Водолазный колокол - дедушка батискафа и водолазного костюма. Водолазные колокола

К глубоководным средствам спуска (рис. 6.5 и 6.6) относят спуско-подъемные устройства (СПУ), предназначенные для спусков водолазов на глубины более 60 м и ускоренного подъема их с глубины с последующим переводом в поточно-декомпрессионные камеры. СПУ включают:

Водолазный колокол с платформой;
- устройство для выноса колокола за корму (за борт);
- спуско-подъемную лебедку;
- тросовую оснастку колокола с амортизаторами, тросовыми стопорами и счетчиками длины вытравленного троса;
- бортовые беседки с устройствами спуска и подъема;
- вьюшки для шлангов и кабелей к водолазному колоколу и к водолазам;
- средства связи с водолазами;
- средства подводного освещения.

Рис. 6.5. Спуско-подъемное устройство кормового расположения: 1 - спуско-подъемная стрела; 2 - поворотная кран-балка с беседкой; 3 - водолазный колокол; 4 - поточно-декомпрессионная камера; 5 - грузовая лебедка; 6-балласт; 7 - направляющий трос; 8- платформа колокола



Рис. 6.6. Спуско-подъемное устройство бортового расположения: 1 - водолазный колокол; 2 - заваливающаяся кран-балка; 3 - однобарабанная вьюшка; 4 - трехба-рабанная вьюшка; 5 - спасательный колокол; 6 - поточчо-декомпрессионная камера; 7 - грузоподъемная лебедка; 8 - платформа колокола; 9 - спусковая беседка


В зависимости от размещения на корабле различают спуско-подъемные устройства кормового и бортового расположения. Различие между ними в основном в способе присоединения водолазного колокола к поточно-декомпрессионной камере. При кормовом расположении СПУ колокол переводят из вертикального положения в горизонтальное, укладывают на тележку и по рельсам транспортируют к поточно-декомпрессионной камере правого или левого борта. При бортовом расположении СПУ колокол в вертикальном положении переносят непосредственно к приемному отсеку декомпрессионной камеры.

Водолазный колокол (рис. 6.7) представляет собой стальной цилиндр, закрытый сверху глухим сферическим днищем, а снизу - днищем с входным люком, закрывающимся изнутри крышкой. Колокол при кормовом расположении СПУ может работать только на внутреннее давление до 10 кгс/см 2 . У колокола бортового расположения СПУ крышка люка имеет кремальерный затвор, что позволяет колоколу работать как на внутреннее, так и на наружное давление до 10 кгс/см 2 .

Колоколы СПУ кормового и бортового расположения имеют снаружи рымы для подвески (траверсы) спускового троса, присоединительные устройства для платформы, воздушные и кабельные вводы и фланец для соединения колокола с поточно-декомпрессионной камерой. Внутри колоколов смонтированы трубопроводы подачи воздуха и осушения, клапан затопления и устройства для подвеса, освещения и телефонной связи.

Платформа водолазного колокола представляет собой массивную металлическую площадку, шарнирно подвешенную или прикрепленную болтами к корпусу колокола, с рымами для направляющих тросов, сиденьями, устройством для раскрепления светильников, стопорами водолазных шлангов и леерным ограждением. Платформа предназначена для размещения водолазов на время спуска и подъема до перехода в колокол, а также для размещения некоторого количества водолазных шлангов, инструмента и приспособлений, необходимых для работы под водой. Она служит также балластом для придания колоколу отрицательной плавучести до 200-250 кгс.

Спуск водолазного колокола кормового СПУ производится двухбарабанной электрической лебедкой с тросоукладчиком. Тяговое усилие на каждом барабане 3 тс. Канатоемкость барабанов по 440 м троса диаметром 17,5 мм. Каждый барабан имеет кулачковое включение и ленточный тормоз. Скорости спуска и подъема водолазного колокола: 5, 10, 15 и 20 м/мин.


Рис. 6.7. Водолазный колокол кормового СПУ: 1 - рым для подвески; 2 - ограждение штуцеров; 3 - блок аварийного троса; 4 - обух подвеса; 5 - клапан затопления; 6 - ограничитель; 7 - направляющие полосы; 8 - корпус; 9 - фланец комингса люка; 10 - трубопровод осушения; 11 - рым для заваливания колокола; 12 - запорный клапан


Направляющими колокола служат пеньковые канаты окружностью 125 мм, длиной по 250 м с грузами по 100 кг. Эти канаты пропускаются через разъемные муфты на оконечностях крыльев платформы. Для поворота колокола из вертикального положения в горизонтальное служит стальной поворотный трос колокола диаметром 21,5 мм. Водолазные шланги и кабели длиной по 260 м каждый выбираются вручную.

При бортовом СПУ шланги и кабели размещены на вьюшках, спуск и подъем их механизированы. Все механизмы СПУ работают синхронно. Скорости спуска и подъема колокола, шлангов и кабелей при спуске от 7-9 до 21-24 м/мин, а при подъеме от 5-6 до 18-20 м/мин. Подъемная лебедка имеет на каждом барабане тяговое усилие 5 тс, трос диаметром 25 мм, длиной 600 м, с разрывным усилием около 35 тс, канатоемкость каждого барабана 270 м.

Направляющие тросы - стальные, диаметром 18,5 мм, длиной 300 м каждый, пропущены через клиновые тросовые стопоры, траверсы и служат средством аварийного подъема водолазного колокола.

Спуск водолазов с палубы в воду до платформы водолазного колокола производится на водолазной беседке с помощью поворотной кран-балки. Грузовой трос выбирается электролебедкой с тяговым усилием 350 кгс (кормовое СПУ) при скоростях подъема и спуска беседки 5 и 11 м/мин или электрической лебедкой - 1000 кгс (бортовое СПУ). Технические данные водолазного колокола приведены в табл. 6.1.


Воздушный колокол представляет собой отрезок трубы, заваренный сверху, с прорезями для поступления жидкости в его полость. В верхней части трубы вварены два штуцера, к которым подведены две импульсные трубки. По одной из них подается водо-воздушная смесь от эжектора. Вода к эжектору подается из системы водоснабжения насосной станции под давлением 0 1 - 0 2 МПа. Воздух, подаваемый эжектором, обеспечивает компенсацию растворяющегося в сточной воде кислорода, препятствует засорению импульсных трубок и внутренней полости колокола. По второй импульсной трубке через воздушную подушку передается давление столба жидкости в одну из камер дифференциального манометра. Вторая камера дифференциального манометра сообщается с атмосферой. Это давление пропорционально уровню жидкости в резервуаре.  


Фильтр заполнен силикагелем с индикатором влажности, так как в сборник и под кольцевой воздушный колокол должен подаваться совершенно сухой воздух. Продувать необходимо до самой высокой точки подъема колокола; весь процесс повторяется 10 - 15 раз.  

Различают: 1) регуляторы с воздушными колоколами и 2) регуляторы без воздушных колоколов.  


При высоких требованиях к устойчивости работы установки длина водослива или объем воздуха в воздушном колоколе должны быть достаточно большими.  


Успокоитель необходим для поддержания режима работы установки с высокой степенью точности, так чтобы случайные колебания расхода не превышали 3 % их номинальных значений - При таких высоких требованиях к устойчивости работы установки длина водослива или объем воздуха в воздушном колоколе должны быть достаточно большими.  

Насос подает масло в воздушный колокол, служащий аккумулятором энергии. В хороших конструкциях встречаются особые разгрузочные клапаны, которые, по достижении нормального давления в колоколе, переводят автоматически насос на холостую работу. В более простых устройствах часто ограничиваются просто постановкой предохранительного клапана, который при давлении, несколько превышающем нормальное давление в колоколе, выпускает масло обратно в резервуар, откуда оно вновь засасывается насосом.  

К резервуару 2 присоединен воздушный колокол 3 с реле давления 4 и реле уровня или водомерным стеклом. Реле давления обеспечивает задание и поддержание постоянного давления в воздушном колоколе путем подаяи в колокол или выпуска из него сжатого воздуха при отклонениях давления от заданного. Питание сжатым воздухом осуществляется из специального ресивера.  

Разработана схема автоматизации механизмов грабельного помещения, в которой автоматическое управление граблями, ленточными транспортерами и дробилками осуществляется в зависимости от степени засорения решеток. В схеме предусматривается возможность перехода с автоматического на местное или дистанционное управление каждым механизмом. Перепад уровней воды в канале до и после решеток контролируется двумя дифференциальными реле давления, подключенными к воздушным колоколам. Продолжительность par боты грабель задается с помощью реле времени.  

Тарелки клапана придавливаются при этом к седлу давлением пружины или давлением воды, и приподнимание происходит посредством соответствующих рычагов или кулачков. Клапан, включающий трубопровод главного цилиндра для наполнения водой, регулируется гидравлически небольшим аппаратом, действующим посредством воды или масла. Давление воды равно 1 5 - 2кг / см2 и достигается посредством высоко расположенного бзка или соответствующих размеров воздушного колокола. Скорость воды в трубопроводах, находящихся под давлением, равна 15 - 25 м / сек. Превышение этого предела ведет наряду с большими потерями давления к неравномерной работе пресса вследствие ударов воды.  

Страницы:      1

<< ---
--->> ВОДОЛАЗНЫЕ СПУСКИ на РУСИ

Идея использования ныряльщиками для дыхания под водой воздуха, содержащегося в опрокинутых вверх дном прочных сосудах, которые надевались на голову, была более успешно реализована в водолазном колоколе, изобретенном в XVI веке. Водолазный колокол открыл новую страницу в истории водолазного дела. Применение колокола значительно увеличило время пребывания водолаза под водой по сравнению с нырянием и к тому же увеличивало возможную глубину погружения сравнительно с применением для дыхания водолаза тростниковой трубки.

Первое сообщение о применении водолазного колокола относится к 1538 г. На реке Тахо (г. Толедо, Испания) 2 греческих акробата давали представление перед Карлом V, входя внутрь колокола собственной конструкции, выполненного в виде горшка. Свечи, зажженные перед погружением колокола, к изумлению зрителей, продолжали гореть и после его подъема. В 1595 г. Веранцио опубликовал сведения о водолазном колоколе и дал его изображение. Английский государственный деятель и философ Френсис Бэкон (1561-1626) предложил такой способ: когда ныряльщик уже не может больше задерживать дыхание, он засовывает голову в заранее опущенный в воду сосуд с воздухом, чтобы наполнить легкие, после чего выходит из колокола и продолжает работу.

В 1597 г. появился колокол Бонаюто Лорини, близкий по конструкции камере Лорены, но оборудованный платформой для водолаза и предназначенный для фортификационных работ. В 1609 г. Б.Лорини опубликовал в Венеции книгу «Фортификация», в которой указал на пользу аппаратов, предложенных для продолжительного пребывания человека под водой в тех случаях, когда возникает надобность поднять со дна моря артиллерийские орудия или произвести работу на затонувших кораблях. В 1616 г. художник Франц Кесслер из Вецлара сообщил данные о своем изобретении «водной брони» - деревянного водолазного колокола. Человек, находясь внутри прикрепленного к нему колокола, передвигается по дну, катя колокол на специальных шарах-ядрах.

В 1625 г. испанец Франциско Меливан при поиске и подъеме затонувших судов использовал водолазный колокол, изготовленный в Гаване. Колокол медленно тянули над грунтом, а находящийся в нем наблюдатель производил поиск. С затонувшего судна «Святая Маргарита» было поднято 350 серебряных слитков, много монет, бронзовые пушки и медные изделия.

Особенно успешную работу с использованием водолазного колокола проделал английский капитан судна и водолаз Уильям Фипс, который вместе с ныряльщиками-индейцами в 1686-1687 гг. поднял с затонувшего у Багамских островов испанского галеона «Нуэстра сеньора де ла Кансепсьон» золото, серебро и другие сокровища стоимостью 300 тыс. фунтов стерлингов. Применялся примитивный водолазный колокол, покрытый слоем свинца, с окошком в верхней части и сиденьями для водолазов внутри. Фипс был удостоен рыцарского звания, назначен губернатором Массачусетса и получил часть добытых им ценностей на сумму более 11 тыс. фунтов стерлингов.

Первые водолазные колокола представляли собой деревянные или металлические сосуды, опрокинутые вверх дном. Под таким сосудом помещался спускающийся водолаз. По мере погружения под воду уровень воды в колоколе поднимался, воздушная подушка уменьшалась, а давление в ней повышалось. Пребывание водолаза в таком колоколе не превышало 30-40 мин, поскольку в воздушной подушке скапливался углекислый газ и снижалось процентное содержание кислорода. К тому же тело водолаза не было защищено от воздействия низкой температуры воды, что также способствовало уменьшению времени пребывания под водой.

Остро стоящую проблему замены израсходованного в водолазном колоколе воздуха свежим различные исследователи и конструкторы пытались решить по-разному. В 1672-1676 гг. немецкий физик И.Х.Штурм построил и испытал водолазный колокол высотой 4 м, воздух в который добавлялся из бутылок, разбиваемых по мере необходимости под водой. В работе итальянского математика и физика Джиованни Альфонсо Борелли, опубликованной в 1680 г. уже после его смерти, была выдвинута идея удалять из-под колокола использованный воздух, подавая вместо него по шлангам свежий. В 1689 г. французский физик Дени Папен впервые дал точное научное описание колокола, в котором замена газовой среды и поддержание постоянного внутреннего давления может обеспечиваться непрерывной подачей воздуха с поверхности с помощью насоса. В колоколе было предусмотрено использование его главных изобретений - вентиля и невозвратного клапана.

В 1691 г. английский астроном и геофизик Эдмунд Галлей, именем которого названа знаменитая комета, запатентовал изобретенный им водолазный колокол, в 1716г. сделал о нем доклад на заседании Королевского научного общества, а в 1717 г. построил колокол, который имел форму усеченного конуса с толстым стеклом в верхней части для естественного освещения. Он был обшит свинцовыми листами и снабжен тремя металлическими болванками на платформе, находившейся примерно на 1 м ниже входного отверстия. По-видимому, опасаясь обвинения в плагиате колокола Д.Папена, Э.Галлей не воспользовался идеей нагнетания воздуха в колокол, а обновлял воздух в колоколе с помощью бочонков, посылаемых с поверхности. Вместе с четырьмя водолазами Э.Галлей спускался в колоколе и провел полтора часа на глубинах 16-18 м. К счастью для ученого и водолазов, опыт закончился удачно, но если бы они задержались на этих глубинах дольше, то у них могло развиться декомпрессионное заболевание. Следует также отметить, что из-за большой массы колокола его подъем на поверхность происходил достаточно долго, т.е. происходила декомпрессия. Если бы в ходе этого опыта произошел несчастный случай, развитие техники водолазных погружений могло быть надолго задержано.

Люди очень любознательны и очень любят золото. «А как бы добраться во-о-он до того затонувшего корабля и извлечь из его трюма слитки драгоценного металла и монеты…» — и ныряльщики подныривали, хватали, что успели ухватить, и стремглав спешили к поверхности, к спасительному воздуху.

Люди довольно давно обнаружили, что если перевернутую кружку погрузить вертикально в воду, в ней держится . Был придуман, а потом реализован подводный колокол. Подводный колокол был изобретен… давно. И в бумагах Леонардо Да Винчи было что-то «этакое», и Фрэнсис Бэкон в 1620 году писал нечто «об этом»… Ну, если глубоко вчитаться.

В 1531 году в озере близ Рима прошел испытание самый первый колокол. В середине XVII века шведы при помощи колокола снимали пушки с затонувшего корабля «Ваза».

В конце XVIII века доставлять воздух в колокол предложили с помощью насоса. В общем — идея витала в воздухе, все ученые знали, что это возможно. Теоретически. И даже были известны случаи успешного применения устройства.

В декабре 1830 года у берегов Бразилии разбился фрегат «Тетис», перевозивший почти миллион фунтов стерлингов в звонкой монете. Это был не нынешний миллион, а миллион два века назад, когда вполне хорошо и комфортно можно было жить на 2000−3000 фунтов в год.

Затонул фрегат со всеми перевозимыми сокровищами совсем рядом с берегом, в бухте, на глубине от 10 до 20 метров. На глубину 10 м хороший вполне может донырнуть, если вода тихая и нет волн и течений. К сожалению, место было очень неспокойное. Сильные течения, частые шторма исключали работу «просто ныряльщиков».

Ввиду крайне сложных условий командование английской эскадры вначале даже отказалось от попыток спасти груз. Однако командир шлюпа «Лайтнинг» Томас Дикинсон не согласился с мнением начальства. Он был хорошо образован и очень изобретателен. Однако то, что он часто противоречил своему начальству и при этом обычно оказывался прав, — сильно вредило его карьере и умножало число его недоброжелателей.

Вот и в этом случае, не согласившись с начальством, он предложил план — как можно поднять затонувшее золото. Руководство обозлилось и, желая подставить подчиненного, …разрешило спасательную операцию. Казалось, что размеры бухты, постоянные течения, непрекращающееся сильное волнение и глубина воды надежно скрывают затонувшие сокровища.

Получив разрешение, капитан начал изобретать. Из железной водяной цистерны Дикинсон сделал «как бы подводный колокол». Обычный насос для откачки воды решено было применить для подачи воздуха, а чтобы шланги выдержали давление воды, их обернули сильно просмоленной парусиной.

Порохом взорвали вершину одной из скал в заливе. Когда убрали взорванное, получили ровную площадку, годную для сооружения грузовой стрелы, на конце которой было решено подвесить колокол. Стрелу соорудили из мачты затонувшего фрегата. Связь с людьми в колоколе обеспечивала грифельная доска, на которой люди внизу писали что-то — и дергали веревку, давая знак, чтобы сверху вытягивали доску. Прочитав, доску отправляли по той же веревке вниз с ответом. Уже во время первого, пробного спуска, снизу передали доску с надписью «Опускайте осторожнее, видим внизу деньги». С помощью стрелы и колокола удалось достать свыше 130000 фунтов. А потом разразился шторм, разрушивший стрелу.

Остальные деньги выловили из воды, подвесив колокол на канатах, протянутых с острова на остров. Колокол раскачивался и несколько раз бился о скалы. Несколько раз при этом он повреждался настолько, что его приходилось менять. Много раз водолазы рисковали жизнью, но в этом случае никто не погиб. В ходе спасательной операции из воды было извлечено более 90% перевозимых на корабле денег.

Так было доказано, что колокол вполне пригоден для использования под водой. Осталось изобрести водолазный костюм… По правде говоря, их изобретали задолго до этого. В 1819 году англичанин Август Зибе придумал открытый водолазный костюм. Шлем с окошками, шланг, по которому помпа с поверхности гонит воздух, и кожаная рубаха до пояса. Но если споткнешься или нагнешься — воздух улетучится, и ага…

Водолазный колокол

Водолазный колокол

Coвpeмeнный Водолазный колокол

Водолазный колокол - в настоящее время это средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно, с последующим их переводом в декомпрессионную камеру , но так было не всегда.

Исторически представлял собой примитивный инструмент для спусков человека под воду и был выполнен в виде короба или опрокинутой бочки. Колокол с находящимся внутри водолазом опускали под воду и находящийся внутри воздух имел давление, равное давлению окружающей среды-воды. Внутреннее воздушное пространство колокола позволяло водолазу некоторое время дышать и совершать активные действия - выходить, либо выплывать наружу для осмотра и ремонта подводной части судов, либо для поиска затонувших сокровищ. Выполнив работу, водолаз возвращался в колокол и устройство при помощи крана или лебёдки поднимали на поверхность моря (водоёма). В XIX веке ряд изобретателей (механик Гаузен , Зибе) усовершенствовали конструкцию водолазного колокола, создав конструкции которые по праву считаются примитивным водолазными скафандрами .

Первое исторически достоверное упоминание о применении водолазного колокола относится к 1531 году , когда Гульельмо ди Лорена на озере вблизи города Рим на глубине 22 метров пытался найти сокровища с затонувших галер. В середине XVII века шведские водолазы под руководством Альбректа фон Трейлебена при помощи водолазного колокола сумели поднять на поверхность свыше 50 пушек с затонувшего корабля Ваза . Также известно описание успешного применения водолазного колокола в XIX веке для подъёма золотых слитков и монет с затонувшего британского фрегата «Тетис».

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Водолазный колокол" в других словарях:

    Погружаемый в воду прочный полый цилиндр с глухой сферической верхней частью и с герметично закрываемым люком с нижней стороны, служащий для размещения и отдыха водолазов (в скафандре или без него) в той его части, которая остается заполненной… … Морской словарь

    ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ, полое устройство, позволяющее водолазам работать под водой в условиях сухости. Первоначально эти устройства действительно имели форму колокола, наполненного сжатым воздухом и открытого снизу, чтобы обеспечить доступ на дно… … Научно-технический энциклопедический словарь

    Водолазный колокол - Водолазный колокол: Герметичный прочный сосуд, предназначенный для транспортирования водолазов на глубину, к объекту работ и обратно на поверхность с последующим их переводом в водолазную барокамеру... Источник: ТЕХНИКА ВОДОЛАЗНАЯ. ТЕРМИНЫ И… … Официальная терминология

    водолазный колокол - Герметичный прочный сосуд, предназначенный для транспортирования водолазов на глубину, к объекту работ и обратно на поверхность с последующим их переводом в водолазную барокамеру. Примечание Основные элементы водолазного колокола имеют… … Справочник технического переводчика

    водолазный колокол - 10 водолазный колокол: Герметичный прочный сосуд, предназначенный для транспортирования водолазов на глубину, к объекту работ и обратно на поверхность с последующим их переводом в водолазную барокамеру. Примечание Основные элементы водолазного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ВОДОЛАЗНЫЙ КОЛОКОЛ - средство транспортировки водолазов в водолазном снаряжении на глубину к объекту работ и обратно с последующим их переводом в декомпрессионную камеру. Как правило, Водолазным Колоколом оборудуются спасательные суда и суда обеспечения подводно… … Морской энциклопедический справочник

    См. Водолазное дело … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Водолазный колокол - устройство для обеспечения подводных работ и спасения личного состава из затонувшей ПЛ. Современный В. к. стальной цилиндр с закрываемым входом в нижней его части и глухой сферической верхней частью; позволяет размещать 7 человек без скафандров.… … Словарь военных терминов

    Водолазный колокол наблюдательный - Наблюдательный водолазный колокол: Водолазный колокол, имеющий герметичный отсек, предназначенный для нахождения в нем человека в условиях нормального атмосферного давления...