Вар верни мне мои легионы. Вар, верни мои легионы! Германские завоевания Августа

Антропологические поиски немецкого философа Макса Шелера (1874 - 1928) были откликом на кризис европейской цивилизации, который оказался особенно разрушительным именно на его родине - в Германии. После первой мировой войны в Европе оказались очень сильными апокалиптические настроения. Война показала не только возможности массового уничтожения людей, но и бессмысленность жертв этой бойни. Пессимизм, ощущение утраченных ценностей, мистицизм охватили европейское общество и были осмыслены различными философскими направлениями. В целом ряде своих работ М.Шелер констатирует кризис современной западноевропейской культуры, пытается нащупать пути выхода из него.

Свои основные идеи М.Шелер формулирует в следующих работах: «Кризис ценностей» (1919), «О вечном в человеке» (1921), «Положение человека в космосе» (1928), «Формы знания и общество» (1926), «Сущность и формы симпатии» (1923). Он перенёс феноменологию в область этики, философии культуры и религии.

Кризис общества есть следствие кризиса личности, отмечает М.Шелер. Вечно недовольному, недоверчивому и прагматичному буржуа он противопоставляет человека, способного уйти от давления власти, корысти, злобы, зоологических импульсов. Шелер упрекает европейскую философию в забвении вопроса «Что такое человек?», поставленного Кантом. Для Шелера этот вопрос становится основным. Он упрекает также различные направления антропологической мысли в том, что каждое из них даёт свою трактовку человека, не увязывая её с другими определениями, существующими в разных областях знания.

Шелер не приемлет этику Канта за то, что она лишена объективных критериев в определении морального закона. Для него основанием этики является не долг, а ценность. Человек окружён со всех сторон ценностями, их нужно только увидеть и признать. Для того чтобы в иерархии ценностей найти единственно необходимое, нужна эмоционально-интуитивная деятельность. Ценности невозможно распознать с помощью интеллекта, поскольку духовная активность коренится не в разуме, а в чувстве. Они открыты только чувству, недосягаемы для разума. У человека есть врождённая чувственная интуиция, которая выстраивает их в определённой последовательности. Так, для личности гения характерна ориентация на культурные, духовные ценности, для личности весельчака - чувственные, героя - жизненные и т.д. Главная особенность человека в его устремлённости к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью является святой.

Как духовное существо, человек не просто находится, пребывает в мире, но он им обладает. Личность - это конкретный индивид, который использует свои биологические особенности для реализации ценностей. Изначально личность дана себе как «Я» другого, она соприкасается с ближним, поэтому симпатия рассматривается Шелером как основание межличностного общения. В основе же симпатии лежит любовь, которая обращена к природе, другим личностям и Богу.



М.Шелер формулирует предмет философской антропологии как науки о сущности и структуре сущности человека, поэтому она содержит в себе начало всех наук.

Философ переосмысливает закон трёх стадий О.Конта и выделяет 3 формы знания, которые сосуществуют в каждую эпоху: религиозное, метафизическое и техническое. Религиозное знание определяется отношением человека к Богу, метафизическое знание устанавливает отношение человека с миром ценностей, техническое - даёт человеку господствовать над природой. Как же соотносятся эти формы знания в разные исторические эпохи? Во-первых, наука не грозит религии. Окружающий мир должен утратить свой сакральный ореол, чтобы стать доступным науке.

Человек занимает в философии Шелера центральное место, является прежде всего духовным существом, для которого главным принципом - слепой жизненный порыв (влечения, аффекты человека) и всё постигающий дух, понимаемый как единство разума и переживаний. Порыв - это иррациональное начало в человеке, он могуществен и довлеет над духом, вытесняет его.

Философия М.Шелера оказала большое влияние на развитие философии «жизни» и экзистенциализма.

Биография

Не успел завершить свою работу «Сущность человека, новый опыт философской антропологии» («Философская антропология»), сжатым изложением которой послужила работа «Положение человека в Космосе» (1928) (ей предшествовал сделанный в 1927 году доклад «Особое положение человека»).

«Положение человека в Космосе» „предлагает грандиозное видение постепенного самостановящегося объединения человека, Божества и мира. У этого сходящегося процесса есть две полярности: разум, или дух, с одной стороны, и порыв - с другой. Идеи разума, или духа, бессильны, если они не вступают в практику, или не реализуются в жизни и практических ситуациях, которые созданы порывом и человеческими побуждениями. (...) Люди, однако, метафизически "вне" космоса, вследствие способности делать своим объектом всё от атома до самого космоса “ .

Основные произведения

  • «Die transzendentale und die psychologische Methode», 1900
  • «Der Genius des Krieges und der deutsche Krieg», 1915
  • «Krieg und Aufbau», 1916
  • «Von Ewigen im Menschen», 1921
  • «Wesen und Formen der Sympathie», 1923
  • «Schriften zur Soziologie und Weltanschauungslehre», 1923-1924
  • «Die Formen des Wissens und die Bildung», 1925
  • «Die Wissensformen und die Gesellschaft», 1926
  • «Die Stellung des Menschen im Kosmos», 1927
  • «Zur Ethik und Erkenntnislehre», 1933

Примечания

Литература

На русском языке

  • Шелер М. Положение человека в Космосе / Пер. А. Филиппова // Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. и послесл. П. С. Гуревича; общ. ред. Ю. Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988.
  • Шелер М. Формы знания и общество: сущность и понятие социологии культуры / Пер. с нем А. Н. Малинкина // Социологический журнал. - 1996. - № 1/2. текст
  • Трактаты о любви / РАН, Ин-т философии, Центр этич. исслед.; Сост. О. П. Зубец. - М.: Институт философии РАН, 1994.
  • Шелер М. Избранные произведения /Пер. с нем.; сост., науч. ред., предисл. Денежкина А. В.; послесл. Л. А. Чухиной. - М.: Гнозис, 1994.
  • Шелер М. Ресентимент в структуре моралей // Социологический журнал - 1997. - № 4. - С. 79-115.
  • Шелер М. Ресентимент в структуре моралей = Das ressentiment im aufbau der moralen / Пер. с нем. А. Н. Малинкина. - СПб.: Наука: Университетская книга, 1999.
  • Шелер М. Социология знания / Пер. с нем. А. Н. Малинкина // Теоретическая социология: Антология: В 2 ч. / Пер. с англ., фр., нем., ит.; сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. - М.: Книжный дом «Университет», 2002. - Ч. 1. - С. 160-171.
  • Шелер М. Человек и история // Человек: образ и сущность: (Гуманитарные аспекты). Ежегодник. - М., 1991. - С. 133-159.
  • Шелер М. Формы знания и образование // Человек. Вып 4. - М., 1992. - С. 85-96.
  • Шелер М. Человек и история // THESIS: Теория и история экономических и социальных институтов и систем. - 1993.- Т. 1, № 3. - С. 132-154.

О Шелере

  • Малинкин А. Н. Макс Шелер: очерк жизни и творчества // Социологический журнал. - 1996. - № 1/2. текст
  • Марков Б. В. Ценности и бытие в философской антропологии Макса Шелера.
  • Григорьян Б. Т. Макс Шелер // Философы двадцатого века. - М., 1999. - С. 229-246.
  • Малинкин А. Н. Учение Макса Шелера о ресентименте и его значение для социологии // Социологический журнал. - 1997. - № 4. - С. 116-150.
  • Куренной В. Метафизика моралей и общностей // Новое литературное обозрение. - 2001. - № 48. - С. 387-401.
  • Розенбергс Р. Л. От Риккерта к Шелеру // История методологии социального познания. Конец XIX-XX век. - М., 2001. - C. 173-191.
  • Чёрная Л. А. «Новая философская антропология» Марка Шелера и история культуры // Вопросы философии . - 1999. - № 7. - C. 127-139.
  • Чухина Л. А. Концепция эмоционального априори в феноменологической философии М. Шелера // Феноменология в современном мире. - Рига, 1991. - С. 266-288.
  • Бюль В. Феноменологическая редукция, функциональное понимание и интуиция сущностей: измерения и принципы понимающей социологии в работах Макса Шелера // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: Реферативный журнал. Сер. 11, Социология. - 1994. - № 1. - C. 31-35.
  • Юречко, О. Н. Ценностное измерение человека: опыт философской антропологии М. Шелера // Социальная теория и современность. Вып. 24. - М., 1996. - С. 198-204.
  • Лохов С. А. М. Шелер о методе философской антропологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Философия = Bull. of Peoples friendship univ. of Russia. Philosophy. - 2002. - № 3. - С. 197-204.
  • Забияко А. П. Феноменология и аксиология святого в философии религии М. Шелера // Религиоведение = Study of religion. - Благовещенск; М., 2001. - № 2. - С. 109-113.
  • Роинашвили Д. И. Антропологическая революция Макса Шелера // Cпектр антропологических учений. - 2011. - № 1.

Ссылки

  • Макс Шелер на сайте Русской христианской гуманитарной академии
  • Сайт общества Макса Шелера (нем.)
  • Официальный сайт (англ.)

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 22 августа
  • Родившиеся в 1874 году
  • Умершие 19 мая
  • Умершие в 1928 году
  • Философы по алфавиту
  • Выпускники Йенского университета
  • Философы Германии
  • Социологи Германии
  • Философы XX века
  • Философская антропология
  • Родившиеся в Мюнхене
  • Умершие во Франкфурте-на-Майне
  • Феноменологи
  • Преподаватели Йенского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ушуайя
  • Магелланов пролив

Смотреть что такое "Шелер, Макс" в других словарях:

    Шелер Макс - Макс Шелер Макс Шелер (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен 19 мая 1928, Франкфурт на Майне) немецкий философ и социолог, один из основоположников философской антропологии. Содержание 1 … Википедия

    ШЕЛЕР Макс - (1874 1928) немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, аксиологии, социологии познания. Эволюционировал от феноменологии Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике Канта… … Большой Энциклопедический словарь

    Шелер Макс - (1874 1928), немецкий философ, один из основоположников философской антропологии, аксиологии, социологии познания. Эволюционировал от феноменологии Э. Гуссерля к персоналистской метафизике пантеистического толка. Формальной этике И. Канта… … Энциклопедический словарь

    Шелер, Макс - ШЕЛЕР (Scheler) Макс (1874 1928), немецкий философ, один из основоположников философской антропологии и социологии познания. Испытал влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля. В противовес абстрактности и формализму этики И. Канта… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Шелер Макс - Шелер (Scheler) Макс (22. 8. 1874, Мюнхен, ‒ 19. 5. 1928, Франкфурт на Майне), немецкий философ идеалист, один из основоположников аксиологии (см. Ценностей теория), социологии познания и философской антропологии как самостоятельных дисциплин.… … Большая советская энциклопедия

    Шелер Макс - Против кантианского формализма Немногие знают, что Макс Шелер (1875 1928) был не просто гением, а гением «вулканом». С феноменологией его связывают недоверие к абстрактным конструкциям и интуитивный дар постигать сущность. Свои идеи Шелер… … Западная философия от истоков до наших дней

    ШЕЛЕР Макс - (Scheler, Max) (1874 1928), немецкий философ, представитель феноменологического движения, соединивший в своем учении идеи Р.Эйкена и Э.Гуссерля. Родился в Мюнхене 22 августа 1874, преподавательскую карьеру начал в 1901 в Йенском университете; в… … Энциклопедия Кольера