Веселая астрономия для детей. Астрономия для детей — материалы для занятий дома

Один из ключевых этапов взросления любого малыша - это период «почему». Родители наверняка с титанической силой воли проходили эти моменты, когда приходится каждую секунду объяснять ребенку, почему небо синее, почему гора высокая, как далеко Солнце и т.д.

Да, и проблема еще в том, что многие и сами не знают ответа. То есть, на уровне ощущений понимают, но как это передать ребенку? С каждым днем вопросы накапливаются, а ответов нет. Похвально, что чадо растет таким любознательным, но ведь нужно где-то пополнять его жажду знаний и подпитывать любопытство.

Если у вас появился маленький исследователь, тогда направьте его энтузиазм и настырность в одну из самых увлекательнейших наук - астрономию. Многие недооценивают ее значение, полагая, что лучше развивать ребенка в более творческом русле. Но они даже не подозревают, какая безграничная польза астрономии для детей .

В чем же сила астрономии?

Итак, если говорить коротко, то астрономия представляет собою науку о небесных телах. Но, на самом деле, она намного масштабнее, так как изучает основы Вселенной, докапывается до самого начала и рассматривает все объекты (то есть, вообще все, что мы знаем и даже не знаем). Поэтому она станет, прежде всего, настоящей палочкой-выручалочкой для любого родителя. Ведь легко объяснит, почему на Луне есть лицо, почему небо синее, почему Земля круглая и т.д.

Важно отметить, что это одна из немногих наук, куда дети стремятся сами. Почему? Да потому что это интересно! Можно стартовать с изучения космических изображений и добраться до Большого взрыва и рассмотрения фундаментальных основ нашей жизни. Так что, начать можно с того, что астрономия запускает цепную реакцию развития у ребенка.

Все начинается с интереса. Это простые, но важные для малыша вопросы. Он еще только знакомится с нашим миром, но видит его исключительно в плоскости планеты Земля. Его интересует, как все появилось, откуда взялись люди, что было раньше и что, возможно, будет.

Астрономия красочно и достоверно описывает все теории, рассказывает об астероидах и метеоритах и открывает двери в новый мир. То есть, от интереса и базовых вопросов малыш переходит к чему-то большему.

Он начинает осознавать, что есть другие планеты и объекты, что мы вращаемся вокруг оси и Солнца. Более того, оказывается, что все это называется Солнечной системой, которая не является границей. Это лишь часть галактики Млечный Путь, которая также является лишь одной из многих галактик и так до вселенских масштабов.

Получается, что астрономия - это возможность научить вашего ребенка мыслить глобально и смотреть на все масштабно. Границ просто не существует.

Это очень полезно, так как он больше не будет зацикливаться на чем-то негативном. Ведь астрономия для детей открывает всю красоту бесконечности. Во Вселенной скрыты триллионы необыкновенных объектов, среди которых планеты, похожие на наши, и даже, возможно, другие цивилизации. Где-то есть гиганты и разные типы звезд, загадочные черные дыры и квазары. Это также учит по-новому смотреть на время.

Наверняка, все мы задумывались о машине времени. Так вот фактически она всегда существовала. Ведь расстояние в космосе измеряется во времени, за которое свет проходит от удаленного объекта к нам. И если вы смотрите на звезду, то это лишь остаточный свет из прошлого, а ее самой там уже может и не быть.

Разве понимая всю эту красоту, малышу захочется тратить время на плохую компанию и вредные привычки? Зачем, если остается еще так много интересного?

Астрономия для детей полезна и тем, что она объединяет. Это не просто общий интерес, а понимание того, что все мы связаны и все вокруг ощущает на себе вселенское влияние. Достаточно Луне подойти ближе, как у нас поднимется уровень воды в океане. Или же звезда собьет с курса астероид или комету и нам придется ждать гостя.

Это учит также ценить свой родной дом. Ведь несмотря на все попытки, мы пока остаемся единственной известной населенной планетой. Хотя детям будет интересно, что вскоре планируется колонизация Марса, а когда-то случится и выход за пределы Солнечной системы. Мы все глубже осваиваем космические просторы и в будущем путешествия между планетами и системами (а может и галактиками) станут обычным делом. Поэтому лучше уже сейчас знакомиться со всеми этими концепциями.

В итоге, астрономия может стать не просто интересным хобби с постройкой моделей ракет, планет и нашей системы. Это некая философия, которая учит ребенка любознательности, открытости, разносторонности и терпимости.

Вселенная бесконечна. Мы знаем ответы на многие вопросы, но остается еще больше загадок, которые притягивают, потому что находят отклик в сердце и разуме. В конце концов, астрономия одновременно развивает оба полушария. Ведь это наука, в которой есть формулы, цифры, факты, теории и т.д. Но она также расширяет фантазию и абстрактную половину, позволяя детям смотреть на все глобально.

Изучать астрономию детям будет просто и весело. Ведь вместо сухих книжных изложений им предоставлены уникальные и настоящие снимки далеких галактик, видео и компьютерные модели. Можно буквально путешествовать по Вселенной через свой компьютер. Для этого мы рекомендуем воспользоваться порталом:

Ваш ребенок смотрит на небо с мечтательной тоской и спрашивает у вас, насколько большая Вселенная, а вы ему и ответить не можете? Спрашивает, сколько спутников в сумме у всех планет нашей звездной системы? И тут снова ему нечего сказать… Чтобы не казаться в глазах детей неучем, предлагаем вам ответы на все эти вопросы. Конечно, в виде книг.

Ко дню астрономии, который будет 29 апреля, редакция сайт собрала для вас и ваших детей 12 интереснейших книг на эту тему. Тут и энциклопедии, и рассказы космонавтов, и сказки - на любой возраст и вкус.

Эта книга для звездочетов дошкольного и младшего школьного возрастов. В путешествие в обсерваторию с ними отправится Чевостик - сказочный персонаж-почемучка, живущий в библиотеке у всезнающего дяди Кузи. Вместе они расскажут читателям про ночное небо, рассмотрят в телескоп всю Солнечную систему и ответят на множество вопросов. Например, как определить растет месяц или убывает, в чем разница между метеорами и метеоритами и как далеко ты можешь прыгнуть, находясь на Луне.

Издательство: Детство-Пресс

Ознакомительная книга по веселой астрономии для маленьких исследователей. Тут есть стихотворения, красочные рисунки и схемы. Сколько всего планет, почему на Земле есть жизнь, а больше нигде ее нет, какие спутники кроме Луны бывают и так далее. Хороший выбор для первого ознакомления ребенка с темой космоса, планет и Солнечной системы.

Издательство: Манн, Иванов и Фербер

Профессор Астрокот знает ответы на все вопросы вашего ребенка. Как рождаются звезды, есть ли жизнь на Марсе, куда скрывается на ночь Солнце и что такое атмосфера. Кошачье любопытство не дает ему сидеть на месте, и он приглашает юных читателей в далекое и очень интересное путешествие! Вместе вы точно сможете разгадать все загадки Вселенной!

Издательство: Детское время

Самое большое количество восторженных отзывов именно об этой книге. Это азбука астрономии в стихах. Конечно, здесь больше стихов, чем информации, но ведь так все гораздо лучше запомнится и детям, и их родителям. В книге собрано множество удивительных фактов, новое для себя узнают даже взрослые. На каждую букву - свой стих и буквы «ь, ъ, ы» не пропущены. Хотите узнать: «Но как?!». Тогда обязательно прочтите!

Издательство: Аванта+, АСТ

Ваш ребенок уже немного знает о звездах и космосе, но хочет узнать еще больше? Тогда эта книга для вас. Что же там наверху и почему это так важно? Как происходят приливы и отливы, почему мы можем дышать на Земле, но не можем в космосе, как построить ракету? Огромным плюсом является то, что к книге прилагается большая карта звездного неба, по которой можно изучать созвездия.

