Вмс франции второй мировой войне. Англия и французский флот

Текущая страница: 1 (всего у книги 11 страниц)

Гаррос Л.
Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне

ПРЕДИСЛОВИЕ

Победа над фашизмом во Второй Мировой войне стала результатом коалиционных действий. Франция заняла достойное место среди держав-победительниц. Но ее путь в стан антигитлеровской коалиции был извилист. Флот разделял со страной все взлеты и падения. О его истории книга французского военного историка Л. Гарроса.

Представляемый вниманию читателей материал разделен на две части. В настоящий выпуск вошли главы о действиях ВМФ Франции в 1939–1940 годах: Норвежская и Французская кампании, действия флота в войне с Италией, а затем боях с англичанами в Мерс-эль-Кебире и Дакаре. Во второй части данной книги описываются события, 1941–1945 годов: вооруженный конфликт с Сиамом, действия у побережья Сирии в 1941 г., Мадагаскарская операция, события связанные с североафриканской высадкой союзников и история морских сил Свободной Франции.

Книга Л. Гарроса в некоторых аспектах весьма своеобразна. Прочитав ее, вы наверняка отметите ряд особенностей.

Во-первых, это непривычная нашему читателю французская "специфика" данного произведения. Л. Гаррос высокого мнения о маршале Петэне, генерала де Голля считает чуть ли не предателем, история ВМФ Франции во Второй Мировой войне сводится им, по сути, к истории флота Виши, для которого морские силы Свободной Франции являлись противником.

Во-вторых, вызывает недоумение отсутствие целого ряда известных эпизодов. В книге нет ни слова об участии французских кораблей в поиске германских рейдеров и перехвате прерывателей блокады, слабо отражена конвойная деятельность флота, не описан набег эскадренных миноносцев на Гибралтар в сентябре 1940 года и некоторые другие операции, обойдены вниманием выдающиеся успехи подводного минного заградителя "Рюби"… Зато немало вымышленных побед и смакования, возможно мужественных, но не оказавших никакого влияния на ход войны поступков. Иногда автор едва не скатывается к откровенно авантюрному жанру, например, описывая похождения офицера Буаламбера, который не известно где и с кем провел ночь.

Те, кто хорошо знаком с историографией Второй Мировой войны, уловят и третью особенность, а именно наличие пространных заимствований из трудов других французских историков. В частности, первые четыре главы Гарроса в значительной мере повторяют книгу Раймона де Бело "Французский флот в кампании 1939–1940 годов".

В связи со всем вышесказанным, у кого-то, возможно, возникнет вопрос, а стоило ли, вообще, публиковать эту книгу? Если бы она повествовала о британском, американском или германском флоте, действия которых, пусть не исчерпывающе, но все же описаны в отечественной литературе, ответ был бы отрицательным. С ВМФ Франции пока все иначе. Он по-прежнему остается "белым пятном". Поэтому любая публикация, проливающая свет на эту проблему, как нам кажется, должна представлять определенный интерес. Кроме того задумаемся, много ли известно имен французских историков, пишущих о действиях флотов во Второй Мировой войне? Раймон де Бело, Габриэль Офан, Жак Мор даль, Клод Хуан… и все. Поэтому открытие каждого нового имени во французской военно-морской историографии этого периода – уже само по себе событие. Несомненно заслуживает внимания представленная Гарросом вышеупомянутая французская трактовка событий, отличающаяся от того, что мы привыкли видеть в отечественной историографии, переводах английских и немецких историков. И, наконец, книга Гарроса интересна уже тем, что в ней описываются именно действия флота, а не история какого-нибудь одного типа корабля, как это сейчас в основном делается.

Книга Л. Гарроса публикуется нами полностью, за исключением параграфов "Английские соображения" и "Объяснения Уинстона Черчилля", содержание которых, по вполне понятным причинам, более напоминает политический пасквиль. Авторский текст снабжен комментариями, в т. ч. критического характера. Оригинальный фотоматериал дополнен фотографиями из коллекции "Ретроспективы войны на море". Карты было решено не русифицировать, т. к. они достаточно понятны и без перевода, а, кроме того, при русификации потеряли бы свою французскую стильность. В вопросе транскрипций французских имен и названий мы постарались, по возможности, пойти навстречу стремлению переводчика максимально приблизить русское написание слов к их французскому произношению, что иногда шло вразрез с рекомендациями справочника "Иностранные имена и названия в русском тексте". В тоже время все сложившиеся в серии "Ретроспектива войны на море" нормы транскрибирования названий кораблей остались в силе и для данного выпуска. В частности, названия городов и носящих их имена кораблей даются так, как они пишутся на карте ("Париж", "Страсбур"), некоторые названия для благозвучия даются в переводе ("Циклон", "Австралия"). Кроме того, учитывая трудности, связанные с транскрибированием французских слов, мы решили составить список всех названий и их транскрипций. Он будет помещен во второй части, которая, надеемся выйдет вскоре вслед за первой.

Часть 1

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ В 1939 ГОДУ

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора «Париж» и «Курбэ», три старых, но модернизированных в 1935-36 гг. линкора – «Бретань», «Прованс» и «Лоррэн», два новых линкора «Страсбур» и «Дюнкерк».

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса – "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса – "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д"Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д"Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Внушительны были и торпедные флотилии. Они насчитывали: 32 лидера 1
В ВМФ Франции этот класс кораблей именовался «Contre-torpilleurs». В отечественной литературе, в различных изданиях, этот термин переводился как «эскадренные миноносцы», «контрминоносцы», «лидеры» (ни один из вариантов нельзя признать полностью удачным). Французские крейсера 1 класса по международной классификации – тяжелые крейсера, крейсера 2 класса – легкие крейсера.

– по шесть кораблей типов «Жагуар», «Гепар», «Эгль», «Вокелен», «Фантаск» и два типа «Могадор»; 26 эскадренных миноносцев – 12 типа «Бурраск» и 14 типа «Адруа», 12 миноносцев типа «Мельпомен».

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 г., т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца – "Жоффр" и "Пэнлеве" – но они достроены не были.

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

К этому списку следует добавить авизо, канонерки, тральщики, морские охотники, торпедные катера, суда снабжения. Последние призывались (реквизировались) при мобилизации 2
С началом войны было мобилизовано 29 крупных торговых судов, переоборудованных во вспомогательные крейсера или плавбазы, 2 госпитальных судна, а также 66 сторожевых кораблей и 346 тральщиков, переоборудованных из траулеров и угольщиков.

Морская авиация слишком слабая, но растущая, состояла из 45 штурмовиков, 32 бомбардировщиков, 27 истребителей, 39 разведчиков, 46 торпедоносцев, 164 корректировщиков и др. Всего же было 159 летательных аппаратов корабельного базирования и 194 – берегового 3
В первой линии. Всего же французский флот располагал к 3 сентября 1939 г. 745 летательными аппаратами. В книге Р. де Бело данные, приводимые Л. Гарросом, раскладывается по типам:
– штурмовики (все корабельного базирования) – 9 "Boут-156F", 4PL7, 13PL10/101, 15 "Луар-210" (правильнее было бы считать их истребителями), 4 LN.40;
– бомбардировщики (базовые, поплавковые) – LeO H.257bis;
– истребители (палубные) – "Девуатин-373/376";
– разведчики (базовые летающие лодки) – 20 "Бизерта", 1 "Поте-141", 6 "Луар-70", 4 "Латекор-301 /302", 3 "Латекор-523", 5 LeO H.470;
– торпедоносцы (поплавковые, 18 корабельных и 28 базовых) – 46 "Латекор 290/298";
– корректировщики (69 корабельного и 95 берегового базирования) – 55 "Луар-130", 24 CAMS.55, 4 "Латекор-290", 17 GL812, 8 CAMS.37, 9 GL810, 4 "Фарман-47", 2 "Шорт", 14 "Поте-25", 5 PL15, 17 "Поте-452" и GL.832, 1 "Бессон", 4 автожира. К 1 июня 1940 г., по данным Бело, в первой линии было 38 штурмовиков, 37 бомбардировщиков, 34 истребителя, 55 разведчиков, 260 корректировщиков, 77 торпедоносцев.

Ветераны французского флота вспоминают, что его личный состав был сплочен, дисциплинирован, обладал высокими моральными качествами и полностью предан нации.

