Виды календарей: древние, современные и специальные. Основы летоисчисления

· Что такое отсчет времени в истории, и какими промежутками пользуются историки для измерения времени?

В древности народы мира вели счет лет по-разному, поэтому в большинстве стран была установлена своя система летоисчисления .

Ø Исторический словарь

Летоисчисление (эра) –отсчет исторического времени отопределенного момента.

Каждый народ начинал отсчет лет от события понятного и важного только для него. Так, например, древние египтяне вели летоисчисление по династиям своих царей – фараонов; японцы – от вступления на престол очередного императора; древние греки – по олимпиадам; древние римляне – от основания Рима. Мусульмане, последователи ислама, ведут начало своей эры с 622 г., когда основатель ислама пророк Мухаммад переселился из города Мекки в Медину. В основу летоисчисления, действовавшего на Руси, был положено описанное в Библии сотворение мира.

В большинстве современных стран, пользуются летоисчислением от условного года рождения (Рождества) Иисуса Христа, родоначальника одной из крупнейших мировых религий – христианства. Это летоисчисление называют

наша эра (новая эра )илиэра от Рождества Христова .

События, произошедшие от рождения Иисуса до наших дней обозначаются сокращенно – н.э. , или от Р. X. Все события до рождения Христа, произошли до нашей эры, или до Рождества Христова, сокращенно до н. э. или до Р. X. Для событий нашей эры можно не указывать сокращение«н.э.»написьме и опускать слова «нашей эры» во время устного ответа.

Существуют и другие измерители времени. Каждые сто лет называют веком (столетием) .Тысяча лет или десять веков составляют тысячелетие .

Ø Это интересно

- Многие современные ученые считают, что Христос родился примерно в 5 году до н.э.

- В древней Руси новый год начинался в марте. В 1492 г. начало года перенесли на сентябрь. С 1700 г. по указу царя Петра I в России было введено христианское летоисчисление, а новый год начинался с 1 января.

Чтобы представить движение времени в истории, используют линию(ленту) времени .Это прямая линия,на которой нанесены временныепромежутки (годы, столетия). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры.

Многие исторические события произошли до нашей эры, и на линии времени они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа от этой линии. Счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням.

Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это

101, 201, 301... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы веков.

Если цифры года заканчиваются на два нуля, то первая или две первые цифры указывают номер века, например: 500 год – V век, 1800 год – XVIII век. Если же вместо нулей появляется хотя бы одна цифра, тогда эту дату относят к следующему веку, например: 501 год – VI век, 1825 год – XIX век.

Чтобы усвоить, как определять начало и окончание разных веков, воспользуйтесь таблицей:

1-100 гг. 801-900 гг. 901-1000 гг. 1001-1100 1101-1200 1201-1300 1901-2000
гг. гг. гг. гг.
I в. IX в. X в. XI в. XII в. XIII в. XX в.

· Работая в парах, попросите друг друга вспомнить новые слова, употребленные в тексте и объяснить их смысл. По учебнику проверьте правильность ответа.

· Используя линию времени в качестве подсказки, попробуйте ответить, чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?

Календарь и его виды

· Как и для чего люди составляли календари?

Чтобы измерять интервалы времени, а также фиксировать важные исторические события и природные явления, многие народы стали создавать

календари .

Ø Исторический словарь

Календарь –система счета больших промежутков времени,сделением их на более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Слово «календарь» происходит от латинского слова calendarium, что буквально значит «долговая книжка». В Древнем Риме должники платили проценты в день календ - первых дней месяца, приходящихся на время, близкое к новолунию.

Существует три вида календарей – лунные , связанные с движением Луны, солнечные, в основу которых положен солнечный год–промежуток времени,приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, и лунно-

солнечные ,основанные на сочетании движения Луны вокруг Земли и Земливокруг Солнца.

Первые в истории календари появились более пяти тысяч лет назад в Древнем Вавилоне. Это были лунные календари, которые ориентировались на лунные месяцы – изменения фаз Луны. Солнечный календарь создали древние египтяне, разделив год на 365 суток.

Точность календарей – свидетельство того, что люди знали математику, астрономию, понимали законы природы. В современном мире наиболее распространен солнечный календарь.

