Выражение "столыпинский галстук": что означает? Полевые суды, как вынужденная мера. Возрождение доброго имени

В Столыпинский галстук. Лев Толстой о 20 повешенных крестьянах

До этого в 1906 г. министр внутренних дел Столыпин ввел военно-окружные и военно-полевые суды, запретив включать в состав этих судов профессиональных юристов - суды без адвокатов, без возможности подать апелляцию, с правом вынесения и исполнения в течение 24 часов смертных приговоров.

Более 70% губерний были объявлены на положении «усиленной» и «чрезвычайной» охраны. Губернаторы получили прямую директиву Столыпина «меньше арестовывать, больше стрелять… Убеждения полноте, действуйте огнем…»
Одесский генерал-губернатор доносит Столыпину , что казни «через расстрел производят неблагоприятное впечатление на войска» . Поэтому он попросил об отпуске средств на оплату палачей и сооружение виселиц «для казней через повешение вместо расстрела» . Столыпин получил прозвище "вешатель", виселицы получили название «столыпинские галстуки».

Ежедневно газеты сообщали о казнях. Одно из этих сообщений, по словам Льва Николаевича, заставило «меня выразить в этих страницах то чувство, которое давно уже мучает меня» .

Из его статьи «Не могу молчать » от 31 мая 1908 года.
*
«Семь смертных приговоров: два в Петербурге, один в Москве, два в Пензе, два в Риге. Четыре казни: две в Херсоне, одна в Вильне, одна в Одессе» .
И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И происходит это в России, в той России, в которой народ считает всякого преступника несчастным и в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни.
Помню, как гордился я этим когда-то перед европейцами, и вот второй, третий год неперестающие казни, казни, казни.
Беру нынешнюю газету.
Нынче, 9 мая, что-то ужасное. В газете стоят короткие слова: «Сегодня в Херсоне на Стрельбицком поле казнены через повешение двадцать крестьян за разбойное нападение на усадьбу землевладельца в Елисаветградском уезде»
<...>
И вот, один за другим, живые люди сталкиваются с выдернутых из-под их ног скамеек и своею тяжестью сразу затягивают на своей шее петли и мучительно задыхаются. За минуту еще перед этим живые люди превращаются в висящие на веревках мертвые тела, которые сначала медленно покачиваются, потом замирают в неподвижности.
Всё это для своих братьев людей старательно устроено и придумано людьми высшего сословия, людьми учеными, просвещенными.
<...>
Недавно еще не могли найти во всем русском народе двух палачей. Еще недавно, в 80-х годах, был только один палач во всей России. Помню, как тогда Соловьев Владимир с радостью рассказывал мне, как не могли по всей России найти другого палача, и одного возили с места на место. Теперь не то.
В Москве торговец-лавочник, расстроив свои дела, предложил свои услуги для исполнения убийств, совершаемых правительством, и, получая по 100 рублей с повешенного, в короткое время так поправил свои дела, что скоро перестал нуждаться в этом побочном промысле, и теперь ведет по-прежнему торговлю. ...»
31 мая 1908 года
Ясная Поляна

**
Потом в газетах появились опровержения - повесили 12 крестьян, о чём Лев Толстой сделал сноску-примечание, которую закончил словами: «... оставляю без перемены все то, что сказано здесь, так как сказанное относится не к одним двенадцати казненным, а ко всем тысячам, в последнее время убитым и задавленным людям»
***

Виселица с пресловутым «столыпинским галстуком», то есть петлёй, превратилась в один из символов тогдашнего российского государства.

"Столыпинский галстук"