Главнокомандующим ВМФ являлся адмирал Дарлан. С 1939 г. он был начальником Главного морского штаба 4
Начальник Главного морского штаба являлся одновременно главнокомандующим ВМФ.

До него этот пост семь лет занимал адмирал Дюран-Вьель. Оба они были высококвалифицированными специалистами и стремились к обновлению флота после 1919 г. Дарлан имел ранг полного адмирала (пять звездочек на рукаве) – наивысший во французском флоте. Это был очень опытный, деятельный и решительный человек. Однако он не слишком вдавался в вопросы стратегии, плохо знал американский флот и недооценивал русский. Но он изменил свои взгляды в апреле 1940 г., и мы далее увидим как. На флоте он пользовался очень высоким авторитетом.

В сентябре 1939 г. структура флота выглядела следующим образом. Главнокомандующему адмиралу Дарлану подчинялись командующие военно-морскими силами на театрах военных действий, командующие силами открытого моря и префекты морских районов. Этих районов насчитывалось пять: Шербур, Брест, Лорьян, Тулон, Бизерта. Вице-адмирал Мишелье, начальник управления портов, заслужил свой авторитет, руководя интендантством, санитарной службой, кораблестроением и морской артиллерией.

Государственным министром флота являлся г-н Кампенши. Оперативными вопросами он не занимался, но участвовал в руководстве боевыми действиями в качестве члена "военного кабинета", куда входили: президент Республики 5
С мая 1932 г. этот пост занимал Альберт Лебрен. Смещен в июле 1940 г. маршалом Петэном.

Премьер-министр, министр национальной обороны (Даладье), министры флота, авиации (Ла Шамбр), колоний (Мандель), маршал Петэн, начальник национального штаба обороны (генерал Гамелен 6
19 мая 1940 г. заменен генералом Максимом Вейганом.

), три главкома – сухопутных сил (ген. Жорж), ВВС (ген. Вюйемен) и ВМФ (Дарлан), начальник штаба колониальных владений (ген. Бюрер). Начальником аппарата морского министра был вице-адмирал Гутон.

В аппарате Дарлана состояли контр-адмирал Ле Люк, капитан 1 ранга Офан и капитан 1 ранга Негадель. Военная миссия в Лондоне возглавлялась вице-адмиралом Одендалем; военно-морским атташе был капитан 1 ранга Ривуар.

Начальниками на театрах военных действий были: "Адмирал Север" (Северное море и часть Ла-Манша, штаб в Дюнкерке) – адмирал Кастекс, затем адмирал Абриаль; "Адмирал Запад" (Атлантика, штаб в Бресте) – адмирал де Лаборд; "Адмирал Юг" (Средиземное море, штаб в Тулоне, затем – в Бизерте) – адмирал Эстева; "Адмирал Южная Атлантика" (штаб в Касабланке) – вице-адмирал Олив 7
В июне 1940 г. его сменил контрадмирал Ландрио, а штаб «Адмирала Южная Атлантика» был перенесен из Касабланки в Дакар. Офан и Мордаль приводят иные наименования должностей военно-морских начальников заморских районов: «Адмирал Африка» (Олив), «Адмирал Антиллы» (Робер), «Адмирал морских сил на Дальнем Востоке» (Деку).

; «Адмирал Западная Атлантика» – адмирал Робер – верховный комиссар Антильских островов, ответственный за оборону Гвианы, островов Мартиника, Гваделупа и пр. Все они подчинялись Дарлану и отвечали за защиту морских коммуникаций, береговую оборону, ПВО и за самостоятельные действия авиации. В их подчинении были корабли и суда, не входившие в состав эскадр.

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ С СЕНТЯБРЯ 1939 Г. ПО МАЙ 1940 Г,
Распределение сил

В сентябре 1939 г. диспозиция французского флота в основном была направлена против Италии, хотя и не было уточнено, как она себя поведет.

Англичане считали, что французский флот должен охранять Гибралтарский пролив, в то время, как свой флот они почти полностью концентрировали в Северном море против Кригсмарине. 1 сентября Италия дала понять, что она не предпримет никаких враждебных действий, и диспозиция французов была изменена: Средиземное море становилось второстепенным театром военных действий, который не представлял никаких препятствий для мореходства. Конвои, доставлявшие из Северной Африки войска на Северо-Восточный фронт и на Ближний Восток, передвигались беспрепятственно. Англо-французское превосходство на море над Германией было подавляющим, тем более, что последняя не была готова к ведению морской войны.

Командование Кригсмарине рассчитывало, что военные действия начнутся не раньше 1944 года. Германия располагала всего лишь двумя линейными кораблями "Шарнхорст" и "Гнейзенау", тремя "карманными" линкорами, пятью легкими крейсерами, 50 миноносцами, 60 подводными лодками, из которых только половина была океанскими 8
Не вполне точные данные. Среди крупных кораблей пропущены тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», вступивший в строй весной 1939 г., и два старых линкора типа «Шлезиен» (шестой легкий крейсер – «Карсруэ» – в это время проходил модернизацию). Количество миноносцев и подводных лодок округлено. В число миноносцев автором включены как новейшие большие эсминцы, так и все уцелевшие к тому моменту старые корабли этого класса постройки 1906–1911 гг., в том числе и переведенные в другие классы. Реально к 3.09.39 у Германии имелись 21 эсминец типов «Маасс» и «Рёдер», 11 миноносцев типа «Ягуар» и четыре старых миноносца. Из 57 подводных лодок океанскими являлись 9 лодок 1-й и IX-й серий.

Суммарное водоизмещение кораблей ее флота составляло всего 1/7 от аналогичного показателя у союзников.

По соглашению с британским адмиралтейством, французский флот брал на себя ответственность за действия у французских берегов Северного моря, затем в зоне к югу от Ла-Манша, а также в Бискайском заливе и в западной части Средиземного моря.

В Бресте находилось то, что называлось "Force de Raide". Это было лучшее, чем мы располагали: "Дюнкерк" и "Страсбур", три крейсера типа "Глуар", два лидера типа "Вольта" и шесть типа "Террибль" 9
Основной задачей этого соединения была борьба с германскими рейдерами в Центральной Атлантике.

Эти силы под командованием адмирала Жансуля были в апреле 1940 г. переведены в Оран. В Оране и в Гибралтаре осенью 1939 г. находилась 2-я дивизия линейных кораблей, т. е. три линкора: "Лоррэн", "Прованс", "Бретань" и шесть эсминцев.

В Тулоне имелись 6 крейсеров 1 класса и 12 лидеров. В Бизерте было 3 крейсера 2 класса и 6 лидеров. На Дальнем Востоке, т. е. в Индокитае, под командованием контр-адмирала Деку находились крейсер "Сюффрен", который перешел на Средиземное море в мае 1940 г., крейсер "Ла Мотт-Пике", авизо "Амираль Шарне", "Дюмон д"Юрвилль", "Риго де Жануйи", "Саворньян де Бразза" (последний вернулся во Францию в конце 1939 г.), подводная лодка "Феникс", погибшая в июне 1939 г. во время учений, и подводная лодка "Эспуар", вернувшаяся во Францию в ноябре 1939 г. Таким образом, Деку практически не имел никаких средств противостоять японцам 10
Впрочем, боевых действий на Дальнем Востоке в 1939-40 гг., по оценкам союзнического верховного военного совета, и не предвиделось. Иначе, дислокация морских сил была бы другой.

Первые операции

Они выполнялись для защиты конвоев и для блокады вражеского побережья. Германские ВМС не подавали признаков жизни 11
Если не считать «признаками жизни», активную минную войну, уничтожение германскими подводными лодками значительного числа торговых судов, действия «карманных» линкоров на океанских коммуникациях союзников…

Вот некоторые события. 13 сентября в порту Касабланка на борту крейсера-минзага «Ла Тур д"Овернь» произошел взрыв сотен снаряженных мин. Погибло 11 офицеров, 180 матросов. В Атлантическом океане 12 и 14 октября вражескими подводными лодками были потоплены танкер «Эмиль Мигэ» и пароход «Бретань». 20 ноября эсминец «Сироко» (командир – капитан 2 ранга Лапеби) артиллерийским огнем в Бискайском заливе потопил германскую подводную лодку «U45» 12
По данным немецких историков Э. Гренера и Ю. Ровера, подводная лодка «U 45» была потоплена 14 октября 1939 г. британскими эсминцами из состава охранения конвоя KJF.3 юго-западнее побережья Ирландии.

