Влияние запахов на концентрацию внимания. Все эфирные масла по воздействию на нервную систему можно разделить на стимуляторы, адаптогены и седативные масла

Как уже писалось выше, всю злобу свою и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для этого они употребляют все свои возможности и силы. «Диавол отовсюду пытает,- говорит святитель Григорий Богослов,- высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что не защищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить… Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью» . О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел, говоря: сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их (2 Кор. 11:14-15).

В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы. Демоны могут убивать людей, наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом). Последний пункт мы рассмотрим здесь более подробно.

Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в неё воздух. Подробное описание этого факта мы видим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил его многие годы. «Я задумался,- пишет Мотовилов,- как это может случиться, что православная христианка, приобщающаяся Пречистых и Животворящих Тайн Господних, и вдруг одержима бесом и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним лет. И подумал я: вздор! этого быть не может! Посмотрел бы я, как бы посмел в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к Таинству Святого Причащения!» И в это самое мгновение страшное, холодное, зловонное облако окружило его и стало входить в его судорожно стиснутые уста. Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и смрада вползавшего в него облака, оно вошло в него всё, несмотря на все его нечеловеческие усилия. Руки были точно парализованы и не могли сотворить крестного знамения, застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось и для H.A. Мотовилова. Наступил период тягчайших мучений… «Господь сподобил меня на себе самом испытать, а не во сне и не в привидении, три геенские муки: первая - огня несветимого и неугасимого ничем более, как лишь одною благодатию Духа Святого. Продолжались эти муки в течение трёх суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорел. Со всего меня по 16 или 17 раз в сутки снимали эту геенскую сажу, что было видимо для всех. Престали эти муки лишь после исповеди и причащения Святых Тайн Господних… Вторая мука в течение двух суток - тартара лютого геенского, так что огонь не только не жёг, во и согревать меня не мог. По желанию Его Преосвященства я с полчаса держал руку над свечою, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже… Обе эти муки давали хоть мне возможность пить и есть, и спать немного мог при них, и видимы они были всем. Но третья мука геенская, хотя на полсуток ещё уменьшилась,ибо продолжалась только 1-1,5 суток и едва ли более, но зато велик был ужас и страдание от неописуемого и непостижимого. Как я жив остался от неё! Исчезла она тоже от исповеди и Причащения Святых Тайн Господних… Эта мука была - червя неусыпаемого геенского, и червь этот никому более, кроме меня самого и владыки Антония, не был виден, но я при этом не мог ни спать, ни есть, ни пить ничего, потому что я не только весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем, который ползал во мне во всем и неизъяснимо ужасно грыз всю мою внутренность, выползаючи через рот, уши и нос, снова во внутренности мои возвращался. Бог дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать…» Вскоре после этого странного и недоступного для обыкновенного человека видения Мотовилов имел видение своего покровителя - преподобного Серафима, который утешил страдальца обещанием, что ему скоро будет дано исцеление. Это был факт открытого нападения сатаны, допущенный Господом Богом для спасения души (возможно, для исцеления от страсти гордости) Мотовилова, дружки преподобного Серафима.

Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию святителя Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объём; очевидно, что и демоны имели это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8:29)» . По свидетельству святого Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или чрезмерного холода» .

Но нашу душу демон не может сделать своим вместилищем. Это возможно лишь для Единой Троицы. «Нечистые духи,- свидетельствует Иоанн Кассиан,- не иначе проникают в тела одерживаемых ими, как овладев наперёд их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишённых Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении» . Об этом же свидетельствует и Григорий Богослов: «диавол завладеть нами всецело не может никакими способами; если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления (Иак. 4:7)» . Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вошёл сатана в Иуду не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Святой Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12:6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13:2) и, наконец, решительно вселился в него (Ин. 13:27). Здесь мы видим яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всё усиливающейся страсти сребролюбия.

Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путём привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не веду́щий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко,- говорит Антоний Великий,- будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщённых ими вовлечь во что хотят» . Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божии, при этом извращая их смысл (см. Быт. 3:1). Так обольстил он супругу Иова, научив её излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: Похули Бога иумри (Иов. 2:9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Taк обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлёк в пропасть ада.

Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают, - согласно мнению Еваргия монаха,- наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти: льстивым весь день поучахуся (Пс. 37:13)» . А вот что об этом говорит святой Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению» .

Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает им искушать человека свыше его сил, но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться ещё и к чувственной и волевой сторонам души человека. Вот что об этом пишет преподобный Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами» .

Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувства похоти, ярости, гнева и т.д. Это наглядно видно на примере святой Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой .

Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побеждён силой Христовой.

Опасение быть прогнанными заставляет бесов избегать открытых нападений и избирать хитрые, обходные пути. Так, иногда они являются подвижникам в образе ангелов света и обманывают их ложными видениями. Преподобный Антоний разъясняет своим ученикам необходимость различения духов и поучает молиться об этом даровании, без которого можно легко впасть в сети лукавых врагов. Бесы даже уверяют иноков: «Мы ангелы». «Легко и возможно,- говорит преподобный Антоний,- различить присутствие добрых и злых сил, когда Бог даёт нам это. Видение святых сил чуждо смущения… оно бывает столь тихо и кротко, что сразу радость, и ликование, и смелость возникают в душе. Ибо посреди них находится Господь, Который есть наша Радость и Сила Бога Отца» . Совершенно противоположно действие тёмных сил. Их явление сопровождается шумом, смущением и страхом. Оно производит всякого рода беспорядок в мыслях и чувствах, а также пренебрежение к добродетели. Но ни при каком видении нельзя терять мужества и самообладания. «Когда воображается какое-нибудь видение, не впадай в страх перед ним, но кто бы оно ни было, спрашивай, прежде всего, со смелостью: “Кто ты? И откуда?” И если это было видение святых сил, они извещают тебя об этом и превращают твой страх в радость. Если же это было нечто диавольское, оно немедленно ослабевает, когда видит тебя укрепившимся умственно, ибо просто спрашивать есть уже доказательство несмущённости. Бесы всячески изощряются, чтобы вкрасться в доверие подвизающихся и замаскировать свою истинную цель; так, они будят их на молитву, советуют поститься, сами поют и читают псалмы» .

