Военные корабли 19 века. Парусное Судостроение XIX Века

В первой половине 19 века мировой флот все еще состоял из деревянных кораблей. Единственным изменением была медная обшивка подводной части судна. Развитие артиллерии и использование паровых машин подтолкнули конструкторов к проектированию полностью металлических боевых единиц. Созданная в конце века торпеда стала очередным рывком в военно-морском деле.

Все эти инновации внедрялись на фоне демонстрации Британией своего бесспорного превосходства в океане. Англия следовала принципу: «Кто правит морем, тот правит миром». Неудивительно, что в середине 19 века ее корабли стояли в портах 55 государств по всей планете. Повсеместное господство, растянувшееся на долгие 100 лет, они сумели доказать в начале века, воюя с рядом европейских государств. Командующий флотом адмирал Нельсон заплатил за это дорогую цену – собственную жизнь. Лишь одному государству они вынуждены были уступить – Америке.

Россия также не отставала в борьбе за морские просторы. Серьезные баталии происходили в водах Черного моря. Крымская война с Османской империей стала важной частью истории обеих стран. США в конце 19 века снова вступили в войну с европейской державой – на этот раз с Испанией.

Самый сильный корабль в начале 19 века

Самыми мощными военными кораблями обладал Королевский флот. Флагманом выступал линейный корабль « », построенный еще в 1765 году.

Длина судна составляла 57 метров, скорость хода 11 узлов. Движение обеспечивалось парусной системой, площадь которой достигала 5 440 м². С появлением новых видов вооружения у Великобритании корабль «Виктория» был в числе первых, кто оснащался новинками. В 1805 году было проведено очередное обновление орудий. Их общее количество составило 104 современные пушки разного калибра.

Строительство корабля HMS Victory

Именно на нем адмирал Нельсон отправился в свой последний бой вблизи мыса Трафальгар.

В 1805 году, перед отплытием к месту расположения врага, командующий британским флотом Горацио Нельсон собрал старших офицеров на палубе линкора «Виктория». Он знал, что Франция совместно с Испанией имеют большее количество кораблей. Общая численность пушек также была не на стороне англичан. Но за британцами был боевой опыт, современное вооружение и непреодолимое желание победить. Адмирал сказал, что капитаны поступят правильно, если их борта столкнутся с бортами кораблей противника. Несмотря на мощное вооружение, предназначенное для дальней стрельбы, было решено уйти от линейной расстановки сил в море и сражаться в ближнем бою.

Союзнические силы не были готовы к такой битве и спустя несколько дней были побеждены. Командующий стоял на палубе «Виктории» во всем обмундировании. Он хотел, чтобы солдаты видели своего командира и вели себя более уверенно. Французский стрелок воспользовался этим и смертельно ранил Нельсона. Умирая, он уже знал, что Англия побеждает. Для любого офицера смерть в бою является честью. Сегодня Горацио признан величайшим адмиралом в истории Британии.

Победа у Трафальгара вселила уверенность в английских моряков. В 1815 году затяжная война закончилась бесспорной победой Великобритании. Началась эра мирового господства .

Новые технологии военного флота

Паровые машины

Идея использовать паровые машины на кораблях витала в воздухе уже давно. Зависимость движения судна от силы ветра негативно отражалась на скорости и возможности плыть в нужном направлении. В 1707 году французский физик и изобретатель впервые установил ее на лодку. Прошло более 100 лет, прежде чем военные обратили внимание на новое устройство. В 1802 году американец Роберт Фултон предложил Наполеону построить корабль с паровым движителем и гребным колесом. Французский император отказался, так как не понял важность и перспективу данной машины.

Лишь к середине 19 века механизм получил повсеместное распространение. Используя новое оборудование, корабль мог зайти с любой стороны и развернуться пушками к противнику. Кроме того, ему не нужно было ожидать определенного направления и силы ветра. Появилась возможность двигаться в реках против течения. Гребные колеса плохо работали в условиях неспокойного моря, но для тихих зон это была отличная замена парусам. Преобразование колеса в винт позволило использовать устройство и на боевых кораблях дальнего плаванья. Первые эксперименты показали, что двигатель производит сильную вибрацию, в результате чего деревянная конструкция корабля расшатывалась.

К этому времени кораблестроители уже искали варианты замены древесины, так как появилось вооружение, способное метать тяжелые снаряды с большим количеством взрывчатого вещества, поражающее значительную часть судна. Внедрение паровых установок ускорило замену корабельного состава мировых лидеров. Наступала эра броненосцев, полностью металлических кораблей.

Металлическая обшивка корпуса

Опыт обшивки днища корабля медью показал, что металл справляется с морской стихией не хуже, а иногда и лучше самой качественной древесины. Но найти такое количество меди не представлялось возможным. Тогда внимание было обращено на железо. Однако большинство членов адмиралтейства с недоверием отнеслись к предложенному материалу. Они считали, что металлическое судно не сможет удержаться на воде. Если же создадут условия для его функционирования, компас – основной прибор на корабле, предназначенном для дальних путешествий, не сможет работать. Первые опыты доказали, что эти опасения напрасны. Более того, металлическая обшивка обеспечила снижение сопротивления воды и, как следствие, способствовала повышению скорости хода.

«Немисис» (1839) – участие в Опиумной войне

В 1839 году в Англии был построен первый в мире железный военный корабль, получивший название HEIC Nemesis. Судно имело длину 50 метров, водоизмещение составляло 660 тонн. Движение обеспечивалось уже привычной парусной системой и двумя паровыми машинами с гребными колесами. Запасов угля хватало на 12 суток хода.

Спустя год после вступления в строй «Немисис» принял участие в Первой опиумной войне с Китаем. Великобритания расширяла свои торговые границы и дошла до империи Цин. Она обменивала опиум на диковинный китайский товар, пользующийся в Европе большим спросом. Китайское правительство крайне негативно реагировало на последствия, вызываемые повсеместным приемом наркотиков. Поэтому они запрещали британцам заходить в их порты. Этого мировой лидер допустить не мог.

В конце 1840 года «Немисис» присоединился к войне на Востоке. До устья реки он плыл с помощью парусов. Войдя в тихие китайские воды, корабль с легкостью поднялся против течения, используя для этого паровые двигатели. Но борту находилось 7 единиц артиллерии разного калибра, 1 гаубица на платформе и установка для запуска боевых ракет Конгрива. Этого снаряжения хватило для борьбы с 15 джонками. Первая выпущенная ракета потопила китайский маломощный военный корабль. Для безоговорочной капитуляции потребовалось несколько часов.

К середине 19 века металлургическая промышленность совершила технологический рывок – был изобретен способ выплавки стали. Теперь производство стальных конструкций для кораблей было поставлено на поток. Броненосцы стали естественным продолжением развития кораблестроения.

Появление торпедного вооружения

В 1865 году русский инженер Александровский разработал автономное подводное устройство, движущееся за счет сжатого воздуха и несущее в себе взрывчатые вещества. Он назвал его « ». Оружие было представлено управляющему морским министерством России адмиралу Краббе.

Спустя год, в октябре 1866 года, Роберт Уайтхед впервые провел испытание своей новейшей разработки. Впоследствии устройство было названо «торпеда Уайтхеда». Оно стало обязательным вооружением большинства военных кораблей многих стран мира.

Впервые торпеда была успешно запущена в Русско-Турецкой войне. 13 января 1878 года русские боевые судна потопили турецкий «Интибах».

Нарезное оружие

В середине 19 века военно-морские силы крупнейших держав стали испытывать нарезное оружие. Первые годы оно развивалось наряду с гладкоствольной техникой. Последующий опыт показал значительное преимущество нового вида вооружения:

  • Снаряды получали более точное направление;
  • Эффективная дальность стрельбы увеличивалась. При этом, если говорить о максимально возможном расстоянии, то гладкоствольная артиллерия выигрывала. Таким образом, с началом использования нарезного оружия увеличилась фактическая дистанция ведения боя.
  • Снаряды имели другую форму и вес, они несли в себе большее количество взрывчатых веществ.

Новые пушки способны были разрывать стальной корпус вражеского судна. В качестве противодействия применялась различная степень бронирования корпуса. Наиболее уязвимые места покрывались самым толстым слоем защитных пластин.

Конструкция боевых кораблей 19 века

Ведущие ВМС мира продолжали развивать действующие типы судов. С появлением новых видов вооружения началось строительство и современных кораблей нового класса.

Развитие линейных кораблей

Линкоры считались самыми мощными кораблями. Они включали две, три, а иногда и четыре закрытые палубы с большим числом пушек разного размера. Развитие металлургической промышленности способствовало оснащению судна медным днищем, который защищал от наростов и сильных затоплений. В середине 19 века корпус линкоров также начали обшивать металлом – железными, а позднее стальными пластинами. После внедрения паровых машин такие укрепления стали необходимыми. В противном случае вибрация, исходившая из новых установок, расшатывала деревянную конструкцию и делала ее более уязвимой не только в момент боя, но и при сложных погодных условиях.

Линкор «Азов» (1826) – Россия

Российский линкор « » выполнял роль флагмана русского флота. Осенью 1825 года он был заложен в Архангельске. Спустя полгода судно спустили на воду. По проекту парусный военный корабль должен был включать 76 пушек. Фактически количество артиллерии было большим. Водоизмещение составляло 3000 тонн, длина между перпендикулярами – 54 метра. Подводная часть корпуса была обшита медными листами.

Сразу после введения в строй «Азов» отправился в Англию. Спустя год, в составе союзнической эскадры из российских, английских и французских кораблей, линкор принимал участие в Наваринском сражении против турецко-египетского флота.

Линкор «12 апостолов» (1841) – Россия

В 1841 году в строй вступил парусный линейный корабль « », который выполнял задачи на южных границах России и входил в состав Черноморского флота.

Деревянный корпус судна изготавливался из отборных видов дуба. Подводная часть была обшита пластинами из меди. Размер каждой составлял 10х35 см. Общее количество медных элементов равнялось 5 300 штукам. Впервые в России конструкция трюма укреплялась железными полосами – ридерсами и раскосинами.

130 пушек разного назначения и размера, находящиеся на борту корабля, заряжались обычными и разрывными снарядами. Линкор принимал участие в Крымской войне, однако ни в одном из сражений задействован не был.

В самом начале военный действий судно вынуждено было уйти на ремонт. После починки, в 1854 году, «12 апостолов» вошел в состав эскадры близ Севастополя. Когда турецкие морские силы в содружестве с англичанами и французами заблокировали русский флот, с линкора сняли часть артиллерии для укрепления берега. Спустя несколько месяцев было принято решение затопить судно, чтобы вражеские войска не смогли высадиться на берег.

Фрегаты

Большое распространение в 19 веке получили фрегаты. Их отличием от линейных кораблей было однопалубное размещение артиллерии. Использование паровых двигателей занимало значительное место на судне. Фрегат был маневреннее крупных собратьев. Он редко использовался для крупных боев с линейным расположением боевых единиц. Но мог выполнять множество различных боевых задач.

Америка в 19 веке не входила в число сильнейших морских держав. Догнать лидирующие ВМС на первый взгляд не представлялось возможным. Однако война с Великобританией в 1812-1814 годах вселила надежду. США не стремились превзойти Англию и остальные страны по количеству линкоров – морских гигантов. На это у них не было ни времени, ни возможностей. При этом они хотели иметь преимущество хотя бы по одному типу кораблей. Ими стали новые фрегаты.

