Введение новых технологий в образовательный процесс. Внедрение инновационных технологий в

Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс

Современная школа должна стать передовой площадкой в части информационных технологий, местом, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов. Слово «инновация» (от латинского «иннове») появилось в середине 17 века и означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в нее и порождение целого ряда изменений в этой сфере. Инновация – это, с одной стороны, процесс вновления, реализации, внедрения, а с другой – это деятельность по взращиванию новации в определенную социальную практику, а вовсе – не предмет.

В образовании стоит рассматривать инновацию педагогическую (нововведение)

1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;

2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.);

3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Образование - это путь и форма становления целостного человека.

Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Современное понятие «образование» связывается с толкованием таких терминов как «обучение», «воспитание», «образование», «развитие». Однако, до того как слово «образование» стало связываться с просвещением, оно имело более широкое звучание. Словарные значения рассматривают термин «образование», как существительное от глагола «образовывать» в смысле: «создавать», «формировать» или «развивать» нечто новое.

Создавать новое - это и есть инновация. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Во-первых - это некий умственный потенциал неспокойных, жаждущих творчества в педагогике людей; во-вторых - это сильнейшая энергетика, запустившая, наконец, инновационную машину в действие.

К инновациям относятся внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс, программное обеспечение поставляемое в школы, интерактивные электронные доски, проекты модернизации и т.д.

Инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими только развитие умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов, чтобы они сумели поставить ребенка на равный уровень с собой, смогли дать ребенку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. При инновационном стиле преподавания спектр образовательных программ намного шире, что ставит учащегося перед выбором индивидуальной образовательной траектории. Дети в образовательных учреждениях разноплановые, с разным уровнем школьных знаний, разной самооценкой, разным мироощущением. Но это не важно. Важно то, что учащиеся приходят на занятия с горящими глазами, неутомимой жаждой действия и уходят, безгранично веря в свои возможности. Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Прежде чем внедрять инновации в образовательную систему, необходимо работать с коллективами школ, изменять отношение к организации занятий, к старшеклассникам.

Инновационные технологии в школе

Школа использует инновационные образовательные технологии и методики преподавания различных учебных дисциплин, позволяющих значительно повысить эффективность обучения, инициативность и успешность всех участников образовательного процесса.

Личностно- ориентированное обучение. Применяется на уроках русского языка, литературы, биологии, географии, технологии, истории.

Информационно - коммуникационные технологии (математика, биология, технология, история, информатика, окружающий мир, чтение).

Проектно - исследовательская технология (математика, биология, география, технология).

Здоровьесберегающие технологии (на всех уроках).

Коллективно - индивидуальная мыследеятельность (литература, биология, география).

Блочно – модульная технология (биология, география, история, обществознание, математика).

Игровые технологии (на всех уроках).

Инновационные технологии на уроках

В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский аналог этому слову – нововведение. Сегодня инновационные явления обнаруживаются во всех элементах педагогического процесса. Так, инновационный урок рассматривают с позиции новых введений в организацию учебного процесса на определенный период времени.

Существует устойчивое мнение, что инновационный урок сформировался на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Это отчасти верно, однако главную роль в развитии урока нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.

Во-первых, увеличился объем новой информации из разных областей науки: философии, истории, географии, литературы, психологии, социологии, технологии производства, экономики, иностранных языков. Какую часть от этого объема предлагать детям; где и как им выбирать необходимую информацию, меняющуюся по содержанию и значимости практически каждый день? Эти вопросы сформировали задачу – обучить школьников умению искать нужную информацию, определять, с какой целью она применяется и распространяется, отличать род информации.

Во-вторых, изменились условия организации обучения: статус школы; образовательные программы, планы и учебники; формы обучения (дневное, заочное, вечернее, экстернат, домашнее, семейное); оснащение кабинетов техническими средствами. В связи с новыми требованиями социально-экономического характера, влияющими на процесс развития как групповой, так и индивидуальной деятельности учащихся, изменилась и структура организации учебно-воспитательного процесса.

В-третьих, изменились требования к профессиональной компетенции учителя, подходы к обучению. В настоящее время актуальными вопросами в процессе обучения стали: здоровье ребенка; его психолого-педагогические и возрастные особенности; адаптация к очередной ступени, классу, школе, требованиям учителя и т. д.

Основа моделирования инновационного урока

Инновационный урок – это динамичная, вариативная модель организации обучения и учения, учащихся на определенный период времени.

В его основе могут быть:

Элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ, экскурсий, форм факультативных занятий;

Обучение учащихся через художественные образы; раскрытие способностей школьников через активные методы творческой деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного искусства);

Научно-исследовательская деятельность, подразумевающая активное применение методологических знаний в процессе обучения, раскрывающая особенности мыслительной работы учащихся;

Применение психологических знаний, отражающих специфику личности учащихся, характер отношений в коллективе, и т. д.

Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему – именно этот процесс является инновацией. Изобретательная деятельность учителя на инновационном уроке раскрывается в разнообразных, необычных заданиях, неординарных действиях, конструктивных предложениях, занимательных упражнениях, конструировании хода урока, создании учебных ситуаций, дидактическом материале, подборе научных фактов, организации творческой работы учащихся.

Виды инновационных уроков:

    уроки самостоятельной деятельности;

    исследовательские;

    на основе групповой технологии;

    проблемные;

    дифференцированного обучения;

    на основе проектной деятельности;

    уроки-тренинги

    и др.

Уроки самостоятельной деятельности – форма учебного процесса на основе организации самостоятельной работы учащихся.

Цель таких уроков – формирование и развитие механизмов независимости школьников, утверждение самостоятельных качеств личности. Такими механизмами могут быть привычки, убеждения, традиции, действия. Данные уроки играют большую воспитательную роль. При подготовке к урокам данного вида необходимо изучить уровни общеучебных умений и навыков учащихся, их способности к самостоятельной работе; определить содержание и направленность самостоятельной деятельности учащихся. Для каждого ученика разрабатывается модель самостоятельной работы: подбирается технология обучения; объем и содержание учебного материала; литература и дидактический материал; технико-технологические средства учебного процесса. Каждому ученику выдаются соответствующие рекомендации в письменной и устной форме.

На уроках самостоятельной деятельности должны быть четко определены позиции учителя и ученика:

Позиция учителя: инициирование субъективного опыта ученика и развитие его индивидуальных способностей в течение учебного процесса; выбор технологии обучения (как и чему, буду учить);

Позиция ученика: выбор технологии учения (что и как сам буду изучать) на определенный период времени.

Советы учителю по проведению уроков самостоятельной деятельности:

Демонстрировать доверие;

Не мешать при выполнении задания, пока учащийся сам не попросит помощи;

Не критиковать за ошибки;

Собеседование вести в виде уточнения деталей;

Определять конкретный объем работы для того, чтобы ученик мог рассчитать свои силы;

Установить временные рамки для выполнения работы;

Создать условия для осуществления самооценки учащимся результата собственной деятельности;

Определять критерии выполнения самостоятельной работы;

Разработать формы контроля самостоятельной деятельности, критерии оценки результата деятельности учителем.

Уроки самостоятельной деятельности не могут показать полную картину педагогического мастерства учителя, они лишь частично раскрывают аспекты его творчества и самобытности.

Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления.

Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

В основе такого урока – организация практического лабораторного исследования проблемы, темы или поставленной задачи.

Учащиеся на уроке сами подбирают вопросы для изучения, ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.

Цель деятельности учащихся на исследовательском уроке – получение конкретного результата (продукта).

Отличительные особенности технологии такого продуктивного (нацеленного на получение продукта) обучения:

Самостоятельная учебная деятельность школьника, тесно связанная с его реальной трудовой деятельностью;

Ориентация учебы и труда на конечный результат;

Смена урочных, замкнутых форм отношений между педагогом и учащимися на более открытые, направленные на совместную деятельность и сотрудничество.

Идеология продуктивного образования раскрывает широкие возможности для обучения учащихся вне стен классов, программ школ.

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения заданий учащимися в природе.

Основная цель экологической тропы – взаимосвязь трех компонентов: обучения, воспитания и отдыха.

Задачи учебной экологической тропы:

1) показ причинно-следственных связей в природе, взаимодействие природы и общества.

2) расширение естественнонаучного кругозора посетителей.

Назначение учебной экологической тропы – создать условия для воспитания экологически грамотных людей, для формирования высокой культуры поведения человека в окружающей среде.

По сути, экологическая тропа – это учебно-просветительский кабинет в природных условиях, дающий возможность наглядно продемонстрировать, как же влияет деятельность человека на окружающую среду, оценить результаты такой деятельности.

Требования к созданию учебной экологической тропы:

    1.Маршрут тропы должен соответствовать ее назначению и учитывать условия данной местности;

    2. Маршрут необходимо прокладывать по уже сложившейся дорожно-тропиночной сети;

    3. Тропа должна пролегать по красивой местности, удовлетворять эстетические и познавательные потребности;

    4. Тропа должна нести информацию: познавательную (натуральные объекты: виды растений и животных, формы рельефа, почв, горные породы и другие элементы живой и неживой природы); просветительную (элементы антропогенного ландшафта) и предписывающую (лозунги, призывы, правила, указатели, нанесенные на щитах и знаках).

План основных работ по созданию учебной экологической тропы:

1. Проложение маршрута учебной экологической тропы.

2. Составление схемы тропы, вычисление на местности имеющихся объектов.

3. Оформление учебной экологической тропы.

Информационные доски с указанием стоянок маршрута;

Информационные щиты (правила поведения на УЭТ, карта-схема УЭТ, лозунги).

Оборудование рекреационной зоны.

4. Подготовка экскурсоводов

Составление плана проведения экскурсий;

Написание рефератов по экскурсионным объектам;

Учеба экскурсоводов-учащихся;

Составление путеводителя (буклета) по тропе.

5. Оформление документации по УЭТ

Паспорт;

Карта-схема;

Правила поведения;

Рефераты;

Альбом-раскладушка.

6. Использование учебной экологической тропы в экологическом воспитании школьников и жителей микрорайона.

К сожалению, в настоящее время невозможно установить на тропе информационные щиты: это достаточно дорого и недолговечно, в связи с варварским к ним отношением. Поэтому используются листовки.

Тексты, написанные на бумаге, развешивают на растениях. В листовках содержатся сведения о жизни объектов тропы, высказывания о природе, стихи, обращения по поводу охраны природы.

Перед началом экскурсии экскурсанта учат правилам хождения по тропе, напомнив народную мудрость: «Один человек пройдет – оставит след, сто – тропинку, а тысяча – пустыню». Чтобы не превратить территорию участка в пустыню, следует ходить по тропинкам и дорожкам.

В процессе проведения экскурсии используются небольшие этикетки-номерки (фанерка размером 12х10 см на колышке длиной 25-30 см). Они покрашены белой краской, а по ней написаны цифры (красного, синего, зеленого цвета). Их расставляют по ходу экскурсии на местах остановок у какого-либо объекта, а затем собирают.

Станции экологической тропы:

    №1 Цветочная станция. На ней можно познакомить ребят с декоративными растениями на экскурсиях в 5, 7 классах.

    №2 Водоем. Сюда проводятся экскурсии «Жизнь в водоеме» для учащихся 5 класса, «Членистоногие» - для учащихся 8 класса.

    №3 Естественное почвенное обнажение («Почвенный разрез»). Здесь проходят экскурсии по природоведению, биологии 6 класса.

    №4 Лес. Здесь проходят разнообразные экскурсии для учащихся начальных классов, «Сезонные явления в природе» - для учащихся 5, 7, 8 классов.

    №5 Луг. Экскурсии «Природное сообщество» - для учащихся 5 класса, «Насекомые» - для учащихся 8 класса.

    Другие станции.

Экологическая тропа дает возможность реализовать учебные, научные и воспитательные цели.

Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах; по вариантам; классный конвейер; зачет в парах и т. д.

Цель групповой технологии – обучение умению работать в коллективе и средствами коллектива. Каждый участник групповой деятельности непроизвольно включается в совместную работу и оказывается перед выбором: либо делать как все, либо определить себе место, роль и функцию в коллективе. Для подростков, стремящихся к самоутверждению среди сверстников, подобное самоопределение в деятельности имеет большое значение. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в ученическом коллективе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно. Наиболее эффективны уроки групповой технологии на основе методов диалога, собеседования, обмена мнениями, совместной деятельности.

Уроки дифференцированного обучения строятся в соответствии с уровнем развития школьника и уровнем его базовых знаний.

Цель дифференцированного обучения – развитие и формирование способностей каждого учащегося.

Организация учебной деятельности на таких уроках специфична и требует рассмотрения индивидуальных принципов обучения, а также совершенствования теоретического и практического материала учебно-воспитательного процесса на уроке.

Самый распространенный тип таких уроков – урок, предполагающий работу учащихся в малых группах с несколькими уровнями знаний (уровневая дифференциация обучения).

Условия реализации таких уроков:

Определение уровней знаний учащихся и их способностей к обучению;

Выделение базового объема знаний, необходимого для закрепления;

Определение способов учения для каждого ученика;

Подготовка дидактического материала;

Подготовка блоков учебного материала;

Установление регламента для выполнения тех или иных заданий;

Определение механизма контроля учебных действий учащихся во время самостоятельной работы с целью обозначения дальнейших шагов или этапов организации обучения.

Уровень знаний детей и их способности к обучению – главный показатель, на основе которого педагог должен организовывать учебный процесс. На уроках дифференцированного обучения процесс освоения определенной темы, раздела может повторяться несколько раз, до тех пор, пока школьник не научится определенным действиям.

Проблемные уроки – форма организации обучения учащихся на основе создания проблемной ситуации.

На таком уроке перед школьниками либо ставится, либо вместе с ними определяется проблема.

Цель проблемного обучения – активизация познавательной сферы деятельности учащихся на основе выявления причинно-следственных связей. Чем отличается проблема от задачи?

Проблема – это противоречие, которое может проявляться в каких-либо действиях, явлениях, фактах. Сама проблема не имеет выраженных условий протекания.

Задача обязательно имеет какие-либо условия, раскрывающие характер действия, события, явления, и требует исполнения.

Например, ситуация 1 – пожар (предмет – ОБЖ). Условия проблемы не ясны. Возникает ряд вопросов: что горит? почему горит? где горит? что делать? Ситуация 2: горит квартира на первом этаже кирпичного здания на улице Лесная, д. 3. Данная задача уже относительно понятна, поскольку раскрыты условия процесса пожара. Соответственно, понятны и действия спасательной службы.

Проблемное обучение – это технология обучения умению видеть и выделять противоречия по конкретному предмету, а также умению решать проблемы. Проблемные уроки структурно немного напоминают психологические ситуации, которые имеют своеобразную конструкцию деятельности. Искусство учителя заключается в том, чтобы дать учебный материал как неизвестные знания, которые школьники должны открыть для себя сами. Проблемное обучение – это, прежде всего, обучение умению находить новые способы решения сложившихся противоречий. Задача учителя – организовать учебную деятельность на основе активизации мышления учащихся на всех этапах урока. Характер познавательной деятельности учащихся может быть различным: одни решают, используя вопросы и ответы; другие – методом анализа ситуации; третьи – методом диагностики и выводов; четвертые – подбором и т. д. Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать урок проблемного обучения практически невозможно.

Урок-тренинг – форма организации учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала.

Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех же знаний или действий.

Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальные уроки-тренинги отличаются от групповых спецификой проблем. На уроках-тренингах групповой технологии рассматривается проблема, характерная для всех участников учебно-воспитательного процесса, на индивидуальной – для конкретного учащегося.

Принципы ведения уроков-тренингов подбираются или разрабатываются учителем в зависимости от характера проблемы, социально-педагогических условий ведения, а также целей и задач закрепления изученного материала. Для таких уроков разрабатываются критерии действий учащихся как эталон умений, на занятиях раздаются печатные образцы разных видов деятельности. Например, образец выполнения одного упражнения; образец выполнения другого более сложного задания. Данные образцы помогают детям быстрее и эффективнее приобрести тот или иной навык или умение. Учитель помогает учащимся отслеживать процедуру выполнения конкретного задания, выявлять ошибки в учебных действиях и обязательно осуществляет измерение и оценку деятельности, без которых невозможно определить результат достижения.

На уроке-тренинге учащимся приходится выполнять однообразную работу, поэтому опытные учителя всегда используют элементы педагогического творчества, например:

Подбор необычных заданий, дидактического материала;

Организацию: – соревнований; – взаимного контроля и т. д.

Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения.

Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя – подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности.

Преимущества метода проектов:

Системное закрепление знаний по другим учебным предметам. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, "подстегивают" его интерес к другим дисциплинам;

Развитие навыков и умений планирования, исследования и систематизации полученных данных;

Развитие социальных (работа в команде) и физических умений и навыков;

Развитие уверенности в своих силах.

Дети учатся подходить к окружающему их миру творчески, обретают уверенность в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь других людей.

Инновационные воспитательные технологии

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия России, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей. В связи с этим в системе российского образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося.

Этот процесс заключает в себе следующие тенденции:

1. направленность на поддержку и защиту развивающейся личности, на создание оптимальных условий для её творческого развития, на «формирование социальной адаптивности и мобильности» в условиях рыночной экономики;

2. обретение школьником своего образа «лица» в процессе усвоения им накопленной культуры и выращивания своей собственной;

3. развитие школы как единого «благоустроеннейшего государства» с целью создания условий для созидательной деятельности каждого учителя, педагогического коллектива в целом.

Следовательно, имея в виду данные тенденции, мы с вами призваны решать задачу по формированию разносторонней развитой личности путём приобщения её к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта и последующей его трансформации в опыт индивидуальный. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя.

Необходимость инновационного характера развития образования в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении образовательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня образования (уровня воспитанности) выпускников.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов.

Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.

Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характеристики:

Новые знания, умения, навыки учащихся, повышение уровня их личностного развития;

Отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.);

Повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношение к работе;

Рост престижа образовательного учреждения в социуме, выражающийся в притоке учащихся и педагогов и т.д.

Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также приемы использования информационных и коммуникационных технологий в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также с методами его информатизации. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Само дополнительное образование школьников органически связано с учебно-воспитательным процессом в школе, внеурочной работой. Цель дополнительного образования школьников, а значит и внеурочной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Однако следует помнить о том, что дополнительное образование школьников предполагает, прежде всего, реализацию образовательной дополнительной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний. В системе общего среднего образования предпочтение отдается учебному направлению внеурочной работы - учебной деятельности школьников. Учебная деятельность - один из основных видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. В свою очередь, внеурочная деятельность - это один из видов деятельности школьников, направленный на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеурочное время. Все перечисленные выше виды деятельности школьников, несмотря на наличие индивидуальных специфических характеристик, тесно связаны между собой, что должно быть отражено в развитии процессов информатизации соответствующих направлений образовательной деятельности и объединении информационных средств и ресурсов, используемых при информатизации разных видов деятельности школьников. Учитывая перечисленные особенности, перед педагогами ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании информационно-коммуникационных технологий и обеспечивающей:

Повышение эффективности и качества внеурочной деятельности;

Активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций, возможности управления, выбора режима внеурочной деятельности школьников;

Углубление межпредметных связей, за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации;

Усиление практической направленности знаний, полученных в рамках внеурочных мероприятий;

Закрепление знаний, умений и навыков в области информатики и информационных технологий;

Формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности, реализуемой с помощью средств ИКТ;

Осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;

Развитие способности свободного культурного общения школьников с помощью современных коммуникационных средств. Основными целями информатизации внеурочной деятельности школьников являются:

Вовлечение школы в построение единого информационного пространства (создание сайта);

Формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;

Формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества;

Развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (школьные газеты, классные уголки, информационные стенды, тематические открытки к знаменательным датам, информационные листовки, буклеты);

Развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, проводимые в рамках работы школы, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, районного, городского, регионального, всероссийского, международного масштаба);

Развитие внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления, сообразительности (психологические тренинги; психолого-педагогическая помощь, коммуникативные тренинги);

Повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;

Развитие материально-технической базы системы общего среднего образования (компьютерные классы, интерактивная доска, сетевое окружение, возможность бесплатного выхода в Интернет, оргтехника, электронные учебники, преумножение базы ТСО, учебно-методические комплекты, карты, раздаточный материал, наглядные пособия);

Организация эффективного информационного взаимодействия учителей, школьников и родителей (школьный сайт, электронный журнал);

Внедрение средств ИКТ в социально-воспитательную работу;

Осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками (уроки с компьютерной поддержкой);

Развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами города, области, бывшими выпускниками;

Оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения. Использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению школьников. Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, способствует повышению уровня воспитанности учеников.

На нашем сегодняшнем педагогическом совете мы услышим и увидим взгляд всех участников образовательного процесса (администрации, классных руководителей, учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей) на цели, результат современного подхода к учебно-воспитательной деятельности и пути достижения этого результата в современных условиях.

Инновация - нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции.

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Технология - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и / или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.

При этом:

Под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т.п.);

Под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;

Под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.

Доклад по теме:

«Внедрение в практическую деятельность инновационных

технологий в процессе обучения и воспитания».

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.

Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.

Какие принципы лежат в основе педагогической деятельности учителя? Что самое главное для учителя, работающего в 21 веке?

В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал российского педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий. Современные педагогические технологии могут реализовываться только в инновационной школе.

Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) инновационных школ:

* Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.

* Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

* Концептуальность учебно-воспитательного процесса : сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

* Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса .

* Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей школы социальному заказу.

В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе.

2. Личностно - ориентированные технологии в преподавании предмета

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, без конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Проявляется в освоении учащимися индивидуальных образовательных программ в соответствии с их возможностями и потребностями.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьников. Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ребенка в отдельности, класса, параллели, школы в целом.

4 . Мониторинг интеллектуального развития. Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5 . Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика. Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах детского творчества

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые.Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций. Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.

Наша школа имеет большие возможности для широкого внедрения в практическую работу разнообразных современных технологий. Это объясняется, прежде всего, работой школы в инновационном режиме, широком внедрении в практику работы информационно-коммуникационных технологий, работы с одаренными детьми.

Во-первых, много знать и стараться узнать еще больше. Учить детей учиться – важнейшая задача любого педагога. Вслед за известными педагогами считаю, ученик должен стать творцом своей деятельности. Поэтому стараюсь строить обучение так, чтобы ребенок, прилагая усилия, преодолевая небольшие трудности, добивался результата, тогда его роль в обучении будет деятельностной, а результат более радостным.

Главное направление экспериментальной работы - развитие способностей учащихся к самостоятельному поиску, приобретение навыков решения жизненных задач в процессе обучения в школе.
Цель экспериментальной работы - создание учебной среды, направленной на развитие интеллектуальных, познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных и компьютерных технологий в школе. Это создает учебную среду, направленную на развитие творческих, познавательных способностей учащихся на основе внедрения проектных технологий в школе.

Направления экспериментальной деятельности:

    Отработка модели индивидуализированного обучения школьников с использованием информационных технологий;

    Разработка системы показателей функциональной грамотности выпускников разных ступеней школы, реализуемой с применением УИТ;

    Реализация информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения;

    Комплекс работ по построению и развитию единого образовательного информационного пространства школы и обеспечению технологии его функционирования;

В своей практической деятельности учителя используют современные педагогические технологии. Применение информационных компьютерных технологий не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повышает мотивацию учащихся к учению; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Основная задача - мотивировать ученика в его занятиях, как на уроках так и внеурочной деятельности. Повысить интерес к предмету можно через создание мультимедийных презентаций. Этот вид деятельности очень нравится школьникам разных возрастов с 6 по 10 класс.

В результате проведения интегрированных уроков происходит развитие эмоциональной сферы детей. По мнению Сухомлинского это дает "желанное пробуждение мысли”, что реализует нашу цель развитие социального интеллекта. Интегрированное обучение создает новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Многие общеучебные понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами …..

Использование нетрадиционных методов обучения ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Владение информационно-коммуникационными технологиями является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий. Необходимо постоянно осваивать информационные технологии, которые создают новые возможности для повышения эффективности работы учителя.

Ирина Коваленко
Традиционное и инновационное образование. Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ

Современное российское дошкольное образование – это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов.

Инновационный процесс – это комплексная направленная деятельность по внедрению (распространению) и использованию новшеств.

