Вкус, обоняние, проприоцептивные ощущения,органические ощущения. Как почувствовать, что у вас три руки

Интероцептивные ощущения

Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Эта наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, мышц и т.д., называются внутренними рецепторами. Интероцептивные ощущения относятся к числу наиболее осознаваемых и наиболее диффузных ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

Органические ощущения

Органическая чувствительность доставляет нам многообразные ощущения, отражающие жизнь организма. К органическим ощущениям относятся: ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела, а также трудно дифференцируемые ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого общего самочувствия.

Исследования последних десятилетий привели к открытию в самых разнообразных внутренних органах рецепторов, с деятельностью которых связаны органические ощущения. Интероцепторы заложены на всём протяжении пищеварительного тракта, во всех органах брюшной полости, в печени, селезёнке, в легких, в сердце, кровеносных сосудах. Интероцепторы воспринимают раздражения механического, химического и физико-химического характера. Импульсы, идущие из множества различных рецепторов, расположенных во внутренних органах, и составляют в здоровом состоянии чувственную основу «общего самочувствия»; в патологических случаях они вызывают ощущения нездоровья, разбитости, подавленности.

Кровеносные сосуды сердца иннервированы чувствительными нервами, причем рецепторы сосудов могут воспринимать как изменение давления внутри сосудов, так и изменение химического состава крови. Деятельность этих рецепторов имеет отношение к ощущению головной боли, тяжести в голове.

Существенное значение для общего самочувствия и для работоспособности имеют рецепторы пищеварительного тракта. С деятельностью интероцепторов пищеварительного тракта связаны ощущения голода и жажды. Голод и ощущения, его сопровождающие, стали предметом многочисленных исследований. Вначале полагали, что ощущение голода вызывается пустотой желудка. Однако более тщательное наблюдение, экспериментальные и клинические факты привели к выводу, что ощущение голода появляется значительно позже того, как желудок опрожнен. В противовес этой периферической теории голода была выдвинута теория, утверждающая, что ощущение голода центрального происхождения (М. Шифф). Согласно этой теории, обедненная при голоде кровь своим измененным химическим составом воздействует на мозг, вызывая ощущение голода, которое затем проецируется в область желудка. Однако против этой теории имеются возражения. Нельзя при объяснении чувства голода игнорировать деятельность многочисленных рецепторов, находящихся в слизистой желудка и в гладкой мускулатуре его стенок. Эти рецепторы сигнализируют системе о наличии, количестве и характере содержимого желудка. Раздражения, исходящие от сокращений пустого желудка, передаются в мозг через афферентные нервы. Ощущение голода, возникающее в результате этого, отражает в сознании недостаток питательных веществ в организме.

Жажда выражается в ощущениях, локализованных во рту, глотке и верхней части пищевода. Когда жажда достигает большой силы, к этим ощущениям присоединяется сжатие глотки, вызывающее спазмические ощущения и судорожные движения глотания. К этим местным ощущениям присоединяется общее тягостное чувство. В отношении жажды, так же как и голода, идет борьба между центральной теорией, объясняющей жажду недостатком воды в организме, и периферическими теориями, обращающими внимание на периферические проявления - сухость гортани и т.д. В действительности центральные и периферические факторы взаимодействуют. Общий недостаток воды в организме дает себя знать в слюнных железах, секреция которых содержит воду. Недостаток секреции слюнных желез влечет за собой сухость рта и глотки и опосредованно недостатком воды в организме, присоединяются усиленные и учащенные сокращения пищевода. Таким образом, ощущения жажды включает и ощущение напряжения.

Дыхательная система доставляет нам более или менее резкие ощущения при нарушении автоматически совершающейся регуляции дыхания. Не получающая надлежащего удовлетворения потребность в воздухе отражается в специфических общих и локализованных ощущениях удушья. Общие ощущения обусловлены по преимуществу нарушением нормального химизма крови, местные отражают нарушенную координацию дыхательных движений и напряжение мышц, посредством которых они осуществляются. Эти ощущения вызывают тенденцию к восстановлению нормального дыхания.