Правительственный кризис, столыпинское невежество и как следствие – хаос в стране вынудили многие княжеские семьи, отказавшиеся работать в кабинете Столыпина на правах марионеток, покинуть Родину, спасая собственных детей от надругательства, безграмотности и превращения в безродных «Иванов».
Князья Бабичевы не были исключением и многие из них выехали в Париж, а затем в Канаду и Австралию. Единицы оставались патриотами и считали предательством покидать страну в столь трудное время. Они решили идти до конца со своим многострадальным народом, не предполагая, на какие лишения и страдания обрекают свои семьи.
Одним из таких патриотов был князь Андрей Бабичев. К нему пришли мужики и, пав ниц, спросили:
«Соседние села уже вывезли неведомо куда. Не ровен час, в любую ночь могут прийти, загрузить наши семьи в вагоны и отправить в сибирскую тайгу. Все окрестные сёла сидят на упакованных баулах в ожидании отправки. Мы всю жизнь у сохи стояли, хлебушек растили, коров да кур пасли, детишек на ноги поднимали, далее своей околицы мира не видели. Не знавали, как лес валить, как дома деревянные строить. Наши предки в саманных мазанках жили и нам заповедовали. Здесь жизни не стало, земское начальство лютует, всю кровь выпило, земля не родит, дети с голоду пухнут, и в Сибири от незнания тамошней жизни пропадем. Посоветуй, батюшка, как нам быть?».

Крестьянское безземелье и «земельную тесноту» Столыпин решал очень просто. Объявил, что бескрайние просторы, реки и озера, заливные луга и пастбища, тайга и недра, лежащие за Уралом, отдаются в вечное пользование любому, кто пожелает туда уехать. Он не сгонял местное население в резервации, как в свое время сделали американцы, а противопоставил им переселенцев. Специально для переселения были оборудованы железнодорожные «вагоны – столыпники», в которых можно было перевезти не только многочисленные семьи с имуществом, но и крупный рогатый скот.
О столыпинском полицейском терроре помнят до сих пор: если понятие "столыпинский галстук" пока еще является достоянием истории, то выражение "столыпинский вагон" всем знакомо.

Фото 4:Возможно, в этом вагоне прибыли в Сибирь князья Бабичевы.

Выражение из выступления члена партии кадетов депутата 2-й Государственной думы Федора Измаиловича Родичева (1856-1932) на заседании Госдумы 17 ноября 1907г.
Поводом к нему послужил доклад, который представил Думе председатель Совета министров России А. П. Столыпин. В нем он обещал и далее всемерно бороться с революционным движением в России. Такую политику горячо поддержал депутат-черносотенец В. М. Пуришкевич в своей речи в защиту военно-полевых судов (12 марта 1907 г.): «А где убийцы, все ли они вздернуты и получили Муравьевекий галстук?» (граф М. Н. Муравьев был прозван «вешателем» за жестокое усмирение польского восстания 1863 г.).
Отвечая В. М. Пуришкевичу, кадет Ф. И. Родичев сказал: «В то время, когда русская власть находилась в борьбе с эксцессами революции, только одно средство видели, один палладиум в том, что г. Пуришкевич называет Муравьевским воротником и что его потомки назовут, быть может, столыпинским галстуком». (Государственная дума, третий созыв: Стенографические отчеты. Сессия первая. Ч. 1. СПб, 1908).
В наказание за «непарламентское выражение» Ф. И. Родичев был исключен Думой на 15 заседаний, а П. А. Столыпин даже вызвал его на дуэль. Она не состоялась - депутат извинился перед премьером, но «столыпинский воротник» прочно вошел в ряд крылатых выражений того времени.

Фото 6: Столыпинский галстук

Продолжение:
"Сибирь"


Большинство антироссийских мифов рождается вне нашей страны, в стане ее геополитических и идеологических противников. Однако изрядная доля русофобских настроений присутствует и внутри России. Создавать мифы о беспробудном народном пьянстве, об «империи зла», «тюрьме народов» и «церковном мракобесии» становится признаком принадлежности к особому «элитному» клубу, где его члены не ассоциируют себя с «этой» страной. Василий Розанов в «Апокалипсисе нашего времени» определил опасный диагноз: «Россия погибает от нигилизма, то есть от неуважения к себе».

Бороться с русофобией, искоренять мифы – это задача любого мыслящего человека, кто чувствует себя причастным к России, ее прошлому, настоящему и будущему.

Есть одно «крылатое выражение», долгое время очернявшее имя великого сына России Петра Аркадьевича Столыпина.

Событие имело место 17 ноября (по старому стилю) 1907 года на заседании III Государственной Думы. На трибуну поднялся известный кадет Федор Родичев. Начало его речи вызвавало недовольную реакцию депутатов. Затем, теряя самообладание, в запальчивости, Родичев вспоминает выражение В. Пуришкевича о «муравьевском воротнике» (имелвась в виду деятельность генерала М.Н. Муравьева по ликвидации Польского восстания 1863 г. – Ред). И дальше, как сообщает стенограмма заседания, он произнес: «то, что Пуришкевич называет муравьевским воротником, потомки назовут столыпинским галстуком». Кадет подразумевал под этим веревку для виселицы…

Реакция зала на произнесенные слова была молниеносной. Отовсюду неслись возгласы негодования. Депутаты кричали, что нечестно и подло оскорблять представителя Государя, бросились к трибуне и пытались силою стащить с нее зарвавшегося Родичева. Несмотря на разные политические взгляды, депутаты выразили свое резко негативное отношение к отвратительному сравнению. Сам Пуришкевич был недоволен речью кадета. Заседание было сорвано. Взволнованный и бледный Столыпин при первых криках покинул зал. За ним последовал председатель III Государственной Думы Н.А. Хомяков и министры.

Пётр Столыпин стал первым и единственным главой правительства Российской империи, обладавшим собственным потенциалом политического влияния. Он имел вес и в широких кругах дворянства, и среди чиновничества, и в пёстром движении монархистов, пытавшихся стать общественной опорой царского престола. Если столыпинские предшественники и преемники были лишь координаторами работы министров, чья деятельность направлялась и контролировалась монархом лично, то Столыпин мог, опираясь не только на поддержку царя, но и на коллективную волю его верных слуг, почти самостоятельно управлять правительством, а через его структуры - всей страной.

В перерыве Петр Аркадьевич, как дворянин, передал Родичеву вызов на дуэль. Родичев тут же примчался к Столыпину, в присутствии нескольких человек раскаялся в содеянном и попросил прощения.

«Я вас прощаю», – сказал Столыпин, и инцидент был исчерпан. Известие, как пишется в стенограмме, о том, что Председатель Совета министров принял извинение, быстро облетело Думу и внесло успокоение. Но Столыпин, по свидетельству очевидцев, больше никогда после этого не подавал Родичеву руки. Реакция Государственной Думы также не заставила себя ждать - в наказание за «непарламентское выражение» Родичев был исключен Думой на 15 заседаний.

Казалось, этот факт останется лишь частью истории, однако миф зажил своей собственной жизнью. Большевики раздули миф о реформаторе–вешателе, который решениями военно-полевых судов уничтожил множество невинных людей. В.И. Ленин в статье «Столыпин и революция» (октябрь 1911г.) писал о нём как об «обер-вешателе, погромщике, который подготовил себя к министерской деятельности истязанием крестьян…».

Конечно, большевики не простили Столыпину, введение военно-полевых судов, пытавшихся сбить пламя бунта, остановить грабежи и насилия первой революции 1905-1907 годов; а также реформы, благодаря которым была отсрочена кровавая революция 1917 года. При Советской власти миф стал кочевать из одного учебника истории в другой. Фраза переросла с подачи правящего коммунистического режима в ярлык. Вся деятельность великого государственного деятеля России была сведена к «крылатой фразе». И дожила успешно до сознания сегодняшнего молодого поколения.

Мне трудно понять, почему уточнение причин, по которым Ленинград оказался в блокаде, - это переписывание истории. А превращение Столыпина из сатрапа и вешателя в главного радетеля России - это обретение исторической правды. Советский школьный курс истории переписывается весьма прихотливо. Всё, чему нас учили касательно царской России, - это всё большевицкие извращения. Но сами большевики - вовсе не извращенцы, а, наоборот, эффективные менеджеры.

Примечательно, что на вопрос одной из социальных сетей о том, что такое «столыпинский галстук» , только 22 % респондентов ответили, что это ярлык, навешенный на Столыпина кадетом Родичевым, за который ему пришлось извиняться. 9% посчитали, что это - народное негодование по поводу массовых репрессий и «зачистки» революционных районов, массовых казней крестьян, еще 9 % - что был такой модный в начале ХХ века галстук, какой носил и Столыпин, еще почти 49% - что это удавка на шее терроризма, которую затянул Столыпин.

Еще один миф - о «столыпинском вагоне» . От обычных вагон отличался тем, что задняя часть представляла собой помещение во всю ширину вагона, предназначавшееся для крестьянского инвентаря и скота. Столыпин предложил такие вагоны для добровольцев, для тех, кто выходил из общины и именно добровольно ехал в Сибирь осваивать новые земли.

Один из наиболее прогрессивных политических деятелей России начала XX века Пётр Аркадьевич Столыпин - автор целого ряда реформ, позволивших стране выйти на новый экономический уровень - стал в советский период жертвой пропагандистской лжи, исказившей его облик в глазах последующих поколений. В результате имя человека, принесшего огромную пользу стране, ассоциируется у большинства людей лишь с двумя получившими печальную известность выражениями - «столыпинский галстук» и «столыпинский вагон».

Государственный деятель имперского масштаба

Пётр Аркадьевич родился в Дрездене 14 апреля 1862 года. В течение всей деятельной и насыщенной событиями жизни ему довелось занимать самые различные посты от предводителя дворянства небольшого уездного города до премьер-министра Российской империи.

Наиболее ярко его талант государственного деятеля проявился в восстановлении законного порядка, нарушенного событиями 1905-1907 года, а также в ряде реформ, главной из которых была аграрная. Его имя неразрывно связано также с мерами, предпринятыми для освоения Сибири, в частности, с переселением на её территорию почти 3 млн крестьян из густонаселённых районов России.

Полевые суды, как вынужденная мера

Но вернёмся, однако, к выражению, получившему жизнь благодаря советской пропагандистской машине и надолго очернившему имя одного из выдающихся политических деятелей прошлых лет. Предысторией возникновения выражения «столыпинский галстук» были события, связанные с волнениями 1905-1907 года, и той ролью, которую Столыпин, назначенный Николаем I министром внутренних дел, сыграл в их подавлении.

Поскольку для прекращения кровавых бесчинств, названных впоследствии Первой русской революцией, требовались экстренные меры, Пётр Аркадьевич был вынужден ввести так называемые полевые суды. Им предоставлялось право вынесения приговоров по делам, связанным с наиболее тяжкими преступлениями, наказания за которые были предельно ужесточены, в связи с чрезвычайностью сложившейся обстановки. Во многих случаях смертный приговор по ним приводился в исполнение через повешение.

Реакция либералов

Между тем, эти вынужденные и крайне необходимые для жизнеобеспечения страны меры подверглись резкой критике со стороны многих представителей либеральной общественности. Звучали подобные заявления также и на заседаниях Государственной думы, причём далеко не всегда ораторы считали необходимым оставаться в рамках общепринятых приличий. Появление выражения «столыпинский галстук» является ярким тому примером.

Произошло это на заседании Государственной думы, проводившемся 17 ноября (по старому ст.) 1907 года. На повестке дня стоял вопрос о законности предоставления полевым судам столь широких полномочий. Как это нередко бывало и прежде, обсуждение свелось к обвинению премьер-министра (Столыпин был к тому времени уже назначен на эту должность) в жестокости и попрании человеческих прав. Автором выражения «столыпинские галстуки» был поднявшийся в тот день на трибуну депутат от партии кадетов Фёдор Родичев. Волнение придало ему излишнюю эмоциональность.

Столыпинский галстук - что это такое?

В своей речи он провёл параллель между недавними действиями Столыпина и крайними мерами, предпринятыми генералом Муравьёвым, для подавления польского восстания 1863 года. Тогда, 44 года назад многие поляки закончили жизнь на виселице, что впоследствии дало повод видному государственному деятелю России В. М. Пуришкевичу назвать подобные методы усмирения «муравьёвским воротником».

Этим получившим популярность выражением и воспользовался кадет. Не стесняясь присутствия самого Петра Аркадьевича, он в запальчивости выкрикнул, что отныне «муравьёвский воротник» (то есть петля) войдёт в историю как «столыпинский галстук».

Реакция зала на оскорбление министра

Его слова были бестактны по отношению к уважаемому всеми министру и в то же время несправедливы. Широкое применение смертной казни, санкционированное Столыпиным, позволило пресечь происходившие кровопролития и избежать многих невинных жертв, тогда как жестокость генерала Муравьёва явно превосходила разумные пределы.

Свидетели того выступления впоследствии вспоминали, что выражение «столыпинский галстук» вызвало крайне бурную реакцию зала. Многие из присутствующих, вскочив с мест, криками выражали своё возмущение, а некоторые, прорвавшись к трибуне, пытались силой стащить с неё незадачливого оратора. Заседание в тот день было сорвано.

Несостоявшаяся дуэль

Сам Пётр Аркадьевич при первых же криках покинул зал. За ним последовал председатель Госдумы Хомяков и все присутствовавшие в тот день министры. Столыпин незамедлительно послал Родичеву вызов на дуэль - оба участника инцидента были дворяне, и кодекс чести требовал именно такой реакции на оскорбление. К счастью, зарвавшийся кадет не стал хвататься за пистолет, а тут же, в присутствии свидетелей, принёс извинения. Пётр Аркадьевич великодушно простил обидчика, но, по свидетельству многих, руки ему впредь не подавал.

Весть о примирении сторон быстро облетела депутатов и внесла в их ряды успокоение. Однако выражение, брошенное столь опрометчиво и едва не ставшее причиной дуэли, шагнуло в народ, и с этого времени петля, являвшаяся одним из традиционных орудий казни в России, получила название "столыпинский галстук". Фото одного из них приводится в нашей статье.

Очернение памяти Столыпина

По всей видимости, скандальное выражение постепенно забылось бы, но тому помешала новая жизнь, которую в него вдохнула советская пропаганда. В её интерпретации «столыпинский галстук» - это символ произвола военно-полевых судов, вешавших неповинных людей, прикрываясь полномочиями, данными им Столыпиным. Создателем этого идеологического клише стал Ленин, в одной из своих статей назвавший Столыпина «обер-вешателем» и погромщиком, получившим министерский пост ценой истязания крестьян.

На протяжении всех десятилетий советского режима власти продолжали обвинять Столыпина в предоставлении полевым судам широких полномочий, положивших конец насилию и грабежам 1905-1907 года и, как полагают исследователи, значительно отсрочивших трагедию 1917-го.

Люди старшего поколения помнят преподносившийся на уроках истории миф о, Столыпине как о палаче, залившем кровью факел Первой русской революции. В те годы всю многолетнюю и плодотворную деятельность этого реформатора пытались свести к набившему оскомину выражению "столыпинский галстук", определение которому кочевало из учебника в учебник.

Ещё одно выражение, ставшее крылатым

Попутно следует упомянуть ещё об одном словосочетании, укоренившемся в русском языке и имеющем отношение к Петру Аркадьевичу. Это - «столыпинский вагон». Его появление связано с деятельностью Столыпина, направленной на освоение восточных районов России и Сибири. Поскольку этот край заключал в себе неисчерпаемый потенциал для развития как сельского хозяйства, так и целого ряда отраслей промышленности, необходимо было принять меры по переселению на его территорию крестьян из других районов страны.

Программа эта была успешно проведена в жизнь, благодаря чему жителями Сибири за короткий срок стали около 3 млн человек, а в Алтайском крае их обосновалось более 600 тыс. Естественно, что одной из проблем, связанных со столь масштабным переселением, стал вопрос транспортировки огромного количества людей. Для его решения в 1910 году были выпущены специальные вагоны, получившие название столыпинских. Их особенность заключалась в том, что одна половина в них предназначалась для крестьянских семей, а вторая, отгороженная деревянной перегородкой, для скота и различного имущества.

В сталинские годы эти вагоны служили для принудительной отправки в Сибирь и Среднюю Азию кулаков, а также прочих «контрреволюционных элементов», для чего на окнах установили железные решётки. С этих пор вагоны, некогда перевозившие в новые края вольных хлебопашцев, стали чем-то вроде тюрьмы на колёсах. Название же за ними сохранилось прежнее. Таким образом, если выражение «столыпинский галстук», означает петлю, то «столыпинский вагон» - это символ неволи и произвола властей.

Возрождение доброго имени

В наши дни, когда коммунистическая идеология отошла в прошлое, развеиваются многие мифы, связанные с историей нашей Родины. По-новому начинают звучать имена людей, чья память была осквернена клеветой, порождённой интересами правившей партийно-номенклатурной верхушки. К их числу относится и Столыпин, чья роль в развитии России получила за последние годы совершенно иное освещение.

