Выходцы из западной европы жили. Иммигранты в западной европе

Ювенальная юстиция, либерально-педерастические «ценности» и вызванный ими кризис семьи, которые во всей красе расцвели в Западной Европе, привели к резкому старению населения, падению рождаемости и наплыву мигрантов.

Поэтому элита ЕС, помимо мигрантов, запустила механизм обновления населения за счет колоний нового типа—восточноевропейских стран, в том числе бывших республик СССР, где праявт марионеточные правительства и откуда изымается молодежь.

Об этом рассказали в своем недавно опубликованном анализе социолог Томас Соботка и его команда Центра Виттгенштейна по анализу демографии и глобального человеческого капитала из австрийского города Вена.

Как выяснили ученые, начиная с 1990 г из Восточной Европы на Запад выехало население небольшой европейской страны, размером с Белоруссию. Примерно 12 - 15 миллионов жителей обоего пола. При этом, одновременно с миграцией в саму Восточную Европу пришла «сексуальная свобода», которая поставила страны вообще на грань вымирания. «Сокращение населения Восточной Европы имеет две стороны: естественная убыль населения и эмиграция. Латвия, например, потеряла за счет естественной убыли населения с 1990 г. примерно 10% населения. Остальные 17% сокращения населения объясняются миграцией… Молодые люди в Восточной Европе в возрасте между 18 и 30 годами покидают свою Родину, главным образом, по экономическим соображениям. Если уезжают молодые, то это значит, что в стране родится меньше детей. Это означает, что уровень рождаемость для сохранения численности жителей должен существенно превышать необходимый коэффициент в размере 2,1 ребенка на женщину, чтобы компенсировать убыль населения.

Общая тенденция, однако, заключается в продолжении снижения рождаемости. Например, в Албании количество детей на женщину с 1990 по 2017 год снизилось с 3 до 1,7. В центральной Европе эта цифра в 2016 г. составляла 1,48, в Юго-Восточной Европе - 1,58. В Западной Европе в 2016 г. уровень рождаемости имел более высокие показатели и составил 1,8 ребенка», — сообщается в докладе.


Так, потери Латвии от вступления в Евросоюз составили треть от общего населения республики. Притом треть молодого населения. СССР в Великую Отечественную потерял в процентном соотношении меньше. Почему молодые болгары больше не хотят быть болгарами, а прибалты - прибалтами -не секрет. В «равной» Европе кушают очень по-разному. Как сообщили австрийские демографы, разбежка в уровне благосостояния между Восточной и Западной Европой отчетлива видна при сопоставлении заработной платы. Наибольший доход в ЕС получают датчане, чей средний (медианный) почасовой доход без учета налогов и прочих выплат составляет 25 евро 52 цента. Таким образом, половина населения Дании зарабатывает больше, чем эта сумма, а другая половина - меньше. В Германии заработная плата 50% населения составляет более 15 евро 60 центов в час. В Латвии, однако, данный показатель составляет только 3 евро 35 центов, в Румынии - примерно 2 евро, а завершает картину Болгария, где медианная оплата часа труда стоит 1 евро 67 центов. Также и по сопоставлению покупательской способности Дания стоит на первом, а Болгария - на последнем месте в ЕС.

Да, здесь учитывается только легальный доход, а есть и теневой сектор, но все-таки он больше для третей касты «новых европейцев» — нелегальных мигрантов из Африки и Азии и украинцев. Те же поляки или болгары, зачастую честно и официально занимаются у «белых господ» черной работой: строительством, ремонтами, уборкой, работой на фабриках и заводах. Оставляя коренным датчанам, немцам, французам творческие профессии и рассуждения о «новом мире постмодерна, где все растет в интернете».

В чем плюс выходцев из бывших наших республик и прочих «младоевропейцев» перед мигрантами из Сомали и Бангладеша, понятно. Прибалты и болгары, как ни крути, а народ умеющий как минимум писать и читать, с более близкой культурой немцам, чем арабы, и вполне способны ассимилироваться и раствориться уже во втором-третьем поколении. Однако, прибалты с румынами- не бесконечный ресурс, который имеет свойство заканчиваться. «Свобода перемещения лиц, однако, не является единственной причиной для высокого уровня эмиграции. Румыния вошла в ЕС одновременно с Болгарией в 2007 г. Однако эта страна пережила пик волны эмиграции уже сразу после краха коммунистического режима, в период с 1992 по 2000 г. После этого отток населения перестал быть столь интенсивным. Румыны, на основании языкового и культурного сходства, в качестве цели эмиграции выбирали главным образом Италию.

Многие люди покидают свои страны и продолжат это делать в будущем. Согласно прогнозам ООН, все страны, в которых до 2050 года предполагается наиболее активное сокращение населения, расположены в Восточной Европе», — сообщает доклад. А дальше либо еще больше нигерийцев со всеми вытекающими в виде социальных бунтов как приезжих, так и местных, либо «истинные арийцы».


Впрочем, когда кончатся одни, «цивилизованные народы», «старые» европейцы примутся за остальных. «В соответствии с Западнобалканской стратегией, опубликованной в феврале 2018 г., еврокомиссия собирается подготовить почву для вступления в ЕС других стран. С помощью инвестиций, реформ и усиления сотрудничества к членству в ЕС должны быть подготовлены Сербия, Черногория, Македония, Албания, Косово и Босния и Герцеговина», — говориться в докладе ученых. Хотя с косоварами у товарищей из Германии и Франции проблем хватит выше крыши, но вариант с арабами и африканцами еще хуже, там это уже прекрасно поняли.

Самое интересное, что если восточноевропейцев, забирая молодежь, хоть как-то допустили до общего пирога, то Украину выдаивают, даже на порог не пуская. В 1991 году население Украины составляло 56 с лишним миллионов. По итогам переписи 2001 года там осталось 48 с половиной миллионов человек. А на днях директор Института демографии и социальных исследований имени М.В.Птухи НАН Украины Элла Либанова сообщила, что с учетом вымирания и миграции в западные страны к середине XXI века в Украине останется примерно 35 миллионов человек.

То есть за 50-60 лет население сократится на 21 миллион или на 37.5%. И это официальные украинские данные, которые довольно оптимистичны, так как не учитывают идущую за миграцией демографическую яму. Ряд специалистов говорит о потере половины населения страны. Это даже не война — это геноцид, точней этноцид со стороны новых хозяев Незалежной.

Что будет дальше, ясно: приезжая молодежь, становясь европейцами во всех смыслах, тоже перестанет размножаться и ее нужно будет завозить еще. А «еще» можно будет найти в Белоруссии и России, на крайний случай в Турции, но тут есть и свои подводные камни, в виде мощного этнического ядра уже живущего в Европе. Вспомним, как турки в прошлом году чуть не устроили переворот в Бельгии только за несколько фраз их премьера. Славяне же для европейцев- вариант идеальный.

Правда, ученые отмечают, что для реализации этого мирного и ползучего завоевания необходимо наличие самого ЕС и привлекательность его для «дикарей» с востока.

«Однако взгляд в прошлое позволяет усомниться в достоверности таких прогнозов. В середине 80-х годов никто не мог предусмотреть коллапс Советского Союза. Война на Балканах стала также полной неожиданностью для региона. В то время как уровень рождаемости на протяжении продолжительного времени остается достаточно постоянным, миграционные потоки предугадать весьма сложно. В течение короткого периода времени сам факт миграции и ее направление могут измениться. Совсем недавно миграционный кризис привел к тому, что во многие западноевропейские страны приехали молодые люди, которые - если они останутся - со временем омолодят население. Не в последнюю очередь брексит пошатнул уверенность многих трудовых мигрантов в своем будущем», — рассказали ученые.

Насколько пошатнул брексит уверенность, еще бабка на двое сказала, а вот нам бы следовало задуматься — Россия хоть и не первая в очереди на «поедание», но аппетиты с той стороны больно хорошие. Задуматься и решать вопросы внутри страны, чтобы не оказаться в роли «большой Украины» и батраков на полях у европейцев хоть первого, хоть второго сорта.

Вопрос о правовом статусе выходцев из Западной Европы в Московском государстве XVII в. является частью глобальной многоплановой проблемы — «Россия и Запад», исторические корни которой уходят во времена образования Древнерусского государства. Традиционно одним из важнейших поворотных этапов в развитии отношений России и Запада считается время реформ Петра Великого, цель которых была ввести Московское государство на равных в круг западноевропейских держав. Однако для того, чтобы такое стремление зародилось в конце XVII столетия, необходим был некий минимум культурного присутствия Запада в жизни Московского государства, а также некая совокупность условий, при которых он мог бы возникнуть и существовать. Носители этого культурного влияния — выходцы из Западной Европы, постоянно жившие в России или приезжавшие на время: военные, купцы, инженеры, медики, ремесленники и т. д.

Необходимость присутствия в России значительного числа выходцев из Западной Европы была вполне осознана русскими властями уже в царствование Михаила Федоровича. Потребность в заимствовании у Запада передового военного опыта, продиктованная политическими реалиями начала XVII в., побудила московское правительство пойти на приглашение «воинских людей» из-за рубежа. И хотя попытка использовать иностранные наемные войска в Смоленской кампании 1632- 1634 гг. потерпела неудачу, московские власти продолжали призыв на русскую службу иностранных офицеров, но уже в качестве командиров- инструкторов, обучавших «иноземному строю» русских людей.

Через западноевропейских купцов проходил почти весь товарообмен между Россией и западными странами. Пошлины, взимаемые с товаров «торговых иноземцев, купцов аглинских, галанских и амбурских», существенно пополняли русскую казну. Кроме того, для постоянно воюющей в XVII в. России важны были поставки вооружения и стратегического сырья, также осуществляемые западноевропейскими купцами. Обоюдная заинтересованность в экономических контактах как властей Московского государства, так и западноевропейских предпринимателей позволила последним основать в России ряд промышленных предприятий.

Врачи из Западной Европы оберегали здоровье московских государей. В приказах Золотого и Серебряного дела западноевропейские ювелиры изготавливали уникальные изделия «про государев обиход», в том числе и важнейшие государственные регалии (1).

Завоевавшие доверие иноземцы в качестве поверенных и агентов привлекались русским правительством для выполнения ответственных поручений в странах Западной Европы (дипломатические миссии, найм специалистов на русскую службу и др.) Услуги выходцев из Западной Европы оказывались незаменимы в областях деятельности, имевших для московских властей первостепенное значение. Западноевропейские офицеры, купцы, медики, инженеры, мастера в XVII в. превратились в необходимый компонент русской действительности.

Однако отличия в вероисповедании, языке и образе жизни резко выделяли иностранцев из основной массы коренного населения. Иноземство и иноверие выходцев из Западной Европы заставляло русские власти рассматривать их как особую категорию лиц, пребывание которых в Московском государстве требовало определенной правовой регламентации. Особенно ярко присутствие иноземцев в русском обществе, число которых значительно возросло к середине XVII в., нашло отражение в важнейшем кодексе русского права — Соборном уложении 1649 года. Если в Судебнике 1550г. «чужеземцы» упоминались лишь однажды (в ст. 27- решение споров по торговым и имущественным вопросам), то в Уложении Алексея Михайловича иноземцы (чужеземцы) «служилые, поместные, кормовые, торговые, гости аглинские и галанские; иноземцы крещеные, некрещеные, немцы, немецкие вдовы, немецкие дети» упомянуты в 39 статьях.

Общеправовой статус иностранцев в Московском государстве ясен из содержания гл.Х ст. 1 Соборного уложения Алексея Михайловича 1649г. «О суде»: «Суд государя… Алексея Михайловича всея Руси, судити… и всякие расправы делать всем людям Московского государства от большего до меньшего чину вправду. Такоже и приезжих иноземцев, и всяких прибылых людей, которые в Московском государстве будут, тем же судом судить и расправы делать по государеву указу вправду» (2). Итак, иностранцы в вопросе подсудности законам Московского государства были полностью уравнены с русскими людьми. В Уложении Алексея Михайловича не содержится ни малейшего намека на экстерриториальность или консульское право для иноземцев, «какие ни буди земли». Оценка совершенных иноземцами деяний соответствовала русской правовой традиции XVII века. Дуэли, например, в среде западноевропейцев воспринимались русскими властями как «душегубное дело», категорически запрещались и преследовались как уголовные преступления (3). К иноземцам, равно как и к русским людям, в зависимости от тяжести совершенных преступлений, применялся весь спектр предусмотренных русским правом следственных действий (не исключая пыток) и судебных приговоров. Единственным проявлением «иностранного подданства» выходцев из Западной Европы было право рассчитывать на удовлетворение обращенных к русским властям просьб о выезде за пределы Московского государства. Впрочем, и это право не было где-либо зафиксировано и зачастую игнорировалось московским правительством (4).

Важным фактором, оказывавшим значительное влияние на положение выходцев из Западной Европы в Московском государстве XVII в., было отношение к ним православной церкви. «Не крещеных», то есть не принявших православие, иноземцев считали еретиками. Общение с приверженцами «латинской ереси», а также «ересей люторских и калвинских» считали гибельным для души русского человека, а самих иноверцев подозревали в непременном желании совращать православных в свою веру. Иерархи православной церкви считали своим пастырьским долгом делать все возможное, чтобы оградить русское население от пагубного влияния «немцев-еретиков». Именно с этой тенденцией связано появление в русском законодательстве норм и запретов, ограничивающих права выходцев из Западной Европы. Начало этому процессу было положено еще в 20-е годы XVII века. По настоянию патриарха Филарета был введен запрет на ношение иноземцами русского костюма с тем, чтобы была возможность всегда отличить иноверцев от православного населения (5).

Ст. 70 гл. XX Соборного Уложения, содержащая запрет для «некрещеных иноземцев… держати у себя во дворах в работе… русских людей», есть подтверждение более раннего аналогичного указа 1627-1628 гг., принятого при царе Михаиле Федоровиче и его отце патриархе Филарете Никитиче. Этот шаг власти мотивировали тем, что «православным христианам от иноверцев чинится теснота и осквернение, и многие без покояния и отцов духовных помирают, и в великий пост и в иные посты мясо и всякий скорм едят неволею» и т. д. (6).

В начале 30-х годов XVII в. по приказу патриарха Филарета в один день была разрушена до основания лютеранская церковь и возведена вновь уже за пределами Белого города. Непосредственным поводом для таких действий, по словам Олеария, послужило неблагочестивое поведение «немок», затеявших драку в своем храме. Однако реальной причиной вытеснения протестантских церквей за черту города было нежелание русского духовенства видеть «кирки и ропаты» вблизи православных церквей. Нежелательным и опасным казалось само соседство русских людей и «еретиков- иноверцев». Ст. 40 гл. XIX Уложения 1649г. гласила: «А у кого всяких чинов русских людей дворы на Москве в Китае, и в Белеем, и в Земляном городе… и тех дворов и дворовых мест немцам и немецким вдовам не покупать и в заклад не имати. А будет кто русские люди учнут немцам и немкам дворы и дворовые места продавать, им быть от государя в опале. А на которых немецких дворах поставлены немецкие кирки, и те кирки сломать, и вперед в Китае, и в Белом, и в Земляном городе на немецких дворах киркам не быть, а быть им за городом за Земляным от церквей Божьих в дальних местах» (7).

Завершающим шагом в деле изоляции «еретиков-немцев» от православного населения было создание Новой немецкой, или Новой иноземской, слободы. Указ об отводе земель под Новую иноземскую слободу последовал 4 октября 1652 года. Олеарий так описывал переселение выходцев из Западной Европы: «Был отдан строгий приказ — кто из немцев хочет перекреститься по русскому обряду, пусть остается жить в городе, но кто отказывается поступить так, тот обязан в течение короткого времени вместе с жилищем своим выбраться из города за Покровские ворота на Кокуй» (8).

Рассматривая ограничения и запреты, вводимые для иноверцев русским правительством, нельзя не отметить их типологическое сходство с политикой, проводимой властями ряда стран Западной Европы в отношении евреев в период средневековья. Очевидны общие формы проявления религиозной нетерпимости по отношению к чужакам- иноверцам. Иудеям предписывалось ношение особого платья или отличительного знака на одежде, запрещалось держать прислугу и нанимать рабочих из коренного населения. Совместное проживание и постоянные контакты евреев с христианами признавались нежелательными, а соседство синагоги и христианского храма — недопустимым (9). Немецкая слобода в Москве XVII в. является типологическим аналогом еврейских гетто в городах средневековой Европы.

Впрочем, в России XVII в. выходцы из Западной Европы обладали и некоторыми привилегиями. Ст. 260 гл.Х Соборного уложения 1649г. гласит: «А будет кто чем должен будет русским всяких чинов людям и чюжеземцам, и исцы русские люди и чюжеземцы того своего долгу учнут на нем искать судом, и тот должник, нехотя чюжеземцу долгу его заплатить, учнет отыматься от него тем, что он и опричь того чужеземца должен многим русским людям, и на таком должнике велеть долговые деньги наперед править чужеземцу, а русским людям велеть на нем долг править после» (10). Что же заставило русских законодателей середины XVII в. даровать иностранцам право первоочередного взыскания долгов с русских людей?

В целях защиты внутреннего рынка иноземным купцам, за редким исключением, предписывалось продавать свои товары оптом на ярмарках в приграничных городах. Дальнейшее продвижение западных товаров вглубь Московского государства обеспечивалось русскими купцами. Обычно товары отпускались иноземцами русским купцам в кредит для продажи их в розницу. По мнению А. В. Демкина, торговля осуществлялась русской стороной практически полностью в кредит. Московское правительство в высшей степени было заинтересовано в расширении торговли западноевропейского купечества в России. Таможенные сборы с иностранцев в 3-4 раза превышали сборы с русского купечества (11). Невозврат русскими людьми иноземцам денег за полученные в кредит товары ставил под угрозу дальнейшее развитие торговли западноевропейского купечества в России, что в свою очередь грозило убытками казне.

Нередки были случаи, когда русские купцы, пытаясь избежать расплаты с иностранными кредитором, ссылались на то, что все средства ушли на погашение их долгов русским людям. Можно предположить, что существовала развитая практика заключения русскими должниками фиктивных долговых обязательств с другими русскими людьми с целью уклониться от возврата кредитов западноевропейским купцам. Объявленная в ст. 260 гл. Х Соборного уложения 1649г. привилегия на право первоочередного взыскания иноземцами долгов с русских людей трижды подтверждалась царскими указами 1671, 1675 и 1676 годов. Но и после этого попытки русских людей отделаться от иностранных кредиторов старым способом не прекратились. Об этом свидетельствует челобитная торговых иноземцев, поданная в 1691 г.: «А во 199 году били челом…иноземцы Данило Артман, да Николай Росвинкель,.. на Илью Шерщнева в долгу своем, что он Илья должен им иноземцам по заемным кабалам: Николаю 2280 рубл. слишком, Даниилу 1525 руб. слишком, и чтоб у него Ильи запечатать на гостине двор, до разделки с ними, с товары его анбары для того, что он Илья не хотя тех денег платить, стакався с русскими людьми и учиня составные крепости ухоранивается… и тем они иноземцы от него Ильи чают себе конечного разорения» (12).

Кредитные отношения русских людей и выходцев из Западной Европы имели еще один деликатный аспект. По русским законам несостоятельные должники (кроме дворян и детей боярских) отдавались в распоряжение заимодавца «головой до искупу», то есть должны были отрабатывать долг в хозяйстве кредитора (ст. 206 гл. Х Соборного Уложения 1649 г.). Однако, как указывалось выше, власти Московского государства запрещали иноверцам держать у себя русских работников на том основании, что им от «немцев чинится стеснение в вере». Таким образом, с русских должников могла оказаться снятой значительная доля ответственности перед иностранными кредиторами. Подобное положение дел вполне могло бы соответствовать политике «оберегания православия», проводимой русским правительством, но в данном случае грозило убытками казне.

Московские власти были поставлены перед нелегким выбором. И выбор этот был сделан- в царском указе от 19 июня 1671 г. говорилось: «Которые русские люди должны русским людям и иноземцам, и на тех людях править прежде иноземские долги… а хотя которые до искупу и головою русским людям отданы, и тех русских должников освободить, а присылать их для росплаты в иноземцевых исках в государевый Посольской приказ». Цель присылки несостоятельных русских должников в Посольский приказ могла бы послужить предметом дискуссии, если бы не разъяснялась последующим указом от 21 июня 1673 г.: «А у которых людей поместий и вотчин и дворов и животов не будет,.. а в тож время будут на них челобитчики иноземцы и русские люди, и тех людей отдавать прежде иноземцам головами заживать иски». Этот пункт был подтвержден другим царским указом и на следующий год. Факты выдачи русских должников из Посольского приказу «головою в зажив» западноевропейским кредиторам подтверждаются архивными документами (13).

На этот исключительный шаг Московское правительство шло, осознавая необходимость законодательной защиты прав иноземных оптовых продавцов в кредитных отношениях с русскими людьми- основы столь прибыльной для казны экспортной торговли западноевропейских купцов в России.

Не менее важной была роль, отводимая русскими властями служилым иноземцам. Начатая в первой половине XVII в. модернизация вооруженных сил Московского государства, формирование войск «иноземного строя» — солдатских и рейтарских полков было невозможно без участия западноевропейских военных специалистов. Русское правительство приглашало из-за рубежа и с охотой принимало на государеву службу иностранных офицеров. Однако содержание значительного числа «воинских немец», среди которых было немало старших офицеров, требовало от государства больших затрат. Стесненное в средствах правительство было вынуждено в ряде случаев наделять служилых иноземцев поместным окладом вместо денежного.

Иноземцы упоминаются среди помещиков и вотчинников Московского государства в статьях Соборного Уложения 1649 года (14). Но, наделяя выходцев из Западной Европы поместьями, Московское правительство вместе с землей передавало иноземцам и живших на ней крестьян. Таким образом, и в отношении служилых иностранцев власти были вынуждены частично отступить от своего -правила не допускать личной зависимости православных людей от «еретиков-иноверцев». Как и следовало ожидать, наиболее непримиримым противником права выходцев из Западной Европы владеть поместьями и крестьянами снова выступает православное духовенство. Лишь с середины XVII в. власти Московского государства начинают принимать меры к постепенному сокращению числа поместных иноземцев.

Определенную заботу русское правительство проявляло и в отношении кормовых иноземцев. Ст. 65 гл. XVIII Соборного Уложения 1649г. гласит: «А которые государевы грамоты или наказы приставами даны будут по челобитью старого и нового выезду кормовых, а не поместных иноземцев, и с тех государевых грамот и с наказов, с их дел, печатные пошлины для их бедности и иноземства не имати. А с поместных иноземцев печатные пошлины имати так же, как емлют с русских людей» (15). Причина появления данного закона объясняется спецификой имущественного положения кормовых иноземцев. Поместные иноземцы и «служилые по отечеству» русские люди основной доход получали со своих земель, денежный оклад для них был невелик или не выдавался вовсе. Кормовые иноземцы получали денежное жалование куда большее, чем русские служилые люди или поместные иностранцы тех же чинов. Однако задержка жалования, «хлебная и иная дороговля» и т. п. резко сказывались на их благосостоянии.

По всей вероятности, статья была включена в Уложение по просьбам самих кормовых иноземцев. В тексте закона угадывается включенный в него фрагмент челобитной иностранцев — упоминание о «бедности и иноземстве». Обороты, указывающие на крайне бедственное положение просителей, характерны для челобитных XVII в. и встречаются в документах, авторами которых были и русские люди и иноземцы (16).

Рассматривая специфические черты статуса выходцев из Западной Европы в России XVII в., можно заметить, как затягивался узел противоречий между осознанием русским правительством объективной необходимости развития торговли с Западом, использования знаний и навыков западноевропейских специалистов, с одной стороны, и стараниями оградить православное население от «ересей иноземских» — с другой. Московские власти, вынужденные в ряде случаев поступиться принципами «оберегания веры», продолжали осуществление мер, направленных на максимально возможную изоляцию выходцев из Западной Европы от русского общества.

Орленко С.П.

Примечания

  1. МАРТЫНОВА М. В. К вопросу об атрибуции регалий царя Михаила Федоровича. В кн.: Памятники мировой культуры. Новые открытия. Л. 1983, с. 392.
  2. Соборное уложение 1649 года. Л. 1987, с. 31.
  3. Дуэль в Московии 1637 года. В кн.: Археографический ежегодник 1997 г. М. 1997, с. 457- 458.
  4. Путешествие в Московию барона Августина Майерега и Горация Вильгельма Кальвуччи, послов императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году. В сб.: Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 1. М. 1848, с. 117.
  5. ОЛЕАРИЙ А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию. СПб. 1906, с. 178.
  6. Соборное уложение 1649 года, с. 111.
  7. ОЛЕАРИЙ А. Ук. соч., с. 344; Соборное уложение 1649 г., с. 103.
  8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое с 1649 по 12 декабря 1825г. (ПСЗ I). СПб. 1830. Т. 1, N 85, с. 273; ОЛЕАРИЙ А. Новое описание путешествия на Восток магистра Адама Олеария. В кн.: Иностранцы о древней Москве. М. 1991, с. 321.
  9. Еврейская энциклопедия. Т. 1, с. 314-315; т. 5, с. 450-453.
  10. Соборное Уложение 1649 года, с. 61.
  11. ДЕМКИН А. В- Западноевропейское купечество в России в XVIII веке. Вып. 1. М. 1994, с.130, 41.
  12. ПСЗ I Т. 1, N 497, с. 860; N 553, с. 938; N 579, с. 982; т. 3, N 1398.
  13. ПСЗ I. T. 1, N 497, с. 860; N 553, с. 938; N 579, с. 982; Российский государственный архив древних актов, ф. 50, 1684 год, on. 1, д. 2; ф. 35, 1699 год, on. 1, N 270.
  14. Соборное Уложение 1649 года, с. 28; 29; 64; 74; 75; 77; 79; 84; 98; 103.
  15. Там же, с. 98.
  16. Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. М. 1996, с. 197-198.

Довольно велика численность проживающих в Австралии поляков (примерно 90 тыс.). Многие из них жили до этого в Западной Германии, куда были насильственно переселены в годы нацизма для использования в качестве неквалифицированной рабочей силы в промышленности и сельском хозяйстве. Есть среди австралийских поляков и солдаты армии генерала Андерса, расквартированной во время второй мировой войны в Великобритании.

Третью по численности восточноевропейскую группу образуют венгры (не менее 30 тыс.). Часть из них - это лица, бежавшие из Венгрии после событий 1956 г.: некоторые принимали участие в контрреволюционных выступлениях, другие же покинули родину, поддавшись на провокацию. Значительно меньше в Австралии чехов (15 тыс.) и словаков (5 тыс.), румын (5 тыс.), болгар (2 тыс.) и албанцев (1 тыс.).

Как и представители других европейских иммигрантских групп, выходцы из Восточной Европы сконцентрированы в основном в городах. Правда, некоторых восточных европейцев заставили после въезда отработать определенное время на строительстве гидросооружений и других объектов во внутренних районах Австралии (например, такой путь прошли многие поляки), однако по истечении установленного срока большинство из них перебрались в города. Тем не менее некоторые болгары и албанцы и сейчас живут в сельской местности. В частности, болгары, расселенные к западу от Аделаиды, занимаются товарным огородничеством.

Среди уроженцев нашей родины и их потомков, живущих в Австралии, нужно назвать украинцев (более 20 тыс.), русских (около 20 тыс.), латышей (приблизительно 25 тыс.), литовцев (около 15 тыс.) и эстонцев (примерно 10 тыс.), причем часть последних сосредоточена в сельской местности к юго-западу от Сиднея. Имеется также небольшое число белорусов (2 тыс.) и представителей других народов СССР. В большинстве своем это также так называемые перемещенные лица (среди украинцев немало бандеровцев). В числе русских есть лица, выехавшие из Китая, где они до этого жили в течение длительного времени (родители некоторых из них прибыли в Китай еще задолго до Октябрьской революции).

К выходцам из Европы можно отнести и евреев, и цыган, подавляющее большинство которых мигрировало из различных европейских стран. Значительный приток еврейского населения в Австралию начался в годы разгула антисемитизма в нацистской Германии, хотя уже среди первых ссыльных, доставленных на пятый континент в 1788 г., было несколько евреев. В настоящее время в Австралии насчитывается около 70 тыс. евреев. Они в еще большей степени, чем другие пришлые группы, сконцентрированы в городах (прежде всего в Мельбурне и Сиднее). В культурном отношении среди евреев выделяются сефарды (1 тыс.) и маленькая (едва ли насчитывающая 200 человек) группа азиатских евреев. Цыган на пятом континенте немного.

Термин «монголо-татары» вошёл в научный обиход не ранее XIX века. Так учёные прозвали совокупность народов, вероятно, монгольского и тюркского происхождения, совершивших в XIII веке серию завоевательных походов под предводительством сначала Темуджина, прозванного Чингисханом (великим ханом по-тюркски), а затем его преемников.

«Монголо-татары» – такого народа не существовало

Выражение «монголо-татары» восходит к сочинению папского посла Плано Карпини «История монгалов, называемых нами татарами». Карпини в 1245-1247 гг. совершил дипломатическую миссию в Центральную Азию, к великому хану Гуюку. До этого завоеватели назывались в европейских хрониках только «татарами», так же, как они всегда назывались в русских летописях (последние никогда не знали термина «монголы»).

Очевидно, что уже во время походов на государства Средней Азии, не говоря уже о вторжении в Восточную Европу, так называемые «монголо-татары» представляли собой целый комплекс племён, причём преобладающее место среди них, как можно судить по дошедшим до нас именам ханов, их жён и приближённых, занимали тюркские, а не монгольские народы. Конечно, они имеют весьма отдалённое отношение к современным как монголам, так и татарам. В некотором смысле, все народы этих языковых групп на территории России и бывшего СССР являются потомками «монголо-татарских» завоевателей.

Поэтому в любом вопросе, который отталкивается от «монголо-татар», должно, прежде всего, содержаться определение: кого мы подразумеваем под этим именем – в действительности, никогда не существовавшего народа? Однако, может быть, и нет необходимости в этих этнических определениях? Нет ли у современной науки каких-то более конкретных зацепок, чем откапывание давно позабытых значений слов в древних манускриптах?

Гаплогруппа Чингисхана

В последние десятилетия широко развернулись исследования по популяционной генетике. Известно, что всё человечество делится на гаплогруппы по типу Y-хромосомы, передающейся потомкам по прямой мужской линии, и мт-ДНК, передающейся по прямой женской линии (но наличествующей также и у мужчин). Эти исследования, проведённые среди народов Центральной Азии, выявили, в частности, интересный факт широкого распространения там нескольких клад (ветвей) Y-хромосомной гаплогруппы С. С большой вероятностью, оно связано с завоеваниями этих территорий и обширными миграциями населения. Три кластера этой гаплогруппы, к которым принадлежит 70% обследованных представителей населения Центральной Азии, возникли, согласно «молекулярным часам», в период между 700 и 1300 гг. н.э. То есть, в эпоху интенсивной миграции тюрок на запад, включая период «монголо-татарских» завоеваний.

При этом среди учёных нет единого мнения о том, носителем какой именно гаплогруппы был сам Чингисхан. Хотя, казалось бы, это можно установить, поскольку есть немало родов, считающих себя прямыми потомками Чингисхана. Но в том-то и дело, что таковые относятся к несколько различающимся генетическим кластерам. Больше всего сторонников гипотезы, что это одна из клад гаплогруппы С3.

К различным кластерам гаплогруппы С3 принадлежит относительное большинство населения Центральной Азии. Наибольшее число их носителей выявлено у народа хазарейцев, живущих во внутренних областях Афганистана – до 40%. Хазарейцы считаются в Афганистане прямыми потомками завоевателей, пришедших с Чингисханом. Можно констатировать, что в данном случае древние предания не лгут. 30% носителей этой Y-хромосомы среди китайцев Внутренней Монголии (автономная область КНР), 25% - у монголов Внутренней Монголии, 20% - среди монголов Монгольской Республики, казахов и уйгуров КНР, порядка 10% - среди казахов Казахстана, киргизов, узбеков, китайцев севера КНР.

Когда результаты исследования по кластеру С3-М217, показавшему его широкое распространение в Центральной Азии, были впервые опубликованы, это вызвало волну комментариев, что в мире проживает не менее 16 миллионов прямых потомков Чингисхана. В действительности, мутация, образовавшая данный ген, произошла задолго до Чингисхана. Так что, если отождествление гаплогруппы Чингисхана с данной гаплогруппой верно, то люди, принадлежавшие к данному генетическому кластеру, являются, очевидно, потомками общего с Чингисханом предка, но не самого Чингисхана.

Между тем, согласно ещё одному исследованию, проведённому французскими учёными, родиной трёх поздних генетических кластеров, к которым принадлежит большинство населения Средней Азии, является Маньчжурия. Их носители сейчас проживают во всех государствах Средней Азии, а также в Монголии, Северо-Восточном Китае и Синьцзяне. Следовательно, носителями данного генотипа являются многие монголы, казахи, уйгуры, киргизы, узбеки, туркмены, локальная группа китайцев (скорее всего, окитаенные маньчжуры). Выявлены представители этих гаплогрупп среди якутов, эвенков и хакасов.

Однако среди народов России нет достаточно репрезентативной выборки, чтобы судить о распространённости среди них тех или иных гаплогрупп. Исключительно по историческим соображениям мы можем предполагать, что преимущественными носителями «монголо-татарских» Y-хромосом (если они верно определены) должны быть буряты, тувинцы, калмыки, якуты, сибирские татары… Однако без широких генетических исследований на территории РФ мы пока не можем утверждать этого определённо.

Чингисхан был… европейцем?

Сенсационное открытие сделали в 2016 году южнокорейские и монгольские учёные, раскапывавшие захоронения Таван Толгой в Монголии, где, как предполагается, захоронены члены клана Борджигинов, к которому принадлежал Темуджин (Чингисхан). У большинства захороненных – амулеты со знаком рода Борджигинов. Радиоуглеродный анализ указал на период, когда могло состояться погребение – 1150-1250 гг. н.э. То есть, это время, непосредственно предшествовавшее завоеваниям «монголо-татар» либо сам период этих завоеваний.

Генетический анализ останков показал принадлежность людей в захоронении к различным гаплогруппам мт-ДНК (материнским), типичным для Центральной Азии. Черты черепа также типичны для монголоидной расы. При этом Y-хромосомная гаплогруппа у всех четверых мужчин оказалась одинаковой – R1b-М343.

Среди современных людей наибольшая частота встречаемости клады R1b – у жителей Западной Европы – выше 60%. Далее на восток её доля убывает: в Центральной Европе от 30 до 60%, среди русских на Русской равнине – около 10% (среди русских распространена близкая гаплогруппа R1a). В Забайкалье её уже практически нет.

Тем удивительнее было это открытие. Оно, по мнению некоторых учёных, хорошо согласуется со свидетельствами, что у самого Чингисхана были зелёные глаза, что явно указывает на европеоидную примесь.

Однако учёные пока не знают, как согласовать это открытие с данными о современном распространении гаплогрупп. Ведь согласно письменным источникам, Чингисхан оставил множество потомков. И если он действительно был носителем гаплогруппы R1, то её носителей в Центральной Азии сейчас должно быть много, чего не наблюдается.

Поэтому, вероятнее всего, в раскопанную родовую могилу Борджигинов попали не кровные родственники Чингисхана, а побратимы его клана. Сам же вопрос о том, что считать «генами Чингисхана», и кто из современных народов в наибольшей мере унаследовал «кровь монголо-татар», остаётся в науке пока открытым.

Терра инкогнита
- Сергей, почему все-таки многие россияне упорно продолжают считать, что на Западе им будет лучше?
- У многих в головах сидят расхожие представления времен позднего Горбачева и раннего Ельцина. Того, что прошло уже 20 лет и ситуация в корне изменилась, многие наши сограждане ухитрились не заметить.

У большинства потенциальных эмигрантов из России категорически не хватает жизненно важной информации о том обществе, в котором они собираются жить. Но основная трудность заключается даже не в недостатке информации как таковом, а в том, что мало кто отдает себе отчет в существовании этого недостатка.

СПРАВКА: Сергей Зубцов − кандидат наук, переводчик технических текстов. Жил во Франции три года. Работал в Университете Жозефа Фурье в Гренобле над диссертацией по геофизике (тема «Деформация горных пород по механизму рекристаллизационной ползучести»). Много ездил по работе (три месяца провел в командировке в Норвегии), путешествовал. Написал книгу «Как жить в Западной Европе».

Как русские формируют представление о Западе? Книги и газеты читают, фильмы смотрят, в турпоездках бывают, друг с другом впечатлениями делятся. Подобная информация, во-первых, отрывочна и не дает полной картины, во-вторых, обычно сосредоточена на каких-либо специфических аспектах западной жизни, а не на повседневности, и в-третьих, крайне искажена в силу самого жанра художественного повествования, где субъективность не только не противопоказана, но даже приветствуется. Насколько мне известно, никто еще не пытался проанализировать западное общество именно с точки зрения адаптации в нем представителей русской культуры. Не существует описания, которое бы давало возможность более осознанно принять решение, уезжать или нет. В итоге до сих пор единственным способом достоверно узнать, понравится ли вам жить на Западе, приживетесь ли вы там, остается одно - приехать и попробовать.
- Еще симпатизировавший Советскому Союзу французский писатель Андре Жид в своем путевом очерке «Возвращении из СССР» в 1930-е годы писал: «Советский гражданин пребывает в полнейшем неведении относительно заграницы». Полвека спустя, когда был поднят железный занавес, наши сограждане знали ее не лучше, плохо осведомлены о жизни за рубежом они и сейчас, а ведь потенциальному эмигранту желательно всё хорошо на основе максимально полной информации проанализировать…
- Да. Человеку неплохо бы понять, на основании чего сформировано его представление о Западе. Вот по ТВ что-то показывают, вот в газете интересная заметка. А в прошлом месяце теща в Париж ездила. Всё это сумбурно, бестолково и далеко от повседневной реальности. На Западе тоже очень хорошо знают, что в России медведи по улицам ходят, а все русские в ушанках и с топорами (чтобы за дровами ходить). Что, не так? Да вот же заметка в газете: на окраину Петропавловска-Камчатского зашел медведь и был застрелен милицией. И фотография с места происшествия: вот медведь и вокруг, видите, пьяные русские в ушанках! Так вот: русские представления о Западе не менее фантастичны, причем даже у тех, кто туда пару раз туристом съездил. Что можно увидеть за неделю? Вы видите не страну как таковую, а лишь иллюстрацию к ранее сложившемуся у вас образу этой страны. Складывается же он из наложения прочитанной вами художественной литературы, просмотренных фильмов и прочей подобной ерунды на ваш русский менталитет, на русскую картину мира. Знакомясь, к примеру, с западными фильмами, не отражающими, как я уже говорил, реальную жизнь попросту в силу особенностей жанра, вы к тому же сильно искажаете и дорисовываете картину на основании ваших собственных представлений. Герои фильма говорят совсем не то, что воспринимаете вы, да к тому же в переводе. Вы слышите «вчера хорошо посидели, выпили» и дорисовываете картину: много водки, душевные разговоры за жизнь, пьяные чудачества и приставания к зашедшим типа за солью соседкам. Но какой-нибудь киношный американец совсем не это имел в виду, говоря: We were having a good time in Bill’s party yesterday. Вы не видите реальный Запад, вы сами себе его рисуете.
- Многие мечтающие о жизни на Западе черпают информацию в Интернете.
- Безусловно, там есть огромное количество рассказов тех, кто живет на Западе. Но в этом выплеске нет системного подхода. Есть случайный набор интересных впечатлений. Несведущему человеку часто даже трудно понять, является ли описываемое чем-то обыденным или, наоборот, совершенно экстраординарным. Знаете, как в данном случае обычно работает сознание человека, движимого идеей переселиться куда-нибудь во Францию и собирающего информацию о стране? Факты, которые ему нравятся, он зачисляет в разряд обыденных, повседневных. А вот то, что не нравится, ну, это досадное исключение, где угодно такое бывает.
А еще русские, как и представители других многочисленных народов, в большинстве своем думают, что во всем остальном мире живут такие же русские, только говорят они на других языках. Уезжая в эмиграцию, мало кто реально осознает: люди в другой стране − действительно другие.
- А что вы думаете о странах Балтии, о государствах, когда-то входивших в восточный блок, о европейских славянах? Они от нас так же сильно отличаются?
- Безусловно, по менталитету те же поляки нам гораздо ближе, чем жители Западной Европы.

Колбасная эмиграция
- Вы считаете, что россияне − счастливее западных европейцев.
- Да, другое дело, что какая-то часть русских любит трагизм, драму и философские глубины, скучно им без этого. Если, к примеру, жизнь у кого-то бедная, вопрос часто ставится не «где бы денег заработать», а гораздо более масштабно, вроде «тварь ли я дрожащая или право имею». Но это не несчастье, это национальное хобби. Вот на Западе люди несчастны без позерства. Жрут в огромных количествах транквилизаторы, антидепрессанты. Но на это мы внимания не обращаем. До чего же любят у нас, ругая наши недостатки, делать из этого безосновательные глобальные выводы «космического масштаба и космической же глупости». Совершенно не понимая при этом, что для других плохо что-то другое. С чем-то у нас настолько хорошо, что мы и представить себе не можем, как у кого-то с этим может быть плохо. Вот так и складывается образ несчастной страны. Под воздействием массового психоза люди нередко уезжают из своей страны просто потому, что их довели до нервного срыва какие-нибудь обыденные мелочи. Опять горячую воду отключили, опять газету из почтового ящика украли, опять сантехники пьяные и так далее. Вплоть до того, что опять президент сказал по телевизору что-то, что не понравилось. Как будто на Западе ничего подобного не происходит. Человек накручивает себя, мелочи становятся вопросами первостепенной важности, приводят к глобальным, безапелляционным и абсолютно необоснованным выводам, вроде «они мне всю жизнь испортили» или «вся молодость в этом дерьме прошла». Тогда и возникает убеждение, что «валить отсюда надо», убеждение иррациональное, не позволяющее реально оценить плюсы и минусы жизни в России и на Западе. Просто «достали», поэтому «валить».
- Мало кто осознает, что в эмиграции неудобных мелочей будет не меньше, а больше.
- Хотя бы в силу того, что это не ваш мир, вы к нему не адаптированы. К тому же, если даже на родине вы склонны периодически впадать в невротичное настроение «достали», в чужой стране будете находиться в нем постоянно: «Америка была бы прекрасной страной, если бы там не было американцев», «Франция - страна глупых мужчин и некрасивых женщин». Пообщайтесь в чатах с теми, кто уехал, поймете, о чем я. Состояние «всё достало» - это проблема внутренняя, а не внешняя. Это лечится отдыхом, психотерапией, переосмыслением своей жизни, но отнюдь не эмиграцией (которая, среди прочего, всегда подразумевает многократное увеличение нагрузки на вашу и без того потрепанную психику).
У обычного русского человека с югом Франции ассоциации исключительно положительные и даже романтические. А в действительности… Вот моя дневниковая запись (дело было в Гренобле в августе 2002-го): «За сигаретами приходится ездить в центр города - продаются они только в специальных табачных ларьках, а в августе все ларьки в округе закрыты, как и вообще всё закрыто - отпуска. Комната на южную сторону, дополнительно нагреваемая холодильником. Днем в ней +50. На улице прохладней, всего +42. В городе забастовка мусорщиков. Окно не открыть - вонь от помойки ужасная. По всему городу гниет на сорокаградусной жаре неубранный мусор. Жарко мусорщикам, вот и не хотят они работать. Непрекращающиеся вопли африканцев на улице, изводящие даже через закрытое окно. Весь день и часов до трех ночи. Господи, когда же кончится эта жара, эта забастовка, эта тоска, эта Франция. Доделать работу и свалить! На север, в Россию!»
- Полезно почитать любителям лозунга «Пора валить!»
- Эти вопли, как правило, вызваны именно такими раздутыми до космических масштабов бытовыми мелочами. Почему француз, сталкиваясь, к примеру, с пробуксовкой французской административной системы, с абсурдными требованиями вроде «предъявить справку о том, что вам не нужна справка», не впадает в депрессию и не кричит, что «валить надо из этой страны»? Почему, если бы такой француз и нашелся, никто не позволил бы ему кричать эти глупости на всю страну в каком-нибудь ток-шоу? Откуда такая невротичная злость по отношению к собственной стране, к своему дому? Сыграли роль десятилетия явной и скрытой прозападной пропаганды и пораженческие настроения. Последние годы, к счастью, пораженчества становится меньше.

Если вы хотите всю жизнь общаться в узком кругу соотечественников и быть отрезанным от многих благ цивилизации в стране пребывания (начиная с посещения театров, заканчивая участием в местной политической жизни), языки можно не учить. Без языка живут полуграмотные крестьяне из Азии и Африки, а также некоторые постсоветские деятели, которые либо сидят на пособии, либо имеют подходящую профессию, от программиста до музыканта. Но это не жизнь, а существование.

Язык
- Вы говорите в книге о том, что за рубежом знание языка нужно как воздух. Один живущий в Берлине русский (он музыкант) мне сказал: я почти не говорю по-немецки или по-английски, мне это не нужно, разве что когда что-то в магазине покупаю. Так, конечно, не все там могут устроиться. Но ведь и многочисленные выходцы из Азии и Африки чаще всего тоже толком языка не знают, вращаются в своем кругу! Может, масса проблем, связанных с языком, возникает тогда, когда приехавший зачем-то хочет стать «настоящим французом»?
- Если вы хотите всю жизнь прожить как гастарбайтер, то есть выполнять малоквалифицированную работу, общаться в узком кругу соотечественников и быть отрезанным от многих благ цивилизации в стране пребывания (начиная с посещения театров, заканчивая участием в местной политической жизни), языки можно не учить. Если же вы хотите жить по-человечески, то чем лучше знаете язык, тем лучше. Без языка живут полуграмотные крестьяне из Азии и Африки, а также некоторые постсоветские деятели, которые либо сидят на пособии, либо имеют подходящую профессию, от программиста до музыканта. Но это не жизнь, а существование. Непонятно, зачем обрекать себя на это. И еще один момент. Некоторые иммигранты любят жаловаться на собственное плохое владение языком, но это не значит, что они его действительно скверно знают. Просто он у них плох, если сравнивать с местным населением, с уровнем носителя. Но при этом знают эти иммигранты язык, как правило, гораздо лучше, чем, скажем, средний выпускник российского университета, собирающийся уехать на Запад.

Мультикультурализм
- Но только вчерашний студент этого часто не понимает. Возможно, главная причина неведения и идеализма − необходимость делать визу (в России загранпаспорта есть только у примерно 17% населения, а более-менее регулярно за границу из них выезжает около 3%), а также организованные поездки, когда большую часть вопросов за туристов и командировочных решают гиды. Жители стран Балтии, имеющие возможность уже много лет ездить туда-сюда, давно избавились от всех иллюзий. Чтоб их не было, надо посмотреть, как на самом деле. Вот как вы, например, приехать, пожить, понять, что не всё устраивает, − и успокоиться.
- Насчет съездить в Европу и посмотреть − не вижу особой проблемы. Визы сейчас дают практически всем желающим. Даже бедные студенты могут ездить по различным студенческим программам. Насчет отмены виз − даже не знаю, хорошо это или плохо. Я в принципе противник сплавления культур, всего этого мультикультурализма. А визовый режим до некоторой степени его сдерживает. Хотя, конечно, частые поездки в Европу вправляют мозги.
- Вас во Францию, в Европу совсем уже больше не тянет?
- Совсем. Ни разу там не был за последние восемь лет. Я вообще напутешествовался. Само собой так получилось: всё, что меня больше всего интересует, есть в Москве. А на то, что интересует в меньшей степени, просто жалко времени. Вот и не езжу никуда. Сначала, в первый год после приезда, были мысли пожить на востоке для разнообразия. Но потом это прошло. Может быть, к старости еще попутешествую, а сейчас и без этого есть чем заняться.
- Некоторые считают, что мультикультурализм приведет к возникновению нового типа человека. Даже если придуман он для того, чтобы успокоить коренных европейцев, люди в Старом Свете через 20, допустим, лет всё равно будут во многом другими, в частности, благодаря влиянию иммигрантов. Ваш прогноз - каким будет среднестатистический гражданин Франции в 2032 году?
- Здесь, пожалуй, надо вспомнить о склонности западных стран к социализму. У нас малоквалифицированный и безынициативный труд стоит ровно столько, сколько он должен стоить − копейки. А там социалисты приняли законы, гарантирующие каждому хомячку сносный уровень жизни. Такая система нежизнеспособна и неизбежно будет рушиться. Что мы и наблюдаем последние годы в Греции, Италии, Испании… В той же Испании безработица среди молодежи 50% − нам такие проблемы и вообразить себе трудно.
В будущем в Западной Европе, безусловно, будет продолжаться падение уровня образования и культуры. Оставив политкорректность, скажем очевидную вещь: эмигранты из стран третьего мира и их дети в среднем гораздо менее окультурены, чем европейцы. Их переезд в Европу приводит к снижению общего уровня. Будет продолжаться исламизация. Фундаменталистский ислам там сейчас − не только религия, но и форма социального протеста, чем и привлекает. Будет, видимо, падать уровень жизни, но он останется сравнительно высоким.
В целом в Европе, думаю, будет просто скучно. Процитирую Ницше: «Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех. “Счастье найдено нами”, − говорят последние люди и моргают… Не будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком хлопотно. И кто захотел бы ещё управлять? И кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно. Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идёт в сумасшедший дом». Вот как-то так я будущее Европы вижу.
- Ницше сошел с ума, как известно. Возможно, был слишком неординарен для того общества. У вас в книге часто слово «скучно» попадается. Но разве люди не сами по себе скучны или веселы? Зачем винить Запад в том, что человеку там скучно?
- Я думаю, не стоит понимать личную ответственность человека за происходящее с ним именно в таком буквальном ключе. Если человек попадает в среду скучных людей, с которыми ему даже поговорить не о чем, вполне естественно, что ему среди них скучно и он о них невысокого мнения.

Женщины и алкоголь
- Вы по-прежнему считаете, что в Западной Европе очень мало красивых женщин?
- Да. Помимо субъективных оценок, в книге приводится еще и ряд объективных наблюдений. Было там, например, про статистику продаж красивого нижнего белья − они его почти не покупают. И так во всем. Конечно, если прийти в Европе на какой-нибудь модный показ, там будут красивые модели. Но обычные европейские девушки сильно уступают нашим как по красоте, так и по заинтересованности в сексуальных приключениях.
- Что касается отсутствия такой тяги, думаю, далеко не все посчитают это минусом. Как, впрочем, и умеренное потребление алкоголя, которое вы в вашей книге расцениваете как недостаток западного мира.
- Задача книги − просто обрисовать истинную картину для тех, кто собирается эмигрировать или только что оказался в шкуре иммигранта. Чтобы, например, любители приключений понимали, куда они едут и чем жертвуют, и не ожидали увидеть в Европе чего-то вроде торжества сексуальной революции. Только и всего. А дальше пусть каждый выбирает то, что ему больше нравится. То же самое касается и алкоголя. Задача книги − не пропаганда пьянства, а доведение до сознания людей простого факта − в Европе, в общем, не принято пить так, как пьют в России. Отъезжающие должны знать об этом и учитывать этот факт.