Внутренняя политика екатерины 2 конспект. Созыв Уложенной комиссии

МБОУ «Криволесская ОШ»

Открытый урок по истории России в 7 классе

Тема урока: Внутренняя политика Екатерины II

Урок провела: учитель истории и обществознания

Панасенкова Галина Владимировна

2016-2017 уч. год

Цели урока:

Сформировать у учащихся представление об особенностях и основных направлениях внутренней политики Екатерины II

Раскрыть понятие «просвещенный абсолютизм»;

Показать его специфику в российских условиях;

Привлечь внимание учащихся к причинам ужесточения внутренней политики в 70-90 годах;

Дать общую оценку внутренней политики Екатерины II.

Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, способствовать выработке гражданской позиции.

Развивать умения коллективной и индивидуальной работы, умение работать с текстом.

Развивать умение давать оценку поступкам людей, воспитывать чувство сопричастности.

Тип урока : изучение нового материала.

Используемые технологии (ФГОС):

1) технология критического мышления – ведущая технология;

2) технология сотрудничества (парная);

3) коммуникативные технологии;

4) здоровье сберегающие технологии.

Методическое обеспечение: учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной «История России. Конец 16-18 века. 7 класс». Рабочая тетрадь к учебнику

История 7 класса.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация «Внутренняя политика Екатерины II.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Проверка выполнения домашнего задания.

Т ест. Слайд №1.

1. Соотнесите годы правления и имена монархов:

1) 1725 - 1727 гг. а) Петр 2

2) 1727 – 1730 гг. б) Петр 3

3) 1730 – 1740 гг. в) Екатерина 1

4) 1740 – 1741 гг. г) Анна Иоановна

5) 1541 – 1761 гг. д) Иван Антонович

6) 1761 – 1762 гг. е) Елизавета Петровна

2 . Соотнесите монархов и их фаворитов:

1) Екатерина 1 а) Алексей Разумовский

2) Петр 2 б) Александр Меньшиков

3) Анна Иоановна в) Иван Долгорукий

4) Елизавета Петровна г) Эрнст Бирон

3. Соотнесите монархов и органы власти, которые играли важную роль во время их правления:

1) Петр 2 а) Верховный тайный совет

2) Анна Иоановна б) Сенат

3) Елизавета Петровна в) Кабинет министров

4. Дайте определения понятий «фаворит», «кондиции»,«привилегии».

5. Документ, сделавший российское дворянство самым привилегированным сословием назывался … и был издан в … году.

6. Соотнесите войны, которые вела Россия в 1725 – 1762 гг. и их хронологические рамки:

1) Русско – турецкая война а) 1756 – 1762 гг.

2) Русско – шведская война б) 1735 – 1739 гг.

3) Семилетняя война в) 1741 – 1743 гг.

7. Основными направлениями внешней политики России в 1725 – 1762 гг. являлись:

а) усиление борьбы за выход к Черному морю;

б) вмешательство в польские дела для воссоединения украинских и белорусских земель с Россией;

в) сохранение позиций России в Прибалтике;

г) продвижение на Восток;

д) установление союзнических отношений с Англией.

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Создание проблемной ситуации:

Идет 1762 год. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы? Она была родом из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества (Германия). Звали ее Софья Фредерика Августа. Дома ее называли Фике. В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна, а в российскую и мировую историю она вошла под именем Екатерина Великая. За время ее правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоеванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза.

Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

Личность Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

План:

1. Особенности внутренней политики Екатерины II.

2. Политика «просвещенного абсолютизма».

3. «Золотой век» российского дворянства.

4. Ужесточение внутренней политики в 70 – 90-х годах 18 века.

Проблема. В чем противоречия внутренней политики Екатерин II?

1. Особенности внутренней политики Екатерины II.

Работа со схемой «Особенности внутренней политики Екатерины II».

Слайд №4.

Комментарии. Каковы были предпосылки внутренней политики Екатерины2?

Екатерина 2 пришла к власти в результате дворцового переворота. Для укрепления своих позиций российские императоры эпохи дворцовых переворотов сделали немало для укрепления позиций дворянства, сделав его привилегированным сословием.

- Какие указы подтверждающие это вам известны?

(Екатерина 1 – денежные пожалования, земли, крепостные; Анна Иоанновна – ограничение срока службы до 25 лет, отмена указа о единонаследии, запись в полки с младенчества; Елизавета – освобождение от наказаний розгами и кнутом, право ссылать крепостных в Сибирь; Петр 3 – «Манифест о вольности дворянской», 1762 год, освобождал дворян от обязательной службы). Все это привело к упадку экономической жизни и нарастанию народного недовольства.

Екатерина, как могла, пыталась бороться с экономическими трудностями в стране. Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. С юности она увлекалась философией Просвещения. Слайд 5. Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо доказывали, что главный долг правителя – улучшать жизнь народа. Лучший путь для этого – просвещение народа. Екатерина II полагала, что у монарха, обладающего абсолютной властью, больше возможностей для улучшения жизни народа, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер. А в чем проявилось это противоречие?

