Внешняя политика ссср военные годы. Внешняя политика ссср в предвоенные годы — гипермаркет знаний

Основные направления советской внешней политики конца 20-х - начала 30-х гг. разрабатывались под непосредственным руководством Сталина и были одобрены VI конгрессом Коминтерна в 1928 г. На этом конгрессе проявились противоречия между Сталиным и Бухариным (одним из руководителей ИККИ) в области международных отношений. Если последний предлагал сосредоточить внимание коммунистов на обеспечении единства рабочего движения, то сталинская точка зрения сводилась к тому, что в связи с угрозой глобального экономического кризиса международная напряжённость достигла своего предела, и эту ситуацию необходимо использовать для укрепления коммунистического движения. Исходя из этого сталинские предложения, которые и были одобрены конгрессом, сводились к следующему:

Отказаться от любого сотрудничества с социал-демократами, которые рассматривались как главные враги рабочего класса;

Бороться против реформистских влияний в среде рабочего класса и создавать новые профсоюзы, подконтрольные только коммунистам;

Очищать коммунистические партии от всех не согласных с генеральной линией Коминтерна.

В практике деятельности Коминтерна после VI конгресса утвердился термин "социал-фашизм", который отражал концепцию Сталина о сближении в перспективе социал-демократии и фашизма. В своём выступлении на XVI съезде ВКП(б) в 1930 г. он заявил, что мировой экономический кризис перерастает в кризис политический, который влечёт за собой нарастание угрозы новой войны и подъём революционного движения. Степень революционности любой коммунистической партии оценивалась теперь в зависимости от того, насколько безоговорочно она готова была защищать Советский Союз как первое в мире государство рабочих и крестьян, а не в соответствии с принципом международной солидарности трудящихся.

Тезисы о нарастании противоречий в капиталистическом мире и о постоянной внешней угрозе для СССР играли важную роль в развитии внутриполитической ситуации. При этом в начале 30-х гг. советское руководство стремилось избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна находилась в процессе глубочайших преобразований. В связи с этим усилия советской дипломатии были направлены на расширение и урегулирование отношений с другими государствами. В свою очередь, крупнейшие капиталистические страны были заинтересованы в сотрудничестве с СССР, который рассматривался как огромный потенциальный рынок. А рост экстремизма националистического толка в Германии, целью которого был отказ от условий Версальского договора, создавал базу для сотрудничества между всеми европейскими державами, стремившимися сохранить послевоенный status quo. В 1932 г. Советский Союз заключил пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей, Францией. После назначения канцлером Германии А. Гитлера в январе 1933 г. советско-германские отношения, развивавшиеся в 20-е гг., стали стремительно ухудшаться. В июне 1933 г. СССР заявил о прекращении военного сотрудничества двух стран. В октябре того же года Германия отозвала своих представителей с Женевской конференции по разоружению, а затем вышла из Лиги наций. К концу 1933 г. национал-социалистический режим в Германии приобрёл уже законченный вид, но лишь в 1935 гг. на VII конгрессе Коминтерна фашизм был официально признан в качестве врага №1.



В этих условиях Советский Союз формирует новую внешнеполитическую доктрину. Суть её заключалась в соблюдении нейтралитета в любом конфликте и в участии в создании системы коллективной безопасности, которое было невозможно без расширения сотрудничества с западными демократиями. Показательно то, что к середине 30-х гг. в большинстве европейских стран сложились тоталитарные или авторитарные режимы. Немаловажную роль в реализации новой внешнеполитической программы сыграл М.М. Литвинов, в 1930 г. занявший пост наркома иностранных дел.

В конце 1933 г. состоялся визит Литвинова в Вашингтон, где в результате переговоров с новым президентом США Ф.Д. Рузвельтом были установлены дипломатические отношения между СССР и США. В сентябре 1934 г. Советский Союз был принят в Лигу наций и сразу же стал постоянным членом её Совета, что означало его возвращение в международное сообщество в качестве великой державы. В 1935 г. был подписан договор о взаимопомощи в случае агрессии третьей страны с Францией, но он не был подкреплён военной конвенцией (как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять месяцев после его подписания, в феврале 1936 г.



Ратификация вышеупомянутого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное - в Красной Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении к Германии Австрии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.

В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией договор о ненападении, что заставляет советское руководство подумать о безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было очень неспокойно. Япония, оккупировавшая в 1931 г. Манчжурию, в 1937 г. перешла к агрессии против остальной территории Китая и Монголии. Действия японских войск затронули и территорию СССР: в августе 1938 г. в районе озера Хасан произошло сражение между советскими и японскими войсками, закончившееся изгнанием японцев с территории, которую они собирались захватить. Следующая попытка была предпринята у реки Халхин-Гол в Монголии, здесь бои длились несколько месяцев, и советским войскам удалось успешно отразить все атаки японцев. 15 сентября 1939 г. было подписано перемирие с японской стороной.

На фоне этих событий Советский Союз должен был определиться в выборе наиболее надёжного союзника. Предпринимались попытки заключить трёхстороннее соглашение с Великобританией и Францией, военные гарантии которого распространялись бы на всю Восточную Европу от Румынии до прибалтийских государств. Но одновременно статс-секретарь германского министерства иностранных дел фон Вайцзекер был поставлен в известность о желании советского правительства улучшить отношения с Германией, несмотря на идеологические разногласия. Западные страны, стремясь воспрепятствовать советско-германскому сближению, затягивали переговоры и старались выяснить намерения Германии. Позиция же руководителей Франции и Великобритании на Мюнхенской конференции повлекла за собой настороженность со стороны СССР. Англо-франко-советские переговоры летом 1939 г. зашли в тупик, но англичане и французы согласились на обсуждение военных аспектов соглашения с СССР. Их представители прибыли в Москву 11 августа 1939 г., но советскую делегацию, возглавляемую наркомом обороны К.Е. Ворошиловым и начальником Генштаба Б.М. Шапошниковым, не удовлетворил ранг прибывших в Москву представителей, не имевших чётких полномочий. Переговоры были перенесены на более поздний срок.

14 августа 1939 г. о своей готовности прибыть в Москву для заключения политического соглашения сообщил министр иностранных дел Германии И. фон Риббентроп. Показательно то, что ещё весной 1939 г. был смещён с поста наркома иностранных дел М.М. Литвинов (еврей по национальности) и заменён В.М. Молотовым. Годом раньше такая же операция была проделана с советским послом в Берлине Я. Сурицем, заменённым А. Мерекаловым. Намеченное на 26 августа прибытие Риббентропа в Москву было ускорено по просьбе Гитлера, и поздно вечером 23 августа советско-германский пакт о ненападении, действие которого было рассчитано на 10 лет, был подписан. Он вступал в силу незамедлительно.

К договору прилагался секретный протокол, существование которого СССР отрицал до лета 1989 г. В соответствии с этим документом определялись зоны влияния в Восточной Европе. В советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия, в немецкой - Литва. О судьбе Польши в протоколе ничего не было сказано, но предполагалось, что украинские и белорусские территории, вошедшие в её состав по Рижскому договору 1921 г., должны отойти к СССР.

