Влияние жкх на окружающую среду. Цехи производства неметаллических материалов

Влияние предприятий ЖКХ на окружающую среду

Для теплоснабжения жилищно-коммунальных потребителей было задействовано 1089 котельных, в том числе 748 муниципальных.

Годовое потребление топлива котельными жилищно-коммунального хозяйства составило:

Природного газа 791,0 млн. м3, или 90,0 % от общего количества потребленного топлива (газ является основным топливом для большинства котельных);

Угля 114,0 тыс. тонн, что составляетВ 9,0 % от общего количества потребленного топлива;

Жидкого топлива (нефти, мазута, печного топлива) 6,4 тыс. тонн, или 1,0%.

В 2008 году объем реализации воды составил 137,63 млн. м3, в том числе населению 93,93 млн. м3, что на 3,68 млн. м3 меньше, чем за предыдущий 2007 год. Водоотведение всего составило 112,64 млн. м3, в том числеВ от населения 84,07 млн. м3, что на 8,64 млн. м3 меньше, чем в предыдущем году.

Таблица 5.2.1. Протяженность водопроводов

Усредненный показатель физического износа основных фондов отрасли водоснабжения составляет 66,0%.

Таблица 5.2.2. Протяженность канализационных сетей

Техническое состояние систем водоотведения в республике характеризуется уровнем износа основных фондов превышающим 60%.

В республике имеетсяВ 46 комплексов очистных сооружений канализации, находящихся в муниципальной собственности, в том числе в городах Ижевске, Воткинске, Сарапуле, 16-ти райцентрах, а также при ряде школ, больниц, домов интернатов, детских оздоровительных лагерях,В общая мощность,В В которых составляет 368,8 тыс. м3 стоков в сутки.

В настоящее время отсутствуют очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков в Дебесском, Каракулинском, Можгинском, Селтинском, Кезском и Як-Бодьинском районах.

Из общего числаВ муниципальных очистных сооружений канализации 12 комплексов работают неэффективно.

Одной из важнейших причин низкой эффективности работы очистных сооружений является несоответствие принятой технологии очистки сточных вод по количеству, составу и качеству, а такжеВ набор сооружений не обеспечивающий требуемую степень очистки, отвечающим современным требованиям, в том числе и по биогенным веществам.В В

В городахВ республикиВ В В Ижевске, Воткинске, Сарапуле, Глазове, КамбаркеВ работают очистные сооружения с полной биологической очисткой хозяйственно-фекальных и близких по содержанию загрязняющих веществ производственных сточных вод.В Такие сооружения обеспечивают высокое и стабильное качество очистки сточных вод.В

В 2008 году построена и сдана в эксплуатацию станция обеззараживания питьевой воды в г. Воткинске с современной технологией обеззараживания на первом этапе ультрафиолетовым облучением, на окончательной стадии обеззараживание питьевой воды, подаваемой на питьевые нужды – раствором гипохлорита натрия. Ввод в эксплуатацию данного объекта позволил исключить применение опасного хлора, образование галогеносодержащих соединений, тем самым значительно улучшить качество питьевой воды.

Для решения ряда актуальных проблемВ в 2009году планируется: продолжить строительство объектов водоотведения в г. Ижевске, Уве, М.Пурге,В п. Заречный Балезинского района, с. Алнаши;

Приоритетными проблемами отрасли водопроводно-канализационного хозяйства остаются: рациональное потребление воды при одновременном улучшении ее качества; рациональное использование воды и охрана водных ресурсов; повышение надежности работы системы подачи и распределение воды за счет модернизации водопроводной сети.

Влияние сельского хозяйства на окружающую среду Удмуртии

На 1 января 2009 года в сельском хозяйстве Удмуртской Республики функционировали 366 сельскохозяйственных организаций и 1225 крестьянско-фермерских хозяйств, ведущих свою деятельность на землях республики общей площадью 1412,9 тыс. га, в том числе:

В В В В В В В В В В В пашни-1153,3 тыс. га

В В В В В В В В В В В сенокосы-55,4 тыс. га

В В В В В В В В В В В пастбища-198,1 тыс. га

В В В В В В В В В В В многолетние насаждения-0,4 тыс. га

В В В В В В В В В В В залежь-5,5 тыс. га

В 2008 году продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств произведено на сумму 33,2 млрд. руб. Рост производства продукции в 2008 году по отношению к предыдущему году произошел в результате увеличения производства яиц, молока, мяса, картофеля и льнопродукции.

В В В В В В В В В В В Сельскохозяйственные предприятия остаются основными производителями зерна и льнопродукции. Под урожай 2008 года на 1 га посевов внесено: органических удобрений –100 %, минеральных-88,4 % к уровню предыдущего года. С целью улучшения плодородия почв в 2008 году в хозяйствах республики проведено:

В В В В В В В В В В В -известкование кислых почв на площади 2836 га.

В 2008 году сельскохозяйственными предприятиями и крестьянско-фермерскими хозяйствами Удмуртской Республики было использовано средств защиты растений:

В В В В В В В В В В В инсектицидов-2,9 т

В В В В В В В В В В В фунгицидов-32,7 т

В В В В В В В В В В В гербицидов-74,1 т

В В В В В В В В В В В всего-109,7 т

Инсектициды использованы в борьбе с вредителями с/х культур на площади 17,8 тыс. га, фунгициды – в борьбе с болезнями на площади 22,5 тыс. га, а также протравливание семян – 36,6В В тыс. тонн, гербициды – в борьбе с сорняками на площади 262,2 тыс. га.

В 2008 году утилизировано запрещенных и непригодных к применению ядохимикатов 242 тонны на сумму 16,2 млн. рублей.

В Таблица 5.3.1. Использование минеральных и органических удобрений

Минеральных удобрений кг д.в. на

1 га посевов

Органических удобрений тонн на

1 га посевов

Глазовский

Юкаменский

Балезинский

Красногорский

Дебесский

Игринский

Як-Бодьинский

Шарканский

Селтинский

Сюмсинский

Увинский

Вавожский

Кизнерский

Можгинский

Граховский

Алнашский

Малопургинский

Киясовский

Каракулинский

Завьяловский

Воткинский

Сарапульский

Камбарский

Жилищно-коммунальное хозяйство – один из новейших антропогенных факторов

Всего полтора столетия тому назад в городах обитало всего около 5 % населения нашей планеты, а на относительно крупные города – с населением более 100 тыс. жителей – приходилось всего 2 % населения. В наши дни в городах сосредоточена почти треть населения планеты в среднем, а в наиболее урбанизированных странах мира на городское население приходится не менее 75-80 % от общего населения страны.

Доля городского населения все увеличивается, поскольку оно растет вдвое быстрее, чем численность населения Земли в целом.

Города являются местами наиболее активных антропогенных процессов: промышленной и хозяйственной деятельности, строительства, движения транспорта. Все эти факторы способствуют глубоким изменениям как в окружающей город «внешней» среде, так и в структуре самого городского ландшафта. Одним из основных экологических факторов города является загрязнение, как промышленное, так и коммунально-бытовое.

Современные города выделяют в атмосферу и водную среду около 1000 химических соединений, многие из которых являются для окружающей среды незнакомыми, и поэтому не поддаются естественному разложению. Однако большая часть «выделений» города представлена органикой. В небольших количествах она способна эффективно перерабатываться в ходе естественных процессов, а в тех объемах, которые поставляет город хотя бы средних размеров, превращается в серьезную экологическую проблему.

Замечание 1

В небольших населенных пунктах образующиеся на их территории отходы жизнедеятельности человека способны разлагаться и включаться в новый цикл естественного круговорота веществ на той же самой территории. Хотя отличия в составе бытовых отходов в городах и сельских поселениях незначительны, уже сама концентрация этих загрязнений в городской среде делает невозможной их естественное разложение, что вызывает необходимость специальной системы их сбора, транспортировки и обезвреживания.