Ощущение боли

Боль является биологически важным защитным приспособлением. Возникая под воздействием разрушительных по своему характеру и силе раздражений, боль сигнализирует об опасности для организма. Болевая чувствительность распределена на поверхности вожжи и во внутренних органах неравномерно. В среднем, по данным М. Фрея, на 1см приходится 100 болевых точек; на всей поверхности кожи должно иметься около 900 тысяч болевых точек.

Согласно теории Фрея, болевая чувствительность имеет самостоятельный не только периферический, но и центральный нервный аппарат. А. Гольдшейдер и А. Пьерон это отрицают. Гольдшейдер признает единство рецепторов и периферических нервных путей для болевой и тактильной чувствительности, считая, что характер ощущения зависит от характера раздражения. Для болевой чувствительности характерна малая возбудимость. Импульсы, возникающие вслед за болевым раздражением, характеризуются медленностью проведения. Адаптация для болевых импульсов наступает очень медленно.

Психологически для боли наиболее характерен аффективный характер ощущений. Недаром говорят об ощущении и о чувстве боли. Ощущение боли связано с чувством неудовольствия или страдания. Вообще, в психологическом плане одни трактуют боль как специфическое ощущение, другие рассматривают как особенно острое проявление аффективного качества неприятного. Боль является несомненно аффективной реакцией, но связана с интенсивным раздражением лишь определенных сенсорных аппаратов. Есть основание говорить о специфическом ощущении боли, не растворяя его в аффективно-чувственном тоне неприятного; боль - яркое проявление единства сенсорной и аффективной чувствительности. Болевое ощущение может заключаться в единстве с аффективным и познавательный момент. Если при ожоге проявляется лишь аффективный момент острой болевой чувствительности, то при уколе, когда болевой характер ощущения связан с осязательными моментами, в болевом ощущении, в единстве с аффективной реакцией выступает и момент чувственного познания - дифференциации и локализации болевого раздражения.

Проприоцептивные ощущения

Ощущения равновесия

Рецепторы ощущений равновесия находятся во внутреннем ухе, которое состоит из трёх частей: преддверия, полукружных каналов и улитки. Рецепторы равновесия находятся в преддверии.

Перемещение жидкости раздражает нервные окончания, расположенные на внутренних стенках полукружных трубок внутреннего уха, что является источником ощущения равновесия. Ощущение равновесия мы получаем не только от названных рецепторов. Например, когда у нас открыты глаза, то положение тела в пространстве определяется и с помощью зрительной информации, а также двигательных и кожных ощущений, через передаваемую ими информацию движении или информации о вибрации. В некоторых, особых условиях, например, при нырянии в воду, информацию о положении тела мы можем получать только с помощью ощущения равновесия. Не всегда сигналы, идущие от рецепторов равновесия, достигают нашего сознания. В большинстве случаев наш организм реагирует на изменение положения тела на уровне бессознательной регуляции.

Ощущения движения

Рецепторы кинестетических (двигательных) ощущений находятся в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях. Эти ощущения дают нам представление о величине и скорости нашего движения, о положении, в котором находится та или иная часть тела. Двигательные ощущения играют важную роль в координации наших движений. Выполняя то или иное движение наш мозг получает сигналы от рецепторов, находящихся в мышцах и на поверхности суставов. Если у человека нарушены процессы формирования ощущений движения, то, закрыв глаза, он может идти, поскольку он не может поддерживать равновесие в движении. Это заболевание называется атаксией, или расстройством движений.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание – это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках. При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

Рука является органом познания объективной действительности, способна к активному осязанию. В силу этого она дает нам особенно ценное знание свойств материального мира. У слепых осязание выступает независимо от зрения и имеет свои отличительные особенности. Разные участки кожи у человека имеют разную чувствительность. Особое место в познании окружающей действительности занимает рука

Различают активное и пассивное, мономануальное и бимануальное, а также непосредственное инструментальное осязание.

