Выражение народного идеала в «Песне про купца Калашникова» М. Ю

1. Связь «Песни...» с фольклором.
2. Сближение образа Калашникова с образами былинных богатырей.
3. Возвышение в народном сознании образа главного героя.

В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» продолжена традиция обращения к историческому прошлому России, заложенная в ряде пушкинских произведений. Чтобы передать колорит эпохи, писатель обратился к жанру песни-сказания. Подобные произведения в те времена обычно исполнялись под аккомпанемент гуслей на пирах царей и вельмож. Соответственно, повествование в «Песне...» ведется от лица гусляров-сказителей, которые славят боярина и боярыню, в доме которых происходит пир. Также сказители обращаются и к царю, из чего можно сделать вывод, что и он находится в числе слушателей. Собственно царю Ивану Васильевичу формально и адресована «Песня...»:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова...

Но рассказ о семейной беде Калашникова, о его единоборстве с опричником и казни отважного купца — это уже не застольная песенка, предназначенная для увеселения царя и его приближенных. Эта простая и трагическая повесть доводится до сведения народа.

Избранный Лермонтовым способ повествования потребовал, разумеется, использования художественных средств, характерных для народной поэзии:

Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярный звон
И причитывали да присказывали.

В то же время благодаря стилизации произведения под народную поэзию ярче проступают те черты Калашникова, которые традиционны для образа народного героя. Являясь главой семьи и для своей жены и детей; и для младших братьев, Калашников четко осознает свою ответственность и за материальное благополучие своих близких, и за их доброе имя. Именно чувство ответственности и забота о дальнейшей судьбе семьи тревожит Калашникова, а не Собственная участь, когда он навлекает на себя гнев царя. Не о помиловании для себя просит «удалой купец», а о царском покровительстве для своих родных:

Прикажи меня казнить — и на плаху несть
Мне головушку повинную;
Не оставь лишь малых детушек,
Не оставь молодую вдову
Да двух братьев моих своей милостью...

Высокий идеал чести толкает Калашникова на бой с опричником. Подозрение, что жена могла поступить не так, как полагается согласно этому идеалу, заставляет Степана Парамоновича сурово заговорить с Аленой Дмитревной: Уж ты где, жена, жена шаталась?

На каком подворье, на площади,
Что растрепаны твои волосы,
Что одежа твоя вся изорвана?
Уж гуляла ты, пировала ты,
Чай, с сынками все боярскими!..
Не на то пред святыми иконами
Мы с тобой, жена, обручалися...

Чувство ответственности за родных, непоколебимость нравственных устоев, готовность отстаивать их до последнего вздоха — все это сближает образ Калашникова с образами былинных богатырей, заступников Руси. Опричнина, введенная Иваном Грозным, была страшным несчастьем для всей России. По свидетельствам историков, опричники могли делать все, что им заблагорассудится. Они подчинялись только царю, который не ставил преград их беззакониям. Обида, нанесенная опричнику, сурово каралась, словно она была нанесена самому царю. Недюжинную смелость нужно было иметь, чтобы открыто признаться, как Калашников:

Я скажу тебе, православный царь:
Я убил его вольной волею,
А за что, про что — не скажу тебе,
Скажу только богу единому.

Подобно былинному богатырю, герой не страшится вступить в бой с силой, враждебной народу. Не испытывает он и страха перед гневом царя опять же как былинный богатырь, который прямо говорит правду князю, не боясь его немилости. В «Песне про купца Калашникова» Лермонтов возрождает эпический идеал героя — человека действия. Калашников чужд колебаний относительно того, как ему следует себя вести в конкретной ситуации. Нужно отметить, что его убежденность в правильности принятого решения основывается не древних представлениях о чести и праве. Согласно христианским заповедям, нужно прощать своих врагов. Однако, во-первых, опричник, по сути, не только личный враг Калашникова, но и представитель структуры, изначально враждебной народу, борьба с которой — святое дело. Во-вторых, сердцу русского человека вообще гораздо ближе идеал деятельного противостояния злу, чем созерцательного самосовершенствования:

А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.

Но не только бесстрашие и высокие нравственные идеалы характеризуют образ Калашникова. В «Песне...» показаны его отношения с младшими братьями, которым он заменил отца. Перед боем с опричником Степан Парамонович дает братьям наказ продолжить начатое им дело чести, если его вдруг постигнет неудача. Мотивом своего решения выйти против Кирибеевича Калашников называет не месть, не ревность, а «святую правду-матушку». Поединок с опричником для него — это суд Божий. Нужно отметить, что в средние века во многих странах, в том числе и на Руси, действительно существовала практика судебных поединков. Считалось, что в таком бою Бог примет сторону того, на чьей стороне правда. Победа Калашникова — это торжество правды, свидетельство того, что Бог на его стороне. Ведь Степан Парамонович отстаивает честь своей жены и свою собственную, святость законов церкви и незыблемость моральных норм, в то время как Кирибеевич вторгается в чужую жизнь, пытается разорвать узы, связывающие мужа и жену, узы, по христианской традиции являющиеся практически нерасторжимыми.