Раньше ориентирами образования были формирование знаний, навыков, обеспечивающих «готовность к жизни». Теперь образование все более ориентируется на создание таких технологий влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, которые обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

В споре о том, какая система образования лучше – традиционная или новая – не может быть однозначного ответа. В каждой системе есть и положительные моменты и отрицательные. Если обществу и государству нужен человек дисциплинированный и послушный – приоритет отдается традиционным системам. А если обществу нужны люди творческие, самостоятельные, мыслящие, возможно с чем-то не согласные, где-то не послушные, умеющие отстаивать свою точку зрения – тут зеленую улицу получает развивающая система образования.

С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования. Система, предлагаемая нам новыми стандартами, как раз развивающая, направленная на раскрытие в первую очередь личности. Мы должны воспитать к школе ребенка инициативного, уверенного в своих силах, способного договариваться, учитывать интересы других, владеющего разными видами и формами игры, способного к волевым усилиям, любознательного, с проектным мышлением.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательных сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.

Обновление содержания воспитания – одно из актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе развития. Очевидно, что традиционные технологии устаревают, они мало эффективны. Необходимы инновационные методы воспитания, адекватные психологическим, возрастным и культурным возможностям детей дошкольного возраста. Одной из задач дошкольного образования становится раскрытие потенциала всех участников педагогического процесса, предоставление им возможности проявления творческих способностей. Решение этой задачи не возможно без осуществления вариативности образовательных процессов, в связи с чем, проявляются различные инновационные технологии.

Инновационная технология – это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата в личностном развитии ребенка. К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Здоровьесберегающие технологии;

Технологии проектной деятельности;

Технологии исследовательской деятельности;

Информационно-коммуникационные технологии;

Личностно-ориентированные технологии;

Игровые технологии;

Здоровьесберегащие технологии

Основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении сказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формировании и развитии знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Современные здоровьесберегающие технологии.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика.

2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, игротренинги, игротерапия, коммуникационные игры, самомассаж, точечный самомассаж, занятия из серии «Здоровье».

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального развития, сказкотерапия, технологии воздействия цветов, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное неосложненное развитие.

Технологии проектной деятельности.

Целью использования этих технологий являются формирование у ребенка умения работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам совместной деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Смысл проектных технологий заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребенком совместно с педагогом.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умением и предъявленными требованиями.

Знания, которые ребенок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявленными требованиями.

Технологии исследовательской деятельности

Основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Прослеживание и анализ особенностей «поведения» предметов в специально созданных условиях и составляет задачу экспериментальной деятельности. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям исследования: опыты, коллекционирование, путешествие по карте – освоение пространственных схем и отношений, путешествие по «реке времени» - освоение временных отношений.

Информационно-коммуникационные технологи

Цель Информационно-коммуникационной технологии – развивать информационную компетентность дошкольников, формировать основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребёнку включаться в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, информационной, коммуникационной. Использование ИКТ на занятиях в детских учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению полученных знаний. Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе ДОУ – это одна из самых актуальных проблем в дошкольной педагогике. Существующие программы «Страна знаний», «Букварики – смешарики», «Игры для Тигры» и др. дают огромные возможности для развития мышления детей, коррекции речевых нарушений, обучения грамоте, изобразительной деятельности.

Личностно-ориентированные технологии

Цель данной технологии – создание демократичных партнерских гуманистических отношений между ребенком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребенка во главу обучения.

Личностно-ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. В центре внимания педагога уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание.

Педагогика сотрудничества является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических технологий. Педагогику сотрудничества разработал Ш. А. Амонашвили. Название этой технологии дано группой педагогов-новаторов, в опыте которых были обобщены лучшие традиции советской школы и достижения русской и зарубежной технолого-педагогической науки и практики (в том числе К. Д. Ушинского, В. А. Сухомлинского).

Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Игровые технологии в образовательном процессе сначала могут использоваться как отдельные игровые моменты, которые особенно важны в период адаптации детей в детском учреждении. В дальнейшем важной особенностью игровых технологий является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность в игре, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима в игре.

В игровую технологию включаются:

Игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предмета, сравнивать, сопоставлять их;

Игры на обобщение предметов по определенным признакам;

Игры, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

Игры, воспитывающие умения владеть собой, развивающие быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Технологии дошкольного образования могут быть основаны на известных воспитательных методиках или использовать их отдельные элементы.

Популярным среди российских детских садов является игры Б. П. Никитина «Ступеньки творчества», развивающие игры В. В. Воскобовича «Кубики Зайцева», логические игры с блоками Дынина, «Палочки Кюизенера».

Педагогические коллективы широко практикуют технологию культурно-досуговой работы (игры «Умники и умницы», «Звездный час», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»).

Научно-практическую направленность образовательному процессу в дошкольном учреждении придаёт внедрение методов и приемов в Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методы данной технологии направлены на формирование исследовательских умений детей, творческих способностей, на развитие мышления, воображения и связной речи. Эффективность данной технологии подтверждается и в подготовке детей к школе, так как она позволяет сформировать у детей предпосылки универсальных учебных действий.

Каждое дошкольное учреждение имеет право выбирать существующие методики и технологии дошкольного образования или разрабатывать собственные. Технологии дошкольного образования предназначены для того чтобы объединить все методики в единое целое, обеспечив комплексный воспитательный процесс. Гарантии эффективности технологий является их практическое происхождение, так как они разрабатываются воспитателями и преподавателями на основе собственного многократно повторенного успешного опыта воспитания детей.

Внедрение новых технологий могут быть обусловлено рядом причин. Инновационные технологии в дошкольном образовании используются, в первую очередь, для решения актуальных проблем, для повышения качества предоставляемых услуг, для реализации возрастающих запросов родителей. Кроме этого, важные значение имеет конкуренция, когда детские сады соревнуются за звание самого современного ДОУ. Награда известна – большое количество желающих попасть именно в этот детский сад.

Внедрение инновации в организацию образовательного процесса

В нашем обществе изменяется взгляд на процесс обучения, идет поиск новых форм и методов обучения, которые бы наиболее полно и правильно помогали решать задачи, стоящие перед учителем. От современной школы требуется значительно повысить качество образования, обеспечив высокий уровень преподавания предметов, совершенствование всего учебно-воспитательного процесса. Чем глубже развивается этот процесс, тем более явно выступают индивидуальные различия обучаемости школьников, и тем очевиднее становится невозможность создания единой системы обучения, равно оптимальной для каждого школьника.

