Влияние архитектурно-планировочных особенностей древнейших и античных городов на психоэмоциональное состояние человека. Эволюция пространственной среды городов

Глава «Градостроительство» подраздела «Архитектура античных государств северного Причерноморья» раздела «Архитектура Древней Греции» из книги «Всеобщая история архитектуры. Том II. Архитектура античного мира (Греция и Рим)» под редакцией В.Ф. Маркузона.

Все крупнейшие греческие города Северного Причерноморья были расположены на побережье моря или лиманов, в удобных в стратегическом и географическом отношении местах. Планировка городского ансамбля находилась в тесной связи с рельефом местности.

Ольвия , находившаяся на правом берегу Бугского лимана, в плане имела трапециевидное очертание (рис. 1), ограниченное с суши глубокими естественными балками. Херсонес был распланирован на полуострове, и поэтому городская площадь следовала его контурам (рис. 2). Композиционным центром городского ансамбля Пантикапея, расположенного в глубокой бухте Керченского пролива, являлась высокая гряда, возвышавшаяся над местностью. На ней располагался акрополь. Город террасами опоясывал холм (Митридат) и спускался на равнинную часть. Фанагория в плане имела вид неправильного четырехугольника, Танаис - почти квадрат. Довольно часто можно наблюдать расположение городов на двух террасах. Примером тому могут служить Ольвия (см. рис. 1), боспорские города Фанагория, Кепы и др.

Территория городов была сравнительно невелика. Ольвия в пору своего расцвета занимала площадь около 50 га, Херсонес - примерно 40 га, Фанагория - около 50 га, Кепы - 20-25 га.

Города обносились стенами. Остатков древнейших городских стен открыто очень мало. Это стены боспорских городов Тиритаки и Пантикапея. Пантикапейские стены были сложены из полигональных или тесаных блоков, образующих два панциря. Пространство между ними заполняли огромные каменные глыбы. Стены Тиритаки были сооружены из сырцового кирпича на каменном фундаменте в начале V в. до н.э. Интересно, что они были построены в промежутках между отдельными домами и потому имели характер простой ограды. Позднее, в IV-III вв. до н.э., первоначальные стены Тиритаки были укреплены (рис. 3). О стенах с башнями, окружавших Ольвию в начале V в. до н.э., мы знаем только по сообщению Геродота.

О строительной технике, конструкциях городских стен эллинистического времени известно лучше. Примером городских стен этого периода могут служить хорошо сохранившиеся стены Херсонеса III в. до н.э. (см. рис. 2), которые затем многократно надстраивались и перестраивались. Они имели толщину свыше 3,5 м, были образованы двумя панцирями из прекрасно вытесанных рустованных блоков (средние размеры блоков: длина около 1,85 м, ширина 0,38 м, высота 0,38 м). Кладка выполнена ложком и тычком, прочно связывая панцири с внутренней забутовкой. Стены имели полукруглые в плане башни диаметром от 8 до 10 м и, по-видимому, четверо ворот, одни из которых хорошо сохранились. Ширина ворот 3,87 м. Со стороны города в стратегических целях ворота были фланкированы пилонами. Ворота закрывались деревянными створами с задвигающимся засовом и железной решеткой (катафрактой). В военное время ворота заваливались камнями, землей и бревнами.

Мощные оборонительные стены подобного устройства имели и другие города Северного Причерноморья: Мирмикий, Фанагория, Тиритака, Ольвия, Танаис и др. Отметим только, что башни стен Тиритаки (см. рис. 3) были не полукруглыми, а прямоугольными. Ольвийские же стены стояли на субструкции из чередующихся слоев леса и золотистой земли.

Самым экономным решением застройки городской территории являлась поквартальная сетка с пересекающимися под прямым углом улицами. Ширина главных улиц городов III-I вв. до н.э. колебалась от 6 до 11 м (Ольвия, Херсонес), ширина переулков не превышала 3 м, а иногда достигала всего 1,5 м (Пантикапей).

Наиболее ярким примером города с правильно распланированными кварталами служит Херсонес (см. рис. 2). Вся его площадь была разбита на кварталы 5-6 продольными и поперечными улицами. Последних насчитывается до 20. Кварталы площадью 300-600 м2 застраивались двумя, чаще четырьмя домами. Сетка улиц, разбитая в классическое время, сохранялась и в первые века н.э. Однако для архитектурного облика Херсонеса первых веков н.э. были характерны более крупные дома, занимавшие целый квартал.

Пример иной планировки, возникшей в IV в. до н.э. и сохранившейся до середины III в., дает Пантикапей . Улицы города располагались по склонам холма на террасах шириной до 20 м и высотой от 1,5 до 2 м, укрепленных мощными подпорными каменными стенами, Террасы соединялись лестницами или круто идущими переулками.

В центральных частях городов, особенно в эллинистический период, сосредоточивались храмы, размещались агора и наиболее богатые дома. Жилища населения среднего достатка и бедноты занимали окраины, где также находились разного рода ремесленные районы. Ремесленные мастерские, особенно керамические, нередко по противопожарным соображениям выводились за пределы городских стен.

Раскопками последних лет в Ольвии исследована центральная часть Верхнего города, дающая возможность впервые в истории архитектуры Северного Причерноморья представить композиционное решение агоры (рис. 4). Ольвийская агора являлась местом сосредоточения экономической и политической жизни. Она представляла собой прямоугольную в плане площадь размером до 1,5 га, вымощенную черепками, и находилась на пересечении главных магистралей города. Ольвийская агора получила окончательное архитектурное завершение к IV-III вв. до н.э. В таком виде она просуществовала до I в. н.э. - времени разгрома города гетами.

