Впервые совершил кругосветное путешествие. Первое кругосветное путешествие


7 января 1887 года Томас Стивенс из Сан-Франциско завершил первое кругосветное путешествие на велосипеде. За три года путешественнику удалось преодолеть 13500 миль и открыть новую страницу в истории кругосветных путешествий. Сегодня о самых необычных кругосветках.

Кругосветное путешествие Томаса Стивенса на велосипеде


В 1884 году «человек среднего роста, одетый в синюю разношенную фланелевую рубашку и синий комбинезон… загорелый, как орех… с торчащими усами», именно так описывали Томаса Стивенса журналисты того времени, купил велосипед пенни-фартинг, захватил минимальный запас вещей и Smith & Wesson 38-го калибра и отправился в путь. Стивенс пересёк весь североамериканский континент, преодолев 3700 миль, и очутился в Бостоне. Там ему и пришла в голову мысль о кругосветном путешествии. В Ливерпуль он переплыл на пароходе, проехал через Англию, на пароме в переправился во французский Дьепп, пересёк Германию, Австрию, Венгрию, Словению, Сербию, Болгарию, Румынию и Турцию. Далее его путь пролегал через Армению, Ирак и Иран, где он провёл зиму как гость шаха. В проезде через Сибирь ему отказали. Путешественник переправился через Каспийское море в Баку, добрался до Батуми по железной дороге, а потом на пароходе поплыл в Константинополь и в Индию. Затем Гонконг и Китай. А конечной точкой маршрута стала , где Стивенс, по его же признанию, наконец-то смог расслабиться.

Кругосветное путешествие на джипе-амфибии


В 1950 году австралиец Бен Карлин принял решение совершить кругосветное путешествие на своем модернизированном джипе-амфибии. Три четверти маршрута с ним прошла его жена. В Индии она сошла на берег, а сам Бен Карлин завершил своё путешествие в 1958 году, преодолев 17 тыс. км по воде и 62 тыс. км по суше.

Кругосветное путешествие на воздушном шаре


В 2002 году американец Стив Фоссетт,совладелец фирмы Scaled Composites, который к тому времени уже успел заслужить славу лётчика-авантюриста, облетел вокруг Земли на воздушном шаре. Сделать он это стремился не один год и добился цели с шестой попытки. Полёт Фоссетта стал первым в истории кругосветным одиночным перелётом без дозаправки и остановки.

Кругосветное путешествие на такси


Как-то британцы Джон Эллисон, Пол Арчер и Ли Пернелл на утро после пьянки подсчитали связанные с ней расходы и выяснили, что такси до дома обойдётся им гораздо дороже, чем сама выпивка. Вероятно, кто-то решил бы выпивать дома, но англичане поступили радикально – они приобрели в складчину лондонский кэб 1992 года выпуска и отправились в кругосветное путешествие. В результате за 15 месяцев они преодолели 70 тыс. км и вошли в историю как участники самой длинной поездки на такси. История умалчивает, правда, об их активности в пабах по дороге.

Кругосветное путешествие на древнеегипетской камышовой лодке


Норвежец Тур Хейердал совершил трансатлантический переход на легкой камышовой лодке, построенной макету древних египтян. На своей лодке «Ра» ему удалось достичь берега Барбадоса, доказав, что древние мореплаватели могли совершать трансатлантические переходы. Стоит отметить, что это была вторая попытка Хейердала. За год до этого он и его команда чуть не утонули, поскольку судно из-за конструктивных недостатков по прошествии нескольких дней после старта начало сгибаться и разломилось на части. В команде норвежца был и известный советский тележурналист и путешественник Юрий Сенкевич.

Кругосветное путешествие на розовой яхте


Сегодня титул самой юной мореплавательницы, которая сумела совершить одиночное кругосветное плавание, принадлежит австралийке Джессике Уотсон. Её было всего 16 лет, когда 15 мая 2010 года она завершила свою кругосветку, длившуюся 7 месяцев. Розовая яхта девушки пересекла Южный океан, пересекла экватор, обогнула мыс Горн, преодолела Атлантический океан, подошла к берегам Южной Америки, а потом через Индийский океан вернулась в Австралию.

Кругосветное путешествие миллионера на велосипеде


75-летний миллионер, бывший продюсер эстрадных звезд и футбольных команд Януш Ривер повторил опыт Томаса Стивенса. Он круто изменил свою жизнь, когда в 2000 году купил за $50 долларов горный велосипед и отправился в путь. С того времени Ривер, который, кстати, являясь русским по матери, прекрасно говорит на русском языке, побывал в 135 странах и проехал более 145 тыс.км. Он выучил десяток иностранных языков и успел 20 раз побывать в плену у боевиков. Не жизнь, а сплошное приключение.

Кругосветное путешествие трусцой


Британец Роберт Гарсайд носит титул «Бегущий Человек». Он первый, кто совершил кругосветное путешествие бегом. Его рекорд попал в Книгу рекордов Гиннеса. У Роберта было несколько неудачных попыток совершить забег-кругосветку. А 20 октября 1997 года он успешно стартовал из Нью-Дели (Индия) и закончил свой забег, протяжённость которого составила 56 тыс.км, на том же месте 13 июня 2003 года, почти через 5 лет. Представители Книги рекордов скрупулёзно и долго проверяли его рекорд, и свидетельство Роберт смог получить только через несколько лет. В пути он описывал всё происходящее с ним при помощи своего карманного компьютера, а все неравнодушные могли познакомиться с информацией на его персональном сайте.

Кругосветное путешествие на мотоцикле


В марте 2013 году два британца - эксперт путешествий Belfast Telegraph Джефф Хилл и бывший автогонщик Гери Волкер – выехали из Лондона, чтобы воссоздать кругосветное путешествие, которое 100 лет назад совершил на мотоцикле Henderson американец Карл Клэнси. В октябре 1912 года Клэнси выехал из Дублина с попутчиком, которого оставил в Париже, а сам продолжил путь юг Испании, через Северную Африку, Азию, а в заключении тура проехал через всю Америку. Путешествие Карла Клэнси длилось 10 месяцев и современники называли эту кругосветку «самым длинным, самым трудным и самым опасным путешествием на мотоцикле».

Одиночное кругосветное плавание нон-стоп


Федор Конюхов – человек, совершивший первое в истории России, одиночное кругосветное плавание нон-стоп. На яхте «Караана» длиной 36 фунтов он прошёл по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор – Сидней. На это ему потребовалось 224 дня. Началась кругосветка Конюхова осенью 1990 года, а закончилась весной 1991 года.


Фёдор Филиппович Конюхов – российский путешественник, художник, писатель, священник РПЦ, заслуженный мастер спорта СССР по спортивному туризму. Он стал первым в мире человеком, побывавшим на пяти полюсах нашей планеты: Северном географическом (три раза), Южном географическом, Полюсе относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эвересте (полюс высоты) и на Мысе Горн (полюс яхтсменов).

Россиянин пересекает Тихий океан на весельной лодке
Российский путешественник Федор Конюхов, у которого за спиной пять кругосветных путешествий, в настоящее время пересекает Тихий океан на весельной лодке «Тургояк». На этот раз он решил совершить переход от Чили до Австралии. На 3 сентября Конюхову уже удалось преодолеть 1148 км, до Австралии остается еще более 12 тысяч километров пути по океану.

Прекрасным примером для начинающих путешественником может стать опыт Нины и Грэмпа, семейной пары, прожившей в браке 61 год. Они упаковали чемоданы и создали .

Знакомством с героями, что первыми отважились кинуть вызов стихии, я обязан своему деду. Он больше тридцати лет провел в море, но предпочитал рассказывать не про свою работу, а про храбрых первооткрывателей, что бороздили бескрайние просторы задолго до его рождения.