Наряду с признанием его заслуг как ведущего государственного деятеля своего времени, отдаётся дань и личному мужеству Петра Аркадьевича. Известно, что террористами, именовавшими себя борцами за счастье народа, на Столыпина было организовано 11 покушений, последнее из которых, совершённое 5 сентября (по старому ст.) в Киеве, закончилось его смертью. Многие исследователи склонны полагать, что если бы судьбе было угодно отвести тогда руку убийцы, то будущее России могло сложиться совершенно иначе. Возможно, что и так, но история, как известно, не терпит

До этого в 1906 г. министр внутренних дел Столыпин ввел военно-окружные и военно-полевые суды, запретив включать в состав этих судов профессиональных юристов - суды без адвокатов, без возможности подать апелляцию, с правом вынесения и исполнения в течение 24 часов смертных приговоров.

Более 70% губерний были объявлены на положении «усиленной» и «чрезвычайной» охраны. Губернаторы получили прямую директиву Столыпина «меньше арестовывать, больше стрелять… Убеждения полноте, действуйте огнем…»
Одесский генерал-губернатор доносит Столыпину , что казни «через расстрел производят неблагоприятное впечатление на войска» . Поэтому он попросил об отпуске средств на оплату палачей и сооружение виселиц «для казней через повешение вместо расстрела» . Столыпин получил прозвище "вешатель", виселицы получили название «столыпинские галстуки».

Ежедневно газеты сообщали о казнях. Одно из этих сообщений, по словам Льва Николаевича, заставило «меня выразить в этих страницах то чувство, которое давно уже мучает меня» .


Из его статьи «Не могу молчать » от 31 мая 1908 года.
*
«Семь смертных приговоров: два в Петербурге, один в Москве, два в Пензе, два в Риге. Четыре казни: две в Херсоне, одна в Вильне, одна в Одессе» .
И это в каждой газете. И это продолжается не неделю, не месяц, не год, а годы. И происходит это в России, в той России, в которой народ считает всякого преступника несчастным и в которой до самого последнего времени по закону не было смертной казни.
Помню, как гордился я этим когда-то перед европейцами, и вот второй, третий год неперестающие казни, казни, казни.
Беру нынешнюю газету.
Нынче, 9 мая, что-то ужасное. В газете стоят короткие слова: «Сегодня в Херсоне на Стрельбицком поле казнены через повешение двадцать крестьян за разбойное нападение на усадьбу землевладельца в Елисаветградском уезде»
<...>
И вот, один за другим, живые люди сталкиваются с выдернутых из-под их ног скамеек и своею тяжестью сразу затягивают на своей шее петли и мучительно задыхаются. За минуту еще перед этим живые люди превращаются в висящие на веревках мертвые тела, которые сначала медленно покачиваются, потом замирают в неподвижности.
Всё это для своих братьев людей старательно устроено и придумано людьми высшего сословия, людьми учеными, просвещенными.
<...>
Недавно еще не могли найти во всем русском народе двух палачей. Еще недавно, в 80-х годах, был только один палач во всей России. Помню, как тогда Соловьев Владимир с радостью рассказывал мне, как не могли по всей России найти другого палача, и одного возили с места на место. Теперь не то.
В Москве торговец-лавочник, расстроив свои дела, предложил свои услуги для исполнения убийств, совершаемых правительством, и, получая по 100 рублей с повешенного, в короткое время так поправил свои дела, что скоро перестал нуждаться в этом побочном промысле, и теперь ведет по-прежнему торговлю. ...»
31 мая 1908 года
Ясная Поляна

**
Потом в газетах появились опровержения - повесили 12 крестьян, о чём Лев Толстой сделал сноску-примечание, которую закончил словами: «... оставляю без перемены все то, что сказано здесь, так как сказанное относится не к одним двенадцати казненным, а ко всем тысячам, в последнее время убитым и задавленным людям»
***

Виселица с пресловутым «столыпинским галстуком», то есть петлёй, превратилась в один из символов тогдашнего российского государства.