Фрегат «Конститьюшн» (1798) – США

Построенный в последние годы 18 века, «Коститьюшн» защищал независимость Америки уже в 19 веке. Удивительно, но этот парусный корабль до сил пор числится в составе флота США.

Общее количество вооружения составляет 52 орудия. Максимальная длина судна 62 метра, водоизмещение 2 200 тонн. Последующие американские фрегаты использовали паровые машины, вначале оснащенные гребными колесами, впоследствии винтами.

Броненосцы

Развитие стали позволило создавать бронированные корабли. В условиях появления нарезного вооружения, тонкий железный корпус более не выдерживал разрывные снаряды. Создание торпед также вынуждало разрабатывать варианты защиты боевых судов. Паровые машины требовали более прочную конструкцию. Анализ Крымской войны показал, что все судна требуют выхода на новый уровень.

Гонка вооружений

  • В 1859 году французы спустили на воду первый в мире бронированный корабль для дальнего плавания «La Gloire». Его корпус был сделан из дерева, внешняя часть обшита пластинами стали.
  • Спустя год Великобритания построила броненосец «Уорриор» с цельнометаллической конструкцией. Вместе с парусной системой корабль оснащался паровым двигателем.
  • В 1861 году в гонку вступили США. В Нью-Йорке был заложен первый американский бронированный корабль «Монитор» – один из основоположников нового класса судов. Весь корпус был создан из железа, в том числе палуба. Наибольшую защиту получила рулевая рубка и вращающаяся орудийная башня с двумя 279-мм гладкоствольными пушками.
  • Конфедеративные Штаты Америки также заложили бронированный корабль «Виргиния». Он был переоборудован из захваченного у США фрегата «Мерримак» с паровой установкой на борту. В мае 1862 года произошло столкновение между двумя противоборствующими американскими броненосцами – «Виргиния» и «Монитор». Не нанеся друг другу тяжелых увечий, судна разошлись. По стечению обстоятельств в этом же году броненосец Конфедератов пришлось затопить.
  • Второй британский броненосец «Black Prince», созданный по аналогу предыдущего «Уорриор», заступил на службу осенью 1862 года.

С этого момента ежегодно морские силы крупнейших держав стали пополнять свой флот несколькими новыми кораблями. Не успевали одни из них выйти в море, как следующий тип получал более совершенное вооружение и конструкцию. Стало понятно, что без бронирования ни один корабль не сможет выдержать в бою новые виды техники.

Миноносцы

Создание торпеды повлекло за собой образование еще одного типа кораблей – . Наряду с палубным вооружением они несли в себе торпедные аппараты, способные выпускать и торпеды для поражения вражеских судов. Такие корабли имели небольшой размер. Важным условием было иметь высокую скорость. Ни один из них уже не имел парусов. Движение обеспечивалось за счет паровых котлов.

Миноносец «Взрыв» (1877) – Россия

Миноносец «Взрыв» 1877 год

Первый мореходный миноносец в мире появился в России в 1877 году. Он базировался в Балтийском флоте. Ожидаемая скорость хода должна была составлять 17 узлов, фактически она не превышала 14,5 морских миль в час.

Подводные лодки

Еще недавно подводные судна, незаметные для врага, казались невероятным и фантастическим событием. Именно в 19 веке появились первые попытки создания субмарин.

Французские «Наутилус», построенные в период с 1800 по 1803 года, представляли собой деревянный корпус в виде крытой лодки. Внешняя часть обшивалась медными листами. Внутри помещалось 2 человека, которые при помощи весел осуществляли движение судна. Во время проведения экспериментов субмарины прошли около 500 метров на глубине 6-7 метров.

В 1863 году американцы также построили подлодку, названную Hunley. Несмотря на то, что флот США уже имел паровые установки, Hunley управлялся при помощи гребцов. В процессе испытаний судно дважды тонуло. Оба раза его поднимали. Известность субмарина получила благодаря тому, что в 1864 году сумела потопить корабль неприятеля. Правда и сама в этот момент ушла под воду вместе с экипажем.

Остальные морские державы также проектировали и строили новый подводный вид вооружения. Но свое максимально развитие оно получило уже в следующем столетии.

Самый сильный корабль в конце века

Всемирная гонка вооружений достигала своего апогея. Спустя всего несколько лет после окончания 19 века свет увидит легендарный «Дредноут», совершивший революцию в мире военного кораблестроения. Одним из его предшественников, построенным в последние годы уходящего столетия стал британский броненосец «Канопус».

Броненосец «Канопус» (1899) – Великобритания

128 метров в длину, полное водоизмещение превышало 14 000 тонн. Различные типы бронирования по всему корпусу позволяли судну чувствовать себя уверено в любых сражениях. Две пары 305-мм пушек Армстронга устанавливались на специальных башенных надстройках. 4 торпедных аппарата размещались с обеих сторон.

Первое судно из серии кораблей данного типа вступило в строй в декабре 1899 года, остальные 5 собратьев начали службу в первые годы 20 века.

Броненосец «Петр Великий» (1872) — Россия

Одним из мощнейших броненосцев своего времени считался российский «Петр Великий». Конструктивно он немного напоминал будущий «Дредноут», который начал свое существование спустя более 30 лет.

Длина судна составляла 103 метра, водоизмещение 10 400 тонн, максимальная толщина бронирования равнялась 365 мм. Артиллерия включала 4 305-мм пушки и 6 87-мм единиц техники. Позднее были установлены 381-мм торпедные аппараты.