Среди других наших потерь числились 9 торговых судов и два рыболовных траулера – «Сен-Клер» и «Барж».

События в Финляндии

30 ноября 1939 г. произошло второе после разгрома Польши военное событие: СССР напал на Финляндию. Последняя обратилась в еще существующую Лигу Наций. СССР отверг посредничество Лиги Наций и был исключен из нее. Скандинавские государства, почувствовавшие приближение бури, воздержались при голосовании.

Рис. 1 Гавань Сен-Тропез. Вид с бака охотника за подводными лодками

Французское адмиралтейство выработало план, требующий определенного времени. На финской границе храбрый народ сдерживал дивизии Красной Армии.

Западный мир, остававшийся нейтральным, тем не менее, осудил эту агрессию. Париж и Лондон готовили возможную акцию и искали случая дать отпор германо-русскому союзу, который им весьма досаждал. Адмирал Дарлан, например, предлагал осуществить высадку войск в Петсамо на севере Финляндии 13
Порт Петсамо был захвачен советским морским десантом к исходу вторых суток советско-финляндской войны.

Этот проект вызвал много возражений, и только в феврале союзнический верховный военный совет решил собрать экспедиционный корпус для действий в Финляндии. Он потребовал от правительств Швеции и Норвегии свободного прохода через их территорию, чтобы занять разработки никеля в районе Петсамо. В этих разработках крайне нуждались как Россия, так и Германия. Для выполнения этого плана французский флот готовил транспорты и корабли ближнего эскорта. А британский флот должен был обеспечить дальнее прикрытие. В то время как из Альп было выделено несколько батальонов стрелков, которые были специально снаряжены для экспедиции, Главный морской штаб собрал 13 боевых кораблей, 5 вспомогательных крейсеров, 4 транспорты, госпитальное судно, 7 грузовых судов и 6 пассажирских лайнеров на рейде Бреста. День "J" предстояло определить правительствам Англии и Франции после дипломатического демарша. Но было потеряно слишком много времени, и только лишь 11 марта 1940 г. премьер-министр Англии Чемберлен объявил, что союзники готовы придти на помощь Финляндии. Но, к сожалению, 12 марта в Москве было подписано перемирие между СССР и Финляндией, а 13 марта боевые действия прекратились.

Экспедиция в Норвегию

Напрасно ли эти войска были посажены на суда? Нет. Французское правительство желало предпринять действия для того, чтобы перерезать коммуникации, по которым Германия импортировала руду из Норвегии. Далеко на севере, вблизи Полярного круга, расположен норвежский город Нарвик, чье название вскоре замелькало в газетных сообщениях. В эти дни только и говорилось о Нарвике. Все надеялись, что удастся добиться немалых результатов операцией, которую должен был осуществить флот. Такая операция, представляла реальную угрозу для Германии.

Рис. 2 Носовая надстройка линкора «Страсбур»

Были предприняты деликатные дипломатические шаги. Но Швеция более, чем Норвегия не хотела войны на своей территории. Они избежали, участия в Первой Мировой войне и хотели избежать участия во Второй Мировой, относясь, к тем редким странам Европы, которые не претерпели никакого ущерба, и их процветание возрастало. Следует добавить, что ни та, ни другая страна не верила союзникам, которые позволили на их глазах разгромить Польшу. С другой стороны, англичане возражали против подобных операций, т. к. не хотели восстановить против себя эти два близких им народа. И вот, 18 марта адмирал Дарлан получил приказ ликвидировать все приготовления к экспедиции, предназначавшейся в Финляндию. Но тремя днями спустя, 21 марта, в результате правительственного кризиса Поль Рейно сменил Даладье в качестве премьер-министра. Рейно выразил свои воинственные намерения. Он заявил, что конфликт с СССР его не пугает. В действительности, Москва, союзник Берлина, без сомнения выступила бы против нас с целью закрепления своего успеха в войне с Финляндией.

"Можно ли организовать полную морскую блокаду Скандинавии?" – спросил Рейно Дарлана. "Невозможно", – ответил он. "Нам пришлось бы проникнуть в Балтийское море, что мы сделать не можем. Мы столкнулись бы с коалицией Германии, Россия и Швеции и не смогли бы маневрировать. Мы не имеем достаточно сильной авиации, чтобы немедленно подавить их аэродромы". Как же тогда заставить Швецию и Норвегию прекратить вывоз руды в Германию?

28 марта в Лондоне собрался союзнический верховный военный совет. Именно тогда было решено, что правительство Англии и Франции исключат любую возможность сепаратного мира. Спустя три месяца это создало существенные трудности. Но никто не мог предполагать, что Германия разгромит Францию за шесть недель. Кроме того, было решено послать ноты правительствам Швеции и Норвегии, чтобы уведомить о постановке мин вдоль побережья Норвегии, с целью заставить торговые суда обходить их в открытом море. Там их можно было бы контролировать. А в то же время контроль был бы невозможен в сотнях фьордов, прорезающих берега Норвегии. Эта нота должна была быть представлена 1 апреля, а минные постановки выполнены 8-го числа. Этим самым мы решительно вторглись в норвежские воды. 5 апреля Дарлан получил приказ собрать в Бресте суда для перевозки экспедиционного корпуса. Те самые, что были там собраны месяцем раньше. Шесть батальонов альпийских стрелков находились на пути в Бретань, также, как и два батальона Иностранного легиона, перевезенных из Северной Африки, и некоторые другие части: артиллерийская группа, рота танков и др.

Они не теряли времени. Дарлан и Главный морской штаб полагали, что союзники могли предотвратить действия немцев, а теперь им придется сражаться.

Операция против Намсуса

Адмиралтейство сформировало отряд кораблей под командованием адмирала Дерьега, который поднял свой флаг на крейсере «Эмиль Бертэн». Отряд состоял из 5-го дивизиона лидеров (командир – капитан 1 ранга Шомель) в составе «Тартю», «Майе Брезе», «Шевалье Поль», 5-го дивизиона миноносцев (капитан 2 ранга Крафт) в составе «Фудруайян», «Брестуа», «Булонэ»; 11-го дивизиона лидеров (капитан 1 ранга Буан) в составе «Бизон», «Милан», «Эпервье». Этот отряд покинул Брест 6 апреля и 8-го прибыл в Скапа-Флоу. Предполагалось, что британские войска будут уже погружены на суда, а французский контингент прибудет им в подкрепление.

Рис. 3 Флагманский корабль адмирала Дерьена крейсер 2 класса «Эмиль Бертен»

Операция по захвату Бергена потерпела неудачу под ударами Люфтваффе. Немцы заняли Осло, Кристиансан, Арендаль, Эгерсун, Берген, Тронхейм, Нарвик и все аэродромы в Южной и Центральной Норвегии. Британский флот ответил решительно и уничтожил германские корабли в прилегавших к Нарвику фьордах. Сухопутные операции развернулись в районе Тронхейма и Нарвика. Французские силы были направлены в Намсус 15
Еще раньше французов в Намсусе была высажена английская 146-я пехотная бригада, которая, не дожидаясь прибытия союзников, начала наступление в направлении Тронхейма и к моменту высадки французских войск находилась уже в 80 км от него, но затем вынуждена была отойти обратно к Намсусу.

А британские – в Андальснес. Французская группа состояла из 5-й полубригады альпийских стрелков (три батальона), доставленной двумя конвоями – быстроходным и тихоходным. Первый из них (под командованием контр-адмирала Кадара) включал вспомогательные крейсера «Эль-Джезаир», «Эль-Кантара», «Эль-Мансур», пассажирские лайнеры «Виль д Оран» и «Виль д"Альжер». Второй конвой состоял из транспортов «Кап-Блан», «Амьенуа», «Сомюр». Эскорт осуществлялся 11-м дивизионом лидеров, к которому вскоре присоединились «Эмиль Бертэн» и 5-й дивизион лидеров. Утром 19 апреля «Майе Брезе» был атакован вражеской подводной лодкой, преследовал ее и оторвался от конвоя. (Позднее этот корабль был уничтожен случайным взрывом собственной торпеды в британском порту Гринок Случилось это 30 апреля. В результате, 3 человека погибли, 17 пропали без вести, 54 – были ранены.

