Внутренняя политика в годы правления николая 1. Основные направления внутренней и внешней политики Николая I

Вступил на престол 14 декабря 1825 г. Цель своей политики видел в укреплении внеш. и внутр. положения России, в недопущении революции.

Кодификация законов. Все российские законы, изданные после 1649 года были собраны и расположены в хронологическом порядке. Составили 47 томов полного собрания законов Российской Империи. В 1832 году издан 15-томный свод законно Российской империи, в который вошли все действующие законы. Сыск и Цензура. Усилены репрессивные органы. Создан корпус жандармов (глава - Бенкендорф, потом - Орлов). Страна разделена на жандармские округа. Особое место занимало III Отделение С. Е. И. В. канцелярии. Цензурные уставы направлены на подавление свободной мысли. Система образования. Ужесточение школьных уставов.

Запрещено принимать в школы детей крепостных. Они должны были учиться в церковно-приходских школах. Для горожан - трехклассные училища, для дворян - гимназии. Гос-во выступало против частных школ и домашнего образования, т.к. не могло их контролировать. Теория официальной народности. Стремясь противостоять революциии либеральным взглядам власть вырабатывала свою идеологию-теорию официальной народности. Автор - граф Уваров. Православие - самодержавие - народность. Русский народ религиозен и предан престолу, православная вера и самодержавие - условия существования России. Народность -необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать запад. ТОН была положена в основу преподавания в школах.

Сентябрь 1854 года - сражение на Альме. Поражение русскиз войск, отступление к Севастополю.

1854-1855 гг - Оборона Севастополя, бомбардировки, город уничтожен и сдан.

1856 год - Парижский мир . Россия вернула Турции захваченные Карс и Ардаган в обмен на Севастополь. Утратила часть Дуная и Южной Бессарабии. Запрет держать флот на Черном море и строить военные базы на его берегах.

Тема Внутренняя политика Николая I".

Урок истории

8-й класс

Цели урока:

  1. Обучающие:
  • познакомить учащихся с личностью Николая I;
  • его внутренней политикой, её основными направлениями.
  1. Развивающие:
  • совершенствовать умения учащихся работать с учебником;
  • развивать навыки анализа документов;
  • совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;
  • развивать коммуникативную культуру.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объявление темы и целей урока.
  3. Личность Николая I.
  4. Основные направления внутренней политики Николая I.
  5. Общее значение деятельности Николая I.
  6. Запись и пояснение домашнего задания.
  7. Выставление оценок.
  8. Подведение итогов урока.

Оборудование: мультимедийные средства обучения, раздаточные материалы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания

У.: Приложение 1 ).

У.: Здравствуйте ребята, проверьте свою готовность к уроку. Начнем работу. Вспомните тему прошлого урока (Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. ). Для проверки домашнего задания вы выполните несколько тестовых заданий (Приложение 1 ). Учащиеся получают задания и отмечают правильные ответы. Ученики меняются работами; на экране появляются правильные ответы. После проверки ребята сдают подписанные работы.

2. Объявление темы и целей урока

У.: Сегодня наш урок посвящен внутренней политике Николая I. (Запись в тетради темы .) Как вы думаете, какие цели преследует наше занятие?

(Ответ 1-2 учащихся. ) Вы правильно видите цели урока. Я тоже их определила. Давайте, сравним (на экране появляется слайд с целями урока, а учитель их комментирует ). Как видите, наши мысли совпали:

Цели урока:

Постараемся выполнить то, что запланировали.

3. Личность Николая I

На экране Слайд 7. Ученики записывают в тетради годы жизни и правления Николая I.

У.: Период правления Николая I называют «Апогей самодержавия», то есть время наиболее полного проявления абсолютизма, неограниченной власти монарха во всех сферах жизни России. В Европе в этот момент завершаются промышленные перевороты, а ведущие европейские страны превращаются в высокоразвитые промышленные державы. А что же происходит в России? Подавлено восстание декабристов, по-прежнему сохраняется крепостное право, абсолютная монархия, в обществе усиливаются консервативные настроения.

После трехнедельного междуцарствования на российский престол вступил младший брат Александра, Николай Павлович. Ему было 29 лет. Стройный, статный красавец, с правильными чертами энергичного лица, со строгим выражением серо-стальных глаз, он казался живым олицетворением власти и силы. Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества? (На экране – соответствующая цитата )

Согласны ли вы с этим высказыванием? На этот вопрос вы ответите в конце урока.

О детстве и юности Николая Павловича нам расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Будущий император Николай I родился в Царском Селе 25 июня 1798 года. Он был третьим сыном великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны.