Происшедшие незадолго до подписания советско-германского пакта в одной из европейских стран события показали, насколько серьёзной может стать новая война, если она начнётся. Этой страной была Испания, где в 1931 г. была свергнута монархия, а в 1934 г. к власти пришло правительство Народного фронта. Правительство возглавил социалист Л. Кабальеро, но немаловажную роль в его деятельности играли и коммунисты, правда, в основном троцкистского толка. В июле 1936 г. в Испании началась гражданская война, продолжавшаяся до весны 1939 г. Жертвами этой войны стали более 1 млн. испанцев. С самого начала этой войны Германия и Италия стали оказывать активную помощь войскам под командованием генерала Ф. Франко, поднявшим мятеж против правительства Народного фронта. Первоначально заявив о политике невмешательства в испанские дела, с октября 1936 г. Советский Союз стал оказывать поддержку Испанской республике. Но эта поддержка носила весьма специфический характер. Во-первых, республиканское правительство получало от СССР за золото военную технику и вооружение, качество которых оставляло желать лучшего, а количество было значительно меньшим по сравнению с германской помощью Франко. Во-вторых, в Испанию были направлены три тысячи советников, среди которых были не только военные специалисты, но и представители ОГПУ-НКВД. Советское руководство было чрезвычайно обеспокоено распространением инакомыслия среди левых сил Испании, против которого и развернули борьбу "компетентные органы". Это не могло способствовать единству республиканских сил, которые потерпели поражение в гражданской войне.

События в Испании дали возможность опробовать в боевых условиях новые образцы военной техники (прежде всего, самолётов) и показать всему миру, что новая война будет качественно иной, даже по сравнению с первой мировой. Но большинство советских военных специалистов, вернувшихся из Испании, стали жертвами большого террора, а к началу второй мировой войны советская пропаганда сформировала у большинства населения представление о том, что Советский Союз одержит победу над потенциальным врагом малой кровью и на чужой территории.

Курс на строительство социализма в одной стране и свертывание нэповских начал. Социально-психологические предпосылки "великого перелома". Принятие пятилетнего плана развития народного хозяйства V съездом Советов (май 1929). Первая советская пятилетка (1928-1932): проект и реальность. Форсированная индустриализация: источники, методы, темпы.

Масштабы капитальных вложений, роль внутренних накоплений и займов у населения. Объективные и субъективные трудности технической модернизации. Индустриальные гиганты первой пятилетки: Днепрогэс, Турксиб, Магнитка и др.

Социальные преобразования в годы первой пятилетки. Ликвидация безработицы и характер урбанизации. Рабочий класс: динамика численности и состава; социально-политический облик. Формы и результаты социалистического соревнования. Лозунг "Техника решает все!" Экономическая и нравственная цена "большого скачка".

Решения ХV партийного съезда о подготовке социально-экономических и организационно-психологических условий для массовой коллективизации. Хлебозаготовительный кризис и поиски путей выхода из него. Наступление на кулачество. "Чрезвычайщина" 1928-1929 гг. Ноябрьский (1929 г.) Пленум ЦК ВКП(б) и курс на форсированную коллективизацию. Комиссия Политбюро ЦК ВКП(б) по разработке конкретного плана коллективизации. Постановление от 5 января 1930 г. "О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству". Формы коллективных хозяйств: ТОЗ, артель, коммуна.

Раскулачивание. Постановление ЦИК и СНК СССР "О мерах по укреплению социалистического переустройства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством" от 1 февраля 1930г. Социально-экономический и политический смысл раскулачивания. Новейшая история Отечества. ХХ век. Учебник для вузов. В 2-х тт. М., 2008. с 20.

Ноябрь 1929 - март 1930 гг. - насильственная коллективизация. 1930г.: принуждение и убеждение. Развитие коллективизации в 1931-1932гг. Административно-командная система в деревне. Характер отношений государства с колхозами и колхозов с колхозниками. Закон от 7 августа 1932г. "Об укреплении социалистической собственности". Причины голода 1932-1933 гг. Итоги пятилетки в области сельского хозяйства.

Второй пятилетний план развития народного хозяйства и его стратегия. ХVII съезд ВКП(б). Изменение методов и темпов индустриализации. Административная система и экономические методы хозяйствования. Рабочий класс в годы второй пятилетки. Стахановское движение. Лозунг "Кадры решают все!". Результаты промышленного строительства в годы второй пятилетки.

Социально-политический режим в деревне в начале второй пятилетки. Введение паспортной системы (декабрь 1932). Постановление ЦИК и СНК СССР " О порядке отходничества из колхозов" (март 1933). Деятельность политотделов при МТС и совхозах (январь 1933 - ноябрь 1934). Соотношение административных и экономических методов хозяйствования. Сущность "неонэпа" 1934-1936 гг.

Ход коллективизации в потребляющих и национальных районах страны. Колхозы в системе государственного социализма. Устав сельскохозяйственной артели 1935 г. Утверждение колхозного строя: закономерности, результаты, последствия.

Система государственного социализма и режим личной власти Сталина

Система государственного социализма в СССР. Политическое устройство. Конституция 1936г. Партия -- ядро тоталитарной системы. “Партия-государство”. Идеологизация общественной жизни. Система массовых организаций. Репрессии: технология и масштабы. Политические процессы второй половины 30-х годов. Механизм реализации единоличной диктатуры Сталина. Культ личности вождя и тоталитарное сознание. Сопротивление сталинизму. М.Н. Рютин. Союз "Марксистов-ленинцев".

Социальная структура: новая иерархия. Управляющие и управляемые. Советский рабочий класс и колхозное крестьянство. Советская интеллигенция. Номенклатура. "Спецконтин-гент" и система Гулаг.

Задачи культурной революции в области ликвидации неграмотности. Развитие системы образования. Декрет о введении всеобщего начального обучения в стране и семилетнего обучения в городах (1930). Развитие советской науки. Мировое признание советских научных школ (физической, математической, химической, биологической). Постановление ЦК ВКП(б) 1934 г. "О преподавании гражданской истории в школах СССР".

Школа и семья. Решение ЦК ВКП(б) от 1931г. о школе. Социалистический реализм. Литература. Советский кинематограф. Изобразительное искусство.

Утверждение иерархической модели национально-государственного устройства и ее отражение в Конституции 1936г. Изменения в национально-языковой политике. Новая трактовка роли русского народа в развитии государства. Расширение репрессивных методов регулирования национальных процессов: разгром "уклонистов". Щетинов Ю.А. История России. ХХ век. М., 2008. 54.

Достижения и проблемы созданного единства народов.

Проблемы сохранения мира и предотвращения агрессии. Захват Японией китайских территорий в 1931г. Фашизм в Италии. Приход Гитлера к власти в Германии.

Постановление ЦК ВКП(б) о развертывании борьбы за создание эффективной системы коллективной безопасности в Европе (декабрь 1933). Вступление СССР в Лигу Наций (1934). Установление дипломатических отношений между СССР и США. Заключение договоров о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией в 1935г. Советско-китайский договор о ненападении (август 1937). События в районе оз. Хасан летом 1938г.

Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. VII конгресс Коминтерна и новая тактика по созданию антифашистского фронта. Поддержка Советским Союзом борьбы испанского народа против фашизма. Антикоминтерновский пакт.

Народное хозяйство страны в годы третьей пятилетки. ХVIII партийный съезд. Укрепление обороноспособности страны. Переход Красной Армии с милиционно-территориальной системы на кадровое положение. “Закон о всеобщей воинской обязанности” (сентябрь 1939). Экономика и вооруженные силы. Предприятия-дублеры.

Советское общество в конце 30-х годов. Всесоюзные демографические переписи 1937 и 1939 гг. Введение трудовых книжек в 1938г. Указ от 26 июня 1940г. "О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений". Указ от 10 июля 1940г. "О наказании за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции". XVIII партийная конференция (февраль 1941).

Внешняя политика СССР. Борьба за коллективную безопасность в Европе. Мюнхенский договор 1938г. и процесс развязывания второй мировой войны. Советско-англо-французские переговоры лета 1939г. Бои на р. Халхин-Гол и угроза эскалации войны на Дальнем Востоке.

Начало Второй мировой войны. Советско-германский пакт о ненападении (август 1939). Договор СССР с Германией "О дружбе и границах" (сентябрь 1939). Воссоединение Западной Украины с УССР и Западной Белоруссии с БССР. Освобождение Бессарабии и образование Молдавской СССР. Вхождение прибалтийских республик в состав СССР (лето 1940г.). Советско-финская война 1939-1940 гг. Образование Карело-Финской СССР. Пакт о нейтралитете между СССР и Японией (апрель 1941). Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 2007. с. 67.

Введение

Ученые не обходили вниманием историю Второй Мировой войны. Нелегко подсчитать, но, видимо, по различным аспектам её истории в Советском Союзе и Российской Федерации написано больше, чем по любому другому хронологическому периоду.

Были изданы десятки тысяч исследовательских и научно-популярных книг и статей, появилось множество документальных публикаций и мемуаров, не говоря уж о необъятной художественной литературе.

Тематический охват с трудом поддается даже перечислению - фронт и тыл, промышленность и сельское хозяйство, культура, медицина, образование, дипломатия, разведка и т.д. и т.п.

Это обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью нашей работы является рассмотрение основных аспектов в истории Второй Мировой войны.

Для достижения поставленной цели, нами предпринято решить следующие задачи:

  • -рассмотреть внешнюю политику СССР предвоенные годы и вовремя войны;
  • - проанализировать начало Второй Мировой войны;
  • - выявить этапы Великой Отечественной Войны;
  • - в заключении сделать выводы.

Объектом исследования является Вторая Мировая война, а предметом СССР в годы Второй Мировой войны.

Внешняя политика СССР в предвоенные годы

Начиная с 1931 г. советская дипломатическая деятельность заметно оживляется. Индустриально развитые страны, переживающие экономический кризис (1929-1933), проявляют интерес к улучшению отношений с СССР. И хотя переговоры, начатые в 1931г., шли с большим трудом, уже в 1932г. были подписаны пакты о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Францией. Приход к власти парламентским путем фашистов в Германии (январь 1933) меняет обстановку. Тезисы нового курса были изложены 29 декабря 1933 г. в речи на IVсессии ЦИК СССР Литвиновым. Главная идея состояла в необходимости создать систему коллективной безопасности всех европейских стран. За два года (конец 1933-начало 1936г.) новый курс позволил советской дипломатии добиться определенных успехов: в ноябре 1933г. СССР признали США, в июне 1934г.- Чехословакия и Румыния. В сентябре 1934г. СССР был принят в Лигу Наций.

СССР осудил фашистскую Италию, начавшую захватническую войну в Абиссинии, а также Китаю.

Это время серьезного охлаждения отношений с Германией - особенно после заключения 26 января 1934г. германско-польского договора. Известно, что через сотрудников советских учреждений за рубежом (главным образом через торгпреда в Берлине Д. Канделаки) тайные отношения с Германией продолжались. Очевидно, Сталин, наталкиваясь на пассивность Запада, не исключал возможности внешнеполитической переориентации.

17 марта 1938г. советское правительство предложило созвать международную конференцию для выработки практических мер против фашисткой агрессии. После того как предложение это было отвергнуто, в марте 1938 г. были подписаны новые экономические соглашения с Германией.

После так называемого мюнхенского сговора (30 сентября 1938 г.), договора о ненападении между Францией и Германией (6 декабря 1938г.) СССР окончательно разочаровывается в “ западных демократиях”. Вооруженное столкновение с Японией летом 1938 г. в районе озера Хасан и Халхин-Гола завершилось заключением 15 сентября 1939 г. перемирия. В апреле 1939 г. посол СССР в Германии известил госсекретаря фон Вайцзеккера о желании установить более тесные отношения с Германией. Через две недели после этого был смещен со своего поста. Это стало началом нового внешнеполитического курса.

23 августа, когда ещё продолжались военные переговоры с Англией и Францией, Молотов и министр иностранных дел Германии Риббентроп подписали в Москве Пакт о ненападении и секретные дополнительные протоколы к нему о разделе сфер влияния в Восточной Европе: в советской сфере оказались Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия: в немецкой – Литва, Польша.

Через восемь дней после подписания договора Германия напала на Польшу, а 17 сентября на территорию Польши вступила Красная Армия. В ноябре оккупированные советскими войсками польские земли были включены в состав Украинской и Белорусской советских республик. В следующем году в состав СССР включаются Латвия, Эстония, Бессарабия и Северная Буковина.

31 октября 1939 г. СССР предъявил территориальные претензии Финляндии, которая возвела вдоль границы по Карельскому перешейку в 35 км от Ленинграда систему укреплений, известную как “линия Маннергейма”. Поскольку Финляндия отказалась демонтировать линию и перенести границу на 70 км, 29 ноября СССР был спровоцирован военный конфликт, который привел к значительным потерям с обеих сторон и закончился в марте 1940 г. уступкой Советскому Союзу всего Карельского перешейка с Выборгом.

Советско-германские отношения внешне казались очень благоприятными-28 сентября 1939 г. был заключен договор “О дружбе и границе”, затем-целый ряд экономических соглашений.

Между тем уже в июле 1940 г. в Берлине началось обсуждение перспектив войны с СССР. В августе- сентябре 1940 г. произошло первое ухудшение отношений из-за Румынии. 5 декабря 1940 г. Гитлер принял окончательное решение начать войну с СССР, подтвержденное 18 декабря “Директивой 21”. К началу 1941 г. имелся подробный план военных действий (“Барбаросса”), а переброска на восток первых войсковых соединений была начата в августе. Лишь вторжение в Югославию и Грецию ненадолго отсрочило нападение на СССР.

30-е годы явились тем десятилетием в истории современной цивилизации, когда искры все новых и новых локальных войн превратились в мировой пожар, подобного которому не знало человечество за всю предшествующую историю. Взгляд на эти события с позиции сегодняшнего дня - не просто дань истории, а поиск необходимых ответов на вопросы сегодняшнего дня.