Издательство: ЭКСМО

В этот набор входят две книги, но сегодня мы говорим об астрономии, поэтому сосредоточимся на первом томе. Здесь вы не встретите скучных фактов, только увлекательное, познавательное и, конечно, с картинками. А еще - это отличный учебник по астрономии от древности до настоящего времени. Ведь раньше небо представляли себе совсем по-другому… Кроме того, с помощью этого пособия вы сможете попробовать смастерить необычные астрономические приборы и провести эксперименты. Это не так сложно, как кажется!

Издательство: Робинс

А в космосе всегда темно? А какие они, инопланетяне? А почему днем нет звезд? А почему планеты не падают? А почему Земля вертится? Ответы для маленьких почемучек находятся в этой книге. Здесь есть специальные створки с познавательной информацией, подборка любопытных фактов и просто много-много всего интересного. Подойдет для детей от 3 лет.

Издательство: Азбука-Аттикус, Machaon

Для тех, кому просто читать недостаточно, эта книга предлагает пройти викторину, а заодно поиграть. Например, сложить из магнитиков ракету. В таком виде ребенок точно запомнит основные вопросы, касающиеся космоса и астрономии, и больше не будет мучить вас расспросами. Самые важные факты о мире, планетах и космонавтике под одной обложкой.

Издательство: ЭКСМО

Отправимся в путешествие вместе с героями Disney. В компании Гуфи и Микки Мауса вам точно будет веселее. Любимые персонажи расскажут, сколько колец у Сатурна, могут ли люди жить на Венере, из чего состоит Солнце, что происходит внутри черных дыр, как возникла Вселенная и так далее. В книге малышей ждут не только картинки, но и красочные фотографии, сделанные спутниковыми аппаратами.

Издательство: Аванта+, АСТ

Космос - штука интересная, книга - вещь хорошая, но как же хочется изучить все самому… Это пособие может помочь вам в самостоятельном исследовании. Здесь рассказано, как устроена обсерватория, как пользоваться телескопом, как правильно наблюдать за затмением и так далее. А кроме того вы получите советы от бывалых путешественников о том, как ориентироваться по звездам и нарисовать карту созвездий без помощи родителей!

Издательство: ОГИЗ, АСТ

В этот раз гидами в путешествии к далеким планетам станут знаменитые . Если ваш ребенок фанат этих злых птичек, не сомневайтесь, книга ему понравится! Вместе с ними вы побываете на всех планетах Солнечной системы и узнаете много нового про звезды, туманности и галактики. Вот как далеко на этот раз «запульнуло» птичек!

Издательство: Росмэн

Конечно, это книга не совсем про астрономию, она про космонавтику, но мы не удержались. Ее написал настоящий космонавт - Юрий Усачев, который рассказывает о том, как живет международная космическая станция, развенчивает мифы о жизни космонавтов и сопровождает все это реальными фотографиями. Это настоящая экскурсия по МКС, после которой вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» будет звучать как минимум странно. И так понятно.

Приятного чтения!

Елена Титоренко
Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры?»

Цель работы : повышение образовательной компетентности родителей и педагогов, укрепление детско-родительских отношений.

Оборудование :

Мультимедиа оборудование (экран, проектор, ноутбук) .

Готовые атрибуты для игр, поделки.

Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь» , - частый ответ.

Но от этого космос не становится для детей менее интересным ! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение…

Здесь Вы узнаете много интересной информации о том , как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры , прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!

Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва» . Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.

Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!

Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?

Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться , насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке. Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?» , мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе.

Игры на тему «Космос»

«Космическая считалка» . Разучите с ребенком считалку. Используя её можно определить очередность запусков ракет на планеты.

На луне жил звездочёт,

Он планетам вёл отсчет.

Раз-Меркурий, Два - Венера,

Три - Земля, четыре- Марс,

Пять - Юпитер, Шесть- Сатурн,

Семь – Уран, восьмой- Нептун,

Кто не видит- выйди вон!

