Василий учится в школе и помимо учебы. Деятельность егэ

Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

3. Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

4.В процессе подготовки к поступлению в технический вуз старшеклассник использует учебники и пособия, решает множество задач по математике и физике, участвует в олимпиадах. Выделите в данном примере субъект и объект, цели и средства деятельности. К какому виду может быть отнесена данная деятельность? Поясните свой ответ.

5. Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

6. На трех примерах покажите взаимосвязь между психикой человека и его деятельностью.

7. Три примера деятельности социального субъекта.

8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ на тему «Содержание и формы (виды) духовной деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

9. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность и мышление». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Кто осуществляет деятельность

На что деятельность направлена

Идеальный образ желаемого результата

запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ

Сознательный

Выдвижение целей и предвидение результатов

Изменение окружающего мира и самого себя

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Приобретение знаний

Достижение практически полезного результата, создание продуктов потребления

Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) театральные декорации

Б) оркестр

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

1) субъекты деятельности

2) средства деятельности

Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поступление в институт

2) занятия в художественной студии

3) изучение математики

4) получение профессии архитектора

5) опыт создания собственных работ

6) выбор профессии

Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта - одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.

1) духовно-практической

2) социально-преобразовательной

3) творческой

4) познавательной

5) прогностической

6) индивидуальной

Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4) способности

5) результаты

Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.

3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.

4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.

5) Развитие навыков сбора и обработки информации.

6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.

Одиннадцатиклассники завершают изучение нового материала и начинают подготовку к экзаменам. Какие признаки характеризуют осуществляемую ими деятельность? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Она направлена на преобразование реально существующих предметов природы.

2) Объектом деятельности является новое, не известное никому ранее знание.

3) Средством деятельности являются учебники и учебные пособия.

4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и коллективный характер.

5) Мотивом является желание удовлетворить материальные потребности.

6) Она способствует освоению накопленных человечеством культурных ценностей.

Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на

лью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

29" Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозна­

чив при необходимости разные аспекты поставленной

При изложении своих мыслей по поводу поднятой про­ блемы (обозначенной темы), при аргументации своей

точки зрения используйте знания, полученные при изу­ чении курса обществознания, соответствующие понятия,

а также факты общественной жизни и собственный жиз­ ненный опыт. (В качестве фактической аргументации

приведите не менее двух примеров из различных источ­

Философия

«Мы научились летать в небе, как

птицы. Мы научились плавать в

океане, как рыбы. Теперь осталось

научиться жить на земле, как люди»

(Дж. В. Шоу).

Экономика

«Не экономить нужно, а искать но-

вые источники дохода» (А. Конча-

ловский).

Социология,

«Человеку общение нужнее еды,

социальная

важнее бытового комфорта и богат-

психология

ства» (Е.А. Крашенинникова).

Политология

«Закон должен властвовать над все-

ми» (Аристотель).

Правоведение

«Свобода есть право на неравенство»

(Н. Бердяев).

ВАРИАНТ10

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра

или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­

сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов запятых и других дополнительных символов. Каждый сим­

вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в

бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

Компонент

ХАРАКТЕРИСТИКА

структуры

..................

Осознанный образ результата дея-

тельности

Средства

Приемы, способы действий, предме-

ты, ресурсы, используемые челове-

ком в ходе деятельности

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для

всех остальных понятий представленного ниже ряда, и

запишите цифру, под которой оно указано.

1) статусный набор; 2) личный сrпатус; 3) основной статус; 4) социальный статус; 5) статусная иерархия.

Ответ: D

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­

чением двух, относятся к социальному контролю.

1) санкция; 2) социальная ценность; 3) суверенитет;

4) требование морали; 5) потребность личности;

6) правовая норма.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда,

и запишите в таблицу цифры, под которыми они ука­

4. Выберите верные суждения· о познавательной деятель­

ности человека и запишите цифры, под которыми они

1) Восприятие является формой рационального по­

2) Истинным считается только то знание, которое не

может быть уточнено или опровергнуто в дальней­

Одним из критериев истины выступает практика.

Обыденное познание в отличие от научного не ве­

Дет к истинному знанию.

5) Одной из форм чувственного познания является

представление.

5. -Установите соответствие между компонентами общест­

ва как системы и примерами: к каждой позиции, дан­ ной в первом столбце, подберите соответствующую по­ зицию из второго столбца.