Павел страстно любил своих младших детей, отдавая предпочтение Николаю. Он часто играл с детьми, уделяя немалую часть своего досуга. Первой игрушкой, купленной Николаю, было деревянное ружьё, затем последовали четыре деревянные шпаги. В три года мальчик впервые надел военный мундир. Можно сказать, что военный обиход окружал будущего русского императора с малых лет.

Николаю не было и пяти лет, когда он лишился отца. Вскоре после этого его воспитание переходит в руки генерала М.И. Ламсдорфа. Вряд ли можно сделать более неудачный выбор. Он старался переломить воспитанника на свой лад, идти прямо наперекор

всем наклонностям, желаниям и способностям Николая. Мальчика на каждом шагу останавливали, исправляли, делали замечания, преследовали моралью и угрозами. Будущий император рос вспыльчивым, упрямым и непослушным. Но это вряд ли оправдывает Ламсдорфа, который позволял себе бить Николая линейкой, ружейными шомполами, наказывать розгами. Все сыновья Павла I унаследовали от отца страсть к военному делу: парадам, смотрам, разводам. Но особенно отличался Николай, сохранивший любовь к внешней стороне армейской жизни навсегда.

Страсть Николая ко всему военному беспокоила императрицу Марию Федоровну. Она приглашала в качестве наставников Николаю известных ученых, но будущий император испытывал отвращение к лекциям не имеющих отношение ратному делу.

У.: К какой карьере готовили великого князя Николая Павловича? (К военной .)

Какие обстоятельства повлияли на его характер?

Лучше всего о личности императора Николая могут рассказать его современники, поэтому я предлагаю познакомиться с документом.

Документ. Из воспоминаний фрейлины А.В. Тютчевой: «Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии всё видеть своими глазами, всё слышать своими ушами, всё регламентировать по своему разумению, всё преобразовывать своею волей. Он никогда не забывал, что, когда и кому приказывал, и следил за точным исполнением своих приказаний».

Вопросы к документу:

  • Какие черты характера выработались у будущего императора? (властность, дотошность, ответственность )
  • Какая организация была идеалом для Николая I? (армия )
  • Что император требовал от своих подчинённых? (исполнительности, точности, покорности )

4. Основные направления внутренней политики Николая I

У.: Противоречивость личности Николая I отразилась и на его внутренней политике. С одной стороны он пытался искоренить недостатки существующей системы, но при этом сохранить и укрепить самодержавие.

На экране появляется слайд Внутренняя политика Николая I

Учащиеся начинают запись в тетради:

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ внутренней политики Николая I.

УКРЕПЛЕНИЕ САМОДЕРЖАВИЯ

  1. Централизация управления государством:
  • усиление роли Собственной Его Императорского Величества Канцелярии;
  • увеличение количества чиновников и расширение их полномочий.
  1. Борьба с революционными настроениями:
  • а) создание III Отделения Канцелярии (политический сыск, шеф – А.Х. Бенкендорф);
  • б) принятие «Устава о цензуре» в 1826 году.

На экране по ходу рассказа учителя появляются слайды с направлениями политики императора Николая.

У.:

У.: После восстания декабристов основной заботой Николая Павловича были централизация управления государством, контроль настроений в обществе и борьба с вольнодумием. Поэтому он расширяет полномочия своей личной канцелярии, увеличивает количество чиновников и их власть.

У.: Даже мелкие решения принимались высшими чиновниками. Можно сказать, что Россия попала под власть бюрократов.

Для борьбы с революционными настроениями император создал специальную организацию - III Отделение Канцелярии. Его руководителем был Александр Христофорович Бенкендорф, о котором расскажет мой помощник.

Рассказ ученика: Генерал Александр Христофорович Бенкендорф служил начальником третьего отделения канцелярии, одновременно был шефом жандармского корпуса. Пользовался особым доверием царя.

У.: Особое внимание уделялось проверке печатаемых произведений. Поэтому Николай I в 1826 году утвердил «Устав о цензуре», прозванной современниками за строгость «чугунным». Все журналисты, писатели, поэты могли опубликовать написанное, только пройдя проверку цензоров.

Работа в группах.

Учитель предлагает учащимся представить себя живущими и работающими в николаевское время (Приложение 2 ).

Используя материалы параграфа 10, 1-я группа «Жандармы» должна сдать экзамен на чин унтер-офицера и выполнить задание; 2-я группа «Цензоры» подготовят рецензию на стихотворение А.С. Пушкина; 3-я группа «Чиновники» должна определить, как можно улучшить работу министерств и ведомств.

Для выполнения заданий отводится 2-3 минуты, затем группы сообщают свои ответы. Результат третьей группы служит переходом к рассказу учителя о втором направлении внутренней политики императора Николая Павловича.

Продолжение записи в тетради:

УЛУЧШЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПОРЯДКОВ

  1. Издание Полного собрания законов Российской империи и Свода действующих законов государства (М.М. Сперанский).
  2. Попытка решения крестьянского вопроса (П.Д. Киселёв).

На экране – соответствующий слайд.

У.: Для улучшения существующих порядков император приказал пересмотреть все законы, изданные в России за последние 200 лет. Из них был собран Свод действующих законов Российской империи. Доверить такой труд можно было только опытному чиновнику.

На экране – портрет М.М. Сперанского.

Рассказ ученика: Михаил Михайлович Сперанский при Александре I занимал должность статс-секретаря, заместителя министра юстиции, генерал-прокурора Синода. Разработал проект преобразований государственного управления, который не был утвержден. По поручению Николая I выполнил труд, который до него безуспешно вёлся десятилетиями: собрал и опубликовал Свод действующих законов государства.

У.: Император не забыл нужды и беднейших своих подданных – крестьян. Меры по улучшению их положения он поручил Павлу Дмитриевичу Киселёву.

На экране – портрет П. Д. Киселёва.

Рассказ ученика: Павел Дмитриевич Киселёв – граф, государственный и военный деятель, дипломат. Геройски проявил себя в Бородинском сражении. С 1838 года занимал пост министра государственных имуществ. Разработал проект крестьянской реформы.

У.: Относясь к крепостному праву как к очевидному злу, Николай I не мог решиться на его отмену. Опасаясь реакции помещиков, он лишь частично облегчил жизнь крестьян.

5. Общее значение деятельности Николая I

Работа в группах.

Что бы проанализировать суть и значимость николаевских преобразований группы по параграфу 10 выполняют задания (Приложение 3 ).

На работу с учебником и ответы даётся 3 минуты, затем учитель предлагает вспомнить вопрос, заданный в начале урока.

Появляется слайд: «Его называли бесстрашным рыцарем абсолютизма. Иные преклонялись перед ним, другие ненавидели. Что же скрывалось за этим внешним обликом силы и могущества?» Согласны ли вы с этим высказыванием?

Для ответа на этот вопрос ребятам нужно выбрать карточки «ДА» или «НЕТ». Свой выбор они поясняют.

Обобщая ответы учеников, учитель говорит, что деятельность Николая I неоднозначна: видя своей главной заботой поддержание спокойствия и порядка в государстве, он укреплял устои самодержавия и боролся с существующими недостатками системы.

6. Запись и пояснение домашнего задания

Для закрепления изученного на уроке ученикам предлагается выполнить домашнее задание: Дайте общую оценку внутренней политики Николая I . В этом вам помогут документы и вопросы на странице 62 (устно ).(Соответствующий слайд )

Ребята, было ли вам интересно познакомиться с личностями николаевской эпохи? Чтобы подробнее познакомиться с их судьбой, я предлагаю вам почитать книги, которые есть в классе и в школьной библиотеке.

7. Выставление оценок

Учитель просит руководителей групп проанализировать работу участников групп и выставляет оценки за урок.

  • Хочу отметить учеников, подготовивших сообщения, которые были построены грамотно, лаконично, научно и несли для вас новую информацию;
  • руководители групп, также заслуживают похвалы за хорошую организацию работы;
  • содержательными были устные ответы следующих учеников…

8. Подведение итогов урока

У.: Подведём итоги. В начале урока мы определили цели нашей работы:

  1. сформировать представление об особенностях внутренней политики Николая I, её основных направлениях;
  2. развивать умения работать с документами, выделять главное делать выводы;
  3. воспитывать интерес к историческим личностям.

(Новый слайд .)

  • Познакомились ли вы с внутренней политикой Николая I и её направлениями?
  • Назовите документы с которыми работали.
  • С какими личностями вы познакомились?
  • Какие понятия были ключевыми на уроке?
  • Можно ли считать цели урока выполненными?

Выслушав ответы учеников, учитель заканчивает урок.

Тест - Приложение 1 , работа в группах-1 - Приложение 2 , работа в группах-2 - Приложение 3 , Канцелярия - Приложение 4 , основные понятия - Приложение 5 , личности - Приложение 6 , самоанализ урока - Приложение 7 . Презентация - Приложение 8 .