Среди коммунальных отходов обычно выделяют твердые, которые собирают в специальных точках, а затем вывозят на полигоны, и жидкие, для удаления которых из города существует канализационная система.

Биологическая очистка жидких коммунальных отходов

Пройдя через городскую канализационную сеть, отходы обычно попадают в естественные водоемы, но до этого они должны пройти этап биологической очистки в специальных отстойниках.

  1. На первом этапе сточные воды попадают в грабельное отделение, там канализационные стоки механически очищаются от различного крупного мусора.
  2. После этого отделения идут песколовки, в которых остается более мелкий мусор.
  3. Затем, через систему первичных отстойников, вода поступает в аэротенки, которые являются главным элементом всей системы очистки. В аэротенках за работу принимаются бактерии активного ила, которые питаются органическими загрязняющими веществами. В аэротенки постоянно подается воздух, окисляющий органические соединения.

Метод биологической очистки основан на способности некоторых видов микроорганизмов в определённых условиях питаться загрязняющими воду веществами, в структуре которых преобладает органика. Множество видов микроорганизмов составляют активный ил био-очистного сооружения. Размножаясь в сточной жидкости, они поглощают загрязняющие вещества, которые попадают внутрь клеток, а далее под воздействием микробных ферментов подвергаются биохимическим превращениям.

В очистных сооружениях активный ил периодически «омолаживают» и подкармливают дополнительными питательными веществами. Формирующиеся при размножении микроорганизмов излишки ила помещают на специальный полигон.

После аэротенков следуют третичные отстойники. В них вода проходит обработку образовавшегося осадка и избытка активного ила и попадает крупные резервуары, где и завершается процесс биологической очистки.

Деятельность предприятий ЖКХ оказывает негативные влияния на окружающую среду в результате:

1) изъятия большого количества природных вод (поверхностных и подземных) для целей хозяйственного, питьевого и промышленного водоснабжения;

2) сброса в водные объекты неочищенных или недостаточно очищенных бытовых и промышленных сточных вод, а также поверхностного стока с территорий;

3) выбросов в атмосферу от котельных централизованных систем теплоснабжения;

4) размещения на свалках (организованных и неорганизованных) ТБО и ТПО;

5) урбанизации природных территорий.

Состояние 2/3 водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, не отвечает требованиям государственного стандарта на ис­точники централизованного водоснабжения, что не позволяет обеспечить требуемое качество питьевой воды. В результате около 50% населения Рос­сии используют для питья воду, не соответствующую гигиеническим требо­ваниям по различным показателям качества.

Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные воды (68%) и подзем­ные воды (32 %). Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются существенному воздействию вредных антропогенных факторов, особенно крупные речные экосистемы Сибири и Дальнего Востока.

Качество используемых для водоснабжения подземных вод в основном соответствует нормативным требованиям, однако возрастает их загрязнение, в том числе нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами и другими загрязняющими веществами, которые поступают со сточными водами в во­доносные горизонты.

В настоящее время около 90% поверхностных и менее 30% подземных вод подвергается обработке с удалением избыточных примесей и обеззара­живанием.

Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно приме­няемые технологии обработки воды в большинстве случаях недостаточно эффективны.

На эффективность водоподготовки отрицательно влияют испытываемый многими водоочистными станциями дефицит реагентов, гидравлическая пе­регрузка и низкий уровень оснащенности приборами контроля и автоматики. В этих условиях водопроводные сооружения не всегда обеспечивают надеж­ную водоподготовку и подачу населению питьевой воды гарантированного качества. Положение усугубляется тем, что значительная часть водопровод­ной сети подвержена коррозии и обрастаниям внутренних поверхностей тру­бопроводов, так что при транспортировке воды к потребителям качество ее нередко ухудшается.

Около 70 % эксплуатируе­мых очистных сооружений перегружены, многие эксплуатируются 20-30 лет и требуют реконструкции. Дефицит мощностей канализацион­ных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. м 3 /сут.



Через коммунальные системы канализации в поверхностные воды еже­годно сбрасывается 14,0 млрд. м 3 сточных вод, из которых 82 % сбрасываются недостаточно очищенными.

Большую проблему представляют вопросы утилизации осадков сточных вод. Наличие загрязняющих веществ промышленного происхождения не по­зволяет использовать осадок сточных вод в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Из образующихся ежегодно более 2 млн. т осадка (по сухому ве­ществу) утилизируется только 2-3%, остальной осадок складируется на иловых площадках и из-за их перегрузки является загрязнителем природной среды и подземных вод.

На территории РФ эксплуатируется около 18 тыс. отопительных котель­ных жилищно-коммунального хозяйства. Из общего объема потребления топлива 41% приходится на природный газ, около 47% - твердое топливо, остальные 12% - жидкое и прочие виды топлива (торф, дрова). Традиционно сложилось так, что в коммунальной энергетике используются низкосортные виды топлива, тогда как котельные жилищно-коммунального хозяйства находятся в черте города, в густонаселенной местности и для их работы необходимы высокосортные бессернистые виды топлива.

Наиболее отрицательное воздействие на состояние экологической безо­пасности населения имеют аварии техногенного характера: из 89 случаев (64,9%) 53 (37,9%) от общего количества приходится на коммунальные системы жизнеобеспечения - теплоэнергоснабжение, водоснабжение и канализацию.

Ежегодно в РФ предприятия внешнего благоустройства осуществляют вывоз более 120 млн. м 3 твердых бытовых отходов, уборку около 500 млн. м 2 улиц, площадей и других территорий.

Спецкомбинаты принимают на захоронение твердые, жидкие и биоло­гические радиоактивные отходы, а также отработавшие источники ионизи­рующих излучений.

Зеленые насаждения городов в условиях экологического неблагополу­чия большинства населенных мест России являются одним из эффективных факторов оздоровления, повышения комфортности и эстетических качеств среды обитания человека. К настоящему времени большинство объектов на­саждения общего пользования городов России имеют возраст более 40 лет, санитарно-гигиенические качества городского озеленения неудовлетвори­тельны, наметилась тенденция к сокращению площадей озеленения и изъя­тию их под застройку. Общая площадь озелененных территорий в городах России около 25% всех городских земель.

Средняя обеспеченность горожан насаждениями общего пользования 10 м 2 /чел, что вдвое ниже нормативной. Во многих городах этот показатель не достигает 5 м 2 /чел. Незначительный прирост насаждений общего пользова­ния отмечается в ряде городов, традиционно уделявших большое внимание озеленению городской среды (Омск, Санкт-Петербург, Ярославль, Москва).

Жилищно-коммунальное хозяйство имеет определяющее значение в объеме сброса загрязненных сточных вод в природные водные объекты Рос­сии. По их объему вклад ЖКХ достигает 45%. Также значительна доля ЖКХ в сброс нормативно-очищенных сточных вод, которая равна около 40 % об­щего объема сброса сточных вод этой категории в целом по РФ. Вклад жи­лищно-коммунального хозяйства в загрязнение атмосферного воздуха Рос­сии незначителен (1/50 от всех выбросов РФ).

1

Настоящая статья посвящена изучению и выявлению наиболее острых проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве и предложению основных направлений его реформирования. Авторами были выявлены и систематизированы современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства (нерациональное использование ресурсов, психологическая неготовность населения и представителей всех структур к эффективному реформированию отрасли, сильная изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий, низкая энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда, низкое качество предоставляемых услуг, отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов, дополнительные поборы, невысокая конкуренция на рынке управляющих компаний). Предложена система мероприятий по совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства, включающая развитие и внедрение ресурсо- и энергосберегнающих технологий, создание и внедрение современных инновационных технологий при строительстве и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме, увеличение конкуренции в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрение автоматизированных систем управления, развитие государственно-частного партнерства и концессионных отношений и др.

жилищно-коммунальное хозяйство

проблемы

реформирование

общество

1. Банкжкх.рф [Электронный ресурс]. – URL: http://xn--80abqpbp3d.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.12.2016).

2. Беляев М.К., Борисова К.В., Соколова С.А. Формирование бытовой культуры населения в целях ресурсосбережения страны // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10–3. – С. 591–595.

3. Дмитриева М.С., Соколова С.А. Развитие государственно-частного партнерства в России в условиях кризиса // NovaInfo, 2016. – Т. 1. – № 40. – С. 77–81.

4. Мельникова Ю.В. Совершенствование природоресурсных платежей: комплекс ресурсно-рентных и косвенных налогов // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, 2011. – № 2. – С. 178–186.

5. Мельникова Ю.В., Шестак Д.А. Налог как социально-экономический инструмент управления современным обществом // Современность и наследие: экономические, образовательные и социально-культурные аспекты развития России: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 2014. – С. 254.

7. Центр общественного контроля в сфере ЖКХ Республики Татарстан [Электронный ресурс]. – URL: http://obcontrolrt.ru/ (дата обращения: 14.12.2016).

8. Шаталов М.А., Мычка С.Ю. Проблемы современного менеджмента в условиях инновационного развития региона // Наука, 2014. – № 4–3. – С. 481.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из самых крупных секторов экономики любого государства. Не является исключением наша страна. К ключевым составляющим российского ЖКХ относятся содержание и эксплуатация жилищного фонда, водоснабжение и водоотведение, тепло- и электроснабжение, санитарная очистка городов, дорожно-мостовое хозяйство, содержание и благоустройство территорий и др. В ЖКХ России сосредоточено около 25 % основных фондов страны, лишь коммунальной энергетикой потребляется свыше 20 % электроэнергии и 45 % тепловой энергии. В связи с этим реформирование ЖКХ представляется очень сложным, социально значимым и болезненным процессом, поскольку затрагивает практически все слои населения. Наряду с этим количество и масштаб существующих проблем в ЖКХ выступают важным индикатором современного состояния общества.

Цель исследования - изучение и выявление наиболее острых проблем в ЖКХ и предложение основных направлений его реформирования. Реформу ЖКХ в городах и пригородных зонах можно с уверенностью отнести к сложнейшим инновационным процессам со всеми обязательными, свойственными им этапами зарождения и развития. Запуск процесса эффективного реформирования в большинстве случаев осложняется неготовностью и низкой адаптивностью к инновациям всех участников, затрагиваемых этим процессом, в том числе и самого населения. К сожалению, за долгие годы формирование иждивенческого отношения к коммунальной сфере глубоко укоренилось в сознании людей, проявляясь в настоящее время в нежелании активно участвовать в реформе ЖКХ. Одной из важнейших ошибок в процессе реформирования ЖКХ можно считать отсутствие полномасштабного эксперимента с доведением идеи реформирования до всех слоев населения, с демонстрацией показательных объектов, наглядно подтверждающих целесообразность преобразований и надежность механизма их реализации.

Неслучайно законы развития инновационных процессов не рекомендуют запускать в массовое производство новации, не прошедшие экспериментальные испытания. Полагаем, что осуществление российской реформы ЖКХ возможно сравнить с запуском пассажирских лайнеров с пассажирами на борту без проведения экспериментальных полетов. Как показывает практика, идея вовлечения в процесс реформирования ЖКХ цивилизованного частного бизнеса полностью провалилась по этой же причине. На сегодняшний день область взаимоотношений в сфере ЖКХ между государством и большинством населения России является одним из основных источников социального напряжения, нередко даже воспринимается как определенное насилие со стороны структур, уполномоченных распоряжаться этой сферой.

Кроме того, перевод на рыночную основу ЖКХ не мог иметь успеха по причине того, что кадры, привлеченные к управлению процессом реформирования этой отрасли, не соответствовали современным квалификационным требованиям и не были заинтересованы в успехе реформ. Последствия управленческих ошибок в ЖКХ, попустительского отношения или халатности неутешительны и даже могут быть опасны для жизни и здоровья населения. Всем нам неоднократно приходилось наблюдать, как в дождливую погоду дорожные службы ремонтируют дорожное покрытие. Это возмущает абсолютно всех, особенно водителей. Очевидно, что такой ремонт долго не прослужит и в следующем году снова придется ремонтировать эту же дорогу, затрачивая дополнительные бюджетные средства. Скорее всего, и рядовых работников дорожных служб это возмущает, поскольку приходится работать в ужасных условиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. При этом качество такого ремонта, конечно, очень низкое.

Считаем, если единожды сделать качественный и своевременный ремонт дорожного полотна, то в будущем можно избежать дополнительных финансовых затрат. Более целесообразно основательно отремонтировать меньший по площади участок дороги, но при этом создать качественные и безопасные условия на дорогах на длительное время, а также существенно улучшить внешний вид города или пригородной зоны .

Достаточно часто у граждан возникают такие вопросы, как: почему коммунальные службы оказываются не готовы к холодам или выпавшим осадкам; где находится специализированная техника для очистки дорог; почему после всех проверок систем отопления происходят прорывы теплотрассы или отключают отопление и т.п. Безусловно, эти и подобные вопросы характеризуют неэффективность управления и низкое качество проводимых работ, которые, в свою очередь, потребуют привлечения дополнительных ресурсов (финансовых, трудовых и пр.) и, скорее всего, вызовут недовольство жителей.

К сожалению, на сегодняшний день несогласованность и необдуманность принятых решений в работе коммунальных, хозяйственных, дорожных служб нередко приводят к нерациональному использованию ресурсов. Если бы каждый руководитель при решении профессиональных вопросов применял экономические принципы, рассматривал рабочий процесс как возможность улучшения условий жизни населения, облагораживания внешнего облика города или пригородной зоны, пытался наиболее эффективно использовать ресурсы, то результаты могли бы быть другими. По нашему мнению, государство должно быть заинтересовано в воспитании граждан не только с ярко выраженной патриотической позицией, но и экономически грамотных на уровне бытовой экономики и в профессиональной сфере.

Следует отметить, что государство предпринимает определенные попытки повысить культуру экономического мышления населения. Например, все чаще на трассе размещаются билборды или плакаты с призывом «Будь Человеком! Не бросай мусор!», «Убери за собой!» и т.д. Однако такие обращения останавливают далеко не всех проезжающих. В результате происходит накопление мусора, негативное воздействие на экологию, ухудшение внешнего вида территории. Также нередки случаи несанкционированных свалок в городской черте. Не имеют действия запреты «Свалка и выброс мусора запрещены», не пугают размеры штрафов. Согласно статистическим данным, площадь свалок в нашей стране ежегодно увеличивается на 0,4 млн гектаров. При этом практически все производственные и бытовые отходы размещаются на санкционированных свалках (общим количеством около 17 тысяч), на полигонах (около 1 тысячи), на несанкционированных свалках (около 13 тысяч) и на промышленных площадках предприятий. Площадь такого размещения отходов в нашей стране сопоставима с территориями Нидерландов (4,15 млн гектаров), Швейцарии (4,12 млн гектаров) .

Увидев сформировавшиеся свалки, население начинает сетовать на чиновников, которые допустили скопление мусора, и на коммунальные службы, которые его не убирают. Но ведь чисто не там, где часто убирают, а там, где не сорят. Поэтому роль воспитания социально-адаптивного, культурного человека, понимающего и осознающего все последствия своих поступков, возрастает в современных условиях. К сожалению, примеры бескультурного поведения граждан во всех сферах жизнедеятельности общества встречаются часто. Важно осознавать, что с каждой выброшенной бутылкой или бумажкой не только наносится урон экологии, истощается почва, отравляется воздух гниющими свалками, но и тратятся собственные денежные средства граждан, полученные посредством налоговых отчислений в бюджет, на уборку и вывоз мусора. Отметим, что в настоящее время практически в каждом регионе России рассматривают новые законопроекты, позволяющие ввести дополнительный налог на вывоз и утилизацию мусора, что еще больше повлияет на финансы каждой семьи или отдельного человека.

Таким образом, несовершенство управления, легкомысленное или даже бескультурное поведение граждан вызывают многочисленные проблемы в ЖКХ. Среди наиболее важных современных проблем ЖКХ специалисты выделяют:

Нерациональное использование ресурсов;

Психологическую неготовность населения и представителей всех структур ЖКХ к эффективному реформированию отрасли;

Сильную изношенность основных фондов, неудовлетворительное состояние большого удельного веса жилых зданий и т.п.;

Низкую энергоэффективность коммунальных сетей и жилищного фонда;

Низкое качество предоставляемых услуг;

Отсутствие прозрачности начисления платы, сложность производства перерасчетов на практике, дополнительные поборы;

Невысокую конкуренцию на рынке управляющих компаний и др.

Самые острые проблемы ЖКХ, по мнению россиян, приведены на рис. 1.

Рис. 1. Основные проблемы ЖКХ с точки зрения населения, %

Как видно из рис. 1, наибольшую обеспокоенность населения вызывает начисление коммунальной платы (23,5 %). Снизить напряженность и, возможно, даже полностью решить эту проблему позволит применение онлайн-систем расчетов. Они детализируют осуществление расчета платежа не только по его конечной величине, но и конкретизируют применение той или иной формулы при многовариантных расчетах. Повышению прозрачности начисления коммунальной платы способствует использование личных кабинетов жильцов, в которых представляется полная информация о всех произведенных услугах и расчетах. Однако, несмотря на очевидное удобство, использование и внедрение подобных технологий не пользуется широкой популярностью среди населения.

Полагаем, что внедрение инновационно-информационных технологий может быть активизировано при повышении уровня следующих факторов:

Образованность и финансовая дисциплина населения в сфере коммунального хозяйства;

Квалификация специалистов в сфере ЖКХ;

Привлечение частных инвестиций или государственная поддержка при оптимизации стоимости инновационных технологий;

Прозрачность системы управления и ликвидация коррумпированности органов местной власти.

При этом большое значение приобретает формирование и развитие культуры экономического мышления населения (рис. 2).

Рис. 2. Процесс формирования культуры экономического мышления населения

С нашей точки зрения, формирование и развитие культуры экономического мышления населения является особенно важным в сложившихся экономических условиях, поскольку это позволит не только расширить экономическое сознание людей, но и обеспечит совершенно новый уровень использования ресурсов, основанный на эффективности и бережливости . Наряду с этим для решения проблем в области ЖКХ целесообразно:

Развивать и внедрять ресурсо- и энергосберегнающие технологии в отрасли;

Создавать и внедрять современные инновационные технологии при строительстве и эксплуатации объектов ЖКХ;

Производить монетаризацию льгот, предполагающую предоставление льгот и субсидий по оплате коммунальных услуг в денежной форме;

Совершенствовать конкуренцию в сфере управления и обслуживания жилищного фонда, внедрять автоматизированные системы управления;

Развивать государственно-частное, а также муниципально-частное партнерство и концессионные отношения и т.д.

Таким образом, реформирование жилищно-коммунального комплекса невозможно представить без эффективного использования качественно новых инновационных технологий, которые уже созданы в нашей стране и могут быть успешно внедрены в практическую повседневную деятельность населения и управляющих (обслуживающих) компаний. Наряду с этим важно укреплять и развивать трехстороннюю интеграцию производства, науки и государства. Вузы призваны стать не только местом накопления, хранения и передачи знаний, но и местом производства инновационных технологий. Считаем, что студенты должны принимать непосредственное участие в разработке решений текущих экономических задач. При этом возможно ожидать социальный эффект в сфере образования, заключающийся в создании качественно новых управляющих компаний, высококвалифицированных и компетентных специалистов.

Полагаем, что образование и просвещение в сфере ЖКХ должно быть непрерывным, начиная распространение экономических знаний с детских садов, школ, ССУЗов, вузов. Это позволит сформировать и развить экономическое мышление и повысить бытовую культуру населения, а также сохранить и преумножить ресурсный потенциал страны. Кроме того, на сегодняшний день крайне важно развивать инвестиционную привлекательность отрасли жилищно-коммунального хозяйства посредством совершенствования законодательной базы , закрепления прав и полномочий инвестора и т.п. Руководству нашей страны на различных уровнях управления следует поддерживать принцип честной конкуренции на рынке коммунальных услуг, что должно благоприятно отразиться на развитии этой отрасли.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и администрации Волгоградской области, проект № 15-46-02521.

Библиографическая ссылка

Соколова С.А., Борисова К.В. ПРОБЛЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ИНДИКАТОР СОСТОЯНИЯ ОБЩЕСТВА // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 11-4. – С. 870-874;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41271 (дата обращения: 27.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Деятельность предприятий, организаций жилищно-коммунального хозяйства оказывает негативные влияния на окружающую среду в результате:

Изъятия большого количества природных вод (поверхностных и подземных) для целей хозяйственного, питьевого и промышленного водоснабжения;

Сброса в водные объекты неочищенных или недостаточно очищенных бытовых и промышленных сточных вод, а также поверхностного стока с урбанизированных территорий;

Выбросов в атмосферу от котельных централизованных систем теплоснабжения;

Размещения на свалках (организованных и неорганизованных) бытовых и промышленных отходов;

Урбанизации природных территорий.

В настоящее время водопроводными сетями подается около 25,5 млрд. м воды в год, в том числе населению и на коммунально-бытовые нужды 17,2 млрд. м3/год.

Состояние 2/3 водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения, не отвечает требованиям государственного стандарта на источники централизованного водоснабжения, что не позволяет обеспечить требуемое качество питьевой воды. В результате около 50% населения России используют для питья воду, не соответствующую гигиеническим требованиям по различным показателям качества.

В настоящее время в РФ централизованные системы водоснабжения имеют 1052 городов (99% от общего количества городов) и 1785 поселков городского типа (81%).

Источниками централизованного водоснабжения служат поверхностные воды, доля которых в общем объеме водозабора составляет 68%, и подземные воды - 32%.

Качество используемых для водоснабжения подземных вод в основном соответствует нормативным требованиям, однако возрастает их загрязнение, в том числе нефтепродуктами, тяжелыми металлами, пестицидами и другими загрязняющими веществами, которые поступают со сточными водами в водоносные горизонты.

В настоящее время около 90% поверхностных и менее 30% подземных вод подвергается обработке с удалением избыточных примесей и обеззараживанием.

Большую экологическую опасность представляют ветхие канализационные сети, так как аварийная утечка сточных вод вызывает загрязнение подземных горизонтов. Дефицит мощностей канализационных сооружений в настоящее время достигает около 9 млн. м3/сут.

Через коммунальные системы канализации в поверхностные воды еже¬годно сбрасывается 13,7 млрд. м3 сточных вод, из которых 8% очищаются до установленных нормативов, 82% сбрасываются недостаточно очищенными.

Большую проблему представляют вопросы утилизации осадков сточных вод. Наличие загрязняющих веществ промышленного происхождения не позволяет использовать осадок сточных вод в качестве удобрений в сельском хозяйстве. Из образующихся ежегодно более 2 млн. т осадка (по сухому веществу) утилизируется только 2-3%, остальной осадок складируется на иловых площадках и из-за их перегрузки является загрязнителем природной среды и подземных вод.

Серьезное положение сложилось с техническим состоянием действующих систем водоснабжения и канализации, их износ с каждым годом нарастает, более 1/3 всех систем требует подлинной замены.

Ежегодно в РФ предприятия внешнего благоустройства осуществляют вывоз более 120 млн. м3 твердых бытовых отходов, уборку около 500 млн. м2 улиц, площадей и других территорий.

В РФ существует 16 спецкомбинатов «Радон», осуществляющих природоохранную деятельность в части радиационной безопасности в закрепленных за ними регионах обслуживания посредством сбора, транспортировки, переработки, хранения и захоронения радиоактивных отходов.