Морские державы в 19 веке

Великобритания – самая сильная морская армия 19 века

Бесспорным лидером в 19 столетии была Англия. Ее убедительная победа в начале века позволила совершать путешествия по всему миру. Торговля процветала в Америке, Африке, Азии и Австралии. Множество колоний и оккупированных территорий обеспечивали бесперебойное поступление средств в казну. Правительство осознавало важность флота, поэтому ежегодно выделяло на его обновление огромные суммы. Большинство значимых кораблей было построено в Британии. Практически во всех проведенных сражениях она одержала победу.

Флот США 19 века

Лишь сумели выдержать напор со стороны Великобритании и отстояли свое право на независимость. Однако внутренние разногласия, гражданская война и последующий кризис не давал возможности развиваться флоту так, как того хотело адмиралтейство. В конце 19 века произошло столкновение с Испанией. В результате этого Америка получила дополнительные земли. Это способствовало началу становления нового мирового лидера.

Флот Россия 19 века

В начале 19 века занимала 3 место по размеру флота. Ей уступала Англия и Франция. Крымская война оставила негативные последствия. Требовалось оперативное восстановление флота. Романовы уделяли большое внимание кораблестроению. Введенный в строй «Петр Великий» долгое время числился в списке мощнейших кораблей мира. Испытания новой техники позволяли России поддерживать достойный уровень великого морского государства.

Флот Франция 19 века

Война с Великобританией подорвала могущество на мировой арене. Одновременное поражение Наполеона в войне с Россией и его последующая высылка приостановили развитие военной мощи. Однако французы отметились созданием первых подводных лодок, а также в числе первых участвовали в гонке вооружений во второй половине 19 века.

Флот Испания 19 века

Для 19 век был достаточно сложным. В первой половине столетия вместе с французами они проиграли британцам, где потеряли большое число кораблей. Необходимо было возмещать потерянный флот. Покупка русских боевых судов должна была помочь. В результате они получили прогнившие устаревшие экземпляры российской техники, отдав за них баснословную сумму. Случился большой скандал мирового масштаба. Но сделка уже состоялась, ничего изменить было нельзя. Ведя перманентные войны за свои колонии, испанцы вынуждены были самостоятельно достраивать корабли.

Флот Германия 19 века

В первой половине 19 века оставалась морской страной, практически не имевшей флота. Но после 50-х годов стартовало активное развитие военно-морских сил. Началась подготовка к созданию большого и мощного флота, который достиг высшей точки перед началом Второй мировой войны. Броненосцы типа «Кайзер» стали отличной базой для дальнейшего увеличения вооружения.

Флот Нидерландов 19 века

Навсегда потеряла свое могущество в конце 18 века. Находящаяся рядом Великобритания, ограничила возможности Нидерландов претендовать на господство в лидерство океане.

19 век для морского вооружения стал веком открытий и основой для создания новых еще более совершенных кораблей и вооружения. Никто не предполагал, что впереди мир ожидает две ужасные войны, которые изменят ход истории многих стран.


Судьба Брюнеля мне напоминает историю Бетанкура и Монферана - чего только они не делали и Брюнель так же и каналы и железные дороги и тунели и мосты и даже Хрустальный Дворец к Лондонской выставке, но самое интересное что не с того не сего взял Брюнель и начал строить корабли! Не просто корабли а самые выдающиеся - впервые в мире, самые большие!
Вот недавно я разместил пост про старые карьеры http://vaduhan-08.livejournal.com/172532.html
Я и сам писал об этом не раз, меня всегда мучал вопрос, как и многих моих читателей - "а куда все делось то?" Если была предыдущая высокоразвитая цивилизация где её следы, где все построики и механизмы?
Или вот недавно прошло обсуждение вопросов заселения Америк, как же так, на утлых суденышках заселили континенты, да еще и понастроили кучу всего. На фото гражданской войны в САШ видны развалины городов с развитой архитектурой и инфраструктурой.
Я так думаю что ни куда ни чего не делось - все пристроили и в ход пустили, не все сразу и не всегда успешно но освоили и приспособили! Вот Брюнель и есть тот самый герой, один их героев которое осваивал новую технику, наследие предков, наследие гигантов если хотите.
Теперь я попробую это вам доказать.
Вот корабль который при постройке назвали "Левиафан", спущен на воду в 1858 году.





















Если вы думаете что Брюнель великий и опытный судостроитель, то вы глубоко ошибаетесь - это его третий корабль. Первый и второй правда то же были самые большие и самые первые. Первый был "Великий запад" с гребным колесом. Второй - самый первый цельнометалический корабль с винтом который сначала назвали "Мамонт", ну а потом переименовали в "Великую Британию". Этот корабль неплохо послужил и из него сделали музей!http://www.britain4russians.net/culture_SS-Great-Britain.html





Корабль "Левиафан" после спуска на воду переименовали в "Великий Восток" "Great Eastern"
Давайте разбираться с этим кораблем подробнее. И так, что же из себя представляло кораблестроение в средине 19 века? Я покажу фото, где типичный вид портовых причалов, оборудованных по последнему слову того времени - паровозы рельсы краны и это средина 19 века...

Но больше всего меня зацепила одна фотография, которая ярко демонстрирует несоответствие технологий. Вот она - пушки на борту Левиафана. Особо даже над лафетами не мудрили, поставили что бы было. Для туристов наверное...

Увидев эту фотографию я стал копаться в легенде создания корабля, написано о ним очень много, все доступно, вы можете меня проверить.
Оговорюсь сразу - Левиафан по размерам соответствует таким судам как "Титаник" и прочие "Олимпики" в чем то больше, в чем то чуть меньше. По этому я буду иногда использовать фото с других гигантских кораблей для ясности масштабов.

По легенде корабль строился в сухом доке. Что это такое если еще не все знают то это специальное сооружение... Вот крейсер "Новик" в сухом доке.

А это наш гигант... я не вижу сухого дока хоть убейте!












Странность или лучше сказать несоответствие номер два - это его парусное вооружение и гребное колесо, хотя корабль построен как винтовое судно!!!





Я честно говоря так и не понял, ходил ли корабль на винте или все время на гребном колесе и парусах. Но фото того места где должен быть винт впечатляет очень!
Что еще очень важно - по истории этот корабль собран из стальных листов 2см толщиной и соединения на заклепках. Если кто то видит на этой фото хоть одну заклепку, покажите мне где??? Я не вижу! Я вижу высокотехнологичный участок соединения сложных по форме листов неизвестного мне металла, может это и сталь, но заклепок тут нет! А сварки еще не было как бы!

Еще одна особенность, странная для меня - на сколько я понимаю, корабль стоит на земле корпусом. Я не знаю сможет ли хоть один современный корабль, такой массы, стоять корпусом на грунте и не рассыпаться. А вот этот гигант простоял еще кучу лет после того как бросили мучатся с ним и подобными кораблями.




Корпус у судна был двойным, что делало его "непотопляемым", точно так же были устроены корпуса и "Титаников", за время эксплуатации Левиафан получил пробоину в 36 метров и не утонул. Вообще его эксплуатация была одной большое проблемой - то котел взорвется, то еще чего ни будь.
Но давайте вернемся к винтам. На фото где должен быть виден винт я его толком не увидел, судить о том какой он был мне не возможно... но вал винта диаметром с человеческий рост! были ли в Англии такие токарные станки не знаю. По истории первый гребной винт был поставлен на судно в 1836 году!!!

1. Введение.

В начале XIX в. флоты всех европейских морских держав состояли почти из однотипных деревянных судов; США строили большие и сильные фрегаты. Вот несколько основных типов кораблей.

Линейные корабли водоизмещением 1000-2000 тонн несли от 70 до 130 орудий, которые в основном размещались на закрытых батарейных палубах (деках).

Линейный корабль «Св. Павел».

В зависимости от числа палуб различали двух- и трехдечные корабли. Команда таких крупных судов могла достигать 1000 человек. В русском флоте линейные корабли подразделялись еще на четыре ранга: 1-й ранг - 120 пушек, 2-й - 110, 3-й - 84,4-й - 74. В 5-м и 6-м рангах находились фрегаты, имевшие одну закрытую батарейную палубу и от 25 до 50 пушек.

3-дечный 110-пушечный корабль первой четверти XIX в.

Экипаж фрегата ограничивался 500 матросами. Американские фрегаты, из которых наиболее известен корабль «Конститьюшн», до сего времени сохранившийся в Бостоне, были крупнее и мощнее европейских.

Фрегат «Конститьюшн».

Более мелкие трехмачтовые корветы имели одну открытую батарейную палубу с 20-30 орудиями. Обычно корветы снабжались парусным вооружением фрегата, а при малом водоизмещении их бизань-мачты несли только косые паруса. Разновидностью корветов при меньшем количестве артиллерийских орудий были шлюпы. Их водоизмещение составляло 300-900 тонн. Двухмачтовые бриги водоизмещением 200-400 т и длиной 30- 36м, у которых все орудия (до 22) размещались на верхней палубе, использовались для посыльной и сторожевой службы. Несмотря на небольшие размеры, маневренный бриг, несший прямое парусное вооружение, мог выдержать бой с гораздо более крупными судами.

2. Зарождение парового флота.

В это время на судах все чаще начинают устанавливать паровые машины, а в качестве движителя использовать гребные колеса.

Механический привод значительно повышал мореходность корабля, что обусловлено возможностью поддержания хода произвольным курсом при любом состоянии волнения. Эффективный механический движитель способен преодолевать натиск штормовой стихии, и при небольшом навыке рулевого в динамике лавирования между волнами может спасти от опрокидывания любое, даже самое несуразное плавучее сооружение. Но первые паровые машины занимали много места, были малопроизводительны, ненадежны, для их работы требовалось большое количество угля. Такие пароходы обладали всеми недостатками весельного судна:

  • Широкая палуба;
  • Уязвимость движителя – в данном случае, гребного колеса;

В результате такие суда несли и полное парусное вооружение на случай, если кончится уголь, выйдет из строя паровая машина или гребное колесо.

Тем не менее в 1819 году американский колесный пароход "Саванна" пересек Атлантику от Нью-Йорка до Ливерпуля за 24 дня, пройдя всего лишь малую часть пути под парусами.

В 1834 г. произошел перелом в отношении судостроителей к железу как к судостроительному материалу. Этому способствовал случай: на мель село железное судно “Кэрри Оуэн” и несколько деревянных судов. Большинство деревянных судов разбилось, а “Кэрри Оуэн” получило лишь мелкие повреждения, что послужило убедительным доказательством более высокой прочности железного судна. С этого времени “железное судостроение” распространяется все шире и шире и к середине XIX в. утверждается безоговорочно.

Начав с небольших железных суденышек, строители кораблей становились все смелее. В итоге, в начале пятидесятых годов 19в,. в Англии на берегу реки Темзы, «стало расти в высоту и в длину чудовищное по тем временам сооружение». Это был самый большой в истории флота колесный пароход «Грейт Истен», построенный в 1860г. Его размеры в 5 раз превосходили самое крупное судно того времени: длина – 210 м, ширина – 25м, осадка – 18 м, высота надводной части – 8,5 м, водоизмещение – 24000т. Рассчитан на 4000 пассажиров. Использовано 30000 стальных листов. Первым рейсом доставил людей и грузы из Англии в Австралию. Из-за большой осадки «Грейт-Истен» нигде не мог подойти к причалу, поэтому на его палубе стояли два небольших «пароходика» для доставки на берег пассажиров. Эксплуатация судна на трансатлантической линии оказалась невыгодной, и «Грейт-Истен» стали использовать сначала в качестве кабелеукладчика, затем как плавучий цирк. Когда судно отслужило свой срок, рабочим понадобилось два года, чтобы разобрать его.

В сфере военного кораблестроения, наиболее дальновидные кораблестроители предвидели развитие осколочных ядер и готовили свой ответный ход. Идея бронированного корабля появился сразу в нескольких странах после создания специфических орудий.

На вызов новых технологий Британия XIX века отреагировала преобразованием в промышленности. Британский город Портсмут, где были расположены главные доки королевского военно-морского флота, стал самым крупным промышленным центром мира. На предприятии «Block Mills MCD» стук молота сменил звук парового двигателя. Была в корне изменена самая трудоемкая работа резка дерева и сборка блоков для оснастки. В 30-е годы XIX века Атлантику уже пересекали торговые суда с паровыми двигателями. Эта силовая установка казалось многообещающей, что касается скорости и независимости от ветров. На британском военно-морском флоте изучали возможные преимущества перехода на новые технологии. Но в Адмиралтействе пришли к выводу, что переход на паровую тягу сделает парусный флот, гордость королевства, устаревшим. Но, когда Лондон стал получать новости о том, что во Франции ведутся разработки парового двигателя, то британцам ничего не оставалось делать, как принять вызов.

В начале 30-х годов англичане на все броненосцы установили паровые двигатели и гребные колеса. Однако эксперимент оказался неудачным. Колеса легко выводились из строя огнем противника. Гребное колесо стало несовместимым с боевым кораблем. Однако Адмиралтейство обрело новый тип фрегатов и корветов. К 40-м годам XIX века британский флот представлял собой броненосцы и фрегаты, которые их буксировали.

На протяжении десятилетий французские адмиралы готовились к сражениям с английским флотом, а судостроители разрабатывали корабли, каждый из которых как бы заранее предназначался для боя с соответствующим ему английским кораблем. Занявшись пароходостроением почти на десять лет позже своих соперников, французы, надо отдать им должное, очень скоро наверстали упущенное и стали даже кое в чем обгонять “владычицу морей”. Так, “Ардент”, первый деревянный колесный вооруженный пароход-авизо (тип, аналогичный шлюпу или клиперу), французы построили в 1830 году - на семь лет раньше английской “Горгоны”, а их деревянные колесные пароходофрегаты “Гомер” и “Асмодей” сошли со стапелей на год раньше британского “Файрбэнда”. Даже в железном судостроении – области традиционного превосходства корабелов “туманного Альбиона” – французы ухитрились обогнать своих островных конкурентов: железный колесный авизо “Тенар” они спустили на воду в 1840 году – на три года раньше английского “Трайдента”.

И этим еще далеко не исчерпывается приоритетный список кораблестроения Франции. Именно здесь создали впервые плавучие броненосные батареи и броненосный фрегат. Именно здесь изобрели барбетные артиллерийские установки, решительно перешли на орудия, заряжающиеся с казенной части, и придумали спонсоны – площадки, выступающие за пределы корабельного борта и тем самым увеличивающие углы обстрела. Наконец именно французы одними из первых стали заниматься разработкой подводных лодок и минных крейсеров.

Тем не менее, флот этой континентальной державы дольше других строил и сохранял в строю архаичные батарейные крейсеры, на которых орудия размещались вдоль бортов, как на устаревших парусных фрегатах. Кораблестроители Франции упорно не принимали на вооружение башенную артиллерию и дольше других использовали для постройки кораблей дерево.

Военно-морское ведомство США пошло по своему пути развития флота, были созданы весьма совершенные боевые суда – броненосцы. Существовало два типа броненосцев – казематные и наиболее прогрессивные – башенные.


Казематный броненосец

Первым кораблём башенног типа был Монитор, боевой артиллерийский корабль изготовленный из металла, оснащённый только механическим двигателем(без всяких рангоутов и такелажей), защищённый надёжной бронёй и вооружённый крупнокалиберными орудиями, размещёнными во вращающейся башне. Корабли этого типа будут составлять главную ударную силу флотов до середины ХХ века.

Однако, после завершения Гражданской войны (1861-1865гг.) флот Соединенных Штатов впал в глубокую спячку и находился в печальном состоянии. От Гражданской войны осталось немало кораблей, но их боевая мощь была сомнительной. Мониторы с бортами, возвышавшимися над уровнем воды всего на 30-50 см, оказались опасными кораблями даже в мирное время. Не могло быть и речи о том, чтобы выпустить их в открытое море. Тем не менее в случае внешней агрессии, мониторы вооружённые мощными пушками, защищённые толстой броней вполне могли отразить натиск противника.

Разнообразные канонерские лодки, построенные в основном из дерева, также предназначались для действий на реках и в прибрежной зоне. "Истребители торговли" типа "Вампаноаг", самые быстрые корабли в мире, потребляли чудовищное количество угля, машинная установка поглотила более 30% водоизмещения, не оставив даже минимума для вооружения и команды, не говоря уже о защите.

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.

May 11th, 2017

Мы уже обсуждали с вами невероятно невезучие и неудачные суда - вот например . Но некоторые ходили по морям несколько дольше.

Наверное, популярная пословица, ходящая в основном среди моряков: «Как корабль назовешь - так он и поплывет», - действительно является не просто словами, а истиной, которая не раз подтверждалась реальными событиями.

Неопровержимым подтверждением этого мудрого высказывания служит Великий корабль, построенный Брюнелем. Многие, кто не знаком с историей этого гиганта, который не раз становился причиной гибели людей, могут возразить: «Каким образом его название «Great Eastern», дословно переводящееся, как «Великий корабль», могло стать причиной смерти моряков и строителей, да и сыграло с самим кораблем злую шутку?

Дело все в том, что еще во время своего строительства, корабль носил совершенно иное название «Левиафан». А вот Левиафан, если делать выводы по Ветхому завету - это огромное чудовище, морской змей, часто нападавший на людей.

Более того, Левиафан в Библии очень часто упоминается, как падший ангел.

Фото 2.

Естественно, все вышеперечисленное, это лишь страшная легенда и миф, которыми, к слову, постоянно обрастало детище Изамбарда Кингдома Брюнеля, являвшимся гениальным кораблестроителем и тем человеком, который хотел построить в то время самый огромный в мире корабль.

Его желание не было попыткой доказать миру свой талант, он лишь хотел, чтобы по океанам плавал корабль, который был бы в состоянии доплыть до Востока вокруг Африканского континента, добраться до Индии, страны восходящего солнца, Поднебесной и, даже, до Австралии без дозаправки углем.

До 1858 года, когда Великий корабль Брюнеля был спущен на воду, такого судна в мире еще не существовало.

Фото 3.

Первый свой проект гигантского корабля Изамбард Кингдом Брюнель набросал еще в 1852 году. Проектом судна, которое способно было нести в специальном трюме чуть более 15 тысяч тонн угля, являвшегося в те времена основным видом топлива, заинтересовалась компания «Истерн Компани». Еще бы, во время пути с Англии через Калькуту, мыс Горн до Австралии и обратно, кораблю пришлось бы дозаправляться углем всего один раз! Впечатляло количество пассажиров и груза, которое мог перевезти на такое расстояние этот гигант. Брюнель смог убедить всех: заказчиков, владельцев верфи и финансистов.

В качестве основных аргументов он приводил те данные, что корабль будет оснащен двойным дном из специальной стали, (никакие столкновения с рифами ему не страшны), а также сразу двумя тяговыми элементами: гребными колесами и винтом. Сомнений в проекте Брюнеля не возникло, и на постройку огромного корабля было выделено сразу 600 000 фунтов стерлингов. Стоит оговориться, что в 19-м веке такая сумма считалась огромной, на нее можно было построить большой завод или, к примеру, канализационную систему для всего Лондона с очистными сооружениями, которая, кстати, обошлась дешевле.

Фото 4.

Для строительства корабля использовалась верфь на реке Темзе, детали, для тогда еще «Левиафана», собирались на острове, носящем название Дог Айленд. Постройка судна длилась ровно 1000 суток. Дело все в том, что многие рабочие трудились и по ночам. По некоторым документам, которые уцелели до наших дней, «Левиафан» был защищен более чем 30 000 стальными листами, каждый из которых весил более 300 килограмм. 3 000 000 заклепок было использовано при строительстве Великого корабля Брюнеля.

Фото 5.

Торжественный спуск на воду достижения талантливого инженера из Великобритании был назначен на 2 декабря 1857 года. Правда, перед инженером тут же возникла практически неразрешимая задача: оказалось, что корабль настолько большой, что при спуске на Темзу его нос уперся бы сразу в противоположный берег. Немного подумав, Брюнель решил применить боковой спуск судна на воду, который уже применялся для кораблей, имеющих большое водоизмещение. Видимо, заподозрив что-то неладное в своих расчетах, Брюнель попросил спустить корабль на воду без присутствия ликующей толпы.

Но финансистам было необходимо начать хоть как-то возмещать свои затраты, и они продали более 100 000 билетов всем желающим посмотреть на спуск гигантского «морского чудовища». Кроме простых обывателей на торжественное мероприятие явилась сама королева Виктория и другие высокопоставленные лица Туманного Альбиона.

Фото 6.

Сто тысяч человек кричали так, что команда Брюнеля, рабочие, даже при всем своем желании, не могли услышать команд, и инженер решил в срочном порядке начать отдавать сигналы при помощи специальных ярких флажков. Спуск «Левиафана» начался, увы, трагично. Направление движения корабля пошло неравномерно, барабан одной из лебедок словно «взбесился» и начал раскручиваться с огромной скоростью. Пять человек навсегда остались инвалидами, получив тяжелейшие увечья: это были не последние и, как оказалось, даже не первые жертвы «Великого корабля» Брюнеля.

Фото 7.

Судно так и не было спущено на воду и, для того чтобы подготовить новый спуск, Брюнелю и его команде понадобилось еще три месяца и… еще 120 000 фунтов стерлингов. С такими растратами финансисты больше мириться не хотели, они уволили инженера и предложили спустить «Левиафан» на воду за собственные средства судостроителя, а не рассчитывать на их поддержку. Сколько еще было попыток спустить судно на Темзу - сложно подсчитать. Брюнель был в полнейшем отчаянии и, по словам его современников, находился на грани умственного помешательства.

Кто знает, но видимо сама природа решила помочь несчастному инженеру: в последних числах января 1858 года поднялся сильнейший ураган и прилив. Произошло чудо, «Левиафан» без чьей-либо помощи был спущен на воду. Команда инженеров и строителей возликовала: всего за год они установили котлы, турбины и выполнили роскошную отделку кают.

Фото 8.

Казалось, неприятности остались позади. Предстояло только испытать гигантское судно. 7 сентября 1859 года уже Great Eastern, а не «Левиафан», отправился в испытательное недлительное плавание. Как же хотелось Брюнелю провести свое многострадально детище в его первое плавание: увы, он был тяжело болен, и не смог лично присутствовать на церемонии отплытия «Великого корабля». Корабль Great Eastern, который назывался раньше именем морского чудовища, не желал подчиняться воле человека, ровно через два дня после отплытия на судне взорвался котел.

Чудовищной силы взрыв унес жизни 6 человек, а 9 матросов получили тяжелейшие ранения и ожоги,Великий корабль Брюнеля Великобритания которые уже не дали им возможности в будущем вести полноценную жизнь. Это стало последней «каплей горя» для Брюнеля, 15 сентября, не выдержав волнений, талантливый кораблестроитель, который, видимо, попросту родился не в свое время, умер от разрыва сердца.

Фото 9.

Судьба Великого корабля Брюнеля

Только в середине лета 1860 года корабль отправился в свое первое длительное плавание. Судно, обошедшееся почти в 800 000 фунтов стерлингов, поплыло из Саутгемптона в огромный Нью-Йорк. Плыть на этом несчастливом судне пожелали только 43 пассажира. Прибыв в один из самых богатых городов Соединенных Штатов Америки, были организованы экскурсии, благодаря которым удалось собрать почти 80 000 долларов, кроме этого, корабль предлагал морские прогулки американцам, что также хоть как-то обогащало компанию, приобретшую это судно. К слову, в обратный рейс на судне плыли уже более 100 пассажиров. Как жаль, что этот, пусть и совсем маленький триумф, не увидел создатель «Левиафана» Изамбард Кингдом Брюнель.

Фото 10.

До 1862 года кораблю стали доверять все большее и большее число пассажиров, как оказалось, зря. Судно было «проклято», в конце августа того же года «Великий корабль Брюнеля» столкнулся с подводной скалой: только второе дно, которое продумал Брюнель, спасло более 800 человек от верной гибели. Увы, ни одного дока в 19-м веке, в котором можно было произвести ремонт этого гиганта, не существовало. Кое-как починив пробоину, Great EasternВеликий корабль Брюнеля Великобритания сделали кабелеукладчиком.

Фото 11.

Из «Грейт Истерна» сделали кабелеукладчик. Для размещения дополнительного оборудования и бухт с кабелем сняли два котла.

Первый трансатлантический телеграфный кабель был с большим трудом проложен в 1857—1858 кораблями «Агамемнон» и «Ниагара», однако уже через месяц после первой телеграммы, в сентябре 1858, связь по нему прекратилась. За следующие несколько лет было создано 75 более коротких подводных телеграфных линий, в том числе транссредиземноморская (1500 км). В 1865 была произведена новая попытка прокладки трансатлантического кабеля, уже с использованием «Грейт Истерна».

Фото 12.

15 июля 1865 корабль отплыл от берегов Ирландии, раскладывая кабель по дну, но сначала на второй, затем на седьмой день плавания регистрировались повреждения изоляции: провода, сделанные из твёрдой и хрупкой стали, ломались на изгибах и прорывали изолирующую оболочку. Приходилось поднимать их и ремонтировать. 2 августа кабель (было проложено уже 1 968 км) оборвался и ушёл на дно. Все попытки поднять его оказались тщетны. Есть так же версия, что повреждение кабеля было саботажем: обнаружилось, кто то пытался переломить его сердцевину, забивая большие гвозди. Когда это обнаружили, капитан заявил, что любой, уличённый в этом занятии, будет казнён на месте, после чего покушения на целостность кабеля прекратились.

С учётом недостатков предыдущего был изготовлен новый кабель, и «Грейт Истерну» удалось за 15 дней (с 13 по 27 июля 1866 года) проложить его по дну океана между континентами. 9 августа «Грейт Истерн» вышел к месту обрыва утерянного в 1865 кабеля. Его удалось поднять, нарастить и 8 сентября довести до Ньюфаундленда. Всего в 1865—1874 «Грейт Истерн» проложил 5 трансатлантических кабелей и один из Бомбея в Аден (14—28 февраля 1870) общей длиной более 25 000 км.

Фото 13.

Единственное событие, которое хоть как-то прославило судно - это путешествие на нем величайшего писателя Жюль Верна в 1867 году во время Всемирной парижской выставки.

После этого корабль был продан за 26 000 фунтов стерлингов и стал на время плавучим цирком, но даже в качестве развлекательного аттракциона он приносил лишь убытки.

Фото 14.

В конце концов, на торгах он был реализован за мизерную сумму в 16 000 фунтов и его решили разобрать.

Корабль разбирали 18 месяцев до 1890 года. Имеются сообщения, что между двумя слоями корпуса (зазор между ними достигал 1 м) было обнаружено 2 скелета: взрослого человека (рабочего-клепальщика) и мальчика-подмастерья — погибших ещё при постройке «Грейт Истерна», причём в случае с первым, вероятно, имело место преднамеренное убийство, так как в предположительный день пропажи рабочего-клепальщика, происшествий на верфи не было зафиксировано. Одной из причин неудачной судьбы корабля как раз и называли тот факт, что «куда бы ни плыл корабль, он вёз с собой 2 трупа».

Фото 15.

Особо экзальтированные особы могут сказать, что такая несчастливая судьба корабля связана с тем, что на его борту постоянно находились два трупа, которые не были преданы земле, или по морским обычаям - воде. Другие же люди, связывающие неудачи судна с мистицизмом, говорят, что всему виной первоначальное название корабля «Левиафан»: не стоит ничего на Земле называть именем падшего ангела. Ученые же объясняют все гораздо проще: Великий корабль Брюнеля был построен не в свое время, когда технологический прогресс еще не находился на том уровне, который бы позволял возводить и спускать на воду такие гиганты.

В какую версию верить - решать каждому для себя. Но стоит помнить, что совсем скоро на воду будет спущен Титаник, унесший в глубины океана гораздо больше жизней, чем Great Eastern, разработанный Брюнелем, который, увы, и сам стал жертвой своего несчастливого детища.

Фото 16.

Параметры достигнутые «Грейт Истерн» были превзойденены лишь много десятилетий спустя: по длине — лайнером «Океаник», по ширине и водоизмещению — лайнером «Лузитания», по пассажировместимости — лайнером «Император»

источники