Рис. 4 Адмирал Лаборд инспектирует подразделения Иностранного легиона перед отправкой в Норвегию

Быстроходный конвой первый раз был атакован 16
Авиацией – ред.

19 апреля в Намс-фьоре. «Эмиль Бертэн» получил повреждения и отправился в Скапа-Флоу. Он должен был быть заменен крейсером «Монкальм».

Высадка альпийских стрелков в Намсусе прошла удачно. В ночь с 19 на 20 апреля конвой под командованием контр-адмирала Кадара покинул порт и прибыл на Шетландские острова. Тихоходный конвой, атакованный авиацией, практически не мог защищаться. Германские самолеты уничтожили снабжение, выгруженное на сушу. Операция в Намсусе закончилась полным поражением. И англичане были не более удачливыми.

Рис. 5 Конвой с союзными войсками идет к берегам Норвегии

Приказ об эмбаркации был отдан 28 апреля. Для начала на «Сомюр» и «Амьенуа» погрузили все, что могли. Затем адмирал Кадар 29 апреля вышел из Скапа-Флоу с «Монкальмом», «Бизоном» и вспомогательными крейсерами. 1 мая их атаковали вражеские самолеты. Но 2 мая, несмотря на туман, вошли в порт Намсуса и погрузили всех оставшихся. Большая часть снаряжения была выброшена в море. В 10:00 «Бизон» был поражен бомбой, убившей капитана 1 ранга Буана, его начальника штаба и еще сотню человек. Корабль был потоплен артиллерийским огнем своих кораблей. Около 14:00 – новая воздушная атака. На этот раз жертвой пал британский эсминец «Африди», он затонул. 5 мая экспедиция вернулась в Скапа-Флоу.

Боевые действия в районе Нарвика

Другая полубригада альпийских стрелков покинула Скапа-Флоу на борту пароходов «Дженне», «Фландр» и «Президан Думер» под эскортом лидеров «Тартю», «Милан» и «Шевалье Поль». В мае прибыла 13-я полубригада иностранного легиона и одна польская бригада. Они были погружены на французские суда «Коломби», «Мексик», «Шанонсо» и на британское «Монарк оф Бермуда». Снаряжение следовало на транспортах «Брестуа», «Сен-Фирмэн», «Шато-Пави». На фланге противника с редкой лихостью провел сдерживающие действия эсминец «Фудруайан» (капитан 3 ранга Фонтэн).

Рис. 6 Эскадренный миноносец «Сироко»

В районе Нарвика боевые действия замедлились из-за морозов. Стрелки, легионеры, поляки имели дело с весьма упорным противником – горными егерями австрийца генерала Дитля. 28 мая Нарвик оказался в руках французов, но еще ранее – 24-го был отдан приказ об эмбаркации. Посадка войск на транспорты «Вулькен», «Ансейнь Морис Прешак», «Поль-Эмиль Жавари», а также на британские суда прошла без помех со сторону неприятеля. Морской бой состоялся в открытом море. В ходе него германским линкором «Шарнхорст» был потоплен британский авианосец «Глориес». «Шарнхорст», а также линкор «Гнейзенау», поврежденные торпедами, выбыли из строя на много месяцев 17
В потоплении авианосца «Глориес» участвовал не только «Шарнхорст», но и «Гнейзенау». В этом бою «Шарнхорст» был торпедирован эсминцем «Акаста». Линкор «Гнейзенау» поврежден 20 июня 1940 г. торпедой подводной лодки «Клайд».

Так кончилась операция в Норвегии, на которую возлагалось столько надежд. «Железный путь» был снова открыт.

Операции в Северном море

Британские подводные лодки несли потери, и французское адмиралтейство послало на подмогу 16-й дивизион («Сибилль», «Антиоп», «Амазон», «Орфе») в Харидж вместе с плавучей мастерской «Жюль Берн». Затем в апреле послали 13-й дивизион («Тетис», «Сирсе», «Дорис», «Калипсо») и, наконец, 2-й дивизион («Ашилль», «Касабьянка», «Сфакс») вместе с подводным минным заградителем «Рюби» отбыл в Данди. Все эти подводные лодки были включены в британское соединение под командованием вице-адмирала Хортона 18
Макс Хортон известен как командир подводной лодки «Е 9», одной из самых результативных британских лодок периода Первой Мировой войны; в 1940 г. контр-адмирал, до конца войны занимал должность командующего подводным флотом Великобритании.

и крейсировали у берегов Голландии и в Гельголандской бухте. 21 апреля «Орфе» (капитан-лейтенант Менье) потопила германскую подводную лодку «U 54» 19
Рассказывая об успехе «Орфе» автор, очевидно, стремиться «уравновесить» неприятный факт потери «Дорис» (потоплена германской ПЛ «U 9»). В действительности, подводная лодка «U 54» пропала без вести в Северном море за два месяца до того (последняя ее радиопередача была получена 13 февраля). Предположительная причина гибели – подрыв на минах северо-западнее о. Боркум. Любопытно, что по книге Еремеева и Шергина «Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне» на эту же лодку претендует еще один французский корабль – класса «эсминец», якобы потопивший ее 23 февраля в районе мыса Сент-Висент. Офан и Мордаль пишут, что ее уничтожил эсминец «Симун».

Но 11 мая германская подводная лодка потопила «Дорис». Минзаг «Рюби» (капитан 3 ранга Кабанье) поставил мины у южных берегов Норвегии и в Берген-фьорде 20
На минах, поставленных подводной лодкой «Рюби» в мае-июне 1940 г., противник потерял один морской охотник и семь торговых судов суммарным тоннажем 5478 брт.

4 июня французские подводные лодки вернулись в Средиземное море, за исключением "Рюби", оставшейся в Англии. 8-й дивизион лидеров (капитан 1 ранга Барт) – "Эндомтабль", "Малэн", "Триомфан" – совершил поход в Скагеррак. Эти корабли являлись одними из самых быстроходным в мире и могли развивать скорость до 40 узлов. Они были вооружены пятью 138-мм орудиями и девятью торпедными аппаратами. Дивизион вышел из Розайта 23 апреля, прошел вблизи южных берегов Норвегии, дошел до середины пролива, не встретив противника. После поворота обратно потопил германское рыболовное судно 21
Речь идет о боевом столкновении, которое три французских лидера имели с германскими сторожевыми кораблями (бывшими рыболовными траулерами) «V 702» и «V 709». Французы вели бой нерешительно, и отошли, не сумев потопить ни один из неприятельских кораблей.

Затем он был атакован авиацией, но потерь не понес.

Операция «Диль»

10 мая 1940 г. германские войска предприняли общее наступление на Северо-Восточном фронте, вторгшись в Голландию и Бельгию. Союзнический верховный военный совет немедленно ввел в действие так называемый «План Диль», в соответствии с которым левое крыло союзных войсщи их не подведут. Вице-адмирал Абриаль, назначенной на должность «Адмирала Севера» в ноябре 1939 г., готовил военно-морские силы, для поддержки сухопутным войскам войскам. Зона его ответственности ограничивалась линией от Мон-Сен-Мишель в Бретани до Стет-Пойнт в Англии. До Абриаля этот пост занимал адмирал Кастекс, заболевший и вынужденный уйти в отставку. Кастекс был известен своими научными трук полагалось выдвинуть вперед до предполагаемой оборонительной позиции, на которую отошли бы бельгийские войска и которая совпадала примерно с течением реки Диль. В то же время 7-я французская армия под командованием генерала Жиро выдвигалась к Антверпену и к территории Голландии, вплоть до города Бреда, удерживая устье Шельды и поддерживая голландские дивизии, если бы они в этом нуждались. Планом операции намечалось также во взаимодействии с флотом овладеть голландскими островами. Конечно, в эти первые дни боевых столкновений никто не мог предполагать, что через месяц они завершатся эвакуацией из Дюнкерка. Моряки были уверены, что сухопутные товаридами в области военно-морской стратегии. Перед уходом он оставил нечто вроде завещания, которое можно считать пророческим. В нем он пытался привлечь внимание высшего командования к угрозе прорыва немцев к портам на Па-де-Кале. Кастекс оказался прав. Он понимал, что эта война является следствием противоречий Германии и Великобритании 22
Таким образом, автор пытается представить Францию жертвой англо-германских противоречий.