Калашников выступает в роли хранителя семейных и нравственных устоев, наставника братьев. Перед смертью он вспоминает и о своей жене, и о детях, произнося слова, характерные для героя народных преданий:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!

Героем и остается Калашников в памяти народа, бесстрашным борцом за правду. Гибель Степана Парамоновича на плахе лишь усиливает народные симпатии — на Руси мучеников всегда чтили, пострадали ли они за православную веру или же просто за «правду-матушку». Символично и место, где похоронили Калашникова: «промеж трех дорог», то есть на перекрестке. Снова былинный образ: на перекрестке трех дорог герой обычно выбирает свой путь. Но Калашников его уже выбрал: это перекресток — место, где будущие герои станут избирать свою дорогу, помянув «удалого купца». И обычные люди, проходя мимо могилы отважного бойца за правду, отдают ему дань уважения и восхищения, как народному заступнику:

Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится,
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» впервые была опубликована в 1838 году в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду». Она была восторженно воспринята критиками. Как писал В. Г. Белинский, «поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа...»

В центре внимания поэта семья купца Калашникова: «молодой купец, статный молодец Степан Парамонович» и его жена-красавица Алена Дмитриевна. Нетрудно заметить, что авторское уважение и любовь принадлежат именно этим персонажам. Семья Калашниковых дружная, в ней царят мир, спокойствие, взаимопонимание. Подрастают дети. Но злая распоряжается по-своему: приглянулась Алена Дмитриевна царскому опричнику Кирибеевичу. Первый раз читатель встречается с опричником на пиру у царя Ивана Васильевича, причем образ Кирибеевича раскрывается двояко. Приказал царь поднести опричникам сладкого заморского вина, все пили вино и славили царя. Один Кирибеевич думу крепкую думал, ни на кого и ни на что не обращал внимания. Но, услышав царское «слово грозное» , не мог более молчать. Вынужден был признаться опричник, что влюблен в Алену Дмитриевну:

Как увижу ее, я и сам не свой: Опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие; Скучно, грустно мне, православный царь, Одному по свету маяться. Речь Кирибеевича трогательна, вызывает сочувствие царя, но, - и на этот факт обращает внимание читателей автор, - на самом деле опричник лукавит. Он смело и восторженно говорит о своей любви, о готовности умереть, если любимой не будет рядом. Правда же истинная остается в тени: Алена Дмитриевна была уже повенчана по христианским обычаям в церкви с купцом Калашниковым, она его верная жена.

Судьба на стороне ловкого опричника, и царь, не зная правды, со смехом предлагает верному своему слуге помощь.

Недобрый день задался Степану Парамоновичу, по прозванию Калашников. Во-первых, неудачи преследовали его в торговле, «бояре богатые в его лавочку не заглядывают». Во-вторых, когда пришел домой, увидел купец, что стол не накрыт, молодая жена не встречает его, детки не пошли отдыхать, а «плачем плачут, все не унимаются». Старая работница объясняет, что Алена Дмитриевна не вернулась еще с вечерни. На улице валит снег, вокруг ничего не видно. Наконец, жена возвращается, но что с ней произошло?

Сама бледная, простоволосая, Косы русые расплетенные Снегом-инеем пересыпаны; Смотрят очи мутные как безумные; Уста шепчут речи непонятные.

Виновник всех бедствий опричник Кирибеевич, на глазах соседей он обнимал и целовал честную и непорочную женщину. Заливаясь горючими слезами, Алена Дмитриевна просит помощи у своего мужа. Купец Нв может не ОТСТОЯТЬ честь и достоинство своей жены, потому ЧТО ЭТОТ ПОЗОР ЛОЖИТСЯ и на него.

Купец Калашников выступает как полная противоположность опричнику. Он должен, обязан отстоять честь своего рода, своей семьи. Ничто не может остановить этого сильного и смелого духом человека на пути справедливого отмщения, даже смерть:

Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!