социальный институт сфера жизни общества

6. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается

рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными

словами, поле его деятельности широко. Какие компо­

ненты входят в структуру деятельности? Выберите из

приведенного списка нужные позиции и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1) навыки

2) мотивы

3) цель

4) способности

5) результаты

6) знания

7. Выберите верные суждения о роли государства в усло­

виях рынка и запишите цифры, под которыми они

1) Одной из функций государства в условиях рынка

является борьба с монополизацией экономики.

2) Государство в рыночной экономике призвано под­

держивать незащищенные слои населения.

3) Важнейшей функцией государства является созда­ ние общественных благ.

4) Государство в условиях рынка регулирует цены на

товары первой необходимости.

5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

8. Установите соответствие между видами рынков труда

и И,?(характеристиками: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ РЫНКОВ ТРУДА

предложение труда воз­

конкурентный

растает в соответствии

монополизирован­

со спросом

Б) зарплату диктует

крупных нанимате-

рынке труда

вует несколько

ных компаний

рабочие одной профес­

сии независимо друг от

друга предлагают свою

рабочую силу

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­ вующими буквами.

1) Появлению семьи способствовало возникновение

государства.

2) В современном обществе семья остается главной

производственной ячейкой.

3) Одной из функций семьи является психологиче­

ская и эмоциональная поддержка членами семьи

друг друга

4) Функции семьи как социального института меня­

ются с изменением условий общественного разви­

осуществляющий социализацию подрастающего

поколения.

12. В ходе социологического опроса его участникам пред­ лагалось ответить на вопрос: «Что Вас более всего

привлекает в работе?» Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в % ; участники опроса могли

выбирать несколько ответов).

Варианты ответов

1998 г.

2010 г.

Хорошая оплата

Соответствие моим способностям

Возможность

профессионального

продвижения

Близость к месту работы

Удобный режим работы

Хороший коллектив

Возможность

проявлять само-

стоятельность, инициативу

Какие выводы можно сделать на основе данных табли­

цы? Выберите нужные позиции из приведенного спи­

ска и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за

период между опросами не изменились.

2) Условия работы большинством опрошенных ценят­

ся выше, чем ее возможности для творческого и

профессионального роста.

3) За прошедший между опросами период менее всего

выросло число тех, кто заинтересован в хорошем

коллективе.

4) Опрос показал тенденцию к снижению значения

творческого потенциала работы.

5) За период между опросами больше всего выросло

число тех, кто ценит достойный заработок.

13. Выберите верные суждения о признаках и роли госу­

дарства и запишите дифры, под которыми они указа­

1) К основным признакам государства относится его

территориальная целостность.

2) Государственные органы охраны общественного по­

рядка образуют независимую ветвь власти.

3) Государство обладает монопольным правом сбора

4) Одной из ветвей государственной власти в демо­

кратическом обществе является суд.

5) Правом принимать законы в условиях демократии обладает государство и правящая партия.

14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами высшей власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

полномочия

СУБЪЕКТЫ

И ФУНКЦИИ

утверждает

Президент РФ

доктрину РФ

Правительство РФ

Б) назначает выборы Го­

сударственной Думы

осуществляет управле­

ние федеральной собст­

венностью

разрабатывает

ральный бюджет

осуществляет

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст-

вующими буквами.

Ответ: 1 А 1

15. В государстве Z существует частичный запрет на дея­

тельность оппозиции.. Какая дополнительная информа­

ция свидетельствует о том, что в государстве установился

под которыми она указана.

1) власть носит публичный характер

2) сложилась система правоохранительных органов

3) все стороны жизни подчинены единой идеологии

4) большое влияние имеет церковь как общественный

институт

5) для удержания власти используются силовые

структуры

6) контроль над экономикой полностью централизован

16. Что из перечисленного согласно Конституции РФ на­ ходится в совместном ведении РФ и субъектов Феде­

рации? Запишите цифры, под которыми эти положе­

ния указаны.

1) федеративное устройство и территория РФ

2) установление правовых основ единого рынка

3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

4) общие вопросы воспитания, образования

5) оборона и безопасность

6) уголовное законодательство

17. Установите соответствие между участниками и видами судебных процессов: к каждой позиции, данной в пер­

вом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

5) задаток

6) репутация

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­

ние которого обозначено определенной буквой.

(А) На рубеже первого тысячелетия нашей эры по­ является христианство. (В) Шесть веков спустя в

Аравии, среди арабских племен, рождается ислам. (В) Религиозное миросозерцание подразумевает веру

человека в нечто сверхъестественное, не поддающее­

ся объяснению с помощью имеющихся способов по­ знания мира. (Г) Религиозные вероучения духовно обогатили человечество, способствовали созданию могучих государств. (Д) Трудно согласиться с мне­

нием, что мировые религии есть нечто отжившее,

устаревающее.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей поло­

жение, цифру, выражающую его характер.