Мономануальное осязание – это осязание одной рукой в две стадии: мелкие движения руки, в результате которых происходит вычленение мелких контуров фигуры, сменяются обзорными движениями, которые приводят к формированию тактильного образа фигуры. При бимануальном осязании одна рука выполняет функцию опоры или начала отсчета, при этом происходит циклическая смена рук.

Инструментальное осязание осуществляется с помощью вспомогательного орудия и достигает большой точности, даже когда ощупываемый предмет скрыт от зрения. Тактильные сигналы, играющие значительную роль в осязании, в этом случае возникают от соприкосновения рук с орудием, последовательно воспроизводя кинестезические сигналы.

Вкусовые ощущения

Вкус – чувствительность рецепторов полости рта по отношению к химическим раздражителям. Субъективно проявляется в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов).

К вкусовым ощущениям обычно присоединяются ощущения обонятельные, а иногда также ощущения давления, тепла, холода и боли.

Вкусовые ощущения возникают при воздействии на вкусовые области растворимых и способных к диффузии веществ, т.е. веществ, обладающих относительно низким молекулярным весом. Главной вкусовой областью является слизистая оболочка языка, особенно его кончик, края и основание.

Наряду с компенсацией в области вкусовых ощущений наблюдаются также явления контраста. Например, ощущение сладкого вкуса сахарного раствора усиливается от примесей небольшого количества поваренной соли. Дистиллированная вода после полоскания полости рта хлористым калием или разведенной серной кислотой кажется отчетливо сладкой.

Обонятельные ощущения

Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфи­ческие ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.

Обоняние – способность ощущать и воспринимать пахучие вещества, воспринимаемые как запахи. Кроме хеморецепторов в построении обонятельных ощущений могут играть роль также и другие рецепторы слизистой оболочки полости рта: тактильные, болевые, температурные. Так, некоторые пахучие вещества вызывают только обонятельные ощущения (ванилин, валериана), а другие действуют комплексно (ментол вызывает ощущение холода, хлороформ – сладости). Для классификации запахов в настоящее время используются схема, включающая четыре основных запаха: ароматный, кислый, горелый, гнилостный.

Важным свойством обонятельной сенсорной системы является адаптация к длительному воздействию пахучего вещества.

Из всех ощущений, пожалуй, ни одни не связаны так широко с эмоциональным чувственным тоном, как обонятельные: почти всякое обонятельное ощущение обладает более или менее ярко выраженным характером приятного или неприятного; многие вызывают очень резкую положительную или отрицательную эмоциональную реакцию.

Органические ощущения

Органическая чувствительность доставляет нам многообразные ощущения, отражающие жизнь организма. К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела, а также смутные, трудно дифференцируемые ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого общего самочувствия.

Голод Вначале полагали, что ощущение голода вызывается пустотой желудка. В противовес этой периферической теории голода была выдвинута теория, утверждающая, что ощущение голода центрального происхождения (М. Шифф и др.). Согласно этой теории, обедненная при голоде кровь своим измененным химическим составом непосредственно воздействует на мозг, вызывая, таким образом, ощущение голода, которое затем частично проецируется в область желудка. Итак, чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра – нервных клеток, расположенных в гипоталамусе, вследствие изменения состава омывающей их крови, т.е., изменения концентрации некоторых продуктов углеводного, жирового, белкового обмена.

Жажда выражается в ощущениях, локализованных во рту: глотке и верхней части пищевода. В отношении жажды, так же как и голода, идет борьба между центральной теорией, объясняющей жажду лишь общим недостатком воды в организме, и периферическими теориями, образующими внимание лишь на периферические явления – сухость гортани и т.п. В действительности центральные и периферические факторы взаимодействуют. Общий недостаток воды в организме, оказывая известное влияние на общее состояние организма, дает себя знать прежде всего в слюнных железах, секреция которых содержит воду. Недостаток секреции слюнных желез влечет за собой сухость рта и глотки, вызывающую ощущение жажды (У. Кеннон).

Болевые ощущения – это ощущения, которые сигнализируют об изменениях, происходящих в организме, и могущих привести к повреждению органов и тканей. Болевые ощущения характеризуются выраженной эмоциональной окраской и сопровождаются вегетативными изменениями (учащенным сердцебиением, расширением зрачка и т.д.). От других видов ощущений болевые ощущения отличаются отсутствием адаптации, т.е. приспособительного изменения чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя.

Не существует единого мнения по вопросу о существовании специфических рецепторов болевой чувствительности. Наличие специальных рецепторов центростремительных нервов – проводников боли – отрицается на основании того, что болевые ощущения могут быть вызваны повреждением любого чувствительного нерва (боль в глазах при ярком света и.т.д.).

Все органические ощущения имеют ряд общих черт.

1. Они, как правило, связаны с органическими потребностями, которые через органические ощущения обычно впервые отражаются в сознании: нарушение в течении органических функций вызывает специфические ощущения (голода, жажды, удушья). Органические ощущения связаны с напряжением. Они включают поэтому момент динамики, влечения, стремления, так же как ощущения, связанные с удовлетворением потребности, заключают в себе момент разрядки.

2. В органических ощущениях сенсорная, перцептивная чувствительность еще слита с чувствительностью аффективной. Они имеют более или менее яркую эмоциональную окраску. Таким образом, в органической чувствительности представлена не только сенсорика, но и аффективность.

3. Органические ощущения, отражая потребности, обычно связаны с двигательными импульсами. Таковы спазматические движения при сильной жажде, при ощущениях удушья.

Вестибулярные ощущения

Показания о состоянии нашего тела в пространстве, его позы, его пассивных и активных движений, равно как и движений отдельных частей тела относительно друг друга, дают многообразные ощущения по преимуществу от внутренних органов, от мышечной системы и суставных поверхностей и отчасти от кожи.

В оценке положения тела в пространстве решающая роль принадлежит глубокой чувствительности. Основным органом для регулирования положения тела в пространстве является лабиринтный аппарат, а именно его вестибулярный аппарат – преддверие и полукружные каналы. Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры.

В то время как вестибулярный аппарат служит для определения и регулирования положения по отношению к вертикали, для определения вращательного и ускоренного поступательного движения собственного тела служат полукружные каналы.


Похожая информация.


Ощущение

Ощущение -- это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, ежесекундно получающий и перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищева-рения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т. п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно.

Виды ощущений (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные).

Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного раздражителя на соответствующий рецептор, классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы: 1) Экстероцептивные ,отражающие свойства предме-тов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела; 2) Интероцептивные , имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов; 3) Проприоцептивные , рецепторы которых расположены в мышцах и связках; они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется также кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.

С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешневнутренними. К ним относятся температурные и болевые, вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

Виды ощущений

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

  • 1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.
  • 2. По расположению рецепторов на поверхности тела, в мышцах и сухожилиях или внутри организма различают, соответственно, экстероцепцию (зрительная, слуховая, тактильная и др.),проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).
  • 3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз - орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам, так как зрение дает знания о предметах и явлениях, находящихся в некотором удалении от органов чувств.

Слуховые ощущения. К дистантным ощущениям относятся также слуховые ощущения. Чувствительные окончания слухового нерва расположены во внутреннем ухе, внешнее ухо собирает звуковые колебания, а механизм среднего уха передает их улитке. В основе возбуждения чувствующих окончаний улитки лежит принцип резонанса: различные по длине и толщине окончания слухового нерва приходят в движение (резонируют) при определенном числе колебаний в секунду.

Обонятельные ощущения относятся к дистантным. Раздражителями, вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор.

Вкусовые ощущения - контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют четыре основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Из комбинации этих четырех ощущений, к которым присоединяются мускульные (движение языка), и возникает гамма вкусовых ощущений.

Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении - понижается.

Кожные ощущения. В кожных покровах имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная, болевая. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов - на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

С момента своего рождения человек познает мир с помощью ощущений. Они являются основным источником знаний об окружающем мире и своем теле, оказывают огромное значение в развитие таких познавательных действий, как речь, воспоминания, интерес, формирование своих способностей, духовной культуры. Человеческий организм очень сложный и его развитие направлено на создании личности, что без чувств невозможно. Поэтому очень важно понимать значение ощущений в жизни человека, без которых невозможны познавательные процессы, человеческие взаимоотношения.

Самое первое у человека, кроме мышечного развития, зарождается речь, которая является главным средством общения в человеческом обществе. Но формирование речи невозможно без зрения, слуха, осязания. Основные виды чувств:

  1. Зрение.
  2. Слух.
  3. Обоняние.
  4. . Вкус.
  5. Осязание.

Это основные виды, без которых невозможно полноценное существование человека. Потеря какого-либо одного органа чувств приводит к изменению других качеств. Например, при потере зрения слух становиться более чувствителен, чем у здорового человека. И наоборот, при потере слуха, зрение становится острее . Проведенные учеными опыты показали, что при потере всех ощущений, человек просто засыпает.

Классификация ощущений

Ученые физиологи классифицировали виды ощущений для более полного их исследования, и разделили на три группы:

Проприоцептивные ощущения играют не последнюю роль в жизнедеятельности человека. Проприоцепция – совокупность сигналов , высылаемых в центральную нервную систему сенсорными нейронами, размещенными в сухожилиях, мышцах, суставных капсулах. Проприоцепторы – мышечные рецепторы, посылающие сигнал в мозг о положении, деформации, или смещения разных частей тела. Деятельность этих сенсоров обуславливает движение всех двигательных органов и тканей не только человека, но и животных во время сна, или движения. Например, с закрытыми глазами человек может правильно написать несколько букв, это действует мышечная память.

Мышечная рецепторная система обуславливает создание мускульного ощущения при напряжении, или расслаблении мышц, суставов, связок. Изменения мышечно-суставных чувств исследуются в физиологии и психологии, так как они являются важным элементом ориентации человека в пространстве и времени.

Разделение проприоцептивных ощущений

В общем, ощущение – простой психический процесс , возникающий из-за действия на органы чувств разнообразных раздражителей, это передается в кору головного мозга. С помощью этих чувств, человек может полноценно развиваться и совершенствоваться, общаться, расти духовно и физически.

Проприоцепция – это основная Сашина проблема в сенсорных нарушениях. Не знаю насколько правильно я построила фразу, но надеюсь вы меня поняли). Это я заметила ещё когда Саше было полтора года. Ему сложно на детских площадках и детских развивающих комплексах. Он боится детей. Вернее он боится когда они бегают вокруг. А ещё боится спускаться с горки (сейчас уже в меньшей степени). Высоко залезать. Изучение литературы по сенсорным нарушениям дало мне понимание чего именно страшится и избегает мой ребёнок.

И теперь я могу ему помочь.

Вот, что я собрала необходимое для себя из этой книги:

Проприоцепция сообщает нам о положении и о движениях собственного тела. Подобно внутреннему зрению проприоцепция информирует нас:

    где находится наше тело или части тела в пространстве

    как части тела соотносятся друг с другом

    как сильно и как быстро напрягаются наши мышцы

    как быстро наше тело двигается в пространстве

    как мы ощущаем время

    сколько усилия надо вложить в движение мышц

Эта информация является фундаментальной для каждого движения, которое мы делаем. Наши рефлексы, автоматические реакции планируют наши действия от этой информации.

Проприоцепция бывает как бессознательной, когда мы автоматически удерживаем своё тело в прямом положении на стуле, так и осознаваемой, когда мы снимает ногу с ноги, прежде чем встать со стула. Иногда врачи- эрготерапевты используют термин "кинестезия", чтобы описать последовательность осознанных движений-поз, используемых при обучении, что также называется проприоцепция.

Проприоцепция- это "ощущение позиции" или мышечное чувство. Рецепторы в основном расположены в мышцах и коже, а также в связках, суставах, сухожилиях и соединительной ткани. Стимулы, необходимые для этих рецепторов- это растяжение. Когда мышцы или кожа растягиваются или сжимаются и части тела наклоняются или распрямляются, проходит послание в центральную нервную систему о том, где и как произошло движение.

Мускульное чувство, которое проходит через систему проприоцепции, тесно связано с тактильной и вестибулярной системой.

Тактильно-проприоцептивное (или сомато-сенсорное) различие относится к непосредственным ощущениям от прикосновения и положения тела. Этот навык необходим для таких простых задач, как определение веса стакана молока или удерживания карандаша для рисования.

Вестибулярно-проприоцептивное различение относится к непосредственному ощущению позиции головы и тела, когда ребёнок активно движется.Оно необходимо для бросания и ловли мячика или подъёма по ступенькам.

ЗАЧЕМ НАМ НУЖНА ПРОПРИОЦЕПЦИЯ?

    Функции проприоцепции заключаются в том, чтобы увеличить ощущение тела и управлять двигательным контролем и двигательным планированием.

    Проприоцепция способствует развитию визуального различения. Чем больше мы двигаемся, тем больше мы понимаем то, что мы видим.

    Она способствует телесному самовыражению, способности выполнять цепочку действий, двигать частями тела эффективно и экономично.

    Она позволяет нам плавно ходить, быстро бегать, сидеть. стоять, потягиваться и лежать.

    Она позволяем нам чувствовать себя эмоционально защищёнными, поскольку мы можем доверять своему телу, настолько мы чувствуем себя защищеныим и безопасным.

    Другой очень важной функцией является модуляция нашего уровня возбуждения. Она помогает взбодриться, когда вы утомились и успокоиться, когда вы взвинчены.

Более того, состояние спокойствия и организованности, которое обеспечивается работой проприоцепции, может продолжаться несколько часов и человек может обращаться к нему, чтобы помочь себе поддержать рабочее состояние. Педагоги, родители и эрготерапевты, которые понимают это, знают, что лучший способ успокоить расшалившихся детей для чтения книжки или выполнения домашнего задания, сначала предоставить детям возможность хорошенько потянуться и подвигаться.

    Дополнительная функция проприоцепции заключается в различении движения во времени и пространстве. Примером может служить завязывание шнурков, что требует проприоцепции мышц и пальцев, скоординированных с хорошим визуальным и тактильным различием. Чтобы знать куда продеть конец шнурка и какой величины сделать петлю нам неоходим праксис, праксис, праксис. Большинство взрослых может это сделать в темноте.

РАЗБАЛАНСИРОВАННАЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА

Сверхчувствительность или "ой, нет!": Ребёнок избегает растяжеия сжатия мышц. Кроме того сверхчувствительность может сделать ребёнка сверхчувствительным к еде. Это происходит вследствие того, что определённые структуры и текстуры или консистенция может потребовать приложения определённой силы и координации при жевании, а рот ребёнка не получает необходимой для этого сенсорной информации.

Недостаточная чувствительность: "Ну, нет!" В отличии от "сенсорного избегателя" ребёнок, не обращающий внимания на сенсорные стимулы, может не заметить, что он уже долгое время сидит в неудобной позе. Ощущение иголочек и покалывания в затёкшем теле может его не беспокоить. У него недостаточное понимание своего тела и он чрезвычайно неуклюже играет с игрушками и материалами.Он не способен сориентировать своё тело так, чтобы одеться, и он не понимает как двигаються руками и ногами в процессе одевания.

