Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: описание, история и интересные факты. Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» (Севастополь)

Все, что связано с подводным флотом, очень интересует любознательных людей. Ведь это одна из военных сфер, да еще такая загадочная. Художественные фильмы о героизме подводников только подогревают интерес, который бывает негде удовлетворить. Поэтому музеи на подводных лодках очень популярны у нас и за рубежом.

Музей «Подводная лодка» открыт на настоящей боевой субмарине. Здесь наглядно можно познакомиться с обстановкой, в которой находятся моряки подводного флота, можно прочувствовать, каково это – нести службу на подлодке. В мире этот музей не единственный из тех, которые оборудованы на подлодке, но в Москве раньше не было ничего похожего.

Организовали музей на подлодке в 2003 году. Тогда военная подводная лодка «Новосибирский комсомолец», двадцать лет достойно отслужившая на Северном флоте, была «отправлена на пенсию» и отбуксирована на стоянку возле набережной, в известном московском парке «Северное Тушино». Эта экспозиция – одна ступень в грандиозном музейном комплексе, посвященном российскому флоту. Когда-то должны открыться для посетителей другие военные суда и самолеты-амфибии. Пока эти грандиозные намерения только в планах. Но и в своем нынешнем виде музей полон посетителями.

В шкуре «морского волка»

Во время экскурсии можно не только увидеть и услышать множество интересных фактов об увлекательной и нелегкой службе подводников. Экскурсантам разрешается трогать почти все экспонаты, можно позвонить в судовой колокол, посидеть в служебном кресле штурмана, постараться за секунду нырнуть в люк (стандартный норматив моряка-подводника). Эти интерактивные действия приводят в бурный восторг детей, взрослым такое нравится не меньше, хотя они ведут себя немного тише.

Для того чтобы музей был удобен для гостей, лодку пришлось немного модернизировать. Сделали вход и выход для экскурсантов, некоторые внутренние люки заменили проходами, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями тоже могли погостить здесь наравне со всеми. Все пространство подлодки-музея имеет семь отсеков.

Посетители могут посетить каюты, осмотреть рубку управления, оценить медицинский изолятор, заглянуть в специфический душ и гальюн.

Особое оживление вызывают торпедные отсеки с боеприпасами – торпедами и минами. Интересно взглянуть на водолазные костюмы. Очень познавательно побывать в отсеках, поддерживающих жизнедеятельность и маневренность судна: это система обеспечения воздухом, рубка гидроакустики, радиорубка и навигационные приборы.

В самой подлодке неожиданно можно увидеть фигуру моряка в военной форме или тельняшке, а на кормовой части вдруг возникает кок в белом халате.

На территории музея в сувенирной лавке можно купить сувениры и книги по морской тематике. Перед лодкой стоят несколько радарных устройств и торпеда. Здесь же можно полюбоваться настоящим, не сувенирным, Андреевским флагом.

Экскурсии проводятся в группах не более 13 человек. Гиды беседуют с гостями не только на русском языке, но и на многих европейских, а также на китайском, корейском, японском, иврите. Поэтому музей популярен как среди россиян, так и на международном уровне.

После посещения музея «Подводная лодка» становятся известны такие потрясающие факты, о которых раньше даже не приходило в голову задумываться. Например, почему каждые десять дней вся одежда подводников утилизируется? После такого понимаешь, что просто служить на подлодке – это уже мужественный поступок. А опасности, которые подстерегают экипаж в бою, просто потрясают. Хочется еще раз почтительно преклониться перед скромными героями – моряками-подводниками.

Военно-морской музейный комплекс "Балаклава" создан в 2002 году на базе штолен подземного завода по ремонту и обслуживанию подводных лодок. Военно-морской базой Черноморского флота Балаклавская бухта стала ещё в довоенное время - здесь располагалась 155-я бригада подводных лодок. В 1955 году началось масштабное строительство подземного объекта первой категории противоатомной устойчивости. Комплекс площадью 10 кв. км вырублен в горе, возвышающейся на 120 метров над западным берегом бухты. Состоит из ремонтной части и ядерного арсенала.

Комбинированный канал глубиной 8 метров, проходящий насквозь через гору, позволял размещать 7 подводных лодок. К концу XX в. завод потерял значение как военный объект в связи с перевооружением флота.