фактически ограничен во всех сферах осуществления

государственной власти. Законодательная власть принадлежит (Д), исполнительная

______ (Е). Парламентские монархии в научной

литературе зачастую именуют консти"11уционными мо­

нархиями .

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыс­ ленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется

для заполнения пропусков.

Список терминов:

федерация

правительство

3) президент

4) парламент

5) статус

6) выборный орган

7) политика

8) власть

9) республика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначаю­ щие пропущенные слова. Запишите в таблицу под ка­ ждой буквой номер выбранного Вами слова.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Задания ЕГЭ по теме: Мышление и деятельность


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности.


3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию « ».

1) трудовая

2) инстинктивная

3) учебная

4) созидательная

5) творческая

6) кадровая

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Деятельность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный характер.

2) Деятельность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми рефлексами.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния животных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние потребностей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент времени.

4) Деятельность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми потребностями.

5) Деятельность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный характер.


5. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) театральные декорации 1) субъекты деятельности

2) средства деятельности

Б) оркестр

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

6. Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4) способности

5) результаты


7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.

8. Раскройте на при­ме­ре изучения лю­бо­го школьного пред­ме­та три ос­нов­ные характеристики уче­ния как вида деятельности.

9. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.


7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о результатах процесса мышления, опирающейся на знания курса, например: Результатами процесса мышления могут быть выработанные обобщения (житейские, научные, философские), понимание проблемы или ситуации (как на обыденном, так и на научном уровне), вывод на основании рассуждения, план (проект) действий и др.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления.)

3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса связь мышления и языка, например: Язык позволяет фиксировать, сохранять и передавать результаты мыслительной деятельности.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса связь мышления и языка.)


8. В от­ве­те могут быть ука­за­ны и кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны следующие ха­рак­те­ри­сти­ки учения как вида деятельности:

Наличие субъ­ек­тов деятельности (учащихся и учителя);

Наличие объ­ек­та деятельности (изучаемого предмета);

Нацеленность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний и умений;

Использование ком­плек­са методов уче­ния (решение задач, ла­бо­ра­тор­ная работа и др.) и пре­по­да­ва­ния (проблемный метод, лек­ция и др.);

Использование средств обучения (учебник, атлас, ра­бо­чая тетрадь).


9. В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры);

2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества;

3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;

4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.

Вариант № 1816745

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно. Ответами к заданиям 1-20 являются цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных высказываний (29.1-29.5).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Запишите слово, про­пу­щен­ное в таблице.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОБЩЕСТВ

Ответ:

Найдите понятие, ко­то­рое является обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных понятий пред­став­лен­но­го ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Моральные нормы , позитивные санкции , социальный контроль , правовые нормы , негативные санкции .

Ответ:

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, пред­став­ля­ют собой ме­то­ды тео­ре­ти­че­ско­го уров­ня на­уч­но­го познания.

1) логическая модель; 2) эксперимент; 3) выдвижение гипотезы; 4) аналогия; 5) идеализация; 6) измерение

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

Художник K. coздал об­ра­зы ми­ро­во­го хаоса и пустоты, вос­про­из­ве­дя их в вы­ста­воч­ном про­стран­стве впер­вые с по­мо­щью раз­лич­ных предметов, мебели, бумаги, газет. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что твор­че­ство ху­дож­ни­ка К. от­но­сит­ся к эли­тар­ной культуре? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) слож­но для по­ни­ма­ния не­под­го­тов­лен­но­го человека

2) удо­вле­тво­ря­ет сию­ми­нут­ные за­про­сы людей

3) имеет огра­ни­чен­ный круг почитателей

4) об­ла­да­ет ху­до­же­ствен­ной ценностью

5) имеет ши­ро­кую аудиторию

6) об­ла­да­ет мень­шей ху­до­же­ствен­ной ценностью

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми признаками и ти­па­ми обществ, ко­то­рые они иллюстрируют: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

А Б В Г Д

Ответ:

Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4) способности

5) результаты

Ответ:

Экономическая по­ли­ти­ка го­су­дар­ства R ос­но­ва­на на ре­гу­ли­ро­ва­нии объёма де­неж­ной массы в обращении. По каким при­зна­кам можно установить, что эта по­ли­ти­ка мо­не­тар­ная (денежно-кредитная)? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) по­вы­ша­ют­ся та­мо­жен­ные пошлины