И что важнейшим условием успеха немцев является овладение побережьем, лежащим напротив их основного врага, откуда можно было бы предпринять высадку в Англию 23
Идея овладения портами не только побережья Па-де-Кале, но также Бискайского залива и Норвегии открыто высказывалась еще в 1929 г. в работе немецкого военного теоретика В. Вегенера «Морская стратегия мировой войны».

Адмирал Абриаль имел свой командный пункт в Дюнкерке в форте № 32. Начальником Северной группы морских секторов (Дюнкерк и Булонь) был контр-адмирал Платон. Начальником морской авиации и противовоздушной обороны был капитан 1 ранга Монреле. Адмирал Абриаль имел в своем распоряжении 11-й ("Кордельер", "Энкомприз" и "Бранльба") и 14-й ("Мельпомен", "Флор" и "Буклье") дивизионы миноносцев, 1-ю группу сторожевых кораблей и 1-ю группу охотников за подводными лодками, авизо "Дилижант", "Амьен" и минный заградитель "Поллюкс".

Рис. 7 Эскадренный миноносец «Адруа»

Вскоре ожидалось прибытие 2-го дивизиона миноносцев («Фуге», «Фрондёр», «Адруа»), а после 10 мая – эскадренных миноносцев «Циклон» и «Сироко». Кроме того, Абриаль располагал двумя подвижными батареями 155-мм пушек и батарей зенитных 90-мм орудий. Из воздушных сил под его началом были две разведывательные эскадрильи, 5-я эскадрилья торпедоносцев 24
Торпедоносных эскадрилий во французском флоте было только четыре. Здесь подразумевается флотилия F5T, состоявшая из трех эскадрилий гидроторпедоносцев «Латекор-298».

Четыре эскадрильи бомбардировщиков, эскадрилья противолодочных самолетов и взаимодействовавшая с флотом группа армейской авиации GC II/8. Многочисленная береговая артиллерия включала батареи в Бре-Дюн, Зейд-Котте, Дюнкерке, в фортах Мардейк и Филипп, в Кале, Булони и т. д.

Боевые действия на островах

Подвижные силы должны были прикрывать продвижение армии Жиро для занятия бельгийского побережья, а также Антверпена, как базы для снабжения, и обеспечить занятие острова Вальхерен, расположенного в устье Шельды. Всем было совершенно ясно, что в это сражение предстояло ввязаться, полностью игнорируя затруднения, с которыми можно встретиться, а именно: бельгийское и голландское командования отказались от какого-то ни было взаимодействия в попытке до конца сохранить нейтралитет. Разведывательная служба достаточно ясно понимала эту ситуацию, и Абриаль был полностью в курсе того, что замышлялось. Еще в первые дни мая он сознавал, что германское наступление обязательно начнется и предупредил об этом Жиро, который, по-видимому, не принял всерьез «разглагольствования этого моряка». Адмирал, который должен был осуществить посадку сухопутных частей, предназначенных для оккупации острова (Вальхерен), не утратил присутствия духа и 9 мая под предлогом проведения «генеральной репетиции» начал грузить на суда предметы снабжения. А 10 мая, когда был отдан приказ выполнять план «Диль», все прошло нормально, без малейших задержек. Части сухопутной армии, действующие на крайнем левом фланге, были представлены 60-й и 68-й дивизиями. Первые отряды прибыли во Флесинген (на острове Вальхерен) в ночь с 10 на 11 мая, а 12-го туда пришли суда «Ньюхевен», «Кот-д"Аржан» и «Кот-д"Азюр». Снабжение прибыло на транспорте «Авон», а боеприпасы – на почтовом судне «Руан». Воздушное прикрытие было доверено 1-й морской флотилии истребителей под началом капитана 3 ранга Жозана, состоящей из эскадрильи АС1 (капитан-лейтенант Ферран) и эскадрильи АС2 (капитан-лейтенант Фольо) – всего 18 самолетов «Поте-631» 25
В названных эскадрильях имелось всего по одному тяжелому истребителю «Поте-бЗ1» (№ 62 и № 169). Основу же их самолетного парка составляли «Девуатин-520» и «Блок-151».

Два истребителя были потеряны, но было сбито шесть германских самолетов.

Гаррос Л.

Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне

ПРЕДИСЛОВИЕ

Победа над фашизмом во Второй Мировой войне стала результатом коалиционных действий. Франция заняла достойное место среди держав-победительниц. Но ее путь в стан антигитлеровской коалиции был извилист. Флот разделял со страной все взлеты и падения. О его истории книга французского военного историка Л. Гарроса.

Представляемый вниманию читателей материал разделен на две части. В настоящий выпуск вошли главы о действиях ВМФ Франции в 1939–1940 годах: Норвежская и Французская кампании, действия флота в войне с Италией, а затем боях с англичанами в Мерс-эль-Кебире и Дакаре. Во второй части данной книги описываются события, 1941–1945 годов: вооруженный конфликт с Сиамом, действия у побережья Сирии в 1941 г., Мадагаскарская операция, события связанные с североафриканской высадкой союзников и история морских сил Свободной Франции.

Книга Л. Гарроса в некоторых аспектах весьма своеобразна. Прочитав ее, вы наверняка отметите ряд особенностей.

Во-первых, это непривычная нашему читателю французская "специфика" данного произведения. Л. Гаррос высокого мнения о маршале Петэне, генерала де Голля считает чуть ли не предателем, история ВМФ Франции во Второй Мировой войне сводится им, по сути, к истории флота Виши, для которого морские силы Свободной Франции являлись противником.

Во-вторых, вызывает недоумение отсутствие целого ряда известных эпизодов. В книге нет ни слова об участии французских кораблей в поиске германских рейдеров и перехвате прерывателей блокады, слабо отражена конвойная деятельность флота, не описан набег эскадренных миноносцев на Гибралтар в сентябре 1940 года и некоторые другие операции, обойдены вниманием выдающиеся успехи подводного минного заградителя "Рюби"… Зато немало вымышленных побед и смакования, возможно мужественных, но не оказавших никакого влияния на ход войны поступков. Иногда автор едва не скатывается к откровенно авантюрному жанру, например, описывая похождения офицера Буаламбера, который не известно где и с кем провел ночь.

Те, кто хорошо знаком с историографией Второй Мировой войны, уловят и третью особенность, а именно наличие пространных заимствований из трудов других французских историков. В частности, первые четыре главы Гарроса в значительной мере повторяют книгу Раймона де Бело "Французский флот в кампании 1939–1940 годов".

В связи со всем вышесказанным, у кого-то, возможно, возникнет вопрос, а стоило ли, вообще, публиковать эту книгу? Если бы она повествовала о британском, американском или германском флоте, действия которых, пусть не исчерпывающе, но все же описаны в отечественной литературе, ответ был бы отрицательным. С ВМФ Франции пока все иначе. Он по-прежнему остается "белым пятном". Поэтому любая публикация, проливающая свет на эту проблему, как нам кажется, должна представлять определенный интерес. Кроме того задумаемся, много ли известно имен французских историков, пишущих о действиях флотов во Второй Мировой войне? Раймон де Бело, Габриэль Офан, Жак Мор даль, Клод Хуан… и все. Поэтому открытие каждого нового имени во французской военно-морской историографии этого периода - уже само по себе событие. Несомненно заслуживает внимания представленная Гарросом вышеупомянутая французская трактовка событий, отличающаяся от того, что мы привыкли видеть в отечественной историографии, переводах английских и немецких историков. И, наконец, книга Гарроса интересна уже тем, что в ней описываются именно действия флота, а не история какого-нибудь одного типа корабля, как это сейчас в основном делается.

Книга Л. Гарроса публикуется нами полностью, за исключением параграфов "Английские соображения" и "Объяснения Уинстона Черчилля", содержание которых, по вполне понятным причинам, более напоминает политический пасквиль. Авторский текст снабжен комментариями, в т. ч. критического характера. Оригинальный фотоматериал дополнен фотографиями из коллекции "Ретроспективы войны на море". Карты было решено не русифицировать, т. к. они достаточно понятны и без перевода, а, кроме того, при русификации потеряли бы свою французскую стильность. В вопросе транскрипций французских имен и названий мы постарались, по возможности, пойти навстречу стремлению переводчика максимально приблизить русское написание слов к их французскому произношению, что иногда шло вразрез с рекомендациями справочника "Иностранные имена и названия в русском тексте". В тоже время все сложившиеся в серии "Ретроспектива войны на море" нормы транскрибирования названий кораблей остались в силе и для данного выпуска. В частности, названия городов и носящих их имена кораблей даются так, как они пишутся на карте ("Париж", "Страсбур"), некоторые названия для благозвучия даются в переводе ("Циклон", "Австралия"). Кроме того, учитывая трудности, связанные с транскрибированием французских слов, мы решили составить список всех названий и их транскрипций. Он будет помещен во второй части, которая, надеемся выйдет вскоре вслед за первой.