Достойно отомстил Степан Парамонович своему обидчику: выбил жизнь из его тела одним ударом. «Достойную» награду получил купец от царя. За убийство лучшего царского воина осужден был и казнен «смертью лютою, позорною». Но даже перед лицом смерти не признается Степан Парамонович в том злодеянии, которое совершил опричник. Это еще одна загадка этого удивительного, сильного духом героя: признание могло спасти ему жизнь, но он выбрал честь и смерть. Таким образом, автор, придерживаясь общепринятых канонов народной морали, находится на стороне чести, достоинства, силы духа, олицетворенных в поэме в образе купца Калашникова. Прямого осуждения или восхваления чьих-то действий мы в тексте не найдем, но стоит вспомнить, что похоронили купца «на чистом поле промеж трех дорог», и никто не пройдет мимо, не отдав дани уважения честному человеку.

«Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова - результат большой работы автора: тщательного изучения народного творчества и основательного знакомства с историческим материалом. Обращение к прошлому обусловлено недовольством поэта окружающей действительностью, поисками в минувших веках людей сильного характера и крепкой воли.

В произведениях современных Лермонтову историков и романистов Иван Грозный изображался противоестественным злодеем, для которого не было большей радости, чем проливать кровь невинных жертв. Однако народ во многом иначе оценивал деятельность царя. В исторических песнях Иван Грозный изображается вспыльчивым, жестоким, но вместе с тем отходчивым и даже милостивым человеком. Таков он и у Лермонтова. Стоит царю заметить, что Кирибеевич мрачен на пиру, как он готов обвинить верного слугу в преступных замыслах. Как только Кирибеевич признается в своей любви к Алене Дмитриевне, сердце царя становится благосклонным. Такой же - суровый и милостивый - царь в конце поэмы. Удалому бойцу, сыну купеческому, за полюбившийся ему ответ он обещает осыпать милостями его семью, но самого Калашникова отправляет на «высокое место лобное».

Автор не скрывает, что у опричника Кирибеевича есть положительные качества. Это «удалой боец», преданный царю, человек сильных страстей, способный на любовь. Но при этом он - самонадеянный, самовлюбленный, привыкший потакать своим слабостям. «Лукавый» Кирибеевич рассказал царю о своем чувстве, но при этом утаил, что Алена Дмитриевна «в церкви Божией перевенчана» с молодым купцом.

Степан Калашников - цельная личность, человек, способный отстаивать свои принципы. Он бы мог уступить царю и избежать смерти, но для него честь семьи дороже. Стерпеть позор он не может, поэтому и умирает, но при этом остается победителем. Калащников руководствуется народными представлениями о чести и достоинстве, которыми не поступается даже перед лицом смерти. В этом и заключено его общественное, народное начало. И народ помнит удалого героя, сочувствует ему, его «безымянная могилка» никого не оставляет равнодушным.

Если домашнее задание на тему: » АВТОРСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕРСОНАЖАМ В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ПЕСНЯ ПРО КУПЦА КАЛАШНИКОВА» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Поэма построена на противопоставлении категорий «честь» и «бесчестие», представленных двумя образами: опричником Кирибеевичем и купцом Степаном Парамоновичем Калашниковым. Противопоставляются имена героев, 1варіант «Пісня про царя Івана Васильовича, молодого опричника й відважного купця Калашникова» уперше була опублікована в 1838 році в «Літературних додатках
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Стоимость человеческой жизни определяется тем, что в ней считается самым важным, что представляет наибольшую ценность. В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про... удалого купца Калашникова» мы встречаемся с двумя непохожими взглядами на жизнь, двумя совершенно разными людьми. Один из них - честный и достойный, удачливый купец и уважаемый соседями хозяин, работящий и верный муж Степан Парамонович Калашников. В его молодую красавицу жену Алену Дмитревну влюбился любимый царский опричник Кирибеевич. Это человек совсем иных принципов. Думая только о себе, он без всяких угрызений совести готов поломать чужую жизнь и счастье, разрушить семью и навлечь позор на голову своей любимой. Да и можно ли здесь говорить о возвышенном чувстве, если Кирибеевич, сумев подстеречь Алену Дмитревну вечером на улице, на глазах у всех болтливых соседей предлагает ей наряды и драгоценности в обмен на ее любовь?! Однако наглость и вседозволенность не сходят с рук эгоистичному ухажеру. За честь и доброе имя жены и собственной семьи вступается сам Степан Калашников. Без раздумий готов он вызвать на смертный бой обидчика, заранее зная, что в случае победы навлечет на себя гнев самого царя. Однако ничто не может остановить храброго купца, стремящегося отстоять справедливость.

Услышав имя соперника и его обвинения, задрожал Кирибеевич, побледнел, но деваться-то уже некуда: раз вышел - нужно биться. И проиграл эту битву хвастливый опричник, пораженный могучим ударом Калашникова.

Еще раз доказал купец свою честность и порядочность, признавшись разгневанному смертью любимого бойца царю, что умышленно убил Кирибеевича, однако причины не стал объяснять. Этим благородным поступком он сохранил в тайне бесчестное поведение опричника и защитил от сплетен и недомолвок доброе имя своей жены. Однако решение царя было однозначным. Гордо и достойно взошел Калашников на плаху, оставшись в памяти знавших его людей примером чести, благородства и глубокой порядочности:

Пройдет старый человек - перекрестится, пройдет молодец - приосанится, пройдет девица - пригорюнится.

М. Ю. Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного народного творчества. В двадцать два года он создал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», по стилю она похожа на народный сказ. В поэме автор описывает жизненный случай. В жену молодого купца Степана Калашникова влюбился царский опричник Кирибеевич. Он подстерег Алену Дмитревну на улице и стал при всем честном народе обнимать и целовать, соблазнять дорогими подарками. Люди смотрели из окон и смеялись. Калашников, узнав про позор жены, решил биться с обидчиком в кулачном бою, чтобы защитить ее честь.

На бою присутствовал сам царь Иван Васильевич. Купец славился своей силой и легко победил Кирибеевича ударом в висок. Этот удар оказался смертельным, что сильно разгневало царя. Но когда он спросил Калашникова, за что тот убил его слугу, купец промолчал. Он молчал, чтобы не выдать на позор имя своей жены. И царь приказал его казнить. Так Лермонтов с большим мастерством превратил обычную бытовую ситуацию в историю любви, полную драматизма. Купец Калашников благородно защищал честь своей жены. Кроме него, у Алены-то и защитников больше не было. Отец и мать ее умерли, старший брат пропал без вести в чужой стороне, а младший - совсем кроха. И только Степан так любил жену, что ради нее расстался со своей жизнью, лишь бы второй раз не опозорить ее доброе имя. На плаху он взошел без страха, полный решимости, что гибнет за правое дело. Ведь честь и человеческое достоинство он ставил превыше всего. И даже в последние секунды жизни он думал не о себе, а о семье, приказав людям заботиться о своих детях.

Люди были восхищены смелостью купца и часто посещали его могилу. «Пройдет старый человек - перекрестится, пройдет молодец - приосанится, пройдет девица - пригорюнится» - этими строчками Лермонтов выразил свое отношение к поступку купца Калашникова. Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Мое отношение к поступку купца Калашникова (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про… удалого купца Калашникова) . И в закладках появилось готовое сочинение. Тема: Отношение автора к героям поэмы (на основании «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова).
Цели:
1) обучающая: а) научить сопоставлять образы литературных героев на основании различных критериев (внешний вид, отношение к женщине, проявление своего характера в психологически тяжелой ситуации и т. д.); б) рассказать о личности Ивана Васильевича.
2) развивающая: развить у учащихся следующие умения: а) определять авторский замысел, используя слова поэмы; б) сопоставлять наглядный материал с текстом, анализировать его, высказывать свою личную позицию относительно произведений искусства; в) развивать навыки общения в группе.
3) воспитательная: воспитывать нравственные идеалы учеников, почтение к русским христианским традициям, благородное отношение к женщине и уважение к русскому народу.
Средством наглядности служат иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова: В. Г. Шварц «Пир у царя», И. Я. Билибин «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», В. Васнецов «бой Кирибеевича с Калашниковым», работа Б. М. Кустодиева, В. И. Суриков «Палач».

Ход урока

I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания (стр. 43, вопросы 1, 2 ,3 ,однако акцент делается на вопросе № 5, на основе которого и развертывается дальнейшая беседа для раскрытия заявленной темы урока. Ученикам дается задание найти цитаты, характеризующие героев Лермонтова).
Беседа: учитель задает классу вопросы, а ученики подтверждают ответы цитатами из произведения.
◙ Вы, наверняка, обратили внимание на то, как автор воссоздал внешний облик героев. Что внешность Кирибеевича и Калашникова помогает понять в их характере?
Кирибеевич:
«Бойки очи», «сильные плечи» - определение бойкий дает нам подсказку о внутреннем жаре опричника, готовности отстаивать свои интересы.
«Опустил головушку на широку грудь - / А в груди его была дума крепкая» - широкая грудь говорит о богатырской характере героя, показывает, насколько много в нем не только силы, мощи, грозности, но еще и каков простор для тайных, темных желаний и поступков.
Его одежда: «кушак шелковый», «шапка бархатная, черным соболем отороченная». Одежда далека от той, что носит простой русский народ, этим автор намекает на дистанцию между положением опричника и людей, находящихся не в столь привилегированном положении. Подчеркивается богатство Кирибеевича, он выгодный жених: «Красны девушки да молодушки на него любуются». Материальная разница показывает, что и взгляды на любовь, отношения и Кирибеевича могут быть другими, чем у незажиточного люда.
Учитель:
- Вспомните, как опричник пытается завладеть сердцем Алены Дмитриевны? Что сулит ей за объятия «хоть единый раз на прощание»? («Хочешь золота али жемчугу? / Хочешь ярких камней аль цветной парчи?». Т. о. можно сказать, что опричник желает купить уважение к самому себе. Он смешивает материальные и духовные ценности).
Калашников:
«Статный молодец», «соколиные очи», «могутные плечи распрямливает / да кудряву бороду поглаживает»
Учитель:
- Обратите внимание на эпитет «соколиный». Вспомните, какой смысл несет в себе это определение? Как относится автор к своему герою в случае, когда называет его ясным соколом? (в определении соколиный мы видим завуалированную ясность, зоркость взгляда, трезвость воззрений, мудрость. В русском народном творчестве, если автор хочет показать положительную оценку персонажа своего произведения, то называет доброго молодца ясным соколом, например в сказке «Финист - ясный сокол»)
- Сосредотачивает ли Лермонтов внимание на внешности купца при первом нашем знакомстве с ним? В каком эпизоде автору важно обрисовать облик Калашникова? (во 2-й главе Лермонтов дает лишь одно определение внешности Калашникова – «статный», т. е. стройный, хорошего пропорционального телосложения, ничего не говорится о его одежде, оружии, глазах и т. д. Детализируется образ в самом ярком эпизоде «Песни» - кулачном бою на Моске-реке).
- На чем Лермонтов сделал акцент, когда изображал этих двух героев? Почему мы не находим в тексте описания одежды, богатства купца Калашникова? (В отличие от Кирибеевича Калашников не обладает в произведении материальной атрибутикой, в понимании его образа важна духовная составляющая характера, речи, поступки, а описание достатка здесь не является принципиальным).
◙ Каково отношение героев к Алене Дмитриевне (как проявляется любовь к ней, к каким поступкам побуждает)?
Кирибеевич:
- Что мы замечаем в поведении персонажа в сцене царского пира?
Опричник Кирибеевич стоит перед Иваном Васильевичем не жив, не мертв: «Удалой боец, буйный молодец, / В золотом ковше не мочил усов; / Опустил он в землю очи темные, / Опустил головушку на широку грудь - / А в груди его была дума крепкая». Он говорит: «Сердца жаркого не залить вином. / Думу серую – не запотчевать!» Создается впечатление, что речь идет о тихо страдающем от своей неразделенной любви молодце с благородными намерениями. Такое поведение вызывает даже жалость к герою.
Комментированное чтение: один из учеников зачитывает описание Алены Дмитриевны (стр. 29). Затем учитель просит его дать свой комментарий литературным строкам (Описание Алены Дмитриевны - самое живое, яркое, «портретное» в тексте поэмы. Купец не жалеет эпитетов и метафор в речевом изображении возлюбленной. Все здесь выражает восхищение, почтение, преклонение Кирибеевича перед женской красотой).
- Каким мы видим опричника во 2-й главе? Как он проявляет себя по отношению к жене Калашникова?
Во 2-й главе перед нами с наибольшей яркостью раскрывается истинная сущность чувств Кирибеевича к Алене Дмитриевне. Он «осрамил» ее перед «соседушками», неуважительно отнесся к ее чести. Любовь его требовательна и даже жестока, поэтому жена Калашникова предстает перед мужем в таком виде: «Перед ним стоит молода жена, / Сама бледная простоволосая, / Косы русые расплетенные / Снегом-инеем пересыпаны; / Смотрят очи мутные, как безумные; / Уста шепчут речи непонятные».
- Может ли настоящая любовь быть такой? (нет, любовь это – уважение, согласование желаний любимого со своими, бережное отношение к ее чувствам).
Калашников:
- Вспомните, как герой встречает жену? (1-н ученик зачитывает; стр. 33).
Слово учителя: «Слова Калашникова в адрес Алены Дмитриевны ни в коем случае не являются свидетельством его нелюбви к ней: во-первых, в них выражается боль и страх за любимую, а во-вторых, согласно традиции на Руси в те времена малейший намек на измену супруги мог подорвать репутацию мужа. Брачные узы были незыблемой ценностью, а святые иконы при венчании не пустым звуком».
- Что предпринимает купец после страшного рассказа Алены Дмитриевны? (он решает отомстить за свою честь и честь Алены Дмитриевны, созывает двух братьев и предлагает им вместе выступить на кулачном бою).
Слово учителя: Обратите внимание, насколько были крепки родственные узы, если братья готовы пойти на смерть, но спасти честь и достоинство Калашникова.
Заметьте, какие разные чувства испытывают наши герои по отношению к Алене Дмитриевне: у Кирибеевича любовь – всего лишь сладкие речи, сопровождающиеся дурными поступками; у Калашникова же наоборот – напускная грозность и неподдельная храбрость, желание постоять за честь.
◙ Каково внутреннее состояние героев, поведение в сцене кулачного боя: зачем каждый из них вышел на поединок?
Кирибеевич:
Опричник прибыл на «сражение» в боевом настроении, он храбрится, считает, что не найдет себе равного по силе: «Присмирели, небось, призадумались! / Так и быть, обещаюсь, для праздника, / Отпущу живого с покаянием». Он и на Калашникова смотрит сверху вниз, с пренебрежением: «Ты какого роду-племени, / Каким именем прозываешься? / Чтобы знать, по ком панихиду служить, / Чтобы было чем и похвастаться»
- Как меняется состояние Кирибеевича после речи Калашникова? (храбрость переходит в трусость: «Побледнел в лице, как осенний снег: / Бойки очи его затуманились, / Между сильных плеч пробежал мороз, / На раскрытых устах слово замерло…»)
Калашников:
Герой полон хладнокровного спокойствия, соблюдает церемониал: «Поклонился прежде царю грозному, / После белому Кремлю да святым церквам, / А потом всему народу русскому». Калашников ведет себя как мудрый человек в своем представлении Кирибеевичу, не опровергает возможность своей гибели, а просто говорит: «По одному из нас будут панихиду петь, / И не позже, как завтра в час полуденный; / И один из нас будет хвастаться, / С удалыми друзьями пируючи…»
Кирибеевич вышел показать свою мощь, непобедимость, потешить царя. Для купца же бой – не игрушка, а настоящая борьба за нравственность, достоинство, он никому и ничего не желает доказывать.
- Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников – всему народу русскому? (это свидетельствует о разнице в социальном положении героев: опричник принадлежит к так называемому «высшему обществу», ему далеки интересы народа, а Калашников – выходец из живой народной среды, представитель удалого русского народа. Этим автор словно подчеркивает, что купцу нужна не поддержка могучего, властного, но далекого от него Ивана Грозного, а держащихся друг за друга народных сил).
◙ Чтение по ролям: ученики читаю 2 диалога: Кирибеевича с царем на пиру (I) и Калашникова с царем после поединка (II). Перед этим предлагается подумать над вопросами (исполнительский анализ):
Беседа:
А) В каком состоянии находятся герои, чем оно вызвано?
I. Кирибеевич грустен и молчалив, он даже не хочет выпить во славу царя с другими опричниками. Смиренно отвечает на обвинения царя в зависти и недовольстве его богатством: «А прогневал я тебя – воля царская; / прикажи казнить, рубить голову». Причина такого состояния героя – страсть к Алене Дмитриевне.
II. Калашников открыт душой, ему нет чего срывать от царя, он напрямую говорит, что убил царского опричника по своей воле.
- Ощущается ли разница в социальном положении купца и Ивана Васильевича? (нет, Калашников ведет себя с царем как с равным, не считая, что он должен отчитываться в причине убийства Кирибеевича. Он говорит: «А за что про что – не скажу тебе, / Скажу только богу единому». Но в тоже время, прося царя заступиться за свою семью, купец признает авторитет и значимость Ивана Грозного).
Б) В чем они хотят убедить царя?
I. Кирибеевич пытается показать свои нежнейшие чувства к Алене Дмитриевне перед царем. Говорит, что без воли, свободы ему не важно наличие заполненной казны. Опричник стремится показать свои самоотреченные взгляды: «Отпусти меня в степи приволжские, / На житье на вольное, на казацкое. / уж сложу я там буйную головушку / И сложу на копье басурманское…»
II. Калашников выступает как человек, у которого есть своя правда, которую он откроет «только богу единому. В каждой строчке звучит независимость от людского мнения. Он сам готов подписать себе приговор: «Прикажи меня казнить – и на плаху несть / Мне головушку повинную».
- Как вам кажется, почему купец не стал умолять царя о помиловании? (Несколько раз мы находим в тексте, что Калашников – настоящий христианин, а для любого верующего человека убийство – тяжкий грех, поэтому не мыслимо, чтобы Калашников остался жив: даже если бог ему это простит, то он сам не забудет пролитой крови).
В) Как раскрывается натура героев, когда они отвечают царю?
I. С самого начала речи Кирибеевича ощущается его отношение к царю как к великой силе русского государства, он выражает на словах свое почтение и уважение к Ивану Васильевичу: «Государь ты наш, Иван Васильевич! / Не кори ты раба недостойного». Мы чувствуем, что это человек, не способный сделать шаг в сторону без позволения своего «владыки» (он раб не только по положению, но и сердцем).
II. В речи Калашникова слышится отстраненность от царя: «Православный царь» (в отл. От обращения Кирибеевича). Здесь нет плебейской учтивости, желания показать покорность. Он свободен сердцем и душой.
◙ Как относятся к Кирибеевичу и Калашникову гусляры, в каких словах это выражается? На чьей они стороне? (гусляры видят в Кирибеевиче человека с живой душой, затаившего свои темные мысли под маской добродетели: «Обманул тебя твой лукавых раб, / Не сказал тебе правды истинной…». Кирибеевич, как подчеркивается в тексте, человек, постоянно хвалящийся своей силой, храбростью, а на поверку оказывающийся трусом).
◙ Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет?
Калашников погибает по своей собственной воле.
Учитель: у него т. о. был выбор, чем выделяется его истинная человеческая натура, т.к., как известно, только у людей есть выбор, по какому пути пойти.
А Кирибеевичу отомстили за попрание христианских устоев.
Учитель: Заметьте, о месте захоронения опричника в тексте не говорится, а могила купца описана достаточно подробно.
- Как выглядит место, где был похоронен Калашников? Как вы думаете, почему на ней нет имени?
Ученики зачитывают описание могилы. Безымянная могилка с кленовым крестом свидетельствует о том, что даже после смерти купец остается выходцем из народа. Безымянность здесь не означает полную забытость: «Пройдет стар человек – перекрестится, / Пройдет молодец – приосанится, / Пройдет девица – пригорюнится…». Отсутствие имени говорит об общей значимости таких могил для русского народа, образ Калашникова – это один из миллионов русских лиц простых людей.
◙ Учитель зачитывает следующие характеристики героев М. Ю. Лермонтова, которые им дал критик В. Г. Белинский:
«Любовь [его] – не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть! Он вышел из-под опеки естественной нравственности своего общества, а другой, более высшей, более человеческой, не приобрел: такой разврат, такая безнравственность в человеке с сильною натурою и дикими страстями опасны и страшны…»
«Это один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят, и сдачу дадут… Есть души, лозунг которых – все или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемненной славы…»
Учитель: о ком здесь говорит критик? Согласны ли вы с мнением Белинского? Помогли данные слова по-новому взглянуть вам на лермонтовских героев?
III.Далее учитель предлагает ученикам обсудить личность Ивана Грозного,образ которого в поэме сложен и неоднозначен. Учитель дает сообщение о личности Ивана Васильевича Грозного.
"Песня про...купца Калашникова" была напечатана в 1838 году. В.Г. Белинский писал: "Здесь поэт от настоящего мира неудовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства”. Поэтому не возможно изучать поэму, не рассматривая личность царя Ивана Васильевича Грозного: он ярчайший представитель своей эпохи, его деятельность наложила отпечаток на все мироощущение русского народа.
Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись, таким образом, первым русским царём. При нем в 1565г. была введена опричнина, установились торговые связи с Англией, создана первая типография в Москве, присоединены Казанское и Астраханское ханства. В 1558-1583 велась Ливонская война за выход к Балтийскому морю и упорная борьба против нашествий крымских татар, началось присоединение Сибири.
Но Иван IV вошел в историю не только как завоеватель. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией. Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому), канона Архангелу Михаилу. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, интересовался описанием жизни великих царей прошлого. Иван Грозный был обладателем крупнейшей в Европе библиотеки.
При нём же русский народ встретился и с невероятной жестокостью, деспотизмом, с так называемым, террором. Карамзин Н.М. так пишет об Иване Васильевиче в «Истории государства Российского»: «Иоанн имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова...; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена, и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты,.. и если иго Батыево унизило дух россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново».
Однако характеристика, данная Грозному царю одним из его современников, показывает нам иные качества Ивана Васильевича. "Обычай Иоаннов есть соблюдать себя чистым пред Богом. И в храме, и в молитве уединенной, и в совете боярском, и среди народа у него одно чувство: "Да властвую, как Всевышний указал властвовать своим истинным Помазанникам!" Суд нелицеприятный, безопасность каждого и общая, целость порученных ему государств, торжество веры, свобода христиан есть всегдашняя дума его. Обремененный делами, он не знает иных утех, кроме совести мирной, кроме удовольствия исполнять свою обязанность; не хочет обыкновенных прохлад царских... Ласковый к вельможам и народу - любя, награждая всех по достоинству - щедростию искореняя бедность, а зло - примером добра, сей Богом урожденный Царь желает в день Страшного суда услышать глас милости: «Ты еси Царь правды!»
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе. Далее следует беседа:
Учитель:
- Вспомните, в каком настроении Иван Васильевич находился на пиру? Не слишком ли оно изменчиво? (Ответ: Царь улыбается, он как будто весел, благодушен. Но, если внимательно присмотреться, то можно заметить, как часто «тучки синие» набегают на «солнце красное». Радость пирующих кратковременна и эфемерна)
- О чем, по мнению царя, можно горевать опричнику Кирибеевичу? На что в характере царя указывают такие его суждения? (Ответ: Царь считает, что причина угрюмости Кирибеевича кроется в том, что парчевой кафтан истерся, что шапка соболиная измялась, казна поистратилась, сабля закаленная зазубрилась. Человеку грубому и развращенному властью, Ивану Грозному чуждо представление о всепоглощающих любовных переживаниях)
- Виноват ли царь в преступной попытке Кирибеевича разрушить семейное счастье Калашникова? (Ответ: Здесь нет непосредственной вины Ивана Васильевича. Но царь повинен в том, что сделал возможными преступления таких, как Кирибеевич, возвысив их, оградив от народного гнева и создав в стране атмосферу неправды и произвола)
Слово учителя: Почему «Песня…» открывается сценой пира у Ивана Грозного, а заканчивается картиной, в которой царь появляется опять? Очевидно, без фигуры царя столкновение Калашникова с Кирибеевича приобрело бы характер семейно-бытовой драмы. Присутствие государя, покровителя, а затем и активного защитника опричника, усиливает общественное звучание конфликта. Калашников не просто мстит обидчику, пусть даже именитому, а выступает против произвола и несправедливости, насаждаемых самодержавием: подняв руку на опричника, купец тем самым идет против царя.
Г. Н. Поспелов пишет о Калашникове: «Защитник дома и чести проявляет перед лицом самодержавия и перед лицом смерти такое непоколебимое мужество, такую стойкость и смелость, которые могут быть названы героическими. Борец за правое дело становится мучеником за правду».
- Как вы думаете, почему характеристика Кирибеевича исходит из уст царя, а оценку Калашникову дают гусляры? (Ответ: Кирибеевич – царский опричник, верный слуга Ивана Грозного, никто лучше, чем сам царь, не знает его, а Калашников – народный «сын», поэтому именно гусляры, как представители народа и знакомят нас с купцом. Можно сказать, что опричник неизвестен народу)
Слово учителя: В центе поэмы – образ человека из народа. Защиту человеческого достоинства Лермонтов ведет с позиции народной морали. «В смысле классической законченности, - писал А. В. Луначарский, - это произведение стоит на равной высоте с лучшими творениями Пушкина. Но разве не чувствуется, что в нем есть заряд гигантского мятежа?»
- На чьей стороне должен быть царь в сцене кулачного боя? (Ответ: Он должен быть на стороне своего опричника, т.к. тот представляет интересы царя, является его соратником. А Калашников посмел бросить вызов Кирибеевичу, поэтому царь казнит купца)
Слово учителя: По мнению ученых-историков, образ Грозного сложен. Царь казнит Калашникова после того, как тот убивает Кирибеевича, не зная причины этого убийства – оскорбление жены купеческой. Он обещает позаботиться о семье Калашникова, но в то же время его слова пронизаны жестокостью к осуждённому: “Я топор велю наточить-навострить…” Таким образом, царский суд расходится с судом народа, который поёт славу Калашникову.
- Чья точка зрения на купца Калашникова ближе вам, народная или царская? Аргументируйте ответ.
- Какая важная проблема подымается в поэме? (Ответ: Проблема чести и человеческого достоинства)

◙ Работа с наглядным материалом.
На доске висят репродукции иллюстраций к поэме Лермонтова: В. Г. Шварц «Пир у царя», И. Я. Билибин «Алена Дмитриевна и Кирибеевич», В. Васнецов «бой Кирибеевича с Калашниковым», работа Б. М. Кустодиева, В. И. Суриков «Палач».
Учитель спрашивает учеников, совпадает ли их представление о героях с тем, что изобразили художники? Что показывают они на своих картинах?

IV.Обобщение: учитель дает задание 2-м ученикам кратко нарисовать словесные портреты Кирибеевича, Калашникова и Ивана Грозного.
IV. Подведение итогов, урока, оглашение оценок.
V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы, конспект статьи «тема и идея произведения. Поэма»