Валерий марциал эпиграммы. Любовное дрожанье перевод марка валерия марциала

Любовное дрожанье нежных зайцев
И дикие игрища резвых львов
Смогли в стихи мои пробраться,
Как в пачку малых, так больших листов…
Так дважды описав все их движенья,
Я, Стелла, обращаюсь лишь к тебе,
Если кажется излишним мое пенье,
Друг за другом зайцев явишь мне…

В переводе стиха последняя строчка звучит не явишь мне, а принесешь, т.е. имеется ввиду как яства, что не изменяет смысла ироничной эпиграммы Марциала, т.к. как в этой строчке заключен двойной смысловой подтекст…

P.S. Марк Валерий Марциал (лат. Marcus Valerius Martialis, около 40 года - около 104 года) - римский поэт-эпиграмматист, в творчестве которого эпиграмма стала тем, что мы сейчас понимаем под этим литературным термином.
Происходил из испанского города Бильбилис (или Бильбила, Bilbilis, сегодня холм Бамбола, Cerro de Bambola, Испания), на реке Салон (сегодня Халон), притоке Гибера (сегодня Эбро). Дата рождения восстанавливается по одной из эпиграмм (X 24), написанной в конце 90-х, где Марциал упоминает мартовские Календы (то есть 1 марта) как свой день рождения и говорит, что ему исполняется 57 лет. «Поэт Марциал несколько раз называет себя кельтибером из Билбила» (Джон Коллис «Кельты: истоки, история, миф»). Место своей родины Марциал часто и с любовью упоминает в своих стихотворениях. В Бильбиле он получил грамматическое и риторическое образование. В 64 он (возможно для того, чтобы подготовиться к профессии адвоката) приезжает в Рим. В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом. Это был последний период правления Нерона. В 65, после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведет малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов. В годы правления Тита (79-81) и Домициана (81-96) Марциалу сопутствует удача. При Тите он становится известен как литератор, при Домициане к нему приходит слава. В эти годы Марциал сближается с известными столичными литераторами: ритором Квинтилианом, поэтом Силием Италиком, сатириком Ювеналом, адвокатом и магистратом Плинием Младшим. Общается с образованными земляками, которых нередко упоминает в своих стихотворениях и среди которых находит покровителей своему таланту. Марциала привлекают близкие ко двору богатые и влиятельные вольноотпущенники - Парфений, Сигерий, Энтелл, Секст, Эвфем, Криспин - через которых он подносит свои произведения императорам и от которых, как клиент, прославляющий добродетель патронов, ищет для себя милостей. В 80 выходит первый сборник эпиграмм Марциала, написанный по поводу торжественного открытия амфитеатра Флавиев, Колизея. После публикации сборника, который принес автору литературную известность, со стороны императора последовало почетное вознаграждение: Марциалу было пожаловано «право трех сыновей» и соответствующие льготы, которыми пользовались римляне, имеющие не менее трех сыновей. (Во времена Марциала это исключительное право могли получать бездетные и даже холостые мужчины.) Привилегии, дарованные Титом, были подтверждены и расширены его преемником Домицианом; Марциал был награжден званием всадника. Значительного материального благосостояния это не принесло, но дало возможность жить в достатке и не испытывать нужды. В окрестностях Номентана у Марциала появляется скромное поместье, а в Риме вблизи Квиринала - дом. К 84 были написаны и опубликованы еще две книги стихотворений: «Xenia» и «Apophoreta» («Гостинцы» и «Подарки»). В 85-96 регулярно (почти каждый год) появляются новые сборники эпиграмм. Они имеют большой успех. Вместе с ростом известности улучшается и материальное положение Марциала, хотя заслугой тому являются не продажи книг. По поводу своего «всенародного признания» Марциал жалуется: «мой кошелек вовсе не знает о том»; книги Марциала продавались у троих книготорговцев, но своим достатком он все равно был обязан влиятельным и богатым друзьям. (Авторского права Рим не знал: издателем книги становился книготорговец, купивший у автора произведение. Приобретая произведение, издатель не приобретал исключительного права на его издание; книга, вышедшая в свет, становилась «публичным достоянием»; каждый купивший мог отдать ее в переписку своим или наемным специалистам-переписчикам и открыть собственную торговлю. Хотя в точности положение дел с выплатой гонораров в Риме нам неизвестно, стать обеспеченным на литературный доход было, во всяком случае, невозможно.) Тем не менее, несмотря на достаток и «всенародное признание», Марциал по-прежнему продолжает вести клиентский образ жизни. Остается предполагать, какие обстоятельства заставляют его быть клиентом; во всяком случае, не бедность (даже при том, что в стихах поэт часто «рисуется» собственной необеспеченностью).
К 88 Марциал смог позволить себе длительное путешествие, в Корнелиев форум в Галлии Цизальпийской; там он пишет и издает третью книгу эпиграмм. Вернувшись в Рим, Марциал не покидает его до тех пор, пока императорами не становятся Нерва и затем Траян. Здесь, скорее всего, ему не удается снискать расположения правителей: в 98 он покидает город, в котором прожил 34 года, и возвращается в родную Испанию, теперь уже навсегда. В последние годы жизни Марциал пользуется расположением богатой Марцеллы, которая дарит ему поместье вблизи Бильбилы, где он проводит остаток дней. В 101 он публикует последнюю книгу эпиграмм (в сборниках традиционно 12-я). Умер Марциал в 101 или 102 (не позже 104 года). Когда известие о его смерти достигло Рима, Плиний Младший написал в одном из своих писем: «Слышу, умер Валерий Марциал, горюю о нем. Был он человек талантливый, острый, едкий; в стихах у него было много соли и желчи, но не меньше искренности».

МАРЦИАЛ, Марк Валерий (Martialis, Marcus Valerius - ок. 40, м. Більбіліс - ок. 104, там же) - древнеримский поэт.

Марціала называют одним из самых оригинальных римских поэтов, непревзойденным мастером эпиграммы, обессмертившей его имя. Он родился в городе Більбіліс (современное Бильбао), что в испанской провинции Тарракона. Получил обычную для тех времен образование и в 20-летнем-м возрасте переехал в Рим, где прожил до 98 г. Отказался от предложенной ему адвокатуры, а чтобы иметь деньги на жизнь, решил присоединиться к многочисленной когорты уже клиентов, то есть тех, кто кормился ежедневными подачками покровителей-патронов. Как правило, их интересовала не сама литература, а лишь похвальные стихи, слагали в их честь клиенты-поэты, которые за это получали деньги или корзины с едой. Часто патроны оказывались скупы, к тому же некоторые из них занимался примитивным стихосложением и на поэтические поздравления отвечал своими творениями. Новые императоры из династии Антонинов также не славились щедростью.

Началась жизнь, полная унижений, лицемерия и разочарований. Марциал в полной мере осознавал свое унизительное положение, но отказаться от него уже не мог. Атмосфера напівбогемного существования и достаточно быстрая слава популярного поэта сделали свое дело. Возможно, именно по этой причине Марциал так никогда и не женился. Начало пребывания в Риме оказался для него счастливым. Земляки Марціала - ученый Квінтіліан. известный поэт (но уже не всесильный) Сенека, отец поэта Лукана Анней Мелу и другие - помогли ему устроиться в Риме и познакомиться с влиятельными аристократическими семьями, среди членов которых были и консулы и императоры. Еще более тесные связи наладились с всадниками, из числа которых ближайшим другом М. стал поэт-сатирик Ювенал.

После прихода к власти Нервы и Траяна положение Марціала стало уже совсем невыносимым, и он вернулся в Испанию. Поклонница его таланта, богатая и эрудированная женщина Марцелла подарила уже старому поэту домик с садиком, где он и дожил остаток жизни, чувствуя себя напівщасливим «дачным царком».

Марциал принадлежит более 1500 эпиграмм, написанных разными размерами - элегическим двовіршем, ямбом, урезанным ямбом и т.д. - и помещенным в 15 книг. Первой, изданной уже в зрелом возрасте, считают сборник «О зрелищах», посвященную дню открытия амфитеатра Флавиев в Риме (80 p.). Она состояла из откровенно подхалимских посвящений императору Титу Флавію и эпиграмм про бои гладиаторов и травля хищников. Впоследствии были написаны еще две книги. «Угощение» - коротенькие надписи к подаркам гостям, которые состояли преимущественно из живности и рассылались гостям на праздник Сатурналий. «Гостинцы» составляют также небольшие надписи в богатых и дешевых подарков - предметов домашнего обихода, их получали гости после обеда. Эти две книги - XIII и XIV - помещенные в произведения Марціала последними. Сборник «О зрелищах» не вошла ни в одну книгу, в ней открываются произведения поэта.

Главную наследство Марціала составляют 12 книг эпиграмм на самые раВНОобразные темы, взятые поэтом из окружающей жизни. Отбор тематики отвечал принципиальной позиции автора: вопреки установленной традиции, Марциал не признавал произведений, имели своей основой мифы или какие-то исторические события прошлого, считая их нежиттєвими, ненужными современнику, погруженному в повседневные дела:

Вот ты читаешь про Лая

и слабого на глаза Фиеста,

Скіллу, Медею, - разве это не уроды сами?..

Что тебя манят ничтожные

злосчастной хартии грашки?

Вот почитай-ка, что скажет жизнь:

«Это мое!»

Уже не спіткаєш кентавров тут,

ни горгон или гарпий:

Воняет потому что человеком везде

каждая страница у нас.

(Пер. В. Державина. X, 4)

Поэт поставил цель рассказывать о мелких, но правдивые факты жизни. Наблюдательный и проницательный, он умел подмечать интересные психологические нюансы, бытовую мелочь, из которых складывались удивительно живые картины. Одна из его тем, что бесконечно варьируется, - прекрасно им изучены положение клиента и его взаимоотношения с покровителем. Торопливая утренняя встреча с покровителем, сопровождение его в толпе других клиентов, ожидание приглашения на обед, характеристика окружения патрона на обеде, описание разговоров, женщин, нищего яства клиентов и роскошного - обладателя, разведенного вина для гостей и дорогих вин для хозяина, перевод его жалоб об отсутствии настоящих друзей, обремененность долгами - все это стало темами эпиграмм Марціала. В то же время поэт рисует ряд типичных образов представителей клиентуры - поэтов, врачей, философов, цирюльников, искателей наследства, охотников за богатыми женщинами, завистников, скряг, лестунів, главная цель которых - обогащение за счет другого.

Значительное место в епіграмах принадлежит темам любви, брака и разврата, которые поэт раскрывает время с ироничной прямолинейностью:

Девок, Алавдо, ты любишь, жена говорит;

она же то

Только коха носителей. Стоят друг друга!

Одновременно М. с уважением относится к тем женщинам, которые доказали свою добродетель какими-то героическими поступками (например, жены Брута Порция, осужденного Пета-Аррия, песня смерти мужчин также ушли из жизни). Правда, таких эпиграмм немного. Зато в большинстве из них речь идет о неверности, тон автора набирает уїдливості и сарказма, за что его критиковали уже в античные времена.

Марциал обличает и другие пороки римского общества. Особенно его возмущает социальное неравенство, в частности он неоднократно показывает страшное положение рабов. Не следует расценивать подобные эпиграммы как выступления против рабовладельческой системы. Просто поэт, добрый и гуманный человек, видел в раби себе подобного и становился на защиту его человеческого достоинства. В одной из эпиграмм глубоко потрясен Марциал пишет, что за счет продажи раба очередной вискочень устроил роскошный пир. Вряд ли эту тему побудила нарушать личная бедность поэта, на которую он неоднократно жалуется. Очевидно, эти жалобы были определенной данью моде. Ведь потомки Сенеки передали Марціалу дачный имение в окрестностях Рима, ему материально помогала вдова Лукана Полла (он называл ее «Полла-царица»), был у поэта и домик в самом городе, так бедняком его назвать нельзя.

Талант Марціала вызвал зависть многих несовершенных поэтов, желание унизить его и даже обокрасть. Марциал защищал свое наследие, используя для раскрытия плагиаторов любимый жанр. В целом отзывы литературных баталий довольно часто появляются в епіграмах поэта. Отсталые от жизни, устаревшие историко-мифологические поэмы Марціала называл скучными и гордился тем, что широкая общественность предпочитала не официально признанным их авторам, а ему, Марціалу:

Все и повсюду читают меня,

еще и показывают пальцем: «Вот он!»

Тем, что дарит им смерть,

я же скориставсь за жизнь. (V, 13)

Поэт не раз подчеркивает свое влияние на читателей:

Стихи мои любят,

весь Рим их поет и восхваляет,

Книгу держит мою,

носит еще каждый в руке. (VI, 60)

В другой эпиграмме уставший Марциал, полемизируя с Музами, с достоинством доказывает свое право на бессмертие и выражает желание наконец остановиться, не писать. В ответ слышит упреки музы Талии, ведь он хочет покинуть «неблагодарный, сочинять свои стихи веселые...» и сидеть «без дела, мир и людей проклинать!» Она не советует ему «с высоких котурнов вещать», то есть обратиться к жанру трагедии, в героическом эпосе «славить войны и кровь»:

О ту славу человеческую не заботимся:

Достаточно того, что и так

везде перечитывают нас.

Вон от надгробия Мессали

разбросанный камень останется,

Порохом станет сыпучим

мрамор Ліціна твердый,

А незрадливий читатель не забудет меня,

и путешественник,

Уходя из Рима, меня

возьмет в свой родной уголок...

Нет! Пусть гремят войны

те почтенные и славные писаки,

Что до полуночи сидят и переводят свечи.

Ты же свои шутки складывай

и римской солью присолюй,

Пусть в этих шутках жизнь познает свою натуру.

(Пер. М. Зерова; VIII, 3)

В конце концов поэт снова повторяет свой категорический отказ от «степенных» жанров. Эпиграмма содержит аллюзию на знаменитую мысль из «Памятника» Горация: архитектурные сооружения подлежат разрушительной силе времени, вечными остаются произведения поэта.

Марциал никогда не критиковал влиятельных лиц, находя для них лишь льстивые высказывания. Так, известно, что он не любил эпического поэта Стация за напыщенность стихов, но не написал о нем ни слова из боязни оскорбить его покровителей. Стремление поэта избежание недоразумений с властями стало особенно заметным в последние годы пребывания в Риме, когда лесть в адрес Домициана Марциал начинает рассыпать слишком часто. Конечно, такое поведение его не красит, но следует все же учесть ту систему преследований и цензуры, которая сложилась в государстве и постоянно угрожала римлянам обвинению в ее подрыве. Свою личную независимость удалось сохранить лишь сильным личностям. Марциал к ним не принадлежал.

Во многих епіграмах Марциал предстает как поэт-лирик, и тогда его эпиграммы теряют критический характер. А впрочем, и в лучших епіграмах эта критика не достигает особой остроты, стремление к обобщению, типизации лишает ее конкретности. К тому же, поэт, ограничен своим «специальности» клиента, многих особенно болезненных вопросов нарушать просто не мог. Чаще всего глубина критики подменивалась у него остроумием и меткостью слова. Именно эти качества эпиграмм Марціала рядом с непринужденностью повествования и неожиданностью конечностей и принесли поэту шумную славу.

Его охотно читали современники и потомки, его последовали сатирические поэты Средневековья и особенно Возрождения, в XVII-XVIII в. особую популярность он приобрел в Германии.

Творчество Марціала издавна известна в Украине. ее использовали авторы украинских поетик XVII-XVIII вв. Поэтическую практику Марціала применял И. Франко (сб. «Эпиграммы и ксении», 1874). Ряд эпиграмм Марціала перевели М. Зеров, В. Державин, Н. Пащенко.

В. Пащенко, Н. Пащенко

В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В , после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

Творчество

До нас дошел корпус в 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 - смешанного содержания. «Зрелища» - особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в . Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) - подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал - непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал - один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал - «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые «обсценные» эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, - и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

Примечания

Тексты и переводы

Латинские тексты Марциала

  1. В формате HTML по изданиям XX века
    1. . Архивировано
    2. По изданию Lindsay на веб-сайте thelatinlibrary . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. (Он-лайн библиотека латинских авторов)
  2. В формате цифровых книг по изданиям XV-XIX века. MDZ - Mюнхенский центр оцифровки . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в числе своих сокровищ, выложенных для бесплатного доступа, сделал доступными полные факсимильные копии европейских печатных изданий Марциала, включая две инкунабулы и Cornucopiae кардинала Перотта (1506).
    1. Издание Фридлендера (Лейпциг, 1886) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - «одно из лучших», по мнению Дератани (1936)
    2. Двенадцать старопечатных изданий Марциала (XV-XVI век) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  3. Образец рукописного издания Эпиграмм Марциала, 1465 год . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - три страницы выборочно. Источник - Собрание рукописей Библиотеки им. Лейбница . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , Нижняя Саксония.
  4. Аудиофайлы. Как могли звучать эпиграммы Марциала? - «Восстановленное произношение латинского языка I века н. э.» - файлы в формате MP3 - эпиграмма I-96 «Счастливая жизнь» . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , читает В. Фостер (Университет Миссури) и эпиграмма V-20 . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  • Латинские тексты . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (1-е издание в 2 томах; 2-е издание в переводе Шеклтона Бейли: № 94, 95, 480).
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в 2 томах, 3 книгах.

Русские переводы

  • Марциал . Эпиграммы. / Пер. А. Фета , предисл. А. Олсуфьева. М., 1891. Ч. 1. 465 стр. Ч. 2. 467-933 стр.
  • Избранные эпиграммы. / Пер. Н. И. Шатерникова, под ред. и комм. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Н. Ф. Дератани. М., Гослитиздат. 1937. 176 стр. 10000 экз.
  • Эпиграммы. / Пер. Ф. Петровского. (Серия «Библиотека античной литературы »). М., Худож. лит. 1968. 487 стр. 50000 экз.
  • Марк Валерий Марциал . Эпиграммы. / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература»). СПб, Комплект. 1994. 100000 экз. 448 стр. (первое полное издание )

Литература

  • Андреевский Н. А. Валерий Марциал: Культурно-биографический очерк из эпохи Домициана. Магистерская диссертация. Харьков, 1880. 134 с.
  • Олсуфьев А. В. Марциал: Биогр. очерк. СПб, 1891. 139 стр.
  • Малеин А. И. Марциал. Исследования в области рукописного предания поэта и его интерпретации. СПб, 1900. 203 стр.
  • Martial, The Unexpected Classic. J. P. Sullivan . Cambridge University Press, .

В столице он налаживает отношения со знаменитыми соотечественниками: философом Сенекой и его племянником, поэтом Луканом . Это был последний период правления Нерона . В , после раскрытия антинероновского заговора Лукан и Сенека погибают: по приказу императора они кончают с собой, вскрыв вены. Жизнь Марциала меняется к худшему. Долгое время он ведёт малообеспеченный образ жизни, почти бедствует, находясь на положении клиента у богатых патронов.

Марциал в античной графике и скульптуре В античности книги-свитки (лат. libri ) нередко содержали не только текст, но и рисунки. Крузиус в 1896 году высказал мнение, что в античных изданиях-свитках в книге I Эпиграмм помещался рисованный портрет Марциала, и эпиграмма I-1 представляет собой подпись к этому портрету. В предисловии к IX книге Эпиграмм сообщается об изображении (маске?) поэта, которым украсил свою библиотеку молодой римский аристократ Stertinius Avitus .

Марциал в современной графике и скульптуре .

Творчество

До нас дошел корпус в 15 книг эпиграмм. 3 книги объединены в темы: «Зрелища», «Подарки», «Гостинцы»; 12 - смешанного содержания. «Зрелища» - особая книга стихотворений, которые также названы эпиграммами, но относятся только к играм, посвященным торжественному открытию Колизея в . Книга известна под названием «Liber de Spectaculis» («Книга Зрелищ»; сборник называется так по традиции, само название Марциалу не принадлежит).

Из четырнадцати книг две (13 и 14) представляют эпиграммы особого рода и имеют особые заглавия. Сборники составлены из двустиший , предназначенных для сопровождения подарков, которые посылались друзьям и которыми обменивались в праздник Сатурналий , в декабре. «Xenia» («Подарки», заглавие одного сборника) были подарками-подношениями съестного типа; «Apophoreta» («Гостинцы», заглавие другого) - подарками, которые раздавались после праздничной трапезы и уносились гостями с собой (различные полезные и бесполезные «безделушки», предметы домашнего употребления, статуэтки, картинки, сочинения знаменитых писателей).

Остальные 12 книг представляют собственно «классическое эпиграмматическое наследие» Марциала. Из них первые девять написаны и изданы при Домициане (8-я посвящена конкретно Домициану; также как и 10-я в первом издании, но 10-я дошла до нас во второй редакции, сделанной уже по низвержении Домициана, отчего посвящение было изъято). Книги 11 и 12 изданы при Нерве и Траяне; последняя из них прислана в Рим из Испании. Все 12 книг расположены в хронологическом порядке (от 86 года до первых годов II в.).

Для своих сочинений Марциал пользовался как и старыми греческими образцами, которые в Риме были хорошо известны (первые известные нам собрания эпиграмм относятся к I в. до н. э.), так и новыми латинскими. В предисловии к Книге I он указывает: «Скабрезную прямоту слов, то есть язык эпиграмм, я стал бы оправдывать, был бы на то мой пример: так пишет Катулл , и Марс, и Педон, и Гетулик, и всякий, кого перечитывают».

Эпиграммы Марциала от работ предшественников и современников отличаются в первую очередь метрическим разнообразием. Наряду с традиционным элегическим дистихом он использует семь размеров: дактилический гекзаметр , сотадей, фалекейский одиннадцатисложный стих и холиямб (любимые размеры Катулла), холиямбическую строфу, ямбическую строфу, ямбический сенарий. Содержание эпиграмм очень разнообразно: личные замечания; литературные декларации; пейзажные зарисовки; описание окружающей обстановки, явлений и предметов; прославление знаменитых современников, исторических деятелей; лесть в адрес императоров и влиятельных покровителей; выражение скорби по поводу смерти близких, и пр.

Творчество Марциала представляет огромный историко-бытовой интерес (многие аспекты римского быта восстановлены именно по свидетельствам Марциала), и художественный. Марциал - непревзойденный реалист, умеющий ясно и ярко обрисовать явление или событие, отметить «порок», изобразить свое однозначное к ним отношение, и все это мастерски выразить в яркой, задорной, лаконичной, убийственной эпиграмме. Своим искусством Марциал не только приобрел себе первое место в истории римской эпиграммы, стал не только «патриархом эпиграмматистов», но одним из самых заметных поэтов вообще.

Марциал написал 1561 эпиграмму, которые составили 15 книг .

Картина нравов

Творчество Марциала погружает нас в обстановку Рима второй половины I века нашей эры. Со времен последней гражданской войны, когда власть в до н. э. взял в руки Октавиан Август , прошло более ста лет. В течение первого века нашей эры Рим возглавляет череда императоров, характер правления которых непохож. В конце концов, после относительно мягкого режима Веспасиана и затем Тита, признававших права сената, императором становится Домициан (обращения к которому включали формулу «господин и бог»), на правление которого приходится расцвет творчества Марциала.

Марциал - один из немногих римских литераторов, кто избегает «глобальных философских проблем» и оторванных от жизни абстракций. Марциал - «чистый этик», он проповедует здравый смысл психически полноценного, вменяемого человека, который в окружении нравственной вседозволенности верен себе и до конца следует своему пониманию духа. В этом аспекте Марциал свободен от лицемерия; он свободно пользуется любыми средствами, руководствуясь одним принципом: «где надо и сколько надо». Отсюда даже самые «обсценные» эпиграммы едва ли производят отталкивающее впечатление, включая такие случаи, когда Марциал откровенно ругается, понося своих адресатов непристойным образом. Марциал не боится называть явления и людей своими именами и не беспокоится о «негативных последствиях» грубостей (он сам замечает: «lasciva est nobis pagina, vita proba», «страница наша непристойна, жизнь чиста» (I, 4)).

Содержание эпиграмм 12 книг чрезвычайно разнообразно, касаясь всевозможных обстоятельств, явлений и случайностей обыденной жизни и представляя собой яркую картину нравов и быта второй половины первого века Римской империи. Два аспекта в творчестве Марциала заметны более прочего: изображение половой распущенности, которое доходит до бесстыдства, превосходя вольности всех остальных римских литераторов, - и лесть и пресмыкательство перед богатыми и сильными горожанами. При том, что такие стихотворения принадлежат первостепенному поэту эпохи, которого с охотой и увлечением читают современники обоих полов, в творчестве Марциала приходится наблюдать доказательства низкой нравственности литературы и общества эпохи Домициана. От «грязи» свободна только одна книга эпиграмм, восьмая, которую поэт посвятил Домициану и, по собственному замечанию, нарочно избавил от непристойностей, обычных в других книгах. Зато именно эта книга насыщенна наиболее очевидными образцами марциаловой лести.

Примечания

Тексты и переводы

Латинские тексты Марциала

  1. В формате HTML по изданиям XX века
    1. . Архивировано
    2. По изданию Lindsay на веб-сайте thelatinlibrary . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. (Он-лайн библиотека латинских авторов)
  2. В формате цифровых книг по изданиям XV-XIX века. MDZ - Mюнхенский центр оцифровки . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в числе своих сокровищ, выложенных для бесплатного доступа, сделал доступными полные факсимильные копии европейских печатных изданий Марциала, включая две инкунабулы и Cornucopiae кардинала Перотта (1506).
    1. Издание Фридлендера (Лейпциг, 1886) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - «одно из лучших», по мнению Дератани (1936)
    2. Двенадцать старопечатных изданий Марциала (XV-XVI век) . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  3. Образец рукописного издания Эпиграмм Марциала, 1465 год . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. - три страницы выборочно. Источник - Собрание рукописей Библиотеки им. Лейбница . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , Нижняя Саксония.
  4. Аудиофайлы. Как могли звучать эпиграммы Марциала? - «Восстановленное произношение латинского языка I века н. э.» - файлы в формате MP3 - эпиграмма I-96 «Счастливая жизнь» . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. , читает В. Фостер (Университет Миссури) и эпиграмма V-20 . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. .
  • Латинские тексты . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • В серии «Loeb classical library » сочинения изданы в 3 томах (1-е издание в 2 томах; 2-е издание в переводе Шеклтона Бейли: № 94, 95, 480).
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012. в 2 томах, 3 книгах.

Русские переводы

  • Марциал . Эпиграммы. / Пер. А. Фета , предисл. А. Олсуфьева. М., 1891. Ч. 1. 465 стр. Ч. 2. 467-933 стр.
  • Избранные эпиграммы. / Пер. Н. И. Шатерникова, под ред. и комм. Ф. А. Петровского, вступ. ст. Н. Ф. Дератани. М., Гослитиздат. 1937. 176 стр. 10000 экз.
  • Эпиграммы. / Пер. Ф. Петровского. (Серия «Библиотека античной литературы »). М., Худож. лит. 1968. 487 стр. 50000 экз.
  • Марк Валерий Марциал . Эпиграммы. / Пер. Ф. А. Петровского , вступ. ст. В. С. Дурова. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная литература»). СПб, Комплект. 1994. 100000 экз. 448 стр. (первое полное издание )

Литература

  • Андреевский Н. А. Валерий Марциал: Культурно-биографический очерк из эпохи Домициана. Магистерская диссертация. Харьков, 1880. 134 с.
  • Олсуфьев А. В. Марциал: Биогр. очерк. СПб, 1891. 139 стр.
  • Малеин А. И. Марциал. Исследования в области рукописного предания поэта и его интерпретации. СПб, 1900. 203 стр.
  • Martial, The Unexpected Classic. J. P. Sullivan . Cambridge University Press, .

Marcus Valerius Martialis

Родился ок. 40 г. в испанском городе Билбилис.

64 – получив хорошее образование в провинции, Марциал селится в Риме, становясь клиентом своих богатых родственников и других влиятельных лиц. В Риме он знакомится с Сенекой и Луканом.

80 – Марциал пишет 36 стихотворений по случаю открытия Колизея императором Титом (ныне они предпосылаются сборнику эпиграмм как «Книга зрелищ»).

84-85 – создаются «Подарки» и «Гостинцы», 350 двухстрочных «надписей», прилагавшихся к преподносимым на праздник Сатурналий подаркам.

86 – начиная с этого периода Марциал ежегодно издаёт по книге (всего 12 книг, насчитывающих 1175 стихотворений) тех эпиграмм, которые и прославили его имя. Их размер различен, от 1 до 51 строки, написаны они чаще всего элегическим дистихом, а также различными типами ямба, гекзаметром и одиннадцатисложником.

98 – Марциал возвращается в родной Билбилис.

Ок. 104 – Марциал умер в Билбилисе.

Писание для своих патронов едких эпиграмм – коротких, остроумных и ироничных стихотворений, как правило, с неожиданной концовкой – было для Марциала средством снискать их покровительство. Наряды щеголей, роскошь дворцов и вилл, разврат в театрах, все образы императорского Рима нашли своё отражение в эпиграммах Марциала. Часто он осмеивает физические уродства, пьянство, распутство различных представителей господствующего класса; многие эпиграммы по своему цинизму совершенно невозможны для перевода. Лесть (особенно императору Домициану) как результат нездоровой зависимости писателя от сильных мира сего доходит иногда до крайних пределов. Больше независимости и достоинства в III книге, в которой поэт, временно покинув Рим, бичует своих патронов и протестует против социального неравенства. Реально-бытовой характер стиля Марциала отразился и на языке его эпиграмм – ясном, лишенном модной вычурности, риторичности и архаизмов.