Ведущие ученые занимающиеся вопросами антропологии. Живые лица аркаима ученые-антропологи восстановили облик южноуральцев, живших четыре тысячи лет наз

Антропология - захватывающая наука, позволяющая человеку заглянуть в собственное прошлое и представить этапы эволюции, а также узнать об истории развития разных народов и этносов. Поэтому ведущие специалисты нередко могут быть не очень известны, но при этом весьма достойны внимания. Ознакомимся с некоторыми из них.

Карлос Кастанеда

Пожалуй, это самый известный американский антрополог. Карлос Кастанеда - не просто ученый, но и талантливый писатель, создавший хронику учения индейского шамана. Его работы невозможно отнести к определенному жанру - это оригинальный синтез литературы, психологии, этнографии и мистики. Некоторые из определений Кастанеды используют теперь не только антропологи - это, к примеру, понятия «места силы» или «точки сборки». Сам Карлос вдохновлялся трудами Олдоса Хаксли, а также образами местных целителей в Лиме, где какое-то время жила его семья. Кроме того, в его кругу ходило активное обсуждение идей о том, что существует возможность программирования снов. В 1959 г. Кастанеда окончил колледж, получив диплом психолога, а в 1960 г. поступил в университет со специализацией по антропологии, где еще глубже занялся изучением интересующих его народностей. Много ездил в Мексику и Аризону. Главной темой научных работ Кастанеды стало использование галлюциногенных растений для шаманских ритуалов индейцев.

Эжен Дюбуа

Ученые-антропологи нередко оказывались специалистами и в медицине. Так, голландец Эжен Дюбуа, ставший первооткрывателем питекантропа, был военным врачом. Именно он обнаружил черепа, фрагменты лицевого скелета и бедренных костей вида, который впоследствии будет изучен как один из предков человека. Поиски питекантропов шли на и в Триниле, повторные раскопки с похожими результатами проводились и в Лейдене, где археологам тоже удалось найти скелеты. Интересно, что изыскания Дюбуа не принимали окружавшие его антропологи. Это казалось слишком необычным и спорным решением. Палеоантропология лишь зарождалась, и происхождение человека было недостаточно изучено. Еще один необычный факт - Дюбуа показывал череп французскому специалисту, но после ужина забыл свой саквояж с находками в ресторане. К счастью, ему его вернули - иначе важнейший экспонат мог бы быть утерян.

Рудольф Вирхов

Антропология - это наука о происхождении человека, основывающаяся на раскопках и анализе найденных частей скелетов и костей. Каждое мнение, по сути, представляет собой лишь догадку, поэтому результаты могут быть непредсказуемыми. Так, прославился тем, что отрицал возможность существования питекантропов и неандертальцев, дискредитируя результаты, полученные другими учеными. Это заметно повлияло на развитие науки, хоть и в негативном смысле. Известные антропологи всегда прислушивались к мнению коллег, и высказывания Вирхова не могли остаться незамеченными. Он предполагал, что кости из Неандерталя - останки рахитичного и умственно отсталого человека. Находки, связанные с питекантропами, он счел скелетом гиббона. В целом он считал, что ископаемые люди вполне возможны, но судить чем-либо по найденным костям нельзя из-за возрастных и патологических изменений. Оставил свой след Вирхов и в археологии. Найденную де Саутуолой пещеру с палеолитической живописью он назвал умышленной подделкой, что затормозило изучение древнейшего памятника искусства в Испании на долгие годы.

Густав Кенигсвальд

Удивительно узнавать о том, какой мелочи иногда может быть достаточно для того, чтобы с ее помощью сделали серьезное открытие антропологи. Это может быть осколок кости или просто зубы. Именно последние стали основой немецкого ученого Густава Кенигсвальда. По зубам из китайских лавок аптекарей и находкам археологов на Яве он описал Мегантропа и Питекантропа. Своими изысканиями он углубил исследования Эжена Дюбуа. По зубам из аптекарских лавок Гонконга ему удалось установить существование нового неизвестного ученым раньше. Помимо всего прочего, он описывал гоминидов из Нгандонга, вел активные работы на Яве и в Южном Китае. Помимо людей, изучил также ископаемого орангутанга.

Семейство Лики

Иногда антропология человека увлекает не одного ученого, а целую династию специалистов. Братья Лики, а также супруга одного из них, дети и внуки - семейство антропологов, изучивших кенийские ископаемые, останки обезьян и гоминид Восточной Африки. Луис и Мэри работали в Олдувайском ущелье, а Ричард занимался изучением озера Туркана. На счету семейства Лики описание множества видов как человеческих предков, так и ископаемых приматов. Главным открытием стало обнаружение австралопитеков в Восточной Африке, а также находка «людей умелых». Они стали связующим звеном между архантропами и Paranthropus boisei, пополнив эволюционную цепочку.

Михаил Герасимов

Антрополог, скульптор и археолог из России сделал серьезный вклад в развитие науки. Его методика восстановления внешности человека по его останкам широко используется и сейчас. Уже в тринадцать лет Михаил работал при а в 18 написал свою научную статью о палеолитических раскопках. За годы своей деятельности Герасимов создал более двухсот исторических портретов-реконструкций. Безусловно, антропология - это наука о происхождении человека в целом, но и конкретные личности и их особенности входят в круг ее интересов. Поэтому реконструкция внешности Ивана Грозного, Ярослава Мудрого или Фридриха Шиллера так ценна. Кроме того, методика позволяет создать образы древних людей - австралопитеков, питекантропов, неандертальцев. Начало работы предполагало сбор фактического материала. Герасимовым была доказана прямая связь костной структуры и мягких тканей, на основе которой и создавались реконструкции. Интересно, что коллеги однажды решили испытать Герасимова и дали ему череп, не указывая, кому он принадлежит. Ему удалось с точностью установить внешность папуаса, которая была практически идентична фотографии - череп был привезен во время экспедиции Миклухо-Маклая.

Сергей Горбенко

Как уже упоминалось выше, нередко антропологи - это врачи, и названный российский специалист - не исключение. Горбенко стажировался в лаборатории института Миклухо-Маклая, где обучают методике реконструкции Герасимова. Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную реконструкции облика Основными достижениями стали исполнения многочисленных портретов французских рыцарей Средневековья, короля Людовика Одиннадцатого и других известных героев истории того периода. На данный момент занимается антропологическим исследованием черепов из Клери-Сан-Андрэ.


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сыктывкарский государственный университет»
Факультет информационных систем и технологий
Кафедра информационных систем в экономике

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Знаменитые антропологи

Исполнитель:
Лютоева Марина Евгеньевна
Факультет ИСиТ 127 группа

Сыктывкар 2009

ВВЕДЕНИЕ
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которую изучают ученые антропологи.
Основная цель этой контрольной работы является выяснить, что изучает наука антропология и какие ученые занимаются этим вопросом.
Особое внимание, в данной работе исходя из поставленной цели, мы хотим уделить на великие достижения и открытия знаменитых антропологов мира.

ПРЕДМЕТ АНТРОПОЛОГИЯ
Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос - человек; логос - наука). Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы (в настоящее время этим занимается психология). С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в самой психологии. Таким образом, Антропология – это область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде.
В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. К Антропологии относят: археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику, физическую и социальную Антропологию. Этот набор антропологических дисциплин постепенно расширяется. В него включают медицинскую Антропологию (психологию человека, генетику человека), экологию человека и др. В литературе существует мнение, что Антропология как область научного исследования объединяет собственно Антропологию, или естественную историю человека (включающую эмбриологию, биологию, анатомию, психофизиологию человека); палеоэтнологию, или предысторию; этнологию - науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию, рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию; социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных ландшафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и распределении человеческой популяции.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ АНТРОПОЛОГИИ
Основываясь на разграничении исследовательских полей, можно дать следующую систематизацию Антропологии.
Философская антропология концентрирует свое внимание на изучении проблем бытия человека в мире в целом, ищет ответ на вопрос о сущности человека. Она возникла как закономерное продолжение поисков решения проблемы человека в западной философии, как один из вариантов ее решения. “Что такое человек?” - проблема, поставленная Кантом, была позднее подхвачена Шелером, который полагал, что в известном смысле все центральные проблемы философии можно свести к вопросу: что есть человек и каково его метафизическое место в общей целостности бытия, мира и Бога. Проблематика философской антропологии разрабатывалась Геленом, Э. Ротхакером, М. Ландманом, Плеснером и др.
Теологическая антропология рассматривает взаимодействие человека с миром сверхреального, божественного; для этого направления важно определить человека через призму религиозной идеи. Теологическая антропология представляет собой одно из направлений современного религиозного модернизма, в рамках которого религиозные мыслители ставят вопросы о сущности человека как двойственного по своей природе существа, рассматривают проблемы бытия человека в современном мире, трагические процессы роста бездуховности, исходя из основополагающих принципов христианского вероучения..
Культурная антропология - особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в. В зарубежной литературе существуют различные подходы к выделению предметного поля этой науки. Понятие культурной антропологии используется для обозначения относительно узкой области, связанной с изучением человеческих обычаев, т.е. сравнительные исследования культур и сообществ, науки о человечестве, которая стремится к обобщениям поведения людей и к самому полному возможному пониманию разнообразия человечества. Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Она развивалась в исследованиях Фр. Фрезера, Дж. Мак-Леннана, Дж. Леббока, Ю. Липперта и отечественных ученых К.Д. Кавелина, М.М. Ковалевского, М.И. Кулишера, Н.Н. Миклухо-Маклая, Д.Н. Анучина, В.Г. Богораза (Тан) и др.
В 20-30 гг. в США возникла антропология психологическая, которая первоначально именовалась направлением “культура-и-личность”. Широкую известность она получила благодаря книгам М. Мчд, Бенедикт, И. Халлоуэла, Дж. Долларда, Дж. Уайтинга, И. Чайлда, Дж. Хонигмана, Э. Хьюза. Основным предметом было исследование того, как индивид действует, познает и чувствует в условиях различного культурного окружения.
Антропология биологическая (или естественнонаучная) концентрирует свое внимание на биологии человека как вида. К настоящему времени А. понимается не только как наука о древнейших формах человека, об его эволюции (т.е. антропогенез и палеоантропология), а чаще всего как анатомия, физиология и морфология человека (учение о закономерностях роста и общих для всего человечества вариациях в строении тела).
После Второй мировой войны исследователи обращаются к методологии структурно- функционального анализа, что приводит к появлению социальной антропологии (Малиновский, Радклифф-Браун и др.). Она исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека, и ряд других вопросов. Идеи социальной антропологии развивали Малиновский, Радклифф-Браун,
Одно из ведущих структуралистских направлений в А. - А. когнитивная (Гуденаф, Ф. Лаунсбери, X. Конхлин, С. Брунер и др.), которая занимается выявлением и сравнением “когнитивных категорий” в разных культурах. Это направление возникло в середине 50-х гг. в США в рамках развития методов формального семантического анализа. Окончательно оформилось в середине 60-х гг. В основе когнитивной А. лежит представление о культуре как системе символов, как специфически человеческом способе познания, организации и ментального структурирования окружающей действительности.

ЗНАМЕНИТЫЕ АНТРОПОЛОГИ
Михаил Михайлович Герасимов (1907 - 1970) -антрополог, археолог и скульптор, доктор исторических наук. Автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков - так называемого «метода Герасимова».
Родился Михаил Михайлович Герасимов 15 сентября 1907 года в Санкт-Петербурге, в семье земского врача. Отец был образованным человеком и прекрасным медиком, дед со стороны матери – художником.
Детство и юность его прошли в Иркутске. Интересы мальчика сформировались рано, чему способствовала богатая библиотека отца. С юных лет он мечтал о воссоздании облика древних людей. С 13 лет Герасимов занимался в анатомическом музее при Иркутском медицинском институте, работал и в Краеведческом музее. Эти занятия заложили основу будущих работ Герасимова в области реконструкции лица по его костной основе. Первые опыты его в области пластической реконструкции относятся к 1927 году, когда для музея им были сделаны скульптуры питекантропа и неандертальца.До войны Герасимов создал не менее 17 реконструкций лиц ископаемых людей и две реконструкции облика русских князей – Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.
В Ленинграде ученый работал в Институте истории материальной культуры, заведовал реставрационными мастерскими Эрмитажа.
В Самарканде он участвовал во вскрытии усыпальницы Тимура и Тимуридов в мавзолее Гур-Эмир.
В 1938 г. обнаружили в гроте Тешик-Таш, расположенном в отрогах Гиссарского хребта к югу от г. Самарканда (Узбекистан), на высоте около 1500 м над уровнем моря, останки неандертальского мальчика, умершего в возрасте 9-10 лет.
Череп ребенка из грота Тешик-Таш (средний палеолит, Узбекистан).М.М. Герасимов полностью реконструировал облик ребенка из Тешик-Таша. Череп, по его словам, «значительно больше, мощнее современного черепа ребенка этого же возраста. Величина надбровья превосходит степень его развития у современного взрослого человека. Лоб покатый. Голова большая, тяжелая, особенно в лицевой ее части, рост небольшой, торс длинный. Ему всего 9-10 лет, а выглядит он старше своего возраста. Эта диспропорция в размерах головы и фигуры сочетается с очень сильными плечами и своеобразной сутулостью всей верхней части торса. Руки очень сильные. Ноги короткие, мускулистые. Весь этот комплекс признаков типичен для неандертальских форм».
С 1944 года Герасимов жил в Москве, работал в Институте истории материальной культуры, в Институте этнографии АН СССР.
За годы кропотливой работы М.М. Герасимов детально изучил анатомическую зависимость между строением лицевого скелета и мягких тканей лица. Им была разработана подробная шкала толщины мягких тканей на разных уровнях головы и лица. Изучены половые и возрастные различия в распределении этих показателей. Была исследована асимметрия мягких покровов, которая тесно связана с асимметрией лицевого скелета и в значительной мере определяет неповторимую индивидуальность человеческого лица. Он обнаружил ряд закономерностей в изменчивости толщины мягких тканей в зависимости от степени развития рельефа черепа. М.М. Герасимов впервые доказал, что, воссоздавая облик человека по черепу, можно достичь близкого портретного сходства, если руководствоваться целым комплексом индивидуальных морфологических особенностей лицевого скелета.
Герасимов известен работами: «Основы восстановления лица по черепу» (1949), «Восстановление лица по черепу» (1955) и «Люди каменного века» (1964). На основе разработанного им метода создал реконструкции многих представителей древнейших (питекантроп, синантроп) и древних людей (всего свыше 200). Работы Герасимова дают представление о внешности людей, живших на разных территориях (от Франции до Китая) в разные эпохи.
В 1950 году при Институте этнографии была создана Лаборатория пластической реконструкции. Её работой М.М. Герасимов руководил в течение двадцати лет, до самой смерти. Михаил Михайлович Герасимов умер в 62 года в 1970 году.

Эрик Р. Вульф - американский антрополог и историк-марксист австрийского происхождения. Эрик Вульф родился в Вене в еврейской семье Артура Георга и Марии Оссиновской. В 1933-1938 он жил в Судетах в Чехословакии. Расчленение Чехословакии по Мюнхенскому договору заставило семью Вульфа бежать из страны, чтобы избежать антисемитских преследований. Сначала она выехала в Великобританию (в 1938), а затем в Соединённые Штаты Америки, поселившись в Нью-Йорке.

Эрик Вульф участвовал во Второй мировой войне: он вступил в сформированную в июле 1943 10-ю горную дивизию армии США и в 1943-1945 сражался в её составе на Итальянском фронте, где и зародился его интерес к изучению других культур. После окончания войны и демобилизации значительной части американской армии правительство предоставило демобилизированным солдатам преференции в получении высшего образования. Как и многие из его боевых товарищей, Вульф не преминул возможности воспользоваться условиями «Армейского билля о правах» (GI Bill of Rights) и поступил в Колумбийский университет, чтобы изучать там антропологию.

Средоточие антропологической школы Франца Боаса, Колумбийский университет на протяжении многих лет являлся передовым центром изучения антропологии в Северной Америке. К моменту поступления в университет Вульфа Боас уже умер, и его коллеги отказались от используемых им методов, предполагавших отказ от обобщений и создания комплексной картины в пользу детализированного изучения отдельных вопросов. Новым руководителем отделения антропологии стал Джулиан Стюард, ученик Роберта Лёви и Альфреда Крёбера, заинтересованный в создании полноценной научной антропологии, которая могла бы объяснить процесс развития человеческих обществ и их адаптации к условиям окружающей среды.

Вульф был в числе студентов, чьи научные взгляды сложились под влиянием Стюарда. Большинство учеников Стюарда, как и Вульф, были левыми по своим политическим убеждениям и исходили из материалистических взглядов на историю, что не мешало им плодотворно сотрудничать со своим менее политизированным наставником. К их числу принадлежали многие выдающиеся антропологи второй половины XX века, включая Марвина Харриса, Сидни Минтца, Мортона Фрайда, Стенли Даймонда и Роберта Ф. Мёрфи.

Диссертация Вульфа была написана как часть проекта Стюарда по изучению населения Пуэрто-Рико. В дальнейшем латиноамериканская тематика играла в творчестве Вульфа одну из важнейших ролей. После окончания учёбы Вульф принял должность преподавателя Мичиганского университета в городе Анн-Анбор. С 1971 он работал в Колледже Леман и дипломном центре CUNY. Помимо своей работы в Латинской Америке, он также активно занимался полевыми исследованиями в Европе.

Важность трудов Вульфа для современной антропологии усиливается тем фактом, что он акцентировал внимание на вопросах власти, политики и колониализма, тогда как большинство его коллег отошли от этих проблем в 1970-1980-ые годы. Самая известная книга Вульфа - написанная в русле мир-системного анализа Иммануила Валлерстайна и Андре Гундер Франка «Европа и народы без истории» (Europe and the People Without History) - с марксистских позиций объясняет процессы, вследствие которых Западная Европа в ходе Великих географических открытий обогнала в экономическом развитии другие регионы мира и подчинила их своему влиянию. Особое внимание уделено тому, как не-европейцы угнетались западным капитализмом через глобальные процессы, подобные работорговле или торговле пушниной. Развенчивая европоцентризм в целом и мифы об «отсталости» неевропейских культур, Вульф объясняет, что они не были «изолированными» или «застывшими во времени», а всегда были вовлечены в мировой исторический процесс.

В конце жизни Вульф предупреждал об опасности «интеллектуального оскудения» антропологии, отказавшейся от полевых исследований и связи науки с поточными реалиями и проблемами, занимаясь исключительно отвлечёнными вопросами «высоких материй». Эрик Вульф умер от рака в 1999.

БОАС Франц (1858-1942
и т.д.................

Однако не все так просто. Медицина является своего рода «черным ящиком», о который бесславно разбиваются суждения ученых . Типичной реакцией на непроницаемость области исследования являются бессилие sui generis – критические суждения в отношении медицины, а не попытка разобраться в сложном устройстве этой области, хотя бы частично понять, как и что здесь работает.

Общая философия. Учебник для академического бакалавриата

Александр Георгиевич Спиркин Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Рассуждения мыслителей во всех без исключения философских системах начинались с анализа того, что окружает человека, и уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, своим духовным миром. Невозможно знать о природе человека все: сколько ее ни изучай, рано или поздно непременно убедишься в том, что человек это великая тайна и для других, и для самого себя.

С этой тайной в самом себе и для себя он родится и живет до конца дней своих, унося в мир иной свою тайну, особенно тайну своей души, своего сознания и разума. Тайна личности пребывает в глубинах духовного мира личности, в ее душе, психике, сознании.

Учебник представляет собой второй модуль курса философии. А. Г. Спиркина. В издании отражены учение о бытии, категориальный строй философского разума , проблемы философской антропологии, т. е. проблемы человека и его бытия в мире, характеристика души, сознания и разума, теория познания.

Секс и вытеснение в обществе дикарей

Бронислав Малиновский Культурология Исследования культуры

Бронислав Малиновский (1884–1942) – известнейший британский антрополог польского происхождения. Его перу принадлежит ряд увлекательных книг о верованиях и обычаях туземцев Новой Гвинеи и Тробрианских островов. Предлагаемая вниманию читателя работа – не только очередное захватывающее исследование, описывающее сокровенные стороны жизни удивительных обитателей Океании, но и документ эпохи.

Малиновский одним из первых стал применять принципы психоанализа в других областях науки, хотя использовал он эти принципы далеко не безоговорочно. Книга, написанная при жизни Фрейда, представляет собой яркую и убедительную полемику с идеями основателя психоанализа и его последователей.

Споря с психоанализом, ученый подробно разбирает проблему Эдипова комплекса на богатом материале из жизни матрилинейного общества, а затем постепенно расширяет круг интересов антропологии, осваивая «промежуточную область между наукой о человеке и наукой о животных».

Книга будет интересна не только специалистам в области антропологии и психоанализа, но и самому широкому кругу читателей.

Преступный человек (сборник)

Чезаре Ломброзо Медицина Отсутствует Нет данных

Ученый и криминалист Чезаре Ломброзо вошел в историю как автор теории о биологической предрасположенности ряда людей к совершению преступлений – теории, в известной степени заложившей основы современной криминальной антропологии и криминальной психологии.

Богатейший фактографический материал, неожиданная для итальянца, поистине немецкая дотошность и скрупулезность в систематизации данных, наконец, масштабность исследований – благодаря всему этому работы Ч. Ломброзо остаются востребованными и поныне. В настоящее издание вошли классические исследования Ч.

Ломброзо – от прославившего итальянского ученого в профессиональных кругах «Преступного человека» до принесшей ему всемирную известность работы «Гениальность и помешательство».

Наука и техника №04/2010

Отсутствует Публицистика: прочее Журнал «Наука и техника» 2010

В номере: Градостроение и архитектура Просто детская мечта Палеонтология и антропология Палеонтология. Часть 2. Жорж Кювье Экология и энергетика Рапс – полевое топливо Украины В мире интересного Битва за Берлин. Часть 1. На пороге краха Астрономия, астрофизика и космонавтика Экзопланеты Военная наука Выбор меча История и археология Омдурман: рыцари против… пулеметов и многое другое.

Психология социализма

Гюстав Лебон Философия Отсутствует

«Книга Гюстава Лебона «Психология социализма» в настоящее время может принести большую пользу в борьбе с социализмом и революционизмом. Она выдержала во Франции в короткий промежуток времени пять изданий, переведена на несколько европейских языков и, нужно думать, успела оберечь многие умы от гибельных социалистических и политических увлечений.

Гюстав Лебон – известный автор более чем двадцати ученых трудов по физикохимии, физиологии, антропологии, истории, социологии и философии. Энциклопедичность автора и творчество его – поистине поразительны. Книга «Психология социализма» является одним из позднейших его трудов, изданных вслед за трудами “Психология воспитания” и “Психология толпы”…».

Новейшие успехи науки о преступнике

Чезаре Ломброзо Медицина Отсутствует

«Быстрое, стремительное развитие уголовной антропологии лишает ученых возможности спокойно выжидать появления новых исследований, обыкновенно очень объемистых, снабженных обильным материалом и требующих для своего появления продолжительного времени. Специальные журналы хотя и дают ясное представление обо всех вновь появляющихся работах, но следить за ними доступно не всякому.

Поэтому я счел полезным в настоящее время сделать краткий очерк успехов уголовной антропологии.. » Чезаре Ломброзо.

Хьюз-мл. Джеймс Зарубежная деловая литература Отсутствует Нет данных

80 лет одиночества

Игорь Кон Биографии и Мемуары Отсутствует Нет данных

Новая книга известного российского ученого-обществоведа И. С. Кона представляет собой род интеллектуальной автобиографии. Игорь Кон всю жизнь работал на стыке разных общественных и гуманитарных наук: социологии, истории, антропологии, психологии и сексологии.

С его именем тесно связано рождение в России таких дисциплин, как история социологии, социология личности, психология юношеского возраста, этнография детства, сексология. Некоторые его книги ломали привычные представления и становились бестселлерами.

Свободно, занимательно, порою весьма самокритично Кон рассказывает о себе и своем времени: как формировались его научные интересы, что побуждало его переходить от одних проблем и дисциплин к другим, насколько свободным был этот выбор и как его личные интересы пересекались с проблемами общества.

Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты

Майкл Ко Документальная литература Отсутствует Нет данных

Книга Майкла Ко, профессора антропологии Йельского университета, автора нескольких научно-популярных исследований цивилизаций Мезоамерики, – увлекательный рассказ о зарождении, расцвете и крушении цивилизации майя, чья история на протяжении полутора веков вызывает повышенный интерес ученых и неспециалистов.

Вы узнаете много интересного о достижениях древнего народа в области математики, письменности, астрономии, искусства, архитектуры. Специальная статья посвящена трудам российского ученого Ю. В. Кнорозова, внесшего неоценимый вклад в расшифровку письменности майя.

История русской философии 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата

Алексей Валерьевич Малинов Учебная литература Бакалавр. Академический курс

Авторы учебника исходят из положения, что русская философия возникла в результате усвоения и работы сначала над византийским, а затем западноевропейским философскими наследиями. Структура учебника включает в себя параграфы о византийском духовном наследии, богословской экзегезе, исихазме и московском нестяжательстве, политико-идиологических течениях, философий православного возрождения и Киево-Могилянской академии; раскрывается содержание просветительской философии на примере натурфилософских, философско-антропологических, социально-философских и моральных учений; описываются славянофилы, политическая философия радикализма, философия всеединства и русский духовный ренессанс, позитивная философия, философии языка и либерально-правовые концепции; содержатся параграфы о философии ноосферы, философской антропологии, философии культуры, этнофилософии и идеологии диссидентства.

Наука и техника №05/2010

Отсутствует Публицистика: прочее Журнал «Наука и техника» 2010

«Наука и техника» – ежемесячный научно-популярный историко-технический иллюстрированный журнал с интересной информацией от ведущих ученых и специалистов из разных областей знаний: архитектура, химия, биология, военная история и техника, археология, оружие.

В номере: Градостроение и архитектура Башня для лифтов Палеонтология и антропология Палеонтология. Часть 3. Ричард Оуэн Экология и энергетика Экология космоса – новая проблема человечества В мире интересного Наперекор волнам Астрономия, астрофизика и космонавтика Какая красивая смерть Автомототехника ЗиС-5 по прозвищу «Захар» История и археология Гражданская война в Америке.

Часть 3 и многое другое.

Религиозно-философское наследие священника Павла Флоренского. Антропологический аспект

Николай Павлюченков Биографии и Мемуары Отсутствует

Священник Павел Флоренский (1882–1937) – выдающийся мыслитель начала XX в. , поставивший цель в своем религиозно-философском и научном творчестве проложить пути к будущему цельному миропониманию. Данная работа посвящена одному из наименее изученных аспектов его творческого наследия, включающего в себя представления о месте человека в мире, строении и назначении человека.

Систематическая реконструкция антропологии о. П. Флоренского предпринимается на основе большого количества источников: религиозно-философских трудов, писем и записей о. П. Флоренского, охватывающих весь период его творческой деятельности на свободе и в заключении на Дальнем Востоке и в Соловецком лагере.

Работа включает также рассмотрение основных периодов творческой биографии о. Павла и важных особенностей его личного духовного и мистического опыта. Книга адресована философам, богословам, историкам русской философии и всем интересующимся вопросами религиозно-философского учения о человеке.

Идеи рационализма в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы и Г. В. Лейбница 10. Британская философия XVII – XVIII вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм) 11. Французский материализм XVIII в. 12. Основные идеи философии И. Канта 13. Система и метод философии Гегеля 14.

Возникновение и развитие марксистской философии 15. Неклассическая философия рубежа XIX – XX вв. Отличие от классической философии 16. Философия жизни Ф. Ницше 17. Экзистенциализм. Свобода и ответственность. Смысл человеческого бытия 18. Герменевтика Ф.

Шлейермахера, Х. – Г. Гадамера, В. Дильтея 19. Позитивизм и этапы его развития (Б. Рассел, ранний Л. Витгенштейн) 20. Философия постмодернизма 21. Основные направления, школы и представители русской философии XIX – начала XX вв 22. Отечественная философия XX в.

(А. Лосев, Э. Ильенков, М. Мамардашвили) 23. Проблема бытия и различные ее трактовки в философии 24. Философская антропология. Основные понятия и проблемы 25. Сознание, его генезис и структура. Сознательное и бессознательное. Философские идеи психоанализа 26.

Познание, его виды и структура. Понимание и объяснение как парадигмы познания. Уровни научного познания 27. Концепции истины. Проблема критериев истины 28. Виды и строение знания. Обыденное, научное и философское знание 29. Предмет и типы социальной философии 30.

Глобалистика и ее проблемы. Глобальные проблемы современной цивилизации © ИДДК.

Философия

Коллектив авторов Учебная литература Отсутствует

Излагается полный курс философии, структурированный в соответствии с государственным образовательным стандартом и новыми требованиями экспериментальной типовой программы интегрированного модуля «Философия». Содержит информацию о ведущих разделах философского знания: онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании), философской антропологии (учение о человеке), социальной философии и философии истории.

«Наука и техника» – ежемесячный научно-популярный историко-технический иллюстрированный журнал с интересной информацией от ведущих ученых и специалистов из разных областей знаний: архитектура, химия, биология, военная история и техника, археология, оружие.

В номере: Градостроение и архитектура Башня высотою в 200 лет Палеонтология и антропология Палеонтология. Часть 1. Уильям Смит Экология и энергетика Возобновляемые источники энергии. Часть 2. Ветер В мире интересного Огонь над волнами Физика и математика Фотополимер – материал XXI века Медицина и фармакология Нанотехнологии в медицине: перспективы развития История и археология Гражданская война в Америке.

Часть 1 и многое другое.

Наука и техника №03/2011

Отсутствует Публицистика: прочее Журнал «Наука и техника» 2011

«Наука и техника» – ежемесячный научно-популярный историко-технический иллюстрированный журнал с интересной информацией от ведущих ученых и специалистов из разных областей знаний: архитектура, химия, биология, военная история и техника, археология, оружие.

В номере: Астрономия, астрофизика и космонавтика Пробуждение Энцелада Палеонтология и антропология Проблема теплокровности динозавров Физика и математика Суперлинзы Геология, география и геофизика Земные угрозы человечеству. Часть 2 Общество, социология и психология Монархические традиции на Украине в ХХ в.

Военная история и наука Конфликт на острове Даманский Дискуссия Распад или конденсация? и многое другое.

Исторические повороты культуры: сборник научных статей (к 70-летию профессора И. В. Кондакова)

Коллектив авторов Культурология Отсутствует

Сборник научных статей, посвященный 70-летию со дня рождения известного ученого – философа и культуролога, историка культуры, доктора философских наук, профессора Игоря Вадимовича Кондакова – включает статьи и материалы участников Всероссийской конференции «Исторические повороты культуры», проведенной в рамках деятельности научно-методологического семинара «Культура и культурная политика» (ИГСУ РАНХиГС) совместно с Научно-образовательным культурологическим обществом (декабрь 2017 года).

В числе авторов статей – ученые и научные работники, профессора вузов России и зарубежных стран. В книге раскрыто многообразие подходов и оценок к пониманию динамики происходящих цивилизационных и социально-политических изменений, в той или иной мере сказывающихся на мировоззренческой и стилевой палитре современной культуры; показывается уникальность художественного творчества разных периодов истории культуры России; выявляются основные тенденции социокультурного развития в процессе перехода к информационной эпохе.

Авторский коллектив отразил методологические поиски научного сообщества в области культурологии, философии, искусствознания, в целом – современного социально-гуманитарного знания и – круг научных интересов юбиляра. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, проявляющих интерес к поворотным моментам истории культуры России, теоретическим проблемам культурологии и философии культуры.

Книга также рекомендуется в качестве учебного пособия преподавателям и обучающимся в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре для использования в курсах культурологии, антропологии, социологии, теории и истории культуры, искусствоведения, этнологии, государственного управления и менеджмента в социокультурной сфере.

Славяне и арийский мир

Исаак Тейлор Terra Historica Нет данных

В чем тайна ариев, к которой неизменно влечет думающего читателя? Кого считать «истинным арийцем»: славян, германцев, индийцев? Ученые ломают копья в поисках ответа. А если спросить самих древних ариев? Именно так решили авторы этой книги, антропологи Исаак Тейлор и Ильзе Швидецки.

Отсутствует

Джеймс Хьюз излагает принципы управления семьей и семейным капиталом и дает практические советы. Он предлагает оригинальную стратегию сохранения и приумножения человеческих, интеллектуальных и финансовых активов семьи, используя в своих рекомендациях элементы психологии, антропологии, политической истории, философии, экономической теории и права.

Идеи Хьюза взяты на вооружение многими семьями, консультантами, учеными и практиками – и все они подтвердили ценность разработанных автором принципов и методов. Книга предназначена для юристов, экономистов, семейных консультантов, а также всех, кто интересуется проблемой сохранения семейных активов.

И Бог ночует между строк. Вячеслав Всеволодович Иванов в фильме Елены Якович

Елена Якович Биографии и Мемуары Отсутствует

Эта книга – уникальный монолог выдающегося исследователя, филолога, антрополога, профессора нескольких университетов, академика Вячеслава Всеволодовича Иванова (1929–2017). Знаменитый ученый отвечает здесь на главные вопросы истории, рассказывает о прожитой жизни, прошедшей через трагические десятилетия двадцатого века, об отце, писателе Всеволоде Иванове, о гениях, с которыми дружил – Бахтине и Колмогорове, Пастернаке и Шаламове, Бродском и Солженицыне, Капице и Сахарове, – о той среде, в которой вырос, оставшись последним ее свидетелем и летописцем, и о своем опыте свободного существования в несвободной стране.

Елена Якович, известный журналист и режиссер, автор книг “Дочь философа Шпета”, “Прогулки с Бродским и так далее”, фильмов об Иосифе Бродском, Василии Гроссмане, Сергее Довлатове, Юрии Любимове, создала эту книгу по снятому ею документальному сериалу “И Бог ночует между строк”, показанному в цикле “Свидетели времени” на телеканале “Культура”.

В книгу включены редкие фотографии из архива семьи Ивановых, охватывающие почти столетие литературной и научной жизни.

Мозг Брока. О науке, космосе и человеке

Карл Саган Зарубежная образовательная литература Отсутствует

Книга «Мозг Брока» – глубокий и поэтичный рассказ выдающегося астронома и астрофизика о романтике и ответственности, рисках и перспективах науки. Какое место она занимает в жизни человечества и чем отличается от псевдонауки? Откуда взялись мифы об Атлантиде, Бермудском треугольнике, древних астронавтах и эмоциях у растений и почему важно их развенчивать? Какие планеты и спутники Солнечной системы могут быть пригодны для колонизации, как зародилась жизнь и где в далеком космосе она возможна еще? Как планетам и галактикам даются имена и какие ошибки делали великие ученые за долгие годы стремления к истине? Как наука может объяснить околосмертный опыт и как это, вероятно, связано с опытом рождения? Как религия соотносится с наукой? Каково будущее искусственного интеллекта и космических исследований? На все эти размышления Карла Сагана натолкнул визит в парижский Музей человека.

Тысячелетие фьорды были отделены от мира людей стеной непроницаемого тумана. Потерянные земли, попасть в которые невозможно. Ученые всего мира могли лишь мечтать об экспедиции к этим загадочным берегам. И как же повезло мне, антропологу Оливии Орвей, попасть в первую исследовательскую группу к фьордам! Или… не повезло? Ведь за туманом нас ждет неизвестность, пугающие загадки и ильхи – варвары, о которых мы ничего не знаем.

Даже того, кем они являются на самом деле.

Четыре инсайта. Мудрость, сила и милосердие Хранителей Земли

Альберто Виллолдо Зарубежная психология Психонавтика

Альберто Виллолдо – доктор философии, автор множества бестселлеров, психолог и медицинский антрополог. На протяжении более 25 лет он проводит обучение различным практикам шаманизма. Увлеченный лыжник, путешественник и альпинист, он – организатор и руководитель ежегодных экспедиций в долину Амазонки и на вершины Анд с целью получения знаний от мудрых духовных учителей Америки.

Автор этой книги многие годы обучался у шаманов-индейцев, которые называют себя Хранителями Земли. Они считают, что все сущее – земля, люди, киты, скалы и даже звезды – состоит из света. И все, что мы воспринимаем как наше материальное окружение – лишь наша мечта, которую мы проецируем на мир.

Мечта – это наша история, и мы верим, что она реальна… Даже если это не так. Хранители Земли учат нас тому, как превращать мечты в реальность, изменять восприятие возникшей проблемы, стараясь увидеть в ней возможности для дальнейшего духовного роста и жизненных перемен.

Интерес к теориям Зигмунда Фрейда, оказавшим значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию и искусство XX века, не прекращался всю его жизнь и продолжается по сей день. Эрих Фромм, второй гений от психологии, анализирует тезисы теории своего кумира, открывая новые грани во всемирно известном учении.

В Лондонском музее естественной истории (London"s Natural History Museum), Великобритания, выставлены копии останков австралопитека Australopithecus sediba. Посетители музея получили возможность воочию увидеть то, о чем с 2010 года ведут жаркие споры палеоантропологи.


Американский палеохудожник Джон Гурше создал потрет австралопитека седиба

Группа антропологов из университета Йоханнесбурга в ЮАР начала раскопки в 2008 году в пещере Малапа, что на севере страны. Там ими были найдены более 220 костей древних гоминид.

В 2010 году, 2 года спустя, Ли Бергер и его коллеги обнаружили хорошо сохранившиеся останки нового вида австралопитека – австралопитека седиба (Australopithecus sediba), который является промежуточным звеном от австралопитеков к собственно человеку. Вероятно, австралопитеки, чьи скелеты нашли ученые, упали в большую яму, поэтому остались практически нетронутыми. Всего было найдено 2 скелета – молодой самки в возрасте приблизительно 30 лет, и молодой особи в возрасте 10–13 лет.



"Наличие многих "продвинутых" черт в устройстве скелета и черепа, а также уточненный возраст нашей находки позволяет нам предположить, что австралопитек седиба лучше подходит на роль предка рода Homo - нашего рода, по сравнению с "текущим" предтечей людей - человеком умелым (Homo habilis)", - заявил первооткрыватель "переходного звена" Ли Бергер (Lee Berger) из университета Йоханнесбурга в ЮАР.

У австралопитеков есть признаки, характерные как для людей, так и для шимпанзе. С людьми их сближают короткие пальцы, аналогичное нашему устройство черепной коробки и ноги, приспособленные для ходьбы. Однако эти приматы обладали длинными руками, их запястья были приспособлены для лазания по деревьям, а мозг был относительно небольшим при сравнении с первым "прямым" предком людей - человеком умелым (Homo habilis).



Палеонтологи под руководством Робин Пикеринг (Robyn Pickering) из университета Мельбурна, Австралия, вычислили точный возраст окаменелостей, который составил 1,977 млн лет. Результат был получен путем анализа соотношения изотопов урана и свинца в самих останках и в окружающих их горных породах. Таким образом, Australopithecus sediba появились в южной части Африки примерно в то же время, что и человек умелый.

Группа ученых, возглавляемая Кристианом Карлсоном из университета Витватерсранда (ЮАР), изучила устройство черепа австралопитека-подростка, погибшего в возрасте 12-13 лет. Изображение внутренней части черепа, полученное с помощью сканера, показало, что мозг австралопитека седиба был больше похож на мозг современного человека, чем на мозг его ближайших родственников - Australopithecus africanus.

Антропологи считают, что их находка намного ближе к роду Человек, чем к австралопитекам, и должна потеснить человека умелого в качестве первого представителя рода Homo. Однако не ученые с этим согласны.