Когда стратегия изменений в образовании провозглашает идеи гуманизации всего учебно-воспитательного процесса, выдвижение личности ребенка во главе всей системы обучения, от учителя требуется переориентация на склонности и природные таланты каждого школьника, помогающая ему проявить самостоятельность, вырасти личностью.
Все это изменяет расстановку приоритетов обучения: главным становится личность учащегося, ее развитие, совершенствование, реализация права выбора. Если ученику интересно, если он чувствует себя творцом своих знаний, тогда он будет активно учиться. В педагогике неизбежно возникает вопрос: «Как учить результативно?». Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий.

Современное информационное общество ставит перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

    ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

    самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

    грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

    быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

    самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требованиям современного общества. Современное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. При этом перед учителем встают новые задачи:

    Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса

    Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т.п.

    Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученикам выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

    Оценка деятельности учеников не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.

    Поощрение стремления учеников находить свой способ работы (решения задачи), анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В настоящее время особое внимание уделяется методам обучения с использованием компьютерных технологий. Использование таких технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки учащихся. Сочетание традиционных методов и средств обучения с компьютерными технологиями способствует повышению успеваемости учащихся, стимулирует развитие самостоятельной работы.

Технология обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии в значительной мере могут быть реализованы при групповой работе.

Групповая работа – одна из форм активизации учащихся. В технологиях, основанных на коллективном способе обучения, обучение осуществляется путем общения в динамических или статических парах, динамических или вариационных группах, когда каждый учит каждого, особое внимание обращается на варианты организации рабочих мест учащихся и используемые при этом средства обучения. Преимущества такой технологии заключаются в следующем:

    Развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;

    Актуализируются полученные опыт и знания;

    Повышается ответственность за результат коллективной работы;

    Улучшаются навыки последовательного изложения, материала.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:
- класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных задач;
- каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; - состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.
При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Групповая форма работы учащихся на уроке физики наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, лабораторных работ, различных форм опроса и при повторении и закреплении материала. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, формирование групп, назначение учащихся-консультантов, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3.Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.
Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали поддержку учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять им уверенность в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны.
Среди недостатков групповой формы работы наиболее существенными являются: трудности комплектования групп, т.к. учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать оптимальный путь его изучения.

В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке - фронтальной и индивидуальной - групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания определяется учителем в зависимости от решаемых учебно-воспитательных задач на уроке, специфики содержания, его объема и сложности, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отношений учителя и учащихся, отношений учащихся между собой, от той доверительной атмосферы, которая установилась в классе, постоянной готовности оказывать друг другу помощь.

Групповые формы работы с использованием средств ИКТ

Групповая работа может быть осуществлена с использованием компьютера и других технических средств. Обучающие программы и компьютерные модели, виртуальные лабораторные работы, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп учащихся. При этом участники работы могут выполнять как однотипные задания, взаимно контролируя или заменяя друг друга, так и отдельные этапы общей работы. При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более “слабых” в этом отношении учащихся. Все члены рабочей группы заинтересованы в общем результате, поэтому неизбежно и взаимообучение не только по предмету проекта, но и по вопросам эффективного использования вычислительной техники и соответствующих информационных технологий.

Основными характеристиками применения компьютерных технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития творческой познавательной активности учащихся. Внедрение в образовании компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска дидактических новаций. Обучение с использованием информационных и коммуникационных технологий не требует непосредственного присутствия участников группы, работа может производиться дистанционно, с передачей материалов и взаимным общением через Интернет. Это также поднимает деятельность отдельных участников группы на качественно новую ступень, позволяя привлечь к совместной деятельности и тех, кто по тем или иным причинам лишен возможности непосредственного участия в работе группы

Работа в группах также может быть реализована с использованием современных информационных технологий и мультимедийных проектов. В моей практике немало примеров того, как ученики, показывавшие весьма посредственные знания, создавали самостоятельно и уверенно представляли на уроке самостоятельно подготовленный с использованием компьютера материал высокого уровня. Уверенное владение компьютером позволило таким ученикам повысить свою самооценку и, к тому же, расширить кругозор и почерпнуть новые для себя знания.

Таким образом, использование групповых форм работы на уроках физики позволяет добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве; развития критического и творческого мышления. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности. Результатом работы стали уроки, проводимые в нетрадиционной форме, например, урок – конференция, где компьютерные технологии применяются в комплексе с показом физических опытов и решением физических задач, использование исследований учащихся для выполнения самостоятельных дополнительных творческих заданий: подготовка докладов и сообщений о развитии современной науки и техники и т.д.

Зачем работать в группах? Что такое «сотрудничество» и «коллаборативное обучение»?

Сотрудничество - это философия взаимодействия, тогда как кооперация – это структура взаимодействия, направленного на производство конечного продукта или достижение цели. Коллаборативное обучение – личная философия, а не только учебный прием. В любых ситуациях, где люди объединяются в группы, такое обучение предлагает способ установления сотрудничества друг с другом, при котором учитываются и выдвигаются на первый план умения и вклад отдельных членов группы. Члены группы разделяют и принимают ответственность за действия группы. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы.

Правила организации групп

Группы могут создаваться различными способами. Иногда учителей (и учащихся) просто просят поработать с коллегами (друзьями), в других случаях формируются случайно выбранные группы. Иногда группы создаются в соответствии с конкретными сильными сторонами личностей. Каким бы способом ни образовывалась группа, необходимо знать, что любой вновь сформированной группе людей требуется время для адаптации и приспособления к особенностям характера, навыкам и стилям работы друг друга. Успешные группы учатся использовать преимущества этих различий, точно определять их на начальном этапе и организовывать деятельность группы соответствующим образом.Этап формирования не ограничивается началом работы группы. По мере осведомленности членов группы друг о друге будет постепенно изменяться динамика работы группы, и группе будет необходимо реагировать на такие изменения, корректируя работу, по мере необходимости.

Хорошо организованная групповая работа способствует развитию социального взаимодействия между учащимися, навыков эффективного общения и решения проблем. Это, в конечном итоге, стимулирует учащихся к активному участию в собственном обучении.

Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, оспаривать и понимать мнения других. Факты подтверждают, что этот процесс является поэтапным. Таким образом, на раннем этапе работа в группах должна сначала развивать навыки социального взаимодействия, затем, когда отношения между учащимися установятся, учителя могут развивать их навыки эффективного общения и решения проблем.

Что такое эффективное групповое общение?

Наиболее благоприятным аспектом работы в группах является возможность общения, но это требует умения не только говорить, но и слушать, поэтому существует несколько основных правил, которые должны знать учащиеся: говорить по очереди; активно слушать,задавать вопросы и спрашивать; есть ли вопросы, вносить предложения; выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других; коллективно обсуждать предложения, идеи и мнения; принимать групповые решения и приходить к единому мнению; подводить итоги обсуждения.

Стратегии решения проблем.

Работа в группах с целью решения существующей проблемы – очень действенный способ обучения. Учащиеся будут планировать задания и организовывать их выполнение, чтобы не зависеть от взрослых. Этот подход позволит учащимся:

Эффективно планировать время

Коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи

Определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе

Назначать роли (руководитель, секретарь, наблюдатель и т.д.) внутри группы или поручать части задания различным членам группы

Достигать согласия при выполнении задания

Роль учителя:

Групповая работа должна организовываться и поддерживаться учителями, а так же должно выделяться время для обсуждения после выполнения задания. Учителя должны поддерживать эффективную работу групп и способствовать достижению положительных результатов. Работа с классом должна включать обсуждение того, что будет достигнуто, и, что планируется узнать, и как обучение всего класса связано с заданиями для работы в группах. В ходе обсуждения необходимо напоминать учащимся о навыках, стратегиях и правилах, которые они должны использовать. Вмешательство учителя должно быть деликатным и смоделировать практику, рекомендуемую учащимся. Для обеспечения совместной работы групп, возможно, на начальных этапах потребуется больше поддержки со стороны учителя. По окончании занятия учитель должен стимулировать учащихся к размышлению над процессом и результатами групповой работы.

Внедрение инновационных технологий в

образовательный процесс ДОУ.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать - нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития.

Сегодня мы поговорим об инновационных технологиях в организации процесса развития речи детей, ее коммуникативной стороне. Наша с вами задача состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Мы должны научить наших детей общаться

Процесс общения - это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка (в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик (сообщение, побуждение, реакции на них), дети способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом. Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной ребенок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом.

  1. «Мы журналисты», в ходе которого дети учились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой, брать и давать интервью. Внедряя данный проект, обучение диалогической речи происходит в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой, что нашло свое отражение в представленном занятии по развитию речи в подготовительной группе «Репортаж с места события» . В занятии используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу» , где у детей формируются не только знания о профессии журналиста, но и умения задавать вопросы в определенной логической последовательности, пользоваться репликами, при помощи которых дети учатся высказывать свою точку зрения, суждения, мнения, а также реагировать на высказывания собеседника. Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик. Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями. Используя прием «Вхождение в картину», дети с помощью речевых зарисовок передают свое отношение к окружающему от лица персонажа картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством. После окончания занятия дети пообщались со взрослыми в форме интервью, что вызвало живой интерес как у детей, так и у взрослых. Данные инновационные технологии позволяют сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине

По данным исследований дети старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня развития связной речи. Формирование связной речи позволяет дошкольникам успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное, личностное) Но все это станет результатом системы обучения родному языку, в следствии организации эффективных форм, методов и приемов, в следствии использования наиболее рациональных средств обучения.

Было бы неправильно полагать, что можно научить ребенка эффективному общению, проводя занятия или беседы 1 - 2 раза в неделю. Педагогу необходимо постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять полученную информацию и совершенствовать коммуникативно-риторические умения; ставить перед ними все более сложные задачи; постоянно создавать ситуации активного говорения, общения, освоения образцов речи. И эта работа не даст результатов, если проводить ее спонтанно, хаотично, нецеленаправленно, не внося проблемные ситуации в атмосферу жизни детей.

Как сделать обучение детей общению максимально эффективным? Как преобразовать абстрактные идеи в хорошо понятные зрительные и словесные ситуации? Как сформировать у детей умение общаться, т.е. ориентироваться в ситуации и умение анализировать и оценивать общение? Какие использовать организационные формы, чтобы дети больше сами говорили? Какие средства обучения позволят оптимизировать образовательный процесс?

  1. Меня заинтересовал опыт другого детского сада по организации и проведению разнообразных форм работы с использованием технических средств обучения. Они взяли такие темы:

Тема: Что такое общение . Задачи: показать, что такое общение, закреплять основные коммуникативные цели, показать значимость правил общения. Форма: мастерская, издание журнала «Собеседник», презентация рубрик и своих статей в журнале. Пресс-конференция по презентации журнала. Средства: технические средства обучения, расходные материалы: бумага, карандаши. Родителям совместно с детьми предлагается подготовить статью в групповой журнал по проблемам «слово - не воробей, вылетит - не поймаешь» (словом можно пожалеть, приободрить, обидеть и т.д.), «речевые формулы» (не забудь извиниться, как обратиться с просьбой и др.), «управляем своим голосом» (техника речи: речевое дыхание, интонация, уровень громкости и др.), «говори правильно» (правила русского языка), также можно придумать самим темы своей статьи по вопросам общения, например «говорят дети» (образец неправильной речи) и др.

Тема: Письменное общение . Задачи: показать, что письменное общение может осуществляться по-разному (с помощью рисунка, знаков, символов). Закреплять правила речевого этикета при письменном общении. Форма: моделирование переписки между группами «Я вам пишу, чего же боле…», игра «Почта» Средства: бумага, карандаши, аудиозапись «Звуковое письмо», временная лента «от свитка до почтового конверта», технические средства обучения. Детям предлагается написать письмо друг другу, детям другой группы.

Тема: Можно ли общаться без слов ? Ты - зритель. Задачи: закреплять представления о невербальных средствах общения (мимика, жесты, телодвижения), формировать умение адекватно воспринимать несловесную информацию. Продолжать формировать зрительскую культуру. Форма: театр пантомимы. Средства: декорации для театра, костюмы, маски с различной мимикой, зеркало, технические средства обучения. Дети готовят этюды, театрализованные сценки.