Ищущий ощущений- это "разрушитель" .Он жаждет активного движения, любит толкаться и "жесткие" приземления, когда он буквально швыряет себя об землю. Он также жаждет пассивного ввода информации для мышц и суставов, например сильных "медвежьих" объятий, любит чтобы его тискали или потузили во время потасовки. Такой ребёнок постоянно ищет дополнительных проприоцептивных ощущений, поэтому кусает, бьёт и ведёт себя так, что это можно понять за агрессивную манеру поведения. Некоторые дети, ищущие ощущений, увлекаются самостимуляцией, например, кусают себя сами, или бьются головой о стену и детскую кроватку. Этим детям хорошо помогает специальное сенсорно-интеграционное обучение (лечение) с предоставлением широких возможностей проприоцептивных ощущений, чтобы снизить их высокое возбуждение.

ПРОПРИОЦЕПЦИЯ И ПОВСЕДНЕВНЫЕ НАВЫКИ

Проприоцепция тесно связана с тактильной и вестибулярной системами, и иногда в некоторых функциях перекрывают друг друга. их функция включает: ощущение своего тела. Ребёнок с плохой проприоцепцией не понимает позиции своего тела и его частей.

Моторный контроль Проприоцепция обеспечивает информацию, необходимую для координации основных движений крупной и мелкой моторики. У ребёнка с плохой проприоцепцией проблемы с контролем движений крупной моторики, например, с перемещением из одной позиции в другую, и с мелкой моторикой, например с хватанием предметов.

Градуирование движения Проприоцепция помогает все движения выстроить по ступенькам. Градуирование движений означает, что мы ощущаем, сколько давления нужно вложить, когда мы сгибаем или растягиваем наши мышцы. Мы понимаем, какое количество и качество мышечного движения должно быть произведено и с какой силой мы должны двигаться.

Постуральная стабильность. Проприоцепция даёт подсознательное понимание своего тела, которое даёт нам возможность стабилизировать себя, когда мы сидим, стоим или двигаемся. У ребёнка с дисфункцией отсутствует стабилизация, необходимая для того, чтобы выполнить элементарное -позы для выполнения повседневных задач.

Праксис (двигательное планирование) Праксис зависит от точной модуляции и различения проприоцептивных ощущений. Планирование и последовательность моторных действий-это целая проблема для людей с диспраксией, особенно если имеется недостаток чувствительности.

Эмоциональная безопасность Проприоцепция способствует тому, что мы чувствуем эмоциональную безопасность, так как она ориентирует нас, где находятся различные части тела и что мы делаем со своим телом. У ребёнка с плохой проприоцепцией отсутсвует уверенность по отношению к его телу. Вследствии того, что у него отсутствуют ощущение тела, он эмоционально не защищен.

На страницах этой есть опросник (стр. 194-197), он позволит вам определить, имеется ли у вашего ребёнка проприоцептивная дисфункция.

А теперь- что делать если проприоцептивные нарушения:

Разминка суставов: положите свою руку на предплечья ребёнка, а другую на его плечо.Медленно надавливайте у локтя вперёд и назад Разомните колено и плечо. Надавливайте на голову. Выправляйте и сгибайте пальцы рук, локти. колени, лодыжки и пальцы рук. Эта техника растяжения и сгибания очень эффективна, особенно если ребёнок по долгу сидит неподвижно. Сжимание тела-сядьте на пол за спиной вашего ребёнка, широко расставьте ноги, затем обхватите его ногами, обхватите руками колени ребёнка, прижмите их к груди и крепко сожмите.Держите ребёнка крепко, покачайте его туда-сюда.

Поднимать и тащить тяжёлый груз: дайте ребёнку носить бутылки с напитками на пикник, корзинки с бельём, пакеты с продуктами. заполненные небьющимися товарами в дом.Он может складировать стопки с книгами, носить кирпичи или упаковки с водой.

"Тяни-толкай "-давайте ребёнку толкать и тянуть тележку с продуктами. Пусть он возит коляску, таскает песок и грабли, толкает тяжёлые коробки, возит друзей на санках или тянет гружёные тележки. большие игрушечные машинки.Тяжёлая мышечная работа наполняет его мышцы энергией.