Ø Это интересно

В 46 г. до н.э. римский правитель и полководец Юлий Цезарь ввел юлианский календарь .Чтобы сделать его более точным,один разв четыре года добавлялся один день, т.е. после трех обычных лет следовал високосный год.

4 октября 1582 г. папой римским Григорием XIII был введён григорианский календарь ,в котором были убраны лишние10суток. Так, в католических странах, следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Также, из каждых 400 лет убирали по три високосных года, общее количество которых стало не 100, как в юлианском календаре, а только 97. В быту юлианский календарь стали называть «новым стилем », а григорианский календарь – «старым стилем ». В ХХ веке различие между этими двумя календарями составляло уже 13 дней.

В Советской России календарь «нового стиля» был введен в январе 1918 года (после 31 января наступило 14 февраля). В связи с этим, появилась традиция отмечать Старый Новый год, так как 14 января соответствуют 1 января по старому стилю.

· Расскажите, что в тексте было для вас известным, а что новым.

· Почему в мире существуют различные виды календарей и систем летоисчисления?

4. Практическая работа: Правила работы с лентой времени.

На уроках истории в 5-м классе вы научитесь решать хронологические задачи. Чтобы правильно выполнять такие задания, придерживайтесь определенной последовательности, а именно:

Ø Памятка для решения хронологических задач

1. Начертите линию времени – прямую линию, разделенную черточками на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет.

2. В начале линии поставьте большую и более четкую черточку – начало отсчета, а в конце стрелку, символизирующую течение времени.

3. Для ориентации во времени поставьте текущий год.

4. На линии времени запишите условие задачи (годы).

5. Выполните вычисление и запишите сжатый ответ.

Ø Образцы исторических задач и их решений:

1. Задачи на установление века, в котором произошло событие

каком веке произошло событие, если известен год?).

В 1663 г. был построен Маяцкий острог – первое постоянное поселение на территории нашего края. В каком веке это произошло?

Ответ: прошло16полных веков от начала нашей эры и еще63годаследующего века. Следовательно, Маяцкий острог был основан в 17 веке.

2. Задачи на установление отдаленности события от нынешнего времени (Сколько лет назад состоялось событие,если известна его дата?).

Вычислите, сколько прошло лет от битвы на реке Калке (1223 г.). до сегодняшнего дня?

Ответ: 2015– 1223 = 792года


Похожая информация.


Для отсчета лет в любой календарной системе необходима исходная точка. Такой отправной момент в счёте годов, называется эрой, от латинского AERO — число, цифра, или по другой версии от первых четырёх букв латинской фразы ‘ab exordio regni Augusti’ — от начала царствования Августа. Такая эра существовала одно время в Александрии.

Понятие эры складывалось очень медленно — лишь с появлением регулярных погодных записей, важнейших исторических событий, с появлением хроник и летописей.

У первобытных народов понятие эры находилось в зачаточной форме. Счёт вёлся от какого-либо памятного события: войны, землетрясения, наводнения и т.д. В древнейших классовых обществах Востока и Античного мира счёт времени осуществлялся преимущественно по царствованиям. Хронологические записи этих лет указывают, что то или иное событие произошло в такой-то год, такой-то день от воцарения определённого фараона или царя. В Ассирии в течение долгого времени события датировались по высшим чиновникам, в Риме — по консулам, в Афинах — по архонтам.

Таким образом, в хронологических записях древности видно крайнее разнообразие, что чрезвычайно мешает созданию достоверной хронологии событий.

В исходной точке нуждается любая календарная система. Отправной точкой летоисчисления могло быть любое важное событие в истории определённого человеческого коллектива. В зависимости, от того, какой характер имело это событие, различают: астрономические, политические и религиозные эры.

Астрономические — эра Кали в Индии. Счёт времени по этой эре вёлся от 18 февраля 3102г. до н. э., когда было зафиксировано особое взаимоположение некоторых планет.

Политические — относятся те эры, исходной точкой которых служат даты основания городов, вступление на престол различных правителей, с момента освобождения городов от иноземных захватчиков, — например Тир, Сидон, Эдесса: подчинение какого-либо города или территории более сильному противнику.

Таковы эры — Македонская, Ахейская, эра Суллы. Однако эти малые эры имели местное значение, и, как правило, вскоре угасали, поглощенные более мощной системой времяисчисления.

Религиозные — имеют отправным моментом мифические события — рождение Иисуса Христа, смерть Будды, переселение Мухаммеда из Мекки в Медину.

Существует и другое деление эр: реальные и фиктивные.

Реальные — за точку отсчета принимается историческое событие. Например, эра Набонассара, занявшего Вавилонский престол 26 февраля 747г. до н.э. Эру Набонассара использовал египетский учёный Клавдий Птоломей (3 в.н.э.) при составлении ‘Канона Царей’ — список царей древности, начиная с правления Набоссанара. Благодаря этому, эра Набоссанара приобрела широкую известность.

Продолжением и видоизменением эры Набоссанара являются ряд других эр, применявшихся летописцами Востока. Такова эра Селевкидов, связанная с битвой при Газе, где основатель династии Селевкидов — наместник Александра Македонского в Сирии — Селевк I одержал победу над Деметрием Полиоркетом. Отправная точка этой эры 1 октября 312г. до н.э. Эта эра использовалась в Вавилонии, Сирии, Палестине.

От реального события происходила эра Диоклетиана (по — другому она называется ‘эра мучеников’) — с момента воцарения греко-римского императора Диоклетиана — 29 августа 284г. н.э. Она была распространена в Средневековье.

Самой распространённой эрой была эра ‘От основания Рима’. Основание Рима по ней отнесено Варроном к 21 апрелю 753г. до н.э. и базируется на легендах. Принятая дата вошла в обиход только, а I веке до н.э. при Августе и была изменена на 752г. до н.э. Она применялась западноевропейскими историками до 18 в. Этот счёт удобен для изучения Римской истории и широко используется современными исследователями Древнего Рима.

Фиктивные — эры, в основе которых лежат мифические события, они также называются ‘Мировые эры’. Отправным моментом в ‘Мировых эрах’ принято считать ‘сотворение мира богом’.

Наибольшее распространение в быту и официальных документах приобрели 3 ‘Мировые эры":

Александрийская — была популярна в Греции и употреблялась даже в XX в. у некоторых христианских народов (Абиссинцы, Копты). Она относит сотворение мира к 5501г. до н.э.

Антиохийская — эра, поддерживавшаяся Антиохийскими патриархами, относит сотворение мира к 5969г. до н.э.

Обе эры были вытеснены Византийской — эрой, которая была распространена в Византии и на Руси. Относит сотворение мира к 5508г. до н.э.

Фиктивными эрами являются:

Буддистская эра — от дня смерти Будды в 544г. до н.э.

И самая распространённая в большинстве современных стран мира — Христианская эра /Новая эра/ Anno Domini — от Рождества Христова. Она была создана путем специальных расчётов римским монахам Дионисием Малым в 525г. н.э. (или 241г. н.э. общепринятой в то время Диоклетианской эры). По приказу папы Римского Иоанна I Дионисий составил новую таблицу пасхальных циклов. Не желая вести счёт по годам эры Диоклитиана, известного в истории врага христианства, Доинисий предложил считать года от ‘Рождества Христова’.

Для расчёта даты рождения Христа Дионисий использовал евангельское предание о его распятии в возрасте 30 лет и о ‘чудесном возрождении’ в воскресенье в ‘день первой Христианской пасхи’ — 25 марта. В ближайшем к времени годом, в котором Пасха приходилась на 25 марта, был 279г. эры Диоклетиана. Отсчитав от этой даты 532 года и 30 лет Дионисий Малый ‘установил’, что рождение Христа произошло за 284 года до начала эры Диоклетиана. Если число 30 взято из Евангелия (возраст Христа в день его воскресения), то число 532 именуемое служителями церкви ‘великим индиктионом’, давно использовалось в расчётах пасхалий.

Церковники, присмотревшись к хронологическим выкладкам, Дионисия Малого, вынуждены были признать их полную несостоятельность и долго не решались принять предложенное летоисчисление. Только в VI в. стали появляться в церковных документах даты с указанием на год от ‘сотворения мира’. Постепенно эта эра распространилась на Западе, а к XIX в. её приняли во всех христианских странах. В России она была введена Петром I 1 января 1700г.

Принятие эры предложенной Дионисием Малым было связанно в первую очередь с необходимостью использования пасхальных таблиц. В настоящее время эра Дионисия Малого стало эталоном для фиксирования исторических событий всех эпох.

Широко применяется, возникшее в связи с этим понятие ‘до нашей эры — before Christ’, позволяющее вести счёт стандартными годами назад от первого года до бесконечности. Однако такой способ счёта должен подразумевать наличие нулевого года — 3, -2, -1, 0, 1, 2, 3 и т.д., но его в нашем исчислении нет. И это обстоятельство необходимо учитывать, совершая хронологические операции. Впервые условное отождествление года предшествующее первому году н.э. с нулевым предложил в 1740г. французский астроном Жак Кассини. Такой счёт лет называется астрономическим. В нём номера всех годов до нашей эры по абсолютному значению будут на единицу меньше исторического счёта. ‘Правило Кассини’ следует учитывать при переводе годов различных эр и номеров олимпиад.

Любая эра, а их известно около 200, условна. Поэтому название ‘фиктивное’ в приложении к определённым эрам следует признать не совсем верной. Для правильного отсчёта времени достоверность события, от которого ведётся счёт, безразлично.

Список литературы

Каменцева Е. И. Хронология.

Пронштейн А. Г., Кияшко В. Я. Хронология.

Кобрин В. Б., Леонтьева Г. А., Шорин П. А. Вспомогательные исторические дисциплины.

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


ЛЕТОИСЧИСЛЕНИЕ - последовательный отсчет времени от какой-либо выбранной за

ориентир даты того или иного выдающегося с точки зрения современников

события. Понятие о летоисчислении у разных народов всегда было неодинаково.

Каждое отдельно взятое государство решало эту задачу самостоятельно,

руководствуясь при этом политическими и религиозными мотивами. Римляне вели

свой календарь от момента основания первого города империи. Арабы - от

нападения Йемена на Мекку. Индийцы какое-то время использовали за отправную

точку время вступления на трон "Великого Могола" Акбара (в 1550 году). До

византийское летоисчисление со дня сотворения мира, которое после было

упразднено с одновременным принятием эры от Рождества Христова.

Лишь к XIX веке во всех христианских государствах была установлена единая

точка отсчета, используемая и поныне под названием "наша эра". Но от чего

мы так легко отказались? В 11900 году до н.э. берет свое начало

малагасийское летоисчисление, в 11542 г.до н.э. - календарь древних майя,

соответственно на наш "юбилейный год" древние цивилизации, сохрани они свою

культуру, праздновали бы в новом юбилейном 2000 году "всего лишь" 13900 и

13542 новый год соответственно... В 6984 г.до н.э. (по наиболее

частоцитируемым источникам), якобы, сотворили наш бренный мир (вообще же

"дат сотворения" насчитывается около двухсот), но если бы это было так, то

скоро мы бы отметили "некруглую дату нашего Мира - 8984 год... Византийская

эра началась в 5509 г.до н.э., завершилась в России после указа Петра-1 в

1700 году н.э., а в Греции в 1821, в двухтысячном году по этому календарю

был бы 7509 год!.. Древнееврейский календарь начался в 3761 г.до н.э., на

юбилей будет 5761 год... Еще одно "сотворение мира" было якобы в 3483 году,

так что нам - уже 5483 года... Китайцы в это же время встретят "всего лишь"

4698 год своего календаря... Фараон Рамзес-2 ввел новый календарь в 1300

г.до н.э., и на "юбилей" у него также будет кругля дата - 3300 год!..

Римский календарь, начавшийся в 753 году до н.э., если бы не потерял силу в

45 г.до н.э., то показал бы 2753 год!.. Японский календарь начался в 660

г.до н.э., но летоисчисление обновляется при смерти каждого императора...

Буддисткая эра идет с 484 г.до н.э. и скоро покажет год 2484... Эра

селевкидов (сирийских христиан в Ливане) началась в 312 г.до н.э., в

двухтысячном для этой немногочисленной группы населения пойдет 2312 год...

Календарь хинди отметит 2080 год... Испанская эра идет с 38 г.до н.э., и

вскоре некоторые португальцы (не испанцы) отметят 2038 год... Исламский

календарь - самый молодой из религиозных календарей, он ведет свое

летоисчисление с момента переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину с

622 г., в юбилейном году мусульмане отметят лишь 1378 год... Ацтеки

обновили летоисчисление в 1454 (после смерти и возрождения Солнца), если бы

их цивилизация не деградировала, для них был бы всего-то 546 год ИХ Новой

эры...

Вводили новый календарь после Великой французкой революции,.. думали об

этом и после Великой октябрьской революции в России, во всяком случае

текущий год новой Социалистической эры печатался почти на всех

календарях...

Календарь Французской революции. Введён декретом Конвента от 5 октября 1793 года (Отменён Наполеоном Бонапартом 1 января 1806 года). Вместо эры «от Рождества Христов» устанавливалась «эра Республики», которая начиналась в день её провозглашения – 22 сентября 1792 года. 12 месяцев по 30 дней. В конце года добавлялось 5-6 добавочных дней. Названия месяцев в календаре были нейтральными и связаны в основном с различными явлениями природы: вандемьер, брюмер, фример (осень с 22 сентября по 20 декабря), нивоз, плювиоз, вантоз (с 21 декабря по 20 марта), жерминаль, флореаль, прериаль (с 21 марта по 18 июня), мессидор, термидор, фрюктидор (с 19 июня по 21 сентября).

Виды летоисчисления и точек отсчёта

Эра (от лат. «aera» - число, цифра) – отправной момент в счёте лет любой календарной системы. В истории человечества было много разных эр: по царствованиям (Египет); по времени правления консулов (Рим); священные или мировые эры (от Сотворения мира: антиохийская, византийская, александрийская, иудейская и т.д., всего около 200 условных не астрономических расчётов). На Руси использовалась Византийская эра от Сотворения мира. Христианская эра (наша эра) – создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н.э. Счёт лет ведётся от Рождества Христова. Счёт лет от Сотворения мира. Известно около 200 эр. От Сотворения мира до Рождества Христова, по разным эрам, прошло от 6984 до 3483 лёт. История хронологии в России. Кирик-новгородец, доместик Антониева монастыря в Новгороде. 1136 год – «Учение им же ведатаи человеку числа всех лет». В основном, дошедшие до нас хронологические трактаты, связаны с расчётом дня Пасхи, Пасхалиев и других праздников, зависящих от Пасхи. Расчёты дат, составленные в Византии, заканчивались 7000 годов от сотворения мира (1492 года – ожидали Конец Света). Пасхалии 1492 года митрополита Зосимы, новгородского архиепископа Геннадия и вологодско-пермского епископа Филофея. В древней Руси был составлен «Миротворный круг» - первый древнерусский календарно-хронологический справочник, «вечный календарь». Таблицы на 7980 лет от сотворения мира (2472 года от Рождества Христова). Представления о времени в Древней Руси. Счёт сезонами: весна, лето, осень, зима. Кругооборот сезонов – «лето» (год). Год начинался весной. Летом назывался не период месяцев, а период протяжённостью в год. Названия месяцев у восточных славян: просинец (от «просиять»), сечень (от подсеки деревьев), сухий (сжигание, подсечное земледелие), березозол (распускаются берёзы или удобряется золой почва), травень, изок («кузнечик»), червень (первые ягоды), зарев (появление жёлтых листьев), рюень (тоже с жёлтыми листьями), листопад, грудень, студень (стужа и т.п.). Счёт дней вели по неделям, по семи суток в каждой – седмица. Начало недели – воскресенье («неделя», возможно от «не делать ничего»). Суббота – от древнееврейского «саббат» (шабат). Сутки делились на две половины по 12 часов. До 1700 года в России существовала византийская система летоисчисления «от Сотворения мира». По византийской эре, от Сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет. Однако, при переводе системы из Сотворения мира в современную, нужно учитывать число и месяц. Сентябрьский стиль: с 1 сентября по 31 декабря – 5509, с 1 января по 31 августа – 5508. Мартовский стиль: с 1 марта по 31 декабря – 5508, с 1 января по 28 февраля – 5507. Разница: сентябрьский стиль подразумевает, что новый год начинался 1 сентября, мартовский – 1 марта. Ультрамартовский стиль: с 1 марта по 31 декабря – 5509, с 1 января по 28 февраля – 5508, он употреблялся в редких случаях, когда год начинался в период между 1 марта и 1 сентября. До XIV в. использовался мартовский календарь. XIV – XV вв. – параллельное существование мартовского и сентябрьского стиля. С 1492 года – сентябрьский (византийский) календарь.

Одна из древнейших эр относится к дате - среда 26 февраля 747 г. до н. э. В этот день вступил на престол вавилонский царь Набонассар. Его имя давно бы забыли, если бы вавилонские жрецы не отмечали свои астрономические наблюдения по эре Набонассара. Позже эту эру использовал ученый Клавдий Птолемей (II в. н. э.) для составления своего «канона царей». Этот хронологический список охватил около 900 лет: от воцарения Набонассара до современника Птолемея - римского императора Антония Пия (138-161). Птолемеев канон продолжали римские историки до 29 августа 284 г., когда римским императором был провозглашен Диоклетиан.
С этого дня началась новая эра - Диоклетианова , которая сохранилась до нашего времени лишь у коптов - потомков древних египтян.

В IV в. господствующей религией в Римской империи стало христианство. Руководители церкви в 325 г. решили, что главный христианский праздник - пасху - следует начинать в воскресенье после первого весеннего полнолуния. Это полнолуние приходится каждый год на другую дату. Поэтому расписание пасхальных дней составляли на много лет вперед.
При этом годы указывались по эре Диоклетиана, хотя он в свое время преследовал христиан. Так продолжалось до 247 г. по эре Диоклетиана, когда ученого монаха Дионисия осенила мысль: почему христиане ведут счет годам от воцарения Диоклетиана? Не лучше ли рассчитать новое пасхальное расписание в годах от рождения Христа? Разумеется, никто не мог точно указать, в каком году родился Христос. Христиане заимствовали день рождения своего бога из персидской религии. Древние персы верили, что их бог Солнца - Митра родился 25 декабря. В этот день (по юлианскому календарю) наступало зимнее солнцестояние, после которого дни начинают увеличиваться, - значит, светлый Митра побеждает темные силы мрака. Позже христиане приурочили к 25 декабря день рождения Христа, а в каком году он родился, никто не интересовался.
Дионисий тоже не стал утруждать себя бесполезными розысками. Он без всяких объяснений начал новое пасхальное расписание не с 248 г. по эре Диоклетиана, как следовало бы по прежним правилам, а с 532 г. - «от рождения Христа». Дионисий выбрал это число потому, что начало пасхи, в отличие от рождества, может наступить в любой день от 4 апреля до 8 мая. Если же составить расписание на 532 года, то в дальнейшем, через каждые 532 года начало пасхи будет повторять свое «блуждание» по числам года в том же порядке, т. е. в 533 г. она придется на то же число, что и в первом году, в 534 - как во втором году, и т. д. Сам Дионисий и не предполагал, что сочиненная им эра послужит началом нового летосчисления; он придумал ее только для пасхальных расписаний. И прошло более 1000 лет, прежде чем Дионисиева (как ее следовало бы называть) эра была принята всеми европейскими государствами. Это так называемая новая эра (н. э.), которой пользуемся мы в настоящее время.

Хиджра

На сто лет позже Дионисиевой была создана мусульманская эра - хиджра , получившая признание у арабских народов. Счет лет мусульманская эра начала с 16 июля 622 г. по юлианскому календарю. В этот день основатель мусульманской религии - Мухаммед (Магомет) покинул Мекку, чтобы переселиться в Медину. Верующие мусульмане пользуются лунным календарем, который на 10-11 дней короче нашего. По этому календарю за 32 наших года проходит 33 лунных. 1394 год мусульманской эры начался 21 января 1974 г. по нашему календарю. Мусульмане Афганистана, Ирана, Турции пользуются и солнечным календарем. Новый год у них начинается в день весеннего равноденствия, так 21 марта 1973 г. наступил 1352 год по мусульманскому солнечному календарю.
БДЭЭ-История человечества