Тема: Разговор по телефону . Задачи: упражнять в том, как нужно вежливо отвечать на телефонный звонок, закреплять речевой этикет. Форма: моделирование ситуации «Вот зазвонил телефон». Средства: радиотелефон, аудио, видеозапись. Детям предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывания. Аудио, видеозапись используются для анализа речевых высказываний.

Тема: «Давайте говорить друг другу комплименты». Задачи: закрепление правил общения (формула речевого этикета в ситуации прощания, обращения с просьбой, при извинении). Вести этикетный диалог. Форма: дошкольный бал. Средства: музыкальные аудиозаписи, атрибуты для «фуршета», костюмы.

Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста, (см. информацию из компьютера в папке «Старший воспитатель)

Процесс развития речи детей напрямую связан с развитием интеллектуальных способностей, поэтому имеет особую актуальность. Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми - еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в 1 класс, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

3. Интересными, на мой взгляд, стали инновационные педагогические технологии по оптимизации интеллектуального развития дошкольников, которые внедрил один педагогический коллектив

Исследовательский метод - эффективный путь познания ребенком окружающего мира, повышающий его познавательную активность. Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос - важнейшие черты нормального детского поведения.

Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, который способствует наглядному убеждению детей в правильности выбранного решения какой-либо задачи. Эта технология способствует развитию умения ставить проблемы, делать собственные умозаключения. Для эффективной организации данной деятельности была организована необходимая предметно-развивающая среда: уголки экспериментирования в соответствии с возрастом детей, оформлено большое количество наглядно-демонстрационного материала (тематические картинки, карточки с символическим изображением методов исследования, схемы последовательного проведения опытов и экспериментов).

Формирование исследовательских умений осуществляется в процессе проектной деятельности, где дети занимают позицию юных исследователей по работе с научной литературой, детскими энциклопедиями.

Технология «Росток» (ТРИЗ-РТВ) позволяет развивать творческую личность, нестандартное мышление в процессе овладения детьми ТРИЗовскими методами и приемами:

В игре «Да-нетка», дети учатся всесторонне видеть окружающий мир, проводить системный анализ и рассуждать. Для более четкого усвоения последовательности вопросов при отгадывании предмета нами изготовлены наглядно-демонстрационный материал и дидактическое пособие.

Обучает системно мыслить схема талантливого мышления или «Волшебный экран», который позволяет ребенку рассуждать о настоящем, прошлом предмета либо явления и создавать модель будущего.

Знакомство с методом моделирования маленькими человечками способствует получению знаний детей о разных состояниях веществ (жидком, твердом, газообразном). Старшие дошкольники в увлекательной игровой форме знакомятся с молекулярным составом веществ.

В процессе применения развивающей игровой технологии создана игротека, содержащая огромное количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать связанную речь, память, пространственное и логическое мышление, совершенствовать личность ребенка. Сущность и особенность данной игровой технологии в том, что игра позволяет усваивать не только знания и умения в соответствии с программными требованиями, но и расширить их.

(СМ. ТЕХНОЛОГИЮ ТРИЗ В Ж-ЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬ №7/ 2009, СТР.104)

Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать), познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Комплект игр и упражнений с цветными счетными палочками Кюизенера формирует мелкую моторику рук, ориентировку на листе бумаги, сравнение по длине и количеству, представление о числе.

С большим интересом старшие дошкольники занимаются играми В.В . Воскобовича:

«Волшебный квадрат» - помогает развивать воображение, учит детей превращать пособие в различные фигуры и предметы. Схемы к данной игре формируют внимание, логическое мышление старших дошкольников.

Предлагаемый детям в свободное от занятий время «Прозрачный квадрат» способствует развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления, творческого воображения, речи), сенсорных и творческих способностей, формирует конструктивную деятельность (умение составлять различные предметы и узоры из геометрических фигур), знакомит со свойствами «гибкость», «прозрачность», соотношение целого и части.

В процессе игры «Геоконт » дети сами создают плоскостные геометрические фигуры, упражняются в их счете и сравнении.

. Достигать раннего развития пространственного мышления, сообразительности ребенка помогает использование игр известного итальянского педагога Марии Монтессори: «Рамки и вкладыши», «Уникуб ».

Внедрение развивающей игровой технологии осуществляется в соответствии с принципом «от простого, к сложному» и личностно-ориентированной моделью обучения.

В индивидуальной работе логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения встретила интересные методы и игровые технологии: "Волшебный клубочек " (сматывать нитку в клубок можно только после правильного произнесения слова),"Весёлый колокольчик " (логопед звонит в колокольчик при правильном произношении слогов, слов и предложений), "Шагаем по тропинке " (шаг вперёд можно сделать после правильного ответа). Обязательным условием является положительный настрой педагога и постоянное словесное поощрение ребёнка.

Учитывая тот факт, что полнота, точность и легкость воспроизведения во многом зависит от особой (мнемической) деятельности, специально направленной на запоминание словесного материала, используется метод «моделирования» (использование моделей, схем, пиктограмм), который способствует формированию связной речи, позволяет развивать более сложную монологическую речь дошкольников. С детьми заранее разрабатываются схемы (карточки) символы слов. Затем им дается образец построения предложения. Далее предложения объединяются в рассказ. В результате дети логопедической группы составляют рассказы из 8 предложений, составляют и прочитывают по схемам стихотворения, пословицы, загадки. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием - не только развитие речи, но и памяти (разных видов: слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения.

Варианты информационных программ.

Роза.

  1. цветы. Розы бывают разного цвета в зависимости от сорта растений.

Гусь.

  1. пластинчатоклювые.
  2. пестрые яйца. Самка высиживает яйца. Для тепла прикрывает их своим пухом.

Тритон.

Мнемосхемы

  1. в красную книгу

Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый современный образованный человек, тем более современный педагог, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК, т.е. быть информационно компетентным. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс - логичный и необходимый шаг в развитии современного дошкольного учреждения. Компьютерная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия.

Использование ИКТ (информационно - коммукативных технологий) способствует росту профессионального мастерства воспитателя

(СМ. СТАТЬЮ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ» Ж.-Л ДЕТСКИЙ САД ОТ А ДО Я №4/2010 СТР.109)

МДОУ «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

(выступление на семинаре ДОУ)

Подготовила: И.А.Левашова,

старший воспитатель.

п. Ромоданова

Документы для скачивания: