Все произведения маяковского. Место поэта в отечественной литературе

Владимир Маяковский является прекрасным сатириком. Он блестяще обобщил и развил традиции Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина в новых исторических условиях. Возникнув в новое время, сатира Маяковского коренным образом отличается от сатиры предшественников его агитационной направленностью и революционным оптимизмом Как сатирик Маяковский родился задолго до Октябрьской революции. Первые сатирические произведения были написаны в 1912 году. Это стихотворения «Нате» и «Вам», вошедшие в сборник «Пощечина общественному вкусу». Уже в первых своих произведениях всю силу своего гневного смеха поэт обрушил на конкретных носителей зла, на врагов народа, на спекулянтов, на тех, кто наживается на войне

Наибольшей остроты сатира Маяковского достигает в годы революции. Когда кадеты пытались обмануть народные массы либеральной болтовней, Маяковский создал «Сказку о красной шапочке» в которой говорит:

Жил да был на свете кадет.
В красную шапочку кадет был одет.
Кроме этой шапочки, доставшейся кадету,
ни черта в нем красного не было и нету.

С особой силой зазвучала сатира Маяковского в годы гражданской войны. Работая в «Окнах РОСТА», Маяковский пером поэта и кистью художника разоблачал империалистов-захватчиков, раскрывал их агрессивную политику, показывал предательство эсеров, высмеивал трусов и дезертиров, лодырей и симулянтов на фронте борьбы и труда. Это и «Песня рязанского мужика», и «История про бублики и про бабу, не признающую республики», и «Красный ёж», в котором есть такие строки:

Голой рукой нас не возьмешь,
Товарищи, - все под ружья!
Красная Армия - Красный ёж -
железная сила содружья...

Сатирический талант поэта раскрылся в стихах о загранице. Побывав в Америке и увидев «американский рай» с его «демократией» и «цивилизацией», нечеловеческой эксплуатацией и расовой дискриминацией, Маяковский пишет целый ряд стихотворений об Америке: «Блек энд уайт» «Небоскреб в разрезе», «Порядочный гражданин», «Бруклинский мост» и др. Посмотрев на американский образ жизни, Маяковский приходит к выводу, что технический прогресс в условиях капитализма служит богатым, что Америка страдает политической отсталостью. В стихотворении «Порядочный гражданин» он пишет:

Если глаз твой
врага не видит,
пыл твой выпили
нэп и торг,
если ты
отвык ненавидеть, -
приезжай
сюда,
в Нью-Йорк.

Маяковский бросает вызов Америке и американцам, строившим свое благополучие на долларе.

Вот как он пишет об этом в стихотворении «Вызов»:

Обдирая,
лапя,
хапая,
выступает,
порфирой надев Бродвей,
капитал -
его препохабие.

В 20-е годы Маяковский создает целый ряд произведений, направленных против подхалимов, отрицательных явлений жизни во время нэпа, бюрократов.

В 1922 году поэт пишет стихотворение «Прозаседавшиеся». Вся сила гнева стихотворения направлена против бюрократизма, против тех, кто в заседательской суете увидел стиль работы с людьми. Маяковский открыто заявляет о своем отрицательном отношении к бюрократизму:

Мечтою встречаю рассвет ранний:
«О, хотя бы
еще
одно заседание

относительно искоренения всех заседаний!

Маяковский неустанно призывал к борьбе с обывательщиной, пережитками мещанства. Поэт писал: «Дрянь пока что мало поредела. Дела много - только поспевать» В апреле 1921 года вместе со стихотворением «Последняя страничка гражданской войны» было написано стихотворение «О дряни». Эти два стихотворения тесно связаны между собой и в то же время противоположны по общему тону. Первая строка стихотворения «О дряни»: «Слава, Слава, Слава героям!!!» перекликается с последней строчкой стихотворения «Последняя страничка гражданской войны»:

Во веки веков, товарищи, вам -
слава, слава, слава!

Этим Маяковский подчеркивает, что восславив героев, завоевавших для народа «трудиться великое право», необходимо тотчас же призвать советских людей к отпору мещанству, чтобы «коммунизм канарейками не был побит!» Все стихотворение направлено против обывательского образа жизни и обывательской психологии:

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.

Именно они «свили уютные кабинеты и спаленки», рассуждают, как лучше показаться на балу в Реввоенсовете, с какими эмблемами сшить платье:

И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!

В последние годы жизни поэт создает не только сатирические стихи, но и сатирические пьесы. В пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский продолжает борьбу с бюрократизмом, угодничеством, политическим невежеством, грубостью и пьянством. О пьесе «Клоп» сам Маяковский писал: «Клоп» - это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи, поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином.» Таким мещанином выступает в пьесе «бывший рабочий» Присыпкин, взявший себе «красивое» имя - Пьер Скрипкин. Он перерожденец, ничем не напоминающий советского рабочего. В нем берет верх стремление к обывательскому благополучию: «За что я боролся? Я за хорошую жизнь боролся. Вот она у меня под руками: и жена, и дом, и настоящее обхождение... Кто воевал, имеет право у тихой речки отдохнуть. Во! Может, я весь свой класс своим благоустройством возвышаю Во!» Во второй части пьесы Маяковский переносит зрителя на «десять пятилеток вперед». Люди коммунистического будущего «оживили» Присыпкина и с чувством гадливости помещают его в клетку зоологического сада, прикрепив к ней надпись «обывателиус вульгарис». В образе Присыпкина, по признанию драматурга, сатирически Обобщены факты «обывательской мрази и века, и сегодняшнего дня

Другая пьеса Маяковского «Баня» своим идейным содержанием, своим пафосом и образностью связана с характерной для времени первой пятилетки атмосферой трудового энтузиазма, развития самокритики, борьбы за чистоту партийных рядов. «Главный начальник по управлению согласованием (Главначпупс)» Победоносиков и его секретарь Оптимистенко ставят всевозможные преграды рабочим-изобретателям. «Это можно. Увязать и согласовать - это можно. Каждый вопрос можно увязать и согласовать», - повторяют они на разные лады эту бюрократическую фразу, нанося огромный вред живому делу. Но вот из коммунистического будущего является посланница, которая берет с собой всех, кто не жалеет труда для построения коммунизма в советской стране. Победоносиков и Оптимистенко отброшены как ненужный мусор.

Подлинные герои первой пятилетки предстают перед нами в образах Чудакова, Велосипедкина, Ундертон, Ночкина и других. Наиболее яркими положительными героями пьесы являются Чудаков и Велосипедкин - застрельщики борьбы за социализм. Они связаны узами дружбы, общей целью, ставшей их страстью. Им свойствен размах творческой мысли, трезвый взгляд на жизнь, никогда не переходящий в узкий практицизм. Чудаков - человек дерзкой фантазии, имеющий в основе своей мысль о реальном благе человечества. Велосипедкин не из тех, кто хотел бы попасть в коммунизм на все готовенькое, - он самоотверженный строитель нового общества, и главная черта его характера, пожалуй, ярче всего раскрывается в просьбе к Фосфорической женщине не брать его и его товарищей в светлое будущее прежде, чем будет выполнена пятилетка.

Всем своим творчеством Маяковский был устремлен в будущее. Его боевое оружие - это перо, и своим творчеством поэт пробуждал светлые чувства в человеке, помогал бороться с тем, что мешало жить. Свое поэтическое кредо Маяковский выразил в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»:

Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить -
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца!

Эти строки вошли в сознание миллионов людей, как эпиграф ко всему творчеству Маяковского. Наследие большого писателя живет в поколениях, живет и изменяется, и растет, и осмысливается по-новому, поворачиваясь то одной, то другой стороной. Маяковский отдал народу «звонкую силу поэта», и мы высоко чтим его память. На площади его имени в Москве высится величественный памятник поэту. Маяковский задумчиво стоит на пьедестале и, кажется, он не из бронзы, а живой. И у этого памятника всегда, в любое время года, живые цветы, что является лучшим признанием всенародной любви народа к великому поэту.

Сочинение

Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.

Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.

Первые стихи Маяковский написал в 1909 г.в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах «Пощечина общественным вкусам» («Пощёчина общественному вкусу»), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского «Ночь» («Ночь») и «Утро» («Утро»), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной «машины» цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре «Луна-парк» в 1913 г. его стихотворной трагедии «Владимир М.» («Владимир М.»). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли - поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.

Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи «Пекло города» («Адище города», 1913), «Нате!» («Нате!», 1913), сборник «Я» (1913), поэмы «Облачко в штанах» («Облако в штанах», 1915), « Флейта-Позвоночник» (« Флейта-Позвоночник», 1915), «Война и мир» («Война и мир», 1916), «Человек» («Человек», 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья «Гражданская шрапнель» (Штатская шрапнель», 1914), стихе «Война объявлена» («Война объявлена», 1914),(«Мама и убитый немцами вечер», 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: («Гимн судье», 1915), «Гимн ученому»,(«Гимн ученому», 1915), «Гимн хабарю» («Гимн взятке», 1915) и др.

Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма «Облачко в штанах», какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл «катехизисом современного искусства», провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: «Прочь ваша любовь», «прочь ваш порядок», «прочь ваше искусство», «прочь вашу религию» - «четыре вопля четырех частей». Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы - «Тринадцатый апостол» - было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол - это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока «Двенадцать». Двенадцать - это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, «лишнего» за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского - это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира - Маяковского.

Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали «пощечины общественному вкусу», требовали у парикмахера «причесать он ухо» («Ничто не понимал...»), становится на корточки и лает по-собачьему («Вот так я сделался собакой... «) и с вызовом заявляет: «Я люблю смотреть, как умирают дети...» («Я»), бросает у зал во время выступления: «я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам...» («Нате!»). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. «Поэтика раннего Маяковского, - пишет О. Мясников, - это поэтика грандиозного.

В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация - характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма - одна из центральных проблем раннего Маяковского.

пьеса Маяковского

Альтернативные описания

Ночной кошмар

Вредное насекомое

Говорун из «Сказки о тройке» братьев Стругацких, любивший говор.: «Мы с тобой одной крови, ты и я!»

Насекомое с колющим хоботком, питающееся кровью людей, животных или соком растений

Насекомое-вампир

Сатирическая пьеса В. Маяковского

Самая лакомая его пища - человек, потом идут собака, гусь, кошка, курица, мышь, лошадь, предпочтения при этом отдает чистым, но потным, учуяв которых за 30 метров, он немедленно устремляется в погоню

Постельный «вампир»

Насекомое с «коньячным» запахом

Передвижной шестиногий донорский пункт

Кровосос, которым называют малышей

Кровопийца, вдохновивший Маяковского

Водомерка

Кроватный «кусака»

Вампир из насекомых

Гость Цокотухи

Насекомое в кровати

Кусачее насекомое

Постельный кровосос

Кусачая букашка

Насекомое под матрасом

Противное насекомое

У мухи «сапогами топ, топ»

Комедия Маяковского

Кровопийца

. «коньячная» букашка

Насекомое-кровосос

Шпионский микро-микрофончик

Микрофон шпиона

Кровосос из насекомых

Шпионское «насекомое»-слухач

Непрошеный диванный сосед

Кровососущее насекомое

Мал..., да вонюч

Кровосос

Жук с неприятным запахом

Букашка-кровопийца

Подотряд насекомых из отряда полужестококрылых

Кровосос Маяковского из дивана

Насекомое с хоботком

. «мелкий ребенок» в шутку

Диванный злыдень

Пьеса В. Маяковсого

Обедает прямо в постели

Кровосос с постельным уклоном

Пьеса В.Маяковского

Сатирическая пьеса В.Маяковского

Насекомое с колющим хоботком, питающееся кровью людей, животных

Пьеса В. Маяковского (1928)

Насекомое отряда равнокрылых

. "Коньячная букашка"

Кроватный "кусака"

М. клопик умалит. клопишка презрительное клопища увелич. чужеядное насекомое Сimex. Садовый, древесный, лесной клоп. угловатая бурая букашка, вонючая, как клоп. Мианский клоп, ядовитое закавказское насекомое, из рода клешей. Где попы, там и клопы, а у мужика тараканы. Клопов изводят, разставляя воду, разведенную на серном цвете. Клопец м. растен. Rhinanthus crista galli, денежник, буровец; Staphilea pinnatа, клекачка; Тhlaspi arvence, якутка (ярутка?), денежник, талабан, вередник, жабная, голичек; из него вяжут венички. Крыша клопцем (не хлупцем ли?), жердяная, жерди кладутся по лубку или по скалью, вплотную. Блюдо клопец, мелко изрубленная и поджаренная с сухарями и луком говядина. Клоповий, к клопу относящ., ему прнадлежщ. Клоповий или кавказский порошек, клоповья ромашка, растен., служащее для извода клопов. Клоповное семя, растен. Соrispermum). Клоповник м. багульник, болотный розмарин, Ledum palustre; Тhlaspi arvensе, клопец. Топтун, Сарsella bursа. Lipidum ruderalе, веник, веничник, метелка, вонючка, жеруха; Rhinanthus, клопец; Sisymbrium offic. уразная. вонючий, Сimifuga foetidа. кавказский, клоповья ромашка. Клопика, растен. Вriza mediа, змейка, змеиная, кукушкины слезки. Клоповница ж. растен. Сimifugа, клоповник. Паровой самоварчик, с узеньким носочком, для выварки клопов паром, клоповар м. -варка ж

Постельный "вампир"

Шпионское "насекомое"-слухач

Ядовитое закавказское насекомое Argas, гнездящееся, как клоп, в жильях, хотя оно из рода клещаков

Говорун из "Сказки о тройке" братьев Стругацких, любивший говор.: "Мы с тобой одной крови, ты и я!"

Насекомое с "коньячным" запахом

У мухи "сапогами топ, топ"

. "мелкий ребенок" в шутку

Полк задом наперёд

Полк от конца к началу

Полк задом наперед

Какие известны драматические произведения Мая­ковского? Какова их творческая и сценическая судьба?

«Владимир Маяковский» (1913), «Мистерия-буфф» (1918), са­тирические комедии «Клоп» (1929), «Баня» (1930).

О трудностях постановки «Мистерии-буфф» Маяковский пи­сал в статье «Только не воспоминания» (1927). «Театра не находи­лось. Предоставили нам цирк, разбитый и разломанный митингами. Затем и цирк завтех М.Ф. Андреева предписала отобрать. Я никогда не видел Анатолия Васильевича (Луначарского) кричащим, но тут рассвирипел и он. Через минуту я уже волочил бумажку с печатью насчет палок и насчет колес.

Дали „Музыкальную драму”. Актеров, конечно, взяли сборных. Аппарат театра мешал во всем, в чем и можно, и нельзя. Закрывал входы и запирал гвозди… Только в самый день спектакля принесли афиши — и то нераскрашенный контур — и тут же заявили, что клеить никому не велено. Я раскрасил афишу от руки. Наша при­слуга Тоня шла с афишами и с обойными гвоздочками по Невскому и — где влезал гвоздь — приколачивала тотчас же срываемую ве­тром афишу.

И, наконец, в самый вечер один за другим стали пропадать актеры. Пришлось мне самому на скорую руку играть и Человека просто и Мафусаила и кого-то из чертей».

В 1929 г. Маяковский написал сатирическую комедию «Клоп», в которой клеймил приспособленчество, пошлость, ме­щанство, обывательщину. Спектакль «Клоп» готовился в театре Мейерхольда. Перед премьерой Маяковский написал стихи для ре­кламной листовки:

Люди хохочут и морщат лоб в театре Мейерхольда на комедии «Клоп»,

«Гражданин!

на демонстрацию „Клопа».

У кассы — хвост, в театре — толпа.

Но только не злись

на шутки насекомого.

Это не про тебя,

а про твоего знакомого.

Премьера спектакля состоялась 13 февраля 1929 года. После этого пьеса Маяковского ставилась во многих театрах страны. Режиссером спектакля был В.Э. Мейерхольд, оформляли поста­новку художники-карикатуристы Кукрыниксы и А.М. Родченко, музыку написал Д.Д. Шостакович. Роль Присыпкина исполнял И.В. Ильинский.

Маяковский написал комедию «Баня» (1930). В заметке «Что такое „Баня”? Кого она моет?» он писал:

«„Баня” — драма в шести действиях с цирком и фейерверком.

„Баня” — моет (просто стирает) бюрократов.

„Баня” — вещь публицистическая, поэтому в ней не так назы­ваемые „живые люди”, а оживленные тенденции.

Сделать агитацию, пропаганду, тенденцию — живой, — в этом трудность и смысл сегодняшнего театра… Театр забыл, что он зрелище. Мы не знаем, как это зрелище использовать для нашей агитации. Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной — в этом суть моей театральной работы…» Спектакль «Баня» ставился в Московском театре Мейерхольда в 1930 г. «…Мейерхольд ставил „Баню” … перед премьерой Маяковского, — вспоминает артист А.А. Темерин, — волновался страшно!

Во время всех спектаклей Маяковский бывал в театре: он хо­тел наблюдать за публикой. Как только кончался акт, он взбегал по лестнице на бельэтаж, чтобы оттуда видеть зал; перед антрактом летел наверх, а в антракте опять спускался в зал и в фойе…»

О премьере спектакля «Баня» Маяковский писал: «Мне, за ис­ключением деталей, понравилось, по-моему первая поставленная моя вещь. Прекрасен Штраух в роли Оптимистенко. Зрители до смешного поделились — одни говорят: никогда так не скучали, другие: никогда так не веселились. Что будут говорить и писать дальше — неведомо».

Московский Театр сатиры поставил пьесы «Баня» (1953), «Клоп» (1955), «Мистерия-буфф» (1957).

О творческой заинтересованности всего театрального коллек­тива в сценическом воплощении пьес поэта писали режиссеры спектакля В.Н. Плучек, С.И. Юткевич: «Каждый из нас прошел большую часть своего жизненного пути с горячей личной привер­женностью к Маяковскому, у каждого за плечами остались твор­ческие пробы, связанные с именем поэта. Нас равно огорчало со­знание, что вдохновенные драмы Маяковского не стали до сих пор достоянием зрителя, равно мечталось нам вернуть Маяковского те­атру. С этой надеждой мы приступили к „Бане” и, пройдя через эту превосходнейшую в творческом отношении школу, вышли из нее не только обогащенными — духовно и художественно, — но с еще большей влюбленностью в Маяковского, в его неукротимый дух, в его мысль и его страсть, в его несравненный поэтический дар».

В.Э. Мейерхольд, поставивший в 20-хгг. все пьесы Маяковского, так высказался о драматургии В.В. Маяковского: «Меня иногда упрекали в некотором пристрастии к Маяковскому как к драматур­гу… Со времени драматургического дебюта Маяковского прошло порядочное количество времени. Если я в отношении Маяковского действительно перехватил, то после смерти Маяковского должны бы были появиться другие драматурги, которые сейчас выплыли бы, раз раньше их заслонял Маяковский. Но равных ему по силе пока не видать…

В течение целого ряда лет у меня, да и не у меня одного, а так­же и у Луначарского, и у других товарищей, занимавших ведущие посты в советском театре, — у нас у всех было желание увидеть на сцене так называемую утопическую пьесу, пьесу, которая ста­вила бы не только проблему сегодняшнего дня, но и заглядывала бы на десятилетия вперед. Нам никогда не приходилось просить Владимира Маяковского, чтобы он написал нам такую пьесу, он сам приносил нам их. Заметьте, что во всех его пьесах, начиная от „Мистерии-буфф”, есть живая потребность заглянуть в то велико­лепное будущее, о котором не может не грезить всякий человек, ко­торый строит подлинную новую жизнь… И я убежден, что если бы Маяковский остался в живых, то он был бы первым драматургом современности».

Известны ли какие-либо драматические произведения о Владимире Маяковском? Кто их автор? Были ли они постав­лены, кто исполнял роль поэта?

Пьеса В. Катаняна «Они знали Маяковского» была постав­лена в Государственном академическом театре драмы имени

А.С. Пушкина (1953). Н.К. Черкасов (1903-1966) блестяще испол­нял роль поэта и произвел неизгладимое впечатление на зрителей мастерским чтением стихов. Об участии в спектакле он вспомина­ет: «Спектакль, по мнению режиссера, должен был звучать не как повествовательно-исторический, а как остро современный. Он дол­жен был перекликаться с нашей сегодняшней борьбой за большое идейное искусство, за гуманизм, за мир во всем мире, ибо герой спектакля и сегодня — наш вернейший помощник в этой великой борьбе.

Маяковский появлялся в первой картине в «Кафе поэтов», чтобы огласить свою политическую декларацию — знаменитый «Левый марш».

В сцене книжной лавки писателей образ героя поворачивался к нам новой стороной. Мы видели в нем рачительного хозяина, за­ботящегося о верном направлении и развитии советской литера­туры. Затем Маяковский появляется в редакции «Комсомольской правды».

Своей кульминации пьеса достигла в седьмой картине, где пе­ред зрителями Маяковский-трибун выступал на эстраде…

И, наконец, в последней, завершающей картине наглядное оли­цетворение получила тема неразрывной связи со своим народом, со своей эпохой.

…В заключение я хочу вам прочесть одно из последних стихо­творений, посвященных Кузнецкстрою и людям Кузнецка.

…Я останавливаюсь у авансцены, принимаю скульптурно-пла­стическую позу с закинутыми за спину руками и медленно, протя­гивая ударные гласные в каждой строке, читаю:

По небу тучи бегают, дождями сумрак сжат.

Под старою телегою рабочие лежат.

И слышит шепот гордый Вода и под и над:

«Через четыре года Здесь будет город-сад!

Переходя к финалу, одновременно делая в ритм стиха два шага вперед и поднимая руки, желая обнять всех присутствующих со­ветских людей в зале, заканчиваю:

Я знаю — город будет,

Я знаю — саду цвестъ, когда такие люди в стране Советской есть!»

Ответы на вопросы - Маяковский

4.1 (81.05%) 19 votes

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на станицы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее станицах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.