Вывод: С одной стороны, Екатерина считала своим долгом улучшать жизнь народа, с другой – увеличивала привилегии дворян, которые жизнь народа ухудшали.

2. Политика «просвещенного абсолютизма».

Екатерина считала, что в России достигнуть процветания можно только с помощью неограниченной монархии. Именно «просвещенный монарх» разработает идеальную систему законов и, с помощью дворян, будет управлять страной. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма». Слайд №6. Запись в рабочей тетради задание 2 с.64.

Следуя этой политике, Екатерина провела ряд мероприятий. Слайд №7.

Одним из самых крупных мероприятий в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов, вместо Соборного уложения 1649 года.

Привлекла не только правительственных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Слайд №8.

Комиссия собралась в июле 1767 года в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей.

Дворяне – упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать органы местного самоуправления.

Купцы – монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские – освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.

Государственные крестьяне – притеснения помещиков и заводчиков, нехватка земли, высокие налоги.

Национальные меньшинства – уравнение в правах с русскими.

О крепостном крестьянстве – дворянин Григорий Коробьин.

Комиссия проработала 1,5 года, никаких решений не приняла и была распущена.

3. «Золотой век» российского дворянства.

Так как Екатерина пришла к власти благодаря гвардии, то в интересах этого сословия она повела немало мероприятий. Слайд №9.

«Жалованная грамота дворянству» стала главным документом, где были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра 1. Согласно ей дворяне могли создавать дворянские общества в губерниях и уездах, один раз в 3 года собирать дворянские собрания, обращаться к императрице с ходатайствами.

Тогда же была издана «Жалованная грамота городам», подтверждающая права и привилегии городского населения. Слайд №10.

4. Ужесточение внутренней политики в 70 – 90-х годах 18 века.

Крестьянская война в России и революция во Франции заставили императрицу пересмотреть внутреннюю политику. Была проведена губернская реформа, передававшая власть на местах в руки дворян и приведшая к усилению контроля властей над населением страны. Впервые создавались сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян (кто судил крепостных?)

Была ликвидирована Запорожская Сечь и украинская автономия.

Вводилась строгая цензура, закрывались вольные типографии. Слайд№12. Русские просветители Н.И.Новиков и А.Н.Радищев за пропаганду свободолюбивых идей строго наказывались. Радищев за свою книгу «Путешествие из Петербурга в Москву» был приговорен к смертной казни, заменена 10-годами сибирской ссылки. Новиков был заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.

Все это говорило о том, что политика «просвещенного абсолютизма» завершилась.

V. Первичная проверка понимания изученного.

1. Назовите основные мероприятия, проведенные в духе «просвещенного абсолютизма».

2. В чем вы видите причины ужесточения внутренней политики Екатерины II?

3. Какие мероприятия в этом направлении были, на ваш взгляд, самыми яркими?

Физкультминутка

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.

VI. Закрепление знаний.

1. Охарактеризуйте политическую обстановку в России и в Европе в тот период, когда Екатерина II пришла к власти.

2. Была ли Екатерина II представителем просвещённого абсолютизма?

VII. Применение, обобщение знаний. Работа в парах.

Выполним задание 1, 4 на стр. 64. Выделив либеральные и репрессивные стороны внутренней политики Екатерины II , мы сможем ответить на вопрос: «В чем противоречия внутренней политики Екатерин II?» Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерин II бала попыткой улучшить положение всего российского народа, но привела только к укреплению привилегированному положению дворянства.

VIII. . Контроль и самоконтроль знаний и способов действий.

Мини – тест

1. Какое историческое название получила внутренняя политика Екатерины II?

А) политика «сильной руки»

Б) «следование западному образцу»

В) политика «просвещенного абсолютизма»

2. Каким должен быть монарх, по мнению Екатерины II?

А) деспот и тиран

Б) демократ на троне

В) философ на троне

3. Что такое секуляризация?

А) изъятие церковных ценностей из храмов и монастырей

Б) упразднение патриаршества

В) передача церковных и монастырских земель государству

4. Для чего Екатерина II собирает Уложенную комиссию?

А) для разработки реформ в области образования

Б) для создания нового свода законов

В) для рассмотрения написанного ею «Наказа»

5. Какое сословие получило новые привилегии в царствование Екатерины II?

А) купечество

Б) дворянство

В) окружение императрицы

6. Основная мысль документа «Жалованная грамота дворянству» 1785 года (выбрать все возможные варианты):

А) отмена прежних привилегий дворян

Б) подтверждение прежних привилегий

В) разрешение на создание дворянских обществ и дворянских собраний

Ответы:

Учитель называет правильные ответы.

Учащиеся меняются тетрадями для дальнейшей проверки.

IX . Домашнее задание.

& 24. зад. 2,3 стр. 64-65.

X. Рефлексия.

Ребята, можем ли мы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока?

Что мы можем сказать о личности Екатерины, какой была ее политика?

Создаю в классе рабочую обстановку, настраиваю учащихся на серьезный учебный труд.

Перехожу к проверке домашнего задания в форме небольшого теста. (На экране, через проектор выходят вопросы):

1) Отметьте причины дворцовых переворотов

а. отсутствие чёткого порядка престолонаследия.

б. народные волнения.

в. высокая роль гвардии при дворе.

г. мятежи в армии.

д. недовольство дворян петровскими реформами.

е. борьба за власть среди высшей знати.

ж. ограничение дворянских привилегий.
2) I вариант: Укажите последовательность царствования русских монархов с 1725-1762 гг. (одно имя лишнее)
а. Елизавета Петровна

б. Екатерина Алексеевна

в. Анна Леопольдовна

г. Пётр Алексеевич

д. Иван Антонович

е. Пётр Фёдорович

ж. Анна Ивановна

II вариант: 2) Восстановите хронологическую последовательность событий:
а. воцарение Елизаветы Петровны.

б. попытка ограничения самодержавия членами Верховного тайного совета.

в. свержение регента Бирона.

г. освобождение дворян от обязательной службы.

д. смерть Екатерины I.

е. принятие устава о наследовании престола.

3) Соотнесите родственные связи преемников Петра I :

А.Екатерина I.

Б. Анна Иоанновна.

В. Пётр II.

Г. Елизавета Петровна.

Д. Пётр III.

1.дочь ПетраI; 2. племянница ПетраI; 3.жена ПетраI; 4.внук ПетраI.

4) I вариант: По завершению Семилетней войны Россия:

А. захватила часть территории Пруссии.

Б. вернула захваченные территории Пруссии.

В. Заключила союз с Пруссией.

Г. Поделила с Австрией территорию Польши.


II вариант: Семилетняя война состоялась в года правления:

А. Елизаветы Петровны.

Б. Петра II.

В. Елизаветы Петровны и Петра III.

Г. Екатерины I.

Д. Петра III.

Подвожу итоги проверки знаний по пройденному материалу и перехожу к изучению новой темы.

Говорю: В истории России имеется множество величайших правителей. Одной из таких является Екатерина II, которая вслед за Петром I сделала Россию одной из ведущих европейских государств.

Записываю тему урока на доске:

Внутренняя политика Екатерины II

1762-1796.

На доске записываю план.

План:


  1. Приход Екатерины II к власти.

  2. Основные направления и этапы внутренней политики Екатерины II .

  3. Итоги и значение внутренней политики Екатерины .
Записываю план урока, ставлю перед классом познавательные задачи.

  1. Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.

Перехожу к изложению нового материала:

«Итак, дети, как вы помните, до правления Екатерины II в российской истории была эпоха дворцовых переворотов, характеризующаяся постоянной сменой правителей, нестабильностью в обществе. Давайте посмотрим, как Екатерина II пришла к власти. До крещения Екатерину II звали Софьей Фредрикой Августой. Родилась она 21 апреля 1729 г. в мелком немецком Ангальт-Цербстком княжестве. Образование получила домашнее: немецкий язык, танцы, музыка. С детства увлеклась сочинениями просветителей. 28 июня 1744 приняла православие, получила имя Екатерина, стала изучать русский язык, основы православия. 29 июня 1744 была обручена с Петром Федоровичем. Семейная жизнь с Петром Федоровичем (Петр III), у Екатерины не сложилась, в прочем его политикой были не довольны чиновники, гвардия, высшие командование. Они и участвовали в заговоре 28-30 июня 1762 года. В результате заговора Екатерина пришла к власти, хотя фактически не имела права на российский престол. В такой ситуации ей была необходима поддержка дворянства, благодаря которрму она пришла к власти. Поэтому вся ее политика была направлена на увеличение прав и привилегий этого сословия.

Политику Екатерины называют «просвещенным абсолютизмом», давайте ребята посмотрим, что это обозначает: Идею просвещенного абсолютизма разработали такие просветители, как Вольтер, Монтескье, Руссо, д’ Аламбер. Перед вами основные идеи просветителей:


  • Критика феодального общества.

  • Критика средневековых форм эксплуатации человека и абсолютной монархии.

  • Каждый человек рождается свободным.

  • Теория общественного договора.

  • Критика католической церкви.
На основе этих идей в Европе сложилась «политика просвещенного абсолютизма». Запишите основные пункты данной политики:

  • Покровительство национальной промышленности.

  • Создание условий для развития земледелия(освобождение крестьян).

  • Усовершенствование налоговой системы.

  • Централизация государства.

  • Кодификация законов.

  • Просвещение народа.

  • Борьба с церковью.
Эта политика была реализована такими политиками, как Фридрих II в Пруссии, Мария Тереза и Иосиф II в Австрии, министр Тюрго во Франции.

Запишите в тетради понятие «политика просвещенного абсолютизма» - это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества.

Внутренняя политика Екатерины II делится на 2 этапа.


В начале своего правления Екатерина старалась действовать в рамках политики просвещенного абсолютизма, и даже переписывалась с французскими просветителями. Однако с 1775 Екатерина ужесточает внутреннею политику. Скажите дети, почему?
Правильно! Это связанно с реакцией на крестьянскую войну под предводительством Емельяна Пугачева 1773-1775 и Великую Французскую революцию 1789 года.

Но начала свою внутреннюю политику Екатерина II с создания нового законодательства.

Скажите дети, почему?

Правильно, потому что прежнее уложение 1649 года уже устарело и надо было создать новое. Для этого Екатерина созывает учредительное собрание. Давайте посмотрим с вами «Наказ Екатерины II Уложенной комиссии» и посмотрим основные идеи Екатерины II.

Какие идеи здесь представлены?
Правильно дети, главными идеями в «Наказе» были:

Неограниченная власть монарха.

Идея секуляризации церковных земель.

Провозгласила естественное право каждого на свободы.

Против применения пыток в ходе следствия.

Против крепостного права.

Запишите дети, уложенная комиссия - специальная комиссия, созванная Екатериной для создания нового законодательства.

Давайте посмотрим, как работала Уложенная комиссия: Итак, в работе участвовали не только чиновники, но и выборные депутаты от сословий. Состав комиссии составлял 564 делегата, от государственных учреждений (чиновники), Дворяне, Купечество, Духовенство, Государственные крестьяне, ясачные люди, казаки, кочевые племена. С мест было привезено 1765 наказов, в которых содержались требования от населения. Давайте посмотрим эти требования (на экране выходит таблица):



Дворянские

наказы


Упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах органы дворянского самоуправления.

Купеческие

наказы


Монополия на торговлю, лишить этого права крестьянства, дворянства. Требовали дворянских привилегий.

Наказы от государственных крестьян

Жаловались на нехватку земли, на притеснения со стороны помещиков, заводчиков, на высокие налоги.

Инородцы, национальные меньшинства

Уравнение в правах с русскими.

Проработала комиссия только полтора года, не приняв никаких решений, так как в самой комиссии кипели ожесточенные споры, и депутаты не могли договориться. Комиссия была временно распущенна в связи начавшейся русско-турецкой войной 1768-1774 года. Следующим шагом во внутренней политике Екатерины II была секуляризация церковных земель в 1764 году. Запишите понятие секуляризация: это обращение государством церковной земельной собственности в светскую.

согласно этой реформе монастырские крестьяне стали экономическими, казна пополнилась церковными землями, большая часть из них была дарована дворянству, часть монастырей была закрыта.

Необходимость реформ чувствовалась и в государственных органах, так как за время дворцовых переворотов государственный аппарат очень сильно увеличился и плохо функционировал. Так в 1763 году была проведена реформа Сената: Сенат был разделен на 6 департаментов, потеряв при этом законодательные функции, он стал главным контрольным и судебным органом. Благодаря этому центральный аппарат сдал действовать более эффективно. Во главе его был назначен ставленник Екатерины - обер-прокурор А.А. Вяземский. (На экране выходи его изображение).

Давайте посмотрим, как функционировал органы управления при Екатерине II:


Как видите, все высшие органы подчинялись непосредственно императрице.

Часто правление Екатерины называют «золотым веком российского дворянства». Почему?


Правильно! Давайте посмотрим, что же получили дворяне:

1762

утвердила манифест Петра III от 18 февраля 1762 г: дворяне освобождались от обязательной государственной службы.

1765

ссылка крестьян на каторгу, срок устанавливал помещик.

1762-1796

продолжение генерального межевания земли, закрепление за помещиками всех захваченных ими раннее земель.

1762-1796

дворянам пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

1782

Отменен указ о «горной свободе». Теперь дворяне объявлялись не только собственниками земли, но и ее недр.

1785

Жалованная грамота дворянства.

Дворяне, как видите, увеличили свои привилегии. Давайте, дети поработаем с источником. Разберем мы с вами «Жалованную грамоту дворянству», и ответим на вопрос, что поучили дворяне согласно этой грамоте?
Правильно! Дворяне получили: свободу от телесных наказаний, неограниченную собственность на имение и землю с ее полезными ископаемыми, право торгово-промышленной деятельности, созданы дворянские общества в губерниях и уездах.

В том же году вышла «Жалованная грамота городам», целью которой было формирование в России сословия мещан. В результате этой реформы богатые купцы освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, городское население было поделено на 6 разрядов, сформировано сословие мещан(цеховые работники, ремесленники), создано градское общество (орган городского самоуправления).

С 1775 года начинается второй этап внутренней политики Екатерины II, характеризующийся ужесточением политики, и связано это с крестьянской войной под предводительством Емельяна Пугачева. Так в ответ на восстание Е.Пугачева в 1775 г. была проведена губернская реформа. Основная цель: большая централизация государства, для быстрого подавления любых восстаний. Так, согласно указу об «Учреждении для управления губерний» вводилось новое административно-территориальное деление на губернии и уезды. Вся территория страны делилась на 50 губерний, в которых проживало 300-400 тыс. человек, во главе губерний стоял губернатор. Губернии делились на уезды, в которых проживало 30-40 тыс. человек, во главе уезда стоял капитан-исправник. В результате реформы была достигнута большая централизация государства.

Проведение реформ во внутренней политике Екатерины, подавление восстания Е.Пугачева, активная внешняя политика, требовали больших затрат, а для этого нужны были преобразования в экономике. Давайте посмотри основные направления преобразований в экономике:


  1. В 1765 г. Г.Г. Орлов и Р.И. Воронцов выступили учредителями Вольного Экономического общества, которое занималось оказанием помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта введения с/х., изданием «Трудов» Общества, где печатались работы по агрономии, животноводству, организации хозяйства. Общество также выступило инициатором решения крестьянской проблемы.

  2. Преобразования в сельском хозяйстве: колонизация Северного Причерноморья. При этом предоставлялись льготы при освоении новых территорий: от 1,5 до 12 тыс. десятин земли. В результате смогли не только увеличить урожайность хлеба, его стали продавать за границу.

  3. Преобразования в промышленности: Увеличение числа мануфактур, рост производства в металлургии: выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, появились предприятия по добыче и выплавке драгоценных металлов, золота, платины, получила развитие новая отрасль - хлопчатобумажное производство.

  4. Преобразования в торговле: увеличение числа торжков и ярмарок (Нежинская, Коренная.) Торговля в городах стала ежедневной. Основными центрами торговли стали: Москва, Петербург, Рига. Однако, внешняя торговля в основном велась при посредничестве иностранных купцов.

  5. Финансовая политика: необходимость увеличения денег в казне, и для этого увеличили налоги и внешние займы, переплавлены серебряные и медные деньги. Также созданы новые банков: 1769-дворянский и купеческий банки. В 1786 году основан Единый государственный заемный банк. Также начали выпускать бумажные деньги.
Итак, дети все эти преобразования в экономике позволили казне пополниться деньгами, столь необходимыми для проведения внутренней политики и активной внешней политики.
Давайте, сейчас посмотрим итоги и значение внутренней политики Екатерины II:

  • Централизация государства, органов управления.

  • Обогащение дворянства, богатого купечества.

  • Ухудшение положения крестьян, работных людей.

  • Дальнейшее развитие в экономике крепостнических порядков.

  • Открытие новых школ, развитие культуры.

  • Развитие новых отраслей в промышленности.

  • Поток финансов в казну позволил ввести активную внешнюю политику России в конце XVIII века.
Не смотря на то, что в результате внутренней политики, ухудшило свое положение основная масса населения (крестьяне, работные люди), Екатерина II достойна названия великой государственницы, так как именно при ней Россия стала одной из европейских государств, активно участвовавшей во всех европейских делах.

А теперь дети ответьте на поставленные в начале урока вопросы:

1) Почему внутренняя политика Екатерины II была ориентирована на дворянство.


  1. В чем особенности просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Правильно! Дворянство помогло Екатерине придти к власти, и Екатерина II вынуждена была опираться на них в своей политике, постоянно увеличивая их права и привилегии.

А особенностью просвещенного абсолютизма Екатерины являлось его двойственность, с одной стороны Екатерина проводила реформы в духе этой политики, а с другой ужесточала политику, что вело к ухудшению положения крестьян, работных людей, горожан.

Контрольно-закрепляющая работа с учащимися:

Выставляю оценки учащимся, работавшим на уроке.

На доске в правом верхнем углу записываю домашнее задание.

Урок окончен. До свидания.

Тема: Внутренняя политика Екатерины II .

цель:

усвоение уч-ся характеристики внутренней политики Екатерины II и закономерностей его формирования. - Характеристика личности Екатерины II. Раскрыть ее роль в истории России. Какие качества позволили ей добиться успеха в ее политике.

задачи:

Образовательная – способствовать осмыслению причинно-следственных связей политики Екатерины II и предшествовавших ей правителей с точки зрения продолжения реформаторской деятельности Петра 1.

Воспитательная – сформировать у уч-ся восхищение умом и наблюдательностью Екатерины II над природой человеческой, ее просветительской деятельностью, осуждение ее эгоистических начал в характере, направленных на возвышение одних слоев населения и унижение других.

ОБОРУДОВАНИЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА и ПК

ПОНЯТИЯ: эпоха просвещенного абсолютизма, секуляризация, Уложенная Комиссия.

ТИП УРОКА: комбинированный

ПЛАН УРОКА: Краткое содержание время

1. Проверка дом задания. Тестовые задания 10 мин

2. Проверка домашнего задания. Устный опрос.

3. Изучение нового материала.

4. Обобщение и систематизация знаний уч-ся.

5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.

1.орг.момент.(Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует? Сегодня прекрасная солнечная погода. Надеюсь она соответствует вашему настроению? На прошлых уроках мы с вами изучали темы «эпоха Петра 1 и эпоха дворцовых переворотов» сейчас мы с вами проверим на сколько хорошо вы усвоили темы. На ваших столах лежат тесты на выполнение тестов 5 минут)

2.УСТНЫЙ ОПРОС. (а сейчас давайте с вами устно проверим ваши знания) Воспроизведение и коррекция опорных знаний по теме Эпоха Петра Великого и дворцовых переворотов.

1. Как были названы первые меры Петра I , направленные на перемены в России?

(СЛАВНЫЕ ДЕЛА ПЕТРА, которые внесли изменения в жизнь русских людей.

обучение юношей – недорослей и даже зрелых людей умению обходиться в обществе и прочим наукам.

Указ Петра I 19.12.1699 г о смене летоисчисления

начало кораблестроения, строительство крепостей, что потребовало специалистов по математике, умевших читать карты, открытие Навигационной школы)

2. Чего хотел добиться Петр I в международной политике? Зачем?

(Петр I стремился сделать Россию мировой державой, которую бы все уважали и боялись.

Стремился для этого создать морской флот, завоевать выход к Балтийскому морю, что ему удалось сделать в результате Северной войны со Швецией.)

3. Как названа в истории России эпоха, сменившая время Петра Великого после его смерти?(эпоха дворцовых переворотов)

1. Екатерина I и Верховный Тайный Совет. 1725 – 1727 г.

2. Петр II, внук Петра I, 1727 – 1730 г.

3.Анна Ивановна,

4. Иван 6 Антонович, 1740 – 1741 г

5. Елизавета Петровна, дочь Петра I . 1741 – 1761

6. Петр 3,1761 – 1762 г.

7. Екатерина II , жена Петра III

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ .(Слово учителя: Сообщение темы, проблем изучения.)

Случилось так, что из 75 лет, прошедших со дня смерти Петра1 и до 18 века на русском престоле перебывало семь человек, из них четыре женщины и трое мужчин. так вот на время правления мужчин пришло 8 лет, в то время, как женщины правили 67 лет. Польский историк Казимир Валишевский назвал этот период «царством женщин» а из 67-ми лет «царства женщин» ровно половину 33.5 года заняло правление Екатерины 2.

Наша задача сегодня на уроке - выяснить какую внутреннюю политику проводила Екатерина 2?

-Давайте с вами вспомним как Екатерина 2 пришла к власти?

Екатерина сказала: «Я хотела быть русской, чтобы русские любили меня. Или умру, или буду царствовать.»

Давайте сейчас выясним в каком состоянии ЕкатеринеII досталась российская империя? Для этого мы с вами объединимся в группы и поработаем с историческим документом (работа с документам №1)

Период правления Екатерины 2 историки называют «просвещенным абсолютизмом».

Давайте сейчас с вами откроем тетради и запишем это понятие в тетрадь.

( Просвещённый абсолютизм - политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине рядом европейских , принявших идеи философии XVIII века.)

Суть политики «просвещенного абсолютизма» заключалась в стремлении сохранить существующий строй путем укрепления позиций дворянства, используя либеральные методы управления государством в соответствии с прогрессивными идеями эпохи. Екатерина 2 стремилась выглядеть для всей Европы мудрым справедливым просвещенным монархом.

Ради этого она переписывалась с просветителями Европы 18 века- Вольтером, Дидро и д.р.

Правовое обеспечение политики «пр.абсолютизма» содержится в «Наказе», который написала сама императрица. Это достаточно объемный труд. Главный вывод «наказа» заключался в том, что законы должны соответствовать естественному положению народа, для которого они написаны, а Россия должна управляться только самодержавным государем.

Самые важные события её правления были:

1.секуляризация земли(обращение государством церковной собственности в светскую)

2.уложенная комиссия(всесословное совещательное учреждение 18 века)

Властная и энергичная императрица сосредоточила в своих руках все нити управления страной. Роль Сената была сведена на нет. Практически непосредственно ей подчинялись коллегии и местные правители. Все важные вопросы внутренней и внешней политики решались по её повелению.

При их обсуждении Екатерина 2 приглашала на совет, лишь узкую группу особо доверенных лиц. В большинстве случаев это были умные, образованные и деятельные сановники. Отличаясь любвеобильностью, Екатерина до глубокой старости держала при себе меняющихся Фаворитов. Но лишь один из них- Г.А.Потемкин, талантливый и своенравный деятель, оказал серьезное влияние на решение императрицы. Впрочем даже в период наивысшего расцвета могущества Потемкина решающее слово было за Екатериной. Таким образом, самодержавие снова было доведено до высшей точки.

ФИЗМИНУТКА(а сейчас, давайте мы с вами проведем физ.минутку. давайте встанем поднимем руки, опустим, глубоко вдохнем и выдохнем)

Сейчас мы с вами займемся исследовательской деятельностью .(групповая форма работы)

Перед вами исторические документы и указы Екатерины Великой. Проанализируйте их, раскройте суть внутренней политики Екатерины.

Указ 11 января 1765 года о предоставлении помещикам права отдавать крестьян в каторжную работу

Секуляризация церковно-монастырского землевладения.26 февраля 1764год.

Из жалованной грамоты дворятству.1785год.

Из жалованной грамоты городам.1785 года.

Т.О. какой вывод о внутренней политики мы с вами можем сделать?

(Вывод: (делается сильными учениками)т.о. внутренняя политика Екатерины 2, проводимая в интересах помещиков – социальной опоры самодержавия, не могла не вызывать недовольства бедных слоев населения.)

Действительно внутренняя политика Екатерины II проводилась в интересах дворян, а бедные слои населения бели недовольны. Впоследствии все это привело к восстаниям одним из самых ярких это восстание Пугачева о котором мы будем говорить на следующем уроке.

4. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧ–СЯ

Обобщающая беседа:

а) Какие есть основания назвать время Екатерины II золотым веком дворянства.(дворянство самое привелегировонное сословие)

б) Какую роль сыграла личность Екатерины II в истории России?

5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА И СООБЩЕНИЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Девочки понравился вам урок?

Что вам особенно запомнилось на уроке?

Дом.Задание: Вопросы и задания к п. 47.

Творческое минисочинение “роль Екатерины II в истории России”

Доклад на тему: восстание Е.Пугачева.

1. Общие положения

1.1. С целью поддержания деловой репутации и обеспечения выполнения норм федерального законодательства ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» (далее – Компания) считает важнейшей задачей обеспечение легитимности обработки и безопасности персональных данных субъектов в бизнес-процессах Компании.

1.2. Для решения данной задачи в Компании введена, функционирует и проходит периодический пересмотр (контроль) система защиты персональных данных.

1.3. Обработка персональных данных в Компании основана на следующих принципах:

Законности целей и способов обработки персональных данных и добросовестности;

Соответствия целей обработки персональных данных целям, заранее определенным и заявленным при сборе персональных данных, а также полномочиям Компании;

Соответствия объема и характера обрабатываемых персональных данных, способов обработки персональных данных целям обработки персональных данных;

Достоверности персональных данных, их актуальности и достаточности для целей обработки, недопустимости обработки избыточных по отношению к целям сбора персональных данных;

Легитимности организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных;

Непрерывности повышения уровня знаний работников Компании в сфере обеспечения безопасности персональных данных при их обработке;

Стремления к постоянному совершенствованию системы защиты персональных данных.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. В соответствии с принципами обработки персональных данных, в Компании определены состав и цели обработки.

Цели обработки персональных данных:

Заключение, сопровождение, изменение, расторжение трудовых договоров, которые являются основанием для возникновения или прекращения трудовых отношений между Компанией и ее работниками;

Предоставление портала, сервисов личного кабинета для учеников, родителей и учителей;

Хранение результатов обучения;

Исполнение обязательств, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами;

3. Правила обработки персональных данных

3.1. В Компании осуществляется обработка только тех персональных данных, которые представлены в утвержденном Перечне персональных данных, обрабатываемых в ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика»

3.2. В Компании не допускается обработка следующих категорий персональных данных:

Расовая принадлежность;

Политические взгляды;

Философские убеждения;

О состоянии здоровья;

Состояние интимной жизни;

Национальная принадлежность;

Религиозные убеждения.

3.3. В Компании не обрабатываются биометрические персональные данные (сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность).

3.4. В Компании не осуществляется трансграничная передача персональных данных (передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу).

3.5. В Компании запрещено принятие решений относительно субъектов персональных данных на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных.

3.6. В Компании не осуществляется обработка данных о судимости субъектов.

3.7. Компания не размещает персональные данные субъекта в общедоступных источниках без его предварительного согласия.

4. Реализованные требования по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. С целью обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в Компании реализуются требования следующих нормативных документов РФ в области обработки и обеспечения безопасности персональных данных:

Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2008 г. №687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;

Приказ ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

Базовая модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 15.02.2008 г.);

Методика определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утверждена заместителем директора ФСТЭК России 14.02.2008 г.).

4.2. Компания проводит оценку вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных и определяет угрозы безопасности персональных данных. В соответствии с выявленными актуальными угрозами Компания применяет необходимые и достаточные организационные и технические меры, включающие в себя использование средств защиты информации, обнаружение фактов несанкционированного доступа, восстановление персональных данных, установление правил доступа к персональным данным, а также контроль и оценку эффективности применяемых мер.

4.3. В Компании назначены лица, ответственные за организацию обработки и обеспечения безопасности персональных данных.

4.4. Руководство Компании осознает необходимость и заинтересовано в обеспечении должного как с точки зрения требований нормативных документов РФ, так и обоснованного с точки зрения оценки рисков для бизнеса уровня безопасности персональных данных, обрабатываемых в рамках выполнения основной деятельности Компании.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внутренняя политика Екатерины II». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с внутренней политикой Екатерины II.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы «Внутренняя политика Екатерины II».

1. Влияние идей Просвещения на внутреннюю политику Екатерины II.

Екатерина, воспитанная на идеях французского Просвещения, в первый период своего царствования пыталась смягчить нравы российского общества, упорядочить обветшалое законодательство, ограничить крепостное право. С этой целью она задумала разработать новые законы на основе философии Просвещения. Ею был написан «Наказ», который должен был служить руководством для будущего законодательного собрания. Для того времени этот документ носил весьма радикальный характер. Достаточно сказать, что в «Наказе» проводилась мысль о разделении властей и создании элементов правового государства, т. е. он отражал самые передовые идеи европейской мысли того времени. Хотя нужно отметить, что в нем не было речи о ликвидации самодержавия. Наоборот, самодержавие из-за огромной территории страны признавалось благом для России. Робко говорилось в «Наказе» только о смягчении крепостного права.

2. Деятельность Уложенной Комиссии.

30 июля 1767 г. в Грановитой палате Кремля Екатериной торжественно были открыты заседания Комиссии для сочинения проекта нового уложения (законодательное собрание). 565 депутатов представляли все сословия России, кроме частновладельческих крестьян и духовенства. Однако деятельность депутатов, главным образом из-за организационной неразберихи, потерпела полный крах. Уже на следующий год Комиссия была фактически распущена. Но, несмотря на неудачу Комиссии, ее деятельность имела некоторые положительные последствия. Депутаты разных сословий привезли с собой более тысячи наказов с мест, и эти наказы оказали определенное влияние на дальнейшую внутреннюю политику Екатерины.

3. Развитие крепостнических отношений.

В царствование Екатерины II крепостное право достигло наивысшего развития. Хотя сама императрица понимала вред и безнравственность рабского положения значительной части крестьянства, страх потерять поддержку дворянства заставлял ее проводить политику прежде всего в интересах дворян. В этом направлении развивалось и законодательство о крестьянах, происходило дальнейшее усиление власти помещиков над крепостными. Так, в 1766 г. помещики получили право не только ссылать своих крепостных в Сибирь (такой закон уже действовал при Елизавете), но и отправлять их на каторгу. Помещик мог отдать своего крепостного в солдаты. В 1767 г. под страхом наказания крестьянам было запрещено жаловаться на своего помещика. Также следует отметить, что одновременно шел процесс распространения крепостного права на территории, где раньше его не было. Вскоре последовал и ответ крестьянства: бунт, переросший в мощное крестьянское выступление - восстание под руководством Е. И. Пугачева (1773-1775 гг.). Правительству пришлось приложить максимум усилий для подавления восстания, охватившего восточные районы страны и Поволжье. Спешно был заключен мир с Турцией (1774 г.), и войска с турецкой кампании были направлены на борьбу с восставшими. О серьезности положения свидетельствует и такой факт: один из лучших екатерининских полководцев А. В. Суворов на последнем этапе принимал участие в подавлении восстания.

4. Изменение характера внутренней политики после Пугачевского бунта.

После подавления пугачевского движения политика Екатерины стала носить более консервативный характер. Проведенная в 1775 г. областная реформа, увеличив число губерний в России до 50, передала власть на местах полностью в руки дворянства, усилила административный контроль над крестьянством. Через десять лет (1785 г.) была издана Жалованная грамота дворянству, которая еще больше расширила его привилегии. Одновременно была издана грамота городам, предоставлявшая ряд льгот купцам и ремесленникам.

5. Экономическая политика.

Правление Екатерины II характеризовалось экстенсивным развитием экономики и торговли, при сохранении «патриархальной» промышленности и сельского хозяйства.

Развитию и оживлению торговли способствовало появление новых кредитных учреждений (государственного банка и ссудной кассы) и расширение банковских операций (с 1770 года введён приём вкладов на хранение). Был учреждён государственный банк и впервые налажен выпуск бумажных денег - ассигнаций.

Введено государственное регулирование цен на соль, которая являлась одним из жизненно важных в стране товаров.

Возросла роль России в мировой экономике - в Англию стало в больших количествах экспортироваться российское парусное полотно, в другие европейские страны увеличился экспорт чугуна и железа

В сфере внешней торговли политика Екатерины заключалась в постепенном переходе от протекционизма, характерного для Елизаветы Петровны, к полной либерализации экспорта и импорта

Сельское хозяйство, как и промышленность, развивалось в основном за счет экстенсивных методов (увеличение количества пахотных земель); пропаганда интенсивных методов сельского хозяйства созданным при Екатерине Вольным экономическим обществом не имела большого результата.

6. Фаворитизм и коррупция.

К началу царствования Екатерины в России глубоко укоренилась система мздоимства, произвола и прочих злоупотреблений со стороны чиновников, о чём она сама громко заявила вскоре после вступления на трон. Но именно в ее правление эта система достигла своего расцвета, бдагодаря ее фаворитам.

Имеется ряд упоминаний о злоупотреблениях со стороны фаворита Екатерины Григория Потемкина.

Екатерининская эпоха ознаменовалась максимальным закрепощением крестьян и всесторонним расширением привилегий дворянства. Система государственного управления впервые со времени Петра I подвергнута реформированию. В культурном отношении Россия окончательно вошла в число великих европейских держав, чему немало способствовала сама императрица, увлекавшаяся литературной деятельностью, собиравшая шедевры живописи и состоявшая в переписке с французскими просветителями. В целом политика Екатерины и её реформы вписываются в русло просвещённого абсолютизма XVIII века.

Пояснения могут быть приведены в форме подпунктов.