Основные направления экономического и политического развития ведущих государств мира в 30-е годы. Что же представляла собой международная обстановка тех лет? Каким вступил мир в третье десятилетие XX века? Каковы основные направления, тенденции экономического и политического развития ведущих капиталистических государств? Первым проявлением мирового экономического кризиса 1929-1933 годов явилась паника на нью-йоркской бирже, где продавались и покупались акции американских, а также международных компаний 68. К осени 1929 года слухи о перепроизводстве автомобилей, стали, машин и другой продукции заставили владельцев соответствующих акций усиленно их продавать. Однако покупателей находилось все меньше, и наступил день, когда акции панически хлынули на биржу, самые солидные предлагались за бесценок, но никто не хотел их брать. Тем самым обнаружилось отсутствие сбыта, перепроизводство товаров.

Естественно, началось свертывание производства, закрытие фабрик и заводов, сокращение посевных площадей. Все отрасли - промышленность, сельское хозяйство, финансы - всех капиталистических стран были охвачены кризисом. С момента его возникновения и до конца 1932 года промышленное производство сократилось в Англии на 16,5%, во Франции - на 31,9%, в Японии - на 32,4%, в Германии - на 46,7%, в США - на 46,2%.

Катастрофой обернулся кризис перепроизводства в сельском хозяйстве. Денежные доходы фермеров США, к примеру, сократились почти вдвое. Свыше 14% фермерских хозяйств разорились и подверглись принудительной распродаже за неуплату долгов и налогов. Поскольку кризис охватил весь капиталистический мир, то ни одна страна не могла выйти из трудностей и за счет экспорта - внешняя торговля также резко сокращалась, а с нею сокращались и работа транспорта, приток золота, валюты.

Чрезвычайное ухудшение материального положения пролетариата и средних слоев (армия безработных достигла почти 30 млн. человек) вызвало резкое обострение классовой борьбы. Это проявилось, прежде всего, в массовом стачечном движении, нараставшем вплоть до войны, повороте к Народному фронту, в обострении борьбы по вопросу - "фашизм или демократия".

Кризис сказался и на международных отношениях, именно в эти годы начался крах версальско-вашингтонской системы, возросла напряженность.

Правящие классы стремились найти средства и методы поддержания своего господства. Какой же был найден выход? Возросло стремление к сильной власти, к авторитарным методам правления. Обнаружилась тенденция к усилению государственного вмешательства в экономику и социальные отношения, к ускорению развития государственно-монополистического капитализма. Буржуазия использовала силу государства, с одной стороны, для преодоления экономических трудностей, с другой - для сдерживания классовой борьбы. Как же решались эти задачи? Первая - путем расширения хозяйственных функций государства за счет усиления косвенных методов регулирования экономики: кредитов, субсидий, ссуд из бюджета государства. Вторая - как посредством репрессий против трудящихся, так и с помощью использования различных форм социального маневрирования.

Быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, вызванное мировым экономическим кризисом, протекало прежде всего по двум основным направлениям - либо по буржуазно-реформистскому, либо по фашистскому типу.

1. Буржуазно-реформистские тенденции стали преобладать в эти годы в политике многих капиталистических государств. Наиболее характерное воплощение они нашли в реформах правительства Ф. Рузвельта, вступившего в марте 1933 года на пост президента США69, которые в совокупности получили название "нового курса".

Что же представляла собой эта политика? Ее содержание в значительной степени выражено четырьмя законами: о восстановлении национальной промышленности, о регулировании сельского хозяйства, о трудовых отношениях и о социальном обеспечении.

а) Закон о промышленности. Он устанавливал право государства вмешиваться в дела частных промышленников: определять объем производства, уровень цен, нормы выпуска изделий и введения нового оборудования, длительность рабочего дня и т. п. Цель этого вмешательства - уменьшить выпуск товаров, остановить перепроизводство, которое было главным проявлением кризиса. Уступкой трудящимся был специальный пункт 7а - об обязанности предпринимателей признавать на своих предприятиях профсоюзы и заключать с ними коллективные договоры, которые ограждали бы права рабочих. Закон предусматривал также организацию крупных общественных работ за счет государства: строительство дорог, электростанций, портов, жилищ и т. п. Все это должно было уменьшить безработицу.

б) Закон о сельском хозяйстве. Он ставил задачу ликвидировать затоваривание, повысить цены на продукты и сырье, упавшие настолько, что шло массовое разорение фермеров. Закон предусматривал сокращение посевных площадей и уменьшение поголовья скота, что стимулировалось специальными премиями правительства, а также скупку государством хлопка, зерна, мяса и другой сельхозпродукции, ее переработку и хранение на государственных складах. Фермерам предоставлялись субсидии из государственной казны и отсрочка по выплате долгов банкам.

в) Закон о трудовых отношениях. Он не только предписывал капиталистам признавать профсоюзы, но и установил наказания за "нечестную трудовую практику" капиталистов, т. е. за преследование профсоюзных организаторов, наем на работу штрейкбрехеров и за другие виды борьбы с профсоюзами.

г) Закон о социальном обеспечении70. Он впервые в истории США вводил государственную систему пенсий и пособий (в значительной мере за счет взносов трудящихся).

Оценивая в целом политику "нового курса", можно сказать, что она сочетала в себе меры государственного антикризисного регулирования с социальными реформами. "Новый курс", таким образом (о Ф. Рузвельте говорили, что он подошел к капитализму с ножом не как палач, а как хирург)71, способствовал развитию и укреплению государственно-монополистического капитализма в США.

Разумеется, в каждой стране, проводившей политику буржуазного реформизма, имелись свои специфические черты в развитии государственно-монополистического капитализма. Так, в Англии, где кризисные явления протекали слабее, чем в США, социальное реформаторство также было умереннее. К тому же признания профсоюзов, введения социального страхования и т. д. рабочие в Англии добились еще раньше. В Нидерландах режим строгой экономии осуществлялся за счет уменьшения расходов на социальные нужды.

В некоторых странах реформы в интересах монополий правящие буржуазные партии осуществляли в союзе с правой социал-демократией. К примеру, так было в Бельгии, где в конце 30-х годов коалиционное правительство ввело 8-часовой рабочий день, 40-часовую рабочую неделю в тяжелой промышленности, приняло закон о ежегодных оплачиваемых отпусках и др.

Широкий круг экономических и социальных преобразований осуществили социал-демократические правительства Швеции, Норвегии, Дании. В этих странах значительно увеличился государственный сектор в промышленности и на транспорте. Активно стимулировался рост сельскохозяйственного производства. В социальной области ввели 8-часовой рабочий день, создали систему государственного страхования, расширили жилищное строительство, улучшили медицинское и пенсионное обслуживание.

Итог был таким: после резкого ослабления регулирующей роли государства в 1924-1929 годах в развитии государственно-монополистического капитализма был сделан еще один шаг на пути к постоянному и систематическому вмешательству государства в экономическую и социальную сферы.

2. Второе направление вело к усилению фашизма. Его зарождение в Европе обычно датируют 1919 годом, когда война и революция сомкнулись теснее, чем когда-либо прежде. Процесс возникновения фашизма шел с разной интенсивностью в различных странах. Но решающими были 1922-1923 годы. Тогда обнаружились его сходные черты в разных странах и он привлек к себе всеобщее внимание. В конце 1922 года Муссолини двинулся со своими чернорубашечниками на Рим, чтобы завоевать столицу, годом позже произвел путч Гитлер. В другой части Европы - в Праге 9 июня 1923 года в результате фашистского переворота было свергнуто правительство Александра Стамболийского и утвердился репрессивный режим Цанкова.

В 1920 году очень мало людей в Европе знали слово "фашизм". Но уже в 1923 году по всей Германии левые силы провели "антифашистский день", выступив против немецких, венгерских и болгарских фашистов и особенно против чернорубашечников Муссолини. Понятие все более расширялось и приобретало всеобъемлющий характер.

Особенно тяжелые последствия имел приход фашистов к власти в Германии в январе 1933 года, которые подчинили всю свою внутреннюю и внешнюю политику подготовке к войне, к установлению мирового господства. Для выполнения этой "сверхзадачи" было мало построить новые танки, самолеты и создать многочисленную армию. Надо было переделать души людей. Заставить десятки миллионов немцев думать, как они, фашисты. Выбить из голов моральные ценности. Возможно ли это было в XX веке?

Оказалось - да. Но для этого потребовались:

1) мощная пропаганда - тотальная, бьющая больше на инстинкты, чем на разум;

2) террор, направленный на искоренение "внутренних врагов".

В 30-х годах фашизм быстро распространялся по Европе. На каких ступенях развития он находился в разных странах? Здесь можно выделить несколько уровней:

1. Страны, где правящие классы обеспечивали свое господство в рамках буржуазно-демократической системы. К ним можно отнести Англию, Францию, США, Бельгию, Ирландию, Норвегию, Бразилию и др.

2. Страны, где фашистское движение достигло такой степени развития, что смогло привлечь на свою сторону определенную часть населения, проникнуть в местные и центральные органы власти. Это, прежде всего, Дания, Нидерланды, Финляндия.

3. Страны (Австрия, Албания, Болгария, Венгрия, Греция, Румыния и Югославия), где фашистские партии и организации выступали в качестве партнеров в правительствах военных и военно-монархических диктатур. Так, венгерский диктатор адмирал Хорти возглавлял фашистский "Орден рыцарей", а фашистская партия "Скрещенные стрелы" была широко представлена в парламенте страны. В мае 1936 года премьер-министром Греции стал лидер фашистской партии И. Метаксас. Через три месяца он совершил переворот и объявил себя диктатором. Румынский монарх Кароль II в 1938 году отменил конституцию, упразднил все политические партии и создал единую партию фашистского толка - "Фронт национального возрождения".

4. В четырех странах: Германии, Италии, Португалии, Испании - фашизм достиг стадии государственно оформленной системы господства.

Фашистская система в Италии до середины 30-х годов служила моделью, но с установлением нацистской диктатуры в Германии роль эталона мирового фашизма перешла к ней.

При всех различиях в программах и идеологии, организационных формах и политических структурах, методах завоевания массовой базы и средствах борьбы за власть фашизм представляет собой единый исторический феномен. Все его разновидности объединяют открыто террористические методы поддержания классового господства наиболее реакционных кругов общества.

Путем жестокого подавления рабочего и демократического движения, милитаризации экономики и государственно-монополистического регулирования фашизм добивался сохранения и укрепления классового господства финансового капитала. Агрессивная внешняя политика фашизма создала военную угрозу всему миру.

Уже к началу 30-х годов вопрос стоял так: или фашизм, или буржуазная демократия; или противостоять всем некоммунистическим силам в ожидании революционного кризиса, или вернуться к политике единого пролетарского фронта, прежде всего попытаться установить отношения сотрудничества с социал-демократическими партиями. Почему так? Дело в том, что опередить, как представлялось раньше, социалистическими революциями наступление сил фашизма и войны не удалось. Нужно было пересмотреть прежние установки, разработать новую стратегическую ориентацию.

В этом плане важное значение имела инициатива компартии Испании (1933 год), направленная на объединение всех сил в общий фронт борьбы против фашизма. На практике она стала реализовываться в 1934 году в форме "рабочих альянсов", создаваемых Испанской социалистической рабочей партией. В них активно сотрудничали социалисты и коммунисты, рабочие, представители крестьянства и городской мелкой буржуазии. Во Франции коммунисты предложили левобуржуазным партиям единство в рамках "Народного фронта борьбы за хлеб, за свободу и мир". В 1933-1935 годах рост фашистской угрозы рождал стихийное стремление демократических сил к единству и в других капиталистических странах.

Результаты борьбы за народный фронт в разных странах были неодинаковы. Там, где фашисты стояли у власти, удалось сделать лишь первые шаги к сплочению демократических элементов, в других странах организованный отпор силам реакции обеспечил сохранение и упрочение буржуазно-парламентских режимов, в третьих произошел общий сдвиг политической ситуации влево. В трех государствах - во Франции, Испании в 1936 году и в Чили в 1938 году - были образованы правительства Народного фронта. При этом, если эти правительства во Франции и в Чили представляли лишь начальную ступень в эволюции Народного фронта, то в Испании сложились в особую форму демократической диктатуры пролетариата и крестьянства72.

В годы мирового экономического кризиса коммунисты развернули активную борьбу за права трудящихся. Они вели агитационную работу на местах, организовывали марши безработных, забастовки и митинги, демонстрации протеста против реакционной политики буржуазных правительств. В ответ на это на компартии обрушивались репрессии со стороны буржуазных правительств, монополий, фашистских банд. В 1933 году лишь 16 компартий имели возможность действовать легально, 7 - находились в полулегальных условиях, 38 партий были загнаны в подполье. Вместе с тем в 1932 году в компартиях капиталистических стран насчитывалось 870 тыс. человек - почти вдвое больше, чем в конце 20-х годов.

В условиях кризиса 1929-1933 годов тактика коммунистов выражалась лозунгом "революционного выхода из кризиса". XI пленум МККИ (1931 год) сформировал главную задачу коммунистов так: завоевание большинства рабочего класса как необходимое условие победы над буржуазией и подготовка к решающим боям за диктатуру пролетариата. В этой связи необходимо отметить следующее:

1. Коммунисты преувеличивали степень зрелости субъективных предпосылок революции, учитывая настрой лишь части рабочих.

2. Коммунисты считали, что поскольку и фашистские и буржуазно-демократические режимы являются противниками социалистической революции, они должны быть свергнуты. В действительности на повестку дня в капиталистических странах вставали задачи общедемократического характера: отпор фашизму, отстаивание демократических завоеваний трудящихся. Однако коммунисты запаздывали с выработкой новой политической линии, адекватной сложившимся условиям.

3. С установкой на социалистическую революцию была связана и ошибочная трактовка тактики единого пролетарского фронта, которая сводилась Коминтерном к разоблачению соглашательства, а нередко была направлена и на дискредитацию социал-демократов. Такой подход часто отталкивал от коммунистов реформистски настроенных рабочих. Сектантско-догматическое толкование тактики единого пролетарского фронта стало средством углубления раскола международного рабочего движения.

4. В этот период широкое распространение в коммунистическом движении получил тезис о "социал-фашизме" для характеристики социал-демократии. Эта односторонняя оценка в какой-то мере отражала реакцию части рабочих на деятельность правых социал-демократов, осуществлявших политику классового сотрудничества с буржуазией и иногда использовавших реакционные методы подавления рабочего движения.

Применение формулы "социал-фашизм" влекло за собой обострение напряженности в отношениях рабочих-коммунистов и социал-демократов, исключало всякую возможность достижения единства между ними73.

Пути борьбы против фашизма и военной опасности нашел, хотя и с большим опозданием, VII конгресс Коминтерна (июль-август 1935 года). Он вскрыл классовую сущность фашизма, социальную базу, приемы и методы его борьбы, отметив, что фашизм смог прийти к власти прежде всего в результате классового сотрудничества вождей социал-демократии с буржуазией - многомиллионные массы разорившихся средних слоев общества, значительная часть пролетариата, которые шли за социал-демократами, обманутые безграничной социальной демагогией, шовинистической агитацией и составили в конечном счете массовую базу фашистской диктатуры.

Известную часть вины за приход фашистов к власти Коминтерн возложил и на сами коммунистические партии, которые допустили ряд серьезных ошибок в борьбе за массы. Прежде всего, это была тактика разгрома социал-демократических партий (о чем говорилось выше), которые, по мнению Сталина, в условиях революционной ситуации 20-30-х годов должны были смыкаться с буржуазией. Когда в 1934 году Г. Димитров поставил вопрос: "Правильной ли является огульная квалификация социал-демократии как социал-фашизма?" - Сталин ответил: "Насчет руководства - да, только не "огульная". Такая позиция препятствовала достижению единства действий рабочих-антифашистов, помогала правым лидерам социал-демократии саботировать предложения коммунистов о совместных выступлениях, что на деле облегчало наступление реакции, расчищало путь фашизму.

Горький урок Германии показал, к чему ведет раскол в рабочем движении, какими последствиями чревата неспособность коммунистов пойти на компромисс с социал-демократами для сплочения сил против фашизма. Поэтому VII конгресс Коминтерна разработал тактику единого фронта всех антифашистских сил.

Линия VII конгресса Коминтерна явилась заметным поворотом в стратегии и тактике международного коммунистического движения, она означала преодоление левацко-сектантских установок, ранее имевших место в его политике. Однако в осуществлении этой новой линии оставалось много трудностей, связанных прежде всего с позицией Сталина, прямо противоречащей ей.

Вторая половина 30-х годов характеризовалась заметным подъемом международного рабочего и демократического движения. Во многих странах сложилось взаимодействие коммунистов и социал-демократов, всех антифашистских сил. Во Франции, Испании, Чили такое единство выражалось в форме широких блоков на общедемократической, антифашистской платформе. Здесь был поставлен заслон фашизму, осуществлялись социально-экономические реформы, направленные на улучшение положения трудящихся, - рабочий класс стал влиятельной политической силой. Возрос авторитет компартий. Коминтерн активизировал деятельность таких международных организаций, как КИМ, МОПР, Спортивный Интернационал и других.

Удалось добиться определенного единства международного профсоюзного движения. Большая часть красных профсоюзов объединилась с реформистскими, в связи с чем в 1937 году был распущен Профинтерн. Однако советские профсоюзы не были приняты в Амстердамский Интернационал. Этому воспрепятствовали правые реформистские лидеры Интернационала.

Вторая половина 30-х годов ознаменовалась усилением борьбы демократических сил против угрозы воины. В этом плане можно отметить ряд крупных событий:

1. Бурный всплеск негодования вызвала агрессия Италии против Эфиопии. Весной 1936 года в Париже состоялась Европейская конференция помощи жертвам агрессии, в которой приняли участие представители многих политических течений: коммунисты, социалисты, республиканцы, пацифисты и др.;

2. Важным шагом на пути объединения сил международных рабочих и демократических организаций для борьбы с военной опасностью явился Международный конгресс мира, состоявшийся в 1936 году в Брюсселе. В его работе участвовали 4,5 тыс. делегатов из 35 стран, представлявшие 750 национальных и 40 международных организаций. Конгресс выработал единую платформу миролюбивых сил. Главные ее требования:

a) нерушимость договоров;
b) сокращение вооружений;
c) коллективная безопасность и укрепление Лиги Наций;
d) создание эффективной международной системы предотвращения войны.

3. Пробным камнем для всех антифашистских сил явилась война в Испании. По призыву коммунистов в Испанию отправились добровольцы из 54 стран общей численностью свыше 50 тыс. человек. Проводилась широкая международная кампания по сбору и доставке материальных средств для республиканцев.

В условиях резкого усиления военной опасности в 1937-1938 годах Коминтерн, выступая за расширение рядов Народного фронта, привлекал все антивоенные, антифашистские силы, включая и буржуазию. В то же время в рядах правой социал-демократии усиливались антикоммунистические, антисоветские настроения, что мешало объединению усилий коммунистических и социалистических партий в борьбе против угрозы войны, против фашизма. Это положение усугублялось проявлениями культа личности Сталина. В эти годы были репрессированы видные деятели ВКП(б) Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев, Я. Э. Рудзутак, С. В. Косиор и многие другие.

Волна репрессий, поглотившая миллионы советских людей, перекинулась на Коминтерн. Террору подверглись крупные деятели международного коммунистического движения Б. Кун, Ю. Ленский, А. Варский, Э. Прухняк, Г. Эберлейн, Я. Анвельт и др., а также многие рядовые члены компартий различных стран. Серьезно пострадали руководящие кадры компартий Австрии, Венгрии, Германии, Румынии, Финляндии, Югославии, Литвы, Латвии, Эстонии и др. Вопреки Уставу Коминтерна, по указанию Сталина была распущена компартия Польши.

Последствия сталинизма были тяжелыми для международного коммунистического и рабочего движения. Культ личности Сталина нанес огромный урон как самому движению, так и всей международной политике. Углубился раскол между коммунистами и социал-демократами, а следовательно, и в международном рабочем движении. Росла волна антисоветизма во всем мире.

Международные отношения накануне второй мировой войны. После прихода в январе 1933 года к власти фашистов во главе с Гитлером международная обстановка крайне осложнилась. Германия взяла курс на установление господства как на Европейском континенте, так и на мировой арене. В качестве первого этапа на этом пути намечалось добиться пересмотра всех постановлений Версальского договора. Затем планировалось завоевание "жизненного пространства" на востоке Европы - на территории Польши, в Прибалтике, на украинских, белорусских и русских землях. Не удивительно, что США, Англия и Франция всячески помогали германскому империализму, не замечая нарушений Версальского договора74. С помощью же американских кредитов быстро восстанавливалась экономическая и военная мощь Германии.

С победой фашизма в Германии значительно активизировались фашистские организации в других капиталистических странах.

Уже к середине 30-х годов война по сути стала реальностью. Первой на путь агрессии вступила Япония в 1931 году, захватившая северо-восточную провинцию Китая - Маньчжурию и начавшая подготовку к захвату всего Китая и нападению на СССР. Возник опасный очаг войны на Дальнем Востоке.

Второй очаг войны образовался в центре Европы - в Германии.

Третьей державой, заинтересованной в переделе мира, была Италия, где фашизм утвердился еще в 1922 году. В 1936 году она начала войну против Эфиопии, а в 1936 году вместе с фашистской Германией поддержала фашистский мятеж в Испании.

В 1936 году Германия и Япония заключили так называемый "антикоминтерновский пакт", к которому присоединилась и Италия. Цель его - подготовка войны за передел мира в пользу своих монополий. Фактически этот блок угрожал не только СССР, но и интересам США, Англии и Франции. Однако эти великие державы предпочитали борьбе сговор с агрессорами. Расчет состоял в том, чтобы отвести удар от себя, направить его против СССР, а заодно ослабить конкурентов и утвердить свое господство в мире. Исходя из таких расчетов, правительства США, Англии и Франции проводили политику попустительства, "умиротворения" фашистской агрессии на Западе и Востоке75, в результате чего гитлеровцы в 1936 году ввели войска в демилитаризованную Рейнскую область, а в начале 1938 года захватили Австрию.

Кульминацией политики "умиротворения" Германии стало Мюнхенское соглашение 29 сентября 1938 года, заключенное главами правительств Германии, Великобритании, Италии и Франции. Было объявлено о разделе Чехословакии, с предписанием передать Германии Судетскую область и пограничные с ней районы, а также об удовлетворении территориальных претензий Германии к Польше и Венгрии. Это соглашение в конечном счете привело к ликвидации Чехословакии как самостоятельного государства и открыло путь германской агрессии на Восток. Наша страна попала в глубокую международную изоляцию. "Мюнхенское соглашение, - отмечают английские исследователи А. Рид и Д. Фишер, - стало в истории символом близорукости, предательства и коварства, высшим достижением политики умиротворения..." Оккупированная немцами Чехословакия превратилась в меч, направленный на Восток, в сердце Советского Союза.

В сентябре в Мюнхене и в декабре 1938 года в Париже были подписаны англо-германская и франко-германская декларации, равносильные пактам о взаимном ненападении. Гитлеровцы могли теперь спокойно разрабатывать планы нападения против СССР, которому в этих условиях нужно было в одиночку позаботиться о безопасности страны.

В противоположность дипломатической игре, затеянной правительствами США, Англии и Франции в предвоенные годы, Советский Союз последовательно проводил политику, направленную на создание системы коллективной безопасности, содействовал предотвращению войны. В 1934 году СССР по приглашению более чем 30 стран вступил в Лигу Наций. Наше государство было единственным, которое активно выступало в защиту стран, ставших жертвами фашистской агрессии.

Не добившись широкого соглашения о коллективной безопасности, правительство СССР заключило в 1935 году договоры о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. По договору с Чехословакией обязательство нашей страны оказать ей помощь в случае агрессии вступало в силу при условии, что подобная помощь будет оказана и Францией. В то время силы этих трех стран намного превосходили силы фашистской Германии и были достаточны, чтобы обуздать агрессора. Но эти договоры остались без практического применения, поскольку французское и чехословацкое правительства пошли на капитуляцию перед Гитлером.

Политика уступок западных держав Германии привела к подрыву основы англо-французской концепции безопасности, рассчитанной на сговор с Германией и Италией. В результате английское и французское правительства объявляют согласие на контакты с СССР.

Советское правительство сразу же откликнулось на эту инициативу и в апреле 1939 года предложило им заключить договоры о взаимопомощи и военную конвенцию. В середине июня в Москве начались переговоры, которые в конечном счете были приведены в тупик.

В августе в Москве начались переговоры военных миссий этих же трех стран. Они также не принесли результатов не только потому, что Польша не согласилась в случае германской агрессии пропустить советские войска через свою территорию для совместного отпора немецким армиям, но прежде всего потому, что Англия и Франция не давали реальных гарантий создания вместе с СССР системы обуздания германской агрессии76.

Это ставило нашу страну в опасное положение, усугубляющееся возможностью объединения против СССР милитаристов Германии и Японии. Военные действия в районе озера Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол в 1939 году, спровоцированные Японией, создали угрозу восточным границам страны и по сути явились пробой силы нашей армии.

В тезисах, подготовленных комиссией ученых СССР и ПНР по истории отношений между двумя странами, указывается, что после Мюнхенского соглашения и особенно после захвата Чехословакии в марте 1939 года в советской внешней политике начинает проявляться тенденция как-то нормализовать отношения с Германией, что объяснялось очевидным нарастанием потенциальной угрозы германской агрессии против СССР. Германия неоднократно предлагала Советскому правительству начать эти переговоры. Из имеющихся документов следует, что в Москве окончательно решили выбрать этот вариант 19 августа 1939 года, не исключая возможности достигнуть соглашение на переговорах с Англией и Францией "в последний час". Возникший на этих переговорах тупик, однако, не был ликвидирован, и 23 августа СССР подписал пакт о ненападении с Германией.

В истории внешней политики СССР в 1939–1941 гг. можно выделить несколько периодов, каждый из которых имеет характерные особенности. Первый период: конец 1938 – март 1939 г.

У историков внешней политики сложилось устойчивое мнение, что истоки многих событий кануна войны лежат в мюнхенском сговоре 29 сентября 1938 г. (Великобритания, Франция, Италия и Германия заключили соглашение об отторжении от Чехословакии и передаче Германии Судетской области, где проживало преимущественно немецкое население, что предопределило захват Германией всей Чехословакии в марте 1939 г.). Мюнхен открыл дорогу к новым агрессивным акциям фашистской Германии. Он подорвал возможность осуществления политики коллективной безопасности в Европе, породил неверие в широковещательные декларации Лондона и Парижа. Мюнхен поставил в дипломатическую изоляцию советское государство. Стало очевидно, что правящие круги Англии и Франции взяли курс на "урегулирование" всего комплекса отношений с нацистской Германией за счет предоставления "свободы рук" фашистскому рейху на Востоке.

Следующий период в истории внешней политики СССР начался в марте 1939 г. и продолжался до 1 сентября 1939 г. Захват Германией Чехословакии изменил военно-политическую ситуацию в Европе. Гитлер открыто и цинично продемонстрировал Парижу и Лондону, что он больше не нуждается в поддержке мюнхенских умиротворителей. Возникла реальная угроза потери влияния Англии и Франции в европейских делах. Более того, возникла военная опасность для этих стран, особенно для Франции.

Складывается впечатление при анализе материалов переговоров военных делегаций СССР, Англии и Франции, что они были лишены каких-либо шансов на успех. Английская и французская делегации не имели реальных полномочий заключить военную конвенцию, а советская делегация поставила перед своими партнерами по переговорам неразрешимую проблему – добиться от Польши возможности прохода частей Красной Армии через польскую территорию к восточным границам Германии (впервые этот вопрос был поднят в 1935 г. в связи с советско-французским договором о взаимопомощи, однако Польша занимала неизменно отрицательную позицию и не желала вести какие-либо переговоры по этому вопросу). Все участники англо-франко-советских переговоров одновременно вели секретные переговоры с Германией, дипломатия которой ставила конкретную цель – не допустить соглашения СССР с Англией и Францией.

Советский Союз вел параллельные тайные переговоры с Германией с весны 1939 г. Начавшиеся как торгово-экономические, эти переговоры постепенно приняли политический характер. Инициатива в обсуждении политических проблем была проявлена германской стороной, но Москва очень внимательно слушала предложения Берлина и осторожно выдвигала встречные предложения. В частности, вопрос о дополнительном протоколе к пакту о ненападении был поставлен наркомом иностранных дел СССР В.М. Молотовым (суть секретного протокола сводилась к договоренности сторон о разграничении сфер влияния в Восточной и Юго-Восточной Европе; в советскую сферу влияния входили Западная Украина и Западная Белоруссия, Прибалтика, Буковина и Бессарабия, а также Финляндия). В конце июля – начале августа практически были согласованы почти все политические вопросы будущего соглашения. Именно в ходе параллельных тайных переговоров с Германией в Кремле пришли к выводу о целесообразности советско-германского сближения. Однако в деле подписания договора советское руководство проявляло сдержанность, колебания продолжались даже в середине августа 1939 г. И лишь после того, как надежда на создание трехстороннего союза СССР, Великобритании и Франции не оправдалась, Советский Союз пошел на сближение с фашистской Германией, и 23 августа 1939 г. советско-германский пакт о ненападении сроком на 10 лет был подписан. Вероятно, этот внешнеполитический шаг советского руководства опирался на следующие аргументы.Польша – слабое государство, она не выдержит натиска германских вооруженных сил.Англия и Франция как союзники ненадежны, в случае возникновения войны между СССР и Германией Красной Армии придется выдержать основной удар со стороны германских вооруженных сил. Более того, Сталин полагал, что империалистические Англия и Германия от существующей на тот момент конфронтации неизбежно придут к примирению и образуют единый фронт против СССР.Германия готова пойти на большие уступки. СССР будут выгодны экономические связи с рейхом. Советско-германский договор от 23 августа 1939 г. коренным образом изменил международное положение СССР. Главное заключалось в том, что Советский Союз оказался вне начавшейся 1 сентября 1939 г. мировой войны и в условиях официального нейтралитета и сотрудничества с фашистской Германией решал крупные военно-политические вопросы обеспечения безопасности страны и расширения своего влияния в Восточной Европе.

С началом Второй мировой войны начинается новый период в истории внешней политики СССР, который продолжался до конца 1940 г., когда были исчерпаны все возможности для сохранения и развития сотрудничества с фашистской Германией.

После заключения советско-германского пакта о ненападении международное положение СССР коренным образом изменилось. Англия и Франция уже не могли считать СССР своим потенциальным союзником. Общественное мнение в западноевропейских странах осудило Советский Союз за сговор с фашистской Германией за счет Польши.

Советско-германский пакт дезориентировал международное коммунистическое и рабочее движение, особенно после того, как 28 сентября 1939 г. был заключен между СССР и Германией Договор о дружбе и границе, а также после того, как Коминтерн определил начавшуюся Вторую мировую войну однозначно как империалистическую и несправедливую. Многолетняя деятельность коммунистов за объединение всех демократических сил в борьбе с фашизмом лишалась поддержки социалистического государства и ВКП(б).

Советско-германские соглашения августа – сентября 1939 г. заложили основы для всестороннего сотрудничества в экономической, политической и военной областях. Военное сотрудничество фактически было установлено в период польской кампании вермахта (с 17 по 29 сентября 1939 г. войска Красной Армии, почти не встречая сопротивления, заняли входившие в состав Польши Западную Украину и Западную Белоруссию; в период действий Красной Армии в Польше с германским командованием были согласованы рубежи продвижения советских войск, координировались военные действия).

Экономическое сотрудничество между Германией и Советским Союзом было выгодно обеим сторонам (во всяком случае, до начала 1941 г., когда Германия в одностороннем порядке прекратила поставки в СССР). Из Германии в СССР поступало промышленное оборудование для военной промышленности. Из СССР фашистская Германия получала стратегическое сырье, продовольствие, что означало, по сути дела, прорыв британской блокады Германии. Кроме того, Германия получила право транзита военных материалов из Японии и в Японию, что укрепляло военно-политический союз этих держав.

Осуществлялось сотрудничество НКВД и германских спецслужб по борьбе с немецкими антифашистами, польским подпольным патриотическим движением (продолжалось до лета 1940 г., когда происходит переоценка позиции советским руководством, что особенно ярко проявилось в "польском вопросе": переговоры с арестованными польскими офицерами с целью создания польских частей при Красной Армии; "потепление" советских властей по отношению к полякам; культурно-просветительская деятельность в духе польско-советского патриотизма и т.п.).

Временный союз с СССР, а также политическая близорукость Англии и Франции позволили Германии осуществить "блицкриг" на западноевропейском театре военных действий. В короткие сроки была разгромлена англо-французская коалиция (май – июнь 1940 г.), оккупированы Польша (сентябрь 1939 г.), Дания, Норвегия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург (апрель-июнь 1940 г.), Югославия и Греция (апрель 1941 г.).

Вопросы об отношениях СССР с прибалтийскими государствами в 1939–1940 гг. и присоединении этих республик к СССР сложные и неоднозначные. В сентябре – октябре 1939 г. Советский Союз заключил с прибалтийскими республиками договоры "о взаимной помощи", предоставлявшие СССР право создания морских и воздушных военных баз и размещения советских войск в республиках Прибалтики.

В конце июня 1940 г. после проведения советско-германских консультаций Бессарабия и Северная Буковина, оккупированные Румынией в 1918 г., были присоединены к Советскому Союзу. Таким образом, большая часть утраченных в годы революции и гражданской войны территорий в 1939–1940 гг. вошла в состав СССР. Внешнеполитические акции СССР были продиктованы необходимостью принятия решительных мер по укреплению западных границ Советского Союза, а также появившимися в советской политике имперскими мотивами, стремлением использовать соглашение с Германией для территориальных приращений социалистического государства.Летом 1940 г. международное положение СССР осложнилось. В мае – июне Франция потерпела сокрушительное поражение. Надежды Сталина на ослабление Германии в европейской войне не оправдались. Экономический и военный потенциал Германии и ее союзников вырос по сравнению с 1939 г., а враждебность не вызывала сомнений. В то же время СССР оказался без союзников (кроме МНР). Политическое и экономическое сотрудничество с фашистским рейхом, советско-финская война, действия в Прибалтике – все это укрепило враждебное отношение к СССР как Англии, продолжавшей войну с Германией, так и нейтралов.

В ноябре 1940 г. Сталин делает отчаянную попытку укрепить сотрудничество с Германией. Конец 1940 – первую половину 1941 гг. следует квалифицировать как последний период истории внешней политики СССР до начала Великой Отечественной войны.

Положительным достижением советской дипломатии стало некоторое улучшение отношений с Англией, наметившееся с лета 1940 г. Конечно, в советско-английских отношениях оставалось много противоречий, не были преодолены взаимное недоверие и подозрительность, однако дипломатические контакты не нарушались. В свете дальнейших событий – нападение Германии на СССР, создание антигитлеровской коалиции – это было очень важно.

Большое положительное значение имело также заключение договора СССР о нейтралитете с Японией в апреле 1941 г. Договор свидетельствовал, что японские правящие круги не проявляли намерения в ближайшее время нападать на СССР. Конечно, дипломатический документ не мог служить абсолютной гарантией безопасности Советского Союза на Дальнем Востоке, но снимал ту напряженность, которая существовала в советско-японских отношениях в 1938–1940 гг.

Признавая удачными некоторые внешнеполитические акции советского правительства, большинство исследователей оценивает как провал советскую дипломатию предвоенных лет в целом и конца 1940 – первой половины 1941 гг. в частности.