Венчание николая 2 и александры федоровны. Венчание на Царство Николая II: не только ходынская трагедия

Приехавшие из разных стран многочисленные августейшие родственники, похоронив императора-отца, тут же стали перестраиваться на новый лад, ибо ровно через неделю после погребения должна была состояться свадьба императора-сына.

Николай, конечно же, как и всякий молодой влюбленный, сгорал от нетерпения поскорее соединиться с молодой, красивой и любящей его женой, но вместе с тем три траурных недели не могли не произвести на него самого удручающего впечатления, ибо он горячо и искренне любил своего отца и очень жалел мать, с которой при воспоминаниях о покойном случались даже обмороки.

Иноземные принцы и принцессы, ожидавшие свадебных торжеств, невольно раздражали Николая, ибо трудно было представить себе более нелепую ситуацию, когда в полном смятении чувств, сразу после смерти горячо любимого отца, нужно было заниматься приготовлениями к свадьбе. Николай – христианин, любящий сын и хорошо воспитанный человек – не мог не понимать нелепой противоречивости и одиозности создавшегося положения, и все же на седьмой день после похорон, в понедельник 14 ноября 1894 года, наступил день свадьбы.

Никто не думал тогда, что венчание будет последним высокоторжественным актом, когда российский император встанет под венец с российской императрицей.

Следует отметить, что за три века существования династии Романовых редко кто из царей и императоров шел под венец уже после того, как взошел на трон.

Впервые такое случилось с основателем династии Романовых – Михаилом Федоровичем, который, будучи уже коронован, дважды венчался – в 1624 году с княжной Марией Владимировной Долгорукой и в 1626 году – с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

Такая же история приключилась и с сыном Михаила – Алексеем, тоже дважды венчавшимся уже после того, как бармы Мономаха, царская корона, скипетр и держава принадлежали ему: в 1648 году женился он на Марии Ильиничне Милославской, а в 1671 году – на Наталии Кирилловне Нарышкиной.

И, наконец, еще два царя – братья Иван V и Петр I – женились, имея царский сан, в 1684 и в 1689 годах на барышнях Прасковье Федоровне Салтыковой и Евдокии Федоровне Лопухиной, однако следует иметь в виду, что Иван и Петр стали царями в 1682 году, когда Ивану было 16, а Петру всего 10 лет.

Свадьбу Николая II и Александры Федоровны пышной, богатой и веселой назвать никак нельзя.

Вот что написал об этом в дневнике Николай: «После общего кофе пошли одеваться: я надел гусарскую форму и в 11 / поехал с Мишей (младшим братом. – В. Б. ) в Зимний. По всему Невскому стояли войска для проезда Мама с Аликс. Пока совершался ее туалет в Малахитовой, мы все ждали в Арабской комнате. В 10 мин первого начался выход в Большую церковь, откуда я вернулся женатым человеком! Шаферами у меня были: Миша, Джоржи, Кирилл и Сергей (дядя Сергей, родной брат Михаил и двоюродные братья принц Греческий Георгий Георгиевич и Кирилл Владимирович. – В. Б. ). В Малахитовой нам поднесли громадного серебряного лебедя от семейства. Переодевшись, Аликс села со мною в карету с русской упряжью с форейтором, и мы поехали в Казанский собор. Народу на улицах было пропасть – едва могли проехать! По приезде в Аничков на дворе встретил почетный караул от ее (Аликс. – В. Б. ) лейб-гвардии Уланского полка. Мама ждала с хлебом-солью в наших комнатах. Сидели весь вечер и отвечали на телеграммы. Обедали в 8 часов. Завалились спать рано, так как у нее сильно разболелась голова».

Даже то, что для проведения свадебных торжеств был выбран не большой и помпезный Зимний дворец, а скромный Аничков, где жил Александр III – непритязательный и скромный в обиходе человек, – говорило само за себя.

А о чувствах своих, нахлынувших на него в день свадьбы, Николай чуть позже рассказал в письме к родному брату Георгию: «День свадьбы был ужасным мучением для нее и меня. Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех. Теперь все немного успокоилось – жизнь пошла совсем новая для меня… Я не могу достаточно благодарить Бога за то сокровище, какое он мне послал в виде жены. Я неизмеримо счастлив с моей душкой Аликс и чувствую, что так же счастливо доживем мы до конца жизни нашей».

Через десять дней после свадьбы Николай записал: «Каждый день, что проходит, я благословляю Господа и благодарю его от глубины души за то счастье, каким он меня наградил! Большего или лучшего благополучия на этой земле человек не вправе желать. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растет постоянно».

