Внеурочное занятие по русскому языку. План-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему: Конспект занятия по внеурочной деятельности по курсу "Занимательный русский язык"

План-конспект внеурочного занятия «Занимательный русский язык» в 1 классе

Тема: Волшебные слова

Цели: 1. Обогащение словарного запаса.

2. Развитие речи, мышления, памяти, внимания, познавательной активности.

3. Воспитание вежливости.

Универсальные учебные действия: 1) формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: уважение и вежливое отношение к окружающим;

2) формирование умения строить рассуждения в устной форме;

3) развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

4) учебно-познавательный интерес к предмету.

Оборудование: плакат «Вежливые слова», пословицы «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острее меча».

Место проведения: учебный кабинет.

Время проведения : 30 минут.

План-конспект занятия :

I . Оргмомент.

Посмотрите на доску, прочитайте пословицы, слова на плакате. Как вы думаете, о каких словах сегодня мы будем говорить?

II . Ход занятия.

1. Игры

«Доскажи словечко»

(Дети по ходу чтения текста вставляют хором «волшебные» слова)

Дядя Стёпа огорчён.

Рассказал он вот о чём:

Настя – славная девчонка.

Настя ходит в первый класс.

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте).

Встретил Витю я соседа.

Встреча грустною была:

Налетел он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте!

Зря от Вити ждал я слова… (Извините).

А слово-то, какое – очень дорогое!

Он про внучку говорил:

Экая досада! Я портфель ей подарил,

Вижу – очень рада!

Но нельзя ж молчать как рыба.

Ну, сказала бы… (Спасибо).

Слово-то, какое – очень дорогое!

(Шкатова Л.А.)

«Вежливые ребята»

(По мере надобности в рассказ хором вставляются «волшебные слова»)

Однажды Петя поехал в автобусе в кинотеатр. Войдя в салон автобуса, мальчик сел на свободное место и с интересом стал рассматривать из окна улицы и витрины магазинов.

На остановке в автобус вошла старенькая бабушка. Петя встал и сказал ей …(Садитесь пожалуйста). Бабушка была очень вежливой и сказала ему… (Спасибо ).

Вдруг водитель резко нажал на тормоза, так как через дорогу бежала собака. Петя чуть не упал и сильно толкнул молодого человека. Парень уже хотел было рассердиться, но мальчик быстро сказал… (Извините, пожалуйста ). Молодой человек улыбнулся и сказал: «Ничего страшного. Бывает».

«Вежливое слово»

Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).

Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).

И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).

2. Беседа .

(Дети дают развёрнутые ответы)

Какие «волшебные» слова вы знаете? (Плакат «Вежливые слова»)

Как надо произносить «волшебные» слова? («Волшебные» слова надо произносить приветливо, глядя на того, к кому обращаешься).

Что никогда не делает вежливый человек? (Вежливый человек не бывает грубым, не высмеивает людей и не дразнит своих товарищей).

Почему так говорят: «Как аукнется, так и откликнется», «Чего себе не хочешь, того и другому не делай», «Язык острей меча»?

3. Ролевые игры.

(Дети показывают, как бы они поступили, в небольших сценках с участием одноклассников)

(В сценке участвуют два человека. Алёша забыл учебник по математике дома). Мальчик просит у Вики учебник на один урок: «Вика, дай, пожалуйста, учебник на один урок».

Вика: «Бери, не жалко».

Алёша: «Спасибо , ты меня выручила».

(В сценке участвуют до10 человек, изображая давку в автобусе)

Данил «случайно» наступает на ногу Жене и говорит: «Извини меня, пожалуйста. Я случайно».

Женя улыбается, не сердится.

Класс. Звенит звонок. Дети сели на свои места, приготовились к уроку. Учитель у доски объясняет новое правило. Вдруг запыхавшись, в класс входит Саша и говорит: «Простите, пожалуйста , за опоздание, я проспал, потому что у меня сломался будильник»

Учитель: «Проходи на своё место и тихо готовься к уроку. Старайся не мешать одноклассникам»

4.Сценка «Волшебное слово»

(Сценку по одноимённому рассказу В.Осеевой готовят обучающиеся 5 класса)

Действующие лица: Павлик, старик, Лена, бабушка, брат.

(На скамейке сидит старик и зонтиком что-то чертит на песке. Рядом садится взлохмаченный, раскрасневшийся разъярённый мальчик).

Старик. Да ты только что кричал, плакал. Сердился.

Павлик. А Вам-то что? Я скоро совсем из дома убегу из-за одной Ленки. На одной краски не даёт, а у самой сколько! А бабушка меня из-за одной морковки из кухни прогнала тряпкой… Никто меня не любит и не жалеет…

Старик. Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово… Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Павлик. А какое слово?

Старик. (Наклонился к мальчику и что-то прошептал)

Не забудь, как нужно говорить волшебное слово…

Павлик (Подбегает к сестре)

Лена, дай мне, пожалуйста, одну краску…пожалуйста…

Лена (Удивлённо)

Тебе какую?

Павлик

Мне синюю. (Подержав краску в руке, отдаёт её сестре).

Пойду к бабушке. (Павлик подошёл к бабушке и обнял её)

Дай мне кусочек пирожка…пожалуйста…

Бабушка (Широко улыбнувшись)

Горяченького …горяченького захотел, голубчик мой!

Павлик (Подпрыгивая)

Волшебник! Волшебник!

Павлик (Обращаясь к старшему брату за столом)

Возьми меня покататься на лодке…пожалуйста…

Лена.

Возьми его. Чего тебе стоит.

Бабушка.

Конечно, возьми!

Старший брат.

Эх, ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

Павлик (Выскакивая из-за стола)

Помогло! Опять помогло!

5. Итог занятия.

Какие вежливые слова мы сегодня вспомнили?

Как надо произносить эти слова?

Занятие направлено на формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности. Задачами занятия является закрепление понятия «слово», «предложение», «текст»; развитие навыков языкового анализа и синтеза (делить текст на предложения, предложения на слова и составлять предложения из слов); развитие артикуляционного аппарата, мышления, координации речи с движением; воспитание ответственности каждого ученика за выполнение совместной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составители

учитель высшей квалификационной категории Афанасьева Л.В.,

учитель первой квалификационной категории Седенкова С.С.

Конспект занятия по внеурочной деятельности

по курсу «Занимательный русский язык»

1 класс

Тема: Слово. Текст. Предложение.

Методическая тема урока: Формирование познавательной активности учащихся средствами внеурочной деятельности.

Педагогическая цель: Продолжать формирование познавательной активности к русскому языку.

Задачи:

образовательные:

  • закрепить понятия «слово», «предложение», «текст»;

коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки языкового анализа и синтеза: делить текст на предложения, предложения на слова и составлять предложения из слов;
  • развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением;

воспитательные:

  • воспитывать умение быть внимательным слушателем;
  • воспитывать ответственность каждого ученика за выполнение совместной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: знают понятия «слово», «предложение», «текст»; умеют отличать слово от слогов, предложения от группы слов, текст от группы предложений.

Личностные: осознают личный вклад в успех группы, проявят познавательный интерес к русскому языку.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – структурируют знания о «слове», «предложении», «тексте».

Коммуникативные: свободно выражают свои мысли, сплочённо работают в группе.

Оборудование : смарт-доска, карточки со словами, карточки с цифрами, клубок ниток, иллюстрации корабля, самолета, автобуса, иллюстрации сказочных персонажей, смайлики.

  1. Организационный этап.

Здравствуйте, ребята! Открываем очередное заседание «Школы всезнаек».

Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось интересным и плодотворным?

Сегодня мы будем много говорить, а для этого необходимо подготовиться. В этом нам помогут дыхательные упражнения.

Упражнение «Свеча»

Встаньте, сделайте глубокий вдох носом, задержите дыхание и выдохните ртом, задувая воображаемое пламя свечи.

Упражнение «Ароматный цветок»

Представьте, что вы нюхаете ароматный цветок. Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

Представьте, что держите этот цветок в руках. Подарите этот чудесный цветок тому, кто стоит рядом с вами со словами «Я очень рад (рада) тебя видеть!»

2. Мотивационный этап.

1 сентября вы отправились в большое путешествие по стране Знаний. С тех пор вы проделали большой путь и не затруднитесь с ответом на вопрос, как легче преодолевать препятствия: одному или с друзьями.

Конечно, вы правы. Друг разделит с вами трудности и умножит радость. Поэтому сегодня мы предлагаем вам поработать в группе. Желаем, чтобы сегодня в вашей группе царствовали дружба, взаимоуважение и ответственность.

3. Основная часть.

Какие виды транспорта используют для путешествия?

Отгадайте, на каком транспортном средстве ваша команда продолжит свое путешествие по стране Знаний сегодня.

Не птица, а летает,
Не грузовик, а с кабиной,
Не летучая мышь, а с крыльями. (Самолет)

Что вы можете сказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком... (автобусе )

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. (Корабль)

- Что вы можете рассказать про предмет? Про слово? Выберите его звуковую схему.

- Путешествие нам предстоит долгое. Чем больше команда, тем легче в пути. С каждым правильно выполненным заданием ваша команда будет увеличиваться.

Первое задание самое простое. Предлагаем выполнить тест .

  1. Царевна-лягушка говорит Ивану-царевичу:

Как услышишь стук да гром, не пугайся!

Какую речь услышал Иван-царевич?

  1. устную
  2. грустную
  3. письменную
  4. музыкальную
  1. Где живет голос?
  1. в лесу
  2. на улице
  3. в горле человека
  4. в магазине
  1. Что написала на доске Маша?
  1. цифру
  2. звук
  3. букву
  4. закорючку
  1. [э], [а], [о], [у], [ы], [и]

Что это за звуки?

  1. гласные
  2. глазные
  3. согласные
  4. прекрасные
  1. Продолжите фразу: «Сколько в слове гласных, столько и…»
  1. букв
  2. звуков
  3. слогов
  4. слонов
  1. Что состоит из слогов?
  1. звук
  2. предложение
  3. текст
  4. слово

Команды, безошибочно справившиеся с заданиями теста, пополняют свою команду сказочным героем из желтого конверта. Картинки с изображениями сказочных героев можно приклеивать с помощью клея к любой части транспортного средства кроме окошек.

Запишите слова по звуковым схемам.

[щ׳ука]

[н ׳ос]

[йэл׳]

Проверьте правильность выполнения этого задания. Команда, верно выполнившая задание принимает в свою команду нового члена.

Без какого звука нельзя образовать слог?

Игра «Слово – слог».

Прошу всех встать. Сыграем в игру «Слово – слог». Если я называю слог, встаем на носочки, поднимаем руки вверх, если слово – два хлопка.

Книга, га, сто, стул, лут, нарь, фонарь, шум, вес, пуш, пушка, снег, дос, доска.

Как вы отличали слово от слога? Что мы обозначаем словами? (Предметы, признаки, действия)

Слово – это единица речи, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий.

Всему название дано –

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз –

Над нами, перед нами, -

И все, что в памяти у нас, -

Все названо словами.

Язык – и стар, и вечно нов.

И это так прекрасно –

В огромном море –

Море слов –

Купаться ежечасно.

На доске слова: медведь, зима, небо, ученик, роза, забор, бабочка, игра, учитель.

Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова?

На какие вопросы отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные?

Распределите слова по группам.

Команда, выполнившая это задание без ошибок, встречает на борту своего транспортного средства еще одного помощника.

Прочтите слова:

правдивость

робость

искренность

злость

находчивость

аккуратность

коварство

Сколько слов здесь написано?

Прежде чем ответить, постарайся найти «спрятанное» слова. Прочти его.

Какие из перечисленных здесь признаков характера являются хорошими качествами, а какие плохими?

Охарактеризуйте человека, который обладает выбранными вами хорошими качествами. Какой это человек?

Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.

- Послушайте загадку. В ней используется различные признаки предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
О ком загадка? (О сороке)

Учитель показывает картинку с изображением сороки.

- Какие признаки предмета названы? (Цвет, длина хвоста)

Подберите прилагательные (признаки) к предложенным существительным

веселый клоун

колючий еж

весенний гром

радостные дети

дождливая осень

солнечные дни

собака кошка лает

Прочитайте оставшиеся слова. Назовите предметы. Что означает слово «лает»: предмет, признак предмета или действие?

Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…

Слышны звуки тут и там.

Кто-то рыщет по кустам.

Тот поёт, а тот кричит,

Голубь … (воркует) Курица … (кудахчет)

Филин … (ухает) Лягушка - … (квакает)

Утка … (крякает) Свинья - … (хрюкает)

У вас на столах в конвертах лежат листочки со словами. Возьмите по одному листочку, прочитайте слово, написанное на вашем листочке. Подумайте, какие группы вы можете образовать. (Предмет, признак предмета, действие предмета)

Ребята, на листочках которых были указаны предметы, продолжат свое путешествие на корабле, признаки предметов – на самолете, действия предметов – на автобусе.

Ребята, что мы можем составить из слов?

Как связаны слова в предложении?

А сейчас я буду приглашать к доске по одному участнику команды. Этот участник должен показать ребятам двух других команд листочек со своим словом. Участники двух других команд выбирают подходящие по смыслу к этому слову слова и выходят с ними к доске. Вышедшие к доске ученики составляют предложение.

Предложение – это соединение слов, обладающее смыслом.

У вас на столах лежат красные конверты. Достаньте из них карточки со словами. Составьте из них предложения.

ТЕРПЕНИЕ И ТРУД ВСЁ ПЕРЕТРУТ.

КРЕПКУЮ ДРУЖБУ И ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЕШЬ.

ОТ СКУКИ БЕРИ ДЕЛО В РУКИ.

Как вы понимаете смысл пословиц?

Продолжите фразу «Слова в предложении связаны …»

Ребята, справившиеся с этим заданием, могут принять в свою команду еще одного помощника.

Что мы можем составить из предложений?

Кто помнит, как начинается сказка «Репка»?

Ваша задача – рассказать сказку «Репка», соблюдая правильную последовательность предложений. Первому рассказчику, начинающему сказку, завязываем на руке ниточку и даем в руки оставшийся клубок. Клубочек будет передаваться следующему рассказчику, если он правильно продолжит сказку. Следующий рассказчик наматывает себе ниточку на запястье и передает клубок дальше.

О чем шла речь в сказке, которую мы вспомнили?

Рассказывая сказку по предложениям, ребята оказались связаны друг с другом. Почему?

Как называют группу предложений, объединенных одной темой и связанных по смыслу?

И вновь наши команды пополнили свои ряды.

Мы вспомнили, что такое текст. Теперь выберем текст из предложенных вариантов.

1) В первый день весны погода выдалась восхитительная. Алиса без стука вошла и побежала по лестнице наверх. Более слабых собак запрягают поближе к саням. Я помчался по тротуару, размахивая портфелем.

2) Лиса – близкий родственник домашней собаки. Характерная особенность рыжей лисы – её пушистый хвост. Лисы часто роют норы под корнями деревьев или в склонах холмов. Питаются лисы дождевыми червями, кроликами, птицами, насекомыми и плодами.

4. Итог занятия.

Чем мы сегодня занимались?

Из зеленых конвертов возьмите карточки с понятиями. Прочитайте их. Составьте цепочку от «звука / буквы до текста».

Звук / буква – слог – слово – предложение – текст.

Какие знания вам помогли в составлении цепочки?

5. Рефлексия.

На этом наше путешествие подошло к концу. Продолжите предложение

Сегодня я узнал…

Меня заинтересовало…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Мне захотелось…

Кто считает, что хорошо поработал на занятии, смог узнать для себя что-то новое, помогал своей команде, с интересом готов работать на уроках и занятиях по русскому языку, может в окошечко приклеить вот такой ☺ смайлик. Кому было тяжело справляться с заданиями, кто считает, что недостаточно сегодня помог работе группы, ☹ .

Занятие окончено. Всем спасибо!


Цели : углубить и закрепить знания по фонетике, развить фонетический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отработать правильное литературное произношение.

К празднику готовятся плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и звуке:

Гласные - это река, а согласные - ее берега.

К. С. Станиславский

Слово - одежда всех фактов, а звук - одежда слова.

М. Горький

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг...

Н. В. Гоголь

Ход праздника

Прослушивание заранее записанных на магнитофонную ленту звуков: а) льется вода из крана, б) звенит колокольчик, в) тикают часы, г) школьная столовая в разгар обеда, д) птичьи голоса, е) ученик читает отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье...!», ж) музыкальный отрывок из альбома «Времена года» П. И. Чайковского, з) плач ребенка.

(После каждой записи - пауза.)

Прослушав внимательно запись, надо назвать услышанные звуки. В ходе обсуждения дети выделяют звуки человеческой речи. Ведущий объявляет цель праздника.

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет - будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться.

В барабане схорониться,

Если где услышим стук.

Значит, к нам добрался... (звук.)

С. Ефремов

Ведущий приводит высказывание К. Г. Паустовского о родном языке: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Фонетические загадки

1. Твист или вальс? (Что танцевала девочка Пеппи-Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв.)

2. Илья Муромец или Алеша Попович? (Кто из них «грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лег копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать»? В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.)

3. Мама, папа или бабушка? (Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове-отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки.)

4. Пуфф или Буфф? (Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лег вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие.)

Ведущий.

Воздух рвет преграды,

Но звук прорывается.

Как называется звук такой?

Это... (согласный глухой.)

Воздух свободно идет через рот.

Звук получается... (гласный.)

5. Пулька или Пончик?

Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв.)

6. Кролик или Пятачок?

Кто из них гадал на ромашке: «...Любит - не любит, плюнет, поцелует»? (В имени отгадки все согласные звуки глухие.)

ГИМН ЗВУКАМ РОДНОГО ЯЗЫКА

Гласные тянутся в песне звонкой,

Могут заплакать и закричать.

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные тебе даны для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

С. Маршак

ФОНЕТИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА

1. В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

2. В слове кот - три звука и в слове мяу - три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему.

3. Назовите слово, которое состоит из трех согласных и одного гласного. В этом слове слышится гласный звук [ы], а пишется буква и. Слово обозначает название помещения, в котором даются представления с участием клоунов, акробатов, гимнастов, дрессированных животных. (Цирк.)

4. Какую букву надо вставить в имя мальчика, чтобы оно превратилось в слово, называющее короткие шесты с заостренными концами? (Коля - колья.)

5. В словах уточка, тушить, визит один согласный замените на другой, который отличается от первого по глухости или по звонкости, чтобы получилось новое слово. (Слова даны на плакатах: удочка, тужить, висит.)

6. Какое слово при перестановке в нем ударения из названия печеного изделия превращается в название узких длинных лодок, выдолбленных из стволов деревьев? (Пироги- пироги.)

Домашнее задание «Егоркины скороговорки»

Произнесите скороговорки, четко выговаривая согласные звуки. Повторите задание 2-3 раза, ускоряя темп речи.

Ведущий.

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Лилии полили ли?

Иль увяли лилии?

Аня Нине - нянечка,

Нине няня - Анечка.

Мамами любимы мы —

Самыми любимыми!

Повторяйте, детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепелку перепел!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Всем поставите пятерки!

Ю. Черных

Скороговорки, которые были заданы детям на дом

Все бобры добры до своих бобрят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

У пенька опять пять опят.

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

На Ерему напала дрема, от дремы уснул Ерема.

Рыбу ловит рыболов, уплыл в реку весь улов.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешён!

Фонетическая задача

Из стихотворения В. Ясинского «Первая шоколадка» назовите все слова с парными звонкими и глухими согласными. Объясните орфограммы.

Все измазала бедняжка.

Угостили Олю сладкой,

Очень вкусной шоколадкой.

Губки, носик и рубашку -

Мама дочь едва узнала:

Ах ты, ненаглядная,

Дочка шоколадная!

Фонетические диалоги «Кто важнее?»

Ведущий . Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные . Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные. Ну, это мы еще посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится!

Гласные . А вот и получится! Например, М.

Согласные . Разве только одно М, а больше ничего?

Гласные. И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные. Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно.

Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные (поют и смущенно умолкают). [о..е..и..а].

Согласные . Вот видите! А если мы скажем [ф н т к], так всякий догадается, что это - ФОНЕТИКА.

Гласные. Ну, допустим! Хотя мы решили, что это ФАНТИК. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: ОКНО, ЕЛКА,

Согласные (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий. А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?

(Мальчик и девочка читают стихотворение по очереди.)

Дружат гласные с согласной,

Составляя вместе слог.

МА и ША (запомни, Маша!)

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА, читай СОВА.

Сколько в слове гласных -

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Фонетическая минутка

Какой новый звук появился?

Сон - ст он,

сок — ст ок,

сук - ст ук,

каска - кр аска,

салка — ск алка,

кошка — кр ошка,

тучка - ш тучка.

ролик — к ролик,

кот - кр от,

Всегда вместе

Ведущий. Однажды не поладили гласные и согласные и разошлись в разные стороны. Сбились согласные в кучу, хотят поговорить - и никак.

Согласные. Кх (кашляют), пчх (чихают), хм (хмыкают).

Ведущий. И заскучали... Вдруг...

Согласные . Тсс...

Ведущий. Показалось, или это кто-то рыдает. Прислушались.

Гласные (выходят на сцену и плачут): А-а-а-а! О-о-о-о! Уа-уа-уа!

Ведущий. Аукают.

Гласные . Ay! Ay! Ау!

Ведущий . И тут согласные крикнули им, вернее, хотели крикнуть, но у них получилось лишь невнятное бормотание.

Согласные. [б д м], [в с г д], [в м с т]!

Ведущий. И услышали они радостное, но тоже невнятное:

Гласные . [у-е-е-а-е-е]!

Ведущи й. Решили они заключить мир. Снова встали рядом и так четко сказани:

Согласные и гласные . Будем всегда вместе!

Ведущий. С тех пор никогда они больше не разлучались. Им друг без друга никак нельзя. Кто же тогда будет слова образовывать? Бывает, правда, что они немного ссорятся, но не надолго. Потом все равно мирятся. (По А. Шибаеву.)

Игра «ОДИН ЗВУК, МАРШ!»

Ведущий . Поиграем в игру, которую назовем гак: «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть - гость.

(Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово.

Вот так: роза - гроза.

(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. Теперь вам следует в словах, которые я вам дам, заменить один согласный звук. Вот так: корж - морж.

(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, палка, орел, клип, норка, тоска, свет, полено, рамочка.)

Игра «Думай! Думай! Думай!»

Я приношу с собою боль,

В лице большое искажение.

А «Ф» на «П» заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложения. (Ф люс - п люс.)

С буквой «Л» - в игре в футбол

Часто слышим слово...

С «Д» уж в слове смысл не тот -

Мерой стало - просто... (Гол - год .)

Он - грызун не очень мелкий,

Ибо чуть побольше белки.

А заменишь «У» на «О» -

Будет круглое число. (Су рок - со рок.)

Я бываю золотой,

А природный - костяной.

Если «3» на «К» заменишь,

Смысл во мне совсем иной:

В первом классе лишь для счета

На уроке я твоем,

А в четвертом ты охотно

Подсчитаешь мой объем. (З уб - к уб.)

С глухим согласным —

Напиваюсь в поле,

Со звонким -

Сам звеню я на просторе! (К олос — г олос.)

Когда я - месяц, то, легко дыша.

Ты как и снег, на солнце будто таешь.

Коль вместо «Т» в меня ты вставишь «Ш»,

То под меня ты бодро зашагаешь. (Март -марш .)

Игра «Превращение слов»

Задание: если у каждого из этих слов отнять по одной букве, могут получиться новые слова, которые при перестановке в них букв, образуют еще по одному слову. Попробуйте получить новые слова.

Моль - (мол - лом). Пилка - (пика - кипа).

Мушка - (мука - кума). Пиала - (пила - липа).

Сток - (ток - кот). Горка - (гора-рога).

Краб - (раб - бар).

Веселые рифмы про ударение

Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром,

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

Шутник он, невидимка-молоток.

Тук! - и ударил в безударный слог...

И сразу же исчез огромный замок

И появился маленький замок.

И молоток стучит, стучит,

И четко речь моя звучит.

Следи за поведеньем молотка.

Держи в руках его, озорника!

Послушай, молоток, не путай слоги,

Опять, озорничая, не солги! -

Нет, снова - тук!.. Шли по морю пироги,

Вдруг вместо них поплыли пироги.

Мы в слове слог ударный

Найдем э-ле-мен-тар-но!

А когда его найдем,

Громче всех произнесем!

Два правила ударения

Первое правило

Ошибка в ударении

Граничит с преступлением.

Пускай запомнит это млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Второе правило

Возил не шофер, а шофёр,

Не фарфор, а фарфор,

Был оглашен ни приговор -

Судебный приговор.

Строгал не столяр, а столяр,

Но доску - не доску.

И слушал в одиночестве

Не «Тоску», а тоску.

Ф. Кривин

Фонетические головоломки

Я - сборник карт, от ударения

Зависят два моих значения.

Хочу - преображусь в название

Блестящей, шелковистой ткани. (Атлас - атлас.)

Скорей, сестра, на рыб взгляни.

Попались на крючки они,

В ведерко руку окуни.

Не бойся, это... (окуни.)

Сосульки, как носы у цапель,

И тают, словно карамель.

Я слышу звон апрельских капель.

Поет апрельская... (капель.)

Я - травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирис.)

Мы - для пильщиков подставка.

Мы - для кучера сиденье,

Но попробуй-ка, поставь-ка

Нам другое ударенье.

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами! (Козлы - козлы.)

Я. Козловский

Игра «ЗАГАДКИ С ПОДСКАЗКОЙ»

1. Может плавать целый день

В ледяной воде...

2. Словно вихрь летит, спасаясь

От врага, шумливый...

3. Среди зверей слывет царем,

Его зовут бесстрашным...

4. Вместо шерстки - иглы сплошь,

Враг мышей - колючий...

5. В овечках знает толк

Свирепый, жадный...

6. По реке плывет бревно -

Ох, зловещее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

7. Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит,

Под ним, не зная страха,

8. На носу зверь носит рог

И зовется...

9. Живут на суше.

Нет копыт, щетинки,

А все ж зовут зверьков Морские...

10. Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет - это...

11. На себе везет не прытко

Домик собственный...

Коновалова Галина Николаевна,

учитель начальных классов

первой квалиффикационной категории,

МБОУ "СОШ №30"г. Курска

Внеурочное занятие "Занимательная грамматика", 1 класс

Тема : “ Слова- антонимы»

. Форма проведения: практическое занятие с наличием игровых элементов.

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, обучать активному речевому общению на русском языке.

Задачи:

Обучающие:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

    пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

    развитие творчества и обогащение словарного запаса.

Воспитывающие:

    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие :

    развивать смекалку и сообразительность;

    развивать зрительную и слуховую память память;

    развивать умение пользоваться словарями;

    учить организации личной деятельности.

Здоровьесберегающая:

    Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка.

Планируемые результаты:

Личностные результат

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

    пользоваться словарями, справочниками;

    строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  1. высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы .

Оборудование: Словари, карточки с заданиями, карандаши, ручки. презентация Power Point. , детские тельняшки, береты кораблики; на доске рисунок моря, яблоко; детские рисунки к сказке Г.Сапгира "Людоед и Принцесса"

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

Словесные (объяснение, беседа с учащимися);

Наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

Практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

Проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

Методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)

Активные методы (обсуждение в группах)

Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На занятии используются следующие формы работы : фронтальная, групповая, работа в паре.

Используемые технологии: Компьютерные технологии (презентация к занятию), коммуникативные, здоровьесберегающие.

Структура занятия:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию. (2мин)

2. Теоретическая часть.

- Определение темы и задач занятия (4 мин )

3. Практическая часть. (8мин)

Рассказ о словаре и правилах работы со словарём.

Поиск слов антонимов в «Словаре антонимов» (работа в парах).

4. Игровая часть (8 мин) (групповая работа)

Выполнение заданий с наличием игровых элементов: - «Закончи пословицы», «Дополни предложение»*

5 . Самоанализ деятельности.(6 мин)

Тест «Правильность утверждений»

6 . Рефлексия. (2мин)

Ход внеурочного занятия :

Перед началом занятия :

Уважаемые гости! Сегодня вы пассажиры нашего корабля, который отправляется в увлекательное путешествие. Вам необходимо приобрести билет, а платой за него будет ваша улыбка и доброе слово. (Дети раздают всем гостям билеты, и они рассаживаются по местам) Вместе с билетом вы получаете рисунок кораблика., чтобы в конце занятия смогли поучаствовать вместе с нами в рефлексии и написать ответное слово, оценив нашу работу(рисунки кораблика).

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию.

Дети заходят в класс и встают в круг в обозначенном месте

Сегодня у нас с вами внеурочное занятия на интересную тему. Для этого мы отправимся в путешествие на остров.

Как вы думаете, на чем мы отправимся путешествовать?

Ответы детей. (На корабле)

Правильно. Посмотрите, какой у нас корабль (рисунок). Красивый, надежный, крепкий, быстрый

Кто может отправиться в такое путешествие? Только настоящая команда. А мы с вами и есть команда. а это значит.. (скрепляем все руки:помогать друг другу, выручать в беде, поддерживать в трудных ситуациях,)

Правильно. Только поддерживая друг друга мы можем преодолеть все трудности. Занимаем места на нашем корабле.(Дети рассаживаются за парты по группам)

2. Теоретическая часть.

Сегодня я буду вашим капитаном. Во время плавания на корабле ведется бортовой журнал, куда записывают все, что происходит на судне Вот и вы тоже будете отмечать в своем бортовом журнале свою работу, раскрашивая флажки на ваших корабликах. Возьмите каждый себе кораблик и послушайте какой цвет что будет обозначать (Приложение, инструкция на доске).

Поднять якорь (дети имитируют движение) Полный вперед!

Я захватила с собой вот это яблоко. Мне кажется, что витамины для плавания очень пригодятся! Давайте вспомним стихотворение Генриха Сапгира, которое мы читали на уроке литературного чтения

(читает подготовленный ученик)

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только Конь сказал, что низко .

А Мышонок – высоко .

Воробей сказал, что близко ,

А Улитка – далеко .

А Телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало .

А Цыплёнок - тем,

Что очень велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

-Кислое ? Зачем оно?

Что вы? – шепчет Червячок,

-Сладкий у него бочок.

Как вы поняли, почему возник спор о яблоке?

У вас на столах лежит текст этого стихотворения на белых листах. Найдите и подчеркните слова, при помощи которых герои характеризуют яблоко.- Что вы можете сказать об этих словах? (Называют слова: низко, высоко, близко, далеко, мало, велико, кислое, сладкий). Слова с противоположным значением

Правильно, ребята. А по другому эти слова называются АНТОНИМЫ. И остров, куда мы с вами отправимся тоже называется АНТОНИМЫ (название крепиться на доске0

Слово «антоним» состоит из двух частей: «анти»- часть, обозначающая противоположность; греческое слово «онима» переводится как имя, название.

3. Практическая часть

У Генриха Сапгира было еще одно произведение в котором встретились слова-антонимы Кто вспомнил как оно называется? (Г.Сапгир "Людоед и принцесса, или все наоборот")

Давайте посмотрим какая принцесса была прекрасная, и полянка. И легенда (рисунки на доске слева что значит прекрасная?), а теперь-какая была ужасная? -Что значит ужасная? (рисунки на доске справа)

Так какие слова-антонимы были в этом произведении?

(слова ПРЕКРАСНАЯ и УЖАСНАЯ крепятся на доске)

Как вы думаете, для чего нужны слова – антонимы?

(Делают нашу речь выразительной, образной, обогащают наш словарный запас)

Ребята, что сможет нам помочь в работе со словами антонимами? (Наши знания, интернет, словарь – антонимов)

Это словарь – антонимов. (учитель показывает словарь) Мы спрашиваем: «Океан большой или маленький??», «Корабль плывет быстро или медленно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого слова пары, Автор словаря – М. Р. Львов.)

Давайте вспомним, как работать со словарём – антонимов. (Слова расположены в алфавитном порядке, по содержанию мы можем найти нужную нам страницу),

А сейчас работа в парах.

Но перед работой ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Цветотерапия. Погружение в синее

- Какой цвет имеет море?(синий). Я предлагаю погрузиться в это синее море. Возьмите листок с синим кругом и белой окружностью. Посмотрите на синий круг. Погрузите взгляд в синий цвет, как в сосуд, заполненный черничным соком. Впитывайте глазами синий цвет, глубоко вздохните, задержите дыхание, широко откройте глаза, медленно выдохните, прикройте глаза, не отрывая взгляда от синего круга, еще раз вздохните, откройте глаза, выдохните Переведи взгляд на белую окружность. Какой цвет вы видите? (дети называют цвета)Закройте глаза ладошками. Посчитайте до трех. Открыли глаза.

Продолжаем работу

Найдите в словаре антоним к слову бросать- (поднимать)-якорь на корабле, погружаться-(всплывать)-для обследования подводного мира, штиль-(шторм-тихо или буря на море).Карточки-пары на доске

4. Игровая часть

Работаем в группах дальше. У вас на столах лежат листочки голубого цвета с пословицами, вам нужно дописать пословицу до конца и объяснить ее смысл. Для этого надо определить к какому слову будем подыскивать антоним. Можно воспользоваться словарем. Посмотрим кто быстрей справится с заданием.

1группа, 2 группа, 3группа:

1) Ученье - свет, а не ученье –_____________.

2) Знай больше, а говори _____________ ..

3) Лучшая вещь новая, лучший друг -___________________ .

Проверяем. К какому слову искали антоним? Какое нашли? Прочитайте вашу пословицу. Объясните, как вы ее поняли.(Дети зачитывают свои ответы по группам.)

Физминутка. А теперь любимые вами молчаливые стихи.

Игра " Назови антоним" Я читаю стихотворение, а вы называете антоним, где это нужно

Скажу я слово "потолок", а ты ответишь:… (пол),

Скажу я слово "потерял" и скажешь ты: …(нашел).

Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты:… (голодный),

Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты:… (холодный).

Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь:… (встать).

Скажу потом тебе "отец", ты мне ответишь: …(мать).

Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь: …(чистый),

Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь:… (быстрый).

Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты:… (храбрец).

– Скажу я слово: высоко,

А ты ответишь: (низко)

– Скажу я слово: далеко,

А ты ответишь: (близко)

– Скажу тебе я слово: трус,

Ответишь ты: (храбрец).

– Теперь начало я скажу,

А ты скажи (конец).

Молодцы!.

5 . Самоанализ деятельности

Возьмите листочки розового цвета.. Если утверждение верно, ставим +, если нет -. Читаем внимательно, например (1 предложение)

    Слон большой, а комар маленький.

    Дерево низкое, а куст высокий.

    Камень лёгкий, а пух тяжёлый..

    Днём светло, а ночью темно.

    Отец пожилой, а сын молодой.

    Буратино грустный, а Пьеро весёлый.

    Лимон сладкий, а банан кислый.

Проверяем. Сравниваем с образцом на слайде (Слайд №1) Оцените.свою работу,раскрасьте флажок)

Итак, мы близки к цели. Осталось преодолеть последнюю преграду. От морского ветра и соли надпись стерлась. Слайд №2) Давайте ее восстановим.!Кто хочет много знать, тому надо … спать.

Ответы детей

Молодцы! (слайд №3, !Кто хочет много знать, тому надо мало спать.)

.6 . Рефлексия

Наше путешествие завершилось. Давайте подумаем, какие знания, полученные на этом занятии пригодятся вам для дальнейшей учебы?

Уважаемые гости! Предлагаю вам тоже поучаствовать в рефлексии и написать отзыв на ваших корабликах, а мы с ребятами их прочитаем на следующем занятии.

Ребята, кто хочет показать свой кораблик

Занятие закончено. Спустить якорь! Спасибо за работу. вы были сплоченной и дружной командой. Спасибо всем!

Наталья Блохинова
«Великий и могучий русский язык». Внеурочное занятие на кружке «Секреты речи»

Внеурочное занятие в 3 «А» классе.

Тема : Великий , могучий русский язык

Цель : развитие интереса к родному языку ; показать красоту и величие русского языка ; воспитывать чувство уважения к родному языку ; развивать умение вести беседу; пробуждать интерес к исследовательской деятельности.

Оформление : плакат со словами «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий , могучий и свободный русский язык » (И. С. Тургенев)

Магнитофон

Аудиозапись «Гляжу в озёра синие»

План-конспект

Учитель : Русский язык - один из богатейших языков мира . Мы гордимся. Что можем разговаривать на языке А . С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского. Русский язык изучают за пределами нашей Родины. Любовь к родному языку неотделима от любви к Родине, к своему народу.

(звучит запись песни «Гляжу в озёра синие» )

Он весь корнями исстари былинный, Он, молодой, напоминает мне Размах и трепет крыльев лебединых, И взлёт ракеты в громе и огне, В его звучанье сок рябины горький И звонкая студёная роса, Что пьют соловушки взахлёб на зорьке, Серебряные ставя голоса. Присягу и счастливый смех ребёнка, Верительные грамоты послов- Всё отразит и передаст потомкам Живая связь его высоких слов. Он сквозь века проходит горным кряжем, Магическую властью наделён. Язык России- золотая пряжа, И ткёт его веретено времён. Мне было бы и жизнь отдать не жалко За песню, уходящую в века Пряди, пряди души народной прялка, Бессмертную основу языка .

(Б. Захаров)

Учитель : Какие высказывания о русском языке вы знаете ?

(ученики называют высказывания о русском языке )

Учитель : Любовь к русскому языку выражали многие поэты, писатели.:

Мы живём в стране российской, Признаём язык турецкий . Итальянский, датский, шведский, И японский, и французский, Но в родном краю по-русски Пишем , думаем, живём.

Мы тогда лишь вольно дышим, Если речь родную слышим, Речь на русском языку . И в своей столице древней. И в посёлке, и в деревне, И от дома вдалеке.

Суворов ободрял солдат На русском языке , Бессмертный Пушкин сочинял На русском языке .

С благоговеньем прикасайся К тому, чем ты вооружён, Твори светло и упивайся Безбрежным русским языком .

«Берегите наш язык , наш прекрасный русский язык – это клад , это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием ; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.» сказал И. С. Тургенев

Какие пословицы и поговорки вы подготовили для нашего утренника? (дети называют пословицы и поговорки о русском языке )

Учитель : Учите русский -

Годы к ряду,

С душой, с усердием,

Вас ждет великая награда ,

И та награда - в нём самом.

Вас сегодня ждёт награда за ваши знания о русском языке , о слове. Сейчас мы будем отгадывать загадки, разгадывать ребусы и шарады.

Наш язык обогащается новыми словами, которые одинаково звучат на многих языках мира . Есть слова. Утратившие своё значение. Они уходят из языка (соха, прялка, зипун, кичка) или получают новое значение (спутник, гражданин) . Знание истории языка помогает понять происхождение слов и выражений. Узнаем, какова история возникновения слов грамматика и рубль.

Слово грамматика возникло давно, ещё у древних греков, и получило своё название от слова грамма-буква. Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ назывался грамотой. Грамотой называется, и умение писать и считать.

Во времена древней Руси мерой цены были серебряные бруски. Если вещь стоила меньше бруска, то от неё рубили такую часть, какая была нужна. Эти небольшие части, отрубленные от целого, стали называться рублями.

^ 1. Разгадывание шарад :

Шарады- это слова-загадки. в которых несколько букв, слогов или часть слова выделены или описаны самостоятельно. По этим описаниям нужно составить целое слово.

Жилище-первый слог Затем идёт предлог. А в целом я огромна И называюсь…. (домна)

Мой первый слог-число с нулями, У всех людей-последних два, А вместе- догадайтесь сами, Всем городам она глава (столица)

Корнем с «дорогой» роднится В сборе приставка таится, Суффикс-как в слове «дневник» , Целым же в космос проник (спутник)

2. Занимательные вопросы :

Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука)

Каких камней не найдёшь в море? (сухих)

Из какого полотна нельзя сшить рубашки? (железнодорожного)

Какой лошадь бывает, когда её покупают? (сырая)

О чём ведётся разговор? – Это чёрная?

Нет, это красная! _ - А почему она белая? - -Потому, что зелёная.

3. Метаграммы

Метаграммы- это головоломки, основанные на изменение в слове одной буквы.

С К в полях меня найдёте. С Г романсы запоёте, С В в косички заплетёте. (колос-голос-волос)

С Ч летаю над волною, С Л не дам волкам покою, С М рубашка-безрукавка, С З скачу в лесу по травке, С Г меня крепи к детали Из железа или стали (чайка-лайка-майка-зайка-гайка)

4. Анаграмма

Анаграмма- перестановка букв в слове в другом порядке, чтобы получилось новое слово

Воздух в шины я вдуваю, Жизнь несу я колесу. Если ж слоги мы смешаем, Буду деревом в лесу (насос-сосна)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу. (шпала-лапша)

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется. (Сокол-колос)

Я прежде обувью служил,

Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь. (Лапоть-пальто)

Заключительное слово учителя :

Сегодня мы услышали много замечательных слов о русском языку .

Какие вы запомнили, какие произвели на вас впечатление ? Чему учат эти высказывания?

Русский литературный язык- это величайшее достижение речевой культуры нашего народа. Что может быть красивее, изящнее и весомее русского языка ? Давайте изучать русский язык , бережно относится к каждому слову на уроке, дома, на улице! Давайте любить русский язык .

Публикации по теме:

Открытый урок для учащихся 10 класса «Русский язык как форма существования национальной культуры» МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.

Комплексно тематическое планирование «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта» Ноябрь (С чего начинается Родина) 1 неделя (31.10 –04.11) «Секреты бабушкиного сундука. Русский костюм. Предметы русского быта». Задачи:.

Конспект урока русского языка в 3 классе. Русский язык 4.04.2016 Тема: Неопределенная форма глагола Тема: Неопределенная форма глагола Цели: дать определение термина «неопределенная форма глагола» ; познакомить с суффиксами глаголов в.

Коррекционная школа. Русский язык 6 класс «Правописание безударных гласных в корне слова» Коррекционная школа. Русский язык 6 класс Тема урока: «Правописание безударных гласных в корне слова» Задачи урока: Обучающие: Формировать.

Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Логопедическое занятие по развитию связной речи «Великий День Победы» Цель: Систематизация знаний о Великой Отечественной войне. Задачи:.