К агоре с севера примыкал священный участок с храмами Зевса, Аполлона Дельфиния и другими сооружениями. Этот участок был отделен от агоры портиком, стоей с ионической колоннадой, сооруженной во второй половине IV в. до н.э. Стоя придавала всей площади агоры четкие границы, архитектурную законченность и создавала постепенный переход от агоры к архитектурному комплексу всего священного участка.

С запада, востока и юга агору окружали здания, в том числе и торговые. Образцом их может служить торговый ряд второй половины IV в. до н.э., расположенный в восточной стороне площади. Это была постройка длиной 38 м, шириной 4,5-5 м, от которой сохранилось восемь подвальных помещений со стенами из известковых квадров, обработанными со стороны помещений. В подвалы вели деревянные лестницы. О торговом назначении сооружения свидетельствует большое количество монет, найденных в нем (до 700 шт.).

Некоторые города Северного Причерноморья в первые века н.э. заметно уменьшились по своей территории вследствие изменившегося исторического положения. Особенно это сказалось на Ольвии (см. рис. 1). Жители Ольвии, экономическое благосостояние которых было подорвано гетским нашествием, сумели восстановить город только в его южной части, составлявшей всего треть прежней территории. Этот район был огорожен каменной стеной, внутри которой во II в. с приходом римских войск было сооружено дополнительное укрепление - цитадель. Оборонительные стены первых веков н.э. значительно уступали по своей мощности и тщательности строительной техники стенам эллинистического времени. Ольвия, по описанию Диона Хрисостома, посетившего ее в I в., отличалась тогда довольно скромным видом и скученностью построек.

Изменения коснулись и Пантикапея, террасная планировка которого со второй половины III в. н.э. постепенно сменилась улицами и домами, приноравливавшимися к рельефу местности. Это особенно заметно в западном районе города, занятом постройками бедноты.

В первые века н.э. происходит постепенная утрата традиций градостроительства эллинистического времени в связи с процессом аграризации городов, что особенно заметно на Боспоре.

Пантикапей, хотя и продолжал оставаться столицей государства и крупным ремесленным центром, однако, включал теперь в черту города крупные зерновые хозяйства. Малые города Боспора приобретают явно выраженный промысловый характер. Например, в Тиритаке под рыбозасольни в I-III вв. была занята значительная часть территории города.

Значение оборонительных городских стен сохранялось и в первые века н.э. Стены Херсонеса в этот период надстраивались. Башни укреплялись дополнительными поясами. В пряслах стен были устроены вылазные калитки (см. рис. 2). На фреске IV в. имеется изображение херсонесских укреплений, которое позволяет представить верхние части ныне исчезнувших стен (рис. 5). Ремонтировались оборонительные стены боспорского города Танаиса, сооруженные из грубо обработанных мощных блоков. Стены имели башни, две из которых, фланкировавшие выездные ворота шириной до 12 м, подновлялись в 229 г. н.э.

Представление о стенах Пантикапея этого времени дает их изображение на одной пантикапейской монете 2-й половины I в. (рис. 6). Для нас представляют также большой интерес изображенные на монете ворота с арочным перекрытием, сочетающимся с ордерной системой. Это свидетельствует о новых элементах в боспорской архитектуре, заимствованных из римского зодчества.

В первых веках н.э. на Боспоре наблюдается большое крепостное строительство. Наиболее интересным памятником этого типа в Восточном Крыму является крепость Илурат , I-III вв., построенная на вершине крутого холма (рис. 7). Стены Илурата толщиной более 6 м были сложены из огромных необработанных глыб известняка на глиняном растворе. Наружный панцирь стен образовывали блоки плотного известняка до 3 м длины. К оборонительным стенам, снабженным прямоугольными башнями, были пристроены жилые постройки укрепления. Вся территория крепости размером в 2 га была распланирована на двух террасах по кварталам, между которыми проходили прямые улицы шириной 2-3,15 м и переулки. Кварталы, расположенные на террасах, сообщались между собой лестницами.

Боспорские крепостные сооружения еще лучше представлены на Таманском полуострове. Они представляли собой в подавляющем большинстве прямоугольные в плане укрепления площадью примерно 100 X 100 м, сооруженные в I в. Их стены в отличие от крепостей Крыма были воздвигнуты из сырцового кирпича. Для придания прочности в сырцовой кладке делались прокладки из продольно и поперечно положенных досок (рис. 8). Стены, сложенные из сырцовых кирпичей на фундаментах из одного или двух рядов камней, покоились на глиняном массиве толщиной до 2 м. Большую мощность каменные фундаменты имели под угловыми башнями, которые, как и промежуточные, были прямоугольной формы. Угловые башни крепостей, местами сохранившиеся на высоту до 7 м, отличались особой монументальностью.

О внешнем виде крепостей первых веков н.э. дает представление их изображение на некоторых боспорских монетах конца I - начала II в. (рис. 9).

В первые века н. э. на южном берегу Крыма, входившего в орбиту контроля Рима, была построена римская крепость Харакс (рис. 10), расположенная на крутом холме, недоступном с моря. От крепости сохранилась стена толщиной 2,2-2,4 м с внутренней забутовкой. Эта стена защищала подступы к холму с суши. В систему обороны входила, кроме того, вторая стена, сооруженная на расстоянии 50-70 м от первой, а также стена, воздвигнутая местным населением - таврами из огромных грубо наломанных глыб, образующих «циклопическую» кладку.

В городском строительстве Северного Причерноморья начиная с раннего времени немаловажную роль играла проблема благоустройства, в частности гидрохозяйства. Для отвода сточных и дождевых вод устраивались водостоки, направлявшие потоки воды в специальные резервуары. Такие сооружения особенно хорошо представлены в Ольвии.

Для сбора воды устраивались во дворах колодцы, квадратные или круглые в плане, выложенные каменными плитами, рылись глубокие цистерны, земляные стены которых покрывались водонепроницаемым известняковым раствором. Колодцы, цистерны были открыты в Ольвии, Херсонесе и городах Боспора.

В первые века н.э. были широко распространены водопроводы из глиняных, свинцовых труб. Они открыты в Пантикапее, Херсонесе и других городах. В Хараксе водопровод подводил воду к водоему, нимфею, покрытому многослойным и водонепроницаемым известковым раствором. Одна сторона нимфея для большего удобства пользования водой была сделана в виде лестницы.

Восточно-Казахстанский государственный

технический университет им.Д.Серикбаева

ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДРЕВНЕЙШИХ И АНТИЧНЫХ ГОРОДОВ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

На многих примерах древнейших и античных городов можно проследить непосредственную взаимосвязь между городским пространством и психоэмоциональным состоянием человека. Еще в древнейших городах было стремление создать обстановку, которая соответствовала бы тем или иным функциональным идеям. С появлением каждого периода возникали новые задачи и потребности населения. Каждая функция предполагала определенное поведение человека, следовательно, городская среда должна была либо поддерживать это поведение, либо его изменять. С этой целью создавались улицы различного назначения, храмовые и рыночные площади, форумы и т.д.

Так, например, в Египте, происходило подавление человека. Для египтян большую роль играла природа, для них она являлась могучей и грозной силой. В их представлении потусторонний мир преобладал над земным, а человек подавлялся природой и авторитетом государственной власти в лице фараона. Это способствовало созданию таких пространств, которые еще больше подчеркивали значимость религии и фараона, и подчиняли человека.

Улицы Египта имели неправильные очертания. Дома на них выходили глухими оградами, что не очень хорошо влияло на восприятие их человеком. Из всех городских улиц особо выделялись своей шириной улицы для религиозных процессий, а также царских торжеств, которые предусматривали большое количество участвующих. Здесь создавалось ощущение праздника, торжественности. Основной ролью улиц для религиозных процессий была подготовка человека к восприятию храмовых интерьеров, она помогалав сосредоточении мыслей. А для создания наибольшего комфорта для глаза наблюдателя, улица обсаживалась деревьями с двух сторон, скрывая хаотичную застройку. Стволы деревьев помогали создавать ритм в оформлении улиц.

Для еще большего угнетения рабов, в некоторых городах Египта, предусматривалось их отделение от привилегированных слоев населения, с помощью стены, отделяющей нижнюю террасу от верхней.

В отличие от улиц, площади Египта большого развития не получали. Они заменялись замкнутыми храмовыми двориками. Рыночные площади, лежали за городской чертой или внутри города, у ворот. Данные площади, помимо прямого назначения, использовались для народных празднеств.

Полной противоположностью широким улицам Египта являются очень узкие улочки городов Двуречья, шириной 1,5-2 м. В некоторых из этих городов почти не оставалось пространства на улицы и тем более площади, т.к. плотность застройки была велика. Таким образом, улицы становились похожими на ущелья из плотной застройки с побеленными стенами и дверными проемами. Такие улицы не могли влиять иначе на человека, кроме как притеснять его, этому способствовало кольцо крепостных стен, уплотняющее городскую застройку. Города обносились глинобитными стенами для реализации одной из целей жизнедеятельности человека – обеспечение безопасности от внешних воздействий, что создавало ощущение защищенности.

Воздействие на ощущения человека в Двуречье производились с помощью резкой смены пространств. Своеобразная игра на ощущениях человека заключалась в контрасте узких, закрытых пространств и грандиозной площади с широким ничем не закрытым небосводом. Попадающий человек на эту площадь был поражен ее размерами. Также за счет ярких контрастов создавалось впечатление увеличения, так, то, что было маленьким – казалось большим, а то, что было большим – казалось огромным.

На психоэмоциональное состояние греков, большое влияние оказывала природа, она способствовала преодолению психологического дискомфорта и отвлекала от насущных проблем. Панорама, воспринимающаяся на фоне неба, гор и зеленых массивов, раскрывала перед зрителем гармонию естественного и искусственного ландшафта. Также горы являлись изолирующим фактором, они способствовали более спокойному существованию древних греков.

Греки начинают использовать в качестве мерила окружающей архитектурной обстановки живого человека. Этим они добиваются свободы и легкости ощущений, хорошего настроения и приподнятости духа человека. Особенно это становится заметно в греческой агоре, где применение геометрической композиции создавало комфорт для пребывания человека.

Улицы критских городов не превосходили 2-3 м, их расчет производился на вьючный транспорт. Но улицы мостились и снабжались водостоками. Во дворцах существовали дворы, служившие для народных собраний, они достигали 50 м. в длину. Уже начинали прослеживаться положительные тенденции, для людей создавались благоприятные условия существования.

Античные государства обеспечивали гражданам большую свободу участия в политической жизни, чем древние государства. Создавались благоприятные условия для ораторского искусства. Государство полностью организовывало досуг своих граждан. Существовали общегражданские праздники для поддержания слитности граждан с обществом. Римскими императорами устраивались грандиозные зрелища. Для этого создавались стадионы, гимнасии, театры, амфитеатры, цирки и т.д.

Создавались предпосылки для развития творческой активности граждан, обеспечивался досуг, была свобода от жесткой регламентации поведения индивида в сообществе. Граждане могли беспрепятственно и свободно перемещаться, активно включаться в культурную жизнь. В Древней Греции происходит воспитание человека как личности. Человек становится свободным. Все находятся в равном положении перед законом. Все это повлекло за собой культурный скачок в искусстве, архитектуре и религии.

Характерными особенностями архитектуры Древнего Рима было стремление к колоссальности, оно вытекало из сознания военной могущественности и величия личности императора. Архитектурные формы оказывали подавляющее воздействие, в этом выражался социальные заказ времени.

Градостроительное искусство Рима, где присутствовали контрасты нищеты и роскоши, достигло наибольшей силы, а великолепие император­ских дворцов и форумов сочеталосьс удушающейтеснотойрядовых жилыхкварталов,застроенныхинсулами.

Архитектура римских городских улиц по сравнению с греческими - совершенствуется. Начинает разбиваться уличное полотно на проезжую часть и тротуары.Таким способом происходит изоляция пешеходов от транспортного движения, этот фактор изменил зрительный ряд городской среды. С применением тротуаров увеличивается ширина улиц до 20-35 м, в отличие от греческих, ширина которых составляла 7-8 м. Помимо этого, в Риме появляется новый тип пространства – форум. В средних городах форумы достигали 100-120 м в длину. Вокруг форум обстраивался примыкающими к нему торговыми помещениями в виде галерей, перистильных дворов и базилик. Монументы и памятники обогащали городскую среду и способствовали организации этих пространств, придавали им смысловое значение.

В городах наблюдалась специализация форумов, так как даже один крупный форум не мог удовлетворить всех потребностей в торговле и общественной жизни. Форумы Рима сооружались в непосредственной близости друг от друга, впоследствии они образовывалигруппу общественных площадей, занимавших огромную площадь. В Риме старались акцентировать внимание человека на определенных предметах, на которых нужно было заострить внимание. Так на римских форумах внимание зрителя привлекалось к храму с помощью колоннад, проходящих по сторонам во всю ширину форума. С помощью непрерывно идущих колоннадримляне создавали торжественность в архитектуре во время триумфальных шествий, и подчеркивали значимость главных улиц. Колонны, обрамлявшие главную улицу, располагались между тротуарами и проезжей частью, что позволяло отделить пешеходов от движения колесниц. Римляне начинают использовать мощение улиц, помимо простого камня используется мрамор. Применяются большие прямоугольные плиты, с помощью которых приглушается шум колес.

Таким образом, прослеживается, что с помощью пространств создается обстановка, соответствующая тем или иным функциям. А психоэмоциональное состояние человека зависит от различных аспектов, таких как: поклонение правителю, религия, торжества и досуг. Торжественные, парадные пространства, такие как главные площади и парадные улицы, всегда рассчитывались на впечатления гордости, мощи и массовые действия. Интимные пространства выражались при помощи пешеходных улиц и парков, и символизировали защищенность, удобства, спокойное общение или «личное» уединение. Деловые пространства – торговые площади и торговые улицы, обеспечивали четкость и скорость протекающих процессов.

В каждой исторической эпохе вырабатывались характерные композиционные системы и приемы. Были определены пространственные соотношения такие как: пропорциональные и модульные членения, нюанс и контрастность форм; симметричность структур, использование которых возможно и в современной практике. Все эти средства и приемы были направлены на придание городской застройке характерных черт, повышение его образной выразительности и эстетических достоинств.

В античные времена человек и условия его жизни служили главным мерилом удобства, красоты четкости восприятия создаваемой застройки. При планировке городов всегда учитывались интересы городского населения. Облик города формировался путем суммирования сочетающихся между собой внутренних пространств и панорам. Таким образом, на основе принципов разнообразия традиционности, этнической особенности и самобытности в сознании людей, формируется архитектурный образ города.

Античность стала одним из наиболее значимых периодов в развитии мировой истории и культуры. В эллинистических странах данного периода произошли основополагающие научные открытия, значительно усовершенствовались техники строительства, а культурное совершенство достигло своего пика. Античность по сей день остаётся эстетическим эталоном для множества более поздних направлений.

История возникновения

Античностью называют цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима. Античная культура послужила первоисточником всего последующего западного искусства. Греко-римская культура подарила миру не только львиную долю искусств, но и выдающиеся научные достижения.

Временные рамки начала и конца эпохи античности отличаются в разных регионах. Так пик развития античной культуры в Греции наступил раньше, нежели в Риме. При этом античная цивилизация в Восточной части Римской империи зародилась и угасла раньше, чем в Западной.

Античность принято делить на следующие культурные периоды:

  • эгейский (3-2 вв. до н.э.);
  • гомеровский (11-9 вв. до н.э.);
  • архаический (8-7 вв. до н.э.);
  • классический (5-4 вв. до н.э.);
  • эллинистический (2-я пол.4-середина 1 вв. до н.э.).

Эгейский период

В эгейский период происходит зарождения античной культуры, что связано с существованием монойской и микенской цивилизаций. На Крите, заселённом минойцами первые зачатки государственности и письменность стали развиваться значительно раньше, чем в материковой Греции.

В 12 в. До н.э. Грецию захватывают дорийцы, и микенская цивилизация прекращает существовать.

Гомеровский период

В гомеровский период происходит окончательная ликвидация минойской и микенской культур. В обществе господствуют родоплеменные отношения, постепенно трансформирующиеся в классовые, начинают зарождаться первые города.

Архаический период

Классический период

Классическая эпоха стала расцветом полисного греческого общества. На неё приходится небывалый экономический и культурный прогресс.

Эллинистический период

Сменивший её эллинистический период пришёлся на время утверждения мировой державы Александра Македонского. Позднее, после захвата Греции и Персии римлянами античная культура продолжает развитие в рамках Римской империи.

Современное направление

Наибольший интерес к культуре античности пришёлся на конец 20-го -начало 21-го вв. В этот период в результате многочисленных археологических находок вниманию общественности были представлены множество уникальных памятником античного искусства.

Зародившаяся в античную эпоху латынь по сей день применяется в фармакологии и медицине. Теоритические изыскания Пифагора, Эвклида, Архимеда, положили начало развитию фундаментальной науки и до сих пор изучаются в школьных программах.

  • Римское право стало основой для развития правовой системы большинства современных государств.
  • Театральное искусство также берёт своё начало в Элладе.
  • Античная скульптура и заложили основу классического европейского искусства.
  • нередко прослеживаются в современных культурных течениях и интерьерах.

Архитектура

Античный стиль в архитектуре отличается особой лаконичностью и целостностью. Он выступал ориентиром для многих более поздних направлений. Некоторые архитектурные элементы у египетского стиля. Однако античная культура не отличается догматизмом. У древних греков имелся свой пантеон богов, которые не воспринимались как что-то возвышенное. Они имели те же пороки и слабости, что и люди. По этой причине в античной архитектуре много индивидуальности.

Ещё одним важным фактором развития греческой архитектуры является возникновение геометрии, позволившей идеально просчитывать пропорции любых конструкций.

Ранние греческие постройки возводились из глины и дерева. Основными объектами строительства выступали крепости и замки Позднее, в начале архаического периода, замковую архитектуру сменили храмовые постройки. Все гражданские постройки отошли на второй план. Так дома жителей зачастую имели прямоугольную форму, сооружались из тростника и глины и были довольно неприхотливыми и непрочными. В конце архаического периода жилища знатных греков начали строить из более прочного кирпича и камня.

Древние греческие города возникали стихийно и не имели особой планировки. Позднее они с размахом перестраивались. План подобных городов имел ярко выраженную прямоугольную структуру. В каждом городе имелась крепость (акрополь), изначально вмещающая царские покои, а позже ставшая культурным сооружением. Под акрополем формировался город с собственным центром и главной площадью, там проходили общественные собрания, торги.

Одним из наиболее важных зданий для греков являлся булевтерий – в нём проходили заседания городского совета.

Основным элементом городских коммуникаций был портик. Он предназначался для передвижений горожан, там же выставлялись произведения искусства.

В каждом городе имелся собственный храмовый комплекс, театр, гимнасий (учебное заведение), стадион и ипподром.

Что касается храмовой архитектуры, то предположительно в 8 в до н.э. в ней выделилось два направления:

  • Дорический стиль – характеризовался монументальностью, стремлением к идеальным пропорциям. Это направление изначально отличалось масштабностью и скромным числом украшений. С течением временя в нём не наблюдалось значительных перемен.
  • Ионический стиль – более позднее направление. В отличие от дорического стиля, он стремился к изяществу и лёгкости. Отличался большим числом декоративных элементов и украшений.

Не смотря на то, что данные стили возникли в разное время и регионах, особого географического разграничения в их использовании не было. Основным элементом любого греческого сооружения являются колонны. Их начали применять ещё в раннем микенском периоде. Первые колонны были деревянными. Постепенно дерево стали заменять камнем. В дорическом стиле колонны имели суженную кверху форму. Они были лишены любых декоративных украшений и имели исключительно конструктивные функции. С развитием мореходства и торговли, греческие города стали заметно богатеть. Храмовые сооружения стали возводить из камня, полностью вытесняя глинобитные постройки.

Одними из древнейших дорических зданий являются перистили – квадратные сооружения, со всех сторон обнесённые колоннадой. Они выделялись значительным превышением длинны над шириной, т.е. имели вытянутую вверх форму.

Ещё одна отличительная черта данного направления – значительная ширина колон. Так достигался эффект монументальности. Изначально возводились здания, с соотношением числа колонн у фасада и боковых стен 6к15 или 6к17. Позднее установилось иное правило: число боковых колонн должно в 2 раза превышать число колон у фасада плюс ещё одна.

Что касается ионического стиля, то здесь колонна является не просто опорой, но и ярким декоративным элементом. Их капители украшались лиственными элементами или завитками. Ионические колонные более изящные, имеют сложный цоколь и более тонкие углубления. К сожалению, большая часть древнейших ионических построек была разрушена. Так что об истоках ионики можно судить лишь с рассказов летописцев.

Наследником культурных достижений Древней Греции стала Римская Империя, захватившая Элладу во 2 в. до н.э.

Однако римляне привнесли и свои новшества в античные строительные технологии. Так ещё в 5-1 вв. до н.э. римляне умели строить добротные дороги, мосты, водопроводы, первыми стали использовать бетон, создали способ сооружений масштабных зданий из кирпичной кладки, использовали арки, своды и купола.

Римское искусство представляет собой совокупность культур множества государств, входящих в состав этой огромной империи. Небывалый приток средств из завоёванных государств обеспечил невиданный размах римской архитектуре. Так дворцы и храмы повсеместно украшались греческими картинами и скульптурами и подчас напоминали музеи. Римляне стремились продемонстрировать в своих постройках идею превосходство и силы, величия и подавляющей человека мощи. Римским постройкам 1 в до н.э. присущи помпезность и размах. Ещё одной особенностью развития римской архитектуры является стремление к богатой отделке зданий и пышному внутреннему декору.

В отличие от греков, лидирующее место в архитектуре римлян занимали не храмы, а более практичные городские сооружения – термы, театры, акведуки, мосты.

Римские строители создали новые конструктивные приёмы – купола, своды и арки, чем дополнили эллинистические конструкции.

Наравне с греческими дорическим и ионическим стилями, в Риме существовал коринфский стиль. Он отличался особой помпезностью и вычурностью построек и был наиболее популярным. частично перенял викторианский стиль.

Интерьер

Рассматривая особенности античного интерьера, стоит учитывать, что внутреннее убранство жилищ древних греков и римлян отличалось. Так дома знатных римлян выделялись особой помпезностью и размахом. Зачастую все жилые постройки имели внутренний дворик – атриум, из которого можно было попасть в любое помещение. По периметру атриума традиционно возводили 4-16 колонн. Что касается греков, то их интерьер был куда более сдержан. Основным критерием эстетики жилища было понятие «золотой середины», как состояния, когда нельзя ни добавить, ни убрать ни одной детали, чтобы не испортить эстетическую композицию.

Цветовая гамма

В античном интерьере приветствуются яркие цвета – синий, зелёный, оттенки красного, терракотового, жёлтый, золотой, чёрный и цвет слоновой кости.

Материалы

Для обустройства античных домов традиционно применялись дорогостоящие натуральные материалы, такие как , гранит, редкие породы деревьев, глина, бронза, слоновая кость. Мировой производитель лакокрасочной продукции Caparol () - это торговый знак, объединяющий предприятия с вековой историей.

Декор и аксессуары

Одним из основных декоративных элементов стиля является мебель. Она должна быть преимущественно деревянной. В эпоху античности мебель украшали резьбой (как и ) или инкрустацией. Ножки столов, диванов и стульев традиционно изогнуты, часто они имеют форму силуэтов грифонов или лап животных. В особенности это касается римского интерьера.

Типичным для этого направления является и использование греческих стульев клисмосев.

Не менее важным элементом интерьера эллинов была скульптура. Наибольших высот этот вид искусства достиг в классический период в древней Греции. Основными сюжетами являлись не только изображения богов и героев древних мифов, но и реальные люди, занимающие признанные ответственных должности – атлеты, государственные деятели, учёные, полководцы, или просто богатые горожане.

Греческие скульптуры были максимально реалистичными. Они передавали не только внешний вид, но и настрой, эмоции героя. Зачастую все скульптурные персонажи обладали индивидуальными чертами лица и развитым телом – древние греки полагали идеалом здоровую, духовно и физически развитую личность.

В качестве ещё одного отличительного элемента античного декора можно использовать высокие греческие вазы, со всевозможными рисунками и орнаментами.

Античность в современном проявлении

Заключение

Античность стала не просто направлением искусства. Она характеризует целый исторический период развития ряда государств. Эта эпоха подарила миру множество открытий и достижений, актуальных и по сей день. Данная культура характеризуется преемственностью. Так, даже после захвата Греции, античное искусство продолжило своё развитие уже в рамках .

Свое продолжение античная культура нашла в развитии таких современных направлений, как , и в .

Экономической основой существования населения древнегре­ческих городов являлась морская торговля. В V-III вв. до н. э. города имели в среднем 5-7 тыс. жителей, но в крупнейших горо­дах (Афины, Александрия и др.) насчитывалось до 100 тыс. жителей и более. Потребности судоходства заставляли выбирать для городов удоб­ное побережье с естественными, хорошо защищенными гаванями: так, например, Гераклея и Смирна были расположены в глубине заливов, Александрия и Книд - под защитой островов, Пирей и Милет - на полу­островах, изрезанных бухтами.

Нередко города строились у подножия горы, защищавшей их от не­благоприятных ветров (Приена, Ассос и др.).

В древнегреческом градостроительстве особенный интерес предста­вляют: классический период (середина и конец V в. до н. э.), IV в. и элли­нистический период (III-I вв.).

Тотчас же после греко-персидских войн заново планируются (воз­можно Гипподамом) Пирей и Милет (479 г. до н. э.), где применена пря­моугольная сетка улиц с прямоугольными площадями. В Пирее впервые главная улица явилась композиционной осью город­ского плана. В дальнейшем система двух или трех взаимно перпендику­лярных осей получила применение в Селинунте, Книде и Александрии, причем направление главных осей всегда параллельно или перпендику­лярно рельефу местности и линии побережья.

В период до V в. акрополь являлся цитаделью, внутри которой по­мещались дворцы царей со службами (Тиринф). В классическую эпоху акрополь превратился в священное место и заполнился храмами, алта­рями, сокровищницами и скульптурными произведениями. Изменилось и расположение храмов: от примитивной параллельности периптеров (в архаическую эпоху) строители перешли к живописному расположению храмов (например, афинский Акрополь).

В III-II вв. площадки акрополей выравнивались более решительно, и снова появилась координатность в расположении храмов (Пергам).

Первые агоры (т. е. площади) древнегреческих городов не имели пра­вильного плана и являлись свободным пространством у храмов и свя­щенных рощ. С развитием торговли агоры превращаются в торговые площади, обносятся портиками и приобретают правильный, по большей части прямоугольный план. Середина агоры остается свободной; у краев размещаются трибуны, скамьи и статуи. Агора приобретает значение композиционного центра города. Примером этого является агора в Приене.

Древнеримское градостроительство в эпоху ца­рей и республики находилось под сильным влиянием греков, но в раз­личных провинциях и колониях это влияние скрещивалось с местными (этрусскими, галльскими и др.) строительными традициями.