«Портрет пришельца» . Рисуем портрет пришельцев. А кто живёт на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмём лист бумаги, попросите ребенка обвести свою ладошку, переверните. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Модель нашей планеты изнутри. Берем пластилин желтого, красного и коричневого цвета и лепим модель нашей планеты. Внутри ядро, дальше магма, а потом земная кора. Когда шарик готов, можно отрезать кусочек и посмотреть на строение Земли своими глазами.

Модель солнечной системы. Интересно и полезно при изучении астрономии с детьми сделать модель солнечной системы. Берем большой ватман. С краю делаем кусочек солнца (иначе, если соблюдать размеры оно все место на ватмане займет) . Затем в нужном порядке делаем планеты, стараясь соблюдать пропорции и цвет. Также модель солнечной системы можно сделать из ниток и воздушных шариков. Надуваем воздушный шарик нужного размера, произвольно обматываем его нитками подходящего цвета, которые предварительно пропитали клеем ПВА. Спустя 12-24 часа (в зависимости от толщины ниток и намотанного слоя) шарик лопаем и вытаскиваем его за хвостик. В руках остается модель планеты. Когда все 9 планет и Солнце будут готовы, подвешиваем их на вышедший из строя зонтик или обруч.

Полет на картонной ракете. Можно сделать ракету из коробки от бытовой техники, или из листов гофра картона и отправится в путешествие на Марс или на Луну!

Ракета из рулончиков туалетной бумаги. Вариант ракеты попроще - из рулончиков бумаги. К ним можно привязать воздушный шарик и ракета полетит по-настоящему на «реактивном двигателе» .

Лунные кратеры. В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому, что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

Летающие тарелки. Берем одноразовую бумажную тарелочку, переворачиваем вверх дном, посередине прикрепляем половинку киндер яйца. Украшаем по желанию. Также можно использовать ненужный CD диск.

Вулкан. Лепим из пластилина форму. Внутрь кладем шарик из 2 чайных ложек соды, красителя и 1 чайной ложки лимонной кислоты. Льем 50 мл. воды и наблюдаем извержение вулкана.

Рассмотреть и поиграть с пемзой – вулканической породой. Попробуйте, плавает ли обычный камень? А пемза? Сравните их по весу. Есть ли что-то внутри дырочек пемзы? (Воздух)

Камень из песка. Для этого находим бело-серый песок, просеиваем и прокаливаем в духовке. Затем остужаем и смешиваем с клеем ПВА. Получается пластичная масса, из которой делаем камешек. Высохнув, он станет твердым и очень похожим на настоящий, только шершавый.

Стихотворение «Планета Земля»

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли, дети, мы знаем о нём?

Загадки её постоянно решаем.

Но форму Земли до конца мы не знаем.

А форма Земли без рек и морей

Зовётся геоид! Учи и умней!

А что там внутри?

Принимаем на веру : не видно ядро. Летим в атмосферу!

Мы ей благодарны, что можем дышать

И много проблем с нею можем решать.

Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

От злых и коварных метеоритов.

От трения в воздухе камни сгорают

И звездным, красивым дождём выпадают.

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от плохих излучений.

Земля несравненная! Чудо природы!

Её заселяют зверьё и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,

Плохо её защищаем пока.

Надо стараться её не грязнить!

А сколько уж лет говорят год от году :

«Не надо сорить! Берегите природу!»

Благодаря серии таких игр, астрономия из сложной , «взрослой» науки превращается в занимательное детское времяпрепровождение!

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал , после таких бесед ребенку будет интересно все , что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

Публикации по теме:

Тема урока: Пейзаж с изображением деревьев. Тип урока: комбинированный. Цель урока: Нарисовать пейзаж с изображением деревьев. Задачи:.

Конспект мастер-класса для детей подготовительной и младшей групп «Изготовление масок для хороводной игры «Теремок» Цель мастер – класса: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом. Формирование у детей подготовительной группы навыков.

Конспект мастер-класса для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: «Пейзаж». Маслова Людмила Анатольевна.