Тест

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

а) отмена крепостного права;

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Приложение 1.

Тест

1. Организации декабристов назывались:

а) Западное общество;

б) Северное общество;

в) Южное общество.

2. Программа П.И. Пестеля называлась:

а) «Русская правда»;

б) Конституция;

в) «Соборное Уложение».

3. Руководителями декабрьского восстания были:

а) А.С. Пушкин;

б) С.П. Трубецкой;

в) Н.М. Муравьев.

4. Выступление декабристов произошло:

5. В требования декабристов входили:

а) отмена крепостного права;

б) замена монархии на республиканский строй;

в) провозглашение гражданских свобод.

6. Поводом для выступления послужили события:

а) неудачные реформы;

б) династический кризис;

в) поражение в войне.

  1. Причиной неудачи стала:

а) малое количество;

б) отсутствие плана действий;

в) отсутствие руководства.

Выделите правильные ответы .

Приложение 2.

Работа в группах (1).

Найдите ошибку в документе, помня, что жандармское отделение занималось политическим сыском и осуществляла контроль за умонастроениями.

«В обязанности каждого жандарма входит: 1) выполнение распоряжений начальства; 2) пресечение оборота фальшивых денег; 3) сбор сведений о неблагонадежных лицах; 4) учреждение богоугодных заведений; 5) высылка подозрительных людей; 6) надзор за иностранцами; 7) составление учебных программ для гимназий и университетов».

Прочитайте отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с точки зрения «Устава о цензуре». Что из прочитанного могло быть истолковано как намёк на непочтительность к существующему режиму?

Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают;

Выберите из перечисленных мероприятий наиболее вероятные направления деятельности по искоренению недостатков существующей системы. Помните, что реформы не должны подрывать самодержавие.

  1. отмена крепостного права;
  2. введение Конституции;
  3. создание единого «Свода законов»;
  4. созыв парламента;
  5. улучшение положения крестьян.

Задание для группы «Жандармы».

Скажите, в чем, по-вашему, важность составления Свода законов Российской империи?

Задание для группы «Цензоры».

Почему император считал, что отмена крепостного права стала бы опасной для общественного спокойствия?

Задание для группы «Чиновники».

Что стало главным пунктом преобразований П. Д. Киселёва?

Приложение 4.

Собственная Его ИмператорскогоВеличества Канцелярия

1 Отделение (личныепоручения, прошения на имя царя)

2 Отделение (создано для составления единого Свода законов)

3 Отделение Свода законов)

3 Отделение (политический сыск, контроль за умонастроениями)

Приложение 5.

Основные понятия:

« Апогейсамодержавия»,

канцелярия,

бюрократия,

жандарм,

чиновник,

цензура,

рецензия, богоугодные заведения.

Приложение 6.

Личности:

Николай Павлович Романов

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович Киселёв

Приложение 7.

Самоанализ урока «Внутренняя политика Николая I».

Данный урок является 10-ым в системе изучения « России в первой половине 19 века», но первым по теме «Николаевская Россия».

По своему типу урок относится к уроку изучения нового материала.

Готовясь к уроку, я подготовила раздаточные материалы, мультимедийные слайды.

Главная дидактическая цель урока – изучить внутреннюю политику Николая I.

Кроме того, я определила следующие цели:

Обучающие:

А) познакомить учащихся с личностью Николая I;

Б) его внутренней политикой, её основными направлениями.

Развивающие:

А) совершенствовать умения учащихся работать с учебником;

Б) развивать навыки анализа документов;

В) совершенствовать умения выделять главное, делать выводы;

Г) развивать коммуникативную культуру.

Воспитывающие: формировать у учащихся интерес к истории и историческим личностям.

Таким образом, через постановку целей у учащихся формировалась положительная мотивация к учебной деятельности.

На этом уроке я отвела большую роль организации самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с целью активизации их познавательных интересов. Отдельным учащимся были даны опережающие задания по работе с научно-популярной литературой: подготовить сообщения об исторических личностях николаевской эпохи.

Перед учащимися в начале урока была поставлена проблема оценки личности и деятельности Николая I. Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно, в условиях проблемной ситуации.

Данный урок был проведён с использованием современных образовательных приёмов обучения: проблемное обучение, работа в группах, элементы ролевой игры, информационно-коммуникативные технологии, что позволило ориентировать всё содержание урока на реализацию запланированных целей и задач.