Присматриваясь ко всем этим действиям, мы видим в них постепенность и плавность. Начинается запугиванием - явлением страшилищ. Если подвижник устоит, тогда бесы начинают принимать образ человеческий - женщин, разбойников, друга, родственников. Если и этим не прельстят, тогда принимают вид ангела света, стараясь обольстить гордостью и уверенностью в собственной святости. Так, преподобный Антоний рассказывает, как «бесы пришли однажды в темноте, имея с собою видимость света, и говорили: “Мы пришли посветить тебе, Антоний!” Но я, закрыв глаза мои, молился. И свет нечестивых погас немедленно» . Обстоятельство, что Антоний закрыл глаза свои с целью избежать видения бесовского света, позволяет нам заключить, что этот свет был, по-видимому, вещественным.

Замечательно житие преподобного Пахомия теми материалами, какие оно даёт о бесовских делах и действиях. Он сам обладал даром различения духов и дал ценные указания о явлениях бесов. Бес, повествует житие, явился однажды ему в образе Христа и сказал, что он есть Христос. Но так как святой умел различать духов, он сразу же подумал: «При видении святых сил мысли видящего совершенно исчезают. И они ничего не рассматривают, кроме того, кто является; а вот я вижу это, думаю и мыслю. Ясно, что видение лжёт. Это не видение святых сил» . И пока он так думал, ложное видение исчезло. Интересным моментом является здесь явление беса в образе Христа. Вообще преподобный Пахомий выражает мысль, что если только появляется тень сомнения при появлении видения, это знак того, что оно бесовского характера, потому что истинное видение захватывает сознание своей святостью и даёт ощущение спокойствия, радости и любви.

Еваргий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и силы, выполняя различные служения . Это подтверждает и святой Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью - и каждый ту страсть в сердца человеческие вселяет, какою сам собственно услаждается,- но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требуют время, место и приемлемость искушаемого» . «Мы должны знать,- свидетельствует тот же подвижник,- что не все они (то есть злые духи) имеют одинаковую свирепость и желание, даже не одинаковую силу и злость; именно к начинающим и слабым попускаются для борьбы только слабые духи, а по побеждении этих злых духов всегда постепенно следует более сильная брань против подвижников Христовых. С приобретением сил и успехов для человека увеличивается и трудность борьбы» . И если бы Господь не уравнивал борющихся злых сил, не отражал и не обуздывал сильные нападения, то никто не мог бы перенести их искушения (см. 1 Кор. 10:13). С другой стороны, «мы верим,- говорит преподобный Кассиан,- что демоны [также] ведут брань не без труда, ибо и сами они в этой брани имеют некоторое беспокойство и скорби, особенно когда сразятся с более сильными соперниками, то есть святыми и совершенными мужами» . У всех демонов существует непримиримая ненависть к людям, но сильнее к христианам, а самая сильная - к монахам и тем, кто посвятил себя Богу. Но так как демоны могут вредить людям столько, сколько им Бог попускает, то они довольствуются обольщениями, разными насмешками или подстрекательством к каким-либо лёгким грехам, а когда получат доступ к человеку через малые грехи, тогда переходят к бо́льшим действиям. «У нечистых духов, без сомнения,- говорит Иоанн Кассиан,- столько же занятий, сколько и между людьми. Некоторые из них бывают обольстители и шутники, постоянно занимая известные места или пути, не увеселяются мучением тех мимо проходящих, которых могли бы уловить в сеть, а довольствуясь только насмешкою и озорством, стараются скорее обеспокоить их, нежели повредить… иные бывают столь яростны и свирепы, что не довольствуются тем, чтобы жестоким терзанием мучить только тела тех, в которых вошли, но спешат ещё напасть на проходящих вдали и поразить их жестокими ударами, каковые описаны в Евангелии (Мф. 8:28)… Иные, напыщая сердце одержимых ими гордостью, внушают казаться то величавыми, тщеславными великанами, то униженными, льстивыми, то знаменитыми, достойными внимания всех, то показать, что они поклоном отдают почтение высшим властям, то будто другие воздают им почтение и другие действия совершают гордо или униженно. Иные стараются внушить людям не только ложь, но и богохульство. Мы были свидетелями этого дела, слышали, что демон явно сознавался, что он через Ария и Евномия произвёл нечестие святотатственного учения» (3 Цар. 22:22; 2 Цар. 18:21). Они, то есть Арий и Евномий, потеряв здравый разум, стали внимать духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей (1 Тим. 4:1-2). Евангелие указывает на другой род злых духов - немых и глухих (см. Лк. 11:14; Мк. 9:25). Есть духи ,- говорит пророк Осия,- разжигатели похоти и сластолюбия, дух блуда обольстил их, и они блудят, отступив от Бога своего (Ос. 4:12). В другом месте Священного Писания говорится, что есть злые духи дневные и полуденные (см. Пс. 90:6).

Итак, как мы видим, демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараясь разжигать ею человека и через то овладевать его душой и телом. Как указывает преподобный Паисий Величковский: «А кто предаются страстям, у того и страсти умножаются, и когда через них лукавый дух завладевает человеком, тогда бывает в душе его всякая темнота, и мрак, и тягость» . Эту мысль также подтверждает святой Иоанн Кронштадтский: «Диавол также стоит у дверей сердечных и стучит и стучит; входит и смущает душу, мучит, язвит, терзает и на всякие дурные дела понуждает, и делает его рабом и пленником своим» .

Падший дух, желая овладеть Христовым подвижником, не действует властительски, но ищет привлечь согласие человека на предлагаемую прелесть и по получении согласия овладевает изъявившим согласие. Святой Дух действует самовластно как Бог, приходит в то время, как смирившийся и уничтоживший себя человек отнюдь не чает пришествия Его. Внезапно изменяет ум, изменяет сердце. Действием Своим объемлет всю волю и все способности человека, не имеющего возможности размышлять о совершающемся в нём действии. Напротив того, при демонском явлении всегда предоставляетсясвободачеловекурассудитьоявлении, принятьилиотвергнутьего.

Преподобный Иоанн Кассиан замечает, что «демоны ничего не могут сделать людям, если наперёд не овладеют их душою». В частности, в своей книге он писал о колдовском воздействии двух философов-чернокнижников на Антония Великого. Чародеяние не привело ни к какому видимому результату. Когда колдуны покаялись перед преподобным Антонием в своих злодеяниях, то оказалось, что в дни колдовства святой был искушаем сильнейшими прилогами бесовских помыслов. Этим опытом святой Антоний доказал, что демоны не имеют власти ворваться в чью-либо душу или воздействовать на тело, если прежде не лишат человека святых помышлений и не сделают его пустым и лишённым духовного созерцания. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы усиливаются за счёт внутренней энергии человека, трансформируемой в страстном услаждении. Если, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею» , то демоны, для которых созерцание невозможно, могут получить энергию только через человека, приспособляя его энергетику для своего потребления. Для этого они стараются уподобить человека себе, сделав его средой, пригодной для своего пребывания. Человек страстный и грехолюбивый является для них превосходной питательной средой. Раздувая в нём энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в этой среде. Вот одна из причин, почему человек страстный и грешный буквально ослеплён бесами. Столкновение с таким человеком у духовно здорового христианина вызывает чувство ужаса и отвращения. Кроме того, соединяясь с таким человеком, падший дух через его тело в большей степени услаждается страстями. Так, блаженный Августин указывает на бесов, называемых инкубами и суккубами, которые, принимая соответственно образ мужчины или женщины, вступают в половое сношение с развращёнными людьми (названия произошли от «incubare» - занятие блудом). В частности, он пишет: «У мужчины диавол берёт семя, принимая вид суккуба; вводя семя в женщину, превращается в инкуба». Причём эта мерзость, по Августину, совершается демонами низшего порядка. Князь же клана блудных бесов носит имя Асмодея (Asmodeus), что в переводе означает «носитель блуда» . Эти блудные духи с глубокой древности были известны человеческому роду. Так, в Древней Греции они связывались с именем «Пан» (у римлян «Фавн»).

Инкубы и суккубы через порок сладострастия портят человеческие душу и тело и этим делают человека восприимчивым ко всем другим порокам. То есть через общение с этим видом падших духов в душе человеческой образуется постоянно действующий энергетический (мистический) канал, через который любой из демонов может свободно проникнуть в душу грешника.

Современному человеку трудно поверить в реальность вышеописываемого. Но мне лично приходилось сталкиваться с людьми, которые имели половые отношения с демонами, являвшимися им под видом умершего супруга или жены.

Известны также случаи явления суккубов под видом инопланетян и т. п.

Преподобный Серафим Саровский . «Откровение о цели христианской жизни». По записям H.A. Мотовилова с приложением его же рассказа «Есть ли адские муки», с примечаниями архиепископа Вениамина. Православное издательство имени о. Иоанна Кронштадтского, Париж, 1938.

Цитируется по: Святитель Игнатий Брянчанинов. Прибавление к слову о смерти. СПб., 1881. С. 179.

Святой Иоанн Кассиан //Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 665.

Святой Иоанн Кассиан // Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 665.

Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 10.

Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 12.

Еваргий монах

Цитируется по брошюре: «Троицкий благовестник. Христианское учение о злых духах». Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1990. С. 13.

См. Житие священномученика Киприана и Иустины. Четьи-Минеи (октябрь 2).

Иеромонах Василий Кривошеин

Иеромонах Василий Кривошеин . Ангелы и бесы в духовной жизни. Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего экзархата. № 22. Париж, июнь 1955. С. 134-137.

Еваргий монах // Добротолюбие. Т. I. Гл. 27. С. 665.

Святитель Иоанн Кассиан //Добротолюбие. Т. I. М., 1883. Гл. 27. С. 104.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Издание 2-е. М., 1892. С. 293, 304.

Преподобный Паисий Величковский . Крины сельные, или Цветы прекрасные. Одесса, 1910. С. 10.

Отец Иоанн Кронштадтский . Правда о Боге, мире и человеке. СПб., 1990. С. 73.

Святитель Иоанн Дамаскин . Точное изложение Православной веры. С. 190.

Блаженный Августин . О Троице // «Молот ведьм». С. 102, 107.

Поговорим о виртуализации общества. Виртуальный, значит воображаемый, а воображение — сфера деятельности духов злобы. Святой Никодим Святогорец так описывал этот феномен: «Диавол очень тесно расположен и близок к воображению. Он, будучи духом в отсутствии формы и образа, полюбил формы и воображение. Вообразил, что мог бы воздвигнуть себе трон над небом и стать, как Бог. Через воображение он обольстил Адама, который ранее не обладал вообразительным свойством».

Диавол - дословно переводится с греческого как «клеветник», а клевета - это намеренное создание некой ложной реальности. Значит, сатана - первый изобретатель ложной, виртуальной реальности. «Целью технологий виртуальных реальностей является создание ложного мира, - отмечает иеромонах Анатолий (Берестов), - но когда в сознании человека эти ложные миры станут действительными, человек просто не сможет справиться с их разделением, и легко сможет произойти раздвоение личности или даже деперсонализация. В любом случае, мы должны помнить о той большой угрозе человечеству, которую несут ему технологии мира виртуальных, то есть ложных реальностей. А ведь отец лжи - дьявол».

Виртуальная реальность грозит заменить для человека реальность настоящую. Человек предпочтет жить в той «реальности», где он будет чувствовать себя хозяином положения. По сути, это выбор небытия, как у падших ангелов. Английский историк Элейн Шоуолтер в связи с ожидаемым неслыханным развитием технологий виртуальной реальности предполагает, что будущие поколения станут жертвами «новых параной, новых истерий, новых болезней, поражающих прежде всего воображение».

Свято место пусто

Самое страшное, что виртуальной реальностью падшие духи стремятся совершенно вытеснить из жизни человечества реальность духовную. Они хотят, чтобы обезличенные, напрочь лишенные богоданной свободы люди, принимая те образы, которые им навяжет система — находились в «бассейне» виртуальной реальности, полностью забыв о Боге, о реальной действительности и духовном мире.

Ведь для духовного человека духовный мир обладает большей реальностью, чем мир вещей, а человеку плотскому духовный мир представляется как мир призраков, пустых фантазий и иллюзий. Чтобы увидеть духовный мир и правильно общаться с ним, нужна нравственная работа над собой, а для того, чтобы погрузиться в демонический мир ложно-виртуальной реальности современному человеку достаточно нажать кнопку или клавишу. Виртуальной реальностью человек пытается заполнить духовную пустоту в своей душе.

Канал падших духов

Воздействие экрана направлено преимущественно на мечтательную способность, на сферу воображения, которую святые отцы всегда называли основным каналом доступа падших духов к душе человека. Ведь и греховные помыслы, и мечтания, приходящие к нам от диавола, это тоже ложная, виртуальная реальность. И православное христианство предупреждает об опасности мечтательности.