Корни великих географических открытий

Почему необходимо было искать этот путь в Индию? Зачем было нужно плавать непонятно куда? Чтобы понять, откуда возникла подобная надобность, необходимо вернуться в далекое прошлое и рассмотреть маршруты сообщения древних цивилизаций Евразии .

В первую очередь, я говорю о тех оконечностях:

  • Европейская цивилизация ();
  • Ханьский ;

Сообщение двух первых, насколько мне известно, началось посредством Шелкового пути во втором веке до нашей эры. Второй значимый торговый путь - дорога специй , соединяющая Индию и Европу.

Читатель, который не пропускал уроки истории в школе, возможно, уже догадался, к чему я веду. В седьмом-восьмом веке нашей эры арабские завоевания отрезают европейскую цивилизацию от описанных выше маршрутов , что приводит Европу в так называемые темные века . Спустя несколько столетий арабы из агрессивных завоевателей превращаются в оседлых торговцев и, кажется, жизнь налаживается. Или не налаживается, в 15 веке начинает свой захват пост-монгольских государственных образований империя Тимуридов , примерно в то же время турки-османы захватывают Константинополь, Европа снова начинает задыхаться .


Однако в этот раз Европейская цивилизация хорошо информирована о внешнем мире, а также имеет доступ к арабской астрономии и компасу. Появляется идея найти обходной путь сначала в Черную Африку , а если повезет, то и в столь желанную Индию .

Мотивация Магеллана и первое кругосветное путешествие

Из всех деятелей данной эпохи меня больше всего поразил подвиг одного человека, речь идет о Фернане Магеллане , чья экспедиция обогнула земной шар, совершив первое в истории человечества кругосветное путешествие .


Магеллан состоял на португальской службе , однако попал в опалу и принял решение предложить свои услуги Католическим королям (название правительства унии Арагона и Кастилии). Фернан предлагает приплыть в Индию с запада и тем самым наколоть систему (лазейка в том, что действительно находится на западе от демаркационной линии). Руководство Испании одобряет экспедицию и даже соглашается назначить амбициозного мореплавателя губернатором крупнейшего из открытых островов.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

В детстве у меня была интересная книга - «Энциклопедия географических открытий». Именно там я прочитал все подробности первого кругосветного путешествия и возьмусь добавить несколько фактов.


Первое кругосветное путешествие

Почти 500 лет назад в порт Испании прибыло судно, на борту которого находилось всего 18 человек . Эти люди изменили ход истории, проделав немыслимое на то время - кругосветное путешествие . В ходе морского похода было пересечено 3 океана , появились новые торговые пути, а главное - получены сведения о фактических размерах нашей планеты . Несмотря на осведомленность о ходе экспедиции, все же существуют и неизвестные факты.

Коммерческие цели

В августе 1519 года , руководствуясь лишь своей интуицией, Магеллан возглавил экспедицию из 5 кораблей. Цель - отнюдь не желание обогнуть земной шар. Как и в большинстве экспедиций того времени, основная цель - жажда наживы . Как и путешествие Колумба, экспедиция предполагала достижение заветных берегов Азии . Открытый до этого континент был мало изучен и не приносил существенной прибыли, чего не скажешь о португальских колониях в Индии. Было понятно, что - не Азия, а заветная страна пряностей лежит чуть-чуть далее. Именно для этих целей и было снаряжено 5 кораблей:

  • Виктория;
  • Консепсьон;
  • Сантьяго.

Выдуманное имя

На самом деле Магеллан - выдуманное имя. Настоящее имя - Фернан де Магальяйнш , и было изменено при поступлении на королевскую службу.

Тяготы кругосветного плавания

Помимо скудного рациона и психологического напряжения, члены команды испытывали чувство страха. Даже небо над их головами выглядело иначе, и набожные моряки удивлялись Южному Кресту и скоплению нескольких ярких звезд в окружении странных облаков. В наши дни эти скопления известны как ближайшие галактики, а туманности - Магеллановы облака .


Разочарование

Незадолго до своей смерти, Магеллан испытал разочарование: такие желанные берега пряностей оказались в полушарии португальцев . Все дело в договоре между Испанией и Португалией , согласно которому мир был поделен на два полушария. Все, что простиралось западнее 49 меридиана, попадало во владычество Испании, восточная часть отходила вечному противнику - Португалии .


Фернан прекрасно понимал, что это в конечном итоге означает. Ведь все ценности оказались на испанской стороне , а значит, вся затея была предпринята зря, и фактически он обманул короля. Намного больший, чем он предполагал, размер земного шара, не смог остановить его, однако сыграл злую шутку.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Первое кругосветное путешествие было совершено Фернаном Магелланом. Стартовало путешествие 20 сентября 1519 , закончилось 6 сентября 1522 года. В ней участвовало пять кораблей с экипажем около 280 человек. Но в результате междоусобиц, конфликтов и стычек обратно в Испанию вернулось всего лишь в 18 человек на борту одного корабля - "Виктории".

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Все, наверное, смотрели или читали Жюля Верна и его бессмертное “Вокруг света за 80 дней”? Кому как, а мне до жжения в пятках хотелось догнать и перегнать этот рекорд! При современной транспортной системе с этой задачей можно справиться за пару-тройку дней. А каково приходилось первым путешественникам? Как проходило самое первое кругосветное путешествие ? В учебнике об этом было скучно и мало, потому пришлось положиться на собственные силы.


Кто стал пионером кругосветного путешествия

Пионером в этом начинании был испанец Фернан Магеллан со своей флотилией. Из пяти кораблей, вышедших 20.09.1519 года из Санлукар-де-Баррамеды только “Виктория” вернулась в Испанию 6.09.1522 года. Сам Магеллан также не вернулся, погибнув в стычке возле острова Себу . Завершал маршрут к апитан “Виктории” Хуан Себастьян Элькано, поэтому лавры первой кругосветки можно смело разделить на двоих.

Состав флотилии :

  • Тринидад;
  • Сантьяго;
  • Сан-Антонио;
  • Консепсьон;
  • Виктория.

Зачем это было нужно

Как и Колумбу, многим хотелось найти западный путь к Азии . Кроме того, через Панамский перешеек было видно, что Америка не край света и перспектив для поисков предостаточно. Да и экономический стимул обойтись без посредников в торговле специями – не последняя причина. Поэтому к упцы Европы приняли самое активное участие в подготовке экспедиции. Королем Магеллану и Фалеру (компаньону-астроному) были посулены и доли в доходах от экспедиции , и наместничество в новых землях, и даже владения частью новых островов.


Маршрут

Флотилия прошла вдоль западного побережья Африки , перезимовав в б ухте Сан-Хулиан (Аргентина), пережив несколько мятежей из-за недоверия, усталости и нехватки продовольствия, потеряв “Сантьяго”, нашла-таки п ролив в южной части Южноамериканского материка , получивший название в честь Магеллана. Уже в составе 3 кораблей (мятежный “Сан-Антонио” ушел обратно в Испанию) за 38 дней экспедиция преодолела пролив.

Почти 4 месяца занял их путь до Марианских островов . Такой размер океана оказался неожиданно большим даже для бывалых моряков.

На одном из Висайских островов, Мактане , в конфликте с местными силами, Магеллан был убит .

Через несколько месяцев обветшалые корабли, уже без “Консепсьона”, оставленного и сожженного экипажем, добрались до Моллукских островов , где “Тринидад” был арестован по приказу португальского корол я .

Только команде “Виктории” , обогнув Африку, удалось завершить начатое.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Помню, в школьные годы был довольно начитанным ребенком, интересовался историей и географией (и где я свернул не туда?). Особо никогда не строил из себя всезнайку, но споры с географичкой по поводу различных точек зрения у меня периодически возникали, и как-то уж она категорически отказывалась серьезно воспринимать гипотезы именитых ученых из уст семиклассника…

Увидев вопрос про первое кругосветное путешествие , я вытер скупую ностальгическую слезу и полез освежать свои знания в гугл. Что ж, теперь я могу поведать вам, кто же на самом деле был этим отважным мореплавателем.


Первая кругосветная экспедиция

Считается, что первую кругосветку (1519-1522 г.) совершил Фернан Магеллан , португальский мореход, который собирался достичь Азии, плывя на запад и заодно разыскать новый путь к Островам Пряностей для испанцев.

Само путешествие можно разделить на несколько этапов:


И именно Элькано испанский король признал человеком, совершившим первую кругосветку , а не Магеллана . Почему? Потому что он просто не дожил до окончания экспедиции . Это был суровый 16 век: за Магелланом на запад последовало почти 300 человек на пяти судах , но возвратилось лишь 18 .

"Раб-путешественник"

Энрике де Малака родился на острове Суматра , но вскоре был взят в плен португальцами, а затем выкуплен Фернаном Магелланом . Во время путешествия он был на корабле кем-то вроде переводчика, а после гибели хозяина, когда корабли остановились на одном из Филиппинских островов , сбежал и вскоре вернулся на Суматру. Возможно, он и был тем самым первым человеком в истории, обогнувшим Земной шар.


Путешествия Чжэн Хэ

Также я хочу упомянуть одно любопытное предположение писателя и бывшего подводника Гевина Мензиса . Он утверждает, что еще в 15 веке первую кругосветку совершил китайский адмирал Чжэн Хэ , и в качестве аргумента приводит старинные карты, найденные в Китае, на которые помимо всего прочего нанесены

Первым путешественником, который совершил путешествие вокруг земного шара, считается Фернан Магеллан. Однако он вовсе не собирался становиться первым кругосветным путешественником. Его задача была совсем другой – более приземленной. И вся слава от глобальных открытий досталась тогда совсем не ему.

Автор идеи

Идея экспедиции, приведшей к открытиям, была предложена Фернаном Магелланом, родившимся в 1470 и скончавшимся в 1521 году. Дворянин по происхождению, он родился в Португалии, был королевским пажом. Известно, что Магеллан был хорошо образован, занимался космографией, навигацией и астрономией. Первое его плавание состоялось, когда Фернану было двадцать лет: он участвовал в военных сражениях. Магеллан сумел подавить восстание туземцев на Малакке, а потом остался на службе в Африке. Ложное обвинение остановило карьеру морского капитана. Идея отправиться на кораблях на запад, предложенная португальскому королю, была отвергнута.

В 1517 году Магеллан с одобрения короля Португалии уехал в Испанию, став ее подданным. Ему удалось убедить короля Карла V в наличии перехода между Тихим и Атлантическим океанами. Если бы получилось найти этоn пролив, Испания получила бы все земли, которые находятся на западе от Канарских островов (по велению папы Александра VI).

Получить королевское «добро» помог друг, астроном Рюи Фальер, а также аристократ Де Аранда, предложивший в обмен на поддержку проекта отдать ему 20% прибыли, которую принесет экспедиция. Так проект поиска пути на Острова Пряностей был принят королем. Однако Фалер сумел уменьшить долю Де Аранда – до 8%.

Когда Магеллан предложил идею своего путешествия, мир уже знал о Центральной и части Южной Америки, а также об океане, который простирается за ними. Уже был пройден Панамский перешеек. Но о том, что Восток и Запад может связывать другой путь, тогда не подозревал никто.

Магеллан решил найти доказательства, что место расположения Островов Пряностей — у Нового Света, а не у Азии. Это означало бы, что пряное богатство – это область влияния Испании, а не Португалии, как тогда считалось.

О кругосветном путешествии Магеллан не думал. Он искал пролив, который мог бы находиться в Южной Америке. Он хотел попасть на Остова пряностей, купить товар, привезти в Испанию и получить прибыль.

Подготовка к экспедиции

В плавание отправилось пять кораблей. Денег на их снаряжение было достаточно. Многие из купцов Европы решили поучаствовать в предприятии. Они хотели получить доступ к прибыльным пряностям напрямую, без посредничества Португалии.

Несмотря на попытки португальских властей помешать экспедиции, поскольку возник страх, что она на самом деле удастся, путешествие состоялось.

Посол Португалии в Испании, Алвару да Кошта, сделал все возможное, чтобы Магеллан не отправился в экспедицию. Он распространял слухи о неосуществимости его затеи. О том, что испанцы не доверяют капитану, а от королевских чиновников, которые тоже будут участвовать в плавании, можно ждать только неприятностей. Также Магеллану передавали, что португальский король ждет его на родине, где ему приготовлено выгодное место.

Все было напрасно. Тогда посол организовал покушение на Магеллана, которое провалилось. Альвару да Кошта продолжал свое дело: договаривался, чтобы на суда поставлялось снаряжение и продукты плохого качества, чинил разные препятствия. Все это не имело успеха.

Правда, в Испании было много недовольных, что экспедицией будет руководить португалец, который вдобавок еще и получит хороший куш: пятую часть прибыли, двадцатую – от новых открытых земель, и право владеть третью новых островов.

Это привело к бунту на флагманском корабле, когда над ним взвился личный штандарт Магеллана: он сильно напоминал флаг Португалии. Мятеж был подавлен, однако пришлось пойти на уступки. Выходцев из Португалии на судне могло быть не более пяти, а штандарт заменили.

Экспедиция вышла в море 20 сентября 1519-го. На всем протяжении пути Магеллана преследовали конфликты с испанцами, которые плыли с ним вместе.

Первый случился с капитаном Хуаном де Картахена. Он возмутился тем, что Магеллан решил изменить утвержденный маршрут, чтобы избежать встречи с португальцами. Адмирал решил идти к Африке, а не к Америке, как планировалось.

Магеллан и Картахена даже подрались. Испанца лишили капитанской должности и перевели в пассажиры на другой корабль. Это повысило авторитет Магеллана, но у него появился обозленный враг.

Атлантический океан

Путь по Атлантическому океану прошел довольно спокойно. Именно здесь Магелланом была впервые применена его авторская система сигнализации, с помощью которой корабли смогли связываться друг с другом. Это помогало судам не теряться в океане.

От экватора корабли пошли к Земле Святого Креста, как тогда называли Бразилию, и 13 декабря остановились в бухте Санта-Люсия. Сейчас здесь находится Рио-де-Жанейро. Достигнув берегов Бразилии, моряки выяснили, что Ла Плата – это устье реки, а не пролив, как предполагалось ранее.

Мятеж

К концу марта 1520-го Магеллан принимает решение остановиться на зимовку в гавани Сан-Хулиан. Пролив, который они так долго искали, был совсем рядом, но об этом морякам пока было не известно.

Пришлось уменьшить нормы пищи. Это стало поводом для организации нового мятежа. Возглавили бунт офицеры из Испании. Они добились захвата трех кораблей. Один из офицеров был убит за отказ стать участником мятежа.

Магеллану пришлось действовать решительно. С помощью хитрости был захвачен большой корабль и заблокированы два других. Мятежникам не оставалось ничего другого, как сдаться. Суд приговорил двух главных зачинщиков (де Катахену и одного священника) оставить в Аргентине, на скалах, где жили пингвины. Судьба этих людей неизвестна.

Во время зимовки один корабль, разведочный, сильно пострадал и вышел из строя. Около тридцати человек погибли от цинги и других заболеваний.

Капитанами на кораблях стали люди, которым доверял Магеллан — выходцы из Португалии. В это время пять аборигенов были взяты в плен хитростью, но все они погибли по пути в Европу.

Магелланов пролив

Из Сан-Хулиана корабли вышли двадцать четвертого августа. Дойдя к реке Санта-Крус, остановились и провели здесь почти два месяца. Можно было пополнить запасы пищи.