2) рас­ши­ря­ет­ся го­су­дар­ствен­ная за­куп­ка то­ва­ров и услуг

3) Цен­траль­ный банк из­ме­ня­ет учётную став­ку процента

4) вво­дят­ся за­пре­ты на им­порт продукции

5) уста­нав­ли­ва­ет­ся норма обя­за­тель­ных резервов

6) уве­ли­чи­ва­ет­ся раз­мер налогов

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между не­об­хо­ди­мы­ми усло­ви­я­ми функ­ци­о­ни­ро­ва­ния эко­но­ми­че­ских си­стем и их типами: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д

Ответ:

Гражданин Н. за­кон­чил курс основ пред­при­ни­ма­тель­ства и решил ос­но­вать собственное индивидуальное предприятие, за­нять­ся разработкой сайтов. Выберите в приведённом ниже спис­ке преимущества по­доб­ной формы биз­не­са и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) лёгкость по­лу­че­ния банковских кредитов

2) высокая сте­пень сохранности ком­мер­че­ской информации

3) простота ор­га­ни­за­ции и управления

4) не надо де­лить­ся прибылью с совладельцами

5) достаточно средств для ре­клам­ной кампании

6) возможность при­влечь высококлассных спе­ци­а­ли­стов

Ответ:

На рисунке отражена ситуация на рынке книжной продукции: линия предложения S переместилась в новое положение S1. (P – цена товара, Q – объем предложения товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) снижением налогов на книгоиздательские фирмы

2) увеличением спроса потребителей на книги и журналы

3) перепрофилированием издательств на выпуск медийных продуктов и электронных книг

4) государственным заказом издателям на выпуск школьных учебников

5) повышением налогов на книгоиздательские фирмы

Ответ:

Найдите в приведённом ниже спис­ке примеры, ил­лю­стри­ру­ю­щие применение не­фор­маль­ных позитивных санкций, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Учителю школы была при­сво­е­на высшая ква­ли­фи­ка­ци­он­ная категория.

2) Одноклассники по­хва­ли­ли Р. за под­го­тов­ку музыкального вечера.

3) В. по­лу­чил первую пре­мию на кон­кур­се молодых исполнителей.

4) Л. по­лу­чил степень кан­ди­да­та медицинских наук.

5) Выступление тан­це­валь­ной группы на юби­лее школы со­про­вож­да­лось бурными аплодисментами.

6) Известный врач был награждён ор­де­ном «За за­слу­ги перед Отечеством».

Ответ:

В стра­не Z учёные про­ве­ли опрос граж­дан раз­ных воз­рас­тов на тему: «Как гло­баль­ные про­бле­мы от­ра­жа­ют­ся в вашей по­все­днев­ной жизни?» По­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты (в %) пред­став­ле­ны в виде диаграммы.

Найдите в приведённом спис­ке выводы, ко­то­рые можно сде­лать на ос­но­ве диаграммы, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) В каж­дой груп­пе доля тех, кто ни­че­го не знает о гло­баль­ных проблемах, боль­ше доли тех, кто уверен, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

2) В каж­дой груп­пе доля опрошенных, еже­днев­но ощу­ща­ю­щих про­яв­ле­ния гло­баль­ных проблем, больше, чем тех, кто уверен, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

3) Чет­верть опро­шен­ных 40-летних граж­дан считают, что гло­баль­ные про­бле­мы не могут по­вли­ять на их жизнь.

4) Почти треть опро­шен­ных 20-летних граж­дан знают о гло­баль­ных проблемах, но никак их не ощущают.

5) Менее трети опро­шен­ных обеих групп еже­днев­но ощу­ща­ют про­яв­ле­ния гло­баль­ных проблем.

Ответ:

Найдите в приведенном ниже списке позиции, характеризующие отличительные черты мажоритарной избирательной системы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) государство делится на избирательные округа

2) из­би­ра­те­ли го­ло­су­ют за лич­ность кан­ди­да­та

3) государство представляет собой единый избирательный округ

6) победившим считается кандидат, набравший большинство голосов

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между ти­па­ми по­ли­ти­че­ских пар­тий и прин­ци­па­ми их классификации. К каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A Б В Г Д

Ответ:

В ст. 3 Кон­сти­ту­ции Ита­льян­ской Рес­пуб­ли­ки указано, что за­да­чей го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся устра­не­ние препятствий, ко­то­рые фак­ти­че­ски огра­ни­чи­ва­ют сво­бо­ду и ра­вен­ство граждан, ме­ша­ют пол­но­му раз­ви­тию че­ло­ве­че­ской личности. Какие вы­во­ды поз­во­ля­ет сде­лать дан­ное кон­сти­ту­ци­он­ное положение? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти вы­во­ды указаны.

1) Республика про­воз­гла­си­ла цен­но­сти де­мо­кра­ти­че­ско­го со­ци­аль­но­го государства.

2) Республика от­ли­ча­ет­ся ста­биль­ны­ми со­ци­аль­ны­ми отношениями.

3) Республика яв­ля­ет­ся го­су­дар­ством бла­го­со­сто­я­ния с вы­со­ки­ми жиз­нен­ны­ми стандартами.

4) Республика яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ным го­су­дар­ством с раз­ви­тым законодательством.

5) Республика про­воз­гла­си­ла су­ве­ре­ни­тет народа.

6) Республика при­зна­ет человека, его права и сво­бо­ды выс­шей ценностью.

Ответ:

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к кон­сти­ту­ци­он­ным обя­зан­но­стям граж­дан РФ? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны кон­сти­ту­ци­он­ные обязанности.

1) ука­за­ние своей национальности

2) со­хра­не­ние ис­то­ри­че­ско­го и куль­тур­но­го наследия

3) уча­стие в вы­бо­рах ор­га­нов власти

4) упла­та налогов

5) сво­бод­ное рас­по­ря­же­ние сво­и­ми спо­соб­но­стя­ми к труду

6) поль­зо­ва­ние род­ным языком

Ответ:

Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д

Ответ:

Согласно Конституции РФ, в нашей стране

1) граждане вправе соблюдать Конституцию и законы РФ

2) каждый имеет право платить налоги и установленные законом сборы

3) каждый имеет право на образование

4) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, имеют право заботиться о нетрудоспособных родителях

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Термин «социология» был введен в науку французским ученым и философом Нового времени О. Контом. (Б) Предметом внимания и изучения социологии является социальная жизнь. (В) Она воспроизводится как система взаимодействия многих процессов, обеспечивающих реализацию различных функций. (Г) Функции эти постоянно расширяются, усложняются, что привело к оформлению новых социальных структур, новых субъектов социальной жизни. (Д) По-видимому, не только теперь, но и прежде, на более ранних стадия развития, система воспроизводства социальной жизни не была простой.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г Д

Ответ:

Прочитайте приведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место пропусков.

«Определённый этап био­ло­ги­че­ской жизни че­ло­ве­ка учёные на­зы­ва­ют __(А). Её кон­крет­ные воз­раст­ные рамки, свя­зан­ный с ней со­ци­аль­ный ___ (Б) и социально-психологические осо­бен­но­сти за­ви­сят от со­ци­аль­ных ___ (В). Так, в пер­во­быт­ных обществах, с их срав­ни­тель­но про­стой и ста­биль­ной со­ци­аль­ной ___ (Г), че­ло­век до­ста­точ­но легко усва­и­вал со­ци­аль­ные ___ (Д) и тру­до­вые навыки, не­об­хо­ди­мые для взрос­лой жизни. Низ­кая про­дол­жи­тель­ность жизни не да­ва­ла воз­мож­но­сти осо­бен­но за­тя­ги­вать «подготовительный период».

Постепенное услож­не­ние тру­до­вой де­я­тель­но­сти по­влек­ло за собой удли­не­ние не­об­хо­ди­мых сро­ков ___ (Е). В на­сто­я­щее время новые по­ко­ле­ния зна­чи­тель­но позже, чем их ро­вес­ни­ки в прошлом, на­чи­на­ют са­мо­сто­я­тель­ную взрос­лую жизнь».

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке больше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

А Б В Г Д Е

Ответ:


(Н. Смелзер)

Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «девиантное поведение». Чем, по мнению автора, определяется девиантность поведения? (Приведите два положения текста, в которых содержится ответ на этот вопрос.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

(Н. Смелзер)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Проанализируйте, был ли побег упомянутых в тексте двух людей примером девиантного поведения. Как на этот вопрос отвечает автор? Все ли лица, упомянутые в тексте, согласны с автором? Что по этому поводу думаете вы? (Ответ на каждый вопрос подтвердите авторским либо сформулированным самостоятельно суждением.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Критерии определения девиантного поведения неоднозначны. Они часто вызывают разногласия, и трудно точно установить, какие типы поведения следует считать девиантными в нашем обществе. Наиболее яркими примерами девиации, по всей видимости, могли бы служить бесчеловечные поступки, которые почти всегда вызывают осуждение, например изнасилование и убийство.

(Н. Смелзер)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Опираясь на текст и знания из курсов обществознания и истории, опишите ситуацию, в которой один и тот же поступок мог считаться одновременно негативной девиацией и героизмом. (Опишите ситуацию и сформулируйте по одному суждению, отражающему негативно девиантный и героический характер поступка.)


Прочитайте текст и выполните задания 21-24

5 ноября 1986 г. двое заключенных совершили дерзкий побег из федеральной тюрьмы в Плезантоне (штат Калифорния). Речь идет о 42-летнем Рональде Макинтоше, осужденном за мошенничество, и 37-летней Саманте Лопес, виновной в ограблении банка. Они были возлюбленными, их немедленно окрестили «неразлучниками», как только сообщение о побеге появилось в прессе.

Вот как это произошло. Макинтош ухитрился угнать вертолет. Бывший военный летчик, он смело ринулся вниз на тюремный двор, совершил посадку, схватил в объятия Лопес, и вертолет умчался. Охранники не решились стрелять в вертолет, он мог рухнуть во двор и погубить много людей. Возлюбленные скрывались от полиции 10 дней. Но в конце концов их задержали при попытке получить деньги по чеку на территории торгового центра в пригороде Сакраменто. Они направлялись к яхте, стоявшей на якоре у берега в штате Вашингтон; вероятно, хотели бежать в Канаду. 

Очевидно, что описанный случай - яркий пример девиации: двое преступников, которых суд признал виновными, совершают побег из тюрьмы... Но когда репортеры взяли интервью у служащих тюрьмы, экспертов по преступности и прохожих, были высказаны совершенно различные мнения об этом «девиантном» поступке.

Некоторые сочли беглецов людьми коварными, умными, которым удалось перехитрить закон. Один сказал, что охотно поступил бы так же, а другой выразил надежду, что возлюбленных никогда не поймают. Некоторые даже восприняли их как своего рода народных героев. Иные комментаторы критиковали федеральную тюрьму Плезантона за небрежную охрану и мягкое обращение с заключенными; они сравнивали тюрьму с «загородным клубом», даже в какой-то мере полагали, что люди правильно делают, совершая оттуда побеги.

Один из адвокатов, защищавший преступников после того, как их задержали вблизи Сакраменто, заявил судье, что побег был «оправдан».

Случай, происшедший с Макинтошем и Лопес, свидетельствует о том, как трудно оценивать поступки, которые могут быть названы проявлениями девиантного поведения... Наши оценки зависят от того, чего мы ожидаем - соблюдения правовых норм или героизма? Короче говоря, девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным ожиданиям. Следует ли считать служащих «загородного клуба» в Плезантоне девиантами за то, что они проявили излишнюю мягкость? Мы не можем ответить на этот вопрос, так как существует неопределенность относительно того, насколько жесткими или снисходительными должны быть методы охраны тюрем. Было ли ограбление банка, совершенное Лопес в прошлом, девиантным поступком? Большинство из нас ответили бы на этот вопрос утвердительно, так как поступок Лопес является нарушением уголовного права, и существует всеобщее согласие о целесообразности и необходимости такого права.

Результаты опроса были подсчитаны учеными и представлены в виде таблицы (данные приведены в %): Пути решения глобальных проблем современности

Проанализируйте данные таблицы и сделайте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Для раскрытия сформулированной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) приведите рассуждения и выводы, используя обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения).

Для иллюстрации сформулированных Вами основной(-ых) идеи(-й), теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух социальных фактов/примеров из различных источников (общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), из различных учебных предметов.

Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и подтверждать обозначенную основную идею, теоретическое положение, рассуждение или вывод/ быть с ними явно связан. По своему содержанию примеры не должны быть однотипными (не должны дублировать друг друга).

29.1 Философия: «Как бы ни был далек человек от любой философии, у него все равно есть теория или доктрина, объясняющая, почему он живет именно так, а не иначе» (Али Апшерони)

29.2 Экономика: «Золотой дождь размывает все границы» (Т. Карл Ейль)

29.3 Социология, социальная психология: «Общение - это открытие других для себя и себя - для других» (0. Муравьева)

29.4 Политология: «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский)

29.5 Правоведение: «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьев)

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



ЕГЭ ПО РАЗДЕЛУ: "ПОЗНАНИЕ"

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристики основных форм мышления

Формы мышления

Характеристики

Фиксирует существенные общие признаки группы, класса объектов

На основе связи понятий утверждает или отрицает наличие у познаваемых объектов каких-либо признаков, связей

Ответ:________.

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда

    описание; 2. метод; 3. наблюдение; 4.интервьюирование;

5. эксперимент.

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

1) непосредственное наблюдение, 2) распространение мнения, 3) социальная стратификация, 4) мысленное моделирование, 5) проведение эксперимента, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Установите соответствие между

Процессы

Формы познания

А) отражение вещей, явлений, процессов в их существенных и отличительных признаках

1) чувственное познание

Б) отражение отдельных свойств предмета, непосредственно воздействующего на человека

В) возникновение образа предмета, в данный момент не воспринимаемого

2) рациональное познание

Г) утверждение или отрицание чего-либо о предметах, явлениях, их свойствах и отношениях

Д) отражение целостных образов предметов и явлений при их непосредственном воздействии на рецепторы

5. Установите соответствие между признаками и формами познания.

Признаки

Формы познания

А) отражение мира в художественных образах

Б) выражение и объяснение сущности явлений

В) направленность на удовлетворение потребности человека в прекрасном

2) искусство

Г) обоснованность полученных результатов

Д) достоверность выводов

6. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. регулярно посещает библиотеку

2. руководит комиссией по аттестации сотрудников института

3. анализирует публикации по проблемам развития биологии

4. ведет эксперимент в области молекулярной биологии

5. состоит членом профсоюзной организации института

6. выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме

Ответ:________.

7. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1. опора на данные наблюдений

2. экспериментальное подтверждение выводов

3. учет накопленного опыта

4. использование форм рационального познания

5. разработка обоснованных теорий

6. применение строго определенных понятий

Ответ:________.

8. Установите соответствие между

Особенности познания

Виды познания

А) добываются специальными методами

1) обыденные знания

Б) предполагают проверку истинности полученных сведений

В) формируются на основе наблюдений

2) научные знания

Г) опираются на теоретические обобщения

Д) возникают в процессе совершения бытовых действий

9. Установите соответствие между характеристиками и соответствующими видами мировоззрения

Характеристики

Виды мировоззрения

А) уподобление природного мира миру человеческому

1) мифологическое

Б) интуитивное понимание реальности

В) рациональное осмысление мира

2) научное

Г) опора на проверенные и подтвержденные истины

Д) единство (нерасчлененность) знаний и верований

10. Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Восприятие является формой рационального познания.

2. Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

3. Одним из критериев истины выступает практика.

4. Обыденное познание в отличие от научного не введет к истинному знанию.

5. Одной из форм чувственного познания является представление.

Ответ:________.

11. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. способности

5. результаты

Ответ:________.

12. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, определяет сущность общественных и природных явлений.

2. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

3. В научном познании абсолютная истина является идеалом, целью.

4. Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, может измениться с течением времени.

5. Абсолютная истина, в отличие от относительной истины, представляет собой практикоориентированное знание.

Ответ:________.

13. Выберите верные суждения об истине и её критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Истинное знание всегда соответствует познаваемому объекту.

2. Критерием истинного знания является его соответствие интересам познающего субъекта.

3. Относительная истина - это знание, меняющееся по мере развития возможностей познания.

4. Истина связана с условиями места, времени и т.п., которые необходимо учитывать в процессе познания.

5. Истинное знание всегда разделяется большинством людей.

Ответ:________.

14. Артём и Игорь Чайки написали книгу о коррупции в государстве. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Все выводы теоретически обоснованы.

2. Книга сложна для самостоятельного изучения непрофессионалом

4. Для подтверждения истинности гипотез приведены доказательства.

5. Книга была напечатана в крупном издательстве.

6. Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

Ответ:________.

15. Установите соответствие между формами и этапами (ступенями) познания

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ

ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ

А) понятие

1) чувственное познание

Б) представление

В) умозаключение

2) рациональное познание

Г) восприятие

Д) суждение

16. Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.

2. Особенностью научного познания является создание художественного образа мира.

3. Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.

4. Особенностью научного познания является проверяемость и воспроизводимость знаний.

5. Компонентом научного знания являются нравственные оценки социальных явлений.

Ответ:________.