Вот, например, предостережения из жизнеописания «Старец Силуан Афонский»: «Мир человеческой воли и воображения - это мир «призраков» истины. Этот мир у человека общий с падшими демонами, и потому воображение - есть проводник демонической энергии. И демонические образы, и образы, творимые самим человеком, могут влиять на людей, видоизменяя или преображая их, но при этом одно неизбежно: всякий образ, созданный самим человеком, или внушенный демонами, и воспринятый душою, будет извращать духовный образ человека, созданного по образу и по подобию Божию».

Виртуальные животные

Опыт православных подвижников свидетельствует, что борьба с воображением занимает одно из главных мест в духовной брани. В книге святого Никодима Святогорца «Невидимая брань», в частности, читаем: «Воображение есть такая сила души, которая по природе своей не имеет способности пребывать в области единения с Богом… Человекоубийца диавол, как сам пал от мечтания о богоравенстве, так довел и Адама до того, что он стал мечтать умом своим о равенстве Богу и пал от такого своего мечтания; и за то из мысленной оной, равноангельской, чистой, разумной жизни низринут был в эту чувственную, многосоставную, многовидную, в образы и мечтания погруженную жизнь, в состояние неразумных животных. Ибо быть погружену в образы или жить в них и под влиянием их, есть свойство неразумных животных, а не существ разумных…».

Здесь очень важно заметить, что состояние погруженности в мечтательные образы святой Никодим Святогорец называет состоянием неразумных (то есть лишенных ума, духа) животных. В это состояние звериности впал сатана, увлек за собой часть ангелов, а затем он ввел в это состояние и наших прародителей - Адама и Еву. И сейчас он же еще глубже вводит людей в это состояние.

В плену зрения

Примечательно, что диавол у святых отцов называется «живописцем», «змием многовидным», «фантазером» и другими подобными именами. И сфера воображения в святоотеческом предании называется мостом, через который падшие духи проходят в душу, смешиваются с ней и делают ее жилищем злых помыслов и всяких нечистых страстей, как душевных, так и телесных».

«Будучи отец лжи, он (сатана) посредством ложных действий будет обольщать воображение», - указывает святитель Кирилл Иерусалимский («Огласительные поучения», 15). И преподобный Ефрем Сирин в своем «Слове на пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово» замечает, что «много будет мечтаний, совершаемых зверем», и сами знамения называет «мечтательными». Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо говорил, что ложные знамения и чудеса будут «действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его».

Виртуальная реальность и есть обман более всего чувства зрения. «Не сообразят человеки, - писал святитель Игнатий, - что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они - чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта».

Контакт с виртуальным жителем

Яркой иллюстрацией этого послужит история, рассказанная Изяславом Адливанкиным, психологом, заведующим Миссионерским отделом Душепопечительского православного центра им. святого праведного Иоанна Кронштадтского:

«Хочу вспомнить одного мальчика, которого к нам в центр привезли из Новосибирска. Все в доме уже было украдено, все свое время он посвящал компьютерным играм. Его единственной задачей в жизни было украсть где-нибудь деньги и отнести их в компьютерный клуб. Вот что рассказал этот подросток. Сперва он играл в компьютер по пять часов в день, потом по шесть, по десять. А потом вообще перестал спать и играл постоянно. Заходил в салон и, пока деньги не кончались, не трогался с места.

Мог провести так двадцать часов, целые сутки. Не спал, не ел. И в какой-то момент произошла удивительная вещь: компьютер вдруг превратился для него в некую отвратительную тварь, оттуда высунулись руки, схватили его и втянули вовнутрь. Мальчик описывал это так подлинно, что у нас не возникло сомнений: он увидел разверзшееся перед ним страшное духовное пространство. Хотя ребенка это ужаснуло, играть он не прекратил. Видение повторялось несколько раз, и в конце концов он приехал к нам, не имея сил самостоятельно отойти от компьютерных игр, но уже понимая, насколько это губительно.

Мальчик не был психически болен, врачи пришли к выводу, что никакой психиатрии там не было. И потом, это не единичный случай подобных рассказов. Да что тут такого невероятного, с христианской точки зрения? Мы же знаем, что в духовном мире действуют разумные духовные же силы. Тесное общение с техногенной системой, напичканной негативной информацией, столь утончило его психическое и духовное восприятие, что у неких «жителей» компьютерного мира (о природе которых мы можем судить по «этике» компьютерных игр) появилась возможность ему «открыться»».

Зависший архимандрит

Но проблемы в этой сфере ощущают не только люди далекие от Церкви, но и монашествующие. С одним афонским монахом произошел такой случай. В монастырь, где он подвизается, подарили компьютерную технику. Будучи делателем Иисусовой молитвы, он на следующий день после работы на компьютере, поделился, что во время работы у него не шла молитва. Более того, до сих пор у него сухая молитва. Он был духовно истощен.

Другой случай произошел с абхазским пустынником. Пожив в горах под руководством духовника, часто причащаясь, однажды, он спустился по делам в Сухуми. Поскольку ему нужно было найти какую-то информацию в интернете, он пошел в интернет-клуб. Во время непродолжительной работы на компьютере испытал мощный духовный удар, от которого начал терять сознание.

Также афонский схиигумен рассказывал о своем духовном чаде, архимандрите, который, начав писать на компьютере богословскую диссертацию, «завис» в виртуальном мире.

Архиерейские проблемы

В православных медико-социальных центрах реабилитации много случаев полного излечения от наркозависимости, а также возвращения в Православие из различных сект, в том числе откровенно сатанинских. Но нет ни одного случая полного освобождения от виртуальной зависимости.

Эту проблему начали поднимать и архиереи нашей Церкви. Так, в сентябре 2015 года, на Международной богословской научно-практической конференции «Монашество Святой Руси: от истоков к современности», проходившей в Москве, архиепископом Берлинским и Германским Марком был зачитан доклад «Современные технологии и отречение от мира: их соотношение в условиях монастыря».

Для каждого не секрет, что на состояние здоровья и на настроение любого человека можно повлиять определенным ароматом, запахом. И этот факт известен с давних времен.

Уже в современном мире учеными были разработаны таблицы, по которым, можно узнать наверняка от какого аромата может подняться настроение и уйти головная боль.

Это было замечено еще много столетий назад. Личности, которые имели более чувствительное обоняние, считались более чувствительными особами.

С первый дней человечества, веками накапливались знания по ароматерапии. Уже тогда подмечались лечебные свойства сильно пахнущих растений, их смесей. И целители того времени имели знания, которые могли помочь человеку, и этих людей считали волшебниками.