Впоследствии древнеримские города стали резко различаться между собой в зависимости от своего назначения: столицы и административ­ные центры провинции (Рим, Константинополь и др.), торговые и порто­вые города (Остия и др.), города-сады и виллы (Помпея и др.) и военные лагери (Ламбезис, Тимгад, Сильчестер и др.). Столицы и, в первую оче­редь Рим, не были производящими центрами и жили за счет военных до­ходов и налогов с громадной империи. Численность населения городов в среднем колебалась от 20 до 40 тыс. жителей, в Риме же она, вероятно, достигала 1,5 млн. жителей.

Военный характер Римского государства обусловил проведение сети благоустроенных стратегических дорог, из которых особенно выделяется Аппиева дорога. Древнеримские города отличались благоустрой­ством (водопровод с очисткой питьевой воды, канализация, мощение улиц, устройство терм с центральным отоплением и т. д.). Идеалом градо­строительной упорядоченности являлся военный лагерь прямоугольного или неправильного очертания с прямыми главными улицами (кардо и декуманус), подводившими к общественной площади - преторию, у входа в который нередко сооружалась триум­фальная арка. План римского лагеря - скорее этрусского, чем греческого происхождения и восходит к древним италийским «урбсам».

Греческое и римское градостроительства во многом различаются между собой. Греки умели индивидуально решать городской план, применяясь к ландшафту, римляне же мало считались с ландшафтом и приспособляли городской участок к стандартной планировочной схеме. Греческая агора была в основном прямоугольной площадью, равнозначуще оформленной со всех сторон колоннадами, римский же форум постепенно превратился и систему площадей, и равномерность оформления площади нарушалась путем выделения главного фасада ее (форум Траяна в Риме, форум в Офесе и др.).

В I-III вв. н. э. главные улицы многих древнеримских городов и даже лагерей обстраивались колоннадами (Тнмгад, Пальмира). Центром древне­римского города в большинстве был форум, а в крупных городах - с п- стема форумов, окруженных храмами, базиликами, театрами и другими общественными зданиями. Жилые дома в крупных городах (Рим, Остия и др.) достигали четырех и даже пяти этажей, а в небольших - это были одно-, двухэтажные здания с атриями и пери­стилями (сохранившиеся дома Геркуланума и Помпеи).

На базе интенсивного строительства населенных мест в I в. н. э. со­зрела стройная теория архитектуры, виднейшим предста­вителем которой был Витрувий

М ало кто знает, что только в русском языке античность соотносится исключительно с Древней Грецией и Древним Римом. Другие европейские языки-английский и французский, немецкий и итальянский - словом "антик", имеющим разные написания и ударения, называют просто древность или нечто древнее. Думается, что этот факт выходит за рамки этимологического курьеза. Он косвенно свидетельствует о том, какое важное значение придавала русская общественность древней культуре Средиземноморья. Интерес к ней существовал всегда. Ведь еще десятки столетий назад на земле Крыма и Закавказья возникли античные города и памятники зодчества. Красной нитью проходит память об античности через всю русскую историю. Интерес к ней достиг особенно широкого размаха во времена расцвета русского классицизма. Многие поколения русских и советских зодчих начинали свой творческий путь с познания бессмертного Афинского Акрополя, Пантеона, Колизея. Среди отечественных знатоков античного зодчества были такие талантливые практики и историки архитектуры, как Иван Владиславович Жолтовский и Николай Иванович Брунов.
И все же античность таит много, очень много загадок и вопросов. Как это ни парадоксально, известного в ней гораздо меньше, чем непознанного. И чем больше узнаешь ее, тем увлекательнее и таинственнее становится ее мир, тем больше сомнений вызывает то академическое знание об античности, которое донесли до нас исследователи прошлых поколений. А может быть просто у каждого нового поколения "своя" античность? Может быть каждый, кто соприкоснулся с ней, выносит свое суждение об этом удивительном взлете человеческого гения?
Эстетическое воздействие памятников античности исключительно велико. Этоне подлежит сомнению. Если человеческая культура развивается по спирали, то на каждом очередном витке эта спираль пересекает своеобразный "сектор античности". Ни одна из эстетических систем, разработанных человечеством, не возвращается вновь и вновь с такой завидной неуклонностью. Всего 10-15 лет назад казалось, например, что "новая архитектура", триумфально занявшая господствующее положение во всем мире, никогда не уступит своих позиций в пользу принципов, разработанных еще во времена античности. Но все оказалось не так.
Пресытившись аскетизмом бетонно-стеклянных коробок, мы переживаем сейчас период нового внимания к классической античной архитектуре, и, видимо, наступает время уделить несколько больше внимания изучению ее наследия. Мы уже владеем немалым багажом исследований классики. И вместе с тем нельзя не сказать об одном удивительном парадоксе. Знакомясь с Парижем, Лондоном или Нью-Йорком, видишь вокруг в общем-то знакомые здания, комплексы, городские силуэты. Их масштабы, их восприятие в натуре, расстановка акцентов не оказываются чем-то неожиданным. Видишь то, что и ожидал увидеть, т. е. увиденное в большинстве случаев достаточно точно совпадает с тем отвлеченным знанием, которое было почерпнуто из фотографий, чертежей, описаний. Я не имею в виду оценки - с ними можно соглашаться или не соглашаться, можно находить ошибки в описаниях или удивляться их точности, дело не в том. Я бы сказал, что основные формализированные данные об архитектуре и градостроительстве стран европейского круга культуры оказываются чаще всего при сравнении с натурой достаточно достоверными.
И совсем по-другому воспринимаются памятники классической античности. Они почти всегда не такие, какими представляешь их себе. Иначе, чем представлял себе, расставлены акценты; каждый раз неожиданным оказываются масштабные соразмерности, точки зрения, ракурсы восприятия. Чертежи и фотографии, казалось бы, достаточно точно и детально воспроизводят натуру, и все же она оказывается не такой, как ожидаешь, и при этом всегда лучше и выразительнее, чем думаешь. Приведу хотя бы один пример. Римский Пантеон не нуждается в описании. Мы хорошо знаем, что это крупнейший купол древности, что это вообще одно из крупнейших и прекраснейших купольных зданий, что он величествен и монументален. И все же, когда входишь в этот зал, уже готовый увидеть чудо, немедленно понимаешь, что все, что ты знал о Пантеоне раньше, ничто по сравнению с тем чувством вечного величия, с захватывающим дух чувством прекрасного, которое охватывает любого, кто входит сюда. И вдруг понимаешь, что Пиранези был глубоко прав, нарисовав под этим куполом маленьких человечков, ничуть не соответствующих подлинному масштабу здания.
Наши знания об архитектуре античности, к сожалению, в основном находятся на уровне науки XIX в., сделавшей, конечно, много, даже очень много. Это было время открытий, основанных на тщательном и всестороннем анализе самых различных объектов и явлений. Молодая историческая архитектурная наука, базировавшаяся на историко-стилистическом подходе к архитектуре, проделала бесценную работу. Если предположить, что древняя архитектура - гигантский динозавр, то можно сказать, что сейчас до мельчайших деталей исследована каждая его сохранившаяся косточка. Но увы, зная детали и фрагменты, мы до сих пор не имеем полного представления о всем организме античного зодчества, об общих закономерностях его построения, о широте и глубине этой общности. Рассматривая памятники античности, мы, как правило, не очень ясно представляем себе их пространственную и временную взаимосвязь и взаимовлияние. История - не гладкий безмятежный поступательный процесс. Путь античной архитектуры был сложным и многообразным, с триумфальными взлетами, с достижениями и периодами застоя в возведении ансамблей, памятников, городов. И все же я, думаю, не ошибусь, если скажу, что вплоть до первых веков нашей эры это был единый процесс для всего региона Восточного Средиземноморья. В отдельных районах выделялись в силу различных причин те или иные стороны архитектуры и градостроительства, однако шло это в рамках бесспорной общности. Классическое греческое искусство и греческая архитектура, точнее Афины в "Золотой век" Перикла, а еще точнее Афинский Акрополь принадлежат к числу самых лучших творений художественного гения, когда-либо созданных. Это бесспорно. Но нельзя забывать, что появление этого взлета было бы невозможным без удивительно высокого общего уровня художественной культуры Средиземноморья того времени. Акрополь (450-400 гг.) строился не только в ту же эпоху, но практически одновременно с такими памятниками, как "архаические" храмы Посейдона в Пестуме (Аппенины, 450 г.) и Дидимейон в Дидиме (Малая Азия, VI-IV вв.). Классическая Греция
V в. до н. э. оставила нам знаменитую "гипподамову" систему планировки городов. Изучая ее, анализируя блестящие "регулярные" композиции Милета, Книда, Приены, мы как-то обходим стороной не менее блестящие свободные композиции городских планов и ансамблей тех же Асрин, Эфеса, Пергама, Рима. Именно на этом фоне появился скорее первый среди равных, нежели единственный и исключительный Афинский Акрополь.
В нашем восприятии античности существует некоторый дисбаланс в сторону изучения отдельных памятников и их особенностей. А когда попадаешь к ним, видишь их, как принято говорить "в натуре", поражает главным образом вся та среда, которая и создается ими самими и существует вокруг них. Гуманистичность, естественность этой среды, перетекающей в среду природную, - неотъемлемое качество античного зодчества, будь то Афинский Акрополь, Эфес, Приена, Помпеи или Рим. Об особенностях этой среды, в первую очередь городской, мне бы и хотелось сказать.
Одно из самых ярких впечатлений, остающихся от античных городов, это неукоснительная точность, с которой ткань городской композиции положена на природу. Здания, ансамбли, целые города настолько органичны, как будто выросли сами по себе из той почвы, на которой стоят. Особенно это свойственно памятникам Эгейского побережья. На Апеннинах и в римских колониях человек активнее внедрял прямые линии и углы своих построек в природное окружение. В чем здесь причина? Где искать истоки разных подходов к основам архитектурной композиции у жителей Эгейского бассейна и у людей, селившихся по берегам Адриатики и Тирренского моря? Все это не однозначные проблемы. Их нельзя объяснить только разностью политических систем древнего мира - демократии (хотя и рабовладельческой) и тирании (или абсолютизма). Дело здесь прежде всего в национальных особенностях культуры, к сожалению, совершенно недостаточно исследованных даже в отношении нашей собственной культуры. Что уж говорить здесь об античности!
Могу только утверждать, что такие особенности существовали. В частности, греческие полисы - города-государства - явились носителями своей, особенной, гуманистичной и органичной художественной культуры. Пересекая моря, уходя все дальше от родной Эллады, переселенцы мало что могли увезти с собой на небольших судах. Их главным багажом были традиции образа жизни, материальной и художественной культуры, которые они хранили и, более того, ревниво охраняли от влияния традиций тех мест, где селились. И вот, в Ионии и Анатолии, на берегах Пропонтиды и Понта Эвксинского, во многих местах, живо напоминающих природу Эллады, росли города-государства с непременными акрополями, агорами, театрами.