Конспект мастер-класса для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста «Волшебные пальчики» Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов с играми и.

Об издании

Ольга Шибка

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово «обсерватория» переводится с английского как «наблюдение». В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах «астрономия», «астроном» – «астро», в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов «далеко» и «смотрю».

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой «теле-»? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,
Не видно ночью света в нём.
За роем звёзд в полночный час
Следит неутомимый глаз.

(Обсерватория)


В него рассмотришь без труда
Далекий лес и города,
Планеты, звезды, край небес
И множество других чудес.

(Телескоп)


Звезды все наперечет
Знает мудрый…

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.

В разных странах и в разное время люди приходили к одному и тому же выводу: чтобы правильно спланировать, например, время начала сева или начало охоты, нужно запомнить какие-то приметы, которые помогут определить подходящей для этого момент времени. Такими приметами чаще всего становились фазы Луны и появление на небе ярких звезд. Постепенно стали накапливаться знания о том, как измерять время, появились первые календари. Слово «календарь» происходит от латинского слова «calare» – выкрикивать. За движением светил в Древнем Риме, как и в других странах древнего мира, следили жрецы. Главный жрец должен был громко выкрикивать новость о наступлении первого дня каждого месяца.

В Древнем Египте жизнь людей зависели от разливов реки Нил. Эта река заливала на несколько недель поля, орошая их и оставляя на них ил, хорошо удобрявший землю. Очень давно было замечено, что воды Нила начинают прибывать в середине лета, одновременно с появлением на утреннем небе самой яркой звезды – Сириуса из созвездия Большого Пса. Все работы, связанные с обработкой полей, прекращались и начинались «каникулы» – время, которое позже получило название от латинского имени звезды Сириус. Римляне называли эту звезду Canicula, что переводиться как «собачка».

Вот так и получилось, что необходимость предсказывать смену времен года и наступление сезонов привела к зарождению астрономических наблюдений и появлению науки астрономии.

Жрецы-звездочеты не только составляли первые календари, но также искали способы измерения времени за промежутки более короткие, чем год. По восходам и заходам Солнца определяли начало и конец дня. Хотя очень скоро стало понятно, что летом и зимой день имеет неодинаковую продолжительность. Зимой Солнце над горизонтом проводит меньше времени и 21 или 22 декабря наступает день зимнего солнцестояния – случается самая длинная ночь в году. Летом, 21 или 22 июня, ночь самая короткая, а световой день самый длинный, это – летнее солнцестояние. Два раза в год, 21 или 22 сентября и 21 или 22 марта, день и ночь имеют одинаковую продолжительность. Астрономы называют эти дни осенним и весенним равноденствием. Многие народы в древности начинали отсчет дней нового года со дня весеннего равноденствия. В России традицию встречать наступление Нового года в день весеннего равноденствия отменил царь Петр I.

Очень долго течение времени измеряли сменой лунных фаз. Постепенно люди придумали, что сутки можно разделить на равные промежутки времени – часы. Появились простейшие приборы для измерения времени.

Когда первые путешественники отправились через пустыню, оказалось что гораздо проще искать конечную цель путешествия, если есть надежные ориентиры. К такому же выводу пришли и первые мореплаватели. Такими ориентирами стали яркие звезды. Древние астрономы составляли первые карты звездного неба, давая названия звездам и созвездиям, нанося их на небесные карты и описывая их взаимное расположение.

Постепенно стало понятно, что астрономия может дать ответы на очень многие вопросы повседневной жизни и разрешить многие загадки мироздания, может помочь человеку определить его место во Вселенной. Чем дольше и внимательнее человек вглядывался в звездные дали, тем стремительнее шло развитие человеческой цивилизации.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Хорошенько запомни название месяцев: январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь. Эти названия пришли к нам из Древнего Рима, люди в разных странах пользуются ими уже больше двух тысяч лет.

2. Давно было замечено, что не все звезды одинаково хорошо видны в разную погоду. Оказалось, что сквозь дымку или слабый туман лучше всего виден свет звезд, имеющих желтоватый или красноватый цвет. Такие звезды назвали навигационными. По ним и ориентировались в старину мореплаватели и путешественники. Присмотрись к свету светофоров. Почему на них используют зеленый, желтый и красный цвет? (Потому что эти цвета лучше других видны даже в пасмурную погоду. А вот в Космосе звезд зеленого цвета нет)

3. Внимательно понаблюдай за движением стрелок на часах. У всех часов стрелки движутся в одну и ту же сторону, такое направление движения называют «по часовой стрелке». Нарисуй цветик-семицветик и разукрась все лепестки в разные цвета: первый – красный, второй, по часовой стрелке, – оранжевый, третий – желтый, четвертый – зеленый, пятый – голубой, шестой – синий, седьмой – фиолетовый. А теперь назови эти цвета в другом направлении – против часовой стрелки.

Отгадай загадки:

Семь братьев чередой
Идут домой.
Как последний зайдет,
Так и первому черед.

(Дни недели)


Он в дом заходит в Новый год
И радость праздника несет.
Он открывает календарь
И называется…

(Январь)


Висят две стрелки как усы
У них совсем не для красы,
И день, и ночь они идут,
А глянешь – снова тут как тут.

(Часы)

СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ – НАМЕК

Дети любят сказки. Волшебство и фантазия авторов и рассказчиков превращают реальные события и персонажей в сказочных героев, которые переживают удивительные и увлекательные приключения.

Сказки учат детей тому, как нужно вести себя в разных ситуациях, объясняют происходящее в окружающем их мире. Но есть и другие сказки, в них сохранились древние представления о звездах, Солнце и других небесных телах. Такие сказки символически описывали устройство Вселенной, чтобы легче было запомнить названия и расположение светил, закономерности их появления на небосводе. Ведь в прежние времена было очень мало грамотных людей, которые могли бы прочитать записи, сделанные в книгах звездочетами и жрецами.

Древние пастухи подолгу смотрели на небо, на движение Солнца и звезд, и у них складывалось впечатление, что все небесные тела движутся по хрустальному куполу неба, на котором кто-то укрепил светила. Теперь мы знаем, что это не так.

Появление нашего мира, разделенного на земную и небесную твердь, древние славяне, например, объясняли тем, что Мышка хвостиком махнула и разбила золотое яичко, которое снесла Небесная Птица – Курочка Ряба. Из одной половинки яйца появились суша и моря, а из второй – небо и Солнце.

Наблюдатели древности понимали, что Солнце – главный небесный герой, что от его тепла и света зависит жизнь всего на Земле. И именно Солнце превращалось в отважного путешественника, который попадал в разные истории, совершал подвиги, общался с другими жителями верхнего, небесного мира.

Когда с наступлением холодов Солнышко все реже появлялось на небе, казалось, что оно умирает. Но весной приходило тепло, Солнышко снова выкатывалось на небосвод и дарило людям жизнь, свет и силы.

Народы, населявшие наши земли в далекой древности, придумали сказку про Колобка. Ведь смену времен года можно было предсказать по тому, какое созвездие появлялось на небосводе после захода Солнца, иначе говоря – по повторяющемуся из года в год движению Солнца по зодиакальным созвездиям. Приключения Колобка и есть история о том, как Дед и Баба испекли горячий Колобок-Солнышко, и выложили его на небесное окошко. А он, румяный бок, на дорожку скок и покатился Колобок по небесной тропинке – Млечному Пути.

В своем путешествии Колобок-Солнышко встречает разных лесных жителей: Зайца, Медведя, Волка и Лису. Это названия созвездий, которые придумывали в древности жители, населявшие наши земли. Ведь ни Стрельцов, ни Козерогов, ни Скорпионов в наших широтах нет. А вот зайцы, волки и лисы водились в изобилии.

Колобок-Солнышко докатился до осеннего созвездия Лисы. Он уже остыл к этому времени и Лиса смогла положить Колобка себе на нос.

Съела Лиса Колобок-Солнышко, и наступил холод, пришла зима.

Дед и Баба соскучились по теплу, испекли новый Колобок и на небо выкатилось горячее, румяное весеннее Солнышко.

А известная тебе сказка «Рукавичка» описывает череду лет, и каждый год посвящен какому-то животному: Лягушке-Квакушке, Зайчику-Побегайчику, Мышке-Норушке и другим. Это очень напоминает восточную легенду про животных, которых призвал к себе Будда. Позже он подарил каждому из двенадцати животных свой год. И теперь мы знаем про год Кота, год Лошади, год Дракона и некоторых других.

Многие народы сочиняли и рассказывали свои сказки и легенды о небе и о звездах. Так от деда к внуку, от бабушки к внучатам перед очагом долгими вечерами передавались в очень далекой древности рассказы об окружающем земном мире и мире небесных светил.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Нарисуй встречу Колобка-Солнышка с персонажами сказки. Как ты думаешь, с какими еще животными мог встретиться Колобок? Нарисуй их.

2. Греческие названия большинства созвездий: Водолей, Козерог, Близнецы и многие другие, связаны с мифами и легендами Древней Греции. Попроси маму почитать тебе эти легенды.

3. Солнце, Луна и планеты, двигаясь по небосводу северного полушария Земли, никогда не могут оказаться ни в созвездии Большой Медведицы, ни в созвездии Кассиопеи. Из года в год движение этих светил происходит по одним и тем же созвездиям – поясу Зодиака. Зодиакальных созвездий всего тринадцать: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Змееносец, Козерог, Водолей. Выучи хорошенько эти названия.

Часто их путают с «зодиакальными знаками», придуманными астрологами для составления гороскопов. Знаков, в отличие от созвездий, 12. Ничем кроме названий зодиакальные созвездия и зодиакальные знаки не связаны.

Отгадай загадки:

Окошко перед ним закроешь,
А все равно не остановишь.

(Дневной свет)


Из волшебного лукошка
Вдоволь сыпали горошка.
А как стало рассветать -
Нечего и собирать.

(Звезды)


Натянули над землей
Диво-купол голубой,
К ночи купол потемнел,
А наутро – заалел.

Астрономия — мне всегда был самой интересно слушать-смотреть-читать об устройстве Вселенной, о космических явлениях и их влиянии на нашу жизнь.

И вот, когда я решила начать заниматься с сыном — начали мы именно с астрономии — того, что интересно и мне.

Пришлось готовиться — ведь подача такого материала взрослому и ребёнку кардинально отличаются. Первый урок мы начали с просмотра части вполне серьёзного фильма о строении вселенной. Савве было интересно, но мне пришлось почти каждую минуту останавливать и объяснять.

Поняла,что это неэффективно, да и сложновато для него. Хотя сам фильм мне понравился. Если вам для постарше интересно — в конце статьи.

Следующей находкой стали интересные книги об астрономии Евфрема Левитана . До этого у меня было некоторое затруднение в описаниях космических понятий — приходилось все время подбирать слова попроще. А здесь в художественной и увлекательной форме даются понятия о вселенной. Рассказ идёт о детях — Альке и Свете, и их Папе, который дружит с гномом Кнопкиным, главным астрономом Царства гномов. Они наблюдают за Солнцем и Луной, учится различать созвездия. Кометы, метеориты, спутники, туманности, галактики и даже черные дыры… В общем, интересно 🙂


Вот какие книги Ефрема Левитана для малышей есть:

  • Серия “Астрономия для умненьких детей”:
    • Твое Солнышко
    • Луна — внучка Солнышка
    • В семье Солнышка «танцуют» все
    • Звезды — Солнышкины сестрички
    • Длинноволосые звезды
    • Маленькие планетки
    • Камни, которые упали с неба
    • Звездные картинки
    • Твой звездный город — Галактика
    • Ау, инопланетяне

    Скачать эту серию можно