После распада СССР всё ценное оборудование было вывезено, остальное разграблено. На базе сохранившихся подземных сооружений организованы экспозиции об истории Военно-морского флота, о подводных силах Черноморского флота бывшего СССР, о военных и политических аспектах Холодной войны. К осмотру открыты зоны вдоль подземного канала, бывшие цеха завода и арсенал, где хранились торпеды и ядерные боеголовки. Представлены модели боевых кораблей, образцы техники и вооружений. В одной из штолен развернута масштабная выставка раритетов Крымской войны 1853-56 гг. из собрания частного музея киевской семьи Шереметьевых: военная амуниция, мундиры, награды, образцы холодного и огнестрельного оружия, карты сражений, личные вещи, письма солдат и офицеров противоборствующих сторон, монеты, посуда и предметы быта. В высокий сезон бывают очереди, может понадобится предварительная запись.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» считается одной из центральных достопримечательностей города. Для туристов он интересен не только экспонатами, многочисленные посетители приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть секретный военный объект времён холодной войны, после строительства которого Балаклава на несколько десятилетий получила статус закрытого района Севастополя. Уникальные фортификационные сооружения, построенные в сжатые сроки в сложнейших подземных условиях, являют собой выдающийся образец военно-инженерного искусства. Идея подземного комплекса для обслуживания подводных лодок, защищённого от атомного удара, появилась в конце 1940-х гг., когда США и СССР разработали первые образцы оружия нового поколения. Для строительства секретной базы выбрали Балаклаву, бухта которой надёжно укрыта узким проливом от чужих глаз и может полностью изолироваться от моря. Работы продолжались в течение восьми лет, в 1961 году подземный комплекс был завершен.

В 50-е годы, в самом начале холодной войны, СССР и США постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, боеголовок, ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия. Именно тогда Сталин отдал Берии секретный приказ: отыскать такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили, его название на карте Крыма больше не упоминалось. Проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок вождь рассматривал и проверял лично. Так была создана единственная в мире подземная гавань с заводом по ремонту подводных лодок - суперсекретный объект № 825.

Противоатомное фортификационное сооружение строилось поэтапно, рабочие трудились в 4 смены. Из западного утёса горы Таврос строителями было выработано более 200 тысяч кубометров скального грунта, в результате чего появились глубоководный канал, сухой док, цеха, подземные дороги, арсеналы, хранилища, командный пункт, причалы. Подземный завод, находящийся на западном берегу бухты, был так искусно замаскирован со стороны бухты, что его вход не просматривался даже с близкого расстояния. Завод представляет собой дугообразный канал, прорубленный в толще горы. Протяженность канала - около 600 метров, диаметр - до 22 метров, глубина - 8 метров.

Завод имел подземный сухой док (бассейн из железобетона, отделенный от акватории канала водонепроницаемым затвором - малым батапортом), куда могла стать на ремонт подводная лодка. Средняя продолжительность докового ремонта лодки составляла 3-4 недели. После обслуживания и ремонта субмарина выходила из подземного канала с противоположной стороны скалы. Этот выход находится в конце Таврической набережной, ближе к выходу из бухты. Когда-то он тоже был тщательно замаскирован. Вход в штольню со стороны бухты перекрывался многотонным плавучим батопортом. В военное время на объекте можно было надежно укрыть 9 малых или 7 средних подводных лодок и около 3-х тысяч человек.

г. Севастополь, район Балаклава, ул. Мраморная, д. 1, тел.: (+38 0692) 63-75-90.

Выполняя распоряжение Президента Украины от 29 июля 2002 года, связанное с демилитаризацией Балаклавской бухты, Министерство обороны Украины приняло решение создать Военно-морской музейный комплекс «Балаклава».

Для выполнения этой задачи было принято решение использовать находящийся на балансе Министерства обороны бывший завод по ремонту и обслуживанию подводных лодок, арсенала для хранения морских боеприпасов и казарму личного состава подводной лодки «Запорожье».

После атомной бомбардировки в августе 1945 г. японских городов Херосимы и Нагасаки Советское правительство, оценив масштабы разрушений и последствия ядерных взрывов, приняло комплексный план защиты от ядерного оружия основных промышленных и оборонных объектов страны.