Обоняние в человеческой жизни играет очень важную роль. Оно выражается и в защитной функции организма человека, и в его эмоциях, впечатлениях. Порой один определенный запах может принести пользы как организму в целом, так и для психики, поднимая жизненный тонус.

Душистые вещества можно получить как естественным путем, выделяя запахи из ароматных растений, а также искусственным, путем химических экспериментов. Примером такого пути является парфюмерия.

Если разобрать толкование слова «парфюмерия» дословно, то можно получить следующее: применение различных ароматных веществ, для ароматизирования воздуха, путем сжигания этих веществ в чаше на открытых углях и насыщения помещений ароматным дымом.

Таким способом пользовались с очень давних времен, особенно большой популярностью пользовался такой метод на богослужениях, и в том числе на магических ритуалах.

Если рассмотреть историю ароматерапии, то можно узнать, что такую терапию используют много веков кряду. Еще в древности с помощью ароматических эфирных масел научились врачеватели избавляться от многих недугов.

Такое лечение широко использовалось Гиппократом, Галеном и многими другими врачевателями тех столетий.

Каждый человек за день вдыхает тысячи запахов, которых и половины для человеческого обоняния не доступны. Конечно, есть запахи, которые для человека являются любимыми, а есть, которые наоборот неприятны.

Некоторые ароматы воспринимаются человечеством на уровне подсознания, и они приносят для человека определенные эмоции и воспоминания.

Сознательную реакцию на различные запахи можно разделить на разные группы. Одни, которые воспринимаются человеком как угроза, к примеру, запах дыма во время пожара, или запах газа при утечке. Другие могут доставлять положительные эмоции, например аромат вкуснейшего блюда или аромат туалетной воды любимого человека.

Из пяти чувств человека, обоняние представляет собой самое чувствительное и быстрое чувство, которое передает информацию в мозг с большой скоростью, практически мгновенно. Нос обладает высокой чувствительностью, особенно на сильно пахнущие запахи.

На ароматерапию возлагаются большие надежды. Это связано с тем, что уже сейчас ароматерапию используют не только в медицине и промышленности, но и в других сферах жизнедеятельности человека, при этом помогая человеку во многом наладить свое самочувствие.

На примере учебных заведений, можно показать и их пользу. В начале занятий в помещениях распыляются смесь эфирных масел, запах которых способствуют повышению умственной деятельности, а в конце учебного дня можно наполнить класс или аудиторию ароматом, который поможет детям расслабиться.

Таким образом, дети смогут лучше осваивать школьную программу, они не будут так уставать и есть возможность снять у большинства детей стрессы, которые так часто назревают в процессе учебы.

Ароматерапия

Учеными был доказан очень важный факт, что определенный аромат, полученный из натурального сырья или синтетическим методом, для нашего обоняния будут казаться одинаковыми, но это не так не так, они всегда будут разными. Вся суть заключается в том, что оба запаха могут иметь одинаковый аромат, но отличие их в том, что в парфюмерии с синтетическим запахом только и есть аромат.

А в , кроме запаха еще имеется и терапевтический эффект, который благоприятно влияет на организм человека.

В настоящее время нашей студией разработан обучающий курс «», изучить и применять который, может каждый желающий и предпочитающий все натуральное.

Чтобы познать все таинство ароматерапии, стоит ознакомиться и изучить многовековую ее историю. Ведь все эти столетия ароматерапия была в жизни человека практически на главном месте, и была связана со всеми таинствами, происходящими у них.

Но какое-то время ароматические масла были забыты и только в начале XX века, благодаря французскому химику Р. Гаттефоссе, который занимался на тот период парфюмерным бизнесом, аромамасла были возрождены.

Как-то у Гаттефоссе, во время лабораторных экспериментов произошел взрыв, впоследствии чего он себе сильно обжег руку, и чтобы хоть как-то унять боль, он руку сунул в емкость с лавандовой эссенцией.

К его удивлению, рука после ожога зажила очень быстро, при этом даже рубцов не образовалось. После этого случая, Гаттефоссе стал проводить исследования относительно лечебных свойств эфирных масел.

Когда в мире началась первая мировая война, Гаттефоссе пытался в лечении раненных и больных, использовать различные эфирные масла. Результаты были поразительные, практически все больные выживали и выздоравливали без осложнений.

Для лечения раненых он применял аромамасла тимьяна, ромашки и лимона. Именно от Гаттефоссе и пошло слово ароматерапия – лечение с использованием ароматических масел.

Вторым исследователем в этой области стал профессор П. Ровести. Благодаря своим исследованиям он смог доказать, что с помощью ингаляций с различными травами можно снять депрессию, и также и беспокойство.

По мнению профессора, ароматические запахи помогают человеку освободить различные эмоции, которые в свою очередь могли провоцировать ряд различных заболеваний.

Уже в те времена, когда человечество поклонялось огню, активно использовались различные ароматические вещества. Каждую крупинку знаний, полученных в результате использования благовоний в различных сферах жизнедеятельности человека, накапливали и передавали из уст в уста, потом эти рецепты стали записываться и передаваться младшему поколению.

В этих записях можно узнать все тайны целебной магии всех ароматных растений, из которых получают эфирные масла. Ведь не зря определенные благовония до сих пор применяется в богослужение, народной медицине и магических ритуалах.

Обоняние

Если рассматривать все чувства человека, то можно прийти к выводу, что обоняние является самым быстрым по скорости передачи информации к головному мозгу. Это происходит мгновенно, на подсознательном уровне. А если измерить численную величину чувствительности носа, то можно получить очень большие числа.
При исследовании учеными строения и функций головного мозга, было сделано очень важное открытие.

Это открытие заключается в том, что участок, который отвечает за сознательное мышление, берет свое начало с участка, который отвечает за обоняние человека.

Также на этом участке происходят все эмоциональные процессы, которые происходят с человеком. Даже в древних учениях Тота, этот участок носил название «центр мозга». В связи со всем, сказанным выше, нос можно смело назвать настоящим носовым мозгом. Это потому, что церебральные центры мозга взаимосвязаны с пазухами носа, отсюда можно сказать, что связь есть и с обонянием человека.

Когда человек вдыхает воздух с определенным запахом, внутри носа происходит следующее. Сначала происходит процесс растворения ароматов в слизистой оболочке носа, а затем происходит раздражение нервных окончаний обонятельного нерва, и уже от него по определенным клеткам передается информация о запахе, который вдохнули, в гипоталамус.

Очень важным является тот факт, что практически вся информация о запахе переходит именно в гипоталамус. Это связанно с тем, что этот участок мозга отвечает за очень многое, что может происходить в человеческом организме.

К этим функциям можно отнести температуру, голод, рост, пробуждение, жажду, уровень сахара в крови, сон и сексуальное возбуждение. Также гипоталамус отвечает за гневные и радостные эмоции.

Параллельно гипоталамусу информация о запахе передается в гиппокамп, этот участок является ответственным за такие функции, как память, внимание и образы. Поэтому для каждого человека конкретный аромат имеет ассоциацию с определенным событием, которое когда-то происходили с ним.

В связи с этим можно с уверенностью сказать, что когда человек вдыхает запах, то в мозг посылается определенный сигнал, который потом распространяется по всему организму.

Запахи влияют на настроение и здоровье людей

Человечество живет в мире, который заполнен различными запахами, вдыхаемые нами постоянно. Но большую часть раздражителей человек просто не ощущает, но различает их мозг, поэтому обоняние большого количества запахов происходит на подсознательном уровне.
Если рассматривать сознательную реакцию на запахи, то можно представить мозг человека в виде компьютера, который перерабатывает всю информацию, полученную извне.

При этом ему необходимо каждый импульс пересмотреть и отнести к определенной группе, которая может относиться к угрозам и опасностям человеку, или наоборот приносящие приятные ощущения. Например, аромат приготовленной еды у человека вызовет только приятные ощущения. А вот дым при пожаре создаст беспокойство.

Как всем известно, человек является духовной личностью, для которой удовольствие и радость стоит не на последнем месте, стремясь получить по жизни их как можно больше. Но надо помнить, что любой запах кроме положительных эмоций может принести и отрицательные ощущения.

В связи с этим, каждый из нас стремится сделать так, чтобы вокруг нас все благоухало, а все дурно пахнущее стараемся убрать или избегать. Поэтому у каждого из нас есть любимый аромат туалетной воды, которая поднимает настроение и создает вокруг нас приятное пространство.

Уже доказан такой факт, что с помощью использования определенных ароматов можно добиться многого в торговле, со стороны покупателей. Также с помощью определенного запаха можно активизировать умственную активность, а, следовательно, и работоспособность.

Английским поэтом Д.Ж. Байроном было подмечено, что муза его посещала только в том случае, если его комната была окурена запахом трюфеля. А в свое время Авиценна доказал, что именно эфирное масло розы способствует лучшему мышлению, увеличивая скорость.

В 1939 году физиологом Д. И. Шатенштейном было научно обосновано и доказано, что в природе имеются раздражители, которые воздействуют на организм, а также на его функции и на работоспособность.

В бизнесе можно использовать различные ароматные запахи, которые способствуют повышению производительности и качеству выполнения любой работы. Особенно это практикуется на многих фирмах в Японии.

С помощью системы кондиционеров по всем помещениям, к каждому рабочему месту подводиться определенный запах, который помогает работникам настроиться на рабочий лад и повысить трудоспособность. Некоторые предприятия распределение определенных ароматов делают через компьютерную систему.

В японской компании «Сумица» для такого эффекта создали специальную комнату отдыха, и если сотрудник считает, что ему становится в тягость работа, он может прийти и получит заряд положительной энергетики.

Также многие директора, перед тем как собрать совещание, в комнате, где будет проводиться мероприятие, распрыскивают специальную смесь «ароматического активатора». Сотрудниками фирмы «Сумицу» было разработано ароматические смеси сильно пахнущих растений и цветков, которые способствуют более качественной работе таких специалистов, как программист и машинистка.

Уже доказано, что при вдыхании программистов определенного запаха, количество ошибок снижается: вдыхая аромат жасмина, количество ошибок становится ниже от обычного на 3%, при аромате лаванды – примерно на 20%, при запахе лимона эта цифра равна 54%.
Также было доказано, что аромат эфирных масел таких растений как мускус, эвкалипт и лимон благоприятно влияет на умственный труд, способствует возбуждению нервной системы, снятию чувства усталости и повышению работоспособности.

Если рассмотреть воздействие розмарина на человека, то можно уверенно сказать, что этот аромат поможет сделать процесс познания более приятным, так как помогает стимулировать память.

Запах розы будет полезен, если человеку необходимо на чем-то сконцентрироваться и быстро и качественно выполнить ряд заданий. А для отлично подойдут эфирные масла апельсина, розы, сандала, лаванды и розмарина.

При проведении клинических и лабораторных исследований, было установлен факт того, что у определенного запаха есть возможность уменьшать стресс и расслаблять. В течение 18 лет исследований пациентам разной возрастной категории во время расслабления давали нюхать конкретный запах – априкот.

Суть этого эксперимента заключался в подачи определенного аромата человеку, когда он полностью расслаблен. В итоге, те пациенты, которые участвовали в исследовании, научились расслабляться, как только слышали знакомый запах.

Такой вариант расслабления будет очень полезен для пожилых людей, которые больше всех подвержены различным стрессовым ситуациям. У этого поколения людей, стресс может возникнуть даже при малейшей неурядице, не говоря о том, что они чаще всего теряют кого-то из близких, не могут сами себя обслуживать, сильно переживают за кризисные ситуации в стране. Любая ситуация может пожилых людей выбить из колеи, и ввести в состояние стресса.

Также к исследованию подключили электроэнцефалограф, который проводит контроль мозговой активности пациентов. После того как человека усаживали в кресло и укрепляли на нем все необходимое, пациенту давали нюхать определенный запах.

Исследование было направлено на изучение умственной активности под воздействием конкретных ароматов. Для этого использовали аромат розмарина, перечной мяты и базилика.

По результатам обследования было установлено, что бета-излучения в энцефалограмме было больше, что свидетельствует о повышенной умственной активности, да предложенные задачи пациент выполнил значительно раньше, чем это сделал человек, который аромат этих растений не вдыхал.

Еще было доказано, что во время сна человек также ощущает все запахи. И этот факт можно использовать для корректировки любого беспокойного сна.

После проведений исследований на электроэнцефалографе среди двух групп, в одну из которых входили здоровые люди, а в другую — пациенты, страдающие на психозы, было доказано, что аромат розы и жасмина стабилизирует нервную систему, а также улучшает сон. В народной медицине для улучшения сна используется шишки хмеля, которые зашиваются в подушки.

Ассоциации запахов

Английскими учеными было проведено исследование на тему реагирования человека на определенные ароматы. После проведения тестов ученые пришли к выводу, что для любого человека каждый запах вызывает определенные ассоциации, то есть каждый запах в мире носит ассоциативный характер. Из этого можно сделать вывод, что каждое событие, которое происходило в жизни человека, сопровождалось определенным ароматом.

В итоге определенное событие запоминается с конкретным запахом.
В результате чего, всю нашу жизнь мы в любой момент можем вспомнить, любой миг, который когда-то произошел в вашей жизни, будь он положительным или отрицательным. И часто это происходит в самые неподходящие моменты.

Представим, что когда-то в молодости человек поругался с кем-то из своих родных, а в тот момент в комнате был запах сирени, которая стояла на столе. И уже спустя годы, ощутив знакомый до боли, запах сирени, настроение этого человека будет портиться, он станет раздражительным и обидчивым. Все дело в том, что человек уже забыл, что было тогда, но подсознание помнит, что в присутствии запаха сирени у человека было плохое настроение.

При грамотной можно с использованием определенных ароматов помочь человеку избавиться от эмоций, которые очень глубоко спрятаны. Этот факт важен тем людям, которые имеют заболевания, связанные с подавлением эмоций. И при высвобождении их, у человека обычно начинается процесс выздоравливания.

С помощью ароматов розмарина можно не только прекрасно простимулировать память, но и избавится от такого рода стресса. И этот важный факт может помогать любому желающему всю жизнь.

Учеными было доказано, что такие процессы как неврологические и гормональные, взаимосвязаны с чувством обоняния. И, по их мнению, в скором будущем, используя различные ароматы, можно будет корректировать работоспособность, настроение, поведение и эмоции человека.

И это не фантастика, это уже доказанный факт, который уже всемирно начал применятся в разных сферах жизнедеятельности человека. Поэтому возьмите за правило, никогда не расставаться с приятными для вас ароматами.

Запах человеческого тела

Рассуждая на тему запахи и ароматы, нельзя не вспомнить о запахе человеческого тела. Ведь каждый человек сам по себе индивидуален, значит и его запах также неповторим. Ведь животные своего хозяина находят по его уникальному запаху.
Конечно, основным запахом человека является пот. Но новорожденный младенец узнает свою маму только по запаху, который она источает вместе с потом, он, еще не видит и не слышит, но обоняние у ребенка уже развито, даже больше чем у взрослого человека.

Человеческий пот и его запах еще мало изучен, но к его изучению стремятся многие ученые. Если верить Агни-Йоге, то выделительная система человека имеет прямую связь с аурой человека, и его психическими реакциями.

Поэтому понятие этой связи, полное изучение пота и человеческого запаха могли помочь понять единство и взаимопонимание двух миров человечества – духовного и физического.

Уже доказано, что при определенных эмоциональных всплесках, в человеческом организме происходит химическая реакция, которую можно почувствовать в виде определенного запаха в поте. Отличия можно найти в самом простом.

Например, пот, который выступил вследствие тяжелого труда, и пот, получившийся в результате насыщения вкусной пищей.

Пот при чтении молитвы будет также отличаться от пота корысти и завести. Также как и пот спортсмена во время пробежки отличается от пота убегающего хулигана. И это, потому что у каждого из этих людей был свой эмоциональный настрой.

Во время сильного волнения или внезапного страха человек резко начинает потеть, это связанно с тем, что во время этого в организме происходит определенная реакция — преобразование энергии, которая вызывает в свою очередь пот с определенным запахом.

Когда изменяется психическое состояние человека, у него также изменяется и цвет ауры. Эта взаимосвязь интересна будет всегда, и каждому ученому хочется разгадать эту тайну, найти ту ниточку, что связывает определенный запах пота с воздействием его на окружающих.

В истории имеется один факт, который демонстрирует влияние запаха человека на других в закрытом помещении. Это произошло на первых космических кораблях, когда команду охватывал всеобщий страх и депрессия, все люди становились агрессивными.

Это связанно с тем, что воздух в кабине был не до конца очищен, и запах паникующих людей остался присутствовать на корабле – запах паники и страха. Отсюда и пошло словосочетание «запах страха», что дает уверенность, в том, что имеется запах других человеческих эмоций – любви, ненависти, обиды и т. д.

Подтверждением этому являются собаки, у которых сильно развито обоняние — нюх. В разных ситуациях они будут по-разному реагировать на человека: могут начать кидаться, или наоборот подойти, чтобы их погладили, или начать рычать в защиту своего потомства. Они чувствуют человеческие эмоции своим носом.

Но и человек иногда может уловить необычные ароматы, которые никак нельзя объяснить. Эти два необычных аромата напоминают запах цветов и запах гари и серы. Откуда взялся тот или иной аромат сложно сказать, особенно если человек, который в комнате находится в комнате сам и ничего не распылял.

За объяснением можно обратиться к Агни-Йоге. Кроме физического мира, в котором живет человек, имеется еще Тонкий мир, в котором полно различных ароматов, неслышных в нашем мире.

Когда человек начинает ощущать тонкий аромат цветов, то можно утверждать, что возле него неподалеку находиться тонкая энергия Доброго Начала, которая преобразовывается в виде аромата фиалок или фрезии.

Ведь недаром, мы чувствуем возле икон и мощей святых цветочный аромат. Существует убеждение, что когда светлая аура возвращает конкретного человека в бескровное царство, то ему дается приятный запах цветов.

А Злое Начало можно узнать по неприятному запаху серы или гари. По мнению Агни-Йога, одержимых злыми духами людей можно узнать именно по этому, неприятному запаху, который выделяется вместе с потом человека.

Создайте хорошее настроение!

Ничто так не поможет поднять настроение, как правильно подобранные эфирные масла. Они воздействуют на скрытые грани человеческого восприятия, поэтому быстро находят «небольшие дырочки», которые мешают людям быть счастливыми и жизнерадостными.

Что самое интересное и поразительное, эфирные масла своим невидимым покрывалом из запахов способны творить настоящие чудеса, которые можно только почувствовать, но не увидеть.

Если есть проблемы с умственной нагрузкой, часто возникает чувство усталости, хотя рабочий день только недавно начался, то на помощь придут такие эфирные масла, как: мяты и шалфея, прекрасным дополнением к этому дуэту будет служить масло эвкалипта и лаванды.

Чтобы помогать людям с помощью эфирных масел, наука представила новую ветвь психологической направленности, которая так и называется аромапсихология. Она направлена не на то, чтобы внушать людям, что аромамасла могут им помочь, а скорее призывает попробовать и ощутить тот эффект, с помощью которого можно достичь, те ощущения, в которых человек испытывает нехватку. Вы можете подробнее ознакомиться с данным направлением, на нашем .
Каждому под силу изменить то, что доставляет ему волнения и переживания.

Не время опускать руки!

Человек вполне может себе оказать помощь самостоятельно, ведь настроение всегда было подвластно именно самому человеку, а не доктору к которому многие обращаются. Сила воли и сила духа здесь не играет особой роли, тут самое главное необходимо понять, что происходит в общем состоянии и как этому помочь, настроиться.

Помощь всегда ближе, чем, кажется, и гораздо доступнее, чем предполагается.
Умение держать себя в руках – возможность, которая дана только человеку. Порой надо просто всё отпустить и задуматься, а стоит ли себя сдерживать?

Может надо наоборот раскрыться и позволить помочь себе теми способами, которые были раньше не поняты сознанием.

Научитесь контролировать свое настроение – это совершенно легкий процесс!

Воспоминания имеют достаточно большую положительную энергетику, которая способна справиться с различными волнениями и переживаниями.

Достаточно вспомнить весенний запах первого свидания с любимым человеком и настроение сразу поднимается.
Будьте счастливы!

Подробнее

  1. Предыдущая:
  2. Back:

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло .
  • IV. Образы воздействия злых духов на людей.

    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы.

    «Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов , - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что незащищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел , говоря, что сам сатана преобразуется во ангела светла, не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды, имже кончина будет по делом юс (2 Кор. 11,14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы.

    Демоны могут убивать людей (Тов. 3, 8), наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом).

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию свт. Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8, 30)». Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или черезмерного холода». Но нашу душу он не может сделать своим вместилищем. «Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями.

    Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении». Об этом же говорит и свт. Григорий Богослов : «Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления» (Иак. 4,7). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вниде сатана во Иуду (Лк. 22,3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12,6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13, 2) и наконец решительно вселился в него (Ин. 13,27). Здесь яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путем привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят».

    В православной аскетике даже имеются специальные термины для обозначения воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем - «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит св. Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он - некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божий, при этом извращая их смысл (Быт. 3,1). Так обольстил он супругу Иова, научив ее излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: «Рцы глагол некий (похули) ко Господу и умри» (Иов. 2,9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлек в пропасть зла.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают - льстивным весь день поунахуся (Пс. 37,13) - наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти» (св. Евагрий монах). Вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться еще и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет прп. Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами». Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т. п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

    Евагрий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается; но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого». О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: «На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие», - но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.

    Демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать ее в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нем энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и еще одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.

    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. «Что Христос родился для сокрушения демонов, - писал св. Иустин, обращаясь к язычникам, - это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми».

    Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщеньям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения ди-авола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре Своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. «Человеколюбец Бог, - пишет свт. Василий Великий, - употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных». Свт. Иоанн Златоуст же по этому случаю говорит следующее: «Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, -чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». По святому Иустину, Бог ради христиан «медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов», конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

    Жертвоприношения. Как считает свт. Василий Великий: «Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах».

    Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повествования, которое мы читаем в книге Царств (1 Цар. 5,2-3). Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего бога Дагона. Войдя наутро, обнаружили статую Дагона падшею на свое лицо. Изваяние, видимое для всех, был Дагон; упавший же на свое лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшей кивот Божий. Он-то и пал на лицо свое, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.

    По этой причине употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21).

    Как видим из вышесказанного, князь века сего не только невидимо, помыслами пленял людей, но и вступил в явное общение с ними, делая провещания из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, какими были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.

    Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно исполняют таковые служения для того, чтобы умножить число участников своей погибели.

    Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые, люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.

    Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему, хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертию и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь воинствующая и будет таковой до кончины мира и Страшного суда.

    В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу «со своими страстьми и похотьми». Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

    Как видим, конечный выбор добра и зла всегда остается за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света христианин легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учители Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, крестное знамение. Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же еще и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей; это покаяние с Причащением Святых Христовых Тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. «Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует прп. Иоанн Карнафский, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились». Молитва, способствующая излиянию благодати Святаго Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.

    Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Все это связано с благодатью, от них исходящей и пожигающей демонов.

    Известно, что святые подвижники еще в земной жизни получали власть над нечистыми духами. Так, в житиях св. Андрея, мц. Иулиании и св. Антония Великого читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.

    Ни в коем случае нельзя сравнивать вкус и обоняние. Не поддаются сравнению и язык и нос. На языке у человека расположены многочисленные вкусовые рецепторы, но нос – единственный орган чувств, который способен воспринимать и различать более полумиллиона разнообразных раздражителей! Кстати, такой широтой мировосприятия (кроме носа) обладают только глаза.

    Наверное, именно по этой причине мы считаем, что у каждого настроения и эмоции есть «свой» запах. Общеизвестно, что именно запах оказывает влияние на первое впечатление, которые мы производим на людей, не меньше, чем наша внешность или стиль поведения. Правда, это влияние происходит в подсознании. Именно поэтому многие из нас не могут выйти из дома, не воспользовавшись духами или одеколоном.

    Попробуйте представить, что Вы находитесь на весёлой вечеринке. Кому из окружающих будут уделять больше всего внимания? Вовсе не к тому, у кого в запасе имеются самые весёлые анекдоты или самые необычные истории из жизни. Конечно, всё внимание достанется тому человеку, от которого исходит самый приятный запах. Если Вы знаете, что воспользовались хорошими духами, — Вы не будете прятаться в тёмный угол, Вы будете чувствовать себя уверенно. Но не нужно забывать и о том, что без яркой личности хороший аромат – ничто.

    Понятно, что ароматы духов не являются универсальными. Именно поэтому при разработке композиции духов парфюмеры представляют себе целевого покупателя. Парфюм «Nou» больше всего подойдёт современной деловой женщине. Основа духов – цветочные запахи и ноты тропического леса; по данным специалистов, эти составляющие принесут Вам успех у окружающих.

    Многие люди склонны недооценивать влияние ароматов на социальный статус и развитие карьеры человека. Важно знать, что духи – не просто жидкость, обладающая каким-то запахом; они способны влиять на поведение, менять настроение, возбуждать и подавлять желание. Они играют важнейшую роль в нашей жизни, причём как в личной, так и в социальной. Хороший аромат может поднять Вам настроение утром!