17. Установите соответствие между признаками и видами истины

ПРИЗНАКИ

ВИДЫ ИСТИНЫ

А) независимость от познающего субъекта

1) только абсолютная истина

Б) ограниченность возможностями познания

2) только относительная истина

В) незавершенность и условность

Г) невозможность опровержения при дальнейшем развитии познания

3) и абсолютная, и относительная истина

Д) объективный характер

18. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2. Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.

3. Чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны.

4. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

5. Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ответ:________.

19. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания.

    проведение контрольных измерений

    выдвижение и обоснование гипотез

    создание логической модели изучаемого объекта

    описание изучаемых явлений

    проведение научного эксперимента

    объяснение существующих взаимосвязей

Ответ:________.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Наблюдение - это целенаправленное систематическое _____ (А) объекта. Концентрируя внимание на объекте, наблюдатель опирается на имеющиеся у него некоторые _____ (Б) о нем, без которых нельзя определить цель наблюдения. Наблюдение характеризуется активностью ____ (В), его способностью к отбору нужной информации, определяемой целью исследования. В научном наблюдении взаимодействие между субъектом и объектом опосредуется ____ (Г) наблюдения: приборами и инструментами, с помощью которых ведется наблюдение. Микроскоп и телескоп, фото- и телеаппаратура, радиолокатор и генератор ультразвука, многие другие приспособления превращают недоступные органам чувств человека микробы, элементарные частицы и т.п. в эмпирические _____ (Д). Как метод научного познания наблюдение дает исходную (Е) об объекте, необходимую для его дальнейшего исследования».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. восприятие

3. объекты

4. информация

5. познание

6. наблюдатель

7. средства

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен

данный признак для этого объекта, на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.

Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре ее.

Термины «мысль» и «мышление» означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет «логичным», другое - «нелогичным».

22. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?

23. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трех понятий, относящихся к различным сферам общества.

24. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «чувственное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формах чувственного познания, и другое предложение, содержащее информацию об одной из этих форм.

26. Назовите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.

27. В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Познание как вид деятельности». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

ОТВЕТЫ

1. суждение

9. 11221

17. 12112

14. 1234

15. 21212

4. 21121

8. 22121

20. 126734

21. 1) формирование понятий - важнейшая познавательная функция человека;

2) формирование понятий играет решающую роль в становлении наук;

3) постижение мира возможно лишь через связь объектов в единое понятие.

22. В правильном ответе должны содержаться следующие элементы:

1) дан ответ на первый вопрос: логика изучает законы мышления;

2) дан ответ на второй вопрос: один человек может рассуждать в с соответствии с этими законами, а другой их игнорировать.

23. 1) рыночная экономика - свободное ценообразование;

2) государство - наличие суверенитета:

3) социальный контроль - использование санкций.

24. 1) В поддержку приведенного тезиса:

Чувственные данные выступают необходимым источником наших знаний,

Реальная действительность, воспринимаемая на этапе чувственного познания, богаче любых моделей и схем, которые создает для ее постижения рациональное познание;

2) Против приведенного тезиса: существуют области знания, например математика, построенные на строгости теоретических рассуждений.

25. 1) смысл понятия, например: чувственное познание - это начальная ступень познания, дающая непосредственное знание о предметах и их формах.

2) одно предложение с информацией о формах чувственного познания, опирающееся на знания курса, например: «К формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление».

3) одно предложение, содержащее информацию об одной из форм чувственного познания, например: «Среди ощущений различают звуковые, слуховые, вкусовые и другие ощущения».

26. 1) указаны три проявления роли практики в познании:

Основа познания,

Цель познания,

Критерий истины

2) дана конкретизация каждого проявления, например:

Именно во взаимодействии с внешним миром у людей складываются определенные представления о действительности, они начинают ее познавать;

Знания необходимы человечеству в первую очередь для того, чтобы преобразовывать мир, улучшая условия жизни, совершенствуя общественные отношения;

27. 1) названы методы научного исследования:

Наблюдение;

Эксперимент;

Системный анализ;

2) указан еще один метод, например: моделирование;

3) указанный метод кратко охарактеризован, например: разработка некоторых схематических представлений, аналогичных реальным процессам и явлениям, для выделения и изучения наиболее существенных свойств и связей.

28. 1. Познание как процесс деятельности человека, содержание которого – отражение объективной реальности в его сознании, а результат – получение нового знания об окружающем мире.

2. Теории познания мира:

1. агностицизм

2. скептицизм

3. оптимизм

3. Виды познания:

1. обыденное

2. социальное

3. научное

4. религиозное

5. художественное

4. Особенности видов познавательной деятельности

5.Методы научного познания