Было принято правительственное решение о постройке в Балаклаве объекта, который мог защитить технику и людей в случае ядерного взрыва. Проект Балаклавского защитного подземного сооружения подготовил Ленинградский проектный институт и в 1953 г. представил на подпись в правительство. Иосиф Сталин лично рассмотрел и собственноручно завизировал проект строительства в Балаклавской бухте единственного в своем роде подземного завода по ремонту подводных лодок.

В послевоенные годы в Балаклаве была организована военно-морская база. Тут базировалась 14-я дивизия подводных лодок Черноморского флота СССР.

Строительство секретного объекта началось в декабре 1953 году военным горно-строительным отрядом ЧФ.

Строители работали круглосуточно в три смены. В конце 1955 г. к строительству подключился отряд строителей-метростроевцев, который был направлен в Балаклаву с Кавказа.

Выработка скального грунта из штольни, где проходил канал, составляла 200 тысяч кубометров. В скальной толще западного утёса возникали рукотворные подземные дороги, шлюзные камеры, цеха, арсеналы, хранилища, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док, в который могла войти подводная лодка. Завод строился поэтапно. Строителям давали план строительства по частям. По окончанию строительства вся документация была изъята.

С 1957 г. Балаклава потеряла статус города и стала закрытым для свободного въезда районом города Севастополя, въезд осуществлялся по специальному разрешению.

Весь подземный комплекс состоит из ремонтной части (или Спеццех), где проводился ремонт, обслуживание и подготовка лодки к боевому походу, оружейный арсенал, где готовили вооружение для подводных лодок и наводных кораблей.

Строительство завода завершилось в 1961 г.

Никита Хрущев осмотрев в 1961 году сооружение собственными глазами, махнул рукой и бросил: «Надо отдать все это виноделам!». Однако стараниями тогдашнего руководства ВМФ виноделам грандиозный подземный комплекс все-таки не достался и в том же 1961 году вступил в строй под кодовым наименованием «Объект 825 ГТС» (Спеццех завод «Металлист» с 1969 года).

Завод строился в противоатомном отношении первой категории устойчивости. Толщина бетонных стен составляет от 1 до 5 метров железобетонной отделки. Объект мог выдержать прямое попадание 100-килотонной ядерной бомбы. Это в 5 раз больше чем было сброшено на Хиросиму и Нагасаки. Вся инфраструктура подземного завода позволяла полностью изолировать подземные лодки от внешнего мира с перекрытием подводных шлюзов, а так же укрывать в штольнях при ядерной атаке несколько тысяч человек (до 3000 человек).

Как правило, лодка заходила на завод ночью, когда город спал. Завод обслуживал лодки проектов 613, 633, 615. С правой стороны при входе в канал находился батопорт (морская задвижка) - он закрывал вход в канал и весил около 150 тонн. Его высота составляла 14 м., ширина - 6 м., длина - 18 м. Сейчас он находится в открытом положении, то есть, утоплен в спецнишу.

Комбинированный подземный канал завода позволял вводить под гору сразу 7–9 подводных лодок (в зависимости от проекта лодки). Длина канала достигает 505 м. (при общей длине туннеля до 600 метров), ширина 6–22 м., глубина 6–8,5 м.

Канал, по которому проходили лодки в ремонтную часть, пронизывает всю гору насквозь, а выход из канала находится напротив выхода из Балаклавской бухты. При выходе из канала также имеется батопорт другой конструкции - состоит из железобетонных наборных плит, которые с помощью кран-балки ставились друг на друга и закрывали выход из канала.

Оба выхода из канала были закамуфлированы специальными сетками и скальной породой.

В период работы этого объекта там находились различные рабочие участки:
-минно-торпедная часть, где проверяли торпеды на герметичность;
- производственные помещения (токарные, слесарные участки), где могли отремонтировать любую деталь для подводной лодки;
- испытательные стенды для испытания электро- и гидрооборудования;
- сухой док для ремонта подводных лодок.

В Спеццехе имелся неприкосновенный запас продовольствия, воды, медикаментов. В системе вентиляции находились воздушные фильтры грубой и тонкой очистки воздуха. Люди могли находиться на этом объекте автономно до 30 суток.

Преддоковая площадка - начало производственных площадей завода. Площадка предназначалась для подвоза материалов, необходимых для ремонта подводной лодки, находящейся в сухом доке. На ней располагались: большой расточный станок (длина фундамента 15 метров) для расточки сальников гребного вала подводной лодки, стоянка электрокаров и спуск в насосную станцию для откачки воды из сухого дока при доковании подводной лодки.

На основных производственных площадях размещались станочный парк, участки по проверке электро- и гидрооборудования подводных лодок, складские и служебно-бытовые помещения, а так же пекарня, столовая, лазарет, пункты санобработки, узлы связи.

С 1967 года в производственной части был оборудован защищенный командный пункт (ЗКП) дивизии подводных лодок.

Сухой док - выгородка в канале с габаритными размерами: длина 102 м., ширина 10 м., глубина 8 м. Вход в сухой док закрыт малым батопортом, через кингстоны которого осуществлялась его заполнение водой.

Перед поставкой подводной лодки на ремонт, док предварительно заполняли водой через кингстоны малого батопорта - задвижки, закрывающей вход в док. После выравнивания уровня воды в доке и канале, батопорт отводили в стороны, давай возможность лодке войти в док. Затем батопорт возвращали в исходное положение и откачивали воду из доковой камеры.

Средняя продолжительность ремонта подводной лодки составляла 3–4 недели.

Заводская паттерна - большой транспортный коридор, ведущий к производственным площадям сооружения. Использовался для транспортировки подготовленных торпед из минно-торпедной части и доставки материалов, оборудования в производственную часть завода, а также как убежище для личного состава в случае ведения войны с применением ядерного оружия. Паттерна имеет закругление определенного радиуса, предусмотренное для гашения ударной волны. Протяженность коридора составляет 296 м., ширина 4 м., высота 4,5 м. Заводская паттерна пересекается с малым транспортным коридором, предназначенным для доставки торпед из минно-торпедной части к водному каналу.

Минно-торпедная часть предназначалась для подготовки и проверки боезапаса для подводных лодок. На рабочих участках минно-торпедной части торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения, герметичность. Бассейн-кессон с подсветкой дня использовался для проверки герметичности торпед. Разгерметизацию схемы торпеды определяли по пузырькам воздуха. Подготовленные и проверенные торпеды принимались подводниками и доставлялись в склад подготовленных торпед на территорию арсенальной части комплекса.

Развилка транспортных коридоров завода - паттерн. Основная паттерна длиной 300 м. выводит на территорию производственных площадей. Вторая паттерна, находящаяся напротив входа в штольню, длиной 65 м., связывает топливное хранилище с ремонтной частью.

По коридорам были проложены рельсы для перемещения вручную транспортных тележек с торпедами.

В центре развилки находился поворотный круг, позволяющий менять направление движения тележек.

Двустворчатые арочные защитные ворота предназначены для перекрытия проема размером 4,0x5,6 м. Ворота представляют собой сварные створки (из проката и листовой стали), заполненные бетоном марки «М 500», подвешенные на петлях к закладной раме. В движение створки приводились гидравлическим механизмом. Общий вес одной створки с бетонным наполнением составляет 10 тонн.

Строительство Арсенала (ремонтно-технической базы для подготовки вооружения для подводных лодок и надводных кораблей) началось в 1963 г.

В арсенале хранились боевые головные части для торпед и ракет, в том числе и ядерные, а так же производились регламентные работы по обслуживанию и сборке изделий.

Шлюзовая камера арсенала предназначалась для защиты рабочих помещений от поражающих факторов атомного взрыва.

Камера состоит из противоатомных защитных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Внутри шлюзовой камеры установлены электроприводы для движения каждой створки противоатомных защитных ворот.

Противоатомные защитные ворота - двустворчатые арочные, предназначены для перекрытия проема размером 3,0х2,8 м. и восприятия давления P = 60 кгс. / кв. см. Их створки сварены из листовой стали и проката, заполнены бетоном марки «М 500». Общий вес одной створки ворот с бетонным наполнением составляет 10 тонн. Толщина створки 60 см., высота - 3 метра.

Герметичная защитная дверь изготовлена из листовой стали. По периметру она имеет мощную резиновую прокладку, которая обеспечивает герметизацию проемов. Дверь оборудована калиткой для прохождения персонала. Вес двери 480 кг.

Арсенал состоял из локальной и технической зон.

В локальной зоне размещались: хранилище головных частей и зал для сборки изделий.

В технической зоне располагались механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала.

Локальная зона являлась самой секретной зоной арсенала, доступ в которую имели только расчеты, состоящие исключительно из офицеров и мичманов. В помещениях зоны осуществлялось хранение головных боевых частей изделий, проводились регламентные работы по их обслуживанию.

В центре зоны находится поворотный круг для изменения направления движения транспортных тележек, на которых перевозились контейнеры с боеголовками. Вес тележки 996 кг. Грузоподъемность 7 тонн. В соответствии с требованиями мер безопасности тележку перемещали только вручную.

В хранилище обычных и боевых ядерных зарядов располагается экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины».

Хранилище обычных и боевых ядерных зарядов для торпед и крылатых ракет состоит из двух совмещенных помещений. В первом помещении хранились обычные заряды для торпед. Контейнеры с ядерными зарядами хранились во втором помещении на специальном постаменте. В хранилище строго соблюдался и поддерживался температурно-влажный режим (5–15 градусов по Цельсию, влажность 50–60%).

Погрузочная площадка арсенала предназначалась для погрузки торпед на борт подводных лодок, которые укрывались в сооружении в случае нанесения ядерного удара. В мирное время площадка использовалась только в качестве учебно-тренировочной. Основные работы по погрузке торпед проводились на причале.

Погрузочную площадку соединяет с локальной зоной арсенальная паттерна длиной 304 метра.

Самое большое помещение арсенала с рабочей площадью 300 кв. м. Большая его часть разбита на шесть квадратов (план-карт), на каждом из которых разворачивалось рабочее место по сборке определенного вида боевых головок.

Перед входом в сборочный зал с правой стороны расположены кабинеты-сейфы, в которых хранилось имущество, необходимое для проведения сборочных работ (запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент). Кабинеты-сейфы закрывали мощные металлические двери толщиной 18 см., вес двери составляет 300 кг.

Напротив кабинетов-сейфов вдоль стены размещались шкафчики со спецодеждой, в которую переодевался рабочий расчет, состоящий из 6 человек: начальника группы, двух младших офицеров и трех мичманов.

Численность высококвалифицированных работников комплекса достигала сотни человек. Но со временем, не смотря на всю свою уникальность и мощь, подземный завод в Балаклаве начал терять свою стратегическую значимость. Это было связано с переходом Военно-морских сил СССР на подводные лодки других классов, которые были куда более сложными в обслуживании и большими в габаритах. Поэтому завод работал до 1993 года.

В марте 1995 года с балаклавской бухты была выведена последняя подводная лодка, а Военно-морская база подводных лодок перестала существовать, оставшись на разграбление.

В декабре 2002 г. Центральный музей Вооруженных сил Украины Военно-морского музейного комплекса «Балаклава», а с 1 июня 2003 года ВММК «Балаклава» начал работать.

Заведующим Военно-морским музейным комплексом «Балаклава» назначен В. Ф. Садовиченко. В музее на тот момент работало 18 человек.

Экспозиция музея рассчитана на создание разделов, посвящённых истории Военно-морского флота со времён Древней Греции, Рима, Киевской Руси; истории создания Украинского и Российского флотов.

1 августа 2005 г. открылась экспозиция «История образования и становления Военно-морских сил Украины».

В этой экспозиции идёт речь об образовании ВМС Украины. Имеются адмиральские мундиры командующих - Б. Кожина, В. Безкоровайного. Предметы с подводной лодки «Запорожье» - индивидуальный дыхательный аппарат, радиобуй, зимняя форма подводника.

В экспозиционном зале есть стенды с флагами ВМС ВС Украины, нарукавными знаками различных подразделений, корабле, управления ВМС. В залах экспонируется различное вооружение, которое используется подводными кораблями, подводными лодками, морской пехотой, береговой артиллерией.



Фото: Михаил Архипов

Музейно-мемориальный комплекс истории Военно-морского флота России (музей ВМФ) находится на территории парка «Северное Тушино», расположенного на северо-западе Москвы, на (относящегося к ), напротив столицы. Был открыт в 2009 году.

В настоящее время Музей истории ВМФ России насчитывает три крупных экспоната: подводная лодка Б-396 «Новосибирский Комсомолец», экраноплан А-90 «Орленок» и десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат». Все объекты расположены на акватории Химкинского водохранилища, но для посещения доступна только подводная лодка.