Пройдет двадцать лет, и Николай напишет почти то же: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Николай Второй Печальная свадьба

Приехавшие из разных стран многочисленные августейшие родственники, похоронив императора-отца, тут же стали перестраиваться на новый лад, ибо ровно через неделю после погребения должна была состояться свадьба императора-сына.

Николай, конечно же, как и всякий молодой влюбленный, сгорал от нетерпения поскорее соединиться с молодой, красивой и любящей его женой, но вместе с тем три траурных недели не могли не произвести на него самого удручающего впечатления, ибо он горячо и искренне любил своего отца и очень жалел мать, с которой при воспоминаниях о покойном случались даже обмороки.

Иноземные принцы и принцессы, ожидавшие свадебных торжеств, невольно раздражали Николая, ибо трудно было представить себе более нелепую ситуацию, когда в полном смятении чувств, сразу после смерти горячо любимого отца, нужно было заниматься приготовлениями к свадьбе. Николай – христианин, любящий сын и хорошо воспитанный человек – не мог не понимать нелепой противоречивости и одиозности создавшегося положения, и все же на седьмой день после похорон, в понедельник 14 ноября 1894 года, наступил день свадьбы.

Никто не думал тогда, что венчание будет последним высокоторжественным актом, когда российский император встанет под венец с российской императрицей.

Следует отметить, что за три века существования династии Романовых редко кто из царей и императоров шел под венец уже после того, как взошел на трон.

Впервые такое случилось с основателем династии Романовых – Михаилом Федоровичем, который, будучи уже коронован, дважды венчался – в 1624 году с княжной Марией Владимировной Долгорукой и в 1626 году – с Евдокией Лукьяновной Стрешневой.

Такая же история приключилась и с сыном Михаила – Алексеем, тоже дважды венчавшимся уже после того, как бармы Мономаха, царская корона, скипетр и держава принадлежали ему: в 1648 году женился он на Марии Ильиничне Милославской, а в 1671 году – на Наталии Кирилловне Нарышкиной.

И, наконец, еще два царя – братья Иван V и Петр I – женились, имея царский сан, в 1684 и в 1689 годах на барышнях Прасковье Федоровне Салтыковой и Евдокии Федоровне Лопухиной, однако следует иметь в виду, что Иван и Петр стали царями в 1682 году, когда Ивану было 16, а Петру всего 10 лет.


Свадьбу Николая II и Александры Федоровны пышной, богатой и веселой назвать никак нельзя.

Вот что написал об этом в дневнике Николай: «После общего кофе пошли одеваться: я надел гусарскую форму и в 11 1 / 2 поехал с Мишей (младшим братом. – В. Б. ) в Зимний. По всему Невскому стояли войска для проезда Мама с Аликс. Пока совершался ее туалет в Малахитовой, мы все ждали в Арабской комнате. В 10 мин первого начался выход в Большую церковь, откуда я вернулся женатым человеком! Шаферами у меня были: Миша, Джоржи, Кирилл и Сергей (дядя Сергей, родной брат Михаил и двоюродные братья принц Греческий Георгий Георгиевич и Кирилл Владимирович. – В. Б. ). В Малахитовой нам поднесли громадного серебряного лебедя от семейства. Переодевшись, Аликс села со мною в карету с русской упряжью с форейтором, и мы поехали в Казанский собор. Народу на улицах было пропасть – едва могли проехать! По приезде в Аничков на дворе встретил почетный караул от ее (Аликс. – В. Б. ) лейб-гвардии Уланского полка. Мама ждала с хлебом-солью в наших комнатах. Сидели весь вечер и отвечали на телеграммы. Обедали в 8 часов. Завалились спать рано, так как у нее сильно разболелась голова».

Даже то, что для проведения свадебных торжеств был выбран не большой и помпезный Зимний дворец, а скромный Аничков, где жил Александр III – непритязательный и скромный в обиходе человек, – говорило само за себя.

А о чувствах своих, нахлынувших на него в день свадьбы, Николай чуть позже рассказал в письме к родному брату Георгию: «День свадьбы был ужасным мучением для нее и меня. Мысль о том, что дорогого, беззаветно любимого нашего Папа не было между нами и что ты далек от семьи и совсем один, не покидала меня во время венчания; нужно было напрячь все свои силы, чтобы не разреветься тут в церкви при всех. Теперь все немного успокоилось – жизнь пошла совсем новая для меня… Я не могу достаточно благодарить Бога за то сокровище, какое он мне послал в виде жены. Я неизмеримо счастлив с моей душкой Аликс и чувствую, что так же счастливо доживем мы до конца жизни нашей».

Через десять дней после свадьбы Николай записал: «Каждый день, что проходит, я благословляю Господа и благодарю его от глубины души за то счастье, каким он меня наградил! Большего или лучшего благополучия на этой земле человек не вправе желать. Моя любовь и почитание к дорогой Аликс растет постоянно».

Пройдет двадцать лет, и Николай напишет почти то же: «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

Вы верите в приметах на свадьбу? Нут там, например, что старшая дочь обязательно должна выйти замуж первой, а если сначала замуж выйдет младшая, то она будет бездетной. Или там, что после ухода невесты на свадьбу из родительского дома нужно сразу же вымыть полы, иначе она вернется.
В старину в такие приметы верили, и если свадьбу сопровождали плохие приметы, то люди горестно вздыхали: «Ничем хорошим это не закончится… ».

С картины Л. Туксена «Венчание Николая Александровича и Александры Фёдоровны»

Ровно 119 лет назад, 14 ноября (здесь и далее по старому стилю) 1894-го года, состоялось бракосочетание Николая Романова, 26-летнего сына Александра III с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, принявшей после миропомазания имя Александры Фёдоровны. Их медовый месяц проходил в атмосфере панихид и траурных визитов («Моя свадьба была продолжением похорон, только меня одели в белое », - скажет потом Александра).
В начале октября в Дармштадте Аликс получила телеграмму, срочно вызывавшую ее в Крым, и она приехала в Ливадию как раз к смерти отца жениха. И затем Аликс въехала в Петербург на свою свадьбу вслед за гробом этих затянувшихся императорских похорон, а в Российской империи тогда был объявлен годичный траур.

К. Брож «Похороны Александра III в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге»

Александра III похоронили 7 ноября и буквально через неделю состоялась свадьба его сына. Почему так торопились со свадьбой и не подождали даже положенных в православии сорока дней после смерти отца жениха? 14 ноября был последний день перед началом поста, который должен был продлиться до начала января. Так что свадьбу пришлось бы отложить надолго, а влюбленным Николаю и Аликс не терпелось.
Нашли лазейку - церемония бракосочетания совпала с днем рождения матери царя, императрицы Марии Фёдоровны, когда православная традиция позволяла несколько ослабить даже самый строгий траур. И «нет худа без добра» - не надо было приглашать гостей, поскольку множество первых лиц Европейских домов прибыли Петербург на похороны Александра III
Но знатоки примет сочли это всё это дурным предзнаменованием…

Мистическое чувство - предопределенность несчастья, вообще жило в Николае с самого детства. Широко известно, что указанием на ужасное будущее Николай считал даже саму дату своего рождения - «день Иова Многострадального».
Ощущение грядущей гибели преследовало, также, и нервную Аликс. И потому скромная гессенская принцесса в ответ на предложение стать женой наследника российского престола залилась вдруг беспричинными слезами. «Она плакала все время и только от времени до времени произносила: «Я не могу… », - писал Николай в дневнике.

Картина И.Репина «Венчание Николая Александровича и Александры Фёдоровны»

И дурные предзнаменования самой свадьбой не закончились. Когда Николай вступил на престол, от него ожидали многого - вечное российское ожидание нового хорошего царя. Уже был создан и образ: наследником он пытался ускользнуть из дворца, чтобы спокойно погулять (значит жаждет свободы). Его первой женщиной была еврейка (значит не будет угнетать инородцев). Обер полицмейстера он посадил на гауптвахту на сутки (это означает конец своевольству полиции)… Эти надежды родили бесконечные прошения земств - о всяческих реформах.
И 17 января 1895 года новые император и императрица впервые показались стране с речью, подготовленной Победоносцевым, который убедил Николая осадить пыл страждущих реформирования. В Аничковом дворце сошлись представители земств, городов, казачества. Вид множества людей, которые, по утверждению Победоносцева, таили крамолу и которых он должен был осадить, поверг застенчивого Николая в смятение. Он начал читать слишком громко, срывающимся фальцетом: «В последнее время в некоторых земских собраниях послышались голоса людей, увлеченных бессмысленными мечтаниями… »
От смущения последнюю фразу речи он вдруг прокричал, глядя в упор на ближайшего к нему старика, представителя тверского дворянства. При царственном окрике у старика от ужаса вылетело из рук золотое блюдо с хлебом-солью, которые, по древнему обычаю, земцы готовились преподнести новому Государю.
Золотое блюдо, звеня, покатилось по полу, хлеб развалился, и врезанная в него золотая солонка катилась вслед за блюдом. И новый царь сделал то, что надлежало сделать хорошо воспитанному молодому человеку когда что то падает из рук старика: Николай попытался поднять блюдо, чем окончательно всех смутил. Блюдо и солонку подняли, но знатоки примет опять горестно вздохнули.

Л. Туксен. «Коронация императора Николая II»

По обычаю перед торжественным въездом в Москву для коронования Государь и Государыня должны были посетить величайшую святыню России - Троице Сергиеву лавру. Но в Лавре их… никто не встретил. Спохватились, когда царь уже вошел на её территорию.
Все это случилось, конечно же, из за несогласованности устроителей коронационных торжеств, но знатоки примет опять отметили: Сергий Радонежский не принял нового царя.

В. Маковский «Ходынка»

А потом была давка ранним утром 18 мая на Ходынском поле и это было новое кровавое предзнаменование: сначала свадьба после похорон, а потом похороны после коронации, этого мистического венчания нового царя с Россией. И на следующий день на Ваганьковском кладбище для опознания было размещено 1282 из 1389 тел погибших.
Все это отнюдь не помешало в тот же день великому князю Владимиру, принцу Неаполитанскому и другим приближенным к императорской короне лицам развлекаться у Ваганьковского кладбища стрельбой по голубям. В Москве поговаривали, что принц Неаполитанский убил, кроме того, еще и коршуна, что считалось плохой приметой.
Да и в стрельбе по голубям, столь же невинным, как и погибшие на Ходынке люди, тоже было что-то зловещее, и всё это сочли мрачным предзнаменованием для царствования Николая II. В 1908 году Константин Бальмонт так передал всеобщее тогдашнее настроение в обществе: «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот ».
Так всё и вышло - вот и не верь после этого в приметы на свадьбу. А вы верите?

Любовь, которая погубила империю

Александра - Николаю, после двадцати с лишним лет семейной жизни:

«Я томлюсь без твоих поцелуев, без твоих рук. Только ты, мой застенчивый влюбленный, даешь мне поцелуи и объятия, которые возвращают жизнь»

14ноября 1894 года состоялось последнее царское бракосочетание в истории России. Тремя с небольшим неделями раньше принявший присягу в качестве российского императора 26-летний Николай Александрович Романов был обвенчан с 22-летней великой княгиней Александрой Федоровной, в девичестве - принцессой Алисой Викторией Еленой Бригиттой Луизой Беатрисой Гессенской, дочерью герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV и внучкой британской королевы Виктории. Александра-Алиса, в свою очередь, тремя с небольшим неделями раньше бракосочетания приняла православие.

Young princess Alexandra of Hesse

Louis, the Grand Duke of Hesse is seated, surrounded by his family. His wife Alice stands behind him, resting her left arm on the shoulder of Prince Ernest. Princess Elizabeth stands behind her father; Princess Alix stands on the left.


Королева Виктория и её родня. Кобург, апрель 1894 г. Рядом с королевой сидит её дочь Вики со своей внучкой Фео. Шарлотта, мать Фео, стоит правее центра, третья справа от своего дяди принца Уэльского (он в белом кителе). Слева от королевы Виктории — её внук кайзер Вильгельм II, непосредственно за ними — цесаревич Николай Александрович и его невеста, урождённая Алиса Гессен-Дармштадтская (полгода спустя они станут российскими императором и императрицей).

Церемония была скромной и краткой по сравнению с традиционными торжествами такого рода и ранга. Император, сопровождаемый младшим братом, великим князем Михаилом, в 11 часов выехал из Аничкова дворца и проехал в Зимний мимо выстроившихся по всему Невскому войск и запрудившего оставшееся в его распоряжение пространство народа. В Зимнем дворце, перед золотым зеркалом, по многолетней традиции бракосочетания великих княгинь Александра Федоровна была облачена дамами из императорской фамилии в свадебный наряд.

Вдовствующая императрица Мария Федоровна сняла с себя бриллиантовую венчальную корону и возложила ее на голову Александры, уже одетой в платье из серебряной парчи и подбитую горностаем мантию.

Золотое венчальное платье Александры Федоровны

Мантия к свадебному наряду Александры Федоровны


Диадема с розовым бриллиантом императрицы Елизаветы Алексеевны, которую одевали все княжны и императрицы во время венчания

После чего они прошли в дворцовую церковь, у входа в которую ожидал Николай, надевший по этому случаю гусарскую форму, и шаферы - великие князья Сергей, Кирилл, Михаил и Георгий. В 12 часов 10 минут начался обряд бракосочетания. Около часа дня митрополит обвенчал Николая и Александру.


Венчание Николая II и Александры Федоровны, состоявшееся 14 ноября 1894 г. (фрагмент картины Туксена)


И. Репин. Венчание Николая II

Уже в Малахитовом зале от августейшего семейства молодым был преподнесен грандиозный серебряный лебедь. Затем, по заполненным людьми петербургским улицам, они отправились в Казанский собор. Завершилась церемония в Аничковом дворце, в покоях молодых, где Мария Федоровна преподнесла им хлеб и соль. Ни торжественного приема, ни медового месяца после свадьбы не было.

Продолжение панихиды

Напомню, что свадьба 14 ноября была форсирована скоропостижной кончиной отца Николая, императора Александра III. Алиса, или Аликс, как называли ее в семье, приехала в Ливадию по экстренному вызову Николая - в суматохе министр двора забыл даже отрядить ей специальный поезд, полагавшийся по этикету невесте цесаревича, и она ехала из Германии до Симферополя обычным поездом, как обыкновенная пассажирка, чтобы успеть получить благословение у умирающего царя.

Панихида по Александру III в его спальне в Малом дворце в Ливадии

Первоначально свадьба была намечена на следующую весну, но состоялась раньше по настоянию Николая, нуждавшегося в поддержке Александры в условиях, когда на него свалилось бремя власти, принять которое он был совершенно не готов. Николай хотел играть свадьбу в Ливадии, чтобы хотя бы в пространстве отделить свадебную церемонию от похоронной, но дядья, имевшие на него абсолютное влияние, настояли на столице.


Вынос тела Александра III из Малого дворца в Ливадии

Скромность свадебных торжеств и была вызвана трауром. Хорошо еще, что в череде траурных дней удалось найти этот, 14 ноября, - день рождения Марии Федоровны. По такому поводу протокол предусматривал краткое ослабление траура, что и позволило устроить бракосочетание. Сама Александра написала в те дни сестре: «Наша свадьба казалась мне просто продолжением панихиды с тем отличием, что я надела белое платье вместо черного». И когда недлинная свадебная процессия ехала по петербургским улицам, лишь неделю назад рассеченным процессией похоронной, суеверные старухи, как гласит апокриф, бормотали, всматриваясь в молодую императрицу и крестясь: «Она пришла к нам вслед за гробом».


Вынос гроба с телом Александра III

Похороны Александра III, 1894

И они оказались правы. Многое в истории этой семьи связалось со смертью и тщетной, но потребовавшей всех нравственных сил ее членов попыткой одолеть злой рок. Начиная с долгожданного появления на свет 30 июля 1904 года наследника Алексея, оказавшегося больным неизлечимым заболеванием крови.

И кончая крахом Российской империи и последними месяцами физического существования этой семьи, когда помазанник Божий и его близкие стали игрушкой в руках недальновидных российских «временных» политиков, наглевших с каждым днем Советов и малодушных родственников из Виндзорского дворца.

Так причудливо тасуется колода

Это был самый счастливый брак и самая счастливая семья во всей трехсотлетней истории романовской династии. Потому что жизнь этой семьи с самого первого и до самого последнего ее дня, как солнцем, была освещена любовью. С любви этот союз начался и только любовью был движим, что далеко не всегда случается в жизни августейших семейств. И какой любовью - что называется, с первого взгляда, когда в 1884 году они впервые встретились в Петербурге, куда Аликс приехала на свадьбу своей сестры Эллы, будущей великой княгини Елизаветы Михайловны, с дядей Николая, великим князем Сергеем Александровичем.

Эта любовь все преодолевала - начиная с родительского сопротивления. Александр III и Мария Федоровна не хотели этого брака: не видели смысла в женитьбе наследника российского престола на незначительной принцессе из земли Гессен-Дармштадт, да к тому же оба терпеть не могли немцев. Хотели женить Николая сперва на принцессе Елене, дочери претендента на французский престол графа Парижского, затем на принцессе Маргарите Прусской. Но цесаревич проявил совершенно не свойственную ему ни до, ни после этого волю и настоял на своем.

Принцесса Елена Орлеанская, дочь графа Парижского

Landgravine Маргарет Гессен-Кассель, урожденная принцесса Пруссии.

Что ж, воля - в смысле властности - ему действительно не была присуща. Но вот стремление жить по любви, по зову сердца в высшей степени отличало эту натуру, послужив и в этом случае, и впоследствии в коллизиях, требовавших от него личного мужества и присутствия духа, заменой воле.

И Аликс была ему в этом смысле - как, впрочем, и во многих других, - под стать. Не менее упорно, чем Николай, боролась она за право выйти замуж по любви, отвергнув, наряду с прочими, в высшей степени лестное предложение принца Альберта-Виктора, последнего герцога Кларенса, старшего внука королевы Виктории по прямой мужской линии, следующего после своего отца, герцога Уэльского, претендента на британский престол.

Альберт Виктор, принц Великобритании, герцог Кларенс и Эвондейл

Он бы и воцарился на этом престоле, если бы не ранняя смерть, позволившая стать королем его младшему брату Георгу, который, к слову, «унаследовал» и жену Альберта-Виктора, будущую Queen Mary. Так что стасовалась бы колода, как говаривал Коровьев, по-другому, стала бы принцесса Алиса королевой-консорт Британской империи, прожила бы долгую и безмятежную жизнь и умерла бы в своей постели, а не в подвале чужого дома в далеком уральском городе, истерзанная пулями.



Ипатьевский дом



Павел Рыженко. В доме Ипатьева после расстрела царской семьи

Но не могла она стасоваться по-другому, потому что Аликс хотела жить по любви. А когда по любви - то тасуется та колода так причудливо, что порой даже Коровьеву воображения не хватит предположить…

Позднее, в минуту откровения, она признавалась министру иностранных дел Сергею Дмитриевичу Сазонову, что представить себе не может, чтобы ее дочери вышли замуж не по любви, но лишь по политическому, династийному расчету. Страшнее участи для Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии она и вообразить не могла. Пропасть жизни, увы, оказалась бездоннее ее воображения.


И не просто любовь, но удивительную, первозданную свежесть чувства пронесла чета Романовых через всю жизнь. Сила эмоционального начала этой любви сквозит из личной переписки - из найденных в черном кожаном чемоданчике Александры Федоровны в Екатеринбурге, бережно ею хранимых и цинично обнародованных большевиками 630 писем. Сравните одну из первых любовных записок, сделанных Александрой на полях Николаева дневника на следующее после первой брачной ночи утро:

«Никогда не предполагала, что возможно такое высшее счастье в этой жизни, такое чувство единства двух смертных. Я люблю тебя. В этих трех словах вся моя жизнь»…

…и письмо, отправленное ею Николаю на фронт в 1915 году:

«Я жажду обнять тебя и положить свою голову тебе на плечо. Я томлюсь без твоих поцелуев, без твоих рук. Только ты, мой застенчивый влюбленный, даешь мне поцелуи и объятия, которые возвращают жизнь».

Какая любовная энергия наполняет эти строки, написанные после двадцати лет замужества! С полным на то основанием имела Александра право воскликнуть в одном из писем:

«О, если бы наши дети были столь же счастливы в своей семейной жизни!»

Отечество им - Царское Село

Не было в истории Российской империи другой царственной четы, которая с такой силой стремилась бы бежать от царства, от власти, в семью, замкнуться в своем личном мире, сузив его до предела и отгородив от внешней жизни.

Подводя итоги первого года своего царствования, Николай писал в дневнике:

«…уповая на Бога, я без страха смотрю вперед, на наступающий год, потому что для меня худшее, то, чего я боялся всю жизнь (смерть отца и восхождение на престол) уже случилось. Вместе с таким непоправимым горем Господь наградил меня также и счастьем, о каком я не мог даже мечтать. Он дал мне Аликс».


Коронация императора Николая II Александровича и императрицы Александры Феодоровны

«Непоправимое горе» достижения и обладания высшей властью осталось для Николая таковым на протяжении всей его жизни, и он стремился избыть его в семейном кругу, в Царском Селе, уединение в котором и было придумано императором и императрицей как альтернатива навсегда оставшейся для них чужой петербургской дворцовой жизни.

На протяжении всего царствования Николай последовательно бежал от государственных хлопот и политических интриг под сень семейной любви и к теплу домашнего очага. И только война впервые основательно, надолго выгнала его из этого гнезда, усугубив и доведя до трагедии неразрешимое противоречие между сутью Николая - возлюбленного своей жены, сосредоточенного на детях отца, семьянина и домоседа - и общей российской ситуацией, требовавшей от лидера нации совсем иных свойств и качеств.

Притом что, повторю, не было на российском троне императорской четы, которая до такой степени стремилась бы замкнуться в своем семейном мире и противопоставить его остальному миру, именно эта абсолютизация личных ценностей, субъективных симпатий и антипатий кардинальным образом повлияла на общие судьбы Российской империи, приведя ее к краху.


Русская императрица не перестала быть той же, что и прежде, чуравшейся высшего света и просто многолюдья Аликс, когда она начала снимать и назначать министров российского правительства. Она стала этим заниматься не потому, что вдруг уверовала в свой государственный ум и предназначение. Вовсе нет. Именно понимание ценностей семейной жизни не просто как высших, но единственно важных жизненных ценностей привело Александру Федоровну к имевшей роковые для всей России последствия мысли о том, что она должна участвовать в государственных делах своего супруга с тем, чтобы и здесь оказать ему помощь и послужить опорой.



Эта мысль, в свою очередь, переросла в убеждение, что она может в силу необходимости и заменить Николая в качестве государственного лидера, когда он во время войны - неизвестно, надо сказать, зачем - возложил на себя обязанности главнокомандующего, сняв их с куда более компетентного в этих вопросах великого князя Николая Николаевича, и надолго уехал из столицы.


Император Николай II в ставке

Последние русские император и императрица сопротивлялись истории и самой судьбе, всему миру, противопоставляя деградирующей, разрушающейся социальной материи идеал своего супружеского союза, своей семьи. Это взлелеянное одиночество - очень при этом трогательное и драматическое, питавшееся человеческими, а отнюдь не сверхчеловеческими чувствами и не сознанием собственной исключительности, - определило противопоставление логике государственных и национальных интересов логики личных отношений.

Именно это заставляло Николая и Александру Федоровну до последнего отстаивать от общественного мнения, от Думы, от членов собственной императорской фамилии такие одиозные фигуры, как Горемыкин, Сухомлинов, Штюрмер, Протопопов и, наконец, стоявший за всеми ними Распутин. В этом смысле стоит обратить особое внимание на то, как обращались Николай и Александра к Распутину - «Друг». А он к ним - «Папа» и «Мама», искусно спекулируя на этой их idèe fixe - возведенных в культ семейных отношений.

1908 год. Царское село. Распутин с императрицей, четырьмя детьми и гувернанткой.

И во многом именно это, а не абстрактная «объективная историческая логика» привело к беспрецедентному, как писал великий князь Александр Михайлович, итоговому зрелищу: революции, развязанной сверху, а не снизу. Или, как позднее выразился Шульгин, к ситуации, когда революционеры-то не были готовы - революция оказалась готова.


Во всем, всегда, с самого начала и до самого конца своего двадцатидвухлетнего царствования они ощущали себя противостоящими вдвоем целому миру - эти самые могущественные по своему статусу правители самой могущественной мировой монархии. Одни историки вменяют эту деформацию сознания в вину Александре, приписывая ей психопатологические черты, в силу которых она так и не смогла освоиться в светской и общественной российской жизни. Другие усматривают виновника в Николае, в его также патологических, на их взгляд, застенчивости, фатализме, н е возмужавшей воле, на которую раньше времени и столь неожиданно упало бремя «шапки Мономаха».

Но, может быть, это ощущение одиночества и противостояния целому миру было оборотной стороной их беззаветной влюбленности и преданности друг другу? Оборотной стороной того колоссального чувства ответственности за семью, которое всю жизнь испытывал Николай и которое подпитывали постоянно обстоятельства этой жизни: холодно принятая сперва родителями, затем петербургским обществом, а потом и всей страной жена-чужеземка, болезнь Алексея, заставившая родителей сосредоточить на ней все душевные силы и пройти, по выражению наблюдавшего это все своими глазами воспитателя царевича Пьера Жильяра, настоящий крестный путь на Голгофу…

«Императрица - иностранка, - говорил Николай в критические дни февраля 1917 года, отвечая на нападки в адрес Александры и просьбу Родзянко отправить ее из Петрограда в Ливадию, - и ее, кроме меня, некому защитить. Я никогда и ни при каких обстоятельствах не оставлю ее…» Кульминационный кризис Российской империи едва ли не сводился для него к защите чести жены.

Первый декрет - последний декрет

Обращу внимание читателя на два документа - первый и последний, подписанные Николаем в качестве российского самодержца. 10 ноября 1894 года он издал свой первый императорский декрет, провозглашавший новую веру, новый титул и новое имя бывшей принцессы Алисы Гессенской. 2 марта 1917 года, в 3 часа 03 минуты, в Пскове, в вагоне своего поезда он подписал окончательный вариант отречения от престола, особенностью которого, потрясшей всю монархическую Россию, было то, что, в отличие от первоначального проекта, Николай отрекался не только от своего имени, но и от имени сына и передавал власть младшему брату Михаилу. По мнению многих, в том числе уже упоминавшегося Сазонова, одного из самых светлых умов в российской власти, только немедленное вступление на престол цесаревича Алексея, на стороне которого была вся сила закона, могло остановить революцию и спасти монархию. В то время как отречение в пользу младшего брата выглядело спорным даже в глазах защитников монархии.

Царская семья накануне ареста и фактически краха Российской империи. Тревога, волнение, скорбь за некогда великую страну

Что ж, разлуку он сумел предотвратить: до последнего дыхания все они, семеро, оставались вместе. В этом трагический, но исполненный великого смысла итог жизни этой небывало дружной семьи, в которой все, дети и родители, любили друг друга с какой-то иступленной, жертвенной силой и мимолетное расставание переживали как длительную разлуку.

Так, два документа, продиктованных интересами его семьи, единственно близких ему людей, закольцевали деятельность последнего русского монарха, символически подчеркнув, что дороже интересов этой семьи - дороже не в эгоистическом, но в рыцарском, высоконравственном смысле, - для Николая ничего не было.


Текст по материалам -"Совершенно секретно", No.3/30

ТУКСЕН Лауритс Регнер (1853-1927) «Бракосочетание Николая II и великой княгини Александры Фёдоровны». 1895 г.
Холст, масло. 65,5 x 87,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Зал № 196. Поступил в 1918 г. Передан из Аничкова дворца в Петрограде.


14 (26) ноября 1884 г. в церкви Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце венчались император НИКОЛАЙ II и великая княгиня АЛЕКСАНДРА ФЁДОРОВНА (урождённая принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская).

День венчания был назначен в день рождения императрицы МАРИИ ФЁДОРОВНЫ, накануне Рождественского поста, что позволяло отступление от траура - император АЛЕКСАНДР III скончался 20 октября (1 ноября) 1894 г. «Мне все кажется, - записал Николай в дневнике 13 ноября, накануне венчания, - что дело идёт о чужой свадьбе - странно при таких обстоятельствах думать о своей собственной женитьбе!»

«Посреди глубокой скорби, - говорилось в императорском манифесте, помеченном 14 ноября, - коею исполнены сердца Наше и всех верных сынов России, да будет день сей светлым вестником упований народных на продолжение к Нам милости Божией в наступившее новое царствование». Мотивация выглядела вполне серьезно - свадьба не царская прихоть, а насущная забота о благе государства, исполнение священного завета почившего монарха.

День торжества отметили в 8 часов утра 21 пушечным выстрелом. По разосланным от двора повесткам в Зимний дворец в полдвенадцатого утра прибыли члены Святейшего Синода и «знатное духовенство», члены Государственного совета, министры, аккредитованные в России иностранные послы с супругами, придворные и лица свиты. Дамы были в русском платье, кавалеры - в парадной форме. На венчание русского монарха прибыли, а точнее сказать - остались со времени похорон Александра III, многочисленные зарубежные родственники и члены дома Романовых.

Венчальные перстни на руки брачующимся надел царский духовник отец ИОАНН (ЯНЫШЕВ). После бракосочетания был отслужен благодарственный молебен членами Святейшего Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским ПАЛЛАДИЕМ (РАЕВЫМ). При пении «Тебе, Бога, хвалим» был дан пушечный салют в 301 выстрел.

Затем, в парадной карете с форейторами и русской упряжью, молодожены проследовали в Казанский собор для поклонения чудотворной иконе Казанской Божьей Матери. Позднее состоялся свадебный обед в Аничковом дворце. От Зимнего до Аничкова великим князем ВЛАДИМИРОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ, главнокомандующим войсками гвардии и Петербургского военного округа, шпалерами были выстроены войска.

Свадьбу сыграли не переждав сорокадневного траура. Поступок не имел аналогов в императорской семье, но на это молодой государь не обратил внимания. Даже АЛЕКСАНДР II, стремившийся как можно скорее узаконить свои отношения с княжной ДОЛГОРУКОЙ, венчался лишь спустя 40 дней после кончины императрицы МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ. Конечно, второй брак царя-реформатора и свадьбу его внука сравнивать некорректно, но все-таки вопросы придворного этикета Николай II откровенно игнорировал.

Великий князь АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в эмигрантских воспоминаниях писал о первых днях их супружества: «Бракосочетание молодого царя состоялось менее, чем через неделю после похорон Александра III. Их медовый месяц протекал в атмосфере панихид и траурных визитов. Самая нарочитая драматизация не могла бы изобрести более подходящего пролога для исторической трагедии последнего русского царя».

РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) «Венчание Николая II и великой княжны Александры Фёдоровны». 1894 г.
Холст, масло. 98,5 × 125,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.