражают искреннюю любовь Некрасова к своей стране, своему народу, постоянную тревогу за судьбу «матушки Руси», за ее будущее. В его поэтических строках часто звучит нескрываемое отчаяние:

Мать-отчизна дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Но эти настроения все же нередко сменяются взлетом гражданских чувств, лиризма, надежд на революционное преобразование жизни. Некрасов видел зарождающиеся силы в русском народе и свято верил в них. В конце 50-х годов XIX века в стране происходили значительные события, вызванные поражением в Крымской войне. Россия жила ожиданием перемен, надеждами на лучшее будущее. Хотя верить в лучшее становилось все труднее. Русский народ испытывал невероятные лишения, тяготы, страдания. И вместе со своим народом страдал Некрасов, остро, как свои собственные, ощущая беды и нужды простых русских людей, скорбя о печальной судьбе своей родной земли. Сердце Некрасова было пронизано болью за свой униженный и обездоленный народ. Но поэт чувствовал и невероятную гордость за мужественных, отважных, сильных духом сынов России, в самые тяжелые минуты жизни страны не раздумывая встающих на защиту родных просторов:

Когда над Русью безмятежной

Восстал немолчный скрип тележный,

Печальный, как народный стон!

Русь поднялась со всех сторон,

И на защиту высылала

Со всех проселочных путей

Некрасов верил в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Но когда народ проснется к сознательной борьбе за свои интересы - он не знал. Отмечая в своих произведениях великое трудолюбие русского народа, восхваляя ежедневный подвиг крестьян, их мужество, волю, терпение и стойкость, поэт в то же время пытался пробудить в них жажду борьбы за улучшение собственной жизни. «Вы еще не в могиле, вы живы», - обращался он к русским людям. «Суждены вам благие порывы», - утверждал он. Но с отчаянием и грустью сознавал: «Но свершить ничего не дано...» В его стихотворениях все чаще начинают звучать призывы к активной борьбе за счастье и свободу:

Душно без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

В поле, в лесу засвищи,

Чашу народного горя

Всю расплещи!

И буря все-таки грянула. В 70-е годы в русской, общественной жизни вновь поднялась волна революционных настроений. Чуткий к малейшим переменам в стране, Некрасов сразу же уловил первые признаки пробуждения. Он увидел, что русский народ уже готов к решительным действиям. Ярким свидетельством этому стала поэма «Дедушка», в которой автор прославляет декабристов как зачинателей передового движения и в то же время подчеркивает преемственность революционных традиций для освободительного движения 60-70-х годов. Героическому подвигу декабристов посвящена песня дедушки, к которой внимательно и вдумчиво прислушивается внук:

Пел он о славном походе

И о великой борьбе

Пел о свободном народе

И о народе-рабе...

Глупых и злых ненавидит,

Бедным желает добра,

Помнит, что слышит и видит...

Дед примечает: пора!

Скоро уж, скоро узнает

Саша печальную быль...

«забытой деревни» или крестьянских детей, он неизменно призывает "к борьбе за счастье родины. Никто другой из русских поэтов не смог так глубоко прочувствовать и понять русский народ. Некрасов думает думами народа, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами, живет его напряженной, полной страдания и боли жизнью. Главной целью для поэта всегда оставалась борьба за то, чтобы на Русской земле было «не слышно кипенья человеческой крови и слез». И потому искренне преклонялся перед теми борцами за счастье своей страны, которые не боялись отдать свою жизнь за родной народ

Лермонтова и Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, каждый из поэтов затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Расцвет творчества Лермонтова приходится на тридцатые годы девятнадцатого века, то есть на время реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Естественно, что эти мотивы нашли отражение в произведениях Лермонтова, посвященных родине. рисует жандармскую Россию. В стихотворении «Жалобы турка» он с горечью восклицает: Там стонет от рабства и царей.

Друг! этот край… моя отчизна!

Поэт возмущен тем, что власть стремится подавить всякое проявление свободной мысли. В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он сетует на то, что постоянный самодержавно-полицейский гнет превратил Россию в «страну рабов» с «голубыми мундирами». Проблема рабства была актуальна и для Некрасова.

Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение: Грабили нас грамотеи-десятники, Секло начальство, давила нужда Все претерпели мы, божий ратники, Мирные дети труда! народа в стихотворении трагичен и масштабен.

Автор с искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства: Видишь, стоит, изможден лихорадкою, Великорослый, больной белорус; Губы бескровные, веки упавшие, Язвы на тощих руках, Вечно в воде по колено стоявшие Ноги опухли, колтун в волосах. Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием: Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную - Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе… Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта: Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется - ни мне, ни тебе. Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов: Выпряг народ лошадей - и купчину С криком ура! по дороге помчал…

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков: …

Армячишко худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах… Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства.

Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков: …Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал…

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии: Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он. по тюрьмам, по острогам, В рудниках, на железной цепи, Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи… Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ: Что же значит сочинение с аллсоч. ру 2005 твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил?.. Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Брмил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский. Вера в сильный русский характер, любовь к народной России сближает Лермонтова и Некрасова. рисует образ крестьянской России в стихотворении «Родина».

«Родина» - это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне, не придворной России, а народной, крестьянской, могучей и страдающей: Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой, Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой. Поэт говорит о своей любви к родной природе: Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

Радует поэта и искреннее веселье народа на праздниках: И в праздник, вечером росистым. Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. Родина для Лермонтова - это народная Россия. Поэт бесконечно уважает русский народ, восхищается его подвигом в войне 1812 года.

Тема героизма и патриотизма народа звучит в стихотворении «Бородино». Это стихотворение явилось открытием в русской поэзии. Лермонтов не только показал битву так, как ее мог видеть и запомнить рядовой солдат, но и рассказал о ней языком простого солдата. Речь рассказчика выразительна и глубоко эмоциональна, он как бы вновь переживает сражение: Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… В словах рассказчика - гордость за родную землю, за таких же, как он, простых солдат, отстоявших родину в войне 1812 года.

Интересно, что солдат ни разу не упомянул своей роли в сражении, он ведет как бы от лица всех участников битвы. Используя этот прием, поэт создает обобщенный образ народа, передает атмосферу духовного единства на поле битвы. Тема истории народа звучит и в поэме Лермонтова « про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Обращение к этой теме свидетельствует об интересе поэта к историческому прошлому своей родины, к познанию русского характера. Автор воспевает мужественность, решительность, храбрость, чувство собственного достоинства. В поэме Лермонтов использует традиции народной поэзии. Автор часто употребляет выражения, характерные для народного устного творчества: «статный молодец», «речи ласковые». Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества.

Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». .. Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки: В каком году - рассчитывай, В какой земле - угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков… Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость. Тема родины и тема народа сливаются в творчестве поэтов. Это свидетельствует о том, что Лермонтов и Некрасов считают своей родиной именно народную Россию.

Все свое они посвятили служению народным интересам, так как видели в этом главную задачу поэзии. Так, Лермонтов в стихотворении «Поэт» осуждает поэта, изменившего народным интересам. Автор утверждает, что голос поэта должен звучать как «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных».

Некрасов также в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворении «Поэт и гражданин» он говорит: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан! Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт - это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался: Я лиру посвятил народу своему.

Выть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил - и сердцем я спокоен… Таким образом, оба поэта видели смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема родины и ее художественное воплощение в поэзии Некрасова и Лермонтова . Литературные сочинения!

Демократическое движение в России в середине XIX века породило и «третьего», после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.

Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше, чем кому-либо из писателей, узнать жизнь народа, городской бедноты, разночинцев. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был «кающимся дворянином», то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.

Некрасов писал, что самое главное - это любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой - неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через все его творчество. «Родина - мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился»; «О матушка-Русь! ты приветствуешь сына»; «Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» - слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем:

Опять она, родная сторона,

С ее зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна…

Да, только здесь могу я быть поэтом!

Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажами Запада, Некрасов пишет о ее лечебной силе:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Удивительные по проникновенности и красоте строки посвящал Некрасов родным лугам и полям, «гордым» русским рекам. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении «Зеленый Шум»:

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!

Любуясь красотой природы, поэт никогда не забывал о том, как тяжело жилось народу под небесами родины. Тема «родины» в поэзии Некрасова приобретала особо демократический, крестьянский характер. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол «власть имущих» - все эти трагические стороны печальной русской действительности волновали поэта.

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг, -

С душевной болью восклицает поэт. Стихи его наполнялись ненавистью к обидчикам простых людей. Поэтому в творчестве Некрасова слова «любовь к родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Его стихи - «свидетели живые за мир пролитых слез». В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: «Несжатая полоса» (1854), «Забытая деревня» (1855), «На Волге» (1860), «В полном разгаре страда деревенская» (1864), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу. Он везде встречается с народом: на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в избе, в лесу. Он умеет почувствовать и понять настроения простого человека. Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. Он писал о родной земле:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт призывал «не робеть за отчизну любезную», так как верил, что народ завоюет себе счастье. «Я верую в народ», - говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего.

Эпиграфом к уроку могут служить слова самого поэта: «Я лиру посвятил народу своему...»

Цель урока: на примере стихов Некрасова показать» учащимся, что смысл своей жизни поэт видел в служении народу; воспитывать у ребят чувство гордости за лучших людей нашей Родины.

С творчеством великого русского поэта школьники уже знакомы, поэтому целесообразно привлечь их работе на уроке, дав заранее индивидуальные задания: подготовить сообщения, подобрать из изученных в средних классах произведений отрывки, в которых показана тяжкая доля русского народа и др.

Примерные опережающие задания:

1. Перечитать поэму «Мороз, Красный нос» и подготовить сообщение на тему «Изображение в поэме страданий народа». В ответе использовать строки из поэмы.
2. Любовь и ненависть - два мотива, характеризующие поэзию Некрасова. Как выразились они в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»? В чем заключается идейный смысл этого стихотворения? В каком еще стихотворении поэта звучит тот же горестный мотив?
3. Как раскрывается тема народного труда в стихотворении «Железная Дорога»? Найти строки, в которых заключается основной смысл стихотворения. Учащийся, который готовит это сообщение, должен подчеркнуть, что революционизирующее влияние «Железной дороги» отмечал В.Г. Плеханов; стихотворение читали, заучивали, на подпольных собраниях и вечерах его декламировали. Это объяснялось тем, что в «Железной дороге» Некрасов гениально предсказал светлое будущее народа, выразил революционные взгляды на народ и веру в его прекрасное будущее:

Вынесет все - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

Подводя итог беседе, учитель скажет, что, по мнению Некрасова, любить народ - значит ненавидеть его угнетателей, отдать все силы борьбе за его счастье. Поэтому личное в некрасовской поэзии неотделимо от социального, общественного. В произведении «Рыцарь на час» борьбу за счастье народа поэт называет великим делом любви. О своей музе Некрасов говорит: «На уме у тебя мужики»!

Пламенное чувство любви к родине пронизывает всю его поэзию. Русский народ-богатырь, родная земля, с ее «врачующим» простором, бескрайними нивами, зелеными лесами, снежными зимами - вот тот глубокий, неиссякаемый источник, из которого черпал свое вдохновение поэт. В стихотворении «Тишина» он заявляет:

Не небесам чужой отчизны -
я песни родине слагал!

Судьба труженика волновала Некрасова в течение всей его жизни, он горячо сочувствует народу, рисуя вопиющие контрасты жизни и городской бедноты, и нищету и горе крестьянского быта. Мир его поэзии - это мир, увиденный «сквозь слезы» глазами обездоленного и угнетенного народа. Поэтому желание видеть свою родину свободной и счастливой рождало у поэта стремление активно вмешиваться в борьбу за это освобождение. Сила поэзии Некрасова - в глубоком проникновении в сущность народного характера, об этом говорят его произведения «Мороз, Красный нос», «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда» и целый ряд других произведений, уже знакомых учащимся.

Учитель назовет некоторые другие стихотворения Некрасова о народе: «Что ни год - уменьшаются силы…» (1861), «Свобода» (1861), «Дума» (1861), «Как празднуют трусу» (1870), «Утро» (1874) . В этих и других стихах Некрасов страстно мечтал о свободе, народа:

Мать-отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но желал бы я знать, умирая,
Что стоишь ты на верном пути,
Что твой пахарь, поля засевая,
Видит ведреный день впереди...

(«Что ни год - уменьшаются силы...»).

Некрасов понимал крепостнический характер реформы:

Знаю: на место сетей крепостных
Люди придумали много иных...
И в 1870 году он видит кругом то же самое:
В жизни крестьянина, ныне свободного,
Бедность, невежество, мрак...

Раненое сердце Некрасова всегда было наполнено болью о горькой участи народа. В стихотворении «Уныние» (1874), наблюдая солнцем «сожженные нивы», он пишет:

Ужель опять наградой будет плугу
Голодный год!.. Чу! женщина поет!
Как будто в гроб кладет она подругу.
Душа болит, уныние растет.
Народ! Народ!..

Жгучее, святое беспокойство
За жребий твой донес я до седин!

И все же Некрасов не уставал надеяться: «Я верую в народ» («Горе старого Наума».); «Пора идти вперед»..., «…каждый в бой иди!».

Исходя из глубокого знания жизни народа, его трудолюбия, высоких нравственных качеств, Некрасов твердо верил в его великое и прекрасное будущее, неоднократно говорил об этом в своих стихах и поэмах. Чаще всего оно ему рисовалось в картинах трудовой крестьянской жизни. То предстанет оно во сне Дарьи, героини поэмы «Мороз, Красный нос», которой снится «жаркое лето» и труд всей ее семьи: свекрови, «резвушки» «красавицы Маши», Гришухи, у которого «на шее горох хомутом», мужа Проклушки, что «крупно шагает за возом снопов золотых»; то в виде дома, в котором «чистота, лепота», благополучие и довольство.

Но эти мечты о благополучии постоянно наталкивались на невозможность их осуществления в условиях самодержавно-крепостнического государства. И все же Некрасов твердо верит, что русскому народу «пределы не поставлены: пред ним широкий путь».

А. А. Григорьев, известный поэт и критик, назвал Некрасова «человеком с народным сердцем». «Народное сердце» поэта проявилось с большой силой и в «Песне о труде», рекомендуемой для внеклассного чтения. На уроке следует разъяснить, что эта песня выражает не столько опыт самого поэта, сколько опыт всего трудового народа, который знает цену труду и благодаря многовековому опыту может по этому поводу высказываться твердо и определенно:

Трудись по силам и желай,
Чтоб труд твой был вечно сладок.

Некрасов понимал, что светлое будущее возможно только после революции, которая будет, он это знал, не скоро.

В итоге учитель скажет, что Некрасов все свое творчество посвятил народу, прекрасно знал его бедственное положение, стремился привлечь к нему внимание и вызвать у него чувство протеста против своего угнетенного положения. Следует рекомендовать ученикам записать и запомнить наиболее выразительные строки поэта об этом: «…поколения людей живут и гибнут без следа» («На Волге»), «Ты проснешься ль, исполненный сил...» («Размышления у парадного подъезда») и т. п. По словам крестьянина Федора Зобова, «Некрасов, как певец народного горя, должен занять в душе трудящихся масс первое место в русской литературе».

Одним из проявлений патриотического чувства Некрасова были его стихи о природе. Ученики прочитают мастерски нарисованные картины русской природы в произведениях «Крестьянские дети», «Дедушка Мазай и зайцы», «На Волге», «Мороз, Красный нос», «Железная дорога».

Учитель укажет на ряд произведений: «Тишина» (1857), «Зеленый шум» (1862), «Надрывается сердце от муки» (1863), «Уныние» (1874) и др. Одно из этих стихотворений - «Надрывается сердце от муки...» должно быть ранее подготовлено и выразительно прочитано кем-либо из учащихся.

Для детального анализа этих стихов нет времени, но нужно, чтобы ученики усвоили главное: Некрасов любил родину, ее неброский пейзаж, видел в нем источник вдохновения, считал, что сближение с природой возвышает человека, пробуждает добрые чувства. Герой «Зеленого шума» задумал недоброе против жены, изменившей ему, «да вдруг весна подкралась» и «слабеет дума лютая, нож валится из рук». Любовью и точно найденными красками, деталями отличается умиротворяющая картина русской весны, благотворно подействовавшая на героя «Зеленого шума».
В стихотворении «Надрывается сердце от муки...» автор искренне признается:

Мать-природа! Иду к тебе снова
Со всегдашним желаньем моим -
Заглуши эту музыку злобы!
Чтоб душа ощутила покой
И прозревшее око могло бы
Насладиться твоей красотой.

Природа у Некрасова отличается «гармонией жизни»:

Люблю я, весна золотая,
Твой сплошной, чудно-смешанный шум:
Ты ликуешь на миг не смолкая,
Как дитя, без заботы и дум.
В обаянии счастья и славы,
Чувству жизни ты вся предана...

Под влиянием «окружающей бодрой природы»

Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…

В условиях социального неравенства и угнетения «сильные и сытые земли» не могут у голодных бедняков отнять лишь «сокровища природы». И бедняк, находясь за го родом, радуется журчащему ручью, шумящему дубу, вечернему соловью, любуется месяцем, сводом небес:

Деревня согнала с души давнешний сплин.
Забыта тяжкая, гнетущая работа,
Докучной бедности бессменная забота -
И сердцу весело...

Продолжая традиции Пушкина и Лермонтова, Некрасов использует пейзаж для передачи авторских настроений. Например, в стихотворении «Родина» поэта радуют следы разрушения старого «дворянского гнезда», ибо они символизируют начало гибели ненавистного для него места, где он страдал:

И, с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор...
И нива выжжена...
И набок валится пустой и мрачный дом...

А в стихотворении «Душно! Без счастья и воли...» картина мрачной душной ночи, олицетворяющей эпоху мрачней реакции, насыщена страстным ожиданием освежающей бури , связана с мечтами поэта о революции, которая уничтожит затхлый, душный мир насилия и эксплуатации народа.

Социальный характер носит пейзаж в стихотворениях «Утро» (1874), «Несжатая полоса» (1854), «На Волге» (1860) и в целом ряде других произведений.

По глубокому убеждению Некрасова, поэт - «учитель и по возможности заступник за безгласных и униженных». Этим мыслям поэт оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного писателя должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Именно эту мысль Некрасов и развивает в стихотворении «Элегия» (1874). Величайший поэт своего времени, страстно любящий свой народ, свою родину, он современен как никто другой, ибо его стихи воспитывают мужество, отзывчивость, любовь к труду, зовут к борьбе и подвигу. Светлое будущее России представлялось ему жизнью свободного процветающего общества:

Освобожденный от оков
Народ неутомимый
Созреет, густо заселит
Прибрежные пустыни;
Наука воды углубит:
По гладкой их равнине
Суда-гиганты побегут
Несчетною толпою,
И будет вечен бодрый труд
Над вечною рекою...

Домашнее задание:

1. Выполнить по учебнику задания 1,2,3.
2. Прочитать «Зеленый шум», продумать ответ на вопрос: Как это стихотворение подтверждает мысль о том, что пейзаж Некрасова носит социальный характер?
3. Прочесть стихотворение «Сеятелям». Это стихотворение считается завещанием умирающего Некрасова. Почему?
4. Прочитать «Песню Еремушке». Почему это произведение пользовалось такой популярностью в среде революционеров-демократов? Как оно завершало нарастание революционного призыва в лирике Некрасова? (Для ответа взять стихотворения «Размышление у парадного подъезда», «На Волге», «Железная дорога» и «Песня Еремушке».)

Литература:

1. Некрасов Н.А. Лирика. М., «Детская литература», 1987.
2. Аксенова Е.К. Воспитание чувств художественным словом. М., Учпедгиз, 1962.
3. Горчак Н.Л. Картина как средство развития речи. М. – Л., Просвещение, 1965.
4. Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4-5 классах. Киев, « Радянська школа», 1981.
5. Коровина В.Я. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2012.
6. Журнал «Литература в школе» № 1, 2001 г.