Подводную лодку «Новосибирский Комсомолец» доставили в Москву в сентябре 2003 года из Северодвинска (Архангельская область), а экраноплан «Орленок» и ДШК «Скат» - из города Каспийска (Дагестан) в июне 2007 года.

Согласно первоначальным планам в состав экспозиции музея должен был входить сторожевой корабль «Дружный», доставленный в Москву из Калининграда в ноябре 2003 года, но из-за разногласий с владельцем судно в состав музея не было включено, не эксплуатировалось, и весной 2016 года .

Идея создания в Москве музея военно-морского флота появилась во второй половине 1990-х годов. После исключения подводной лодки из состава Военно-морского флота (Краснознамённый Северный флот) в марте 1998 года лодка была выкуплена московскими властями вместе со сторожевым кораблем «Дружный» (Дважды Краснознамённый Балтийский флот) в качестве экспонатов будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве.

Первоначально планировалось, что музей будет расположен на реке Москве в районе Парка Горького в центре столицы. Но этому помешали несколько обстоятельств. Во-первых, требовались значительные работы по обустройству территории для размещения объектов, на которые нужно было немалое финансирование. К тому же, возникала проблема транспортировки объектов будущего музея в центр столицы. Если доставить туда подлодку проблем не было, то чтобы провести «Дружного» его требовалось почти полностью разобрать. Да и Минобороны, недалеко от здания которого на Фрунзенской набережной хотели разместить плавучий музей, поддерживать проект не захотело.

В итоге согласно постановлению правительства Москвы от 18.11.2003 года «О размещении музейно-мемориального комплекса истории Военно-морского флота России и культурно-развлекательного центра в акватории Химкинского водохранилища» местом нахождения музея была определена акватория Химкинского водохранилища в районе территории парка «Северное Тушино» (южная часть).

Как добраться до музея ВМФ в парке Северное Тушино: ближайшая станция метро - «Сходненская» Таганско-Краснопресненской линии. Выход из первого вагона в сторону станции «Планерная», далее выход направо, затем пешком по Химкинскому бульвару 15 минут до пересечения с улицей Свободы, затем пешком по парку 5 минут.

На общественном наземном транспорте: остановка «Захарково» (троллейбус №70 от метро «Белорусская», «Динамо», «Аэропорт» или «Сокол»; автобус «Т» и №102 от станции метро «Планерная»).

График работы музея ВМФ: понедельник - выходной; все прочие дни - с 11 до 19 часов, кроме четверга, когда музей работает с 13 до 21 часа. Последний четверг месяца - санитарный день. Касса закрывается за 30 минут до окончания работы музея. Экскурсии для индивидуальных посетителей проводятся в 15:00 и 17:00 (вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье), в 17:00 и в 19:00 в четверг.

Об объекте на основе отзывов туристов:

Тематика музея: ;
Специализация музея: ;
Интересность экспозиции: высокая;
Экскурсионное обслуживание: да ;
Рекомендуемая возрастная группа: от 7 до 70 лет;
Доступность места: ограниченная (кроме людей с ограниченными физическими возможностями, детей грудного и дошкольного возрастов, а также страдающих клаустрофобией);
Сувенирная продукция: нет;
Фото-видео съемка: платно;
Возможность самостоятельного посещения: да
Существующие аналоги: (Вологодская область), подводная лодка С-189 в Санкт-Петербурге, подводная лодка Б-307 в Тольятти (Самарская область).

Большая (океанская) дизель-электрическая подводная лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец». Построена на заводе в 1980 году. Проходила службу с 1981 года в боевом составе Северного флота. За время несения службы она совершала боевые походы в Средиземное море, выполняла задачи боевой службы в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, а также осуществляла патрулирование советских и российских границ в Баренцевом и Норвежском морях, неоднократно удостаивалась звания лучшего корабля Северного флота. Фото: Михаил Архипов

Транспортно-десантный экраноплан А-90 «Орлёнок». Построен в 1983 году на . До 2006 года был закреплен на Краснознамённом Черноморском флоте, 236-Дивизион Кораблей Экранопланов. Фото: Михаил Архипов

Десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат».