Воды мирового океана схема поверхностных. Теплые и холодные течения


Цель: раскрыть закономерности циркуляции океанических течений. Задачи:. рассмотреть схему океанических течений и доказать наличие ветровых и стоковых течений;. выявить общие закономерности течений Мирового океана;. умение представить информацию в графическом и устном виде. проектная. Вид деятельности: проектная.


« В океане есть река. Она не пересыхает и в самые сильные засухи и не выходит из берегов при самых сильных землетрясениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из тёплой… Нигде в мире нет более величественного потока вод. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, вместе взятых, не составит тысячной доли объёма воды, который несёт он». Океанограф М.Ф. Мори.




Типы морских течений Ветровые (дрейфовые); при неравномерных распределениях температур или солености (плотностные); Приливно-отливные в связи с притяжением Луны; градиентные при изменении -атмосферного давления; стоковые; компенсационные при отливе соседней водной массы и другие. По вертикали течения различают: поверхностные, подповерхностные, промежуточные, глубинные, придонные. По физическим свойствам: холодные, нейтральные, теплые.



ШиротаПостоянное атмосферное давление Постоянные ветры 60 градусовнизкое Западное 30 градусоввысокоеПассаты С-В 0 градусовнизкое 30 градусоввысокое Пассаты Ю-В 60 градусовнизкоеЗападные Распределение поясов атмосферного давления и постоянных ветров на Земле.






Около лет назад Атлантический океан изменил течения













Закономерности Закономерности Ветровые течения имеют широтное направление, а стоковые течения – меридиональное. Тёплые течения идут от экватора к полюсам, а холодные - от полюсов к экватору. Нейтральные течения движутся вдоль экватора. У восточных берегов материков протекают тёплые течения, а у западных – холодные. В северном полушарии круговые движения течений осуществляются по часовой стрелке, а в южном полушарии – против часовой стрелки.


Значение морских течений Значение морских течений Постоянные поверхностные течения имеют большое значение для судоходства (пассатные, теплое Гольфстрим, холодное Перуанское и другие), временные и периодические (бризовые, приливные). Течения влияют: на циркуляцию атмосферы, движения льдов, на обогащение вод кислородом, на размыв берегов, на движение планктона, а следовательно, на распределение рыб и морских животных.



Течения подобны рекам в океане, но « реки» эти не имеют твердых берегов и постоянно пульсируют, блуждают в своих границах, Течения состоят из отдельных струй, которые разветвляются, сливаются, изгибаются, меняют скорость, образуют завихрения (кольца), отрывающиеся от течения.

Урок № 8: Воды Мирового океана. Поверхностные течения

27.02.2014 10852 0

Цель урока: 1) Сформировать знания о температуре, солености вод, водных массах и течениях Мирового океана; 2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.

Метод обучения: словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Карта климатических поясов

I .Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

II .Проверка домашнего задания.

1. Климатические пояса (Б. П. Алисов выделил 13 поясов – 6 переходных и 7 основных; в экваториальном низкое давление, жарко, дуют пассаты, осадков более 2000 мм в год; в тропиках – сухо, высокое давление, осадков менее100 мм в год; в умеренном – умеренные ВМ, западные ветра, сезоны года, осадков 500- 1000 мм в год, но неравномерны, давление низкое; переходные пояса – смена воздушных масс по временам года)

2. Климатообразующие факторы (географическая широта, движение воздушных масс, рельеф, близость океанов и их течений, характер подстилающей поверхности)

III .Всесторонняя проверка знаний.

1.Животные обитают в воздухе до высоты (150м)

2. Окружность, проведённая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов (экватор)

3. В каком климате круглый год господствует сухой и холодный воздух, постоянные низкие температуры, а зимой сильные морозы? (арктическом)

4. Коренные жители Океании из этого растения строят дома и лодки, а плоды употребляют для пищи (кокосовая пальма)

5. «Пятым океаном» называют (атмосферу)

6. Самый большой по площади климатический пояс Евразии (умеренный)

IV .Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: По какой причине возникают течения в океане? Какие сведения можно получить из географических карт? Что называют гидросферой, что относится к ее составным частям?

V .Объяснение новой темы.

1. Воды Мирового океана (площадь Мирового океана 361,1 млн. км²; главные свойства океанических ОВД – температура и соленость; температура зависит от широты – рисунок 25 на стр. 41- и от глубины, солнечные лучи проникают на глубину до 200 м., затем резко понижается и на глубине 3000 – 4000 м составляет +2° - 0°С)

2. Состав вод (соли, газы, органические и нерастворимые вещества – 60 постоянных компонентов; соленость – количество граммов веществ, растворенных в 1 литре воды; промилле – единица измерения солености воды; соленость зависит от соотношения испаряемости, атмосферных осадков, географической широты; у экватора соленость 34‰, у тропиков36 ‰, у полюсов 33‰; самое соленое Красное море – 41‰; соленая вода замерзает при температуре -2°С; плотность показывает какая масса вещества содержится в единице объема; айсберги; 15% поверхности океана занимают льды; при таянии льдов уровень океана поднимется на 70 м.)

3. Значение океанов (льды влияют на климат и затрудняют судоходство; океан отдает тепло атмосфере, увлажняют ее; муссоны - сезонные ветра; облака, реки, дождь, озера – это временно разделенные части океана; самоочищение океана с помощью бактерий; источник морепродуктов, полезных ископаемых, энергии, сырья, дешевые пути сообщения, места отдыха)

4. Водные массы (большие объемы воды с одинаковыми характеристиками – плотностью, прозрачностью, соленостью, наличием кислорода, животного и растительного мира; различают экваториальные, тропические, умеренные и полярные типы; прибрежные и океанические, поверхностные, глубинные и придонные)

5. Поверхностные течения (движение воды в горизонтальном направлении под влиянием постоянных ветров; Северное пассатное течение; Экваториальное противотечение; Гольфстрим; Северо-Атлантическое течение; Канарское холодное, Северное пассатное, Лабрадорское; на юге Атлантики – Южное пассатное, Бразильское, Западных ветров, Бенгельское; Тихий океан – Куросио, Северо-Тихоокеанское, Гумбольдта или Перуанское; ширина Западных ветров – 1000 – 1300 км, скорость 3,5 км/час; смерчи – ветры над океаном при перемешивании вод с разными свойствами; в участках смешивания вод много рыбы и планктона)

VI .Усвоение новой темы.

1. При движении с запада на восток, понижается температура и солёность воды в (Северном Ледовитом океане)

2. В скольких агрегатных состояниях может находиться вода в природе? (3)

3. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

VII .Домашнее задание. § 9, контурная карта

VIII .Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Мировой океан имеет огромное значение для жизни на Земле, так как он в определенной степени регулирует распределение тепла и влаги

1. Составьте классификацию движений воды в океане, исходя из причины их возникновения. Заполните схему

2. Чем цунами отличается от штормовых ветровых волн?

Цунами - это волны, которые возникают в результате моретрясений, а ветровые волны - результат деятельности ветра. Цунами - это поступательное движение воды, а ветровые волны - колебательные.

3. Какое значение имеют океанические течения?

Океанические течения влияют на климат территории, Холодные течения приносят похолодание и сухость, а теплые - потепление и осадки. Также течения переносят органические вещества, способствуя их распределение их по океанах.

4. Используя карту океанов в атласе, нанесите на контурную карту:

а) места самых высоких приливов - зелёным цветом

б) тёплые течения Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Куросио, Южное Пассатное, Северное Пассатное, Бразильское и Гвианское - красным цветом

в) холодные течения Перуанское, Лабрадорское, Канарское, Западных Ветров, Бенгельское - синим цветом

Подпишите течения начальными буквами их названий

5. Представьте, что случилась авария на нефтеналивном танкере в районе экватора у восточных берегов Южной Америки. В результате аварии произошёл разлив нефти. В каких районах океана могут обнаружиться следы этой аварии? Для ответа используйте карту океанов в атласе.

Следы этой аварии могут обнаружиться в любой части океана, потому что течения разнесут нефть. Например, Северное пассатное течение перенесет нефть в течение Гольфстрим, то в свою очередь в Северо-Атлантическое, потом - в Канарское или в Норвежское. Южное пассатное течение перенесет нефть в Бразильское течение, потом в течение Западных Ветров и потом по южной части Тихого, Атлантического и Индийского океанов.

1. Введение

Морская вода – очень подвижная среда, поэтому в природе она находится в непрерывном движении. Это движение вызывают различные причины и прежде всего ветер. Он возбуждает поверхность течения в океане, которые переносят огромные массы воды из одних районов в другие. Однако непосредственное влияние ветра распространяется на сравнительно небольшое (до 300 м) расстояние от поверхности. Подвижность вод океана проявляется и в вертикальных колебательных движениях – таких, например, как волны и приливы. С последними связаны и горизонтальные движения воды – приливные течения. Ниже в толще воды и в придонных горизонтах перемещение происходит медленно и имеет направления, связанные с рельефом дна.

2. Движение вод Мирового океана

Рис.1. Схема циркуляции вод Мирового океана.

Поверхностные течения образуют два больших круговорота, разделенных противотечением в районе экватора. Водоворот северного полушария вращается по часовой стрелке, а южного - против. При сопоставлении этой схемы с течениями реального океана можно увидеть значительное сходство между ними для Атлантического и Тихого океанов. В то же время нельзя не заметить, что реальный океан имеет более сложную систему противотечений у границ континентов, где, например, располагаются Лабрадорское течение (Северная Атлантика) и Аляскинское возвратное течение (Тихий океан). Кроме того, течения у западных окраин океанов отличаются большими скоростями перемещения воды, чем у восточных. Ветры прилагают к поверхности океана пару сил, вращающих воду в северном полушарии по часовой стрелке, а в южном - против нее. Большие водовороты океанических течений возникают в результате действия этой пары вращающих сил. Важно подчеркнуть, что ветры и течения не относятся «один к одному». Например, наличие быстрого течения Гольфстрим у западных берегов Северной Атлантики не означает, что в этом районе дуют особенно сильные ветры. Баланс между вращающей парой сил среднего поля ветра и результирующими течениями складывается на площади всего океана. Кроме того, течения аккумулируют огромное количество энергии. Поэтому сдвиг в поле среднего ветра не приводит автоматически к сдвигу больших океанических водоворотов.

На водовороты, приводимые в движение ветром, накладывается другая циркуляция, термохалинная («халина» - соленость). Вместе температура и соленость определяют плотность воды. Океан переносит тепло из тропических широт в полярные. Этот перенос осуществляется при участии таких крупных течений, как Гольфстрим, но существует также и возвратный сток холодной воды в направлении тропиков. Он происходит в основном на глубинах, расположенных ниже слоя возбуждаемых ветром водоворотов. Ветровая и термохалинная циркуляции представляют собой составные части общей циркуляции океана и взаимодействуют друг с другом. Так, если термохалинные условия объясняют в основном конвективные движения воды (опускание холодной тяжелой воды в полярных районах и ее последующий сток к тропикам), то именно ветры вызывают расхождение (дивергенцию) поверхностных вод и фактически «выкачивают» холодную воду обратно к поверхности, завершая цикл.

Представления о термохалинной циркуляции менее полны, чем о ветровой, но некоторые особенности этого процесса более или менее известны. Считается, что образование морских льдов в море Уэдделла и в Норвежском море имеет важное значение для формирования холодной плотной воды, распространяющейся у дна в Южной и Северной Атлантике. В оба района поступает вода повышенной солености, которая охлаждается зимой до температуры замерзания. При замерзании воды значительная часть содержащихся в ней солей не включается в новообразующийся лед. В результате соленость и плотность остающейся незамерзшей воды увеличиваются. Эта тяжелая вода опускается ко дну. Обычно ее соответственно называют антарктической донной и североатлантической глубинной водой.

Другая важная особенность термохалинной циркуляции связана с плотностной стратификацией океана и ее влиянием на перемешивание. Плотность воды в океане с глубиной возрастает и линии постоянной плотности идут почти горизонтально. Воду с разными характеристиками значительно легче перемешать в направлении линий постоянной плотности, чем поперек них.

Термохалинную циркуляцию трудно с определенностью охарактеризовать. По сути, и горизонтальная адвекция (перенос воды морскими течениями), и диффузия должны играть важную роль в термохалинной циркуляции. Определение относительного значения этих двух процессов в каком-либо районе или ситуации представляет важную задачу.

Главные черты поверхностной циркуляции вод мирового океана определяются ветровыми течениями. Важно отметить, что движение водных масс в Атлантическом и Тихом океанах очень сходно. И в том и в другом океане существуют два огромных антициклонических круговых течения, разделенных экваториальным противотечением. В обоих океанах есть, кроме того, мощные западные (в северном полушарии) пограничные течения (Гольфстрим в Атлантическом и Куросио в Тихом) и такие же по характеру, но более слабые восточные течения (в южном полушарии) - Бразильское и Восточно-Австралийское. Вдоль их западных побережий прослеживаются холодные течения - Ойясио в Тихом океане, Лабрадорское и Гренландское течения в Северной Атлантике. Кроме того, в восточной части каждого бассейна к северу от основного круговорота обнаружен циклонический круговорот меньшего масштаба.

Некоторые различия между океанами связаны с различиями в очертаниях их бассейнов. Атлантический, Индийский и Тихий океаны имеют разную форму. Но некоторые из различий определяются особенностями поля ветра, как, например, в Индийском океане. Циркуляция в южной части Индийского океана в основных чертах сходна с циркуляцией в южных бассейнах Атлантического и Тихого океанов. Но в северной части Индийского океана она явно подчиняется муссонным ветрам, где в период летнего и зимнего муссонов картина циркуляции полностью меняется.

По ряду причин по мере приближения к берегу отклонения от общей картины циркуляции становятся все более существенными. В результате взаимодействия основных климатических характеристик течений с такими же характеристиками побережий часто возникают устойчивые или квазиустойчивые вихри. Заметные отклонения от средней картины циркуляции могут вызывать у побережий и местные ветры. В отдельных районах возмущающими факторами режима циркуляции служат речной сток и приливы.

В центральных районах океанов средние характеристики течений вычисляются по малому количеству точных данных и потому особенно ненадежны.

Западные пограничные течения - Гольфстрим и Куросио

Известно, что западные пограничные течения в северном полушарии (Гольфстрим и Куросио) лучше развиты, чем их аналоги в южном полушарии.

Представляя себе в общем плане циркуляцию океанических вод в виде системы обширных антициклонических вихрей, необходимо отметить, что течения, в сумме образующие круговороты, весьма сильно отличаются в их разных участках. Западные пограничные течения, такие, как Гольфстрим и Куросио, - узкие, быстрые, глубокие потоки с довольно хорошо выраженными границами. Направленные к экватору течения на другой сторонне океанических бассейнов, такие, как Калифорнийское, Перуанское и Бенгальское, напротив, широкие, слабые и неглубокие потоки с расплывчатыми границами, некоторые исследователи даже считают, что эти границы есть смысл проводить на мористой стороне течений такого типа.

Калифорнийское течение считается наиболее изученным из них. Глубина этого потока ограничивается в основном верхним 500-метровым слое. Оно складывается из ряда крупных вихрей, наложенных на слабый, но широкий поток воды, направленный к экватору. Скорости и направления движения воды, измеренные в зоне Калифорнийского течения, в любой данный момент могут оказаться совершенно отличными от средних значений. Такая же картина, видимо, характерна и для других восточных пограничных течений.

Прибрежный поток воды обычно отличается особой сложностью, и при описании его часто выделяют из более широкой системы вдольбереговых течений, присваивая ему другое название.

В зоне многих восточных пограничных течений главным фактором, определяющим распределение температуры, солености и химических характеристик воды на поверхности, является апвеллинг. Апвеллинг имеет важное биологическое значение, так как благодаря ему глубинные воды выносят питательные вещества в верхние слои воды и тем способствуют увеличению продуктивности фитопланктона. Зоны апвеллинга - это биологически самые продуктивные районы мира.

3. Циркуляция глубинных вод

Основные факторы, определяющие циркуляцию глубинных вод, - температура и соленость.

В приполярных районах Мирового океана вода на поверхности охлаждается. При образовании льда из него выделяются соли, которые дополнительно осолоняют воду. В результате вода становится более плотной и опускается на глубину. Области интенсивного образования глубинных вод находятся на севере Атлантического океана у Гренландии и в морях Уэдделла и Росса у Антарктиды.

Конспект урока

7 класс

«Схема поверхностных течений Мирового океана»

Цель урока:

познакомиться со схемой поверхностных течений, причинами, влияющими на их происхождение и направление; выяснить роль океанических течений, в перераспределении тепла на Земле и их значение в формировании природы всей Земли.

Задачи:

Образовательная: углубить, расширить, конкретизировать и систематизировать знания о течениях Мирового океана, познакомиться со схемой поверхностных течений, причинами, влияющими на их происхождение и направление; выяснить роль океанических течений, в перераспределении тепла на Земле и их значение в формировании природы всей Земли.

Воспитательная: формирование коммуникативных компетенций через работу в группах; формирование правильного социального поведения, гуманного отношения к людям; формирование экологической и эстетической культуры; формировать навыки публичного выступления, умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения.

Развивающая: развивать межпредметные связи; применять теоретические знания на практике; продолжить формирования умения работать с картой; содействовать развитию мировоззрения учащихся (выявление причинно – следственных связей); развивать эмоции учащихся, создавая в ходе урока состояние удивления, радости и занимательности; способствовать развитию у ребенка внимания, памяти, мышления, речи, воображения, наблюдательности.

Тип урока: урок изучения новой темы с использованием ИКТ.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон, физическая карта мира, две колбы (пустая, с водой), воронка.

Ход урока.

  1. Психологическая подготовка к изучению нового материала.

Чтение отрывка из романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» и прослушивание увертюры к кинофильму « Дети капитана Гранта» композитора И. Дунаевского.

«… В море каждый пустяк - событие. Сидевшие вокруг стола сосредоточенно молчали. Все испытующе смотрели на бутылку. Заключала ли она в себе весть о страшной катастрофе или только вздорные писания какого-нибудь скучающего моряка, брошенные на волю волн?

…Гленарван начал осторожно очищать от наростов горлышко бутылки. Вскоре показалась пробка, сильно попорченная морской водой. … Если в бутылке хранятся документы, они, вероятно, окажутся подмоченными! … хорошо ещё , что акула вовремя проглотила бутылку и доставила её на борт «Дункана»: при таком скверном состоянии пробки бутылка вскоре неминуемо должна была пойти ко дну.

… И все-таки жалко, что мы не нашли её просто в море. Тогда, определив широту, долготу и изучив морские течения, можно было бы вести заключение о проделанном ею пути. А теперь, при таком почтальоне, который плавает против ветром и течений, можно предполагать все что угодно. …»

Вопросы к классу:

Что было написано в послании?

Опишите дальнейшие действия экипажа «Дункана».

Почему они так поступили?

Что необходимо знать путешественникам, чтобы помочь людям, попавшим в беду?

«Игра бутылочная почта».

Перед Вами сегодня на уроке будет стоять такая же задача, как и перед героями роман, найти людей попавших в кораблекрушение.

Класс делиться на три команды.

Вступительное слово учителя. Время действия игры начало 19 века, значит, современные средства связи отсутствуют. Представьте себе, ваши команды – это спасательные экспедиции. Первая спасательная экспедиция находиться на Скандинавском полуострове, вторая на самом южном из островов архипелага Новая Зеландия, треть на юго-восточном побережье Северной Америке в районе полуострова Флорида.

Все спасательные экспедиции получили послания, от путешественников, попавших в кораблекрушение, которые приплыли в бутылках. Вам нужно ответь на два вопроса:

1) На каком острове нужно искать путешественников потерпевших кораблекрушение?;

2) Почему послание оказалось у ваших берегов? (укажите маршрут бутылок).

Обратите внимание на слайд, здесь дан перечень островов, на которых имеет смысл искать пропавших. (Мадагаскар, Гренландия, Тасмания, Большие Зондские, Большие Антильские, Сахалин, Багамские, Огненная Земля, архипелаг Новая Зеландия, Новая Гвинея.)

Ребята кто сможет показать все эти острова на карте? (На выполнение задания у вас 4 минуты.) Включение фонового сопровождения «Зов моря». Естественные звуки природы направлены на релаксацию, что приводит к снятию напряжения, скованности.

Текст посланий:

  1. Мы находимся на берегу острова. Он во многих местах покрыт льдом. Судя по всему, он находиться где-то на Севере. Остров как нам кажется очень большой. Помогите нам!
  2. Мы оказались на берегу острова, который как мы предполагаем, находиться недалеко от побережья Южной Америки, но близко от Антарктиды. Ждем помощи!
  3. Мы попали на небольшой остров, находящийся в Атлантическом океане рядом с Северной Америкой. Найдите нас поскорее!

По истечении времени, отведенного на обсуждение, представители команд спасателей поочередно докладывают о своих предположениях, о местонахождении пропавших экспедиций, показывают на карте предполагаемый маршрут бутылок с записками.

  1. Изучение нового материала.

2.1. Ответьте на 2 вопрос игры: почему же послание оказалось у ваших берегов?

Сформулируйте тему урока.

Схема поверхностных течений Мирового океана.

2.2 Цель урока: « познакомиться со схемой поверхностных течений, причинами, влияющими на их происхождение и направление; выяснить роль океанических течений, в перераспределении тепла на Земле и их значение в формировании природы всей Земли ».

2.3 Актуализация знаний учащихся.

  • Что такое течения?
  • Какими бывают течения по температуре?
  • В каком направлении движутся теплые течения, а в каком холодные?
  • В морском течении измерена температура воды, она оказалась +10 0 С. Является ли это течение теплым или холодным?
  • Перуанское течение движется к экватору. Не глядя на карту, определите холодное оно или теплое?
  • Вспомним постоянные ветры: пассаты, западные, юго-восточные, северо – восточные. Найдите эти ветра на карте. Сравните климатическую карту и карту океанических течений. (Направление течения зависит от направления ветров )

Течения, возникшие под влиянием, ветров называют ветровыми. Найдем их на карте: течения Западных ветров, пассатные течения.

Все ли течения мы назвали? (Нет )

Поток воды при встрече, с каким – либо объектом делиться, огибая препятствие с разных сторон. Так в океане: течение, встречая препятствие, чаще всего разделяется на два сточных течения. Таким образом, образовалось Перуанское течение.

Внимательно посмотрите на карту и назовите сточные течения. (Калифорнийское, Аляскинское, Восточно-Австралийское, Межпассатное, Куросио, Сомалийское, Мозамбикское).

Найдите закономерности циркуляции этих течений.

Сравните направление течений в северном и в южном полушарии. (просмотр видеофрагмента)

(В северном полушарии течения циркулируют по часовой стрелке, а в южном против часовой .) Сила Кориолиса.

Проведём опыт. Если лить воду в воронку в северном полушарии вода всегда будет закручиваться направо, а в южном налево.

Учащиеся работают в парах.

Оборудование: две колбы, одна пустая, вторая с водой, воронка.

Ход работы: перелить воду из одной колбы в другую.

Вопросы. В каком направлении движется вода?

Почему?

Схема поверхностных течений в Мировом океане.

Закрепление .

  1. Известный климатолог Воейков назвал течения Мирового океана «отопительной системой планеты». Объясните, как вы понимаете этот факт.
  2. Согласны ли вы утверждением «Строго говоря, в океане нет «национальных вод»»?
  3. Это высказывание, принадлежит Американскому океанологу Мори: «В океане есть река. Она не пересыхает и самые сильные засухи и не выходит из берегов даже при самых сильных наводнениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из теплой… нигде в мире нет боле величественного потока вод. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составляет тысячной доли объема воды, которые несет он». О какой «реке» идет речь? Во всем ли прав М.Ф. Мори, и почему?
  4. Что вы знаете о самом мощном течении в Мировом океане?
  5. Географическая задача

Вступительное слово учителя: героям романа найти капитана Гранта помогли знания по географии. Применим полученные нами знания на практике.

Яхта потеряла управление в точке с координатами 45 0 ю.ш. и 160 0 з.д.. Яхта дрейфует по «воле волн». Где она окажется через 10 дней? Укажите координаты.

  • Дано:

t= 10 дней

υ= 3,5 км/ч

45 0 ю.ш. и 160 0 з.д.

  • Найти:

Географические

координаты яхты

через 10 дней.

Решение задачи:

  1. В точке с указанными географическими координатами действует самое мощное в мире течение Западных ветров. Яхта передвигается под влиянием течения вдоль параллели 45 0 ю.ш. на восток.
  2. Переведем сутки в часы: t= 10 24=240 часов.
  3. S=υ t S=240 3,5=840 км
  4. Протяженность 1 градуса на широте 45 0 ю.ш. составляет 78.6 км.

840: 78.6=11 0

5) Яхта плывет на восток. 160°- 11°= 149 ° з.д.

Ответ : координаты яхты через 10 дней 45° ю.ш., 149° з.д.

6.Показать на карте течения

  1. Северное Пассатное течение
  2. Гольфстрим
  3. Северо - Атлантическое
  4. Канарское
  5. Куросио
  6. Бенгальское
  7. Гумбольдта (Перуанское)

Выводы.

  • Общая схема течений совпадает со схемой постоянных ветров, но при этом сила вращения Земли вокруг оси отклоняет эти воды вправо в Северном полушарии и влево – в Южном полушарии. Течения образуют огромные круговые движения.
  • Океанические течения способствуют формированию единства вод Мирового океана.
  • Теплые течения повышают температуру, холодные - понижают температуру.

Звучит увертюра к кинофильму « Дети капитана Гранта» композитора И. Дунаевского и отрывок из романа Ж. Верна « Дети капитана Гранта».

«…На берегу, рядом с двумя другими, стоял высокий и сильный человек, доброе и мужественное лицо которого было удивительно похоже на лица Мэри и Роберта Гранта.

Действительно, это был тот самый человек, которого так часто описывали дети своим друзьям. Предчувствия не обманули их.

Это был их отец, это был капитан Грант!»

В заключении мне хотелось вам пожелать встречать на жизненном пути только добрых, отважных и отзывчивых людей, как герои романа Ж. Верна «Дети капитана Гранта» и самим не оставаться равнодушным и безучастным к бедам других людей.

Домашнее задание §10, уметь показывать течения, выделенные в учебнике, на карте.