В урок была включена самостоятельная работа по изучению документа в группах, которая показала, что учащиеся умеют выделять главное и делать выводы. В ходе ролевой игры

«жандармы», «чиновники», «цензоры» ученики обсуждали, размышляли, самостоятельно делали выводы о деятельности императорской канцелярии.

Проведённый урок включал в себя такие важные этапы, как закрепление и применение знаний. Н а этапе закрепления знаний учащиеся в группах отвечали на вопросы, опираясь на материалы учебника и продемонстрировали понимание данной темы.

Применяя приобретённые знания, ребята, ответили на проблемный вопрос, заданный в начале урока. Этот этап урока прошёл в форме игры «ДА» - «НЕТ», которая показала, что учащиеся умеют давать оценку историческим личностям и их деятельности.

Для закрепления полученных знаний ученикам, было предложено дать общую оценку деятельности Николая I (устно), используя материалы учебника, документы и вопросы к параграфу № 10.

Завершающим компонентом урока была рефлексия. На этом этапе учащиеся дали самоанализ своей деятельности.

Оценку я использовала, как способ формирования положительного фактора мотивации к учениюЦели урока были достигнуты, изученный материал усвоен. Учебное содержание соответствовало реальным учебным возможностям учеников. На уроке использовался материал различного уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, творческий. жандарм

чиновник

цензура

рецензия

богоугодные заведения

Николай Павлович Романов

Александр Христофорович Бенкендорф

Михаил Михайлович Сперанский

Дмитрий Павлович

Во всей великой истории нашей великой Родины царствовало очень много царей и императоров. Одним из таких был , который появился на свет 6 июля 1796 года, а управлял своим государством целых 30 лет, в период с 1825 по 1855 год. Николай запомнился многим как очень осторожный император, не проводящий активную внутреннюю политику в своём государстве, о которой и пойдёт речь в дальнейшем.

Основные направления внутренней политики Николая I, кратко

На вектор развития страны, который выбрал император, оказало очень большое влияние восстание декабристов, произошедшее в тот год, когда правитель взошёл на престол. Это событие и определило то, что все реформы, изменения и вообще весь курс внутренней политики правителя будут направлены на любое уничтожение или недопущения оппозиции.

Борьба с любыми недовольными – вот то, чего придерживался взошедший на престол глава государства всё время своего царствования. Правитель понимал, что России необходимы были реформы, но его первоочередной целью была надобность в стабильности страны и устойчивости всех законопроектов.

Внутренней политики Николая I

Реформы Николая I

Император, осознававший важность и надобность реформ, старался претворить их в жизнь.

Финансовая реформа

Это было первое изменение, которое осуществил правитель. Финансовую реформу также называют реформой Канкрина – министра финансов. Главная цель и суть изменения заключалась в том, чтобы вернуть доверие к бумажным деньгам.

Николай – это первый человек, который предпринял попытку не просто улучшить и создать стабильность в финансовой ситуации своего государства, но и эмитировать мощную валюту, высоко ценившуюся на международной арене. При этой реформе ассигнации должны были быть заменены на кредитные знаки. Весь процесс изменения поделили на два этапа:

  1. В государстве накапливался металлический фонд, который впоследствии, по замыслу, должен был стать обеспечением бумажным деньгам. Для этого банк начал принимать золотые и серебряные монеты с последующим их обменом на депозитные билеты. Параллельно с этим министр финансов – Канкрин, закрепил на одном уровне стоимость ассигнационного рубля, и распорядился исчислять все платежи государства в серебряных рублях.
  2. Вторым этапом стал процесс обмена депозитных билетов на новые кредитные билеты. Они могли без проблем обмениваться на металлические рубли.

Важно! Таким образом, Канкрину удалось создать такую финансовую ситуацию в стране, при которой обычные бумажные деньги были обеспечены металлом и ценились абсолютно так же, как и металлические деньги.

Главные особенности внутренней политики Николая заключались в действиях, направленных на улучшение жизни крестьян. За всё его время правления было создано 9 комитетов, обсуждающих возможность улучшения жизни крепостных. Сразу стоить отметить, что до конца решить крестьянский вопрос императору не удалось, поскольку делал он все очень консервативно.

Великий государь понимал важность , но первые изменения правителя были направлены на улучшения жизни именно государственных крестьян, а не всех:

  • В государственных деревнях, сёлах и других населённых пунктах увеличилось количество учебных заведений и больниц.
  • Выделялись специальные участки земли, где члены крестьянской общины могли их использовать для того, чтобы предотвратить плохой урожай и впоследствии голод. Картофель – это то, чем в основном засаживались эти земли.
  • Проводились попытки решить проблему недостатка земли. В тех населённых пунктах, где крестьянам не хватало земли, проводились переводы государственных крестьян на восток, где свободных участков было очень много.