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ В 1939 ГОДУ

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора "Париж" и "Курбэ", три старых, но модернизированных в 1935-36 гг. линкора - "Бретань", "Прованс" и "Лоррэн", два новых линкора "Страсбур" и "Дюнкерк".

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса - "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса - "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д"Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д"Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Внушительны были и торпедные флотилии. Они насчитывали: 32 лидера - по шесть кораблей типов "Жагуар", "Гепар", "Эгль", "Вокелен", "Фантаск" и два типа "Могадор"; 26 эскадренных миноносцев - 12 типа "Бурраск" и 14 типа "Адруа", 12 миноносцев типа "Мельпомен".

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 г., т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца - "Жоффр" и "Пэнлеве" - но они достроены не были.

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

К этому списку следует добавить авизо, канонерки, тральщики, морские охотники, торпедные катера, суда снабжения. Последние призывались (реквизировались) при мобилизации.

Морская авиация слишком слабая, но растущая, состояла из 45 штурмовиков, 32 бомбардировщиков, 27 истребителей, 39 разведчиков, 46 торпедоносцев, 164 корректировщиков и др. Всего же было 159 летательных аппаратов корабельного базирования и 194 - берегового.

Ветераны французского флота вспоминают, что его личный состав был сплочен, дисциплинирован, обладал высокими моральными качествами и полностью предан нации.

Главнокомандующим ВМФ являлся адмирал Дарлан. С 1939 г. он был начальником Главного морского штаба. До него этот пост семь лет занимал адмирал Дюран-Вьель. Оба они были высококвалифицированными специалистами и стремились к обновлению флота после 1919 г. Дарлан имел ранг полного адмирала (пять звездочек на рукаве) - наивысший во французском флоте. Это был очень опытный, деятельный и решительный человек. Однако он не слишком вдавался в вопросы стратегии, плохо знал американский флот и недооценивал русский. Но он изменил свои взгляды в апреле 1940 г., и мы далее увидим как. На флоте он пользовался очень высоким авторитетом.

В сентябре 1939 г. структура флота выглядела следующим образом. Главнокомандующему адмиралу Дарлану подчинялись командующие военно-морскими силами на театрах военных действий, командующие силами открытого моря и префекты морских районов. Этих районов насчитывалось пять: Шербур, Брест, Лорьян, Тулон, Бизерта. Вице-адмирал Мишелье, начальник управления портов, заслужил свой авторитет, руководя интендантством, санитарной службой, кораблестроением и морской артиллерией.

Себастьяно Кастильоне - успешный бизнесмен. В его жизни есть все - деньги, власть, женщины. Единственное, чего ему не хватает, - должности генерального директора семейной фирмы. Его дед строго убежден, что Себастьяно еще не готов занять эту должность. Ведь у него до сих пор нет семьи. Себастьяно решается на отчаянную авантюру и предлагает Поппи, с которой познакомился несколько часов назад, сыграть роль его невесты в обмен на исполнение трех ее заветных желаний…

Мишель Кондер
Мастер-класс от плейбоя

Глава 1

Себастьяно мельком взглянул на дорогой "ролекс" на запястье, взбегая по лестнице в здание "ЭсДжиСи Тауэре" - лондонский офис его компании. С самого утра его не покидало предчувствие, что сегодня будет особенный день.

Он ждал этого дня два года. И вот наконец-то его упрямый дед готов сдаться и передать бразды правления семейным бизнесом в его руки.

Охранник коротко кивнул ему на входе, ни капли не удивившись, увидев босса воскресным утром.

Смотрели вчера игру, босс? - спросил Берт, широко ухмыляясь.

Не злорадствуй, - парировал Себастьяно.

Извините, сэр, - ответил охранник, улыбнувшись еще шире.

Дружеские подначивания веселили Себастьяно. Слишком часто люди из его окружения прятались за маской нетерпеливого почтения, желая поживиться за его счет. И все потому, что он родился в богатстве и роскоши.

На столе у Берта лежала газета. Себастьяно мельком взглянул на свою фотографию. Папарацци засняли его прошлой ночью, когда он покидал шикарную и нестерпимо скучную вечеринку. Очевидно, его бывшая любовница увидела такую же фотографию в Интернете. Сегодня она приехала ни свет ни заря в его дом на Парк-Лейн, чтобы узнать, почему он не пригласил ее.

Ответ "Я об этом не подумал" оказался провальным. Отношения, можно сказать, покатились по наклонной и закончились, когда она предъявила ему ультиматум: либо они переходят на новый уровень, либо расстаются. Себастьяно добивался ее с безжалостной решимостью, благодаря которой он вошел в список "Форбс 500" в возрасте тридцати одного года, да и переспал он с ней всего лишь один раз.

Что мало на него похоже. Он был молодым, здоровым мужчиной с вполне очевидными потребностями. Но в последнее время его сексуальная жизнь слегка поутихла. Видимо, из-за чертовой ситуации с дедом. Не говоря уже о том, что он работал по двадцать часов в день, чтобы завершить сделку, которая выведет его на первое место на рынке гостиничного строительства.

Конечно, он извинился перед всемирно известной балериной. Ее это абсолютно не впечатлило. Она послала ему элегантный воздушный поцелуй, промурлыкала, что он потерял ее навсегда, и изящно ушла из его жизни.

В следующий раз повезет, босс? - с деланым раскаянием сказал Берт.

Себастьяно рассмеялся. Он знал, что Берт имел в виду вчерашний футбольный матч, в котором его любимая команда разгромила любимую команду Себастьяно в пух и прах.

Твои снова победили, - сказал Себастьяно, направляясь в сторону лифтов. - Я подниму тебе зарплату.

Себастьяно вошел в лифт, нажал кнопку нужного этажа. Он надеялся, что его ассистент, Пола, успела собрать воедино отчеты, которые он хотел представить своему деду этим утром.

Не то чтобы дед не верил в деловую хватку внука. Нет, он хотел, чтобы Себастьяно женился на прекрасной девушке, которая однажды станет матерью дюжины маленьких себастьянят. Старик хотел, чтобы у него было что-то помимо работы, некий баланс между работой и жизнью. Для деда - это конечно же его несравненная Нонна.

Как я могу доверить тебе еще одну ответственную должность, если ты совсем не умеешь отдыхать? - сказал его дед всего месяц назад. - Мы с твоей бабушкой хотим, чтобы ты был счастлив, Бастиан. Ты знаешь, как мы волнуемся за тебя.

Знаешь, я сам о себе могу позаботиться! - прорычал Себастьяно. - И ты не умираешь. По крайней мере, пока.

Но его бабушка и дедушка были итальянцами старой закалки. Они были убеждены: если прекрасная женщина не готовит ему еду и не согревает его постель - значит, он одинок, и его жизнь не имеет смысла.

Для Себастьяно смыслом жизни была работа. Каждое утро он просыпался с желанием открыть новые возможности для своего бизнеса, бросить вызов деловому миру.

В его жизни не было места любви или браку. И он не собирался что-либо менять. И если в его жизни были одинокие ночи, когда он просто наслаждался видом из окна на сверкающие огни того города, в котором оказался… что ж, так тому и быть.

Сейчас он был в самом расцвете сил, и, поскольку он только что купил крупнейшую британскую компанию по поставкам стали и бетона, не было лучшего времени, чтобы взять на себя роль главы "Кастильоне Европа". Два предприятия так красиво сочетались, что Себастьяно уже попросил свою команду по маркетингу и продажам разработать план перехода в индустрию реконструкции отелей по всей Восточной Европе.

Ему просто нужно убедить своего трудолюбивого дедушку уйти в отставку и провести последние годы с обожаемой женой на семейной вилле в Амальфи, в Италии, на полуострове Сорренто у Салернского залива. Тогда, и только тогда Себастьяно сможет возместить ущерб, который он причинил своей семье пятнадцать лет назад.

Себастьяно вышел из лифта на представительском этаже, на автомате включил свет и услышал, как на его телефон пришло сообщение. Включив кофемашину по пути в свой кабинет, он открыл сообщение и напрягся.

Он прочитал его дважды. По-видимому, Пола сейчас находилась в больнице неотложной помощи. Ее муж повредил лодыжку. Отчет, который он требовал, все еще был на ее компьютере.

Он ответил, что надеется, что с ее мужем будет все в порядке, взял со стола ее ноутбук и перенес его в свой кабинет. Себастьяно пробежал глазами по всем иконкам и папкам на экране ноутбука, но не увидел ни одной папки, которая могла бы содержать необходимый ему отчет.

Замечательно. Просто замечательно.

Поппи проверила часы с Микки-Маусом на запястье и застонала. Ей нужно выбираться отсюда. Саймон, ее брат, ждал ее, и он всегда нервничал, когда она опаздывала. Еще и у Мэри-Энн, их замечательной соседки, которая была им обоим как мать, диагностировали рассеянный склероз. Для женщины столь прекрасной не только внешне, но и внутренне это был жестокий удар.

Стараясь не думать об ужасных новостях, Поппи туже затянула волосы в конский хвост и продолжила просматривать юридический отчет, который она хотела представить руководству завтра утром. У нее осталась только одна неделя стажировки в "ЭсДжиСи Интернешнл", и она хотела убедиться, что со всем справилась. Кто знает, как только она получит степень по юриспруденции, может, ей предложат здесь должность, если она произведет благоприятное впечатление на власть имущих - высшую власть, босса своего босса, Себастьяно Кастильоне. Лично они не были знакомы, но она видела его в офисе.

Поппи поймала себя на мысли, что грезит о таинственном, привлекательном мужчине, напомнила себе, что у этого мужчины репутация распутника. Она сложила папки, с которыми работала, обратно в шкаф и выключила компьютер. Поппи с удовольствием поработала бы сегодня из дома, но ноутбук, который она использовала для учебы, был старее ее бабушки и не запускал необходимую ей для работы программу.

Поппи потянулась и уже собралась уйти, когда заметила книгу по юриспруденции, которую одолжила у Полы неделю назад. Завтрашний день будет напряженным, так что имело смысл вернуть книгу по пути домой.

Вообще-то у нее не было доступа на священную землю большого босса, но, поскольку ее руководитель одолжил ей свой пропуск, сегодня доступ есть. Тем не менее на секунду она заколебалась. Она не хотела втягивать мистера Адамса в неприятности; с другой стороны, она не хотела задерживать одолженную книгу, а потом еще долго и нудно извиняться за задержку.

Решившись, она схватила книгу и направилась к лифту. С двенадцати лет Поппи кочевала по детским домам и приемным семьям, заботилась о младшем брате, который был глухим от рождения; она прекрасно знала, что единственный выход из нищенского существования - самосовершенствование. Судьба дала им второй шанс, когда Мэри-Энн нашла их с братом, тесно прижавшихся к обогревателю на станции Паддингтон восемь лет назад.

Девушка активировала карту доступа, нажала кнопку представительского этажа в лифте и терпеливо ждала, когда лифт остановится на нужном этаже. Проходя по мягкому ковровому покрытию приемной мистера Кастильоне, Поппи остановилась, чтобы полюбоваться потрясающим видом на Лондон, который она так редко могла наблюдать. Несмотря на бледно-серое небо, город выглядел прекрасно благодаря сочетанию новой и старой архитектуры. Казалось, будто никакие беды не достанут тебя, пока ты здесь. Но Поппи знала: стоит только спуститься вниз, и все зло мира может поглотить тебя, если позволить.

По реакции читателей на нее стали понятны две вещи:
— большая часть читателей все ещё не знает, с какими «союзниками» в лице Лондона приходилось иметь дело Сталину во время Второй мировой войны и потому удивлена расстрелам ими демонстраций и бомбардировкам Греции;
— меньшая часть все это знает и в качестве примера вспоминает удар англичан по союзному французскому флоту летом 1940 года.
Предательский удар в спину.

Один из самых известных фотоснимков лета 1940 года – «танцующий» Гитлер, радующийся своему невероятному успеху во Франции. Поводов для улыбок у германского рейхсканцлера и впрямь было предостаточно. Зато те же факты в отличие от Гитлера, руководителям Великобритании оптимизма не добавляли. В сентябре 1939 года две сверхдержавы объявили Германии войну. Прошло девять с половиной месяцев и одной из них более не существовало. 22 июня 1940 года Франция капитулировала.

По условиям капитуляции французы должны были демобилизовать свои вооруженные силы: французской армии более не существовало. Но англичан более всего беспокоила не армия, а французский флот. А что если французские боевые корабли будут захвачены немцами?

Англичане действовали решительно. Операция «Катапульта» была подготовлена британцами в беспрецедентно короткие сроки и проведена всего через 11 дней после капитуляции Франции. Пикантность ситуации заключалось в том, что на этот раз британцы наносили удар своему союзнику, а не врагу. Безобразная сцена разыгралась на палубах французских кораблей, стоявших в английских портах Портсмуте, Плимуте и Девонпорте. Французские моряки, естественно, не ожидали нападения со стороны своих товарищей по оружию.

«Выступление было неожиданным и в силу необходимости внезапным» 1 - напишет позднее Черчилль. Все корабли - 2 линкора, 4 крейсера, 8 эсминцев, 12 подводных лодок и около 200 тральщиков и охотников за подлодками - ранним утром 3 июля 1940 года были силой захвачены британцами. Нападение было столь неожиданным, что вооруженное сопротивление англичанам успел оказать лишь экипаж подлодки «Сюркуф». Французские экипажи кораблей были насильно высажены на берег и интернированы «не без кровавых инцидентов» 2 . Захваченные таким пиратским способом суда включены в состав военно-морских сил Великобритании...

Но главная трагедия разыгралась не в английских портах, а на стоянках французского флота Оране, Мерс-эль-Кебире и Дакаре. Утром того же 3-го июля 3 1940 года к Орану подошла британская эскадра под командованием адмирала Соммервелла. Французскому адмиралу Жансулю, командующему французской эскадрой, англичанами был предложен следующий ультиматум:

  • продолжать сражаться против Германии и Италии в составе британского флота;
  • просто перевести суда в английские порты, при этом французские экипажи возвращались во Францию, а корабли оставались в руках англичан до конца войны;
  • перевести корабли во французскую Вест-Индию или затопить их в течение 6 часов. 4

Адмирал Жансуль британский ультиматум отверг. Об этом доложили Черчиллю, и в 18.25 (в преддверии истечения ультиматума) командующий английской эскадрой получил окончательное распоряжение своего премьера: «Французские корабли должны либо принять наши условия, либо потопить себя или быть потопленными вами до наступления темноты». 5 Но британский адмирал Соммервелл для сохранения внезапности открыл огонь, не дожидаясь истечения срока ультиматума! В 18.00 он радировал, что ведет бой 6 . Случилось то, что французские моряки никак не ожидали: английские корабли действительно начали стрелять! Это был не бой, не морское сражение. Это был расстрел совершенно не готовых к отпору французов.

«…Корабли в Оране не были в состоянии сражаться. Они стояли на якоре не имея никакой возможности маневра или рассредоточения… Наши корабли дали английским кораблям возможность произвести первый залпы, которые, как известно, на море имеют решающее значение на таком расстоянии. Французские корабли уничтожены не в честном бою». 7

Линкор «Бретань», стоявший в Оране, от прямого попадания бомбы в пороховые погреба взлетел на воздух и в течение нескольких минут исчез в морской пучине. Линкор «Прованс», получив тяжелые повреждения, выбросился на берег; линкор «Дюнкерк» в условиях ограниченных возможностей для маневра плотно сел на мель. Линейный крейсер «Страсбург» с пятью эсминцами и несколькими подводными лодками, хотя и был поврежден британскими самолетами-торпедоносцами, все же сумел прорваться сквозь английскую эскадру к родному берегу с боем.

Британское адмиралтейство могло быть довольно: все новейшие линкоры Франции были выведены из строя. Последний из них, «Ришелье», находившийся в Дакаре, был атакован английскими самолетами-торпедоносцами с авианосца «Гермес» и сильно поврежден. Всего за время операции «Катапульта» погибло около 1300 французов 8 . В ответ на этот акт вероломства, французское правительство, не объявляя Англии войны, разорвало с ней дипломатические отношения.

А все же могли ли немцы захватить французский флот? Может быть, британский удар по вчерашним соратникам был обоснованным. Ответ на этот вопрос отрицательный. Французский флот в своих портах подлежал разоружению. Никаких документов, обуславливающих переход или передачу боевых французских кораблей немцам, не подписывалось. «…В условиях перемирия не содержалось никаких прямых посягательств немцев на французский военно-морской флот» 9 - говорит в своих мемуарах Шарль де Голль. Единственное обязательство, которое Франция брала на себя – это более не воевать против Германии.

Только через два года после «Катапульты», 26 ноября 1942 года немецкие войска впервые попытались захватить французский флот – когда они вошли в Тулон 10 . Получилось у Гитлера взять под контроль корабли Франции? Нет, находившийся там французский флот по приказу правительства Виши был затоплен.
На дно отправились: 3 линкора, 8 крейсеров, 17 эскадренных миноносцев, 16 миноносцев, 16 подводных лодок, 7 сторожевиков, 3 патрульных судна, 60 транспортов, тральщиков и буксиров 11 . Как видим, у французов рука не дрогнула. Почему? Потому, что они никогда не были германскими марионетками, и свой флот не собирались отдавать ни немцам, ни англичанам. И накануне коварной британской операции «Катапульта» гарантии того, что боевые корабли ни при каком раскладе в руки немцев не попадут, Франция Черчиллю давала…

Но историю, как известно, пишут победители. Сегодня о предательском ударе Британии по своим французским союзникам практически не пишут. А если и упоминают, то акценты расставляют так: это был вынужденный акт, выбора не было.

Фото из журнала Вермахта «Сигнал» (Hitlers wartime picture magazine, Prentice-Hall, Inc.,1976):

Агония линкора «Бретань»

1 Уинстон Черчилль. «Вторая мировая война», с. 406
2 Ш. де Голль. Военные мемуары. Призыв 1940-1942., М: АСТ, 2003. с. 110
3 Удар по французскому флоту наносился англичанами синхронно во всех портах, иначе была бы потеряна внезапность – залог уничтожения кораблей.
4 К. Пулман. Арк Ройал./Первые залпы британского флота. М.: АСТ, 2004, с. 531
5 Там же, с. 531
6 Там же, с. 532
7 Ш. де Голль. Военные мемуары. Призыв 1940-1942. М: АСТ, 2003. с. 321
8 А. Тейлор. Вторая мировая война/ Вторая мировая война: два взгляда. М... 1994, с. 421
9 Ш. де Голль. Военные мемуары. Призыв 1940-1942., М., 2003, с. 111
10 Незадолго до этого англичане и американцы высадились в Алжире, т.е. на африканской территории Франции. После упорного сопротивления англосаксам французский адмирал Дарлан перешел на их сторону. Поэтому Германия была вынуждена оккупировать территорию оставшейся «свободной» Франции, чтобы избежать там возможной высадки англичан и американцев.
11 Ш. де Голль. Военные мемуары. Единство. 1942 -1944. М: АСТ, 2003. с. 59

ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛОТ В 1939 ГОДУ

Когда в сентябре 1939 г. началась война, в состав французского флота входили семь линейных кораблей, в том числе два старых линкора "Париж" и "Курбэ", три старых, но модернизированных в 1935-36 гг. линкора - "Бретань", "Прованс" и "Лоррэн", два новых линкора "Страсбур" и "Дюнкерк".

Имелось два авианесущих корабля: авианосец "Беарн" и авиатранспорт "Коммандан Тест".

Крейсеров насчитывалось 19, из них 7 крейсеров 1 класса - "Дюкен", "Турвилль", "Сюффрен", "Кольбер", "Фош", "Дюплекс" и "Альжери"; 12 крейсеров 2 класса - "Дюге-Труэн", "Ла Moтт-Пике", "Примоге", "Ла Тур д"Овернь" (бывш. "Плуто"), "Жанна д"Арк", "Эмиль Бертэн", "Ла Галиссоньер", "Жан де Вьен", "Глуар", "Марсейез", "Монкальм", "Жорж Лейг".

Внушительны были и торпедные флотилии. Они насчитывали: 32 лидера - по шесть кораблей типов "Жагуар", "Гепар", "Эгль", "Вокелен", "Фантаск" и два типа "Могадор"; 26 эскадренных миноносцев - 12 типа "Бурраск" и 14 типа "Адруа", 12 миноносцев типа "Мельпомен".

В число 77 подводных лодок входили крейсерская лодка "Сюркуф", 38 подводных лодок 1 класса, 32 лодки 2 класса и 6 подводных минных заградителей.

Суммарное водоизмещение 175 вышеперечисленных кораблей составляло 554.422 тонн. Кроме пяти старых линкоров все остальные корабли вступили в строй после 1925 г., т. е. флот был относительно молодым.

В постройке находились четыре линкора: "Ришелье", "Жан Бар", "Клемансо" и "Гасконь". Первые два должны были вступить в строй в 1940 г. Строились также два авианосца - "Жоффр" и "Пэнлеве" - но они достроены не были.

В постройке находились 3 крейсера 2 класса ("Де Грасс", "Шато-рено", "Гишен"), 4 лидера типа "Могадор", 12 эсминцев типа "Арди", 14 миноносцев типа "Фьер", 5 подводных лодок 1 класса, 16 подводных лодок 2 класса, а также 4 подводных минных заградителя. Всего в разных стадиях постройки было 64 корабля суммарным водоизмещением 271.495 тонн.

К этому списку следует добавить авизо, канонерки, тральщики, морские охотники, торпедные катера, суда снабжения. Последние призывались (реквизировались) при мобилизации .

Морская авиация слишком слабая, но растущая, состояла из 45 штурмовиков, 32 бомбардировщиков, 27 истребителей, 39 разведчиков, 46 торпедоносцев, 164 корректировщиков и др. Всего же было 159 летательных аппаратов корабельного базирования и 194 - берегового .

Ветераны французского флота вспоминают, что его личный состав был сплочен, дисциплинирован, обладал высокими моральными качествами и полностью предан нации.

Главнокомандующим ВМФ являлся адмирал Дарлан. С 1939 г. он был начальником Главного морского штаба . До него этот пост семь лет занимал адмирал Дюран-Вьель. Оба они были высококвалифицированными специалистами и стремились к обновлению флота после 1919 г. Дарлан имел ранг полного адмирала (пять звездочек на рукаве) - наивысший во французском флоте. Это был очень опытный, деятельный и решительный человек. Однако он не слишком вдавался в вопросы стратегии, плохо знал американский флот и недооценивал русский. Но он изменил свои взгляды в апреле 1940 г., и мы далее увидим как. На флоте он пользовался очень высоким авторитетом.

В сентябре 1939 г. структура флота выглядела следующим образом. Главнокомандующему адмиралу Дарлану подчинялись командующие военно-морскими силами на театрах военных действий, командующие силами открытого моря и префекты морских районов. Этих районов насчитывалось пять: Шербур, Брест, Лорьян, Тулон, Бизерта. Вице-адмирал Мишелье, начальник управления портов, заслужил свой авторитет, руководя интендантством, санитарной службой, кораблестроением и морской артиллерией.

Государственным министром флота являлся г-н Кампенши. Оперативными вопросами он не занимался, но участвовал в руководстве боевыми действиями в качестве члена "военного кабинета", куда входили: президент Республики , премьер-министр, министр национальной обороны (Даладье), министры флота, авиации (Ла Шамбр), колоний (Мандель), маршал Петэн, начальник национального штаба обороны (генерал Гамелен), три главкома - сухопутных сил (ген. Жорж), ВВС (ген. Вюйемен) и ВМФ (Дарлан), начальник штаба колониальных владений (ген. Бюрер). Начальником аппарата морского министра был вице-адмирал Гутон.

В аппарате Дарлана состояли контр-адмирал Ле Люк, капитан 1 ранга Офан и капитан 1 ранга Негадель. Военная миссия в Лондоне возглавлялась вице-адмиралом Одендалем; военно-морским атташе был капитан 1 ранга Ривуар.