Пролив обнаружился на 52-ой южной параллели. Два корабля, отправленные на разведку, выяснили, что это не было рекой. Это означало, что новый путь к Востоку найден.

Чтобы пройти пролив, понадобилось тридцать 38 дней. Это было сложно и потребовало смелости от самого руководителя экспедиции и всех ее участников. Все четыре оставшихся корабля прошли этот путь благополучно. Но уже перед самым концом пролива на одном из них снова начался бунт. Командовал судном португалец, а главарем бунтовщиков тоже стал выходец из Португалии, Гомеш. Он говорил о том, что это край света – и надо идти назад, иначе погибнут все. Команда арестовала капитана и отправилась обратно в Испанию, где была арестована. Магеллан решил, что корабль погиб в проливе: о мятеже ему было неизвестно.

Тихий океан

Примерно 15 тысяч километров корабли шли по бескрайним просторам, не встретив ни одного острова, где бы жили люди.

Продовольствие заканчивалось. Люди ели даже крыс, которые стали деликатесом, и обивку из кожи, которую снимали с мачт и бортов. Три месяца были очень сложными.

Однако в чем-то морякам повезло: по пути не было штормов. Это и послужило поводом назвать новый океан Тихим. Он оказался намного больше, чем думал до этого Магеллан.

Запастись продуктами и водой удалось на острове Гуам. Здесь пришлось немного повоевать с местными жителями, которые злились на то, что им не удалось ничего украсть на судах.

В апреле 1521-го экспедиция достигла Филиппин. И здесь рабу Магеллана, родившемуся на Суматре, удалось увидеть людей, говоривших на том же языке, что и он. Это стало еще одним доказательством — Земля имеет форму шара.

Смерть Магеллана

На Филиппинах Магеллана неожиданно поддержали арабские торговцы, которые уговорили местное население не вступать в бой с моряками. Магеллан убедил одного правителя, Хумабона, стать христианином и вассалом короля Испании. Вскоре Хумабон пожаловался на то, что соседний раджа проявляет непокорность.

Моряки ввязались в бой, оказавшийся непростым. Стрелы аборигенов попадали точно в ноги испанцев, а пули мореплавателей почти не могли пробить их деревянные щиты. В этом бою Магеллан погиб. Ему был 41 год.

После этого морякам пришлось срочно покидать Филлипины. Поскольку людей оставалось мало, управлять тремя кораблями они не могли. Было принято решение сжечь «Консьепсин», отправившись в путь на двух судах — «Виктории» и «Тринидад».

Завершение экспедиции

Обратно эскадра добиралась нелегко. Пришлось уворачиваться от португальских кораблей. Экспедиция дошла до Молуккских Островов Пряностей, где закупила товар.

Было много сражений, переходов, корабли попадали в штормы. Было решено разойтись. «Виктория» пошла вдоль Африканского континента, а «Тринидад» — по Панамскому перешейку.

Первый корабль вернулся в Испанию, а второй, не сумев преодолеть встречные ветры, пошел на Молуккские острова. У африканских берегов команде пришлось сразиться с португальцами, ждавшими здесь с того момента, когда экспедиция во главе с Магелланом только отправилась в путь. Моряки были захвачены в плен и отправлены на каторгу в Индию.

«Викторией» руководил испанец Хуан Себастьян дель Кано (Элькано). Когда-то он принимал участие в бунте против Магеллана, но адмирал его простил. Кано сумел провести корабль в течение нескольких месяцев по бурному морю, преодолев массу опасностей. По возвращении на родину ему досталась вся слава и хорошая прибыль.

Оказалось, что календарь моряков с «Виктории» отстал от испанского на сутки. Позже такая нестыковка была описана в романе Жюля Верна.

Итоги экспедиции

Итогом этого похода стало открытие западного пути в Азию, Тихого океана, Филиппинских островов, побережья Южной Америки и острова Гуам, и первое путешествие вокруг света.

Испанские амбиции были удовлетворены. Страна заявила, что ее подданными открыты Марианские и Филиппинские острова. Также были предъявлены права на острова Молуккские.

Еще стало точно известно — Земля круглая, а большая ее часть покрыта водой. До этого люди полагали, что основная площадь планеты – суша.

Из трехсот человек, отправившихся вместе с Магелланом в плавание, домой вернулись только 18, потом еще 18 были отпущены португальцами с каторги в Индии.

Деньги за пряности и золото пошли на покрытие расходов, но все же вкладчики получили хорошую прибыль. Королевский испанский двор тоже получил доход.

Где был похоронен Магеллан, неизвестно: его тело осталось у аборигенов. В то время о нем никто не говорил, как о первооткрывателе и первом, кто проделал путь вокруг Земли. Наоборот, его винили в ослушании королевской воле. Сейчас имя этого человека носит открытый им пролив и два созвездия — Большие и Малые Магеллановы облака.

: достичь Азии, следуя на запад. Колонизация Америки еще не успела принести существенных прибылей в отличие от колоний португальцев в Индии, и испанцам хотелось самим плавать к Островам Пряностей и получать выгоду. К тому времени стало ясно, что Америка - это не Азия , но предполагалось, что Азия лежит сравнительно недалеко от Нового Света . В 1513 году Васко Нуньес де Бальбоа , пройдя Панамский перешеек , увидел Тихий океан , названный им Южным морем. С тех пор пролив в новое море искало несколько экспедиций. Примерно в те годы португальские капитаны Жуан Лишбоа и Иштебан Фроиш дошли примерно до 35°ю.ш. и открыли устье реки Ла-Платы. Они не могли его серьёзно исследовать и приняли огромный затопленный эстуарий Ла-Платы за пролив .

Магеллан, судя по всему, имел подробные сведения о поисках португальцами пролива и, в частности, о Ла-Плате, которую он считал проливом в Южное море. Эта уверенность сыграла важную роль в планировании им экспедиции, однако он был готов к поискам других путей в Индию, если этот окажется ложным .

Ещё в Португалии важную роль в подготовке экспедиции играл компаньон Магеллана астроном Руй Фалеру. Он создал способ исчисления долготы и произвел вычисления, из которых следовало, что Молуккских островов легче достичь, отправляясь на запад, и что эти острова лежат в полушарии, «принадлежащем» Испании по Тордесильясскому договору . Все его расчёты, как и способ исчисления долготы, впоследствии оказались неверными. Какое-то время Фалеру числился в документах по организации плавания перед Магелланом, но в дальнейшем он всё больше оттесняется на второй план, и командующим экспедиции назначается Магеллан. Фалеру составил гороскоп , из которого следовало, что ему нельзя отправляться в экспедицию, и остался на берегу .

Подготовка

В снаряжении экспедиции большую роль сыграли европейские купцы, не имевшие возможности поучаствовать в прибыльной торговле с Ост-Индией из-за монополии португальцев. Хуана де Аранду, которому по договору с Магелланом полагалась восьмая часть прибыли, оттесняют от кормушки, объявив, что это соглашение «не соответствует интересам нации» .

По договору с королем от 22 марта 1518 года Магеллан и Фалеру получали одну пятую часть чистых доходов от плавания, права наместничества на открытых землях, двадцатую часть прибыли, получаемой от новых земель, и право на два острова, если будет открыто более шести островов .

Португальцы пытались противодействовать организации экспедиции, но на прямое убийство не решились. Они старались очернить Магеллана в глазах испанцев и заставить их отказаться от плавания. В то же время факт, что экспедицией будет командовать португалец, вызывал недовольство многих испанцев. В октябре 1518 года произошло столкновение между участниками экспедиции и толпой севильцев. Когда Магеллан поднял на кораблях свой штандарт , испанцы приняли его за португальский и потребовали снять. К счастью для Магеллана конфликт удалось погасить без особых жертв . Чтобы приглушить противоречия, Магеллану было предписано ограничить число португальцев в экспедиции пятью участниками, однако из за недостатка моряков в ней оказалось около 40 португальцев .

Состав и снаряжение экспедиции

В экспедицию готовилось пять кораблей с запасом продовольствия на два года. Магеллан сам лично следил за погрузкой и упаковкой продуктов, товаров и снаряжения. В качестве провизии были взяты на борт сухари, вино, оливковое масло, уксус , солёная рыба, вяленая свинина, фасоль и бобы, мука, сыр, мед, миндаль , анчоусы , изюм, чернослив , сахар, айвовое варенье, каперсы , горчица, говядина и рис. На случай столкновений имелось около 70 пушек, 50 аркебуз , 60 арбалетов , 100 комплектов лат и другое вооружение. Для торговли взяли материю, металлические изделия, женские украшения, зеркала, колокольчики и (ее использовали в качестве лекарства). Экспедиция обошлась более чем в 8 миллионов мараведи .

Экспедиция Магеллана
Корабль Тоннаж Капитан
Тринидад 110 (266) Фернан де Магеллан
Сан-Антонио 120 (290) Хуан де Картахена
Консепсьон 90 (218) Гаспар де Кассада
Виктория 85 (206) Луис де Мендоса
Сантьяго 75 (182) Жуан Серран

По штатному расписанию на судах полагалось находиться более, чем 230 морякам, но кроме них в экспедиции было немало сверхштатных участников, среди которых был родосский рыцарь Антонио Пигафетта , составивший подробное описание путешествия. А также прислуга и рабы вплоть до негров и азиатов, среди которых стоит упомянуть раба Магеллана Энрике, родившегося на Суматре и взятого Магелланом в качестве переводчика. Именно он станет человеком, первым вернувшимся на родину, обогнув земной шар. Несмотря на запрет в экспедиции нелегально оказалось несколько женщин-рабынь (вероятно индианок). Вербовка моряков продолжалась и на Канарских островах . Всё это затрудняет подсчёт точного количества участников. Разные авторы исчисляют количество участников от 265 до не менее чем 280 .

Магеллан лично командовал Тринидадом. Сантьяго командовал Жуан Серран - брат Франсишка Серрана, спасенного Магелланом в Малакке. Тремя другими кораблями командовали представители испанской знати, с которыми у Магеллана сразу начались конфликты. Испанцам не нравилось, что экспедицией командует португалец. Кроме того, Магеллан скрывал предполагаемый маршрут плавания, и это вызывало недовольство капитанов. Противостояние было довольно серьёзным. Капитану Мендосе даже было передано специальное требование короля прекратить препирательства и подчиниться Магеллану. Но уже на Канарских островах Магеллан получил сведения что испанские капитаны договорились между собой убрать его с поста, если посчитают, что он им мешает .

Атлантический океан

Капитан Сан-Антонио Картахена, являвшийся представителем короны в плавании, во время одного из рапортов демонстративно нарушил субординацию и стал называть Магеллана не «капитан-генерал» (адмирал), а просто «капитан». Картахена был вторым лицом в экспедиции, по статусу почти равным командиру. В течение нескольких дней он продолжал это делать несмотря на замечания Магеллана. Тому пришлось терпеть это, пока капитаны всех кораблей не были созваны на Тринидад для решения вопроса о судьбе матроса-преступника. Забывшись, Картахена снова нарушил дисциплину, но на этот раз он был не на своем судне. Магеллан лично схватил его за шиворот и объявил арестованным. Картахене разрешили находится не на флагманском корабле, а на кораблях сочувствующих ему капитанов. Командиром Сан-Антонио стал родственник Магеллана Алвару Мишкита .

29 ноября флотилия достигла побережья Бразилии , а 26 декабря 1519 года - Ла-Платы , где проводились поиски предполагаемого пролива. Сантьяго был послан на запад, но вскоре вернулся с сообщением, что это не пролив, а устье гигантской реки. Эскадра начала медленно продвигаться на юг, исследуя берег. На этом пути европейцы впервые увидели пингвинов .

Продвижение на юг шло медленно, кораблям мешали штормы, близилась зима, а пролива все не было. 31 марта 1520 года , дойдя до 49°ю.ш. флотилия встает на зимовку в бухте, названной Сан-Хулиан .

Мятеж

Семья Магеллановых пингвинов в Патагонии

Встав на зимовку, капитан распорядился урезать нормы выдачи продовольствия, что вызвало ропот среди моряков, уже измотанных длительным сложным плаванием. Этим попыталась воспользоваться группа офицеров недовольных Магелланом.

Магеллан узнает про мятеж только утром. В его распоряжении остается два корабля Тринидад и Сантьяго, почти не имевший боевой ценности. В руках же заговорщиков три крупных корабля Сан-Антонио, Консепсьон и Виктория . Но мятежники не желали дальнейшего кровопролития, опасаясь, что им за это придется отвечать по прибытии в Испанию . К Магеллану была послана шлюпка с письмом в котором говорилось, что их цель всего лишь заставить Магеллана правильно выполнить приказы короля. Они согласны считать Магеллана капитаном, но он должен советоваться с ними по всем своим решениям и не действовать без их согласия. Для дальнейших переговоров они приглашают Магеллана прибыть к ним для переговоров. Магеллан в ответ приглашает их на свой корабль. Те отказываются .

Усыпив бдительность противника, Магеллан захватывает шлюпку перевозившую письма и сажает гребцов в трюм. Мятежники больше всего опасались удара по Сан-Антонио, но Магеллан решил напасть на Викторию, где находилось много португальцев. Шлюпка, в которой находится альгвасил Гонсало Гомес де Эспиноза и пять надежных людей, отправляется к Виктории. Поднявшись на корабль, Эспиноза вручает капитану Мендосе новое приглашение от Магеллана прибыть на переговоры. Капитан начинает читать его с ухмылкой, но дочитать не успевает. Эспиноза наносит ему удар ножом в шею, один из прибывших матросов добивает мятежника. Пока команда Виктории пребывала в полной растерянности на борт вскакивает еще одна, на этот раз хорошо вооруженная, группа сторонников Магеллана во главе с Дуэрте Барбозой , незаметно подошедшая на другой шлюпке. Экипаж Виктории сдается без сопротивления. Три корабля Магеллана: Тринидад, Виктория и Сантьяго - встают у выхода из бухты, перекрывая мятежникам путь к бегству .

После того, как у них отняли корабль, мятежники не решились вступить в открытое столкновение и, дождавшись ночи, попытались проскользнуть мимо кораблей Магеллана в открытый океан. Это не удалось. Сан-Антонио был обстрелян и взят на абордаж . Сопротивления не было, жертв тоже. Вслед за ним сдался и Консепсьон .

Для суда над мятежниками был создан трибунал . 40 участников мятежа были приговорены к смерти, но тут же помилованы, поскольку экспедиция не могла терять такое количество матросов. Был казнён только совершивший убийство Кесадо. Представителя короля Картахену и одного из священников, активно участвовавшего в мятеже, Магеллан казнить не решился, и они были оставлены на берегу после ухода флотилии. Больше про них ничего не известно .

Через несколько десятилетий, в эту же бухту зайдет Френсис Дрейк , которому также придется совершить кругосветное плавание. На его флотилии будет раскрыт заговор и в бухте состоится суд. Он предложит мятежнику выбор: казнь, или его оставят на берегу, как Магеллан Картахену. Подсудимый выберет казнь .

Пролив

В мае Магеллан послал Сантьяго во главе с Жуаном Серраном на юг для разведки местности. В 60 милях к югу была найдена бухта Санта-Крус . Ещё через несколько дней в бурю корабль потерял управление и разбился. Моряки, кроме одного человека, спаслись и оказались на берегу без пищи и припасов. Они пытались вернуться к месту зимовки, но из-за усталости и истощения соединились с основным отрядом только через несколько недель. Потеря судна, специально предназначенного для разведки, а также припасов, находящихся на нём, нанесла большой ущерб экспедиции.

Магеллан сделал Жуана Серрана капитаном Консепсьона. В результате все четыре корабля оказались в руках сторонников Магеллана. Сан-Антонио командовал Мишкита, Викторией Барбоза .

Пролив Магеллана

Во время зимовки моряки вступили в контакт с местными жителями. Они были высокого роста. Для защиты от холода они обматывали ноги большим количеством сена, поэтому были названы патагонцами (большеногими, рождёнными с лапами) . Сама страна по их имени была названа Патагония . По приказу короля было необходимо привезти в Испанию представителей встретившихся экспедиции народов. Поскольку матросы опасались схватки с высокими и сильными индейцами, они пошли на хитрость: давали им в руки множество подарков, а когда те уже не могли больше ничего удержать в руках, предлагали им в подарок ножные кандалы, назначение которых индейцы не понимали. Так как руки были заняты, патагонцы соглашались чтобы кандалы цепляли к их ногам, пользуясь этим матросы их сковывали. Так удалось захватить двух индейцев, но это привело к столкновению с местными жителями с жертвами с обеих сторон. Ни один из пленников не дожил до возвращения в Европу .

24 августа 1520 года флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан. За время зимовки она лишилась 30 человек. Уже через два дня экспедиция вынуждена была остановиться в бухте Санта-Крус из-за непогоды и повреждений. В путь флотилия вышла только 18 октября. Перед выходом Магеллан объявил, что будет искать пролив вплоть до 75°ю.ш., если же пролив не обнаружится, то флотилия пойдет к Молуккским островам вокруг мыса Доброй Надежды .

21 октября под 52°ю.ш. корабли оказались у узкого пролива ведущего в глубь материка. Сан-Антонио и Консепсьон посылаются на разведку. Вскоре налетает буря длившаяся два дня. Моряки опасались, что посланные на разведку корабли погибли. И они действительно чуть не погибли, но когда их понесло к берегу, перед ними открылся узкий проход, в который они вошли. Они оказались в широкой бухте, за которой последовали еще проливы и бухты. Вода все время оставалась соленой, а лот очень часто не доставал дна. Оба судна вернулись с радостной вестью о возможном проливе .

Флотилия вошла в пролив и много дней шла по настоящему лабиринту скал и узких проходов. Пролив впоследствии был назван Магеллановым . Южную землю, на которой ночами часто виделись огни, назвали Огненной Землей . У «реки Сардин» был созван совет. Кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомиш высказался за возвращение домой из-за малого количества провианта и полной неизвестности впереди. Другие офицеры не поддержали его. Магеллан хорошо помнил судьбу Бартоломео Диаша , открывшего мыс Доброй Надежды, но уступившего команде и вернувшегося домой. Диаш был отстранён от руководства будущими экспедициями и так никогда и не попал в Индию. Магеллан объявил, что корабли пойдут вперёд .

У острова Доусон пролив делится на два канала, и Магеллан снова разделяет флотилию. Сан-Антонио и Консепсьон идут на юго-восток, два других корабля остаются для отдыха, а на юго-запад отправляется лодка. Через три дня лодка возвращается и моряки сообщают, что видели открытое море. Вскоре возвращается Конспесьон, но от Сан-Антонио нет известий. Пропавший корабль ищут несколько дней, но всё бесполезно. Позже выяснилось, что кормчий Сан-Антонио Эстебан Гомеш поднял мятеж, заковал в цепи капитана Мишкиту и ушёл домой в Испанию. В марте он вернулся в Севилью, где обвинил Магеллана в измене. Началось следствие, всю команду посадили в тюрьму. Над женой Магеллана установили надзор. Впоследствии бунтовщиков выпустили, а Мишкита оставался в тюрьме вплоть до возвращения экспедиции .

28 ноября 1520 года корабли Магеллана выходят в океан. Путь по проливу занял 38 дней. На долгие годы Магеллан останется единственным капитаном, прошедшим пролив и не потерявшим ни одного корабля.

Тихий океан

Выйдя из пролива, Магеллан 15 дней шел на север, дойдя до 38°ю.ш., где повернул на северо-запад , а 21 декабря 1520 года, дойдя до 30°ю.ш., повернул на северо-запад .

Магелланов пролив. Эскиз карты Пигафетты. Север внизу.

Флотилия прошла по Тихому океану не менее 17 тыс. км. Такие огромные размеры нового океана оказались неожиданными для моряков. При планировании экспедиции исходили из предположения, что Азия находится сравнительно близко от Америки. Кроме того, в то время считалось, что основную часть Земли занимает суша, и только сравнительно небольшую - море. Во время пересечения Тихого океана стало ясно, что это не так. Океан казался бескрайним. В южной части Тихого океана находится множество обитаемых островов, на которых можно было бы получить свежие припасы, но маршрут флотилии прошел в стороне от них. Не готовая к такому переходу, экспедиция испытывала огромные лишения .

«В продолжение трёх месяцев и двадцати дней , - отмечал в своих дорожных заметках летописец экспедиции Антонио Пигафетта, - мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями, которые сожрали самые лучшие сухари. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью кожу, покрывающую грот-грей, чтобы ванты не перетирались; от действия солнца, дождей и ветра она сделалась неимоверно твёрдой. Мы замачивали её в морской воде в продолжение четырёх-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали её. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать» .

Кроме того, на кораблях свирепствовала цинга. Погибло, по разным источникам, от одиннадцати до двадцати девяти человек . К счастью для моряков, за все время плавания не было ни одной бури и они назвали новый океан Тихим.

Во время плавания экспедиция дошла до 10 °C.ш. и оказалась заметно севернее Молуккских островов, к которым стремилась. Возможно, Магеллан хотел убедиться, что открытое Бальбоа Южное море является частью этого океана, а, возможно, он опасался встречи с португальцами, которая для его потрепанной экспедиции закончилась бы плачевно. 24 января 1521 года моряки увидели необитаемый остров (из архипелага Туамоту). Высадиться на него не представлялось возможности. Через 10 дней был обнаружен еще один остров (в архипелаге Лайн). Высадиться тоже не удалось, но экспедиция наловила акул для пропитания .

6 марта 1521 года флотилия увидела остров Гуам из группы Марианских островов . Он был населен. Лодки окружили флотилию, началась торговля. Вскоре выяснилось, что местные жители воруют с кораблей все, что попадется под руку. Когда они украли шлюпку, европейцы не выдержали. Они высадились на остров и сожгли селение островитян, убив при этом 7 человек. После этого они забрали лодку и захватили свежие продукты. Острова были названы Воровскими (Ландронес). При уходе флотилии местные жители преследовали корабли на лодках, забрасывая их камнями, но без особого успеха .

Через несколько дней испанцы первыми из европейцев достигли Филиппинских островов , которые Магеллан назвал архипелагом Святого Лазаря. Опасаясь новых столкновений, он ищет необитаемый остров. 17 марта испанцы высадились на острове Хомонхом. Переход через Тихий океан закончился .

Смерть Магеллана

На острове Хомонхом был устроен лазарет, куда перевезли всех больных. Свежая пища быстро вылечила моряков, и флотилия отправилась в дальнейший путь среди островов. На одном из них раб Магеллана Энрике, родившийся на Суматре, встретил людей, говорящих на его языке. Круг замкнулся. Впервые человек обошёл землю .

Началась оживлённая торговля. За железные изделия островитяне легко отдавали золото и продукты. Впечатлённый силой испанцев и их оружием, властитель острова раджа Хумабон соглашается отдаться под покровительство испанского короля и вскоре крестится под именем Карлос. Вслед за ним крестится его семья, множество представителей знати и простых островитян. Покровительствуя новому Карлосу-Хумабону, Магеллан пытался привести под его власть как можно больше местных правителей .

Смерть Магеллана

Памятник Лапу-Лапу на острове Себу

Вот что написал о смерти адмирала историограф экспедиции, Антонио Пигафетта :

…Островитяне по пятам преследовали нас, выуживая из воды уже однажды использованные копья, и таким образом метали одно и то же копье пять-шесть раз. Узнав нашего адмирала, они стали целиться преимущественно в него; дважды им уже удалось сбить шлем с его головы; он оставался с горстью людей на своем посту, как подобает храброму рыцарю, не пытаясь продолжать отступление, и так сражались мы более часу, пока одному из туземцев не удалось тростниковым копьём ранить адмирала в лицо. Разъярённый, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьём, но оно застряло в теле убитого; тогда адмирал попытался выхватить меч, но уже не смог этого сделать, так как враги дротиком сильно ранили его в правую руку, и она перестала действовать. Заметив это, туземцы толпой ринулись на него, и один из них саблей ранил его в левую ногу, так что он упал навзничь. В тот же миг все островитяне набросились на него и стали колоть копьями и прочим оружием, у них имевшимся. Так умертвили они наше зерцало, свет наш, утешение наше и верного нашего предводителя.

Завершение экспедиции

В результате поражения погибло девять европейцев, но ущерб репутации был огромен. Кроме того сразу же дала себя знать потеря опытного руководителя. Вставшие во главе экспедиции Жуан Серран и Дуарте Барбоза вступили в переговоры с Лапу-Лапу предлагая ему выкуп за тело Магеллана, но тот ответил, что тело не будет выдано ни при каких условиях. Неудача переговоров окончательно подорвала престиж испанцев, и вскоре их союзник Хумабон заманил их на обед и устроил резню, убив несколько десятков человек, в том числе почти весть командный состав . Кораблям пришлось срочно отплыть. Находясь почти у цели, флотилия потратила несколько месяцев, чтобы достичь Молуккских островов .

Там были закуплены пряности, и экспедиции предстояло отправиться в обратный маршрут. На островах испанцы узнали, что португальский король объявил Магеллана дезертиром, поэтому его суда подлежали взятию в плен. Суда обветшали. «Консепсьон» был ранее оставлен командой и сожжён. Оставалось только два корабля. «Тринидад» был отремонтирован и отправился на восток к испанским владениям в Панаме , а «Виктория » - на запад в обход Африки . «Тринидад» попал в полосу встречных ветров, был вынужден возвратиться к Молуккским островам и был захвачен в плен португальцами. Большинство его экипажа погибло на каторге в Индии . «Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано продолжила маршрут. Экипаж был пополнен некоторым числом островитян-малайцев (почти все из них погибли в дороге). На корабле вскоре стало не хватать провизии (Пигафетта отмечал в своих записях: «Кроме риса и воды, у нас не осталось съестного; из-за недостатка соли все мясные продукты попортились» ), и часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев. Однако большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

9 июля 1522 года изношенный корабль с измождённым экипажем подошёл к островам Зелёного мыса, португальскому владению. Не сделать здесь остановки было невозможно по причине крайнего недостатка питьевой воды и провизии. Здесь Пигафетта пишет:

«В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова и тут же отправили лодку к берегу за провизией, придумав для португальцев историю, будто мы потеряли нашу фок-мачту под экватором (на самом же деле мы потеряли её у мыса Доброй Надежды), и за это время, что мы её восстанавливали, наш капитан-генерал уехал с двумя другими кораблями в Испанию. Расположив их таким образом к себе, а также отдав им нашего товару, нам удалось получить от них две груженные рисом лодки… Когда наша лодка снова подошла к берегу за рисом, были задержаны тринадцать человек экипажа вместе с лодкой. Опасаясь того, чтобы некоторые каравеллы не задержали также и нас, мы в спешном порядке направились дальше»

Интересно, что сам Магеллан совершенно не предполагал совершить кругосветную экспедицию - он лишь хотел найти западный маршрут к Молуккам и возвратиться назад, вообще для любого коммерческого рейса (а рейс Магеллана был таким) кругосветное путешествие бессмысленно. И только угроза нападения португальцев заставила один из кораблей продолжать следовать на запад, причём если бы «Тринидад» проделал свой маршрут благополучно, а «Виктория» была бы пленена, никакого кругосветного путешествия не было бы.

Таким образом, испанцы открыли западный путь к Азии и Островам Пряностей . Это первое в истории кругосветное плавание доказало правильность гипотезы о шарообразности Земли и нераздельности океанов, омывающих сушу.

Потерянный день

Кроме того, как обнаружилось, участники экспедиции «потеряли день » . В те времена ещё не было понятия о разнице между местным и Всемирным временем, так как самые далёкие торговые экспедиции проходили в обоих направлениях практически по одному и тому же маршруту, пересекая меридианы сначала в одном направлении, потом в обратном. В этом же случае, впервые зафиксированном в истории, экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперёд, на запад.

На кораблях с христианским экипажем, как полагается, для поддержания порядка вахт , счисления движения, ведения записей, но, в первую очередь, для соблюдения церковных католических праздников , велось счисление времени . Хронометров в те времена не было, моряки пользовались песочными часами (от этого на флоте и был счет времени по склянкам). Начало счёта суточного времени было в полдень . Естественно, каждый ясный день моряки определяли момент полудня, когда Солнце было в самой верхней точке , то есть пересекало местный меридиан (с помощью компаса или по длине тени). От этого вёлся и счет дней календаря , в том числе воскресных дней, пасхалий и всех прочих церковных праздников . Но ведь каждый раз моряки определяли время местного полудня, соответствующего меридиану, на котором в этот момент находилось судно. Корабли плыли на запад, вслед за движением Солнца по небосводу, догоняя его. Поэтому, будь у них современный хронометр или простые часы , настроенные на местный полдень порта Санлукар-де-Баррамеда , моряки бы заметили, что их день чуть длиннее обычных 24 часов и их местный полдень всё больше и больше отстаёт от родного испанского, переходя постепенно на испанский вечер, ночь, утро и снова день. Но, поскольку хронометра у них не было, плавание их было чрезвычайно неспешным и с ними случались более важные и страшные происшествия, то об этой «мелочи» со временем никто просто не думал. Церковные праздники эти отважные испанские моряки отмечали со всей тщательностью, как ревностные католики , но, как оказалось, по своему собственному календарю . В итоге, когда моряки вернулись в родную Европу, оказалось, что их корабельный календарь отстал от календаря родины и Церкви на целые сутки. Это произошло на островах ЗелёногоМыса. Вот как описал это Антонио Пигафетта:

… мы подошли наконец к островам Зеленого Мыса. В среду, 9 июля, мы добрались до островов Святого Иакова [Сантьяго] и тут же отправили лодку к берегу за провизией […] Мы поручили нашим людям, отправившимся на лодке к берегу, расспросить, какой это был день, и они узнали, что у португальцев был четверг, что нас весьма удивило, так как у нас была среда, и мы никак не могли понять, отчего могла произойти такая ошибка. Я чувствовал себя хорошо все время и делал отметки каждый день без перерывов. Как выяснилось впоследствии, тут не было никакой ошибки, ибо мы шли все время по направлению к западу и вернулись к тому же пункту, куда двигалось и солнце, и таким образом выиграли двадцать четыре часа, в чем никаких сомнений быть не может.

Оригинальный текст (итал.)

Al fine, costretti dalla grande necessità, andassemo a le isole de Capo Verde.

Mercore, a nove de iulio, aggiungessemo a una de queste, detta Santo Iacopo e subito mandassemo lo battello in terra per vittuaglia […]

Commettessimo a li nostri del battello, quando andarono in terra, domandassero che giorno era: me dissero come era a li Portoghesi giove. Se meravigliassemo molto perchè era mercore a noi; e non sapevamo come avessimo errato: per ogni giorno, io, per essere stato sempre sano, aveva scritto senza nissuna intermissione. Ma, come dappoi ne fu detto, non era errore; ma il viaggio fatto sempre per occidente e ritornato a lo stesso luogo, come fa il sole, aveva portato quel vantaggio de ore ventiquattro, come chiaro se vede.

То есть они неправильно праздновали воскресенья , святую Пасху и прочие праздники .

Таким образом было открыто, что при путешествиях вдоль параллелей , то есть в плоскости суточного вращения Земли вокруг своей оси, время как бы меняет свою длительность. Если двигаться на запад , за Солнцем , догоняя его, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток , навстречу Солнцу, отставая от него, сутки, наоборот, укорачиваются. Для преодоления этого парадокса позже была разработана система часовых поясов и понятие линии перемены дат . Эффект смены часовых поясов теперь испытывает каждый, кто предпринимает дальние, но быстрые, путешествия в широтном направлении на самолётах или скоростных поездах.

Примечания

  1. , с. 125
  2. , с. 125-126
  3. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  4. , с. 186
  5. КАПИТУЛЯЦИЯ
  6. , с. 188
  7. , с. 192
  8. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  9. , с. 126-127
  10. , с. 190
  11. , с. 192-193
  12. Подобно солнцу… Жизнь Фернана Магеллана и первое кругосветное плавание (Ланге П. В.)
  13. , с. 196-197
  14. , с. 199-200
  15. , с. 128
  16. , с. 201-202

И услышите: «Конечно, Магеллан». И мало кто засомневается в этих словах. Но ведь Магеллан организовал эту экспедицию, руководил ею, а завершить плавание не смог. Так кто же первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие?

Путешествие Магеллана

В 1516 году малоизвестный дворянин Фернан Магеллан пришел к португальскому королю Мануэлю I с идеей осуществить план Колумба — достичь островов Пряностей, как называли тогда Молуккские острова, с запада. Как известно, Колумбу тогда «помешала» Америка, оказавшаяся на его пути, которую он посчитал за острова Юго-Восточной Азии.

В то время португальцы уже совершали плавания до островов Ост-Индии, но в обход Африки и пересекая Индийский океан. Поэтому новый путь к этим островам им был не нужен.

История повторилась: осмеянный королем Мануэлем Магеллан отправился уже к испанскому королю и получил его согласие на организацию экспедиции.

20 сентября 1519 года флотилия из пяти кораблей вышла из испанского порта Сан-Лукар-де-Баррамеда.

Спутники Магеллана

Никто не оспаривает того исторического факта, что первое кругосветное путешествие совершила экспедиция под руководством Магеллана. О превратностях пути этой драматической экспедиции известно со слов Пигафетты, который вел записи все дни путешествия. Участниками ее были и два капитана, уже не раз побывавшие у островов Ост-Индии: Барбоза и Серрано.

И специально в этот поход Магеллан взял своего раба — малайца Энрике. Он был захвачен на Суматре и уже долго верно служил Магеллану. В экспедиции ему отводилась роль переводчика, когда будут достигнуты острова Пряностей.

Ход экспедиции

Потеряв много времени на пересечение и проход по скалистому узкому и длинному проливу, впоследствии получившему имя Магеллана, путешественники вышли к новому океану. За это время один из кораблей потонул, другой отправился обратно в Испанию. Был раскрыт заговор против Магеллана. Снасти кораблей нуждались в ремонте, а запасы еды и питьевой воды были на исходе.

Океан, названный Тихим, сначала встретил хорошим попутным ветром, но впоследствии он становился все слабее и, наконец, совсем стих. Люди, лишенные свежей пищи, погибали не только от голода, хотя им приходилось питаться и крысами, и кожей с мачт. Главная опасность заключалась в цинге — грозе всех мореплавателей того времени.

И только 28 марта 1521 года они добрались до островов, жители которых с изумлением отвечали на вопросы Энрике, говорившего на своем родном языке. Это означало, что Магеллан со спутниками прибыл на острова Ост-Индии с другой стороны. И именно Энрике — тот самый первый путешественник, совершивший кругосветное путешествие! Он вернулся на свою родину, обогнув земной шар.

Конец экспедиции

21 апреля 1521 года Магеллан был убит, вмешавшись в междоусобную войну местных вождей. Это имело самые дурные последствия для его спутников, которые были вынуждены просто бежать с островов.

Многие из матросов были убиты или ранены. Из 265 человек команды осталось лишь 150, их хватало только на управление двумя кораблями.

На островах Тидоре они смогли немного отдохнуть, пополнить запасы продовольствия, взять на борт пряности и золотой песок.

В обратный путь в Испанию отправился только корабль «Виктория» под управлением Себастьяна дель Кано. Обратно в порт Лукар вернулись всего 18 человек! Вот эти люди и есть те, кто первый совершил кругосветное путешествие. Правда, имена их не сохранились. Но капитан дель Кано и летописец путешествия Пигафетта известны не только историкам и географам.

Первое русское кругосветное путешествие

Начальником первой русской кругосветной экспедиции был Это плавание проходило в 1803-1806 гг.

Два парусных корабля - «Надежда» под командованием самого Крузенштерна и «Нева» во главе с его помощником Юрием Федоровичем Лисянским - вышли из Кронштадта 7 августа 1803 года. Главной целью было исследование Тихого океана и особенно устья Амура. Необходимо было выявить удобные места для стоянки русского Тихоокеанского флота и лучшие маршруты путей его снабжения.

Экспедиция не только имела большое значение для формирования Тихоокеанского флота, но и внесла огромный вклад в науку. Были открыты новые острова, зато стерт с карты океана ряд несуществующих островов. Впервые были начаты систематические исследования в океане. Экспедиция открыла Межпассатные противотечения в Тихом и Атлантическом океанах, измеряла температуру воды, ее соленость, определяла плотность воды... Были выяснены причины свечения моря, собраны данные о приливах и отливах, о компонентах погоды в разных районах Мирового океана.

Были внесены значительные уточнения в карту российского Дальнего Востока: части побережья Курильских островов, Сахалина, полуострова Камчатка. Впервые нанесены на нее некоторые из Японских островов.

Участники этой экспедиции и стали теми из россиян, кто первый совершил кругосветное путешествие.

Но для большинства россиян эта экспедиция известна по тому факту, что на «Надежде» отправилась в Японию первая российская миссия во главе с Резановым.

Великие вторые (интересные факты)

Англичанин стал вторым человеком, совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. Его галеон "Золотая лань" впервые прошел из Атлантического океана в Тихий бурным проливом, впоследствии названным его именем. Этот путь считается гораздо более сложным, чем через из-за постоянных штормов, плавучих льдов, резких перемен погоды. Дрейк стал тем человеком, кто первый совершил кругосветное путешествие, обогнув мыс Горн. С тех пор среди моряков и пошла традиция носить серьгу в ухе. Если прошел оставив мыс Горн справа, то серьга должна была быть в правом ухе, и наоборот.

За свои заслуги был посвящен в рыцари лично королевой Елизаветой. Именно ему испанцы обязаны разгромом своей "Непобедимой армады".

В 1766 году француженка Жанна Барре стала первой женщиной, совершившей плавание вокруг света. Для этого она переоделась мужчиной и попала на корабль Бугенвилля, отправившегося в кругосветную экспедицию, в качестве слуги. Когда обман раскрылся, несмотря на все ее заслуги, Барре была высажена на Маврикии и домой вернулась уже на другом корабле.

Вторая русская кругосветная экспедиция под руководством Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева знаменита тем, что в ходе нее в январе 1820 года была открыта Антарктида.