Эти первые шаги, которые Николай I предпринял для улучшения жизни крестьян, очень сильно насторожили помещиков, и даже вызвали у них недовольство. Причиной этому послужило то, что жизнь государственных крестьян начала действительно становиться лучше, а следовательно, обычные крепостные начали тоже проявлять недовольство.

Позже, правительство государства во главе с императором начало разрабатывать план по созданию законопроектов, которые, так или иначе, улучшали жизнь обыкновенных крепостных:

  • Был издан закон, который запрещал помещикам рознично торговать крепостными, то есть продажа какого-нибудь крестьянина отдельно от семьи отныне была запрещена.
  • Законопроект, называющийся «Об обязанных крестьянах», заключался в том, что теперь помещики имели право отпускать крепостных без земли, а также отпускать их с землёй. Однако, за такое дарование свободы, освобождённые крепостные обязаны были выплачивать своим бывшим хозяевам определённые долги.
  • С определённого момента крепостные получили право покупать собственную землю и, следовательно, становиться свободными людьми. Кроме этого, крепостные также были наделены правом покупать собственность.

ВНИМАНИЕ! Несмотря на все вышеописанные реформы Николая I, вступившие в силу при этом императоре, ни помещики, ни крестьяне ими не пользовались: первые не хотели отпускать крепостных, а у вторых просто не было возможности выкупиться. Однако, все эти изменения были важным шагом на пути к полному исчезновению крепостного права.

Политика в области образования

Правитель государства решил выделить три вида школ: приходские, уездные и гимназии. Первыми и самыми важными предметами, изучаемыми в школах, были латинский язык и греческий язык, а все остальные дисциплины считались дополнительными. Как только Николай первый взошёл на престол, в России насчитывалось около 49 гимназий, а к концу царствования императора их число равнялось 77 по всей стране.

Изменения потерпели и университеты. Ректора, а также профессора учебных заведений теперь избирались министерством народного просвещения. Возможность обучаться в Вузах давалась только за деньги. Кроме Московского университета, высшие учебные заведения находились в Петербурге, в Казани, в Харькове и в Киеве. Кроме того, высшие образование людям могли дать некоторые лицеи.

Первое место во всём образовании занимала «официальная народность», которая заключалось в том, что весь русский народ является хранителем патриархальных традиций. Именно поэтому во всех университетах, независимо от факультета, преподавались такие предметы, как церковное право и богословие.

Экономическое развитие

Промышленная ситуация, которая устаканилась в государстве к моменту прихода Николая на престол, была самой ужасной за всю историю России. Ни о какой конкуренции в этой сфере с западными и европейскими державами и речи быть не могло.

Все те виды промышленных изделий и материалов, которые были стране просто необходимы, покупались и доставлялись из-за границы, а сама Россия за рубеж поставляла лишь сырьё. Однако, к закату правления императора ситуация очень заметно изменилась в лучшую сторону. Николай смог начать формирование технически развитой промышленности, уже способной к конкуренции.

Очень сильное развитие получило производство одежды, металлов, сахара и текстиля. Огромное количество изделий из совершенно разных материалов начало производиться в Российской империи. Рабочие станки тоже начали изготавливаться на Родине, а не покупаться за рубежом.

По статистке, за 30 с лишним лет, оборот промышленности в стране за один год вырос более, чем в три раза. В частности, машиностроительная продукция увеличила свои обороты в целых 33 раза, а хлопчатобумажная продукция — в 31 раз.

Первый раз за всю историю России началось строительство шоссейных дорог, обладающих твёрдым покрытием. Были сооружены три крупные трассы, одна из которых – Москва-Варшава. При Николае I было также положено начало строительству железных дорог. Бурный рост промышленности послужил увеличению городского населения более, чем в 2 раза.

Схема и характеристика внутренней политики Николая I

Как уже было сказано, главные причины ужесточения внутренней политики при Николае I – восстание декабристов и новые возможные протесты. Несмотря на то, что император старался и делал жизнь крепостных лучше, он придерживался основ самодержавия, подавлял оппозицию и развивал бюрократизм. В этом и заключалась внутренняя политика Николая 1. Схема, представленная ниже, описывает основные её направления.

Итоги внутренней политики Николая, как и общая оценка современных историков, политиков и учёных, неоднозначны. С одной стороны, императору удалось создать финансовую стабильность в государстве, «возродить» промышленность, увеличив её объёмы в десятки раз.

Были даже предприняты попытки улучшить жизнь, и частично сделать свободными обыкновенных крестьян, но эти попытки успехом не увенчались. С другой стороны, Николай Первый не допускал инакомыслия, сделал так, что религия в жизни людей занимала чуть ли не первое место, что по определению не очень хорошо для нормального развития государства. Охранительная функция в принципе была соблюдена.

Внутренняя политика Николая I

Внутренняя политика Николая I. Продолжение

Вывод

Итог всему можно сформулировать следующим образом: для Николая I самым важным аспектом во время его правления была именно стабильность внутри своей страны. Ему не была безразлична жизнь обыкновенных граждан, но сильно улучшить её он не смог в первую очередь из-за самодержавного режима, который император полностью поддерживал и старался всячески укреплять.

Николай 1 приходился третьим сыном императора и Марии Федоровны, поэтому не должен был занять престол. Это и обусловило направленность его обручения и воспитания. С юных лет Николай интересовался военным делом и готовился к карьере военнослужащего. В 1819 году императором Александром 1 было сообщено об отречении их брата Константина от престола. Поэтому в 1825 году после внезапной смерти Александра 1 власть перешла к Николаю. Годы правления: 1825 – 1855.

Внутренняя политика

Основными ее направлениями были «закручивание гаек» для вольнодумцев с одной стороны и острожные, но прогрессивные реформы – с другой. Начало правления Николая 1 ознаменовано в 1825 году, которое потерпело поражение. После этого император усилил репрессивные меры. Несколько декабристов были казнены, сотни сосланы на Кавказ и в Сибирь.

При Николае 1 окончился период «просвещенного абсолютизма». Наступает сокращение экономических и общественно-политических полномочий дворянства с целью укрепления самодержавия. Сократилось участие дворян в собраниях. Среди госслужащих укрепилась дисциплина.

Было создано Третье отделение канцелярии императора под руководством (позже во главе с Орловым), которое противоборствовало инакомыслию, а также занималось надзором за прессой, иностранными гражданами, анализировало претензии крепостных на помещиков и пр. Переписка вскрывалась. После восстания декабристов император панически опасался любого проявления активности в обществе.

В этот же период проводились ограниченные реформы. Законодательство было упорядочено, что облегчило административную практику. В 1837 году во главе с Киселевым стало проводиться , касающееся управления крестьянами. Они получили больше земли, в поселениях строились медпункты и вносились агротехнические новшества. Права помещиков стали ограничиваться: крестьян запрещалось отдавать за долги и отправлять на работы в горы.

С 1839-го года по 1843-й год проводилась денежная реформа под руководством министра финансов Канкрина. Установилось четкое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем.

Однако основной вопрос, касающийся крепостного права, так и не был решен, так как Николай опасался общественных волнений.

Внешняя политика

В сфере внешней политики существовало 2 основных вопроса: восточный и европейский. В Европе Николай Первый боролся с революционным течением. В 1830 году император направил войска на подавление польского национально-освободительного восстания. В 1849 году, по просьбе впоследствии предавшего Россию австрийского правителя, русские войска подавили революцию в Венгрии.

Восточный же вопрос затрагивал влияние могущественных государств на европейские области Османской империи, так как в результате ожесточенной войны Россия получила определенную территорию на побережье Черного моря.

В середине столетия восточный вопрос обострился, что спровоцировало Крымскую войну. Армия России провела успешные действия, направленные на борьбу с Турцией на Кавказе, флот действовал в Черном море. Позже в войну вступили Франция и Англия. Существовала угроза подключения Пруссии, Швеции и Австрии. Россия оказалась один на один с Европой.

Решающей ареной боевых действий оказался Севастополь, оборона которого растянулась практически на год. В результате, император был побежден в войне, что привело к утрате права иметь военную базу на Черном море. Таким образом, основным итогом внешней политики Николая 1 явилась ссора со свой Европой, ссора сильно повредившая России. Впрочем, вины царя в этом не было, поскольку он вынужден был отстаивать интересы своей страны.

Таким образом, внешняя и внутренняя политика Николая 1 была довольно консервативной. Но никто не подвергает сомнению, что император стремился к благополучию России и работал для этого, не покладая рук.

и его супруги - Марии Федоровны. Как только Николай Павлович родился (25.06.1796г), родители записали его на военную службу. Он стал шефом лейб-гвардии конного полка, в звании полковника.

Через три года, царевич впервые надел мундир своего полка. В мае 1800 года Николай I стал шефом Измайловского полка. В 1801 году в результате дворцового переворота, был убит его отец - Павел I.

Настоящей страстью Николая I стало военное дело. Увлечение воинским делом, видимо передалось от отца, причем на генном уровне.

Солдатики и пушки были любимыми игрушками великого князя, за которыми вместе с братом Михаилом он проводил много времени. К наукам, в отличие от брата Александра I , не тяготел.

13 июля 1817 года состоялось бракосочетание Николая I и прусской принцессы Шарлотты. В православии Шарлотта была наречена Александрой Федоровной. Кстати, женитьба состоялась в день рождения супруги.

Совместная жизнь царской четы была счастливой. После свадьбы, он стал генерал-инспектором, заведовавшим инженерными делами.

Николай I никогда не готовился, как наследник русского престола. Он был лишь третьим ребенком Павла I. Так вышло, что у Александра I не было детей.

В таком случае престол переходил к младшему брату Александра, и старшему брату Николая - Константину. Но, Константин не горел желанием взваливать на свои плечи ответственность и становится русским императором.

Александр I хотел сделать своим наследником Николая. Это долго было тайной для русского общества. В ноябре Александр I неожиданно скончался, и на престол предстояло взойти Николаю Павловичу.

Так вышло, что в день принятия русским обществом присяги новому императору, произошло восстание декабристов . Благо, что кончилось все хорошо. Восстание было подавленно, а Николай I стал императором. После трагических событий на Сенатской площади он воскликнул - «Я Император, но какой ценой».

Политика Николая I имела ярко вороженные консервативные черты. Нередко историки обвиняют Николая I в излишнем консерватизме и строгости. Но как по-другому мог вести себя император, после восстания декабристов? Именно это событие во много задало курс внутренней политики во время его царствования.

Внутренняя политика

Важнейшим вопросом внутренней политики Николая I, становится крестьянский вопрос. Он считал, что надо всеми силами пытаться облегчить положения крестьян. За время его правления было выпущено множество законодательных актов, облегчающих жизнь крестьянства.

В условиях строжайшей секретности работали целых 11 комитетов, которые пытались продумать решения крестьянского вопроса. Император вернул к активной государственной деятельности Михаила Сперанского и поручил ему упорядочить законодательство Российской Империи.

Сперанский блестяще справился с заданием, подготовив «Полное собрание законов Российской Империи за 1648 -1826 годы» и «Свод законов Российской Империи». Министром финансов Канкриным была проведена прогрессивная денежная реформа, которая привела в чувство экономику страны.

Больше всего историки критикуют Николая I за деятельность 3-его отделения Императорской канцелярии. Этот орган осуществлял надзирательную функцию. Российская империя делилась на жандармские округа, заведовали которыми генералы, имевшие в своем подчинение большой штат.

Третье отделение занималось расследованием политических дел, пристально следило за цензурой, а так же за деятельностью чиновников различных рангов.

Внешняя политика

Внешняя политика Николая I стала продолжением политики Александра I. Он стремился поддержать мир в Европе, руководствуясь при этом интересами России, развить активную деятельность на восточных границах империи.

Во время его правления, в России появились талантливые дипломаты, выбивавшие из «наших партнеров» выгодные условия сотрудничества. Постоянно велись дипломатические битвы за влияния в мире.

Русские дипломаты выиграли множество таких баталий. В июле 1826 года русская армия повоевала в Иране. В феврале 1828 года был подписан мир, благодаря усилиям Грибоедова, к России отходили Нахичеванское и Эриванское ханства, так же империя приобретала исключительное право на наличие военного флота в Каспийском море.

Во время правления Николая I, Россия воевала с горскими народами. Была и успешная война с Турцией, показавшая миру военный талант адмирала Нахимова . Следующая русско-турецкая война обернулась для России настоящей катастрофой. После Синопского сражения , в котором русские корабли под командованием Нахимова одержали потрясающую победу.

Англия и Франция, боясь усиления России, вступили в войну на стороне Турции. Началась Крымская война. Участие в Крымской войне показало проблемы, имевшиеся в русском обществе. Прежде всего, это технологическая отсталость. Крымская война стала хорошим и своевременным уроком, положившая начало новому развитию России.

Итоги

Николай I умер 18 февраля 1855 года. Правление этого монарха можно оценивать по-разному. Несмотря на усиление контроля и подавление инакомыслия, Россия сильно увеличила свою территорию, выиграла множество дипломатических споров.

В стране была проведена денежная реформа, обеспечивавшая экономическое развитие, был ослаблен гнет на крестьянство. Все эти послабления во многом стали базой для будущей